Нерадивый студент молчал у доски как рыба об лед исправить речевые ошибки

Помогите пожалуйста, знаний не хватает :)
Найдите ошибки, определите причину каждой и исправьте предложения:
1. Порадуемся вторым местом Ольги Зайцевой.
— Порадуемся второму месту Ольги Зайцевой (Ошибка -Нарушение согласования в словосочетании, главное?? (зависимое??) слово в другом падеже ????)

2. Я думаю, что несколько интересных фигур на достаточно ключевые должности от «Яблока» будут уже при первой новой президентской власти.
— Я думаю, что несколько интересных кандидатур на ключевые должности от партии «Яблоко» будут выдвинуты новой президентской властью. (как-то так, только что за ошибки?? Речевые? тавтология??? (первой новой, достаточно ключевые))

3. Нерадивый студент молчал у доски как рыба об лед.
— Нерадивый студент молчал у доски словно воды в рот набрал. (Ошибка — неуместное употребление фразеологизма?)

4. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей.
— Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и ясли в количестве двадцати двух штук.
либо — Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два ясельных учреждения. (????? :shock: )
(Ошибка: Грамматическая, при соединении составного числительного оканчив. на 2,3,4 с существительными имеющими только множественное число (сутки, ясли, ножницы) возникает синтаксическая несочетаемость, можно заменить слово либо грамматический строй предложения)

5. У военных усиливается озабоченность за безопасность границ (мое любимое предложение с выражением усиливается озабоченность!!!)
— У военных нарастает (усиливается) тревога за безопасность границ? вид ошибки — речевая Неуместное употребление слова в несвойственном ему значении???

6. Первая трудность произошла со стройматериалами.
— Первая трудность возникла со стройматериалами. (вид ошибки — речевая Неуместное употребление слова в несвойственном ему значении??? )
Спасибо, если кто поможет, мне просто нужна четкая формулировка ОШИБКИ.

1.1.
Употребление слов и фразеологизмов в
несвойственном им значении
.
Ошибки
возникают при употреблении как
знаменательных, так служебных частей
речи без учета их семантики, например:
Пришлось
одолжить
у приятеля сто рублей.
Благодаря
пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел
большой участок леса.

1.2.
Выбор слов-понятий с различным основанием
деления (конкретная и отвлеченная
лексика)
:
«Слово о
полку Игореве» было написано за пятьдесят
лет до
нашествия
татаро-монгольского
ига.

1.3. Смешение паронимов

Паронимы
(от греч.
para
«рядом» и onyma
«имя») –
близкие по звучанию однокоренные слова
с разным лексическим значением: адресат
(лицо, для которого предназначено
сообщение)
адресант
(отправитель сообщения). Члены
паронимических пар обычно сочетаются
с разными словами, например, прилагательное
сытный
сочетается с неодушевленными
существительными (сытный
ужин, суп
),
а прилагательное сытый

с одушевленными (сытый
ребенок
).
Паронимы не взаимозаменяются в речи,
так как это приводит к искажению смысла.
От паронимии следует отличать парономазию

художественно-стилистический прием,
состоящий в преднамеренном столкновении
паронимов в одном высказывании: «Меня
тревожит встреч напрасность, что и ни
сердцу, ни уму, и та не
праздничность,
а праздность
,
в моем гостящая дому» (Е. Евтушенко).

1.4. Фразеологическая и синтаксическая контаминация

Контаминация

объединение (скрещение) двух словосочетаний,
в результате которого образуется
искаженная ненормированная конструкция:
играть
значение

(из иметь
значение
и
играть роль),
улучшить
уровень
(из
повысить
уровень
и
улучшить
качество
) и
др.

2. Нарушение лексической сочетаемости

Лексическая
сочетаемость слова


это его способность соединяться с
другими словами. Лексическая сочетаемость
определяется значением (семантикой)
слова, его стилистической принадлежностью,
эмоциональной окраской, грамматическими
свойствами и т. д. Неточность речи может
возникнуть в результате непроизвольного
соединения стилистически разнородных
слов. Наиболее частый случай – смешение
элементов книжного и разговорного
стилей
(так называемая разностильность),
например: авиаторы
опыляют лес, студенческий стройотряд
возводит складские помещения

и т. п.

3. Речевая избыточность (многословие)

Многословие

использование слов с повторением уже
выраженного смысла. В живой речи
встречаются следующие виды речевой
избыточности:

1)
явная тавтология

(от греч.
tauto
«то же самое» и logos
«слово») –
повторение однокоренных слов или
однокоренных морфем, например: решительные
решения, собрать собрание, сложилась
сложная ситуация

и т. п. Выделяют также скрытую
тавтологию


соединение иноязычного слова с русским
словом, дублирующим его значение,
например: памятные
сувениры

(франц. сувенир
”подарок
на память”),
период времени
(греч. период
”промежуток
времени”)
и др.

2)
плеоназм

(греч.
pleonasmos
”излишество,
избыток”)

словосочетание, включающее в себя
ненужные уточняющие слова (определения,
обстоятельства и др.), например: вернуться
назад, упал вниз, ценные сокровища

и т. п.

3)
расщепление сказуемого


это замена глагольного сказуемого
синонимичным глагольно-именным
сочетанием:
бороться

вести борьбу, испытывать

проводить испытания

и др.

Логичность
как коммуникативное качество речи имеет
много общего с точностью. Логичность
характеризует речь со стороны ее
содержания: она представляет собой
смысловую организацию единиц языка в
речи с точки зрения их соответствия
законам логики и правильного мышления.
К основным случаям нарушения логичности
речи относятся следующие:

1.
Употребление слов, противоречащих
содержанию мысли, не совместимых по
значению
,
например: Мне
захотелось
воочию
услышать

ее голос, и, может быть, повидаться с
детством; Он
говорил
без знаков препинания
,
сперва ровно, потом все быстрее
.

2.
Смысловое смещение в тексте, подмена
понятий.
Подмена
понятий, двусмысленность может быть
результатом неумелого использования
местоимений (личных, определительных,
притяжательных, возвратных и т. д.):
Восстание
декабристов было подавлено, однако
человечество на
этом
не остановилось; Маяковский попросил
начинающего поэта прочитать
свои
стихотворения.

3.
Алогизм,
то есть нарушение причинно-следственных
отношений, нелогичное сопоставление и
противопоставление.
Во
время создания текста реальные
причинно-следственные отношения могут
предстать в искаженном виде или появиться
там, где они не предусматривались,
например: Спортсмен
получил за технику исполнения
оценки,
почти равные с победителями.

4.
Абсурдность, комизм высказывания.
Абсурдное
высказывание отличается от любой другой
речевой ошибки тем, что в первом случае
невозможно предложить правильный
вариант, тогда как во втором случае
можно найти нарушение и устранить его.
Ср., например: Когда
Онегин стал юношей, он считался уже
зрелым, хотя это было не по умственному
развитию, а по физиологическому и в
угоду своим потребностям и прихотям.

4.
Употребление фразеологических оборотов.
Фразеологические
обороты – устойчивые сочетания слов.
Воспроизводимые по традиции, они
выступают как готовые формулы для
выражения мысли. Их стандартизированный
характер позволяет экономить усилия
пишущих и говорящих, упрощает процесс
восприятия информации. Они уместны и
органичны в определенных материалах
прессы, радио, телевидения, в
официально-деловой документации, в
научном изложении.

Как
в устной, так и в письменной речи
наблюдается значительное количество
ошибок при употреблении фразеологизмов.
Наиболее типичными являются следующие:

  1. замена
    компонента фразеологического сочетания
    (перебирать
    из пустого в порожнее

    вместо переливать
    из пустого в порожнее
    ,
    львиная
    часть
    вместо
    львиная
    доля
    );

  2. неоправданное
    сокращение или расширение состава
    фразеологического оборота (вступили
    новые правила
    ,
    вместо вступили
    в действие новые правила
    ,
    оставлять
    желать много лучшего
    ,
    вместо оставлять
    желать лучшего
    );

  3. контаминация,
    или смешение, двух оборотов (по
    гроб доски
    ,
    вместо по
    гроб жизни и до гробовой доски
    ,
    припереть
    к горлу
    ,
    вместо припереть
    к стенке и подступить к горлу
    );

  4. искажение
    грамматической формы компонентов
    фразеологизма (подвернуться
    под рукой
    ,
    вместо подвернуться
    под руку, бабушка на двоих сказала
    ,
    вместо бабушка
    надвое сказала
    );

  5. нарушение
    грамматической связи фразеологизма с
    примыкающими к нему словами (никому
    и никогда он шапку не ломал
    ,
    вместо ни
    перед кем он шапку не ломал, спикер
    выразил сожаление случившимся
    ,
    вместо спикер
    выразил сожаление в связи со случившимся
    );

  6. употребление
    фразеологизма, не соответствующего
    контексту (среди
    слушателей были студенты, которые лыка
    не вязали по-русски
    ,
    вместо среди
    слушателей были студенты, которые плохо
    знали русский язык, зрители внушают
    мне доверие, что я как актриса еще многое
    могу сделать
    ,
    вместо зрители
    вселяют в меня веру, что я как актриса
    еще многое могу сделать
    );

  7. стилистическая
    неуместность использования
    фразеологического оборота (командир
    приказал сматывать удочки (простор.)
    ,
    вместо командир
    приказал уходить
    ).

