Не знаю как найти те верные слова

Тематический трафик – альтернативный подход в продвижении бизнеса

Получи нашу книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».


Подпишись на рассылку и получи книгу в подарок!

Сегодня вы узнаете, что делать, когда есть трафик на сайт, но нет продаж. Мы много раз говорили о том, что если сайт не приносит прибыль, даже если он в топе поисковиков, в нем нет практического смысла. Сегодня вы узнаете простую фишку по повышению конверсии органического трафика и научитесь выбирать верные ключевые слова для не просто продвижения сайта, а и для вывода его на новые рынки.

Хотите больше трафика на сайт? Кто же не хочет!

Причина, по которой все хотят его увеличить — мнение специалистов, что высокий трафик позволяет получить большую прибыль. Но в реальности рост дохода не будет таким же, как рост трафика. А во многих случаях роста прибыли вообще не будет.

Это случается со всеми нами. Я сам допускал разные ошибки. И сегодня поделюсь своей историей.

  • Вводная информация

  • Как выбрать верные ключевые слова

  • Не весь трафик одинаковый

  • Как найти верные регионы

  • Как для верных регионов подобрать правильные ключи

  • И все-таки, как попасть в ТОП-1

  • Последний шаг

  • Заключение

Вводная информация

Это список ключевых слов, которые дают мне больше всего трафика на сайт. С ними одна большая проблема — они дают посещаемость, но не приносят дохода. Ключевые слова типа аффилиат-маркетинг, SEO проверка — информационные, они не дают мне дохода.

Такие услуги я не предлагаю. Человек, который вводит соответствующие запросы в поиске, вероятнее всего, специалист, и сам занимается подобными вопросами. Он не станет мне ни за что платить.

Получается, что я потратил время и деньги на ранжирование ключевых слов, которые мне не приносят доход. Но на это есть причина. Есть основание, на котором я осознанно хочу вывести свой сайт в топ и получать трафик. Об этом я расскажу позже.

Как выбрать верные ключевые слова

Вероятно, у вас есть мысли о том, что подходит для вашего бизнеса. Наберите их в Ubersuggest.

Программа покажет, сколько людей ищут это ключевое слово в определенном регионе, сложность запроса с точки зрения SEO и платной выдачи. Кроме того, вы увидите подробный список вариантов введенного запроса.

Вам нужны те ключи, у которых высокая платная сложность — paid difficulty. Это значит, что слово настолько ценно, что маркетологи соперничают за показ в платной выдаче. Второй параметр — сложность SEO — должен быть максимально низким.

Когда ключ соответствует этим условиям, его легко использовать для вывода страницы в топ. Добавочная ценность — мнение людей. Если его находят достаточно ценным, чтобы использовать в контекстной рекламе, это значит, что запрос приводит на сайт максимально горячую аудиторию.

Не весь трафик одинаковый

Вы знаете, что трафик на мой сайт высокий. Но, как я говорил ранее, не все пользователи одинаковые. Посмотрите на скриншот посещаемости сайта за неделю:

Большая часть трафика из США. Так как я популярен по всему миру, то есть заходы из других стран — Бразилии, Индии. даже Японии.

А вы знаете, какой сегмент аудитории дает больше всего прибыли? Это Штаты. Очевидно. А знаете, какой регион идет за ними? Если считаете, что Бразилия или Индия, то ошибаетесь.

Трафик из Великобритании дает мне больше выручки, чем трафик из Бразилии и Индии вместе взятый.

Как найти верные регионы

При исследовании ключевых слов думайте о регионах. Это — главная причина, по которой я интегрировал анализ региональности в Ubersuggest.

Мало думать только о тех ключах, у которых низкая сложность для SEO и высокая для платного поиска. Думайте и о том, где именно ваша основная клиентская база.

Теперь вы знаете, что SEO — еще более конкурентная среда, чем вы думали. Так что, если вы планируете расширять зону влияние на другие регионы, думайте об этом заранее. Быстро ничего не происходит.

