МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ
Составление кроссвордов – это
разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний
по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения
материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.
Составление кроссвордов рассматривается
как вид аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы и требует от
студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании
кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть
различны по форме и объёму слов.
Затраты времени на составление кроссвордов
зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов
– 1 ч.
Алгоритм самостоятельной работы по
составлению кроссворда:
1. внимательно прочитайте учебный
материал по изучаемой теме (конспекты, дополнительные источники);
2. определите круг понятий по
изучаемой теме, из которых будет состоять Ваш кроссворд;
3. составьте вопросы к выбранным
понятиям (каждому понятию надо дать правильное, лаконичное толкование);
4. продумайте дизайн кроссворда, его
эстетическое оформление;
5. начертите кроссворд и оформите
список вопросов к нему;
6. оформите ответы на кроссворд на
отдельном листе;
7. проверьте правильность выполненной
работы (грамотность написания понятий и определений, соответствие нумерации,
количество соответствующих ячеек).
Общие правила составления кроссвордов:
·
загаданные
слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов,
которые не имеют единственного числа;
·
не
используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно — ласкательную
окраску;
·
не
используются аббревиатуры и сокращения;
·
в каждую белую
клетку кроссворда вписывается одна буква;
·
каждое слово
начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается
чёрной клеткой или краем фигуры;
·
имён
собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов;
·
не следует
применять при составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные
эмоции, жаргонные и нецензурные слова;
·
не желательно
при создании кроссвордов употреблять малоизвестные названия, устаревшие и
вышедшие из обихода слова;
·
начинать
составлять кроссворд рекомендуется с самых длинных слов.
Правила оформления кроссвордов:
·
кроссворд
может быть оформлен от руки на листах формата А 4 или набран на компьютере с
использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на
принтере;
·
при
составлении кроссворда можно использовать специальные компьютерные программы
типа «Hot Potatoes», «Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатные онлайновые
сервисы типа «Фабрика кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранён на
электронный носитель в виде исполняемого файла и может быть представлен в
электронном виде;
·
рисунок
кроссворда должен быть чётким;
·
сетка
кроссворда должна быть выполнена в двух экземплярах:
1-й экземпляр – с заполненными словами;
2-й экземпляр – пустая сетка только с
цифрами позиций.
·
толкования
слов (определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их
пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную
информацию. В определениях не должно быть однокоренных слов;
·
каждому слову
в сетке кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются
последовательно слева направо, от верхней строчки к нижней;
·
ответы на
кроссворд оформляются на отдельном листе.
·
готовая работа
предоставляется на контроль в установленный срок.
Примечание: интересные и оригинальные кроссворды могут
быть рекомендованы к использованию в учебных целях для тестирования.
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДА
Оценка «5» (отлично) выставляется, если термины и определения написаны
грамотно, допускается 1 ошибка; в содержан кроссворда используются термины по
изучаемой теме; определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений;
определения терминов не повторяют дословно текст учебника или конспекта;
кроссворд содержит не менее 15-10 слов информации; эстетически, аккуратно и
точно оформлен в соответствии с правилами оформления; кроссворд оформлен
иллюстрациями; сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлен; при
оформлении кроссворда использовано специальное программное
обеспечение; содержание соответствует теме; грамотная формулировка
вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если содержание материала в
таблице соответствует заданной теме, но есть недочёты: ячейки таблицы
заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные
пояснения и многословный текст; кроссворд содержит не менее 10 слов
информации; не достаточно грамотная формулировка вопросов; в
оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая
небрежность; эстетически оформлен; представлен на контроль в срок.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент работу не
выполнил в полном объёме: кроссворд содержит менее 8 — 9 слов информации;
содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме; имеются не заполненные
ячейки; оформлен небрежно; содержание не вполне соответствует теме; не
точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на
контроль в срок.
Учим учащихся начальных классов
составлять кроссворды.
Кроссворд в переводе «Перекресток слов». Работа с кроссвордами достаточно интересна. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.
