Методика Жуковой обучению чтению – это комбинирование традиционного звукового (от звука к букве, от буквы к слогу) подхода с логопедическим. Единицей чтения выступает не отдельная буква, а слог. В этой статье мы подготовили для вас карточки со слогами для чтения дошкольников по букварю Н.Жуковой, основываясь на её рекомендациях, которые вы можете распечатать бесплатно.
Больше заданий для обучения чтению по слогам с детьми вы найдете в разделе «Читаем по слогам — Задания и материалы по чтению»
Порядок изучения букв по жуковой
Надежда Сергеевна в своем обращении в начале букваря советует не учить все буквы азбуки сразу, а делать это постепенно. Ребенок изучает несколько букв и сразу же их складывает в слоги. Вначале учим гласные А,У,О и сразу же их складывает в слоги. Еще буквы — еще слоги. Это позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и письма.
А,У,О,М,С,Х,Р,Ш,Ы,Л,Н,К,Т,И,П,З.Й,Г,В,Д,Б,Ж, Ь,Я,Ю,Ё, Ч,Э,Ц,Ф,Щ,Ъ.
Слоговые таблицы по методике Жуковой
Учить слиянию букв в один слог надо так: взрослый двигая (пальцем или карандашом) от первой буквы ко второй соединяет их дорожкой, при этом тянем первую букву, а вторую говорим коротко. В итоге ребенок, самостоятельно передвигая пальчик от буквы к букве научиться читать слоги. Не допускайте прочтения букв побуквенно, это затруднит ребенку овладение слитного чтения. Дошкольнику легче научиться читать слоги с начального гласного затем согласный (обратные слоги), труднее с начального согласного и конечного гласного (прямые слоги). Поэтому для начала учит е соединять буквы в слоги с 2 гласных.
АУ,УА,АО
Начинаем учить согласные буквы М,С,Х,Р,Ш и составлять из них слоги.
Изучаем гласную букву Ы и согласные буквы Л,Н,К,Т. Тренируем чтение слогов с гласными буквами А,О,У,Ы.
Учимся читать слоги с гласной И и ранее выученными согласными буквами.
Продолжаем учить согласные буквы П,З,Й,Г, В,Д,Б,Ж. Тренируемся в прочтении слогов с этими буквами.
Учим гласные буквы Е,Я,Ю,Е и читаем слоги.
Учим буквы Ч,Э,Ц,Ф,Щ и тренирумся читать слоги с этими буквами.
В итоговой слоговой таблице по Жуковой для дошкольников собраны все слоги с буквами алфавита. Читать можно как по горизонтали так и по вертикали.
Совет от Надежды Жуковой! Поскольку у разных детей темп обучения чтению неодинаков, следите , чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на чтении слогов и слов, другие быстро перейдут к более сложным текстам.
Слоги из 3 и более букв
Прочтение слогов из 3 и более букв предлагайте только тем детям, которые хорошо сливают слоги и свободно читают слоги из двух букв.
Обучаем ребенка правильно читать по слогам: упражнения и игры
Научить ребенка самостоятельно читать до первого класса без помощи учителей и профессиональных навыков сложно, но вполне возможно. Для этого родителям потребуются учебные пособия, книги, методические рекомендации от авторов программ. Как избежать трудностей с обучением, когда и с чего начинать, что делать, если ребенок отказывается учиться читать, расскажем подробнее.
Когда начинать
Со скольких лет начинать учить ребенка читать? На этот вопрос нет точного ответа. Уроки буквенной грамоте проводят в 4–5 лет, перед началом обучения в школе, в 6–7 лет.
Возраст дошкольника не является основным показателем готовности к усвоению новых знаний и понятий. Гораздо важнее, насколько он подготовлен к занятиям интеллектуально, психологически, физически. Обратите внимание на следующие показатели, которые для знакомства с чтением должны быть в норме:
- Малыш хорошо разговаривает, использует распространенные предложения для рассказа или ответа на вопрос.
- Фонематический слух, артикуляционные навыки развиты согласно возрасту. Особое внимание обратите на правильность произношения звуков, дошкольник должен выговаривать и узнавать все фонемы.
- Ребенок поддерживает разговор, понятно и последовательно рассказывает о прошедшем дне, ярком событии.
- Дошкольник ориентируется в пространстве. Понимает направления право–лево, верх–низ. Если малыш путает стороны, но сам исправляется, это считается нормой.
- Детсадовец может заниматься настольными играми, рисованием более 10 минут.
Если все перечисленные показатели у дошкольника в норме или с незначительными отклонениями, ему больше 5 лет, пора задуматься об обучении чтению.
Неподготовленных шестилеток стимулируйте, привлекайте к азбуке собственным примером, решайте логопедические проблемы. Если же детсадовец еще совсем маленький, 3–4 года, но просит рассказать о буквах, научить складывать слоги, пойдите ему навстречу. Проводите занятия в легком режиме, чтобы не отбить интерес к чтению большими объемами информации, трудностями ее усвоения.
Тест на готовность
Еще один вариант для оценки готовности ребенка к чтению — тест. Пройдите его вместе с дошкольником, на некоторые вопросы ответьте сами. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом, отрицательный — 0 баллов.
- Дошкольник любит, когда ему читают?
- Внимательно слушает чужое чтение?
- Может пересказать услышанный текст?
- Любит самостоятельно рассматривать книгу?
- Содержание интересует детсадовца больше, чем картинки?
- Изображает ли дошкольник чтение? Например, раскрывает любимую сказку и пересказывает ее с выражением и демонстративно водит пальчиком по строчкам?
- Ему больше нравятся игры с книгами, изучение азбуки, чем просмотр мультиков?
- Мастерит ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
- Детские книжки хранит и рассматривает аккуратно?
- У малыша обширная лексика?
- Чаще говорит полными, развернутыми предложениями?
- Знает большое количество небольших стихов, сказок, песенок?
- Может подобрать слово на заданную букву? Например, скажи слово, которое начинается на М (подставьте любую фонему).
- Знает алфавит, если нет, хочет выучить буквы?
- Если знаком с буквами, пытается сам соединить их в слоги?
- Хорошо проговаривает все звуки?
- Может понять, чем отличаются слова РАК и МАК?
- Просит научить его читать?
Суммируйте баллы, ознакомьтесь с результатами:
0–5 очков
Учиться читать вашему малышу рано.
Это не интересует его в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику меньше 5 лет, расстраиваться, тревожиться не стоит, это нормально. Детей после 5 лет с таким результатом тестирования нужно начинать приучать к книгам, заинтересовывать, увлекать картинками, потом содержанием. Придумайте игру со сборниками сказок, чаще читайте крохе перед сном сами.
6–12 очков
Стремление к самостоятельному чтению неустойчивое. Обратите внимание на домашнюю библиотеку, сходите в книжный магазин вместе. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками помогут проявить инициативу в большей степени.
Ваша задача — уделять чтению больше времени, зажигать интерес к сюжету, технике словосложения. Например, не дочитывать до конца, останавливаться в момент развязки и сетовать, что читать он сам пока не может, поэтому узнает концовку только завтра.
13–18 очков
Поздравляем! Ваш ребенок готов к чтению полностью, ждет новой информации, хочет получать ее в большом объеме с помощью книг, читая самостоятельно. Откладывать обучение не нужно, начните прямо сегодня.
На заметку! Под обучением чтению понимайте целенаправленную работу по прививанию навыка осознанного складывания слогов, слов и предложений. К серьезным занятиям дети готовы в 5–6 лет. Буквы, элементарные сочетания согласных и гласных можно начинать осваивать гораздо раньше, в 2–4 года.
Этапы обучения
Даже очень любознательного, одаренного ребенка нельзя научить читать спонтанно, бессистемно. Навык будет формироваться устойчиво, если использовать комплексный подход.
