Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Спрятать пояснение
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие общество в широком смысле.
2) Характерные черты общества как системы:
а) наличие подсистем;
б) взаимосвязь элементов;
в) взаимовлияние элементов.
3) Основные элементы общества как системы:
а) сферы общественной жизни (политическая, экономическая, духовная и др.);
б) социальные институты;
в) социальные группы и общности.
4) Признаки общества как системы:
а) динамичность;
б) сложноорганизованность;
в) открытость и т. д.
5) Направления динамики общества:
а) прогресс;
б) регресс.
6) Критерии общественного прогресса:
а) развитие науки и техники;
б) развитие производительных сил;
в) гуманистические критерии и др.
7) Функции общества как системы:
а) производство и распределение экономических благ;
б) репродукция и социализация людей;
в) контроль и управление людьми и т .д.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5, 7 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта |
2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) |
0 | |
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла |
||
24.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей |
1 | |
Все иные ситуации |
0 | |
Максимальный балл | 4 |
ЕГЭ. Обществознание. Задание № 28. Материал к плану. Тема: «ОБЩЕСТВО». Общество как система.
Общество как система.
Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.
Задание № 28:
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Возможные пункты плана.
Общество как система.
1.Сущность понятия «общество».
- Признаки общества как системы:
- целостность (наличие структурных элементов и их взаимосвязь);
- устойчивость (стремление к самосохранению);
- способность к саморазвитию, изменению;
- открытость (появление новых элементов и исчезновение старых);
- саморегуляция.
- Структурные элементы общества:
- сферы (подсистемы) и их компоненты,
- социальные институты,
- социальные нормы.
- Сферы общества – основные структурные элементы общества:
- экономическая,
- политико-правовая,
- социальная,
- духовная.
4.Особенности развития современного общества как системы.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
План развернутого ответа на тему «Общество как динамическая система»
1. Общество как форма организации и способы взаимодействия людей.
2. Признаки общества:
а) целостность;
б) открытость;
в) устойчивость;
г) динамичность.
3. Функции общества:
а) репродуктивная;
б) производственная;
в) регулирующая;
г) социализирующая.
4. Сферы общества:
а) политическая;
б) экономическая;
в) социальная;
г) духовная.
5. Тенденции общественного процесса:
а) прогресс;
б) регресс.
6. Роль общества в жизни человека.
ДРУГИЕ ПЛАНЫ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК ПЛАНОВ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА
1.
Особенности общества как системы:
а)
способность к саморазвитию;
б)
взаимосвязь и взаимодействие элементов общества;
в)
открытость (возникновение новых элементов и исчезновение старых элементов);
г)
сложный состав.
2.
Общество как часть материального мира:
а)
обособление от природы;
б)
влияние природы на общество;
в)
позитивное и негативное влияние общества на природу.
3.
Социальная структура общества:
а)
социальные общности;
б)
социальные группы;
в)
социальные слои.
4.
Основные социальные институты:
а)
семья;
б)
государство;
в)
религия;
г)
образование и т.д.
5.
Сферы общественной жизни:
а)
экономическая;
б)
политическая;
в)
социальная;
г)
духовная.
Источник: НезЛО Антона Чубукова
Сложные планы докладчика. К заданию
№25. Раздел « «Общество»
Светлана Юрьевна
№1 «Общество как система.
1. Общество — как универсальный способ и форма
жизнедеятельности людей.
/ Общество как совокупность
всех форм и способов взаимосвязей и взаимодействия людей.
2. Особенности общества как
системы:
а)
целостность, взаимосвязанность элементов;
б)
сложная, иерархичная организация, структура;
в)
открытость, способность взаимодействовать с другими системами, с природой;
г)
динамизм, способность к изменению, развитию, самоорганизации.
3. Функции общества:
а)
регулирование отношений между людьми;
б)
согласование интересов и преодоление конфликтов;
в)
организация совместной деятельности людей по достижению поставленных перед ним
целей;
г)
преобразование окружающей среды с целью удовлетворения потребностей людей;
д)
сотворение культуры.
