Найти как попасть в припять

Попадая в Зону легко забыть о том, зачем ты здесь. Это и не удивительно – вокруг совершенно незнакомый, смертельно опасный, но такой интересный мир, что живёт по своим правилам. Вполне естественно, что новая жизнь поглощает вас полностью, ведь столько всего хочется изучить и попробовать!

Острый вопрос выживания, задания от других жителей Зоны, возможность свободного исследования – и вы, увлечённые геймплеем, совершенно забываете о своей основной миссии. А ведь точно, она была! И в этой статье я расскажу, как попасть в Припять в Сталкер Зов Припяти.

Как попасть в Припять в Сталкер: Зов Припяти

Шаг 1. Поговорить с Лоцманом

Итак, вы обыскали все места крушения правительственных «Скатов», прослушали голосовое сообщение из чёрного ящика и наметили очередную цель – точку эвакуации «Б28», что в Припяти. Однако, о пути в город известны только слухи, ведь туда уже давненько никто не попадал. Единственное, что можно сделать в сложившихся обстоятельствах – это спросить совета у кого-то более опытного… На эту роль отлично подойдёт Лоцман.

Лоцман – известный проводник с отличной репутацией. Вы можете знать его, если продавали ему карты местности или пользовались его услугами. Он расскажет о подземных тоннелях под заводом «Юпитер», что ведут в сторону Припяти, и это может быть выходом из ситуации! Но сначала существование этих тоннелей ещё нужно доказать.

Шаг 2. Найти документы

За доказательствами предстоит отправится на заброшенный завод. Первые документы – папка с приказом – находятся на втором этаже административного корпуса, в комнате справа от перехода в лаборатории.

Z

Судя по содержанию, производство эвакуировали в подземные помещения завода, и там же провели какое-то важное совещание, так что вам следует спуститься туда. На втором этаже лабораторного корпуса, на полке, вы найдёте тетрадный лист с записями – в нём упоминается некое «Изделие №62».

2Q==

Отправляйтесь в отдел доставки, где найдёте ещё документ, в помещении слева от южного лестничного пролёта в административном корпусе.

2Q==

Судя по содержанию, стоит заглянуть в ремонтный цех, где вы и найдёте последнее письмо, в котором упоминаются подземные тоннели, ведущие в Припять. Комнату вы не пропустите – она находится рядом с местом крушения «Скат-4».

Z

Шаг 3. Найти информацию о путепроводе

Мало узнать о факте существования секретного прохода в Припять – чтобы обезопасить себя, нужно найти больше информации. Для полной картины стоит прихватить журнал дежурной смены, что сиротливо лежит на столе в диспетчерской комнате, прямо над шлюзом – в нём описан механизм работы с гермодверями. В документе есть ссылка на некий «первый отдел», так что стоит заскочить и туда.

9k=

В первом отделе, на втором этаже, найдутся подробные схемы путепровода, вышедшие из-под руки неизвестного инженера. В них упоминается некий газ из цеха хим. соединений, так что становится понятно, что без добротного костюма химической защиты делать в тоннеле нечего.

9k=

Теперь, когда вы узнали всё, что могли, можно выбраться из душных помещений и подумать над тем, что делать дальше.

Шаг 4. Поговорить с Азотом

Учитывая, что в деле с путепроводом предстоит работа с мудрёными механизмами, стоит посоветоваться с толковым техником. К счастью, такой в Зоне есть – Азот со станции «Янов», что помог расшифровать данные с «чёрного ящика» ранее. Он выслушает вас, и согласится помочь – справиться с генератором и шлюзом ему вполне по силам. И, конечно, выдаст дельную мысль – стоит собрать отряд, ведь никто не знает, что или кто будет поджидать в коридорах «Припяти-1»…

Z

Шаг 5. Собрать отряд

По рекомендации Азота стоит пообщаться с Зулусом – бывалым сталкером и бывшим долговцем. Он своеобразный человек, и считает, что в таком деле без бутылки не разобраться, но полностью поддержит мысль о сборе отряда. Помимо Зулуса можно взять с собой ещё трёх человек, с которыми вы могли столкнуться раньше, когда исследовали Зону и выполняли разные квесты.

Z

Вано – сталкер с «Янова», весельчак с лёгким характером. Взять его в команду можно только в том случае, если вы ранее выполнили квест «Долги». В таком случае, Вано на предложение присоединиться к миссии ответит положительно, но попросит 5000 RU на выкуп своего комбинезона.

2Q==

Лейтенант Соколов – пилот одного из упавших вертолётов, которого чудом спасли и оставили оправляться в бункере учёных. Он легко согласится пойти на поиски точки сбора, но попросит помощи с добычей специального костюма. Для этого необходимо поговорить с профессором Озёрским – тот сначала будет сомневаться, но после того, как вы принесёте ему очередную радиоактивно-растительную пакость, легко договорится с Германом о скафандре.

2Q==

Третий потенциальный член команды – Бродяга. Вы могли познакомится, если выполнили квест «Выживший «Монолит», и отвели группу в безопасное место. Все члены этого потерянного во всех смыслах отряда нашли своё место под крылом «Долга» или «Свободы», но не их командир. Вам же лучше – монолитовцы известны своим уровнем подготовки, и Бродяга – не исключение.

9k=

Шаг 6. Выход в тоннель

Перед походом стоит проверить, всё ли готово к миссии. Важно понимать, что любой член вашего отряда может погибнуть во время прохождения путепровода, поэтому стоит запастись ресурсами – бронёй, оружием и медикаментами. Изначально разработчики предполагали распределение ролей в команде, но из-за недоработок в интеллекте ваши бойцы будут поднимать любое оружие, что превосходит их собственное, и это необходимо учитывать. Также стоит запастись дополнительным комплектом брони – костюм с замкнутой системой дыхания понадобится только до встречи с монолитовцами. Когда подготовка полностью завершена, нужно поговорить с Зулусом и отправляться к заводу. Теперь осталось разобраться как попасть в Припять в Сталкер Зов Припяти.

9k=

Шаг 7. Прохождение путепровода

На первой же развилке в коридоре вас атакуют мутанты – тушканы и снорки. Последние представляют большую опасность для группы, поэтому стоит взять с собой дробовик и побольше патронов к нему. После сражения поверните направо, дойдите до закрытой двери и нажмите на кнопку слева. Будьте осторожны – из нового помещения сразу повалит газ, а из-под машин высунутся снорки.

2Q==

Дальше вас ожидает своеобразный коридор из КАМАЗов с аномалией посередине, с которой разберётся Вано. Поверните направо, выйдите в тоннель, упритесь в засыпанную дверь и направляйтесь налево. Как только спуститесь – идите направо, пройдите через коридор с тушканами и готовьтесь к атаке снорков в следующем помещении. Снова направо, из-под двери и из норы опять выползут те же мутанты – разделайтесь с ними и двигайтесь дальше.

Шаг 8. Открыть дверь

Вы с командой попадёте в огромное куполообразное помещение, в конце которого закрытая дверь. Наденьте броню получше и активируйте трансформатор справа – как только вы это сделаете, из всех щелей полезут монолитовцы. Как закончите, направляйтесь в диспетчерскую: Вано снова поможет с аномалиями перед входом, а на втором этаже опять поджидают бойцы «Монолита». Справитесь – нажмите на рычаг и возвращайтесь к двери.

2Q==

Шаг 9. Выйти в Припять

За дверью ждёт коридор с «кислотным туманом», а в его конце – дверь налево. Поднимитесь по лестнице, войдите в очередной коридор, одолейте зомбированных и направляйтесь вправо. В странном изогнутом коридоре вы в очередной раз столкнётесь со снорками, но не отчаивайтесь – поверхность уже близко. Ещё одно большое помещение, коридор с зомбированными. После перестрелки поверните налево, взберитесь по лестнице, и наконец-то – свежий воздух! Добро пожаловать в Припять.

9k=

Заключение

В этой статье я рассказала, как попасть в Припять в Сталкер Зов Припяти. Не зря все в Зоне считают это невозможным – такой переход дастся далеко не каждому сталкеру. И это не говоря уже о том, что «Припять-1» считали легендой, обычной байкой проводников. Ну кто вообще мог предположить, что завод имеет подземные тоннели, ведущие в город? Однако, как вы могли увидеть, невозможное возможно – путепровод существует, и команде сталкеров реально преодолеть его, пусть и с немалыми усилиями. Поздравляю с открытием новой локации и желаю успехов в её изучении!

Понравилась статья? Поделитесь!

Как попасть в Припять в Сталкер Зов ПрипятиПрипять является не только ключевой локацией в игре Сталкер Зов Припяти на которую завязана масса интересных сюжетных квестов, но и является финальной, где происходит развязка истории майора Дегтярёва и миссии, которая на него возложена руководством. У многих игроков, оказавшихся в первые за периметром третьей игры, легендарной трилогии, часто возникает вопрос как попасть в Припять в Сталкер Зов Припяти.