Не торопитесь сразу дать понятие о букве, слове, способах их сложения и прочтения. Воспользуйтесь нашими рекомендациями по составлению плана занятий.
1. Развитие фонематического слуха, образного мышления в раннем возрасте
Это крайне важно для восприятия звуков, букв, текста. Способность к чтению закладывается в младенческом возрасте, хотя многие родители делают это неосознанно.
Играйте с грудничком в шумные игры, используйте музыкальные инструменты, звукоподражания. Вырабатывайте чувство ритма с помощью мяча, скакалки, пения, стихотворений. Учите различать тихие, громкие звуки, стук, гудение, вариантов развития фонематического слуха много.
Последний этап — дифференциация звуков в начале и конце слова. На такие вопросы кроха должен отвечать к 5 годам. Для этого не нужно знать буквы. Назовите слово, начинающееся на С (сорока, сом), пусть придумает еще несколько похожих. Потом используйте последнюю букву. Вы говорите ДОМ, он называет МАМА, МЫШЬ.
Справиться с последней задачей получится не сразу. Не настаивайте, тренируйтесь по дороге из детского сада, просите повторить правильный ответ за вами, уделяйте больше времени изучению незнакомых звуков на природе, дома.
2. Знакомство со звуками
Прежде чем познакомиться с внешним видом букв, расскажите ребенку о звуках. Разделите их на несколько групп. Например, гласные — их можно петь, звонкие — покажите на примере звуков природы (гром гремит, тигр рычит), глухие соотнесите с тихими, не мелодичными звуками (тс-с-с, пых).
На этом этапе важно сформировать образ, фонетическую оболочку букв.
Это поможет ребенку производить слоговой и фонематический анализ слов в школе.
На заметку! Для различения звонких и глухих при речи используйте прикладывание пальцев к горлу. При произношении Р, Д, М и других звонких согласных под пальчиками будет вибрация. При произнесении глухих (Ш, П, С и др.) — вибрация отсутствует.
3. Изучаем и запоминаем буквы
Знакомство с буквами начинайте с постановки целей. Объясните, для чего это нужно знать. Расскажите о возможностях, которые открывает книга, о письменности, культуре разных народов. Основная задача — заинтересовать малыша.
Мотивацию продолжайте на простых примерах букв. Начните с гласных, например А, У. Детсадовец быстро их запомнит, научится писать, сможет прочитать первое слово: АУ!!! Когда поймет, что читать совсем несложно, уроки могут быть занимательными и веселыми, двигайтесь дальше. Сочетайте новые буквы со складыванием слогов, простых слов.
Еще один вариант знакомства с буквами — изучение с привязкой к картинке. Для этого нужны буквари или азбуки. М – машинки, Т – тортик, В – ворона и т. д. Этот метод необходим детям-визуалам. Для быстрого запоминания символов, начертания алфавита используйте лепку, разукрашивание букв, обводите их в прописях.
На заметку! Николай Александрович Зайцев, автор методики обучения чтению по складам с помощью кубиков, считает, что не нужно давать знания о буквах постепенно. Предлагает заучить азбуку целиком, а потом переходить к складам.
С его мнением можно согласиться или нет. Ориентируйтесь на темперамент, способности своего малыша.
4. Складываем слоги
Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.
Покажите, как пропевать слоги. Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой. После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.
Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.
5. Составляем слова
Для этого этапа будут полезны разрезанные карточки со слогами. Сначала берите по 3–4 штуки, потом можно больше. Дайте задание составить слова из полученных карточек, лучше, если вариантов будет несколько. Например, на столе лежат слоги МА, РА, ЗИ, ПО. Пусть составит слова: ЗИМА, ПОРА, РАМА.
Карточки со слогами вы можете скачать ниже, нажмите на картинку, скачивайте и распечатывайте.
Следующий этап — составление слов с закрытыми слогами. Понадобятся отдельные буквы и карточки с открытыми слогами. Например, МА, ПА, СО и буквы на карточках К, Ж, М. Получится следующий набор: МАК, СОК, ПАЖ, СОМ.
Через 2–3 урока предложите составить слова из нескольких слогов. Выбирайте простые лексемы: ДОМИК, ТРАВА, ЛОПАТА.
После самостоятельного составления слов можно переходить к занятиям по книгам с небольшими текстами. Сначала малыш читает отдельные слова с одним слогом, потом с двумя–тремя. Торопить, ругать, подсказывать не нужно.
6. Читаем предложения
Когда дошкольник легко воспроизводит простые слова, переходите к предложениям. На начальном этапе используйте знакомые сочетания: МАМА, ЛЕС, ВОДА, КОТ. Подберите материал с короткими текстами из 2–3 предложений. Чтобы ученик получил удовольствие от чтения, не хотел лениться от скуки, используйте стихотворения, прибаутки со смысловой нагрузкой. Например:
У Вани новые книги!
Сын сам есть суп. Мама рада.
Мишка шишки собирал
И все елки ободрал.
Следующий этап — выразительное чтение текстов из 5–10 простых предложений. Используйте занимательные задания, картинки, загадки, упражнения, чтобы не превратить процесс обучения в нудное занятие. Помните, лучше всего дети учатся в игре.
Как тренировать ребенка
Итак, дошкольник научился читать. Пришло время обратить внимание на скорость словосложения, чтобы укладываться в нормативы техники чтения в школе. Используйте следующие упражнения для повышения темпа воспроизведения отрывков вслух.
Чтение слоговых таблиц
Таблицу можно распечатать в большом размере, нажмите на картинку и скачайте её:
Эффективное средство перехода от слогового к пословному чтению. Если проводить тренировки регулярно, будущий первоклассник будет складывать слова из слогов автоматически.
Читайте таблицы столбиками (вертикально), на каждую по 30 секунд на начальном этапе. Записывайте потраченное время в дневник, отмечайте прогресс. Через 7–10 дней дошкольник должен подойти к такому результату: 3 таблицы за 30 секунд, то есть практически выучит их наизусть. Тренируйтесь каждый день 2 раза.
Волна
Положите книгу на стол перед ребенком, текст должен быть небольшой. Пусть прочитает в удобном для него ритме. Затем разверните учебник на 90°, попросите прочитать отрывок или весь текст. Потом расположите ее вверх ногами, повторите задание. Объем текста увеличивайте постепенно.
Чтение отрывками
Упражнение подходит для детей со средним или быстрым темпом речи. Задача родителя или педагога: максимально улучшить результат. При выборе тренировочного текста учитывайте технику чтения на данный момент и прибавьте к результату 30 слов. Если дошкольник читает 20 слов, дайте текст на 50 единиц, если 30 слов — на 60 единиц.
Тренировка состоит из трех этапов. Сначала ребенок прочитает заданный отрывок без задания, в привычном для него ритме. Затем старается уложиться в 1 минуту, использует две попытки. Увеличивайте количество слов в отрывке, когда дошкольник спокойно, без усилий справляется с поставленной задачей. Тренировку проводите каждый день 2 раза (утром, вечером).
Пересказ прочитанного текста
Это задание полезно ученикам с любым ритмом чтения. Учите пересказывать прочитанное по абзацам, затем по странице, потом полностью. Если детсадовец читает совсем медленно, по слогам, воспроизводите текст сами вслух. Пусть расскажет, что услышал и понял. Затем прочитает самостоятельно.
Важно! На начальном этапе обучения чтению во главу угла ставьте понимание сути текста, а не количество слов. К повышению скорости переходите после отработки автоматического складывания слогов и слов в предложения.
Полезные советы
Обучение чтению детей может стать мукой для первоклассника и его родителей. Чтобы избежать скандалов, разочарований и не отбить желание освоить грамоту, воспользуйтесь маленькими хитростями:
- Занимайтесь регулярно. Уроки, проводимые время от времени или плохо организованные, необходимого эффекта не дадут. Ребенок просто забудет всю информацию. Составьте план занятий и следуйте ему неукоснительно. Иногда делайте каникулы на пару дней.