Решение кроссвордов — это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания ребёнка-интеллектуала, умственное развитие ребёнка — необходимая часть воспитания разносторонней личности.
Зачем уметь составлять кроссворды, если существуют бесплатные генераторы кроссвордов онлайн? С разгадыванием, пожалуй, понятно: это форма интеллектуального досуга и неплохая разминка для мозга. Зачем же их нужно уметь составлять? Вот шесть причин, почему стоит научить детей составлять кроссворды:
1.Созданный самостоятельно продукт деятельности приносит удовлетворение
и чувство радости — » Я могу!»
2. Это неплохо развивает эрудицию;
3. Тренирует внимательность;
4. Совершенствует аккуратность;
5. Оттачивает навыки составления вопросов;
6. Формирует умение давать определения понятиям.
Как же научить детей самостоятельно составлять кроссворды?
Из опыта работы.
На первом этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления. Кроссворды должны быть небольшими и легко разгадываться. Например:
Кроссворд «Школьный»
Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.
1.Когда вы поступили в школу, вас стали так называть.
2. Вы в него заходите каждое утро.
3. Решив задачу, вы пишите….
4. В первом классе вы читаете АЗБУКУ, а во втором классе этот учебный предмет будет называться…
5. В нём все буквы стоят по порядку, вы учите его наизусть.
Ответы:
1 |
ш |
к |
о |
л |
ь |
н |
и |
к |
||
2 |
к |
а |
б |
и |
н |
е |
т |
|||
3 |
о |
т |
в |
е |
т |
|||||
4 |
л |
и |
т |
е |
р |
а |
т |
у |
р |
а |
5 |
а |
л |
ф |
а |
в |
и |
т |
Главное слово: ШКОЛА.
Кроссворд «Зимний»
Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.
1. Щиплет уши, щиплет нос, весёлый дедушка…
2. Прилетает к нас зимой..
3. В году их двенадцать, а один…
4. Бывают у школьников – осенние, зимние, весенние и летние.
Ответы:
1 |
М |
О |
Р |
О |
З |
||||||
2 |
С |
Н |
Е |
Г |
И |
Р |
Ь |
||||
3 |
М |
Е |
С |
Я |
Ц |
||||||
4 |
К |
А |
Н |
И |
К |
У |
Л |
Ы |
Главное слово: ЗИМА.
Переходим к усложнению кроссворда. В данном- уже использованы задания, расположенные по вертикали и по горизонтали.
Кроссворд «Весенний»
По горизонтали:
1. Растёт на земле, зелёная.
2. Они маленькие и их легко раздавить
3. Второй месяц весны
По вертикали:
1. Это вода, которая стекает с сосулек.
2. Время года, наступающее после зимы
3. Мы собираем это в лесу, они бывают разного цвета.
4. Они растут на поляне.
5. Есть озеро и есть …
Ответы:
4 |
||||||||||||||
Ц |
||||||||||||||
3 |
В |
|||||||||||||
1 |
2 |
Я |
Е |
5 |
||||||||||
К |
В |
Г |
1 |
Т |
Р |
А |
В |
А |
||||||
2 |
Н |
А |
С |
Е |
К |
О |
М |
Ы |
Е |
|||||
П |
С |
Д |
К |
|||||||||||
Е |
Н |
Ы |
3 |
А |
П |
Р |
Е |
Л |
Ь |
|||||
Л |
А |
|||||||||||||
Ь |
На втором этапе дети учатся самостоятельно или при помощи взрослого составлять элементарные кроссворды. Ребятам предлагают:
1. Разделиться на команды.
2. Выбрать тему для кроссворда.
3. Подобрать слова по выбранной теме. (На данном этапе важно проверить орфографические ошибки! Иначе кроссворд будет составлен неправильно и интерес может угаснуть).
4. Записать пояснения к каждому слову. (На начальном этапе – дети сами поясняют значение выбранных слов, далее можно использовать словари)
5. Выбрать самое длинное слово.
6. Разместить остальные слова используя буквы уже выбранного слова.
7. Записывать значения слов, размещая их в разделы «по вертикали», «по горизонтали».
8. На лист А4(А3) нанести масштабную сетку (т.е. разделить лист на клетки) и разместить слова.