Один их моих секретов успеха, из-за которых я справился с выбором правильных терминов, — я сосредоточился на регионах, которые пока не готовы для работы со мной и моей компанией, но через 5 лет это станет для них актуальным.

Звучит безумно, возможно, но вам нужны долгосрочные цели и перспективы для роста и масштабирования.

Вот мой главный совет: думайте о тех странах или регионах, которые показывают высокие темпы роста, но пока не имеют достаточной инфраструктуры для работы с вами. Такие регионы — среда с пока еще низкой конкуренцией. Надо брать, пока горячо.

Как для верных регионов подобрать правильные ключи

Провести исследование ключевых слов в новых странах — непростая задачка. Мало просто собрать семантику и посмотреть, что популярно.

Например, в США ключ «SEO» более прибыльный, чем «диджитал маркетинг». А вот в Бразилии все с точностью наоборот. Другими словами, культуры разные.

Итак, вначале используйте Similar Web, чтобы найти ближайших конкурентов в регионе. Вот список сайтов для neilpatel.com:

Возьмите URL конкурентов и внесите в Ubersuggest:

Посмотрите на отчет по топовым страницам. В нем собраны популярные страницы конкурентов, которые привлекают больше всего трафика. Отчет позволяет разбивать страницы по странам.

Также вы увидите популярные страницы и ключи, которые привлекают трафик в конкретной стране.

Аналогичное для ключевых слов:

Скомбинируйте эти два отчета и получите список из топовых поисковых запросов для ранжирования. Он подойдет не только для местного продвижения, но и для расширения аудитории сайта, для масштабирования.

И все-таки, как попасть в ТОП-1

Список ключей у вас есть. Самое время создавать контент и начать оптимизировать сайт. Но это вы и так уже знаете.

В блоге на эту тему просто куча постов, например:

  • Как увеличить органический трафик в 14 раз — практический кейс, как за 8 месяцев оптимизатор добился роста органического трафика самыми простыми методами.
  • Новая SEO-стратегия от Б. Дина — в стратегии учтены все рекомендации, которые работают, за 3 месяца помогла нарастить трафик на 20%.
  • On-Page SEO гайд: полное руководство по оптимизации страниц сайта и контента на них.
  • Линкбилдинг, для которого не нужен убер-контент: советы и наработки о том, как ничего не писать, но получать хорошие обратные ссылки на сайт.
  • 9 стратегий линкбилдинга: еще одна подборка методов, как можно получить ссылку без регистрации и смс.

Последний шаг

Помните, я говорил о ключах, которые не дают мне продаж, но я все равно вывожу их в топ?

Когда вы нашли фразы, которые принесут вам доход, расширят ваше влияние на рынке, приходит пора завоевывать разум аудитории. Для успешной SEO-кампании привлекать аудиторию надо до того, как она превращается в клиентов. Так ваш бренд будет расти вместе со всеми сегментами ЦА.

Кроме того, часть пользователей, которая хочет заниматься маркетингом самостоятельно и приходит на мой сайт по информационному запросу, подумает: «Как сложно. Наверное, проще кого-нибудь нанять».

Другая часть аудитории прочитает информацию, применит на своем сайта и получит восхитительные результаты. Когда их коллеги будут спрашивать про успех, они вспомнят и мои советы, и мой бесплатный инструмент.

Другими словами, когда вы проводите исследование ключей, думайте о всех потенциальных терминах вашей отрасли, если хотите доминировать в выдаче.

Заключение

Поймите. Для SEO нужны время и деньги.

Рассматривайте это как инвестиции, например, в контекстную рекламу.

И если настроились на долгую работу — делайте все правильно с самого начала. Выбирайте правильные ключи. Потратьте время на изучение ключей, конкурентный анализ. Будет очень обидно, если вы потратите год на продвижение, займете верхние строчки выдачи, но поймете, что топ вовсе не влияет на ваши продажи и доход.

