Найдут как проверить парную согласную

Парные согласные звуки — это шумные согласные, которые образуют пары по признакам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, что такое парные согласные в русском языке, какие пары согласных различают в зависимости от их фонетических особенностей. Приведем таблицу и примеры парных согласных в конце и середине слов.

Звуки речи

Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.

Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.

Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:

[в], [п], [к], [с], [т], [б] и пр.

Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.

Что такое парные согласные?

Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают

  • звонкие согласные
  • глухие согласные

Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

Определение

Звонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует шум и голос.

И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:

[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.

Определение

Глухие согласные — это шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос.

Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.

Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.

Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.

Парные согласные

И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.

Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:

  • пар — бар;
  • кол — гол;
  • тоска — доска;
  • жар — шар.

Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.

Парные звонких и глухие согласные

Понаблюдаем:

  • ворон [в] — верёвка [в’]
  • долина [д] — дерево [д’]
  • гомон [г] — герб [г’]
  • сок [с] — село́ [с’].

Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:

  • жёлудь [ж о л у т’]
  • прожо́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
  • шо́рох [ш о р а х]
  • шёлк [ш о л к].

Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.

Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.

Парные согласные в конце и середине слова

Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:

  • краб [п]
  • покров [ф]
  • сапог [к]
  • город [т]
  • молодёжь [ш]
  • отказ [с].

Определение

Оглушение — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова на парный глухой согласный.

В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:

  • коробка [п]
  • колдовство [ф]
  • коврижка [ш]
  • догадка [т].

Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:

  • отклик («к» или «г»)
  • ералаш («ш» или «ж»)
  • голос («с» или «з»).

Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:

  • просьба [з’]
  • отбить [д]
  • сгрузить [з].

Определение

Озвончение — это замена звонкого согласного на парный глухой согласный в конце или в середине слова перед глухим.

Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.

Как проверить парные согласные в слове?

В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.

Правило

В слове пишется та буква, которая выступает в форме этого слова или в родственном слове, если за согласным стоит гласная буква или «л», «м», «н», «р», «в».

Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:

1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:

  • краб — крабы;
  • покров — покровы;
  • сапог — сапоги;
  • город — города;
  • отказ — отказы;
  • голос — голоса;
  • отклик — отклики.

У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.

2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:

  • молодёжь — много молодёжи;
  • ералаш — нет ералаша;
  • коробка — много коробок;
  • коврижка — нет коврижек.

После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.

3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:

  • пляж — пляжный;
  • складка -складывать;
  • ошибка — ошибочка, ошибочный;
  • лапка — лапа, лапочка;
  • повозка — возить;
  • рубашка — рубашечный.

Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним:

  • анекдот
  • вокзал
  • бутсы
  • зигзаг
  • космонавт
  • муфта
  • рюкзак
  • футбол

и пр.

Видеоурок

Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:

[б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].

Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.

Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.

Для запоминания ребенку очень поможет умение пользоваться лентой букв и звуков.

6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.

лента букв и звуков для начальной



Правило «Парные согласные в корне слова»



шарады для детей

Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].

Например: плод — плоды, травка — трава.



парные согласные в корне слова правило

шарады для детейКак проверить парные согласные в корне?

При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), свеж (каков?) — свежий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: сапожки — сапожок,  кружка — кружечка, когти — коготок.
  • взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.), ходьба (сущ.) — ходит (гл.).

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: автобус, вокзал, завтра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.



Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»



Карточка 1

  1. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.

2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.

Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.

Гри.., су.., хле.., скри.., кло.., ду.., Архи.., зу.., гер…

2 класс: тексты для списывания



Карточка 2

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.

Ле.., шка.., жира.., обу..ь, Кие.., клю.., шар.., телегра.., клю.., рука…

2 класс: тексты для списывания



Карточка 3

  1. Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру.., мя..кий хле…

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.

Моро.., арбу.., интере.., но.., ма..ь, подно.., гру.., свя..ь, голо.., зале….

2 класс: тексты для списывания



Карточка 4

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Сколь..кий лё.., у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё.., ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру.., кре..кие оре..ки.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.

Бере.., кула.., моря.., ночле.., червя.., кру.., творо.., синя.., тан.., утю.., дру..

2 класс: тексты для списывания



Карточка 5

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё.., лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.

