Недолюбленный в детстве мужчина как исправить

«Долюбленный» ребенок учится любить себя, «недолюбленный» – не любить. Долюбленный прочувствовал, как это – быть принятым, защищенным, поддержанным. Недолюбленный – как быть отверженным, игнорируемым. На психологическом языке «долюбленность» называется «безопасная привязанность»: когда у ребенка есть непоколебимая уверенность в своей важности и ценности для родителей.

Можно ли восполнить дефицит любви, недополученной в детстве?

На днях задали вопрос: «Можно ли восполнить дефицит любви, недополученной в детстве?». Есть разные мнения психологов, в зависимости от терапевтической школы:

  • Нельзя, если в детстве не было велосипеда, он там не появится;
  • Можно, никогда не поздно иметь счастливое детство, все у нас в голове;
  • Можно частично.

Давайте разбираться. Разложим «долюбленность» и «недолюбленность» на действия по отношению к ребенку.

Недолюбили в дестве — что делать?

«Долюбили» – это когда:

  • Любили и принимали безусловно;
  • Уделяли внимание;
  • Принимали во всех чувствах: злым, раздраженным, плачущим;
  • Помогали проживать сложные чувства и периоды;
  • Были на стороне ребенка;
  • Интересовались мыслями и внутренним миром ребенка;
  • Помогали познавать себя и мир;
  • Считали привлекательным внешне и напоминали об этом;
  • Обнимали, говорили ласковые слова;
  • Родители любили себя, относились к себе с уважением, учили примером;
  • И пр.

В этом описании может читаться, что родители должны быть идеальными. Вовсе нет. Родители могут срываться, иногда кричать, не обнимать, злиться и раздражаться. Вопрос в процентном соотношении: это стиль жизни или нечастые вкрапления.

«Недолюбили» – это когда:

  • Любили условно, за поступки и действия. Получил пять – хороший ребенок, получил два – плохой. Мусор вынесла – умница дочка. Не вынесла – несносный ребенок;
  • Уделяли внимание отрывочно: «Говори быстрее, что хочешь, мы заняты». И так регулярно, без капли включенного внимания;
  • Подавляли чувства: «Не плачь!», «Что ты ноешь?», «Не расстраивайся!» и прочие «не чувствуй»;
  • Не могли прожить свой стыд по поводу ребенка и становились на сторону учителей и других людей во время критики;
  • Не интересовались мыслями и внутренним миром ребенка;
  • Навязывали мнение;
  • Расшатывали психику противоречивыми посланиями, за одни и те же действия то ругали, то поощряли;
  • Считали внешне непривлекательным и напоминали об этом;
  • Не обнимали, не говорили слова любви;
  • Применяли физическое или психологическое насилие,
  • И пр.

«Долюбленный» ребенок учится любить себя, «недолюбленный» – не любить. Долюбленный прочувствовал, как это – быть принятым, защищенным, поддержанным. Недолюбленный – как быть отверженным, игнорируемым.

На психологическом языке «долюбленность» называется «безопасная привязанность»: когда у ребенка есть непоколебимая уверенность в своей важности и ценности для родителей.

Можно ли восполнить дефицит любви, недополученной в детстве?

Как формировать безопасную привязанность

(Подход работает не только с детьми).

1. Любить безусловно и быть на стороне ребенка.

Типичная ситуация – учитель жалуется родителям, обсуждает не поступки, а личность. Не «получил двойку», а «тупой», не «случайно задел товарища», а «агрессивный драчун», не «забыл сменку», а «растяпа». Родитель в порыве стыда присоединяется к учителю. Мол, да, он у нас балбес, и вообще: туповат, плоховат, можно сказать – никчемный, вы уж простите его, плохиша такого. И тогда ребенок воспринимает предательство и публичное обесценивание как норму. Что с ним так можно. Ведь родитель не защитил, а нормализовал ситуацию унижения.

Позже, лет через двадцать, «Твой отчет сыроват» от коллеги услышится как «Ну ты и тупой». Долюбленный спросит, как исправить, а недолюбленный услышит оскорбление. Долюбленный знает, что ошибаться нормально, с ним все в порядке. Недолюбленный связывает оценку действий с посягательством на личность, а фразу «сырой отчет» воспринимает как нападение.

Послушайте диалоги незнакомцев в очереди, в транспорте – да где угодно. Они разворачиваются по схеме «нападение – защита». В нашей культуре у людей наблюдается запредельная концентрация недолюбленности и ощущения себя плохими. Безобидная фраза вызывает шквал агрессии. Это бунтуют недолюбленные девочки и мальчики, которых в детстве не защитили и не сказали: «Марьванна, да что вы такое говорите, у нас прекрасный талантливый ребенок. Да, получил двойку, но это не делает его плохим. Все ошибаются, идеальных нет. Давайте вместе подумаем, как исправить». Тот стыд прорывается в сегодня и требует защищаться даже там, где не нападают.

