Памятка как составить краткий пересказ

Что такое краткий пересказ?

Если рассматривать пересказ в широком смысле
слова, то можно сказать, что пересказ есть некое сочинение ученика,
составленное своими собственными словами!

Каким должен быть пересказ английского текста?

1.     Представление автора и названия текста

2.     Пересказ только основных событий (идей),
представленных в тексте, таким образом, чтобы слушатель мог с легкостью понять,
о чем ему повествуют.

3.     Чаще всего при пересказе английского текста
используется настоящее простое время.

Каким образом составляется пересказ?

1.     Представление истории: THE STORY I’M GOING TO RETELL YOU IS WRITTEN BY (ИМЯ
АВТОРА)…. AND IT HAS A TITLE……..(НАЗВАНИЕ)
– ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ Я СОБИРАЮСЬ ПЕРЕСКАЗАТЬ НАПИСАНА …. И НАЗЫВАЕТСЯ….

2.     начало пересказа : AT THE BEGINNING OF THE STORY THE AUTHOR – В
НАЧАЛЕ ИСТОРИИ АВТОР…. 

·       
DESCRIBES- ОПИСЫВАЕТ

·       
COMMENTS ON – КОММЕНТИРУЕТ

·       
ENUMERATES – ПЕРЕЧИСЛЯЕТ

·       
POINTS OUT – ВЫДЕЛЯЕТ

·       
CHARACTERIZES – ХАРАКТЕРИЗУЕТ

·       
UNDERLINES — ПОДЧЕРКИВАЕТ

3.     продолжение пересказа:

                                      
          THEN –
ЗАТЕМ

                                               
AFTER THAT –
ПОСЛЕ ЭТОГО

                                               
NEXT –
ДАЛЕЕ

                                               
THE AURHOR TELLS THAT….
АВТОР ГОВОРИТ, ЧТО

4.     заключение пересказа:

                 IN CONCLUSION
THE AUTHOR SAYS THAT… —
В ЗАКЛЮЧЕНИИ АВТОР ГОВОРИТ ЧТО…..

                 THE STORY ENDS
WITH … —  
ИСТОРИЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ….

                 TO FINISH WITH
THE AUTHOR…. –
В ЗАКЛЮЧЕНИИ
ИСТОРИИ АВТОР…

ПАМЯТКА

«Как научитьcя пересказывать текст»

  ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.

2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.

3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.

4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

5. Вырази идею в одном предложении.

6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).

7. Раздели текст на части, озаглавь их.

8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).

9. Составь план пересказа.

10. Пользуясь планом, перескажи произведение.

11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)  

 ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.

2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.

3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки.

4. Определи основную мысль пересказа.

5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.

6. Составь план отобранного текста.

7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа. 

   КРАТКИЙ (СЖАТЫЙ) ПЕРЕСКАЗ

1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.

2. Выдели в тексте все его части.

3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?

4. Составь план сжатого пересказа.

5. В каждой части выдели главное.

6. Отметь то, что можно объединить.

7. Подумай, как связать части между собой.

8. Изложи сжато каждую часть. 

ТВОРЧЕСКИЙ  ПЕРЕСКАЗ

1.  С изменением лица рассказчика 

2. Пересказ от лица одного из персонажей. Войти в роль героя рассказа, т.е. «перевоплотиться», понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

3. Творческое дополнение текста. Такие  дополнения, в которых «проектируется» судьба любимых героев.

4. Словесное рисование. Обычно рисуются словесные картины к эпизодам. Вариантом словесного рисования может быть воображаемая экранизация (стоп-кадр)

5. Инсценирование текста.

ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.

2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.

3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.

4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

5. Вырази идею в одном предложении.

6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).

7. Раздели текст на части, озаглавь их.

8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).

9. Составь план пересказа.

10. Пользуясь планом, перескажи произведение.

11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.

2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.

3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки.

4. Определи основную мысль пересказа.

5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.

6. Составь план отобранного текста.

7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа.

СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.

2. Выдели в тексте все его части.

3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?

4. Составь план сжатого пересказа.

5. В каждой части выдели главное.

6. Отметь то, что можно объединить.

7. Подумай, как связать части между собой.

8. Изложи сжато каждую часть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.

Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).

Подробный пересказ.

Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.

Частичный (выборочный) пересказ.

Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.

Памятка

  1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).
  2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.
  3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).
  4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.
  5. Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).
  6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).
  7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
  8. Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.

Творческий пересказ.

Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.

Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:

  1. с изменением последовательности событий;
  2. с дополнением содержания текста (это может быть включение описания места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста – предшествовавших сюжету или продолжающих его).

Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.

Краткий пересказ

Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:

  1. Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным, а что – второстепенным.
  2. Составлю рассказ, опираясь на главное.
  3. Пользуясь текстом, продумаю свой рассказ еще раз.
  4. Кратко перескажу

Или:

  1. Прочитаю текст, определяя его тему (о чем говорится?).
  2. Составлю рассказ, опираясь на эту мысль и 2–4 поясняющих ее предложения.
  3. Пользуясь текстом, повторю краткий пересказ.
  4. Проверю краткость и последовательность пересказа.

Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:

Составлю план.

  1. По первому пункту плана и первой части текста выделю важные мысли (два-три предложения).
  2. То же сделаю по другим частям.
  3. Пользуясь планом, кратко перескажу текст.
  4. Проверю, достаточно ли кратким и последовательным получился пересказ.

Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Написание краткого содержания книги — отличный способ лучше усвоить то, что вы читаете. Его также можно использовать в качестве справки, если вам быстро нужно будет возобновить в памяти ключевые моменты книги. Чтобы написать хорошую аннотацию, внимательно прочтите книгу, записывая важные идеи, повороты сюжета и главных героев. Позже вы сможете использовать эти записи при написании черновика, а затем и итоговой версии краткого изложения.

  1. Изображение с названием Write a Book Summary Step 1

    1

    Делайте заметки, когда читаете. Держите под рукой блокнот, чтобы записывать свои мысли во время чтения. Вам будет намного легче писать свое изложение, если вы будете делать записи по ходу, а не пытаться вспомнить все в конце.[1]

    • Неплохо иметь под рукой несколько листов бумаги для записей. Один может служить для общих впечатлений и мыслей, другой — для списка героев и событий, а еще один — для записи главных тем и идей, представленных в книге.
    • Вы также можете выписывать незнакомые слова. Проясните их значение с помощью словаря и запишите определение.
    • Подчеркивания и выделения в книге не только испортят ее вид, но и никоим образом не поспособствуют запоминанию определенных деталей.
  2. Изображение с названием Write a Book Summary Step 2

    2

    Ведите рабочий перечень главных героев. Записывайте имена главных героев, кратко описывайте их деятельность или основные характеристики. Добавьте одно-два предложения касательно желаний и целей каждого из персонажей. Подумайте, каким образом через поведение героев автор раскрывает главную тему книги.[2]

    • Стоит создать временную шкалу, чтобы отмечать основные события, происходящие в книге, особенно если хронология сложная или запутанная. Ведите несколько временных графиков, если повествование то и дело прыгает туда-сюда между различными сюжетными линиями.
  3. Изображение с названием Write a Book Summary Step 3

    3

    Разделите книгу на секции. Проще всего поделить книгу на три части, чтобы не перегружать себя — в каждой истории есть начало, середина и конец. Организуйте свои записи согласно этому принципу.[3]

    • Основной фокус первой секции — представление главных действующих лиц и описание обстановки.
    • В середине раскрывается проблематика книги, будь то борьба добра со злом или загадочное убийство.
    • В концовке разрешается главная проблема книги.
  4. Изображение с названием Write a Book Summary Step 4

    4

    Определите основную суть каждой секции. У каждого элемента книги своя особая тема и значение. Подумайте, на что автор хочет обратить внимание в каждой части и как они соотносятся между собой.[4]

  5. Изображение с названием Write a Book Summary Step 5

    5

    Установите заглавную идею всей книги. В ходе чтения подумайте, какой урок можно извлечь из этого повествования. Обратите внимание, какая тема постоянно повторяется в рассказе. Это может быть что-то, о чем все время разговаривают герои, или роковая ошибка, которая стала причиной прочих неприятностей.[5]

    • Например, автор хочет показать читателям, что гордость ведет к необдуманным решениям. С этой целью он помещает персонажей в ситуации, с которых они не могут найти выход ввиду своей гордости и самонадеянности.
    • Если вы читаете научную литературу, то основной темой здесь наверняка будет история или общество. Возможно, автор хочет убедить читателей, насколько нездоровым является фастфуд, и в своей книге приводит множество примеров на подтверждение этому.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Book Summary Step 6

    1

    Узнайте, есть ли ограничения по объему написанного изложения. Если аннотация является частью домашнего задания в школе или университете, то наверняка будет установлен определенный объем текста. Постарайтесь максимально приблизить количество печатных страниц к требованиям учителя/преподавателя. Если ваша работа будет слишком короткой, то это может натолкнуть на мысль, что вы не читали произведение, а слишком длинный текст вряд ли будет похож на краткое изложение.[6]

    • Например, если указано, что количество слов в тексте ограничивается 200, то оптимальный объем — от 190 до 200 слов.
    • Даже если вы пишете краткое изложение только для себя, все же постарайтесь не слишком увлекаться. Аннотация на 500 слов и менее станет отличным инструментом, чтобы быстро освежить в памяти нужную информацию.
  2. Изображение с названием Write a Book Summary Step 7

    2

    Опишите основные сюжетные линии и героев. Укажите название произведения, автора и коротко изложите, о чем эта книга. Это будет вашим введением (несколько предложений).[7]

    • Можно написать примерно так: «Книга Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и Философский камень» рассказывает историю маленького мальчика-сироты, который узнал, что он на самом деле волшебник. Во время первого года учебы в школе чародеев Хогвартс перед ним открывается неведомый доселе Мир Магов, населенный хорошими и плохими ведьмами и волшебниками».
  3. Изображение с названием Write a Book Summary Step 8

    3

    Поясните ключевые моменты наиболее важных частей книги. Исходя из составленных ранее заметок, опишите основные события книги, переходы между сюжетными линиями и то, почему представленный раздел столь важен в контексте всего произведения.