Задание
1.
Прочитайте
фрагмент из романа И. Ильфа и Е. Петрова
«Двенадцать стульев». Какие черты
характеризуют речь Эллочки-людоедки?
Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету
исследователей, со­ставляет 12 000 слов.
Словарь негра из людоедского племени
Мумбо-Юмбо составляет 300 слов. Эллочка
Щукина легко и свободно обходилась
тридцатью.

Вот
слова, фразы и междометия, придирчиво
выбранные ею из всего великого,
многословного и могучего русского
языка.

1.
Хамите.

2.
Хо-хо! (Выражает, в зависимости от
обстоятельств: иронию,

удивление,
восторг, ненависть, радость, презрение
и удовлетворенность.)

3. Знаменито.

4. Мрачный.
(По отношению ко всему. Например: «мрачный
Петя

пришел», «мрачная погода»,
«мрачный случай», «мрачный кот» и т.д.)

5.
Мрак.

6.
Жуть. (Жуткий, например, при встрече с
доброй знакомой: «Жуткая встреча».)

7.
Парниша. (По отношению ко всем знакомым
мужчинам, не­

зависимо от возраста
и общественного положения.)

8.
Не учите меня жить.

9.
Как ребенка. («Я бью его, как ребенка»,
— при игре в карты.

«Я его срезала,
как ребенка», — как видно, в разговоре
с от­ветственным съемщком.)

10.
Кр-р-расота!

11.
Толстый и красивый. (Употребляется как
характеристика не­

одушевленных
и одушевленных предметов.)

12.
Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)

13.
Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)

14.
У вас вся спина белая. (Шутка.)

15.
Подумаешь.

16.
Уля. (Ласкательное окончание имен,
например: Мишуля, Зинуля.)

17.
Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть,
радость, пре­зрение, удовлетворенность.)

Оставшиеся
в крайне незначительном количестве
слова слу­жили передаточным звеном
между Эллочкой и приказчиками универсальных
магазинов. Как вы понимаете, что такое
«богатство речи»? Каким требованиям
должна соответствовать эта характеристика
?

Задание
2.
Найдите
ошибки на сочетаемость, объяснить их.
Предложения исправьте.

  1. Вариант:
    1) В парке было заложено тридцать два
    дерева. 2) Закоренелые москвичи особенно
    сильно любят свой город. 3) Пора подвести
    результаты встречи: наша команда
    впереди. 4) На протяжении тридцати лет
    Афанасьев выполнял роль кладовщика и
    экспедитора. 5) Особое внимание на
    конгрессе было отведено проблемам
    молодежи. 6) Первая трудность произошла
    со стройматериалами. 7) Наша факультетская
    аудитория просторна и удобна для длинных
    лекций. 8) Новой русской власти неизбежно
    придется решать накопившийся толстый
    слой социальных проблем. 9) Значительный
    эффект оказывает на аудиторию
    использование народным судьей примеров,
    взятых из жизни. 10) Мальчик обладал
    хорошими музыкальными способностями.

  2. Вариант:
    1) Большое влияние на молодых имеет
    телевидение. 2) На собрании обсуждался
    вопрос о повышении дисциплины. 3) Я
    надеюсь, что наша команда опять займет
    первенство в соревнованиях. 4) Артист
    завоевал признательность зрителей. 5)
    Есенин учил преодолевать различные
    угрюмые чувства. 6) Нельзя не сказать
    несколько радушных слов и о наших
    гостях. 7) Дефекты в подготовке выпускников
    вскрываются во время экзамена. 8) У моего
    друга тяжелый характер. 9) Так было в
    гражданскую войну, в годы построения
    разрушенного войной хозяйства. 10)
    Большую роль в разгроме врага имели
    партизанские отряды.

  3. Вариант:
    1) Л.Н. Толстой раскрывает чувства, мысли
    и даже дыхание каждого члена семьи
    Ростовых. 2) Его скоропостижный отъезд
    удивил всех. 3) Искусство оказывает
    большое влияние на повышение культурности
    людей. 4) В этих событиях важную скрипку
    играют военные. 5) В этом году на даче
    случилась со мной интересная история.
    6) Большая половина игры уже прошла. 7)
    Подавляющее количество заданий было
    выполнено. 8) Студенты исправили недочеты
    в работе. 9) Человечество в наши дни
    очень сильно переживает из-за терроризма,
    который увеличивается с каждым днем.
    10) Это произойдет тогда, когда каждый
    член человечества будет руководствоваться
    в своих поступках заповедями морали.

  4. Вариант:
    1) Вот почему многие политики поддержали
    эту инициативу, горя стремлением вложить
    свой вклад в развитие российских реформ.
    2) Для наибольшего познания предмета
    студенты решили посещать факультативные
    занятия. 3) Жанна позаимствовала мне
    свои последние деньги. 4) Это отложило
    след на ее характер. 5) Погорельцы
    утратили кров, так что им было некуда
    голову наклонить. 6) Сегодня особую роль
    приобретает углубление интеграции
    стран СНГ. 7) Здесь есть к чему приложить
    свои способности, имеется простор для
    настоящего творчества. 8) Ценностная
    политика фирмы довольно демократична
    и рассчитана на то, чтобы привлечь
    покупателя с разным доходом. 9) Мы
    пожелали организаторам почаще собирать
    такие вечера. 10) Эта политика уже приносит
    положительные плоды.

  5. Вариант:
    1) Большое внимание будет оказано
    благоустройству города. 2) Этому вопросу
    мы придали первоочередное внимание.
    3) Там, где в недалеком прошлом были
    пустыри, свалки, поднялись кварталы
    жилых построек. 4) Студенты нашей группы
    добились ухудшения успеваемости в этом
    полугодии. 5) В нашей работе ведущее
    значение придается трудовому воспитанию.
    6) Большинство времени проходит бесплодно.
    7) На собрании было принято решение
    повысить подготовку студентов. 8) В XIV
    веке на Руси начался буйный расцвет
    архитектуры. 9) В честь пришедших на
    вечер прозвучал концерт. 10) Программа
    нанесла большой экономический эффект.

Задание
3.
Найти
ошибки, связанные с речевой избыточностью,
классифицировать их и исправить
предложения
.

  1. Вариант:
    1) Здесь можно приобрести все необходимые
    товары и вещи. 2) Невольно вспоминаются
    в памяти слова Н.В.Гоголя. 3) Он крепко
    держит в своих руках штурвал руля. 4)
    Российская делегация предложила ввести
    в проект следующие коррективы и поправки.
    5) Пилот вынужден был совершить вынужденную
    посадку. 6) Подул сильный ветер, но тем
    не менее, однако, дождь не прекратился.
    7) Лес, окутанный черным мраком, наводил
    на нас ужас. 8) В этом стихотворении
    Бернс воссоединяет воедино тему
    бессмертия жизни и труда с образом
    народного героя. 9) Первое боевое крещение
    мы получили под Ельней. 10) Следственные
    органы расследовали преступления,
    связанные со злоупотреблениями в
    торговой сети.

  2. Вариант:
    1) Весь день за окнами шумел проливной
    ливень. 2) Преобладающее большинство
    сидящих в зале заинтересованно слушали
    доклад. 3) Я с вами целиком и полностью
    согласен. 4) В парикмахерской не был
    вывешен прейскурант цен на услуги. 5)
    За прошедший период времени работа на
    предприятии наладилась. 6) В мае месяце
    я был в командировке. 7) Огромный поезд
    тащил весь состав. 8) Гул нарастает все
    громче и громче. 9) Я отступил на шаг
    назад. 10) И вот наступила минута прощальной
    разлуки.

  3. Вариант:
    1) Хотя в прошлом году мы неплохо
    поработали, но однако у нас есть
    возможность трудиться лучше.
    2)
    Вскрываются все новые факты беззаконных
    деяний различных деятелей. 3) Территориальные
    образования в недавнем прошлом не
    просто игнорировались, а вообще не
    принимались во внимание. 4) Реформа
    ведется при одновременном сосуществовании
    старых и новых структур управления. 5)
    Последним остатком свободной торговли
    являются стихийные базары. 6) Пресса
    высоко позитивно оценивает результаты
    выборов. 7) Товарные биржи были сформированы
    в форме акционерных обществ. 8) Рабочий
    был уволен за прогул без уважительной
    причины. 9) На научном семинаре автор
    изложил главную суть этой книги. 10)
    Инициатором и зачинателем движения
    является экономическая ассоциация.

  4. Вариант:
    1) На строительные объекты бесперебойно
    доставляются строительные материалы.
    2) Рождество я отмечал у коллег по работе.
    3) Дайте сообщение в газету о свободных
    вакансиях. 4) Гостям подарили памятные
    сувениры. 5) Многие из участников встречи
    познакомились друг с другом. 6) Резюмируя,
    можно кратко обобщить: предпринята
    очередная попытка скомпрометировать
    нашу фирму. 7) Большая часть поступивших
    овощей погибла зря. 8) Его первый дебют
    был удачным. 9) Здание будет украшать
    витраж из цветного литого стекла. 10)
    Комплекс нерешенных проблем надо решать
    комплексно.

