Ошибки при камеральной проверке как исправить

Камеральная проверка уточненной декларации: что про нее нужно знать?

Если компания или коммерсант выявят недочеты в представленныx ранее декларациях или расчетах, то отчетность нужно скорректировать. Уточненную декларацию следует представить на том же бланке (в электронном формате), на котором нужно было составить первичную (п. 5 ст. 81 НК РФ). Направить ее в инспекцию можно теми же методами, что и первичную декларацию — в электронном виде или на бумаге.

Камеральную проверку скорректированной деклaрации проводят по аналогичным правилам, что и проверку первичной. Это означаeт, что налоговики в рамках проверки могут проверить «уточненку» в полном объеме, а не только скорректированные данные. В нашей статье мы расскажем о нюансах подачи уточненных форм во время камеральной проверки, а также за ее пределами.

В 2023 году много важных нюансов по НДС: как учесть их все и правильно сдать отчетность? Больше того, ошибки с этим налогом  прямой путь к штрафам и даже  уголовной ответственности.
Вывод простой: для работы с НДС нужна особая квалификация«Клерк» предлагает именно такую.

На

курсе повышения квалификации по НДС научитесь всем нюансам учета и отчетности по этому налогу, а еще получите официальное удостоверение. 
Старт потока уже совсем скоро, присоединяйтесь.

Уточненная декларация во время камеральной проверки

Если плательщик налога или взносов подает уточненные формы в период камерального контроля первичной отчетности, то фискалы не будут оформлять акт и выносить решение по ней, даже если нашли нарушения. Инспекторы сразу начнут проверять «уточненку».

Причем будут делать это в том же порядке, что и при проверке изначально представленной формы (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Если «уточненку» признают непредставленной, то будет возобновлена камеральная проверка первичной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Срок сдачи скорректированной формы зависит от того, как налогоплательщик обнаружил огрехи в первоначальной декларации.

Если ошибки в отчетности выявила ИФНС и направила требование о подаче пояснений или уточненной декларации в рамках камеральной проверки, то сдать «уточненку» нужно в течение 5 рабочих дней после получения соответствующего требования (пп. 2, 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Если же компания обнаружила ошибку самостоятельно, то конкретных сроков для подачи исправленной декларации нет. Но в этом случае важно, привела ли ошибка к недоплате налога или нет. Так, в случае занижения налоговой базы необходимо в спешном порядке подать уточненную форму. Если срок подачи отчетной формы не истек, а инспекция не нашла ошибку в первичной форме, то представление «уточненки» позволит избежать штрафа за нарушение сроков уплаты налога. При этом важно перечислить в бюджет задолженность по налогу и пени.

Если недочеты в отчетности привели к переплате налога, то подать уточненный бланк можно в любое время. При этом вернуть или перечесть переплату можно, только если с даты уплаты налога прошло не более трех лет. До подачи заявления о возврате (зачете) нужно подать уточненную декларацию, в которой исправлена ошибка.

Если компания подаст «уточненку» к декларации на возмещение НДС в заявительном порядке, то придется вернуть возмещенный налог с процентами (п. 24 ст. 176.1 НК РФ).

Уточненная декларация после акта камеральной проверки

Подача исправленной отчетности после составления акта камеральной проверки первичной формы имеет ряд особенностей. Так, по мнению налоговиков, если налогоплательщик представляет «уточненку» после составления акта, но до формирования итогового решения по камеральной проверке, то п. 9.1 ст. 88 НК РФ не применяется.

Налоговики считают, что в этой ситуации нет оснований для прекращения рассмотрения материалов по первичной форме. Следовательно, ИФНС должна вынести решения по «камералке» (письмо ФНС РФ от 20.11.2015 ЕД-4-15/20327). Момент завершения «камералки», по результатам которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, следует определять по дате, отраженной в акте налоговой проверки.

Так, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.09.2020 № Ф08-6880/2020 разъяснено, что подача исправленной формы после оформления акта камеральной проверки не дает оснований для завершения проверки первичной декларации. В этом случае «камералка» предыдущей декларации завершена, дата ее окончания указана в акте проверки.

