Памятка как составить рассказ по истории

Памятка

Как выучить параграф по истории


1. Вначале просто прочитайте параграф. На этом этапе важно уловить основную
суть темы. Не стоит возвращаться к строчке, если вы ее не поняли. Просто
продолжайте читать. В конце пробегите в уме по основным тезисам. Что вам
удалось запомнить, что вы поняли, какие выводы можно сделать. Это самый
короткий, но важный шаг. 

2. Затем прочитайте тот же параграф, но медленнее. Вам необходимо выделить
имена, даты и другие элементы. Если необходимо, выпишите их в тетрадь. Особое
внимание обращайте на подзаголовки и дополнительные материалы. Постарайтесь
понять главную мысль в каждом абзаце. Если она умещена в каком-либо
предложении, то его также нужно подчеркнуть. 

3. Третий раз вам нужно прочитать текст очень вдумчиво. После каждого абзаца
задавайте себе вопрос, смогли ли вы понять написанное. Если нет, то прочитайте
снова и, если необходимо, найдите дополнительную информацию. Вы должны понимать
все события и даты, а также примерно представлять, с чем они связаны. Смотрите
на картинки, представляйте себе прошедшие события. Все это позволяет легче
запоминать написанное. 

4. Затем вам необходимо составить план текста по памяти. Необязательно, чтобы
там находились все пункты. Выделите только те мысли и действия, которые
показались вам главными. Затем попробуйте пересказать содержимое по этому
плану. Если все усвоилось хорошо, то вы можете переходить к вопросам автора.
Если есть какие-то пробелы, то их необходимо восполнить. 

5. После выполнения всех заданий попробуйте снова пересказать текст. Однако в
этот раз начните рассказ не сначала, а с конца. Древнегреческие ораторы
использовали этот прием перед выступлениями. Так они могли быть полностью
уверены, что не забудут речь и смогут рассказать все в нужном порядке. 

6. Даже если после этих действий вам кажется, что вы отлично запомнили
материал, его все равно нужно будет повторить через некоторое время. Не важно,
перечитаете ли вы параграф или просто прогоните содержимое в голове. Если до
занятия есть несколько дней, лучше снова ознакомиться с материалов через 1-2
суток. Так вы точно не забудете заученное. 

7. Этот план рассчитан на очень качественное запоминание и изучение темы. Если
же вам необходимо просто ознакомиться с содержимым, то вы можете ограничиться
первыми двумя пунктами. Также отличным подспорьем служат различные игры и видео
в интернете. Например, вы можете найти документальный ролик, посвященный
событиям, описанным в параграфе. 

Требования к сочинению по истории

  1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России; 
  5. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Алгоритм работы над историческим сочинением ЕГЭ:

  1. Выбираете наиболее подходящий период, который знаете лучше всего.
  2. Определяете, к чьему периоду правления он относится.
  3. Вспоминаете исторические события, произошедшие в это время; выявляете наиболее важные и второстепенные.
  4. Вспоминаете исторических личностей, живших в это время, их роль и влияние на события, приведенные Вами выше.
  5. Выявляете причинно – следственные связи между двумя событиями.
  6. Выявляете причины происходящих в этом периоде событий.
  7. Составляете план исторического сочинения, оно должно быть логично разбито на несколько абзацев.
  8. Пишете сочинение на основе плана и подготовленной информации.
  9. Пишете заключение к сочинению, где даёте оценку выбранного периода.
  10. Проверяете и дорабатываете сочинение.

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:

  1. Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
  2. Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть первую историческую личность и её дела.
  3. Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть вторую историческую личность и её дела.
  4. Оценка значимости данного периода для истории страны.

Важно! — Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.

Пример сочинения по истории

март 1881-октябрь 1894

Данный период относится ко времени правления императора Александра III и был назван историками периодом «контрреформ». Самыми значимыми событиями этого периода, на мой взгляд, являются издание Манифеста «О незыблемости самодержавия» и финансовая реформа Бунге.

Предшествующие события в стране (создание тайных обществ и убийство Александра II) показали, что в стране ситуация напряжённая, власти не в силах установить порядок, да и сама власть императора под угрозой. Это и стало причинами издания Манифеста « О незыблемости самодержавия», который был составлен реформатором К. Победоносцевым. Данный Манифест укрепил императорскую власть и на время успокоил население.

Безответственное положение крестьян тяготило страну. Манифест Александра II 1861 года отменил крепостное право, и люди стали свободны. Обязательный налог для крестьян (называемый подушной податью) лишал средств, необходимых для нормальной жизни. Александр III поручил решить эту строну «крестьянского вопроса» Бунге. Сначала обязательный налог был снижен, но видимой пользы для большей части населения России это не принесло. Тогда Бунге предложил вовсе отменить подушную подать, с чем император согласился. Но даже это не помогло, улучшений в крестьянской жизни так и не произошло.

Время правления Александра III называют миротворческим, ведь Россия за это время не участвовала ни в одном военном столкновении. Попытки улучшения жизни с треском провалились. Данный период показал, что страна готовится к глобальным переменам. Разрешать накопившееся напряжение в стране предстоит следующему и последнему императору Российской империи – Николаю II.
(автор сочинения – Набокова Анна, МБОУ СОШ №3 г.Облучье)

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение — 11.

