Найти как рисовать тело

Фигура человека считается самым сложным в изобразительном искусстве — кроме позы и положения нужно учитывать анатомию, уметь передавать динамику движения и эмоции. Со скетчами всё проще — достаточно понять технику рисования.

Первое, что нужно сделать, — разобраться с пропорциями. Для этого нарисуйте на листе линию и разбейте её на семь-восемь равных частей, если рисуете человека стоя, или на пять-шесть, если фигура сидит.

Теперь заполните нарисованную шкалу сверху вниз, как на картинке. Сначала нарисуйте голову — она должна занять одно деление, затем грудную клетку — два деления, таз примерно на четвёртом делении, колени на пятом и стопы. Не забудьте, что у человека должны быть шея и руки, а ещё предусмотрите место под переходы от одной узловой точки к другой, например, от грудной клетки до таза.

Основа человека готова. Можно стереть шкалу с цифрами, она больше не понадобится.

Маленький лайфхак: если не хочется каждый раз рисовать шкалу, можно создать её в Photoshop или другом редакторе, распечатать и подкладывать под рабочий лист бумаги.

Чтобы не запутаться с пропорциями внутри самой фигуры, не прорисовывайте сразу линии тела. Оформите мышцы овалами, выделите суставы. Этот шаг многие пропускают, считая его примитивным, но именно он помогает новичкам сделать фигуру правильной.

Самый простой набросок мышц поможет не допустить ошибку в пропорциях
Изображение: VectorRunway / Shutterstock

На этом этапе все части фигуры нужно соединить плавной линией, добавить основу одежды (если она нужна), причёску и остальные детали.

4 простых способа нарисовать фигуру человека

Самое основное сделали — осталась детализация. Степень детализации зависит от изначальной идеи.

Изображение: издательство «МИФ»

Чтобы наброски фигуры человека становились лучше день ото дня, нужно постоянно развивать навык. Приобретите несколько книг по скетчингу и рисованию, анатомии для художников. Если вам интересны исключительно наброски людей, рекомендуем книгу итальянского художника Джованни Чиварди «Рисование фигуры человека».

Сделать рисунки более интересными поможет работа над деталями. Уделяйте внимание частям тела — так делают художники, чтобы найти лучший ракурс.

Как рисовать кисти рук

Чтобы придать своим рисункам динамичность, экспериментируйте с позами — необычная поза всегда привлекает внимание и делает набросок запоминающимся.

Необычные позы делают ваши рисунки более живыми
Изображение: Robert A. Marzullo / Ram Studios Comics / Skillshare, Inc.

Посвятите один вечер тому, чтобы разобраться с карандашами, которые различаются по степени мягкости. Существует несколько систем обозначения жёсткости, но чаще всего встречается европейская шкала.

B — мягкий.

H — твёрдый.

HB — твёрдо-мягкий.

F — средний тон между H и HB.

Цифры, которые часто стоят перед буквой, обозначают степень мягкости или твёрдости. Например, 4B в четыре раза мягче, чем B, а 2H в два раза твёрже, чем обычный H.

Чаще всего для создания наброска людей используется карандаш HB, им удобно прорисовывать основу и создавать тени. Для создания акцентов, прорисовки более тёмных линий и теней используются мягкие карандаши — 2B и мягче.

Как различаются карандаши по степени мягкости

Развивайте наблюдательность — отмечайте, как люди стоят, сидят или ходят. Главный секрет успеха набросков — естественность и реализм. Наблюдайте за работой профессиональных художников, тем более что в эпоху интернета найти руководства и уроки несложно.

Как нарисовать красивый портрет

Если у вас не получается какая-то деталь, например, руки — с ними всегда много проблем, — изучите, как их рисуют другие. Найдите фотографии и готовые рисунки рук, а лучше всего — процесс создания наброска.

Ищите свой стиль — совсем не обязательно рисовать фотореалистично. Есть много успешных иллюстраторов, выработавших свою технику создания набросков. Один из примеров — Jae Suk Kim, в портфолио которого можно найти коллаборации с Mercedes-Benz Fashion Week Russia, Michael Kors, Dior и другими известными брендами.

Скетч иллюстратора Jae Suk Kim
Изображение: jaesukkim / «Инстаграм*»*

Используйте каждую свободную минуту для практики — нарисовав бесчисленное количество не очень удачных набросков, вы рано или поздно увидите свои ошибки и сможете стать лучше. Главное — уверенность в собственных силах и стремление к мечте.

Учиться рисовать самостоятельно и гадать, как нарисовать набросок человека или основу для визуализации, очень сложно. Если вы встали на этот путь, придётся продираться сквозь собственные ошибки, но есть путь проще: записаться на курс «Скетчинг на планшете», где вы научитесь быстро создавать эффектные скетчи.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Продолжаем говорить о базе создания персонажей, на этот раз — о схемах рисования тела и особенностях телосложения. Первая часть серии здесь.

Статья — пересказ этих видео от художницы Sauer.

Базовые человеческие пропорции

Одним из важнейших факторов в рисовании человеческой фигуры являются пропорции. Вы когда-нибудь видели, как дети рисуют людей? Зачастую рисунок выглядит «по-детски» не из-за отсутствия деталей или правильных теней, а из-за того, что ноги короче рук или кисти больше ступней.

Все тела разные, и ни одно тело не является идеальным. Не путайте правильные пропорции тела с идеальными. Даже если вы не самый великий в мире художник, пока пропорции в рисунке вашей фигуры точны, реализм и целостность сохранятся.

Мы постоянно видим тела, поэтому в глаза так бросается, когда пропорции не соблюдаются. Человеческое тело — одна из самых сложных форм на планете. Пропорции — это первое, чему нужно научиться при рисовании тел, потому что они учат вас быть анатомически правильными. Этого можно достичь, составив схему тела и определив, как суставы соотносятся друг с другом.

Создайте свою схему

Фигура с правильными пропорциями, независимо от пола и прочего, определяется расположением суставов, которое неизменно. Если расположение суставов меняется, мы сразу замечаем подвох, фигура выглядит для нас странной. Это наша основа для пропорций.

Нарисуйте свою собственную схему. Она здорово поможет в изучении материала.

Начните с рисования овала в верхней части листа, заостренным концом вниз. Это будет голова. И отметьте вниз восемь отрезков того же размера, что и голова, последний из которых будет землей. Пронумеруйте их от одного до восьми.