Если вам посчастливилось получить дополнительную прибыль, не поленитесь инвестировать ее в продвижение, в расширение и выход на новые рынки.

Вашей компании больше не обязательно работать в одном городе, в одном регионе, в одной стране. Перед вами открыт мир.

На сайте компании SEMANTICA вы можете заказать настройку контекстной рекламы. Оставьте заявку, и мы вам перезвоним в ближайшее время.

1200-630 kопировать

Порой очень сложно в какой-то ситуации или беседе, быстро и точно подобрать подходящие слова или грамотно и красиво выразить важную мысль. На помощь могут прийти высказывания или мысли классиков, философов или видных ученых и деятелей. Тем более, с развитием современных технологий, получить нужную цитату не так сложно, как было раньше.
Некоторые безусловно могут возразить, что пользоваться чужими высказываниями неправильно. Но это утверждение не верно в корне. Даже Пушкин, Гюго, Бальзак, Бунин и многие другие великие умы прошлого, имели у себя блокноты с записанными там выражениями, чтобы можно было вовремя найти верные слова на каждый день или ситуацию.

1

Верные слова могут приободрить человека, придать сил и уверенности, могут подарить надежду и сделать счастливым. Уже достаточно много сказано о силе слова. Если, например, взять такое высказывание: Чтобы превратить мечту в свою реальность – нужно войти в мечту и стать ею. А если более развернуто продолжить, то на самом деле нужно жить ею и делать все для достижения своей мечты.

2

* * * * *

3

* * * * *

4

* * * * *

5

* * * * *

6

* * * * *

7

* * * * *

8

Мы уверены, что правильно подобранные верные слова на каждый день, способны сотворить и дать намного больше для достижения поставленных целей, выстраивании отношений, воспитании, работе, взаимоотношений в обществе, а еще могут сделать ситуации смешными и веселыми, но несущие не менее глубокую мысль.

Источник

Похожие статьи

Проверочное слово – что это такое, как правильно его подобрать и к каким словам проверочные слова подбирать нельзя

Это слово, которое помогает проверить сомнительную букву: пло(т/д) – плоТы.

8 664

Что такое проверочное слово

Проверочное слово – это такое слово, которое помогает проверить сомнительную букву. Например, вот пишете вы слово «мол…ко» и не знаете, какую букву надо писать после «л». То ли «о», то ли «а». Чтобы не ошибиться, надо подобрать проверочное слово: молОчный. Теперь сомнительная гласная под ударением и вы не сомневаетесь в ее написании.

Другой пример. Слово «ду(б/п)» – вы не знаете, то ли надо писать «б», то ли «п». Как не ошибиться? Надо подобрать проверочное слово: дубЫ. Теперь «б» слышится отчетливо и вы не сделаете ошибку.

Давайте узнаем, как правильно подбирать проверочные слова и в каких случаях проверочных слов просто не существует.

Как подбирать проверочное слово

Надо сначала понять, что вызывает сомнения – гласная или согласная.

Для гласных

Если сомнение вызывает гласная, то она, скорее всего, безударная. Как в слове «в…сна». Гласный после «в» безударный, и вы в нем сомневаетесь – то ли «е» надо писать, то ли «и».

В таком случае надо подобрать однокоренное слово, чтобы гласный был под ударением. Например, «вёсны». Теперь уже на гласный после «в» падает ударение и вы точно знаете, что писать надо «е», а не «и».

Обратите внимание

Слово должно быть обязательно однокоренным. Нельзя существительное «водитель» проверять существительным «воды», потому что «водитель» – это тот, кто «вОдит». Он с водой вообще никак не связан.

Для согласных

Согласные вызывают у нас сомнения в двух случаях:

  1. Когда они в конце слова.
  2. Когда после них глухие согласные.

Например, в слове «раб» согласный «б» сомнительный. Вы не знаете наверняка, то ли «б» надо писать, то ли «п».