- Учите в игровой форме. Например, собирайте из кубиков с буквами домики, возите их на грузовике, чтобы составить слоги. Без строгих правил и сидения за столом по 30–40 минут информация усвоится легко, с интересом.
- Соблюдайте последовательность обучения. План может выглядеть так: звуки – буквы – слоги – слова – предложения – тексты. Двигайтесь от простого к сложному последовательно.
- Используйте видеоуроки для занятий в домашних условиях. Этот вариант подойдет старшим дошкольникам, применяйте в целях самообразования для родителей.
- Регулярно повторяйте пройденное. Используйте для этого разные методы: распечатывайте карточки, делайте рисунки, учите загадки, песни.
- Ищите буквы везде. Для занятий чтением не обязательно иметь под рукой книгу или кубики.
На прогулке просите малыша показать знакомые символы на доске объявлений, на ценнике в магазине, на табличках домов. Это отличный практический опыт.
- Не заставляйте читать, если малыш не хочет заниматься. Точно не стоит учить слоговому чтению детей 3–4 лет, им это не нужно и неинтересно. Дошкольников, в 6–7 лет, учить читать уже пора. Но если детсадовец не хочет, используйте разные способы мотивации для оживления интереса: собственный пример, награды за трудолюбие, похвалу.
Игры и упражнения
Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.
Для изучения букв
- Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги, называйте звук, который они обозначают.
- Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
- Буквенное лото.
- Кто больше? Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.
- Говори наоборот! Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.
- Называй слово по буквам. Разбирайте небольшие словоформы на части, называя звуки: Д-О-М.
Для обучения чтению слогов
- Составь слово. Понадобятся карточки со слогами, буквами. Ребенок сам подберет нужный вариант, прочитает его. Можно добавить картинки к заданию, тогда малыш будет составлять слово по заданной теме.
- Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.
- Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.
- Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ученик получает награду.
Для развития навыка чтения
- Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя). Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость. На уроках русского языка в первом классе это очень пригодится.
- Составь меню. Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
- Что видишь на букву..? Загадывайте любую фонему, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).
- Кто быстрее? Напишите на карточке слова на одну букву: мел, моль, мыло, мила, мель. Задача — прочитать список быстрее всех. Развивается скорость чтения, внимание, умственные способности.
Основные методики
Методов для раннего обучения чтению действительно много. Их условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
Первые, простые в использовании в домашних условиях, подходят детям с 5–6 лет. Это буквари, азбуки.
Вторые — универсальные, можно применять на раннем этапе и ближе к школьному возрасту. Это карточки, кубики.
Для освоения методики обучения по нетрадиционной программе понадобятся глубокие знания о детской психологии, звуковых особенностях гласных и согласных. Рассмотрим некоторые авторские методы подробнее.
Буквари и азбуки
Удобны тем, что ребенок изучает буквы, звуки одновременно, постепенно складывает их в слоги, затем в слова. Каждый алфавитный символ сопровождается картинкой. Рядом с буквой С нарисован слон, с А — арбуз. Слогосложение идет параллельно запоминанию букв. То есть набор фонем для чтения увеличивается в процессе узнавания алфавита.
Есть мнение, что такой метод обучения чтению слишком сложный, требует усидчивости, подходит для детей с большой тягой к знаниям. Но он был основным в советской школе.
С аргументами против книжного обучения можно поспорить. Например, букварь Жуковой наглядно показывает детям, как нужно слитно читать звуки, не называя их отдельно.
Азбуки сопровождаются яркими картинками и сюжетными рисунками по тексту. К концу курса дошкольник будет читать не только слоги, но и большие отрывки, знать, что такое слог, ударение. С помощью одних кубиков, карточек добиться такого результат невозможно.
На заметку! Кроме букваря Надежды Жуковой у педагогов и родителей популярностью пользуются учебники для обучения чтению с раннего возраста Дмитрия Фонина, Всеслава Горецкого, Надежды Бетеньковой.
Кубики-теремки и карточки-складушки Воскобовича
Карточки с картинками предназначены для обучения детей с 3–4 лет. На них нарисованы яркие рисунки и склады. К карточкам прилагается диск с песенками, текст куплетов написан под картинками. Сначала ребенок пропевает склады, затем находит их в тексте и постепенно учится читать.
Кубики-теремки Воскобовича рассчитаны на детсадовцев старше 4 лет. Комплект состоит из 12 кубиков с полостью, на них написаны согласные, и 12 кубиков с гласными. Задача ребенка после знакомства с русским алфавитом — составить склад, с которого начинается любое слово. Это может быть одна буква или пара.
Затем изучаются слоги. Дети подбирают к согласной гласную, собирают из двух кубиков слог. Потом из нескольких кубиков складывают слова.
Кубики Зайцева
Метод Зайцева основан на чтении по складам, не путайте со слогами. Склад может состоять из одной буквы и нескольких. Например, в слове САНКИ — 3 склада: СА-Н-КИ, в слове МАМА — 2 склада: МА-МА. По мнению автора, по складам ребенку легче научиться читать, чем по слогам. И это подтверждается на практике.
В обучающий комплект входят 52 кубика: все буквы русского алфавита, сочетания согласных и гласных. Они разные по форме, наполнению и тактильным ощущениям.
Например, глухие согласные указаны на кубиках с деревяшками внутри, звонкие наполнены металлическими детальками. То есть ребенок не знает, что эта буква глухая или звонкая, но слышит, какой тип звука она издает. Дополнительно используются таблицы для складов, аудиокассеты с песенками, методичка с описанием уроков.
В форме игры ребенок знакомится с азбукой, причем сразу со всем набором букв. Затем самостоятельно объединяет их в слова, плавно поет склады с помощью специальных пропевок, занимается с таблицей.
Метод обучения по Зайцеву подходит детям, которые не любят, не могут долго сидеть на месте. Статичные уроки легко заменяются на динамичную игру.
Кубики Чаплыгина
Подходят для малышей с 4 лет. Комплект состоит из 10 кубиков, 10 блоков. Дошкольник крутит кубики, ищет нужные слоги, читает их. Затем составляет простые слова. Одновременно с чтением усваиваются начертания буквенных символов.
В процессе игры задействована моторика, мышление, память, внимание. По мнению родителей и педагогов, данная методика является эффективной, простой для домашних занятий.
Карточки Домана
Автор программы, американский доктор Глен Доман, предлагает учить детей чтению целыми словами, когда они еще не знают букв и даже не умеют говорить. Родителям нужно приобрести набор карточек, показывать их новорожденному пару секунд, произносить написанное, быстро сменяя на следующую.
На первых уроках их будет 15 штук, затем количество увеличивается. Новый материал подается после повторения уже пройденного. В 1,5–2 года ребенок сможет сам сказать, что написано на карточке.
По мнению психиатров и нейропсихологов, система обучения по карточкам Домана построена не на чтении, а на автоматическом запоминании визуальных образов. Если предложить малышу слово, которое ему еще не показывали, прочесть его он не сможет.
Метод чтения по слогам Елены Бахтиной
Авторская методика построена на слоговом чтении. Ребенку предлагаются карточки с сочетаниями букв. Ученик должен читать их бегло, узнавать автоматически. Затем можно приступать к словосложению и текстам.
Для удобства запоминания буквы на карточках окрашены в разные цвета: синий — согласные, красный — гласные, ь, ъ — черные. Сначала читайте открытые, а затем закрытые слоги. Сочетания гласных с шипящими оставьте на последний этап, они гораздо сложнее в произношении.
