Определение обобщение как составить

Обобще́ние, 1) мыслительная операция (мыслительное действие), которая заключается в объединении различных предметов в единый класс (множество) на основе по крайней мере одного присущего им общего признака; 2) результат применения подобной мыслительной операции.

Виды обобщений

Процедура выделения используемого признака и его природа определяют вид складывающегося обобщения. Так, с опорой на наглядные признаки строятся наглядные обобщения. Использование абстрактных (ненаблюдаемых) общих признаков приводит к возникновению понятийных обобщений. Наблюдение за отдельными фактами или явлениями с их последующим сопоставлением и фиксацией их общего свойства (свойств) формирует эмпирические обобщения. Теоретические обобщения предполагают опору на систему отношений и связей внутри определённого целого и в зависимости от него. Теоретическое обобщение «в отличие от эмпирического, не находит нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса, а прослеживает взаи­мосвязи отдельных предметов внутри целого, внутри системы в ее становлении» (Давыдов. 2000. С. 314). Таким образом, теоретическое обобщение является производным не просто от наличия общих признаков у набора предметов, которые могут оказаться в какой-то мере случайными, но от организации понятийной системы как целого. В этом случае обобщение выделяет и опирается на ключевые признаки, которые оказываются определёнными в рамках самой этой системы, т. е. производными от её структуры и свойств.

Обобщение совершается с опорой на различные культурные средства: знаки, устойчивые образы, таблицы, графики, блок-схемы, пропозиции (предложения), процедуры вывода, тексты и т. д. Наиболее распространённым средством обобщения выступают вербальные знаки, которые позволяют как управлять процессом выделения, так и фиксировать выделенные признаки, на основе которых совершается мыслительная операция обобщения, а также её результаты (Murphy. 2002). Именно связь знака и значения (или возможность установить такую связь) обеспечивает переход от конкретных предметов или ситуаций к их классам или упорядоченным множествам. Обычно в этом процессе для фиксации результата обобщения используется уже имеющееся значение слова или создаётся новое.

Онтогенетическое развитие обобщений

Психологические исследования показали, что обобщения (значения слов) развиваются в онтогенезе. Это значит, что в разных возрастах дети способны использовать различные виды обобщений: скажем, понятийные обобщения возникают позднее наглядных.

Авторы ранних эмпирических исследований настаивали на существовании устойчивых преемственных форм обобщений (значений слов), последовательно возникающих в онтогенезе. Например, Л. С. Выготский выделял следующие этапы такого развития: синкрет, комплекс, предпонятие, понятие (истинное понятие) (Выготский. 1982). Ж. Пиаже в рамках своей концепции предлагал иную последовательность: стадию сенсомоторного интеллекта, стадию наглядного (интуитивного) мышления, стадию конкретных операций, стадию формальных операций (Пиаже. 1969). Содержательные параллели между названными формами понятийных и допонятийных обобщений активно обсуждались в отечественной литературе (например, Петухов. 1987).

Поскольку Л. С. Выготский выделил свои этапы развития обобщений на материале методики формирования искусственных понятий, т. е. вне реального онтогенеза значений слов, основным критическим проверкам на устойчивость в ходе возрастного развития подверглась последовательность этапов, предложенная Ж. Пиаже. С одной стороны, опираясь на тезис о том, что «обучение … ведет за собой развитие» (Выготский. 1982. С. 253), П. Я. Гальперин и его сотрудники с переменным успехом старались путём целенаправленного формирования снизить возраст, в котором ребёнку становятся доступны обобщения на уровне конкретных операций (см. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. 2001; сопоставительный анализ концепций Пиаже и Гальперина см. Обухова. 1996). С другой стороны, исследователи когнитивного развития не раз ставили под сомнение универсальный характер механизмов развития обобщений, описанных в рамках теории интеллекта [например, с позиции теории динамических систем (Smith. 2003)]. Также было показано, что для формирования теоретических обобщений (понятий) (им в теории Пиаже в целом соответствуют формальные операции) требуются специальные способы обучения, стихийно они возникнуть не могут (Давыдов. 2000).

