Памятка как правильно составить текст

Памятка
Как составить текст-описание:
1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание
было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.

Памятка
Как составить текст-рассуждение:
1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому,
что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.

Памятка
Как составить текст-описание:
1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание
было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.

Памятка
Как составить текст-рассуждение:
1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому,
что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.

(Текст-повествование, в котором рассказывается о каком-либо случае, он
отвечает на вопрос что случилось?, текст-описание, который отвечает на
вопрос какой?

В описательных текстах описываются люди,
предметы, животные, со­бытия. К описанию можно поставить вопросы: какой?
какая? какое?

Памятка
Как составить текст-описание:

1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание
было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.

Памятка
Как составить текст-рассуждение:

1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому,
что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.

(Текст-повествование,
в котором рассказывается о каком-либо случае, он отвечает на вопрос что
случилось?
, текст-описание, который отвечает на вопрос какой?

В
описательных текстах описываются люди, предметы, животные, со­бытия. К описанию
можно поставить вопросы: какой? какая? какое?

Памятки для учащихся  «Как работать с текстом»

Памятка: как работать с книгой

1. Понимать, как построена книга.

2. Отобрать важное, основное.

3. Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.

План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

Простой план – выделение и наименование главных частей.

В сложном плане главные части делятся на дополнительные.

Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.

Тезисы – прочитать, продумать основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание сосредоточить на выводах автора.

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.

Памятка для характеристики  и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

Памятка  для работы с источниками и документами

1.Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.

2.Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.

3.Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст? – и определите его основную идею.

4.Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как ни чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

5. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

6.Отвечайте точно на поставленные вопросы.

7.Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

8.Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.

9.Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.

10.Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

11.Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Как составить текст – повествование.

Определи:

1. О чем ты будешь рассказывать (какова тема текста)?

2. Какая мысль в рассказе будет основной?

3. как лучше озаглавить текст?

4. С чего можно начать рассказ (о чем будет говориться во вводной части)?

5. О чем расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем все завершилось)?

6. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?

Как составить текст – описание.

1. Выдели признаки предмета, который нужно описать.

2. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.

3. Определи свое отношение к предмету, который будешь описывать.

Как составить текст – рассуждение.

1. Кратко назови то, что ты будешь доказывать.

2. Подумай, как можно построить свое доказательство. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…».

Порядок фонетического разбора слова.

  1. Запиши слово, раздели его на слоги, поставь ударение, напиши, сколько в слове слогов, сделай транскрипцию (указывай звуки так, как произносим)

  2. Пиши слово по буквам, указывай звук , обозначь мягкость (если надо)

  3. Определи звук гласный или согласный.

  4. У гласного звука определяем: ударный (поставь ударение) или безударный, обозначается буквой (название буквы в кавычках).

  5. У согласного звука определяем: глухой или звонкий , парный (указываем пару) или непарный; твердый или мягкий, парный (указываем пару) или непарный; обозначается буквой (название буквы в кавычках).

  6. Посчитай количество букв и звуков.

Обозначай сокращенно слова так:

Гласный – глас.

Согласный – согл.

Ударный – уд.

Безударный – безуд.

Твердый – тв.

Мягкий – мягк.

Глухой – глух.

Звонкий – Зв.

Парный – парн.

Непарный – непарн.

Обозначается буквой – обозн. б.

Порядок разбора слова по составу.

1. Окончание. (Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть).

2. Корень. (Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть).

3. Приставка. (Сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки).

4. Суффикс. (Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса).

Порядок разбора имени существительного.

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3. Род, падеж, склонение, число.

4. Роль в предложении.

Письменный разбор.

Землю – сущ.

I. Н.ф. – что? земля.

II. Ж.р., 1-го скл., В.п., ед.ч.

III. Втор. Чл.

Порядок разбора имени прилагательного.

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. Связь с существительным.

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода.)

3. Род (в ед.числе), падеж, число.

4. Роль в предложении.

Письменный разбор.

Алая – прилаг.

I. Н.ф. – какой? алый, звезда (какая?) алая.

II. Ж.р., И.п., Ед.ч.

III. Втор. Чл.

Порядок разбора глагола.

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (неопределенная форма).

3.Спряжение.

Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или будущем времени.

Род и число – для глаголов в прошедшем времени.

4.Роль в предложении.

Письменный разбор.

Дует – глагол.

I. Н.ф. – что делать? дуть.

II.Наст.вр., 3-е л., ед.ч., I спр.