На заметку! Книги, обучающие комплекты не нужно искать в магазине. Закажите их в интернете. Там же можно почитать отзывы родителей, методистов центров раннего развития о практическом опыте использования каждой программы.
Книги по теме
Без книг, сборников с текстами при обучении чтению в домашних условиях никак не обойтись. Обратите внимание на следующую подборку полезных пособий.
Федины Ольга и Сергей «Как научить ребенка читать»
Учебник для дошкольников с 4–-5 лет. Авторы методики взяли за основу слоговой метод, который, по мнению родителей, является самым эффективным, легким способом обучения чтению. К книге прилагаются полезные советы по проведению занятий, уроки разбиты на блоки, каждый сопровождается яркими картинками.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. «100 познавательных текстов для обучения детей чтению»
Сборник текстов подходит для подготовки шестилетних–семилетних детей к школе. Учебный материал сопровождается занимательными заданиями, упражнениями для развития кругозора, памяти, внимания, мелкой моторики. Для удобства чтения слова в тексте поделены вертикальными чертами на слоги. Небольшие рассказы посвящены животному миру, рыбам. В начале или в конце текста есть раскраски.
Баранова Е. Е., Разумовская О. К. «Как научить вашего ребенка читать»
Сборник заданий подойдет детям с 4–5 лет. Авторы используют слоговой метод обучения чтению, предлагают детям играть в паровозик с буквами. Нужно самостоятельно вырезать бумажную игрушку из книги, посадить в нее карточки с буквами и играть в слоги. Занятия проходят в игровой форме, поэтому информация запоминается быстро, легко.
Жукова Н. С. «Букварь»
Учебное пособие построено на традиционной послоговой методике чтения. Приступать к урокам можно без знания звуков, букв. Изучение алфавита идет параллельно формированию навыка складывать буквы в слоги. Книга написана крупным шрифтом, иллюстрирована яркими картинками. Букварь Жуковой рекомендован Минобром РФ, используется в детских садах, развивающих центрах более 10 лет.
Мобильные приложения и тренажеры
Если кроху невозможно усадить за книги, они не любят играть с кубиками, карточками с буквами, используйте интерактивные тренажеры для обучения чтению. Их можно скачать в планшет, мобильный телефон (айфон и андроид), играть дома или в дороге.
Лунтик. Учимся читать!
С любимыми мультяшными героями ребенок научится узнавать буквы, складывать их в слоги, читать слова. Приложение подойдет как годовалым малышам, так и будущим первоклассникам. Программа разбита на 10 уровней: 4 самых простых и 6 сложнее.
Говорящая азбука
Дошкольник выучит алфавит с помощью песенок и пластилиновых помощников. Яркая анимация, веселые игры делают уроки занимательными, нескучными.
Учимся читать по слогам
Приложение рассчитано на детсадовцев 5–7 лет, знающих буквы. Методика обучения основана на программе Зайцева. Пользователи составляют слова из складов, карточек с буквами и слогами. С помощью простых игр, занимательных заданий будущий школьник быстро учится читать, делить слова на части.
Азбука для детей! Учим алфавит!
Буквы прячутся в цветных коробочках с картинками. Задача — поймать их и сложить слово. Игра рассчитана на малышей с 2–3 лет в режиме «Учим буквы», и дошкольников 4–7 лет — в блоке «Читаем по слогам». Приложение получило массу положительных отзывов от родителей.
Учим буквы весело!
Программа полезна детсадовцам, незнакомым с алфавитом. Игры разбиты на три части. В первой ребенок по картинкам знакомится с буквами, учится их произносить, узнавать. Во второй — закрепляет полученные знания, составляет слова. В третьей — его ждут умные раскраски, любимые персонажи мультиков. Раскрашивать картинки нужно с помощью букв.
С помощью игр на компьютере даже слабый ребенок сможет выучить алфавит, научится прочитывать слоги, слова, предложения. Кроме учебных упражнений на образовательном сайте есть масса заданий на развитие внимания, памяти, скорости реакции.
Ответы на частые вопросы
За сколько можно научить ребенка читать?
На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.
Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.
Как научить читать, если ребенок не хочет?
Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.
При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.
Может ли ребенок научиться читать сам?
Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.
Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.
Должны ли воспитатели учить ребенка читать?
В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.
Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.
Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?
По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.
Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.
Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_chitat_po_slogam.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент?
Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Многие родители стремятся обучить ребенка чтению как можно раньше. Но стоит ли торопиться с обучением? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно проследить за тем, как развивается интеллект детей в раннем возрасте.
До 5 лет у малыша сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за эмоции, фантазии и творческую деятельность. Ребенку в этом возрасте сложно запомнить и распознать буквы, цифры и другие символы. Поэтому обучать детей алфавиту до 5 лет психологи и педагоги не рекомендуют. Однако это не значит, что до этого возраста нужно вовсе отложить любые книги. Как раз напротив: родителям лучше как можно чаще читать малышу сказки и рассказы, которые ему нравятся. Если с раннего возраста показывать ребенку, что чтение — это увлекательный процесс, изучение букв в дальнейшем пройдет с гораздо большим энтузиазмом.
После 5 лет интеллект детей меняется: они становятся более усидчивыми, внимательнымм и сосредоточенными. Все потому, что левое полушарие, отвечающее за анализ, логику и запоминание, делает большой скачок в развитии. Именно поэтому обучать детей чтению специалисты советуют не раньше 5-6 лет.
Как понять, что ребенок готов обучаться?
Ребенок начинает познавать мир с самого рождения, и развитие его способностей происходит линейно — это нельзя изменить или ускорить.
К 3-4 годам ребенок еще не может понять разницу между такими понятиями, как звук, буква, слог и слово. В таком возрасте дети могут сложить буквы в слог и даже запомнить, как он пишется. Но прочитать и тем более понять прочитанное им сложно. Поэтому нет никакого смысла торопить события, пытаясь «проскочить» какой-то этап развития. Ближе к 6-7 (иногда к 5) годам у детей обычно появляется желание читать.
Специалисты по дошкольному воспитанию детей выделяют несколько признаков того, готов ли ребенок учиться читать, на которые родители могут ориентироваться.
Признак 1
Ребенок активно разговаривает и понимает значение того, о чем говорит. Речь связная, продолжительная и состоит из полных предложений. Слишком раннее обучение чтению может привести к задержке развития речи. Объясняется это тем, что в то время, когда мозг должен активно работать над формированием речи, его «переключают» на запоминание звуков, букв и слогов.
Признак 2
У ребенка уже развился фонематический слух — проще говоря, он различает звуки. То есть малыш легко может понять на слух, чем отличается «дом» и «том», «лук» и «люк».
Признак 3
Малыш произносит все звуки без ошибок, не картавит и не шепелявит. Если не устранить проблемы с произношением, ребенок будет неверно ассоциировать буквы со звуками.
Если есть трудности с выговариванием, перед началом обучения стоит поработать с логопедом. Однако имейте в виду, что детям до 5 лет помощь логопеда не требуются. Корректировать произношение звуков нужно позднее, если речь малыша сама не исправится.
Признак 4
У ребенка развита логика, он хорошо ориентируется в пространстве и понимает, где «верх», а где «низ», где «право», а где «лево».
Иногда дети путают, с какой буквы начинать чтение, или даже пытаются полностью прочитать слова «зеркально», то есть с конца. Чтобы научиться читать, важно, чтобы малыш умел следовать по тексту слева направо и сверху вниз.
Как научить ребенка считать
«Всем поровну» и другие интересные игры для обучения счету
Подробнее
Признак 5
Ребенок усидчив и умеет концентрироваться. Он может сосредоточиться на какое-то время, занимаясь чем-то одним, например лепкой или рисованием.
