Памятка как составить рассказ по картинке

Связная речь —
разверну
тое изложение
определенного
содержания, которое
осуще­
ствляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Известны два основных
вида
речи — диалогическая и монологическая.

Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких
человек, постанов
ка вопросов и ответов
на них)
побуждает к
неполным, одно
сложным ответам.
Неполное
предложение, восклицание, междометие, яркая эмоциональная выразительность, жест, мимика — основные черты диалогической речи. Таким образом, диалогическая речь более элементарная по сравнению с другими видами речи.

Монологическая речь
развернутый вид речи одного лица,
требующий полноты, четкости и взаимосвязи
отдель
ных звеньев повествования. Монолог,
рассказ, объяснение
направлены на
умение сосре
доточить свою мысль на
глав
ном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

    Прием
комментирования
своих предметных
действий,
продуктивных видов деятель­ности,
таких как рисование, лепка, подводит ребенка
к со­
ставлению рассказа. Наблю­дение
ребенка за демонстри­
руемыми
действиями взросло
го (мама на кухне, папа за работой по хозяйству и пр.) с последующим составлением рассказа о виденном поможет составлению рассказов без на­блюдаемого действия. Очень важно — образец
рассказа должен дать взрослый.

Для развития связной
речи
детей используют пересказ, составление рассказов-описаний,
повествований.

   По ведущему виду
позна
вательной деятельности в работе по составлению рассказов различают тексты трех видов: по восприятию, представлению, воображению .

Рассказы по восприятию могут быть:

описательными — по предмету, предметной картинке, пейзажной картине;

   — повествовательными   — по сюжетной картине, серии сюжетных картинок. Рассказы по представлению
рассказы из личного опыта. Значение их велико для развития личности, лич­ностного
общения.

Рассказы по воображению творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету

Памятка
по составлению

повествовательного рассказа

по
картинкам, серии картинок

1
Время действия (время года,

   часть суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Происшествие (случай, событие).

6. Исход происшествия (случая, события).

7. Настроение
персонажей. 

    Логика построения: завязка

 развитие действия
кульминация     — развязка.

    Речевые шаблоны начала:

 «Однажды зимой…»,
«Как-то раз

в лесу…», «Был дождливый

осенний день…».

Речевые шаблоны

        кульминационного момента

«Вдруг…».
«Неожиданно…», «Что

 
делать?»,

Речевые шаблоны окончания:
«Все окончилось тем, что…»,
«Наконец…», «Настро
ение было…»,
«Рады (огорче
ны) тем, что…».

Памятка
по составлению описания животных, птиц, рыб

 1Название, обобщающее понятие             (к кому относится).

2.
Величина.

3. Покрытие тела.

4. Цвет.

5. Особенности частей
тела.

6. Место обитания (лес, водоем, дом,

    хлев).

7. Название жилища (нора, берлога,

    логово, гнездо, дупло).

8. Чем питается.

  9.
Название детенышей.

10. Польза (для домашних

      животных и птиц).

Памятка по составлению           описания предмета

1. Название.

2. Величина.

3. Вес.

4. Качество.

5. Форма.

6. Цвет.

7. Запах.

8. Вкус (для
съедобных).

  
9. Принадлежность (обоб
щающее

      
понятие).

  
10. Как используется

Памятка по составлению

 описательного рассказа

по картинке

1. Какое время года
изобра
жено?

2. Какая погода?

3. Какую местность
видим?

4. Какие видим неживые объекты?

5. Действия живых объек­тов.

6. Какое настроение передает

    картинка?

 Памятка
по составлению

рассказа
из личного опыта

(о событии, факте, собственном впечатлении)

1. Время действия (время года,

     часть   
суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Описание
происшедшего.

6. Настроение.

  

                Рисунок2.png

2017
г.

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 08.01.2020 17:37

Мелешина Галина Юрьевна

учитель русского языка и литературы

37 лет

рейтинг2 706
место14 669

Местоположение

Россия, г. Первомайск Нижегородская обл.

Памятка «Как работать над рассказом по картине»

26.03.2016 22:13

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Рассмотрите картину, узнайте автора.
  2. Постарайтесь больше узнать о художнике.
  3. Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.
  4. Рассмотрите картину; вдумайтесь в ее содержание (что здесь произошло; почему?).
  5. Постарайтесь представить: что было до момента, изображенного художником, что будет после него.
  6. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим рассказом.
  7. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его. (Заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать).
  8. Вспомните композицию рассказа. Учитывая, что кульминации должен соответствовать момент, изображенный на картине (ведь он самый важный!), составьте план.
  9. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: главное в нем – содержание картины!
  10. Постарайтесь включить в рассказ диалог, элементы описания (обстановки, природы, внешнего вида людей), причем так, чтобы это помогало полнее представить ход событий, характеры героев.
  11. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Просмотр содержимого документа

«Памятка «Как работать над рассказом по картине»»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Памятка воспитателю по работе над составлением рассказа       по картинке.

