Особенности семьи как малой группы составить план

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Особенности семьи как малой группы». План должен содержать не менее трёх пунктов,

из которых два или более детализированы в подпунктах.

Спрятать пояснение

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1)  Понятие семьи.

2)  Функции семьи:

а)  репродуктивная;

б)  хозяйственная;

в)  социализации и др.

3)  Права и обязанности членов семьи.

4)  Виды семей:

а)  патриархальная, демократическая;

б)  многопоколенная, нуклеарная;

в)  многодетная, бездетная и т. д.

5)  Ресурсы семьи:

а)  экономические;

б)  информационные;

в)  трудовые и др.

6)  Признаки семьи как малой группы:

а)  кровно-родственная и (или) супружеская связь членов семьи;

б)  совместное ведение хозяйства, быта;

в)  взаимная поддержка, взаимопомощь членов семьи и т. д.

Возможны другое количество и(или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 4, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания ответа на задание 24 Баллы
24.1 Раскрытие темы по существу 3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

ИЛИ

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

2

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

ИЛИ

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла

24.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1

Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей

1

Все иные ситуации

0
Максимальный балл 4

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как малая группа». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.

(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Ответ:

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— количество подпунктов каждого пункта;

— корректность формулировок пунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Признаки малой группы:

а) наличие конкретных личных взаимодействий;

б) относительная длительность существования;

в) наличие эмоциональных связей;

г) общие потребности, мотивы и др.

2. Отличие семьи от других малых групп:

а) в основе брачные или кровно-родственные отношения;

б) общий быт;

в) совместное ведение хозяйства и др.

3. Функции семьи:

а) репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

4. Семейное воспитание.

5. Виды (типы) семьи в зависимости от распределения обязанностей:

а) патриархальная (традиционная);

б) партнёрская (демократическая).

(При такой или близкой по смыслу формулировке п. 5 и 6 достаточно двух подпунктов.)

6. Виды (типы) семьи в зависимости от состава:

а) многопоколенная;

б) нуклеарная.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

1. Признаки
семьи как малой группы:

а) немногочисленный
состав членов группы;

б) устойчивый
состав;

в) наличие
эмоциональных отношений между членами группы;

г) наличие
конкретных личных взаимодействий.

2. Другие
особенности семьи:

а) соединяется
кровным родством или брачными узами;

б) общий
быт;

в) является
первой социальной группой в жизни человека;

г) стремление
к рождению и воспитанию детей и т.д.

3. Функции
семьи:

а) репродуктивная;

б) воспитательная;

в) хозяйственно-бытовая;

г) функция
первичного социального контроля;

д) духовно-нравственная;

е) социально-статусная;

ж) досуговая
и т.д.

4. Виды
семей:

а) по
составу (нуклеарная, расширенная);

б) по
характеру распределения семейных обязанностей (патриархальная, партнерская);

в) по
количеству супругов (полная, неполная).

Источник: НезЛО Антона Чубукова

Тема: «Семья как малая группа»

Учитель: Шкарин Денис Юрьевич, учитель истории и обществознания.

Класс: 10 «Б» класс, социально-экономический профиль обучения.

Предмет: обществознание (включая экономику и право).

Цель урока: способность формирования у учащихся отношения к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека; подвести к выводу о необходимости работать над созданием гармоничной семьи, как необходимого условия существования и развития личности.

Задачи:

1. Включение учащихся в учебную деятельность.

2. Ознакомить учащихся с типами, функциями семьи.

3. Дать представление значимости семьи как важного социального института социализации человека.

4. Обеспечить свободный обмен мнениями.

5. Совершенствовать умения учащихся сопоставлять обществоведческие явления, обобщать материалы источников, анализировать различные точки зрения.

6. Продолжить формировать проблемное обучение.

Оборудование: доска (число, высказывание и портрет Л.Н. Толстого, портрет А.Ф. Романовой, домашние задание), учебник, тетрадь, раздаточный материал (таблицы и два источника). Мультимедийное приложение (презентация, видеофрагмент сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и социальный ролик о терпение и любви в семье).

Тип урока: комбинированный урок с методами проблемного и частично-поискового обучения.

Литература:

1. Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию (профильный уровень). 10 класс.  Москва «ВАКО» 2008.

2. Обществознание: учебник для 10кл. (профильный уровень) / Боголюбов Л.Н., А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова. – М.: «Просвещение», 2014г.

Основные понятия: семья, патриархальная, эгалитарная, нуклеарная, многопоколенная семья, репродуктивная функция.

План урока:

1. Понятие «семья».

2. Особенности семьи как малой группы.

3. Типы семей.

4. Функции семьи.

5. Значение семьи в обществе.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Создание позитивного психологического настроя учащихся на работу.

2. Этап подведения к новой теме.

