Основание гипотезы как найти

Формальная логика
изучает не только формы абстрактного
мышления, но и формы развития
научного знания. Таковыми являются
факты
науки,
рождающиеся из потребности объяснения
фактов жизни, научная
проблема,

первоначальное решение проблемы в форме
гипотезы,

ее подтверждение или
опровержение в ходе доказательства,
и, наконец,
теория,

формулирующая законы. Между
указанными формами существу­ет
глубокая внутренняя связь. Каждая
последую­щая форма включает в себя
наиболее важные ре­зультаты
предшествующей.

Теоретический
этап познания начинается с гипотезы,

именно этим определяется ее место в
научном познании, а отсюда и
наш интерес к ее логической характеристике.

§ 1. Сущность и логическая структура гипотезы

Познание
любого явления действительности, как
известно, начинают с собирания и
накопления отдельных фактов, относящихся
к этому явлению. Фактов, которыми
располагают в начале познания, всегда
недостаточно, чтобы полностью и сразу
объяснить это явление, сделать достоверный
вывод о том, что оно собой представляет,
каковы причины его возникновения,
законы развития и т.п. Поэтому познание
предметов и событий внешнего мира
протекает часто с использованием
гипотезы: не ожидая, пока накопятся
факты для окончательного, достоверного
вывода о характере и причине развития
исследуемого явления, дают вначале
предположительное их объяснение, а
затем это предположение развивают и
доказывают. Что же такое гипотеза?

Гипотеза, как и
понятие, суждение, умозаключение отражает
объектив­ный мир. И в этом она сходна
с названными формами мышления. Вместе
с тем гипотеза отличается от них.
Специфика ее заключается не в том, что
она отражает в материальном мире, а в
том, как отражает, то есть
предположи­тельно, вероятно,

а не категорически, не достоверно.
Поэтому не случай­но сам термин
«гипотеза» в переводе с греческого
языка означает «предпо­ложение».

Известно, что при
определении понятия через ближайший
род и видовое отличие необходимо указать
на существенные признаки, отличающие
данный вид от других видов, входящих в
тот же ближайший род. Ближайшим родом
для гипотезы как некоего результата
познавательной деятельности является
понятие «предположение». В чем же
специфическое отличие данного вида
предположения — гипотезы — от других
видов предположения, скажем догадки,
фантазии, допущения, предсказания или
житейского предугадывания? Как
представляется, видовое отличие для
гипотезы нужно искать в ответе не на
вопрос «О чем предположение?», а на
вопрос «Какое предположение?».Исходя
из этого, весьма важно выделить следующие
существенные признаки гипотезы.

Во-первых,
гипотеза является особой формой развития
научных знаний и научного логического
мышления. Построение гипотез даст
возможность переходить от отдельных
научных фактов, относящихся к явлению,
к их обобщению и познанию законов
развития этого явления.

Во-вторых,
построение гипотезы всегда сопровождается
выдвижением предположения, связанного
с теоретическим объяснением исследуемых
явлений. Предположение выступает в
форме отдельного суждения или системы
взаимосвязанных суждений о свойствах
единичных фактов или закономерных
связях явлений. Суждение это всегда
проблематично, в нем выражается
вероятностное теоретическое знание.

В-третьих,
гипотеза — это обоснованное, опирающееся
на конкретные факты, предположение.
Поэтому возникновение гипотезы — не
спонтанный, а закономерный и логически
стройный познавательный процесс, который
приводит человека к получению новых
знаний об объективной действительности.

Указанные
существенные признаки в своей совокупности
вполне достаточны для того, чтобы на их
основе отличить гипотезу от других
видов предположения и определить ее
сущность.

Гипотеза —
это вероятностное предположение о
причине каких-либо явлений, достоверность
которого при современном состоянии
производства и науки не может быть
проверена и доказана, но которое объясняет
данные явления, без него необъяснимые;
прием познавательной деятельности.

Как видно из
определения, термин «гипотеза»
употребляется в двояком значении.
Во-первых, как само предположение,
объясняющее исследуемое явление
(гипотеза в узком смысле). Во-вторых, как
прием мышления в целом, включающий в
себя выдвижение
предположения,
его развитие и доказательство (гипотеза
в широком смысле).

Например, изучая
эффективность правовой пропаганды,
сотрудники лаборатории юридических
исследований Научно-исследовательского
института комплексных социальных
исследований при СпбГУ выдвинули
гипотезу; о том, что эффективность
влияния различных форм пропагандистских
мероприятий на уровень юридических
знаний населения неравноценна. При этом
ряд работников районных организаций
общества «Знание» Петербурга считали,
что все формы пропаганды в равной степени
влияют на уровень юридических знаний
населения. Проведенное исследование
подтвердило истинность выдвинутого
предположения и позволило перенести
центр тяжести на ту пропагандистскую
форму, которая является более действенной.

Таким образом, в
юридической теории и практике гипотеза
может употребляться в следующих случаях:

— когда известные
факты недостаточны для объяснения
причинной зависимости правового явления,
а есть необходимость в том, чтобы его
объяснить;

— когда факты сложны
и гипотеза может принести пользу как
обобщение правовых знаний в данный
момент, как первый шаг к
их разъяснению;

— когда причины
появления фактов, связанных с юридическими
процес­сами, недоступны опыту, а между
тем их действия или следствия могут
быть изучаемы.

Выдвигаемая на
основе определенного знания об изучаемом
круге явлений, гипотеза играет роль
руководящего принципа, направляющего
и кор­ректирующего дальнейшие
наблюдения и эксперименты.

Как вероятностное
знание, еще не доказанное логически и
не настолько подтвержденное опытом,
чтобы считаться достоверным,
гипотеза не истинна и не ложна.

О ней можно лишь сказать, что она
неопределенна, т. е. лежит между истинностью
и ложностью.

Гипотеза прекращает
свое существование в двух случаях:
во-первых,

когда она, получив подтверждение,
превращается в достоверное знание и
ста­новится частью теории;
во-вторых,

когда гипотеза опровергнута и становится
ложным знанием.

Гипотеза представляет
собой систему понятий, суждений и
умозаключений. В отличие от каждой формы
абстрактного мышления она имеет сложный,
синтетический характер. Ни одно отдельно
взятое суждение, понятие или умозаключение
еще не составляет гипотезы, а только
большую или меньшую ее часть.

Анализ различных
гипотез позволяет выделить следующие
элементы их логической структуры:

во-первых,
основание гипотезы — совокупность фактов
или обоснованных утверждений, на которых
строится предположение;

во-вторых,
форму гипотезы — совокупность умозаключений,
которая ведет от основания гипотезы к
основному предположению;

в-третьих,
предположение (или гипотезу в узком
смысле слова) — выводы из фактов и
утверждений, выражающих содержание
гипотезы.

Будучи одинаковыми,
по логической структуре, гипотезы тем
не менее
различаются по своему содержанию и
выполняемым функциям.