2. Давать ребенку достаточное количество любви.

Ребенок каждой клеточкой должен ощущать, что он желанный, ему рады, он любим. Что он есть. Он – отдельный, а не продолжение родительских ожиданий.

Сравните два поздравления:

«С днем рождения! Будь хорошей девочкой, слушай маму и папу, получай хорошие оценки и не балуйся. Желаем хорошо закончить учебный год, и тогда мы купим тебе айфон». Или: «Ты наша любимая дочь, мы счастливы быть твоими родителями. Что бы ни случилось, знай – мы у тебя есть. Мы всегда будем на твоей стороне. Перед тобой открыты сотни дорог; пробуй, выбирай, а мы всегда будем рядом и поддержим. Мы любим тебя». Чувствуете разницу? Первое – о родительских ожиданиях, в нем нет ни слова о любви. Второе – о дочери и ее потребностях. Конечно, это очень сложно – заглянуть ребенку в душу, увидеть самое хорошее и рассказать об этом, поддержать.

Для этого нужно уметь поддерживать себя.

3. Видеть в ребенке личность, признавать уникальность.

Принимать увлечения и разделять радость от увлечений. Не: «Какой из тебя гитарист, что ты там бренькаешь», а: «Надо же, какое интересное увлечение, сыграешь для меня?». Не ставить ультиматумы плана «Мы – медицинская династия, не бывать тебе дизайнером». Тысячи, сотни тысяч дипломов заброшены со дня получения. Диплом – для родителей, а после начинаются поиски себя. Любовь – это помочь ребенку найти себя, его склонности и таланты, а не сбить поисковые настройки.

Важно понимать и принимать тип темперамента. Один схватывает на лету, другому нужно больше времени на глубокие раздумья; у кого-то развит слуховой канал восприятия, у кого-то визуальный; кто-то стремительный, кто-то медлительный. Это не делает ребенка плохим или хорошим. Это врожденное. Если ребенок медлительный, вы не сделаете из него гениального спринтера. Сделаете посредственного, попутно сломав то, в чем он действительно мог бы преуспеть.

4. Понятная система поощрений и наказаний.

Недавно, по соседству в кафе, сидела дама с собачкой. Собака непрерывно скулила, выпрашивая еду. Дама то ругала, то давала лакомство. Пес не знал, что последует за выпрашиванием: крик или поощрение. Он скулил, прижимал уши, но просил. В его собачьей картине мира нет понимания: «нельзя – значит нельзя». С детьми так же, и тогда у ребенка формируется хаос в мыслях и в жизни.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest! 

Чтобы долюбить, стоит принимать ребенка, формировать доверие к миру, поддерживать, давать четкое понимание: «мы на твоей стороне». Помогать распознавать склонности и таланты, понимать темперамент и тип личности. Подбирать кружки и секции под ребенка, а не под свои амбиции. Знать возрастные нормы. Поддерживать творческие поиски и бережно, очень аккуратно направлять. Грамотно использовать поощрения и наказания, четко формировать причинно-следственные связи. Речь о жизненной стратегии. Ситуативные вкрапления «неидеальности» в виде криков и гнева могут быть даже у «идеальных» родителей.

Долюбленный ребенок перенимает способ обращения с собой и, со временем, сам относится к себе с любовью и бережно. Образно говоря, каждый ребенок рождается с пустой емкостью внутри, которая по мере взросления заполняется родительской любовью, и позже станет несущей опорой личности и частью самооценки. Если емкость не заполнили, то вместо веры в себя – неверие. Нет внутренней опоры. Человек не знает, какой он, но полагает, что плохой. Любовь к себе становится шаткой и зависимой от чужих слов и поступков. Похвалили – ура, меня любят, я ценный; показали недовольство – я ничтожество, жалкий, гадкий. И тогда формируется зависимость от похвалы и чужого мнения.

Недолюбленные девочки попадают в плохие истории. Сосуд любви пустой и требует наполнения любовью, но они не умеют отличать любовь от использования. У недолюбленных нет понимания «со мной так нельзя». Их затягивает водоворот насилия и медленного самоуничтожения. Осуждение окружающих еще глубже затягивает и лишает попыток выбраться. Они действительно винят себя и не видят способов спастись. В их картине мира нет таких способов.

Недолюбленные мальчики ищут сильных и авторитетных. На эту роль идеально подходят лидеры нехороших компаний. В такой компании недолюбленный мальчик чувствует себя сопричастным чему-то большому и важному, чувствует себя значимым. Жажда любви столь велика, что не важно, кто эту «любовь» демонстрирует. Даже если это компания по мучению котят, чувство сопричастности и единства становится важнее моральных принципов. Такой мальчик не в силах отличить любовь от использования. С девочками так же, с поправкой на тип социализации.

Конечно, это крайние точки. Человек с наполовину пустой емкостью просто чувствует себя неважным и незначимым. Идет работать на первую подвернувшуюся работу. Вступает в первые попавшиеся отношения, терпит плохое отношение. Даже больше – он не умеет отличать хорошие отношения от плохих и не понимает, что терпит.