III. Сказуемое.

Как определить падеж имени существительного.

Пользуйся таблицей!

Падежи

Предлоги

Вопросы

Роль в предложении

Окончание

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Кто? что?

Главный член

— я

Нулевое

Родительный

От, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме.

Кого? Чего?

(где? Куда? Откуда?)

Втор.чл.

Дательный

К, по

Кому? Чему?

(Где? Куда?)

Втор.чл.

Винительный

В, на, за, про, через.

Кого? Что?

(где? Куда?)

Втор.чл.

Нулевое

Творительный

С, за, под, над, между.

Кем? Чем?

(где? Куда?)

Втор.чл.

-ой

-ей

-ом

-ем

Предложный

О, об, в, во, на, при.

О ком? О чем?

(где?)

Втор.чл.

Пиши правильно безударные окончания

имен прилагательных.

Падежи

Вопросы

Род

Мужской

Средний

Женский

Именительный

Какой? какая?

-ой, — ый, -ий

-ое, -ее

-ая, -яя

Родительный

Какого? какой?

-ого, -его

-ого, -его

-ей

Дательный

Какому? Какой?

-ому, -ему

-ому, — ему

-ой, -ей

Винительный

Какой? какую? какое?

-ой, — ый, — Ий

-ое, -ее

-ую, -юю

Творительный

Каким? Какой?

— ым, -им

-ым, -им

-ой, -ей

Предложный

О каком?

О каком?

-ом, -ем

-ом, -ем

-ой, -ей

Склонение имен прилагательных

во множественном числе.

Падежи

Вопрос

Окончания

Именительный

Какие?

-ые, -ие

Родительный

Каких?

-ых, -их

Дательный

Каким?

-ым, — им

Винительный

Какие?

Каких?

-ые, -ие

-ых, -их

Творительный

Какими?

— ыми, — ими

Предложный

О каких?

-ых, -их

Правописание местоимений с предлогами.

Кто?

Я

Мы

Ты

Вы

Он

Она

Они

У кого?

У меня

У нас

У тебя

У вас

У него

У нее

У них

К кому?

Ко мне

К нам

К тебе

К нам

К нему

К ней

К ним

На кого?

На меня

На нас

На тебя

На вас

На него

На неё

На них

С кем?

Со мной

С нами

С тобой

С вами

С ним

С ней

С ними

О ком?

Обо мне

О нас

О тебе

О вас

О нем

О ней

О них

Окончания глаголов I и II спряжения.

I спряжение

-ешь, -ёшь

II спряжение

-ишь

-ет, -ёт

-ит

-ем, -ём

-им

-ете, -ёте

-ите

-ут, -ют

-ат,- ят

Запомните

глаголы – исключения!

Гнать, держать, дышать и видеть,

Вдруг обидеть, ненавидеть,

А потом вертеть, терпеть,

И зависеть, и смотреть.

#статьи

  • 15 июн 2022

  • 0

Как написать текст на любую тему с нуля: инструкция для начинающих авторов

Где брать информацию? Почему нужно изучать целевую аудиторию? Как придумать заголовок? Советы, приёмы и лайфхаки.

Кадр: фильм «Гений» (2016)

Дарья Чепурнова

Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.

Часть маркетинга многих компаний — информационные тексты. К ним относят статьи в блог, обзоры, интервью и другие типы текстов. Как писать их так, чтобы они получались интересными и достоверными? Ведь бывает непонятно, с чего начать, о чём стоит рассказать и что вообще не нужно читателю.

Мы подготовили инструкцию, как написать текст на любую тему. Она подойдёт тем, кто начинает работать с контентом: маркетологам, предпринимателям, начинающим копирайтерам и редакторам. Разбираемся:

  • где искать информацию для текста;
  • зачем и как изучать целевую аудиторию;
  • как подобрать для текста правильную структуру;
  • как написать заголовок;
  • каким должно быть содержание;
  • как написать лид и заключение;
  • как и когда редактировать текст;
  • что ещё важно знать о хорошем тексте.

Советы в этой статье больше подходят для тех, кто пишет информационные тексты. Подробнее о создании продающих текстов можно почитать здесь.

Информация нужна для любого текста. В обзорах дают технические характеристики, в статьях в блог — описания сервисов, кейсов или явлений.

