Основа слова как найти урок

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 36

Раздел. Основа слова.

Тема. Что такое основа слова?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое основа, находить основу в слове, приводить примеры слов с разными основами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое основа слова;

Научимся:

  • находить основы,
  • различать основы слов в разных словах;
  • приводить примеры слов с разными основами.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим схему. Составим рассказ на основе заданной схемы. Определим, что для нас будет новым, неизвестным?

Мы знаем, что морфемика — это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу. Мы знаем, как графически обозначить части слова. Мы изучили приставку, корень, суффикс, окончание. Тема нашего урока – основа.

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое основа слова;

Научимся:

  • находить основы,
  • различать основы слов в разных словах;
  • приводить примеры слов с разными основами.

Часть слова без окончания называется основой слова. В основе слова заключено его лексическое значение. Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончания.

Основа обозначается так:

Словообразовательный словарь поможет вам узнать, как образовано слово и из каких значимых частей состоит.

Посмотри, как даны в нем слова.

Обратим внимание, что словарь показывает, от какого слова образованы слова, что является основой слова (часть слова без окончания, в основу входит приставка, корень, суффикс).

Разбор зданий

Укажите определение основы слова.

  1. Основа слова – это часть слова без окончания.
  2. Основа слова – это корень слова
  3. Основа слова — это смысл слова.

Правильный ответ

  1. Основа слова – это часть слова без окончания.

Укажите, как найти основу в слове.

  1. Найти корень, выделить основу.
  2. Определить смысл слова, выделить основу.
  3. Выделить окончание, указать основу.

Правильный ответ

Найти корень, выделить основу.

Установите соответствия. Определите части слова в слове поездка.

Приставка

По-

Корень

-к-

Суффикс

Окончание

-езд-

Правильный ответ

Приставка

По-

Корень

-езд-

Суффикс

-к-

Окончание

Технологическая
карта урока

1. Ф. И. О. студента: Воробьева Дарья Сергеевна

2.
Класс: 3В           Дата: 17.11.2022.      Предмет: Русский язык.

3. Тема «Что такое основа слова?» 

4. Тип урока: открытие новых
знаний.

5. Цель:  знакомство с
понятием «основа слова»; формирование умений находить в слове основу.

6.
Задачи

7.
Планируемые результаты
(ПР)

ДЗ

Формированию
умения различать однокоренные слова, от формы слова.

Пр1

Различают
однокоренные слова и формы одного и того же слова.

ДЗ

Способствовать
формированию умения разбирать слова по составу.

Пр2

Находят
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс.

ДЗ

Формировать
осмысленное чтение.

Пр3

Характеризуют
героев.

РЗ

Развивать
логическое мышление.

П1

Объединяют
объекты по определённому признаку;

РЗ

Развивать
речь.

К1

Корректно
и аргументировано высказывают своё мнение.

РЗ

Развивать
умения общаться.

К2

Проявляют
уважительное отношение к собеседнику.

РЗ

Развивать
логическое мышление.

Р1

Выстраивают
последовательность выбранных действий.

РЗ

Развивать
умение договариваться.

Р2

Принимают
цель совместной деятельности, договариваются.

ВЗ

Воспитать
умение слушать.

Л1

Приобретают
эстетический опыт слушания литературы.

8. Средства обучения: Канакина, В.П.
Русский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений  с прил.на
электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. М.: Просвещение,
2013. – 159с.; презентация, карточки, смарт.доска, документ камера.

Структура
урока

Дидактические
средства (ДС)

Задача
этапа урока

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

ФОУД

ПР

Оргмомент.

Проверить
готовность к уроку.

— Здравствуйте, ребята.

-Посмотрите на своё рабочее место, всё ли у вас готово к уроку.

Приветствуют
учителя.

Ф

Актуализация
знаний.

Мотивационный
этап.

Показать
необходимость/значимость изучения материала.

Послушайте
одну историю:

У
Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
-Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

-Ребята,
о чём хотел сказать мудрец?

-Что
вы поняли для себя?

-Вы
верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

-Результат
нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

Ф

Л1

Подготовка
обуч-ся к учебной деятельности на уроке.

ДС:
документ камера, карточки для работы.

Повторить
материал, необходимый для «ОНЗ».

-Прежде
чем начать урок повторим изученные вами ранее темы.