Признак 6
У сына или дочки есть интерес к книгам. Без этого, конечно же, никуда. Нельзя заставлять малыша читать через силу. Это может навсегда отбить желание заниматься чтением. Чтобы ребенок полюбил читать, важно, чтобы родители подавали соответствующий пример, например, читая ребенку книги, которые его увлекают. Делать это можно с раннего возраста, еще до обучения чтению. Вот увидите, со временем ему и самому будет интересно узнать, что же такое написано на этих красочных страницах.
Иногда проблемы с чтением появляются из-за того, что у детей нарушен слух. В такой ситуации следует обратиться за помощью к сурдопедагогу.
Если у ребенка есть перечисленные признаки или хотя бы их часть, можно приступать к обучению. Но перед этим с малышом нужно провести небольшую подготовку.
Как подготовить ребенка к чтению
Чтобы ребенок быстрее научился читать, у него должно быть развито чувство ритма и фонематический слух. Чтобы развить первое качество, используйте музыку и танцы. Включите ритмичную музыку и в игровой форме (веселясь, дурачась и развлекаясь) продемонстрируйте ребенку, какой у музыки ритм. Танцуйте, выполняя движения под музыку, и постепенно малыш начнет повторять за вами, научившись чувствовать ритм.
Узнавание и последующее воспроизведение звуков, то есть фонематический слух, развивайте с помощью следующих упражнений.
Упражнение 1
Расскажите ребенку, что каждое слово состоит из отдельных букв. Начните изучать простые слова (мама, папа, кошка, собака). С помощью них продемонстрируйте, с какого звука начинается и каким заканчивается определенное слово. На данном этапе важно четко проговаривать согласные буквы, как бы выделяя их голосом, а гласные — тянуть. Таким образом ребенок, сам того не осознавая, научиться интуитивно их различать.
Когда малыш поймет объяснения, предложите ему назвать первый и последний звук произнесенных вами слов. Постепенно переходите от простых к более сложным словам, дожидаясь момента, когда и их разбор будет даваться без труда.
Упражнение 2
Назовите звук и попросите ребенка назвать слово, начинающееся с этого звука.
Упражнение 3
После того как малыш хорошо справится с предыдущим упражнением, сыграйте с ним в «Слова». Назовите слово и попросите назвать следующее, начинающееся на букву, которой окончилось названное вами слово.
Упражнение 4
И наконец, самое трудное упражнение. Договоритесь с ребенком, что он будет искать какой-либо звук в словах, которые слышит. Произносите любые слова, а малыша попросите хлопать в ладоши каждый раз, как он услышит нужный звук.
Если ребенок легко справляется с заданиями — можно начинать обучение.
Пошаговая инструкция по обучению ребенка чтению
Итак, вы поняли, что малыш достаточно развит, чтобы научиться читать. Он понимает, что слова состоят из звуков и умеет выделять отдельные звуки из слов. При этом ребенок тянется к полке с книгами, ему нравится слушать рассказы и, возможно, он уже даже мечтает сам прочесть, что написано в его любимых книжках. Значит, пришла пора учиться. Как правильно это делать?
Начинайте с малого
Учите буквы и закрепляйте знание звуков, например, на прогулке. Нарисуйте палочкой на земле букву, затем слог. Можно собирать буквы из камушек. Ребенку будет интересно узнавать знакомые буквы, а затем и слоги на вывесках. Покажите, что слова, состоящие из слогов и букв, окружают нас повсюду.
Позднее можно учиться не только на улице, но и дома. Обустройте специальное место для учебы. Пусть там будет удобная мебель — стул и стол для письма и чтения. Настройте правильное освещение. Разместите недалеко полку для книг.
Учите ребенка быть аккуратным и организованным
Для начала крохе на обучения хватит всего 10 минут в день. После этого попросите его вернуть вещи (книжку, тетрадь, ручку или карандаш) на то место, где они лежали. Только ни в коем случае не заставляйте его делать это через силу. И тем более не повышайте на него голос и не ругайтесь, если что-то сделано не так, как бы вам этого хотелось. Процесс должен проходить в непринужденной или даже игровой форме.
Читайте сами
Ребенок смотрит на родителей и старается быть похожим на них. Поэтому важно самому любить то, чему хочется научить детей. Читайте с удовольствием и развивайте в семье любовь к литературе. Можете создать традицию — например, всей семьей читать по вечерам.
— Вовлечь ребенка в какую-либо деятельность можно только одним путем: заниматься ею вместе с ним и при нем. Соответственно, если старшие родственники читают много, то и ребенок начинает интересоваться тем, что делают взрослые, — говорит Наталья Манухина, кандидат психологических наук и семейный психолог. — Вот только что именно они читают? Если бумажные книги, то малыш тоже может начать их брать, трогать, смотреть, заглядывать, рассматривать буквы, складывать в слова, то есть читать. Если же взрослые читают только электронные книги, с экрана гаджетов или компьютеров, то ребенок долго к этому не проявит интереса. Его больше будут увлекать движущиеся картинки: мультфильмы и электронные игры.
Важно не только читать рассказы и сказки, но и обсуждать прочитанное с малышом. Если ребёнок совсем маленький, задавайте ему простые вопросы: про кого эта сказка? кто нарисован на картинке? Когда кроха подрастет, можно спрашивать что-то более сложное: почему герой рассказа поступил именно так? что бы ты сделал на его месте?
От первых линий до целого слова
Учим ребенка красиво писать
Подробнее
Переходите от простого к сложному
Начните обучение со слов с повторяющимися слогами (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя). Только после того, как малыш их освоит, переходите к более сложным для ребенка конструкциям, в которых разные слоги (кош-ка, де-ре-во, ве-тер).
Купите обучающие материалы
Дети обучаются через игры, поэтому в доме должны быть кубики с буквами, магнитная азбука и другие развивающие предметы. Ребятам постарше купите несколько хороших учебников. Например, буквари В. Горецкого, Н. Павлова, Д. Фонина.
Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по дому. Периодически меняйте карточки местами. Постепенно ребенок запомнит их все. Потом проделайте то же с согласными.
— Игра для детей дошкольного возраста вообще является ведущей деятельностью, — говорит Наталья Манухина. — Поэтому если учебный материал подавать в форме игр, знания усваиваются по мере развития умений. Ребенок действует все более ловко, и это ему нравится, а с навыком укладываются и знания.
Развивайте ассоциативное мышление
«А» — арбуз, «Б» — белочка, «В» — велосипед.
Дети легче запоминают информацию визуально, с помощью красочных изображений и понятных объектов, а не через утомляющее заучивание символов. Но старайтесь делать так, чтобы малыш не привязывался к одному лишь образу и не ассоциировал букву только с ним. Используйте для изучения разные слова. Например, если в одном занятии «А» — это арбуз, в другом пусть будет альбом или аист.
Повторяйте изученное ранее
Не зря говорят, что повторение — мать учения. Начинайте каждое занятие с закрепления материала, который изучили в прошлый раз. Дополнительно можно освежать информацию где угодно и когда угодно: на прогулке в парке, в очереди в магазине или в машине, по дороге домой.
Сочиняйте
Память и фантазия — это то, что можно и нужно развивать у ребенка ещё до обучения чтению.
— Как я замечаю в своей практике семейного психолога, в семьях, где и читают, и сочиняют сами взрослые, дети читают и лучше, и больше. Сочинять можно везде: на прогулке, в транспорте, дома и на отдыхе. Темы любые: про людей, машины, облака, букашек, птичек, буквы, героев игр, да про что угодно! Для ребенка фантазировать — это естественно, — напоминает Наталья Манухина. — Если же его истории еще и записывать (сначала взрослые, потом он сам), то сочинять самому и сравнивать с тем, что пишут другие, становится естественным увлекательным занятием. Ребенок становится не только читателем, но и автором, что может ему очень пригодиться в будущей учебе.
