Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите правителя, о котором идёт речь.
«Опричнина, гораздо меньшая часть государства, чем земщина, составила как бы собственное владение государя в противоположность государственному; в опричнине были свои бояре и окольничие, свой особый царский дворец, казна, дьяки и военная сила: дети боярские и стрельцы. Все доходы с опричнины шли исключительно на царский обиход. При таком разделении государства началось переселение. Царь приказывал выводить из опричных городов и их территорий владельцев, не принятых в опричнину, а тем, напротив, которые туда вошли, раздавал земли за службу».
1) Иван III
2) Иван IV
3) Фёдор Иванович
4) Борис Годунов
Ответка
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.
Задать вопрос
Задать вопрос
-
Все вопросы
Eliza
История России
10 — 11 классы
28.04.2021 0:30
Ответы на вопрос
Записаться
Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!
Смотреть
Прочтите текст и выполните задания.
_____________(1), гораздо меньшая часть государства, чем земщина, составила как бы собственное владение государя в противоположность государственному; в ___________ (1) были свои бояре и окольничие, свой особый царский дворец, казна, дьяки и военная сила: дети боярские и стрельцы. Все доходы с _________(1) шли исключительно на царский обиход. При таком разделении государства началось переселение. Царь приказывал выводить из _________(1) городов и их территорий владельцев, не принятых в _________(1), а тем, напротив, которые туда вошли, раздавал земли за службу.
1) Запишите название особого порядка, введённого в государстве в XVI в без кавычек и точки в конце.
2) Запишите имя царя, который ввёл данный внутренний порядок в государстве, по образцу: Василий Второй
3) Запишите год, когда был введён данный внутренний порядок в государстве, по образцу: 1497
Тема: Правление Бориса Годунова
(Династический кризис. Земский собор 1598
г и избрание Бориса Годунова. Политика Годунова в отношении боярства. Голод
1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса).
Цель: Формирование представления
о политике Бориса Годунова и предпосылках социально-политического,
экономического и династического кризиса в России на рубеже XVI—XVII
вв., вошедшего в историю России как Смута.
Задачи:
- Образовательная: изучить правление Бориса
Годунова, начать формировать представление о начале Смутного времени и
причинах этого явления.
- Развивающая: развивать практические умения работать самостоятельно с дополнительной
литературой, историческими источниками; развивать логическое мышление на
основе анализа и синтеза, на основе созданной модели; развивать умения
систематизировать материал.
- Воспитательная: воспитывать интерес к изучению
истории, стремление к самосовершенствованию, индивидуальной и коллективной
ответственности, учебно-познавательной самостоятельности.
Ход
урока:
1
Организационной момент
2.
Актуализация
3
варианта проверки дз:
1 |
Карточки с заданиями. 1. Прочтите «Опричнина, гораздо меньшая часть 1) Иван III 2) Иван IV 3) Фёдор Иванович 4) Борис Годунов 2. Созыв первого Земского собора связан с деятельностью 1) Избранной Рады 2) Стоглавого собора 3) Совета всея земли 4) Переяславской рады 3. Назовите царствующего государя, о котором говорится в тексте. Из записок иностранца «Что касается до главных пунктов или статей, входящих в состав Что касается до общественных и …теперь знатнейшие дворяне (называемые удельными князьями) Здесь они находятся под столь |
2 |
Хронологическая задачка 1 слайд: (Дата нападения Решение: Ответ: 1572 г. Событие-? |
3 |
Задание на исключение 1. 2. 3. 4. 5. |
Самопроверка
(дети меняются листовками и проверяют соседа)
3.
Мотивационный момент.
Музыка
из оперы «Борис Годунов» Мусоргского М.П.
На доске «Вчерашний раб,
татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе
палач,
Возьмет венец и бармы
Мономаха…» А.С. Пушкин «Борис Годунов»
Беседа
с учащимися по вопросам:
-Какие чувства вызвала у
вас данная музыка? Посмотрите на эпиграф нашего урока на доске. Как вы
думаете, о ком пойдет речь?
-Борис
Годунов.
-Совершенно
верно. Тема нашего урока «Правление Бориса Годунова».
1.
Династический кризис
1
вариант работы: -Давайте вспомним, что мы узнали на последних уроках и подумаем,
какая же проблемы могла возникнуть в конце 16 века?
(на
случай затруднения слова подсказки на доске: 1591, 1598, картина убийство сына
Иваном Грозны, Углич))
Задавая
вопросы подвести детей к проблеме отсутствия кровного наследника – пресечение
династии Рюриковичей.
-Итак,
какая проблема?
Подвести
детей к ответу: Династический кризис, кто станет править государством?
-Кто
раньше правил?
2
вариант работы — Назрел династический кризис? Если да докажите! Так почему же
была прервана многовековая традиция престолонаследия?
Предположения
детей, на доске слова подсказки (имена детей Ивана Грозного, 3 гипотезы смерти
царевича Дмитрия в Угличе, картина Репина).