-Откройте
тетради и запишите число, классная работа.

-На
карточках представлены слова, прочитайте их.

(Переходы,
звёздочка, река, побежит, ночной, облако).

-Вам
нужно распределить слова в три столбика.

-Зачитайте,
что у вас получилось.

-Что
мы повторили?

-Как
вы думаете, для чего мы это повторили?

-Части
слова: корень, окончание, суффикс, приставка.

-Для
того чтобы работать с ними.

Ф

Пр2

Открытие
новых знаний.

Постановка
учебной задачи.

ДС:
учебник, смарт. презентация.

Сформулировать 
тему урока, поставить цель.

-Рассмотрите
схему на стр.73. Со всеми ли частями слова мы познакомились?

-Назовите
часть слова, с которой предстоит сегодня познакомиться.

-Сформулируйте
тему урока.

-Какую
цель поставим на урок?

-Нет.

-Основа
слова.

-Узнаем, что такое основа слова?

Будем
учиться выделять основу в словах.

Ф

Учебное
действие
.

ДС:
учебник.

Познакомить
новым материалом.

Работа с
определением через упр.178.

-Откройте
на стр.95, найдите упражнение 178.

-Прочитайте
под красным кругом, что вам нужно сделать.

-Выполним
данное упражнение.

-Кто
хочет поработать у доски?

-Первое
слова «пушистый». Что нужно сделать? Что лучше выделить сначала? Верно,
сначала нужно выделить окончание (ые). Всё остальное будет основой. Выделите
её знаком .

-Второе
слово «снежинки». Окончание (и). Всё остальное будет основой.

-Третье
слово «улетят». Окончание нулевое. Всё остальное будет основой.

-Давайте
попробуем сформулировать определение.

-Что
такое основа слова?

-В чём
заключается его лексическое значение?

-Что
нужно сделать, чтобы найти основу слова?

-Проговорим
полностью определение.

Часть
слова без окончания называется основой слова. В основе слова лежит его
лексическое значение.

Чтобы найти
основу слова, нужно отделить окончание.

-Сейчас
на стр.95 прочитайте определение про себя.

-Кто
может прочитать вслух?

-И так,
что такое основа слова?

-Что
нужно сделать, чтобы найти основу слова?

-Что
заключается в основе слова?

-Сейчас
попробуйте пересказать определение своему соседу по парте, а он расскажет
вам.

-Кто не
смог пересказать определение поднимите правую руку.

-Какую
работу мы сейчас проделали?

-Для
чего мы это делали?

-Найти
основу слова и окончание.

-Это
часть слова без окончания.


основе слова.

-Нужно
отделить окончание.

Читают
про себя.

-Это
часть слова без окончания.

 -Нужно
отделить окончание.

-Его
лексическое значение.

Ф

Пр2

Физминутка

Если
услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте
и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание –
приседайте и похлопайте перед собой.

Река,
озеро, пила, утро, звезды, роса.

Ф

Применение
знаний.

Действия
контроля.

ДС:
учебник.

Выявить
уровень первичного усвое­ния учебного материала. Форма контроля: вопросы
после выполнения упражнения.

-Найдите
упр.179.

-Что
сначала нужно сделать?

-Прочитайте
про себя.

-Прочитайте
вслух (один человек).


чём говорится в тексте?

-Найдите
в тексте описание ящерки.

-Как
ящерка спасается от врагов? Найдите это в тексте и прочитайте.

-Ребята,
а какие слова нам говорят о том, что ящерица нравится автору?

-Прочитайте
первое задание!

-Как
записать эти слова? Прочитайте.

-Давайте
уточним, как запишем эти слова?


чего начнем работу?

-Посмотрите
внимательно, сколько их?

-Какие?

-Хорошо,
записываем.


что во второй столбик запишем?

-Формы
какого слова? 

-Записываем.

-Выделите
основу в словах каждого столбика.

-Что
сначала нужно сделать? 

-Сравните
основу в двух столбиках? Что заметили?

-Какой
вывод можно сделать?

-Мы
с вами сделали очень важный вывод, что в формах слова основа
 одинаковая, а в однокоренных словах разная.

-Как
вы теперь можете отличить однокоренные слова от форм слова? 

-Ребята,
докажите, что слова в первом столбике являются однокоренными?

-Корень
— это то, что объединяет однокоренные слова.