9. Красочно оформить кроссворд.
Памятка для детей по составлению кроссворда.
» Учимся составлять кроссворды!»
1. Подберите 5 — 9 (можно больше!) на любую выбранную вами тему, например: » Домашние животные», » Природа» и т.д.
2. Для выбранных слов надо найти пояснения, не используя однокоренных слов (найти можно в словаре, или придумать самому).Например:
Будка собаки — ответ КОНУРА (выбранное слово)
3. Выберете слово, которое является самым длинным (по количеству букв!)
4.Именно с него вы и начнёте построение своего кроссворда.
4. Разместите его на клетчатой бумаге (лучше клеточки нарисовать самим, размер 1см2)
5. Оставшиеся слова, разместите так, чтобы они совпадали с ГЛАВНЫМ
(самым длинным) по одной букве.(Слова лучше писать простым карандашом!)
ВЫ СОСТАВИЛИ КРОССВОРД! ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Когда ваш кроссворд будет полностью готов, его нужно оформить! Обвести клеточки фломастером, ответы удалить.
Важно! Слова — ответы должны быть существительными в единственном числе.
Работы ребят.
Кроссворд » Профессии»
Ребёнок, составляя кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять.
Если ваши ученики заинтересовались составлением кроссвордов, но не любят их оформлять на листе — предложите им составить их на сайте:
«Фабрика кроссвордов»
http://puzzlecup.com/crossword—ru/
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Кроссворды и другие интеллектуальные игры способны обеспечить несчетное количество часов веселья и являются отличной зарядкой для мозгов. Они представляют собой замечательные образовательные инструменты, позволяя увлечь учеников и способствуя запоминанию связей между термином и определением. Некоторым людям нравится составлять кроссворды не меньше, чем решать их. В зависимости от уровня вашего интереса, этот процесс может быть как очень простым, так и достаточно многоуровневым.
-
1
Определитесь с размером сетки. Если вы хотите составить обычный, стандартный кроссворд, то вам следует придерживаться конкретных размеров. Если же вы составляете более свободный кроссворд, то размер может быть любым.
- Используя онлайн-инструмент для создания кроссвордов или специальную программу, вы можете быть ограничены рядом конкретных размеров. При составлении кроссворда от руки все зависит только от вашей фантазии.[1]
[2]
- Используя онлайн-инструмент для создания кроссвордов или специальную программу, вы можете быть ограничены рядом конкретных размеров. При составлении кроссворда от руки все зависит только от вашей фантазии.[1]
-
2
Составьте список слов для своего кроссворда. Обычно слова следует подбирать в соответствии с заданной темой.[3]
Тема или намек на нее может выступать заголовком кроссворда. Среди общепринятых тем можно назвать известные места или языки, слова определенного периода времени, знаменитостей или спорт. -
3
Расположите слова в формате сетки. Эта часть задачи по сложности сопоставима собственно с решением кроссворда. Завершив расположение слов, заштрихуйте все неиспользованные клетки.
- В кроссвордах американского типа не принято использование «подвешенных слов», которые не соединяются с другими словами. Каждая буква должна соответствовать горизонтальному и вертикальному слову для обеспечения полного пересечения.[4]
В кроссвордах британского типа допускается использование подвешенных слов. - Если ответом на вопрос выступает фраза, а не одно слово, то составляющие ее слова должны идти без пробелов.
- Не нужно переживать о написании имен собственных с большой буквы, поскольку кроссворды обычно заполняются большими печатными буквами. Также в ответах не должно быть знаков пунктуации.
- Многие программы по созданию кроссвордов готовы автоматически расположить слова вместо вас. Вам нужно лишь указать размер кроссворда, а также задать список слов и вопросов к ним.[5]
[6]
- В кроссвордах американского типа не принято использование «подвешенных слов», которые не соединяются с другими словами. Каждая буква должна соответствовать горизонтальному и вертикальному слову для обеспечения полного пересечения.[4]
-
4
Пронумеруйте первую клетку каждого слова. Начинайте с левого верхнего угла кроссворда и разделяйте слова согласно расположению по вертикали или горизонтали, чтобы у вас получалось «1 по вертикали», «1 по горизонтали» и так далее. Такая задача может оказаться весьма непростой, поэтому многие предпочитают использовать программы, а не делать все вручную.