К1. Указание событий, явлений 2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории 2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2) 2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России 1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

К5. Использование исторической терминологии 1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.

К6. Наличие фактических ошибок 2 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки ! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1- К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов

К7. Форма изложения 1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала). ! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1- К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !

Если критерии выполнены не полностью, то баллы снижаются.

Что поможет написать сочинение хорошо:

  1. Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
  2. Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
  3. Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).

Возможные периоды на ЕГЭ по истории.

862-912 912-945 945-972 980-1015 1019-1054 1054-1113 1113-1132 1125-1174 1200-1236 1237- 1243 1243-1300 1300-1325 1325-1340 1359-1389 1389-1425 1425-1462 1462-1505 1505-1533 1533-1547 1547-1560 1565-1572 1547-1584 1584-1598 1598-1610 1606-1613 1613-1645 1645- 1676 1682-1689 1689-1725 1700-1725 1725-1762 1741-1761 1762-1775 1775-1796 1796-1801 1801-1815 1815-1825 1825-1855 1855-1881 1881-1894 1894-1904 1905-1907 1907-1914 1914- 1918 1917-1922 1921-1928 1928-1939 1939-1941 1941-1945 1946-1953 1953-1964 1964-1982 1985-1991 1991-1999 2000-2014

Используемые источники:

  • http://www.fipi.ru/
  • http://hist-ege.ru/examples-of-works/kak-pisat-istoricheskoe-sochinenie/

Памятки по истории

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на ответ товарища:

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить синхронистическую таблицу:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в   левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за  разрешение противоречия,

-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

-судебные органы,

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

-местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

Характеристика общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты

Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

-для участников события,

-для последующего исторического развития.

Памятка для характеристики  и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

Алгоритм написания синквейна

Синквейн – это стихотворение которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

  • 1 строка – ключевое слово, понятие, определяющее содержание синквейна.
  •  2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
  •  3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.
  •  4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
  •  5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое выражаются чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Например:

Культура –

Наследие.
Материальная. Духовная.
Творить. Создавать. Сохранять.
Без прошлого нет будущего.
Цивилизация.

Памятка составления схемы (кластера)

Схема (кластер) – это графическое изображение в систематической последовательности какого-либо понятия или процесса, которое показывает различные типы связей между объектами или явлениями

1. Написать ключевое слово или предложение;
2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по этой теме;
3. Установить связь между идеями, которые покажутся подходящими;
4. Выписать подходящие идеи.

Алгоритм написания ЭССЕ

  • Почему
  • Обоснование
  • Пример
  • Следствие

                                                 ПАМЯТКА

                           для работы с источниками и документами

  1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.
  1. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.
  1. Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст? – и определите его основную идею.
  1. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как ни чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

5.   Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

  1. Отвечайте точно на поставленные вопросы.
  1. Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
  1. Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.
  1. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.
  1. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
  1. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Памятка учащемуся

1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе не понятно.

2. Если  перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания часто бывает непонятное (обычно иностранное) слово, термин. В таком случае рекомендуем обращаться к словарям.

3. Составление тобой терминологического словаря и словаря персоналий (исторических деятелей, участников исторического процесса) также поможет тебе в освоении материала.

4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.

5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.

6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.

7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.

8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.

9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.

10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку материала по ходу чтения и при этом составлять логические схемы (цепочки).

И еще один совет. Побольше работай с карандашом в руке. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию, и к тому же, возможно, тебе придется сдавать экзамен письменно.

Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы такова:

 Читай внимательно, вдумчиво.

 При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.

 При осмыслении перескажи (вслух) материал с помощью логической схемы и опорного конспекта (приведенных в конце данного пособия) и обязательно сделай выводы и обобщения.

 Составляй план ответа (будь то экзамен в письменной или устной форме).

Твой ключ к успеху:

Методические рекомендации по работе с опорными конспектами

(опорными сигналами)

  1.  Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.
  2.  Прочитай материал и расшифруй каждый символ опорного конспекта.
  3.  Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов опорного конспекта.
  4.  Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.
  5.  Дополни опорный конспект необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими соответствующие исторические события и факты.
  6.  При работе с опорными конспектами тебе придется обратиться к дополнительной литературе.

Твой ключ к успеху:

Методические рекомендации по работе со схемами опорных сигналов

1. Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.

2. Прочитай материал и расшифруй каждый символ схемы.

3. Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов схемы.

4. Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.

5. Дополни схему необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими соответствующие исторические события и факты.

6. Возможно, что при работе над схемой тебе придется обратиться к дополнительной литературе.

Алгоритм анализа политических событий и явлений

  1. Каковы причины события или явления?
  1. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?
  1. Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?
  1. Какими способами участники событий добивались поставленных целей?
  1. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
  1. Как можно в целом оценить данное событие (явление)?
  1. Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?

Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

Алгоритм комментирования политического высказывания

  1. Изложить высказывание своими словами.
  1. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.
  1. Дополнить высказывание, если это необходимо.
  1. Оценить высказывание с моральной точки зрения.