Соседние файлы в папке Логика 2013

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Гипотеза — это высказывание о каком-то действительно существующем явлении, которое можно проверить экспериментально. Это предположение, что одно исследуемое явление оказывает то или иное влияние на другое, так что происходят определенные изменения. Говоря проще, это утверждение, что если изменить какую-то переменную величину, то, как следствие, изменится и другая переменная.[1]
Гипотезу широко используют как в естественных, так и социальных научных областях. Она является инструментом, помогающим исследовать явления окружающего мира с целью более глубокого их познания. Независимо от того, начинаете ли вы заниматься научной деятельностью или выполняете школьное задание, если вы разберетесь, что же такое гипотеза, вы сможете сами их выдвигать. Материал, предоставленный в этой статье, поможет вам попробовать свои силы в написании гипотезы.

  1. Изображение с названием Define a Problem Step 10

    1

    Выберите тему. Выберите интересующий вас вопрос, в котором вы хотели бы лучше разобраться.

    • Если вам нужно написать гипотезу в качестве школьного задания, то вам, скорее всего, предложат темы.
  2. Изображение с названием Make Money in College Step 5

    2

    Подберите необходимую литературу. Найдите как можно больше информации по интересующей вас теме. Ваша задача — как можно глубже исследовать выбранную тему, чтобы действительно разобраться в этом вопросе.

    • Исследуйте прежде всего академические и научные работы. Используйте только достоверные и объективные данные, которые помогают всесторонне рассмотреть выбранный вами вопрос.
    • Вы можете использовать учебники, исследовать научную литературу в библиотеке или в интернете. Если вы учитесь в школе, воспользуйтесь помощью учителей, библиотекарей или одноклассников.
  3. Изображение с названием Conduct Research Step 9

    3

    Изучите собранные материалы. Собрав необходимую информацию, потратьте достаточно времени, чтобы изучить ее. Попробуйте обращать внимание и выписывать те вопросы, на которые пока еще нет ответа. Именно эти вопросы могут вдохновить вас на более углубленное исследование.

    • Допустим, исследуя вопрос о том, как кофеин влияет на организм человека, вы обнаружили, что никто прежде не изучал, одинаково ли он воздействует на мужчин и женщин. В этом случае вы можете сами выдвинуть гипотезу. Если же вы исследуете тему органического земледелия, то можете, к примеру, обратить внимание на то, что никто ранее не проводил исследований на тему «Как органические удобрения влияют на темпы роста растений в сравнении с химическими удобрениями».
    • Читая литературу, обращайте внимание на высказывания типа «неизвестно» или вопросы, которые явно недостаточно раскрыты.
    • Занявшись углубленным изучением подобных вопросов, вы можете выяснить что-то действительно важное и упущенное другими.
  4. Изображение с названием Have a Good Job Interview Step 3

    4

    Поднимите определенные вопросы. Изучив литературу по теме, поднимите один или несколько вопросов без ответов, которые вам было бы интересно исследовать глубже. Это будет предметом вашего исследования.

    • Вернувшись к приведенным выше примерам, можно задуматься: «Оказывает ли кофеин одинаковое воздействие как на мужчин, так и на женщин?» — или: «Разное ли влияние оказывают на рост растений органические и химические удобрения?» Теперь ваша задача — найти ответы на поднятые вопросы.
  5. Изображение с названием Have a Good Job Interview Step 4

    5

    Ищите наводящую информацию, которая поможет вам ответить на эти вопросы. Выбрав вопрос для исследования, выясните, возможно, по этой теме уже были разработаны теории или получены какие-то экспериментальные данные. Основываясь на этой информации, вы тоже можете найти ответ на поднятый вопрос. Это поможет составить основание для вашей гипотезы.

    • Развивая тему примеров, приведенных выше: если вы обнаружите, что другие типы стимуляторов оказывают на женщин большее влияние, чем на мужчин — это может быть вам подсказкой, что это же справедливо и в отношении кофеина. Аналогично, если вы обнаружите, что при использовании органических удобрений вырастают небольшие растения, то нетрудно догадаться, что эти удобрения явно не способствуют росту.

    Реклама

  1. Изображение с названием Solve a Problem Step 4

    1

    Определите, что у вас является переменными величинами. Гипотеза должна установить возможную связь между двумя переменными: независимой и зависимой.

    • Независимая переменная — это то, что влияет на происходящие изменения. В приведенных примерах независимой переменной является пол (мужчина или женщина) и тип удобрений (на органической или химической основе).
    • Зависимая переменная — это то, на что влияет независимая переменная. Она находится в прямой зависимости от независимой переменной. Продолжая тему примеров, приведенных выше, зависимой переменной будет воздействие, оказываемое кофеином или удобрением.
    • Гипотеза должна устанавливать не более одной взаимосвязи. Самое главное — чтобы она имела одну независимую переменную. Если независимых переменных будет больше, вам не удастся выяснить, в результате чего на самом деле происходят исследуемые явления.
  2. Изображение с названием Start a Letter Step 5

    2

    Выдвиньте общую гипотезу. Достаточно поразмыслив над предметом своего исследования и переменными, запишите свои первые соображения о возможной связи переменных. Это должно быть простое декларативное утверждение.

    • На этом этапе еще нет необходимости формулировать мысли точно или подробно.
    • В приведенных примерах одна из гипотез может утверждать, что кофеин оказывает разное влияние в зависимости от пола человека. То есть общая гипотеза будет звучать так: «Кофеин оказывает разное влияние на мужчин и на женщин». Другой гипотезой могло бы быть общее предположение о взаимосвязи роста растений и типа удобрений. Общая гипотеза: «Темп роста растений зависит от типа используемого удобрения».
  3. Изображение с названием Solve a Problem Step 2

    3

    Выберите направленность. Гипотезы бывают направленными и ненаправленными. В ненаправленной гипотезе просто говорится в общих чертах о влиянии одной переменной на другую. В направленной же гипотезе дается больше информации о характере (или «направлении») взаимосвязей, в частности о том, как именно одна переменная оказывает влияние на другую.

    • Обратимся к нашим примерам. Ненаправленной гипотезой может быть: «Есть взаимосвязь между полом человека и тем, как учащается пульс от количества выпитого кофеина», — и: «Есть взаимосвязь между типом удобрений и скоростью роста растения».
    • Используя те же примеры, направленной гипотезой может быть: «После употребления кофеина у женщин пульс участится сильнее, чем у мужчин», — и: «Растения, удобренные химическими удобрениями, вырастут быстрее растений, удобренных органическими удобрениями».
    • Если в используемой литературе вы нашли основание для выдвижения направленной гипотезы, то воспользуйтесь им. Так у вас будет больше данных. Особенно это касается физических наук: ненаправленные гипотезы часто признаются как недостаточно точные.
  4. Изображение с названием Start a Letter Step 6

    4

    Будьте конкретны. Записав первоначальную идею на бумаге, можно заняться ее конкретизацией. Постарайтесь сформулировать гипотезу как можно точнее, чтобы было понятно, какие именно утверждения будут подвергнуты проверке, и какие будут предоставлены доказательства взаимосвязи между переменными.

