Опыт-эксперимент: «Где можно найти воздух?»
Цель: Обнаружить воздух в предметах.
Материалы: Воздушные шарики, соломинки, мыльный раствор, целлофановые пакеты.
Предварительная работа. Беседа о воздухе – предлагается обнаружить воздух вокруг себя и в различных предметах.
Опыт
Возьмите ленточки и подуйте на них.
Что происходит и почему?
Мы собираем ртом воздух и этим воздухом дуем на ленточки, они начинают двигаться.
Возьмем воздушные шарики и надуем их. Что получилось? Почему? Шарики надулись, потому что мы в них задули воздух.
Возьмем соломинки и стаканчики с водой. Соломинки опустите в воду. Через соломинку вдувайте воздух.
Что вы видите?
Со дна поднимаются пузырьки. Что это? Воздух.
Возьмите соломинки, опустите в мыльную воду и сделайте мыльные пузыри. Что получилось? Почему?
Мы вдуваем воздух через соломинку в мыльные капельки. Мыльные капельки надуваются и летят, как воздушные шарики.
Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте, не надувая их, собрать в пакет воздух. Как можно набрать в пакет воздух?
Дети раскрывают пакет и набирают воздух.
Гипотеза.
- Ленточки колышутся, потому что мы на них дули.
- В воде появляются пузырьки, потому что мы дуем через трубочку.
- Шарики изменили свою форму, потому что мы их надули.
- Мыльные капельки полетели, потому что мы их надули воздухом.
- Целлофановый пакет изменил свою форму, потому что мы им собрали воздух.
Вывод. Вокруг нас находится воздух. Он невидим, но он может попадать в предмет и изменять его.
Проводили Фёдорова С. В. и Скорик В. Р
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Хочется поделиться с вами нашим опытом, который мы с моей сменщицей и детьми провели совершенно спонтанно в нашей группе. Дети придя с прогулки, стали задавать вопросы, что такое воздух и почему мы его не видим. Подумав как проще и быстрее им это объяснить, мы предложили детям провести опыт. О том, что такое воздух и из чего он состоит, вы узнаете в школе, а в детском саду мы познакомим с вас только со свойствами воздуха. Давайте обнаружим воздух, сможем ли мы его увидеть.
Цель: Доказать, что стакан не пустой, в нем находится невидимый воздух.
Для этого нам понадобиться:
1. Пустой, прозрачный стакан 0,5 л.
2. Салфетки обычные– 2 штуки.
3. Кусочек пластилина.
4. Кастрюля с водой.
Опыт: Начинаем наш опыт с того что опускаем в кастрюлю с водой бумажную салфетку, она намокает. Теперь пластилином закрепим точно такую же салфетку внутри стакана на дне. Перевернем стакан отверстием вниз и потихонечку опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрывает стакан. Вынимаем ее из воды. Салфетка осталась сухой. Вопрос почему? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Таким же образом опускаем стакана дно кастрюли и наклоняем ее. Воздух вылетает из стакана пузырем.
Вывод: Стакан нам только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух.
Ветер, особенно сильный, — это наглядное доказательство наличия вокруг нас воздуха. Каждый наверное в детстве пытался поймать ветер, вдохнуть его, чувствуя как переполняются легкие и распирает грудную клетку. Ветер срывает легкие листья с деревьев и тяжелые крыши с домов. Ветер — это движение воздушных масс. Наше дыхание — также способ обнаружить воздух. Набирая в легкие воздух мы можем задержать дыхание и потом с шумом выпустить воздух. Накачать велосипедные шины также можно воздухом, с помощью простого насоса. И надуть воздушный шарик. А стенки воздушного шарика ведь казалось бы ничего не сдерживает, однако он упругий и сохраняет форму. И наконец очень наглядный способ — если перевернуть стакан и попытаться опустить его в воду, то воздух внутри стакана не даст воде заполнить его полностью. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Lalique 6 лет назад Можно взять обычный полиэтиленовый пакет и резко, держа его за ручки, набрать в него воздух. Пакет вздуется, если его сразу же завязать — он останется надутым какое-то время. Внутри него будет воздух. Можно взять трубочку и опустить один её конец в таз с водой, а в другой дуть. В тазике с водой появятся пузыри воздуха, которые будут бурлить. Можно взять веер и обмахиваться им, воздушные массы создают ветер. Что тоже доказывает наличие воздуха вокруг нас. МарияСС 5 лет назад Чтобы обнаружить воздух вокруг нас, достаточно просто выйти на улицу и почувствовать ветер. Это потоки воздуха, который мы не видим, но тем не менее ощущаем. Также ряд домашних экспериментов позволяет «увидеть» воздух. Надуйте воздушный шарик и опустите воду, вы