  5. Вариант:
    1) Согласно этому соглашению мы должны
    добиться таких показателей, которых
    еще никогда не показывали. 2) Хочу
    коснуться еще одного момента, касающегося
    доверия избирателей: предпринимаемые
    нами меры ни в коей мере не должны
    подрывать доверия к государственным
    учреждениям. 3) Цена пребывания в этой
    больнице не финансируется государством.
    4) Изысканные и вкусные деликатесы из
    свежей рыбы могут отведать посетители
    нашего ресторана. 5) Необычный феномен
    могли наблюдать жители нашего города
    в минувшее воскресенье. 6) Толпа людей
    ворвалась в здание. 7) Лично я с этим не
    согласен. 8) Загрязнение атмосферного
    воздуха — животрепещущая и актуальная
    проблема нашего современного века. 9)
    Наша страна, которая еще недавно была
    передовым авангардом всемирного
    движения за мир, не может урегулировать
    кровопролитие на Северном Кавказе. 10)
    Меня поразил внутренний интерьер дома.

Задание
4.
Исправьте
ошибки, связанные со смешением паронимов.
При выполнении задания пользуйтесь
толковыми словарями
.

  1. Вариант:
    1) Ее объяснение было очень доходным.
    2) Порошковая металлургия – современная
    эффектная технология. 3) Славу Н.
    Караченцову принесла заглавная роль
    в спектакле «Юнона» и «Авось», где он
    создал образ графа Резанова. 4) В новых
    кварталах города находятся самые
    высотные дома. 5) После ссоры между
    бывшими приятелями установились
    вражеские отношения. 6) Искусство влияет
    на рост культурности человека. 7) Он
    начал с маленького, но со временем
    достиг больших успехов. 8) У нее совершенно
    нет тактики: своими вопросами она
    поставила меня в смешное положение. 9)
    Учитель принужден был еще раз объяснить
    новый материал. 10) Большим достоинством
    этого произведения является выразительный,
    калорийный язык.

  2. Вариант:
    1) Перемены в нашей жизни, прошедшие за
    последние годы, очевидны для каждого
    из нас. 2) Универсальный стиральный
    порошок также употребляется для мойки
    посуды 3) Артист завоевал признательность
    зрителей. 4) При решении этой проблемы
    потребовались экскурсии в математику
    и биологию. 5) Грипп очень заразителен,
    поэтому его нельзя переносить на ногах.
    6) Боец не вздрогнул перед опасностью.
    7) На конференции обсуждался вопрос о
    наиболее эффектных методах преподавания.
    8) Он принес в это чувство оттенок чего-то
    фальшивого. 9) Путешественникам пришлось
    немного изменить маршрут, чтобы в
    ближайшем городе пополнить запасы
    продукции. 10) Утверждая документацию,
    директор ставит свою роспись.

  3. Вариант:
    1) Большинство студентов смогли ответить
    на вопрос, данный преподавателем. 2) В
    жаркий день приятно походить по теневым
    аллеям. 3) Мы живем в одном доме, но на
    различных этажах. 4) Студентами
    представлена полная свобода в выборе
    темы курсовой работы. 5) Командировочный
    уже выполнил задание полностью. 6)
    Учреждения коммуны являлись одновременно
    и законодательными и исполняющими
    органами. 7) В семье человек получает
    первые ценовые установки. 8) Ценная
    политика фирмы рассчитана на привлечение
    покупателей с разными доходами. 9)
    Правильная экономичная политика
    правительства приведет к расцвету
    государства. 10) Эта аудитория не
    приспособлена для длинных лекций.

  4. Вариант:
    1) Состоялся нелицеприятный для меня
    разговор с начальником. 2) Оплатите,
    пожалуйста, за проезд. 3) В моей жизни
    это было самое памятливое событие. 4)
    Этот молодой депутат сумел сыскать
    доверие у горожан. 5) Голодовка поможет
    вашему организму вывести вредные шлаки.
    6) Этот человек был полный невежа в
    вопросах искусства. 7) Отчет предоставляется
    в двух экземплярах. 8) Ученый стоял у
    источников ракетостроения.9) Членов
    правительства нельзя будет призывать
    к уголовной ответственности. 10) Он знает
    очень много интересного и очень понятливо
    рассказывает.

  5. Вариант:
    1) По-прежнему ненавидят облаченных
    властью. 2) Его исполнительный талант
    был высоко оценен критикой. 3) Администрация
    приняла эффективные меры. 4) Эти
    потребительные продукты не пользуются
    потребительным спросом. 5) Верховенство
    права и закона – общий и заглавный
    принцип правого государства. 6) Отсутствие
    научно основанных механизмов
    прогнозирования, оценки рынка труда
    привело к дисбалансу в этих сферах. 7)
    Следовало бы поставить задачу
    повсеместного создания демократичных
    органов самоуправления. 8) Нужно проявлять
    терпеливость к недостаткам близких
    людей. 9) Слово было представлено
    народному депутату Иванову. 10) Молодым
    представлены все возможности для
    получения образования.

Задание
5.
Выберите
из слов, данных в скобках, подходящий
пароним.

1.
Это наказание носит чисто (воспитательский,
воспи­тательный) характер. 2. Работая
в системе профсоюзов, он занимал
(выборочный, выборный) должности. 3. Он
дал нам настолько (дипломатичный,
дипломатический) ответ, что мы даже не
рассердились на него. 4. В нашем клубе
часто бывают (драматический, драматичный)
постановки. 5. Он дал мне (дружественный,
дружеский) совет. 6. У (запасный, запасливый)
человека всегда есть нужный инструмент.
7. Осторожно, во дворе (злостный, злой)
собака. 8. Его (исполнительный,
ис­полнительский) талант был высоко
оценен критикой. 9. (Кри­тичный,
критический) анализ этого исследования
был не очень (критичный, критический).
10. Мы не поняли, почему он так поступил,
и не считаем его действия (логичный,
логический). 11. Он привык работать без
надрыва (методически, мето­дично),
четко выполняя все (методический,
методичный) реко­мендации. 12. К моему
пребыванию в этом учреждении относятся
(нестерпимо, нетерпимо), это уже стало
для меня (нетерпимый, нестерпимый). 13.
Мы с вами должны собраться и (оговорить,
обговорить) те вопросы, которые не были
(оговорены, обговорены) в соглашении.
14. Эти (потребительный, потребительский)
продукты не пользуются (потребительный,
потребительский) спросом. 15. Прошу
(представить, предоста­вить) мне
очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего
месяца. 16. Я собираюсь (представить,
предоставить) свою работу на конкурс.
17. Думаю, что ваши планы не могут считаться
(реалистический, реалистичный). 18. Все,
кто поедет с нами на катере, должны
надеть (спасательный, спасительный)
жилеты. 19. Надо (тактически, тактично)
намекнуть ему, что он не должен сам
принимать столь ответственные
(тактический, тактичный) решения. 20.
Андрей — человек (удачный, удач­ливый),
а сегодняшний день был для него особенно
(удачный, удачливый). 21. Я посмотрел ваш
(фактический, фактичный) материал и
нахожу его не очень (фактический,
фактичный). 22. Он проявил (хозяйственный,
хозяйский) заинтересованность в решении
этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.

Задание
6.
Выберите
нужное слово из данных в скобках.

1.
Гражданам, не обеспеченным жильем по
установленным нормативам, государство
должно помочь, развивая строитель­ство
домов государственного жилищного фонда
для бесплат­ного (представления,
предоставления) квартир нуждающимся.
2. Верховенство права и закона — общий и
(главный, заглав­ный) принцип правового
государства. 3. Все, что касается трудностей
нового дела в многоукладном сельском
хозяйстве, (отписано, описано) в современных
публикациях. 4. Заключи­тельный этап
анализа — определение (оборотливости,
оборот­ности) и эффективности операций.
5. Анализ финансового положения объединения
по экспортным операциям проводится на
основании данных бухгалтерской
(отчетливости, отчетности) по экспорту.
6. Отсутствие научно (основанных,
обоснованных) механизмов прогнозирования,
оценки рынка труда привело к известному
дисбалансу в этой сфере.

Задание
7.
Исправьте
в приведенных ниже предложениях ошибки,
заме­нив неправильно употребленные
слова близкими по значению.

1.
Создание социальной инфраструктуры в
районе дикто­валось только надобностью
поддержать промышленное произ­водство.
2. Прежняя практика создания и развития
предприя­тий крупной промышленности,
требующих огромных инвести­ций,
навечно ушла в прошлое. 3. В 1992 году
возможность выхода на внешний рынок
имели 400 предприятий и органи­заций
области, реализовали эту возможность
270 участников, зафиксированных
соответствующими органами. 4. Старые
по­рядки и прежние организационные
структуры уже отброшены. 5. Научные
работники периодически выезжали в самые
отда­ленные районы республики,
отыскивали художников-самоучек,
приобретали возделанные их руками
замечательные образцы народного
творчества. 6. Специалисты-свекловоды
увере­ны, что конечный эффект будет
значительным. 7. В этот день Марина,
которая осенью прошлого года стала
владелицей приза, была именинницей.