Если емкость заполнена чуть больше, человеку свойственны метания. С одной стороны, он, будучи в отношениях, чувствует себя одиноко. С другой – не знает, что с этим делать: оставаться в текущих отношениях или строить другие – глубокие, с близостью и принятием. Переживает, что такие не найдет. Текущие отношения становятся тягостными. Вроде и нормальные, вроде такие, как у всех, но радость не приносят или приносят временную. Жизнь не ощущается в полную силу.

Можно ли «долюбить» себя самостоятельно? Сложный вопрос. Невозможно узнать вкус шоколада, если не попробуешь. Так и с принятием – сложно объяснить, что это, если в опыте не было.

Принятие можно «попробовать на вкус» не только с родителями, но и с другими – долюбленными, которые умеют принимать. Сложность в том, что долюбленным с недолюбленными тяжело и непонятно, они вряд ли пересекутся. А если и пересекутся, то долюбленный быстро устанет. Недолюбленный проявляется через манипуляции, требования доказать любовь, истерики, контроль, сарказм, попытки стыдить. Это его способы получения любви и подтверждения своей значимости. Но долюбленный себя понимает и умеет говорить спокойно. Ему не понятно, зачем общаться через манипуляцию. А недолюбленному сложно разговаривать спокойно, сквозь травму это почти невозможно.

Можно ли восполнить дефицит любви, недополученной в детстве?

Научиться совладать с травмой недолюбленности поможет психолог. Грамотные психологи обладают специальными инструментами: безоценочным принятием, умением создать принимающую атмосферу и дать направленное внимание. Без советов, рекомендаций и желания «починить».

Примерные этапы работы с психологом:

1. Оценить степень недолюбленности.

2. Признать, что недолюбили, прожить всю гамму чувств по этому поводу: отгоревать, прожить обиду, возмущение, злость, ненависть. Принять и прожить тот факт, что детство не повернуть вспять.

3. Позволить себе чувствовать. В детстве это, скорее всего, пресекали или не придавали значения чувствам, любили только «отличником». Научиться принимать себя в разных чувствах и состояниях.

4. Осознать и принять свою «хорошесть» и право быть. Просто быть, не заслуживая любовь. Наслаждаться собой, принять свое тело, его возможности, познакомиться с собой заново.

5. Двигаться дальше, осознать и принять ответственность за свою жизнь. Признать, что теперь не чужая оценка влияет на восприятие вашей хорошести, а только вы сами.

6. Проработать страхи и сопротивления в связи с новым пониманием.

7. Изучить свои психологические границы, научиться себя поддерживать.

8. Наметить план новой жизни, в которой вы сами для себя важны, значимы и ценны.

9. Начать воплощать.

На это могут уйти месяцы и годы. Побочный эффект – вы перестанете втягиваться в деструктивные и токсичные отношения. Познакомитесь с собой. Раскроете свои таланты, найдете занятие по душе. Перестанете пользоваться манипуляциями и требовать любовь. Отношения станут близкими, теплыми и принимающими.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

Без помощи психолога многие застревают на пункте два. Это болезненный момент: признать, что родительская любовь не получена. Кто-то, осознав свою недолюбленность, может прийти к мысли, что родители виноваты во всем. В этом месте есть риск перенести ответственность на «виноватых»; зацепиться за эту идею, лелеять ее, искать причины всех своих бед и жить, как раньше, ничего не меняя. Вы имеете право на злость, ненависть. Имеете право не прощать. Очень важно пройти через это осознанно. Не просто провалиться в ненависть или чувство вины, а выплыть и принять новое решение о полноценной и здоровой жизни. Конечно, себя безумно жалко, но важно, чтобы вы управляли жалостью, а не она вами. Именно для этого нужен психолог: направить жалость и ненависть в нужное русло, при этом принять осознанное решение менять ситуацию.

Стартовый капитал в виде безусловной любви – это бесценно. Но многих ли вы знаете с таким капиталом? Только недавно появилась информация, как «правильно» любить детей. Большинство из нас ранены нелюбовью, но додать себе любовь, наполнить сосуд любви – в наших руках.

Если возможности работы с психологом нет, то следующие шаги по самостоятельной работе лучше, чем ничего:

1. Познакомиться со своей эмоциональной сферой. Эмоции – это доступ к своим состояниям, они же – возможность управлять собой.

2. Тренировать осознанность и освоить практику внимательности, об этом много рассказывает Виктор Ширяев.

3. Вести дневник чувств и событий. Расчертить на две графы: слева – события, справа – чувства, которые вызвали эти события. Отмечать в дневнике все состояния, регулярно перечитывать. Замечать ситуации, в которых вы требовали любовь или сдавали свои позиции. Так вы ближе познакомитесь с собой.

4. Научиться слышать себя и других.