В эпоху Возрождения был установлен «идеальный» рост для мужчины в восемь голов. Совершенно очевидно, что немногие люди на самом деле имеют такой рост. Даже северные европейцы, послужившие основой для этой модели. Они были ближе к семи головам в высоту, но это по-прежнему лучшая модель для начала, так как по ней легче понять соотношения.

Таз

Следом добавьте тазовую кость — самую важную часть тела. Это наш центр тяжести и устойчивости.

Упрощенно изобразите ее как плоский круг между отметками три и четыре, тазобедренные суставы будут на четвертой отметке — это маленькие круги, которые вы видите по бокам. Ширина таза составляет примерно от полутора до двух голов. Теперь можете нарисовать позвоночник, соединяющий голову с тазом.

Ноги и колени

Предположим, наша фигура стоит, ступни вертикально на уровне тазобедренных суставов:

Коленные суставы находятся на шестой отметке, эта линия проходит прямиком под коленные чашечками. Когда нога выпрямлена, коленный сустав располагается на прямой линии с бедром и лодыжкой, как показано на левой фигуре на картинке. Но эта прямая условна. Чтобы завершить ногу, соедините тазобедренный сустав с внутренней стороной коленной чашечки, а затем внешнюю сторону колена с внутренней стороной лодыжки, как у фигуры справа.

Это очень упрощенное, но точное представление реальной костной структуры, и это помогает нарисовать человеческую ногу естественной. Она будет расширяться от бедра и сужаться к колену, затем снова расширяться. Это также поможет разместить мышцы на более позднем этапе вашего рисунка.

Грудь и пупок

Грудная клетка и легкие — третья по важности форма тела после головы и таза:

В упрощенном виде это овал, который начинается ровно между единицей и двойкой и заканчивается на третьей отметке. Но лучше всего отрезать нижнюю часть овала, как показано на изображении выше, чтобы имитировать настоящую грудную клетку.

Пустая часть между грудной клеткой и тазом очень важна. Она мягкая и может быть разной: толстый живот, мягкий или плоский живот. И это также место, где позвоночник наиболее подвижен. Следует помнить об этом и не соединять туловище с тазом вместе, как два больших блока, так как это лишит вашу фигуру пластичности. Ширина овала для грудной клетки пока примерно такая же, как у таза.

Еще пара деталей. Соски расположены на отметке «два». Чтобы определить, на каком расстоянии располагать их друг от друга, проведите две параллельные линии от боков головы вниз, немного заходя внутрь контура головы. А пупок попадает на третью отметку. Обратите внимание на синие точки справа на изображении.

Плечи

Линия плеч находится примерно посередине между первой и второй отметкой, а ширина плеч составляет две-три ширины головы:

Но их визуальное положение может сильно различаться. Начнем с того, что линия плеч немного изогнута вниз, но при напряжении плеч изгиб может подниматься вверх и казаться выше. Кроме того, трапециевидная мышца, которая в анфас визуально соединяет плечо с шеей, очень разнится от человека к человеку.

Если фигура очень мускулистая или на ней много жира, линия плеч может казаться настолько высокой, что не будет видно шеи. И наоборот, недоразвитая трапециевидная мышца, часто наблюдаемая у очень молодых женщин, создает впечатление длинной шеи. Важно, чтобы не было путаницы между фактическим положением плечевой линии и ее видимым положением на изображенном теле.

Руки и кисти

Запястья находятся на четвертой отметке чуть ниже тазобедренных суставов. Пальцы заканчиваются примерно на середине бедра, что соответствует пятой отметке.

Локтевые суставы немного сложные, но это мы подробно рассмотрим позже. Пока отметим их как вытянутые овалы, расположенные на третьей отметке.

Фигура в профиль

Снова начните с рисования головы — та же форма яйца, но с зауженным концом, направленным по диагонали вниз. И опустите вертикальную линию от макушки до земли.

Когда фигура стоит прямо, вы можете изобразить тазовую кость практически как голову: форма будет такая же, но более узкая. Плечо и колено примерно на этой же вертикальной линии. Они на том же уровне, что и раньше.

Позвоночник в профиль

Сбоку позвоночник имеет форму сплюснутой буквы S:

От основания черепа линия проходит вниз и назад, пока не достигнет самой дальней точки на уровне плеч. Учтите, что плечевые суставы выступают вперед позвоночника. Это потому, что линия плеч на самом деле является дугой, как показано на картинке при виде сверху (в голубом круге).

Затем позвоночник снова выступает вперед и выпирает немного выше таза. Это происходит на уровне поясницы, и глубина изгиба может различаться, из-за чего может выглядеть так, будто у персонажа изогнутая спина. Наконец, он снова меняет направление и заканчивается на копчике.

Грудная клетка и ноги в профиль

Грудная клетка плотно прилегает к позвоночнику, и в достаточно подтянутом теле, стоящем прямо, грудь естественным образом выдвигается вперед.

Тазобедренный сустав немного уходит вперед от нашей вертикальной оси, и это уравновешивается тем, что лодыжка находится немного позади нее. Поэтому линия, идущая от бедра к колену, а затем к лодыжке наклонена назад и имеет чередующиеся направления изгибов: от тазобедренного сустава к передней части коленного сустава, от задней части коленного сустава до голеностопного сустава.

Общий эффект этой позы — визуальная дуга от головы до груди (показана зеленым цветом справа на изображении). Когда эта дуга распрямляется или разворачивается в обратную сторону, мы ощущаем неуверенность или сутулость в позе.

Руки в профиль

Верхняя часть руки опускается довольно прямо от плеча, так что локоть может быть на одной линии с ним или слегка отклоняться назад.

Рука никогда полностью не выпрямляется в состоянии покоя, поэтому предплечье не будет располагаться вертикально. Рука чуть согнута, запястье опускается вперед прямо над бедренной костью. Когда рука расслаблена, пальцы немного согнуты, как показано здесь.

На этом с основными человеческими пропорциями мы разобрались. А эта схема поможет объединить все, о чем говорилось ранее:

Мужские и женские пропорции

Мужские и женские пропорции настолько сильно отличаются друг от друга, что даже по скелету или отдельным его частям можно опознать пол. Однако имейте в виду, что по вертикальной оси значительной разницы нет. Пол не влияет на положение суставов, они не сдвинутся вверх или вниз. Но пол играет немалую роль в ширине определенных частей тела, создавая вариации фигуры.