Задание
8.
Найдите
и исправьте в приведенных ниже предложениях
ошиб­ки, связанные с неправильным
употреблением синонимов
.

1.
В составах команд немало именитых
спортсменов, не раз добивавшихся отменных
результатов на соревнованиях. 2. Тогда
механизации было очень мало. 3. Учитель
обязан содействовать исправлению
допущенных родителями ошибок. 4. Этот
агрегат позволяет внушительно снизить
температуру соединения материалов. 5.
Труженики нашего цеха успешно осваивают
новую технику. 6. У нового агрегата
дежурит один из строителей его, аспирант
В.Е. Суханов. 7. Корпус и крыш­ка
шестеренной клети созданы из
модифицированного чугуна. 8. Выгода
массового производства блюд промышленными
методами способствует их удешевлению.
9. Его деятельность по распространению
билетов была отмечена.

Задание
9.
Укажите
случаи неоправданного употребления
стилистически сниженной лексики (слова
разговорные, просторечные, жар­гонные);
исправьте предложения
.

1.
Автор лучшего на выставке снимка –
заядлый охотник; он рассказал мне уйму
охотничьих историй, приключившихся с
ним, но пересказывать их дело безнадежное.
2. В портфелях творческих объединений
«Мосфильма» немало задумок, твор­ческих
заявок и уже сработанных сценариев. 3.
На предприя­тии систематически хромает
учет загрузки и использования
технологического оборудования. 4. На
собраниях не раз под­нимался вопрос
о моечной и раздатке. 5. Директор отдал
распоряжение перевести рабочих на
оплату по индивидуальной сдельщине. 6.
Рассчитывать на успех в первенстве
команда не может: надо прежде заиметь
хороших полузащитников, способных на
протяжении игры действовать от своей
штраф­ной до ворот противника,
техничных, настырных и напористых. 7.
Среди тройников лучше прыгнул Петров.
8. Мелкотоварный откорм завсегда убыточен.
9. Дело, конечно, не только в том, что свое
хозяйство мы ведем по науке.

Задание
10.
Здесь
приводятся фразы, взятые из научных
работ, докладов, газетных публикаций,
интервью на радио. Учитывая офицальный
характер речевых ситуаций: а) укажите
случаи «смешения стилей»,
прокомментируйте их; исправьте
предло­жения; б) найдите выражения,
которые относятся к «профес­сионализмам».
Уместно ли их употребление?

1.
Нормативных документов по приватизации
автору пришлось проанализировать аж
33 (включая Законы, указы и т.п.). 2.
Экономическая политика в настоящее
время все круче должна ориентироваться
на такие цели. 3. Решение этих задач не
осуществить кроме как созданием новых
систем хозяйст­вования. 4. Банковские
платежи стали застревать до трех
ме­сяцев. 5. Днями в Кремлевском дворце
открывается между­народный форум
«Мировой опыт и экономика России».
6. Вы хотите раскрепостить общество или
ловите кайф на сцене? 7. По наблюдению
автора настоящей работы, надобность
такого анализа и сейчас актуальна. 8.
Многого сейчас в бюд­жет не выжмешь!
9. Стало быть, угроза массовой незанятости
непосредственно связана с возможной
несогласованностью про­цессов
высвобождения, перераспределения и
трудоустройства. 10. Сейчас важно
задействовать в качестве ключевого
челове­ческий фактор. 11. Подвижки
могут появиться уже к следую­щему
году. 12. Сельские товаропроизводители
вынуждены отвлекать прибыль на покрытие
стоимости реализованной, но не оплаченной
по не зависящим от них причинам продукции.
13. Не убоявшись прессинговой политики,
депутаты дали отлуп центру, приняв
специальное постановление, подтверждающее
суверенизацию субъекта Федерации.

Задание
11.

Определите значения следующих иностранных
слов из области политики и экономики.
Используйте словари иностранных слов.

Слово

Значение

Слово

Значение

Альянс

Менеджмент

Ареал

Меморандум

Бизнес

Мониторинг

Брифинг

Мораторий

Брокер

Нонсенс

Вакансия

Ноу-хау

Верификация

Остракизм

Дебитóр

Пабли́сити

Дайджест

Паритет

Демпинг

Презентация

Дивиденд

Пресс-релиз

Дилер

Ракурс

Имидж

Санация

Импи́чмент

Сертификат

Инновация

Стагнация

Ипотека

Статус

Консалтинг

Фиаско

Конъюнктура

Холдинг

Коррупция

Экспансия

Котировка

Эмбарго

Купюра

Юрисдикция

Ма́ркетинг

Лоббизм

Задание
12.
Укажите
речевые ошибки, связанные с употреблением
заимствований: а)
немотивированное
употребление заимствованных слов; б)
использование без учета их значения;
в) нарушение лексической сочетаемости;
г) совмещение стилей.

При выполнении
задания пользуйтесь словарями иностранных
слов.

1
Вариант:
1) Современная сибирская проза находится
в эпицентре актуальных забот и тревог
сегодняшнего человека. 2) Предлагаем
пролонгировать договор о проведении
конференции. 3) Редакция обладает
эксклюзивным правом на приобретение
рукописи. 4) По набережной двигалась
кавалькада автомобилей. 5) Особенно
пикантным было выступление П. 6) Среди
собравшихся превалировали представители
молодежи. 7) Когда играет «Спартак», на
трибунах стадиона всегда полный кворум.
8) На новогоднем вечере было немало
шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.
9) В последнем туре соревнований команда
нашей школы потерпела фиаско. 10)
Незабываемый прецедент произошел во
время поездки по Волге.

      1. Вариант:
        1) В ремонте здания имели место серьезные
        дефекты. 2) Оратор говорил очень
        напыщенно, что произвело на аудиторию
        негативный эффект. 3) Закон должен
        надежно защищать права тинэйджеров
        в России. 4) Разработан спектр механизмов,
        предназначенных для контроля за
        качеством изделий. 5) На предприятии
        использовалось более прогрессивное
        оборудование. 6) Стала очевидной
        нетождественность замыслов программы
        социальным условиям жизни. 7) Принятое
        решение следует квалифицировать как
        несовременное. 8) Депутаты должны быть
        вовремя информированы о повестке дня
        и времени начала работы. 9) В докладе
        были констатированы факты прямых
        нарушений регламента работы. 10) Многие
        дореволюционные интеллигенты, считавшие
        себя либералами, относились индифферентно
        к вопросам религии.

      2. Вариант:
        1) Кардинальный пункт расхождений
        между участникам дискуссии путем
        компромисса был сведен на нет. 2)
        Идентичное решение было принято
        студентами 2 курса. 3) В качестве
        свидетелей на суде фигурировали самые
        разнообразные люди. 4) Сравнение разных
        регионов с этой стороны может привести
        бизнес к решению не вступать в данный
        ареал. 5) Все сильнее ностальгия по
        прекрасному. 6) Каждая из гимнасток
        имеет хорошие ресурсы для улучшения
        своей спортивной формы. 7) Без «паблисити
        нет просперити», но некоторые бизнесмены
        игнорируют эту истину и не заботятся
        о рекламе. 8) Контингент студентов
        растет, и надо сказать еще об одном
        симптоме этого факта. 9 ) Эту ситуацию
        я пролонгирую на себя. 10) Кафе, бистро,
        как и ателье разного профиля, должны
        функционировать по субботам.

      3. Вариант:
        1) В магазине большой выбор квалитетной
        обуви. 2) Можно было бы привести армады
        цифр, характеризующих экономику
        страны. 3) Навстречу двигалась кавалькада
        машин. 4) В начале нового года магазин
        будет проводить эксклюзивные скидки
        на все товары. 5) Все аксессуары
        внутреннего интерьера выполнены на
        высоком художественном уровне. 6) В
        ресторане всегда аншлаг. 7) На площади
        некая политическая партия, желающая
        продвинуть в выборный орган своего
        кандидат, устраивала народное гуляние
        для электората.8) Надо выявить преференции
        данной категории населения. 9) Кто
        довел страну до криминалитета? 10) Нас
        просили репрезентовать некоторые
        материалы.

      4. Вариант:
        1) Какой смысл держать нас в течение
        восьми вечеров у голубых экранов в
        ожидании хеппи-энда? 2) В минувший
        уик-энд была обезврежена банда боевиков.
        3) Если вы не лимитированы во времени,
        приходите в наш салон. 4) Самоходное
        шасси – в том или ином амплуа – может
        работать весь год. 5) Не будем
        экстраполировать вопрос инфляции. 6)
        Мой друг купил недавно новый байк. 7)
        Идентичное решение было принято
        студентами второго курса. 8) Конкурс
        модельеров прошел под патронажем
        мэра. 9) На заседании обсуждались
        деструктивные последствия наводнения.
        10) Гостиница по воскресеньям приглашает
        на семейный бранч.

Задание
13.
Найти
ошибки, связанные с неправильным
употреблением фразеологизмов,
квалифицировать их. Записать предложения
в исправленном виде
.