То же самое в слове «здра(в)ствуйте». После «в» идет глухая согласная, даже две глухих согласных. И мы этот «в» вообще не произносим. Мы говорим [здраствуйти].

Чтобы проверить согласную, надо так изменить слово, чтобы после этой согласной была гласная или звонкая согласная. Или однокоренное слово подобрать с теми же условиями.

Существительное «раб» мы проверим формой множественного числа – «рабы». Как видите, после «б» стоит гласная «ы». И мы очень четко слышим, что там именно «б». Мы не говорим [рапы].

А для проверки междометия «здравствуйте» мы подберем однокоренное слово «здравие». Говорить человеку «здравствуйте» – значит желать ему «здравия», «здоровья». Вот мы и «услышали» сомнительный согласный «в».

Звонкие согласные могут нам помочь не хуже, чем гласные. Например, для проверки слова «лес» сгодятся не только «леса», но и «лесник», «лесничий». Сонорный «н» является звонким, поэтому согласная перед ним слышится очень четко. Мы ведь не говорим «лезник», верно?

Для каких гласных не существует проверочных слов

В статье про безударные гласные я уже писал, что если на гласную не падает ударение, то она относится к одной из трех групп:

  1. Проверяемая. Можно подобрать проверочное слово.
  2. Непроверяемая. Нет проверочного слова. Надо смотреть в словарь.
  3. Чередующаяся. Проверочное слово подбирать нельзя. Надо смотреть на условия чередования.

Давайте еще раз эти три типа проанализируем.

С первым типом все понятно. У нас безударная гласная, мы подобрали однокоренное проверочное слово, чтобы на гласный падало ударение. И все счастливы.

Теперь непроверяемые гласные. У них проверочных слов нет. Вот просто нет в языке. И как бы вы ни искали, не найдете. Например, никогда вы не проверите слово «собака». Вот этот «о» после «с» проверить невозможно. Нет слова, в котором на «о» падало бы ударение.

Непроверяемые гласные в словах надо запоминать. А чтобы их запомнить, надо смотреть в словарь. Орфографический.

Сложнее всего с чередующимися гласными. Например, вот перед вами слово «зат…рать». Вы думаете, что гласная проверяемая. Подбираете проверочное слово – «затЁртый» и пишете с «е» – «затерать». Ошибка.

Тер/тир – корень с чередованием. В нем пишется «и», если после корня есть «а». Если нет «а» – пишется «е». Вот и получается: затирать, но затереть, затёртый, затёр.

Корни с чередованием надо запомнить. К счастью, они очень похожи друг на друга, смотрите: бер-бир, пер-пир, мер-мир, дер-дир, тер-тир, гор-гар, зор-зар. Особнячком стоят только лож-лаг, рост-раст, блест-блист.

Проверять чередующиеся гласные нельзя. Если будете проверять их с помощью проверочных слов – однозначно допустите ошибку.

Для каких частей слов можно подобрать проверочные слова

Обычно проверочные слова подбираются только для тех гласных и согласных, которые находятся в корне. Если у вас сомнительная буква не в корне – скорее всего, ее надо будет проверять каким-то другим способом.

Ну например, нельзя подобрать проверочное слово для прилагательного «пр…брежный». Надо запомнить, что в приставках пре/при пишется «и», если слово имеет значение приближения, присоединения, близости, неполного действия. А «е» пишется, если можно заменить на «пере» или на «очень».

Поэтому «прибрежный» пишется с «и» (он в «близости» к морю), а, скажем, «преогромный» – с «е», потому что можно заменить на «очень огромный».

Не подбираются проверочные слова для суффиксов. Например, с какой буквой надо писать слово «ключ…к» – с «е» или «и» в суффиксе «ч…к»? С «и», потому что при изменении слова она не выпадает: ключику, ключика, о ключике. А вот в слове «человечек» мы напишем «е», потому что она выпадает: человечка, человечку.

