Напугал ребенка как исправить

Страх — одна из защитных реакций организма человека, обусловленная инстинктом самосохранения. Возникает она в результате столкновения с опасностью и может вызвать рефлекторную реакцию, под названием испуг. Однако по отношению к детям термин «испуг» имеет несколько иное значение. Это состояние, которое отличается характерной симптоматикой, ассоциируется с пережитым стрессом и может иметь последствия для детской психики.

Испуг и его последствия

Нервная система маленьких детей еще недостаточно зрелая, чтобы стойко переносить потрясения из внешнего мира. В ситуациях, когда взрослый может лишь вскрикнуть «Ой!», малыш пугается по-настоящему.

Последствия такого испуга имеют разный характер — от легких, которые быстро пройдут:

  • внезапный плач, истерика;
  • беспокойное поведение;
  • чрезмерная активность;
  • оцепенение.

… до среднетяжелых, с которыми придется бороться:

  • нарушение аппетита;
  • ночные кошмары, бессонница, пробуждения среди ночи;
  • боязнь темноты, замкнутого пространства, громких звуков и т. д.

… и до тяжелых, которые нужно лечить у врачей:

  • энурез;
  • невроз;
  • нервные тики;
  • заикание;
  • тремор конечностей;
  • тревожное расстройство.

Причины страха

Из-за разницы в жизненном опыте взрослые и дети боятся разных вещей. Например, если для нас визг тормозов — это предвестник ДТП, то для ребенка — лишь громкий звук. В такой ситуации взрослый человек напряжется, оглянется, попытается уйти в безопасное место. А малыш максимум проявит любопытство и посмотрит в сторону источника звука.

При этом детей могут напугать совершенно тривиальные вещи. К примеру, пролетающий над головой голубь или клоун на празднике.

Что еще может испугать ребенка:

  1. Громкие звуки, которые возникли резко: работающий перфоратор, крик, грохот грома, лай собаки.
  2. Страшные картинки, экзотические животные, люди с необычной внешностью.
  3. Врачи и медицинские процедуры, если ребенок имеет негативный опыт.
  4. Стрессовые ситуации: переезд, разлука с родителями.
  5. Чрезвычайные происшествия: укус животного, падение с горки или велосипеда, физическое насилие.

Что чувствует ребенок

Сразу после сильного испуга малыш пребывает в стрессе. Его естественный порыв — как можно быстрее прижаться к маме или уйти домой, в комфортную обстановку. Некоторые дети после испуга долго и крепко спят — так восстанавливается нервная система от внезапной перегрузки. 

Очень важно в первые минуты после испуга успокоить, обнять малыша, поговорить с ним тихим, ласковым голосом. Сейчас он остро нуждается в материнском тепле и спокойствии.

Последствия испуга могут проявиться не сразу. Даже если малыш перестал плакать и вернулся к игре, это не значит, что все в прошлом. Дело в том, что эмоциональный фон детей до 5 лет настолько нестабилен, что воспоминания об испуге могут сами по себе вызывать сильный стресс. Так формируются страхи, фобии, неврозы, которые иногда длятся годами.

Что чувствуют родители

Первая эмоция, с которой сталкивается мать испугавшегося ребенка, — растерянность. В первые секунды ей может быть трудно сориентироваться и определить так называемый «размер ущерба». Поэтому в такой ситуации можно понять замешательство или замедленную реакцию на источник стресса у ребенка.

Через минуту приходит понимание, что малыш сильно испугался. И тут уже важно правильно повести себя:

  • попытаться успокоить ребенка словами;
  • поддержать тактильно — обнять, приласкать, поцеловать;
  • переключить его внимание на что-то нейтральное (дать игрушку);
  • уйти с места, где это произошло;
  • дома наблюдать за состоянием крохи;
  • быть готовым к последствиям испуга.

Далеко не все родители осознают степень влияния стресса на детскую психику. Поэтому одни могут отрицать наличие испуга, а другие — связывать с ним любые нарушения в поведении или самочувствии малыша. Всё же лучше держаться золотой середины: не игнорировать произошедшее, но и не списывать на испуг все проблемы. 

Также важно: 

  • не кричать на испугавшегося ребенка;
  • не стыдить его, не заставлять успокоиться;
  • не вовлекать в активные игры сразу после стрессовой ситуации.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Идеальных родителей не бывает — иногда мы все орем на детей!