-Вспомните,
мы с вами на прошлом уроке уговорили, что такое династия, кто напомнит?
Ответ: Династия — ряд монархов из
одного и того же рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследования.
— Какая династия правила в России
на период конца XVI века?
Ответ: Рюриковичей
-Когда она была установлена?
Ответ: В 862 году.
Смерть
в 1591 году царевича Дмитрия, а потом и смерть бездетного царя Федора в
1598году привела Россию к Династическому кризису
2.
Земский собор 1598 г
-Мы
с вами выяснили, что сегодня будем говорить о Борисе Годунове, А как же он
попал на царствование? Давайте сейчас это выясним. А для этого познакомимся с
некоторыми документами.
Класс
делится на 2 группы
1 группа работает с |
2 группа работает |
1. 2. 3. 4. |
Прочитайте Работая с текстом 17 февраля истекло время Патриарх начал речь, «Теперь, — И, не дожидаясь «Наш совет 1. О чем идет речь в документе? 2. Кто предложил кандидатуру Бориса Годунова. 3. С опорой на документ и используя исторические знания, |
Задание:
-Почему
он?
— Почему стало возможным избрание на царство
Бориса Годунова – он не был потомком Рюрика? (в течение многих лет Борис
фактически правил государством, он остался единственным опекуном Федора. Сестра
Бориса Ирина была женой Федора. Царь Федор Иванович всецело доверял своему
шурину и, умирая, завещал престол именно ему)
3.
Политика Годунова в отношении боярства.
-Ребята,
сейчас перед вами новая задача, просмотрев небольшой видеоролик, используя
текст учебника стр. 92-93 заполнить два столбика +/- правления БГ
Видеоролик https://yandex.ru/video/preview/817200266583509246 (5:01 и 5:48)
+/-
правления Бориса Годунова
+ |
— |
Отказ от массовых казней |
Расправа с Романовыми |
Развитее торговли с |
|
Обучение дворянских детей |
|
Открытие школ, |
Многие планы не доведены, |
4. Голод
1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Просмотр видеоролика. – 8:44-11:09
1 вариант: Исправление ошибок в тексе.
2 вариант: Или в рассказе учителя Рассказ
учителя.
Пятилетний (Трёхлетний) неурожай в
России, по причине дождливого лета и ранних морозов, начиная с 1599 (1601)
года, вызвал страшный голод в стране, Борис Годунов раздавал беднякам
деньги из казны, приказал открыть царские амбары с продовольствием. С осени
1601 года начинаются народные волнения. Голодные люди силой отнимали хлеб у
торговцев. Основные силы бунтовщиков во главе с Басмановым (Хлопко)направлялись
к Москве, но были разбиты 9 сентября 1603 года царским войском . Басмановым
(Хлопко) был тяжело ранен, захвачен и после тщательного расследования
казнён в Москве. Часть восставших бежала на Украину. Чтобы успокоить народ,
Борис Годунов начал массовые казни (восстановил Юрьев день и
отменил сыск беглых крестьян.)
3.
Закрепление
Итак, давайте же разберемся, Борис Годунов –
плохой или хороший царь?
Но, не смотря на это, ему припомнили всё: и
татарское происхождение, и убийство царевича Дмитрия, и якобы насильственный
захват царского трона.
Обратимся к нашей таблице, которую мы
заполнили. Вспомните праавление Федора Ивановича, а так же используйте
документы, которые лежат у вас на партах (листочек №2)
Из документа «Отдадим должное |
Со времен Н. М. Карамзина обвинение Годунова в убийстве Дмитрия |
В 1598 г. русским царём стал Борис |
«В усердной любви к гражданскому боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам Он не был, но бывал тираном; не |
Дебаты:
Борис Годунов: плохой или хороший царь?
Ответы
детей с аргументацией.
Могут
быть приведены доказательства:
1. Народ видел в Годунове, занявшем
престол в результате пресечения прежней династии и выбора Земским собором,
«неприродного» царя (царя, власть которого не от Бога).
2. Народная молва приписывала Годунову
вину за смерть царевича Димитрия, народ не желал видеть на престоле
преступника.
3. Различные боярские роды интриговали
против царя, считая его «худородным» и рассчитывая видеть своих представителей
на престоле, репрессии против них со стороны Годунова вызывали новое
ожесточение.
4. Годунов продолжал начатую до него
политику закрепощения, что вызывало недовольство крестьян.
5. Годунов не смог справиться с
последствиями страшного стихийного бедствия 1601–1603 гг., вызвавшего массовый
голод.
4.
Оценки и ДЗ
Оценки за урок выставить учетом мнения
класса.
ДЗ: № 1: п 11 выучить, повторить даты,
выучить новые.
№ 2: Составить хронологическую задачу
№ 3: Опережающее задание по желанию: Причины
Смуты (раскрыто прописать, опираясь на факты)
5.
Рефлексия –
с табличками на палочках.
OBRAZOVALKA.COM
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.