Каранда.., пейза.., глу..ь, ё.., ланды.., бро..ь, мор.., гара.., камы.., ду.., у.., сторо.. .

2 класс: тексты для списывания



Карточка 6

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре.., оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.

Заво.., бра.., кро.., огоро.., дроз.., сала.., неф..ь, тру.., го.., трос..ь, радос..ь.

2 класс: тексты для списывания



Карточка 7

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 8

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 9

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 10

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Репорта…

Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.

2 класс: тексты для списывания



Карточка 11

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро.., а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.



Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»


Наш луг

Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Найди с тексте все имена существительные.
    2 класс: тексты для списывания


Зима

Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Родной край

У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной край. (23 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Зимний наряд

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу и подпиши части речи.2 класс: тексты для списывания


Весна пришла

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Найди в тексте имена прилагательные.
  3. Во 2-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Подводная охота

Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу и подпиши части речи.2 класс: тексты для списывания


Рыбки

В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
    2 класс: тексты для списывания


Бурундук

Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И. Литинецкому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста имена существительные во множественном числе.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Репка

Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 4-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


На катке

Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Сделай фонетический разбор слова лёд.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Тетерев

Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Дом

Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Каток

Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.
  3. Выполни звуко-буквенный разбор слова мороз.2 класс: тексты для списывания

Раскраски на тему «Парные согласные»

парные согласные в корне слова 2 класс

парные согласные в корне слова 2 класс

Еще полезные статьи для 2 класса:

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе

Диктанты с грамматическими заданиями для 2 класса

Тексты для списывания 2 класс

Изложения 2 класс

Карточки с заданиями для 2 класса

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЮ:

Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс» 

Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Данное пособие содержит:

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.Учимся списывать текст без ошибокУчимся списывать текст без ошибок


Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-Ым классом.

Списывание 3 класс

Списывание 3 класс


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Как учиться лучше в школе

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Правописание звонких и глухих согласных в корне

Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.

Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непарные звонкие [р, л, м, н] и непарный глухой согласный звук [х]. Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.

А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.

1. Повар готовил обе [т],

А тут отключили све [т].

2. Пришли к нам четыре ко [ш] ки…

Отложили мы в сторону ло [ш] ки.   О. Григорьев

Посмотрите, как пишутся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.

Сравните звуки с буквами.

Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда – нет.

Звук [т] обозначается буквой т или д,

звук [ш] обозначается буквой ш или ж!

Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены «окошки»?

Повё. – везут, увезли

Ду. – дубок, дубрава

Кни.ка – книжечка, книжный

Запи.ка – писать, записная

В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены «окошки».

Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.

Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

Повёз – везут. Корень вёз-, после проверяемого согласного звука [з] идёт гласный [у]. Дуб – дубок. Корень дуб-, после проверяемого согласного звука [б] идёт гласный [о]. Книжка – книжечка. Корень книж-, после согласного звука идёт гласный.

Записка – писать. Корень пис-, после согласного звука [с] идёт гласный [а]. Посмотрим на остальные слова.

Увезли – после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий [л’]. Дубрава – после согласного звука идёт непарный звонкий [р]. Книжный, записная – после согласного звука идёт непарный звонкий [н].

Как проверить парный согласный?

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

Эти существительные стоят во множественном числе.

Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?

Нет, так как после парного согласного следует гласный.

Изменим слова, поставим их в единственное число.

Супы – су_

Львы – ле_

Шарфы – шар_

Труды – тру_

Лбы – ло_

В этих словах есть орфограмма на конце слов.

Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.

Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб— есть беглый гласный?

Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно  изменить слово по числам.

Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.

Обед – (много) чего? обедов

Свет – (много) чего? света

Кошки – (много) кого? кошек

Ложки – (много) чего? ложек

Открываем ещё один способ изменения имён существительных:

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з) –

у о (с, з) –

в буке (т, д) –

на го(т, д) –

От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) – что? букет (это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. – букеты, пишем букву т в корне букет-,

на го(т, д) – что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год-э

Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:

… – ло (д, т) ка

… – ули (д, т) ка

… – ша (б, п) ка

… – оши (б, п) ка

… – ча (ж, ш) ка

… – кру (ж, ш) ка

 лодочка – лодка

улиточка – улитка

шапочка – шапка

ошибочка – ошибка

чашечка – чашка

кружечка – кружка  

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

Когда так говорят?