- При использовании программы-помощника она пронумерует слова автоматически.[7]
[8]
- При использовании программы-помощника она пронумерует слова автоматически.[7]
-
5
Сделайте копию кроссворда. В этот раз первые клетки каждого слова должны быть пронумерованы, но оставаться незаполненными. При создании кроссворда вручную это потребует дополнительных усилий, но программа все сделает за вас. Отложите заполненную сетку, чтобы использовать ее в качестве ключа. Сделайте столько копий незаполненных сеток, сколько вам нужно.
Реклама
-
1
Начните с простых вопросов. Их обычно называют «быстрыми» или «простыми» вопросами, которые проще всего решить. Например: «Ездовое животное» = КОНЬ.
- Если ваш кроссворд задуман как образовательный инструмент или вы просто не хотите ничего усложнять, то можно обойтись одними быстрыми вопросами, но при создании более сложного кроссворда такие вопросы лучше опустить или не использовать слишком часто.[9]
- Если ваш кроссворд задуман как образовательный инструмент или вы просто не хотите ничего усложнять, то можно обойтись одними быстрыми вопросами, но при создании более сложного кроссворда такие вопросы лучше опустить или не использовать слишком часто.[9]
-
2
Повысьте уровень сложности косвенными вопросами. Обычно в них присутствует определенная метафора или требуется нестандартное мышление. Пример: «Половина танца» = ЧА или КАН (от Ча-ча или Канкан).
- Обычно такие вопросы составители кроссвордов начинают словами «возможно», «вероятно» или вопросительным знаком в конце.
-
3
Используйте зашифрованные вопросы. Они более всего распространены в Великобритании. Такие вопросы часто встречаются в специальных «криптических кроссвордах», а в обычных кроссвордах обозначаются вопросительным знаком в конце. Они основаны на игре слов и обычно задействуют несколько уровней решения. В категории криптических вопросов существует множество подвидов.[10]
-
Полностью криптические вопросы обычно представляют собой каламбуры. Например, «Множественная личность или ячейка общества» = СЕМЬЯ, так как слово можно разделить на два: «семь» и «я».[11]
-
Инверсионные вопросы требуют перевернутого ответа. Например, «Вечный город без войны» = МИР. Рим называют вечным городом, который превращается из «Рим» в «мир». Обратите внимание, что вторая часть вопроса также является подсказкой, «без войны».[12]
-
Палиндромы часто требуют поиска анаграммы, которая станет решением всего вопроса. Например, “Отверстие и громкий звук из него как элемент двигателя» = РОТОР, поскольку отверстием выступает «рот», из которого раздается громкий крик – «ор», а вместе получается часть двигателя «ротор», при этом слово одинаково читается в обоих направлениях.[13]
-
Полностью криптические вопросы обычно представляют собой каламбуры. Например, «Множественная личность или ячейка общества» = СЕМЬЯ, так как слово можно разделить на два: «семь» и «я».[11]
-
4
Организуйте вопросы в форме списка. Пронумеруйте их согласно расположению ответов в сетке кроссворда. Объедините вопросы для ответов по горизонтали в отдельный блок, расположив их в порядке возрастания номера, а затем проделайте то же самое с вопросами для ответов по вертикали.[14]
[15]
Реклама
-
1
Используйте сетки стандартных размеров. Издательский дом «Simon & Schuster» является одним из первых издателей кроссвордов, который ввел в обиход принятые стандарты для профессиональных составителей кроссвордов. Среди прочего, стандарты предусматривают один из пяти размеров сетки: 15×15, 17×17, 19×19, 21×21 или 23×23 клетки.[16]
Чем крупнее сетка, тем сложнее кроссворд.[17]
-
2
Схема кроссворда должна обладать осевой симметрией на 180 градусов. Под «схемой» следует понимать расположение заштрихованных клеток в вашей сетке. Их нужно расположить таким образом, чтобы при отражении схемы заштрихованные клетки оставались на тех же местах.[18]
-
3
Старайтесь не использовать короткие слова. Двухбуквенные слова вообще не используются, а слова из трех букв лучше задействовать как можно реже.[19]
[20]
Если не получается придумать длинное слово, то всегда можно использовать целую фразу.[21]
-
4
Используйте слова, упоминаемые в официальных источниках. За редкими исключениями, слова в кроссвордах должны быть такими, которые можно найти в словаре, атласе, художественном произведении, учебнике или справочнике.[22]
Некоторые тематические кроссворды могут требовать отступления от данного правила, но не нужно переусердствовать.[23]
-
5
Одно слово может использоваться только один раз. Если в кроссворде встречается фраза «Северное море», то не следует использовать фразу «Северное сияние». Опять же, некоторые тематические кроссворды допускают определенную степень гибкости, но во всем важна умеренность.[24]
-
6
Длинные слова должны иметь важное значение. Фирменным признаком грамотного кроссворда будет максимальная привязка длинных слов в ключевой теме. [25]
Не все кроссворды являются тематическими, но лучшие образцы всегда имеют центральную тему.[26]
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 87 649 раз.