-Можем
ли мы сказать, что лексическое значение слов одинаковое?

-Почему
лексическое значение этих слов разное?

-Какой
вывод мы можем сделать?


какой части слова заключено его лексическое значение, то есть значение
данного конкретного слова?

-Молодцы
ребята!

-Прочитать
текст.

-Ящерица
лежала на камне, а рядом грелись на солнышке ящерята.

Головка у нее маленькая, а  хвост
длинный.

-Если
ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит.

-Любуюсь,
головка, ящерка.

-Записать
группами: в одну однокоренные слова, в другую — формы одного и того же слова.

-Найдём
однокоренные слова.

-3
слова.

Ящерица, ящерята, ящерка.

-Формы
слова.

-Ящерица.

-Ящерица,
ящерицей, ящерицу.

-Отделить
окончание, потом выделить основу.

-Основа
в однокоренных словах разная, а в формах слова одинаковая.

-По
основе слова. Если основы в словах разные – это однокоренные слова, если
основы одинаковые – это формы слова.


них один корень и значение у этого корня одинаковое.

-Нет,
не можем.

-Потому
что разная основа.

-Лексическое
значение слова заключено в основе слова.


основе слова.

Ф

Пр3

П1

Пр1

К1

Действие
самоконтроля.

ДС:
карточки для индивидуальной работы.

План разбора слова по
составу.

1. Выдели в нем окончание.

2. Выдели основу слова.

3.Подбери однокоренные слова и выдели корень.

4.Выдели приставку.

5. Выдели суффикс.

Можно запомнить этот
алгоритм, составив рифмовку:

Слово по составу верно разбирай:

Первым, окончание всегда выделяй,

На основу внимательно смотри,

Корень, поскорее, ты у нее найди,

Приставку, и суффикс в конце определи.

-Сейчас я вам предлагаю выполнить такую работу.

-Возьмите карточки. Самостоятельно разберите
слова по составу.

-Работаем по вариантам. 2 человека у доски.

-Сравните с работой одноклассника, если у вас
получилось также, поднимите правую руку.

Разбери слова по составу

Школа, подводный,
травка.

Разбери слова по
составу

Подберезовик,
бобрята,

приморский,
журналисты.

-Для чего мы выполняли это задание?

-Зачем нужно уметь разбирать слова по составу?

-Школ — корень, а — окончание, школ —
основа слова. Под — приставка, вод — корень, н — суффикс, ый —
окончание, подводн — основа слова.

Трав — корень, к — суффикс, а —
окончание, травк — основа слова.

 Под:
приставка, берёз: корень, ов: суффикс, ик: суффикс, ø: нулевое окончание. Бобр
— корень, ят — суффикс, а — окончание, бобрят — основа слова.

При
— приставка, мор — корень, ск — суффикс, ий — окончание, приморск —
основа слова.

Журнал
— корень, ист — суффикс, ы — окончание, журналист — основа.

-Для
того, чтобы научиться разбирать слова по составу.

-Чтобы
правильно выполнять задания.

Ф

И

Р1

К2

Пр2

Рефлексия
познавательная.

Действия
оценки.

Дать
качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся.

Форма
оценки: вопросы по теме урока.

-Какая была тема нашего урока?

-Какую цель мы поставили в начале урока?

-Что такое основа слова?

-Сейчас мы с вами проведём небольшой эксперимент, насколько
хорошо вы поняли тему урока.

-Я вам буду  говорить утверждения по теме нашего урока, если
утверждение правильное, то вы хлопаете, если неверное, то поднимаете руки
вверх.

-Основа – это не часть слова.

-Основа слова – это слово вместе с окончанием.

-Чтобы найти основу слова, нужно выделить суффикс.

-Основа
слова.

-Узнаем,
что такое основа слова?

Будем
учиться выделять основу в словах.

-Часть
слова без окончания.

Ф

Рефлексия
личностная.

Действия
самооценки.

Форма
самооценки: карточки.


каждого из вас есть на партах бабочки двух цветов. Вам нужно поднять зелёную
бабочку, если вы теперь знаете, что такое «основа слова», умеете её выделять
в слове. Красную бабочку, если у вас ещё есть затруднения при нахождении
основы в слове.

-Закройте
учебник. Посмотрите на клоуна, найдите шар, в котором изображена наша
сегодняшняя тема.