Указанные доводы отражены в письмах ФНС РФ от 23.07.2012 № СА-4-7/12100, от 16.07.2013 АС-4-2/12705, а также согласуются с Определением ВАС РФ от 17.07.2013 № ВАС-8443/13, постановлениями Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.03.2018 № Ф02-350/2018, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2019 № Ф07-4414/2019, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.12.2017 № Ф07-12340/2017 и др.

При этом некоторые судьи считают, что в такой ситуации решение по итогам камеральной проверки является незаконным, поскольку вынесено с нарушением п. 9.1 ст. 88 НК РФ (Определение ВАС РФ от 23.03.2011 № ВАС-247/11).

Так, Арбитражный суд Центрального округа указал, что под моментом окончания камеральной проверки применительно к п. 9.1 ст. 88 НК РФ следует понимать дату вынесения решения.

Поскольку налогоплательщик подал уточненную декларацию до вынесения оспариваемого решения, инспекция должна была прекратить камеральную проверку по ранее поданной декларации и начать новую. У фискалов не имелось правовых оснований для вынесения такого решения без учета исправленной декларации (Постановление от 04.07.2017 Ф10-1884/2017). Сроки камеральной проверки уточненной декларации и проведения камеральной проверки указан в п. 2 ст. 88 НК РФ.

Даты начала и завершения проверки указываются в акте (пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Если до истечения срока камеральной проверки организация представит уточненную декларацию (расчет), проверка ранее поданной формы завершается и начинается новая проверка на основе уточненной отчетности.

Если исправленная декларация признана непредставленной в соответствии с п. 4.2 ст. 80 НК РФ, то ее проверка прекращается и возобновляются контрольные мероприятия в отношении ранее представленной декларации. В срок проверки первичной формы не включается срок проверки, прекращенной из-за признания декларации непредставленной (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Завершение «камералки» означает прекращение всех действий инспекции в отношении первичной формы. Это следует из п. 9.1 ст. 88 НК РФ.

Сколько длится камеральная проверка скорректированной отчетности? При подаче «уточненки» до завершения контрольных мероприятий срок проверки начинается заново. ИФНС прекратит проверку первичной отчетности и начнет новую проверку уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Если ИФНС признает «уточненку» непредставленной, она возобновит проверку ранее направленной в ИФНС деклaрации. Время, затраченное на проверку уточненной декларации, в таком случае не учитывается.

Обратите внимание: с 1 июля инспекции могут чаще назначать повторные выездные проверки. Новое основание в скорректированной декларации: увеличена сумма НДС или акциза к возмещению.

Содержание страницы

  • Что такое камеральная проверка?
  • Порядок и сроки проведения камеральной проверки
  • Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки
  • Оформление результатов камеральной проверки

Что такое камеральная проверка?

^К началу страницы

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

^К началу страницы

Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ.

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

В каких случаях направляется требование о представлении пояснений или внесении изменений в декларацию?

Если в ходе камеральной проверки налоговый инспектор выявил ошибки, расхождения или несоответствие сведений, он направляет налогоплательщику требование представить пояснения и/или внести изменения в налоговую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Порядок представления пояснений

Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Пояснения необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Порядок внесения изменений в декларацию

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

  • заявлена сумма НДС к возмещению;
  • заявлены льготы;
  • отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
  • декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного товарищества.

Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки

^К началу страницы

Оформление результатов камеральной проверки

^К началу страницы

Нарушения не выявлены:

  • камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.


Как проходит камеральная проверка?

При сдаче декларации в ФНС,инспектор просто принимает ее — на декларации ставится штамп, что ее приняли и срок сдачи не нарушен. Инспектор не проверяет полученные декларации, этим занимается отдел камеральных проверок. Когда к ним попадают декларации,они начинает проверять:

●     Правильно ли вы заполнили декларацию


●     Правильно ли поставили ставки налога


●     Правильно ли рассчитали по этим ставкам налога и так далее

Абсолютно по каждой сданной декларации камеральщики проверяют контрольное соотношение цифр. Выискивают противоречия с теми данными, которые у них есть из других источников.