Однако наиболее часто встречающиеся в узусе формы обобщения были описаны в рамках другой исследовательской традиции. Э. Рош были открыты естественные категории (англ. natural categories) (Rosch. 1973; Basic objects in natural categories. 1976). Она подвергла критике стандартные эксперименты по формированию понятий, указав на используемый в них абсолютно неэкологичный материал: «Понятия, которые испытуемый усваивает в типичном эксперименте по формированию понятий, условны … Для таких понятий, как только испытуемый усвоил правило, определяющее нужное сочетание [признаков], любой стимул, соответствующий правилу, становится «хорошим» примером понятия … Напротив, многие «реальные» категории (понятия, создаваемые словами естественного языка) вычленяют области, в которых стимулы … образованы непрерывными физическими свойствами объектов. Категории естественного языка не обязательно состоят из более простых, усвоенных ранее признаков, и в большинстве из них, если не во всех, одни стимулы отчетливо выделяются как лучшие примеры данного понятия по сравнению с другими» (Рош. 2008. С. 557). Экспериментируя с естественным материалом, она выделила широко распространённые в языке категории базового уровня: «собака», «кошка», «лопата», «ложка», «платье», «тарелка» и т. д. – примеры таких категорий. Рош и её коллеги эмпирически показали, что базовый уровень категорий это:

  • уровень, на котором члены категории воспринимаются по относительно сходным внешним очертаниям;

  • уровень, на котором образ может представлять всю категорию в целом;

  • уровень, на котором для взаимодействия с примерами категории используется однотипная система движений;

  • уровень, на котором примеры категории опознаются быстрее всего;

  • уровень, на котором для членов категории используются общепринятые названия (см. примеры выше);

  • первый уровень, который в онтогенезе осваивается детьми (Лакофф. 2011).

Это перечисление показывает, что естественные категории, хотя и являются обобщениями, не слишком соответствуют данному выше определению: однозначно зафиксировать признаки, на основе которых совершается обобщение, или систему, внутри которой оно происходит, затруднительно. Наличие наглядных и действенных оснований позволяет отнести их рано складывающимся в онтогенезе допонятийным обобщениям (иногда их называют комплексами). В более поздних возрастах у ребёнка формируются и другие виды (уровни) обобщений, дополняющие базовые категории и формирующие с ними единую таксономию. Категории более высокой степени общности Рош назвала суперординатными, а более частные – субординатными (Basic objects in natural categories. 1976; Murphy. 2002). Например, базовой категории «стул» на суперординатном уровне может соответствовать категория «мебель», а на субординатном более частная – «венский стул».

Структура и функционирование естественных категорий описывается и объясняется предложенной Рош теорией прототипов (Basic objects in natural categories. 1976; Murphy. 2002).

Дата публикации:  4 июля 2022 г. в 15:55 (GMT+3)

1. Обобщение и ограничение понятий

Обобщение понятия— это совершение
перехода от понятия с меньшим объемом,
но большим содержанием к понятию с
большим объемом и меньшим содержанием.
При обобщении осуществляется переход
от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный
лес», мы переходим к понятию «лес».
Содержание этого нового понятия уже,
зато объем значительно шире. Содержание
уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав
слово «хвойный») ряд характерных видовых
признаков, отражающих особенности
хвойного леса. Лес — это род по отношению
к понятию «хвойный лес», являющемуся
видом. Исходное понятие может быть как
общим, так и единичным. Например, можно
осуществить обобщение понятия «Париж»
(единичное понятие) путем перехода к
понятию «европейская столица», следующим
шагом будет переход к понятию «столица»,
потом «город», «селение». Таким образом,
постепенно исключая характерные
признаки, присущие предмету, мы движемся
в сторону наибольшего расширения объема
понятия, жертвуя содержанием в пользу
абстракции.

Цель обобщения— максимальное
отстранение от характерных признаков.
При этом желательно, чтобы такое
отстранение происходило как можно более
постепенно, т.е. переход от рода должен
происходить к самому близкому виду (с
наиболее широким содержанием).

Обобщение понятий не безгранично, и
пределом обобщения являются философские
категории, например «бытие» и «сознание»,
«материя» и «идея». Поскольку категории
лишены родового понятия, обобщение их
невозможно.

Ограничение понятия— это логическая
операция, противоположная обобщению.
Если обобщение идет по пути постепенного
отстранения от признаков предмета,
ограничение, напротив, обогащает
совокупность признаков понятия. Таким
образом, осуществляется переход от
общего к частному, от вида к роду, от
единичных понятий к общим.

Эта логическая операция характеризуется
уменьшением объема за счет расширения
содержания.