шу(д,т)ка

про(з,с)ьба

погру(з,с)ка

хо(д,т)ьба

шутка – шутят (буква т в корне шут-)

просьба – просят (буква с в корне прось-)

погрузка – грузят (буква з в корне груз-)

ходьба – ходят (буква д в корне ход-)

Как узнать буквы в корнях имён существительных:

Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед. ч. – мн. ч.)

2. по команде вопроса (много) кого? чего?

3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина

мороз – морозный, (буква з в корне мороз-)

снег – снеговик, (буква г в корне снег-)

вяз (лиственное дерево) – нет чего? – вяза, (буква з в корне вяз-)

дуб – дубок, (буква б в корне дуб-)

насквозь – сквозит, (буква з в корне сквозь-)

Объясняем буквы согласных в глаголах:

А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?

Измените проверяемые слова по командам  вопросов что сделаю? что делать?

озябну, зябнуть – озяб (буква б в корне зяб-)

замёрзну, мёрзнуть – замёрз (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?

…. – приля(к,г)

…. – промо(к,г)

…. – выте(к,г)

… – вле(с,з)

…. – внё(с,з)

…. – упол(с,з)

приляг – прилягу (буква г в корне ляг-)

промок – промокну (буква к в корне мок-)

вытек – вытеку (буква к в корне тек-)

влез – влезу (буква з в корне лез-)

внёс – внесу (буква с в корне нёс-нес-)

уполз – уползу (буква з в корне полз-)

Решаем задачи в корнях имён прилагательных:

А как решать задачи в корнях имён прилагательных?

У_ кая –

Лё_кий –

Кре_кая –

Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

Узкая – узенький

Лёгкий – лёгонький

Крепкая – крепенький

Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?

Узенький, лёгонький, крепенький

А как проверить слово ги_кий? Ведь «гибенький» так не говорят.

Надо изменить слово по команде вопроса каков?

Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.

Подберём эти слова к проверяемым словам.

Гибок – гибкий

Цепок – цепкий

Робок – робкий

Хрупок – хрупкий

Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

2. Изменить слово по команде вопроса каков?

Заключение:

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.

Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

Парные согласные (б-п, з-с ит.д) можно и нужно проверять так: подобрать родственное слово или изменить форму слова так, чтобы этот согласный в новом слове слышался четко. Обычно для этого нужно, чтобы после согласного шёл гласный.

Например: Мороз-морозец. Четко слышим з в слове «Морозец» , значит, и мороз пишем с буквой з.

система выбрала этот ответ лучшим

tana2­008ma­k
[30K]

6 лет назад 

Чтобы определить какую согласную написать в корне, нужно подобрать проверочное слово, в котором после сомнительной буквы будет стоять гласный звук.

Парные согласные — это Д-Т; Б-П; В-Ф; Г-К; Ж-Ш; С-З — их нужно запомнить!

парные согласные в корне слова

девуш­ка-загад­ка
[133K]

9 лет назад 

Чтобы проверить парные согласные в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного шел гласный. Например — дуб — дубы, зуб — зубок, сказка — сказать, дед — дедушка. В подобраном слове звук слышится четко. Такой же согласный пишем в корне проверяемого слова.

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Нужно видоизменить слово. Оставить корень и путем добавления таких морфем, как суффикс или окончание, найти такой вариант, чтобы разбить парные согласные.

Например: решетка — решето.

Чаще всего после согласной, в написании которой мы сомневаемся, будет стоять какая-либо гласная. Но и подойдет также согласная «н».

Например: морковка — морковный.

Svetl­ana Kuzne­tsova
[230K]

8 лет назад 

Парные согласные в корне слова требуют проверки тогда, когда они находятся в слабой позиции, то есть в такой позиции, в которой парные по глухости-звонкости согласные нельзя различить на слух.

При этом парный согласный корня может быть как в конце, так и в середине слова, например: пригород, овраг, морковь (корень совпадает с концом слова) и шоколадка, флажки, резкий (корень находится в середине слов).

Но в обоих случаях для правильного написания проверяемого согласного необходимо изменить слово или подобрать однокоренное таким образом, чтобы после этого согласного в корне слышался гласный или сонорный звук Н.