Например, вы подали нулевую декларацию по налогу на имущество и показали, что имущества у вас нет. В то же время у налогового органа лежит ваш баланс, в котором указаны основные средства с остаточной стоимостью. Одно противоречит другому. На такие несоответствия камеральный отдел проверяет каждую декларацию.

Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, она начинается сразу окончания отчетного периода.


Срок проведения проверки

Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки налоговики находят ошибки или несоответствия, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам нарушений и уточненную декларацию или расчет.

На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.

С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.

Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота.


Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.


Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки. Нарушения устанавливаются различные:

●     простые арифметические ошибки;


●     несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;


●     нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;


●     предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;


●     занижение выручки;


●     завышение расходов;


●     отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Но, как показывает статистика, 90 % нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Такая невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

    • Бухгалтерия

    • Юриспруденция

    • О компании

    • Статьи

    • Промо

    • Контакты


Заказать
звонок

Ошибки налогового инспектора при камеральной проверке

Для иностранных организаций камеральную проверку могут проводить в течение 6 месяцев со дня отчётности. Это значит, что любая компания под прицелом налоговиков круглый год: все 4 квартала. Утешает только то, что компании имеют право не соглашаться с выводами инспекторов, оспаривать их. А ещё инспекторы порой допускают ошибки, что может в целом отменить доначисления или значительно снизить их.

Наш кейс

Клиент вначале налогового квартала числился в налоговом отделении по Московской области, а в середине квартала перешёл в налоговую в Москве. Естественно, смена налогового отделения вызвала пристальный интерес фискалов, и в компании началась камеральная проверка. По итогам, компании доначислили налог на имущество и пени за несвоевременную уплату.

Бухгалтер усомнился в правомерности доначислений, и рекомендовал владельцу компании не спешить уплачивать налог. Тем временем бухгалтер пыталась дозвониться в налоговую, чтобы выяснить ситуацию. Но дозвониться до налоговиков — дело нелёгкое, поэтому вопрос завис на целых 5 месяцев. Что было дальше, и поплатилась ли компания за медлительность бухгалтера?

Инспектор ошибся — компания сэкономила

Время от времени инспекторы в акте камеральной проверки допускают ошибки. Это даёт возможность отменить решение по акту или снизить доначисления.

Акт камеральной проверки оформляется согласно требованиям, изложенным в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Бланк имеет структуру:

  • вводная часть;
  • факты нарушения налогового законодательства, подкреплённые документальными подтверждениями. Это могут быть: протоколы допросов, ответы контрагентов, банков и т. д. Вместо протоколов инспекторы могут прикладывать выписки, если сведения не подлежат разглашению (п. 3.1 ст. 100 НК);
  • итоговая часть с выводами и предложениями инспекторов.

На что стоит обратить внимание в акте?

  • Дата составления акта. Акт инспекторы должны составить не позднее 10 рабочих дней после проведения камеральной проверки.
  • Реквизиты. Если хоть часть из них отражена неверно, вы избежите доначислений
  • Приложение к акту (там, где протоколы допросов, сведения от контрагентов и банков). Если приложения нет — это грубое нарушение инспекторов, и вы спасены от штрафов. Если приложение есть, особенно тщательно проверьте выписки из конфиденциальных документов. Если в них недостаточно сведений, это может значить, что их добыли с нарушением закона. Соответственно, эти данные не могут быть учтены
  • Сроки оповещения компании. В течение 5 рабочих дней после подписания акта камеральной проверки его обязаны вам вручить. Вы можете уклониться от получения акта, сославшись на свою некомпетентность. Тогда акт направят в компанию заказным письмом.
  • Если налоговики не поинтересовались, дошло ли в организацию заказное письмо. Говоря просто, это даёт возможность компании заявить о том, что она не была извещена о предстоящем рассмотрении итогов проверки. Потому фискалы будут использовать почту наряду с другими каналами извещения, и доказывать, что налогоплательщик был в курсе событий.
  • Если о результатах проверки вас известили только по телефону, у вас все шансы оспорить доначисления. Контролёры приняли недостаточно мер по информированию компании, а значит, нарушили её права на защиту. Судьи в таком случае соглашаются с аргументами защиты, ссылаясь на п.2 ст.101 НК.