Операция ограничения не может продолжаться
дальше, когда в его процессе достигается
единичное понятие. Оно характеризуется
максимально полным содержанием и
объемом, в котором мыслится лишь один
объект.

Таким образом, операции ограничения
и обобщения
— это процесс конкретизации
и абстракции в рамках от единичного
понятия до философских категорий. Эти
операции учат человека мыслить более
правильно, способствуют познанию
предметов, явлений, процессов окружающего
мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению
и ограничению мышление становится более
ясным, четким и последовательным. Однако
не следует путать обобщение и ограничение
с выделением из целого части и рассмотрением
этой части отдельно. Например, двигатель
автомобиля состоит из деталей (карбюратор,
воздушный фильтр, стартер), детали
состоят из более мелких, а те в свою
очередь из еще более мелких. В этом
примере понятие, следующее за предыдущим,
не является его видом, а есть лишь его
составной частью.

2. Определение

Слово «определение» произошло от
латинского слова definition. В процессе
общения, работы, просто повседневной
жизни у человека нередко возникают
проблемы с уяснением информации и
передачей этой информации другим людям.
Это связано с отсутствием или незнанием
определения предмета, данного в имеющейся
информации. Проще говоря, человек
зачастую не понимает значения того или
иного понятия. Разъяснить сложное
понятие, выявить его суть не обязательно
должен сам человек, который столкнулся
с проблемой, но это может сделать человек,
к профессии которого относится
рассматриваемая проблема. Для осуществления
толкования призвана логическая операция
определения понятия.

Определение понятия— это логическая
операция, направленная на выявление
правильного значения термина или
содержания понятия.

Определить понятие — значит полно
раскрыть его содержание и отличить
объем данного понятия от объемов иных
понятий (т.е. определить предметы,
входящие в понятие, и отделить их от
других предметов).

Необходимо сказать о соотношении
определения и дефиниции. Часть ученых
отождествляют их, однако некоторые
исследователи отделяют определение от
дефиниции и в качестве последнего
называют суждение, раскрывающее
содержание понятия.

Таким образом, получается, что определение
есть логическая операция, а дефиниция
— суждение
.

Понятие, содержание которого требуется
раскрыть, называют определяемым
понятием
и обозначаютDfd (definiendum).
Для раскрытия содержания этого понятия
используетсяопределяющее понятие,
обозначаемоеDfn (definence).

Целью человека, раскрывающего содержание
Dfd, применяяDfn, является достижение
эквивалентности (равенства) обеих сторон
определения, т.е. определяемого и
определяющего понятия.

Определение понятия как логическая
операция играет важнейшую роль в
деятельности человека, чем бы он не
занимался. На первый взгляд, знание
содержания того или иного понятия не
является необходимостью для людей, не
занимающихся наукой.

Однако это не так, ведь точное знание
признаков понятия не только увеличивает
массу знаний человека, но и помогает
избежать недоразумений, казусов, ошибок.
Логическая ошибка тем более опасна, что
в настоящее время особую роль играет
закон.

Незнание признаков (содержания) тех или
иных юридических понятий делает человека
уязвимым в правовых отношениях. Стоит
ли говорить, что для науки определение
понятий играет еще более значимую роль,
ведь именно в рамках науки происходит
появление новых понятий и толкование
старых. И если мы говорим о юридической
науке, то понимаем, что от того, наасколько
четкими и правильными будут определения,
зависит жизнь государства, общества и
отдельного человека.

Определение понятия может быть явным
и неявным
.

Явныеопределения содержат
определяемое и определяющее понятие,
при их равных объемах. В этом виде для
определения используется ближайший
род и вид (видовое отличие), содержащие
характерные признаки определяемого
понятия.

Разновидностью определения через род
и видовое отличие является генетическое(от греч. genesis — «происхождение»)
определение. В нем указывается только
способ образования данного предмета,
его происхождение. Генетическое
определение играет очень важную роль
для наук, где, в силу их специфики, многие
понятия могут быть определены лишь
через способ образования или происхождения.
К таким наукам относятся математика,
химия, физика. Генетическое определение
является видом определения через род
и видовое отличие, поэтому подчиняется
тем же правилам и имеет аналогичную
логическую структуру. В качестве
отдельного вида определения через род
и вид можно назвать номинальные
определения. Они определяют термин,
обозначающий понятие, или вводят знаки,
заменяющие его. Обычно в таком определении
имеется слово «называется».

