Пфхд бюджет как составить

Содержание страницы

  1. Законодательное обоснование
  2. Цель составления ПФХД
  3. Средства, учитываемые в ПФХД
  4. Время действия составленного ПФХД
  5. Схемы утверждения Плана ФХД
  6. Структура Плана ФХД
  7. Порядок составления и утверждения ПФХД

План финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) – один из главных документов, принимаемых внутри бюджетного учреждения для управления доходами и расходами. Он разрабатывается, утверждается и применяется в государственных и муниципальных заведениях. Рассмотрим, какие существуют особенности его составления, на что следует обратить внимание, какие показатели отражать в отчетности.

Чем отличается план финансово-хозяйственной деятельности от маркетингового бюджетирования?
Как учесть все расходы и правильно отразить их в документах организации?

Законодательное обоснование

Документ, регламентирующий и контролирующий всю финансовую жизнь бюджетных организаций, по нормам российского законодательства является:

  • обязательным к составлению;
  • открытым и доступным.

Эти требования закреплены в подпункте 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом же законодательном акте отмечается, что учредитель вправе сам разработать порядок утверждения Плана ФХД, главное, чтобы он не противоречил требованиям Министерства финансов Российской Федерации.

Требования государства относительно ПФХД изложены в Приказе Минфина РФ № 81н от 28 июля 2010 г., последние изменения в который вносились в 2013 году. Этой нормой сегодня и надлежит руководствоваться учредителям при составлении и утверждении Плана ФХД.

В различных отраслях и ведомствах могут быть приняты дополнительные требования к составлению данного документа. Дополнительные коррективы могут вносить местные власти.

План ФХД составляется учреждением в рублях и содержит три части: заголовочную, содержательную и оформляющую.
Какова структура плана финансово-хозяйственной деятельности?

Права самой бюджетной организации:

Учредитель вправе единолично:

  • утверждать типовую форму данного плана;
  • дополнительно детализировать предусмотренные Минфином показатели финдеятельности;
  • установить лимит по срокам утверждения ПФХД.

Вопрос: На осуществление закупок по плану финансово-хозяйственной деятельности муниципальному бюджетному учреждению выделено 5 500 тыс. руб. Можно ли сделать базовый план закупок, план-график на меньшую сумму (например, 4 500 тыс. руб.), а впоследствии откорректировать данную сумму путем внесения изменений в план закупок, план-график?
Посмотреть ответ

Цель составления ПФХД

Главный финансовый документ, по которому функционирует бюджетное учреждение, План финансово-хозяйственной деятельности, составляется для решения следующих задач:

  • распределение объема поступающих и выплачиваемых средств;
  • приведение в равновесие финансовых показателей;
  • определение эффективности применения финансов, которые предоставляются учреждению;
  • контроль над кредиторскими задолженностями;
  • управление динамикой затрат и прибылей учреждения.

Средства, учитываемые в ПФХД

Планом финансово-хозяйственной деятельности учитываются следующие поступления:

  • деньги, полученные организацией за оказание различных платных услуг;
  • адресные субсидии, полученные от государства на конкретные цели;
  • иные субсидии;
  • спонсорские средства;
  • другие поступления из легитимных источников.

Время действия составленного ПФХД

Данный документ составляется ежегодно и утверждается, как правило, на следующий финансовый год. Возможно утверждение на дополнительный плановый временной промежуток, если на этот период принимается соответствующий бюджет. В такой ситуации все равно необходима ежегодная сверка и уточнение показателей, при изменениях производить переутверждение Плана.

Схемы утверждения Плана ФХД

В Приказе Минфина, содержащем требования к утверждению этого документа, содержатся варианты, которые позволяют по-разному утверждать этот план для бюджетных и автономных организаций:

  • бюджетная сфера – план утверждается учредителем, он может передать это право руководителю организации;
  • автономная сфера – основанием для утверждения Плана является заключение наблюдательного совета данного учреждения.