Конечно, срыв на крик может произойти с любым родителем, даже самым спокойным. Главное, чтобы в таких ситуациях родитель понимал, что ситуация вышла из-под контроля, а сам крик не может и не должен считаться методом воспитания — есть исследования, которые говорят о том, что повышение голоса на ребенка действует примерно так же, как и шлепки: это унизительно и может провоцировать развитие психологических проблем с обеих сторон конфликта.

Крик вызывает у ребенка страх и заставляет его включать защитные реакции — бей, беги или замри. Например, когда вы кричите на ребенка, который в обычной жизни ведет себя спокойно и рассудительно, вы вдруг можете увидеть, как он нападает на вас, чего никогда в спокойном состоянии не делает. Этот выброс агрессии направляется на вас, чтобы прекратить нежелательную для ребенка ситуацию. Любая сильная реакция — стресс. А повторяющийся стресс, вызванный вербальными наказаниями, приводит к развитию тревожности, повышает риск депрессивных состояний в юности и увеличивает вероятность склонности к агрессии и насилию.

Но я ничего не могу с собой поделать!

На самом деле можете! Обычно мы кричим в ситуации опасности (есть версия, что такой крик допустим, например, когда вы хотите остановить бегущего в сторону проезжей части ребенка), когда теряем терпение или испытываем дискомфорт.

Для многих из нас крик — первая, неосознанная реакция на нежелательное поведение ребенка, просто потому, что это поведенческий паттерн, к которому мы привыкли, нам проще им воспользоваться, потому что решение лежит на поверхности, нам не нужно его искать и специально думать над ним. Конечно, трудно бороться с привычкой, но это возможно — вооружившись знаниями и желанием начать анализировать себя и свое поведение, мы постепенно можем научиться реагировать на вызывающие у нас неприятие ситуации иначе. Некоторые советуют присовокупить к желанию работать над собой такой лайфхак: повысив голос на ребенка, представьте, что в помещение вошел человек, чье мнение о себе и своем поведении вы очень уважаете, тот, кому бы вы хотели показать себя с лучшей стороны (только пусть это будет не ваша мама!), тогда вы увидите, что «я не могу себя контролировать» — это чаще всего самообман, и вы просто пользуетесь тем, что ребенок меньше, слабее и беззащитнее вас. Это неприятное открытие, но если вы его сделаете, вам будет проще продолжать идти вперед.

Также, отслеживая свои реакции (поначалу это может происходить постфактум), думайте над тем, что именно вызвало у вас желание повысить голос. В очень и очень многих случаях вы станете замечать, что ребенок не был тому реальной причиной — часто крик становится результатом крайней эмоциональной истощенности, усталости, головной боли, физического недомогания, неприятностей на работе или просто неудачного дня. Именно поэтому родителям так важно восстанавливать свои ресурсы — вы и сами знаете, что чем лучше вы себя чувствуете физически и психологически, тем выше вероятность того, что даже сложные ситуации с ребенком вы сможете решить, не повышая голоса.

Я все это понимаю, но иногда все равно кричу. Что же делать?

Помнить, что ребенок — человек, и ваш крик ему очень неприятен. Вспомните, когда вам было окей после того, как на вас кто-то наорал? Наверное, никогда? Почему же тогда принято считать, что ребенок «все очень быстро забудет и продолжит жить как ни в чем не бывало»? Даже если он отходчивый или попросту еще слишком маленький, это не значит, что ему не было страшно, больно и обидно оттого, что вы на него наорали.

Так что прежде всего возьмите за правило не делать вид, что ничего не произошло. Не выступайте с позиции силы — ведь очевидно, что тот, кто сорвался, был настолько слаб, что не придумал ничего лучше.

Как правильно поступать, когда наорешь на ребенка?

Соблюдайте следующие правила:

  • Успокойтесь

Вы знаете универсальное правило безопасности в родительстве: обеспечьте кислородной маской сначала себя, затем ребенка. Если вы все еще в гневе, не способны адекватно оценивать ситуацию, понимаете, что продолжите срываться, отойдите от ребенка на безопасное расстояние и займитесь собой. Нельзя пытаться все уладить, продолжая орать. Приступайте к выполнению остальных пунктов только тогда, когда поймете, что Халк уходить.