Сделать вывод.

План описания жизни и деятельности

исторической личности (персоналии)

  1.  Годы жизни или (и) правления.
  1.  Этапы жизни и деятельности (краткая биография).
  1.  Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
  1.  Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.
  1. Историческое значение данной личности.

Правила конспектирования

1. Названия тем писать ручкой с цветной пастой.

2. Подзаголовки – обычной пастой, подчеркивать – цветной.

3. Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.

4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.

5. В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.

6. Каждый абзац пишется с красной строки.

7. Между абзацами оставляется чистая строка.

  1. В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким образом».

Памятка: Как читать учебную литературу,

чтобы прочитанное лучше запомнилось

Метод повторения: прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются.

Более эффективен – метод кодирования.

По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:

  • прокомментировать новые данные;
  • оценить их значение;
  • поставить вопросы;
  • сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.

Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

1. Причина и характер войны:

  •  основные противоречия, приведшие к войне;
  •  подготовка к войне, соотношение сил;
  •  планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

  • повод к войне и ее начало;
  • основные этапы и главные сражения;
  • окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

Рекомендации по составлению логических схем

1. Просмотрите внимательно содержание блока по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.

2. Внимательно изучите каждый параграф (подраздел блока), выписывая из них основные понятия.

3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.

4. Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.

Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура (дерево).

Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.

Если понятия, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы (последовательности).

6. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

Требования к составлению логических схем:

  • Простота (минимальное количество схемных элементов и их связей).
  • Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.).

Наглядность схемы (цветовые оттенки и т. д.).

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

  1. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка-алгоритм к изучению материала по революции

1. Причины революции.

2. Задачи революции («зеркально» причинам).

3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

4. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).

5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

7. Итоги революции.

  1. Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее.

Памятка-алгоритм по формированию (развитию)

умения доказывать

1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

2. Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать

.

3. Определи вывод, который будешь доказывать.

4. Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

  1. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

1. Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.

2. Определи черты сходства и различия.

3. Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

4. Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.

5. Свои действия оформить в текстовую таблицу:

Линии сравнения

Общее

Различное

Памятка: Как работать с книгой

  1.  Понимать, как построена книга.
  2.  Отобрать важное, основное.
  3.  Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.

План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

Простой план – выделение и наименование главных частей.

В сложном плане главные части делятся на дополнительные.

Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.

Тезисы – прочитать, продумать основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание сосредоточить на выводах автора.

Различают два вида тезирования (составления тезисов): извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами записывают и часть фактического материала.

Выписки: выписывают факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.

Конспект – это тезисы в расширенном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами. Конспект можно дополнять. Приступая к конспекту, необходимо записать фамилию, имя и отчество автора книги, название, год и место издания.

В конспекте также должен содержаться план книги, произведения.

Тематический конспект – конспектирование нескольких произведений. Его цель – глубже, всесторонне изучить определенную проблему. Для тематического конспектирования подбирают литературу и изучают ее по плану. В общем, таким образом пишется реферат. Тематический конспект дополняется, творчески перерабатывается.

Как подготовить устный рассказ по истории?

1. Составьте план рассказа.
2. Пользуясь текстом параграфа, иллюстрациями, картами, продумайте, что и в какой последовательности вы будете говорить по каждому пункту плана.
3. Проговорите свой рассказ вслух. Очень хорошо, если кто-нибудь из взрослых его выслушает.
4. Старайтесь разнообразить свою речь, включать в рассказ образные и «крылатые выражения».

Дата публикации:
18 мая 2020 г. 0:00

Скачать памятку

Вернуться к списку


Комментировать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для составления сообщения о событии

укажите, когда и где произошло событие (воспользуйтесь картой);

выделите причины, расскажите о ходе, а также определите итоги и значение этого события для истории страны;

назовите участников и определите их роль;

назовите документы и литературу (научную, научно-популярную, художественную), которой вы воспользова лись для подготовки сообщения.

Памятка для составления сообщения об историческом деятеле

укажите, где и когда родился исторический деятель;

расскажите о его семье, воспитании и образовании;

раскройте черты характера человека и определите, какие качества личности помогали ему в достижении поставлен ных целей;

определите, какую роль исторический деятель сыграл в жизни государства;

ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятели современники и ученые;

назовите документы и литературу (научную, научно-популярную, художественную), которой вы воспользовались для подготовки сообщения.

Памятка для работы с документом

обратите внимание на названий автора и время создания документа;

прочитайте текст несколько раз и ответьте на вопросы к нему;

подумайте, какую информацию содержит в себе текст об исторических событиях, их участниках, оценках совре менников и автора(ов) данного документа;

анализируя текст документа, попробуйте выделить объек тивные (их можно перепроверить по другим источникам) и субъективные (свидетельствуют о мнении автора доку мента об излагаемом им событии, историческом деятеле и т.д.) данные.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти значение функции если знаешь аргумент
  • Как найти хранилище сертификатов vipnet
  • Как найти гаджеты рабочего стола windows 10
  • Как найти массу если известен объем давление
  • Как найти в радианах угол градусная мера