Например: пригород (произносится «т») — пригороды или пригородный, морковь (произносится «ф») — морковочка, морковный, травка (произносится «ф») — трава, косьба (произносится «з»)- косить, шоколадка — шоколадный, флажки — флажок и т.п.

Ох уж эти «парные согласные» — три дня после уроков оставляли, только потом запомнил..) Но за то надежно запомнил! )

Бывает что в слове при произношении слабо угадывается какая конкретно буква должна стоять в корне слова, отсюда сомнения — как написать. Например «поезд(т)», «лод(т)ка», «лож(ш)ка».

Для того что бы определится, стоит изменить форму слова, подобрав слова с таким же корнем, произношение которых делает «сомнительную» букву более ясной — «позДа» (пишем Д), «лоДочка» (пишем Д), «лоЖечка» (пишем Ж)

Azama­tik
[55.3K]

6 лет назад 

В русском языке в написании парных согласных в корне слова вызывают некоторые проблемы, потому что нельзя сказать точно какой звук слышится, если не подобрать проверочное слово.

Бывает, что мы слышим [с], а написать нужно букву «З», или же мы слышим звук [т], а пишем букву «Д» и тд.

Проверять подобные слова можно и нужно подбором однокоренных слов, где после согласной (парной) идет гласная буква.

Пчела Жужа
[77.9K]

6 лет назад 

Такие слова, которые имеют парные согласные в корне, проверяются, путём добавления суффикса или окончания.

Например: слово «дорожка» можно проверить словом «дороженька»,

слово «мороз» можно проверить словом «морозный»,

слово «снег» можно проверить словом «снега»,

слово «луг» можно проверить словом «луга»,

слово «медведь» можно проверить словом «медведи».

morel­juba
[62.5K]

6 лет назад 

Парные согласные, находящиеся в корне слов, проверяются исключительно путём подбора однокоренные слов. Но путём такого подбора слов, чтобы буква чётко слышалпсь. Вот пример б-п: дуб проверим как дубок — чётко слышим б.

Знаете ответ?

Узнаем, что такое парные согласные в русском языке, какие звуки образуют пары согласных, определим, как их различить в конце и в середине слов.

Парные соглас­ные зву­ки — это шум­ные соглас­ные, кото­рые обра­зу­ют пары по при­зна­кам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, что такое пар­ные соглас­ные в рус­ском язы­ке, какие пары соглас­ных раз­ли­ча­ют в зави­си­мо­сти от их фоне­ти­че­ских осо­бен­но­стей. Приведем таб­ли­цу и при­ме­ры пар­ных соглас­ных в кон­це и сере­дине слов.

Парные согласные звуки

Звуки речи

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Разговаривая меж­ду собой или читая вслух, мы про­из­но­сим сло­ва. Наша речь состо­ит из слов. Каждое сло­во скла­ды­ва­ет­ся из звуков.

Звук — это мини­маль­ная еди­ни­ца речи. Звуки речи отли­ча­ют­ся от букв тем, что зву­ки про­из­но­сят­ся, а бук­вы пишут­ся. С помо­щью букв пере­да­ют­ся зву­ки на пись­ме. Звуки созда­ют фоне­ти­че­скую обо­лоч­ку сло­ва, кото­рую мы слы­шим и можем сами вос­про­из­ве­сти с помо­щью орга­нов речи.

Друг от дру­га зву­ки речи отли­ча­ют­ся спо­со­бом обра­зо­ва­ния. Одни зву­ки про­из­но­сят­ся так, что воз­дух сво­бод­но про­хо­дит меж­ду напря­жён­ны­ми голо­со­вы­ми связ­ка­ми и через рото­вую полость, кото­рая при этом может менять своё очер­та­ние. Так обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состо­ят толь­ко из голо­са. Другие зву­ки речи, и их гораз­до боль­ше, фор­ми­ру­ют­ся ина­че. При их обра­зо­ва­нии выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ют на сво­ём пути раз­лич­ные пре­пят­ствия при смы­ка­нии и раз­мы­ка­нии орга­нов речи и выхо­дит через рот либо через нос. При этом воз­ни­ка­ет харак­тер­ный для каж­до­го зву­ка шум. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные звуки:[в], [п], [к], [с], [т], [б] и пр.

Согласные зву­ки явля­ют­ся шум­ны­ми, так как фор­ми­ру­ют­ся с помо­щью шума. Большинство этих зву­ков речи явля­ют­ся пар­ны­ми согласными.

