Добавить в «Нужное»
КПП обособленного подразделения
Если организация открывает обособленное подразделение и регистрирует его в налоговом органе, организации присваивается новый КПП (код причины постановки) по месту нахождения этого подразделения. Посмотрим, как присваивается КПП обособленному подразделению, как узнать КПП обособленного подразделения и какой КПП отражается в счете-фактуре по сделкам с обособленным подразделением.
Как присваивается КПП обособленному подразделению
Как получить КПП на обособленное подразделение? Этот код присваивается автоматически при постановке на учет организации (п. 7 Порядка и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утв. Приказом ФНС от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@):
- по месту нахождения ее обособленного подразделения. Подробнее о регистрации обособленного подразделения читайте в отдельной консультации;
- по новому месту нахождения обособленного подразделения, если место нахождения было изменено и оно расположено на территории, подведомственной другой налоговой инспекции.
КПП обособленного подразделения: как узнать
КПП, присвоенный организации по месту нахождения обособленного подразделения, указывается в свидетельстве о постановке на учет по форме N 1-1-Учет либо уведомлении о постановке на учет по форме N 1-3-Учет. Такое свидетельство выдается (направляется) организации в течение 5 рабочих дней после регистрации (п. 2 ст. 84 НК РФ).
КПП состоит из 9 цифр. Первые четыре цифры – код налоговой инспекции, в которой организация будет поставлена на учет по месту нахождения подразделения. Следующие две цифры – причина постановки на учет. При регистрации обособленного подразделения это следующие коды:
Вид регистрируемого обособленного подразделения | Пятая и шестая цифры КПП |
---|---|
Филиал | 43 |
Представительство | 44 |
Иное обособленное подразделение | 45 |
Кстати, ранее при постановке на учет обособленного подразделения коды причины постановки были другие (02-05, 31, 32).
Последние три цифры КПП – порядковый номер постановки на учет (п. 5 Порядка и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утв. Приказом ФНС от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@).
Таким образом, если организация впервые зарегистрировала обычное обособленное подразделение, к примеру, в налоговой инспекции N 2 по г. Москве (код 7702), то КПП будет 770245001.
А как определить КПП филиала? В этом КПП будут присутствовать цифры 43.
Как правило, присвоенный обособленному подразделению КПП указывается в платежных поручениях и в декларациях, подаваемых в инспекцию по месту регистрации подразделения.
Отметим, что узнать КПП обособленного подразделения по ИНН или узнать КПП по адресу обособленного подразделения невозможно.
Где можно узнать об обособленных подразделениях организации
Сведения об обособленных подразделениях в ЕГРЮЛ отражаются, только если эти подразделения являются филиалом или представительством (подп. «н» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Сведения об иных подразделениях в ЕГРЮЛ отсутствуют.
Иногда спрашивают, как узнать адрес обособленного подразделения. Увы, эти сведения также нельзя почерпнуть из ЕГРЮЛ.
КПП продавца в счете-фактуре обособленного подразделения
Если организация реализует товары (работы, услуги) через обособленное подразделение (то есть обособленное подразделение является продавцом), то в строке 2б «ИНН/КПП продавца» счета-фактуры нужно указать ИНН организации и КПП обособленного подразделения (Письмо Минфина от 18.05.2017 N 03-07-09/30038).
КПП в счете-фактуре обособленного подразделения покупателя
Если товары, работы, услуги закупает обособленное подразделение организации (то есть обособленное подразделение является покупателем), то в строке 6б «ИНН/КПП покупателя» счета-фактуры должен быть указан КПП этого обособленного подразделения (Письмо ФНС от 29.10.2019 N ЕД-4-15/22062@).
Условия возникновения обособленного подразделения
Согласно налоговым нормам, ОП – это любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Причем не важно, есть ли сведения о нем в учредительных документах компании <3>.
Для возникновения ОП обязательно наличие следующих условий:
- территориальная обособленность. То есть деятельность ведется по адресу, отличному от адреса организации, указанного в ЕГРЮЛ <4>. Значит, даже если подразделение и головная организация расположены в соседних зданиях и находятся в ведении одной налоговой инспекции, это может свидетельствовать о создании ОП <5>;
- оборудование стационарного рабочего места. В НК нет понятия «рабочее место», поэтому воспользуемся нормами Трудового кодекса <6>. Так вот, рабочим считается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя <7>. Это место должно быть оборудовано, то есть должны быть созданы условия (есть мебель, офисная техника, инструменты и т.п.) для выполнения работником своих трудовых обязанностей. Рабочее место будет стационарным, если оно создано на срок более 1 месяца <3>. При этом если организуется всего одно рабочее место вне места нахождения организации, это уже является достаточным основанием для признания ОП <8>;
- через ОП уже ведется деятельность <9>. Это значит, что сотрудник, который будет трудиться на оборудованном месте, принят на работу и приступил к своим обязанностям.