    • В случае необходимости уточните конкретную совокупность (людей или вещей), которых касается эта гипотеза. К примеру, если вас интересует только воздействие кофеина на людей пожилого возраста, то гипотеза может быть следующей: «У женщин старше 65 лет частота пульса будет выше, чем у мужчин того же возраста». Если вас интересует влияние удобрений только на помидоры, то гипотеза может быть такой: «Рост помидоров, которые обработают химическими удобрениями, за 3 месяца ускорится по сравнению с помидорами, которые обработают органическими удобрениями».
  5. Изображение с названием Start a Letter Step 7

    5

    Убедитесь, что гипотезу можно проверить. Гипотеза должна выдвигать предположение о взаимосвязи между двумя переменными, которые в действительности можно наблюдать и исследовать. Если сделать этого нельзя, то нужно начать все сначала.

    • Например, вы же не хотите, чтобы гипотеза была такой: «Пожилые люди мыслят иначе». В такой гипотезе нет конкретики. В ней не уточняется: кто находится в категории пожилых, о чем они мыслят иначе, и каким образом можно понять, думают ли они обычно или иначе. В итоге эту гипотезу нельзя ни доказать, ни опровергнуть, основываясь на реальных наблюдениях. Даже если бы мы знали о том, как нужно кому-то мыслить, возможности пронаблюдать за его «инакомыслием» просто нет.
  6. Изображение с названием Write a Speech Introducing Yourself Step 5

    6

    Выскажите гипотезу с соблюдением всех принятых правил и норм. Теперь, когда проделано столько работы, запишите свою гипотезу в ее окончательном варианте. В ней должна четко прослеживаться взаимосвязь между независимой и зависимой переменными, и она должна быть оформлена с использованием научных условных обозначений.

    • Гипотезы обозначается буквой «H» и номером, за которым следует двоеточие. Каждой научно-исследовательской работе, содержащей несколько гипотез, должен быть присвоен свой номер.
    • Первый пример можно было бы сформулировать так: «H1: После употребления женщинами старше 65 лет кофеиносодержащего газированного напитка частота пульса будет у них выше, чем у мужчин того же возраста». Затем вы можете написать в своей научно-исследовательской работе другую гипотезу: «Н2: После употребления женщинами старше 65 лет кофеиносодержащего газированного напитка потоотделение у них будет выше, чем у мужчин того же возраста». Воспользовавшись вторым примером, можно было бы написать так: «H1: В первые 3 месяца рост томатов, которые обработают химическими удобрениями, будет выше роста томатов, которые обработают органическим удобрением». Позже в работе можно выдвинуть вторую гипотезу: «Н2: В первые три месяца рост кукурузы, которую обработают химическим удобрением, будет выше роста томатов, обработанных органическим удобрением».
    • Иногда гипотезы формулируются в виде предположений «если-то». Например: «Если дети употребят кофеин, то частота их пульса увеличится».
  7. Изображение с названием Write a Book Report Step 6

    7

    Сформулируйте нулевую гипотезу или гипотезы. Затем вам нужно установить доказательства ошибочности вашей гипотезы и сформулировать их в виде гипотезы. Это называется нулевой гипотезой.

    • Может показаться странным, но исследователи никогда не ищут доказательств, подтверждающих правильность или неправильность их гипотезы. Вместо этого они доказывают, что обратная гипотеза не верна. Если обратное может быть не верным, значит, их гипотеза, скорее всего, верна.
    • Вернемся к знакомым нам примерам. Допустим, мы занимаемся исследованием воздействия кофеина на частоту пульса у мужчин и женщин. Доказательством ложности H1 мог бы послужить факт того, что воздействие кофеина на мужчин оказалось сильнее, чем на женщин или же между ними вообще могло бы не быть никакой разницы. Если же вы проверяете влияние, оказываемое различными типами удобрений, то доказательством ложности вашей гипотезы может быть факт того, что независимо от типа удобрений — органических или неорганических, растения растут с одинаковой скоростью или же при использовании органических удобрения растения выросли быстрее.
    • Нулевая гипотеза обозначается буквой «H» и номером 0, за которым следует двоеточие. Для того чтобы провести различие между нулевыми гипотезами, если их больше одной, используются строчные буквы.
    • Например: «H0a: Частота пульса у мужчин старше 65 лет, употребивших кофеиносодержащий газированный напиток, будет выше, чем у женщин того же возраста», — и: «H0b: Частота пульса у мужчин и женщин старше 65 лет будет примерно одинаковой после употребления кофеиносодержащего газированного напитка». Или, продолжая тему второго примера: «H0a: В первые 3 месяца рост помидоров, которые обработают органическими удобрениями, будет выше роста помидоров, которые обработают химическими удобрениями», — и: «H0b: Независимо от типа удобрений — на химической или органической основе, в первые 3 месяца рост помидоров будет примерно одинаковым».[2]
  8. Изображение с названием Do Research Step 5

    8

    Проверьте свою гипотезу. Проверьте ее с помощью эксперимента или наблюдений. Будем надеяться, что найденные доказательства позволят опровергнуть нулевые гипотезы, тем самым подтверждая выдвинутую вами гипотезу. В противном случае не расстраивайтесь — любой результат важен, даже когда приходится возвращаться к стадии разработки и совершенствовать свои идеи. Так и работает подлинная наука![3]

    Реклама

Советы

  • Не нужно изобретать велосипед. Изучая литературу, ищите такие исследования, которые имеют отношение к выбранной вами теме и старайтесь опираться на данные, полученные другими исследователями.
  • Постарайтесь сформулировать гипотезу так, чтобы она была конкретной, но не настолько, чтобы ее нельзя было применить к чему-то, что выходит за рамки проводимого вами эксперимента. Старайтесь написать о чем-то, что будет интересно большинству окружающих вас людей. Никого не заинтересует такая гипотеза: «Трое моих товарищей смогут отжаться разное количество раз».
  • Не стоит озвучивать свои чувства и высказывать свое мнение. Гипотеза — это не предмет личных рассуждений, и такие обороты, как «я думаю», «я полагаю» или «мне кажется», не используются.
  • Помните, научное исследование может требовать нелинейного подхода.[4]

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 108 576 раз.

Была ли эта статья полезной?

§ 3. Этапы разработки гипотезы

Гипотеза представляет собой процесс развития мысли. Безусловно, дать общий образец построения гипотезы для всех случаев жизни не представляется возможным. Это связано с тем, что условия для разработки ги­потезы зависят от своеобразия практической деятельности, а также от специ­фики рассматриваемой проблемы. Тем не менее можно определить общие границы этапов, которые проходит мыслительный процесс в гипотезе.

Основными этапами разработки гипотезы являются:

1) выдвижение гипотезы;

2) развитие гипотезы;

3) проверка гипотезы.

Рассмотрим содержание и особенности каждого этапа более подробно.

Чтобы выдвинуть гипотезу, необходимо располагать некоторой совокуп­ностью фактов, относящихся к наблюдаемому явлению, которые бы обосно­вывали вероятность определенного предположения, объясняли неизвестное. Поэтому построение гипотезы связано, в первую очередь, с собиранием фак­тов, имеющих отношение к тому явлению, которое мы объясняем, и не сов­падающих с уже имеющимся объяснением.

