Недостаток внимания у детей как исправить

Дата публикации 1 августа 2018Обновлено 26 апреля 2021

Определение болезни. Причины заболевания

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте.

Проявление синдрома дефицита внимания

 

При данном расстройстве нарушается функционирование центральной нервной системы (преимущественно в области ретикулярной формации головного мозга), которое приводит к трудностям с концентрацией и поддержанием внимания, нарушениям памяти и способности к обучению, а также сложностям в обработке информации.[1][3]

Ретикулярная формация головного мозга

 

Актуальность проблемы связана с высокой частотой этого синдрома в педиатрии (2,2-18 %).

СДВГ у взрослых

Синдром дефицита внимания встречается как у детей, так и у взрослых.[4] Если СДВГ не выявлен в детском возрасте, то заболевание может переходить во взрослую стадию. Признаки СДВГ взрослых людей:

  • частая забывчивость;
  • плохая ориентация в продолжительности времени, частые опоздания;
  • постоянный беспорядок на рабочем месте;
  • неорганизованность в делах, много начатых, но незавершённых дел.[3]

Причины СДВГ

Основным этиологическим фактором синдрома дефицита внимания и гиперактивности является минимальная дисфункция мозга, возникшая в перинатальный период развития. Значимую роль в возникновении заболевания играют патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни. Также доказана влияние алиментарного фактора — недоедание беременной и ребёнка в раннем детстве, генетическая обусловленность.[2] С точки зрения неврологии основу СДВГ составляют мелкие, резидуальные (остаточные) повреждения мозга гипоксического генеза (в связи с нехваткой кислорода), которые классифицируются у детей как энцефалопатия.[4]

warning

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы синдрома дефицита внимания

  • гиперактивность;
  • нарушение внимания — трудно сосредоточиться и поддерживать концентрацию внимания в течение времени, характерного возрасту, не получается абстрагироваться от воздействия различных раздражителей внешней среды;
  • лёгкие неврологические нарушения — подергивание мышц лица, дрожание пальцев рук (тремор), непроизвольные сокращения мышц (гиперкинезы), нарушение координации движений и сухожильных рефлексов, изменение ассоциативных движений;
  • эмоциональная лабильность — частые смены настроения, повышенная раздражительность, тревожность, чувство страха, повышенная плаксивость, беспокойство;
  • нарушение восприятия — чаще всего поражается зрительный анализатор, дети не могут обвести контуры рисунка, нарисовать предметы, различать размеры и направления, плохо ориентируются в пространстве, не могут отличить часть от целого, неправильно читают буквы, на слух плохо различают отдельные согласные звуки, неверно воспроизводят ритм;
  • повышенная импульсивность;
  • повышенная утомляемость (психическая и физическая);
  • нарушения речи и произношения.

Вследствие дисфункции мозга у детей уже в раннем возрасте начинается вторичная невротизация.

Нарушения, сопутствующие СДВГ:

  • невротические привычки — обкусывание ногтей (онихофагия), сосание большого пальца, многочисленные стереотипные движения (кивание головой, наклоны туловища, постоянное сжимание пальцев и т. п.). Всё это свидетельствует о состоянии внутреннего напряжения;
  • нарушение сна с первых дней после рождения ребёнка. Нарушается ритма сна — сонливость днём и бодрствование ночью, в более старшем возрасте — позднее засыпание с тяжёлым подъёмом утром;
  • боязливость;
  • повышенная психическая утомляемость, которая проявляется как быстрая усталость и частые головные боли;
  • нарушение аппетита;
  • навязчивые тики — в большинстве случаев возникают на лице, но иногда на туловище и шее;
  • заикание.

Тики и заикание являются проявлением недостаточной координации и повышенной возбудимости.[1][2][3][6]

Патогенез синдрома дефицита внимания

В основе патогенеза синдрома дефицита внимания и гиперактивности лежит задержка формирования биоритмов в коре головного мозга. Основное значение придаётся нарушению морфофункциональной зрелости структур центральной нервной системы и в первую очередь лобных отделов коры.

Основные причины, приводящие к этим нарушениям — быстро развивающиеся в пренатальном онтогенезе (внутриутробном развитии) первично-органические дефекты функциональных систем ствола мозга: ретикулярной формации, подкорковых образований, структур лимбической системы, нарушение обмена катехоламинов, частичная потеря тормозных синапсов, нарушение образования функциональной специализации полушарий головного мозга.

Вследствие этого ослабевает контроль ретикулярной формации ствола мозга над таламическими неспецифическими структурами, которые играют главную роль в согласованности функционирования между различными отделами головного мозга, принимающими участие в формировании памяти и обеспечивающими сохранность интеллекта у больного СДВГ.

Связь ретикулярной формации ствола мозга с таламическими структурами

 

Повреждения в стволовых и лимбических системах при СДВГ ведут к угнетению синтеза белков нейронов, разрежению клеточных слоёв и нарушению дифференцировки нейронов. Наблюдаются нарушения обмена катехоламинов с развитием характерной гиперактивности.

Нарушение обмена катехоламинов

 

Гиперактивность выступает в роли своеобразного защитного механизма, который поддерживает определённое функциональное взаимодействие между структурами мозга, обеспечивающими его нормальное развитие.[2][3][4][7]

Классификация и стадии развития синдрома дефицита внимания

Согласно данным диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям Американской ассоциации психиатров (1994 год), выделяют три типа СДВГ:

  • СДВГ с преобладанием дефицита внимания;
  • СДВГ с преобладанием гиперактивности;
  • смешанный вариант.[2][3][4]

Осложнения синдрома дефицита внимания

  • плохая успеваемость в школе;
  • эмоциональные проблемы (низкая самооценка, тревога, депрессия);
  • социальные проблемы (отсутствие друзей);
  • риск травмы;
  • восприимчивость к злоупотреблению психоактивных веществ.

Диагностика синдрома дефицита внимания

В большинстве случаев первые клинические проявления резидуально-неврологических расстройств проявляются до 5-6 лет, а иногда уже на первом году жизни — в этот период лечение может быть особо эффективным. По данным разных авторов, СДВГ наблюдается у 8-68 % осмотренных детей. Такие показатели свидетельствуют о высокой актуальности этой темы.

Диагностические критерии DSM-5 для СДВГ

В DSM-5 выделяется три типа основных расстройств и два дополнительных («другое уточнённое» и «неуточнённое»):

  • расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
  • расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
  • расстройство дефицита внимания / гиперактивности: смешанный тип;
  • другое уточнённое расстройство дефицита внимания / гиперактивности;
  • неуточнённое расстройство дефицита внимания / гиперактивности.

Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием дефицита внимания для детей до 16 лет достаточно шести симптомов, для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти. Ребёнок или взрослый с СДВГ:

  • не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки в учёбе, работе или при других занятиях;
  • испытывает трудности с удержанием внимания на задачах или играх;
  • кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
  • не выполняет инструкции и не успевает закончить учёбу, домашние дела или рабочие обязанности из-за того, что отвлекается;
  • испытывает проблемы с распорядком дня;
  • избегает, не любит или неохотно выполняет задачи, требующие продолжительных умственных усилий (например, домашние задания в школе);
  • теряет свои вещи (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, деньги, ключи, документы, очки, мобильные телефоны);
  • легко отвлекается;
  • забывчив в повседневной деятельности;

Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием гиперактивности для детей до 16 лет достаточно шести симптомов, для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти. Ребёнок или взрослый с СДВГ:

  • ёрзает на стуле, хлопает руками или ногами;
  • покидает своё место за партой или рабочее место в ситуациях, когда это неуместно;
  • не может спокойно играть или работать;
  • активно двигается в ситуациях, когда это неуместно;
  • слишком много говорит;
  • отвечает до того, как вопрос завершен;
  • при игре или общении не может дождаться своей очереди, часто перебивает других, вмешивается в разговоры или игры.

