Не найти другого спасения как

По поводу вопроса «Можно ли потерять спасение?» много спорят. Это происходит, прежде всего, потому, что этот вопрос неправильно поставлен. Чаще всего, подобные вопросы ставятся тогда, когда люди не до конца понимают Библейское учение о природе спасения. Говоря о спасении, Священное Писание нигде не использует слово «потерять».

Для этого есть важные причины.

1) Во-первых, потерять можно то, что существует само по себе. Например, вы взяли конфету, положили её к себе в карман и позже обнаружили, что вы её потеряли. Представьте себе другую ситуацию, вы съели конфету и её содержимое, попав к вам в желудок, растворилось там, проникнув в вашу кровь и далее в каждую клетку вашего организма. Молекулы конфеты, стали частью вашего организма, теперь, в какой-то степени они определяют то, чем является ваше тело. В такой ситуации будет абсурдно говорить о том можно ли потерять съеденную конфету, так как она стала частью вас.

Что-то подобное происходит и со спасением. Некоторые люди рассматривают спасение как что-то внешнее, например билет на самолёт, который лежит у человека в кармане и по которому его допустят к полёту. В данной ситуации, наличие билета, абсолютно не связанно с тем, кем является человек, злой он или добрый и т. д. Он просто имеет билет, который он каким-то образом приобрёл. Этот билет он может потерять или при желании выбросить. Библейское спасение построено на абсолютно других принципах. Библия говорит о том, что спасение, принесённое Христом, не лежит у него в кармане или даже в мозгу, но оно полностью изменяет природу человека. Для того, чтобы иметь спасение недостаточно только поменять мнение о чём-то или перестать делать что-то. Иисус Христос говорил об этом Никодиму:

Eсли кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Иоанна 3:5-6)

Об этом же говорили пророки Ветхого Завета, свидетельствуя о грядущем спасении Нового Завета

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. (Иер 31:33)

И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня. (Иер 32:40)

Рождение свыше – это явление, которое происходит под действием Духа Святого, поселяющегося в возрождённом человеке «…кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» говорит апостол Павел в Рим 8:9. Это означает, что сам Бог живёт в возрождённом человеке, соединяясь своим Духом с обновлённым духом человека и делая его обновлённым творением, которое характеризуется качествами Божественной природы. Таким образом, говоря о возможности изменения статуса верующего, нужно говорить не о том можно или нет потерять спасение, а о том возможно ли обратить вспять процесс духовного рождения.

2) Вторая причина, по которой возникает много проблем связанных с вопросом о потере спасения, заключается в том, что большинство людей не знают Библейского учения о результатах спасения. Наблюдая за тем, что многие люди, причисляющие себя к верующим, грешат в своей реальной жизни, они не могут сопоставить Библейское учение о спасении с Библейским учением об освящении. Для многих людей вопрос спасения выглядит в форме следующей логической конструкции –

1) Ничто нечистое не может войти в небеса (Отк 21:27)

2) Поэтому если верующий допустит что-либо греховное в своих мыслях, словах или делах то он погиб.

Эта конструкция может быть в действительности правильной, но она правильна только в том случае, если человек спасался бы своею собственной праведностью. Большинство людей признают реальный факт, что на земле не существует человека, который не имел бы греха (1 Иоан 1:8). Ведь грех это не только, то что человек делает, нарушая Божьи заповеди, но и то, что он не делает, или же делает не на надлежащем уровне качества или посвящения. Если спасение человека зависит от его собственной праведности тогда на земле вообще не может быть спасенных.

Некоторые люди пытаются обойти эту проблему утверждая, что верующий погибает только тогда, когда совершает какой-то «значительный» грех, а когда он делает «не значительные» грехи, тогда это не так страшно. Но здесь возникает другая проблема: какой грех мы можем считать значительным, а какой нет, и на основании чего? Библия ничего не говорит о разделении грехов на смертные и не смертные.

В самом деле, Священное Писание учит, что спасение человека возможно только в результате принятия абсолютной праведности Христовой. Вот почему Библия учит о заместительной жертве Христа. Иисус Христос на голгофском кресте взял на себя абсолютно все наши грехи и заплатил за них полную цену. При этом Он дал уверовавшим в Него свою абсолютную праведностью,

От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением. (1 Кор 1:30)

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом&. (2 Кор 5:21)

Таким образом, все кто попадёт на небеса, попадут туда только в результате праведности Христовой, а не своей, человеческой праведности. В послании к Евреям об этом говориться:

Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. (Евр 10:14.)

Но если это так, скажет кто-то, тогда не значит ли это, что спасённый человек может грешить и при этом оставаться спокойным, что всё равно попадёт на небеса. Не будет ли это разрешением на грех. Никак нет! Апостол Павел говорил о том, что его тоже пытались обвинять в чём-то подобном (Рим 3:7-8). Это невозможно, потому что рождённый свыше человек как раз и отличается от неверующих тем, что его новой природе противен грех. Если только он согрешает, он всегда старается освобождаться от греха. Об этом очень хорошо сказано в первом послании Иоанна, в котором автор говорит о качествах настоящего христианина:

Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. (1 Иоанна 3:9)

В греческом тексте Нового Завета очень ясно, что речь здесь идёт о том, что рождённый от Бога человек не пребывает в грехе. Он не может быть в грехе благодаря его новой природе. Такой человек может в какой-то ситуации согрешить (1 Иоанна 2:1), но так как грех неестественен для его новой, Божественной природы, он обязательно будет искать освобождения от него, «Праведник семь раз упадёт и встанет» Притчи 24:16.

Таким образом, отличием рождённого свыше человека, от не возрождённого является стремление жить без греха. Тот, кто имеет природу Христа, никогда не может восстать против Бога, потому что Христос является Богом и не может восстать против Самого Себя, в этом и суть Его природы. Когда христианин по своему не бодрствованию попадает под влияние своей плоти, его дух будет немедленно стремиться умервщлять дела плотские (Рим 8:13). Если же человек упал и не хочет вставать, если ему безразлично делает ли он грех или нет, это означает, что такой человек был христианином только на словах, а не на деле. Иоанн говорит о таких:

Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши. (1 Иоанна 2:19)

Здесь, апостол прямо подтверждает, что человек оставивший христианский путь никогда в действительности не был рождённым свыше.

Священное Писание во многих местах говорит о том, что настоящий христианин, который знает Бога как своего Отца и который противиться греху и следует за Христом, может полностью полагаться на праведность Христову и поэтому может быть полностью уверенным в том, что Господь сохранит его до конца. Об этом говорится во многих местах Библии (Иоанна 6:37; 10:26-30; Рим 8:29-39; Фил 1:6).