-Молодцы,
ребята!

-Урок
окончен! До свидания!

Оценивают
свою деятельность.

Ф

И

ФОУД
(формы организации учебной деятельности: И — индивидуальная, Г- групповая, П —
работа в паре, Ф — фронтальная).

Критерии
оценки техкарты урока (занятия)  студента

Баллы

1.
Формулировка
цели и задач соответствуют теме урока.

0,  1

2.
Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам.

0,  1

3.
Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным
задачам.

0,  1

4.
Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам.

0,  1

5.
Предусмотренные этапы урока отражают последовательность
(логику) открытия и применения нового знания.

0,  1

6.
Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности
обучающихся .

0,  1

7.
Предусмотрено применение интерактивного оборудования.

0,  1

8.
Указаны дидактические средства обучения на каждом этапе урока.

0,  1

9.
Запланированы формы контроля и оценки, самоконтроля и самооценки.

0,  1

10.
Представленная
технологическая карта урока (занятия) оформлена  без ошибок
орфографических, грамматических, пунктуационных, технических.

0,  1

Итог:
максимально 10 баллов.

Учитель: ______ (Масленикова
Е.Г) Методист: ______ (Григорьева Н.А)   Отметка: ____

Русский язык

Тема: Как найти в слове основу

Цель: развитие умения находить основу слова, отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова, выделять в основе части: приставку, корень суффикс, графически их обозначать.

Ход урока:

I.Актуализация знаний

1.Эмоциональный настрой

— За окном установилась холодная погода. А я предлагаю посмотреть на картину теплого солнечного лета и согреться приятными воспоминаниями. Что можно увидеть в летние дни?                                                                                  (зеленый лес, дождь, радугу, озеро, ягоды)

2.Словарный диктант

— Сейчас мы вспомним наши любимые ягоды и запишем их названия под диктовку.

Черника, костяника, ежевика, земляника, малина, черёмуха.

— Какая орфограмма встречается во всех записанных словах?                       (безударная гласная в корне слова)                                                                                                         — Давайте проверим, какие буквы вы написали в корне этих слов?                            (1 ученик комментирует, другие проверяют)                                                                        — Как вы думаете, можно ли проверить написание этих слов?                               (нужно запомнить)                                                                                                                  — А существуют ли такие слова, которые помогут нам быстро запомнить правильное написание? (да, это слова ассоциации)

Например: черника – чЁрная, костяника – кОсточка, ежевика – Ёж, земляника – покрывает зЕмли, малина – мАленькая, черёмуха – чЁрные мухи

— А теперь оцените себя. У вас на столах лежит лист самооценивания. Закрасьте 1 прямоугольник таким цветом, насколько вы выполнили задание.  

Словарный диктант

Письмо

по памяти

Графический диктант

Работа со схемами

Работа по учебнику

Зеленый  — без ошибок, желтый – 1-2 ошибки, красный – 3-4 ошибки.

3.Письмо по памяти

— У Сергея Есенина есть замечательное стихотворение про черёмуху. Послушайте. (учитель читает)

Сыплет черемуха снегом,                                                                                                Зелень в цвету и росе.                                                                                                            В поле, склоняясь к побегам,                                                                                   Ходят грачи в полосе.

— Объясните первую строчку стихотворения.                                                                      — Какие еще есть трудные слова для понимания? (Побеги, полоса)                                  — Где можно посмотреть значения этих слов? (в толковом словаре)                           — Прочитайте несколько раз и запомните его. (2-3 учеников рассказывают)                     — Запишите первые 2 строчки по памяти (Дети записывают)                                              — Проверьте себя по экрану и закрасьте прямоугольник с нужным цветом.

                                 Гимнастика для глаз

II.Формулирование проблемы и планирование деятельности

— Назовите окончание и основу в слове черёмуха.                                                           — А Витя Перестукин (герой страны невыученных уроков) считает так.                Кто прав?

                         черёмуха        или       черёмуха

— Какова тема нашего урока?  (Нахождение основы слова)                                           — А какую поставим цель? Чему должны научиться? (составить алгоритм нахождения основы слова и уметь им пользоваться)                                                       -Что нужно повторить?(что такое основа и окончание, как найти окончание)    — С повторения мы сейчас и начнем.

* Графический диктант        

 — Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.