На основании собранных фактов высказывается предположение о том, что представляет собой исследуемое явление, то есть формулируется гипотеза в узком смысле слова. Предположение высказывают в результате логической обработки собранных фактов. Факты, на основании которых выдвигается ги­потеза, могут быть осмыслены логически в форме дедукции, индукции или аналогии. Выдвижение предположения составляет основное содержание гипо­тезы.

Предположение является ответом на поставленный вопрос о сущности, причине, связях наблюдаемого явления. В предположении заключено то знание, к которому приходят в результате обобщения фактов. Оно является той сердцевиной гипотезы, вокруг которой идет вся познавательная и прак­тическая деятельность. Предположение в гипотезе — это, с одной стороны, итог предшествующего познания, то главное, к чему приходят в результате наблюдения и обобщения фактов; с другой стороны — это отправной пункт дальнейшего изучения явления, указание пути познания, определение направления, по которому должно идти все исследование. Гипотеза дает воз­можность не только объяснить имеющиеся факты, но и выявить новые фак­ты, на которые еще не было обращено внимание. Так, гипотеза о неполной информированности субъектов профилактики на конкретном объекте (предприятии, учебном заведении) о состоянии преступности и правонару­шений в коллективе требует сбора и анализа данных о правонарушающем поведении членов коллектива по месту жительства и работы, сопоставления сведений по объекту в целом и его подразделениям с данными учета органов МВД, данными судебной статистики за анализируемый период, экспертны­ми оценками уровня латентной преступности и т. д. Логическая обработка этих данных дает возможность дальнейшего познания уровня правопорядка и законности на изучаемых объектах.

Предположение, чтобы стать гипотезой, должно удовлетворять следую­щим требованиям:

а) предположение не должно быть логически противоречивым;

б) предположение должно быть принципиально проверяемым.

Различают два рода проверяемости — практическую и принципиальную. Предположение является практически проверяемым, если оно может быть проверено в данное время или в относительно недалекий период времени. Предположение является принципиально проверяемым, когда оно может быть проверено (если не в ближайшее время, то когда-нибудь).

Например, предположение об удовлетворенности содержанием трудо­вой деятельности лицами, отбывающими наказание в местах лишения сво­боды, проверке доступно. Здесь «удовлетворенность» может быть оценена на основе анализа данных о выполнении норм выработки, инициативности в работе, о желании повысить квалификацию по конкретной специальности, намерениях продолжать работать по ней по отбытии наказания и т. п.;

в) предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно предназначено. Если уже на этапе формирования гипотезы факты вступают в противоречие с предположением, сле­дует прибегнуть к иной формулировке;

г) предположение должно объяснять возможно более широкий круг яв­лений. Это требование позволяет из двух или более гипотез, объясняющих один и тот же круг явлений, выбрать наиболее оптимальную.

Умозаключение, в котором формируется основное предположение гипо­тезы, может строиться в форме аналогии, неполной индукции, вероятност­ного силлогизма в трех, как минимум, его вариантах:

— с нарушением хотя бы одного из правил категорического силлогизма;

— с использованием хотя бы одной посылки, являющейся суждением проблематическим;

— с допущением этих обоих обстоятельств.

Однако говорить о тех или иных отдельных видах умозаключения в свя­зи с построением гипотезы — значит выделять лишь центральное и конечное звено в целом сложного логического построения.

Развитие гипотезы связано с выведением из нее логических следствий. Считая выдвинутое предположение истинным, из него дедуктивным путем выводят ряд следствий, которые должны существовать, если существует пред­полагаемая причина.

Логические следствия, выводимые из гипотез, нельзя отождествлять со следствиями — звеньями причинно-следственной цепи явлений, всегда хро­нологически следующими за вызвавшей их причиной.

Под логическими следствиями понимаются мысли не только об обстоя­тельствах, вызванных изучаемым явлением, но и об обстоятельствах, пред­шествующих ему по времени, о сопутствующих и последующих, а также об обстоятельствах, вызванных иными причинами, но находящимися с исследуемым явлением в какой-либо связи.

Сопоставление выведенных из предположения следствий с установлен­ными фактами действительности дает возможность либо опровергнуть гипо­тезу, либо подтвердить ее истинность. Это осуществляется в процессе про­верки гипотезы.

Проверка гипотезы идет, как правило, посредством практики. Гипотеза порождается потребностями практики, и в основном практика решает во­прос о том, истинна гипотеза или ложна. При проверке гипотезы также ис­пользуются и логические средства. Проверка гипотезы, превращение ее в достоверное знание есть процесс сложный и длительный. Поэтому его нель­зя сводить к какому-то одному логическому действию. При проверке гипо­тезы используются различные формы и способы ее подтверждения или оп­ровержения.

Непосредственное подтверждение (опровержение) гипотезы. Сущность этого способа заключается в том, что предполагаемые отдельные факты или явления в ходе последующего познания подтверждаются (или не подтверж­даются) практикой наблюдения за правовыми явлениями.

Логическое подтверждение (опровержение) протекает опосредованно, так как познаются явления, имевшие место в прошлом или существующие и в настоящее время, но недоступные непосредственному чувственному вос­приятию.

Основными путями этого способа проверки гипотезы являются: индуктив­ное, все более полное подтверждение гипотезы или выведение из нее следст­вий аргументами, включающими указание на факты и законы; дедуктивное выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений; де­монстрация эвристической, предсказательной силы гипотезы, когда с ее по­мощью правильно объясняется и предсказывается довольно широкий круг яв­лений.

Логическое доказывание (опровержение) гипотезы в зависимости от спо­соба обоснования может осуществляться в форме прямого или косвенного доказательства (опровержения).

Прямое подтверждение (опровержение) гипотезы протекает путем под­тверждения или опровержения выведенных логических следствий вновь об­наруженными фактами.

Логический процесс выведения следствий из выдвинутого предположе­ния и обоснования истинности или ложности гипотезы, как уже отмечалось, осуществляется очень часто в форме условно-категорического умозаключе­ния. Например, из предполагаемой причины А выводят следствие В. Логически это выражается в таком суждении: «Если есть А, то есть В». Затем следствие В проверяют на практике, действительно ли оно существует. Если следствие В в действительности не существует и существовать не может, то по правилам условно-категорического умозаключения от отсутствия следствия приходят к выводу о том, что и предполагаемая причина А также не су­ществует, то есть к достоверному заключению о ложности выдвинутой гипо­тезы. Помимо условно-категорических умозаключений используется также категорический силлогизм и другие виды умозаключения.

Другим видом логического доказывания гипотезы является ее косвенное подтверждение (опровержение). Оно используется тогда, когда существует несколько гипотез, объясняющих одно и то же явление.

Косвенное доказательство протекает путем опровержения (подтвержде­ния) и исключения всех ложных (истинных) предположений, на основании чего утверждают о достоверности (ложности) единственного оставшегося предположения. Вывод при этом протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения.

Заключение в этом выводе может расцениваться как достоверное, если, во-первых, построен исчерпывающий ряд предположений, объясняющих исследуемое явление, во-вторых, в процессе проверки гипотез опровергнуты (подтверждены) все ложные (истинные) предположения. Предположение, указывающее на оставшуюся причину, в этом случае будет единствен­ным, а выраженное в нем знание будет выступать уже не как проблематич­ное, а как достоверное.