    • Эту часть можно представить таким образом: «Первая часть книги знакомит читателей с миром волшебников. Они открывают для себя его тайны вместе с Гарри, для которого невероятность всего происходящего вокруг тоже в новинку. Позже становится ясно, что темные дела творятся в Хогвартсе, и Гарри вместе со своими новыми друзьями, Роном и Гермионой, пытаются выяснить, что именно. Концовка книги описывает череду испытаний, которые Гарри не смог бы пройти без поддержки друзей и любви своей мамы».
  4. Изображение с названием Write a Book Summary Step 9

    4

    В заключении необходимо сделать обзор основных идей книги. Выразите свое мнение относительно морали этого произведения. Используйте свои наброски, чтобы выявить основную тему. Это предложение и должно подвести итог в вашем резюме.[8]

    • Например: «Роулинг своим романом показала, что даже весьма талантливым людям нужна дружба и любовь, чтобы преодолеть зло».
  5. Изображение с названием Write a Book Summary Step 10

    5

    Не высказывайте свою оценку произведению. Краткое изложение должно быть нейтральным описанием книги. Сосредоточьтесь на фактах повествования. Не стоит излагать свои чувства касательно прочитанного или отношение к представленной в книге позиции автора.[9]

  6. Изображение с названием Write a Book Summary Step 11

    6

    Проверьте текст на наличие ошибок. Убедитесь, что все слова написаны правильно. Чтение вслух лучше поможет заметить грамматические ошибки и неправильно расставленные знаки препинания. Перепроверьте общее количество слов.[10]

    • В этом случае, если вы пишете краткое изложение для книжного клуба или только для себя, редактирование может быть и не столь важным, но все же в вашей аннотации должен быть смысл. Перечитывая ее, вы сможете понять, насколько структурировано и понятно ваше изложение.
  7. Изображение с названием Write a Book Summary Step 12

    7

    Попросите еще кого-нибудь прочесть вашу аннотацию. Лучший способ узнать, действительно ли вы хорошо выполнили работу, особенно если это часть домашнего задания, это попросить кого-нибудь другого прочитать ваше изложение. Друзья или родители могут помочь вам найти ошибки, которые вы пропустили. Если вы попросите товарища по учебе, то можно обменяться работами и помочь друг другу!

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Book Summary Step 13

    1

    Найдите тихое место, где никто и ничто не будет отвлекать вас от чтения. Выберите место подальше от телевизора. Включите беззвучный режим на телефоне и отложите его в сторонку. Сосредоточьтесь на книге и наслаждайтесь чтением.

    • Сядьте поближе к лампе или окну, чтобы не перенапрягать глаза во время чтения.
  2. Изображение с названием Write a Book Summary Step 14

    2

    Осваивайте книгу небольшими отрывками. Выделяйте на чтение по 20 минут за раз, чтобы не перегружать себя. Если книга вам действительно по душе, то вы можете «залипнуть» и на час или два. Разбирайте книгу неспеша.

  3. Изображение с названием Write a Book Summary Step 15

    3

    Выделите достаточно времени, если вы должны сдать работу до какого-то установленного срока. Не стоит откладывать все на последний день и пытаться потом за ночь осилить книгу и написать аннотацию к ней. Выделите по крайней мере две недели на книги поменьше и не менее месяца — на объемные. Каждый день находите немного времени для чтения.

    • Приступайте к чтению, как только узнали о том, какая книга назначена, будь то часть домашнего задания или простая подготовка к встрече книжного клуба. Ваш учитель или преподаватель наверняка рассчитал время, необходимое, чтобы осилить книгу и написать краткое изложение, не напрягаясь по этому поводу.
  4. Изображение с названием Write a Book Summary Step 16

    4

    Перечитайте еще раз важные моменты. Важные отрывки в книге легко определить — это те параграфы, где главный герой приходит к пониманию важных вещей в своей жизни или наступает переломный момент повествования.[11]

    • В таких моментах будет не так много описаний. Напротив, здесь вы найдете сюжетные повороты, трагические события и разрешения какого-то конфликта.
  5. Изображение с названием Write a Book Summary Step 17

    5

    Обратите особое внимание на главных героев. Посредством их действий, ошибок и чувств и раскрываются ключевые моменты книги. Особенно тщательно вчитывайтесь в те части текста, где речь идет о них.[12]

  6. Изображение с названием Write a Book Summary Step 18

    6

    Не отвлекайтесь на незначительные детали. При написании краткого изложения, не стоит включать несущественные детали о второстепенных персонажах, всяческие описания или незначительные ответвления сюжета. Это не значит, что надо выпускать эти части книги по ходу чтения, но не стоит зацикливаться на них при составлении конспекта.[13]

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 37 947 раз.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти папку загрузки в телефоне самсунг
  • Как найти системные звуки на андроиде
  • Как найти учителей в одноклассниках
  • Как найти площадь параллелограмма 1x1
  • Как исправить ошибку бедная смесь