Нарушений в ходе камеральной проверки не выявлено

В таком случае инспекторы не обязаны оформлять акт камеральной проверки. Но опытные бухгалтеры для безопасности компании запрашивают в инспекции письменное уведомление о том, что проверка завершена и нарушений не выявлено. Для этого пишут запрос в произвольной форме с просьбой оповестить о результатах проверки и определить правильность применения налогового законодательства в компании. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК, налоговики обязаны дать ответ в чёткой и понятной форме.

Как оспорить акт камеральной проверки

Единой формы для возражений по акту камеральной проверки нет. Вы можете воспользоваться формой, рекомендованной в информации ФНС от 25.04.2018. Перечислите пункты акта, с которыми вы не согласны, приложите подтверждающие документы. Подать возражения на акт вы можете в течение месяца с того дня, как получили его (п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК). Возражения по акту подают на имя руководителя ИФНС либо письмом, либо по телеккомуникационным каналом связи.

После рассмотрения ваших возражений, руководитель инспекции или его заместитель выносят решение, в том числе, и о мерах дополнительного налогового контроля. Если такие меры потребовались, по результатам дополнительной проверки инспекторы обязаны оформить дополнение к акту камеральной проверки и вручить в течение 5 рабочих дней. Для возражений по дополнению у компании есть 15 рабочих дней.

ИФНС учитывает все материалы и выносит решение. Компания должна быть извещена об окончательном решении в течение 5 дней, но в силу оно вступает через месяц. Если не оплатить доначисленные по решению налоги, через 20 рабочих дней инспекторы выставят требование. Если и после этого оплата в бюджет не поступает, то через два месяца ИФНС вынесет решение о взыскании налога.

Сроки по взысканию долга и оспариванию решения

5 месяцев спустя

В случае нашего клиента, ИФНС нарушила порядок оповещения организации о результатах проведения камеральной проверки. С момента выставления Акта налоговой проверки от 21.06.2019 до формирования Извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 05.12.2019, которые были получены через ТКС 09.12.2019, прошло более 5 месяцев. Требований о представлении пояснений за этот период не поступало, что является нарушением законодательства. Отправив возражение в ИФНС, нам удалось добиться отмены акта правонарушения и избежать штрафа в 15 000 руб. для клиента.

Вывод

Если факты и выводы, изложенные в акте проверки, не совпадают с действительностью, подайте в инспекцию письменное возражение

Попытайтесь снизить ответственность по акту проверки, если инспекторы допустили ошибки в акте или нарушили порядок оповещения компании



Вернуться назад

Читайте также

Комментарии для сайта Cackle

image_pdfimage_print

Уточненная налоговая декларация представляет собой новое письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Уточненная декларация изменяет и дополняет поданные ранее налоговые декларации, поэтому сумма, подлежащая уплате на основе (основной) декларации, определяется с учетом всех внесенных в нее изменений и дополнений.

Подача уточненной декларации влечет возникновение налоговых обязательств, исчисленных по этой уточненной декларации.

Такое новое заявление подлежит самостоятельной камеральной налоговой проверке, вне зависимости от результатов камеральной проверки первичной декларации и предыдущих уточненных деклараций, то есть сведения уточненной налоговой декларации не могут опровергаться сведениями первичной декларации, а также сведениями предыдущих уточненных деклараций.

Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (пункт 5 статьи 81 НК РФ).

Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 80 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает уточненную налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту указанных в ней сведений.

Право и обязанность налогоплательщика представить уточненную декларацию

Налогоплательщик должен представлять налоговые декларации только в тех случаях, когда такая обязанность прямо предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Только при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

В этом случае обязанности налогоплательщика представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию корреспондирует обязанность инспекции принять эту декларацию и в установленный срок провести камеральную проверку.

Иных дополнительных оснований, кроме случаев занижения суммы налога, обязывающих налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию, налоговое законодательство не содержит.

То есть в иных случаях подача уточненной налоговой декларации является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Поэтому если налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует.

Указанный подход законодателя, позволяющий исправлять ошибки в периоде их выявления, направлен на реализацию принципа установления реальных налоговых обязательств налогоплательщика и ведет к соблюдению баланса интересов публично- правового образования и налогоплательщика при определении действительного размера налоговых обязательств.