Внимание! При открытии филиала (представительства) компании-упрощенцы теряют право на применение спецрежима, в то время как создание обычного ОП на право применения упрощенки никак не влияет <11>.
А вот будет ли работник организации трудиться на этом рабочем месте постоянно или только периодически (например, вахтовым методом), для образования ОП не важно <10>. Ведь даже если сотрудники время от времени меняются, работают они все равно на одних и тех же стационарных рабочих местах.
Итак, ОП возникнет в тот момент, когда все перечисленные условия будут одновременно соблюдены.
С теорией разобрались, посмотрим, как ее применить в жизненных ситуациях.
Когда ОП точно не будет
Если какой-либо из вышеперечисленных признаков отсутствует, то ОП создавать не требуется. Например:
- разъездной характер работы сотрудников (водители, курьеры, торговые представители, страховые или рекламные агенты): они посещают другие организации, и стационарные рабочие места для них не создаются <12>;
- с работником заключен трудовой договор о дистанционной работе. При этом работник трудится вне места нахождения работодателя или его обособленного подразделения, вне стационарного рабочего места, контролируемого работодателем, и взаимодействует с работодателем дистанционно, например, через Интернет <13>. Получается, что определение дистанционной работы, данное в ТК РФ, позволяет не признавать ОП по месту работы дистанционного сотрудника. С этим согласны и в Минфине <14>;
- сотрудники ЧОПа трудятся на постах охраны, оборудованных и предоставленных им компанией – заказчиком охранных услуг <15>. При этом на постах охраны нет имущества ЧОПа и рабочее место охранника неподконтрольно работодателю. По этим же причинам ОП не создается аудиторскими фирмами, организациями, предоставляющими свой персонал в аренду другим организациям или предпринимателям (аутсорсинг и аутстаффинг), компаниями, оказывающими услуги технического или сервисного обслуживания оборудования, клининговыми и другими компаниями, чьи работники выполняют служебные обязанности в других организациях;
- у организации есть недвижимость, которая сдается в аренду, а значит, эта компания не создает для себя ни одного стационарного рабочего места, на котором будет трудиться ее работник <16>;
- деятельность на судне не приводит к созданию ОП, поскольку невозможно установить точный адрес места ведения такой деятельности <17>.
ОП следует признать
Допустим, организация решила арендовать помещение для хранения сырья. Этот склад расположен по адресу, отличному от адреса ее местонахождения. Фактически помещение будет закрыто, а открываться будет несколько раз в месяц только на время завоза или вывоза сырья. Постоянно находиться на складе работники не будут, но они будут приезжать туда периодически для завоза/вывоза сырья. При этом Минфин считает, что время нахождения работника на складе не имеет значения, ведь он прибывает туда в связи со своей работой и выполняет там свою работу, а значит, это приводит к созданию стационарного рабочего места и, соответственно, ОП <18>.
А есть ли ОП?
На практике встречаются и спорные ситуации.
Выполнение работ на стройплощадке заказчика
Достаточно часто возникают споры о создании ОП в случае направления работников в длительные (на срок более 1 месяца) командировки. Особенно это актуально для компаний, выполняющих строительные работы. Ведь в месте работ они могут устанавливать бытовки, использовать собственную технику или оборудование. При этом все это происходит на чужой территории (не контролируемой работодателем).
Споры о том, образуется ли в этом случае ОП, приходится решать в суде. Суд может занять сторону налоговиков, если сочтет, что создание стационарных рабочих мест инспекторами было доказано. Например, это удалось налоговикам из Северо-
Кавказского округа <19>. Суды учли, что по условиям договора на компанию, как на генподрядчика, возлагалась обязанность обеспечить в период проведения работ соблюдение правил и требований охраны труда. А это значит, что компания должна была контролировать условия труда своих работников на рабочих местах. Согласно протоколам допроса свидетелей один из работников компании-генподрядчика в период выполнения работ постоянно находился на объекте строительства. И судьи пришли к выводу, что как минимум одно постоянное рабочее место по месту выполнения работ обществом было создано.