  1.В  рассказе должно быть отражено настоящее, представленное по картинке, предшествующее и последующее – в их причинном и логическом взаимоотношении.

  2.Картинка, намеченная для работы, должна быть вывешена заблаговременно.

  3.Картинка должна соответствовать графическим и эстетическим требованиям.

  4.Содержание картинки должно соответствовать уровню развития детей и постепенно усложняться.

  5.При работе с картинкой следует четко определить главное и второстепенное.

  6.При планировании и проведении работы следует использовать весь потенциал картинки ( познавательный, нравственный, эмоциональный).

  7.Образец рассказа и требования к детям должны соответствовать уровню их развития.

  8.Работу над составлением рассказа всегда надо начинать с подготовки ( уточнение знаний, накопление словаря, уточнение грамматики)

  9.Не следует подменять составление рассказа детьми заучиванием образца воспитателя.

  10.Дети рассказывают поочередно.

  11.Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания делаются по окончании ответа.

  12.Опрос детей следует проводить с учетом их индивидуальных особенностей.

  13.В зависимости от сложности картинки следует использовать разные формы составления рассказа: по цепочке, по образцу, по плану.

Классическое наследие западной и русской
педагогики подчеркивает большое значение
картины, как для общего развития детей, так и для
развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А.
Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и
углубляют представления об общие и природные
явленья, но и воздействуют на эмоции детей,
вызывают интерес к рассказыванию, побуждают
говорить даже молчаливых и застенчивых.

В  статье рассмотено, как педагог на занятиях
может применить такие два типа высказываний как
описание и повествование и раскроем своеобразие
использования приемов обучения разным видам
монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить
постепенно, подводя его к пониманию того, что на
ней изображено. Выделяют несколько этапов
обучения.

Этапы обучения.

1 этап — (младший возраст) — ставит целью
обогатить словарь, речь детей, научить
рассматривать картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.

2 этап — (средний возраст) — учит рассказывать и
описывать картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по образцу.

3 этап — (старший возраст) — дети
самостоятельно или с небольшой помощью
воспитателя, описывают картины, составляют
сюжетные рассказы, придумывают начало и конец
сюжета картины.

4 этап — (подготовительная группа) —
рассказывание серии сюжетных картин, но не более
трех. Сначала описывается каждая картина, затем
высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения:

совместные рассказывания (взрослые
начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например,
жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);

образец рассказа (он должен быть грамотно
выстроен логически, точен по речи, небольшой по
объему, доступным и интересным по содержанию);

план рассказа (как называется предмет, его
свойства и действия. Это два-три вопроса,
определяющие его содержание и
последовательность. Может быть, коллективное
составление рассказа (используется на первых
этапах обучению рассказывания). Можно составить
рассказ по подгруппам — командами);

рассказывание по схемам (старшая
подготовительная группа). Хорошо известны схемы
Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге
«Схемы для составления дошкольниками
описательных и сравнительных рассказов»;

модели для составления рассказа
(пиктограммы — условное обозначение);

вспомогательные вопросы (задаются после
рассказывания для уточнения или дополнения);

указания (например, «говори
выразительно»)

В процессе обучения монологической речи,
используются и другие приемы: подсказ нужных
слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение
последовательности повествования, творческие
задания.

Один из приемов, подготавливающих к
рассказыванию по картине, является
рассматривание. Оно подготавливает детей к
составлению описания картины. От уровня
содержательности рассматривания картин, зависит
эффективность последующего обучения детей,
связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать
картины, устанавливать взаимосвязь между
персонажами, узнавать отдельные предметы (люди,
животные), выделять детали (выражение лиц людей).

В процессе рассматривания используется также
такой прием, как беседа по содержанию картины. В
беседе активизируем и уточняем словарь, учим
отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы,
самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный
образ, затем рассматривает другие объекты,
предметы, их количество. Вопросы должны быть
направлены на установление связей между частями
картины, на постепенное усложнение. Характер
ответов зависит от характера вопросов. По одной и
той же картине на вопрос «Что нарисовано?» — дети
перечисляют предметы; на вопрос «Что делают на
этой картине?» — называют совершаемые действия,
следовательно, если педагог злоупотребит
вопросом «Что это?» — требующий перечисление
предметов, то он невольно задержит ребенка на
самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит
детскую активность, если сами дети будут
задавать вопросы. Можно спросить у детей, что
нового они узнали из беседы. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой беседе
преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет
мотивация
речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе
мотивационные установки) делают процесс
обучения интересным, привлекательным,
привлекают активность детей и качество их
рассказов. В младшей и средне группах это главным
образом игровые мотивы: — «Расскажи про зайчика,
который хочет поиграть с ребятами», «Незнайка
просит научить рассказывать сказку про…». В
старших группах это социальные мотивы
(«Придумайте сказки для малышей», запишем самые
интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по
картине, ребенок должен уметь составлять два
различных рассказа: повествовательный и
описательный. Рассмотрим два занятия по развитию
речи с использованием одной демонстративной
картины.