Это связано с тем, что разработчики построили сюжетную линию таким образом, что в Припять нельзя попасть привычным способом переместившись через переход между локациями или с помощью проводника. Для того чтобы успешно совершить переход в Припять, необходимо выполнить не только ряд интересных квестов, но и провести целое расследование связанное с поиском подземного маршрута ведущего на заветную локацию. Стартом в поисках главного героя пути ведущего в Припять станет обследование места крушения вертолета с кодовым названием Скат-1. Найти его можно на вертолетной площадке в южной части игровой локации.

Обследуем Скат-1

Не спешите идти к вертолету, подступы к нему будут заминированы, поэтому активно используйте болты. Определить мину перед собой можно на слух, если бросив перед собой болт вы услышите характерный щелчок, то это мина и находиться прямо перед вами. На борту вертолета вы обнаружите «Чёрный Ящик», в котором будет находиться зашифрованная информация об операции и координаты эвакуационной точки сбора. Для того чтобы получить информацию, Дегтярёву предстоит отправиться на Янов к технику Азоту, который поможет с расшифровкой.

Относим черный ящик Азоту

После успешной расшифровки ящика, который вы принесли со Ската-1 станет понятно, что главному герою необходимо отправляться в Припять в точку эвакуации с кодовым обозначением «Б28», отметка будет подсвечена на карте.

Получаем расшифрованную информацию

Не откладывая в долгий ящик идем к проводнику по имени Лоцман, найти его можно там же на Янове. После разговора выясниться, что он не знает точного маршрута, но даст наводку на секретный подземный проход в Припять берущий свое начало на заводе Юпитер.

Разговариваем с проводником Лоцманом

По его словам на заводе может находиться документация и схемы, которые смогут помочь в поисках прохода. Поэтому далее начинаем движение на завод, а именно в его административный корпус.

Отправляемся в Административный комплекс завода Юпитер

Отправляясь на завод, необходимо помнить, что главной целью похода на завод являются документы, которые и будут неоспоримым доказательством существования тайных тоннелей ведущих в город Припять.

Заходим в левую часть здания

Зайдя в административный корпус, необходимо подняться на второй этаж, где после подъема, поворачиваем налево (следуя в направлении стрелки на миникарте), находим папку с документами и забираем её.

Документы

Далее необходимо тщательно обследовать комплекс лабораторий, в него можно попасть не выходя из здания и пройти через галерею связывающую два здания.

Проходим через галерею между зданиями

Сразу в конце коридора необходимо повернуть влево и продвигаясь до самого конца по помещению, на одном из стеллажей вы найдете тетрадный лист.

Тетрадный лист

Здесь все, теперь необходимо двигаться в сторону отдела доставки. Ориентиром будет стрелка компаса на миникарте, которая точно вас приведет в нужную точку. Следуя её подсказкам мы должны попасть в небольшую комнату, где на столе мы обнаружим папку с документами.

Папка с документами

После прочтения отправляемся в ремонтный цех. Однако на четвертом этаже отдела доставки в одном из кабинетов вы сможете найти документы, которые пригодятся вам в последующих квестах. Однако помните после их взятия на вас будет совершено нападение группы наёмников, поэтому будьте внимательны.

Следующим шагом будет поиск входа в завод и проникновение внутрь. Найти его будет не сложно, ориентируйтесь на его западную сторону.

Вход в Завод

После входа идем к лестнице ведущей вниз, спускаемся и через проем в стене двигаемся по направлению стрелки на компасе. На пути вы встретит небольшую техническую комнату в которой будет найден еще один комплект документов. Забираем, смотрим кат-сцену и идем далее, по направлению транспортного шлюза и первого отдела завода. Попав в огромное помещение с проломленной крышей, в его центре мы увидим упавший вертолет Скат-4.

Обследуем вертолет

После его осмотра и территории вокруг него на одном из столов будет находиться лист бумаги, его тоже необходимо забрать с собой. После успешного осмотра вертолета, преодолеваем железное заграждение, находящееся справа от него, и проникаем в транспортный шлюз. Пройдя немного, мы сможем увидеть рубку управления, которая кстати будет подсвечена миганием красного аварийного маячка, что не даст вам просто пройти мимо. Поднимаемся в рубку и находим в ней журнал дежурной смены цеха, прочитав их смотрим кат-сцену и двигаемся на следующий объект — первый отдел завода.

Рубка управления

Здание первого отдела будет отмечено маркером на карте поэтому найти его не составит труда.

Здание и вход 1 отдела

Войдя в здание необходимо подняться на второй этаж и взять документы лежащие на одном из железных стеллажей.

Схема Путепровода - 1

Изучив документы становиться ясно что это схема прохода и путепровод в Припять существует, но он заполнен ядовитым газом, а открытие шлюза подразумевает наличие работающего генератора. Но эта операция требует грамотной технической подготовки и за консультацией отправляемся к технику Азоту на Янов. Азот сообщит нам что сам отправиться туда не сможет и вам придется собрать группу в составе которой, необходимо будет преодолеть заполненный газом путепровод и запустить генератор для открытия шлюза.

Собираем команду и идем в Припять - Путь открыт!

После того как команда будет собрана (Зулус, Вано, Соколов, Бродяга), вам необходимо будет отправиться в путепровод-1 и преодолев его подняться на поверхность выйдя на поверхность уже в Припяти. Теперь вы знаете как как попасть в Припять в сталкер зов Припяти, однако перед походом не забудьте одеть костюм с замкнутой системой дыхания, прилично вооружиться, желательно дробовиком так как в подземелье будет много снорков. Постарайтесь идти первым и отражать атаки монстров и ликвидировать засады, это поможет сохранить всех членов группы, что положительно скажется на концовке игры.



Новые статьи:

  • Где найти Болотного Доктора Call of Chernobyl
  • Как в Сталкер Зов Припяти сделать вид от 3 лица
  • Где найти Зулуса в Припяти
  • Где найти КПК Моргана в Сталкере Зов Припяти
  • Где найти Бродягу в Сталкер Зов Припяти

Предыдущие статьи:

  • Как вступить в Монолит в Сталкер Зов Припяти
  • Как в Сталкер Тень Чернобыля вступить в Долг
  • Сталкер Чистое Небо: как пройти на кордон через военных
  • Где найти фамильное ружье в Сталкер Тень Чернобыля
  • Где найти Доктора в Сталкер Тень Чернобыля

Когда мне было девять лет, мама рассказала мне о чернобыльской катастрофе.

Меня поразило, что где-то есть целиком заброшенный город: навеки покинутые детские сады и школы, опустевшие улицы и скверы, тысячи заброшенных квартир. Мне очень захотелось там оказаться, но тогда я и подумать не могла, что это возможно.

Спустя годы я узнала, что в Чернобыльскую зону отчуждения, или ЧЗО, ходят в нелегальные походы. Я загорелась этой идеей: посещение заброшенных мест — мое хобби.

Эта статья о личном опыте

Мы не советуем нелегально пересекать границу зоны отчуждения и в одиночку посещать заброшенные здания. Если все-таки соберетесь в Припять, рекомендуем купить официальный тур.

В моем кругу общения много ребят, которые уже были в Припяти — городе в двух километрах от станции, где жили сотрудники ЧАЭС. Я ждала, что кто-нибудь из них позовет меня за компанию, чтобы идти с опытным проводником. Потом я решила взять все в свои руки и организовать поход самостоятельно.

Я подробно расспросила знакомых об их опыте посещения ЧЗО, спланировала маршрут и сагитировала на поход друга. После к нам решил присоединиться знакомый, который уже был в зоне трижды. Мы успешно сходили в пятидневный поход и увидели главные достопримечательности. Например, заброшенный парк аттракционов и бассейн, колесо обозрения, которое так и не начало работать. Еще я залезла на 150-метровую радиолокационную станцию «Дуга».

Я осталась под сильным впечатлением от путешествия и осенью вернулась в Припять еще раз. В этот раз поход был еще более экстремальным: на границе зоны отчуждения на нас вышли пограничники. Моего друга задержали, а мне удалось убежать.

В этой статье я расскажу, как побывать в Чернобыльской зоне отчуждения легально и нелегально, что меня впечатлило и чем опасно самостоятельное путешествие.

О чем вы узнаете

  • Что нужно знать о Чернобыльской АЭС
  • Безопасно ли посещать Чернобыльскую зону отчуждения
  • Правила въезда на Украину
  • Как легально посетить зону отчуждения
  • Зачем путешественники едут в Припять нелегально
  • Как я пересекла границу зоны отчуждения
  • Припять
  • «Дуга»
  • Поселки рядом с Припятью
  • Ночевки и быт во время нелегального похода
  • Люди
  • Животные
  • Как подготовиться к походу
  • В итоге

Что нужно знать о Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986 года в 01:23:47 по московскому времени на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, или ЧАЭС, произошел взрыв. Активная зона реактора была полностью разрушена, и в атмосферу попали тонны радиоактивных веществ.