Если же инспекторы не докажут создание рабочих мест, суд встанет на сторону компании. Так, ФАС ЦО <20> учел, что работники подрядчика во время нахождения на территории заказчика контролировались не подрядчиком, а заказчиком. И то, что работники подрядчика длительное время находились на стройплощадке заказчика, не подтверждает создание ОП.
Надомники
Еще один неоднозначный случай – как расценивать труд надомника. Ведь в соответствии с заключенным трудовым договором он будет работать в месте своего проживания и использовать для работы инструменты и механизмы, выделенные нанимателем или приобретенные им самим за свой счет <21>. Образуется ли ОП по месту жительства таких работников?
Если работодатель обеспечивает надомника необходимым для работы оборудованием (например, компьютером, принтером, телефоном и т.п.) и это указано в трудовом договоре, то компании будет нелегко обосновать свою непричастность к организации рабочего места сотрудника. В случае если работник пользуется исключительно своим имуществом, то уже налоговикам будет затруднительно доказать, что в квартире надомника создается ОП. Тем более что эта квартира не находится под контролем работодателя (что является одним из признаков ОП <22>), к примеру, он не может беспрепятственно входить в помещение, где трудится надомник, или отслеживать условия труда (соблюдение требований охраны труда, санитарии и т.п.). Минфин в такой ситуации рекомендует компании обратиться в налоговую инспекцию для принятия решения о создании ОП <23>. А вообще лучше заключить с сотрудником договор о дистанционной работе и избежать тем самым споров с налоговиками.
Почему важно не пропустить момент признания ОП
Теперь вы знаете, есть ли у вашей компании ОП или нет. И задача бухгалтера – сообщить о создании ОП в ИФНС, ФСС и ПФР, потому что организация, имеющая ОП, по месту нахождения этого ОП обязана:
- уплачивать в региональный бюджет авансовые платежи и налог на прибыль, исходя из доли прибыли ОП в общей прибыли компании, и сдавать налоговую декларацию <24>;
- уплачивать НДФЛ, удержанный с доходов работников ОП <25>, и представлять в налоговую справки по форме 2-НДФЛ <26>;
- платить страховые взносы с выплат в пользу работников ОП, в отделения ПФР и ФСС представлять отдельные расчеты по форме РСВ-1 ПФР и по форме 4-ФСС по взносам, начисленным ОП <27>. Примечание. Эта обязанность распространяется только на расположенные на территории РФ ОП, у которых есть отдельный баланс и расчетный счет и через которые начисляется и выплачивается вознаграждение работникам <28>;
- если по месту нахождения ОП у компании зарегистрированы транспортные средства <29> – уплачивать за них транспортный налог <30> и, соответственно, отчитываться в инспекцию <31>;
- если ОП имеет отдельный баланс, на котором учтены основные средства, – уплачивать в отношении этих ОС налог на имущество (авансовые платежи) <32>, а также сдавать в ИФНС декларацию по налогу <33>;
- регистрировать в ИФНС ККТ, которая будет использоваться в ОП <34>.
Примечание. Прочитать о том, как и в какие сроки нужно сообщить об ОП в ИФНС, а также об ответственности за непостановку на учет, можно: ГК, 2014, N 17, с. 32.
* * *
Если у вас есть сомнения относительно того, образуется ли у вас обособленное подразделение, обратитесь в свою налоговую инспекцию (или в инспекцию по месту ведения деятельности) <35>. Но учтите, что если ИФНС посчитает, что ОП возникло, вам, скорее всего, придется руководствоваться этим мнением. Ведь в противном случае при проверке инспекторы могут оштрафовать вас за ведение деятельности без постановки на учет <36>.
<1> Подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ.
<2> П. 3 ст. 83 НК РФ.
<3> П. 2 ст. 11 НК РФ.
<4> Пп. 2, 3 ст. 54 ГК РФ.
<5> Письма Минфина от 23.01.2013 N 03-02-07/1-15, от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946.
<6> П. 1 ст. 11 НК РФ.
<7> Ч. 6 ст. 209 ТК РФ.
<8> Письмо УФНС по г. Москве от 20.10.2010 N 16-15/110055; Решение АС Свердловской области от 31.10.2013 N А60-30533/2013.
<9> Письмо ФНС от 29.12.2006 N ШТ-6-09/1275@.
