Памятка как составить текст по рисункам

Связная речь —
разверну
тое изложение
определенного
содержания, которое
осуще­
ствляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Известны два основных
вида
речи — диалогическая и монологическая.

Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких
человек, постанов
ка вопросов и ответов
на них)
побуждает к
неполным, одно
сложным ответам.
Неполное
предложение, восклицание, междометие, яркая эмоциональная выразительность, жест, мимика — основные черты диалогической речи. Таким образом, диалогическая речь более элементарная по сравнению с другими видами речи.

Монологическая речь
развернутый вид речи одного лица,
требующий полноты, четкости и взаимосвязи
отдель
ных звеньев повествования. Монолог,
рассказ, объяснение
направлены на
умение сосре
доточить свою мысль на
глав
ном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

    Прием
комментирования
своих предметных
действий,
продуктивных видов деятель­ности,
таких как рисование, лепка, подводит ребенка
к со­
ставлению рассказа. Наблю­дение
ребенка за демонстри­
руемыми
действиями взросло
го (мама на кухне, папа за работой по хозяйству и пр.) с последующим составлением рассказа о виденном поможет составлению рассказов без на­блюдаемого действия. Очень важно — образец
рассказа должен дать взрослый.

Для развития связной
речи
детей используют пересказ, составление рассказов-описаний,
повествований.

   По ведущему виду
позна
вательной деятельности в работе по составлению рассказов различают тексты трех видов: по восприятию, представлению, воображению .

Рассказы по восприятию могут быть:

описательными — по предмету, предметной картинке, пейзажной картине;

   — повествовательными   — по сюжетной картине, серии сюжетных картинок. Рассказы по представлению
рассказы из личного опыта. Значение их велико для развития личности, лич­ностного
общения.

Рассказы по воображению творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету

Памятка
по составлению

повествовательного рассказа

по
картинкам, серии картинок

1
Время действия (время года,

   часть суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Происшествие (случай, событие).

6. Исход происшествия (случая, события).

7. Настроение
персонажей. 

    Логика построения: завязка

 развитие действия
кульминация     — развязка.

    Речевые шаблоны начала:

 «Однажды зимой…»,
«Как-то раз

в лесу…», «Был дождливый

осенний день…».

Речевые шаблоны

        кульминационного момента

«Вдруг…».
«Неожиданно…», «Что

 
делать?»,

Речевые шаблоны окончания:
«Все окончилось тем, что…»,
«Наконец…», «Настро
ение было…»,
«Рады (огорче
ны) тем, что…».

Памятка
по составлению описания животных, птиц, рыб

 1Название, обобщающее понятие             (к кому относится).

2.
Величина.

3. Покрытие тела.

4. Цвет.

5. Особенности частей
тела.

6. Место обитания (лес, водоем, дом,

    хлев).

7. Название жилища (нора, берлога,

    логово, гнездо, дупло).

8. Чем питается.

  9.
Название детенышей.

10. Польза (для домашних

      животных и птиц).

Памятка по составлению           описания предмета

1. Название.

2. Величина.

3. Вес.

4. Качество.

5. Форма.

6. Цвет.

7. Запах.

8. Вкус (для
съедобных).

  
9. Принадлежность (обоб
щающее

      
понятие).

  
10. Как используется

Памятка по составлению

 описательного рассказа

по картинке

1. Какое время года
изобра
жено?

2. Какая погода?

3. Какую местность
видим?

4. Какие видим неживые объекты?

5. Действия живых объек­тов.

6. Какое настроение передает

    картинка?

 Памятка
по составлению

рассказа
из личного опыта

(о событии, факте, собственном впечатлении)

1. Время действия (время года,

     часть   
суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Описание
происшедшего.

6. Настроение.

  

                Рисунок2.png

2017
г.

Памятка воспитателю по работе над составлением рассказа       по картинке.

  1.В  рассказе должно быть отражено настоящее, представленное по картинке, предшествующее и последующее – в их причинном и логическом взаимоотношении.

  2.Картинка, намеченная для работы, должна быть вывешена заблаговременно.

  3.Картинка должна соответствовать графическим и эстетическим требованиям.

  4.Содержание картинки должно соответствовать уровню развития детей и постепенно усложняться.

  5.При работе с картинкой следует четко определить главное и второстепенное.

  6.При планировании и проведении работы следует использовать весь потенциал картинки ( познавательный, нравственный, эмоциональный).

  7.Образец рассказа и требования к детям должны соответствовать уровню их развития.

  8.Работу над составлением рассказа всегда надо начинать с подготовки ( уточнение знаний, накопление словаря, уточнение грамматики)

  9.Не следует подменять составление рассказа детьми заучиванием образца воспитателя.

  10.Дети рассказывают поочередно.

  11.Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания делаются по окончании ответа.

  12.Опрос детей следует проводить с учетом их индивидуальных особенностей.

  13.В зависимости от сложности картинки следует использовать разные формы составления рассказа: по цепочке, по образцу, по плану.

«Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… — начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»

К.Д.Ушинский

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе.   Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО является речевое развитие.

 Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

По существу, ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.

Дети должны:

— знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой;

— уметь отличать рассказ от простого набора предложений.

Картины и серии картин можно условно разделить на три вида: 1) действие происходит вне помещения; 2) действие происходит в помещении;

Выделяются следующие этапы работы воспитателя:

1. Предварительная работа, в которой рассматриваются последовательность действий, наблюдаемая или проживаемая ребенком в реальной жизни, и последовательность событий в знакомых литературных произведениях.

2. Система игровых упражнений по обучению детей работе с серией картинок.

3. Проверочные задания, при выполнении которых дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок.