Что такое парные согласные?

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Согласные зву­ки состо­ят из шума и голо­са или толь­ко из шума. В зави­си­мо­сти от соот­но­ше­ния голо­са и шума в рус­ском язы­ке различают

  • звон­кие согласные
  • глу­хие согласные

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голо­са. При их про­из­но­ше­нии напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки колеб­лют­ся под напо­ром выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].Определение Звонкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет шум и голос.

И напро­тив, в речи суще­ству­ют соглас­ные зву­ки, кото­рые фор­ми­ру­ют­ся пол­но­стью из шума:[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

При про­хож­де­нии выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха голо­со­вые связ­ки не виб­ри­ру­ют. Голос совер­шен­но не участ­ву­ет в их рож­де­нии. Эти соглас­ные зву­чат приглушённо.Определение Глухие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых отсут­ству­ет голос.

Многие шум­ные соглас­ные похо­жи по фоне­ти­че­ским харак­те­ри­сти­кам, кро­ме при­зна­ка глухости/звонкости. С этой точ­ки зре­ния такие похо­жие по спо­со­бу обра­зо­ва­ния звон­кие и глу­хие соглас­ные обра­зу­ют меж­ду собой пары.

Запишем звон­кие соглас­ные вер­ти­каль­но сле­ва в соот­вет­ствии с их места­ми в алфа­ви­те. Так лег­че их будет запом­нить. И при­ве­дём спра­ва пар­ные глу­хие согласные.

Наглядно про­де­мон­стри­ру­ем пар­ные соглас­ные в сле­ду­ю­щей таблице.

Парные согласные

И толь­ко сонор­ные соглас­ные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не име­ют пар­но­го глу­хо­го соглас­но­го, а глу­хие соглас­ные [х], [ч’], [ц], [щ’] — пар­но­го звон­ко­го соглас­но­го. Это непар­ные звон­кие и глу­хие согласные.

Парные звон­кие и глу­хие соглас­ные помо­гут раз­ли­чать слова:

  • пар — бар;
  • кол — гол;
  • тос­ка — доска;
  • жар — шар.

Парные соглас­ные так­же раз­ли­ча­ют­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Парные звонких и глухие согласные

Понаблюдаем:

  • ворон [в] — верёв­ка [в’]
  • доли­на [д] — дере­во [д’]
  • гомон [г] — герб [г’]
  • сок [с] — село́ [с’].

Только все­гда твёр­дые пар­ные соглас­ные [ж] и [ш] не име­ют соот­вет­ству­ю­щих мяг­ких согласных:

  • жёлудь [ж о л у т’]
  • прожо́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
  • шо́рох [ш о р а х]
  • шёлк [ш о л к].

Если же пар­ные соглас­ные нахо­дят­ся в сере­дине или в кон­це, то они ведут себя по-разному. В зави­си­мо­сти от того, какой звук нахо­дит­ся рядом, про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния или оглу­ше­ния. Из-за это­го воз­ни­ка­ют затруд­не­ния в напи­са­нии слов.

Посмотрим, как меня­ют­ся пар­ные соглас­ные зву­ки в кон­це и в сере­дине слов.

Определение

В русском языке есть парные и непарные согласные звуки.

Термин «парные согласные звуки» обозначает, что согласные звуки имеют пару.

Парность рассматривается в двух аспектах: по звонкости/глухости и по твердости/мягкости.

Парные согласные звуки

Парные звонкие, глухие согласные звуки

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.

Классификация согласных звуков

Классификация согласных звуков

По правилам грамматики, согласные бывают:

  1. Глухиезвонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
  2. Мягкиетвердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.

Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.

Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.

Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную

[su_box title=»Важно!» box_color=»#ff8e36″ title_color=»#ffffff»] В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст. Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] – звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.[/su_box]

Парные звонкие, глухие согласные

Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют:  р, г, в, ж, д, й, з, н,м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение. Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: золагордынязазорРимромзона. Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.

Виды согласных

Таблица парных согласных – звонких, глухих:

            б         ж            з             г            в           д
            п         ш            с            к            ф           т

Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать. Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).

Русская речь богата целым арсеналом слов близких по звучанию, но с различным значением. Так сменив звонкий согласный на глухой, можно получить совершенно другое слово по смыслу. Примеры: зуд – суд, гора – кора, жар – шар.

Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласных

Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласных

Имеется много наглядных примеров, благодаря которым можно разобраться в правописании звонких, глухих парных согласных. Смотрите некоторые из них:

  • Код(т) – проверить можно так: коды
  • Стог(х) – проверочное слово: стогами
  • Лошадь(ть) – проверить можно так: лошади
  • Лодка – слышится (т). Проверка слова: лодочка.

Как видите, проверить правописание согласных звуков не составит особого труда, а благодаря примерам можно запросто научить этой теме и ребенка.

Парные по звонкости/глухости

Многие согласные звуки являются парными по звонкости/глухости. Это значит, что такие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости. К таким согласным звукам относятся: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш].

Звонкие согласные звуки состоят из шума и голоса, глухие согласные звуки – только из шума.

Правило правописания парных согласных

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.

Правописание парных по звонкости/глухости согласных звуков – орфограмма, требующая проверочное слово. Эта орфограмма касается парной согласной в корне слова (в середине и в конце слова).

Парные звуки оглушаются в следующих случаях:

  • слова с парной согласной на конце (например, в слове «зуб» произносится парный глухой согласный звук [п], так как согласный звук находится в конце слова)
  • перед глухими согласными звуками (например, в слове «губки» произносится парный глухой согласный звук [п], так как он находится перед глухим согласным звуком [к]).

Парные звуки озвончаются в следующем случае: перед звонкими согласными звуками (например, в слове «сделать» произносится парный звонкий согласный звук [з], так как он находится перед звонким согласным звуком [д]).

Приведенные примеры (зуб – зу[п], губки – гу[п]ки, сделать – [з]делать) помогают доказать, что звуки и буквы не всегда совпадают.

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга – последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Орфограммы – парные согласные
на конце слова в стечении согласных
бо[п]бро[т]бро[ф’]гвоз[т’]огоро[т]дро[ш] поло[с]како[з’]баре[з’]багоро[д’]бакро[в’]стра[ш]

Далее отрабатываем навык подбора проверочных слов.

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] – бобы – боб;
  • бро[т] – брода – брод;
  • бро[ф’] – брови – бровь;
  • гвоз[т’] – гвозди – гвоздь;
  • огоро[т] – огороды – огород;
  • дро[ш] – дрожи – дрожь;
  • поло[с]ка – полосонька – полоска;
  • ко[з’]ба – косить – косьба;
  • ре[з’]ба – резать – резьба;
  • горо[д’]ба – городить – городьба;
  • кро[в’] – кровный – кровь;
  • стра[ш] — стражник – страж.

Парные согласные. Примеры различения слов

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ – (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб — (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) – (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара – (поверхность) шара;
  • (букет) роз — (мальчик) рос;
  • (новый) дом – (толстый) том.

парные согласные таблица

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

Парные по твердости/мягкости

Большинство согласных звуков имеют пару по твердости/мягкости.

К таким согласным относятся: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].

Твердые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении: при произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому небу.

Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов

Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.

К примеру: твердый звук [б] был – [б`] бил; [т] ток – [т`] тёк. Когда вы произносите твердые согласные, то язык кончиком прикладывается к небу. А мягкие получаются, когда средняя часть языка прижимается к небу. Мягкая или твердая согласная буква — определяется это по следующей за согласной букве. В свою очередь гласные буквы тоже имеют свои пары: ы-иа-яэ-еу-юо-ё.

Какие гласные дают твердость согласному звуку?

Какие гласные дают твердость согласному звуку?

Некоторые гласные имеют два звука, это такие, как: (я, ё, ю, е), произносят следующими способами: мягкий звук [й] + парная гласная вышеперечисленных гласных: э, о, у, а. Или же смягчающий знак + парная гласная.

Например, слово – енот. Его произносят так: [й] [э] [н] [о] [т]. Или слово – тина. Оно произносится как: [т’] [ы] [н] [а]. Буквы: ы, у, а, о, э имеют лишь один звук, потому никак не влияют на впереди стоящий согласный звук.

Пример мягких, твердых звуков: Липа – лыжимел – мэрдым – дело. Фонетическая транскрипция: [Л’ыпа] – [лыж’ы], [м’эл] – [мэр], [дым] – [д’эло]. Из примеров видно, что твердые согласные звуки стоят перед ы, о, э, а, у, а мягкие перед: и, я, е, ю, ё.