Структура Плана ФХД

Данные, входящие в План, должны быть, с одной стороны, сгруппированы, с другой, детализированы. Степень детализации разрешается устанавливать самому учреждению. Минфин требует только соблюдения определенных, относительно крупных групп затрат и прибылей. Необходимо планировать и учитывать показатели следующих направлений:

  • вознаграждение за труд;
  • другие начисления, касающиеся оплаты трудовой деятельности;
  • деньги за различные услуги – коммунальные, транспортные, связи и пр.;
  • арендная плата;
  • средства на содержание помещения и другого имущества;
  • пособия для выплаты населению в рамках социальной помощи;
  • перечисления другим государственным организациям;
  • покупка материальных и нематериальных активов;
  • операции с ценными бумагами (если это разрешено федеральным законодательством);
  • прочие услуги, расходы и выплаты, не противоречащие законодательству РФ.

Каждую из этих групп можно детализировать, например, рассматривать каждый вид активов по отдельности, по кодам и группам. Удобно провести детализацию в согласовании с бухгалтерией, чтобы одновременно решать вопросы и бухгалтерской отчетности, ведь отчет об исполнении данного плана требует более подробной детализации.

ВАЖНО! Совсем не обязательно составлять отдельный ПФХД по каждому источнику финансирования, за исключением субсидий (они учитываются отдельным документом).

Бюджетные доходы и расходы в Плане финансово-хозяйственной деятельности

В бюджетных учреждениях доходы и расходы довольно часто не связаны между собой. Получается, что нужно направить средства на возмещение расходов, не имеющих к доходам никакого отношения. Для этого в бухгалтерском учете применяется специальный счет 030406000, что оговаривается в пояснительной записке к ПФХД. В отчете выплаты из бюджета вполне могут не соответствовать затратам, понесенным бюджетным учреждением.

Но когда взаимосвязь есть, положение несколько меняется. Например, получая плату за сданное в аренду имущество, учреждение должно направить эти деньги, прежде всего, на содержание этого имущества (п. 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Остальные средства, полученные организацией из разных источников, поступают в ее полное распоряжение, их распределение следует запланировать в ПФХД по собственному усмотрению.

ТО ЕСТЬ: в Плане ФХД стоит предусмотреть дополнительные графы по отдельным видам расходов, учитывающие путь их возмещения, либо имеет смысл утвердить дополнительные формы для расшифровки затрат по источнику их обеспечения.

Порядок составления и утверждения ПФХД

Данный регламент приведен в Приложениях к приказу соответствующего министерства и ведомства. Он устанавливает порядок принятия и использования ПФХД:

  • его структуру;
  • обязательные реквизиты;
  • степень детализации;
  • типовую форму.

Порядок принятия Плана ФХД

  1. Учитываются стоимостные значения различных активов (по балансовым данным).
  2. В соответствующие графы вносятся финансовые показатели текущего состояния учреждения, по учитываемым активам:
    • движимое госимущество на праве управления учреждением;
    • недвижимое имущество, принадлежащее государству;
    • активы, переданные в аренду;
    • арендуемые фонды;
    • имущество, предоставленное в безвозмездное пользование и др.
  3. Учет показателей денежного состояния:
    • активы, не формирующие финансовой составляющей (имущество по остаточной балансовой стоимости на дату утверждения Плана);
    • денежные активы (задолженности по доходам и расходам);
    • различные обязательства.
  4. Планирование источников поступлений финансов: субсидии, инвестиции, платные услуги (перечень и расценки) и пр.
  5. Распределение плановых показателей:
    • на выполнение госзадания;
    • на определенные цели;
    • платные услуги;
    • на социальное обеспечение;
    • на иные цели.
  6. Учитываются остатки поступлений от предыдущих периодов (на основании ранее реализованных Планов ФХД).
  7. Если в план требуется внести изменения, необходимо составлять новый. Для внесения новых данных необходимы точные обоснования.
  8. План утверждается в течение 15 дней после принятие государством соответствующего бюджета на очередной год и/или плановый период.
  9. План должны подписать:
    • руководитель учреждения или уполномоченное лицо;
    • начальник финансовой службы (главный бухгалтер);
    • исполнитель документа.
  10. Подписи заверяются печатью.