  1. Вариант:
    1) Если давать всем сестрам по серьге,
    то распределение энергии будет
    несправедливым. 2) Кое-кто пытается
    вбить клины под отношения Таджикистана
    и Афганистана. 3) Получив с ворот поворот,
    фирмач обратился к другим поставщикам.
    4) На открытии нового телецентра его
    директор удовлетворенно заявил, что в
    полку журналистов прибыло. 5) В политике
    нельзя торопиться, иначе можно нарубить
    дрова. 6) Вольно-невольно кредиты пришлось
    возвращать. 7) Во главе угла партии
    поставили два вопроса. 8) Посетитель
    так и ушел несолоно нахлебавши. 9)
    Коммерческих магазинов сейчас прудом
    пруди. 10) Когда я узнал, что в здании
    сохранят булочную, у меня душа отлегла.

  2. Вариант:
    1) Он всегда считал своего соседа
    отъявленным врагом. 2) Думаю, что к этому
    документу приложил лапу не один бюрократ.
    3) Многие пенсионеры сейчас просто
    влачат лямку. 4) Если на нашем предприятии
    начнется ревизия, мы можем влипнуть в
    переплет. 5) Мне кажется он сослужил вам
    медвежью услугу. 6) Концерт цыганского
    ансамбля шел два часа. Прошел он с
    большим успехом и на одном духе. 7) Когда
    я вижу, что делают с плодородными землями
    у нас в районе, кошки рвут мне сердце.
    8) Старик любил рассказывать о своих
    приключениях. Мы, дети, бывало, садились
    возле него и, слушая его, просто
    развешивали порой рты. 9) От волнения у
    маленького певца язык ушел в пятки. 10)
    С тех пор их в наш дом калачом не позовёшь.

  3. Вариант:
    1) Мы за нашим директором как за каменной
    спиной. 2) Отвечая на вопросы о причинах
    ухода со своего поста, министр сказала:
    «Я хотела чувствовать, что то, что я
    делаю не мартышкин труд». 3) Сейчас в
    парламенте все более и более сторонников
    выпускать пар в стране. 4) После неудачного
    окончания торжеств художественный
    директор программы объяснял, что
    праздник этот был спущен сверху. 5)
    Результаты уборочной кампании позволяют
    нам утверждать: реформы на селе пущены
    на самотек. 6) Выезды журналистов на
    передовую линию фронта осуществлялись
    регулярно. 7) Какую цель лелеяли депутаты,
    принимая решение о бюджете на будущий
    год? 8) Иногда на прием к директору
    приходят рабочие и начинают качать
    права. 9) В толпе послышалось: «Всех этих
    бюрократов нужно убивать без зазрения
    совести». 10) Вопрос о топливе сложный
    и просто так забросать его шапками
    нельзя.

  4. Вариант:
    1) Старушка, видимо, устала, она шла все
    медленнее, на одном дыхании. 2) «Белая
    ворона» — так иногда называют человека
    совестливого, не равнодушного к тому,
    что плохо лежит. 3) Результаты эксперимента
    превзошли наши ожидания: практически
    погибла большая часть подопытных
    кроликов. 4) За давностью лет у нас
    сложился дружный коллектив. 5) «Ботинки,
    — учил нас воспитатель, — нужно чистить
    с вечера, чтобы утром надевать их на
    свежую голову». 6) Тяжелый труд механизатора
    раньше времени уводит его в могилу. 7)
    Что тут греха скрывать, деньги, посланные
    по почте, идут долго. 8) Услышав неожиданную
    весть, мы не знали, как реагировать, у
    нас буквально глаза полезли на затылок.
    9) Первые же бомбардировки заставили
    нас задуматься. Скрепя душу мы собрали
    вещи и тронулись в дорогу. 10) Сыр-бор в
    основном развернулся из-за намерений
    городских властей закрыть стадион.

  5. Вариант:
    1) Информация о внезапном изменении
    курса акций поставила все банки врасплох.
    2) Работница паспортного стола оказалась
    женщиной невоспитанной и довольно
    грубой. Нервы она нам потратила. 3) Он
    не пускал туман в глаза. 4) Базаров
    работал не складая рук. 5) Он не откладывал
    дела в длинный ящик. 6) Вся страна от
    малого до великого поднялась на борьбу
    с врагом. 7) Хватит воду в ведре толочь!
    8) Ему посчастливилось родиться под
    счастливой луной. 9) Что ни говори, он
    продолжает гнуть своей линией. 10) Учитель
    сказал, что теперь он нас будет держать
    ежовыми рукавицами.

Задание
14.
Среди
приведенных ниже предложений отметьте
такие,
в
которых имеются нарушения логичности
речи
.
Внесите необходимые исправления.

1.
За последнее время у нас увеличилось
количество автопроисшествий по вине
владельцев частных машин, что
свидетельствует о росте нашего
благосостояния. 2. Моя мама работает
завскладом. Она относится к работе
добродушно. Всегда на работу приходит
вовремя, никогда не ссорится с рабочими.
3. Стройность
системы нарушилась благодаря
неорганизованности группы. 4. Букет из
одного тюльпана стоит 6 рублей. 5. Борщ
из свежей капусты, вегетарианский, с
мясом и сметаной (Из меню в столовой).
6. «Что это там такое?» –
затаив дыхание, удивленно спрашивали
собравшие в зале Дворца строителей. 7.
«Странно, но я где-то уже видел ваше
лицо» –
«Действительно странно, ведь я всегда
ношу его с собой». 8. Поливальная установка
уже пущена в работу: взметающиеся вверх
рано утром длинные струи воды не
опускаются до позднего вечера, поливая
луг с высеянными на нем многолетними
травами. 9. Окончание курсов в правовом
отношении не приравнивается к высшим
и средним учебным заведениям. 10. Необходимо
сравнить результаты, полученные при
третьем обследовании, с предыдущими
обследованиями.

Задание
15
Укажите,
какие из словосочетаний закрепились в
языке и стали допустимыми, а какие
воспринимаются как избыточные и не
соответствуют языковой норме.

1. Информационное
сообщение, вечерняя серенада, травматическое
повреждение, хронометраж времени,
экспонаты выставки, народный фольклор,
свободная вакансия, прейскурант цен,
для проформы.

2.
Автобиография жизни, монументальный
памятник, мизерные мелочи, коллега по
профессии, габаритные размеры, ведущий
лидер, внутренний интерьер, движущий
лейтмотив, демобилизация из армии.

3.
Необычный феномен, реальная действительность,
период времени, огромная махина, ответная
контратака, прогрессировать вперед,
мемориал памяти, странный парадокс,
временной цейтнот.

Задание
16.
Найдите
речевые ошибки в следующих предложениях,
исправьте их.

1.
Пора подвести результаты встречи: наша
команда впереди. 2. Дано указание оплатить
командировочные по но­вому тарифу.
3. На протяжении тридцати лет Афанасьев
выполнял роль кладовщика и экспедитора.
4. Представленные хозяйственными службами
мероприятия нуждаются в дополни­тельных
обоснованиях и рабочей силе. 5. Большая
половина игры проходила у ворот команды
«Заря». 6. Нельзя не сказать несколько
радушных слов и о наших строителях. 7.
Первая трудность произошла со
стройматериалами. 8. Подавляющее
количество командных встреч проходило
в упорной борьбе. 9. В книге обширно
излагается и рассматривается программный
материал для успешного проведения
занятий на заочном отделении. 10. Более
глубокое значение стал придавать молодой
специалист технике, его требования к
сохранению техники усилились. 11. Особое
внимание на конгрессе было отведено
проблемам молодежи.

Задание
17.
В
приведенных ниже предложениях устраните
плеоназмы
(лишние
слова).

1.
Судьба этих людей похожа одна на другую,
как две капли воды. 2. Переговоры подошли
к своему концу. 3. На ферме было выведено
25 тысяч штук цыплят. 4. В некоторых
комнатах совершенно не застеклены
форточки. 5. У московского «Спартака»
более лучшее соотношение забитых и
пропущенных мячей. 6.
Данный участок берега нуждается в его
закреплении. 7. Между нами установилось
дружное взаимное понимание. 8. В мастерской
занимаются выявлением, учетом и
использованием имеющихся в наличии
резервов. 9. Основной и самой главной
задачей в работе Госавтоинспекции была
и остается борьба с дорожно-транспортными
нарушениями. 10. Нам мало на подготовку
полчаса времени.
Отметьте случаи
лексического плеоназма, а также стечения
однокоренных слов и отредактируйте
фразы. 11. Территориальные образования
в недавнем прошлом не просто игнорировались,
а вообще не принимались во внимание.
12. К тому же право подписи под документом
– исключительная прерогатива префекта,
что исключает возможность сделки. 13.
Реформа ведется при одновременном
сосуществовании ста­рых и новых
структур управления. 14. Последним
остатком сво­бодной торговли являются
стихийные базары. 15. В состав структуры
вошли: страховая компания, гостиничная
фирма, социальная фирма. 16. К вышеизложенному
следует добавить о значении роли, которую
сыграл закон монополистического
раз­вития. 17. Если это гипотетически
предположить, то ситуация видится в
ином свете. 18. Мы добились столь высоких
хороших результатов. 19. Пресса высоко
позитивно оценивает результа­ты
выборов.

Задание
18.
Исправьте
предложения, в которых допущена тавтология
(скрытая и явная).