Как можно сделать основную фигуру более феминной или маскулинной?

На структурном уровне есть только одна большая деталь, которую нужно освоить, а все остальное — лишь полезные мелочи.

Детородные бедра

Основное различие между мужскими и женскими пропорциями заключается в соотношении ширины плеч и бедер:

У женщин тазовая кость намного шире, чем у мужчин, поскольку они должны быть способны выносить и родить ребенка. Это ключевая деталь, влияющая на строение всего остального тела.

У женщин бедра являются самой широкой частью тела, а узкая талия контрастирует с ними, тогда как у мужчин самая широкая часть тела — это плечи, а талия почти не отличается от бедер. Таким образом, общий женский силуэт представляет собой песочные часы, а мужской имеет более трапециевидную форму.

Линия талии и локти

У женщин талия находится на уровне пупка, а у мужчин — немного ниже. Это делает туловище мужчины визуально длиннее.

Важно помнить, что локти у мужчин не должны быть расположены на одной линии с их более низкой талией. Ориентиром для локтевого сустава остается пупок. В отличие от женской фигуры, если талия мужчины визуально там, где начинаются брюки, локти будут находиться выше.

Округлые формы против угловатых

Полезно делать зарисовки женщин с более округлыми формами и мужчин с более угловатыми формами, поскольку это отражает общее впечатление от каждого типа телосложения.

Женское тело состоит из мягких округлых форм. Если оно не натренировано, не спортивное, то накапливает больше жира под кожей. Мужские тела более угловаты. Если они мускулистые, то имеют более резкие линии. Разумеется, это не всегда так: можно использовать угловые формы, например, для худощавой женщины и мягкие для полного мужчины.

Тем не менее, обратите внимание, что у достаточно стройного женского тела живот слегка изогнут, а ягодицы округлены, а у мужчин живот и ягодицы, как правило, более плоские.

Тазобедренные суставы

Маленькая, но важная деталь — тазобедренные суставы:

Рисуйте тазобедренные суставы женщины за пределами тазовой кости. Они немного более заметно выступают на теле, и это помогает уловить эту особенность женского пола. И наоборот, тазобедренные суставы мужчины изображайте внутри тазовой кости.

Мелкие детали

У обоих полов ладонь и подошва стопы примерно в два раза уже ширины лица. Но у мужчин они длиннее по отношению к лицу, чем у женщин. Женский позвоночник чаще более гибкий и заметно более изогнутый, чем мужской, и, наконец, в среднем мужчины обычно выше женщин.

Зачем заморачиваться?

Насколько все это важно, зачем нам нужна эта информация? Посмотрим наглядно: на изображении ниже показано, что происходит, когда мужчина рисуется с женскими пропорциями, и наоборот:

Даже с добавлением гендерных стереотипов в отношении волос и тому подобного, из-за соотношения плеч и бедер тела выглядят совсем не так, как обычно. Поэтому очень важно помнить о пропорциях при создании персонажа.

Пропорции и возраст

Взгляните на эти четыре фигуры:

Пропорции первых двух фигур здесь соответствуют их размеру. Третья фигура демонстрирует, что вы получите, если нарисуете ребенка с пропорциями взрослого. Это работает, если вы рисуете фею или Человека-муравья, но это определенно не похоже на ребенка.

Это работает и в обратную сторону. Четвертый рисунок показывает взрослого мужчину, нарисованного с детскими пропорциями, и взрослый с такой формой выглядит странно, он больше похож на гигантского ребенка.

Практикуйтесь!

Давайте применим некоторые из этих теорий на практике. Во-первых, нужно быть наблюдательными, смотреть на людей вокруг нас. Обращайте внимание на то, что в их строении отличает их друг от друга. Приглядитесь к детям и людям разных национальностей, чтобы увидеть, насколько они различаются по своему строению.

Во-вторых, можно откопать несколько ваших детских фотографий на разных этапах и сделать наброски основной фигуры. Посмотрите, как изменились ваши пропорции со временем.

Наконец, нарисуйте толпу людей с разными пропорциями, не пользуясь референсами. Если кто-нибудь из нарисованных вами людей выглядит непропорционально, то постарайтесь определить, что не так с фигурой. Эти упражнения помогут вам отработать пропорции и наметать глаз.

Перевод сделан Лилией Васильевой, автором в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

В этом уроке мы разберем основные правила рисования фигуры, также рассмотрим: пропорции человеческого тела в фас и профиль, структуру мышц и равновесие тела.

Идеальные пропорции тела используются для изучения анатомии, которая является одним из важных этапов процесса обучения рисования тела (упрощает очень сложный предмет для студентов). Однако это не означает, что идеальные пропорции должны соблюдаться все время, так как они незначительно отличаются от реальности. После того как вы поймете основные принципы, вы сможете развивать собственный стиль, – однако не рекомендую забегать вперед. Понимание основ в первую очередь это ключ к знанию, как изменить пропорции тела, не искажая его.

Содержание

  • 1 I. Общие положения
  • 2 II. Пропорции человеческого тела
    • 2.1 Женское строение тела
    • 2.2 Мужское строение тела
    • 2.3 III Небольшое напоминание
  • 3 Пропорции руки и ноги относительно мужского и женского лица
  • 4 IV. Мышцы
    • 4.1 Туловище
    • 4.2 Руки
      • 4.2.1 Прямая рука, согнутая ладонь (внутренняя сторона)
      • 4.2.2 Расслабленная (внешняя сторона)
      • 4.2.3 Согнутая (внешняя сторона)
      • 4.2.4 Ноги
      • 4.2.5 Согнутая нога
    • 4.3 VI. Тело в профиль
      • 4.3.1 Рисование силуэта в профиль начинается с обычной скелетной структуры:
      • 4.3.2 Вид сверху:
    • 4.4 VII. Груди
      • 4.4.1 Пропорции идеальной груди, по западным стандартам:
    • 4.5 VIII. Равновесие

I. Общие положения

Перед тем как рисовать человеческое тело, сперва, необходимо сделать набросок основных объемов. Окружностями и линиями наметьте жесты и положение тела. Никогда не начинайте детализировать детали с головы, а потом постепенно опускаться вниз. Необходимо работать со всей фигурой переходя от грубой формы к мелким деталям. Это поможет четко видеть пропорции тела и вовремя предотвратить ошибку, прежде чем вы потратите слишком много времени на детали, а в конечном итоге не сможете больше ничего изменять.