Уже на следующий день население Припяти эвакуировали. В течение месяца власти отселили 116 тысяч человек. Тогда же в радиусе 30 километров от станции установили зону отчуждения, где до сих пор действует контрольно-пропускной режим.

В бассейне в Припяти кто-то переставил время на часах на момент взрыва

Многие, как и я в детстве, думают, что Чернобыльская зона отчуждения — это полностью безжизненная территория. Но это не так: в 2019 году там работали 6,5 тысячи человек. По данным на 2021 год, 2,8 тысячи из них — сотрудники ЧАЭС, остальные — обслуживающий персонал.

Для меня стало сюрпризом, что вскоре после аварии остальные три энергоблока станции продолжили работать и производить электричество. Первый из них ввели в эксплуатацию уже в октябре 1986 года, второй — в ноябре. Третий, технически связанный с четвертым, снова заработал в декабре 1987, а в 1988 году персонал станции стали переводить на безвахтовый метод работы.

В 1995 году Украина подписала соглашение со странами «Большой семерки» об остановке работы ЧАЭС. Станция функционировала вплоть до 2000 года и за это время произвела больше электроэнергии, чем до аварии.

Сейчас АЭС постепенно выводят из эксплуатации. Deutsche Welle пишет, что процесс должен завершиться только в 2064 году. Он состоит из трех этапов. Первый закончился в 2015 году: со всех энергоблоков изъяли отработанное ядерное топливо. До 2028 года идет второй этап, цель которого — вывезти загрязненное оборудование. На третьем этапе станцию должны законсервировать, чтобы радиационный фон снизился до приемлемого, а на завершающем — полностью ликвидировать.

Процесс может затянуться из-за нехватки финансирования и технических трудностей: в интервью Deutsche Welle заместитель генерального директора ЧАЭС Валерий Сейда говорил, что до сих пор нет технологии безопасного извлечения графита из реакторов.

Это саркофаг — купол над четвертым энергоблоком Чернобыльской атомной электростанции. Он защищает окружающую среду от выхода радиации. Купол построили в 2019 году над саркофагом «Укрытие» 1986 года, потому что боялись его разрушения

Со второй половины 1990-х годов в Чернобыльскую зону отчуждения стали организовывать поездки через общественные организации. С 2010 года зона открылась для туристов. Сейчас туда может попасть любой желающий старше 18 лет с экскурсионным туром, которые предлагают 18 организаций. В Чернобыле для туристов работают три гостиницы, столовая и кафе. Еще в городе живут вахтовики и самоселы, работают магазины и действует комендантский час с 10 вечера.

Особой популярностью туры в Чернобыль стали пользоваться после выхода сериала про катастрофу от HBO: в 2019 году Припять посетили рекордные 120 тысяч человек. Но из-за пандемии количество туристов снизилось: например, к ноябрю 2021 года их было около 62,4 тысячи.

Украинские власти поощряют развитие туризма в ЧЗО. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что зона отчуждения должна превратиться в зону возрождения и стать магнитом для внутренних и иностранных посетителей. Поэтому сейчас украинские власти стараются популяризировать Чернобыль как туристический объект.

Безопасно ли посещать Чернобыльскую зону отчуждения

Туроператоры говорят, что в маршруты экскурсий включены только безопасные места. Ежегодно дозиметристы замеряют уровень радиации в зоне и местах, которые посещают путешественники. Уровень не превышает критический — если отправиться в тур на несколько дней, последствий для здоровья не будет. «Чернобыль-тур» пишет, что общая доза облучения за десять часов тура по ЧЗО равна дозе за часовой полет на самолете и в 160 раз меньше дозы за одну флюорографию. Безопасный уровень радиации — до 30 микрорентген в час, а при полете на высоте 10 километров в средних широтах доза за час полета в среднем составляет 300 микрорентген.

Благодаря времени и усилиям ликвидаторов радиационный фон сильно повышен только рядом с АЭС. Пример такого места — известный Рыжий лес. Это сосновый массив, который принял на себя значительную дозу радиации и из-за этого сменил цвет на красно-бурый. Те самые деревья снесли бульдозерами и захоронили, на их месте выросли новые. Но фон в этих местах по-прежнему повышен.

Наш пеший нелегальный маршрут пролегал через Рыжий лес. Мы замеряли показатели радиации дозиметром, и прибор показывал несколько сотен микрорентген, поэтому мы больше часа шли без привала, пока его не миновали.

Другое радиоактивное место — медсанчасть № 126 в Припяти. Именно туда привозили первых пострадавших от аварии — сотрудников станции и пожарных, которые тушили возгорание. Их фонящую одежду и обувь сбрасывали в подвал, где показатели дозиметра зашкаливают даже сейчас. Основной вход вниз засыпали песком, но сталкеры продолжают пробираться туда на свой страх и риск.

Чтобы отслеживать радиационный фон в режиме реального времени, экскурсантам на время поездки предлагается взять в прокат дозиметры-радиометры от турагентства. Цена у разных операторов отличается, в среднем это стоит 7 $⁣ (523 Р).

У нас с собой тоже был дозиметр, который подавал звуковой сигнал при значительном превышении радиации. Радиофобии во время похода я не испытывала. Меня успокаивало, что в зоне работает несколько тысяч человек и ежедневно бывает множество туристов — это было бы невозможно, если бы риски были слишком высоки.

Самым радиоактивным местом, которое я видела, стал грейферный ковш, который использовали при разгребании завалов после аварии. Сунув внутрь дозиметр, мы зафиксировали 5240 микрорентген в час при норме до 30 микрорентген в час, хотя, уверена, могли бы и больше. The Sun пишет, что в нем замеряли до 39 800 микрорентген в час — его называют «ковшом смерти». Мы шли к ковшу на свой страх и риск и провели рядом с ним мало времени
Так выглядит могильник «Песчаное плато» — место захоронения радиоактивных отходов. Если бы не дозиметр с зашкаливающими показателями и не карта, легко можно подумать, что идешь по ничем не примечательному полю

Правила въезда на Украину

Из-за напряженных отношений между правительствами России и Украины въехать в последнюю для россиян не так-то просто. Все осложняет пандемия и коронавирусные ограничения.

На Украину россиян пускают, если у них есть:

  1. приглашение от частного лица, например друга, которое оформлено у нотариуса;
  2. приглашение на лечение в местной клинике;
  3. родственник, который живет на Украине.

Выехать из России по земле разрешат, только если есть основания, например родственники-украинцы или приглашение от клиники.

Через российско-украинскую границу. В первый визит на Украину этим летом мы со спутником пересекали границу с приглашениями от стоматологической клиники. Кроме документа у нас при себе была медицинская страховка, которая покрывает лечение от коронавируса, свежий ПЦР-тест, бронь отеля и выписка с банковского счета. На границе нас заставили сделать еще один ПЦР-тест — это обошлось нам в 2100 Р с человека. Сейчас эту практику отменили.

По моим наблюдениям и чужим рассказам, на границе к мужчинам придираются сильнее, чем к женщинам. Например, меня пропустили, просто сфотографировав приглашение. Моему спутнику задали несколько провокационных вопросов: не воевал ли он в Донбассе, не был ли в Крыму и так далее.

Через белорусско-украинскую границу. В августе 2021 года Украина ввела обязательный 14-дневный карантин для тех, кто въехал из России и находился там больше семи дней за последние две недели. На самоизоляцию не должны уходить только те, кто привит вакцинами, одобренными ВОЗ. Если путешественник въедет на Украину из Беларуси или любой другой страны, кроме Индии, карантин продлится 10 дней. Его можно не проходить, если получить отрицательный результат ПЦР-теста.

Чтобы не сидеть на карантине, во второй раз мы с товарищем въезжали через Беларусь. Из-за того, что страна не ставит в загранпаспорт печать о дате въезда, отследить длительность пребывания там невозможно.

Отчитываться о соблюдении карантина и загрузить отрицательный результат теста нужно в приложении «Вдома». Его требуют установить до пересечения границы. Затем нужно пройти регистрацию с украинским номером — его я получила через сервис Online Sim за 5 Р — и запустить отсчет 72 часов до прибытия на место самоизоляции. Пограничники проверяют, работает ли таймер, — без него могут развернуть.

Когда вы загрузили результат ПЦР в приложение, не удаляйте его. На выезде пограничники могут попросить его запустить, чтобы проверить, соблюдал ли ты карантин и на каком основании его отменил.

Как легально посетить Чернобыльскую зону отчуждения

Единственный легальный способ посетить ЧЗО как туристу — заказать экскурсию в одной из лицензированных компаний. Они предлагают групповые и индивидуальные туры. Продолжительность визита — до пяти дней, таковы требования радиационной безопасности. Средняя цена однодневного тура для неграждан Украины — около 100 $⁣ (7474 Р).