увидите поднимающиеся пузыри воздуха. Возьмите стакан и горлышком вниз опускайте в воду, вода не будет заливаться в стакан, так как там находится воздух. Ладлен 5 лет назад У тех у кого есть аквариумы, те видят воздух в виде пузырьков который насос постоянно прокачивает через воду аквариума. Да и детям предлагают опыт в детских садах именно для пояснения , что вокруг нас есть воздух. Для этого им предлагают через соломинку продуть воздух в стакан. И появление пузырьков и говорит о том , что это воздух. Aleksandr6052 6 лет назад Одним из способов обнаружения воздуха вокруг нас является установка паруса. Присутствие воздуха определяется по его действию. Дунул лёгкий ветерок — парус надулся, ветер усилился — судно под парусом резво побежало по волнам. KillNUR 5 лет назад
Очень хорошо ощущается наличие воздуха при быстром движении. Например, при поездке на мотоцикле, особенно на скоростном, ветер просто врывается в рот при попытке что-то сказать. Можно надуть воздушный шарик. Его стенки раздуются от наличия воздуха, и он значительно увеличится в размерах. Если же его отпустить не завязывая, то стенки шарика начнут стремительно сжиматься, с силой вытесняя воздух, и шарик устремиться вверх, до тех пор пока из него не выйдет весь воздух. Визартан 4 года назад Есть несколько способов обнаружения воздуха, такое задание есть по окружающему миру во 2 классе. Надо помахать рукой перед лицом, и сразу почувствуем его дуновение. Бросить в стакан с водой камушки, на поверхности при этом увидим пузырьки. Набрать воздух в шарик, в воде он не потонет. Опустить в стакан с водой трубочку, подуть. Вот и увидим пузырьки. Dilyara K 5 лет назад Уже сам факт того, что мы дышим и чувствуем дуновения ветра — доказывает наличие воздуха. Без воздуха не горит свеча и дрова, не наполнятся колеса машин и воздушные шары в руках маленьких детишек, не надуются мыльные пузыри. Воздух не виден, но он обволакивает нас. НатВен 5 лет назад Для того, чтобы обнаружить воздух, достаточно применить свои органы чувств. Помашите перед своим лицом платочком или листом бумаги- вы почувствуете лёгкое дуновение- ветерок, который вызывается с помощью колебания воздуха.Воздух есть везде и по всюду. Знаете ответ? |
Смотрите также: Олимпиада по окружающему миру 2023 все задания, какие ответы 8-9 класс? Зачем нужны поезда, Окружающий мир, 1 класс, презентация, что писать? Окружающий мир 3 класс, Доклад о нерпе, как написать? Олимпиада по окружающему миру 2023 все задания, какие ответы 1-4 класс? Олимпиада по окружающему миру 2023 Идем в поход, какие ответы 1-9 класс? Олимпиада по окружающему миру 2023 Батарейка, какие ответы 1-9 класс? Олимпиада по окружающему миру 2023 Посадка леса, какие ответы 1-9 класс? Олимпиада по окружающему миру 2023 Город мечты, какие ответы 1-9 класс? Олимпиада по окружающему миру 2023 Расследование, какие ответы 1-9 класс? Олимпиада по окружающему миру 2023 Супергерои, какие ответы 1-9 класс? |
Опыты с воздухом
Светлана Чебышева
Опыты с воздухом
Опыт №1. «Где спрятался воздух?»
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.
Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый)
.
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим)
.
Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение)
.
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
Опыт №2. «Как увидеть воздух?»
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
Подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок)
.
Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали)
.
Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
(Воздушные пузырьки поднимаются вверх)
.
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт №3. «Воздух — невидимка»
Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха)
.
Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт №4. «Движение воздуха»
Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта)
.
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор)
.
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется)
.
Вывод: Воздух движется.
Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?»
Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары)
.
Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.
Проткните зубочисткой один из надутых шаров.
Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче)
.
Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
Проткните зубочисткой второй шарик.
У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод: Воздух имеет вес.