  • Подумайте, как ситуацию увидел ребенок

Эмпатия — главный инструмент в руках хорошего родителя. Прокачивайте ее всякий раз, когда попадаете в сложную ситуацию с ребенком. Например, когда вы на него накричали и уже пришли в себя. Просто вернитесь и спокойно посмотрите на то, как произошедшее выглядело в глазах ребенка: скорее всего, вы вспомните его напуганный взгляд и поймете, как плохо ему было в тот момент. Помните, что вы должны быть абсолютно спокойны, потому что в какой-то мере оценка произошедшего заставит ваш гнев несколько реактивироваться.

  • Восполните ущерб

Подойдите к ребенку и предложите ему спокойно поговорить. Принесите ему извинения и скажите, как сильно вы расстроены тем, что все так произошло. Вы ведь не гордитесь собой, правда? Некоторые дети не готовы обсуждать конфликт в деталях, но открываются родителям через игру, это нормально. Если возраст ребенка позволяет, спросите, готов ли он принять ваши извинения и можете ли вы что-то для него сделать. Помните, что ваша задача не откупиться и заставить ребенка сделать вид, что ничего не было, а восстановить нарушенный ход вещей, не пытаясь отрицать произошедшее.

  • Наладьте связь с ребенком

Во время вашего срыва ребенок мог чувствовать не только угрозу и агрессию с вашей стороны, но и страх за то, что ваши отношения пострадали. Конечно, этого он никак выразить не может, но его переживания живые и настоящие, даже если он ничего не говорит. Ему важно знать, что ваши отношения не подверглись необратимым изменениям, вы по-прежнему его любите и никакой гнев не способен вас разлучить.

Если вы чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту.

Почему все так сложно и зачем это нужно?

Вернемся к началу: все это нужно, потому что дети тоже люди. Им неприятно, когда на них орут — точно так же, как и взрослым. Это точно так же унизительно, как было для вас в детстве (и остается сейчас). Крик не сделает вас более авторитетным в глазах детей, не заставит их уважать вас (а только лишь бояться), не поможет им внимательнее прислушиваться к вашим словам (когда на ребенка кричат, вероятность того, что информация доходит до него лучше и быстрее, стремится к нулю).

Умение взаимодействовать с детьми без крика как части воспитательной парадигмы поможет нам вырастить более психологически здоровых и устойчивых людей, способных к анализу своих чувств, эмпатии и умению заботиться о ментальном здоровье (в чем нет ничего стыдного). Дети не должны «нюхать порох» и «готовиться к худшему», они должны знать, что испытывать чувства — любые, в том числе гнев — нормально. Что их в большинстве случаев можно чем-то объяснить и не делать вид, что их не было или что они были, но они дозволены только определенным категориям людей.

Да, все это не так просто в мире, где все еще сильны установки в духе «мальчики не плачут», но теперь мы тут взрослые, а значит, мы отвечаем за то, какими вырастут наши дети и будут ли они столь же эмоционально незрелыми, как предыдущие поколения, и хотим ли мы, чтобы так было.

rebenok-ot-ispuga-stal-ploho-govoritКаждый родитель старается оградить ребенка от ситуаций, способных нанеси травму еще не сформировавшейся психике. К сожалению, далеко не всегда можно уберечь детей от простых вещей, которые взрослым кажутся совершенно обычными. Малыш легко может испугаться врача, клоуна, лающей собаки или громко кричащих людей.

В одних случаях детский испуг проходит без следа и, успокоившись, ребенок продолжает играть, есть с аппетитом, болтать и нормально спать. Однако иногда напуганный малыш не перестает плакать, отказывается выходить на улицу, замыкается в себе или видит плохие сны. Нарушения речи также являются частым следствием стрессовых ситуаций. Ребенок, который ранее разговаривал без умолку, может перестать общаться, утратить уже приобретенные речевые навыки, свести разговоры с окружающими к коротким фразам и односложным ответам, или же начать заикаться.

Как помочь ребенку победить страх?

Чтобы стабилизировать состояние психики малыша и снизить до минимума пагубные последствия испуга, прежде всего, необходимо максимально сгладить стрессовую ситуацию, снять зажим и не дать малышу замкнуться в себе. Для этого родителям следует:

1. Не вызывать у ребенка чувства стыда или вины за его испуг.