Чтобы отправиться в тур, нужно сообщить туроператору свои данные: ФИО, дату рождения, серию и номер загранпаспорта. Если едете с индивидуальным туром на своей машине, также нужны ее марка и номер.

На дрон оформляют отдельный пропуск с его серийным номером, маркой и моделью. Использовать его можно не везде. Разрешенные места подскажет сопровождающий.

Как проходят легальные туры в ЧЗО

Ярослав Сегеда

гид по ЧЗО

У компании, в которой я работаю, есть однодневные, двухдневные групповые и индивидуальные туры в Чернобыльскую зону отчуждения. Экскурсию обычно можно забронировать за три дня, а иногда — накануне визита.

Самые популярные — однодневные туры. В них ездят 95% посетителей зоны, если не больше.

В стоимость однодневного тура входят:

  1. Трансфер из Киева и обратно.
  2. Паспортный контроль на КПП «Дитятки». Он находится в 110 километрах от Киева и в 21 километрах от Чернобыля.
  3. Село Залесье — самое большое в зоне отчуждения.
  4. Город Чернобыль: въездная стела, мемориальный комплекс «Звезда Полынь», последний памятник Ленину на Украине, памятник ликвидаторам «Тем, кто спас мир» и выставка роботов, которые участвовали в ликвидации аварии.
  5. Радиолокационная станция «Дуга» — огромный радар высотой до 150 метров и длиной до 750 метров. Его построили, чтобы отслеживать пуски ядерных ракет в любом уголке планеты, главным образом в США.
  6. Территория Чернобыльской АЭС с остановкой на обзорной площадке в 300 метрах от четвертого энергоблока.
  7. Двухчасовая прогулка по Припяти с осмотром ключевых достопримечательностей: речного порта, школы № 1, медсанчасти № 126, кинотеатра «Прометей», центральной площади, ДК «Энергетик», торгового центра, гостиницы «Полесье», парка аттракционов с колесом обозрения и городского стадиона.

Однодневная экскурсия длится около 12 часов с момента выезда из Киева. Она начинается приблизительно в 8 утра. Стоимость — 50 $⁣ (3737 Р) для украинцев и 100 $⁣ (7474 Р) для иностранцев.

Еда в однодневном туре оплачивается отдельно, по желанию. Мы завозим туристов в столовую, обед там стоит 260 UAH⁣ (702 Р). Есть еще кафе «Десятка»: за 275 UAH⁣ (743 Р) подадут блюда повкуснее, но заведение может принять ограниченное количество туристов и плохо вписывается в график туров. В двухдневные туры питание уже включено, в индивидуальные — по желанию.

Если вы хотите побывать в ЧЗО просто для галочки, то хватит и однодневного тура. Но если сильно увлекаетесь этой темой, советую двухдневный или индивидуальный тур, чтобы осмотреть больше локаций или выбрать их самостоятельно. Двухдневный тур для украинцев стоит 150 $⁣ (11 211 Р), для иностранцев — 250 $⁣ (18 685 Р). Цена индивидуальных туров рассчитывается в зависимости от количества туристов и дней, еды, гостиницы и транспорта. На своем автомобиле дешевле.

Во время организованных легальных экскурсий нельзя заходить в здания. Туристы насмотрятся в интернете фотографий квартир, бассейна, школ и садиков, а после расстраиваются, что их туда не пустили, хотя на нашем сайте написано о запрете. Важно понимать, что входить внутрь небезопасно. За зданиями не следят уже 35 лет, периодически бывают обрушения и проваливается пол. Еще внутри раскиданы битые стекла и гвозди.

Бывает, экскурсантам не нравится, что по выходным приезжает много народу — до тысячи человек в день. Получается, что хотелось увидеть пустынный город, а людей там, как на главной улице Киева — Крещатике. Еще есть небольшой процент людей, которым в принципе не нравится сам тур по зоне отчуждения. Особенно часто я слышу от украинцев: «Да в моем городе точно такие же заброшки стоят, я тут для себя ничего нового не увидел!»

Но в целом туристы остаются довольны. Особенно сильно впечатляет Припять и «Дуга».

«Было жутко, пусто и очень-очень грустно»

Екатерина Капятая

была на экскурсии по ЧЗО в 2017 году

Я начиталась книжек про сталкеров, облазила большое количество заброшек всех мастей и давно хотела побывать в Припяти. Но ехать туда специально совершенно не хотелось, потому что Чернобыль казался ужасно заезженным и популярным местом. А в мае 2017 года я поехала в Киев, встретилась с подругой, и она предложила съездить на экскурсию. Мы выбрали «Чернобыль-тур»: ссылка на них была первой по запросу «экскурсия в Чернобыль». Экскурсия на целый день стоила в районе 5000 Р с человека. Сейчас она обойдется в 99 $⁣ (7399 Р).

В 7 утра мы выехали из Киева на автобусе и вернулись только в районе 11 вечера. В группе было около 25 человек и несколько гидов. На границе зоны нас всех вывели из автобуса, построили в ряд, у каждого проверили паспорта и спросили цель поездки. Как сказали гиды, нужно отвечать четко, быстро и спокойно, что едешь на экскурсию.

Сначала нас ждала небольшая экскурсия по самому Чернобылю. В дороге показывали несколько документальных фильмов, которые потом комментировали с привязкой к местности. Оттуда уже поехали в Припять. По дороге несколько раз останавливались для фотосъемки, в том числе снимали Рыжий лес.

У КПП «Припять» нас снова высадили из автобуса и разбили на группы по 7—8 человек. У каждой был свой гид. Наш гид много лет изучал зону отчуждения нелегально. Нам с ним очень повезло: когда у нас было время на свободный осмотр города, гид старался показать незаезженные места и в целом увести нас подальше от других групп. Еще мы побывали на всех самых значимых локациях. При этом на каждом объекте было время для самостоятельного осмотра и изучения.

Мы сделали фото на память с группой на фоне нового саркофага и поужинали в местной столовой

Впечатления от поездки остались сложные. Сначала она ощущалась просто как веселое приключение, но во время прогулки по пустому городу пришло наконец осознание произошедшего и масштабов катастрофы. Было жутко, пусто и очень-очень грустно. То, на что способен человек, восторгает и восхищает, но вместе с тем до ужаса пугает. Меня сильно впечатлила мощь природы, медленно и неумолимо захватывающей все на своем пути. Оказалось, она способна переварить даже катастрофу таких масштабов.

Поездка мне понравилась. Я хотела бы как-нибудь вернуться, но либо с индивидуальной экскурсией на несколько дней, либо дикарем.

Зачем путешественники едут в Припять нелегально

Кроме легальных посетителей в Припяти бывают и нелегальные — те, кто попадает в Чернобыльскую зону отчуждения без разрешения. Они называют себя сталкерами — по аналогии с героями повести братьев Стругацких. Их манит возможность самостоятельно исследовать разные места, в том числе закрытые для посещения, без ограничений по времени и без других туристов. Для сталкеров такой поход — это отдельное приключение: они проходят десятки километров, чтобы добраться до Припяти, ночуют в заброшенных деревнях и квартирах, скрываются от полиции и пограничников.

Основная часть сталкеров — украинцы. Нелегально в ЧЗО приезжают и иностранцы, например из Нидерландов, Швеции, Германии, Чехии, Боснии и Герцеговины, России, Франции. Они организовывают свой поход самостоятельно или прибегают к услугам других опытных сталкеров, которые водят туристов за деньги. Стоимость такого похода, по словам моих знакомых, — 100⁠—⁠200 $⁣ (7453⁠—⁠14 906 Р) с человека. Я встретила в зоне две группы с местными проводниками — французскую и украинскую.

До недавнего времени сталкерам грозил незначительный штраф — в среднем 800 UAH⁣ (2152 Р). Еще иностранные граждане получали в паспорт печать об ограничении пребывания и были обязаны покинуть страну в обозначенный срок, например через 5 дней. Впоследствии такая печать может стать причиной для отказа во въезде в страну.

Украинские власти планируют принять законопроект № 4156, согласно которому за незаконное проникновение в зону отчуждения будут штрафовать на 3400⁠—⁠5100 UAH⁣ (9146⁠—⁠13 719 Р). Штраф за повторное правонарушение в течение года — 13 600 UAH⁣ (36 584 Р). На момент написания материала законопроект находится на втором чтении в Верховной раде.

Как я пересекла границу зоны отчуждения

Я изначально планировала посетить зону нелегально. Мне хотелось спокойно пофотографировать Припять и увидеть не только главные достопримечательности, но и непопулярные места.