<10> Письмо Минфина от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250.
<11> Письма Минфина от 12.05.2014 N 03-11-06/2/22075, от 20.06.2013 N 03-11-06/2/23305.
<12> Письмо Минфина от 24.05.2013 N 03-02-07/1/18634.
<13> Ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ.
<14> Письма Минфина от 26.03.2014 N 03-02-07/1/13157, от 01.12.2014 N 03-04-06/61300.
<15> Письмо Минфина от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238.
<16> Письмо УФНС по г. Москве от 28.08.2012 N 16-15/080199@.
<17> Письма ФНС от 08.05.2015 N СА-4-14/7920@; Минфина от 24.09.2013 N 03-04-06/39626.
<18> Письмо Минфина от 18.01.2012 N 03-02-07/1-20.
<19> Постановления ФАС СКО от 08.08.2012 N А32-4519/2011; 15 ААС от 20.06.2013 N А32-4519/2011.
<20> Постановления ФАС ЦО от 11.06.2014 N А64-5181/2013; 19 ААС от 04.02.2014 N А64-5181/2013.
<21> Ст. 310 ТК РФ.
<22> Ч. 6 ст. 209 ТК РФ.
<23> Письма Минфина от 23.05.2013 N 03-02-07/1/18299, от 18.03.2013 N 03-02-07/1/8192.
<24> П. 2 ст. 288, абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ.
<25> П. 7 ст. 226 НК РФ.
<26> Письма Минфина от 06.02.2013 N 03-04-06/8-35, от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17; ФНС от 30.05.2012 N ЕД-4-3/8816@.
<27> Ч. 11, 12 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; ст. 6, п. 1 ст. 24 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ; Письмо ФСС от 05.05.2010 N 02-03-09/08-894п.
<28> Ч. 11 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
<29> П. 1 ст. 363, п. 5 ст. 83 НК РФ; п. 24.3 Правил, утв. Приказом МВД от 24.11.2008 N 1001.
<30> Письмо Минфина от 20.11.2013 N 03-05-05-04/49748.
<31> П. 1 ст. 363.1 НК РФ.
<32> Ст. 384 НК РФ.
<33> Абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ.
<34> П. 1 ст. 4 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 23.07.2007 N 470; п. 21 Регламента, утв. Приказом Минфина от 29.06.2012 N 94н.
<35> П. 9 ст. 83 НК РФ; Письмо ФНС от 15.05.2014 N СА-4-14/9323.
<36> П. 2 ст. 116 НК РФ.
Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга», N 12, 2015.
Источник: система КонсультантПлюс, ИБ «Бухгалтерская пресса и книги».
Вам доступно более 490 профессиональных изданий в КонсультантПлюс.
Что такое обособленное подразделение
У компаний, которые приняли решение о расширении своих коммерческих интересов, может возникнуть необходимость в ведении деятельности через новые подразделения — филиалы или представительства (согласно ст. 55 ГК РФ), к примеру, в другом регионе нашей страны. Они будут преследовать те же цели, выполнять те же задачи, что и головная организация. Также обособленные подразделения наделяются всеми функциями главной компании либо их частью. Это позиция ГК РФ.
Позиция налогового законодательства отличается от гражданского. НК РФ выделяет как филиалы и представительства, так и просто обособленные подразделения. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ компания обязана поставить на учет каждое новое подразделение по месту его нахождения. Понятие обособленного подразделения можно найти в п. 2 ст. 11 НК РФ. Это отделение компании, фактическое местопребывание которого отличается от основного юридического адреса. Обособленное подразделение может быть образовано в другом регионе, городе или районе городского округа, то есть в другом муниципальном образовании. Одним из главных условий признания подразделения как обособленного выступает наличие в нем хотя бы одного стационарного рабочего места. При этом место должно быть организовано на срок больше 1 месяца (ст. 11 НК РФ).
В качестве примера можно привести такие структуры, имеющие подразделения, находящиеся в разных регионах страны и разных районах одного города, как:
- торговые розничные сети;
- банковские организации.
Обособленные подразделения могут быть разными и создаваться в силу разных причин. При этом регистрация по ГК РФ и НК РФ отличается. По ГК РФ регистрируются только филиалы или представительства, а по НК РФ — любое обособленное подразделение (по месту нахождения имущества, по месту установки ККМ). Для налоговой инспекции достаточно уведомления о том, что на ее территории находится, к примеру, ККМ или объект недвижимости. Это необходимо для контроля за налогообложением. Если ваше предприятие решило регистрировать обособленное подразделение по ГК РФ (как филиал или представительство), приготовьтесь к полномасштабной регистрации по всем правилам. И здесь вам понадобится подробная пошаговая инструкция по регистрации обособленного подразделения в 2023 году.