Для наглядности ниже показаны три этапа рисования тела:

"Рисуем

II. Пропорции человеческого тела

Единица измерения человеческого тела – это голова. В западном искусстве, у мужчин обычно 8 голов в высоту, а у женщин немного меньше, 7,5 голов. В действительности строение человека, как правило, ближе к 7 головам, не говоря уже о других типах строения, ведь пропорции могут быть самыми разными.

Тем не менее, 8-головая модель (показана на рисунке) очень полезна для новичков, потому что она позволяет легко запомнить основные части:

  1. Голова;
  2. Соски;
  3. Пупок и локти;
  4. Промежности и запястья;
  5. Пальцы и бедра;
  6. Нижняя часть коленных чашек;
  7. Нижняя часть икроножных мышц;
  8. Подошвы ног.

"Пропорции

Женское строение тела

Ниже расписаны основные различия между мужским и женским пропорциональным телом.

  1. Туловище состоит из овала, мягкая форма;
  2. Плечи уже бедер (тазобедренные суставы находятся вне области таза);
  3. Локти на уровне талии;
  4. Пальцы на середине бедра;
  5. Ноги конусом внутрь от бедер (более выраженный конус, чем у мужчин).

"Женское

Мужское строение тела

  1. Локти на уровне талии, но талия мужчины выглядит значительно ниже;
  2. Пальцы на середине бедра;
  3. Ноги конусом внутрь от бедер (менее выраженный конус);
  4. Мужчины, как правило, выше женщин;
  5. Туловище состоит из трапеции, угловатые формы;
  6. Плечи шире бедер (тазобедренные суставы находятся внутри области таза).

"Мужское

III Небольшое напоминание

Вот несколько рисунков, с помощью которых вы сможете запомнить пропорции. Визуализация поможет вам, когда вы подойдете к масштабированию суставов и конечностей.

Уровень колена равен уровню локтя, а уровень пальцев равен уровню пятки.

"схема

От плеча до ягодиц. Плечо на одном уровне с коленом, пальцы начинаются от уровня ягодицы.

На каблуках никогда не выступают за линию ягодиц.

"От

Ладонь руки дотягивается до плеча.

"Ладонь

Когда рука согнута, размер ладони помещается от запястья до сгиба руки.

"размер

Когда рука вытянута, размер стопы помещается от запястья до локтя.

"размер

Пропорции руки и ноги относительно мужского и женского лица

  1. Мужское лицо (Ступня и ладонь занимают большую часть лица).
  2. Женское лицо (Обратите внимание, что ступня и ладонь занимают меньшую часть лица).

"Пропорции

В нижнем рисунке (рисунок с головой) все измерения будут равны расстоянию от конца большого пальца до конца указательного (рисунок с рукой).

  1. ухо;
  2. зрачок к зрачку;
  3. внутренний угол глаза к внешнему углу;
  4. линия волос;
  5. брови;
  6. нос;
  7. подбородок.

"рисунок

IV. Мышцы

Понимание структуры мышц дает огромное преимущество в создании человеческого тела. Поэтому в этом разделе мы рассмотрим некоторые структуры. И не смотря на то, что описание будет упрощенно, его будет достаточно для большинства рисунков. Мышцы или выступающие кости будут показаны как области разных цветов, черный контур – линию мышц, которая видна на теле. Для того что бы вы лучше разобрались, мышцы на примерах ярко выражены. Поэтому помните, что такое строение встречается в основном у спортсменов, а у простых людей мышцы менее выражены. Также помните, что у женщин мышцы более изящные и менее громоздкие, чем мужчин.

Туловище

Вид спереди:

  1. Сосцевидная мышца;
  2. Кости ключицы;
  3. Дельтовидная мышца;
  4. Грудные;
  5. Пресс.

"Туловище

Вид сзади:

  1. Дельтовидная мышца;
  2. Широчайшие мышцы спины;
  3. Дельты.

"Туловище

  1. Шея не должна походить на прямой цилиндр.
  2. Линия плеча не должна быть прямой горизонтальной линией.

"Линия

  1. К низу шея сужается
  2. Переход от шеи к плечам рисуется с помощью трапециевидной формы.

"Переход

Руки

Большую роль в поведение мышц на руке играет само ее положение, поэтому я предлагаю рассмотреть разные виды. Обратите внимание, как проявляются мышцы в разных ситуациях.

Прямая рука, согнутая ладонь (внутренняя сторона)

  1. Лучевой сгибатель запястья;
  2. Лучевой разгибатель запястья;
  3. Локоть ”пик”;
  4. Круглый пронатор;
  5. Линия перехода к туловищу.

"Рисунок

Расслабленная (внешняя сторона)

  1. Дельты;
  2. Бицепс;
  3. Трицепс;
  4. Экстензоры.

"Расслабленная

Согнутая (внешняя сторона)

Бицепс

  1. Получает объем, если есть сопротивление, например, если рука держит что-то тяжелое, а трицепс;
  2. Получает объем, если рука делает усилия, чтобы разогнуть что либо;
  3. Предплечье начинается с большого объема и частично сужается.

"Рисовать

Обратите внимание на чередование изменяющейся линии руки.

"чередование

  1. Когда человек стоит, руки не висят прямо. Обратите внимание на связь линии руки и задней части шеи.
  2. Рассмотрите, как меняется рука при повороте ладони.

"связь

Ноги

  1. Медиальная широкая мышца бедра;
  2. Прямая мышца бедра;
  3. Портняжная мышца;
  4. Надколенник;
  5. Икроножные мышцы;
  6. Передняя большеберцовая мышца;
  7. Передняя мышца;
  8. Длинный разгибатель пальцев;
  9. Приводящая мышца;
  10. Пoлуcyхoжильная мышца;
  11. Ахиллово сухожилие;
  12. Кости лодыжки;
  13. Бицепс.