Чтобы добраться до Припяти, сталкеры идут пешком от границы зоны отчуждения. Маршруты начинаются из разных мест и отличаются сложностью, длительностью и риском ареста. Оба раза я выбирала маршрут, который при желании и уверенном шаге можно пройти за ночь. В один из походов мы с товарищами замерили его по треку — вышло около 50 километров. Стартовая точка находится у жилой деревни неподалеку от зоны отчуждения, но давать точные координаты не буду: все-таки это незаконно, повторять мой опыт не стоит.

Жители деревни сразу понимают, что в такой глуши забыл незнакомец с большим рюкзаком, и запросто могут сдать его в руки правоохранительных органов. Поэтому оба раза мы со спутниками предпочли ехать до поселения на такси, а не на общественном транспорте. Номером проверенного таксиста, который уже много лет возит сталкеров к границе зоны и обратно, со мной поделились друзья. Поездка от Киева до точки старта стоила нам 1500 UAH⁣ (4035 Р) за машину. Мне рассказывали, что есть и другой таксист, который окольными путями может довезти чуть ли не в саму Припять, но стоит это 5000 UAH⁣ (13 450 Р).

Большая часть пути в Припять пролегает по остаткам дорог, но есть и менее комфортные участки — например поле. По нему особенно неприятно идти ночью, учитывая, что фонарь включать нельзя: его будет видно издалека. Мы разве что подсвечивали путь экраном телефона.

В первый поход я несколько раз чуть не подвернула ногу: в траве попадаются ямы. Во второй раз было легче: светила полная луна. К тому же за сезон нелегальные посетители зоны протоптали в поле тропинки — настолько широкие и отчетливые, что мы в шутку называли их сталкерскими магистралями.

Пожалуй, самый неприятный участок пути — переход через реку Уж. Она течет у самой границы зоны отчуждения. Речка не очень широкая и глубокая, но переходить ее надо вброд. За два похода я пересекла Уж в трех точках. Глубина варьировалась от «по колено» до «по нижнюю кромку трусов». Также на уровень воды влияет сезон: весной, когда тает снег, даже через брод приходится идти по шею в воде, держа рюкзаки над головой. В летнюю жару пересекать реку нетрудно, а вот осенью, стуча зубами от холода, — неприятно.

Переправа всегда была одним из самых напряженных моментов похода. Здесь высокий риск столкнуться с патрулем. В этот момент сталкер особенно уязвим: требуется время, чтобы раздеться и одеться. Именно у реки многие попадаются. Так произошло и с нами во вторую поездку.

Мы с товарищами выбрали самый популярный брод в окрестностях, хорошо известный службам правопорядка. Когда мы уже разделись по пояс и готовились проверять глубину, чтобы убедиться, что правильно нашли точку, из темноты выступили два силуэта.

Они довольно дружелюбно спросили: «А ви що, сталкеры, что ли

Я уж было решила, что мы столкнулись с коллегами по увлечению, но незнакомцы зажгли фонари — и в их свете я увидела пограничный камуфляж и автоматы. У меня душа ушла в пятки: я испугалась, что больше не смогу въехать на Украину.

Совладав со страхом, я решила попробовать убежать. Я была ближе к реке и, предположив, что по воде меня догонять не станут, рванула через брод. К счастью, преследовать меня и правда не стали. Я около часа пряталась в зарослях, а после через другой брод перешла обратно и договорилась с таксистом, что он меня заберет.

Моего же спутника доставили в отделение полиции, где продержали всю ночь, а после выпустили со штрафом в 800 UAH⁣ (2152 Р) и печатью в паспорте об ограничении пребывания до пяти дней. Оказалось, кто-то из местных жителей увидел наше такси на подъезде к точке старта и пожаловался пограничникам.

Арест моего спутника даже попал в российские новости

Мы с товарищем заранее договаривались, что при риске ареста каждый сам за себя: какой смысл попадаться вдвоем, если у кого-то есть шанс удрать? Поэтому на меня он не обижался. Мы оба были очень подавлены случившимся. Но учитывая, что с такой печатью у моего товарища, скорее всего, будут проблемы с въездом, решили, что ему нельзя упускать шанс посетить Припять. Поэтому на следующий день предприняли еще одну попытку — на этот раз успешную.

Другое место, где риск попасться правоохранителям особенно высок, — конечно, сама Припять. Полицейские устраивают засады в популярных у сталкеров точках, ловят их, когда замечают на крышах и улицах, находят по свету фонарей. Иногда они организовывают рейды по домам в поисках квартир, где обосновались нелегальные посетители ЧЗО. К счастью, за оба визита в Припять я ни разу даже издали не видела полицейского — только припаркованные на дороге машины. Но они могли принадлежать гидам или туристам, приехавшим на индивидуальную экскурсию.

Припять

Молодая Припять была обеспеченным городом. Со всего Союза в город съезжались специалисты, которые верили в силу мирного атома: здесь их ждали высокие оклады и отсутствие дефицита. По данным последней переписи, там жило 47,5 тысячи человек.

В Припяти была продуманная инфраструктура. В пяти кварталах возвели 160 жилых домов и 26 общежитий, 15 детских садов и пять школ, медсанчасть и три поликлиники, 25 магазинов, 27 заведений общепита и четыре предприятия. Кроме того, здесь построили кинотеатр на 1220 мест и Дворец культуры, а к причалу Припяти приставали прогулочные «Метеоры» и речные трамваи. Осмотреть все это путешественнику за один или даже за несколько визитов просто нереально — приходится выбирать.

В первый поход я уделила внимание ключевым достопримечательностям: прогулялась по главной площади, заглянула в ДК «Энергетик», универмаг и городской узел связи, кинотеатр «Прометей» и кафе «Припять». Внутри здания были почти пустыми, но мне было интересно находить артефакты советских времен: мозаики, витражи, барельефы. Пожалуй, самым любопытным для меня было обнаружить тележки в универмаге — еще один признак того, что Припять была отнюдь не обычным советским городом.

Еще я заглянула в бассейн и парк аттракционов — пожалуй, самые узнаваемые локации Припяти. По словам знакомых сталкеров, именно здесь чаще всего устраивают полицейские засады, поэтому мы осматривали оба места спешно. Но я испытывала восторг, даже снимая на бегу. Меня поражали локации, которые я до этого десятки раз видела на снимках. Больше удовольствия получат только фанаты игры «Сталкер»: многие места Припяти отражены в ней довольно точно.

До визита в Припять я не знала, что в советских универмагах бывали тележки
Колесо обозрения высотой 20—25 метров видно издалека: его верхние кабинки выглядывают из зарослей
Мы снимали парк развлечений быстро еще и потому, что там повышенный радиационный фон
Знаменитый бассейн «Лазурный». Он работал даже после катастрофы, вплоть до 90-х — сюда приходили заниматься спортом работники атомной станции и ликвидаторы

В Припяти я поднялась на несколько крыш, в том числе на отель «Полесье» и одну из двух шестнадцатиэтажек с гербом. С «гербового шестнаря» — так это место называют сталкеры — открывается лучший вид на город.

На крышах я встречала рассветы и закаты. Панельки с зияющими оконными проемами, алые в лучах солнца, вовсе не выглядели печально — наоборот, я чувствовала покой и умиротворение. Сначала я мысленно пожалела легальных посетителей зоны, которым доступ в здания и на крыши запрещен, но потом видела не одну явно туристическую группу на крыше в дневное и сумеречное время. Очевидно, их гиды каким-то образом договаривались с полицией и охраной.

На заднем плане видна одна из гербовых шестнадцатиэтажек. Справа от нее стоит дом с вывеской «Хай буде атом робітником, а не солдатом» — «Пусть будет атом рабочим, а не солдатом»
Экскурсионная группа провожает закат. Почти все крыши Припяти открыты, за исключением крыши второй шестнадцатиэтажки с гербом, где установлено оборудование связи. Благодаря этому по всей Припяти хорошо ловит сеть Vodafone и Lifecell. Учитывайте, что заходить в здания без опытного проводника может быть опасно: за состоянием построек никто не следит

Несмотря на запреты, встречали мы туристов и в зданиях. Однажды нам пришлось прятаться от индивидуальной экскурсии, которая зашла в один с нами подъезд пятиэтажки. Мой товарищ укрылся на кухне за плитой, а я залезла в шкаф.

И мы, и экскурсанты пришли в этот дом, чтобы увидеть восстановленную квартиру. Группа сталкеров, которые уже много лет ходят в зону, реконструировала несколько помещений в Припяти. Теперь они выглядят как на момент аварии.

В первый поход я увидела восстановленную комнату в детском саду, во второй — гостиную и кухню. Найти их самостоятельно в огромном городе едва ли получилось бы — места подсказали знакомые. Я обещала им ни с кем не делиться геолокацией, поэтому в статье могу показать только фото.