1.
Впереди лидировал по-прежнему Миронов.
2. Словом,
я передаю почти дословный рассказ
начальника порта Находка. 3. Проливной
ливень заставил нас спрятаться под
навес. 4.
Быстрое развитие города историки
объясняют тем, что здесь сходились
перепутья важнейших торговых путей. 5.
Судя по тем находкам, которые они нашли,
уже есть веские доказательства в пользу
этой гипотезы. 6.
Продолжительность процесса горения
длится несколько часов. 7. Здание украшают
витражи из цветного стекла. 8. Было
принято решение собрать профсоюзное
собрание. 9. В прошлое воскресенье жители
Уфы наблюдали необычный феномен.
10.
На первой странице нарисован рисунок,
изображающий женщину с портфелем.

Задание
19.
Нередко
газетные публикации, рассчитанные на
определенный круг читателей, пестрят
жаргонными словечками, неологиз­мами,
вульгаризмами. В них можно найти
преднамеренный штампы, нарушения
лексической сочетаемости, а иногда и
просто безграмотные выражения. Прочитайте
отрывки из публикации в газете «Московский
комсомолец», найдите в них нарушения
нормативного словоупотребления,
объясните, в чем они состоят, есть ли у
них стилистическое задание, и попытайтесь
«перевести» оригинальный текст на
общелитера­турный язык, соблюдая
нейтральный стиль речи
.

«Секретный
ужин в «Карусели»

С
джазом в стране напряженка. Поэтому
открывающий­ся сегодня в известном
диско-клубе «Карусель» на Тверской
джаз-клуб по всем параметрам тянет на
«новость дня».Клуб «Карусель»
энергично и заметно внедрился в ночной
досуг Москвы и старается похвально
разнообразить свою деятельность. К
примеру, те из любителей музыки и близкого
разглядывания звезд, кто по выходным
занят непосильным трудом и служебными
обязанностями, теперь вполне могут
приобщаться к творчеству любимцев в
будние, так сказать, ночи. Идея «клубных
дней», в свою очередь, заметно расши­ряет
диапазон музыкальных вкусов. Дебютирующий
сегодня джаз-клуб — только первое
начинание из этой серии…

Завтра
еще одна и, похоже, самая волнующая
премьера -«День звезды». Имеется в
виду, что некая любимая пиплом супер-стар
будет не только веселиться на сцене, но
и в форме непринужденного общения
присоединится к культурному досугу
граждан. А кому, скажите, не охота
поболтать «за жизнь» за рюмочкой,
так сказать, чая, например, с Ириной
П-ской, кото­рую уже давно величают
«Леди Каруселью»: так она любит это
место за «интеллигентные лица, уют и
покой». Неплохо себя чувствует здесь
и Наталья В-ская, неоднократно высту­павшая
в традиционных по уик-эндам сборных
программах, а теперь серьезно раздумывающая
о собственном сольнике в «День звезды».
Борис М-ев же — тот просто учинил
собст­венный день рождения и выпустил
потом телепрограмму «Карусель моей
судьбы»…

Однако
собственно «День звезды» завтра
вечером будет открывать группа «Секрет»,
давно уже не радовавшая Моск­ву своими
песнями, бодрым духом и юморными
приколами. Похоже, что на «Секрет»ном
ужине случатся и некоторые творческие
откровения, о которых «ЗД» обязательно
расскажет

Контрольная  работа №2.

Тема: «Лексика и фразеология».

I вариант.

Задание 1.

  • Дайте определения основным понятия
    лексики (лексика, лексическое и грамматическое значение слова).
  • Перечислите известные вам средства
    художественной выразительности речи. Дайте характеристику понятиям
    «метафора», «эпитет», «Оксюморон» Приведите примеры словосочетаний или
    предложений, в которых встречаются вышеперечисленные средства
    выразительности.

Задание 2.

Найдите ошибки в предложениях. Перепишите
в исправленном варианте.

1.     
Нерадивый
студент молчал у доски как рыба об лед.

2.     
 Гневные
слова председателя горели ярким огнем на фоне прочих выступлений.

3.     
  Авторитетная
жюри признала эту работу правильной.

4.     
 Небо было
затянуто сплошным серым облаком.

5.     
Друзья,
попробуем оглянуться в будущее.

Задание 3.

Составьте синонимический ряд со словами:

Беседа,
кто-то, учебник.

Задание 4.

Подберите антонимы к словам:

лентяй,
свет, сочувствие, сентиментальный.

Задание 5.  Спишите текст.
Найдите средства художественной выразительности, подчеркните их, над словом
укажите вид при помощи условных обозначений: М – метафора, Э – эпитет, О –
олицетворение, ОКС. – оксюморон, Г – гипербола, Л – литота, МЕТ – метонимия, АС
– ассонанс, АЛ – аллитерация.

Какую роль играют средства выразительности
в этом тексте?

Звезда
полей во мгле заледенелой,

Остановившись,
смотрит в полынью.

Уж
на часах двенадцать прозвенело,

И
сон окутал родину мою…

Звезда
полей! В минуты потрясений

Я
вспоминал, как где-то за холмом

Она
горит над золотом осенним,

Она
горит над зимним серебром…

Задание 6.

Замените данные фразеологизмы синонимами
или близкими по значению выражениями. С одним фразеологизмом составьте  сложное
предложение.

Плечом к плечу, ловить ворон, гнуть спину,
в мгновение ока, на краю света.

Задание 7.

Рассмотрите нижеприведенные слова:

Холодный, зверь, ломаться.

Придумайте с этими словами словосочетания
или предложения таким образом, чтобы было понятно их значение.

Например: Лестница. 

 Ступеньки лестницы
привели нас на чердак. Он быстро взлетел по карьерной      лестнице.

II вариант.

Задание 1.

  • Дайте определение синонимам.
    Приведите примеры. Составьте синонимические ряды со словами: бежать,
    глаза, улыбаться, красивый.
  • Фразеологизмы (дать определение,
    привести примеры, какую роль играют фразеологизмы в речи?).

Задание 2.

Найдите ошибки в предложениях. Перепишите
в исправленном варианте.

1.     
Открытие
уранового месторождения играло огромное значение в жизни нашей страны.

2.     
Дипломант
победил в конкурсе «Лучший по профессии бухгалтерии».

3.     
Молчалин
оказался хитрым лисой.

4.     
 Каменщик
такую домину отстроил своему другу. 

5.     
Очень
рано я понял, что биология – завлекательная наука.

Задание 3.

Составьте синонимический ряд со словами:

халатный,
гибкий, рассказ.

Задание 4.

Подберите антонимы к словам:

лентяй,
свет, прилежный, моральный.

Задание 5.  Спишите текст.
Найдите средства художественной выразительности, подчеркните их, над словом
укажите вид при помощи условных обозначений: М – метафора, Э – эпитет, О –
олицетворение, ОКС. – оксюморон, Г – гипербола, Л – литота, МЕТ – метонимия, АС
– ассонанс, АЛ – аллитерация.

Какую роль играют средства выразительности
в этом тексте?

И каждый вечер в час назначенный         

(иль это только снится
мне?),                 

Девичий стан, шелками схваченный,       

В туманном движется
окне                     

И странной близостью закованный,

Смотрю на темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль…

Задание 6.

Замените данные фразеологизмы синонимами
или близкими по значению выражениями. С одним фразеологизмом составьте  сложное
предложение.

Обвести вокруг пальца, встанем грудью,
намылить голову, человек с большой буквы, молоко на губах не обсохло.

Задание 7.

Рассмотрите нижеприведенные слова:

Запрягать, светлый, удар.

Придумайте с этими словами словосочетания
или предложения таким образом, чтобы было понятно их значение.

Например: Лестница. 

 Ступеньки лестницы
привели нас на чердак. Он быстро взлетел по карьерной      лестнице.

III вариант.

Задание 1.

o   Дайте
характеристику антонимам. Приведите примеры.

o   Омонимы и
многозначные слова. Дайте характеристику каждому понятию.  Чем омонимы
отличаются от многозначного слова, приведите примеры.

Задание 2.

Найдите ошибки в предложениях. Перепишите
в исправленном варианте.

1.     
Скоропостижный
ответ студента привел к досадной ошибке.

2.     
 Если человек будет помогать церкви, он будет
развивать, отстаивать нашу духовную часть.

3.     
 Алеше бабушка представлялась добрым
волшебником.

4.     
 У партизан
уже не было гранат и патрон.

5.     
Автор
по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни общества.

Задание 3.

Составьте
синонимический ряд со словами:

случайный,
разговаривать, оригинальность.

Задание 4.

Подберите антонимы к словам:

культурный,
свобода, сопереживание, роскошь.

Задание 5.  Спишите текст.
Найдите средства художественной выразительности, подчеркните их, над словом
укажите вид при помощи условных обозначений: М – метафора, Э – эпитет, О –
олицетворение, ОКС. – оксюморон, Г – гипербола, Л – литота, МЕТ – метонимия,
АС –
ассонанс, АЛ – аллитерация.

Какую роль играют средства выразительности
в этом тексте?