Налогоплательщик самостоятельно, сообразно своей хозяйственной деятельности, заявляет о достигнутом экономическом результате, в связи с чем, не может быть понужден к уточнению ранее заявленных им сведений.

Переплата налога в результате совершения ошибки при исчислении налоговой базы в более раннем периоде не несет негативных последствий для бюджетной системы и не может служить основанием для доначисления налога или начисления пеней как способа компенсации потерь бюджета.

Излишняя уплата суммы налога представляет собой умаление имущественной сферы налогоплательщика (хотя бы и в результате его собственных ошибочных действий), подлежащее устранению в предусмотренном законом порядке.

Механизм восстановления имущественной сферы налогоплательщика, нарушенной вследствие неосновательного отчуждения в бюджет части его имущества, представляет собой гарантию права собственности.

В Определении от 16.07.2009 № 927-О-О Конституционный суд РФ указал, что возможность корректировки налоговой базы в текущем налоговом (отчетном) периоде путем ее пересчета в случае обнаружения налогоплательщиком ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, направлена на защиту, а не на ограничение прав налогоплательщиков.

Количество уточненных налоговых деклараций. Срок давности представления отчетов

Налоговый кодекс РФ не предусматривает ограничений по количеству и срокам представления уточненных налоговых деклараций.

Как указано в письме ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ «О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)», в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации (расчета). Уточненную налоговую декларацию (расчет) за отчетный период, по которому истек срок исковой давности (три года), полученную в текущем году и последующие годы, инспектор обязан зарегистрировать.

Таким образом, ограничений на проведение камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, в том числе представленной по истечении трехлетнего срока, нормы Налогового кодекса РФ не содержат.

В тоже время Налоговым кодексом РФ предусмотрены временные ограничения на совершение действий участниками налоговых правоотношений, которые учитываются в ситуациях, связанных с представлением уточненных деклараций.

В частности, речь о сроке на возврат излишне уплаченного налога (ст. 78 НК РФ), а также о ситуации, касающейся возмещению суммы НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Возврат излишне уплаченного налога и уточненная декларация

Пунктом 7 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

ВАС РФ в Постановлении от 28.06.2011 года № 17750/10 разъяснил, что юридические основания для возврата налога по итогам его финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.

Из статей 78, 79 НК РФ следует, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08).

Поэтому срок исковой давности не может исчисляться с даты подачи уточненных налоговых деклараций, так как данный подход приведет к искусственному продлению сроков на возврат (Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.03.2015 по делу № А51-25441/2014).

Совершение налогоплательщиком действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации не является основанием для изменения порядка исчисления срока исковой давности, который должен исчисляться с даты представления им первоначальной налоговой декларации (Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.12.2021 по делу № А12-27281/2021).

В соответствии с письмом ФНС России от 12.12.2006 № ЧД-6-25/1192@ при отражении в карточке «Расчеты с бюджетом» уточненных налоговых деклараций «к уменьшению» должен быть соблюден порядок приема уточненных налоговых деклараций за периоды, по которым истек срок исковой давности в силу ограничений пункта 7 статьи 78 НК РФ.

Следовательно, если указанные налоговые декларации поданы «к уменьшению» и в отношении них может быть принято решение об отказе в зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога на основании пункта 7 статьи 78 НК РФ, то такие налоговые декларации только регистрируются, а строки начислений налога (сбора) в карточке расчеты с бюджетом не создаются.

Возмещение суммы НДС и уточненная декларация

В пункте 2 статьи 173 НК РФ указано, что если сумма налоговых вычетов по НДС в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Данное условие реализации права налогоплательщика на возмещение сумм НДС совпадает с закрепленным в качестве общего правила в пункте 7 статьи 78 НК РФ, регламентирующей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, трехлетним сроком подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога.

В пунктах 27, 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъяснено, что налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.

Согласно Постановления Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 2217/10 заявление налогоплательщиком налогового вычета в более позднем периоде, чем период, в котором такое право возникло, само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение вычета. Вместе с тем непременным условием для применения налогового вычета и возмещения НДС является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщик вправе претендовать на возмещение налога, заявленного в налоговой декларации, в том числе уточненной в течение трех лет с момента, определяемого налоговым периодом, когда выполнены все условия для использования вычетов, применение которых ведет к возникновению суммы возмещения (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу № А33-20276/2017, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020  по делу № А81-9115/2019).