Особенно меня впечатлила комната в детском саду. Кровати застелены, на стенах висят плакаты, на полках расставлены игрушки — кажется, будто на дворе 28 апреля 1986 года. Пожалуй, если бы я наткнулась на это место случайно, стало бы жутко. Восхищает труд ребят, которые десятки километров тащили в рюкзаках краску для стен и собирали по всему городу сохранившиеся игрушки, чтобы восстановить облик помещения.

В целом посещать жилые помещения менее интересно, чем общественные здания. В квартирах почти ничего не сохранилось, кроме крупногабаритной мебели и техники. То, что сразу не украли мародеры, выбросили из окон и захоронили ликвидаторы, чтобы лишить расхитителей добычи и избавить жителей города от соблазна вернуться за своим имуществом.

Вандалы не пощадили восстановленную комнату и оставили на стене матерную надпись, которую пришлось замазать в «Фотошопе». К моему второму визиту ее уже закрасили
Куклы на кроватях выглядят жутко
Так выглядит типичная комната в Припяти. Батареи стали добычей черметчиков. Осталось только то, что бесполезно или невозможно украсть

Учреждения сохранились намного лучше. Прежде я уже бывала в заброшенных школах и детских садах, но в современных. Те, что я посетила в Припяти, словно перенесли меня в прошлое, в советские фильмы, которые я смотрела в детстве.

На стенах учреждений висели плакаты с коммунистическими лозунгами, на полках стояли книги, по которым учились мои родители, а с портретов смотрели партийные лидеры. Я ощущала себя археологом на руинах цивилизации, о которой много читала и смотрела, но которую не застала.

Еще меня сильно впечатлило то, как изменилась Припять за 35 лет почти без людей. Природа здесь постепенно, но настойчиво берет свое. Густые кроны почти скрыли за собой многоэтажки, а дворы превратились в настоящие джунгли.

В Припяти я чувствовала себя так, словно попала на картины Владимира Манюхина — художника, чьи изображения постапокалиптической Москвы разлетелись по сети. Глядя на панельки, привычные глазу всех живущих на постсоветском пространстве, я легко представляла такое в любом российском городе, в том числе в своем родном, и от этого по спине пробегал холодок.

Силуэты панелек, выглядывающие из зарослей, заставили меня задуматься о суетности жизни

«Дуга»

Одна из главных достопримечательностей зоны отчуждения — радиолокационная станция «Дуга». Эта металлическая конструкция, построенная для раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет, впечатляет своими масштабами.

«Дуга» входит в программу большинства туров в зону, но легальным туристам, конечно, нельзя на нее подняться. Для меня это было самым интересным, и я рискнула. Нижний уровень лестницы спилили, поэтому первые несколько метров пришлось карабкаться по металлическому тросу с плашками, на которые можно опираться. Дальше шла череда лестниц, которые, несмотря на возраст и отсутствие ухода, сомнений в своей прочности у меня не вызвали. Хотя наверняка сказать, конечно, нельзя — так что лучше не повторять мой опыт.

С высоты 135 метров открывается вид на бесконечные массивы деревьев, саркофаг и Припять вдали. Особенно здорово встречать здесь рассвет и наблюдать, как солнце постепенно озаряет лесное море. Но в целом «Дуга», в отличие от Припяти, показалась мне местом, которое достаточно увидеть однажды, — второй раз я согласилась пойти туда только из-за уговоров товарища.

«Дуга» расположена в отдалении от Припяти и других населенных пунктов. Выросшая посреди леса гигантская металлическая конструкция впечатляет масштабами
В первый раз на «Дугу» я пошла одна: мои спутники торопились на автобус из Киева в Россию, так что мы разделились. Поэтому фотография наверху у меня появилась только во вторую поездку

Поселки в зоне отчуждения

По пути к Припяти и обратно мы с товарищем осмотрели несколько заброшенных сел: Корогод, Жовнировку, Замошню. В какие-то заглянули мельком, а в одном даже переночевали. Вернее, передневали: мы не успевали дойти до Припяти к восьми утра, а последнюю часть пути нужно проходить в то время, когда зона закрыта для посетителей.

В домах мало что сохранилось, у некоторых обвалились крыши. Но заглядывать в них все равно любопытно: где-то найдешь пластиковую игрушку на окне, где-то — газету об Олимпиаде-80, а где-то — фотографию бывшего жильца. Правда, по сравнению с Припятью в поселках не ощущаешь масштаба произошедшего: мало ли заброшенных деревень на постсоветском пространстве.

В одном из сельских домов сталкеры обустроили приют для отдыха. Сюда со всего села стащили мебель, украсили стены плакатами и надписями, а на столе оставили тетрадь, где посетители могут записать свои имена. Те, кто выходит из зоны, оставляют там лишние припасы.

Ночевать в подобных местах небезопасно: о них знает много людей, в том числе и охрана, поэтому могут нагрянуть с проверкой. Но во время походов мы все равно ненадолго заглядывали в этот дом, чтобы выпить чаю. Оба раза встречали там других сталкеров. Это очень радостное ощущение — словно посреди океана встречаешь другое судно. Можно обменяться новостями и опытом, обсудить впечатления и чем-нибудь друг друга угостить.

Ночевки и быт во время нелегального похода

В Припяти сталкеры живут в квартирах. Те, кто ходит в ЧЗО часто, стараются сделать свое пристанище уютным, насколько это возможно: притаскивают мебель и предметы интерьера из других домов, заклеивают окна черной пленкой или мусорными пакетами, чтобы можно было зажигать свет. Увы, такого обустроенного жилья я ни разу не видела, оба раза мы останавливались в обычных квартирах. В первой мы спали на полу на туристских ковриках. Во второй был диван — я разместилась на нем, тоже предварительно постелив коврик.

Осенью ночевать в квартире было холодно даже в зимнем спальнике. В нашей комнате сохранилось остекление, но в соседней окна были выбиты — и оттуда дуло. По ночам температура опускалась ниже нуля, у нас замерзала вода в бутылках. Удивляюсь, что некоторые сталкеры ходят в ЧЗО даже зимой.

Во время нашего осеннего похода пару ночей стояла минусовая температура, листья покрылись инеем
Для отдыха в поселке по пути мы выбрали чердак одного из домов, где нас вряд ли бы кто-то нашел

Во время пребывания в Припяти мы ложились спать, когда становилось темно, а как только светлело — выбирались на прогулку. Это самое безопасное время для исследования города: легальных посетителей нет, а риск встретить полицию или охрану минимален. Гулять можно и днем, но с большей осторожностью. Приходится избегать встреч не только с правоохранителями, но и с туристическими группами: гиды могут доложить, что видели сталкеров.

С собой мы брали горелку и еду на все четыре-пять дней пребывания: сублиматы, лапшу и каши быстрого приготовления, колбасу и паштеты, хлеб и шоколадные батончики. Оба раза мы перестарались с запасами. В первый раз оставшийся провиант я забрала с собой, во второй — спрятала в заброшенной квартире для друзей, которые собирались посетить Припять после нас.

Обязательным пунктом ежедневного расписания был поход за водой. В самом городе и по пути в Припять есть лишь несколько точек, где ее можно набрать. Их я заранее узнала у друзей. Мы пополняли запасы в трубном коллекторе, где скапливалась дождевая вода. Для этого нужно открыть люк, спуститься по ржавой лесенке и наполнить бутылки, стоя враспор на трубе и лесенке. После мы пропускали воду через фильтр, чтобы очистить ее от сора и возможных радиоактивных частиц, и кипятили.

Я фильтрую воду, которую мы набрали в коллекторе

Люди

За два похода я встретила шесть групп сталкеров: четыре украинских, одну французскую с местным проводником и двух венгров. С последними мы столкнулись ночью на подходе к Припяти. Ребята устроили привал на сталкерской тропе, чтобы дождаться, пока немного рассветет, и продолжить путь. Люки в Припяти давно отправились в чермет, и венгры боялись провалиться. Наткнувшись на двоих лежащих посреди леса камуфлированных парней, я в первые секунды очень перепугалась. Но когда я услышала английскую речь и увидела ошарашенные лица 19-летних ребят, то поняла, что это коллеги по увлечению. Мы разговорились с ними, в итоге остановились в одной заброшенной квартире и вместе исследовали город.

Во второй раз по дороге к «Дуге» мы встретили двух местных сталкеров. Мы вместе залезли на антенну, а потом добирались до Киева на машине их друга, который приехал встречать их у границы зоны.

Фото на память: я, мои спутники и двое венгров — справа

Животные

Периодически мы встречали в зоне отчуждения животных. Когда я продиралась через заросли во дворе в Припяти, видела, как от меня убежал заяц. Однажды в окно квартиры на четвертом этаже, где мы ночевали, постучались — оказалось, что это белка.

Оба раза нам встречались лошади Пржевальского. В 90-е годы тридцать особей завезли на территорию зоны в рамках эксперимента, и они размножились — сейчас их уже больше ста. Дикие лошади оказались очень робкими: они убегали, едва нас завидев.