Была ли эта статья полезной?
Методические рекомендации
«Как составить предметный кроссворд»
Почему учащимся важно учиться составлять кроссворды
Составление кроссвордов учащимися – одна из часто используемых форм работы с учебным материалом, которая позволяет эффективно решать многие дидактические задачи:
1) достижение личностных результатов учебной деятельности:
а) развитие мотивации к изучению учебного предмета;
б) использование для создания кроссворда личностно значимой информации;
в) расширение кругозора.
2) достижение метапредметных результатов учебной деятельности:
а) регулятивных умений (целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, оценка);
б) коммуникативных умений (сотрудничество с учителем, постановка вопросов);
в) эффективных приёмов информационного поиска и оформления его результатов (выбор источников информации, анализ и оценка найденной информации, чёткое изложение мыслей, презентация кроссворда и др.).
3) достижение предметных результатов учебной деятельности:
а) закрепление понятий темы, по которой составляется кроссворд;
б) более глубокое изучение учащимися материала.
Этапы создания предметного кроссворда
Работа по созданию предметного кроссворда включает пять этапов.
1. Формирование информационной потребности.
Необходимо предлагать учащимся составлять кроссворды по темам, которые позволяют
2. Формулировка и уточнение информационного запроса, определение круга источников информации.
Для создания кроссворда необходимо рекомендовать учащимся использовать различные информационные источники: учебник; дополнительная литература, в которой рассматриваются изучаемые вопросы; интернет (для уточнения некоторых формулировок, поиска иллюстративного материала).
3. Составление кроссворда.
На данном этапе учащимся предлагается использовать следующий алгоритм.
1. Составьте перечень слов по выбранной теме. Проанализируйте соответствующие теме параграфы учебника. При необходимости используйте дополнительные источники (книги, журналы, интернет).
Примечания.
1. В традиционных кроссвордах не используются прилагательные, слова, которые пишутся с дефисом, однокоренные слова.
2. Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе, множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет.
3. В тематических кроссвордах, этими правилами можно пренебречь (при необходимости).
2. Составьте к каждому слову текстовое определение.
Оно должно в описательной или вопросительной форме (первый вариант более предпочтителен) указывать слово, являющееся ответом.
Определения должны содержать достаточно информации для разгадывания слова и раскрывать его с наименее известной стороны, а также должны быть верными, лаконичными, исключающими двоякое толкование.
3. Составьте сетку кроссворда.
Способ 1. Составьте сетку кроссворда, используя бумагу в клетку.
Способ 2. Составьте сетку кроссворда, вычерчивая и заполняя таблицу в приложении Excel или Word.
Способ 3. Используйте специальные программы, например, сайты «Cross: составь свой кроссворд онлайн» (http://cross.highcat.org); «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com).
Примечания.
1. В каждую клетку кроссворда вписывается одна букв.
2. Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается чёрной клеткой или краем фигуры.