Следует доступным для малыша языком объяснить, что страх – это нормальная эмоция, которую переживает каждый человек, и родители в том числе. Без этого чувства выживание человека было бы невозможным. Страх с трудом поддается контролю и у детей, и у взрослых. Не стоит стыдиться этого чувства или скрывать его. Только его принятие позволит избежать чрезмерного напряжения и физических проявлений в виде дефектов речи, отсутствия аппетита и сна, вздрагиваний и др.

Читайте также: Ребенок говорит слова наоборот. Причины и как исправить

2. Не обесценивать страх малыша.

Очень часто родители пытаются заставить ребенка «отказаться» от своего страха, настаивая на том, что на самом деле он испугался совершенно без причины и вся эта ситуация абсолютно нормальная. Даже если под таким давлением малыш согласится со взрослыми, его страх никуда не денется. Кроха только еще сильнее замкнется в себе от чувства непонимания, и проблемы с речью могут только усугубиться.

3. Не настаивать на быстром преодолении страхов, если малыш не готов

Многие родители начинают уговаривать ребенка еще раз пережить испугавшую его ситуацию, желая доказать, что его страхи беспочвенны (например, погладить собачку). Следует уважительно относиться к нежеланию ребенка повторно переживать стресс, и при этом разборчиво комментировать его чувства («ты не желаешь подходить к собачке, потому что большой пес тогда тебя напугал?»). Спустя время страхи уменьшатся, а зажимы пройдут.

4. Обсуждать с ребенком пережитую стрессовую ситуацию.

Необходимо проговорить для ребенка все чувства и эмоции, которые он сам выразить пока не в состоянии. Например, «ты очень испугался, когда собака громко залаяла», «ты не хочешь говорить, потому что переживаешь из-за клоуна», «ты не хочешь выходить из дома, потому что боишься, что мы опять встретим тех людей» и т.д. Таким образом малыш сможет выпустить страх, который давит на него изнутри, как и любая другая сильная эмоция.

Важно во время таких разговоров создавать максимально спокойную и привычную для малыша обстановку. Можно погладить и обнять его, если он не против. Необходимо много раз в различных формулировках повторить детали произошедшего, пока не станет ясно, что страх отступает.

5. Повторить испугавшее ребенка событие в игровой форме.

Рекомендуется предложить малышу в игрушках разыграть стрессовую для него ситуацию. Если ребенок совершенно отказывается говорить, то действовать игрушечными персонажами, озвучивать их действия и мысли нужно родителям. Следует акцентировать внимание на том, что доктор не хотел обидеть его и стремился помочь, а клоун – совершенно не желал навредить и только хотел подружиться. Если ребенок заинтересуется, он сможет переиграть случившиеся события и сделать исход таким, каким он его желал бы видеть в реальности.

6. Выразить эмоции на бумаге.

Один из наиболее действенных способов контроля и преодоления негативных эмоций у детей – это рисование. Следует предложить крохе нарисовать страх или испугавшую его ситуацию. Он может изобразить все, что чувствует. Как это будет выглядеть – зависит только от него. Одни малыши в подробностях воспроизводят на бумаге произошедшие события, другие рисуют непонятные картинки, значение которых знают только они. Важно при этом дать ребенку волю выразить свои чувства, не направляя и не исправляя его действия.

Важно помнить, что детская психика очень хрупкая. Малыши еще не умеют контролировать сильные чувства и эмоции. И даже не у всех взрослых это получается. Поэтому крайне важно помочь крохе справиться со стрессом, не допустив усугубления эмоционального состояния. Однако, если ребенок действительно пережил крайне сильный стресс (посягательство на жизнь и здоровье, смерть человека и др.), не следует терять время и сразу обращаться за профессиональной помощью.

Читайте также: Почему ребенок начинает заикаться – 13 причин

Как помочь ребенку восстановить нормальную речь?

Если после сильного эмоционального потрясения ребенок стал путать слова, односложно отвечать, заикаться или вовсе замолчал, не нужно надеяться на то, что со временем малыш забудет случившееся и самостоятельно восстановит речь. В первую очередь, необходимо пройти обследование у психолога. Помимо основных лечебных сеансов, специалист может назначить:

  • медикаментозную терапию;
  • физиотерапию;
  • логопедический массаж;
  • лечебную физкультуру;
  • альтернативные методы лечения (катание на лошадях, купание с дельфинами) и др.