Симптомы дефицита внимания или гиперактивности должны присутствовать регулярно не менее шести месяцев.

Также должны быть соблюдены следующие условия:

  • несколько симптомов дефицита внимания или гиперактивности наблюдались в возрасте до 12 лет;
  • несколько симптомов присутствуют в двух или более условиях (например, дома и в школе или на работе и с друзьями);
  • симптомы мешают или снижают качество учёбы или рабочей деятельности;
  • симптомы не объясняются другими психическими расстройствами (например, тревожным, диссоциативным или расстройством личности) [12].

Клиническое обследование детей с СДВГ проводится, как правило, врачом-неврологом. Осуществляется опрос родителей: выясняют особенности перинатального периода развития. Врач уточняет, когда начались первые проявления заболевания, особенности симптомов у данного ребёнка, динамику развития патологических симптомов, выясняет эмоциональный фон пациента, его отношения с окружающими, изучает проведённые лечебные мероприятия и их эффективность. При обследовании важно обращать внимание на поведение ребёнка в различной обстановке (во время беседы, при осмотре, в момент тестирования).

Подробно исследуется неврологический статус:

  • поведение ребёнка, его внешний вид;
  • оценивается состояние черепно-мозговых нервов — глазные симптомы (ширина зрачков, их реакция на свет, объём движений глазными яблоками, ширина глазных щелей), степень симметрии мимической мускулатуры, наличие или отсутствие девиации языка, фонация;
  • оценивается двигательная сфера — объём движений, мышечная сила, сухожильные рефлексы, наличие или отсутствие патологических рефлексов, гиперкинезов, координаторные пробы и чувствительность, тонкая моторика.

Далее используются объективные методы обследования (электроэнцефалография, ЭХО-ЭГ, нейросонограмма, компьютерная томография, допплерография и другие исследования по показаниям).

Как правило, в независимой экспертизе оценки состояния больного принимают участие несколько специалистов (невролог, нейрохирург, психотерапевт, нейропсихолог).

Нейропсихологическое исследование: подробно изучается анамнез для выявления психогений (острых или хронических), исследуется уровень стресса, при помощи опросника определяется степень эмоционально-социальной поддержки. С целью выявления гиперактивности у ребёнка применяются критерии по классификации DSM-IV.

В результате комплексного обследования у 90% больных СДВГ обнаруживаются какие-либо нарушения в перинатальном периоде развития.

Главные факторы, оказывающие влияние на развитие СДВГ: 

  • токсикозы при беременности у матери больного;
  • угроза прерывания беременности;
  • хронические заболевания матери;
  • резус-конфликт и конфликт по системе ABO плода и матери;
  • патологические роды;
  • родовые травмы;
  • инфекционные болезни ребёнка (грипп и другие);
  • фебрильные судороги;
  • черепно-мозговые травмы;
  • менингеальные симптомы при гипертермии;
  • наркозы в анамнезе.

Наиболее частые жалобы: избыточная возбудимость, импульсивность, раздражительность, частая смена настроения, невозможность длительного сосредоточения.

Во время осмотра у больных детей выявляются нарушения координации, дизритмия, статико-моторная неловкость, много синкинезий, повышенная двигательная возбудимость, быстрая утомляемость, капризность, нарушение поведения, трудности школьного обучения, дизграфия, дислексия.

Объективными методами обследования выявляются следующие нарушения:

  • стёртые формы гидроцефалии (водянки головного мозга), косвенные признаки внутричерепной гипертензии, врождённые пороки развития, нейроортопедическая патология;
  • нарушения мышечного тонуса;
  • вегето-сосудистая дизрегуляция, слабость вестибулярного аппарата;
  • экстрапирамидная недостаточность (снижение двигательной системы).

Как правило, неврологическая патология обнаруживается практически у 90% детей с диагнозом СДВГ.

Психологический анализ показывает большую роль психогенных факторов в формировании СДВГ у детей, к которым относится конфликтная обстановка в семье, злоупотребление родителей алкоголем. Важной причиной развития СДВГ является нарушение эмоционального контакта с родителями, одноклассниками, преподавателями.

Дифференциальная диагностика СДВГ проводится с астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и другие), заболеваниями щитовидной железы, олигофренией лёгкой степени и шизофренией. Однако при данном способе диагностики могут возникнуть затруднения в связи с возможностью сочетания СДВГ с другими заболеваниями и состояниями — психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками или навязчивыми мыслями).[2][3][4][6][9]

Лечение синдрома дефицита внимания

Наибольшего эффекта лечения удаётся достичь при сочетании разнообразных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями).

Психотерапевтические методики

Психотерапевтическое лечение заключается в системной семейной и групповой игровой психотерапии, индивидуальной патогенетической психотерапии и различных методах суггестии (прямой, косвенной, гипнотерапии).

Управление поведением. Когнитивно-поведенческая терапия способствует социализации детей с СДВГ. С помощью игровых методик детей обучают самоконтролю и целеполаганию. Поведение ребёнка часто нормализуется при контроле окружающего шума и визуальной стимуляции, новизне или индивидуальных занятиях с репетитором [11].

Медикаментозная терапия 

Медикаментозная терапия целесообразна, если немедикаментозные методы коррекции не оказали должного эффекта: возможно назначение психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропных препаратов.

Стимулирующие лекарственные препараты

Наиболее популярный во всём мире препарат для лечения детей и подростков c СДВГ — метилфенидат (известный как «Риталин») [13]. После приёма препарата увеличивается уровень дофамина и норадреналина в ЦНС. Это увеличение приводит к повышению активности в префронтальной коре и подавлению импульсивности, характерной для СДВГ [14][15]. Препарат разрешён в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Швеции и ряде других европейских стран. В России метилфенидат запрещён как психостимулятор.

Нестимулирующие препараты

При лечении СДВГ используется атомоксетин («Страттера») — селективный ингибитор обратного захвата норадреналина. Препарат эффективен, но в некоторых случаях может приводить к развитию побочных эффектов: тошноте, сонливости, раздражительности, приступам гнева, реже — токсическому поражению печени и суицидальным мыслям.

Антидепрессанты (бупропион, клонидин и гуанфацин) и другие психоактивные препараты иногда применяют в случае неэффективности стимуляторов или тяжести побочных эффектов при их приёме, но они менее эффективны и не рекомендуются как препараты первой линии [11].

БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

БОС-терапия позволяет безопасно и мягко скорректировать неврологические нарушения. Выполняя специальные задания в игровой форме, ребёнок учится регулировать свою активность и поведение.