Таким образом, разработка и применение гипотезы играет большую роль в правовой сфере. Особую значимость для юристов имеет общая логика по­строения и доказательства версий.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. В чем заключается логическая сущность гипотезы?

2. Что составляет объективную основу гипотезы ?

3. Какие существенные признаки отличают гипотезу от других видов пред­положений?

4. Какова логическая структура гипотезы?

5. Как можно охарактеризовать основные виды гипотезы?

6. Какие требования предъявляются к научной гипотезе?

7. Что такое версия? Как она соотносится с научной гипотезой?

8. Из каких основных этапов складывается разработка гипотезы?

9. Какие существуют способы доказательства гипотезы?

10. Какова общая логика построения судебно-следственной версии?

11. Какое применение находит гипотеза в деятельности юриста?

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Определите состав данных гипотез (основание гипотезы, ее форму и предположение):

а) Результаты судебной статистики показывают, что подавляющее число тяжких преступлений совершаются либо в состоянии опьянения, либо лицами, часто злоупотребляющими алкоголем. Обобщая эти статистические результа­ты, можно предположить, что алкоголизм является в некоторых случаях причи­ной или необходимым спутником преступлений;

б) Расследуя случай кражи со взломом двери, следователь в качестве будуще­го вещественного доказательства изъял часть двери со следами взлома. При этом он исходил из того, что орудие взлома в любом случае оставляет характер­ные для данного орудия следы на косяке двери и на дверном полотне при его от­жиме и, что вероятно, в данном случае эти индивидуальные особенности орудия взлома также должны иметь соответствующие следы.

2. Установите возможные пути подтверждения или опровержения ги­потез:

а) «НЛО посланы к нам разными внеземными цивилизациями, оттого-то и конструкции у них такие разные. Это и пилотируемые корабли, и автоматиче­ские исследовательские зонды. Возможно, не всегда они материальны. Кто знает, вдруг инопланетяне научились отправлять в экспедиции своего рода голографические образы, а не сами корабли? Не этим ли объясняется их внезапное появ­ление и исчезновение?» (из газет);

б) В нападении на студента К. участвовали двое молодых людей. Оба они были в спортивных куртках светлого цвета, в джинсах и кроссовках. Один из них, угрожая К. ножом, потребовал имеющиеся у него деньги и снять кожаную куртку. Второй при этом поигрывал газовым пистолетом. Получив требуемое и при­грозив К., чтобы он не вздумал обращаться в милицию, преступники скрылись. К. сразу же обратился в ближайшее отделение милиции. Через некоторое время в близлежащем районе были задержаны два молодых человека, у которых на ногах были кроссовки, одеты были в светлые спортивные куртки и джинсы. Было выдвинуто предположение, что они и ограбили К.;

в) Накануне выборов в законодательные органы в республике по репрезента­тивной выборке был проведен социологический опрос, который показал, что за партию А собираются отдать свои голоса 28% опрошенных, за партию Б соби­раются голосовать 33% респондентов, за партию В — 17%. 18% опрошенных не определились в своих симпатиях, а остальные будут голосовать за другие пар­тии. На основании результатов этого опроса было сделано предположение, что на выборах законодательных органов республики победит партия Б.

3. Установите, все ли возможные версии учтены в следующих примерах:

а) Коммерческий директор одной из фирм, торгующей западноевропейским оборудованием, получил несколько писем с требованием выплаты одного миллиона рублей в обмен на сохранение здоровья его жены. В противном случае, угрожал анонимный автор, жена директора может попасть в больницу. В последнем письме оговаривался срок исполнения требования и место, куда надлежало поло­жить деньги. Все письма были отправлены из разных почтовых отделений горо­да, но все они имели одну общую деталь: текст писем был составлен из букв, вырезанных из газет.

Это обстоятельство, а также то, что старший сын директора, который нигде не работал, незадолго до того, как стали приходить письма с угрозами, крупно проигрался в карты, и то, что он неприязненно относился к своей мачехе и на этой почве неоднократно ссорился со своим отцом, и явилось основанием для предположения о том, что именно он и является автором этих писем;

б) В селе сгорел магазин. Следствие установило, что пожар возник в резуль­тате поджога. Кроме того, стало известно, что накануне пожара в магазин бы­ла завезена партия импортной обуви. Никаких следов «сгоревшей» обуви не было обнаружено. Однако жильцы соседнего дома показали, что в ночь перед пожа­ром, который произошел рано утром, слышали шум отъезжающей машины. Бы­ла выдвинута версия, что поджог магазина был организован его директором с це­лью наживы на продаже «сгоревшей» обуви;

в) В городе А произошло ограбление кассы фабрики детского трикотажа. Во­оруженные преступники связали сторожа, взломали дверь кассы, с помощью дрели высверлили замок сейфа и похитили деньги. Работники уголовного розыска предпо­ложили, что в ограблении участвовал К., который недавно вернулся из мест заключения, отбыв наказание за аналогичное преступление. Предположение основывалось на том, что способ хищения денег был в обоих случаях одинаков;

г) Николаева задержали в комиссионном магазине, когда он принес на комис­сию отрез сукна, который был похищен из магазина неделю назад. Николаев ут­верждал, что купил сукно у гражданина по имени Виктор, он носил очки. Со­трудники уголовного розыска выдвинули версию, что в краже участвовал Виктор, и приняли меры к его розыску.

4. Установите, достигнуто ли опровержение гипотезы в данном примере:

В обеденный перерыв на строительной площадке двое молодых рабочих затеяли борьбу. Вскоре один из них положил соперника «на лопатки». Тот неожиданно вскрикнул, а когда приподнялся, окружающие увидели, что у него майка на спи­не в крови. Пострадавшего доставили в больницу, где его срочно оперировали. У его соперника при задержании обнаружили перочинный нож, возникла версия, что им и была причинена травма.

Судебно-медицинский эксперт мог бы судить о предмете, которым причине­но ранение по его характеру. Но после операции это было уже сделать невозмож­но. Объектом исследования стала одежда пострадавшего. Края повреждений на майке совпали не с лезвием ножа, а с осколком стекла обнаруженного на месте борьбы.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задача № 35

На острове Трисельске имеется три деревни: Правдино, Лгуново и Чередово. Известно, что жители первой деревни всегда говорят только правду, жители третьей деревни только лгут, а жители второй деревни чередуют ложь с прав­дой. При этом первый ответ чередовцев может оказаться как правдой, так и ложью.

Как-то раз приезжий встретился с островитянами, которым он по харак­терным чертам дал следующие прозвища: Алощек, Косоглаз, Борода, Курнос и Длинноух. Желая узнать, в каких деревнях эти люди живут, приезжий попросил первых двух рассказать ему по порядку, кто из какой деревни родом.

Косоглаз ответил, что Борода — чередовец, Курнос — правдовец, Алощек также родом из Чередова, а Длинноух -лгуновец.

Борода, однако, утверждал, что Косоглаз — чередовец, Курнос из Лгунова, Алощек — правдовец, а Длинноух из Чередова.

Можно ли из полученных ответов сделать верные выводы о родной деревне каждого из пяти островитян?