Определение через род и видовое отличие
производится в два шага. Первый шаг
такого определения — это отношение
(подведение) определяемого понятия под
родовое понятие, характеризующееся
большей степенью обобщения. Вторым
шагом определяемое понятие отделяется
от других, входящих в тот же род, при
помощи видовых отличий. Признаки и рода,
и вида, на основании которых происходит
определение понятия, содержатся в
определяющем понятии. Например: «Квадрат
— это прямоугольник с равными сторонами»
.
Определяемое понятие здесь — это
«квадрат»; родовое — «прямоугольник»;
видовое отличие — «с равными сторонами».

Например: «Обычаем делового оборота
считается сложившееся и широко применяемое
в какой-либо области предпринимательской
деятельности правило поведения, не
предусмотренное законодательством,
независимо от того, зафиксировано ли
оно в каком-либо документе»
. В данном
случае понятие «обычай делового оборота»
является определяемым понятием. Родовым
для него будет «правило поведения»,
содержащееся в самом начале определяющего
понятия. Таким образом, мы подводим
определяемое понятие под более общее.
Так как «правило поведения» содержит
в своем объеме не один только обычай
делового оборота, а целый комплекс
правил, возникает необходимость выделить
последний из общей массы. Для этого мы
добавляем признаков данного явления,
тем самым расширяя содержание и уменьшая
объем.

Обычай делового оборота не закрепляется
в законе, но может быть отражен или не
отражен в каком-либо документе. Указывая
на этот характерный признак, мы сокращаем
количество предметов, содержащихся в
объеме, до искомых. Признаки, при помощи
которых мы отграничиваем определяемое
понятие от других, соответствующих
родовому понятию, называются видовым
отличием (видом). В определении видовых
отличий может быть одно или же несколько.

Определение через род и видовое отличие
можно отразить в виде формулы А = Вс.
ПодАв данном случае подразумевается
определяемое понятие,В— это род,
ас— вид.Висв совокупности
являются определяющим понятием. Другой
способ отражения такого определения
выглядит так:Dfd ≡ Dfn.

Определение через род и видовое отличие
называют также классическим. Оно наиболее
распространено и широко используется
в различных отраслях научного знания.

Неявные определения. Определение
через род и видовое отличие — это очень
удобный и эффективный инструмент
раскрытия содержания понятий. Однако,
как и любое другое орудие, этот вид
определения имеет ограничения. Так,
нельзя определить при помощи обращения
к роду и виду понятия, вообще не имеющие
рода, какими являются общефилософские
категории. Единичные понятия не имеют
вида, и, соответственно, также не могут
быть определены, ведь при использовании
только рода для определения понятия мы
получили бы слишком большое количество
элементов в его объеме, куда при этом
входило бы и само это понятие, что
невозможно (например, понятие «Н. Г.
Чернышевский» нельзя определить только
как «русский писатель»).

Когда возникает подобная ситуация,
исследователи применяют неявные
определения и приемы, заменяющие
определения. В отличие от явных
определений, где есть определяемое и
определяющее понятия, равные между
собой, в определениях неявных на место
определяющего понятия подставляются
контекст, аксиомы или описание способа
возникновения определяемого объекта.

Можно выделить несколько видов неявных
определений: контекстуальное,
индуктивное, остенсивное, через аксиомы
.

Контекстуальное(от лат. contextus —
«соединение», «связь»)определениехарактеризуется тем, что оно позволяет
выяснить суть, значение слова, смысла
которого мы не знаем, через контекст,
т.е. через относительно законченный
отрывок информации, которая сопровождает
данное слово, относится к нему и содержит
его признаки. Иногда в процессе разговора
мы сталкиваемся с ситуацией, когда
собеседник употребляет незнакомое для
нас слово. Не переспрашивая, мы пытаемся
определить смысл этого слова, опираясь
на слова, сопутствующие ему. Это и есть
определение через контекст. Примером
такого определения может послужить
следующее предложение: «…возьмешь там
чек. Он будет именной — на твое имя.
Получишь по нему деньги». Таким образом,
даже не зная, что такое чек, можно из
контекста понять, что это документ, по
которому получают денежные средства.
Проявив некоторую смекалку, можно
догадаться о существовании также чеков
на предъявителя.

Индуктивные определенияраскрывают
смысл термина при помощи самого этого
термина, через понятия, в которых
содержится его смысл. Примером этого
служит определение натуральных чисел.
Так, если 1 — натуральное число и n —
натуральное число, то 1 + n тоже есть
натуральное число.