"Основы

Согнутая нога

  1. Бицепс четко виден при согнутой ноге (внутренняя сторона);
  2. При переносе веса на ногу, прямая мышца бедра увеличивается (внутренняя сторона);
  3. При напряжении ноги с внутренней стороны напрягается передняя большеберцовая мышца, а при напряжении ноги с внешней стороны напрягается икроножные мышцы;
  4. Когда на ногу не воздействует сила, она находятся в расслабленном состоянии и соответственно линия мышцы плавная (внешняя сторона).

"Основы

Когда нога стоит прямо, ее нижняя часть выгибается назад (вид сбоку) и наружу (вид прямо).

"Когда

VI. Тело в профиль

Рисование силуэта в профиль начинается с обычной скелетной структуры:

1. Плечевые суставы, немного отдалены от позвоночника, и не находятся на одном уровне с ним, потому что ”линия” плеч в виде дуги.

"Рисование

Вид сверху:

Плечевой сустав

Центр позвоночника

"Вид

2. Центр тяжести тела находиться ниже пупка, внутри тела. Тело наиболее сбалансировано, когда эта точка находится на линии баланса.

3. Тазобедренный сустав соединен с коленной голеностопной линией под небольшим углом, так что бы колени соответствовали с центром тяжести. Если посмотреть на силуэт скелетной структуры, то от головы до ног проходит дуга. Однако такая дуга наблюдается у прямо стоящих людей, а в наше время многие сутулятся.

4. Позвоночник имеет изогнутую форму, похожую на букву «S» . Насколько сильна эта кривая зависит от человека.

5. Вершина изгиба позвоночника, которая выступает вперед, находиться между лопатками.

6. Существует противоположная вершина изгиба позвоночника, которая выступает внутрь и находиться немного выше тазовой кости.

Наметив грудную клетку и тазовые кости, можно создавать индивидуальную фигуру путем наложения линий разной величины.

"Рисовать

1. Изгиб спины у женщин более выгнутый и более гибкий, чем у мужчин.

2. Живот у женщин чаще всего имеет плавный изгиб, в то время как мужчины есть тенденция к плоскостности.

3. Аналогичным образом, ягодицы женщин округлены то время как мужчин более плоские.

"Изгиб

VII. Груди

Чтобы нарисовать грудь, отметьте соски внутри контура тела, а затем добавьте объем.

"нарисовать

Чтобы нарисовать грудь с боковой стороны, начертите окружность, с центром на горизонтальной линии, которая обозначает уровень соска.

  1. Здесь можно небольшой линией показать объем.
  2. Нижняя половина окружности соответствует нижней части груди. Верхняя часть груди рисуется небольшим изгибом, исходящим из соска к шее.

"Чтобы

Форма груди начинается в подмышечном изгибе. Она либо выпирает (большой размер груди) из нее либо имеет небольшую впадинку (при маленьком размере груди).

"Форма

На этом рисунке можно четко рассмотреть связь между грудью и бицепсом. Изгиб подмышки переходит в грудь, хотя чаше всего часть этой линии не рисуется (обозначено пунктиром).

"На

Пропорции идеальной груди, по западным стандартам:

  1. Углубление и соски соединены в равносторонний треугольник, где стороны около 20 см.
  2. Ареола диаметром 3, 5 до 5 см
  3. Идеальные пропорции бюста считаются, когда окружность на сосках на 15 см больше, чем окружность грудной клетки под грудью (например, 90 – 75 см).
  4. Только в искусственной груди здесь есть объем!
  5. Кончики сосков торчат слегка в разные стороны.
  6. Грудь выходит за линию грудной клетки 1 до 3 см.
  7. 1 / 3 часть объема груди должна быть выше ареолы, а 2 / 3 под ней.

"Пропорции

Для такого эффекта сжатия груди необходим либо специальный бюстгальтер, либо искусственная грудь в форме шаров.

"Для

Природное положение. Расстояние между грудью от 1 до 3 см.

"Природное

При повороте тела на 3/4 появляется линия между грудью.

"появляется

VIII. Равновесие

Для того чтобы убедиться, что тело является сбалансированным, проводиться вертикальная линия по центру тела. Стоя на двух ногах, линия будет проходить посередине между ног, а на одной ноге, через центр ступни. Если рука находится на земле, то соответственно это треугольник где ноги-руки его стороны, и так далее. Тело человека должно быть расположено на сбалансированной основе вокруг этой линии:

"Для

Автор:Joumana Medlej

Перевод: Prescilla

Как рисовать аниме карандашом, на Bakemono.RU

( 46 оценок, среднее 4.67 из 5 )

Нарисовать человека не так сложно, как может показаться, и с этим может справиться каждый. Необязательно быть профессиональным художником, главное — придерживаться определённых правил во время рисования и наслаждаться процессом. В статье поэтапно рассказываем, как нарисовать человека в полный рост карандашом. Вы узнаете, какие ошибки чаще всего допускают новички и что можно почитать, чтобы отточить навыки рисования.

Приготовьте карандаш и бумагу и не забудьте хорошее настроение — автор статьи будет рисовать вместе с вами. Начинаем с изучения теоретических основ, а затем переходим к практике.

Общие правила рисования человека

Нарисовать человека легко, если знать общие правила, которых придерживаются профессиональные художники. Они помогут вам быстрее научиться скетчингу — технике быстрой зарисовки от руки.

Рекомендуем познакомиться с правилами перед тем, как решите начать рисование.

Выбирайте карандаш правильно. Карандаши различаются по твёрдости грифеля. Этот показатель обозначается буквами:

В Мягкий
Н Твёрдый
НВ Твёрдо-мягкий
F Средний между твёрдым и твёрдо-мягким

Перед буквой на карандаше вы можете заметить цифру — она обозначает степень твёрдости и мягкости. Например, Н3 в три раза твёрже, чем Н. Для стандартных карандашных рисунков следует выбирать карандаш с маркировкой НВ — оптимальный вариант для начинающих. Все остальные карандаши используются, если необходимо показать тени, сделать более светлые или тёмные линии. Чем карандаш мягче, тем более тёмный серый штрих оставляет он на бумаге.

Заранее продумывайте расположение рисунка на листе. Этот момент не важен, если вы рисуете для себя на небольшом клочке бумаги. Но при работе над проектом, когда вы отрисовываете сложные детали, грамотное расположение необходимо — так вы убережёте себя от ситуации, когда для отдельных элементов не хватает места. Начальная разметка делается тонкими штрихами, которые при неудачном расположении всегда можно стереть.