Работа предстоит непростая. Но результаты того стоят.опубликовано econet.ru

Автор Юлия Сыпачевская

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Грубые ошибки, допущенные родителями в воспитании ребенка, способны испортить всю его дальнейшую жизнь. У взрослых, которых недолюбили в детстве, могут не складываться отношения не только с партнером по браку и собственными детьми, но и с коллегами. Кроме того, их могут постоянно преследовать болезни и неудачи.

Какие же последствия преследуют недолюбленных детей во взрослой жизни? Можно ли распознать такого человека и как ему помочь?

Психологи назвали 10 ключевых признаков недолюбленного в детстве ребенка.

  1. Базовое недоверие к людям.
    Крики, скандалы и частая смена обстановки крайне негативно влияют на развитие чувства доверия. Если у ребенка не было стабильного и благоприятного эмоционального окружения (в первую очередь, в родительской семье), то, скорее всего, ему будет очень сложно научиться доверять людям. А это, в свою очередь, гарантирует трудности в личной жизни.

  2. Сложные любовные отношения.
    Взрослый, который в детстве страдал от недостатка любви, будет и в своей личной жизни стремиться к тому, что ему привычно: к токсичным людям и зависимым отношениям. Многие недолюбленные дети, повзрослев, «заболевают» несчастной любовью. Женщина может изначально выбирать для себя слишком сложный объект (например, женатого человека) и мучиться с ним всю жизнь. Мужчины же склонны менять половых партнерш: таким образом они раз за разом пытаются убедиться в том, что достойны любви.

  3. Неумение управлять эмоциями.
    По мере взросления дети учатся интерпретировать чужие эмоции и выражать собственные чувства через слова и жесты. Недолюбленный ребенок может так и не научиться контролировать страх и понимать свои негативные эмоции. Следовательно, он так и не обретет стойкость к эмоциональному давлению.

  4. Страх совершить ошибку.
    У детей, которых воспитывают равнодушные родители, часто возникают серьезные проблемы с осознанием чувства собственного достоинства. Обычно это проявляется в виде нерешительности и сильного страха совершить ошибку.

  5. Вечные дети.
    Те, кого недолюбили в детстве, как правило, не собираются взрослеть. Они словно решают остаться детьми на всю жизнь: полагают, что все вокруг им что-то должны, ужасно себя ведут, капризничают, страдают от зависимостей, отказываются работать, не заводят семью и т. п.

  6. Склонность к депрессии и повышенная тревожность.
    Недолюбленные в детстве люди часто имеют проблемы с психическим здоровьем. Чаще всего эмоциональная холодность родителей аукается их повзрослевшим детям депрессивными состояниями и хронической тревожностью.

  7. Обостренная ранимость.
    Людей, которые не получили достаточно любви и внимания от близких, постоянно преследует страх быть отвергнутым. Как и неуверенность в себе, эта фобия указывает на то, что в детстве человек чувствовал себя нелюбимым и ненужным.

  8. Низкая самооценка.
    Бывший «недолюбленный ребенок» нерешителен и панически боится сделать важный выбор. Часто такие люди готовы выполнять тяжелую работу за копейки, поскольку уверены, что не достойны большего.

  9. Жизнь вдали от «родового гнезда».
    Поскольку контакты с родителями болезненны для недолюбленных в детстве взрослых, они стремятся избегать общения с ближайшими родственниками. Обычно такие люди стараются уехать жить в другой город или хотя бы снять квартиру при первой возможности.

  10. Проблемы с собственными детьми.
    Есть большая доля вероятности, что «недолюбленная» мать (или отец) будет равнодушно относиться к своему ребенку, копируя манеру поведения родителей. Но возможен и противоположный вариант, когда сына или дочь начинают чрезмерно баловать. Естественно, что такие перекосы в воспитании быстро приводят к большим проблемам.

Самой природой задумано, что для личностного роста и правильного развития любому ребенку необходима родительская любовь. Но все дети разные. Ощущая острую нехватку тепла и ласки со стороны родителей, одни будут молча страдать, а другие начинают доставлять неприятности плохим поведением, пытаясь привлечь к себе хотя бы негативное внимание.

К сожалению, многие нерешенные проблемы недолюбленные дети забирают во взрослую жизнь. Поэтому если вы заметили у себя вышеперечисленные признаки, то лучше обратитесь за помощью к специалисту, чтобы узнать, как исправить комплекс. И, конечно же, постарайтесь дать своему ребенку как можно больше любви и внимания!

А вам хватало в детстве родительской любви? Как складываются ваши отношения сейчас?

Материал взят с сайта:  eto-interesno.com .