4. Структура общества:
а)
подсистемы (экономическая, социальная, политическая, духовная);
б)
социальные институты (семья, государство, бизнес и пр.);
в)
социальные группы и общности (демографические, этно-социальные,
конфессиональные и пр.);
г)
индивиды.
5. Исторические типы обществ:
а)
традиционное;
б)
индустриальное;
в)
постиндустриальное (информационное).
6. Теории общественного
развития:
а)
формационный подход;
б)
цивилизационный обход.
7. Основные особенности
современного общества.
№2 Общественный прогресс
1. Сущность общественного
прогресса / Общественный прогресс — совокупность поступательных изменений в
обществе.
2. Представления о
направленности исторического развития:
а) регресс;
б) прогресс;
в) исторический круговорот
(циклическое развитие).
3. Характерные признаки
общественного прогресса:
а) совокупность
поступательных изменений;
б) противоречивость и
сложность изменений;
в) неоднородность прогресса
в различных сферах общества;
г) относительность прогресса
в духовном саморазвитии личности;
д) усложнение общественных
структур, развитие их от простого к сложному.
4. Критерии
общественного прогресса:
а) обновление науки и
техники, возникновение новых технологий;
б) гуманизация отношений
между людьми;
в) совершенствование
нравственных основ человеческого общества;
г) расширение спектра прав и
свобод человека;
д) совершенствование
способов взаимодействия общества и природы.
5. Особенности
прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.
6. Противоречивость как
свойство общественного прогресса.
№3 . Формы общественных изменений
1. Социальная
динамика как движение в обществе, которое ведёт к изменению состояния
общественных явлений.
2. Формы
общественных изменений по их характеру:
а) революция;
б) эволюция.
3. Признаки
революционных изменений в обществе:
а) радикальный
характер;
б) слом старых
общественных структур;
в) рождение
качественно новых социальных отношений;
г)
катастрофический характер, значительные социальные издержки;
д) рождение новой
социальной реальности.
4. Специфика
(особенности) реформаторских (эволюционных) процессов:
а) эволюционный
характер;
б) органичность
сочетания старых и новых структур;
в) постепенная
замена старого новым;
г) затрагивание
части общественных структур;
д) осуществление
по инициативе властей.
5. Формы социальной
динамики по направленности изменений:
а) прогресс;
б) регресс.
6. Общественный
прогресс как форма социальной динамики:
а) усложнение
общественных отношений;
б)
совершенствование социальных институтов и структур;
в)
противоречивость и неравномерность прогресса и т.д.
7. Специфика
общественных изменений в современную эпоху.
№4 Влияние природных факторов на
развитие общества
Общество
и природа — органические части материального мира.
1. Значение природы для
человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда
обитания;
в) источник вдохновения и
красоты;
г) рекреационная среда.
3. Влияние природы на
жизнедеятельность общества:
а) темпы и качество
социальной динамики;
б) размещение
производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности,
мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их
социальные последствия.
4. Воздействие общества
на природную среду:
а) изменение ландшафтов под
влиянием деятельности человека;
б) использование
невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) сокращение флоры и фауны;
г) создание преобразованной
человеком природной среды.
5. Этапы взаимодействия
природы и общества:
а) эпоха присваивающего
хозяйства;
б) аграрная революция,
переход к производящему хозяйству: земледелию и скотоводству;
в) индустриальная революция,
расширение вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов;
г) научно-техническая и
технологическая революция, переход к глобальному контролируемому воздействию
общества на природу.
6. Истоки и причины
экологического кризиса в современном обществе.
7. Специфика
взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.
№
5. Социальные институты.
Короткий
план
1. Социальные
институты — элементы системного строения общества.
2. Признаки
социальных институтов:
3. Основные функции
социальных институтов:
4. Важнейшие
социальные институты:
5. Процесс
возникновения новых институтов и отмирания старых — суть социальной динамики:
6. Специфика
формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху
Расширенный план
1. Социальные
институты — элементы системного строения общества.