Помимо психолога, следует показать ребенка логопеду. Грамотный специалист проанализирует причину регресса речи и разработает эффективную корректирующую программу, которая поможет малышу быстрее восстановить речевые функции, развить разговорные навыки, правильно поставить произношение звуков. Важно начинать такие коррекционные занятия как можно раньше.

Не стоит отчаиваться, если после испуга ребенок вдруг замолчал или стал плохо разговаривать. В большинстве случаев слаженная работа психолога, логопеда и родителей малыша приносит положительный результат. Своевременная коррекция, забота и поддержка помогут малышу быстро избавиться от регресса речевого развития и стрессового состояния.

Дата публикации: 18.06.2019. Последнее изменение: 18.07.2022.

Чего может испугаться ребёнок?

Маленькие дети слишком эмоциональны и порой чрезмерно сильно реагируют на любые изменения, происходящие в окружающей среде. Это обусловлено преобладанием возбуждающих процессов в коре головного мозга над тормозными. Поэтому даже незначительный внешний раздражитель может спровоцировать не только испуг у ребёнка, но и способен довести его до истерики, причины которой надолго зафиксируются в памяти.

Родители должны чётко знать ситуации, сопряжённые с появлением страха у малыша. Ведь кроху необходимо от них ограждать. В противном случае существует риск развития не только психологических проблем, но и вполне явных патологий нервной системы.

Причины испуга новорождённых и грудных детей

Многие молодые родители считают, что новорождённые не испытывают никаких эмоций и развиваются только на уровне инстинктов: «покушал-поспал-сходил в туалет». Учёными уже давно доказано, что это совершенно неправильная точка зрения. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, ещё находясь в утробе матери. Малыш как бы считывает психологическое состояние женщины. Не зря же все пытаются ограждать беременных от неприятных новостей и ситуаций.

Поэтому такое явление, как испуг у ребёнка грудного возраста нельзя причислить к разряду слишком редких. Наоборот, смена комфортной среды на незнакомую, шумную и яркую вызывает страх, побороть который позволит внимательное отношение со стороны мамы и папы.

Причины испуга

Спровоцировать негативную реакцию у малыша могут:

  • резкий громкий звук, мигающий свет (гром, молнии, возгласы в квартире или на улице, сигнализация, взрывы и т.п.);
  • падение;
  • пребывание долгое время в комнате без родителей;
  • жестокое обращение со стороны взрослых;
  • купание.

В принципе, любое новое действие или явление в этот период способно вызвать испуг у новорождённого. С крохотными детьми следует вести себя очень осторожно, чтобы не навредить неустоявшейся психике.

Причины испуга детей дошкольного и младшего школьного возраста

По мере взросления в окружении ребёнка возникает ещё больше факторов, способных вызвать страх и испуг. Начиная с года, малыш всеми силами пытается изучить всё, что находится вблизи него. Происходит становление основных высших психических функций и нарушение этого процесса может сказаться в дальнейшем большими проблемами в интеллектуальной сфере. Родители в этот момент должны оберегать детей от различных отрицательных эмоций и помогать им развиваться в правильном русле.

Вызвать испуг у ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста могут:

  • внезапный шум, особенно возникший во время сна;
  • агрессивное поведение крупных домашних животных или же просто их неудачная попытка поиграть;
  • неизвестные природные явления (молния, сильный ветер, град);
  • семейные конфликты, сопровождающиеся руганью и криками;
  • рукоприкладство со стороны матери или отца;
  • страшные фильмы, мультики, компьютерные игры, игрушки-монстры;
  • драки сверстников.

Причины испуга

Как может проявляться испуг?

Испуг у ребёнка признаки имеет как сиюминутные, так и отдалённые, которые в 50-60% случаев становятся стойкими и плохо поддающимися коррекции.

К первым относят:

  • значительное учащение пульса;
  • задержку дыхания на несколько секунд, которая сменяется плачем;
  • расширение зрачков;
  • непроизвольное мочеиспускание или дефекацию;
  • нарушение координации, дезориентацию.