БОС-терапия

 

Физиотерапия и массаж при СДВГ

Физическими методами реабилитации являются:

  • массаж;
  • физические упражнения;
  • упражнения в воде — рефлекторные, пассивные, активные, подводный массаж, ванны с травяными настоями и отварами);
  • кинезиотерапия;
  • физиотерапевтические процедуры — тепловые процедуры, электрофорез шейного отдела или позвоночника (чаще всего со спазмолитиками) по методике А.Ю. Ратнера;
  • общее ультрафиолетовое облучение;
  • электросон.

Реабилитация детей с СДВГ при помощи физических упражнений

 

Также многочисленными исследованиями доказан лечебный эффект акупунктуры (иглоукалывания). Китайская чжень-цзю терапия в западной медицине используется сравнительно недавно (несколько десятилетий), но уже зарекомендовала себя как действенный метод в лечении различных заболеваний, в том числе и СДВГ.

Массаж активных точек вызывает релаксацию мышц и усиливает эффективность других лечебных методов.[3][5][7]

Педагогические меры

Педагогам следует учитывать индивидуальные особенности детей со СДВГ и уделять особое внимание гиперактивному ребёнку с самого начала обучения. Важно подобрать подходящую длительность заданий и по возможности контролировать окружающий шум. В некоторых случаях могут потребоваться индивидуальные занятия с репетитором.

Советы родителям

При СДВГ необходим строгий распорядок дня, также важно оберегать ребёнка от переутомления. Родителям следует чаще хвалить ребёнка и подчёркивать его успехи, чтобы укрепить уверенность в собственных силах.

Можно ли вылечить СДВГ полностью

Вылечить СДВГ полностью невозможно. Системный подход к лечению позволит устранить ведущий синдром и предотвратить рецидив в будущем.

Прогноз. Профилактика

Прогноз болезни относительно благоприятный: у большинства детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. По мере роста ребёнка компенсируются нарушения в медиаторной системе мозга и часть симптомов регрессирует. Но в 30-70% случаев симптомы СДВГ (вспыльчивость, рассеянность, чрезмерная импульсивность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые частые и быстрые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.

При сочетании СДВГ с психическими заболеваниями, наличии психопатологии у матери, симптомах импульсивности у ребёнка прогноз заболевания становится неблагоприятным.[10]

Возможность предотвращения СДВГ не доказана, однако существуют способы помочь детям добиться наилучших результатов в борьбе с этим синдромом:

  • качественное дородовое наблюдение;
  • сбалансированная диета;
  • оптимальный объём физических нагрузок и активности;
  • соблюдение чёткого распорядка дня;
  • управление поведением ребёнка (построение положительных отношений между родителями и ребёнком).

В каждом детском коллективе есть хотя бы один ребенок, который постоянно норовит обидеть других, грубит воспитателям и учителям, терроризирует окружающих. В итоге у него нет друзей, его не привлекают обычные детские игры и занятия. Таких детей нередко называют «трудными». Родители сами не могут понять, почему их ребенок неуправляем и агрессивен. С ним и дома трудно сладить. Врачи-психологи советуют, прежде всего, обследовать такого ребенка на наличие у него синдрома дефицита внимания и гиперактивности для проведения коррекции поведения.

Что такое СДВГ

Существует категория детей, которые отличаются повышенной нервной возбудимостью, импульсивностью, непослушанием, агрессивностью по отношению к окружающим людям. Иногда даже родители сомневаются, является такое поведение особенностью характера или ребенок психически нездоров. Их сомнения небезосновательны. Действительно, так называемый синдром дефицита внимания и гиперактивности является относительно распространенным неврологическим расстройством, которое отражается на поведении ребенка.

Такое отклонение встречается примерно у 5% детей. Признаки становятся явно заметными примерно в возрасте 5-6 лет. Когда ребенок идет в школу, появляется необходимость приспосабливаться к определенным правилам, сосредотачивать внимание на малоинтересных для него занятиях. Это вызывает негативную реакцию, что отражается на поведении. Причем такие дети настолько импульсивны, что не могут контролировать свои действия, хотя отлично понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо». Их ругают учителя, избегают другие дети. Родители, как ни стараются, не могут справиться с негативными и даже опасными последствиями их поведения.

СДВГ примерно в 4 раза чаще встречается у мальчиков. Важно вовремя понять, что не так с ребенком, осознать, что его поведение – это не издержки воспитания, а болезнь. Существуют эффективные способы лечения таких пациентов и коррекции их поведения с помощью медицинских препаратов. У взрослого человека, страдающего этим синдромом, также существуют проблемы с поведением, внимательностью и общением с людьми. Однако, как правило, они не столь значительны, как в детстве, и с отклонениями в поведении зачастую можно мириться. Различают три типа СДВГ: синдром дефицита внимательности, синдром гиперактивности и смешанное заболевание.

Причины возникновения СДВГ

СДВГ возникает у детей в результате нарушения функций нервной системы и связано с нехваткой дофамина (гормона, отвечающего за психоэмоциональность человека) и норадреналина (гормона, регулирующего агрессивность). Причинами синдрома являются:

  1. Наследственность. Как правило, подобные особенности поведения имеются у кого-либо из кровных родственников ребенка.
  2. Особенности развития лобных долей головного мозга, нарушение активности нейронов определенной группы.
  3. Отклонения в развитии центральной нервной системы у плода (перинатальная энцефалопатия). Другими проявлениями такой патологии могут быть слабый мышечный тонус, неконтролируемое мочеиспускание (энурез) и опорожнение кишечника, судорожный синдром.
  4. Осложнения, возникшие во время беременности и родов у матери. К ним относятся инфекционные заболевания женщины, существование угрозы выкидыша, сильные переживания, прием медикаментов для сохранения беременности и стимуляции родов, курение, употребление алкоголя в период вынашивания плода. Преждевременные роды, обвитие плода пуповиной, гипоксия мозга, стремительные или затяжные роды, осуществление кесарева сечения повышают риск возникновения СДВГ у ребенка.
  5. Травмы и заболевания головного мозга, перенесенные детьми в младшем возрасте.
  6. Проживание беременной матери в экологически вредных условиях, употребление ею, а впоследствии и ребенком, продуктов, содержащих вредные добавки.

Примечание: Проблемы в семье (частые ссоры и скандалы, неполная семья, недостаток внимания к ребенку, чересчур строгое воспитание, физические наказания, алкоголизм родителей) являются факторами, провоцирующими возникновение синдрома гиперактивности у детей. Большой психологической травмой является для ребенка вынужденное расставание с отцом, бросившим семью.

Симптомы и признаки СДВГ

Симптомы болезни, а также степень их проявления зависят от возраста ребенка, связаны с условиями, в которых он проживает.

Признаки у грудного малыша

Первые признаки наличия у малыша СДВГ можно заметить еще в первые месяцы жизни. Грудной малыш хаотично и часто машет ручками, сгибает и разгибает ноги. Он беспокоен и капризен во время еды. Младенец плохо засыпает, мало спит, просыпается и вздрагивает от малейшего звука, его трудно успокоить, когда он плачет. Во время и после еды часто срыгивает.