Остенсивное определениеустанавливает
значение термина, прибегая к демонстрации
предмета, обозначаемого этим термином.
Такие определения применяются при
раскрытии сущности предметов чувственного
мира, другими словами, предметов, которые
доступны для непосредственного
восприятия. Такое определение зачастую
акцентируется на простейших свойствах
предметов, таких как вкус, цвет, запах,
текстура, вес и т.д. Часто используется
при изучении иностранного языка или
разъяснении смысла непонятного слова.

Иногда для характеристики понятий
используются приемы, заменяющие
определения.

Аксиома — это положение,
которое принимается без логического
доказательства в силу непосредственной
убедительности.

Определение через аксиомы основано на
этом их качестве. Характеристика через
аксиомы широко применяется в математиике.

Сравнение— это прием, позволяющий
достаточно четко охарактеризовать
предмет за счет сопоставления его
характерных признаков и черт с другим,
однородным предметом. Такое сопоставление
приводит к достаточно четкому отграничению
сравниваемых предметов друг от друга
путем выявления не только сходства, но
и различия их признаков. При использовании
сравнения для определения понятия оно
будет определено тем более полно, чем
с большим количеством однородных
предметов будет сравнен объем данного
понятия. Сравнение приводит к формированию
мнимого образа предмета, обладающего
характерными признаками.

Описаниекак прием более просто,
чем сравнение. Задача исследователя,
использующего описание, — закрепить
как можно больше информации о предмете,
содержащей указание на его характерные
признаки. Другими словами, при описании
образ предмета, непосредственно
воспринимаемого исследователем,
закрепляется в той или иной форме
(рисунок, схема, текст и др.). При описании
различного рода характерные черты (вес,
форма, размер и т.д.) должны отражаться
наиболее полно и достоверно.

Характеристика— это создание
представления о предмете посредством
указания на какую-либо его характерную
черту. При этом раскрывается только
один какой-либо важный приизнак.

Пример характеристики может быть таким:
«Джанфранко Педерзоли — лучший
итальянский гравер современности»; «По
словам К. Маркса, Аристотель — это
«величайший мыслитель древности»».

Можно встретить и сочетания описания
и характеристики. Часто используется
как в науке, так и в художественной
литературе.

Пример используется в случаях, когда
затруднительно дать определение по
роду и видовому отличию, но можно
прибегнуть к описанию событий, процессов,
явлений и прочее, иллюстрирующих данное
понятие. Разъяснением при помощи примера
является также отражение комплексного
понятия через перечисление его элементов.
Скажем, понятие «армия» можно объяснить
через перечисление входящих в нее
подразделений. Объяснение примером
часто используется в учебном процессе
младших классов.

обобщение это

По ходу процесса мышления имеют место четыре операции. К ним, в частности, относят деление, определение, ограничение и обобщение понятий. У каждой операции свои особенности и закономерности течения. Что такое обобщение? Чем отличается этот процесс от прочих?

Определение

Обобщение – это логическая операция. Посредством нее при исключении видового признака получается в результате иное определение, обладающее более широким объемом, но существенно меньшим содержанием. Усложненно можно сказать, что обобщение – это форма приращения знания посредством мысленного перехода к общему от частного в определенной модели мира. Это, как правило, соответствует переходу на более высокий уровень абстракции. Результатом рассматриваемой логической операции будет являться гипероним.

Общая информация

Проще говоря, обобщение – это переход от видовых понятий к родовому. Например, если взять определение «хвойный лес». Посредством обобщения в результате получается «лес». У полученного понятия уже есть содержание, но объем при этом значительно шире. Содержание стало меньше в связи с тем, что было убрано слово «хвойный» – видовой признак. Следует сказать, что исходное понятие может быть не только общим, но и единичным. Например, Париж. Это понятие считается единичным. При совершении перехода к определению «европейская столица», далее будет «столица», затем «город». Данной логической операции можно повергнуть различные определения. Например, провести обобщение опыта работы. В этом случае посредством перехода от частного к общему происходит осмысление деятельности. Обобщение опыта применяется зачастую тогда, когда имеется большое скопление методического и прочего материала. Так, исключая постепенно характерные признаки, которые присущи предмету, происходит движение в сторону наибольшего расширения понятийного объема. В итоге содержание жертвуется в пользу абстракции.