1. Часть слова, которая стоит перед корнем (       )                                                        2. Изменяемая часть слова (        )                                                                                      3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (        )                                                                                                                       4. Часть слова без окончания (         )                                                                                5. Какая часть слова служит для связи слов в предложении (        )

Взаимопроверка в парах. Самооценивание.

III.Открытие новых знаний

— Рассмотрите схемы

— Покажите, где на схеме однокоренные слова?                                                             — Где одно и тоже слово с разными окончаниями – разные формы слова.                    — Подберите к схемам слова с корнем -рыб-. Девочки работают со схемами однокоренных слов, мальчики с со схемами форм слов. (2 ученика у доски)                                                      — Выделите окончание. Какие основы будут у слов – одинаковые или разные? (Вывод: у однокоренных слов – разные, у форм слов – одинаковые).

Самооценивание.

Физминутка о рыбке.

— Какие еще можно сделать открытия, выполняя предыдущее задание? Наводящие вопросы:                                                                                               1.Какие части слова могут входить в основу? (приставка, корень, окончание) 2.Какой смысл заключен в корне слова, а какой в основе слова? (в корне смысл всех однокоренных слов, в основе смысл данного слова)

— Пришло время составить алгоритм нахождения основы в слове (работа в трех группах, озвучивание одним человеком из группы)

— Давайте откроем учебники и посмотрим, кто был ближе всех к автору учебника (с.150)

IV.Развитие умения – применение знаний

— Сейчас эти знания нам понадобятся, чтобы выполнить упр.188

Самооценивание.

V.Итог урока

— Какова была тема урока?                                                                                                 — Какова была цель?                                                                                                               — Смогли ли мы достичь её?                                                                                                    — Какие еще знания приобрели по нашей теме?

Вопросы для рефлексии:                                                                                             Закончите предложения:

Сегодня на уроке  мне было интересно …                                                                                                                      

                                я понял …                                                                                                        

                                для меня было трудным …                            

                                мое настроение …                                                              

                                я хочу похвалить…

— В завершении нашего урока хочу предложить вам составить слово по подсказкам.

1.В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трех частей.                          2. Окончание – первая буква алфавита.                                                                       3. Корень тот же, что и в слое обмен, в приставке есть два звука [э], которые обозначаются буквой е, суффикс тот же, что и в слове травка.

— Что это за слово? (Переменка)

VI.Домашнее задание

— Прежде чем вы пойдете на перемену запишите домашнее задание. Теперь вы очень много знаете про основу слова и сможете написать сочинение от её имени.

Цель урока: повторить знания о составе слова, познакомить с понятием «основа».

Задачи:

  • учить находить в словах их основы;
  • развивать память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;
  • способствовать развитию речи.

Оборудование: тетради по теме урока у каждого ученика (Приложение 1), проектор, презентация, карточки с частями слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

– Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

II. Актуализация знаний.

СЛАЙД 2

– Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? СЛАЙД 3

– Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.) СЛАЙД 4

– Что обозначает первый значок?

– Какая часть слова выделяется в квадратик?

– Каким значком выделяется главная часть слова?

– Что обозначают оставшимся значком?

III. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».                     

– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.

– А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

– Итак, начинаем: СЛАЙД 5

  1. Корень – это главная часть предложения (-)
  2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
  3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)
  4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
  5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+)
  6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)
  7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)
  8. Корень – это общая часть родственных слов (+)
  9. Суффикс – это часть речи. (-)

– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны. СЛАЙД 6

– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.

– У кого одна ошибка?

– У кого две ошибки?

IV. Работа по теме «Состав слова».

1) Работа с текстом. Словарная работа. СЛАЙД 7

– Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами? (Текст.)

– Докажите, что перед вами текст. (выслушиваются ответы детей).

– Этот текст записан и в ваших тетрадях.

В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик.

– Есть ли в тексте слова, которые вам не понятны? (пригород, загородный)

– Кто попробует объяснить их значение? (ответы детей).

2) Нахождение родственных слов.

– Возьмите карандаш и подчеркните однокоренные слова.

(проверка выполнения задания)

  • Домов, домик.
  • Города, городские, пригород, загородный.

(Проверка работы на экране).

– Выпишем слова самой большой группы родственных слов. СЛАЙД 8

(Каждое слово на доске записывают разные ученики, остальные – в тетрадях.)