Говоря об этом нельзя обойти стороной, вопрос о тех местах Писания, которые предупреждают об опасности отпадения и погибели. Читая тексты подобные Евр. 6:4-6 и др. возникает вопрос если христианин не может пребывать во грехе и всегда старается от него освободиться и поэтому не погибнет, зачем же тогда предупреждать его об опасности погибели? Действительно, если рассматривать эти тексты в отрыве от контекста и всего учения Писания, то может показаться, что Писание в этих местах противоречит само себе. Но, при более внимательном изучении этих мест становиться ясно, что Господь использует эти тексты для того, чтобы с их помощью сохранить своих детей от погибели (см. Евр 6:9). Дело в том, что спасённый человек это тот, кто реагирует на Божественное слово. Поэтому Бог и говорит ему – «туда не ходи, там опасно». Эти предупреждения необходимы как средство, при помощи которого Бог помогает рождённому свыше человеку знать, что является грехом и что необходимо обходить и избегать Другими словами Бог использует предупреждения об опасности отпадения в качестве инструмента, при помощи которого Он сохраняет от падения своих детей.

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. (1 Петра 5:8-10)

Более подробно об этой теме вы можете узнать во втором уроке материала по ученичеству представленном на нашем сайте. Кроме того, если вы хотите иметь более чёткое представление о Библейском учении о спасении, прослушайте, пожалуйста, серию проповедей «Библейское учение о спасении», а также проповедь «Хлеб жизни».

Вопрос 1

Приветствую Вас, Юрий Кириллович!

Желаю Вам обильных Божьих благословений в вашем нелёгком труде! И хотел задать вопрос. Библия говорит о том, что человек оправдывается верою во Христа. Она также говорит, о детях: «таковых есть Царство Божье». Но дети не имеют той сознательной веры, которой спасается взрослый (мы даже крестим с определённого возраста). Значит, Бог в своей суверенной власти может спасти не только на основании веры?  Игорь.

Вопрос 2

Приветствую вас! Что такое спасение? Можно ли потерять спасение?  Виталик.

Ответ

Приветствую вас, уважаемые братья!

Ответ можно дать очень простой.

Дети являются участниками Царства Божьего, ибо так сказал Сам Царь!

Спасение есть дар благодати Божьей, и Он сказал, что нет сил, которые могли бы лишить спасённого спасения.

Но всякий принимает вечное спасение, как дар благодати, и у него остаётся возможность отказаться от спасения. Но в жизни всё не так просто.

Вопросы очень важные, и сложные. Давайте начнём с того, что попытаемся рассудить, что же такое спасение?

Человек тонет, и вдруг ему протягивают руку, и поднимают и выносят на берег — это спасение. Человек теряет сознание, его пульс уже едва-едва, но приезжает скорая помощь, укол, ещё укол, человек пришёл в себя, восстановлен пульс, выровнялось дыхание – это спасение.

Недавнее сообщение о том, как упавший с вышки с высоты сто пятьдесят метров мойщик окон остался жив – безусловно, спасение. Есть и пострашнее картинки, когда взятые в заложники, что сейчас нередко, остаются в живых – это спасение. В подобных случаях, мы соглашаемся, что неизбежная смерть отступает, и спасение состоит в даре жизни.

Я думаю, что ваши вопросы касаются иного спасения, ибо такие житейские передряги можно принять как чёрное – белое, но итогом будет смерть. Так вот, мы станем говорить о спасении, которое нам открыто в Священном Писании.

Смерть физическая стала возмездием за грех. И смерть физическая, как оказывается, не есть простое исчезновение, превращение в ничто, но есть переход в иное состояние. Духовная субстанция, а человек есть существо духовное, даже материалисты признают, продолжает своё бытие. И бытие за смертью, есть вечное мучение. Как мы читаем в Библии: «Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 13: 40 -42). И ещё: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Матф. 9: 43-44).

Вот это-то и есть настоящая смерть: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20: 11-15).

Картина суда пред Белым престолом показывает настоящую судьбу мира. Это есть последствия греха Адама, плен греховный, человек заложник, обречён на мучения в жизни земной и вечные муки в пламени ада! Но кто-то оказался записан в книге жизни! Кто-то миновал эту страшную участь мучений в вечном огне. Это спасённые! Это и есть спасение! Спасение есть избавление от смерти второй, от вечности мрака и мучений! Спасение есть избавление от суда, от вины, от греха. Спасение – избавление от Божьего приговора: «Смертью умрёшь!». Спасение, напротив, есть жизнь радости, жизнь без болезней, жизнь в новом бытии, где нет времени и нет греха. Спасение – это возвращение к Богу, как к Отцу.

Такое спасение всегда искали люди, во все времена, и во всех народах. Вопрос о спасение был задан Иисусу Христу: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: «так, кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матф. 19: 25-26). Это очень важно зафиксировать. Спасение возможно только Богу! Человек сам не может спастись! Спасение и взрослых и детей, людей любой нации есть дар Божьей благодати! «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2: 8-9). Когда мы размышляем о возможности спасения детей, которые не способны веровать, но умирают в детском возрасте, мы имеем слово Спасителя, того, кто единственный обладает властью спасти!

«Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф.19:14). Здесь нет места сомнениям, здесь нет места попыткам, внедрить, богословские формулы, и церковные манипуляции, здесь, и есть наша спасающая вера! Так сказал Спаситель! «Таковых есть царство небесное»! Очень важно в этом случае иметь в виду факт власти над миром Иисусом Христом. «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим.14:9 ). Вот ещё убедительное слово. «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф.4:8). Господь Иисус Христос, землю, находящуюся в плену, под проклятием, во власти князя мира сего, взял в плен!

Существуют заблуждения в области понимания искупительной жертвы Иисуса Христа! Кому принесена жертва? Если дьявол властелин людей, тогда жертва принесена ему? Нет! Абсолютно неверно! Бог абсолютный властелин, заключил под проклятием дьявола и его
ангелов, и человека в своем свободном решении преступившего Божью волю. Бог, как абсолютный Вседержитель, принял искупительную жертву – Святейший Сын Божий, Иисус Христос, был принесен в жертву за грех всего мира. Таким образом, мир, весь мир, абсолютно, находится во власти Иисуса Христа! В своей абсолютной власти, Христос решает и говорит о детях: «Таковых есть царство Божье».

Наши проблемы начинаются там, где мы от веры и доверия переходим к попыткам войти в Божьи решения с критикой нашего ограниченного и испорченного разума. Всему миру говорит Иисус Христос: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Иоан.8:24). Здесь важно понимать, что вера, о которой говорит Иисус, включает в себя не только и не столько признание исторического факта о жизни Иисуса, но принятие Его, как Бога, Который обладает всей полнотой власти! Признание Его таковым, сообщает моему сердцу, и всем нам землянам, понимание факта, что мы презрели власть Бога, жили, отвергая Его закон, и вся наша жизнь есть грех и вина перед Богом! Вот почему слова Иисуса говорят: « Говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук.13:5). Хочу обратить внимание, на слова Спасителя. Я намеренно не использую выкладки различных богословов, ибо мы баптисты веруем в Спасителя, и в Его слово! Уверовать или нет, покаяться или нет, от Вас зависит, Ваш выбор: — так именно говорит Спаситель! Бог Библии во всей истории человека многократно и многообразно обращался к человеку, как к тому, кто способен принимать решения, отвечать за них. Вот один пример: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем». (Иер.6:16). Таких примеров тысячи. Бог сотворил человека со свободной волей, и после грехопадения восстанавливает для вечного царства Своего человека со свободной волей. Истинный человек, Иисус Христос, многократно называет себя: «Сын человеческий», говорит: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Иоан.10:17-18). Он называет тех, кто соблюдает заповеди Его Отца, братьями и сёстрами, со свободной волей, верою принимающими Его!