3. Слова должны быть записаны в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.
4. Пронумеруйте сетку кроссворда.
Номера расставляйте, двигаясь по сетке кроссворда сверху вниз, слева направо. Номер записывайте в той клетке, с которой начинается слово.
5. Продумайте и выполните оформление кроссворда.
Способ 1. Раскрасьте кроссворд, выделив в его сетке определённые клетки каким-либо цветом, или изобразите линии сетки цветом.
Способ 2. «Наложите» сетку кроссворда на изображение (рисунок, фотографию), которое будет фоном.
Способ 3. Поместите различные изображения (фотографии, рисунки, формулы и т. п.) в оставшиеся между сеткой кроссворда места и вокруг неё.
6. Напишите (напечатайте) текстовые определения.
Укажите слова, которые располагаются по горизонтали и по вертикали.
При наличии в кроссворде ключевого слова, составьте и укажите его текстовое определение.
7. Проверьте правильность кроссворда и исправьте ошибки (при необходимости).
Проверьте:
1) правильность написания слов (орфография) в сетке и текстовых определениях; 2) соответствие текстовых определений и ответов на них в сетке (для этого нужно решить кроссворд, не заглядывая в ответы).
8. Предложите решить кроссворд одноклассникам или родителям.
4. Проверка и оценка составленного кроссворда учителем.
При оценке предметного кроссворда важно учитывать следующие критерии:
1) соответствие слов в кроссворде заданной или выбранной теме;
2) правильность и точность текстовых определений;
3) соблюдение правил составления кроссвордов, указанных в алгоритме;
4) оформление кроссворда.
5. Использование составленного кроссворда в учебной деятельности.
Кроссворды, составленные учащимся не должны ложиться «мёртвым грузом» в папках у учителя. Их необходимо использовать при проведении уроков и во внеурочной деятельности (при проведении внеклассных мероприятий, предметных олимпиад, подготовке газет и т. п.).
Пример работы, созданной учащимися
Материалы сайта http://ped-kopilka.ru/
Правила составления классических кроссвордов
Как известно существует огромное множетсва кроссвордов и соотвественно правил их составления. В данной статье приведем некоторые правила классического кроссворда.
- К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.
- Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа — по одной в каждую ячейку. В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию.
- Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды.
- Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям).
- Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе. Множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет (то, что в лингвистике называется pluralia tantum) или единственное число редко употребляется («родители», а не «родитель»).
- В ответах кроссворда не различаются прописные и строчные буквы. Во многих языках принято не делать различий между определёнными буквами (в частности, опускать диакритические знаки). В русском языке это правило применяется к букве «Ё», приравнивающейся к «Е».
Все эти правила являются внегласными, вы вольны их придерживаться или нет. Тем не менее, следуя этим правилам, вы составите удобный, легко читаемый кроссворд, разгадывать который будет одно удовольствие.
Делаем кроссворд в программе MS Word
Желаете самостоятельно создать кроссворд (конечно же, на компьютере, а не только на листе бумаги), но не знаете, как это сделать? Не отчаивайтесь, многофункциональная офисная программа Microsoft Word поможет вам это сделать. Да, стандартных средств для подобной работы здесь не предусмотрено, но на помощь в этом нелегком деле нам придут таблицы.
Мы уже писали о том, как создавать таблицы в этом продвинутом текстовом редакторе, как с ними работать и как их изменять. Все это вы можете прочесть в статье, представленной по ссылке выше. К слову именно изменение и редактирование таблиц это и есть, что особенно необходимо в случае, если вы хотите составить кроссворд в Word. О том, как это сделать, и пойдет речь ниже.
Создание таблицы подходящих размеров
Вероятнее всего, у вас в голове уже есть представление того, каким должен быть ваш кроссворд. Возможно, у вас уже даже есть его набросок, а то и готовый вариант, но только на бумаге. Следовательно, размеры (хотя бы приблизительные) вам точно известны, ведь именно в соответствие с ними и нужно создавать таблицу.
1. Запустите Ворд и перейдите из вкладки “Главная”, открытой по умолчанию, во вкладку “Вставка”.