Факты стоит брать в проверенных источниках. Это не первые ссылки в топе поисковой выдачи. Даже если статья на первом месте, это не значит, что в ней нет ошибок. Лучше перепроверять все данные в первоисточниках:

  • на официальном сайте производителя товара;
  • в официальных FAQ и руководствах по продукту;
  • в статистике на сайте «Росстата»;
  • в публикациях с результатами независимых исследованиях и опросов;
  • у авторитетных экспертов;
  • в видео с конференций, вебинаров, саммитов.

Фото: PeopleImages.com — Yuri A / Shutterstock

Технические детали лучше проверять тестами. Если пишете обзор «Яндекс.Метрики», загляните в справку «Яндекса» и зарегистрируйтесь в сервисе. Инструкции в статьях из топа могли устареть: не проверите их в «Метрике» — обманете читателя.

Бывает, что даже в авторитетных источниках мнения расходятся. Один эксперт советует тёплые полы для частного дома, другой категорически против них. Тогда в тексте можно привести мнения обоих экспертов с их доводами за и против — пусть читатель решает сам.

На изучение информации может уйти больше времени, чем на написание текста. Это нормальная практика — так создают качественный и достоверный контент.

Обычно авторам говорят, где будет размещён текст, зачем он нужен и кто его читатель. Если нет — спросите о целевой аудитории текста. Это нужно, чтобы сделать его интересным и полезным.

Вот утрированный пример, как это работает. Допустим, нужно написать текст про создание сайта. Вы думаете, что читатели разбираются в теме, и используете без объяснений термины CMS, «корневая папка», ЧПУ. Вас читают те, кто столкнулся с вопросом впервые, — они не понимают, о чём вы пишете. Скорее всего, люди закроют текст и уйдут туда, где это объяснят.

Обратная ситуация. В начале текста вы рассказываете, что такое CMS, где находится корневая папка, зачем нужен ЧПУ. А вас читают те, кто давно знаком с созданием сайтов, — люди хотят узнать, как создать ресурс со сложными анимациями. Им будет скучно читать азы, и с большой вероятностью они тоже уйдут.

Поэтому перед написанием текста нужно узнать как можно больше о целевой аудитории:

  • понимает ли читатель базовые вещи;
  • нужно ли объяснять ему термины;
  • к какой подаче материалов он привык.

Попросите портрет среднестатистического читателя и ориентируйтесь на него.

Если данных нет, составьте портрет сами. Подумайте, кому интересна тема материала: где работают эти люди, что они знают о теме, чего хотят от текста. Подробнее про анализ целевой аудитории можно почитать здесь.

Структура текста должна быть такой, чтобы читатель получил ответ на все свои вопросы по теме статьи. Найти эти вопросы можно разными способами: например, в «Вордстате» и в сообществах целевой аудитории.

«Вордстат» — сервис подбора ключевых слов от «Яндекса». Он помогает оценить интерес пользователей к какой-то теме. Введите в него главное ключевое слово — тему статьи — и посмотрите в левом столбце, что ищут с этим словосочетанием. Сохраните подходящие запросы: это вопросы, на которые нужно дать ответ в материале.

«Вордстат» подсказывает темы: читателей интересует, какие виды наружной рекламы бывают, сколько она стоит и где её производят
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»

В правом столбце можно найти дополнительные идеи — похожие запросы, которые помогут лучше раскрыть тему.

Например, в статье о создании группы во «ВКонтакте» людям интересно будет прочитать про оформление, настройки и виды сообществ
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»

Сообщества с целевой аудиторией — группы в социальных сетях, чаты в Telegram и форумы. Любые места, где общаются ваши потенциальные читатели.

Найдите там обсуждения по теме: например, введите в поисковую систему ключевое слово и добавьте к нему «форум». Зайдите на несколько сайтов и почитайте, чем интересуется целевая аудитория.

Некоторые популярные запросы можно увидеть в выдаче — на первом сайте обсуждают породы и кроссы свиней, их кормление и содержание 
Скриншот: «Яндекс»

Выберите частые вопросы пользователей и составьте из них план материала с темой и подзаголовками, в которых вы будете отвечать на запросы читателей.

Пример того, как может выглядеть структура текста
Скриншот: Skillbox Media

Можно сразу коротко описать, о чём будете рассказывать в каждом модуле. Тогда у вас получится не структура, а тезисный план текста. По нему легче работать: не придётся потом думать, какую информацию добавлять, а какую — нет.