Ну а про окончания вообще говорить нечего. Там у каждой части речи свои тонкости. Например, в прилагательном «осенн…м (лесу)» мы напишем «е», если в вопросе будет «е» или «о». «В лесу (каком?) осеннем».

Как графически оформлять проверочное слово

Во-первых вы должны запомнить, что при графическом объяснении сомнительных букв, надо отвечать на три вопроса: Что? Где? Почему?

Ответить на вопрос «что?» – значит указать на сомнительную букву. Например, в слове «вода» я сомневаюсь в букве «о» – подчеркиваю ее одной чертой.

«Где?» – значит в какой части слова, то есть в какой морфеме. В слове «вода» сомнительная буква находится в корне «вод» – рисую над корнем дугу.

«Почему?» – это как раз указание на проверку. Если мы подобрали проверочное слово, то ответом на вопрос «почему» как раз и будет это слово, написанное в скобках.

В этом слове надо показать, что мы проверили ту самую морфему – то есть тоже выделить корень. А проверенную букву подчеркнуть уже двумя чертами, а не одной, потому что мы в ней теперь не сомневаемся. Получается вот так:

Пример

Значок ударения тоже советую ставить. Ударение как раз показывает, почему в одном случае мы сомневаемся в гласной, а в другом пишем ее уверенно.

Если вы объясняете согласную, то оформление будет немного другим. Например, вот как тут:

Пример проверки

Двумя черточками подчеркивается гласная, которая проверяет согласную.

Вот мое видео про орфограмму – я там тоже привожу примеры объяснения слов. Посмотрите обязательно, видео небольшое.

Как научиться быстро находить проверочные слова

Надо постоянно практиковаться. И делать домашние задания без решебников. Например, вот пишете вы упражнение по русскому, увидели там слово с пропущенной буквой – надо не сразу гуглить, каким словом его проверить, или из решебника списывать. Надо напрячь мозг и подумать, какие могут быть проверочные слова. Если вы с пятого по одиннадцатый класс будете эту работу делать – проверочные слова сможете находить очень быстро.

Дам несколько советов, которые могут облегчить поиск:

  1. Сразу поставьте слово во множественное число. Или из множественного числа поставьте в единственное. Почему-то дети в школе не сразу додумываются это сделать. А таким способом можно очень многие слова проверить: в…сна – вёсны, в…да – воды, ст…лы – стол, д…ма – дом, г…рода – город.
  2. Подберите однокоренные слова других частей речи: вых…дить – ход, закр…пить – скрепка.
  3. Если первые два способа не подошли – «повспоминайте» все формы слова. Для существительных это все падежи, от именительного до предложного, для глаголов – формы совершенного и несовершенного вида, причастия и деепричастия.

Можно ли научиться писать грамотно без проверочных слов

Нет. Есть, конечно, люди с очень хорошим языковым чутьем. И они часто «автоматически» пишут правильные буквы и даже знаки препинания расставляют верно. Спросишь их: «А почему здесь вот такая буква?» Они говорят: «Не знаю». Но пишут правильно.

Однако русский язык чудовищно коварен и сложен. И я вам советую не полагаться на интуицию, а стараться подбирать проверочные слова, чтобы убеждаться в правильности написания той или иной буквы.

К тому же одно проверочное слово – это ключ к написанию сразу нескольких слов. Вот вспомнили вы про слово «ход» – теперь сможете грамотно писать и «выходить» и «входить», и «переходить», и «находить».

И еще момент. Если вы вот никак не можете найти проверочное слово – не торопитесь писать «словарное» или «запомнить». Откройте интернет и прямо так и напишите: «проверочное к …». В интернете сейчас полно сайтов с проверочными словами – вы там найдете весь необходимый материал.

С какими проблемами вы можете столкнуться в школе

Пишете вы упражнение по русскому. Там слово «р…бота». Вы что делаете? Вы пишете его с «а» и рядом в скобочках добавляете проверочное слово «раб». Ведь работа – это удел рабов, верно?

А учитель вам ставит ошибку. Ну, может, и не ошибку, но подчеркивает это объяснение как неправильное.