Он, Бог во плоти сказал: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего! Мир, а не несколько человек. Он искупил весь мир, а не несколько человек. Он спасение предлагает всем, а не нескольким предопределённым.

Спасение от вечной гибели есть дар Божий. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2: 4-9). Очевидно, что приобретение спасения связано с верой! Вот вопрос, можно ли быть спасённым по благодати, без веры? Никак нет, ибо таково условие суверенного Бога. Итак, Бог совершил спасение, и возвещает его всем людям: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:16).

Если быть последовательным, то данный текст Священного Писания утверждает, что Христос, уплативший цену Искупления за всех людей, всем людям дал благодать спасительную. Всякий, кто верою принимает спасение – спасён! Всякий кто не верует в предложенное спасение- осуждён. Именно это утверждает апостол Павел в послании к Римлянам в пятой главе. «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим.5:18). Это формула не требует большого ума, чтобы понять, что в равной мере действует один закон. Преступление Адама привело к осуждению всех живущих! Жертва Праведного Иисуса абсолютно всем живущим сообщает оправдание! Вот почему спасённые, ученики Христа, назывались и называются верующими. Они веруют в дар благодати!

Все, кто не веруют, отказались от спасения! Они, по сути, потеряли спасение!

Но вероятно, вы спрашиваете, можно ли потерять спасение, будучи спасённым?

Вопрос серьёзный. И как само спасение представляет собою дар Божьей благодати, и вера человека, так и сохранение спасения зависит от обоих участников. Бог свою любовь доказал, и сохранение спасения со своей стороны гарантирует.

Это новая природа! Вам должно родиться свыше! «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Теперь, когда совершилось чудо преобразования, и спасённые из грешников стали святыми, милостью Бога, своих святых Бог ведёт дорогой испытаний, дорогой служения, но в своей руке хранит. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего»? (Рим.8:32).

«И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Кол.1: 21-22). Сам Бог дал спасённым новую природу, и своё обещание защищать до последнего.

«И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Иоан.10:28).

Но тот же Бог, который дал гарантии защиты на все времена, оставил строжайшее предупреждение, что Он ожидает от спасённых, жизни святой, безгрешной, жертвенной.

Это, по сути, труд спасённого. Помните, апостол Пётр говорит: «Прилагая к сему всё старание». Если этого нет, тогда прямое предупреждение: «Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр.2:5).

«Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем» (Кол. 1:23). «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:16).

«Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тим. 2: 11-12). Свобода отпасть, отречься, даже гипотетическая, существует. Опасность потерпеть кораблекрушение в вере существует.

Бог по благодати Своей даёт спасение. Невероятно, но факт, человек остаётся свободным, отказаться от спасения. «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1: 18-20).

Такое усердие предписывается Богом и в отношении детей. «Таковых есть Царство Божье» – говорит Спаситель. Однако родителям предписано: Не препятствуйте детям приходить ко Мне, но напротив: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).

Спасибо Вам за вопросы. Данная тема очень усложнена многовековыми дискуссиями. Все они в сути своей есть всё та же попытка человека горделивого, объяснить непостижимого Бога. В отличии от разного рода богословов и философов, баптисты утверждают в своей вере абсолютное доверие Священному Писанию.

В нём Бог открыл свою благодать, которой мы и спасаемся. Его слово и Его Дух, даёт мне абсолютную уверенность в спасении. Это же Слово и тот же Дух, побуждают меня, отвергнув себя, со страхом и трепетом, совершать своё спасение.

С уважением, Ю. Сипко

О том, что такое путь спасения, как найти его конкретно для себя и почему самое простое оказывается порой очень непростым.

    

«Как спастись лично мне?»

Бывает, что человек в разговоре со священником задает вопрос о том, каков путь спасения конкретно для него, просит совета. Что на это можно ответить?

Во многих древних патериках есть такие эпизоды: приходит кто-то из братии либо человек из мира к святому старцу и спрашивает: «Что мне делать для того, чтобы спастись?» – и прозорливый святой муж дает то или иное наставление, которое трогает вопросившего до глубины сердца. И современный христианин, особенно новоначальный, пытается спроецировать эту ситуацию на себя.

Но на самом деле, безусловно, не стоит, да и нет необходимости ждать от священника какого-то сугубо «индивидуального» ответа. Нужно понимать, что святым старцам такой вопрос нередко задавали люди, которые очень горячо и всей душой стремились к Богу, духовно трудились, но имели в себе какое-то внутреннее препятствие, по поводу которого опытный подвижник и давал совет, каким путем его можно преодолеть. Но это не значит, что для каждого человека есть своя, отдельная «пошаговая инструкция» к достижению Царства Небесного. На самом деле все советы о спасении, даже если они даны были конкретному человеку, по сути своей универсальны – и, что очень важно, в них нет ничего нового по сравнению с Евангелием. Мы помним, что когда Христа спрашивают, что нужно делать для того, чтобы наследовать Царство Небесное, Он говорит, что нужно исполнить две заповеди – о любви к Богу и ближнему, ибо в них заключаются весь закон и пророки (ср. Мф. 22, 37–39). И если речь идет о человеке, который не желает сделаться для нас гуру, а хочет помочь нам прийти ко Христу, то мы не услышим от него ничего принципиально иного.

Упасть с самодельной лествицы

Наше спасение может совершиться только лишь по милости и благодати Божией

Изобретение «индивидуальных» путей спасения для себя основано на одном распространенном заблуждении: человек полагает, что может какую-то совокупность конкретных действий исполнить, и этого будет для его спасения достаточно. Но наше спасение не «зарабатывается», оно достигается не посредством каких-то наших дел – наше спасение может совершиться только лишь по милости и благодати Божией. А всё, что мы делаем, просто развивает в нас способность эту благодать и эту милость воспринимать и становиться ее причастниками.

Но человек как бы говорит себе: «А я не хочу зависеть от благодати Божией – я хочу быть уверенным в том, что спастись мне обязательно удастся». И тогда приходит в голову такая, может быть, не до конца осознаваемая мысль: я пойду не «обычным» – «негарантированным» – путем спасения, а своим, особым. И это уже ошибка на самом деле страшная, потому что вслед за этим человек начинает сколачивать по своему разумению, своими руками некую альтернативную лествицу, ведущую к Небесам, – и, конечно, он с этой лествицы непременно упадет, и чем дальше он успеет по ней взойти, тем сильнее будет падение.