Если в уточненной налоговой декларации, представленной за пределами трехлетнего срока, отражены налоговые вычеты, которые ранее были заявлены в первичных налоговых декларациях, представленных в пределах установленного трехлетнего срока, то в целях применения пункта 2 статьи 173 НК РФ налогоплательщиком соблюден срок заявления сумм НДС к возмещению, установленный данной нормой НК РФ (Письма Минфина России от 26.03.2013 № 03-07-11/9532, ФНС России от 20.03.2013 № АС-4-3/4811, Решение Арбитражного суда Томской области от 25.09.2019 по делу № А67-11264/2018).

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 21 июня 2001 г. № 173-О, трехлетний срок предназначен для предъявления соответствующего требования непосредственно налоговому органу, и его пропуск не препятствует налогоплательщику обратиться в суд в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства с иском о возврате соответствующей суммы из бюджета, и в таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Полнота проверки уточненной декларации

Положениями статьи 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральных проверок налоговых деклараций, не предусмотрено каких-либо ограничений относительно полноты проверки уточненных деклараций.

Исключений и особенностей проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Налоговый кодекс РФ не содержит.

Также ни статья 80 НК РФ, ни статья 81 НК РФ не содержат каких-либо специальных условий, ограничивающих налоговые органы в проверке уточненной налоговой декларации в полном объеме.

При изменении налогоплательщиком отчетных данных об объектах налогообложения в уточненной налоговой декларации за соответствующий налоговый период налоговый орган вправе провести камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации в полном объеме, а не только в части внесенных изменений (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 по делу № А17-8697/2015, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2011 № по делу № А51-22106/2009).

Одинаковые сведения в налоговых декларациях, поданных Обществом, за один и тот же налоговый период, но в разное время, не лишают Инспекцию права осуществить самостоятельные камеральные проверки в отношении каждой из поданных деклараций в предусмотренные статьей 88 НК РФ процедуре и сроки (Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25.11.2019 по делу № А58-9333/2019).

Уточненная декларация и повторная выездная налоговая проверка

В соответствии с п.п. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

То есть, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с суммой налога к уменьшению налоговый орган не связан 3-х летним ограничительным сроком при установлении периода проведения повторной выездной налоговой проверки.

Иное толкование положений статьи 89 НК РФ означало бы наличие у налогоплательщика неконтролируемого права снижать налоговые обязательства вплоть до нуля путем подачи уточненной налоговой декларации на пределе окончания 3-хлетнего срока для проведения выездной налоговой проверки, что противоречило бы правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 16.03.2010 № 8163/09, согласно которой праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку.

В ином случае исключается сама возможность проведения налоговым органом повторной выездной налоговой проверки, в случае если соответствующая уточненная налоговая декларация представлена за период, находящийся за пределами трех календарных лет предшествующих году, в котором представлена такая декларация.

Арбитражные суды указывают, что ограничение проверяемого периода тремя годами на данный вид проверок не распространяется (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 № ВАС-15070/13 по делу № АЗЗ-11526/2012, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.07.2013 по делу № АЗЗ-11526/2012, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.03.2013 по делу № А27-14195/2012).

Минфин России в письме от 19.04.2013 № 03-02-07/1/13473 придерживается аналогичной позиции, указывая следующее.

В соответствии с абзацем 6 пункта 10 статьи 89 НК РФ в рамках повторной выездной налоговой проверки при представлении уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного, проверяется период за который представлена уточненная налоговая декларация.

Таким образом, проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки.

Налоговым кодексом РФ не установлены предельный срок представления уточненной налоговой декларации, а также предельный срок для назначения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в связи с представлением им уточненной налоговой декларации в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного.

Абзац 6 пункта 10 статьи 89 НК РФ прямо предусматривает проверку того периода, за который лицо представило уточненную налоговую декларацию, не связывая проверяемый период с датой вынесения решения о назначении повторной выездной проверки, с датой представления декларации в налоговый орган, с датой проведения контрольных мероприятий.