Еще мягкие звуки могут стоять перед мягким знаком, пример: килька, кисть, лень, тюль, моль.

Гласные, которые смягчают согласный звук

Гласные, которые смягчают согласный звук

Когда после согласной буквы – с пишется – м, то с всегда твердая, даже тогда, когда м – мягкая. Звуки: м и с считаются твердыми, если они пишутся в самом конце слова, примеры: сомтомколосполюс.

Заимствованные слова с гласной – е обычно произносят твердо. Пример: фейк, [фэй’к].

Согласные звуки всегда мягкие, если они пишутся перед: ь. Исключение – это такие буквы: ж, ц, ш – они всегда твердые. А мягкие – это щ, й, ч. Примеры: щавельйодчайка.

Твердые согласные, на которые не влияет последующая буква

Твердые согласные, на которые не влияет последующая буква

Твердые согласные звуки могут образовывать себе мягкую пару, смотрите ниже таблицу и примеры этих букв далее.

Таблица

 Твердые согласные звуки  Мягкие согласные звуки Примеры с твердыми и мягкими согласными звуками
[б] [б’] быт – бит, быть – бить
[п] [п’] пыль – пил, пан – пьян
[в] [в’] выл – вил, вата – Вятка, готова – готовь
[ф] [ф’] фонарь – филин, эффект – факт
[д] [д’] вода – води, дыра – динар
[с] [с’] весы – весь, сыр – сера
[з] [з’] воз – вези, заря – зеро
[н] [н’] ноша – няша, кон – конь
[г] [г’] горб – герб, нога – ноги
[к] [к’] сорок – сороки, кот – кит
[м] [м’] мол – мел, мал – мил, мат – мята
[т] [т’] бит – бить, туман – темень
[л] [л’] мол – моль, лось – лес
[х] [х’] ухо – ухи, хороший – хитрый
[р] [р’] роса – рис, рысь – ряска.

Запомните: К твердым непарным относятся согласные буквы: [ж], [ш], [ц], а к мягким непарным – согласные [щ’], [ч’], [й’]

Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за ними

Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за ними

Парные согласные в конце и середине слова

Если звон­кий соглас­ный ока­зал­ся в кон­це или перед глу­хим соглас­ным в сере­дине сло­ва, то эта пози­ция явля­ет­ся сла­бой для него. При про­из­но­ше­нии в кон­це сло­ва неиз­беж­но про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ко­го соглас­но­го. Послушаем, как зву­чат конеч­ные соглас­ные в словах:

  • краб [п]
  • пок­ров [ф]
  • сапог [к]
  • город [т]
  • моло­дёжь [ш]
  • отказ [с].

ОпределениеОглушение — это заме­на звон­ко­го соглас­но­го в кон­це или в сере­дине сло­ва на пар­ный глу­хой согласный.

В сере­дине слов глу­хой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий звон­кий и меня­ет каче­ство его зву­ча­ния. Звонкий упо­доб­ля­ет­ся ему и при про­из­но­ше­нии сло­ва ста­но­вит­ся глу­хим. Убедимся в этом:

  • коробка [п]
  • кол­довство [ф]
  • ков­рижка [ш]
  • догадка [т].

Аналогично могут воз­ник­нуть сомне­ния в напи­са­нии слов с конеч­ны­ми глу­хи­ми согласными:

  • отк­лик («к» или «г»)
  • ера­лаш («ш» или «ж»)
  • голос («с» или «з»).

Глухие соглас­ные, ока­зав­шись перед звон­ки­ми, так­же меня­ют своё зву­ча­ние. Происходит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния глу­хих согласных:

  • просьба [з’]
  • отбить [д]
  • сгру­зить [з].

ОпределениеОзвончение — это заме­на звон­ко­го соглас­но­го на пар­ный глу­хой соглас­ный в кон­це или в сере­дине сло­ва перед глухим.

Как видим, зву­ча­ние пар­ных соглас­ных и напи­са­ние соот­вет­ству­ю­щих букв в сло­ве не совпадают.Дополнительный мате­ри­алСмотрите боль­ше при­ме­ров с пар­ны­ми соглас­ны­ми.

Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?

Когда произносят звуки, то иногда слышатся чаще глухие звуки. Но несмотря на это писать следует правильную букву. Все буквы в словах не могут меняться. Даже несмотря на то, что слышится другой звук. Чтобы удостовериться, верно ли написано слово, понадобится изучить некие правила. Благодаря им станет понятно, какой звук употребляется в слове глухой или звонкий, будет исключена возможность замены парных согласных звуков.

Парные согласные звуки - правило

Парные согласные звуки: правило

Правила для проверки написания глухих, звонких согласных звуков:

  1. В корне при написании буквы не меняются, чтобы проверить правописание той или иной буквы, надо подобрать однокоренное слово в другой форме. Если после сомнительной согласной будет стоять гласная, то вы определитесь какую букву писать звонкую или глухую.
  2. Легко определить какая согласная пишется в том или ином слове, когда после нее стоит сонорный согласный: й, р, м, л, н.

Примеры: чтобы не сделать ошибку, в слове сугроб(п), понадобится изменить это слово, чтобы в конце была гласная: в сугробах. Слово глаз(с), проверочное: глаза, обоз(с) — обоза, код(т) — кода, чат(д) — чаты.

ВАЖНО: Существуют некоторые слова, которые невозможно проверить. К таковым причисляется – кофта. Это слово необходимо запомнить и всегда писать в нем букву — ф.

Как проверить парные согласные в слове?

В таких слу­ча­ях пом­ним, что в напи­са­нии пар­ных соглас­ных букв не сле­ду­ет пола­гать­ся на про­из­но­ше­ние сло­ва. В рус­ском язы­ке мно­гие сло­ва пишут­ся не так, как слы­шат­ся. На пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние соглас­ных не обо­зна­ча­ет­ся. Морфема сохра­ня­ет свое еди­ное напи­са­ние вне зави­си­мо­сти от зву­ча­ния, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния. Обратимся к пра­ви­лу напи­са­ния пар­ных согласных.ПравилоВ сло­ве пишет­ся та бук­ва, кото­рая высту­па­ет в фор­ме это­го сло­ва или в род­ствен­ном сло­ве, если за соглас­ным сто­ит глас­ная бук­ва или «л», «м», «н», «р», «в».

Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ных кор­ня и про­ве­рить пар­ные соглас­ные, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

1. поста­вим сло­во с сомни­тель­ным конеч­ным соглас­ным в фор­му мно­же­ствен­но­го числа:

  • краб — крабы;
  • покров — покровы;
  • сапог — сапоги;
  • город — города;
  • отказ — отказы;
  • голос — голоса;
  • отклик — отклики.

У сло­ва «моло­дёжь» нет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла. Тогда при­бе­га­ем к дру­го­му спо­со­бу проверки.

2. Образуем фор­му роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла, в чём нам помо­гут сло­ва «мно­го» или «нет»:

  • моло­дёжь — мно­го молодёжи;
  • ера­лаш — нет ералаша;
  • коробка — мно­го коробок;
  • ков­рижка — нет коврижек.

После сомни­тель­но­го соглас­но­го появил­ся глас­ный звук, кото­рый про­яс­нил его звучание.

3. Поищем род­ствен­ное сло­во, в кото­ром после про­ве­ря­е­мо­го пар­но­го соглас­но­го ока­жет­ся глас­ный звук или сонор­ные «н», «л», «м», «р»:

  • пляж — пляжный;
  • складка -скла­ды­вать;
  • ошибка — оши­боч­ка, ошибочный;
  • лапка — лапа, лапочка;
  • повозка — возить;
  • рубашка — рубашечный.

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка, чаще все­го заим­ство­ван­ных, нель­зя про­ве­рить пар­ные соглас­ные с помо­щью «кон­троль­но­го сло­ва». Это сло­вар­ные сло­ва, напи­са­ние кото­рых запомним:

  • анекдот
  • вокзал
  • бутсы
  • зигзаг
  • кос­мо­навт
  • муфта
  • рюкзак
  • футбол

и пр.

Видео: Парные согласные звуки

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти в компьютере word excel
  • Как найти работу привлечение работы
  • Как правильно составить бизнес план для начинающего предпринимателя
  • Как найти массу сгоревшего вещества
  • Диаметр гиперболы как найти