Человек абсолютизирует что-то в своей жизни, считая, что спасение подается именно за это

Как распознать это ложное восхождение? Очевидно, есть несколько основных критериев. Человек считает, что избранный им путь спасения – самый прямой, что кто-то, может быть, и блуждает на каких-то других путях, а он на своем наверняка не заблудится. Человек абсолютизирует что-то в своей жизни, считая, что спасение подается именно от этого и за это. С такими мыслями люди порой, к сожалению, и монашество принимают, не понимая, что постриг не является для человека однозначно спасением. Точно так же неправильно человек может относиться и к своей волонтерской деятельности, и к благотворительности, и к воспитанию детей, многочадию. Или бывает, что некоторые, например, прочитав, как полезно творить Иисусову молитву, решают, что всё – спасение от нее и через нее. Но можно ли сказать, что каждый человек, который пусть даже всю жизнь или значительную часть своей жизни творит или просто повторяет молитву Иисусову, обязательно будет с Богом в вечности? Нет, и об этом прямо сказано в Евангелии: не каждый, кто говорит «Господи! Господи!», спасется (ср. Мф. 7, 21).

И еще один момент: такие люди всегда почему-то убеждены, что они сами желают себе спасения более, нежели им желает его Господь. И когда человек пытается устроить для себя нечто нарочито спасительное, это всегда попытка «оказаться умнее» Бога, происходящая от недоверия Ему и ни к чему хорошему не ведущая.

Именно он называется «жизнь»

Есть только один-единственный способ, и он называется «жизнь»

Мы можем быть в деле нашего спасения лишь сотрудниками Божиими – мы можем трудиться в этом вместе с Господом, но никак не без Него. А что касается способов спасения – есть только один-единственный способ, и он называется «жизнь». Жизнь во всех ее бесконечных и многообразных проявлениях, к которой мы прикладываем желание быть с Богом и стремление исполнять Евангелие.

Но что мы можем видеть очень часто? То, что человек, считающий себя христианином, участвующий в богослужениях и церковных таинствах, как бы проводит разделительную черту: «вот моя жизнь христианская, а вот вся моя остальная жизнь», то есть «вот это я делаю для своего спасения, а вот тут я просто живу», причем в «просто жизни» есть масса вещей, которые спасению якобы мешают. Если пойти дальше и проанализировать, что воспринимает человек как помехи своему спасению, оказывается, что в категорию помех он относит практически всё – весь свой ежедневный быт. А «спасается» – в лучшем случае пару часов в день: бывая в храме, читая правило и святых отцов, совершая то, что называется делами благочестия. Причем тут тоже есть определенная избирательность: те дела благочестия, которые были самолично запланированы, относятся к категории «спасительного», а непредвиденные, неудобно возникшие, в конкретной ситуации трудные – опять же к разряду «помех». И священнику бывает трудно убедить его в том, что это разделение совершенно ненормально.

Мне кажется, что очень важно понять: школой, в которой мы учимся ступать по спасительному для нас пути, является жизнь со всем тем, из чего она состоит – нет таких повседневных нужд и дел, которые находились бы «за рамками» спасения. Когда Господь говорил Адаму, изгоняемому из Эдема: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19), это было не образное выражение – это обозначение того, что будет в буквальном смысле происходить с ним и его потомками. Но это, вопреки распространенному мнению, не проклятие, не наказание – это указание, которому мы все должны следовать. Так что сама эта необходимость ежедневно трудиться, уставать, отдавать очень значительную часть своего времени и сил, чтобы обеспечить себе пропитание – это послушание Богу и исполнение нами Его слова о нас. Это только один из моментов, и если человек посмотрит так на всю свою жизнь, то он с удивлением заметит, как словно начнет растворяться в ней то, что его тяготило. И вместо досады придет ощущение возможности – способности служить Богу не через великие дела и свершения, а через всё то, что происходит реально, по необходимости, сейчас.

К слову, каким бы элементарным, само собой разумеющимся и «не духовным» некоторые христиане не считали быт, мне как священнику периодически приходится встречать верующих людей, которые не могут каких-то вещей, на которые даже неловко обращать их внимание. Они не могут встать на полтора часа раньше, при том, что им, допустим, необходимо попасть в этот день на раннюю литургию – и они просто не приходят, потому что не смогли себя заставить. Они не могут разгрести дома бардак и приучиться класть вещи на место, чтобы этот беспорядок больше не создавать. Они не могут не опаздывать, не могут сделать хотя бы сегодня то, что надо было сделать позавчера. И всё это мешает человеку стать даже, по большому счету, человеком – он все время до своего человечества как-то не дотягивает. Не то, что стать христианином…

А все эти проблемы – там не сделал, тут забросил, здесь себя не заставил – еще имеют свойство накапливаться и образовывать какие-то сложные цепочки, в которых, пока ты не сделаешь первое дело, не получится выполнить и все остальные. А взяться за это первое оказывается неимоверно трудно, тем более что здесь стоит наготове враг, которому очень важно на этом рубеже нас удержать и оставить под дамокловым мечом всего накопившегося. И разбираться со всем этим, приводить свою жизнь в порядок и означает опять-таки идти путем спасения – самым непосредственным образом.

***

Ни в коем случае не будем пытаться изобретать для себя какие-то особые пути спасения, потому что это пути спасения искусственные, а всё, что искусственно, не может устоять – оно обязательно разрушается. И только лишь тот путь, который устраивает для нас Господь – а еще точнее, тот путь, которым является Он Сам, ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6), – может привести нас к вечной жизни с Ним.

Спасение души: 1. Как оно совершается; 2. Молиться о том, чтобы Господь открыл, где лучше спастись, не следует; 3.  Зависит ли оно от места или обстановки. Как достигать этого. Спасение души среди семейной жизни. Старчество. Страх Божий. Чем он поддерживается в нашем сердце.  Страх смерти. Он спасителен, когда сопровождается упованием. Суетность. Как отличать суетность от обычных дел. Схима. Что она означает.  Сын света. Кто он есть. Танцы. Оценка их. Телесные силы. В какой мере они подаются от Господа.

СПАСЕНИЕ ДУШИ

1. Как оно совершается

Спасение души — главное. Но спасает души Спаситель, а не мы. Мы только веру свою, свою Ему преданность свидетельству­ем, а Он уже по мере нашего прилепления к Нему, подает нам все нужное ко спасе­нию. Не думайте трудами что заслужить, заслуживайте вы верою, сокрушением и преданностию себя Богу. Делайте побольше добра, помогайте нуждающимся.

Вера в Бога!.. Но деисты верят в Бога и Промысл,.. и дальше не идут… стали на пол­дороге. Бог создал нас и образом Своим почтил, чтоб мы жили в Боге. Были в жи­вом с Ним союзе. В раю так и было. Падение прародителей расторгло сей союз. Но Бог пожалел нас и не хотел, чтоб мы были вне Его, оставались в отпадении, а благоволил изобрести способ воссоединения, который состоит в том, что Сын Божий и Бог при­шел на землю и воплотился, и в Своем лице соединил человечество с Божеством и чрез то всем нам дал возможность соединяться чрез Него с Богом. Те, которые веруют, крестятся и другие принимают Таинства, соединяются живо со Спасителем, а чрез Него и с Богом. И в этом спасение! Цель наша — жизнь в Боге, но к Богу нам нет иного пути, как Господь Иисус Христос. Един есть Бог и Един ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5). Так надо веровать во Христа Спасителя, Таинство принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь. С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так, не суемудрствуя, и будете на спасенном пути.