Здравствуйте, Марина! Вы начинаете стирать границы. Вам нужно не пытаться понять его, тем самым додумывая его поведение, его чувства и его поступки, а важно разрешить себе увидеть то, какой это мужчина, как он строит отношения,с чем вы сталкиваетесь в отношениях с ним, что происходит, как Вы реагируете и как Вы воспринимаете. Вам не нужно пытаться быть ему «психологом», тем самым Вы рискуете видеть то, чего нет, объяснять себе его поведение через призму того, как Вы себе это объясняете, но при этом сами будете принимать то, что есть, упуская, что мужчина проявляет агрессию, своё недоверие и будете принимать такое отношение к себе, оправдывая его для себя, чтобы продолжать быть в отношениях.
Не пытайтесь его «считать», а переключите внимание на себя, что Вы испытываете в отношениях с ним. Оставьте ему ответственность за его отношения с родителями, за его чувства, за его реагирование. Не пытайтесь оправдывать его для себя.
Вы сами на пути дисфункциональных отношений и зависимых, стоит разобраться в том, как в строите отношения и что Вы принимаете по отношению к себе с его стороны и почему, Вам важно самой научиться проводить границы, проявлять уважение к себе и заботу!

Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!

Родители, какими бы они ни были, всегда стараются дать максимум своим детям. Некоторые делают акцент на каких-то материальных ценностях: элитных школах, дорогих игрушках, гаджетах, курортах. Но самое главное, что нужно детям — это любовь, внимание, забота, ласка и понимание. К сожалению, не все родители могут в полной мере дать все это ребенку, поэтому стараются восполнить эмоциональный дефицит материальными вещами. Некоторые же и вовсе никак не стараются дать своим детям любви, потому что просто считают, что им всего хватает. Наши родители — тоже чьи-то дети, у них тоже есть свои детские травмы, которые они неосознанно переносят в свою взрослую жизнь и копируют поведение своих мам и пап. В итоге получается замкнутый круг из недолюбленных детей из поколения в поколение. Можно ли как-то разорвать порочный круг недолюбленности? Да, если всерьез заняться саморазвитием, обратиться за помощью к психологу и изменить свое восприятие.

Проблема в том, что наше детство и отношения с родителями влияют на все отношения во взрослом возрасте: профессиональные, дружеские, семейные, романтические. Субъективно может показаться, что ребенку дают все возможное, но даже если малыша окружают любовью и вниманием, у него все равно могут быть какие-то проблемы, из-за которых он будет чувствовать себя недолюбленным, ему всегда будет чего-то не хватать. Психологически здоровых людей практически не существует. Даже у самых идеальных родителей могут быть дети с психологическими травмами. Не стоит стремиться быть идеальным родителем, нужно просто изучать особенности психологии детей и стараться давать все то, что необходимо именно вашему ребенку на каждом этапе взросления.

Первым этапом к изменению жизни является принятие проблемы. В этот период у взрослого недолюбленного человека могут возникнуть много деструктивных эмоций: стыд (как я могу быть недолюбленным, мои родители самые лучшие), злость (на себя и на семью), раздражение, агрессия и т.п. Важно научиться принимать все эти чувства и проговаривать значимым людям в правильной форме, без осуждения и требований.

Причины появления синдрома недолюбленности

1. Неумение родителей правильно выражать свою любовь. Особенно на детей влияют отношения с матерью. Взаимодействие с отцом тоже важно, но более второстепенно. Именно с мамой младенец познает мир, наполняется доверием и безопасностью. Если мама плохо знакома с особенностями детской психологии, то может неосознанно недодать той базовой любви, которая необходима младенцу. Затем в период дошкольного и школьного возраста ребенок учится взаимодействовать со всеми членами семьи и строит модель восприятия мира. Некоторые родители в этот период времени уделяют недостаточно внимания детям. Например, вместо того, чтобы почитать книжку, поиграть с ребенком, они включают мультфильмы и идут заниматься своими делами. Детям не так важны материальные ценности в детстве, им необходимо внимание, ласка и тепло родителей. Нужно как можно больше времени проводить с малышом, интересоваться его делами, мыслями и настроением. Так можно лучше научиться понимать потребности ребенка.

2. Все дети разные. Кто-то более тревожный и чувствительный, такому требуется больше любви и внимания, другой — более спокойный, и ему нужно меньше заботы и больше личного пространства. Нужно уметь понимать особенности каждого ребенка и давать любовь в той степени, которая необходима именно ему. Каждый родитель учится чувствовать свое чадо и взаимодействовать с ним так, как ему необходимо.

3. Детей в одной семье любят по-разному. Все родители говорят, что любят всех своих детей одинаково, но это стереотип. Всех детей любят по-разному, потому что они разные люди. Хорошо, если в семье всем детям любви достается примерно равное количество. Но так бывает не всегда. Иногда с появлением младших детей на старшего обращают меньше внимания, перекладывают ответственность. Тогда у старшего может образоваться дефицит внимания, а следовательно и недолюбленность, которая перенесется на взрослую жизнь.