Летние опыты и эксперименты в детском саду
Опыты и эксперименты с солнечными лучами, воздухом и песком с детьми 3-7 лет
Опыты с дошкольниками на прогулке в ДОУ
Автор: Прошина Вера Ивановна – воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад №60 «Сказка» г. Ликино-Дулево, Московская обл. Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Я хочу предложить вашему вниманию опыты, которые мы провели совместно с детьми на участке детского сада. Дети по природе своей – исследователи и необходимо помочь им делать открытия, дать возможность пробовать, искать, изучать, думать, размышлять, анализировать, делать выводы экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Рекомендуем посмотреть:
Как организовать прогулки летом с детьми в ДОУ Сценарий летнего развлечения «В гости к Ёжику». Младшая группа Сценарий летнего праздника в детском саду на тему Экология Сценарий летнего развлечения «Летние забавы с Машей и медведем». Средняя группа
Похожие статьи:
Игры про цветы для детей дошкольников 5-7 лет в детском саду
Летние игры для детей 3-4 лет в детском саду
Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду
Лето в ДОУ
Про лето для дошкольников
Мастер-класс «Чудо -воздух»
Мастер – класс «Это чудо – воздух» Цель мастер-класса
. Продемонстрировать некоторые виды эксперимента с воздухом.
Задачи.
1.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. 2.Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом.
Практическая значимость
. Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим по экспериментальной и поисковой деятельности. Педагог использующий эксперимент в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер-класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Оборудование и материалы:
пакеты фасовочные, пробирки, мандариновые корочки, пробирки, салфетки, коктейльные соломинки, резиновые игрушки, тазы с водой.
Ход мастер-класса.
Приглашаю педагогов и детей пройти в экспериментальную лабораторию. Сегодня мы с вами будем проводить эксперимент, я предлагаю вам роль учёных. А что мы будем изучать, отгадайте загадку.
Загадка.
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем. (
Воздух)Воспитатель
. Правильно — это воздух, а теперь объясните смысл этой загадки. ( Ответы детей). Воздух окружает нашу Землю. — Ребята скажите, пожалуйста, а зачем нам воздух? (ответы детей) — А кому нужен воздух? (ответы детей). — Ребята вы видите воздух? (нет) — Я тоже не вижу воздух, но знаю что он всегда вокруг нас. Нам нужно доказать, что воздух невидимый, бесцветный, без запаха, имеет силу и легче воды.
Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимкой». Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы? (прозрачный) Первое его свойство- прозрачность
. Правильно сделаем вывод: – воздух есть везде, вокруг нас и под землей, на земле, и высоко в небе. Он может заполнить любое пространство и принять любую форму.
Опыт №1.
Помашем ладошкой в лицо. — Что вы чувствуете?
Дети
. Ветерок. Чувствуете, как воздух движется. Ветерок – это и есть движение воздуха
Вывод
. Воздух движется и мы его ощущаем.
Воспитатель.
Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.
Опыт №2.
Берем упаковочный пакет, начинаем ловить воздух, а затем скручивать пакет.
Вопрос.
Каким становится пакет? Чем наполнился пакет?
Ответ детей
. Воздухом.
Вывод.
Воздух прозрачный, невидимый и находился в пакете.
Воспитатель
. А как вы думаете, есть ли у воздуха запах? Вдохните носом воздух, какого он запаха?
Дети.
Без запаха. Мы дышим при помощи носа, воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие, воздух проходит через лёгкие и выходит обратно. Воздух бывает тёплым и холодным. Если долго мы будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.
Запомни правило.
На прогулку выходи Свежим воздухом дыши Только помни при уходе, Одеваться по погоде. С воздухом будем дружить, Чтоб здоровым быть.
Что нужно сделать, чтобы у воздуха появился запах? Ответ детей
. Внести букет цветов, побрызгать дезодорантом и т.д.
Вывод.
Воздух без запаха, но может его приобрести.
Опыт №3.
Возьмите в руки дольку мандарина и разомните между пальцами.
Вопрос
. Какой запах приобрел воздух?
Ответ детей
. Мандариновый.
Воспитатель
. А теперь давайте выясним, как воздух занимает место?
Опыт №4.
В стакан помещается салфетка, затем резко опускаем стакан в воду и затем его вынимаем из воды.
Вопрос.
Что мы обнаружили?
Ответ детей.
Стакан внутри сухой и салфетка не намокла.
Вывод.
Воздух вытесняет воду.
Воспитатель.
А теперь давайте выясним, есть ли у воздуха вес?
Опыт№5.
Берем резиновую игрушку и кусочек резинки и опускаем в воду. Что мы видим? Резинка утонула, а игрушка осталась на поверхности.
Вывод
. Воздух легче, чем вода. Он не имеет веса.
Следующий опыт я демонстрирую перед детьми сама. Опыт №6.