(Вып. 1, пис. 89, стр. 74-75)

2. Молиться о том, чтобы Господь открыл, где лучше спастись, не следует

Вы просите сказать вам, где лучше спас­тись. И Бог не сказывает. Если не сказывает, значит, дает знать, что нечего об этом мо­литься… Потому что и в настоящем положе­нии ничего нет, что бы могло мешать спасе­нию. Все дело в добром произволении и в спасительном настроении сердца. О сем и за­бота буди!.. Что есть, то хранить; чего и недоста­ет, то прибавить… По какой программе? — По блаженствам… Что написано в блажен­ствах, надо все в сердце возыметь, и — в рай!..

(Вып. 3, пис. 422, стр. 65-66)

3. Зависит ли оно от места или обстановки

Спастись везде можно, и спасение не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих, если обще­ние со Святой Церковью и исполнение всего церковного прочны и верны и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и сми­ренное чувство.

(Вып. 3, пис. 375, стр. 8-9)

Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол между апостолами в при­сутствии Самого Господа погиб. А разбой­ник на кресте спасся! Ищешь спасения? Добре! Ищи! Спасение нам удобно. Ибо имеем Господа Спасителя, Который ни­чего больше не желает и ни о чем больше не печется, как о нашем спасении. К Нему прибегай и молись всеусердно, да устро­ит спасение твое.

(Вып. 1, пис. 46, стр. 44)

4. Как достигать этого

Ищете спасительных уроков или ответа, как душу спасти.

Спасителю предлагали такой вопрос, и Он ответил: «Аще хощеши спасен быти, соблюди заповеди». Это же и я вам пред­лагаю.

Каковы заповеди? — Все. Читайте Еванге­лие, читайте Апостол… и замечайте, что там относится к вам, берите то для себя в прави­ло, а как без Божией помощи ни в чем успе­ха иметь нельзя, то паче всего молитесь.

Если вам свободно ходить в церковь, ходите, как только возможно. А если вся­кий день возможно, всякий день ходите. Милостыню подавайте…

Будьте смиренны, кротки, ко всем ува­жительны, не спорьте и не бранитесь, ни­кого не осуждайте.

Будьте уступчивы… Дух сокрушен, серд­це сокрушенно и смиренно имейте.

(Вып. 8, пис. 1433, стр. 167)

Бога бойтесь и заповеди Его исполняй­те… Ибо в этом спасение. Церковь Божию любите. Со всеми в ладах будьте… милосты­ню по силам не забывайте… Терпите, что пошлет Бог потерпеть.

(Вып. 8, пис. 1439, стр. 169)

Ищешь спасения — доброго дела ищешь; душа дороже всего мира. Но ничего нет лег­че, как найти спасение; ибо имеем Спаси­теля, премудрого, всеблагого и всемогуще­го, Который ничего так не желает, как спа­сения каждого из нас. К Нему и обращай­ся, Его Единого проси и моли, и Он дове­дет тебя до спасения, ими же весть судьба­ми. Спасения искать есть то же, что Госпо­да искать. А Господь везде есть и где бы ни был ищущий Его… Отвори Ему дверь серд­ца, и Он войдет… Вот и обретение Господа и с Ним — спасения… Ведай сие… и сего взыщи. Господь Сам научит тебя всему. Бог в помощь! Не дремли!.. Ты плачешь в келии. Плачь, это хорошо, но никому не показывай сего. Говоришь, что когда выйдешь из келии на дела послушания, все разлетается. Внимай себе и старайся не выходить из сердца; ибо там Господь. Ищи сего и трудись над сим. Найдешь и увидишь, как это драгоценно.

(Вып. 8, пис. 1449, стр. 181-182)

СПАСЕНИЕ ДУШИ СРЕДИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Ищете спасения? — доброе дело. Ищите и обрящете.

Покаяние, конечно, у вас в действии. Что еще нужно? — Уклоняться от грехов и делать всякое добро, встречаемое по течению жизни вашей, не телом только, а и душою и сердцем, не внешне только, но и внутренно, т.е. чтобы и мысли и чувства всегда были Богоугодны. Что еще кроме доб­рой жизни?! Пророк говорит: «Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу». Этим выражалась непрестанная память о Боге, с непрестанною ревностию всем благоугождать Ему. Это же есть молитвенный строй внутри.

Просите дать вам молитвенное правило. Сказанное пред сим и есть первый пункт молитвенного правила. Старайтесь всегда так держать свое внутреннее, чтобы оно всегда обращено было к Богу и всегда пред лицем Его стояло и как бы от лица Его действова­ло, чтобы это делалось телом, во вне, в обычном ходе дел житейских.

Второй пункт молитвы есть молиться всегда от сердца — не слова только произ­носить молитвенные, но из сердца изводить молитвенные к Богу воздыхания. Они и со­ставляют собственно молитву. Из сего види­те, что лучше всегда своими словами молить­ся, а не чужими, не многословно, но сер­дечно. Навык надо приобрести к этому. При­обретается же он трудами молитвословия.

Молитвословие есть исполнение прави­ла молитвенного. Правило надо иметь и все­гда его исполнять. Утром совершать молитвы утренние, вечером — молитвы на сон, — не спешно, с соответствующими мыслями и чувствами. В продолжение дня, между делом, сколько можно чаще воздыхайте ко Господу, Кото­рый везде есть.

Если найдете возможность, ходите в цер­ковь. В воскресенье и в праздники — неотлож­но, а то и в продолжение недели, как только ухитритесь, идите, сначала раз в неделю, потом два, три и более… И всякий день можно.

Совершенства можно достигнуть и сре­ди семейной жизни… Надо только страсти погашать и искоренять. На сие все внима­ние и обратите.

(Вып. 1, пис. 131, стр. 137-139)

СТАРЧЕСТВО

При постриге бывают поручители. Вот они и старцы для постригаемых. Очень жаль, что у нас в монастырях не введено, как ус­тавное дело, такое руководство, чтобы было старчество и открывание помыслов с воп­рошением. Это враг злодействует, ибо воп­рошение и совет, и открытие помыслов врагу страшны. Впрочем, хотя и не введено форменно, а на деле везде есть и ведется. Мало-мало нужда, сейчас и идут нуждаю­щиеся к тем, от коих ожидают получить удовлетворение.

(Вып. 5, пис. 914, стр. 194-195)

СТРАХ БОЖИЙ

Чем он поддерживается в нашем сердце

Страх Божий — главное. Когда он при­ходит, то, как добрый хозяин, все по-сво­ему устрояет в душе. Есть он у вас? Если есть, благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его, ибо он в духе нашем содержится и, если не проявляется, то по нашему невниманию.