Камеральная проверка первоначальной и уточненной деклараций

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ, в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации.

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Исходя из содержания статьи 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации не рассматривается налоговым законодательством в качестве повторной.

Налоговое законодательство рассматривает уточненную налоговую декларацию, как самостоятельный объект налоговых правоотношений, поэтому при проведении камеральной проверки по уточненной декларации действует общий порядок, установленный статьей 88 НК РФ.

Согласно письма ФНС РФ от 21.11.2012 № АС-4-2/19576, если уточненная налоговая декларация представлена после окончания камеральной налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации, но до составления либо вручения (направления) налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе не составлять данный акт либо не вручать (направлять) акт налоговой проверки первичной налоговой декларации. В этом случае налоговый орган проводит новую камеральную налоговую проверку на основе уточненной налоговой декларации.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09, при представлении уточненной налоговой декларации после составления акта проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений, вправе вынести решение без учета данных уточненной налоговой декларации и может назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Таким образом, показатели уточненной налоговой декларации учитываются при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально.

Выездная проверка и уточненная декларация

НК РФ не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки данного периода. Отсутствует запрет на подачу уточненной налоговой декларации и после принятия решения по результатам указанной проверки.

С другой стороны, подача уточненных налоговых деклараций после проведения выездной налоговой проверки, не влечет перерасчет налоговых обязательств налогоплательщика и не свидетельствует о незаконности решения налогового органа, не отменяет и не изменяет его результатов.

В силу статьи 101 НК РФ принятое по результатам выездной налоговой проверки решение является неизменным и его изменение (отмена) возможны только в порядке, установленном статьей 138 НК РФ, то есть путем административного или судебного обжалования.

Данный подход соответствует позиции, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 № 4050/12, 16.04.2013 № 15638/12, Определениях Верховного Суда РФ от 29.09.2016 № 305-КГ16-11987, 31.10.2016 № 305-КГ16-13685, 11.07.2018 № 305-КГ18-8696.

Таким образом, то обстоятельство, что налогоплательщиком представлены уточненные налоговые декларации по налоговым периодам, проверенным в ходе выездной налоговой проверки, не может быть основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам такой выездной налоговой проверки.

Как следует из п. 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), уточненная налоговая декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения налоговым органом решения, может представлять собой форму информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки.

Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ после окончания налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, рассматривающий материалы данной проверки, вправе принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Осуществление такого права связано с получением дополнительных доказательств по обстоятельствам, уже установленным в ходе проверки. Данное право не может быть противопоставлено праву налогового органа провести дополнительную налоговую проверку скорректированных сведений по уточненной налоговой декларации по основанию, предусмотренному абзацем шестым п. 10 ст. 89 НК РФ.

В соответствии с письмами ФНС России от 21.11.2012 г. № АС-4-2/19576, от 16.07.2013 г. № АС-4-2/12705, в случае, если представление уточненной декларации незадолго до окончания выездной налоговой проверки ограничивает налоговый орган во времени, для проведения мероприятий налогового контроля (получения пояснений налогоплательщика, допросов свидетелей, истребования документов, проведения экспертизы и т.д.) с целью установления всех существенных обстоятельств, связанных с уточнением налоговых обязательств, этот факт отражается в акте выездной налоговой проверки и такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки.

Ответственность в случае представления уточненной декларации. Случаи освобождения от ответственности

Из совокупности норм пункта 1 статьи 122 и подпункта 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ следует, что привлечение к ответственности может иметь место, если проверка уточненной налоговой декларации показывает, что в первоначальной (то есть поданной до срока уплаты налога) налоговой декларации налог был продекларирован в заниженной сумме. Таким образом, при представлении нескольких уточненных налоговых деклараций вопрос привлечения к ответственности должен решаться при сопоставлении первичной декларации и последней уточненной декларации.

Статьей 81 НК РФ предусмотрены условия освобождения налогоплательщика от ответственности в случаях представления уточненной декларации с пропуском установленного налоговым законодательством срока ее подачи, в том числе в случае подачи уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, либо о назначении выездной налоговой проверки.