Почему?

Потому что в современном русском языке «работа» – это не удел рабов. Рабов вообще нет. Обычные свободные люди типа нас с вами работают. Бизнесмены работают. Творческие люди типа поэтов и художников тоже работают.

Что произошло? Связь между словами «работа» и «раб» разорвалась. И проверять первое слово вторым нельзя. «Работа» теперь – словарное слово, его проверить вообще невозможно.

Другой пример. Слово «б…гатый». Вы в нем пишете букву «о» и проверяете словом «бог». Тоже вроде правильно, но учитель ставит ошибку.

Здесь проблема примерно та же, что и с рабами. Давным-давно было в нашем языке слово «бог». Оно обозначало человека, который кому-то что-то отдает. От «бога» образовалось прилагательное «богатый». Богатый – это тот, кому «бог» (вот этот самый человек) многое дал.

А потом переводчики стали делать переводы церковных книг. И они не знали, как перевести нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. И взяли для перевода два слова: «господь» (господин) и «бог» (отдающий что-либо, податель благ). И перевели.

Прошли столетия. И первое значение у слова «бог» исчезло. Сейчас кого ни спроси «Кто такой бог?» – все подумают о боге в религиозном смысле. Про человека, который кому-то что-то отдает, никто вообще не вспомнит. Связь между «богатым» и «богом» разорвалась. И нельзя вот это прилагательное проверять вот этим существительным.

Как быть? В школе надо писать, что эти слова словарные. Но при письме надо все же помнить и про раба, и про бога. Чтобы не ошибиться.

Что еще читать

Посмотрите статью с курсами по русскому. В самом начале этой статьи, еще до описания платных учебных программ, я даю ссылки на хорошие бесплатные тренажеры по русскому и на электронные пособия. Думаю, они вам очень пригодятся.

Советую вам также несколько других статей, ранее опубликованных у нас на сайте:

  1. Что такое орфография. В этой статье я объясняю, как правильно изучать орфографию, как систематизировать в голове все орфографические правила и не растерять их со временем.
  2. Как расширить словарный запас. Возможно, у вас возникают сложности с подбором однокоренных слов как раз потому, что у вас в целом узкий словарный запас. Расширить его не так уж и трудно.
  3. Корни Мер/Мир, Лож/Лаг – эти две статьи помогут вам понять, как работать с корнями, в которых есть чередующиеся гласные.
  4. Как научиться писать грамотно – общие рекомендации и практические упражнения. Прочитайте обязательно.

Дерзайте.

Заключение

Наш разговор о проверочных словах подошел к концу. Понятно ли вам теперь, как правильно находить проверочные слова, как их графические оформлять? Запомнили ли вы, что к чередующимся гласным проверочное слово находить категорически запрещено?

Если остались вопросы – обязательно их пишите в комментариях, отвечу.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Порой очень сложно в какой-то ситуации или беседе, быстро и точно подобрать подходящие слова или грамотно и красиво выразить важную мысль. На помощь могут прийти высказывания или мысли классиков, философов или видных ученых и деятелей. Тем более, с развитием современных технологий, получить нужную цитату не так сложно, как было раньше.
Некоторые безусловно могут возразить, что пользоваться чужими высказываниями неправильно. Но это утверждение не верно в корне. Даже Пушкин, Гюго, Бальзак, Бунин и многие другие великие умы прошлого, имели у себя блокноты с записанными там выражениями, чтобы можно было вовремя найти верные слова на каждый день или ситуацию.

Верные слова могут приободрить человека, придать сил и уверенности, могут подарить надежду и сделать счастливым. Уже достаточно много сказано о силе слова. Если, например, взять такое высказывание: Чтобы превратить мечту в свою реальность – нужно войти в мечту и стать ею. А если более развернуто продолжить, то на самом деле нужно жить ею и делать все для достижения своей мечты.