Задача №36

По окончании последнего этапа автогонки «Формула315» Джек Мук, кор­респондент газеты «Европейские новости», отправил телеграмму в редакцию. Он знал, что только его шеф поймет сообщение и сделает из него сенсацию не­дели. Вот этот текст.

«Пять пилотов дошли до финиша. Деймон занял пятое место; пилот, стар­товавший за команду «Феррари» — третье, а пилот, вышедший на старт тре­тьим — второе место. Четвертой стартовала команда «Мерседес», а Михаэль — третьим или четвертым. Жак, выступавший не за «Феррари», после тридцато­го круга шел впереди Алана, а команда «Вильяме» — впереди команды «Мерседес», которая в итоге не была четвертой. На финише команда «Мицубиси» не была второй, так же как и Поль из команды «Макларен», который стартовал не пер­вым и не пятым. На финише пилот, стартовавший под пятым номером, не был третьим, а пилот, стартовавший со второй позиции, не был четвертым».

Определите имена пилотов, за какую команду выступал каждый, каким он был на старте и какое место занял в итоге.

Задача №37

Несколько молодых людей, пару лет назад учившихся вместе в престижном по тем временам институте, были приглашены на вечеринку к одному из бывших сокурсников.

Поначалу разговор не клеился. Никому не хотелось вести банальные диспуты о погоде и проблемах экономики, но когда речь зашла о продуктах питания, беседа заметно оживилась. Каждый хотел рассказать другим о том, что любят отведать в свободные часы он и его супруга.

Так один из присутствующих заявил, что лучшее мясное блюдо — хорошо прожаренный шашлык, а самое любимое первое у него — борщ, который так замечательно готовит теща. На сладкое же нет ничего приятнее воздушного торта, а уж если идти в ресторан, так в «Нострадамус»там хорошая кухня (хотя жена его почему-то предпочитает «Шумный успех»).

Услышав такую подробную характеристику кулинарных пристрастий, раз­говорился и некто по фамилии Кузнецов. Борщу он предпочитал бульон, это ме­нее калорийно, да и торты не любил тожекуда лучше съесть небольшое пирожное. Выяснилось, что несколько раз в год Кузнецов заглядывает в ресторан «Субмарина», а его супруга частенько засиживается в «Амбиции» после очеред­ной тренировки в спортклубе.

Их общий приятель, Краснов, был немало удивлен. Как можно обедать где-то, кроме «Негоцианта»! Там подают замечательный бифштекс! Хотя супруга Краснова, Ольга, этого до сих пор не оценила, поэтому ему иногда приходится проводить довольно скучные вечера в ее любимом ресторане «Радость жизни».

Женатый на Вере Рудаков, мечтательно откинувшись на диван, вспомнил, какую замечательную окрошку делала когда-то, много лет назад, его мама. Ко­нечно, в ресторане «Оплот отечества» можно найти нечто похожее, но то, что готовят в кабачке «Аллигатор» (а туда очень любит ходить его жена) не может идти ни в какое сравнение с настоящей домашней окрошкой.

«Если уж есть что-то мясное, так ростбиф»,— заметил Силаев. Он, как и его жена Светлана, помимо ростбифа очень любит ванильные кексы, которые выпекают в ее любимом ресторанчике «Великое искушение».

А Прохоров, до этого долго молчавший, внезапно заявил, что самое лучшее блю­до из мяса — домашний бефстроганов. Из супов он предпочитал харчо, приготовленное по традиционному грузинскому рецепту, а на сладкое — пончики, которые так хорошо делает его жена. Что и говорить, Катя — замечательная хозяйка.

Новоселов подвел черту под разговором: лучшее блюдо —ромштекс, а если его друзья не любят ватрушекзначит, просто не пробовали настоящих. Пусть зайдут в «Отменный вкус»там им предложат еще и замечательный грибной суп. Жаль, что его Тамара не любит грибов.

Попробуйте назвать имена собеседников и их жен, а также восстановить картину их гастрономических пристрастий, если известно, что Петухова зовут Василием, у Игоря жену зовут Анной, Алексей из всех мясных блюд отдает пред­почтение плову, Петр лучшим кондитерским изделием считает пироги, Сергею очень нравится рассольник, Николай любит посещать ресторан «Строгие прави­ла», а жена Ольга считает, что нет ничего лучше небольшого кабачка «Марк Ав­релий» на улице Ленина.

Кроме того известно, что у кого-то из друзей жену зовут Ириной, кто-то считает лучшим мясным блюдом лангет, а кто-то обожает печенье. Один из со­беседников всем первым блюдам предпочитает кислые щи, другой частенько за­хаживает в ресторан «Альтернатива», а любимым местом отдыха чьей-то су­пруги является молодежное кафе «Теремок». Полученные выводы занесите в следующую таблицу:

Фамилия
Имя
Ресторан
Первое блюдо
Мясное блюдо
Кондит. изделие
Имя жены
Ресторан жены

Кузнецов

Рудаков

Краснов

Силаев

Прохоров

Новоселов

Петухов

Читайте также

Программа разработки материалистической диалектики

Программа разработки
материалистической диалектики
Роль труда Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» в развитии марксистской философии заключается не только в изложении и защите основ марксистского мировоззрения. Место «Анти-Дюринга» в истории марксистской мысли связано с тем,

Глава 12. Общая характеристика и основные этапы разработки Марксом метода «Капитала». Замысел «Диалектики»

Глава 12.
Общая характеристика и основные этапы разработки Марксом метода «Капитала».
Замысел «Диалектики»

«Если Marx не оставил „Логики“ (с большой буквы), то он оставил логику „Капитала“, и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В „Капитале“

1. Ленинские принципы разработки диалектики как методологии

1. Ленинские принципы разработки диалектики как методологии
Марксистско-ленинская философия представляет собой такое единое синтетическое целое, все стороны которого — диалектика, логика и теория познания — глубоко проникают друг в друга и более или менее жестко

§ 1. ПОНЯТИЕ ГИПОТЕЗЫ

§ 1. ПОНЯТИЕ ГИПОТЕЗЫ
Достоверному познанию в научной или практической деятельности предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догадок и

§ 3. ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

§ 3. ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ
Построение гипотезы, как и версии в судебном исследовании, складывается из трех последовательных этапов: 1) анализ отдельных фактов и отношений между ними; 2) синтез фактов, их обобщение; 3) выдвижение предположения.Рассмотрим эти этапы на примере

§ 4. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

§ 4. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ
Гипотеза, или версия, проверяется в два этапа: 1) дедуктивное выведение вытекающих из гипотезы следствий, 2) сопоставление следствий с фактами.1. Дедуктивное выведение следствий. Зная особенности гипотезы Н, а также учитывая конкретные условия ее

1. Ленинские принципы разработки диалектики как методологии

1. Ленинские принципы разработки диалектики как методологии
Марксистско-ленинская философия представляет собой такое единое синтетическое целое, все стороны которого — диалектика, логика и теория познания — глубоко проникают друг в друга и более или менее жестко

6. «Манифест Коммунистической партии» – итог разработки диалектико-материалистической концепции развития общества