Симптомы СДВГ у дошкольника

Если со временем повышенная возбудимость не исчезает, то о развитии СДВГ у малыша-дошкольника говорят следующие особенности поведения:

  1. Постоянные телодвижения (вскакивает во время еды, размахивает конечностями, крутит головой).
  2. Невозможность сосредоточить внимание и проявить терпение во время игры.
  3. Стремление ломать и разбрасывать игрушки. У ребенка нет любимой игрушки, так как он не способен привязаться ни к одной из них, не получает удовольствия от спокойных занятий.
  4. Он не любит, когда ему читают или что-то рассказывают, без конца перебивает взрослых, отвлекается, подбегая к окну, пытается делать несколько дел одновременно, ему быстро все надоедает.
  5. Поскольку мозг не контролирует его движения, он может ненароком толкнуть окружающих, что-либо сломать, причинить боль другому ребенку.

Несмотря на то что у малыша имеются способности к обучению, наблюдается отставание в его интеллектуальном развитии из-за плохой памяти, отсутствия интереса к познавательным занятиям и играм. Часто такой ребенок поздно начинает говорить, неправильно произносит слова.

Нередко проявляются и физические недуги невротического происхождения (тики, внезапные судороги, беспричинное вскрикивание, частое моргание, а также непроизвольное мочеиспускание и дефекация). У такого ребенка наблюдается повышенный расход энергии в организме, поэтому он худеет, часто страдает от простудных заболеваний из-за низкого иммунитета.

Проявления синдрома у школьника

Поскольку умственное отставание от сверстников прогрессирует, у школьника, страдающего СДВГ, появляется еще больше проблем в учебе и общении с людьми. Проявления болезни могут стать опасными. Любит драться не только в школе, но и нападает на мать, отца, бабушку с дедушкой. Может ударить учителя или врача, отличается жестокостью, склонен к садизму.

Вскакивает и ходит по классу во время урока, не терпит замечаний, не реагирует на них. Не желая учиться сам, мешает другим детям, подбивает их к неповиновению учителю, запугивает, срывает уроки.

Ребенок болтлив, но не способен к диалогу, не «слышит» слов окружающих, перебивает и проявляет излишнюю эмоциональность. Не дослушав вопроса, бездумно выкрикивает ответ. Если поведение маленького ребенка еще может вызывать недоумение, а диагноз СДВГ способен поставить только врач, то у школьника подобные симптомы явно говорят о неврологической патологии, и диагноз сомнений не вызывает.

В зависимости от типа СДВГ, возникающего у детей, признаки заболевания отличаются: преобладает либо умственное отставание (дефицит внимательности), либо физическая сверхактивность. При смешанной форме заболевания наблюдается и то, и другое.

Симптомы СДВГ у подростка

В возрасте 13-15 лет проявления болезни становятся не так заметны, подросток становится менее импульсивным и раздражительным. У него в характере появляются новые черты: тревожность, озабоченность. Он суетлив, постоянно находит себе какое-либо важное дело, но до конца ничего довести не может, из-за этого ожесточается.

У него низкая самооценка. Конфликты с окружающими, насмешки одноклассников могут привести к суициду, особенно если подросток чувствует себя лишним в семье. Для таких детей не существует авторитетов, они грубят взрослым. У них отсутствует способность к принятию самостоятельных решений и чувство ответственности. Они, как правило, не испытывают страха перед опасностью.

Последствия СДВГ

Неспособность к нормальному восприятию нового материала, задержка развития речи и умственного развития приводят к тому, что ребенок плохо учится, не имеет элементарных навыков чтения, письма, выполнения простых заданий. Непредсказуемое поведение делает его изгоем среди сверстников. Он постоянно сталкивается с осуждением окружающих. Пытается «мстить»: берет и портит чужие вещи, неадекватно реагирует на замечания.

Из-за отсутствия естественного чувства страха и неспособности контролировать свои действия гиперактивные дети чаще попадают в опасные ситуации, получают травмы. Подросток может совершить преступление, так как у него прогрессируют такие черты характера, как хитрость и жестокость. Появляется склонность к курению, алкоголизму, приему наркотиков.

Если уголовных наклонностей у взрослого человека с таким отклонением нет, то предположить наличие у него СДВГ можно, если он склонен к конфликтам, резким вспышкам гнева, пренебрегает данными обещаниями, не способен выслушать собеседника.

Диагностика СДВГ

Если подобные признаки нарушения умственного и психического развития наблюдаются у детей, необходимо поставить точный диагноз, чтобы знать, какая медицинская или психологическая помощь им нужна. Устранить неврологическую патологию полностью невозможно, но современные медикаментозные средства и психологические приемы помогают сгладить наиболее острые симптомы. Лечение помогает детям «перерасти» опасный возраст и впоследствии адаптироваться к нормальной взрослой жизни.

Для того чтобы распознать синдром дефицита внимания и гиперактивности, родители должны показать ребенка психологу, неврологу или детскому психиатру. Можно обратиться также к семейному врачу. Психолог объяснит некоторые особенности поведения ребенка и даст совет, как наладить с ним отношения. Невролог и психиатр назначат необходимое лечение и смогут контролировать состояние юного пациента.

Диагноз СДВГ ставится только в том случае, когда симптомы гиперактивности и невнимательности наблюдаются у детей на протяжении не менее 6 месяцев. При этом врач учитывает, как они ведут себя в обычной обстановке (дома, в школе, при общении с близкими людьми, сверстниками, учителями). Используется специальная шкала для оценки отклонений от общепринятых норм поведения. Учитывается также наличие генетического фактора развития подобного синдрома.

По результатам тестов может быть отдельно поставлен диагноз «Синдром невнимательности», «Синдром гиперактивности» или «СДВГ». При этом должны быть обнаружены проявления не менее 6 из симптомов, свидетельствующих о дефиците внимания, импульсивности и чрезмерной активности. К ним, например, относятся агрессивность и неуемное стремление к лидерству, бесцеремонное и грубое поведение в классе, неспособность к умственной деятельности, постоянное переключение внимания, неспособность сосредоточиться, суетливость в движениях и другие.

Дополнительно могут быть назначены УЗИ, КТ или МРТ головного мозга для обнаружения возможных патологий.

Лечение при СДВГ

При лечении используются медикаментозные средства, проводится психотерапия для коррекции поведения ребенка. Назначается специальная диета. Гиперактивному ребенку не рекомендуется пить крепкий чай или кофе, употреблять шоколад, а также острую пищу. Подростков следует ограждать от употребления пива и других спиртных напитков.

Назначаются такие медикаментозные препараты, как Церебролизин, Пантогам, Кортексин, Метилфенидат, Пирацетам. Их действие направлено на улучшение обмена веществ и питания мозга, повышение устойчивости нервных клеток к воздействию негативных факторов.

Благодаря использованию этих препаратов у пациента, страдающего синдромом дефицита внимания и гиперактивности, улучшается память, активизируются умственные способности, повышается настроение. Такие препараты употребляются только по назначению врача и в строго индивидуальных дозах. Особая осторожность требуется при лечении детей моложе 6 лет, так как препараты могут вызывать аллергическую реакцию и привыкание. Их использование часто ведет к нарушению сна и ухудшению аппетита у малышей.

Назначаются также успокаивающие средства, в том числе и народные (настои мяты, женьшеня, сосновых почек, валерианы, пустырника, зверобоя). Кроме психотерапии, благотворное действие на нервную систему детей оказывает массаж головы, а также шеи в области воротниковой зоны, лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе.