От страха Божия — первое чадо — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца!

Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и Суде.

Как только проснетесь, так призывайте сию память и весь день будьте в содруже­стве с нею, как первою советницею своею.

К сему присоедините сознание присут­ствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит и — самое сокровенное. Это со­знание с памятию смертною неразлучным имеют страх Божий.

Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непре­станными воззваниями к Господу Спасителю.

Вот все! Если есть в вас в какой-либо степени это, то дело спасения вашего в ходу, а если нет, надо все поднять в сердце. Ибо, если сего нет, то все другое ничто…

(Вып. 3, пис. 550, стр. 251-252)

Страха Божия ничто столько сильно не поддержит, как память о Страшном Суде. Духу же уныния от этого поддаваться не следует. А следует только осмотреться хоро­шенько кругом, и что окажется неугодным Богу, тотчас устранить и, если нужно, очи­стить Покаянием. Тогда, положась на ми­лость во всем Божию, останется только бла­годушествовать. Господь и на Старшном Суде будет не то изыскивать, как бы осу­дить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была.

(Вып. 3, пис. 392, стр. 38)

СТРАХ СМЕРТИ

Он спасителен, когда сопровождается упованием

Страх смерти — спасительный страх, но у вас спасительность эта уничтожается от­сутствием упования спасения. Надежда на Господа Спасителя, не уничтожая страха смерти, уничтожает убийственную его бо­лезненность, растворяя отрезвляющее его действие на душу преданностью в волю Божию. Думайте чаще о смерти и о всем, что сопутствует ей и что последует за ней и, от всего заимствуя себе уроки, питайте свою средечную преданность в волю Божию. При этом всячески старайтесь, чтобы у вас в течении ваших дел были всегда дела по заповедям, сознательно посвящаемые Богу. От этого будете чувствовать, что вы раба Божия и своя Богу… Как Бог никогда не оставляет своих,.. то отсюда родится уверен­ность, что и вас Он не оставит.

(Вып. 3, пис. 386, стр. 29)

СУЕТНОСТЬ

Как отличать суетность от обычных дел

Начали говеть, но от суетности освобо­диться не в силах… В пример же приводите то, что многие приходят по делам, требуе­мым вашею службою. Дела службы — не су­етность — это Божие дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг… Исполнять его не есть суетность. Толь­ко совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность — дела по удовлетворению страстей, также ненуж­ные и бесполезные. Расчислите и отделите в жизни своей суетность от несуетности и увидите, что и среди них можно поминут­но волю Божию творить. Прибавьте: творить их во славу Божию. Вот и будете святой, или святости ищущей.

(Вып. 1, пис. 198, стр. 247)

СХИМА

Что она означает

В последнем письме у вас речь о серьез­ном деле — о схиме. Можно и шутя посхи­миться и — тут нечего задумываться. А если взять на себя схиму, как следует, то не обе­решься, сколько найдет думаний. Вот эти­ми-то думаниями вам и следует наполнять голову, когда дошел до вас слух, будто вас хотят посхимить. Первая мысль: хотят дру­гие, не вы сами. Стало, не ваша потреб­ность имеется в виду, а что-то помимо вас. Пусть эти другие — начальственные лица, но в таком важном деле, как схима, и они не должны действовать по одной своей воле, а должны поиметь во внимании и тех, коих хотят посхимить. И вас они должны спро­сить, если хотят сделать дело по Богу. Вот вам и вторая дума: что сказать, когда спро­сят? И думайте об этом. Вы спрашиваете меня, как вам быть. Я ничего не могу ска­зать решительного. Сами решайте. Схима указывает, что носящий ее мертв, или есть мертвец, но живой. Мертв для сей жизни, а живет другою жизнию. На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не мо­жет. Если у вас это самораспятие есть, или вы усердно желаете его и готовы для него на все, то это будет свидетельствовать, что вы готовы для схимы. Этим и решите воп­рос. Но если вы не распяты еще, и желание ваше распять себя двоится,.. то лучше по­временить осхимливаться. Время терпит… Вы не стары… Но вот как можно повернуть дело. Самораспятие — внутреннее дело. Внешнее укзание на него схимою будь не будь, все равно. Оно ничего не прибавит к внутрен­нему. Но вот что может случиться: показа­ние самораспятия будет, а самого саморас­пятия не будет. Что же будет в таком случае посхимление?!! Комедия — на смех. Люди, может быть, не посмеются, и Ангелы не станут смеяться, а скорее плакать. Смех по­дымут одни бесы и такой, что если бы наш слух открылся для услышания сего, то все мы пооглохли бы. Конечно, отсутствующее самораспятие во время схимления можно потом подогнать, да кто знает, что будет потом? Нет, гораздо надежнее прежде распяться, а потом посхимиться. Можно удо­вольствоваться и начатками самораспятия, с твердою волею неотложно продолжать его и доводить до зрелости. В таком случае будет предлежать труд так обставить себя, чтобы соприкосновенности ваши не мешали со­зреванию вашего самораспятия.

(Вып. 5, пис. 927, стр. 212-213)

СЫН СВЕТА

Кто он есть

«Свету Сына соделай служителя». Свет Сына — спасение, Господом устроенное и всем нам подаваемое ради веры и жизни по вере. Служитель сего света есть тот, кто все-усердно служит Господу верою и всяким доброделанием. Силу быть таковым подает Гос­подь же, в Коего облекаемся в Крещении, и с Коим искренне соединяемся в святом При­чащении. Свету Сына соделай служителя — будет — святое Причащение, исполни меня силою и веровать и жить, как Господь и Спа­ситель узаконил, да сподоблюсь спасения.

(Вып. 8, пис. 1248, стр. 24)

ТАНЦЫ

Оценка их

Танцевали… Небо не обрушилось на вас?! Стало быть, это терпимо в каком-либо смысле. Но что вы приложили к сему отно­сительно прав молодости, не знаю, может ли то твердо стоять. Молодость может ли сказать смерти: не подходи! А она может прийти во время танцев и… все решить,.. ибо она все решает… Душа явится с танцев на тот свет. — Кто там? — спросят. — Танцор­ка! Ну ее вот туда бросьте.

Вы мерите юность юностью… Так нельзя. Надо мерить все последнею целию. Зачем живем? — Чтобы приготовиться к жизни вечной… Как вместите вы сюда танцы?! и многое другое.

Бывать в обществе хорошо. Тут наука са­мопознания… Но все же выбор надо делать… То общество, где вы бываете, хорошо, как вы пишете… И слава Богу.

(Вып. 6, пис. 957, стр. 55)

ТЕЛЕСНЫЕ СИЛЫ

В какой мере они подаются от Господа

«Хотелось бы побольше сил иметь, а Бог не дает».