6. «Манифест Коммунистической партии» – итог разработки диалектико-материалистической концепции развития общества
«Манифест Коммунистической партии», написанный в конце 1847 – начале 1848 г., по праву рассматривается не только как первый программный документ

ОТ ГИПОТЕЗЫ К ТЕОРИИ

ОТ ГИПОТЕЗЫ К ТЕОРИИ

«Утверждение закона возможно только при помощи вывода из него следствий, без него невозможных и неожиданных, и оправдания тех следствий в опытной проверке».
Д. И. Менделеев
«Никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам

О реализации гипотезы

О реализации гипотезы
Наша гипотеза предполагает строение «рецепторного поля» в виде сети из элементов с неограниченно большим количеством связей. Примерно такая структура имеет место в коре мозга. Воспроизвести ее техническими средствами пока не представляется

(h) Гипотезы

(h) Гипотезы
Создалась парадоксальная ситуация. Пытаясь заглянуть в будущее цивилизации, мы искали поддержки и неожиданно получили помощь от астрофизики, которая методами статистики исследует частоту появления разумной жизни в Космосе… но тут же выводы этих

Гипотезы

Гипотезы
СОЗДАЛАСЬ парадоксальная ситуация. Пытаясь заглянуть в будущее цивилизации, мы искали поддержки и неожиданно получили помощь от астрофизики, которая методами статистики исследует частоту появления разумной жизни в Космосе… но тут же выводы этих исследований

Этапы разработки системы

Этапы разработки системы
Этапы разработки системы выделяются в соответствии с членением системотехнической деятельности по объекту. В ходе проектирования представление о сложной технической системе изменяется. Происходит последовательная конкретизация моделей этой

Правовое содержание (продолжение; парадоксы разработки).

Правовое содержание (продолжение; парадоксы разработки).
Как это ни покажется странным и неожиданным, заслуга в разработке того слоя правовой материи, который назван «правовым содержанием» (при всей, надо признать, дискуссионности этой проблемы), принадлежит

Б. О. Куценко Гипотезы о происхождении рас

Б. О. Куценко
Гипотезы о происхождении рас
На сегодняшний день существует достаточно много теорий происхождения человеческих рас, но, к сожалению, существование и доминирование многих концепций зависело и зависит не столько от аргументированности научных разработок,

Что такое гипотеза и зачем она нужна

Перед началом проведения исследовательской работы или уже в процессе этой деятельности, научный руководитель может поставить перед вами задачу по постановке гипотезы для исследования.

Гипотеза (в переводе с латинского hypothesis) – это предположение или догадка о том, что между двумя событиями (проблемами, научными вопросами, утверждениями) может существовать некая связь, при этом одно из этих событий является причиной другого.

Таким образом, гипотеза «Х» – это своего рода утверждение, говорящее о том, что между двумя или более искомыми переменными есть зависимость. Например, событие «А» произошло по причине действия «Б» или, что определенные последствия действия «C» наступят или случатся, если выдвинутая гипотеза «Y» будет доказана и т.д.

Гипотеза является основой научного исследования. Опираясь на гипотезу исследователи и ученые приступают к сбору и анализу информации, пытаясь разработать теоретическую основу исследования, в ходе которого выдвинутая гипотеза будет подтверждена или опровергнута. Таким образом, гипотеза играет важную роль с точки зрения, как хода проведения исследования, так и получения актуальных данных.

Гипотеза служит одним из методов научной деятельности, который помогает исследователю понять суть проблемы и определить источники ее происхождения.

Постановка гипотезы

Начнем с простого примера. Например, я понимаю суть работы компьютера: как он работает и на каких основных принципах основано его действие. Это значит, что, если мой ноутбук вдруг не включатся, я, на основе моих навыков и знаний, могу сделать предположение на счет нескольких причин, почему это могло произойти. Также, из всех выдвинутых мной предположений, я могу отсеять несколько наименее вероятных и оставить наиболее возможные – например, разрядилась батарея.

Применительно к гипотезе – моя гипотеза, в данном примере, будет звучать примерно следующим образом: ноутбук не может быть включен в случае разрядки аккумулятора более, чем на 90%. Если предполагаемое исследование было бы посвящено изучению принципов работы ноутбуков или поиску причин отказа их работы, то оно было бы проведено путем доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы. Сделать это можно в ходе осуществления ряда теоретических и экспериментальных работ.

Конечно, это очень простой пример, представленный исключительно для наглядности. При необходимости более подробно пояснить работу оргтехники, включая физические законы или основы электроники, почему разряжается аккумулятор и так далее, нужно было бы выдвинуть гипотезу другого научного уровня, с уточнением деталей исследуемого вопроса.

Это говорит о том, что гипотезы могут отличаться друг от друга по уровню детализации информации, на которой эти гипотезы строятся. То есть, важно понимать, что гипотезы могут использоваться для проведения совершенно различных исследований, и применяться для разных уровней глубины научного познания.

В зависимости от исследуемого научного вопроса, его детальности, глубины, выдвигаемая гипотеза также должна иметь соответствующий уровень детализации. Гипотеза – это не просто «объяснение явления». Выдвижение гипотезы относится к попытке объяснения или поиска последствий этого явления.

Гипотеза формируется в результате проведения анализа исследуемой проблемы, а также поиска ответов на вопросы, касающиеся проблематики вашего научного исследования. Основная задача при выдвижении и постановке научной гипотезы состоит в определении аргументов, позволяющих доказать выдвинутый тезис, чтобы он был принят за истину или же опровергнуть его, доказав обратное.

Основные признаки и принципы построения гипотезы

Признаки и свойства гипотезы:

  • Сделаны предварительные предположения относительно исследуемой проблемы, основанные на имеющихся навыках и знаниях (практических или теоретических) с целью объяснения поставленного научного вопроса.
  • Предположения лежат в рамках, ограниченных определенной проблемой, но изначально носят общий характер.
  • Достоверность гипотезы на момент ее вынесения неизвестна, но она заключает в себе переменные, которые необходимо исследовать для того, чтобы доказать или опровергнуть выдвинутые предположения.
  • Подтверждением гипотезы является найденная причинно-следственная связь, и экспериментально доказанные факты того, что именно эта причина являлась логическим следствием исследуемого явления.
  • любая гипотеза должна быть понятна и проверяема (при помощи исследований, экспериментов и других научных инструментов), т.е. должна быть возможность ее проверки.

Из представленного выше становится очевидным, что гипотезы указывают нам на направление хода научного исследования и как бы подсказывают: куда смотреть, на что сделать акцент, что проверять, как выстроить структуру исследования (в том числе, каковы будут его цели и задачи), и каким образом выполнить анализ полученных результатов.