Но чаще всего родители не успевают заметить данные проявления страха у малыша, так как они кратковременны. Обращают внимание на себя продолжительный крик и слёзы. Именно поэтому порой очень трудно определить причину развития испуга, особенно у маленьких детей не способных рассказать о том, что с ними произошло.

Плач во сне

Одним из стойких остаточных симптомов испуга является беспричинный плач, возникающий даже во время дневного или ночного сна. Пережитый страх зачастую трансформируется в кошмары, которые напоминают детям о случившемся, заставляя малыша заново испытывать негативные эмоции. При этом спокойно лежащий ребёнок внезапно начинает вздрагивать, ворочаться, всхлипывать и постанывать, а может и вовсе закричать и впасть в истерику, не открывая глаз.

В большинстве случаев, чтобы успокоить кроху, его необходимо сперва разбудить и показать, где он находится, объяснить, что рядом с ним родители, которые смогут защитить от всего, и лишь после этого укладывать заново.

Как может проявляться испуг

Вздрагивание

У части детей после ситуации, вызвавшей испуг, может появиться своеобразный нервный тик или слишком резкая реакция на раздражители в виде вздрагивания. Симптомами подобного расстройства становятся: быстрое моргание, непрерывное облизывание губ, складывание их в трубочку, «шмыгание» носом и т.п. Причём больной ребёнок не будет контролировать свои действия, он попросту не замечает эти движения мимических мышц. Если привлечь чем-то внимание малыша, то автоматизмы сразу же прекращаются.

Вздрагивать же всем телом дети могут из-за громких звуков, раздающихся рядом, внезапного появления кого-то в комнате. Иногда доходит до того, что любое движение мамы или папы способно довести кроху до дрожи.

Заикание

На фоне перенесённого страха у ребёнка могут возникнуть проблемы в психомоторном развитии, которые проявятся нарушением процессов формирования речи у годовалых малышей или заиканием, а иногда и полным нежеланием говорить у детей постарше. У таких пациентов наблюдается повторение одного-двух слогов. Осознавая свой дефект, больные нередко замыкаются и не стремятся общаться со сверстниками.

Заикание может быть причиной дизартрии, которая считается симптомом органического поражения головного мозга, а именно стволовых его структур. Поэтому затягивать с консультацией у специалиста нельзя.

Энурез

Энурез – это непроизвольное мочеиспускание. Считать его патологией обычно начинают у детей с четырёх лет, ведь именно в этом возрасте ребёнок может уже полностью контролировать функцию мочевого пузыря.

Но если малыш, ранее самостоятельно просившийся на горшок, внезапно начинает писаться в кровать, то это повод задуматься: не беспокоит ли его что-то?

Недержание мочи обычно имеет не только психологическую подоплёку. То есть не факт, что триггером послужил испуг у ребёнка. Причинами могут быть метаболические заболевания, генетическая предрасположенность, ожирение, патологии прямой кишки и т.д. Выявить истинную этиологию данного состояния и справиться с ней способен лишь квалифицированный специалист после проведённого детального обследования.

Проявления испуга

Боязнь оставаться одному

Однажды испытав сильный стресс, особенно если пришлось справляться с эмоциями самостоятельно, дети могут подсознательно проассоциировать одиночество с опасностью. Родители же создают у малыша ощущение защищённости, ведь это те люди, которые всегда смогут прийти на помощь. Поэтому нередко проявлением испуга у ребёнка становится боязнь остаться в комнате без мамы или папы.

Это сопровождается криком, плачем, вплоть до истерики, стоит ему остаться самому. Но как только рядом оказывается знакомое лицо, малыш успокаивается и начинает вести себя совершенно обычно, улыбаться и играть.

Проблемы в общении

У детей 4-5 лет и младшего школьного возраста перенесённый испуг может вылиться в нарушение социальной адаптации. Ребёнок погружается в негативные эмоции, длительно находится в состоянии стресса и не желает идти на контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. Ситуация усугубляется, если на фоне пережитых событий развились заикание, нервный тик или энурез, которые становятся причиной для насмешек.

Какие малыши чаще пугаются или группы риска

Не нужно думать, что испуг способен нарушить психику у каждого ребёнка. Всё очень индивидуально. У некоторых детей существуют предпосылки для развития вышеперечисленных последствий.