Рекомендации родителям

Родители могут корректировать проявления СДВГ у малыша, соблюдая некоторые правила:

  • за любой хороший поступок надо его хвалить, по возможности исполнять простые детские желания, а также обязательно выполнять свои обещания;
  • требования должны быть соизмеримы с возрастом и способностями ребенка, в отношениях с ним недопустима категоричность;
  • важно принимать активное участие в совместных мероприятиях и играх с детьми;
  • необходимо ограждать ребенка с повышенной нервной возбудимостью от посещения многолюдных мест, он не должен переутомляться;
  • ребенка нельзя унижать, разговаривать с ним грубо, подчеркивая его проступки;
  • следует спокойно объяснять ему, в чем конкретно он провинился, не нужно делать обобщений типа: «ты никогда не делаешь того, о чем я тебя прошу…».

Для того чтобы развивать у малыша чувство ответственности и способность контролировать свои действия, ему необходимо давать несложные, но важные поручения, не забывая при этом каждый раз его хвалить, чтобы он чувствовал свою успешность. Например, ему можно доверить покупку хлеба в магазине, уход за комнатными цветами.

Поручения должны быть совершенно конкретными. Если сказать малышу: «Убери в своей комнате», он не сможет действовать последовательно и устранить беспорядок. Ему требуются более конкретные указания: «Положи игрушки в эту коробку», «А теперь поставь на полку книжки» и т. д. При этом надо проявить максимум терпения, снисходительности и доброжелательности. Нельзя кричать на малыша и спорить с ним, провоцируя на упрямство и истерику.

Ребенку с СДВГ нельзя подолгу сидеть перед телевизором, играть в компьютерные игры. Необходимо приучать его к соблюдению режима дня (желательно, личным примером). Если малыш будет ложиться спать и просыпаться, а также принимать пищу в одно и то же время, это дисциплинирует его, стимулирует развитие внимания.

В отношениях с гиперактивными и импульсивными детьми родители должны проявлять твердость и настойчивость, не путая эти понятия с грубостью и насилием. Малышу нужно объяснять, как можно делать и как нельзя. Не следует постоянно ставить ему в пример других детей, подчеркивая, что он не такой, как все.

Не следует ждать от ребенка, страдающего подобным заболеванием, больших успехов в учебе, ругать его за плохие отметки. Но если у него проявляются способности к каким-то определенным занятиям, необходимо стараться их развивать, поощряя ребенка похвалой.

Гиперактивному ребенку полезно заниматься физкультурой и спортом. При этом следует избегать азартных спортивных игр, а также бокса, карате и других видов спорта, развивающих агрессивность. Рекомендуются занятия плаваньем, гимнастикой, легкой атлетикой.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

С каждым годом количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) становится больше. Эта патология крайне редко встречается изолированно, обычно она сопровождает эмоциональные и поведенческие расстройства. Такая картина наблюдается примерно в половине всех случаев.

СДВГ очень тяжело поддается диагностике, а сопутствующие заболевания только усугубляют ситуацию. Коррекция данного расстройства должна осуществляться комплексно. С маленьким пациентом работают психиатры, социальные работники, логопеды, дефектологи, педагоги, а также врачи разной специализации. Но диагностировать у ребенка СДВГ может только врач-психиатр.

Первые проявления этой патологии можно заметить в самом раннем возрасте, но в большинстве случаев синдром диагностируется очень поздно. Поскольку коррекционная работа начинается в момент, когда нарушения явно видны, они уже закрепились и стремительно прогрессируют, то лечение бывает очень длительным и сложным. Справиться с проблемой быстрее можно, если терапию начать в адекватный возрастной период. В этом случае качество жизни детей, их социальное функционирование будет заметно улучшено.

Особенности патологии

Синдромом дефицита внимания называют гиперкинетическое расстройство, для которого характерна гиперактивность, не свойственная возрасту ребенка, а также неустойчивым вниманием. При данной патологии полностью отсутствует устойчивая мотивация к видам деятельности, требующих от ребенка усилий воли. Ребенок, имеющий в анамнезе СДВГ, не может адаптироваться к большинству сфер деятельности.

Выявить патологию можно по таким проявлениям:

  1. Гиперактивность. Для этого состояния характерны активность и возбудимость, не укладывающиеся в общепринятые нормы. Такое поведение ребенка доставляет много проблем не только его окружению, но и ему самому. Причиной развития такого состояния является ослабленная нервная система, при ее переутомлении и возникает гиперактивность.
  2. Нарушение внимания. Если речь идет о СДВГ, то данный симптом рассматривается как основной. Внимание является сложной психической функцией, и если она нарушена мозг не в состоянии сфокусироваться на определенном объекте. Если на ребенка воздействуют внешние раздражители, то его внимание начинает очень быстро переключаться с одного объекта на другой. Этот процесс также могут запустить случайно возникшие образы и ассоциации.
  3.  Импульсивность. Ребенок не может контролировать свое поведение так, как этого требует от него окружающая среда. Например, во время занятия он начинает свою деятельность еще до того, как получит конкретные указания. Окружающие в этом усматривают беспечность, легкомысленность и невнимательность.

Такая патология, как СДВГ, не означает, что у ребенка обязательно будет низкая умственная активность. Могут отсутствовать сопутствующие психические или соматические заболевания.

Причины формирования

Наука до сих пор не может дать точного ответа на вопрос, как возникают те или иные психические расстройства. С синдромом дефицита внимания дело обстоит так же. Однако данных, собранных в ходе различных исследований, хватило для того, чтобы сделать некоторые предположения относительно причин развития СДВГ:

  • патология может развиваться под воздействием ряда биологических факторов. Прежде всего к ним относятся негативные процессы, развивающиеся на фоне органических поражений мозга и ЦНС. Достоверно известно, что синдром передается по наследству. Генные мутации приводят к сбою обменных процессов в головном мозге человека. Изменить работу нейромедиаторных систем также могут некоторые лекарства и химические вещества;
  • сказаться на работе головного мозга могут его органические поражения. Чаще всего к развитию синдрома приводят патологические процессы, происходящие во внутриутробном периоде. Если плод испытывал недостаток в кислороде (гипоксия) или беременность была отягощена другими факторами, то вероятность развития СДВГ у ребенка возрастает в несколько раз. В группу риска входят дети, рожденные слишком молодыми женщинами (до 20 лет) или роженицами старше 40 лет. Негативно сказывается употребление будущей мамой алкоголя, табакокурение и прием некоторых лекарственных препаратов;
  • семейные факторы также сказываются на психическом и психологическом здоровье ребенка. Спровоцировать развитие синдрома или усугубить состояние ребенка могут постоянные скандалы в семье, наличие родственников, страдающих алкоголизмом, криминальное окружение. Низкое социальное положение, сочетающееся с другим факторами, может стать причиной не только СДВГ, но и более серьезных проблем с психикой.

Есть ряд факторов, не оказывающих прямого влияния на развитие синдрома, но они могут усугубить ситуацию при наличии других предпосылок. Например, неблагоприятная окружающая среда может стать причиной того, что в детский организм попадут тяжелые металлы и их соединения. К второстепенным факторам можно отнести несбалансированное питание (недостаток витаминов и других полезных веществ).