Особенности

обобщение понятий

Мы рассмотрели такое понятие, как обобщение. Целью его является максимальное отстранение исходного определения от свойственных ему признаков. Желательно при этом, чтобы процесс происходил как можно постепеннее, то есть переход должен происходить в сторону самого близкого вида, обладающего наиболее широким содержанием. Обобщение – это не безграничное определение. В качестве его предела выступает определенная общая категория. Это понятие, обладающее предельной широтой объема. К таким категориям относят философские определения: «материя», «бытие», «сознание», «идея», «движение», «свойство» и прочие. В связи с тем что указанные понятия не имеют родовой принадлежности, обобщение их не представляется возможным.

Обобщение в качестве задачи для искусственного интеллекта

что такое обобщение

Формулирование задачи было осуществлено Розенблаттом. В процессе эксперимента по «чистому обобщению» от перцептрона или модели мозга необходимо было перейти на один стимул от избирательной реакции к стимулу, подобному ему, но не активизирующему ни одного из прежних сенсорных окончаний. Более слабым видом задачи может, например, являться требование о распространении реакции системы на компоненты категории аналогичных стимулов, которые не обязательно отделены от показанного ранее (либо воспринятого на ощупь или услышанного прежде) стимула. В данном случае есть возможность исследовать спонтанное обобщение. При этом процессе критерии аналогии не навязываются экспериментатором или не вводятся извне. Также можно изучить и принудительное обобщение, при котором исследователь «обучает» систему понятиям подобия.

обобщение опыта

Ограничение

Данная логическая операция является противоположной обобщению. И если второй процесс представляет собой постепенное отстранение от признаков, свойственных конкретному предмету, то ограничение, наоборот, призвано обогатить комплекс характеристик. Данная логическая операция предусматривает уменьшение объема на основании расширения содержания. Ограничение завершается в тот момент, когда появляется единичное понятие. Это определение характеризуется наиболее полным объемом и содержанием, где предполагается только один предмет (объект).

Выводы

Рассмотренные операции обобщения и ограничения представляют собой процессы абстракции и конкретизации в границах от единичного определения до философских категорий. Данные процессы способствуют развитию мышления, познанию объектов и явлений, их взаимодействий.

Благодаря использованию обобщений и ограничений понятий, мыслительный процесс протекает более ясно, последовательно и четко. Вместе с этим не следует путать рассматриваемые логические операции с выделением части из целого и рассмотрением полученной части отдельно. К примеру, автомобильный двигатель включает в себя несколько деталей (стартер, воздушный фильтр, карбюратор и прочие). Эти элементы, в свою очередь, состоят из других, более мелких, и так далее. В данном примере понятие, которое следует далее, не является видом предыдущего, а только его составным элементом. В процессе обобщения отбрасываются характерные признаки. Вместе с уменьшением содержания (ввиду устранения признаков) увеличивается объем (поскольку определение становится более общим). В процессе ограничения же, наоборот, родовое понятие прибавляет новые и новые видовые характеристики и признаки. В связи с этим уменьшается объем самого определения (так как становится более конкретным), а содержание, наоборот, увеличивается (за счет добавления характеристик).

Примеры

В учебном процессе обобщения применяются практически во всех случаях, когда определения даются через видовое или родовое отличие. Например: «Натрий» – химический элемент. Или можно использовать ближайший род: «Натрий» – металл. Еще один пример обобщения:

  1. обобщение опыта работы

    Хищное млекопитающее из семейства Собачьи.

  2. Хищное млекопитающее.
  3. Млекопитающее.
  4. Позвоночное животное.
  5. Животное.
  6. Организм.

А вот пример ограничения в русском языке:

  1. Предложение.
  2. Простое предложение.
  3. Простое односоставное предложение.
  4. Простое односоставное предложение со сказуемым.

Cлово ОБОБЩЕНИЕ означает:

переход на более высокую ступень абстракции путем выявленияобщих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметоврассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий,законов, теорий.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение термина «обобщение» в других словарях

(англ. generalization) — одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненной в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения. Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. Абстракция). Один и тот же реальный предмет м. б. включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое О. характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. называют «индуктивными». — Прим. ред.)2-й тип опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим. Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. О. теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста. Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б. значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.

Источник: Психологический словарь

обобщение

— познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия — , проявляясь как константность восприятия — . На уровне человеческого мышления — обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий — приемов познавательной деятельности — и знаков.