Соблюдайте пропорции. У художника есть базовые знания о строении и расположении мышц и костей. Это помогает грамотно нарисовать человека любой комплекции — и полного, и худого. Чтобы изобразить человека в полный рост и не потерять пропорции, нарисуйте вертикальную прямую линию — от неё вы будете отталкиваться в процессе рисования. На этой линии вы сделаете горизонтальные насечки для прорисовки головы, плеч, таза и коленей. Когда закончите работу, линию нужно стереть, поэтому делайте её едва заметной.

Ежедневные советы от диджитал-наставника Checkroi прямо в твоем телеграме!

Подписывайся на канал

Подписаться

Пошаговая инструкция: как нарисовать человека

Весь процесс рисования человека можно разделить на восемь шагов. Просто следуйте инструкции, и вы поймёте, как легко нарисовать человека:

Шаг 1. Прорисовка линий. Необходимо нарисовать одну вертикальную и восемь горизонтальных линий. Важно: горизонтальные линии должны располагаться на вертикальной на одинаковом расстоянии друг от друга.

Этап 1. Нарисуйте линии 1.1Этап 1. Нарисуйте линии 1.2
Иллюстрации к шагу №1

Шаг 2. Прорисовка плеч и таза. Определитесь, в какой позе будет стоять человек. Мы изображаем его в расслабленной позе, голова чуть наклонена, поэтому шею прорисовывать не будем. Отмечаем между первой и четвёртой горизонтальными линиями, где будут располагаться таз — в нашем случае чуть ниже третьей линии, и шея — у нас точно на первой.

Шаг 3. Прорисовка локтей и коленей. Примерно рассчитайте, на каком расположении от таза находятся колени. У нас между четвёртой и пятой горизонтальными линиями. В зависимости от комплекции человека поставьте отметки, как показано на нашем рисунке. Такие же отметки ставим в верхней части вертикальной линии — это будущие локти. У нашего человека они чуть ниже второй вертикальной линии. Затем соединяем отметки плавными линиями между собой.

Шаг 4. Прорисовка контура одежды. Добавьте линии одежды и головы. Отметьте для себя точки роста волос и подбородок. Важно придерживаться центральной линии. На нашем рисунке центральная линия проходит ближе к виску, так как подразумевается, что человек наклоняет голову.

Этап 2. Прорисуйте плечи и тазЭтап 3. Прорисуйте локти и колениЭтап 5. Прорисуйте линии одеждыИллюстрации к шагам 2, 3 и 4

Шаг 5. Прорисовка рук и ступней. На первом рисунке лучше изобразить человека с руками за спиной — так вам не придётся прорисовывать кисти и пальцы. Схематично нарисуйте уши, глаза и нос. Не нажимайте слишком сильно на карандаш, пусть линии будут плавными.

Шаг 6. Дорисовка одежды. Чтобы человек выглядел реалистично, изобразите складки на одежде в местах сгиба — в локтевых и коленных суставах. Сделайте детали: воротник, пуговицы, обувь и др. Обозначьте нижнюю линию брюк.

Шаг 7. Прорисовка лица. На этом этапе также важно соблюсти пропорции. Для этого обозначьте тремя горизонтальными линиями, где будут располагаться глаза, рот и нос. Затем прорисуйте их детально.

Этап 6. Добавьте руки и обувьЭтап 7. Дорисуйте складкиЭтап 8. Нарисуйте лицо 1.1Иллюстрации к шагам 5, 6 и 7

Шаг 8. Последние штрихи. Добавьте дополнительные штрихи на одежде, если они необходимы. Ваш рисунок готов!

Этап 8. Нарисуйте лицо 1.2Вот такой задумчивый человек получился у автора. Теперь необходимо убрать вертикальные и горизонтальные линии, которые мы рисовали в самом начале

Можно освоить скетчинг на онлайн-курсах — вы научитесь рисовать наброски и работать в команде с дизайнерами одежды или интерьера и иллюстраторами. Выбирайте курс из Подборки топовых курсов по обучению скетчингу по версии Checkroi

Как нарисовать мальчика

Ребёнка рисовать проще, чем взрослого: по сути, его силуэт можно собрать из геометрических фигур, а затем скруглить и добавить детали. Разберём пошагово, как нарисовать ребёнка.

Шаг 1.  Нарисуйте овал. Это будущая голова мальчика. Не нажимайте слишком сильно на карандаш, этот овал вы будете существенно дорабатывать в процессе. От овала вниз нарисуйте две линии — это шея.

Шаг 2. Нарисуйте туловище, брюки и руки. От линий шеи сделайте прямоугольник, также не нажимая слишком сильно на карандаш. Ниже ещё один прямоугольник, он должен быть чуть более вытянутым — это брюки. От линии плеч вниз нарисуйте два тонких прямоугольника. Уже на этом этапе чуть сгладьте внешние края, чтобы показать покатость плеч.

Шаг 3. Нарисуйте кисти и ступни. Необязательно рисовать пальцы — в нашем случае руки опущены вдоль тела, поэтому можно схематично сделать кисти. Так будет казаться, что ребёнок чуть отвёл их за спину. Сделайте ступни, можно на этом этапе добавить детали для обуви. Посередине нижнего треугольника проведите линию вниз. Добавьте штрихи на верхней части брюк.

Шаг 4. Нарисуйте лицо, добавьте детали одежды. Разделить лицо мысленно на три горизонтальные линии и добавьте глаза, рот и нос. Не забудьте про уши.

Шаг 5. Добавьте последние детали. Нарисуйте волосы и дорисуйте мелочи: брови, складки на одежде, пуговицы и др. Заштрихуйте волосы. Готово!

Как нарисовать мальчика шаг 1Как нарисовать мальчика шаг 3Как нарисовать мальчика шаг 4Как нарисовать мальчика шаг 5Как нарисовать мальчика шаг 6
Вот так за 5 последовательных шагов вы нарисуете ребёнка.

Не требуйте от себя многого. Скорее всего, первый раз рисунок получится не таким идеальным, как вы его себе представляли, но всё решают регулярные тренировки. С каждым разом качество ваших рисунков будет улучшаться. Автор статьи тоже рисовала впервые — для первого раза получилось неплохо, а если тренироваться, то результат будет ещё круче.