  11. Согласование с профильным Министерством, утверждение министром или его заместителем, при необходимости отправление на доработку.

План финансово-хозяйственной деятельности  (ПФХД)  является  ключевым документом  учреждения, инструментом  финансового планирования мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения и управление доходами и расходами учреждения.

Учреждение составляет план ФХД по кассовому методу, в валюте Российской Федерации. Для учреждений, расположенных на территории иностранных государств, показатели плана формируются в соответствии с порядком органа-учредителя в иностранной валюте и рублёвом эквиваленте. Подробнее эту тему разбирает эксперт «Что делать Консалт».

Основные принципы составления плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения

Бюджетные и автономные учреждения составляют план ФХД, утверждают его и вносят изменения в порядке и сроки, которые определены органом-учредителем. При этом они должны учитывать Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утверждённые Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (п. 2 названного Приказа, п. 2 Требований). План ФХД составляется и утверждается на текущий финансовый год или на очередной финансовый год и плановый период, в зависимости от того, на какой период утверждён закон (решение) о бюджете. Если срок исполнения принятых обязательств превышает срок действия закона (решения) о бюджете, по решению органа-учредителя утверждаются показатели плана ФХД на период сверх этого срока (п. 5 Требований).

Составлять проект плана ФХД при формировании проекта закона (решения) о бюджете нужно в порядке и сроки, установленные органом-учредителем. Формировать его необходимо на основании обоснований (расчётов) плановых показателей поступлений и выплат. В первую очередь необходимо установить плановый объём поступлений и выплат денежных средств. Требования к формированию обоснований (расчнетов) плановых показателей поступлений и выплат установлены в гл. III Требований.

Федеральные учреждения формируют план в ГИИС «Электронный бюджет» (п. 2 Порядка составления и ведения планов ФХД). Информация, содержащаяся в системе, подлежит защите в соответствии с законодательством РФ (п. 16 Постановления Правительства РФ от 30.06.2015 № 658).

План ФХД, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, составляется и утверждается с соблюдением законодательства РФ о защите государственной тайны (п. 7 Требований).

консультант плюс 30 лет

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

подробнее

Особенности составления, сроки утверждения и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального учреждения

Требования к составлению и ведению плана ФХД, предусмотренные Порядком, утверждённым Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н, идентичны общим требованиям, утверждённым Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (ред. от 03.09.2021). При этом есть следующие особенности.

В приложении к Требованиям Приказа № 186н от 31.08.2018 вы найдёте  новую рекомендованную форму ПФХД, а также:

 

— уточнён перечень таблиц и требования к их содержанию;

— внесено уточнение о том, что план должен составляться на основании обоснований (расчётов) плановых показателей поступлений и выплат в соответствии с установленными приказом требованиями;

— введена дополнительная норма по раскрытию источников доходов (по видам финансового обеспечения) и выплат по видам расходов в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»;

— введена обязанность обособленных (структурных) подразделений (филиалов) формировать ПФХД с учётом взаиморасчётов между головным учреждением;

— уточнён порядок формирования показателей плана и обоснований (расчётов) плановых показателей по соответствующим кодам бюджетной классификации;

— добавлена дополнительная детализация таблицы по закупкам в разрезе источников финансирования и договорных обязательств с применением 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Формы более подробные и соответственно объёмные. При представлении ПФХД на утверждение обязательно необходимо прикладывать обоснования (расчнеты) плановых показателей по доходам и выплатам, используемые при формировании ПФХД.

Обязательным условием Порядка, утверждённого Приказом Минфина России   от 17.08.2020 № 168н, является размещение утверждённого плана ФХД в информационной системе «Электронный бюджет». Исключение составляют только документы и сведения, которые относятся к государственной тайне.