А вот встреча с лосем испугала уже нас. Мы неожиданно столкнулись с ним, когда заходили в Припять. Животное встало во весь рост, а я вздрогнула от неожиданности. Стало досадно: если мы не сразу заметили лежавшую в двадцати метрах от нас гигантскую тушу, то и в засаду можем угодить!

Опытные сталкеры рассказывали, что встречали опасных животных — кабанов, оленей, рысей, волков и даже медведей. Волчий вой мы однажды слышали издали, но, к счастью, близкого знакомства избежали.

Я едва успела сфотографировать этих двух лошадей: спустя пару мгновений они уже ускакали
Лось никуда не убегал, поэтому я успела поменять объектив и его сфотографировать. Он выглядел очень грустным. Может, ему надоело, что я его пять минут фотографировала
С лосем мы встретились, когда возвращались от портовых кранов. Они расположены недалеко от Припяти. Вблизи эти ржавеющие гиганты напоминают подстреленных птиц. Для моего спутника это стало одним из любимых мест в Припяти: там можно вздохнуть чуть свободнее, не опасаясь, что в любую минуту нарвешься на засаду. Кроме того, сверху открывается захватывающий вид и на город, и на ЧАЭС
Вид на город с портовых кранов

Как подготовиться к походу

Тем, кто отправляется в зону в составе туристических групп, организаторы экскурсий рекомендуют надевать удобную туристскую одежду и обувь по сезону, желательно — на толстой подошве. Обязательное требование — длинные рукава, штанины и закрытая обувь. Запрещены шорты, бриджи, платья, юбки и открытая обувь. С собой советуют взять накидку или зонтик на случай дождя, личную походную аптечку и перекус.

Все личные вещи перед выездом из зоны проверяют на пунктах дозиметрического контроля. Зараженные вещи нужно отмыть, иначе их конфискуют. Фотографам стоит предусмотреть защиту для ножек штатива, например пластиковые пакеты.

Мои сборы в поход, конечно, отличались от подготовки легального посетителя зоны. Помимо дозиметра, сменной одежды и фототехники мы взяли с собой фильтр для воды, горелку и газ, запас еды на несколько дней и батарейные блоки для подзарядки.

В осенний поход я брала с собой теплый спальник. Летом я с комфортом спала на туристском коврике, укрывшись кофтой. Еще взяла с собой спреи от комаров. К счастью, они нам не понадобились — но товарища, который был там за пару недель до нас, кровососущие совсем измучили.

В итоге

Хотя я с детства хотела увидеть Припять, мне казалось, что она не особенно меня впечатлит: я уже видела покинутые поселки, посещала заброшенные дома и учреждения. Кроме того, я думала, что место утратило свою атмосферу, когда стало популярной туристической локацией. Но я очень ошибалась. Целый заброшенный город, который постепенно зарастает лесом, поражает. Особенно когда знаешь, что послужило этому причиной.

Да, из-за мародеров и времени Припять выглядит далеко не так, как в первые дни после аварии. Но здесь каждая деталь — будь то советская бутылка из-под масла на кухне или башмачки в раздевалке в детском саду — повествует о трагедии красноречивее, чем книги.

Нелегальный поход в Припять — это непростой, но незабываемый опыт: стертые ноги, недосып, постоянное нервное напряжение, когда прислушиваешься к каждому шороху и пугаешься тени от куста. Но в процессе все трудности сливаются в одно грандиозное приключение, а потом превращаются в приятные воспоминания.

Если вы готовы к приключениям, я рекомендую побывать в Припяти. Сама я собираюсь вернуться туда еще раз — уже с легальной экскурсией.

В общей сложности на два похода я потратила 16 141 Р. Сэкономить получилось, потому что большую часть пути я преодолела автостопом и только пару раз пользовалась общественным транспортом. Расходы на такси до зоны отчуждения делила с друзьями.

На первый поход в июне 2021 года в зону отчуждения потратила 5138 Р

ПЦР-тест на границе Украины 2100 Р
Такси 500 UAH⁣ (1334 Р)
Еда 300 UAH⁣ (800 Р)
Симкарта 180 UAH⁣ (480 Р)
Газ для горелки 159 UAH⁣ (424 Р)

ПЦР-тест на границе Украины

2100 Р

На второй поход в октябре 2021 года потратила 11 003 Р

Билет на поезд из Смоленска до Орши, Беларусь 835 Р
Билет на автобус из Гомеля в Киев 52,65 Br⁣ (1535 Р)
Такси 1900 UAH⁣ (6139 Р)
Еда 450 UAH⁣ (1200 Р)
Газ для горелки 305 UAH⁣ (814 Р)
Симкарта 180 UAH⁣ (480 Р)

Билет на поезд из Смоленска до Орши, Беларусь

835 Р

Билет на автобус из Гомеля в Киев

Если в вашей жизни не хватает адреналина, то можно посетить Чернобыль, где произошла масштабная катастрофа на атомной станции. Но бесплатно туда вас никто не пустит, если вы хотите попасть в зону отчуждения легально, то за это придется заплатить. Приблизительная стоимость посещения Чернобыля составляет 130 долларов. А вот как попасть в Припять бесплатно, расскажем далее в статье.

Иллюстрация на тему Как попасть в Припять бесплатно: что нужно знать туристу

Два способа бесплатно попасть в Чернобыльскую зону

По многим источникам, радиационное излучение до конца не изучено на территории Припяти и Чернобыля. Чтобы посетить это щекотливое место без проблем и по закону, вам придется заплатить. Но, если это делать у вас желания нет, то можно немного схитрить, и попасть в Чернобыль без проблем. Вот два способа, которыми пользуются некоторые смышленые люди:

  1. Руководство «Чернобыльской Зоны Отчуждения» приняло решение пропускать людей беспрепятственно два дня в году: 26 апреля и 9 мая. То есть разрешается приезжать родственникам или потомкам на кладбище к своим захороненным родным. Поэтому, если вы укажете именно эту причину, то вас должны пропустить без проблем.
  2. Этот вариант немного с хитринкой. Перед выездом на территорию Чернобыля не забудьте взять с собой паспорт. Лучше приезжать туда к обеду, тогда на пропускном пункте Дитятки людей почти нет. Заранее купите искусственные цветы, ведь этот вариант также предполагает посещение кладбища. Чтобы у проверяющих не возникло лишних вопросов. Если вам зададут вопрос, какое кладбище вы собираетесь посетить, то отвечайте, что едете на Семиходское.

Важно: обязательно называйте имя человека, к которому едете, например, к Елене Лариной. После этого у вас должны взять паспорт, чтобы убедится в том, что все пассажиры совершеннолетние. Затем вам выписывают пропуск и путь открыт.

По итогу имеется два способа, как попасть в зону отчуждения. Однако можно указать и недостатки, например, вам все равно придется ждать обозначенных дат.

Где и как проверяют и пропускают туристов в Зону Отчуждения

Иллюстрация на тему Как попасть в Припять бесплатно: что нужно знать туристу

Если вы задаетесь вопросом, можно ли проехать в Припять самому, то вы должны знать, что пропускные пункты расположены не только на дорогах, но и на железнодорожном полотне. Ведь и они соединяют зону отчуждения с соседними населенными пунктами. Стоит также отметить, что до недавних пор была возможность попасть в Чернобыль посредством воздушных сообщений.

Попасть в Чернобыль можно только после тщательной проверки личных документов и выписывания вам пропуска. Пункт контроля преследует лишь одну цель: они контролируют людей, которые хотят попасть в Припять. Это нужно для того, чтобы оградить их от опасных ситуаций и возможных смертей, также они контролируют ввоз и распространение на внутренней территории материальных средств.

Можно ли попасть в Чернобль самостоятельно?

Иллюстрация на тему Как попасть в Припять бесплатно: что нужно знать туристу

Самостоятельно попасть в Чернобыль можно. Но перед этим нужно тщательным образом подготовиться. Ведь территория Чернобыля контролируется органами внутренней безопасности в различных направлениях. Это зависит от целей посещения данной Зоны.

Постоянный контроль на территории Чернобыля осуществляется организацией МЧС Украины. Ведь они это делают для того, чтобы каждый турист мог чувствовать себя комфортно и мог беспрепятственно пройтись по опустевшим улицам Припяти или Чернобыля. МЧС постоянно измеряют уровень радиации в закрытых зонах, также следят за состоянием реактора и Саркофага.

Благодаря хорошей работе сотрудникам МЧС еще не один турист не попадал в опасную ситуацию и его жизни ничего не угрожало. Все пункты пропуска и дороги для посещения Чернобыля по максимуму очищены и безопасны для здоровья. Ведь в этих зонах уровень радиации является допустимым и почти не отличается от любого другого крупного населенного пункта.

Иллюстрация на тему Как попасть в Припять бесплатно: что нужно знать туристу

Какие правила нужно соблюдать при посещении Чернобыля?