Выйти на новый уровень в рисовании и освоить академический рисунок можно на курсе «Основы рисунка» от Skillbox

Советы начинающим художникам: как избежать ошибок

Когда смотришь с экрана компьютера или телефона, как рисовать людей, кажется, что всё элементарно, что не совсем так, ведь у этого процесса есть особенности, которые следует учитывать. Допустим, нужно показывать эмоции на лицах, точно соблюсти пропорции и передать настроение человека на рисунке — всё это непросто сделать на первых порах, но если найти толковую инструкцию или курс, вы научитесь рисовать людей профессионально.

Кроме того, не забывайте, что в самом начале практически все начинающие художники ошибаются. Расстраиваться и бросать работу из-за неудачи не стоит, лучше выяснить, где, когда и что пошло не так.

Вот какие типичные ошибки бывают:

  • неправильно подобран карандаш — от этого могут не получаться плавные линии, а иногда карандаш царапает бумагу и плохо стирается. Купите несколько карандашей разных производителей и перед рисованием протестируйте их;
  • не соблюдены пропорции — от этого человек на рисунке будет выглядеть неестественно: слишком большая голова или чересчур длинные ноги испортят всю работу;
  • чрезмерная концентрация на деталях — в скетчинге они не так важны, ведь вы рисуете набросок, а не полноценную картину. Необходима концентрация на силуэте и позе;
  • нет вертикальной и горизонтальных линий — от этого также человек выглядит неестественно или вы можете ошибиться с его расположением на листе;
  • лишние линии на готовом рисунке — они делают работу неряшливой. Сюда же можно отнести слишком толстые линии, которые вы рисовали в начале. Стереть их и не испортить рисунок не получится, поэтому делайте едва заметные штрихи, которые можно убрать даже некачественным ластиком — тогда рисунок будет выглядеть опрятно.

Литература для начинающих художников

Когда вы научитесь рисовать по простой схеме, вам захочется большего: изображать людей разных комплекций в разных позах и через карандашные штрихи передавать их эмоции. А возможно, от карандашей вы захотите перейти к скетчингу маркерами — любое из этих желаний осуществимо. Развить свои навыки рисования можно с помощью книг: в них профессиональные художники и скетчеры делятся своими секретами рисования людей, объектов природы, городских улиц и др. Мы собрали для вас подборку книг с красивыми иллюстрациями и понятными описаниями.

«Простое рисование», Дмитрий Горелышев

«Простое рисование», Дмитрий Горелышев. В книге автор подробно описывает упражнения, которые помогут читателю самостоятельно освоить рисование. Вы сможете нарисовать фигуру в интерьере, фантазийный костюм, портрет или пейзаж, панораму или движущегося человека. Книга полезна новичкам и профессиональным художникам.

«Рисование. Полное руководство», Джованни Чиварди

«Рисование. Полное руководство», Джованни Чиварди. Автор — известный итальянский художник и профессор Миланской академии изобразительного искусства. Из книги вы узнаете о разных техниках рисования, разберётесь, как рисовать людей в одежды и в разных позах. Вы научитесь создавать портреты, обнажённые натуры, группы людей, городские или природные пейзажи и др. Подходит для обучения начинающим и профессионалам, которые хотят освоить новые техники.

«Вы сможете рисовать через 30 дней. Простая пошаговая система, проверенная практикой», Марк Кистлер

«Вы сможете рисовать через 30 дней. Простая пошаговая система, проверенная практикой», Марк Кистлер. В книге вы найдёте быстрые пошаговые инструкции, которые помогут вам научиться рисовать предметы, природу, городские локации, людей. Вы узнаете про девять законов рисования и прочитаете про секреты удачных рисунков. Подходит для обучения с нуля.

«Скетчи без границ», Феликс Шайнбергер

«Скетчи без границ», Феликс Шайнбергер. Автор — иллюстратор и дизайнер, он учит рисованию с юмором и озорством и приправляет скучную теорию яркими зарисовками из собственного опыта и секретными приёмами. В книге подробно описаны особенности создания набросков, она подходит для новичков и опытных художников.

«Скетчинг без границ с Анной Расторгуевой»

«Скетчинг без границ с Анной Расторгуевой». Автор рассказывает и показывает, как рисовать скетчи маркерами. Это сложнее, чем карандашом — возможности стереть лишний штрих у вас не будет. Но рисунки будут яркими и сочными. Из книги вы узнаете о шести жанрах скетчинга: натюрморт, портрет, рисунок интерьера, репортажные зарисовки, кулинарная книга, путевой дневник.

Подведём итог

Чтобы нарисовать человека, не нужны сверхспособности. Достаточно изучить технику и следовать ей поэтапно. Вы можете рисовать для себя или сделать скетчинг профессией. Это позволит вам работать в серьёзных компаниях и проектах: участвовать в разработке коллекций одежды, создавать макеты вместе в студии дизайна интерьера или давать платные уроки всем, кто хочет развиваться в скетчинге.

Учиться можно по книгам или на курсах. Второй вариант даст больше результатов — на курсе вы получаете обратную связь от преподавателя и сможете избежать многих ошибок, которые совершают начинающие художники.

Выбирайте курс по скетчингу в агрегаторе Checkroi. Мы собрали для вас полезные и информативные курсы от известных образовательных площадок

Сегодня мы продолжим тему рисования фигуры человека, и в этом уроке будем изучать пропорции. В этом уроке мы узнаем как научиться рисовать человека поэтапно карандашом в полный рост. Для того чтобы последующая информация действительно оказалась для вас полезной, предлагаю приготовить лист бумаги и карандаш и сразу рисовать вместе со мной.

Прежде всего необходимо уточнить: мы будем рассматривать, а также узнаем как построить и нарисовать фигуру высокого человека с идеальными академическими пропорциями. Фигуры большинства людей обладают своими особенностями, иногда очень далекими от эталонных, тем не менее все они по-своему интересны и красивы. Для того, чтобы научиться правильно отображать на рисунке характерные особенности фигуры каждого человека индивидуально, сначала необходимо запомнить соотношения и пропорции в идеальном их варианте.человек в полный рост

Если вы никогда не рисовали людей в полный рост, начните с простого:

  • Сначала попробуйте построить несколько пропорциональных скелетов, так чтобы руки, ноги ладошки, таз, колени и другие части были на своем месте.
  • Дальше на эти каркасы одевайте тело человека, можно в очень упрощенном варианте, без рельефа мышц. Можете одеть вашего персонажа в простую одежду.
  • С такого скелета можно сделать мужчину или женщину, полного или худенького человека, у него все будет на месте. Тренируйтесь!
  • Если все хорошо получается попробуйте показать мышцы рук, ног, торса.