При наличии сведений, составляющих государственную тайну, составление и ведение плана, а также иных документов, предусмотренных настоящим Порядком, формируются обособленно, на бумажных носителях, собственноручно подписываемых уполномоченным лицом.

План бюджетного учреждения утверждается уполномоченным лицом учреждения, если решением органа-учредителя не установлен иной порядок его утверждения.

План автономного учреждения утверждается руководителем автономного учреждения после рассмотрения проекта плана наблюдательным советом автономного учреждения. Учреждение, имеющее обособленные подразделения, на основании плана, утвержденнного в соответствии с порядком, определённым учредителем, утверждает план головного учреждения и план для каждого обособленного подразделения.

Орган власти или ГРБС, выполняющий функции учредителя, вправе установить свой порядок утверждения.

План вновь созданного учреждения составляется на текущий финансовый год и плановый двухлетний период.

Без утверждённого плана ФХД деятельность учреждения бюджетной сферы недопустима.

Учреждение в течение 15 рабочих дней со дня доведения до него информации о планируемых к предоставлению объёмах субсидий составляет проект плана ФХД и не позднее одного рабочего дня после подписания направляет его органу-учредителю (пп. 11, 12 Порядка, утверждённого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н).

Орган-учредитель рассматривает проект и при отсутствии замечаний согласовывает. Если есть замечания, орган-учредитель направляет учреждению информацию об отклонении документа с указанием причин. Предельный срок согласования (отклонения) – не более 10 рабочих дней со дня получения проекта. Орган-учредитель может установить меньший срок (п. 13 Порядка, утверждённого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н).

В срок, установленный органом-учредителем (но не позднее 10 рабочих дней после дня получения информации об отклонении документа), учреждение корректирует проект плана ФХД и направляет его органу-учредителю. Тот рассматривает и принимает проект или вновь отклоняет его в предусмотренные сроки (но не позднее 5 рабочих дней со дня получения) (п. 14 Порядка, утверждененого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н).

После принятия федерального закона о федеральном бюджете и формировании соглашений о предоставлении субсидии (грантов в форме субсидий) проект плана ФХД при необходимости уточняется учреждением на основании уточнённой информации. Уточнённый проект рассматривается, согласовывается и принимается в порядке, описанном выше (п. 15 Порядка, утверждённого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н).

Учреждения бюджетной сферы составляют план ФХД по форме, которая приведена в Приложении 1 к Порядку, утверждённому Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н (п. 10 названного Порядка). Она имеет ряд особенностей. Так, в разд. 2 предусмотрена графа 6 «Уникальный код». Код проставляют учреждения, получающие трансферты из федерального бюджета для софинансирования затрат на капитальное строительство или приобретение недвижимости. Код состоит из 20 позиций: 1–2 – порядковый номер года, в котором перечисляется трансферт; 3–20 – номер, присвоенный трансферту при его формировании в системе «Электронный бюджет».

Неотъемлемой частью плана ФХД являются обоснования (расчёты). Рекомендуемые образцы обоснований (расчетнов) плановых показателей поступлений и выплат приведены в Приложении 2 к Порядку, утверждённому Приказом Минфина России № 168н (п. 10 этого Порядка). Перед составлением проекта плана ФХД необходимо выполнить расчёты по каждому показателю доходов, расходов. Эти расчёты являются неотъемлемой частью проекта.

консультант плюс 30 лет

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

подробнее

Обоснование показателей по доходам

Субсидии на выполнение государственного задания, осуществление капвложений в госсобственность и на иные цели, гранты в форме субсидий не нуждаются в обоснованиях. Размер этих поступлений определяется учредителем и включается в план ФХД на основании соглашений.