И не ждите, чтобы дал. Силы уже даны и в теле, и в душе, и в духе. Но они не совсем сильны и требуют пособия. Это по­собие и помощь подаются Богом, но не в запас, а на всякое текущее дело. Усиливает­ся человек сделать что, не одолевая, взыва­ет о помощи, и помощь приходит, помог­ши же, опять отходит, и человек остается все тот же, бессильный. Опять потребова­лась помощь, опять воззвал человек, полу­чил,.. и после дела опять… остался тем же бессильным. Отсюда выходит, что кто не делает, и не пускает в ход всех своих сил, и не трудится до восчувствования бессилия, и в этом чувстве не взывает о помощи, тот и не получит ее… и пусть не ждет; равно, кто, сделавши, себе приписывает дело, тот себя обманывает и в другой раз, бросив­шись на то же дело с мыслию: вот-де для нас это ничего не стоит, не силен бывает сделать его и, хотя воззовет, наконец, о помощи, не всегда получает ее в наказание и в научение. Извольте же так действовать: в чувстве бессилия взывайте о помощи и,.. сделав что, оставайтесь в том же чувстве бессилия.

(Вып. 6, пис. 956, стр. 52)

Кто стремится причинить добро

Ранее мы писали о ловушке созависимости: американские психологи Берри и Дженей Уайнхолды считают, что в нее попадают люди, которые не до конца отделились от родительской фигуры и не могут преодолеть этапы созависимости и контрзависимости. Рекомендуем прочесть материал по ссылке ниже, чтобы разобраться, как формируется созависимость.

Читайте также:

Ребенок навсегда: как формируется созависимость и почему она мешает выстраивать личные границы

Если взрослые люди не достигли психологической автономии, они не проживают свою жизнь полноценно, а играют в ней роли. Стивен Карпман, автор книги «Жизнь, свободная от игр», выделяет три таких роли:

  • Жертва,
  • Агрессор (он же Преследователь),
  • Спасатель (Rescuer переводят то как «Спаситель», то как «Спасатель», мы остановимся на последнем варианте. — Прим. ред.).

Эти роли образуют так называемый треугольник Карпмана (еще одно название — «драматический треугольник»), который показывает динамику взаимоотношений. Участники в этой схеме могут меняться ролями.

Треугольник Карпмана. Источник

Позиция Жертвы пассивная, ее установка — «Всё потеряло смысл, бьюсь головой об пол». Субъективно Жертва действительно может находиться в глубокой депрессии и искренне считать, что «ничего невозможно исправить, вот если бы я родился/лась на десять лет раньше / у других родителей / в другой стране…»

Источник

На самом же деле Жертва не хочет ничего менять. Такие люди старательно избегают ситуаций, в которых проблемы действительно можно решить.

Жертве не нужно, чтобы ее проблемы решились. Ей нужен Спасатель, на которого можно взвалить бремя ответственности за свою жизнь.

Агрессора Жертва приманивает в свою жизнь поведением, которое выглядит как виктимное. Преследователь самоутверждается за счет властного доминирования, поэтому ему кажется, что «трепетная и беззащитная» Жертва идеально ему подходит.

На самом деле Агрессор сам трепетен и беззащитен (уже без кавычек), а желание подчинить себе Жертву — это не что иное, как гиперкомпенсация: человек слишком сильно пытается компенсировать какие-то свои проблемные ситуации. Например, зачастую Агрессор когда-то сам подвергался физическому или психологическому насилию (в детстве или позже). Хотя эта роль и деструктивная, но выйти из нее проще всего, потому что она очевидна.

Куда сложнее Спасателю. Его поведение отличается тем, что обычно называют добропорядочностью, эмпатичностью, желанием прийти на помощь. И Спасатель действительно ведет себя так, как если бы эти качества у него были, — но до известного предела. Истинный мотив Спасателя — поднять самоценность за счет помощи «сирым и убогим». Часто бывает так, что благодеяний от него не ждут и даже не нуждаются в них. Но такой человек считает своим долгом поучаствовать в «спасении утопающего» — и эта игра никому не приносит радости, не говоря уже о решении проблем, порой мнимых.

Спасателя ждет Жертва. Но ей с ним несладко: глубоко внутри Спасатель не хочет, чтобы Жертва выходила из своего «униженного положения». Если это произойдет, мало ей не покажется, Спасатель переносит такую ситуацию крайне болезненно. Субъективно он испытывает чувство вины из-за того, что «опять сделал что-то не так», очень стараясь при этом быть хорошим и полезным.

Самобичевание в целом свойственно Спасателю. Эту роль могут усвоить в детстве те, кому выпал счастливый билет «хорошего мальчика» или «хорошей девочки». Таким ребенка хотят видеть, например, родители, бабушка, дедушка — кто угодно, разве что не кошка.

«Твой отец грубый и пьет по вечерам. Хорошо, что у меня есть ты, сынок. Ты другой. Ты всегда будешь таким — добрым и отзывчивым. Папа опять гремит посудой на кухне и уже, кажется, что-то разбил. Сходи, поиграй с ним в шахматы, отвлеки его. Может быть, сегодня я смогу уснуть спокойно».

Берри и Дженей Уайнхолд в книге «Освобождение от созависимости» пишут:

«Спасение — это когда делают для другого нечто такое, что он фактически может сделать для себя сам. Это движение „выше кого-то“, ставящее другого человека ниже… Это называется силовой игрой. Это посягательство на чужое пространство, исходящее из позиции „Я только пытаюсь тебе помочь“. Это тонкий способ управлять другими и подрывать их самооценку… Люди, профессионально связанные с оказанием помощи, могут легко попасть в положение Спасателя, если не будут внимательны и осторожны».

Всё, что ты видишь, ложь

Играть роль Жертвы, Агрессора или Спасателя можно годами. Иногда это становится жизненной стратегией и закрепляется в чертах характера. Но треугольник Карпмана динамичен. Люди в созависимой паре меняются ролями — это может происходить несколько раз за час (например, в процессе конфликта). А иногда роли как будто остаются стабильными — просто не было соответствующего триггера.

«Конечная цель этой игры — стать жертвой. Спасатели будут ставить себя в позицию преследуемого, чтобы затем перейти в позицию жертвы. Например, они могут подсознательно предложить кому-то единственно необходимую и правильную помощь. Спасатель может также попытаться помочь тому, кто не нуждается в помощи. В таком случае его могут отвергнуть — тогда он почувствует обиду и станет жертвой».

Источник

Вот как может разворачиваться драма внутри треугольника:

«Я просто пытался вам помочь (на сцену выходит Спасатель, он раздосадован, разочарован)… Мало того, что вы не оценили мою помощь, так вы еще и напали на меня с претензиями, что я лезу не в свое дело! (Спасатель переходит в режим Жертвы.) Извините, но то, что вы мне ответили, это уже чересчур… Я не хотел этого говорить, но теперь придется!.. (Жертва „вынуждена защищаться“ — и становится Агрессором)».

Американский психолог и психотерапевт Клод Штайнер считал: «Жертва в реальности не так беспомощна, как себя чувствует. Спасатель на самом деле не помогает, а у Преследователя нет никаких обоснованных претензий к другому».