Несмотря на то, что чаще в группу риска попадают дети из семей с низким социальным положением, синдром встречается в самых разных слоях общества. Согласно статистике, СДВГ встречается одинаково часто на всех континентах, среди представителей всех национальностей и рас. Но одна закономерность все же была выявлена: данному расстройству больше подвержены мальчики, чем девочки (3:1).

Принципы диагностики

Как уже упоминалось, лечение СДВГ у детей осложнено еще и тем, что данная патология достаточно трудно диагностируется. Три основных симптома, перечисленных выше, далеко не всегда являются основанием для постановки диагноза. Врач должен длительное время наблюдать за пациентом для оценки его поведения.

Главным условием должно быть несоответствие активности и импульсивности возрасту. Это же касается и неустойчивости внимания. Таким образом, гиперактивность и нарушения внимания не являются поводом для постановки диагноза, но эти проявления подтверждают его правильность. СДВГ диагностируется при наличии 18 других клинических симптомов, при этом должны быть соблюдены такие условия:

  1. Длительность проявления. Тревожные симптомы должны отмечаться на протяжении большого периода времени (не менее 6 месяцев). Степень их выраженности должна быть достаточно высокой, чтобы можно было говорить о плохой адаптации ребенка;
  2. Постоянство. Поведение ребенка мало зависит от конкретной сферы деятельности, нарушения адаптации отмечаются практически в каждой из них (минимум 2);
  3. Выраженность. У ребенка возникают сложности с обучением, несмотря на то, что уровень его интеллекта находится в норме. Проблемы наблюдаются во всех видах деятельности и социальных контактах.
  4. Симптомы должны возникнуть и ярко проявиться в довольно раннем возрасте (до 7 лет).
  5. Другие психические расстройства должны быть исключены, то есть клиническая картина должна быть обусловлена только СДВГ, а не протеканием другого заболевания. Единственным исключением могут быть расстройства аутистического спектра, допускается их сочетание с синдромом дефицита внимания.

Основным методом диагностики является наблюдение и сбор информации. Тем не менее должно быть осуществлено и общемедицинское обследование. На этапе диагностики проводятся консультации нейропсихолога, логопеда и дефектолога.

Диагностика СДВГ должна быть дифференцированной. В ходе ее проведения необходимо исключить тревожные расстройства, эндокринные заболевания, нарушения слуха, дисграфию и дислексию, эпилепсию, шизофрению и т.д.

Особенности лечения

Специалисты, осуществляющие лечение СДВГ у детей, должны в своей работе использовать биопсихосоциальный подход. То есть терапия должна быть комплексной и затрагивать разные аспекты.

В нее включаются медикаментозные методы, психологическая и педагогическая помощь, дефектологическая и нейропсихологическая коррекция:

  • психологическая помощь. Психотерапевт используется различные методики воздействия на ребенка. Выбор конкретной техники зависит от особенностей протекания заболевания и наличия сопутствующих расстройств, а также от того, какой симптом ярче выражен. Наиболее успешными при решении такого рода проблем являются когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психолого-педагогическая коррекция;
  • медикаментозная терапия в большинстве случаев вводится на начальных этапах лечения. Это позволяет уменьшить проявление некоторых симптомов и усилить эффективность психотерапевтических методов воздействия. Выбор препаратов должен осуществлять врач после тщательного обследования ребенка. При лечении пациентов дошкольного возраста рекомендуется придерживаться принципов монотерапии, то есть в ходе лечения принимать только один лекарственный препарат за курс;
  • социально-реабилитационное направление позволяет ребенку получить необходимую для адаптации в социуме помощь. Активная работа ведется с семьей. Как правило, дети с СДВГ растут в условиях гиперопеки и вседозволенности, но также к ним могут выдвигаться слишком много непосильных требований. Семейная терапия и обучение родителей позволяет значительно улучшить микроклимат в семье.

Лечение СДВГ должно учитывать особенности конкретного ребенка, то есть подход должен быть персонифицированным.

В ходе комплексного лечения СДВГ у детей удается заметно снизить степень выраженности симптомов патологии. Ребенок может повысить уровень своего социального функционирования и качество жизни.

По мере роста ребенка нарушения в обменных процессах мозга и нейромедиаторных системах приостанавливаются, а затем полностью компенсируются. В подростковом возрасте часть симптомов расстройства будет полностью отсутствовать, но основные могут сохраняться у взрослых на протяжении всей жизни. Чтобы сделать ее более качественной, необходимо своевременно обратиться к специалистам за психотерапевтической помощью.

Реабилитация

Если в ходе лечения детей СДВГ у детей был выбран правильный подход и соблюдался принцип комплексности, то положительные результаты не заставят себя ждать. Но для их закрепления необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на психосоциальную реабилитацию ребенка. Ведется такая работа по двум разным стратегиям, позволяющим сформировать или восстановить нарушенные расстройством навыки и знания. Это неизбежно приведет к улучшению социального функционированию ребенка с синдромом.

В эту работу вовлекается не только ребенок. Реабилитация не будет успешной без участия ближайшего окружения, учителей и воспитателей. Педагоги должны скорректировать учебную программу таким образом, чтобы она соответствовала возможностям ребенка и учитывала его особенности.

Но важнейшим условием выздоровления является изменение поведения родителей, а также их отношения к ребенку. Прежде всего, из речи мамы и папы должны исчезнуть слова «нет» и «нельзя». Это негативные методы воспитания, которые неприменимы к ребенку с СДВГ. Дело в том, что у таких деток довольно высокий порог чувствительности к различного рода наказаниям, а вот на похвалу они реагируют активнее. Если учесть эту особенность при построении взаимоотношений с детьми, то можно воспитательные мероприятия будут более успешными.

Еще одним условием для успешной адаптации ребенка является формирование адекватной самооценки. Добиться этого можно при сочетании индивидуальной и групповой психотерапии.

Дефицит внимания у детей. Что делать родителям?

Это нормально, когда дети иногда забывают сделать домашнюю работу, мечтают во время урока или делают что-то, не задумываясь. Но такой дефицит внимания действительно может оказаться проблемой и требовать лечения. Как распознать дефицит внимания у ребенка и что делать родителям? Разбираемся в этой статье.

Как проявляется дефицит внимания у детей

дефицит внимания у ребенка.jpg

Проблемы с концентрацией внимания часто впервые обнаруживаются учителем, который замечает, что ученик кажется легко отвлекаемым в сравнении со сверстниками. Может быть, ребенку требуется больше времени, чтобы закончить задание. Может быть, когда учитель зовет его, кажется, что он не следит за уроком. Может быть, он отключается, когда ему даются инструкции, или забывает, что должен делать.

Мы знаем, что все дети обычно имеют меньшую продолжительность концентрации внимания и больше отвлекаются, чем взрослые. Но у некоторых детей дефицит внимания может стать патологическим.

Это важно!

Внимание в первую очередь оценивают по тому, как долго ребенок настойчиво продолжает заниматься различными вещами: например, как долго может играть в одиночестве, читать, рисовать. Иногда бывает, что ребенок довольно долго может играть самостоятельно или в компании, но оказывается, что он часто переключается с одной игры на другую — это также может говорить о дефиците внимания.

Симптомы дефицита внимания у детей

детский сад.jpg

Как распознать дефицит внимания у ребенка? Вот несколько признаков, которые могут вам помочь.