 Бюджетные и автономные учреждения должны выполнить расчёты по следующим видам доходов:

— от оказания услуг и выполнения работ;

— от использования собственности;

— от операций с активами;

— полученных в виде штрафов, пени, неустойки, в том числе за нарушение контрагентами условий контрактов;

— полученных в виде возмещения ущерба;

— полученных в виде безвозмездных денежных поступлений;

— полученных в виде процентов, начисленных на остатки по счетам в кредитных организациях;

— от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и пр.

Доход от оказанных платных услуг определяется с учётом их годового объемна и плановой себестоимости.

При обосновании доходов от операций с активами учитывается стоимость

 — подлежащих реализации неиспользуемого имущества, невозвратной тары;

— полученных в результате списания НФА лома черных и цветных металлов, утиля и др.

В плане ФХД должно быть учтено увеличение денежных средств учреждения за счёт возврата дебиторской задолженности прошлых лет,

доходы от использования собственности и поступления от возмещения расходов на содержание имущества.

Обоснование показателей по расходам

В процессе своей деятельности бюджетные и автономные учреждения производят расходы:

— на оплату труда, выплаты компенсационного характера персоналу, страховые взносы на обязательное социальное страхование;

—  на социальное обеспечение работников, бывших работников и населения;

— на оплату налогов: земельного, водного, транспортного, на имущество организаций;

— на закупку товаров, работ и услуг;

— на безвозмездные перечисления организациям и физлицам;

— на осуществление капитальных вложений.

Суммы по каждому виду затрат должны быть рассчитаны на основании утверждённых норм использования трудовых, материальных и технических ресурсов.

Должностным лицам, составляющим обоснования, следует руководствоваться СНиПами, СанПиНами, ГОСТами, стандартами, техническими паспортами и другими нормативными актами.

Сумма заработной платы определяется с учётом штатного расписания, положения об оплате труда, положений о премировании, нормативных документов о квалификационных и компенсационных выплатах и т. д.

Для того чтобы рассчитать командировочные расходы, нужно получить от руководителей отделов и служб планы служебных командировок сотрудников на предстоящий год.

Расходы в плане ФХД указываются в разрезе подстатей КОСГУ.

При расчёте затрат на приобретение товаров, работ и услуг необходимо учитывать выданные поставщикам в предшествующий год авансы и неисполненные обязательства.

При выполнении обоснования налоговых платежей следует учесть задолженность и переплату, подтверждённые актом сверки.

Изменения, для которых не требуется корректировка обоснований (расчётов), оформляются сведениями о движении денежных средств. Их рекомендуемая форма приведена в Приложении 3 к Порядку. Изменения в план ФХД вносятся не позднее одного рабочего дня до начала очередного финансового года, до 31 декабря.

консультант плюс 30 лет

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.

подробнее

Как и когда внести изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения

Изменения в показатели плана ФХД вносятся по общим правилам. Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 22 Порядка, утверждённого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н. В этих ситуациях формируются Сведения о движении денежных средств (рекомендуемый образец) (п. 21 Порядка, утверждённого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н).

Если объём субсидий на государственное задание, целевых субсидий, субсидий на капвложения, грантов в форме субсидий изменяется, план ФХД нужно скорректировать не позднее 15 рабочих дней после заключения соглашения (дополнительного соглашения) о предоставлении субсидии (гранта в форме субсидии) (п. 20 Порядка, утверждённого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н). Прежде чем вносить изменения в план ФХД, необходимо уточнить плановый объём поступлений и выплат денежных средств.

Изменение показателей плана ФХД происходит в следующих случаях:

  • использованы остатки средств на начало текущего финансового года (если показатели задания выполнены и нет обязательств по их возврату), в том числе неиспользованные остатки целевых субсидий и субсидий на капвложения (если орган-учредитель подтвердит потребность использования остатка);
  • изменились объёмы планируемых поступлений, выплат и направления выплат, например из-за изменения объёма предоставляемых субсидий и грантов, объёма платных услуг (работ), объёма безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц, из-за поступления средств дебиторской задолженности прошлых лет, не включённых ранее в показатели плана ФХД, и увеличения выплат по неисполненным обязательствам прошлых лет, не включённых ранее в показатели плана ФХД;
  • реорганизация учреждения.