О том, возможно ли наличие обособленного подразделения у «упрощенца», читайте в статье «Открываем обособленное подразделение при УСН».
Пакет документов для регистрации
Итак, компанией было принято решение о создании обособленного подразделения. Прежде чем его зарегистрировать, ей нужно будет подготовить пакет определенных документов.
На этом этапе действия организации заключаются в следующем:
- Решение о создании обособленного подразделения выносит орган управления предприятием — совет директоров, наблюдательный совет, собрание акционеров.
- На основании этого решения органа управления, представленного в виде протокола, издается приказ о создании подразделения.
В приказе должно быть отражено:
- название нового подразделения;
- основание для его создания, например, протокол общего собрания акционеров (номер и дата);
- местонахождение подразделения;
- руководитель, который назначается и снимается с должности решением органа управления головного предприятия, например, решением наблюдательного совета, общего собрания акционеров;
- в какой срок подразделение должно быть поставлено на учет.
Пример приказа подготовили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Документ подписывается руководителем головной компании.
- На основании приказа разрабатывается внутренний локальный акт — Положение об обособленном подразделении (филиале или представительстве). Оно закрепляет:
- степень правоспособности и полномочия нового подразделения;
- виды деятельности;
- функции;
- структуру управленческого аппарата;
- другие аспекты, которые касаются деятельности и действий подразделения.
- Также приказ является основанием для внесения изменений в учредительные документы, если речь идет о филиале или представительстве. Их можно оформить в виде:
- отдельного документа, который прилагается к действующему уставу либо учредительному договору, например, изменения № 1;
- новой редакции учредительного документа.
Подготовить Положение об обособленном подразделении вам поможет образец, который составили эксперты КонсультантПлюс. Скачать его можно, получив бесплатный доступ к правовой системе.
После того как необходимая документация была собрана, переходим к следующему этапу.
Регистрация обособленного подразделения в налоговой в 2023 году: пошаговая инструкция
На юридическое лицо возложена обязанность сообщить о создании обособленного подразделения в налоговую инспекцию в течение месяца после принятия решения об этом, например после даты протокола общего собрания акционеров. Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ новое подразделение предприятия должно пройти процедуру постановки на налоговый учет и включения в ЕГРЮЛ.
Регистрацию обособленного подразделения проводят налоговые органы. Для этого предприятию необходимо обратиться в ту налоговую инспекцию, в ведении которой будет находиться подразделение по территориальному признаку (муниципальному образованию).
Для регистрации филиала или представительства в налоговые органы необходимо подать документы по следующему перечню:
- копия решения органа управления о создании обособленного подразделения;
- копия утвержденного положения об обособленном подразделении;
- копия учредительной документации и ее изменений (отдельным документом или в виде новой редакции);
- копия свидетельства о государственной регистрации главного предприятия;
- копия приказов о назначении на должности руководителя и главного бухгалтера нового подразделения;
- копия платежного поручения или банковской выписки об оплате пошлины за государственную регистрацию, заверенную печатью и подписью руководителя кредитной организации;
На нашем сайте вы можете скачать образец платежного поручения для уплаты госпошлины «Платежное поручение на уплату госпошлины — образец».
- выписка из ЕГРЮЛ для головной компании;
- заявление о регистрации изменений по форме Р13014.
Все копии должны быть заверены в нотариальном порядке. Если обособленное подразделение будет вести свою деятельность в арендованном помещении, то необходимо наличие копии договора аренды площади. Документы можно подать и в электронной форме по соответствующим каналам связи в виде сканов. В этом случае они будут заверены электронной цифровой подписью.
Регистрация проводится налоговым органом в течение 5 дней со дня фактической подачи пакета документов или поступления на сервер через электронный документооборот. В качестве документа, подтверждающего постановку на учет подразделения, выступает соответствующее уведомление.
При регистрации обособленному подразделению не присваивается ИНН, а только код причины постановки (КПП). В своей документации подразделение будет применять ИНН головной компании. При этом оно не является самостоятельным юридическим лицом.