4. Неготовность людей становиться родителями. К сожалению, такое тоже часто бывает. Если случилась незапланированная беременность, молодые люди могут быть не готовы к родительству. Они не знают, как взаимодействовать с ребенком, все их внимание направлено на себя. В таком случае дети страдают, они чувствуют себя нежеланными и нелюбимыми. Важно подходить к беременности со всей ответственностью. Лучше начинать готовиться заранее, как физически, так и морально. Маленький ребенок — это непростое испытание для пары. А если они еще и не готовы к появлению младенца, то может возникнуть множество проблем.

Признаки недолюбленности у взрослого

• проблемы с доверием. Человек везде ищет какой-то подвох, ему сложно открыться людям, он подсознательно ждет негатив, даже если для него нет причин. Это проблема взрослого человека, потому что ему становится сложно строить любые близкие отношения;
• низкая самооценка. Она влияет на все сферы жизни. Человек может держаться за отношения без будущего, находиться на работе, которая не приносит удовольствия, выполнять тяжелые задачи за копейки. Ему бывает сложно сделать выбор самостоятельно. Например, он может поступить на ту специальность, которую ему выбрали родители, а не на ту, куда хотелось самому. Человек подсознательно будет искать доминанта, который сможет сделать выбор за него;
• видит мир в негативном свете. Таким людям часто во всем не везет из-за собственного неправильного выбора, но им сложно это осознать. Они начинают винить всех вокруг в своих бедах, чувствуют себя неудачниками. Весь мир воспринимается через призму негатива, человеку сложно переключить свое сознание и начать замечать положительные вещи;
• в отношениях зачастую выбирает изначально проигрышный вариант. Например, девушка может выбирать женатого мужчину, страдать, находясь в таких отношениях, но не иметь сил уйти. Недолюбленный в детстве человек подсознательно будет искать заведомо сложные отношения, потому что просто не знает, как быть в той близости, где полностью принимают и любят безусловно;
• частая смена партнеров. Так человек будет пытаться восполнить дефицит любви. Проблема в том, что смена партнера не изменит ситуацию. Нужно менять собственное мировоззрение, а не людей вокруг. Если вы поменяете что-то в себе, ваше окружение тоже автоматически изменится;
• нестабильное эмоциональное состояние. У недолюбленных людей большая пропасть между внутренним взрослым и ребенком. Взрослый может быть очень умным, спокойным и рассудительным, но эмоциональная часть всегда будет мешать жить, потому что она травмирована. Эмоции сложно контролировать. Такой человек может стараться подавлять негативные переживания, чем сделает еще хуже: они могут трансформироваться в психосоматические болезни. Чтобы избежать этого, лучше обратиться за помощью к специалисту, который поможет прожить детские травмы и наладить баланс между всеми частями личности;
• недолюбленный человек во взрослом возрасте не всегда может налаживать доверительный контакт с родителями. Он часто уезжает в другой город или страну, отношения на расстоянии даются легче. Слишком близкий контакт с родителями может быть воспринят болезненно. Такому человеку сложно долгое время находиться с отцом или матерью в одном пространстве;
• людям сложно окончательно эмоционально сепарироваться от родителей. Отделение от них — это нормальный этап взросления, который должен происходить. К сожалению, не всегда он проходит так, как нужно. Если сепарация не прошла успешно, то взрослые люди будут считать, что родители всю жизнь им чем-то обязаны, что-то недодали, ограничили;
• постоянный душевный дискомфорт. Ощущение несчастья не покидает недолюбленных людей. Как бы все ни было идеально в жизни, это не дает ощущения счастья. Преследуют вечные душевные страдания. Они могут временно проходить, но снова возвращаться.

Недолюбленный человек легко узнает себя по вышеперечисленным признакам. Их можно принять и попытаться изменить себя, а можно всю жизнь прожить в страданиях, обвиняя родителей. Выбор каждый делает сам.

Как восполнить недополученную любовь

Существуют разные семьи. Кто-то из родителей готов идти навстречу взрослым детям, налаживать контакт и работать над собой. Другие же не способны это сделать. У психологов существует утверждение, что долюбить никогда не поздно. Это так, если родители готовы адекватно воспринимать критику и идти на контакт. Однако полностью детская травма вряд ли исчезнет, потому что вы уже не маленький ребенок, а взрослая личность. Можно смириться с неидеальным детством и выбрать счастливое будущее, а можно застрять в собственной злости и обидах на долгое время. Работа над собой — это всегда непросто. Парадокс психотерапии заключается в том, что меняясь сами, вы меняете людей вокруг. Постепенно вы начинаете замечать, что мама становится более мягкой, нежели в детстве, а отец готов к откровенным разговорам, хотя до этого был всегда закрытым и мрачным. Просто у вас меняется модель восприятия мира и взаимодействие с окружающими. Можно частично получить любовь, которой не хватило в детстве. Даже если родители не готовы сближаться, то вы сами уже взрослый человек, и никто вам не может запретить обратить внимание на свои потребности и вести диалог с внутренним ребенком.