Заголовок «продаёт» содержание текста. От него зависит, откроет ли читатель статью и не уйдёт ли на первых секундах. Поэтому нужно делать заголовок интересным.

Обычно в заголовке рассказывают о том, что будет в тексте. Выносят туда самое важное: говорят, что внутри материала будет инструкция со скриншотами или что в нём есть ответы на самые популярные вопросы.

Примеры заголовков информационных статей
Скриншот: Skillbox Media

В Сети много рекомендаций и приёмов для создания заголовков. Вот самые распространённые из них:

Используйте цифры. Считается, что цифры привлекают больше внимания, а ещё дают читателю представление об объёме материала. Распространены формулировки «X советов, как …». Например: «X советов, как оптимизировать рекламную кампанию».

Пообещайте выгоду. Выгода — то, что человек получит, если прочитает статью. Это может быть новый или очень простой способ решить проблему: «Узнайте, как создать чат-бота и не тратить время на однотипные ответы» или «Как выучить испанский без репетитора: топ приложений для смартфона».

Вызовите любопытство. Для этого можно использовать метафоры, вопросы, интересные факты. Например, «Советская теория, которую изучают по всему миру» или «Инструмент, о котором должен знать каждый менеджер». Главное не использовать кликбейт: это разочарует пользователей.

Есть ещё много других приёмов — можно задавать вопросы, использовать сравнения и интересные факты. Все эти приёмы можно сочетать друг с другом.

Лайфхак. Напишите несколько вариантов заголовков, а потом выберите лучший. Так можно получить интересный заголовок, который мотивирует читателя открыть статью.

Хорошее содержание отвечает на все вопросы, которые могут возникнуть у читателя. Например, если пишете текст про бетонную стяжку в бане, нужно рассказать о выборе цемента и песка, подготовке покрытия, нюансах заливки. А если про сервис сквозной аналитики — зачем он нужен, сколько стоит, какие функции в нём есть и как с ними работать.

Сделать текст содержательным поможет составленный вами тезисный план. Последовательно раскрывайте каждый тезис так, чтобы после чтения текста не оставалось вопросов.

Чтобы читателю было легче воспринимать большой объём информации, структурируйте текст. Это поможет быстро найти нужную часть повествования и даже при беглом просмотре заметить полезные мысли. Для структурирования используйте:

Подзаголовки второго уровня. Чрезмерную вложенность с подзаголовками второго, третьего и четвёртого уровня создавать не стоит — в такой структуре сложнее разобраться. Лучше, если подзаголовки последовательно раскрывают тему статьи, а не заставляют вспоминать, о чём сейчас речь.

Нумерованные и маркированные списки. Нумерованные списки обычно используют для обозначения порядка действий. В маркированных перечисляют равнозначные элементы — варианты действий, инструменты маркетинга, виды комплектаций.

Форматирование. Жирным, курсивом, цветной заливкой и другими способами обычно выделяют важные мысли. Читатель заметит их, даже если будет бегло изучать текст.

В остальном ориентируйтесь на редакционную политику ресурса, для которого пишете.

Редакционная политика — свод правил создания контента. В ней есть требования к содержанию и оформлению текстов — они разные у каждого сайта.

Часть редполитики блога TexTerra
Скриншот: TexTerra

Если редполитики нет, ориентируйтесь на базовые правила создания хорошего текста. О них мы расскажем ниже.

Лайфхак. Если даже с тезисным планом вы не знаете, с чего начать текст, напишите: «Короче» — и дальше рассказывайте о теме так, как рассказывали бы другу. Это помогает преодолеть «страх чистого листа».

Условно все тексты состоят из лида, модулей и заключения.

Лид, или введение, — первые несколько абзацев текста. Лид, как и заголовок, «продаёт» текст. Поэтому нужно сделать его интересным.

Есть много способов заинтересовать читателя лидом. Вот некоторые из них:

  • рассказать о проблеме, которую читатель сможет решить благодаря тексту;
  • подтвердить популярность темы, сославшись на исследования или опросы;
  • рассказать о результате, который читатель получит, если применит советы из статьи;
  • вынести в лид интересный факт.

Подробнее о других способах написать введение можно почитать здесь.

К введению можно добавить оглавление. Это покажет читателю ценность текста — так он сразу поймёт, о чём пойдёт речь и что он узнает.

Пример введения с оглавлением
Скриншот: Skillbox Media

Введение, как и заголовок, не обязательно создавать до написания текста. Можно сделать это после — когда вы уже создадите контент и точно будете знать, о чём идёт речь в статье и какой она получилась.