2. Признаки
социальных институтов:
·
а)
наличие ресурсов;
·
б)
объединение людей;
·
в)
устойчивая форма общественной жизни;
·
г)
распределение социальных ролей и моделей их исполнения;
·
д)
символы и атрибуты.
3. Основные
функции социальных институтов:
·
а)
служат удовлетворению общественных потребностей;
·
б)
организуют совместную деятельность людей;
·
в)
действуют в соответствии с определенными правилами и нормами;
·
г)
обеспечивают социализацию индивидов.
4. Важнейшие
социальные институты:
·
а)
институты воспроизводства человека — семья;
·
б)
институт передачи социального опыта и знаний — школа;
·
в)
институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль,
государство);
·
г)
институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок,
бизнес).
5. Процесс
возникновения новых институтов и отмирания старых — суть социальной динамики:
6. Специфика
формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.
№ 6. Социальные коммуникации и
взаимодействия.
Короткий план
1. Социальные
институты — как элемент структуры общества.
2. Функции
социальных коммуникаций (взаимодействий).
3. Уровни
социальных коммуникаций.
4. Типы
социальных коммуникаций.
5. Способы
социальных коммуникаций.
6. Социальные
коммуникации в современной России.
Расширенный план
1. Социальные
институты — как элемент структуры общества. / Социальные взаимодействия как
совокупность зависимостей людей друг от друга, выражающихся в определённых
действиях и приводящих к возникновению взаимоотношений, объединению.
2. Функции
социальных коммуникаций (взаимодействий):
·
а)
обеспечивают передачу информационных потоков между субъектами социальной жизни;
·
б)
способствуют достижению обществом поставленных перед ним целей и задач;
·
в)
организуют взаимодействие людей в процессе их деятельности;
·
г)
обеспечивают согласование общественных интересов и разрешение социальных
конфликтов.
3. Уровни
социальных коммуникаций:
·
а)
взаимодействие между подсистемами, сферами жизни общества (между политикой и
экономикой, политикой и культурой и пр.);
·
б)
взаимодействие между социальными институтами (между государством, семьёй,
образованием и др.);
·
в)
взаимодействие между социальными группами и общностями (конфессиональными,
демографическими, этно–социальными и пр.);
·
г)
взаимодействие между индивидами (межличностные).
4. Типы
социальных коммуникаций:
·
а)
причинно-следственные и функциональные;
·
б)
вертикальные — диагональные — горизонтальные;
·
в)
пространственные и временные.
5. Способы
социальных коммуникаций:
·
а)
вербальные;
·
б)
невербальные.
6. Особенности
социальных коммуникаций в современную эпоху:
·
а)
доминирование горизонтальных и диагональных сетевых коммуникаций;
·
б)
интенсификация коммуникационных взаимодействий и их усложнение;
·
в)
глобализация коммуникаций и др.
7. Социальные
коммуникации в современной России.
№7. Формы
общественных изменений
1.Социальная
динамика как движение в обществе, которое ведёт к изменению состояния
общественных явлений.
2.Формы
общественных изменений по их характеру:
·
а)
революция;
·
б)
эволюция.
3.Признаки
революционных изменений в обществе:
·
а)
радикальный характер;
·
б)
слом старых общественных структур;
·
в)
рождение качественно новых социальных отношений;
·
г)
катастрофический характер, значительные социальные издержки;
·
д)
рождение новой социальной реальности.
4.Специфика
(особенности) реформаторских (эволюционных) процессов:
·
а)
эволюционный характер;
·
б)
органичность сочетания старых и новых структур;
·
в)
постепенная замена старого новым;
·
г)
затрагивание части общественных структур;
·
д)
осуществление по инициативе властей.
5.Формы социальной
динамики по направленности изменений:
·
а)
прогресс;
·
б)
регресс.
6.Общественный
прогресс как форма социальной динамики:
·
а)
усложнение общественных отношений;
·
б)
совершенствование социальных институтов и структур;
·
в)
противоречивость и неравномерность прогресса и т.д.
7.Специфика
общественных изменений в современную эпоху.