Синдром недолюбленности

Содержание

  • Определение понятия
  • К чему приводит
  • Как проявляется
  • Влияние на ситуацию
  • Заключение

Практически все психологические проблемы берут свое начало из детства. Синдром недолюбленного ребенка провоцирует появление проблем в общении, неуверенности в себе, развития комплекса неполноценности и многих других проблем. Холодность со стороны родителей – главная причина, которая делает человека несчастным.

Грустная девочка

Нехватка родительской любви в детстве приводит к осложнениям в зрелом возрасте

Определение понятия

Во взрослой жизни недолюбленные дети сами становятся родителями, которые также не знают, как обеспечить своим детям нужный уровень поддержки. Получается замкнутый круг. Малыш начинает ощущать, любят его или нет, еще находясь в утробе. После рождения малыш получает стресс, потеряв физический контакт с матерью. Эту потерю может компенсировать тактильный контакт и прикладывание к груди.

Положение взрослого человека в обществе полностью зависит от того, насколько ребенок уверен в любви родителей. Объясняется такое утверждение очень просто. В возрасте до 5 лет авторитетом и опорой являются родители. Малыш верит всему, что они ему говорят. Мама с папой у малыша ассоциируются со всем миром, он видит мир их глазами. Их отношение к ребенку дает или отбирает механизмы самосохранения. Если механизм нарушается, во взрослой жизни человек будет вынужден искать себе партнера, похожего на одного из родителей, чтобы восполнить недостающий пробел.


К чему приводит

Недолюбленность отражается на самооценке. Малыш воспринимает себя только через призму видения родителей. По мере взросления, когда у детей уже появляется способность к логическому мышлению, поведение родителей способствует появлению в мозгу утверждений, которые звучат так: «если меня не любят собственные родители, больше никто никогда не будет любить». Со временем этот стереотип укрепляется в подсознании и заставляет чувствовать себя неполноценным, избегать общения с детьми. Не получая сигналов от мира, что он кому-то нужен, индивид начинает подсознательно стремиться к смерти.

Индивид вместо концентрации на красках жизни старается всеми силами побороть поселившиеся в его душе страхи, переживания и комплексы. Такой человек всю жизнь старается доказать миру, в том числе и себе, свою важность, не веря в нее ни на грамм.

Нередко, недополучив ласки, дети стараются привлечь внимание взрослых неблагоприятными поступками. Естественно, за такими поступками приходит наказание, а потом сожаление родителей, проявление которой ребенок наблюдает в ласке. Наказание после ласки провоцирует у ребенка появление в мозговых центрах ощущения удовольствия от негатива, поэтому он вырабатывает определенную линию поведения. Подчас такое поведение приводит к наркомании или алкогольной зависимости, ребенок привык, что его посрамят за неблаговидный поступок, а потом пожалеют и будут опекать, следя, чтобы он не сделал этого вновь. Помимо конфликтов психологических, возникают еще и физические.

При нехватке тактильных прикосновений ребенок начинает негативно воспринимать свое тело. В подростковом возрасте это начинает проявляться через такие фобии, как боязнь зеркал и фотокамер.

Порой ребенок перестает полностью заботиться о состоянии своего тела, думая, что оно все равно у всех вызывает отвращение. Недолюбленные подростки, предъявляющие к себе завышенные запросы, считают, что их тело – сплошное скопление недостатков, поэтому срочно нужно исправить форму носа, бровей, менять цвет и длину волос. Таких примеров мы можем видеть множество среди звезд мирового шоу-бизнеса. Неуверенность в себе и погоня за эталоном красоты способствуют появлению на сцене все большего количества звезд, похожих на куклу Барби и Кена.


Как проявляется

Недолюбленный ребенок, повзрослев, будет видеть себя неполноценной личностью, поэтому поведение закомплексованных людей заметно сразу. Ниже рассмотрим 7 признаков, выдающих во взрослых людях детей, которых недолюбили в детстве.