Основные принципы выдвижения гипотезы:

  • Сформировать «рабочую» версию гипотезы. Предполагаемая гипотеза формируется на основе уже установленных знаний о проблеме, но в любом случае имеет лишь предварительный, вероятностный характер. Пока это только гипотетическое предположение, сделанное на основе общих характерных фактов об исследуемом вопросе.
    Этап выдвижения гипотезы способствует формированию предварительного объяснения проблемы и показывает возможные методы ее изучения и решения. Изначально гипотеза сформирована общими словами, так как без проведения предварительного исследования данных для полноценной гипотезы еще недостаточно. На текущем этапе у вас еще не разработана теоретическая основа исследования, не определены методы проведения экспериментов, возможно не полностью проведен обзор литературных источников. Вы как бы «нащупываете» пути, по которым дальше направитесь в своем исследовании.
  • Провести детализацию гипотезы. Предварительная форма гипотезы, по своей сути, является теоретическим предположением, догадкой, лишь поверхностно характеризующей исследуемую проблематику. Далее начинается работа по изучению фактов, обстоятельств, при которых проблема возникла, определения ее характеристик, подробного рассмотрения объекта и предмета исследования с целью внесения конкретики в гипотезу – ее детализации и конкретизации.
    На этой стадии вы уже изучили исследуемую проблему более подробно и из начальных предположений готовы перейти к более логичным выводам для построения гипотезы. Для этого необходимо выстроить систему следствий, которые могут вытекать из предполагаемого решения научной проблемы, поставленной в исследовании.
  • Проверить достоверность гипотезы или опровергнуть ее. Для того, чтобы гипотеза могла считаться достоверной, ее необходимо доказать. Это делается в процессе выполнения исследования. Собственно, после того, как вы сформируете гипотезу – цель вашего исследования и заключается в том, чтобы опровергнуть или доказать ее.

Гипотеза является достоверной и доказанной, когда она оказывается логическим следствием начальных рассматриваемых предположений, выдвинутой теории, концепции или ранее сделанных утверждений.

Однако, может быть и так, что выдвинутая гипотеза будет опровергнута и это будет доказано результатами проведенных исследований. В таком случае, необходимо привести все доказательства и факты для опровержения гипотезы.

Как в случае подтверждения гипотезы, так и в случае ее опровержения, все выводы строятся на установлении взаимосвязи между причиной и следствием. Гипотеза будет считаться не доказанной (опровергнутой), если следствия противоречат выдвинутым в гипотезе утверждениям, что также подтвердилось фактами в ходе научно-исследовательской работы.

Необходимо особенно отметить, что гипотеза не может считаться доказанной сама по себе, только потому, что она никем не была опровергнута. Чтобы гипотеза считалась доказанной (опровергнутой), необходимо установить все факты это подтверждающие.

Схема проверки научной гипотезы

Ниже представлена общая схема, которая показывает принцип работы для проверки выдвинутой научной гипотезы.

Основные этапы для построения и проверки гипотезы:

  • Сбор информации, предположений, теорий об изучаемом вопросе или объекте с целью выдвижения гипотезы;
  • Определение фактов, указывающих на следствия, вытекающие из собранной информации и сделанных на ее основе предположений;
  • Выявление недостоверных предположений, замена их на альтернативные;
  • Проведение экспериментов для проверки выдвинутой гипотезы (фактов, предположений и т.п.).
  • Окончание исследования либо переход к альтернативной гипотезе и продолжение экспериментов.

Во время работы с гипотезой необходимо всегда думать о выборках, об основных элементах вашей гипотезы, вопросах ее исследования и проверки выдвинутых предположений. В основном, это включает в себя поиск основной концепции исследования (конструкция или план исследовательской работы) и какие индикаторы, переменные и значения вы будете использовать для ее практической реализации.

Например, вы рассматривали банковскую систему и плохое обслуживание клиентов. Вы можете предположить, что плохое обслуживание является основной причиной больших очередей в банке и отказа клиентов от сотрудничества, среди которых большинство с доходом ниже среднего. В данном случае, нам необходимо изучить следующие вопросы в литературных источниках: 1) правила построения банковской системы; 2) основные формы обслуживания клиентов; 3) средний доход населения; 4) виды наиболее популярных банковских услуг среди населения и т.д. то есть на данном этапе уже сложилось понимание, какую информацию нужно искать.

Таким образом, представленная последовательность действий поможет определить, какие данные потребуются вам для понимания актуальности гипотезы, уровня ее детализации, а также видах необходимой информации, способов ее сбора и анализа.

Примеры постановки гипотезы

Гипотезы, в основном, связаны с научными исследованиями, которые направлены на изучение взаимосвязей и следствий, но в целом, могут быть применимы в любых других видах работ. Это могут быть проекты, направленные на установление любых фактов, ошибок, явлений и т.п., в ходе реализации которых необходимо что-то подтвердить или опровергнуть. Это также могут быть сделанные заявления, выводы, теории, методы, теоретические или экспериментальные (практические) подходы, используемые в работе или жизни.

Например, мы установили, что недавно сформированный протокол лечения пациентов не дает нужных результатов, хотя советует всем нормам, принятым в системе здравоохранения. Мы можем предположить, что существует некий фактор (возраст, пол, сопутствующее заболевания или подбор медикаментов для лечения), который негативно влияет на восстановление пациентов (то есть – делаем предположение, размышляя, что и почему идет неправильно). Наше предположение и есть наша гипотеза, основанная на фактах, которые можно изучить путем проведения дополнительных исследований.

Ход исследования будет зависеть от того, какую гипотезу мы выдвинули: например, а) негативные последствия лечения зависят от характерных особенностей пациента или б) от неправильно подобранных препаратов. Для того, чтобы решить проблему, нам необходимо проследить историю заболевания пациентов, собрать и изучить статистические данные о ходе лечения, посмотреть анкетные данные (карточки) пациентов и провести с ними беседу. В связи с этим, в зависимости от выдвинутой гипотезы, наше исследование будет включать в себя организационные, статистические, количественные данные, поиск ответов на определенные вопросы, сбор мнений и т.д. В данном случае цель выдвижения гипотезы – необходимость внесения изменений в методологический подход к лечению.

Возьмем пример из юридической сферы. Тут одним из видов гипотезы является версия совершенного преступления, выдвинутая следователями в ходе проведения следственного эксперимента. Версия – это предположение о причине или о ходе произошедшего преступления, о его участниках (заказчиках или исполнителях) и т.д. Для установления истиной картины преступления необходимо подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу (версию) и доказать это в суде.

Рассмотренные примеры показывают, что выдвижение гипотез достаточно распространенный прием при проведении многих видов работ, может использоваться при проведении научных исследований, например при выполнении научно-исследователькой работы для различных конкурсов, в том числе и при написании работы для подачи на Всероссийский молодежный форум «ЮНЭКО».

Главное – чтобы гипотеза была логически обоснованной. С проблемой постановки такой гипотезы периодически сталкивается любой ученый, даже имеющий большой навык в исследованиях. Важную роль при выдвижении гипотезы играет способность исследователя на интуитивном уровне предположить, что является причинной, а что следствием, и установить между ними взаимосвязь.

Выдвижение гипотезы смело можно назвать творческим процессом, поэтому у разных ученых гипотеза одного и того же явления может звучать совершенно по-разному. Несомненно одно – умение формулировать гипотезу и пользоваться этим умением необходимо и очень полезно всем, кто занимается или только планирует заняться научно-исследовательской деятельностью.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти поддержку в роблоксе
  • Как найти мужа по фен шую
  • Интерфейс не найден vcds как исправить
  • Как исправить почерк ребенку прописи
  • Как найти все электрокотлы в татарстане