Заключение — последние абзацы текста. Некоторые авторы делают заключение для каждого текста, другие обходятся без него. Оба варианта допустимы: нет единого стандарта, который обязывал бы делать заключение.

Если хочется как-то подытожить вышесказанное, можно сделать заключение:

Одним абзацем. Например, после рассказа о профессии повара можно рассказать, какие ещё профессии есть в сфере общественного питания. Или вынести главную мысль: не готовы целый день стоять на ногах — лучше найдите другое занятие.

Отдельным модулем. Если информацию из большого материала сложно усвоить за один раз, то в блоке после него коротко перечисляют основные мысли. А в больших инструкциях и руководствах  выносят в отдельный модуль список действий.

Если не можете придумать, о чём рассказать в заключении, сделайте текст без него. Или пригласите пользователей прокомментировать статью, сделать репост или почитать другие материалы на сайте.

Во время написания текста можно опечататься, не расшифровать важный термин, недописать абзац или предложение. Редактура нужна, чтобы устранить эти ошибки, — она делает текст качественнее.

Перечитайте материал после того, как его написали. Он должен быть понятным и лёгким для восприятия. Поставьте себя на место читателя и задайте себе вопросы: мне всё понятно? не нужно возвращаться к предыдущему модулю, потому что чего-то не понял? не запинаюсь ли я при чтении?

Если что-то не так, перепишите предложение или абзац. Иногда в процессе редактуры нужно переделывать структуру, иногда нужно сделать два-три подхода к исправлениям. Это нормально — прорабатывая таким образом текст, вы делаете его лучше.

Заметить свои ошибки бывает сложно — вот несколько советов, как проверять текст:

  • Дайте тексту отлежаться. Если редактировать текст сразу после написания, глаз замыливается — можно не заметить даже грубых ошибок и опечаток. Лучше вернуться к тексту через несколько часов, в идеале — через несколько дней.
  • Прочитайте текст вслух. Это поможет найти нелогичные места и длинные предложения, которые сложно понять. Если одного вдоха не хватает на то, чтобы прочитать предложение полностью, — скорее всего, читателю будет сложно воспринять его. Лучше его сократить — разбить на несколько или убрать лишнее.
  • Измените шрифт и кегль. Пока вы пишете текст, глаза «привыкают» к шрифту и кеглю. Если изменить их перед проверкой, текст будет восприниматься по-другому и увидеть ошибки будет легче.

Фото: PeopleImages.com — Yuri A / Shutterstock

Если вы работаете в паре с редактором или корректором, он может найти ошибки при проверке и указать на них. Если нет — проверьте текст несколько раз, чтобы точно ничего не упустить.

Делайте небольшие абзацы. Желательно, чтобы их длина не превышала 5–7 строк. Для этого руководствуйтесь правилом: один абзац — одна мысль. Так читателям будет легче воспринимать текст.

Согласовывайте заголовки. Желательно, чтобы они были в одном времени: «Зарегистрируйтесь» и «Создайте», а не «Регистрируемся» и «Создайте». Это позволит понять суть даже при беглом чтении. Это же правило используйте для элементов списка.

Пишите простым языком. Без сложных метафор и редких словосочетаний, значение которых придётся уточнять в поисковых системах. Пишите так, чтобы ваш текст можно было легко прочитать вслух без запинки.

Избегайте канцеляризмов. Это обороты, характерные для официальных документов и деловой переписки. В обычном тексте они не нужны, потому что усложняют восприятие. Вместо «осуществляют деятельность по разработке сайтов» можно написать просто «разрабатывают сайты».

Не лейте «воду». «Водой» называют информацию, которая не относится к теме текста и не усиливает его. Например, «водой» будет история возникновения рецепта борща в тексте с заголовком «3 рецепта борща».