ВНИМАНИЕ! КПП подразделения будет отличаться от кода головной организации на 5-ю и 6-ю цифру: 43 — филлиал, 44 — представительство, 45 — иное ОП. Как узнать КПП обособленного подразделения? В ЕГРЮЛ эти сведения регистрируются только если ОП зарегистрировано как филиал или представительство. Сведения об иных ОП в ЕГРЮЛ отсутствуют. Следовательно узнать КПП подразделения можно только в свидетельстве о постановке ОП на учет.
Для прочих обособленных подразделений специального пакета документов не требуется. В этом случае достаточно представить в налоговый орган сообщение по форме С-09-3-1, утв. приказом ФНС от 04.09.2020 № ЕД-7-14-632@.
Рассмотрим порядок заполнения документа более детально.
Заявление на регистрацию иного обособленного подразделения по форме С-09-3-1
Само заявление представляет собой бланк на 1 листе. С его заполнением у предприятия не должно возникнуть сложностей.
В заявлении указываются:
- ИНН/КПП головной компании;
- ее полное наименование;
- код налоговой инспекции;
- ОГРН головного предприятия;
- количество новых подразделений;
- Ф. И. О. руководителя компании, его ИНН;
- контактные сведения (телефон, адрес электронной почты);
- круглая печать предприятия.
Действующий бланк заявления формы С-09-3-1 можно скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Сообщение о создании обособленного подразделения (форма С-09-3-1)
Скачать
Как заполнить сообщение о создании ОП пошагово, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Если заявление подается не лично руководителем, а представителем, то в документе заполняются его данные. При этом его полномочия должны быть подтверждены документально. Обычно для этих целей применяется типовая форма доверенности.
Заявление подается в 2 экземплярах. Можно также в качестве второго экземпляра предоставить копию заявления. Это необходимо для отметки на нем о дате принятия специалистом налоговой инспекции.
Подать заявление можно и через личный кабинет налогоплательщика.
Бухгалтерский учет в филиале и представительстве
Обособленное подразделение осуществляет деятельность в соответствии с целями и задачами головной компании. Функции, виды деятельности, уровень правоспособности и полномочий определяются головной организацией и закрепляются в положении об обособленном подразделении. В т. ч. и ведение бухгалтерского учета возможно в двух вариантах.
- Вариант 1: подразделение не имеет собственного баланса.
В этом случае отделение не имеет собственного бухгалтерского отдела и расчетного счета. Все расчеты с контрагентами, в том числе с персоналом по заработной плате, осуществляет бухгалтерия головного офиса. При этом подразделение имеет право выписывать, к примеру, товарно-сопроводительные документы, но приниматься к учету они будут в головной бухгалтерии.
- Вариант 2: подразделение находится на самостоятельном балансе.
Этот вариант предполагает создание бухгалтерской службы и ведение учета внутри подразделения. Оно имеет расчетный счет в кредитной организации и расчеты с контрагентами может осуществлять самостоятельно. Данные из бухгалтерской отчетности подразделения учитываются в общем своде по предприятию. Обособленное подразделение осуществляет учет по правилам учетной политики головной компании.
Как правильно составить учетную политику для своего предприятия, вы узнаете из нашего материала «Как составить учетную политику организации?».
Закрытие обособленного подразделения в 2023 году: пошаговая инструкция
Порядок закрытия филиала или представительства отличается от закрытия иного обособленного подразделения. Согласно подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ предприятие обязано уведомить налоговый орган о закрытии филиала, представительства или иного обособленного подразделения в течение 3 дней со дня прекращения деятельности.
Порядок закрытия филиала и представительства похож на порядок открытия. Такие обособленные подразделения снимаются с налогового учета с полным пакетом документов: заверенная копия распорядительного документа о закрытии подразделения (например, протокол собрания совета директоров), изменения в устав и ЕГРЮЛ, заявление по форме Р13014.
Для закрытия иного обособленного подразделения достаточно подать в налоговый орган заявление по форме С-09-3-2, утв. приказом ФНС от 04.09.2020 № ЕД-7-14-632@.
Действующий бланк заявления формы С-09-3-2 можно скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Сообщение о закрытии обособленного подразделения по форме № С-09-3-2
Скачать
В заявлении так как и раньше указываются:
- ИНН и КПП головной организации;
- полное наименование;
- код налогового органа;
- ОГРН головной организации;
- количество закрывающихся подразделений;
- Ф. И. О. руководителя предприятия, его личный ИНН;
- контактные сведения (номер телефона, адрес электронной почты);
- печать предприятия.