Источник: Психологическая энциклопедия

обобщение

(лат. generalisatio) — мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. образуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на основе анализа соответствующих языковых выражений, определений, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия «механическая форма движения материи» к понятию «форма движения материи», от суждения «Киты — млекопитающие» к суждению «Киты — позвоночные», от вопроса «Разрешима ли данная проблема в данном случае?» к вопросу «Разрешима ли данная проблема в общем случае?», от юридической нормы «кража запрещена» к норме «хищение запрещено». Под синтетическими (или индуктивными) понимаются О., связанные с изучением опытных данных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от понятия «прямоугольный треугольник» к понятию «треугольник»). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Большую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирования художественных образов.

Источник: Философский словарь

обобщение

(лат. generalisatio)  — мыслительная операция, пе­реход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суж­дении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситу­аций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с пос­ледующим образованием множеств, соответствующих этим свой­ствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. обра­зуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на ос­нове анализа соответствующих языковых выражений, определе­ний, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия «механическая форма движения материи» к понятию «форма движения материи», от суждения «Киты — млекопитающие» к суждению «Киты — позвоночные», от вопроса «Разрешима ли данная проблема в данном случае?» к вопросу «Разрешима ли данная проблема в общем случае?», от юридической нормы «кража запрещена» к норме «хищение запрещено». Под синтетическими (или индук­тивными) понимаются О., связанные с изучением опытных дан­ных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от поня­тия «прямоугольный треугольник» к понятию «треугольник»). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Боль-   шую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирова­ния художественных образов.

Источник: Словарь логики

обобщение

— результат исследования, который считается верным для группы людей, более крупной, чем те, которые были фактически представлены в исследовании или исследованиях, принесших этот результат.

Источник: Психологический словарь

обобщение

— познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий — приемов познавательной деятельности и знаков.

Источник: Психологический словарь

обобщение

1. Процесс формирования суждения или принятия решения, которое применимо ко всему классу или категории объектов, событий или явлений. Некоторые особенности этого значения заслуживают упоминия. Во-первых, обобщение в этом смысле почти всегда подразумевает процесс индукции; оно исходит из ограниченного числа наблюдений элементов класса и распространяется (то есть обобщается) на другие элементы. Во-вторых, обобщение здесь – другая сторона монеты, противопоставляемая различению (1). То есть, когда кто-то обобщает суждение или реакцию на us элементы класса, он, в действительности, не проводит различий между отдельными отличительными особенностями внутри этого класса. Более подробно об этом вопросе см. в статье градиент генерализации. 2. Процесс распространения принципа или концепции на новые объекты, события или области. Обратите внимание, что значение 2 может быть сходным со значением 1 в том случае, когда кто-то обнаруживает, что новый объект может быть классифицирован как принадлежащий к известной группе и таким образом включаться в сделанное прежде обобщение, или он может быть связан с совершенно новым набором объектов, которые различимы с другими событиями, но обнаруживается, что они поддаются объяснению с помощью некоторого известного принципа. 3. В науке – любое широкое положение, которое может включать в себя ряд наблюдений. То есть процесс обобщения в смысле 2 может привести к обобщению в смысле 3. Так как эти значения очень «общие», термин часто уточняется различными дополнениями, которые определяют рассматриваемый вид обобщения. Некоторые общие примеры см. в следующих статьях.

Источник: Психологический словарь

обобщение

— выделение общего из множества частных явлений. Перенос однажды сформированных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуации (см. абстракция).

Источник: Психологический словарь

обобщение

Категория. Познавательный процесс. Специфика. Приводит к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий — приемов познавательной деятельности и знаков.

Источник: Психологический словарь

обобщение

— продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий — приемов деятельности познавательной и знаков. Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности. При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное). Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, — например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте. При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.

Источник: Психологический словарь

обобщение

См. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ. 

Источник: Социологический словарь

обобщение

— прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Источник: Философский словарь

обобщение

Мысленный переход от отдельных фактов, событий к их совокупностям (классам), от одной мысли к другой — более общей.

Источник: Философский словарь

обобщение

— формулирование выводов, закономерностей и законов из фактов, анализов событий и явлений.