2. Нажмите на кнопку “Таблицы”, расположенную в одноименной группе.
3. В развернутом меню можно добавить таблицу, предварительно указав ее размер. Вот только значение по умолчанию вас вряд ли устроит (конечно, если в вашем кроссворде не 5-10 вопросов), поэтому нужно вручную задавать необходимое количество строк и столбцов.
4. Для этого в развернувшемся меню выберите пункт “Вставить таблицу”.
5. В появившемся диалоговом окне укажите желаемое число строк и столбцов.
6. Указав требуемые значения, нажмите “ОК”. Таблица появится на листе.
7. Чтобы изменить размер таблицы, кликните на нее мышкой и потяните за угол в направление к краю листа.
8. Визуально ячейки таблицы кажутся одинаковыми, но как только вы захотите вписывать текст, размер будет изменяться. Чтобы сделать его фиксированным, необходимо выполнить следующие действия:
Выделите всю таблицу, нажав “Ctrl+A”.
- Кликните по ней правой кнопкой мышки и в появившемся контекстном меню выберите пункт “Свойства таблицы”.
- В появившемся окне сначала перейдите во вкладку “Строка”, где необходимо установить галочку напротив пункта “высота”, указать значение в 1 см и выбрать режим “точно”.
- Перейдите во вкладку “Столбец”, поставьте галочку “Ширина”, также укажите 1 см, значение единиц выберите “сантиметры”.
- Повторите эти же действия и во вкладке “Ячейка”.
- Нажмите “ОК”, чтобы закрыть диалоговое окно и применить внесенные изменения.
- Теперь таблица точно выглядит симметричной.
Заполнение таблицы для кроссворда
Итак, если вы хотите сделать кроссворд в Word, не имея при этом его наброска на бумаге или в какой-либо другой программе, предлагаем вам сначала создать его макет. Дело в том, что не имея перед глазами пронумерованных вопросов, а вместе с тем и ответов на них (а значит, зная количество букв в каждом конкретном слове), выполнять дальнейшие действия не имеет смысла. Именно поэтому мы изначально предполагаем, что кроссворд у вас уже есть, пусть пока что и не в Ворде.
Имея готовый, но пока еще пустой каркас, нам необходимо пронумеровать ячейки, в которых будут начинаться ответы на вопросы, а также закрасить те ячейки, которые в кроссворде использоваться не будут.
Как сделать нумерацию ячеек таблицы как в настоящих кроссвордах?
В большинстве кроссвордов цифры, обозначающие начальное место для введения ответа на конкретный вопрос, расположены в верхнем левом углу ячейки, размер этих цифр относительно небольшой. Нам предстоит сделать то же самое.
1. Для начала просто пронумеруйте клетки так, как это сделано на вашем макете или наброске. На скриншоте показан лишь минималистичный пример того, как это может выглядеть.
2. Чтобы разместить цифры в левом верхнем углу ячеек, выделите содержимое таблицы, нажав “Ctrl+A”.
3. Во вкладке “Главная” в группе “Шрифт” найдите символ “Надстрочный знак” и нажмите на его (можно использовать и горячую комбинацию клавиш, как показано на скриншоте. Цифры станут меньше и будут расположены немного выше относительно центра ячейки
4. Если текст все еще недостаточно смещен влево, выровняйте его по левому краю, нажав на соответствующую кнопку в группе “Абзац” во вкладке “Главная”.
5. В результате пронумерованные ячейки будут выглядеть примерно так:
Выполнив нумерацию, необходимо закрасить ненужные ячейки, то есть те, в которые не будут вписываться буквы. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
1. Выделите пустую ячейку и кликните в ней правой кнопкой мышки.
2. В появившемся меню, расположенном над контекстным меню, найдите инструмент “Заливка” и нажмите на него.
3. Выберите подходящий цвет для заливки пустой ячейки и нажмите на него.
4. Ячейка будет закрашена. Чтобы закрасить все остальные ячейки, которые не будут задействованы в кроссворде для введения ответа, повторите для каждой из них действие с 1 по 3.
На нашем простом примере это выглядит так, у вас, конечно же, будет выглядеть иначе.