Относитесь с пониманием и заботой
Вам как взрослому процесс обучения чтению может показаться легким, но помните, что для ребенка это целая наука. Не нервничайте, если у крохи что-то не получается, и не заставляйте его заниматься через силу. Все придет со временем. Имейте терпение, умейте ждать и проявляйте понимание на каждом этапе обучения. Хвалите малыша даже за небольшие успехи — и, вот увидите, вскоре ему понравится учиться.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Ирина Данилина, методист образовательной онлайн-платформы Учи.ру.
Как научить ребенка читать по слогам?
Чтобы ребенок быстро научился читать по слогам, не нужно учить буквы в алфавитном порядке. Предложите малышу сначала изучить несколько гласных букв, а затем прочитать их вместе (например, «ау»). Затем добавьте к ним согласные. Так с первых занятий ребенок учится читать сочетания букв, а затем и слоги.
Начинайте изучение алфавита со звуков, не используйте названия букв. Вот так: это звук «м» (не «эм»), это звук «о», вместе звучат как «мо». Так ребенок научится читать по слогам намного быстрее.
Как научить ребёнка быстро читать?
Самое главное — это понимание текста. Если есть понимание, то скорость будет расти сама собой. Чтобы ребенок научился читать быстро, убедитесь, что он знает все звуки и не путает их. Большой скачок в скорости произойдет тогда, когда ребенок не будет допускать ошибок в звучании букв.
Не торопите ребенка, если он допускает ошибки. Вернитесь и повторите звуки еще раз. Дальше только систематическое чтение по 10-15 минут в день и отработка навыка. А когда ребенок овладеет хорошей техникой чтения от 40-50 слов в минуту, можно использовать различные методики скорочтения. С помощью них можно развить скорость чтения до 1000 слов в минуту.
Почему ребёнок не хочет читать?
Нужно понимать, что если ребенку читать неинтересно, то он не захочет. Вот основные причины, почему у детей нет желания читать:
1. Неправильно подобрана книга, неподходящий жанр или тема текста.
2. Ребенок не понимает прочитанный текст, читает автоматически, не вдумывается в смысл.
3. Нет мотивации и интереса.
4. Ребенок совершает много ошибок в звучании слогов, от этого не понимает прочитанные слова.
5. Чтение воспринимается как наказание.
Что с этим делать?
1. Читайте ребенку самостоятельно книги разных жанров. Попробуйте найти те, что его заинтересуют, чтобы он с нетерпением ждал продолжения. Выбирайте книги в соответствии с потребностями ребенка. Если интересно узнавать новые факты о мире, выбирайте познавательные книги. Если интересно узнавать, как развивается жизнь героев из вымышленной Вселенной, выбирайте фантастические книги. И так далее.
2. Когда вы найдете подходящие книги, остановитесь читать на самом интересном месте. Ребенок проявит интерес, захочет узнать, что было дальше.
3. После того как ребенок прочитал книгу или даже маленький текст, всегда интересуйтесь, о чем был рассказ, что нового он узнал из него, как можно полученную информацию применить в жизни, какие выводы сделать. Так вы формируете у малыша вдумчивое чтение.
4. Не заставляйте ребенка читать. Привить любовь к чтению можно лишь через интерес.
5. Читайте сами, показывайте пример ребенку. Рассказывайте об интересных фактах и историях из книг, которые прочитали.
6. Играйте в игры с ребенком. Находите на скорость слова на загаданную букву, ищите спрятанные слова в тексте. Развивайте воображение, интересуйтесь, какие события могут быть в книге дальше. Обращайте внимание ребенка на вывески в магазинах, на этикетках, упаковках, чтобы он искал знакомые буквы.
Как научить ребенка читать в домашних условиях
Содержание:
С какого возраста начинать обучение в домашних условиях
Как понять, что ребенок уже готов учиться
Упражнения для подготовки к чтению
Обучение гласным и согласным звукам
Обучение чтению по слогам
Как научить читать целыми словами
Вспомогательные упражнения
Не обязательно отправлять детей на дополнительные занятия для подготовки к школе, их можно обучить самостоятельно. Существует несколько проверенных методик, как научить ребенка читать без помощи педагогов.
С какого возраста начинать обучение в домашних условиях
Психологи не рекомендуют обучать малыша чтению по словам или по слогам до достижения ими 4-летнего возраста. До 4 лет концентрация внимания у детей невысокая, им будет сложно и неинтересно сидеть продолжительное время за книжкой. Однако первое знакомство с отдельными звуками можно начать с 3–3,5 лет. Ознакомление не должно проходить в алфавитном порядке, так как в этом возрасте у детей еще не развита логика.
Начинать учить ребенка читать по слогам нужно не раньше 4 лет
Оптимальным временем для начала обучения чтению по буквам считается возраст от 5 до 6 лет. Но следует учитывать индивидуальные особенности дошкольника, его психологическую готовность и желание обучаться, наличие необходимых для учебного процесса навыков.
Как понять, что ребенок уже готов учиться
Родителям можно приступать к обучению малыша чтению, если у него выработались следующие навыки:
- Умение последовательно выражать свои мысли. Малыш должен говорить не обрывками фраз, а целыми взаимосвязанными между собой предложениями.
- Хорошая ориентация в пространстве, способность правильно определять лево и право, верх и низ. Дети с нарушенной ориентацией, не смогут понять с какой буквы начинать читать слово, им сложно будет отличать между собой З и Е, Р и Ь.
- Четкое произношение звуков. Неправильное произношение звуков станет проблемой при обучении чтению. Не нужно ждать, что проблема решится сама собой. До того как обучать дошкольника чтению придется обратиться за помощью к логопеду, исправить произношение, отучить малыша картавить, шепелявить, коверкать слова.
Ребенок сможет научиться правильно читать по буквам, когда он начнет говорить предложениями
Важный критерий, по которому также можно понять, что пора начинать обучение – умение ребенка отличать звуки. Малыш должен понимать разницу между словами типа: кот-код, зуб-дуб, плот-плод, том-дом.
Начинать обучение можно только тогда, когда ребенок овладел всеми вышеперечисленными навыками, проявляет интерес к учебе. Если дошкольник не может и 3 минут усидеть с книжкой, не умеет концентрироваться над одним занятием 7–10 минут – обучение придется отложить для более подходящего времени.
Упражнения для подготовки к чтению
Педагоги рекомендуют перед началом обучения чтению регулярно проводить с дошкольником несколько игровых упражнений:
- «Поиск звука». Взрослые заранее договариваются с малышом, какой звук он должен будет искать в словах. Родителям не стоит называть слишком сложные или длинные слова, лучше всего использовать существительные. Как только ребенок услышит загаданный звук в произнесенном слове, ему нужно будет захлопать в ладоши.
- «Закончи слово». Родители произносят слово, но не до конца, не озвучивают последнюю букву. Ребенку нужно будет закончить слово, которое начал произносить взрослый. (Например: паровоЗ, самокаТ, арбуЗ, абрикоС, апельсиН).
- «Придумай рифму». Взрослые ставят перед дошкольником задачу — придумать рифмы к различным словам. Арбуз-карапуз, адвокат-самокат, пешеход-корнеплод, горе-море. Родители могут помогать с рифмами ребенку. Главное чтобы он активно включался в процесс одновременного развития звукового и образного мышления.
Эти упражнения способствуют развитию ритмического слуха, способности узнавать и верно произносить звуки, что пригодится в обучении чтению.
Обучение гласным и согласным звукам
Для начала дошкольнику нужно узнать алфавит, чтобы он мог произнести его весь за 20–30 секунд. В возрасте 4–6 лет хорошо развито воображение, ассоциативное мышление. Поэтому полезными будут кубики с буквами и картинками, красочный букварь с короткими стишками, магнитная азбука. Буквы быстрее отложатся в памяти, если будут ассоциироваться у малыша с какими-либо словами: «А» — арбуз, «Б»- белочка, «В»- ветер, «Г»- гвоздь.