  • Подборка из 8 популярных форматов контента: чем они различаются и как с ними работать
  • Статья о контент-плане в соцсетях: как его составить и как он помогает придумывать темы публикаций
  • Руководство: как написать кейс, если вы никогда этого не делали
  • Подборка: 22 признака хорошего рекламного поста в социальных сетях
  • Статья: 7 советов копирайтерам, которые хотят развиваться

Научитесь: Копирайтинг от А до Я 2.0
Узнать больше

Как написать текст на любую тему

Работа множества людей сегодня очень часто бывает связана с писательством. Причём, совсем не обязательно быть писателем, автором романов, поэтом или журналистом, регулярно публикующимся в каком-нибудь издании. Многие виды деятельности требуют от человека, пусть и не уникального таланта, но хотя бы элементарного умения написать о чём-либо небольшой текст. Это может быть доклад, реферат, презентация, описание чего-нибудь или статья для какого-то сайта. И одни люди с лёгкостью пишут о туризме и путешествиях, но толком не могут ничего написать, например, об автомобилях. Другие запросто пишут о психологии и НЛП, но с трудом могут осилить духовные или мистические темы. Есть, конечно, универсалы, способные написать о чём угодно, но есть также и те, кому вообще сложно писать, но по какой-то причине делать это приходится.

Абсолютно независимо от того, к какой из категорий людей относитесь вы, то, что вы прочтёте ниже, поможет вам написать интересный и грамотный текст на совершенно любую тему. Ведь происходит написание текста, в большинстве случаев, по совсем несложной схеме.

Первый этап – определение темы

Первое, что нужно сделать для написания хорошего текста – это определить его тему. В некоторых случаях тема может быть дана заранее, что значительно упрощает задачу. В других случаях тему нужно выбирать самостоятельно. И размышляя над этим вопросом, вы должны постараться выбрать такую тему, писать на которую было бы интересно вам самим. Если вам безумно нравится описывать достопримечательности, то не нужно стараться быть оригинальным для самого себя и пытаться написать нереально увлекательный текст о строительстве бани из сруба своими собственными золотыми руками. Используйте свои сильные стороны.

Если же тема может быть любой, но направленность всё же одна, например, вам нужно написать текст на любую тематику, но в сфере угледобывающей промышленности, то здесь тоже несложно найти выход из ситуации. Конечно, вам может быть не особо увлекательно писать про графиты и антрациты, но возможно будет интересно описать уголь как важнейшее природное ископаемое, обязанное своим зарождением древнейшим торфяным болотам, покрывавшим землю, по которой ступали своими гигантскими лапами динозавры в эпоху Юрского периода.

Запомните, в любой теме можно найти что-то интересное для себя. Даже, казалось бы, самая скучная тема, может существенно расширить ваш кругозор и посвятить в интересные детали.

Второй этап – составление плана

Составление плана является основополагающим моментом при написании текста. Это фундамент, на котором будет держаться всё остальное. План должен включать в себя все основные пункты, которые позволят максимально раскрыть заданную тему. Основными элементами, как правило, являются введение, основная часть и заключение. В конце можно добавить дополнительные пункты: приложения, библиографию и т.п.

При составлении плана тщательно обдумайте, какие особенности изучаемого вопроса вы хотите раскрыть. Введение, например, может описывать суть проблемы и её актуальность. Это вводная часть, поэтому здесь важно вызвать у будущего читателя интерес и желание прочесть текст полностью. Основная часть должна подразделяться на подпункты, каждый из которых будет касаться отдельного аспекта вашей темы. Также каждая часть текста должна лаконично связываться с другой. Для этого можно использовать специальные связующие предложения. С другой стороны, если ваш текст будет строго разделён на подзаголовки, то не обязательно как-то их связывать отдельными предложениями. Нужно чтобы каждый последующий пункт плана просто был логическим продолжением предыдущего.

Третий этап – сбор информации

Сбор информации – это то без чего зачастую не обходится ни одно написание текста. Конечно, если вы готовите материал по теме, в которой вы являетесь специалистом, то вы наверняка сможете обойтись и без сторонних источников, взяв все необходимые данные из головы. Но если тема, на которую вы пишите, вам в новинку или знакома не особо хорошо, то без дополнительных источников просто не обойтись.

В качестве источника информации можно использовать что угодно. Это могут быть книги, энциклопедии, справочники, газеты, журналы и официальные документы; Интернет, телевидение и радио; можно даже использовать знания и опыт третьих лиц. Подойдёт всё, при помощи чего можно восполнить пробел в знаниях.

Найдите максимум материала по интересующей вас теме. Затем бегло изучите его, стараясь отделить важное от несущественного. Сделайте конспект, выделите текст маркером или скиньте все данные, которые могут потребоваться в работе, в один общий файл на компьютере. Теперь у вас в наличии будет всё, с чем можно работать, и можно приступать к следующему этапу.