Финальный этап
Все, что нам с вами осталось сделать, чтобы создать кроссворд в Ворде именно в том виде, в котором мы его привыкли видеть на бумаге, это написать под ним список вопросов по вертикали и горизонтали.
После того, как вы все это сделаете, ваш кроссворд будет выглядеть приблизительно так:
Теперь его можно распечатать, показать друзьям, знакомым, близким и попросить их не только оценить то, как хорошо у вас получилось в Ворде нарисовать кроссворд, но и разгадать его.
На этом мы вполне можем закончить, ведь теперь вы знаете, как создать кроссворд в программе Word. Желаем вам успехов в работе и обучение. Экспериментируйте, творите и развивайтесь, не останавливаясь на достигнутом.
Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.
Памятка «Методические рекомендации по составлению кроссвордов».
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ
Составление кроссвордов – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.
Составление кроссвордов рассматривается как вид аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объёму слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов – 1 ч.
Алгоритм самостоятельной работы по составлению кроссворда:
1. внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме (конспекты, дополнительные источники);
2. определите круг понятий по изучаемой теме, из которых будет состоять Ваш кроссворд;
3. составьте вопросы к выбранным понятиям (каждому понятию надо дать правильное, лаконичное толкование);
4. продумайте дизайн кроссворда, его эстетическое оформление;
5. начертите кроссворд и оформите список вопросов к нему;
6. оформите ответы на кроссворд на отдельном листе;
7. проверьте правильность выполненной работы (грамотность написания понятий и определений, соответствие нумерации, количество соответствующих ячеек).
Общие правила составления кроссвордов :
· загаданные слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа;
· не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно — ласкательную окраску;
· не используются аббревиатуры и сокращения;
· в каждую белую клетку кроссворда вписывается одна буква;
· каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается чёрной клеткой или краем фигуры;
· имён собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов;
· не следует применять при составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные эмоции, жаргонные и нецензурные слова;
· не желательно при создании кроссвордов употреблять малоизвестные названия, устаревшие и вышедшие из обихода слова;
· начинать составлять кроссворд рекомендуется с самых длинных слов.
Правила оформления кроссвордов :
· кроссворд может быть оформлен от руки на листах формата А 4 или набран на компьютере с использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на принтере;
· при составлении кроссворда можно использовать специальные компьютерные программы типа «Hot Potatoes», «Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатные онлайновые сервисы типа «Фабрика кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранён на электронный носитель в виде исполняемого файла и может быть представлен в электронном виде;
· рисунок кроссворда должен быть чётким;
· сетка кроссворда должна быть выполнена в двух экземплярах:
1-й экземпляр – с заполненными словами;
2-й экземпляр – пустая сетка только с цифрами позиций.
· толкования слов (определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию. В определениях не должно быть однокоренных слов;
· каждому слову в сетке кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются последовательно слева направо, от верхней строчки к нижней;
· ответы на кроссворд оформляются на отдельном листе.
· готовая работа предоставляется на контроль в установленный срок.
Примечание: интересные и оригинальные кроссворды могут быть рекомендованы к использованию в учебных целях для тестирования.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДА
Оценка «5» (отлично) выставляется, если термины и определения написаны грамотно, допускается 1 ошибка; в содержан кроссворда используются термины по изучаемой теме; определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений; определения терминов не повторяют дословно текст учебника или конспекта; кроссворд содержит не менее 15-10 слов информации; эстетически, аккуратно и точно оформлен в соответствии с правилами оформления; кроссворд оформлен иллюстрациями; сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлен; при оформлении кроссворда использовано специальное программное обеспечение; содержание соответствует теме; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочёты: ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст; кроссворд содержит не менее 10 слов информации; не достаточно грамотная формулировка вопросов; в оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность; эстетически оформлен; представлен на контроль в срок.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент работу не выполнил в полном объёме: кроссворд содержит менее 8 — 9 слов информации; содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме; имеются не заполненные ячейки; оформлен небрежно; содержание не вполне соответствует теме; не точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на контроль в срок.