Признаки дефицита внимания

  • У ребенка есть проблемы с концентрацией внимания: он легко отвлекается или быстро утомляется от задачи до того, как она будет завершена
  • Ребенок делает вид, что не слушает, когда к нему обращаются
  • У ребенка есть трудности с запоминанием вещей и выполнением инструкций
  • Ребенок не обращает внимания на детали или допускает ошибки по невнимательности
  • У ребенка проблемы с организованностью, планированием наперед и завершением дел
  • Ребенок часто теряет или кладет не на место домашнюю работу, книги, игрушки или другие предметы

Дети с дефицитом внимания также может быть слишком гиперактивными и импульсивными. В это случае мы, вероятнее всего, будем говорить о Синдроме дефицита внимания и гиперактивности – распространенном расстройство развития нервной системы, которое обычно проявляется в раннем детстве, как правило, в возрасте до семи лет. У СДВГ различают 3 формы: с преобладанием гиперактивности, с преобладанием невнимательности и импульсивности, либо сочетанные.

Если вы подозреваете у своего ребенка СДВГ, обратите внимание на следующие признаки.

Признаки СДВГ

  • Невнимательность. У детей проблемы с концентрацией внимания, концентрацией и выполнением задания. Они могут плохо слушать указания, упускать важные детали и не доводить начатое до конца. Они могут слишком много мечтать или бездельничать. Они могут казаться рассеянными или забывчивыми и терять свои вещи.
  • Гиперактивность. Гиперактивные дети непоседливы, беспокойны и легко заскучают. Им может быть трудно усидеть на месте или оставаться в тишине, когда это необходимо. Они могут спешить и совершать ошибки по невнимательности. Они могут карабкаться, прыгать или хулиганить, когда не должны. Сами того не желая, они могут действовать таким образом, что мешают другим.
  • Импульсивность. Импульсивные дети действуют слишком быстро, прежде чем подумать. Они часто перебивают, могут толкнуть или схватить, и им трудно ждать. Они могут делать что-то, не спрашивая разрешения, брать вещи, которые им не принадлежат, или действовать рискованно. У них могут быть эмоциональные реакции, которые кажутся слишком сильными для данной ситуации.

Что делать родителям? Стоит ли лечить медикаментозно?

раннее развитие 3.jpg

Поскольку трудности с концентрацией внимания широко связаны с СДВГ, это, как правило, первое, что подозревают учителя и родители. Но есть ряд других заболеваний, которые могут быть связаны с вниманием: например обсессивно-компульсивное расстройство, депрессии, тревожные расстройства. И напротив, дефицит внимания может оказаться нормальной возрастной особенностью вашего ребенка, которую он «перерастет».

Именно поэтому при проблемах с вниманием мы рекомендуем в первую очередь обратиться к врачу: педиатру, детскому психиатру или неврологу. Именно врач сможет отдифференцировать патологию от нормального развития ребенка и возрастных особенностей. А затем при необходимости подобрать лечение: оно может быть медикаментозным, включать консультации психолога, логопеда. Возможно, достаточно будет ограничиться занятиями дома: в рамках игровых упражнений вы обучите малыша навыкам самоконтроля и усидчивости.

Это важно!

Медикаментозное лечение показано при четко диагностированном диагнозе СДВГ. Оно направлено на восстановление баланса определенных природных веществ –нейромедиаторов – в головном мозге. Все препараты назначаются только врачом.

Наряду с лекарствами, детям с дефицитом внимания рекомендована поведенческая терапия. Занятия с психологом могут помочь ребенку научиться замечать и контролировать свое гиперактивное и импульсивное поведение. Так дети могут научиться следовать распорядку, улучшить социальные навыки.

Автор статьи

Кожанов Артем

СДВГ у детей

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 6 октября, 2019

Обновлено: 22 мая, 2023

Девочка показывает язык

Синдром недостатка внимания и гиперактивности – распространенное нарушение поведенческого характера у детей, мешающее их социализации, успеху в учебе.

Установить точную причину развития такой особенности у ребенка сложно. Однако современные методики диагностики, профилактики и лечения, позволяют выявить синдром в раннем возрасте, и уже к 7 годам скорректировать его, выровняв состояние пациента до общепринятой нормы.

Из-за особенностей психоэмоционального развития, такие ребята без необходимой комплексной терапии в подростковый период, особенно склонны к возникновению проблем поведенческого характера.

Содержание статьи:

  • 1 Причины возникновения
  • 2 Симптоматика
    • 2.1 В раннем детстве
    • 2.2 У дошкольников и младших школьников
  • 3 Типы СДВГ
  • 4 Диагностика и лечение СДВГ у детей
  • 5 Список использованной литературы

Причины возникновения

Синдром дефицита внимания может проявляться у ребят в любом возрасте: в 3-4 года, в 5-8 при первом столкновении с системным обучением, в 9 на пороге полового созревания. Это зависит от факторов, способствовавших формированию детского диагноза СДВГ, психологических особенностей у ребенка, выявления признаков синдрома врачами.

Причины возникновения дефицита внимания у детей условно делятся на несколько групп.

Факторы, влияющие на формирование плода на этапе вынашивания:

  • обвитие пуповиной;
  • сложные, слишком продолжительные или стремительные роды, повлекшие за собой повреждение головы или позвоночника;
  • сложная экологическая обстановка, повышенное содержание токсичных веществ в воздухе и воде;
  • инфекционные заболевания, перенесенные матерью при беременности;
  • угроза выкидыша;
  • прием лекарств во время вынашивания плода;
  • злоупотребление алкоголем, сигаретами, наркотическими веществами;
  • асфиксия.

Беременная женщинна заболела

Факторы, влияющие на развитие ребенка после рождения:

  • порок сердца;
  • бронхиальная астма;
  • сердечная недостаточность;
  • лекарственные препараты, оказывающие нейротоксичное действие;
  • болезни, протекающие с температурой выше 39 градусов.

Генетически обусловленные случаи происходят из-за сбоя в гене, отвечающем за выработку дофамина, функцию дофаминовых рецепторов.

В таком случае синдром развивается в случае дополнительного воздействия провоцирующих факторов. То есть, по наследству передается только предрасположенность к СДВГ.

Симптоматика

Симптомы и признаки СДВГ (дефицита внимания) у детей в 3-4 года, 6-7 лет и в 9 лет, значительно различаются. Из-за отличий в особенностях физиологии, преобладании типов деятельности и способов познания окружающего мира. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее получится его скорректировать, помочь ребенку развиться до нормы.

В раннем детстве

Установить наличие отклонений возможно в первые годы жизни, так как врожденный СДВГ будет проявляться с первых месяцев.

Признаки синдрома дефицита внимания у маленьких детей:

  • при переутомлении, вместо смены деятельности на спокойную или засыпания, впадает в истерику;
  • высокий мышечный тонус – младенец постоянно пытается избавиться от плотно прилегающей одежды, подгузников;
  • слишком раннее развитие – новорожденный раньше сверстников начинает держать головку, ползать, ходить;

Маленький мальчик с СДВГ кричит

  • нарушения сна – ребенок спит урывками, часто просыпается, кричит, общая длительность сна ниже нормы;
  • резкие изменения окружающей среды: яркий свет, громкая музыка, новые люди – вызывают истерику;
  • внимание не задерживается надолго на новой игрушке.