  1. Отсутствие доверия. Недолюбленность оставляет тяжелый осадок после себя, поэтому, став взрослым, такой человек никогда не будет доверять окружающим его людям, даже своей второй половине и детям. Индивиду с детства было привито понимание, что рассчитывать можно только на себя.
  2. Моральная бедность. Последствия недолюбленности у взрослого проявляются в виде моральной бедности. Все, чем интересуется человек, являет собой материальные ценности, выгоду. Таким людям сложно найти общий язык с другими людьми, особенно если это тема, не касающаяся работы и денежных операций.
  3. Неуверенность в себе. Одним из признаков недолюбленных детей является заниженная самооценка. Это комплекс мужчины или женщины, который может привести за собой целую череду нервных расстройств. Это неумение общаться, неправильное восприятие самого себя, как полноценной личности. В попытках заслужить любовь и внимание, как в детстве, и терпя неудачи, человек замыкается в себе. У него появляется страх не оправдать надежды окружающих, синдром гиперопеки. Проявление может никак не демонстрироваться, но внутренние терзания будут с индивидом всегда, держа его нервы в постоянном напряжении.
  4. Отношения с себе подобными. Человеческой сущности характерно тянуться к тому, кто ей близок по духу. Недолюбленный в детстве мужчина, так же как женщина, будет искать для себя половинку, сходную по характеру с ним. Отношения между людьми базируются на частичном взаимопонимании, но о чувстве любви, которое приносит эйфорию от отношений, речь не идет. В таких парах рождаются такие же недолюбленные дети, потому что родители понятия не имеют о другой линии поведения, не навязанной им с детства.
  5. Ненадежность. Такой комплекс у мужчины очень часто характеризует его личность не с самой лучшей стороны. Он ненадежен, что совершенно не делает его идеальной парой для женщины и отдаляет от людей. Такие мужчины редко обращают внимание на потребности окружающих, не выполняют своих обещаний и могут бросить свою вторую половину беременной, что тоже может послужить появлению на свет еще одного недолюбленного ребенка, если мать вовремя не сумеет дать малышу необходимое количество заботы.
  6. Депрессивность. Женщины, недолюбленные в детстве, часто подвергаются серьезным депрессивным расстройствам. Хронический недостаток серотонина и дофамина провоцирует появление такого состояния. Психологи не помогут исправить ситуацию, пока не будет проведен курс замещающей терапии. Такое проявление может наблюдаться и у мужчин, но намного реже.
  7. Гиперчувствительность. Повышенная чувствительность — характерная черта многих людей с нервными расстройствами. Недолюбленные малыши с возрастом начинают позиционировать свои внутренние переживания в полный абсолют. Все, что происходит, для них является нервным потрясением. Жизнь в постоянном стрессе приводит к появлению новых психических и соматических расстройств.

Недоверие

Недолюбленный человек проявляет недоверие ко всем окружающим

Влияние на ситуацию

У женщины или мужчины синдром недолюбленного не является неизлечимым заболеванием, хотя и требует психокоррекции. Недолюбленные дети в сознательном возрасте должны осознать глубину душевной травмы и принять реальность, как должное. Ваше счастье в ваших руках, постарайтесь вспомнить хоть один счастливый момент из жизни, свои ощущения и перенести это на свою семью.

Одной из проблем является влияние воспитания и среды. Во многих религиозных и общественных течениях людей шантажируют посредством семьи, намекая человеку, что он неполноценен, если у него нет второй половинки и детей в определенном возрасте. Наедине с собой следует решить, с какой целью заводился ребенок:

  • незапланированная беременность, а сделать аборт было жаль;
  • чтобы продолжить род;
  • чтобы семья была полноценной;
  • потому что хотели чего-то большего от отношений;
  • чтобы удержать вторую половинку;
  • чтобы излечиться от недуга (для женщин);
  • поняли, что готовы к воспитанию детей.

Подумайте, чего вы хотите для своего ребенка и от него самого. Попробуйте разобраться в своих требованиях, что нужно вам и ему. Прислушайтесь к своему чаду. Детские капризы, непослушание, агрессия – все это могут быть первые симптомы недостатка внимания с вашей стороны.

С другой стороны, любой синдром и комплекс являются результатом неправильного восприятия себя и поведения окружающих. Если все СМИ сейчас начнут вещать: «Наши дети недолюбленные!», то все дети впадут в дикую панику, что они никому не нужны.

Важно понимать, как объяснить ребенку: то, что вы даете ему – есть ваша забота, опека и самая большая любовь. Ни один психолог не может сказать, как правильно вести себя со своим ребенком. Для проявления чувств нельзя создать определенного алгоритма, расписания «обнимашек», поцелуев, разговоров по душам.

Не стоит забывать, что гиперопека также не станет плюсом в дальнейшей жизни ребенка, поэтому следует во всем знать меру. Гармония в отношениях и взаимопонимание – это залог благополучия для вашего ребенка. К нему следует относиться, как к равному себе, а не думать постоянно, что он не сможет осознать информацию, которую вы собираетесь до него донести.


Заключение

На сегодняшний день остро стоит проблема развития все большего количества расстройств психики у молодежи. Синдром недолюбленности считают причиной появления большинства фобических расстройств. Нужно понимать, что этот синдром быстро поддается коррекции. При появлении признаков заболевания необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Загрузка…

Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой — Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио

Использованные научные статьи:

  1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ (Опачанов)
  2. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
  3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ЭТНИЧЕСКИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА (Батарчук)

Использованная литература:

  1. Хьелл, Л. Теории личности. (Основные положения исследования и применения) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  2. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 270 с.
  3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. –2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
  4. Дыгун, М. А. Общая психология в схемах, понятиях, персоналиях / М. А. Дыгун. – 4-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 72 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти камни в рафте
  • Как найти левую страницу на одноклассниках
  • Как правильно составить претензия к некачественно выполненным работам
  • Как найти футболку в роблоксе
  • Как найти деньги во владивостоке