Города – мн.ч.
городской
загородный – 4 слога
пригород

– Какие задания можно предложить к данной группе слов?

(Возможные ответы детей)

  • Выделить корень во всех словах.
  • Найти «лишнее» слово.
  • Поставить ударение.
  • Разделить на слоги.
  • Определить число.

– Найдите лишнее слово. (Время на выполне­ние задания и проверку.)

– А я предлагаю выделить окончание.

(Работа у доски и в тетрадях.)

V. Введение нового материала.

1) Введение понятия «Основа слова»

– Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?

(Конечно, та часть, в которой находится корень.)

– Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

Выслушиваются ответы детей.

(Наверное, эта часть называется основой слова.)

– Ребята, подумайте, как можно обозначить основу слова. Давайте попробуем для этой части слова подобрать свой значок, отличный от всех остальных.

(Выслушиваются предложения детей).

– В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком: СЛАЙД 9

– Подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

(Состав слова. Основа слова.)

– Прочитайте правило на экране. СЛАЙД 10

Часть слова без окончания называется основой слова.

Правило читается несколькими учениками, затем хором.

– Найдите в ваших тетрадях это правило. (Правило в тетрадях записано не полностью).

– Допишите правило в тетрадях.

(Правило на доске исчезает. Детям даётся время на выполнение задания.)

Проверка задания.

2) Работа над определением частей слова, входящих в основу.

– Давайте подумаем, какие части слова могут входить в основу?

– Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Разобрать слова по составу).

(Выполнение задания учениками у доски)

Составим схемы слов.

– Сколько схем можно составить?

(Четыре схемы.)

– Ребята, сделайте вывод, что же может входить в основу слова. СЛАЙД 11

– Молодцы. А теперь подумайте, какая часть основы является главной?

(Это корень слова.)

– Без корня не может быть слова.

VI. Физминутка для глаз.

СЛАЙД 12

VII. Закрепление изученного материала.

– Ребята перед вами карточки разного цвета:

гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и

– Подумайте, что на них написано? (части слов)

– Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб, езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)

– Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов?

(ый, а – это окончания)

– Что записано на зелёных карточках?

(ок, к, н – это суффиксы)

– Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

(по, на, за, под – это приставки)

– Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

– Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях.

На доске (открываются заранее приготовленная таблица)

– Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы.

– Подпишите, как называется эта часть слова.

VIII. Обобщение изученных знаний. Тест.

– В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

Тест

  1. Часть слова без окончания называется СЛАЙД 13
    Е – корень
    У – основа

  2. Чтобы найти корень надо СЛАЙД 14
    Л – изменить форму слова
    М – подобрать однокоренные слова

  3. Окончание – это СЛАЙД 15
    Н – изменяемая часть слова
    П – неизменяемая часть слова

  4. Суффикс служит СЛАЙД 16
    И – для образования новых слов
    Ы – для образования формы слова

  5. Приставка стоит СЛАЙД 17
    Х – после корня
    К – перед корнем

  6. Приставка, корень, суффикс СЛАЙД 18
    И – образуют основу слова
    Я – не образуют основу слова

– У кого получилось слово? Какое?

– Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит, тест выполнили верно. СЛАЙД 19

IX. Итог урока.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?

X. Домашнее задание.

Кроссворд «Состав слова» СЛАЙД 20

(кроссворд записан у каждого ученика в тетради)

XI. Рефлексия.

– Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

– Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

– Покажите, на сколько:

  1. вы сегодня поняли тему урока;
  2. активно работали на уроке;
  3. вам понравился урок.

(Сидят за партами – плохо, слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх – отлично).

– Ребята, сегодня всё было в наших руках, как с героем притчи, начавшей наш урок, и я надеюсь, что мы не упустили свою удачу.

Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.

Чтобы понять, что такое основа слова в русском языке, выясним, из каких морфем она складывается и что выражает.

Какие морфемы составляют основу слова?

Выполняя разбор слова по составу, важно не только определить все его морфемы, но и выделить основу слова. Это умение в дальнейшем поможет в словообразовательном анализе, так как в русском языке от основы слова образуются новые лексемы с помощью приставок, суффиксов и пр.

Каждое слово русского языка складывается из минимальных значимых частей, которые называются морфемами.