На первом занятии составляется описательный
рассказ. Его программным содержанием (то есть
целью) будет следующие:

  • учить ребенка описывать изображение на картине;
  • активизировать словарь, используя разные
    предложения с однородными членами;
  • закреплять грамматический строй речи (название
    детенышей животных);
  • учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен
получиться примерно такой рассказ.

«На картине мы видим лису с лисятами. В теплый
летний день лисица лежит на лесной поляне.
Четверо маленьких лисят весело играют около нее.
У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки,
а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты,
острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса
большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок
пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым
мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье
крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле
мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора,
там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой
папоротника. Семейству лисы здесь очень
нравится».

На втором занятии составляем
повествовательный рассказ.

Программное содержание:

— учить детей придумывать сюжетный рассказ,
соблюдая последовательность событий;

— закрепить словарь;

— формировать умения слушать, размышлять,
высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине
получается совсем другой рассказ. Например:

«В летний солнечный день вышла погулять лиса
со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая
мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые,
грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили
играть друг с другом. Каждое утро они выходили из
своей норы и находили интересные занятия для
себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы,
лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его
друг у друга. Они представили, что это настоящая
большая птица, а они охотники. Вдруг из травы
выскочила мышка, ее заметил самый внимательный
лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за
своими лисятами и очень гордилась ими».

По этой же картине можно провести еще три вида
занятий по связной речи. Например, сделать
пересказ
по уже составленному воспитателем
рассказу; добавить к нему впечатления из
личного опыта
; придумать свой рассказ на эту
тему (творческое рассказывание).

Таким образом, приемы обучения дошкольников
рассказыванию многообразны, методика их
использования изменяется на разных этапах
обучения и зависит от вида рассматривания, от
стоящих задач, от уровня умения детей, от их
активности, самостоятельности.

Памятка для родителей «Учимся составлять рассказы по картинкам

Автор: Умалаева Аймисей Нажмудиновна

Памятка для родителей:

«Учимся составлять рассказы по картинкам».

Придумывание рассказа —трудная задача для любого ребенка,

  поэтому на первых порах ему потребуется помощь взрослых.

 Когда ребенок учится придумывать рассказы по картинкам, он проходит несколько этапов.

Первый этап, с которого необходимо начать учить ребенка сочинять рассказ -договаривание фраз. Взрослый задает начала фраз, а ребенок их заканчивает

Например: «Жил — был (говорит мама) …. (ребенок заканчивает). В один прекрасный день он (слова мамы, ребенок завершает фразу) … И решил Вася…. Вдруг…. Вася подумал…» и так далее. Эти начала фраз помогают ребенку научиться связывать предложения в тексте и строить его логично, последовательно. Нужно быть готовым к тому, что не сразу все получится! Необходимо будет несколько раз повторить ребенку и объяснить, то что вы от него хотите. Когда он все поймет, вы заметите логику в его коротких ответах.

Дальше можно придумывать не только рассказы по картинкам, но и сочинять сказку по пути в детский сад или в очереди на приеме у врача.

Скоро вы заметите, что ребенок стал сам без проблем связывать предложения в тексте, вы можете только поправлять его.

Второй этап — рассказывание по вопросам. Необходимо рассматривать с ребенком картинки в их последовательности, обсуждать, что случилось и чем закончилось, почему это произошло, придумать название рассказу.

После этого ребенок рассказываета вы помогаете ему уточняющими вопросами: «С кем это всё случилось? Расскажи, с чего всё началось? Что было дальше? Что сказал Вася? А что ему ответила мама? Почему папа рассердился? Что сделал папа? Чем всё закончилось?».

Иногда будет требоваться подсказка в виде начала фразы.

Если ребенок не знает, как продолжать — продолжите сами, подсказав свою идею, а он разовьет ее дальше сам. Главное — не навязывайте ему свой сюжет.

К концу этапа в помощь ребенку будет достаточно трех вопросов — поясняющих фраз: «Расскажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось?» Эти три фразы очень важны, т. к. любой рассказ всегда состоит из трех частей:

— зачин (место и время действия, герои);

— развитие действия и какой-то интересный случай (кульминация — если говорить научным языком);

— конец рассказа (финал, развязка).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти проверенного застройщика
  • Как составить прогноз готовой продукции
  • Как найти правильные знакомства
  • Перестали приходить уведомления на iphone как исправить
  • Как составить прайс лист на услуги массажа