К группе риска относятся:

  • малыши, страдающие различными заболеваниями головного мозга (ДЦП, аномалии и пороки развития, идиопатическая эпилепсия, гипоксически-ишемическая энцефалопатия). Спровоцированная нервная система не способна адекватно справляться с поступающими извне раздражителями и может отреагировать перевозбуждением;
  • дети, столкнувшиеся с жестокостью в семье. Причём не обязательно, чтобы агрессивные действия были направлены в их сторону. Достаточно конфликтов между родителями, которые, общаясь на повышенных тонах, могут прибегнуть к выяснению отношений в драке;
  • ребята, постоянно запугиваемые близкими. Нельзя рассказывать крохе о монстрах, поджидающих его под кроватью, лишь для того, чтобы он не заходил в тёмную комнату. Или стращать малыша злыми собаками, способными покусать. Дети всё очень хорошо понимают, поэтому о возможных опасностях им необходимо говорить как можно более правдиво и адекватно. То есть не пугать бабайкой, а объяснить, что ночью, если не включить свет, есть риск случайно удариться о тумбочку, дверь и т.п.;
  • чрезмерно опекаемые родителями дети. Если ребёнка пытаться ограждать от всего потенциально опасного (огня, горячего утюга, высоты, падений), то, столкнувшись с этим лицом к лицу, он запаникует и испугается. Необходимо демонстрировать и рассказывать малышу назначение предметов, сущность явлений природы, формируя у него представление о том, чего действительно следует остерегаться и почему.

Проявления

Подходы к лечению испуга

Прежде чем пытаться понять, как вылечить испуг у ребёнка в домашних условиях, необходимо выяснить факторы, которые его спровоцировали, и устранить их влияние на малыша.

В большинстве случаев, исключив действие раздражителя, родители добиваются нормализации состояния у детей. Если это не помогло, стоит незамедлительно обратиться к доктору, пока проблемы с психикой не стали стойкими. Начинают с посещения педиатра, который, выяснив основные признаки патологии, определится с лечением и дальнейшими консультациями смежных специалистов (невролога, психиатра).

Традиционная медицина

Методами доказательной медицины, используемыми в лечении испуга и связанных с ним невротических расстройств, являются:

  • работа с психологом, который сможет научить ребёнка бороться со своими страхами и адекватно реагировать на окружающий мир;
  • занятия с логопедом, направленные на коррекцию речи и устранение заикания;
  • арт-, игро- и сказкотерапия, призванные улучшить социальные навыки малыша и отвлечь его от негативных мыслей;
  • анималотерапия. Общение с братьями нашими меньшими, особенно лошадьми, дельфинами, собаками, благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, позволяя тем бороться не только с фобиями, но и с другими психическими расстройствами (аутизм и т.п.);
  • рациональная фармакотерапия. Если не удалось справиться с недугом вышеуказанными способами, то назначается нейропротективные (Пантогам, Цераксон, Глиатилин, Нейроксон, Ноохолин) и седативные (настойка Валерианы, Пиона, Пустырника, чай из Перечной мяты, Персен, Глицин) средства. Первые помогают восстановить нормальные физиологические процессы в клетках мозга и таким образом повлиять на эмоционально-волевую сферу. Вторые обладают непосредственным успокаивающим эффектом.

Традиционная медицина

В случаях, когда испуг спровоцировал развитие тяжёлых патологий (эпилепсия, депрессия), врач может прибегнуть к назначению противосудорожных препаратов (Карбамазепин, Ламотриджин), транквилизаторов (Диазепам) и антидепрессантов (Флуоксетин, Сертралин).

Довольно спорным остаётся вопрос гипнотических вмешательств, которые, как многие считают, являются панацеей от всех болезней. Влияние различного рода внушений на психику до сих пор досконально не изучено. Поэтому не стоит рисковать здоровьем малыша, записывая ему на подкорку непонятную информацию.

Нетрадиционные методы

Пытаясь выяснить, как лечить испуг у ребенка всевозможными заговорами, нашёптываниями, выливанием воска и тому подобными «шаманскими» ритуалами, родители рискуют сильно усугубить психическое расстройство у детей. Подействовать данные методы могут только на особо впечатлительных мам и пап. Маленьким пациентам подобная «терапия» принесёт лишь вред, так как заболевание останется и будет со временем усугубляться.