Полезно практиковать следующую методику с использованием иллюстраций. Взрослые показывают малышу картинку с изображением одного предмета: дом, юла, абрикос, помидор, гараж. Ребенок должен глядя на картинку назвать первую букву, с которой начинается данное слово. «Д»-дом, «Ю»-юла, «А»-абрикос. Взрослым может показаться, что эта методика слишком простая, но для малышей это достаточно сложная задача.
Во время занятий не нужно ругать малыша, если у него что-то не получается. Взрослым надо спокойно указать ребенку на ошибку, объяснить верный вариант произношения.
После освоения буквенного алфавита можно приступать к обучению звукам в домашних условиях. Родителям нужно разделить алфавит на гласные и согласные, выписать по отдельности каждый звук на карточку. Сначала дошкольника нужно приобщать к гласным звукам, он должен произносить их длинными, протяжными: «ааааа», «оооо», «уууу». Согласные произносятся коротко и отрывисто не «Бэ», «Вэ», «Гэ», а «Б», «В», «Г». Когда дошкольник полностью освоит гласные и согласные звуки, можно приступать ко второму этапу обучения чтению.
Обучение чтению по слогам
Согласные и гласные звуки для дошкольника — самостоятельные единицы. Задача взрослых – научить их соединять между собой в слоги. Самые простые из них состоят из двух буквенных сочетаний: ЮЖ, ЯД, ЯК, ЮЛ, ЯМ и прочие.
Ребенок запоминает буквы и слоги, используя воображение
Хорошо запоминаются буквенные сочетания, озвучивающие животных: МУ, МЕ, ИА, АВ. Ребенок может их произносить нараспев, выражая определенную интонацию. Желательно проводить обучение чтению по учебникам, в которых под каждым набором слогов есть свои иллюстрации.
Методика Елены Бахтиной
Елена предлагает взрослым научить ребенка самостоятельно строить слоги. Для этого нужно распечатать или нарисовать карточки с гласными и согласными звуками, они должны различаться между собой по цвету.
В игровой форме родители рассказывают ребенку, что буквы «Г» и «А» встретились и подружились. Дошкольник соединяет отдельные звуки в слог и запоминает данное звукосочетание. На протяжении дня малыш повторяет слог, запоминает его визуально, глядя на карточку, закрепляет его произношение.
Начинать обучение буквосочетаниям нужно с открытых слогов, которые заканчиваются на гласные, к примеру: ГА, МА, КУ, ША. И только потом можно переходить к закрытым слогам: АВ, УЖ, ЕЖ, ОЗ.
День за днем ребенок заучивает новые буквенные сочетания, тренируется правильно их произносить, запоминает разновидности. Для закрепления результата можно использовать динамические кубики Чаплыгина, с помощью которых малыш составляет пары из гласных и согласных. Преимущество кубиков Чаплыгина в том, что они задействуют моторику, что положительно сказывается на учебном процессе.
Как научить читать целыми словами
Перейти к чтению целыми словами можно, когда дошкольник научился называть сразу весь слог, не растягивая его отдельно по звукам. Начинать лучше с простых трехбуквенных слов. На первое время, можно развесить карточки по дому, на которых написаны трехбуквенные слова. Желательно, чтобы они обозначали игрушки ребенка, к примеру: КО-Т, ПЕ-С, ЖУ-К, ЛЕ-В, СО-М, ДО-М. Малышу будет интересно находить нужные карточки, прикладывать их к соответствующей игрушке. Учеба будет проходить в форме веселой игры.
С увеличением количества слов используют специальные учебники. В них изложены различные методики, обучающие чтению. Материал расположен по мере усложнения задачи.
Когда ребенок научится читать по слогам, он сможет сам себя развлекать чтением
Дошкольникам легче запоминать слова, которые собраны в однородные смысловые подборки. Например, имена: И-РА, Я-НА, Ю-ЛЯ; растения: МО-Х, МА-К, ЛУ-К; насекомые: ЖУ-К, О-СА. Такие подборки родители могут сделать самостоятельно, распечатать их на бумаге, снабдив соответствующими картинками.
Когда ребенок освоил трехбуквенные слова, научился произносить их не только бегло, но и осмысленно, можно переходить к усложнению задачи.
Начинать обучение четырехбуквенным словам лучше с тех, в которых повторяются слоги: ПА-ПА, БА-БА, МА-МА. И только потом можно переходить к более сложным словам, таким как ВО-ДА, РО-ГА, РО-ЗА.
Как и в случае с трехбуквенными, четырехбуквенные слова лучше компоновать в тематические подборки. Такие подборки полезны не только для обучения чтению, но и для общего развития дошкольника. Например, части тела: РУ-КА, НО-ГА, ГУ-БА, ШЕ-Я, НО-С; природа: РЕ-КА, НЕ-БО, МО-РЕ.
Вспомогательные упражнения
Чтобы маленькому ученику было легче справляться с освоением новой информации, родители могут регулярно играть с ним в такие игры:
- «Загадки». Взрослый задает загадку, ответ на которую – короткое слово. Малыш должен отгадать слово, а затем сложить его из кубиков.
- «Веселые сказки». Ребенку предоставляется несколько слов, разбитых по слогам. Он должен сначала их прочитать, а затем придумать небольшую сказку, с использованием всех произнесенных слов. В этом случае подойдут названия животных, различных видов транспорта, имена.
- «Собери слово». Родители предлагают дошкольнику сложить из некоторого количества кубиков слова. Малыш должен быстро придумать из предоставленных кубиков как можно больше слов, и сложить их с помощью кубиков. Результаты игры оцениваются с учетом затраченного времени и количества сложенных слов.
Взрослым обязательно нужно хвалить маленького ученика за успехи. Но похвала должна быть в меру, чтобы у малыша оставалось стремление учиться еще лучше.
Современные школьные программы достаточно сложные, поэтому лучше, если ребенок пойдет в первый класс уже подготовленным. Важный навык, который ему пригодится – умение читать. Не обязательно нанимать репетитора, отправлять малыша на специальные занятия для подготовки к школе. Родители могут самостоятельно обучить ребенка чтению с нуля, воспользовавшись вышеперечисленными методиками.
Видео
Читайте в следующей статье: аутизм у детей
3 июня 2019 18:47 | Отредактировано: 6 декабря 2021 18:58
Комментарии
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации
Многие родители стремятся отправить своего ребенка в первый класс хотя бы немного подготовленным. Но, если научить ребенка считать намного проще, то с чтением часто возникают сложности. В этой статье мы рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, какие методы эффективны, и с какого возраста лучше начинать обучение.
В каком возрасте учить ребенка читать
Специалисты по дошкольному образованию расходятся во мнениях, какой возраст является оптимальным для обучения чтению. Так, одни считают, что начинать нужно как можно раньше, в 2-3 года, другие же утверждают, что раньше 6-7 лет в таком занятии нет необходимости. Также многие специалисты уверены, что не существует одинакового возраста для всех детей, и начинать учить ребенка читать нужно тогда, когда он будет к этому готов. При этом, выделяют несколько признаков такой готовности к обучению:
- свободное владение устной речью и довольно большой словарный запас;
- умение правильно держать книгу и знать, как с ней обращаться;
- проявление интереса к книгам и чтению;
- наличие способности распознавать отдельные звуки в слове;
- умение концентрироваться на каком-то занятии хотя бы на небольшой промежуток времени.
Если брать в среднем, педиатры советуют начинать обучение чтению не раньше 4 лет. В этом возрасте дети, как правило, хорошо могут различать звуки, выговаривают даже сложные слова, умеют грамотно строить предложения.
Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях
Специалисты рекомендуют для начала задать ребенку хорошую мотивацию. Так, к примеру, купив малышу упаковку с печеньем или мороженое, попробуйте вместе прочитать, что же там написано. Конечно, ребенок не сможет сделать это самостоятельно и попросит вас помочь. Или, включив новый мультфильм, попросите сына или дочь прочитать название. И вот на таких примерах, обязательно интересных для вашего ребенка, объясняйте для чего нужно уметь читать.
Объясните ребенку, что каждое слово состоит из отдельных букв. Напишите или покажите малышу карточки с простыми словами: мама, папа, кот и т.д., проговорите ребенку каждый звук.
Следующий этап – изучение букв. Не стремитесь выучить вместе с ребенком алфавит в его правильной последовательности, от буквы А до Я. Особенно этого делать не нужно, если вы видите, что малыш с трудом запоминает очередную букву. В таком случае лучше выучить сначала несколько гласных, а затем и несколько согласных букв. Составляйте простые слова, и когда будет успех в их чтении, можно будет продолжить учить другие буквы алфавита.
На данном этапе старайтесь гласные буквы тянуть, а согласные – проговаривать более резко. Так ребенок научиться интуитивно разделять гласные и согласные буквы.
Методики обучения чтению
Существует немало методик для обучения чтению, которые были в разное время разработаны лучшими педагогами мира. Рассмотрим самые простые и эффективные методики, которые помогут сделать ваш домашний процесс обучения более комфортным и эффективным.
Кубики Зайцева
Это одна из самых известных и впечатляющих своими результатами методик. Ее суть заключается в том, что ребенок учится читать с помощью складов (не слогов). В набор входят кубики, которые различаются по весу, размеру, цвету и звучанию (металлический наполнитель для звонких звуков, с бубенцами – для гласных звуков и с деревянным наполнителем для глухих звуков).
На их гранях изображены все существующие склады русского алфавита. Например, ЛА-ЛУ-ЛЬ-БЕ-БО-АН и другие. Таким образом, соединяя кубики со складами, ребенок учится читать слово. Благодаря тому, что кубики из набора различаются по цвету, весу, размеру и звучанию, образовывается многоуровневое восприятие, которое помогает ребенку с неразвитым пока еще логико-аналитическим мышлением ненавязчиво запоминать склады и научиться читать.
Карточки Домана
Набор включает в себя карточки с изображениями из разных категорий: дикие животные, домашние животные, фрукты, овощи, форма, цвет и т. д. Все изображения на карточках имеют четкие очертания, яркий окрас и реалистичный вид. На каждой карточке крупными буквами есть подпись представленного изображения. С таким набором заниматься с ребенком можно с самого раннего возраста (с 6 месяцев), показывая каждый день по 1-2 карточки, и уделяя этому всего несколько минут.
Со временем увеличивается объем изучаемых карточек и время занятия. Таким образом, ребенок изначально сможет в ненавязчивой игровой форме выучить формы, цвета, животных, фрукты и овощи. А затем, когда малыш будет готов, можно брать его любимые карточки, и пробовать читать слово по слогам. С помощью данной методики Домана вы сможете развить общий кругозор и восприятие малыша, научить его читать и считать.
Методика Монтессори
Автор методики – итальянской врач и педагог Мария Монтессори. Основной принцип данной системы – развитие интеллекта в комфортных для ребенка условиях. То есть, малыш сам может выбрать, чем ему заниматься (складывать фигурки, карточки, рисовать и т.д.) и в каком месте будет проходить занятие. Родители или педагоги, занимающиеся по данной методике, не должны ставить определенных рамок, условий, оценивать или критиковать результат.
По мнению Марии Монтессори такой процесс поможет ребенку развиваться постепенно, в соответствии со своими физиологическими и психологическими особенностями, ведь все дети разные, и каждому нужно свое время, чтобы достичь тот или иной результат. При этом, педагог или родитель должен позиционировать себя в качестве помощника, а не строгого наставника. «Помоги мне сделать это самому» — один из принципов данной системы. Научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, применяя методику Монтессори, можно при условии, что малыш уже подготовлен к обучению, усидчив и вполне самостоятелен для своего возраста.
Методика обучения чтению Жуковой
Надежда Сергеевна Жукова – советский и российский логопед, педагог, автор Букваря. Также она разработала собственную методику, с помощью которой родителям будет легче обучить своего ребенка чтению. Методика базируется на традиционной системе обучения русскому языку в комплексе с некоторыми авторскими разработками, которые помогут быстрее усвоить материал и исключить ошибки на ранних этапах обучения.
Итак, согласно данной методике, сначала изучают гласные, а затем согласные буквы. После того как буквы выучены, нужно вместе с ребенком соединить их в слоги. Чтобы данный этап не был таким сложным для малыша, автор методики советует тянуть первую букву, медленно переходя ко второй. Соединять буквы нужно не только в слух, но также и на картинке, помогая пальчиком. Таким образом будет задействовано зрительное восприятие, которое также помогает ребенку соединять и читать слоги.
Весь процесс обучения построен на принципе от простого к сложному. При этом, в букваре есть подсказки, которые помогут родителям. Так, здесь прописано, на чем заострить внимание, как лучше объяснить и над чем поработать, если обучение дается ребенку довольно сложно.
Посмотреть и купить «Букварь» Н. С. Жуковой можно в интернет-магазине Лабиринт.
Помните! Какую бы методику вы не выбрали, важно заниматься с ребенком тогда, когда он выспавшийся, не голодный и в хорошем настроении.
Игры для обучения чтению
В маленьком возрасте непринужденная игровая форма обучения считается самой эффективной. Предлагаем вам несколько игровых упражнений, которые сделают процесс обучения еще более интересным и быстрее принесут положительный результат.
Ищем двойника
Вместе с ребенком составьте простой слог из двух хорошо знакомых ему букв. Например, «КА». Вместе проговорите его несколько раз. Затем дайте ребенку карточки или откройте книгу и попросите найти такой же слог. Не стоит огорчаться, если с первого раза у малыша ничего не получится. Но повторив такое упражнение несколько раз, вы обязательно увидите определенный прогресс.
Собери слово-пазл
На листе бумаги нарисуйте какой-нибудь предмет или животное и подпишите его снизу по слогам. Например, КО-РО-ВА. Разрежьте рисунок на 3 ровные части так, чтобы под каждым элементом остался подписанный слог. У вас получится часть изображения коровы со слогом КО, часть со слогом РО и последний элемент изображения с подписанным ниже слогом ВА. Соедините с ребенком изображение коровы, обязательно обращая внимание на подписанные ниже слоги.
Давай дружить
Просто соединять буквы в слоги ребенку может быть скучно. Но гораздо веселее подружить буквы между собой. На листочках крупно напишите буквы (можно также взять уже готовые карточки) и предложите ребенку подружить их между собой. Например, друзьями могут стать буквы Б и У. Чтобы это выглядело как настоящая дружба, можно дорисовать буквам ручки. Буква Б держит за руку букву У. Они дружат и вместе они БУ.
Заключение
Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях? Это один из наиболее часто задаваемых вопросов со стороны родителей, которые заботятся о развитии и эрудиции подрастающего сына или дочери. В этой статье мы представили наиболее интересные, простые и эффективные методы, с помощью которых все родители могут создать максимально комфортные условия и достичь желаемых результатов без какой-либо подготовки и педагогического образования.
Уделяйте обучению по 15-20 минут в день. Помните, что данный процесс требует терпения не только со стороны ребенка, но и взрослых. Выбирайте метод или игру, которые больше всего по душе вашему малышу. Очень важно, чтобы занятия приносили удовольствие. В противном случае обучение будет сложным и, скорее всего, безуспешным.
Ждём Ваши оценки и комментарии. По желанию подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и в других социальных сетях!!!)))