В результате работы с серией картинок ребенок должен научиться:

— раскладывать отдельно взятые картинки (кадры) в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета;

— составлять связный краткий рассказ сюжета;

— осознавать и озвучивать правила составления серии картинок (т.е. ребенок должен научить кого-то раскладывать картинки в правильной последовательности).

Литература по программе «Детство».

1. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст, старшая, подготовительная группа) / автор-сост. О.М.Ельцова. – СПб.: ООО «ИЗД-ВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. Методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж-Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002.

НОД. Темы:

1. Сказка «Красная шапочка» (сред. гр.).

2. «Поможем мышатам научиться бережно относиться к хлебу». (стар. гр.)

3. «В стране добрых поступков» (стар. гр.).

4. «В гостях у бабушки в деревне» (стар. гр.).

5. «Уроки Айболита и Мойдодыра для ребят-дошколят» (стар. гр.).

6. Здравствуй, лето красное»!» (подгот. гр.).

7. «Встреча в клубе «Знатоки родного языка» (подгот. гр.).

8. «Встреча знатоков детской литературы в библиотеке» (подгот. гр.).

9. «Встреча в клубе «Знатоки родного языка» (п.г.).

МДОУ «Детский сад №6 «Солнышко»

ПАМЯТКА

для педагогов
«Составление рассказа по серии сюжетных картин«

Старший воспитатель: Хехнева Г.С.

г. Семенов

2019 г.

Первый вид картин: Начинаться рассказ может со слов: как-то раз…, однажды…, был… Далее следует ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток). Первый вид картин: действие происходит вне помещения. Начинаться рассказ может со слов: как-то раз…, однажды…, был… Далее следует ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток). Например, зимой день (утро, вечер) – зимний, морозный, холодный, ясный, снежный. Следующая группа вопросов: кто что задумал (решил)? где (куда)? Придумать имя герою, обозначить место действия, цель. Например, «Петя вышел с машиною во двор… Середина рассказа – описание непосредственных событий, происшедших с героем (героями) на картине. Вопрос: «А что случилось?» (Устанавливаются причинно-следственные связи). Конец – результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою.

Второй вид картин: действие происходит в помещении; Начало. Отвечаем на вопросы: когда? где? кто что задумал (решил)? Время года опускается, остается название части суток. Например, однажды утром, днем, вечером, после завтрака, обеда, прогулки, сна… Где? – дома, в саду, в группе… Кто (дается имя) что решил, предложил, задумал. Середина и конец. Остаются такими же, как и в работе с первым видом картин.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по серии сюжетных картин: рассказ-описание и рассказ-повествование. Обучение составлению рассказа-описания по последовательной сюжетной серии картин начинается в средней группе. В возрасте с 4 до 5 лет работа происходит с 4—6 картинками, которые отражают типичные события, переживаемые детьми в этом возрасте (покупка в магазинах, поход в зоопарк). Детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах немного персонажей и мало окружающих предметов. Воспитатель в первой части занятия организует совместные действия — начинает описание одного предмета, а ребенок заканчивает двумя — тремя предложениями.

В старшем дошкольном возрасте дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку. В возрасте 5—7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6—8 «кадров», связанных с разнообразным содержанием: личным опытом детей, наблюдаемыми со стороны действиями других. При описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов. На последующих занятиях составлению рассказов помогает план.

В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с использованием образной речи. Педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины. В этом возрасте очень важно воображать «додумывать» предыдущие или последующие события.

В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы обучения: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии:

на доске (экране, мольберте) выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;

вся серия картинок находится на доске (экране, мольберте), первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета;

дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа).

Весенний пейзажСочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.

Техника правильного написания сочинения по картине

Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.

Структура текста

При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вступление

Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».

Основная часть

Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:

Зимний пейзаж

  1. Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
  2. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
  3. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
  4. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.

Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.

План сочинения

Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:

Вступление:

  • справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
  • справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);

Основная часть (описание картины):

  • сюжет картины;
  • описание переднего и заднего планов;
  • описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
  • детали;
  • цветовая гамма;
  • роль и используемые художником средства выражения.

Заключение:

  • собственное мнение о картине;
  • общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

  • Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
  • Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
  • Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
  • Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.

Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.

Раскрытие темы и вывод

Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.

Советы родителям:

  1. Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
  2. В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
  3. Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
  4. Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
  5. В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.

Ребенок занимаетсяОбучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 08.01.2020 17:37

Мелешина Галина Юрьевна

учитель русского языка и литературы

37 лет

рейтинг2 706
место14 660

Местоположение

Россия, г. Первомайск Нижегородская обл.

Памятка «Как работать над рассказом по картине»

26.03.2016 22:13

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Рассмотрите картину, узнайте автора.
  2. Постарайтесь больше узнать о художнике.
  3. Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.
  4. Рассмотрите картину; вдумайтесь в ее содержание (что здесь произошло; почему?).
  5. Постарайтесь представить: что было до момента, изображенного художником, что будет после него.
  6. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим рассказом.
  7. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его. (Заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать).
  8. Вспомните композицию рассказа. Учитывая, что кульминации должен соответствовать момент, изображенный на картине (ведь он самый важный!), составьте план.
  9. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: главное в нем – содержание картины!
  10. Постарайтесь включить в рассказ диалог, элементы описания (обстановки, природы, внешнего вида людей), причем так, чтобы это помогало полнее представить ход событий, характеры героев.
  11. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Просмотр содержимого документа

«Памятка «Как работать над рассказом по картине»»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Don starve как найти золотой самородок
  • Как найти плечо силы физика формула
  • Как найти ступичный подшипник по номеру
  • Как найти оригинал видео в интернете
  • Staruml unregistered как исправить