Мы с вами продолжаем говорить о социуме, в котором мы живем и взаимодействуем. Скажите, пожалуйста, какую роль играет общество (что такое общество?) в жизни каждого человека? Что является важным элементом нашего с вами общества? Почему необходимо развиваться в обществе? Что является основой развития человека? Что является первоосновой развития любого человека? 

Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент всем известной сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане» (просмотр ролика).

Выскажите свое мнение, почему царь сделал именно такой выбор? Причины, конечно же, могут быть совершенно разные, а вот цель одна – создание семьи.

Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки, в семье складывается характер и идеалы. Поэтому именно сегодня мы с вами и поговорим о семье.

Запишите тему урока – «Семья как малая группа» (слайд №1).

А почему же тема звучит семья – как малая группа? Потому что, семья – это небольшая группа, которая является закрытой системой, не терпящая постороннего вмешательства в ее дела.

Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, какие же трактовки понятия «семьи» существуют, какие бывают типы и функции семьи и какова роль семьи в жизни каждого человека.

Прежде чем приступить к рассмотрению данной темы, давайте обратимся к высказыванию известного русского писателя Льва Николаевича Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». В конце занятия мы с вами попытаемся объяснить данное высказывание и высказать свое согласие или не согласие с высказыванием.  

Мы продолжаем с вами обществоведческий эксперимент. Достаньте, пожалуйста, ваши мобильные устройства, откройте текстовое сообщение и пишем обычное sms — сообщение с текстом «Что для тебя значит семья?» и отправляем его маме или папе и пока на время убираем свои устройства, к ним мы тоже вернемся в конце урока.

3. Объяснение новой темы.

Ребята, подумайте, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают со словом семья?

Все вы правильно говорите, сегодня на данное понятие существует огромное количество определений, давайте с вами обратимся к некоторым и одно из них запишем (слайд №2).

Семья –  отношения, построенные на чувствах взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности перед семьей и всех ее членов, недопустимости вмешательства кого-либо в дела семьи (Семейный Кодекс РФ. Раздел 1, глава 1, статья 1, пункт 1).

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью (А.Ю. Коджаспиров. Словарь по педагогике).

Семья – малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены который связаны общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью (М.Б. Бранд. Толковый словарь по обществознанию). Записать данное определение.

С понятием семьи мы разобрались, ну а как же вообще появилась семья. Подумайте, почему вообще возникла семья? На ваших столах есть тексты, давайте обратимся к тексту №2 «История становления семьи» (Льюис Морган «Древнее общество»)  (приложение №1) – смысловое чтение по абзацу.  Как же возникла семья, по мнению Льюиса Моргана?

Автор, как вы заметили, выделяет несколько типов семей, каких? Пуналуальная, полигамия, моногамия.

Теперь обращаемся с вами к таблице «Типы семей» (приложение №2). И так называем по очереди типы семей и даем их характеристику.

Основная классификация

Виды семей

Характеристика

1. В зависимости от форм брака:

1. Моногамная семья

состоит из двух партнеров.

2. Полигамная:

а) полигиния (горем)

б) полиандрия

один из супругов имеет несколько брачных партнеров:

а) одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинам;

б) одновременное состояние женщин в браке с несколькими мужчинами.

2. В зависимости от проживания семьи:

1. Матрилокальная

молодая семья, проживающая с родителями жены;

2. Патрилокальная

семья, проживающая совместно с родителями мужа;

3. Неолокальная

семья, переезжает в жилище, удаленное от места проживания родителей.

3. В зависимости от числа детей в семье:

1. Бездетная

семья, в которой нет детей;

2. Малодетная семья

семья, где есть 1-2 ребенка;

3. Многодетная семья

семья, где 3 и более ребенка.

4. В зависимости от места человека в семье:

1. Родительская

семья, в которой рожается человек;

2. Репродуктивная

семья, которую человек создает сам.

5. В зависимости от типа воспитания:

1. Авторитарная

семья, основывающаяся на авторитете родителей;

2. Либеральная

семья, строится на основе самоопределения независимо от традиций и привычек;

3. Демократическая

семья, в которой все равны и имеют свое собственное слово и мнение.

Хорошо, с этим все понятно. А давайте подумаем, какие же функции могут выполнять семья? Как вы считаете? 

Открываем учебник на стр.382 – 383 предпоследний абзац под функциями семьи понимается (2 минуты на прочтение), потом называем основные функции и даем им характеристику (слайд №3).

Функции семьи:

Функция

Удовлетворение потребностей

Репродуктивная

Воспроизводство населения, рождение нового поколения.

Воспитательная

Социализация молодого поколения, передача норм культуры.

Хозяйственно-экономическая

Ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи.

Эмоционально-психологическая

Взаимная психологическая поддержка, обеспечение комфорта в семье.