Четвёртый этап – написание текста

Данный этап является основным, т.к. именно здесь вы напрямую столкнётесь с практикой написания текста. В первую очередь нужно соотнести собранную информацию с пунктами своего плана. Для удобства можно как-то сгруппировать имеющиеся данные. Если это файл на компьютере, то разбейте информацию согласно пунктам вашего плана: что можно использовать во введении и что относится к пунктам основной части. Если вы делали заметки на бумажных носителях, то буквами, соответствующими пунктам плана, поставьте пометки, чтобы визуально  можно было легко перескакивать с одного блока текста на другой.

Введение лучше всего писать, используя только свои собственные мысли и соображения и минимум найденных данных. Если своих мыслей по нужному вопросу не имеется, то можно ознакомиться с тем, что вы нашли, затем поразмыслить над прочитанным, и уже после написать введение. Есть и ещё один приём: нередко авторы текстов сначала пишут основную часть текста и заключение, тем самым получив все необходимые знания, а уже в последнюю очередь составляют введение.

Собранные ранее данные нужно использовать преимущественно в основной части. Эта часть самая объёмная. Именно здесь вы раскроете тему своего текста, ответите на поставленные во введении вопросы и познакомите читателя с нужной и интересной информацией. Пользуйтесь максимальным количеством проверенных дынных, «разбавляя» время от времени текст своими доводами, касаемо того или иного подпункта основной его части.

Пятый этап — заключение

Заключение — это квинтэссенция всего написанного/прочитанного. Здесь уже можно дать волю своим мыслям: сделать какие-то выводы, подвести итоги, привести свои умозаключения, соотнести друг с другом отдельные данные, выразить своё личное отношение и т.д. Но имейте в виду, что если ваш текст имеет официальный характер и рассчитан на определённую целевую аудиторию, то перед написанием заключения лучше обдумать, что стоит писать, а от чего стоит воздержаться. Если же ваш текст – это ваша личная инициатива, если он более художественной направленности и вы хотите высказать конкретно своё мнение, то тут можно быть более смелым и отнестись к заключительной части менее критично.

В дополнение к заключению можно использовать какие-либо вспомогательные материалы: тесты, приложения, практические пособия, библиографические списки и т.п.

Заключительный этап – проверка

На этом этапе вам придётся выполнить несколько функций. Но прежде, чем вы к нему приступите, на некоторое время отвлекитесь от текста и позанимайтесь чем-нибудь другим. Так вы немного отдохнёте, разгрузите свой мозг и восстановите нормальный ход мыслей. Всё это поможет вам оценить свою работу наиболее объективно.

Итак, финальный этап. Во-первых, вам нужно на 2-3 раза перечитать всё написанное, чтобы проверить материал на наличие ошибок (орфографических, грамматических, пунктуационных, лексических и т.д.) и при необходимости внести в текст соответствующие изменения. Во-вторых, вам потребуется побыть для самого себя критиком. Это значит, что всё написанное вы должны оценить с критической точки зрения: стиль, в котором написан текст, подача, подбор выражений, построение предложений, эмоциональную составляющую и т.п. Не нужно только холить и лелеять свою работу. Прочтите материал так, словно вы посторонний человек. И если вдруг вам что-то не нравится, что-то, как говорится, режет слух или вызывает эмоциональный дискомфорт, не поленитесь – переделайте этот фрагмент, сделайте так, чтоб он стал лучше. Этот процесс можно сравнить с огранкой бриллианта – чем больше в нём граней и чем лучше он обработан, тем он дороже и прекраснее.

И ещё один важный момент — текст нужно обязательно перечитывать вслух! Только так вы сможете уловить все ошибки и недочёты.

Соответствие в действиях всем этим этапам поможет вам научиться писать интереснейшие тексты на совершенно любые темы. Чтобы ускорить процесс овладения новым навыком, вы можете сделать для себя удобную табличку с указанием необходимых этапов. Во время написания текста просто ставьте или кладите её перед собой, и вы всегда будете знать порядок выполняемых действий. А после написания двух-трёх текстов нужная схема работы просто отложится в вашем сознании, и вы уже не будете нуждаться ни в какой помощи в написании текста на любую тему.

Есть ли, по вашему мнению, ещё какие-либо детали, которые следует учесть при написании текста? Мы будем рады увидеть ваши комментарии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека который поможет взять кредит
  • Как найти фотографии со старого телефона
  • Как составить предложение на английском языке контрольная
  • Как найти женщину для секса в тюмени
  • Как найти песню ios