Найдите десять отличий

Мы уже писали о том, что у созависимых людей нет четкого представления о личных границах. А ведь именно их стабильность позволяет личности развиваться и реализовываться. Наши границы обеспечивают безопасность тому, что лежит в основе нашей самоидентификации.

Психологические границы разделяют «я» и «других» по различным сферам. Рассмотрим несколько примеров того, как различаются установки созависимых и независимых людей.









«Внутренний ребенок» без проекций

Как же выйти из пут созависимости? Берри и Дженей Уайнхолды предлагают проанализировать свое положение и пересмотреть свои взгляды на многие вещи, которые кажутся нам очевидными. Для начала можно пройти тест — выявить признаки незавершенных в детстве процессов по шкале созависимости.

Уайнхолды представляют так называемый эволюционный подход к проблеме.

«Болезненные и вызывающие тревогу события можно рассматривать как кризисы развития, а не как эмоциональные расстройства или психические заболевания. Вот ключевые принципы, которые помогут понять причины созависимости:

  • развитие человека — это непрерывный процесс, начиная от момента зачатия и до самой смерти. Этот процесс последовательный: одна стадия помогает сформировать следующую;
  • любая задача развития, с которой не удалось справиться в соответствующем возрасте, становится „дополнительным багажом“ позже. Если много задач так и не решились в необходимой последовательности, развитие человека перегружается и нарушается;
  • незавершенные стадии развития будут стремиться к завершению при каждой возможности. Любая ситуация, которая напомнит вам какое-то прошлое событие на незавершенной стадии развития, выдвинет этот незавершенный процесс на первый план. Люди говорят, что они переполнены старыми чувствами или памятью о прошлом. Они чувствуют, что „резиновой лентой“ привязаны к первоначальному эмоциональному опыту, когда впервые пытались завершить эту стадию…»

11 советов о том, как избавиться от созависимости

Как же справиться с проблемами из-за процессов, не завершенных в детстве? Вот что советуют Берри и Дженей Уайнхолды.

1. Постарайтесь понять причину проблемы. «В литературе есть путаница о действительных причинах созависимости. Одни авторы утверждают, что это результат генетической предрасположенности, другие — что созависимость берет начало из контактов с алкоголиками или алкогольной семьей. Считается, что созависимость обусловлена эволюционно, это усвоенное дисфункциональное поведение. Но также это системная проблема, связанная с воспитанием в дисфункциональной семье и в дисфункциональном обществе».

2. Распутайте созависимые отношения. «Как только вы поймете, что причиной вашей созависимости стали особенности незавершенных отношений, вы увидите эти же особенности в ваших теперешних отношениях. Чтобы завершить процесс вашего психологического рождения, нужно прежде всего осознать, что вы всё время были созависимы с кем-то».

3. Откажитесь от проекций. «Когда вы пытаетесь стать обособленным, считая других неправыми или плохими, вы развиваете стиль жизни, который базируется на проекциях. Вы можете искажать действительность так, чтобы она соответствовала вашей потребности всегда быть правым и оправдывать свое поведение, считая неправыми других… Проекции — строительные блоки в стене отрицания. Они будут медленно падать, пока значительная часть этой стены не разрушится и не обнажится, наконец, правда о том, кто есть вы и кем являются другие».

Источник

4. Избавьтесь от ненависти к себе. «Если вы не сепарировались от своей матери или семьи, но пытались обособиться, считая их неправильными или плохими, вы, вероятно, начнете думать, что сами несостоятельны. Вы можете попытаться встать на путь отрицания или подавления этих негативных чувств, но они, скорее всего, будут управлять вашей жизнью. Необходимо раскрыть, осознать и изменить эти отрицательные представления о себе, ведь они основаны на неправильном восприятии и иллюзиях. Когда вы поймете, что эти проекции и есть источник вашей низкой самооценки, вы сможете исправить их».

5. Не манипулируйте. «Вы, скорее всего, будете прибегать к силовым играм и манипулированию, чтобы получить то, чего хотите. „Драматический треугольник“ — это обычный способ манипулировать другими. Как только вы найдете более эффективные способы вступать в сотрудничество с людьми, потребность в манипулировании и управлении другими пойдет на убыль».

6. Научитесь просить. «Самый простой способ получить желаемое — прямо и вежливо попросить об этом… Обычно люди не просят напрямую, а манипулируют».

7. Снова научитесь чувствовать. «Дети, выросшие в дисфункциональных семьях, очень рано начинают скрывать свои чувства и мысли о том, что происходит у них дома. Наиболее часто они скрывают гнев, хотя люди, находящиеся в созависимых отношениях, пребывают в состоянии гнева большую часть времени. Гнев должен быть каким-то образом „оправдан“, прежде чем его можно будет выразить. Кто-то должен быть виновным или стать козлом отпущения за все несчастья в семье. Часто в этой роли оказываются дети. Став взрослыми, вы должны восстановить чувства, которые скрывали, — так вы поможете себе заново пережить свое детство и излечиться от созависимости».

8. Исцелите «внутреннего ребенка». «Если вы выросли в дисфункциональной семье, вас научили сосредоточиваться на том, что делают другие, а не на том, что делаете вы. Вас заставили превратить свое „я“ в ложное, чтобы угодить другим, и спрятать вашего „внутреннего ребенка“. Этот ребенок страдал от ран, которые наносила ему предполагаемая забота от любящих вас людей. Они могли смеяться над вами, проявлять неуважение, не выслушивать, наказывать физически или не обращать внимания на ваши важнейшие потребности. Чтобы не показывать причиненную вам боль, вы были вынуждены скрывать часть своего „я“ от всего мира. Всё это время вы прятали эту часть „я“ и от себя самого. Чтобы выздороветь, нужно восстановить личностную целостность и исцелить вашего „внутреннего ребенка“».

9. Определите психологические границы. «У каждого есть его собственная психологическая территория. Она состоит из ваших мыслей, чувств, поведения и тела. У большинства людей из дисфункциональных семей эта территория так часто нарушалась в детстве, что, став взрослыми, они не осознают, как это происходило. Большинство созависимых мало знают о своих личностных границах и почти не умеют определять и защищать их».

10. Научитесь близости. «Созависимые и боятся, и желают близости. Они часто опасаются, что близкие люди будут управлять ими, подчинять и подавлять. Когда же созависимость разрушается, у человека возникает потребность установить связи с другим человеком. Людям часто нужно родительское участие — терапевт или старший по возрасту человек, который может рассказать что-то новое, быть собеседником и воспитателем, стать необходимой опорой для создания постоянства и формирования самооценки».

11. Учитесь автономии, чтобы быть вместе. «Созависимость заменяется взаимозависимостью тогда, когда двое научились жить достаточно автономно — для того, чтобы строить совместную жизнь и стремиться поддерживать друг в друге проявление лучших качеств».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти недопустимые значения переменной в выражении
  • Как найти итальянскую фирму
  • Как найти базу на квартиры
  • Писать как курица лапой исправить
  • Как найти по телефону данные абонента