Рекреационная функция

Восстановление и укрепление  физических, психологических,  эмоциональных  и   духовных   сил человека после трудового рабочего дня.

Социально-статусная

Наследование принадлежности к тому классу, расе, нации, религиозной группе, к которым принадлежит семья.

Сексуальная

Семья регулирует границы сексуального поведения людей.

Всем известно, что в первую очередь семья ассоциируется у всех с родителями (мамой, папой), с большим количеством родственников, огромным и теплым домом в котором вас всегда ждут с любовью. У вас на столах есть желтые карточки с макетом небольшого кирпичного дома, в котором есть пустые кирпичи и крыша (приложение №3). Ваша задача состоит в том, что бы за 2 минуты в эти кирпичи записать качества, присущие идеальной семьи, и одно главное качество на крыше, на котором базируется каждая семья. И так выполняем, потом проверяем.

Отлично, конечно же, нельзя сказать, что у кого-то есть качества, которые не верны. У всех все верно, потому что, каждый человек в понимание семьи вкладывает свои определенные качества.

Динамическая пауза.

Ну, теперь давайте обратимся к тексту №1 Аристотеля «Об основах семейной жизни» (приложение №1) Что же древнегреческий ученый и мыслитель считал основой семейной жизни? 

Теперь давайте вернемся с вами к телефонам, что же ответили ваше родители на вопрос, что для них значит семья? Пожалуйста, зачтите.

4. Закрепление материала. Рефлексия.

Замечательно. Давайте с вами закрепим изученный материал, перед вами на слайде текст (слайд №4), в котором имеются пропуски, вместо пропусков необходимо вставить слова, которые имеются ниже текста.

«Семья – это основанная на браке (1) или кровном родстве малая группа (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями (3) по отношению друг другу. Также семьей называется социальный институт (4), т.е. устойчивые формы взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная повседневная жизнь людей, бытовые отношения, деторождение и первичная социализация(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям (6) и лицам пожилого возраста».

Закрепление.

1) на уроке мы сегодня с вами разговаривали о …

2) мы выяснили, что бывают такие функции семьи, как…

3) определили типы семей, которые бывают …

Возвращаемся к словам Л.Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Пожалуйста, выскажите свое мнение по данному высказыванию, кто согласен, не согласен с писателем, почему?

Давайте сделаем общей итог. Почему семья играет важную роль в жизни каждого человека?

Просмотр социального ролика о семье.

Русская императрица Александра Федоровна Романова, жена Николая II, в «Записках о семейной жизни» в 1899 году написала так:

«Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом не странствовал, сколько бы лет не прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души»

Желаю всем присутствующим, что ваш дом был наполнен счастьем и любовью и был убежищем для души.

Рефлексия:

1. Понравился ли вам сегодняшней урок?

2. Что в нем было сложного?

3. Что больше всего мне запомнилось на уроке?

4. Моя оценка за работу на уроке…

5. Домашние задание: §37, стр.380-384, задание из рубрики «Подумайте, обсудите, сделайте» на стр.389 №5 (письменно).

6. Итог урока.

Спасибо вам большое за работу на уроке. Итого урока. Выставление оценок.

СЕМЬЯ.

Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.

 Задание № 28:

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СЕМЬЯ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Возможные пункты плана.

СЕМЬЯ.

1.Семья как малая социальная группа, первичная ячейка общества.

2.Функции семьи:

  • репродуктивная,
  • социализирующая,
  • воспитательная,
  • социально-статусная,
  • хозяйственно-бытовая,
  • экономическая,
  • рекреативная.

3.Типы семей по количеству членов:

  • нуклеарная – расширенная,
  • полная – неполная.

4.Типы семей по характеру взаимоотношений между её членами:

  • традиционная (патриархальная),
  • демократическая (партнёрская).

5.Типы семей по количеству семей:

  • многодетные (5 и более детей, определяют регионы),
  • среднедетные (3-4 ребёнка),
  • малодетные (2 ребёнка),
  • однодетные,
  • бездетные (инфертильные).

6.Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

  • матриархат,
  • патриархат.

7.Сущность понятия «приёмная семья» и её виды:

  • усыновление,
  • опека и попечительство,
  • патронат,
  • приёмная семья.

8.Особенности семейных отношений и ценностей.

9.Тенденции развития семьи в современном обществе:

  • равномерное распределение прав и обязанностей ­в семье;
  • изменение традиционных гендерных ролей в семьях;
  • увеличение числа ранних браков и их распад;
  • рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;
  • увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.
  1. Государственная политика в современной России по поддержке семьи, материнства и детства.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Способы как найти кошку
  • Как исправить провалы на карбюраторе
  • Виндовс скрипт хост ошибка как исправить на виндовс 10
  • Как найти удельное сопротивление материала проволоки
  • Как составить анализ эффективности деятельности