На бутылку надевается воздушный шарик и бутылка помещается в кастрюлю с кипятком. Что мы видим? Шарик начинает надуваться. Затем бутылку с шариком помещаем в кастрюлю с холодной водой, Что мы видим?
Вывод
. Воздух нагревается и начинает двигаться, воздух остывает и шарик сдуваться. Мы с вами провели ряд опытов, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает.
Вывод: Воздух – газ, он бесцветный, невидимый, без запаха, но имеет силу и может двигаться.
НОД для детей средней группы. Как можно обнаружить воздух?
НОД для детей 4-5 лет. Как можно обнаружить воздух
Программное содержание: закрепить знание о том, что воздух есть вокруг нас, везде; познакомить с разными способами его обнаружения; показать, что воздух может двигаться; раскрыть значение воздуха в жизни человека. Учить детей делать простейшие умозаключения, воспитывать умение выражать свою мысль до конца, слушать внимательно и не перебивать других. Словарная работа: закрепить внимание слов: ощущать, выпуклый, воздух перемещается, движение, вертится. Материал: шары, трубочки, губки, кораблики, вертушки, тазы с водой, стаканы, веры. Предварительная работа: беседа о воздухе, опыт» Ветер», « Воздух имеет вес», дыхательная гимнастика, чтение книги « Азбука Здоровья»
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Но сначала скажите мне, почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой? Ответы детей. А что еще бывает прозрачным? Давайте попробуем найти прозрачные предметы вокруг нас. Ответы детей. Молодцы! Появляется Незнайка с двумя шарами, идет и рассуждает: Какой воздух может быть в этих шарах? Никакого воздуха я не вижу. Ой, куда это я попал? Воспитатель: Здравствуй Незнайка! Незнайка: Здравствуйте! Воспитатель: О чем это ты рассуждаешь? Незнайка: Знайка говорит, что в этих шарах есть воздух, а я его не вижу. Ребята, как вы думаете, есть в шарах воздух? Ответы детей. Воспитатель: Хоть воздух и невидим, его можно обнаружить. Ребята, а вы хотите помочь Незнайке во всем разобраться? Ответы детей. Воспитатель: Кто из вас догадался, что в шарике есть воздух? Ответы детей. Воспитатель: Круглым и выпуклым он может быть только тогда, когда в нем что-то есть, что-то надуло шарик. Значит в нем есть что? ( Воздух). А как это проверить? Ответы детей. Воспитатель: А еще можно выпустить воздух в воду. Посмотрите, что вы видите? Откуда взялись пузырьки? Да, это воздух выходит из шарика в воду и мы его видим в качестве пузырьков. А еще воздух можно услышать. Что вы слышите? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, это выходит воздух и поэтому мы слышим такой шум. Теперь ты Незнайка понял, что в твоем шарике был воздух? Ребята, а вы хотите показать Незнайке как можно еще обнаружить воздух? Ответы детей. Воспитатель: Сейчас мы все вместе отправляемся в лабораторию и будем проводить опыты. Опыт 1 Воспитатель: Ребята, перед вами лежат трубочки. Попробуйте подуть в них. Подуйте на ладошку? Что вы чувствуете? Ответы детей. А теперь опустите трубочки в воду и подуйте. Что вы видите? Откуда взялись пузырьки? Ответы детей. Значит, когда вы выдыхаете воздух, он виден в виде пузырьков. Молодцы! Опыт 2 Воспитатель: Сейчас мы с вами узнаем еще один способ, как можно увидеть воздух. Возьмите губки и внимательно рассмотрите их. Какие они? Что в них есть? Ответы детей. ( отверстия, дырочки) Опустите губки в воду. Что происходит? Ответы детей. Правильно, из дырочек начинает выходить воздух и появляются пузырьки. Опыт 3 Воспитатель: А сейчас ребята помашите рукой, веером у своего лица и расскажите, что вы чувствуете. ( Холод, ветер) Эти ощущения вызваны перемещением, движением воздуха. А если подуть на полоску бумаги, то можно увидеть как она откланяется. Что заставляет ее так делать? ( Это перемещается воздух) Когда воздух перемещается над землей с одного места на другое, мы говорим что дует ветер. А как мы узнаем, что дует ветер? По каким признакам? Ответы детей. А если ветер подует над водой, что происходит? Попробуйте подуть на воду? Также движение воздуха заставляет перемещаться и другие предметы. Это заметили люди и движение воздуха-ветра стали использовать для своей пользы. Когда дует ветер он заставляет работать ветряную мельницу, также ветер помогает двигаться паруснику. А как это получается? У меня есть игрушка- вертушка. Незнайка, пробегись пожалуйста с вертушкой. А вы ребята внимательно посмотрите, что с ней происходит. Почему она завертелась? Ведь Незнайка не крутил ее рукой? Ответы детей. Правильно, ее заставляет крутиться движение воздуха. А как еще можно заставить ее вертеться? ( Подуть на нее). Попробуйте, это дыхательное упражнение очень полезна для наших легких. Опыт 4 Воспитатель: Предлагаю опустить кораблики с флажками на воду. Что нужно сделать, чтобы они