Мы уверены, что правильно подобранные верные слова на каждый день, способны сотворить и дать намного больше для достижения поставленных целей, выстраивании отношений, воспитании, работе, взаимоотношений в обществе, а еще могут сделать ситуации смешными и веселыми, но несущие не менее глубокую мысль.

Они умеют находить верные слова

Режиссер документального кино, школьный учитель и хирург-эндокринолог рассказали нам о своих отношениях с правдой и о том, какую роль она ежедневно играет в их профессии.

В работе каждого из них слово – инструмент очень важный. Врач сообщает пациенту о тяжелой болезни; учитель налаживает контакт с учениками, сохраняя дистанцию; режиссер своими фильмами помогает нам понять нашу жизнь… Они умеют общаться бережно и честно, но при этом оставаться самими собой. Есть ли предел для их правды?

ИНОГДА УМЕНИЕ ДОНЕСТИ СВОЮ ПРАВДУ БЕРЕЖНО И ОТКРЫТО, НЕ ПРЯЧАСЬ ЗА СЛОВАМИ И НЕ ИЗМЕНЯЯ СЕБЕ, – ЧАСТЬ ПРОФЕССИИ.

Этот вопрос очень важен для них. «Я не скрываю своих убеждений и политических взглядов, но урок есть урок, – считает Алексей Кузнецов, учитель истории и обществознания. – Если ученик поинтересуется моей позицией после урока и я знаю, что мой ответ будет правильно понят и не пойдет ему во вред – ему, а не мне, это важно, – я отвечу». Сообщая пациентам тяжелый диагноз, Ирина Котова, хирург-эндокринолог, во время разговора больше говорит не о болезни, а о том, какие есть возможности ее победить. В документальных фильмах, обнажающих реальность нашего времени, режиссер Елена Погребижская не показывает шокирующие кадры из этических соображений. Ее цель – помочь своим героям. «Благодаря моим фильмам кто-то прожил немного дольше, кому-то нашли лекарство, кому-то деньги… А фильм о жизни детей-сирот в обычном интернате вызвал большой переполох, и в правительстве обещали изменить законодательство о сиротах». Важнейшая связь между людьми выстраивается именно через слова. Она хрупка, потому что соткана из эмоций, страха, недоверия. Поэтому приходится идти на компромиссы, что-то оставлять за кадром…

«Зачастую вопрос заключается не в том, сказать правду или нет, а в том, как ее сказать, – комментирует экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Марк Твен писал, что правду надо говорить так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце. Говорить нужно не торопясь, не формально, уважая того, кто стоит перед тобой». И имея достаточно уверенности в себе, чтобы отваживаться на смелые, болезненные или шокирующе-откровенные слова.

«Я говорю то, что думаю и во что верю»

Елена Погребижская, режиссер*

«Документальный фильм – это не фиксирование реальности. Это, во-первых, художественное произведение, а во-вторых – исключительно авторское. То есть все же условная действительность. А значит, и условная правда. Если я как автор выстраиваю в фильме свои координаты – где добро, а где зло, – это вовсе не означает, что все будут считать так же, как я. Особенно те, кто, с моей точки зрения, находятся на стороне зла. В фильмах я не показываю все, что было снято. Из этических соображений – как в репортажах о войне не показывают убитых крупным планом… Кроме того, не все, что я вижу как профессионал, может выдержать зритель. Думаю, есть люди, которые вообще не готовы увидеть правду. Но зрителя я не берегу – жизнь вообще не сахар. И есть ли смысл от нее беречься?

Наверное, я вхожу в маленький процент людей, которые в своей жизни врали минимально. До меня еще в детстве дошло, что не врать выгодно, потому что создает репутацию. И потом – я просто не умею. Если и вру, то так явно, что тут же потеряюсь, если мне задать хоть один наводящий вопрос. Так что получается, у меня нет выбора. Чужое мнение мне меньше интересно, чем мое, и главный авторитет для меня – тоже я. Поэтому я говорю, что думаю, и делаю то, во что верю. Хотя за свои фильмы получаю немало критики – однажды даже вывесила в ЖЖ целую подборку недовольных писем-откликов. Чтобы они перестали меня задевать…»

* Ее фильмы «Продавец крови» (2008), «Доктор Лиза» (2009) стали лауреатами премии ТЭФИ; лента «Мама, я убью тебя» вышла на экраны в 2013 году.