Профилактика испуга в детском возрасте

Профилактика испуга

Чтобы не бороться с последствиями испуга и не искать причину фобии у ребёнка, лучше постараться предотвратить появление ситуаций, способных вызвать у него негативные эмоции.

Мерами профилактики в данном случае считаются:

  • создание в семье благоприятной атмосферы для роста и развития крохи, что исключает ссоры, рукоприкладства и т.п.;
  • беседы на тему грозных природных явлений (гром, молния), обучение правилам поведения с потенциально опасными предметами (утюг, печка);
  • выстраивание правильных отношений с домашними питомцами и уличными животными;
  • отсутствие запугивания малыша различными монстрами, бабайками и другими несуществующими «страшилами».

В 95% случаев появление испуга у детей — это следствие неправильного воспитания со стороны родителей.

Советы родителям

Мамам и папам, ребёнок которых слишком эмоционален и подвержен различным страхам и переживаниям, не будет лишним соблюдать такие рекомендации:

  • купайте малыша в ванночках с добавлением успокаивающих трав (мята, мелисса), положите в кроватку мешочек, наполненный лавандой, хмелем – будет своеобразная ароматерапия;
  • окружайте детей заботой и вниманием, старайтесь как можно больше с ними общаться и рассказывать обо всём;
  • учите кроху не бояться посторонних людей, животных;
  • идя в незнакомое место, берите с собой любимую игрушку ребёнка. Это поможет ему чувствовать себя даже в непривычной обстановке более уверенно.

Заключение

Несмотря на то, что испуг у ребенка довольно частое явление, справиться с их чрезмерной эмоциональностью без привлечения специалистов иногда бывает непросто. Но здоровая атмосфера в семье, гармоничные отношения между родителями и их желание проводить с детьми как можно больше времени помогут избежать ситуаций, потенциально угрожающих психическому здоровью малышей.

Как лечить детский испуг

Пытаясь разобраться в причинах возникновения и лечении испуга, можно столкнуться с разного рода мнениями и домыслами. Одни считают, что избавиться от последствий испуга можно только с помощью целителей и знахарей, другие сразу ведут ребенка по врачам. Есть и те, кто считает, что страхи ребенка — это особенность характера, и, повзрослев, он обязательно избавится от них. 

Испуг — это одна из разновидностей невроза, поэтому и действовать нужно с учетом рекомендаций специалистов этой области. Давайте разберемся, что делать, если ребенок страдает от нервного тика, заикания или слишком тревожится.

Как понять, что у ребенка испуг?

  1. Ребенок внезапно стал бояться оставаться один
  2. Ребенок боится темноты, замкнутых пространств
  3. Начал плохо спать
  4. Просыпается с плачем
  5. Слишком часто плачет, чаще всего без повода
  6. Возбудим, неусидчив
  7. Самые явные проявления — энурез, заикания, частое моргание и другие навязчивые состояния

Что делать с испугом?

  1. Если ребенку еще нет 2 лет, то помочь может “сенсорное лечение”. Чаще вступайте с ребенком в тактильный контакт: поглаживания, покачивания помогут снять напряженность.
  2. Тактильные игры также оказывают благоприятное воздействие на ребенка: пластилин, кинетический песок, игрушки из мягкой ткани.
  3. С 2 до 5 лет может помочь сказкотерапия. В них главный герой обязательно должен в итоге победить свои страхи.
  4. Чаще общайтесь с ребенком, давайте ему понять, что он находится в безопасности.
  5. В работе над испугом очень важен режим сна и питания. Поэтому стоит исключить долгие посиделки около телевизора, поздние засыпания, у ребенка должен быть режим сна и отдыха. Питание должно быть сбалансированным. Чаще гуляйте, запишитесь вместе в бассейн или на те занятия, которые не вызовут дополнительный стресс.

Если ребенок страдает от физического проявления испуга — энуреза, нервного тика, заикания, — стоит обратиться к узкому специалисту. Он сможет установить причину и предложить лечение.

Face фотографии разработан Freepik

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Физика как найти силу натяжения нити
  • Как можно найти преступника
  • Как составить контейнеры в рафте
  • Как найти пьющего человека
  • Как найти сумму кубов всех целых чисел