То есть, указанная норма поощряет ответственное и деятельное участие налогообязанных лиц в поддержании фискального правопорядка, а именно, связывает освобождение от налоговой ответственности с добровольными (не вынужденными) действиями по исправлению недостоверных сведений в ранее представленной налоговой отчетности (декларации или расчете) (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П).

С другой стороны, нормы законодательства о налогах и сборах не содержат запрета для налогового органа в отношении самостоятельной проверки уточненных налоговых деклараций в порядке статьи 88 НК РФ, даже в том случае, если при проведении первичных деклараций нарушений не выявлено.

Не выявление налоговым органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля в отношении первичной декларации фактов нарушения налогового законодательства не является обстоятельством, исключающим необходимость проведения мероприятий налогового контроля в отношении уточненной налоговой декларации, что в свою очередь не исключает ответственность налогоплательщика за выявленные в ходе проведения налоговой проверки в отношении уточненной налоговой декларации налоговые правонарушения.

Под моментом окончания камеральной налоговой проверки следует понимать истечение предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

Представление уточненных деклараций после составления акта камеральной проверки в отношении предыдущей уточненной декларации не влечет прекращения проверки по ней на основании пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, поскольку камеральная проверка предыдущей уточненной декларации завершена, а дата ее окончания указана в акте проверки.

Смягчающие обстоятельства для уменьшения штрафа

Самостоятельное представление налоговой декларации, а также уплата налога и пеней, после того как налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки, следует рассматривать как обстоятельство, смягчающее ответственность.

Самостоятельное выявление налогоплательщиком ошибок и неточностей и представление уточненной налоговой декларации могут рассматриваться как смягчающее ответственность обстоятельство даже в том случае, если при этом налогоплательщиком не были уплачены налог и пени (пункт 17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

Налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, если на дату уплаты налога у него имелась переплата по тому же налогу в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога, и на момент вынесения налоговым органом решения по результатам проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика (пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Исходя из вышеизложенного, представление уточненной налоговой декларации после того, как налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки, не освобождает налогоплательщика от штрафа даже в том случае, если до момента подачи уточненной декларации им были уплачены сумма налога и соответствующие ей пени. Однако данное обстоятельство может рассматриваться как смягчающее ответственность.

119 НК РФ

Факт подачи уточненной налоговой декларации после предусмотренного НК РФ срока для подачи декларации не является налоговым правонарушением.

Вместе с тем в случае нарушения срока представления налоговой декларации изначально и последующего представления уточненной налоговой декларации до окончания камеральной налоговой проверки, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ.

Тот факт, что положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ не предусмотрена возможность провести в установленном порядке камеральную проверку в отношении первичной налоговой декларации в случае предоставления налогоплательщиком уточненной декларации до окончания камеральной налоговой проверки, не свидетельствует о том, что налоговая ответственность на основании ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление первичной налоговой декларации в такой ситуации не наступает (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 7265/11).

В случае нарушения срока представления первичной налоговой декларации и последующего представления уточненной налоговой декларации до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ. Иное толкование положений НК РФ предполагает необоснованное освобождение от налоговой ответственности налогоплательщиков, представляющих с нарушением срока налоговые декларации и указывающих в них неверные данные.

При привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, сумму штрафа следует исчислять исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет, в данном случае указанной в уточненной налоговой декларации (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2011 по делу № А76-13844/2010-41-418).

Названный вывод соответствует правовой позиции, отраженной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 № 6161/06, от 15.05.2007 № 543/07.

Налоговый адвокат Гордон Максим Владимирович

Налоговые адвокаты и юристы ONLEX оказывают юридическую помощь, в том числе по вопросам связанным с представлением уточненных налоговых деклараций по всем налогам и сборам.

Пишите нам на электронную почту: info@onlex.pro , звоните по телефону      + 7 900 40 00 79

Оставляйте свои сообщения в чате WhatsApp, Viber, Telegram на номер          + 7 900 40 00 79

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти второй интеграл
  • Как правильно составить критерии оценивания
  • Как найти острый угол по двум катетам
  • Как исправить свои показания
  • Как можно найти специально