Как обещало, не обманывая,            Оно
покрыло жаркой охрою

Проникло солнце утром рано         
Соседний лес, дома поселка,

Косою полосой шафрановою          Мою постель,
подушку мокрую,

От занавеси до дивана.                  И
край стены за книжной полкой.

Задание 6.

Замените данные фразеологизмы синонимами
или близкими по значению выражениями. С одним фразеологизмом составьте  сложное
предложение.

Абсолютный ноль, светлая личность, ума
палата, лицом к лицу, белая ворона.

Задание 7.

Рассмотрите нижеприведенные слова:

Звезда, штат, зевать.

Придумайте с этими словами словосочетания
или предложения таким образом, чтобы было понятно их значение.

Например: Лестница. 

 Ступеньки лестницы
привели нас на чердак. Он быстро взлетел по карьерной      лестнице.

IV вариант.

Задание 1.

  • Перечислите известные вам средства
    художественной выразительности речи. Дайте характеристику понятиям
    «олицетворение», «эпитет», «Оксюморон» Приведите примеры словосочетаний
    или предложений, в которых встречаются вышеперечисленные средства
    выразительности.
  • Дайте характеристику антонимам.
    Приведите примеры.

Задание 2.

Найдите ошибки в предложениях. Перепишите
в исправленном варианте.

  1. Если человек будет помогать
    церкви, он будет развивать, отстаивать нашу духовную часть.
  2.  Лингвистика – одна из наук,
    которая профилирует в современном обществе.  
  3. Мне безапелляционно не
    нравится эта галерея.
  4.  В ихнем классе все учатся
    хорошо.
  5. Обе линии сюжета развиваются
    параллельно, взаимно пересекаясь.

Задание 3.

Составьте синонимический ряд со словами:

благородный,
гулять, хороший.

Задание 4.

Подберите антонимы к словам:

моральный,
прилежный, авторитетный, тут.

Задание 5.  Спишите текст.
Найдите средства художественной выразительности, подчеркните их, над словом
укажите вид при помощи условных обозначений: М – метафора, Э – эпитет, О –
олицетворение, ОКС. – оксюморон, Г – гипербола, Л – литота, МЕТ – метонимия, АС
– ассонанс, АЛ – аллитерация.

Какую роль играют средства выразительности
в этом тексте?

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность,
безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора, —

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Задание 5.

Замените данные фразеологизмы синонимами
или близкими по значению выражениями. С одним фразеологизмом составьте  сложное
предложение.

Не робкого десятка, пересчитать по
пальцам, в поте лица, как снег на голову, мухи не обидит.

Задание 7.

Рассмотрите нижеприведенные слова:

Застыть, масса, зеленый..

Придумайте с этими словами словосочетания
или предложения таким образом, чтобы было понятно их значение.

Например: Лестница. 

 Ступеньки лестницы
привели нас на чердак. Он быстро взлетел по карьерной лестнице.

1.5. Фразеология.
Задание 1.Составьте фразеологизмы, используя слова для справок.

Несусветный, неизгладимый, тертый, семимильный, круглый, глухой; потупить, бряцать, коротать, вскружить, таращить.

Для справки: глаза, след, чушь, шаги, дурак, голова, взор, калач, тетерев, время, оружие.
Задание 2.Спишите данные предложения, вставляя на месте пропусков слова из фразеологизма.

1. Весь народ от мала до …. поднялся на борьбу с захватчиками.2. Нерадивый студент ничего нового добавить не мог и переливал из пустого в …. то, о чём только что говорил. 3. В тот сентябрьский день мы промокли до …, и половина группы подхватила простуду. 4. Жил-был паренёк, звёзд с … не хватал, но и простаком не считался. 5.Новенькая девочка выглядела … вороной на фоне всех остальных детей: она вечно витала в … и казалась не от … сего.
Задание 3. Найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1) Нерадивый студент молчал у доски как рыба об лёд. 2) Экскурсия остановилась у памятника А.С. Пушкину, который стоял с протянутой рукой, как бы обращаясь к народу.3) Гневные слова председателя горели ярким огнём на фоне прочих выступлений.4) Открытие уранового месторождения играло огромное значение в жизни нашей страны.5.) Это было дело десятое, которое никак не могла закрыть прокуратура. 6) Юное дарование, доведя непонятливую бабушку до белого колена, с победоносным видом отправилось восвояси.
Задание 4. В приведённых предложениях найдите трансформированные фразеологизмы. Определите, каким образом изменён вид фразеологического оборота и как изменилось от этого его значение.

1. Я был, как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком (С.Есенин).2. Бухгалтер, видя, что железо горячо, стал его ковать (И.Ильф, Е.Петров). 3. На небе ни облачка, а луна светит во всю ивановскую (А.Чехов).4. Любим свою толочь воду в своей ступе (В.Маяковский). 5. Он делал из мухи слона и потом устраивал охоту на слонов (Д.Заславский).6.Ни к городу ни к селу – езжай, мой сын, в свою страну, — В край – всем краям наоборот! (М.Цветаева).

Задание 5.Определите значения следующих фразеологизмов:

не в своей тарелке, терять время, медвежья услуга, вывести из терпения, сгореть со стыда, без руля и без ветрил; подавать надежды, ума палата, на мякине не проведёшь, собаку съел, за тридевять земель.
Задание 6. Сгруппируйте парами фразеологизмы по значению.

1.Во все лопатки, поминай как звали, ни рыба ни мясо, шагу негде ступить, вилами на воде написано, ни за какие блага, один на один, от доски до доски, куры не клюют.

2.Бабушка надвое сказала, ни то ни сё, хоть пруд пруди, яблоку негде упасть, ни за что на свете, от корки до корки, с глазу на глаз, и след простыл, как угорелый.
Задание 7.С данными словосочетаниями составьте по два предложения:

А) чтобы сочетание употреблялось в прямом смысле;

Б) чтобы сочетание употреблялось в роли фразеологизма.

Гладить по головке, кормить завтраками, ходить на цыпочках, сесть в лужу, намылить шею, выйти из строя, связать руки.

Задание 8. Найдите в предложенных текстах ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их.

1. Анатомия имеет важную роль в подготовке будущего медицинского работника.

2. Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.

3. Профессор микрохирургии решил с первой же лекции взять быков за рога, в результате чего напугал нас страшно.

4. Наши родители работали не покладая сил.

5. Медицина играла большое значение в его жизни.

6. Ткнул пальцами в небо.

7.Сосед из него все жилы сосёт.

8. Предварительный план играет большое значение при написании сочинения.

9. Большую роль в спортивной закалке имеет упорная тренировка, выдержка, упорство.
Задание 9. Укажите тип ошибки, связанный с неправильным упо­треблением фразеологизмов.

1. Тысячи русских людей сложили свои русые головы на Куликовской битве (школьное сочинение). 2. И я с пеной у рта и в лицах кидаюсь доказывать обратное («Соsmopolitan»). 3. Олег Николаевич знал всю его подноготную жизнь. 4. Ну хоть бейся о стенку! (Устная речь). 5. Милиционеры задержали мужика во всей его красе («Криминал»). 6. Этот поступок стал басней во язы­цех (школьное сочинение). 7. Их проект рассыпался, как мыльный пузырь (устная речь). 8. Режиссер Дмитрий Фикс, который съел собаку на «Старых песнях о главном», покажет историю про четырех барышень («Панорама-ТВ»). 9. Нельзя всех мерять под одну гребенку (устная речь). 10. Российское правительство еще не повернуло лицо к проблемам демографии. 11. В это время Н. А. Некрасов решил начать собственный журнальный бизнес (школьное сочинение). 12. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы (устная речь). 13. Эта история окутана кромешной тайной за семью печатями. 14. Перед продажей телевизоры бросают то в жар, то в холод (инструкция по экс­плуатации). 15. В этом движении важную скрипку играют правые силы. 16. Я привык отдавать себе полные отчеты (школьное со­чинение). 17. Этот двор я отлично знаю как свои пять пальцев.
Задание 10. Тест с выбором одного или нескольких вариантов ответов.
1. Укажите неверное утверждение

А) фразеологизмы – свободные сочетания слов;

Б) фразеологизмы придают речи живость и образность;

В) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

Г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

А) Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика.

Б) Я перемахнул через забор в какой-то сад.

В) Игрушкой золотой он блещет на стене.

Г) Она знала, что старуху ждут со дня на день.

Д) Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа.

Е) Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе.

3.Укажите фразеологизмы-синонимы к словосочетанию очень любить:

А) как свои пять пальцев; Б) яблоку негде упасть;

В) души не чаять; Г) проще пареной репы;

Д) носить на руках; Е) положа руку на сердце.

4.Найдите синонимические фразеологизмы:

А) во что бы то ни стало; Б) игра не стоит свеч;

В) ни слуху ни духу; Г) хоть караул кричи;

Д) себе дороже; Е)хоть волком вой;

Ж) кровь из носу; З) в воду канул.

5.Найдите антонимические фразеологизмы:

А) душа в душу; Б) засучив рукава;

В) играть на руку; Г) положа руку на сердце;

Д) вставлять палки в колёса; Е) кривить душой;

Ж) как кошка собакой; З) через пень колоду.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) вернуться к разбитому корыту; а) А.Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А.Чехов;

3) человек в футляре в) И. Крылов.