Источник: Философский словарь

обобщение

заключение от частного к общему. – это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах. При научном исследовании обобщение очень плодотворно: оно позволяет перейти от наблюдения нескольких частных случаев к гипотезе о всеобщем законе. Однако следует остерегаться слишком поспешных обобщений: обобщение должно быть проверено приложением как можно к большему числу частных случаев.

Источник: Философский словарь

обобщение

— логический процесс перехода от единичного к общему. от менее общего к более общему знанию (напр., переход от понятия “теплота” к понятию “энергия”, от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского), а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. В формальной, логике под О. понятия понимают переход от видового к родовому понятию. При этом содержание — родового понятия оказывается уже, т. к. из него исключаются видовые признаки (Объем и содержание понятия). Так, при переходе от понятия “дуб” к понятию “дерево” отбрасываются признаки, специфические для дуба. Противоположным О. процессом является ограничение.

Источник: Философский словарь

обобщение

— выделение у ряда вещей общих свойств и отношений между ними (вещами и свойствами).

Источник: Философский словарь

обобщение

(от лат. generalisatio) мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (и н д у к тивное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Производя соответствующие отвлечения, переходят от, допустим, геометрии Евклида к геометрии Лобачевского, а это означает, что обобщать можно как суждения, так и научные теории. Вырисовывается даже такая схема как результат процесса обобщения: единичное понятие — обобщенное понятие — суждение — закон науки — теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности. Противоположность обобщения — ограничение.

Источник: Философский словарь

обобщение

Общий вывод

Источник: Толковый словарь Ожегова

Как определить обобщение?

Обобщение понятия – это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому. Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес».

Что такое обобщение понятия?

Обобщить понятиезначит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

Что такое логическое ограничение?

Ограничением понятия — называется логическая операция, состоящая в прибавлении к содержанию понятия нового признака, наличие которого в содержании понятия сужает его объём.

Что такое обобщение в обществознании?

Обобще́ние поня́тий — логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания; форма превращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу …

Как называется обобщение?

обобщение — существительное, имеет следующие синонимы: абстракция генерализация итог

Что такое логические операции с понятиями?

Логические операции с понятиями. Основными операциями с понятиями являются: обобщение и ограничение понятий, их определение и деление. В основе данных операций лежат родовидовые отношения между понятиями.

Как называется понятие с меньшим объемом?

Более широкое по объему понятие является родовым, а меньшее по объему – видовым.

Какие понятия называют общими логика?

Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае в принципе).

Какую логическую операцию необходимо выполнить чтобы раскрыть содержание понятия?

Определение — это логическая операция, раскрывающая содержание понятия посредством его отождествления с другим понятием, содержание и объем которого известны. В определении выделяют два основных элемента: определяемое (definiendum) и определяющее (definiens) понятия.

Как можно заменить слово обобщение?

обобщение — существительное, имеет следующие синонимы:

  • абстракция
  • генерализация
  • итог
  • подытоживание
  • суммирование
  • синтез
  • синтезирование
  • резюме

Что такое обобщение информатика?

Обобщение – мысленное объединение однородных объектов. Совокупность объектов, выделенных по какому-то признаку, называют классом.

Каким словом можно заменить слово обобщение?

обобщение — существительное, имеет следующие синонимы: абстракция генерализация итог

Как можно заменить слово систематизировать?

Слово систематизировать имеет следующие синонимы:

  • классифицировать
  • группировать
  • сгруппировать
  • сгруппировывать
  • разнести по рубрикам
  • схематизировать
  • разносить по рубрикам
  • разложить по полочкам

Какие существуют логические операции?

2. Логические операции

  • Логическое отрицание. Отрицание (инверсия) — это логическая операция, которая делает ложное высказывание истинным, а истинное — ложным. …
  • Конъюнкция (логическое умножение). Конъюнкция двух высказываний истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны. …
  • Дизъюнкция (логическое сложение).

В чем заключается сущность логических операций?

Основными операциями с понятиями являются: обобщение и ограничение понятий, их определение и деление. В основе данных операций лежат родовидовые отношения между понятиями. Логические операции обобщения и ограничения основаны на законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Как называется логическая операция перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом?

Ограничение — логическая операция (обратная обобщению) перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Другими словами это есть переход от родовых понятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака.

Какие понятия являются общими?

Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае в принципе).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти количество теплоты при парообразовании
  • Как найти квартиру в борисове
  • Как найти точку симметричную заданным уравнением
  • Как можно найти похожих людей по фото
  • Application context not configured for this file как исправить