При выявлении подозрительных особенностей поведения у совсем маленьких детей, требуется полноценная диагностика, позволяющая выявить первоначальную причину, сопутствующие факторы и рано начать коррекционную работу, которая уже к 1 классу школы позволяет довести поведение до нормы.

Подобные симптомы могут быть показателем и более серьезных отклонений в развитии, поэтому игнорировать их нельзя.

У дошкольников и младших школьников

Более явно, специфично, СДВГ начинает раскрываться после 3 лет. В период систематической познавательной деятельности, для которой необходимо постоянно задействовать внимание, память, речь, обостряются большинство признаков:

  • громкая, быстрая, сбивчивая речь, болтливость;
  • частая смена деятельности при том, что начатое дело до конца не доводится;
  • бурное проявление эмоций;
  • избегание рутинных, монотонных дел;
  • частая смена настроения;
  • импульсивность;
  • слабо развитый инстинкт самосохранения;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • проблемы с обучением при высоком показателе интеллекта;
  • сложности в общении со сверстниками;
  • слабо развитая координация;
  • скудность эмоционального компонента.

Ребенок с СДВГ ведет себя неадекватно

Даже слабые проявления 2-3 пунктов являются поводом для обращения к детскому неврологу.

Типы СДВГ

В зависимости от причин, спровоцировавших развитие синдрома, он проявляется по-разному. В процессе диагностике учитываются индивидуальные особенности ребенка, позволяющие скорректировать лечение оптимальным для него образом.

Выделяют такие типы патологии:

  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности у детей имеет свои отличительные признаки и требует лечения совершенно другого типа. Как правило, проявляется у девочек младшего школьного возраста. Они легко отвлекаются, «витают в облаках», однако при этом способны быстро усваивать информацию, склонны к спокойному, тихому поведению. Интеллектуальные способности сохранены, но рассеянное внимание приводит к многочисленным «случайным» ошибкам в процессе решения задач, письма.
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается реже других форм, у детей-дошкольников без видимых причин возникают характерные признаки, без лечения к школьному возрасту опасность симптомов становится более выраженной, мешает интеллектуальному развитию, появлению успехов в учебе.

Девочка дурачится с книгой на голове

  • Гиперактивность без дефицита внимания характеризует чрезмерно подвижных ребят, не способных долго сохранять спокойное положение, подчиняться жестким правилам. Однако внимание у них сохранено полностью, развитие интеллекта идет даже быстрее, чем у сверстников.

Каждый из типов требует, как минимум, коррекции поведения, так как незначительные отклонения от нормы в раннем возрасте, к периоду полового созревания могут перерасти в достаточно серьезные проблемы.

Статистика отмечает, что не менее 50% детей с поставленным диагнозом СДВГ в подростковый период замечены в правонарушениях различной степени тяжести, употреблении алкоголя, курении.

Диагностика и лечение СДВГ у детей

Когда у ребенка просто снижено внимание, не дефицит, совсем необязательно, что ему поставят диагноз СДВГ в неврологии, это зависит от того, какой результат покажут специальные исследования и психологическое тестирование.

Определить, как лечить синдром дефицита внимания у детей, какие прогнозы на будущее при проявившихся симптомах СДВГ можно строить, возможно только после полного обследования.

При подозрении на подобное отклонение обязательно проводят:

  • Сбор информации. Педиатр просматривает карту пациента, чтобы установить все возможные причины изменения поведения, опрашивает родителей и родственников об особенностях малыша, специфике их проявления. Для выяснения всех деталей используются составленные психологами специальные анкеты.
  • Нейропсихологическое тестирование. Электроэнцефалографический мониторинг (ЭЭГ) покажет соответствие между бета- и тета-ритмом, генерируемым нейронами. Если обнаружится, что бета-ритм ниже предполагаемой нормы, то биоэлектрическая активность мозга ослаблена, что и является причиной изменений в поведении.

Ритмы мозга, записанные на ЭЭГ

  • Консультация педиатра позволит выявить факторы здоровья, влияющие на наличие диагноза. Проводится обязательный клинический и развернутый анализ крови, устанавливается уровень гормонов, чтобы выявить и устранить другие болезни, провоцирующие неврологические расстройства.

После установления аспектов состояния пациента, лечащий врач назначает комплексное лечение:

  • БОС (метод биологической обратной связи) – физиотерапевтическая методика, стабилизирующая биоэлектрическую активность мозга, метод успешно практикуется в почти пол века;
  • ЛФК (лечебная физкультура), комплекс упражнений разрабатывает лечащий врач, а занятия проводит тренер;
  • рефлексотерапия;
  • лазеротерапия;
  • массаж воротниковой зоны курсами несколько раз в год одновременно с другими физиопроцедурами;

Психолог беседует с семьей

  • психотерапевтические методики в форме игр и творческих занятий направленные на стабилизацию поведения, выработку необходимых навыков;
  • коррекция поведения педагогическими методами, возможно – с привлечением родителей.

В сложных случаях применяется медикаментозное лечение ноотропными препаратами и психостимуляторами.

Однако медицина старается обходиться без таких средств. Тем более, что инструментов у неврологов и без лекарств хватает, дети вырастают сформированными и полноценными личностями.

Список использованной литературы

  1. Social gradients in the receipt of medication for attention-deficithyperactivity disorder in children and young people in Sheffield. Nunn SPT, Kritsotakis EI, Harpin V, Parker J. BJPsych Open. 2020 Feb 7;6(2):e14. doi: 10.1192/bjo.2019.87.
  2. Яковлева М.Б. Когнитивное развитие младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. психол. наук. СТб., 2009. 18 с.
  3. Transcranial Magnetic and Direct Current Stimulation in Children. Hameed MQ, Dhamne SC, Gersner R, Kaye HL, Oberman LM, Pascual-Leone A, Rotenberg A. Curr Neurol Neurosci Rep. 2017 Feb;17(2):11. doi: 10.1007/s11910-017-0719-0.
  4. Пылаева О.А. Проблемы детской одаренности. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // Рус. журн. дет. неврологии. 2008. Т. 3, вып. 1. С. 37-45.
  5. Никишина В.Б., Глушкова В.П. Сравнительно-психологический анализ нарушений психического развития: синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и задержанного типа психического развития в младшем школьном возрасте // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2008. Т. 14. № 6. С. 189—192.
  6. Нейропсихологические и цереброваскулярные нарушения у дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / О.Ю. Кочерова, В.В. Линьков, О.М. Филькина и др. // Вестн. новых мед. технол. 2004. Т. 11. № 1-2. С. 65-66.
  7. The Effect of Prenatal Cadmium Exposure on Attention-deficit/HyperactivityDisorder in 6-Year-old Children in Korea. Kim W, Jang Y, Lim YH, Kim BN, Shin CH, Lee YA, Kim JI, Hong YC. J Prev Med Public Health. 2020 Jan;53(1):29-36. doi: 10.3961/jpmph.19.175.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Записаться к специалисту

×

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти телефон по imei без регистрации
  • Как найти неисправность инжектора ваз 2107
  • Каша во рту как исправить у взрослого
  • Как исправить испорченные двери
  • Не знаю как найти копии