1.6. Словообразовательные нормы.
Задание 1. Укажите:

    1. Слова с нулевым окончанием.

Солидарность, стремление, преуспел, участвуя, шире, альпинист, байдарка, шоссе, преодолел, пре­врати.

    1. Слова, которые не имеют окончаний.

Статья, приобретя, вчера, дисциплина, табло, се­годня, ситуация, высушив, пенальти, двести.

    1. Слова с двумя приставками.

Воодушевить, вообразить, непобедимый, непо­грешимый, воссоединение, посоветовать, подейство­вать, озаглавить, озадачить, обнажить.

    1. Слова с двумя суффиксами.

Талантливый, оркестрантка, ремесленник, про­граммный, виртуозность, гостиница, типографский, печатать, авторство.

    1. Сложные слова.

Биография, ситуация, жизнеописание, проектировать, кинотеатр, поликлиника, мультивитамины, великолепный, радиопередача, безотчетный.

Задание 2. Найдите и выпишите слова, которые являются формами одного и того же слова.

  1. Драматург. Драматизм. Драматургия. Драма­тична. Драматичный.
  2. Трагедия. Трагедийность. Трагедийный. Тра­гедийна. Трагик.
  3. Конфликт. Конфликтный. Конфликтовать. Бесконфликтный. Конфликты.
  4. Романтическая. Романтичная. Романтик. Ро­мантичнее. Романтизировать.
  5. Комедийный. Комедийная. Комедия. Комеди­ант. Комедиантка.
  6. Мотивировка. Мотивировать. Мотивирован­ный. Мотив. Мотивироваться.
  7. Контраст. Контрастируя. Контрастный. Контрастность. Контрастно.
  8. Сатира. Сатирический. Сатирически. Сатирой. Сатирик.
  9. Анализ. Анализировать. Анализируемый. Про­анализировать. Анализирую.
  10. Театр. Театральный. Театрал. Театралка. Те­атральное.

Задание 3. Прочитайте текст. Выпишите выделенные слова и рядом запишите те, от которых они образовались.

Свечка

Горела свечка в старом подсвечнике, горела да и отгорела. Погасла. Кончилась.

— Какая она недолговечная! — весело сказал та­ракан, выползая из щели. — Мало пожила свечка.

— Да, она мало пожила, — сказал, вдохнув, ста­рый подсвечник. — Зато ярко горела. Многим от нее было светло и радостно.

Ничего на это не ответил таракан, уползая к себе в щель, потому что в подсвечник вставили новую свечку и зажгли. А таракан не любил света и боял­ся его.

(Е. Пермяк)

Задание 4. Прочитайте и определите, каким способом образованы выделенные слова.

1.Считаться специалистом. 2. Назначить дежур­ного. 3. Любимое мороженое. 4. Навестить больно­го. 5. Беседа с присутствующими. 6. Благодаря прилагаемым усилиям. 7. Разговаривать стоя. 8. Прошлогодние листья. 9. Нижеподписавшиеся члены комиссии.
Задание 5.Определите, какое слово не является однокоренным в каждом ряду слов, и выпишите его.

      1. Консервный. Консервирование. Консервация. Законсервировать. Консерватория.
      2. Температура. Темперамент. Темпераментный. Темпераментно. Темпераментность.
      3. Секретарь. Секретарша. Секрет. Секретариат. Секретарский.
      4. Участковый. Участвовать. Участие. Участли­вый. Участник.
      5. Почта. Почтальон. Почтамт. Почтовый. По­чтенный.
      6. Сторожевой. Сторожить. Старожил. Сторожи­ха. Посторожить.
      7. Автор. Авторитет. Авторский. Авторство. Со­автор.

Задание 6. Исправьте словообразовательные ошибки:

  1. «Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из объявления в санатории).
  2. «Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете).
  3. «Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из отчета работников пищепрома).
  4. «На всех окружающих мой друг запоглядывал весело» (Из сочинения ученика).
  5. С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины распада семьи Головлёвых.
  6. От самодурности Дикого страдают не только домочадцы, но и горожане.
  7. Печорин не раз проявлял бесстрашность.
  8. Равнодушество охватило Евгения.
  9. Успех первых пьес значительно упрочнил положение драматурга.
  10. Не так-то легко сломить разбудившийся народ.
  11. Отряд, бессомненно, придёт вовремя.
  12. Необходимо воспитать самокритическое отношение к себе.
  13. Всю жизнь свою он стремился к богатости.
  14. Мастерская шьёт полушубочки.
  15. Больше всего меня потрясло погибание героя в конце романа.
  16. Раздражает его упрямость.
  17. Злопамятливность не украшает человека.

Задание 7. Расшифруйте следующие аббревиатуры:
АД, АКТГ, БА, ВИЧ, ГБ, ГОМК, ДНК, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ИМ, ЛФК, ОДН, ОРВИ, ОСН, ОЦК, РНК, СМЖ, СОЭ, СПИД, ССС, СТГ, УЗИ, УФО, ХАГ, ХПН, ХСН, ЦНС, ЧСС, ЧДД, ЭКГ, ЯМР.

Задание 8. Тест с выбором одного варианта ответа.

1. В каком термине содержится понятие «боль»:

А) кардиология; Б) цистоскопия; В) флеботомия; Г) дистрофия; Д) гидрофобия.

2. Найдите слово со значением «исследование»:

А) энцефалопатия; Б) гастроскопия; В) кардиография; Г) кардиограмма; Д) флеботомия.
3. Какое значение имеет словообразовательный элемент «филия»:

А) недостаток; Б) боязнь; В) склонность; Г) исследование; Д) расширение.
Задание 9. От каждого из географических наименований образуйте по два существительных, называющих по месту жительства лицо мужского пола (единственного числа) и группу лиц (существительное множественного числа).

Образец: Белград — белградец, белградцы.

Архангельск, Багдад, Белгород, Бишкек, Вена, Волгоград, Выборг, Вятка, Генуя, Дели, Екатеринбург, Камчатка, Курск, Индия, Люксембург, Нефтеюганск, Нью-Йорк, Орехово-Зуево, Пермь, Пхеньян, Санкт-Петербург, Сочи, Ставрополь, Таганрог, Тбилиси, Тель-Авив, Токио, Феодосия, Ханты-Мансийск.

Астра­хань, Баку, Варшава, Вологда, Иркутск, Калуга, Крым, Минск, Мурманск, Нижний Новгород, Париж, Псков, Полесье, Рига, Рим, Томск, Хабаровск, Кострома, Одесса, Омск, Сибирь, Харьков.
Задание 10. От данных слов образуйте существительные, называющие лиц противоположного пола (мужского или женского).

Образец: англичанин — англичанка, немка — немец.

Австралиец — …, армянка — …, башкирка — …, венгерка — …, грек — …, индеец — …, индус — …, казах — …, киргиз — …, кореец — …, поляк — …, серб — …, татарка — …, туркмен — …., эвенк — …

 Задание 11. Тест с выбором одного варианта ответа.

1. В каком ряду все слова однокоренные?

1) дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

2) кусать, закуска, вкусный;

3) воспитать, питание, подписка;

4) утроить, третий, трефовый.

2. В каком ряду во всех словах выделяется окончание?

1) прямиком, берегом, творогом;

2) одно, полотно, шестеро;

3) издавна, чиста, комната;

4) четыре, поверье, вскоре.

3. В каком ряду все слова не имеют окончания?

1) крюк, номер, насквозь;

2) мышь, здесь, четверо;

3) издавна, заново, лишь;

4) напрокат, самокат, вдоволь.

4. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

1) надеть, надежный, надпись;

2) надкостница, надтреснутый, надднепровский;

3) надежный, надбровье, надкусить;

4) надвинуть, надрезать, надводный.

5. В каком ряду во всех словах выделяется приставка под-?

1) подворотня, подкрылок, неподражаемый;

2) подреберье, подробный, неподкупный;

3) неподсудный, подлесок, подарок;

4) неподвластный, подследственный, наподдать.

6. В каком из данных слов есть приставка при- со значением неполноты действия?

1) приземистый; 2) пристать; 3) примитивный; 4) привстать.

7.Укажите предложение, в котором словообразовательная норма соблюдена:

1) Почему у вас проезд не заплачен?

2) Поклади книгу на стол.

3) Верить в мечту не возбраняется.

4) Сергеева всегда характеризовали профессионализм и экстраординарность.

8. Укажите предложение, в котором словообразовательная норма нарушена:

1) Среди военоначальников было много людей дворянского происхождения.

2) В начале весны в саду начинают цвести плодовые деревья.

3) Злопамятность не украшает человека.

1 Ответ






ответил

27 Янв, 22


от
Олеся9006_zn
БОГ

(158k баллов)



Ответ:

1)пристал как банный лист

2)что на уме, то и на языке

3)бьюсь как рыба об лед

4) надоел хуже горькой редьки

не имеет никакого значения/не играет ни какой роли

Объяснение:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свою тональность голоса на гитаре
  • Как составить жалобу на главного врача
  • Как найти относительную молекулярную массу алкана
  • Как составить бизнес план по выращиванию грибов
  • Как найти друзей с латвии