В морфемном составе слова можно указать

  • приставку (пригород, подтекст);
  • корень (товарищ, дом);
  • суффикс (болотный, ясно)
  • окончание (роща, веселый);
  • постфикс (улыбаться, кто-то)

Все эти морфемы, кроме окончания, составляют основу слова.

В науке о языке принято следующее определение, что такое основа слова:

Определение

Основа слова — это неизменяемая часть слова, в которой выражено его лексическое значение.

Основа слова

Из содержания этого определения можно заключить, что окончание как изменяемая часть слова не входит в основу. В изменяемых словах окончание не имеет лексического значения, а только выражает разные грамматические категории:

  • озеро, у озера, озером (падеж);
  • гора — горы (число);
  • пою, поём, поёте (лицо и число);
  • шел  , шла, шло, шли (род и число).

В составе некоторых слов имеются также формообразующие суффиксы. Их тоже не следует включать в словообразовательную основу слова:

  • подумать — подумал;
  • гулять — гуляя;
  • прослушать — прослушав;
  • думать — думающий;
  • указать — указавший;
  • составить — составленный;
  • умыть — умытый;
  • громкий — громче;
  • тихий — тишайший

и пр.

Как найти основу слова?

У ряда слов основа может быть прерывистой.

Прерывистую основу имеют

1. некоторые возвратные глаголы

  • проснуться
  • улыбаешься

2. неопределенные местоимения

  • какойлибо

3. сложные существительные

  • поиск счетафактуры
  • цвет диванакровати

4. сложные числительные

  • пятидесяти
  • восьмьюстами

Итак, чтобы выделить основу слова, предпримем следующие шаги:

  1. определим часть речи;
  2. выясним, изменяется слово или нет;
  3. у изменяемого слова выделим окончание (изменим слово по падежам, числам, родам, лицам);
  4. у неизменяемых форм слов (деепричастий, форм сравнительной степени прилагательных и наречий) выясним формообразующие суффиксы;
  5. в основу слова включим все морфемы, кроме окончаний и формообразующих суффиксов.

Таблица

Что входит в состав основы Примеры
Суффикс – один или несколько правдивый, правдивость
Приставка подтекст, побелить
Сочетание приставок и суффиксов отпечаток, по-летнему
Приставка, корень, суффикс и постфикс выровняться

Примеры

Покрасить (что сделать?) — это глагол в неопределенной форме. Морфема -ть является окончанием (покрасим, покрасите).

Основа покраси-.


Бессильный (какой?) — это прилагательное. Изменим его по родам и числам:

  • бессильная
  • бессильное;
  • бессильные

Основа бессильн-.


Нарисовать (как?) красиво — это наречие, неизменяемая часть речи, у которой нет окончания.

Все слово является основой.

Производная и непроизводная основа слова

В русском языке у слов различают производную или непроизводную основу. Слова, которые не образованы от других лексем, состоят только из корня и окончания:

  • голова
  • гром  
  • земля
  • правый

Такие слова имеют непроизводную основу, которая совпадает с их корнем.

Множество слов имеют более сложную производную основу, образованную от других слов с помощью словообразовательных морфем. Производная основа состоит, как правило, из нескольких морфем.

Понаблюдаем:

  • веселый → весельчак
  • домдомашний;
  • крепкий → крепить → укрепить → укрепление.

Производная основа включает

а) приставку и корень:

  • дедпрадед;
  • мраксумрак;

б) корень и суффикс:

  • река → речной;
  • аптека → аптекарь;

в) приставку, корень и суффикс:

  • верхвверху;
  • школа →  пришкольный;

г) приставку, корень, суффикс, постфикс:

  • думать → одуматься;
  • улыбатьсязаулыбаться.

Вывод

Понаблюдав за морфемным составом производной основы, сделаем вывод, что новые слова образуются от непроизводных и производных основ.

Что такое производящая основа?

Производящей является любая основа, от которой образуются новые слова.

Непроизводная основа слова «вода» является производящей для слов:

  • вода → водный;
  • вода → водяной.

В свою очередь основа производных слов является производящей для других слов:

  • водяной → водянистый;
  • бездарный → бездарь   ;
  • дедушка → дедушкин.

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 40

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти кратность окуляра
  • Как найти человека по выключенному мобильному
  • Тесты как мне найти свою вторую половинку
  • Application error unable to launch the application java как исправить
  • Как найти удаленные фото в снэпчате