Образец заполнения заявления о закрытии ОП вы можете увидеть в системе КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.
При этом заявления на постановку и снятие с учета подразделения практически идентичны. Отличие состоит только в самом названии документа. Заявление также составляется в 2 экземплярах. Можно предоставить оригинал документа и его копию, на которой специалист налоговой инспекции проставит отметку о принятии.
Если закрываемое ОП было ответственным за централизованную уплату налога на прибыль, то помимо вышеуказанных документов в ФНС следует направить уведомления по форме 1 и 2.
Подробности см. здесь.
Итоги
Обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом. Решение о создании нового подразделения выносит орган управления предприятием. После этого предприятию необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения подразделение и предоставить необходимый пакет документов в течение месяца после принятия решения (для филиала или представительства). Для регистрации иного обособленного подразделения по налоговому законодательству достаточно уведомить налоговую инспекцию в форме заявления.
После регистрации подразделение получает собственный КПП, а ИНН применяет относящийся к головной организации.
Содержание страницы
- Порядок учета филиалов и представительств юридических лиц
- Порядок снятия с учета филиалов и
представительств юридических лиц - Порядок подачи сообщения о закрытии филиала
или представительства - Порядок учета иных обособленных подразделений
- Порядок подачи сообщения
- Подача сообщения о снятии с учета иного
обособленного подразделения
Порядок учета филиалов и представительств юридических лиц
^К началу страницы
Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее филиала,
представительства, осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном
реестре юридических лиц (п. 3 ст. 83 НК РФ).
Порядок снятия с учета филиалов и
представительств юридических лиц
^К началу страницы
В случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал или представительство
(закрытия филиала или представительства), снятие с учета российской организации налоговым органом по
месту нахождения этого филиала (представительства), осуществляется на основании сведений, содержащихся
в Едином государственном реестре юридических лиц, но не ранее окончания выездной налоговой проверки
в случае ее проведения (п. 5 ст. 84 НК РФ).
Порядок подачи сообщения о закрытии филиала
или представительства
^К началу страницы
Налогоплательщики – организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации
обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через
которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией) в течение
трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или
представительство (закрытии филиала или представительства)
(пп. 3.1 п. 2 с. 23 НК РФ).
Приказ ФНС России от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@
«Об утверждении форм и форматов документов, предусмотренных статьями 23, 83 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения этих форм, признании утратившими силу отдельных положений и приложений к приказам Федеральной налоговой службы»
Порядок учета иных обособленных подразделений
^К началу страницы
Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных
подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании
сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23
Налогового кодекса Российской Федерации (п. 4 ст. 83
НК РФ).
Порядок подачи сообщения
^К началу страницы
Налогоплательщики – организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации
обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской
Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый
орган сведения о таких обособленных подразделениях:
- в течение одного
месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации; - в течение трех дней
со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении
российской организации.
Форма сообщения
Приказ ФНС России от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@
«Об утверждении форм и форматов документов, предусмотренных статьями 23, 83 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения этих форм, признании утратившими силу отдельных положений и приложений к приказам Федеральной налоговой службы»
Подача сообщения о снятии с учета иного
обособленного подразделения
^К началу страницы
Налогоплательщики – организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации
обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через
которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией) в течение
трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение
(закрытия иного обособленного подразделения) (пп. 3.1 п. 2
ст. 23 НК РФ).
Способы подачи документов
Перейти
Непосредственно через инспекцию: Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции
По почте с уведомлением о вручении
Организации, имеющие обособленные подразделения, осуществляют уплату в бюджет налога на прибыль с учетом особенностей, изложенных в ст. 288 НК РФ. Так, в силу п. 1 указанной нормы налог, зачисляемый в федеральный бюджет, подлежит уплате по месту нахождения организации (без распределения по обособленным подразделениям). А вот налог, подлежащий уплате в доходную часть бюджетов субъектов РФ, уплачивается по месту нахождения организации, а также каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2).
В каких ситуациях можно говорить о наличии у организаций обособленных подразделений (ОП).
Понятие обособленного подразделения
В Гражданском кодексе упоминание обособленного подразделения содержится в ст. 55, где даны определения филиалов и представительств:
– представительство – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);
– филиал – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2).
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).
Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).