Учимся рисовать человека поэтапно

В идеальной фигуре рост человека равен высоте восьми его голов. Следовательно, если высоту головы человека умножить на восемь — получим его идеальный пропорциональный рост.

Определяем основные пропорции

Подготовьте лист бумаги а карандаш, приступаем в рисованию. На своей рабочей поверхности определите высоту (рост) будущего человека, проведите вертикальную прямую линию.

  • Разделим высоту этой прямой линии ровно напополам. Половина роста человека (середина этой линии) — это лобковая кость.
  • Верхнюю и нижнюю образовавшиеся части делим пополам еще раз. Таким образом мы определим соответственно: в верхней части уровень груди, на этой линии будут находиться соски, в нижней части линию под коленными чашечками.

Для наглядности, чтобы не запутаться со схемой строения фигуры человека, делениями и линиями, будет разумно стразу строить упрощенный скелет как на рисунке ниже:пропорции фигуры тела человека

  • Человека с разведенными в разные стороны руками можно вписать в квадрат. Длина от кончика пальцев на одной руке до окончания другой руки будет равна росту человека (или 8 головам).
  • Определяем высоту головы. Для этого самую верхнюю часть прямой (отрезок 3) делим еще раз пополам, получая высоту головы и расстояние от подбородка до груди (показано зеленым цветом на иллюстрации ниже).пропорции фигуры человеческого тела
  • Разделим отрезок от линии груди до лобковой кости на две равных части и получим уровень пупка (показано голубым цветом).
  • Кисть руки начинаем рисовать на уровне линии, разделяющей рост человека пополам.

Подобная схема на первый взгляд, может показаться сложной или даже скучной, но тот кто ее усвоит и правильно применит на практике, будет застрахован от ошибок с пропорциями во время создания рисунков человека.

Голова и лицо

Для того чтобы научиться правильно рисовать человека в полный рост, важно также знать и помнить схему построения и пропорции головы и лица. Определяем основные линии, которые помогут нам построить лицо с правильными пропорциями.пропорции головы

  • Сначала высоту головы делим на две равных части — получаем линию глаз (показано красной линей).
  • Определяем линию роста волос, это 17 от высоты головы. Эта линия показана оранжевым цветом.
  • Дальше высоту головы делим на 3 равных части. Таким образом, получаем линию бровей (показана зеленым цветом) и линию носа (синяя).
  • Отрезок от кончика носа до подбородка делим пополам — получаем уровень края нижней губы, выше отмечаем линию рта.
  • Линия носа совпадает с линией затылка, особенно хорошо это видно если смотреть на голову в профиль.
  • Ушную раковину начинаем рисовать на уровне оси глаз и заканчиваем на линии носа. В профиль уши размещаем на вертикали, делящей череп пополам.

Чтобы лучше разобраться с пропорциями головы посмотрите статьи а также видеоуроки: «Как нарисовать лицо человека», «Лицо в профиль».

Высота от макушки до линии носа равна размеру ладони. Это очень важный замер, отметьте его для себя, он еще не раз сегодня пригодится.

Торс и таз

Для того, чтобы найти важные ключевые точки грудной клетки и таза нам необходимо где-нибудь в уголке рисунка отметить себе размер высоты ладони, сейчас он нам особенно необходим.

  • Находим длину шеи и одновременно яремную ямку. Для этого от линии основания носа нужно отмерить одну длину ладошки вниз.
  • Еще раз от яремной ямки отмеряем ладонь — получаем основание грудины. 
  • Снова отмеряем ладонь вниз — на этом уровне заканчиваются ребра, а также находятся локти. Уровень окончания ребер и пупка почти совпадают. Пупок немного ниже.
    пропорции тела человека в ладонях
    Голубыми точками отмечен размер ладони, фиолетовым — центр фигуры
  • Снова отмеряем размер ладошки вниз, и получаем выступ тазовой кости.
  • И еще раз отмерим ладонь вниз — получим уровень паха. Не путайте его с уровнем лобковой кости, она находится выше паха.
  • В построении ног размер ладони нам не пригодится, поэтому осталось найти высоту стоп. Она равна половине длины ладошки.

Руки

Для того, чтобы правильно рисовать фигуру человека, важно понимать пропорции рук, локтей, предплечья, ключицы и кисти.

  • Рисовать руки начинаем с ключиц, их длина равна одной ладони. Давайте проведем эксперимент с проверочным замером на себе. От яремной ямки в обе стороны отмеряем размер ладошки. Совпадает с ключицей?пропорции руки человека в ладонях
  • Под ключицей крепится рука, точнее, плечевая кость. На верхней части этой кости находиться дельтовидная мышца, которая хорошо видна почти у всех людей. Длина дельты равна размеру ладони.
  • Если согнуть руку в локте, то длина предплечья будет равняться ладошке. Также длина от окончания дельты до изгиба в локте равна размеру ладони.

Это ориентиры, которые почти всегда и у всех совпадают.

Схема

Если справится с этими замерами и пропорциями пока слишком сложно, попробуйте распечатать это изображение с готовой разметкой, и потренироваться рисовать человека по этой схеме.

пропорции тела человека в ладонях

Надеюсь, это упростит задачу и поможет вам.

Видео

В этом уроке мы разобрались с основными пропорциями человеческого тела и после некоторой тренировки вы сможете нарисовать фигуру человека в полный рост без предварительной разметки, отмечая лишь основные ориентиры.

Этих знаний будет достаточно если изображать человека на отдаленном расстоянии или одетого в одежду из плотной ткани.

Смотрите также нашу публикацию и видео как нарисовать девушку, здесь раскрыты нюансы построения женской фигуры в полный рост.

В следующих уроках мы немножечко подробнее разберемся с основными группами мышц, которые нужно знать и учитывать, когда рисуешь человека в легкой одежде или без нее.

Желаю творческих успехов!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Европа плюс радиостанция как найти
  • Как найти по имени домашний телефон
  • Как можно исправить кредитную историю в хорошую сторону
  • Как найти дипломную работу на свою тему
  • Как составить акафист преподобному