«Ученикам врать недопустимо»

Алексей Кузнецов, учитель истории

«Правда важна в принципиальных случаях. А в быту я всегда стараюсь ориентироваться на обстоятельства и на людей, с которыми общаюсь. И совершенно спокойно могу соврать – будем считать это формой вежливости. Предположим, мне предлагают поговорить, а я считаю, что этот разговор не нужен, и буду стараться его избегать – говорить, к примеру, что сегодня не могу, хотя и мог бы… Но врать ученикам – совершенно недопустимо. Есть большой риск утратить их доверие. Мне, например, нельзя заниматься пропагандой борьбы с курением: я курю, и они об этом знают. С другой стороны, я могу о чем-то умолчать или похвалить ученика, хотя понимаю, что ничего особенного он не сделал. И это не будет враньем. Это попытка добавить человеку уверенности в себе. Когда я завышаю оценку – а такое случается, – чтобы оценить старания, а не знания, я найду возможность объяснить ученику, что получилось плохо и над чем надо поработать. Если же я узнаю, что ребенок собирается сдавать историю в вуз, а знаний ему явно не хватает, я сообщу ему об этом, заранее приготовив для него альтернативу: «Удивился, когда узнал, что ты хочешь поступать на истфак, я был уверен, что твоя стихия математика». Такие разговоры можно вести только один на один, дружелюбно – кому-то положить руку на плечо, с кем-то сесть рядом… И все-таки учителю не так часто приходится придумывать, как сказать неудобную правду. У меня всегда есть возможность отказаться что-то обсуждать, и дети обычно прекрасно понимают почему».

«Важно дать место надежде»

Ирина Котова, хирург-эндокринолог

«И в сотый раз говорить пациенту о том, что у него рак, не легче, чем в первый. Ведь для большинства людей этот диагноз звучит как приговор. Но сейчас стало легче – появились эффективные методы лечения. Поэтому когда я сообщаю диагноз, то говорю не только о болезни, но и о перспективах. Еще перед операцией рассказываю, какие есть варианты, если все окажется не очень хорошо. А получив результаты исследований, каждый раз прокручиваю в голове: как сообщить диагноз именно этому человеку? Неприятные известия люди воспринимают по-разному: одни способны к любой информации относиться спокойно, другие переживают, даже если нет особого повода, а третьи ничего не слышат и не понимают, потому что полностью закрыты от негативной информации. С такими людьми больше всего хлопот: мне всегда непросто даже один раз сообщить о том, что найдены раковые клетки, а каково сказать это десять раз подряд, только в разных вариантах? И все равно человек может не поверить и не понять, насколько это серьезно. И тогда приходится использовать последний вариант – говорить прямо, что называется, в лоб. Но не пугать, а настаивать на том, что нужно очень серьезно заняться своим здоровьем. Важно при этом давать надежду, иначе у человека будет шок и он может не захотеть лечиться. Впрочем, не могу сказать, что люди впадают в панику, узнав о диагнозе. Некоторым, наоборот, становится легче. А есть те, кто вообще не приезжает за результатами. Недавно я прооперировала женщину и знаю, что, если она не примет меры, через полгода ей будет совсем плохо. Что делать: искать ее, чтобы сообщить, или не тревожить, если таков ее выбор? Вот в чем вопрос…»

Источник фотографий:Igor Sporynin, Тимур Артамонов, Елена Короткова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека которому продал машину
  • Как найти радиус зная длину полукруга
  • Если пирог не пропекся в середине как исправить
  • Как найти все свои фотографии в контакте
  • Как найти в мире майнкрафт блок