поплыли? ( Подуть на них). Подумайте, можно ли сделать так, чтобы кораблик опустился на дно, но при этом, чтобы флажок не намок? Дети накрывают его стаканом и опускают на дно. Почему флажок оказался сухим? Путем рассуждений дети приходят к выводу, что в стакане был воздух и он не дал воде войти до конца в стакан, поэтому вода не намочила флажок. Воспитатель: На этом наши опыты закончились. Незнайка теперь ты понял, что такое воздух? И как его обнаружить? Незнайка: Да, спасибо ребята. Мне очень понравилось, я столько многого узнал о воздухе. До свидания! Воспитатель: А вы ребята, поняли, как можно обнаружить воздух? Какой опыт вам понравился? Молодцы! А теперь мы улыбнемся Крепко за руки возьмемся И какие же слова Говорим, мы уходя…
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект НОД для детей средней группы. Моя Родина Конспект занятия по экспериментированию в средней группе. Посадка лука Конспект НОД по экспериментированию с водой в детском саду. Средняя группа Конспект совместной экспериментальной деятельности с детьми средней группы детского сада
Похожие статьи:
Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия спасатель
Конспект занятия в детском саду «Свойства дерева». Средняя группа
Конспекты занятий в средней группе детского сада
Занятие в средней группе детского сада. Профессии людей сельской местности
Занятие в средней группе по социально-коммуникативному развитию
Где прячется воздух
Автор: Абрукова Елена Николаевна
Организация: МБДОУ «Детский сад № 27 «Рябинка»
Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (прозрачный, лёгкий, бесцветный), а также дать представление о том, что ветер — это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха:
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый,опыты.
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой и бусины, трубочки для коктейля, платочки, кораблики, салфетки, веера на каждого ребенка, песочные часы, емкость с водой, банка с бумагой на дне, карточки с цифрами.
Ход совместной деятельности:
Ребята, сегодня я предлагаю вам быть учёными и мы проведём опыты. Для начала внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это ?
Дети : Воздух!
Воспитатель:.Правильно, это воздух!
— Чем мы с вами дышали? Где может находиться воздух? Можно ли увидеть воздух? Да, вы правы воздух находится вокруг нас, он везде и он невидим. Как можно доказать, что воздух вокруг нас? Я хочу вам предложить с помощью разных предметов доказать, что воздух находится вокруг нас. Сегодня мы с вами будем делать опыты, как настоящие учёные .
Опыт №1
Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? (пустые, мятые). Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? (толстый, надутый). Почему он стал таким? Что заполнило пакет? Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели его. Воздух есть в нас с вами и мы им надули пакет.
Опыт №2
Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно, то вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку, почему не намокает бумага на дне? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.
Опыт№3
Воспитатель предлагает детям перейти к столам. На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит бусины и коктейльные палочки.
Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте аккуратно пальчиками. Что лежит на дне? (бусинки). Как сделать, чтобы они двигались? Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки — это воздух.. А что же делают наши бусины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить бусины? Да, конечно же, воздух.
Физминутка. Игра с воздухом «Парашют»
У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, у меня в руках платочки. Какие они? (Легкие, воздушные, воздуху послушные). Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Воспитатель предлагает всем детям встать в круги по 3-4 человека и взяться за края платочков.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать — парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Опыт 4. С салфеткой.
Воспитатель: Почему салфетка двигается?
Дети: Мы дышим на неё.
Воспитатель! Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра « Кораблики»
Воспитатель:.Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт 5. С веером.
Воспитатель:_Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится.
Опыт 6. «Не дышу»
Воспитатель: Задержите дыхание, пока сыпется песок в песочных часах. Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Выводы по результатам поисково-исследовательской деятельности.
Сегодня мы с вами узнали много интересного:
- Вокруг нас везде есть воздух.
- Мы с вами дышим воздухом.
- Воздух невидим, но его можно найти разными способами.
- Он легкий, прозрачный.
- Воздух заставил бусины двигаться.
- С воздухом можно играть.