Для пропуска в Чернобыль первым условием является наличие документов, удостоверяющих вашу личность. Без паспорта вас туда могут не пропустить, ведь обязательно нужно установить личность, которая желает попасть в зону отчуждения.

Разрешается посещать Чернобыль только полноправным гражданам страны. Также вход туда запрещается лицам, не достигшим совершеннолетия. За этим очень строго следит управление МЧС. Даже если у ребенка имеется справка о том, что родители разрешили ему посетить Чернобыль, это все равно не поможет. Ребенка не пропустят даже в этом случае.

Каждому человеку должен выдаваться пропуск, ведь его могут потребовать на любом пункте проверок. Хранить его нужно до самого выезда из Зоны.

Места, которые стоит посетить

Иллюстрация на тему Как попасть в Припять бесплатно: что нужно знать туристу

Гулять по Чернобылю разрешается в основном по дорогам, ведь в глубине радиация намного больше. Туристы могут посещать различные музеи, магазины, столовые. Также вы сможете посмотреть на заброшенные деревни, опустошенные дома. В Чернобыле имеется аллея памяти, много людей стремиться посмотреть именно на нее.

Стоит также отметить, что магазины, в которых можно приобрести сувениры, работают каждый день без выходных.

Как из Чернобыля попасть в Припять 9 мая

После прохождения пункта контроля вы попадаете в столицу Зоны Отчуждения – Чернобыль. После этого у вас может появиться вопрос, как попасть в Припять? Самым простым вариантом будет поиск попутки, которая движется в ту же сторону. Попросите водителя вас подвести.

Официально 9 мая попасть в Зону также нельзя. Чаще всего автомобили оставляют недалеко от КПП Припять, а остальной путь проделывают пешком в обход КПП. Но, если вас поймают, то страшного ничего в этом нет. Просто вежливо попросят покинуть данную зону. Помните, что пересечь Зону обратно вам нужно успеть до 18:00, иначе вас задержат за незаконное пребывание и оформят по соответствующей статье. Ходить по городу можно свободно, даже посетить некоторые здания, в официальных экскурсиях это запрещено.

Иллюстрация на тему Как попасть в Припять бесплатно: что нужно знать туристу

Другие способы попасть в Чернобыль

Все возможные способы для посещения Зоны Отчуждения были приведены выше в статье. Других вариантов не предусмотрено. А проникновение в Зону Отчуждения не через проверочные пункты запрещается, по итогу вас могут задержать, поэтому крайне не рекомендовано рисковать.

Также стоит отметить, что на Чернобыльскую АЭС вас никто не пропустит в обозначенные дни, так как там повышенный уровень радиации, который способен причинить значительный вред здоровью. Но ЧАЭС можно увидеть невооруженным взглядом из высоток Припяти. В крайнем случае можно войти в состав специальной экскурсии, руководители которой получили все необходимые разрешения и имеют специальные защитные костюмы.

В пустынном городе можно отдохнуть от лишнего шума и суеты

Поделиться

Выход сериала о катастрофе в Чернобыле всколыхнул интерес к этой теме. Сталкер из Волгограда рассказал нашим коллегам из V1.RU, как обычному человеку с 15 тысячами рублей в кармане попасть в Припять и не попасться при этом полицейским и хищным животным. 

Спонтанным путешествие в пустынный и отвыкший от людей мир не получится даже при большом желании. Первым делом сталкеру придется найти своего проводника и дождаться от него приглашения на территорию Украины. 

— Если у человека хороший заработок и при этом он не является гражданином России, то попасть в зону отчуждения ему будет несложно, — рассказывает Антон Петрухин. — Но легальные экскурсии понравятся не всем: путешествие по Припяти на фургоне, краткий обзор самых популярных мест и полная скованность. Любой шаг в сторону запрещен. Наш способ — нелегальный — может быть под силу не каждому. Для начала нужно познакомиться с гражданином Украины, который за ваш счет сделает приглашение в страну. Если на Украине у вас живут родственники, то это в разы упростит всю процедуру.

Приключения путешественников, выбравших едва ли не самое экзотичное место для отдыха, начнется уже на таможне. Получить красную карточку и уехать домой они могут даже с официальным приглашением в руках.

— Нужно знать, где и на чем лучше всего въезжать в страну со стороны России, — уверен сталкер Антон Петрухин. — В первый раз я заезжал со стороны Гомельской области Беларуси — никакого приглашения у меня не было. Ко второй поездке решил подготовиться основательнее и все же раздобыл этот «пропуск». Если вас пустили в страну, то полдела уже сделано!

Сталкеры, которые не провалили квест на границе двух государств, автоматически выходят на новый уровень — подготовка к походу.

— Перед выходом нужно закупить продукты и другие расходники, которые понадобятся в дороге. Когда все окончательно готово и собрано, мы добираемся от Киева до границы зоны и пересекаем ее известными методами. Здесь опять-таки важно знать, где и как, — делится секретами Антон. — В первый поход я пошел с местным жителем, который уже не раз был в зоне. По пути он рассказал очень много полезных и важных вещей. Конечно, перед выездом человек может подготовиться и сам — подтянуть теорию. Но опыт приходит лишь на практике. Во втором походе я ощущал себя намного увереннее — и в плане подготовки, и ориентирования на местности.

Отмечать главные точки на карте или составлять список «достопримечательностей» опытные сталкеры уж точно не будут. Полная свобода передвижений — вот правило, по которому живут почти все нелегалы из города-призрака. 

— Куда и с каким темпом вы пойдете, решать вам и вашей группе, — добавил он. — Обычно за ночь нужно пройти около 40 километров от границы до самой Припяти. Конечно, не стоит забывать о конных патрулях, национальной гвардии, диких животных и других неприятных, но возможных сюрпризах. Если вы встретитесь с полицией лицом к лицу, то ваш поход закончится оформлением протокола, сутками на выезд из страны и штрафом примерно в 700 гривен. Именно поэтому почти все сталкеры совершают вылазки по ночам. В зоне, конечно, есть места, по котором совершенно спокойно можно ходить и днем.

Поход в Припять обойдется в копеечку лишь тем, кто купит официальный тур или захочет пожить в зоне отчуждения на широкую ногу, уверен Антон Петрухин. 

— Все зависит от ваших желаний. В походе можно шиковать или перебиваться бюджетными вариантами. Лично у меня на всю поездку ушло примерно 15 тысяч рублей. И это при том, что в самой зоне мы жили около недели.

Тишина опустевшего города — вот что заставляет пройти тернистый путь от границы до зоны отчуждения и на несколько дней зайти в Припять.

— Желание вернуться может подогреваться разными причинами, — убежден сталкер. — Для меня поход в зону — это отдых от мира, людей и шума в одном из самых опасных, но все же удивительных мест нашей планеты. Тут я наслаждаюсь атмосферой пустого города. Плюс получаю удовольствие от встречи со своими единомышленниками. Для многих эти походы стали обыденностью — они могут возвращаться в Припять по три раза в месяц. А то и больше. Такие люди там просто живут.

«А если радиация?» — на этот вопрос неофитов, заучивших все стереотипы о Припяти, сталкер отвечает без показного геройства. 

— Опасно там будет еще не одну сотню лет. Особенно в местах, куда лучше не соваться даже с дозиметром, — рассказал Антон Петрухин. — Но есть и чистые территории, на которых фон не превышает обычных городских показателей. Ничего экстремального с нами не происходило. Обычный пеший поход под покровом ночи с рюкзаком под 40 килограммов. Конечно, в Припяти с группой могут случаться «веселые» моменты, но для этого нужно напрочь забыть об осторожности и среди бела дня нарываться на патрули.

В перерывах между поездками сталкер смотрит фильмы и сериалы о самом загадочном и необычном городе мира. 

— Я смотрел сериал, который сняли по заказу американской базы. Мне понравилось: пожалуй, на сегодняшний день это лучшее, что показали об этой катастрофе, — уверен Антон Петрухин. — Без мелких косяков и несовпадений в зданиях города, в некоторых деталях и событиях, конечно, не обошлось. Но, на мой взгляд, такое могут замечать только те, кто хорошо знаком с этой темой и был в Припяти.

Больше всего в новом сериале Антона Петрухина подкупала атмосфера, будто бы вернувшаяся из старых архивных съемок. 

— Я не кинокритик, поэтому могу лишь сказать, что сериал удался, — заключил он. — Жаль, что снят он не у нас. Как-то раз я смотрел снятую украинцами картину «Мотыльки» — тоже весьма достойная вещь. Но в ней больше драмы с вымыслом, чем настоящей катастрофы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти бригаду штукатуров
  • Как найти тему бизнес
  • Как найти приключения в интернете
  • Как найти в вотсапе заблокированные контакты
  • Как исправить плосковальгусные стопы у взрослого