Отметим, что в НК РФ представлено более широкое понятие обособленного подразделения, чем в ГК РФ. Судите сами.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под ОП понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.
В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП. При этом в силу п. 4 указанной статьи в случае, если несколько ОП организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее ОП, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.
Налоговый кодекс предусматривает отдельный порядок постановки организации на учет по месту нахождения филиалов и представительств и «простых» ОП, не являющихся таковыми.
Именно последние, не указанные в ЕГРЮЛ, вызывают на практике массу вопросов. Ведь не всегда в той или иной конкретной ситуации с уверенностью можно сказать, что у организации возникло обособленное подразделение (например, при строительстве объектов в другой местности, при заключении договоров с дистанционными работниками и т. д.).
Признаки обособленного подразделения
Для целей применения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии следующих признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ:
1) осуществление организацией деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от места нахождения организации;
2) создание по месту осуществления этой деятельности оборудованных рабочих мест на срок более одного месяца.
Подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается для целей Налогового кодекса обособленным подразделением организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03‑02‑07/1/47702).
Далее приведем ряд примеров на основе писем контролирующих органов, где они говорят о наличии или отсутствии вышеназванных признаков.
При этом отметим, что, как правило, письма заканчиваются ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Оборудование рабочих мест
В правоприменительной практике создание хотя бы одного оборудованного стационарного рабочего места организации вне места ее нахождения признается созданием обособленного подразделения организации независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.
Под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).
Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом, как следует из арбитражной практики, ни форма организации работ (вахтовый метод или командировка), ни срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его ОП (см., например, постановления ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, ФАС СЗО от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).
Признаки обособленного подразделения, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ, имеются, например, в случае аренды офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно совершаются деловые поездки руководителей или иных представителей организации (Письмо Минфина России от 10.04.2018 № 03‑02‑07/1/23401).
А вот в ситуации с дистанционными работниками финансисты считают, что признаков создания ОП нет (см. письма от 19.01.2018 № 03‑02‑07/1/3617, от 26.03.2014 № 03‑02‑07/1/13157, от 17.07.2013 № 03‑02‑07/1/27861).
Согласно ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.
В указанных письмах Минфин, со ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ, резюмирует: налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации, который принимает решение исходя из представленных организацией документов, о выполнении ее работниками дистанционной работы.
Территориальная обособленность
Налоговым кодексом не определено, что понимается для целей применения законодательства о налогах и сборах под территориальной обособленностью подразделения организации. Вместе с тем арбитражная практика по рассматриваемому вопросу не однозначна. Так, в постановлениях ФАС СКО от 29.11.2006 по делу № Ф08-6161/2006-2552А, ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005 отмечено, что исходя из положений ст. 11 НК РФ был сделан вывод о том, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу.
То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03‑02‑07/2-73).
Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике также признается адрес, по которому это подразделение осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.
Такого же мнения придерживается и Минфин (см., например, письма от 05.05.2017 № 03‑02‑07/1/27605, от 25.04.2017 № 03‑02‑07/1/24969, от 25.10.2016 № 03‑02‑07/1/61934, от 17.06.2016 № 03‑02‑07/1/35414), из которых следует, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.
Учитывая изложенное, финансовое ведомство считает, что, например, по месту выполнения организацией дорожных работ, не являющемуся объектом адресации, при отсутствии признаков ОП, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, нет оснований для постановки этого общества на учет в налоговых органах (Письмо от 04.09.2015 № 03‑02‑07/1/51191).
К сведению
Адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443‑ФЗ). Сведения об адресах вносятся в государственный адресный реестр, формируемый в соответствии с указанным законом.
Итак, согласно разъяснениям Минфина одним из идентифицирующих признаков ОП, не являющегося филиалом или представительством, признается адрес, по которому это ОП осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.
Вместе с тем, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений (Письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534).
На практике возможна следующая ситуация. Склад организации был поставлен на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, так как местонахождение склада и организации не совпадало. Организация сменила юридический адрес, в результате чего местонахождение обособленного подразделения (склада) и головной организации совпало. В связи с этим место нахождения склада организации стало территориально не обособленным от места нахождения организации, следовательно, в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения и его следует снять с налогового учета (Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03‑02‑07/1/26374).
* * *
Итак, обособленное подразделение может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета главное, чтобы имелись два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест.
В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет он, в силу п. 9 ст. 83 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган. Решение будет принято на основе данных, представленных налогоплательщиком.