Изменения в план ФХД осуществляются путём внесения изменений в обоснования (расчёты) (п. 14 Требований).

Однако в обоснования (расчетны) не требуется вносить изменения, если (п. 15 Требований):

  • в текущем финансовом году поступают суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, возмещения ущерба, недостач, выявленных в текущем финансовом году, суммы по решению суда или на основании исполнительных документов;
  • необходимо осуществить выплаты по возврату в бюджет субсидий, полученных в прошлых отчётных периодах, выплаты по возмещению ущерба, выплаты по решению суда на основании исполнительных документов, выплаты по уплате штрафов, в том числе административных.

Важно! Если изменения предусматривают уменьшение выплат, изменённые показатели не могут быть меньше кассовых выплат, произведённых до внесения изменений (п. 13 Требований).

консультант плюс 30 лет

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

подробнее

Кто и в какой срок утверждает план финансово-хозяйственной деятельности учреждения

План ФХД бюджетного учреждения утверждается уполномоченным лицом учреждения, если решением органа-учредителя не установлен иной порядок.

План ФХД автономного учреждения утверждается руководителем учреждения после рассмотрения проекта плана наблюдательным советом.

План ФХД утверждайте в порядке и сроки, установленные органом-учредителем до начала очередного финансового года (п. 46 Требований).

Учреждение в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня доведения до учреждения органом-учредителем информации о планируемых к предоставлению из федерального бюджета объёмах субсидий, осуществляет формирование проекта плана на основании обоснований (расчётов) плановых показателей, используемых при составлении проекта плана, и информации, доведенной органом-учредителем.

Проект плана, подписанный уполномоченным лицом учреждения, не позднее одного рабочего дня после дня его подписания направляется органу-учредителю.

Орган-учредитель осуществляет рассмотрение проекта плана на предмет соответствия бюджетному законодательству Российской Федерации, порядку органа-учредителя и при отсутствии замечаний к проекту плана и (или) обоснованиям (расчётам) плановых показателей в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения от учреждения проекта плана согласовывает его.

В случае наличия замечаний к проекту плана и (или) обоснованиям (расчётам) плановых показателей орган-учредитель в срок  не позднее 10 рабочих дней со дня получения от учреждения проекта плана направляет учреждению информацию об отклонении проекта плана с указанием причин отклонения (замечаний).

Учреждение в срок, установленный порядком органа-учредителя, но не позднее 10 рабочих дней после дня получения информации об отклонении проекта плана вносит изменения в соответствии с полученными замечаниями и направляет уточнённый проект плана органу- учредителю.

Орган-учредитель рассматривает и принимает уточнённый проект плана (отклоняет проект плана) в сроки, установленные порядком органа-учредителя, но не позднее пяти рабочих дней после дня получения уточнённого проекта плана.

План ФХД, не содержащий сведений, составляющих государственную тайну, нужно опубликовать не позднее чем через пять рабочих дней после его утверждения. Следует учитывать, что документы, находящиеся в ГИИС «Электронный бюджет» в статусе «Утверждено», направляются на сайт www.bus.gov.ru автоматически. Администратором портала является Федеральное казначейство, порядок размещения информации регламентируется Приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н (ред. от 17.12.2015).

В каком порядке и в каких случаях применять коды видов расходов

При составлении бюджетной сметы и плана финансово-хозяйственной деятельности необходимо учитывать основные изменения в порядке применения КВР и кодов КОСГУ на основании положения следующих документов:

—  Приказ Минфина России от 08.06.2021 № 75н, которым утверждены коды (перечни кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов);

Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утверждённый Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н в редакции Приказа Минфина России от 11.06.2021 № 78н;

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утверждённый Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н в редакции Приказа Минфина России от 24.09.2021 № 133н.

Правильное применение кодов бюджетной классификации при планировании и расходовании бюджетных средств позволит избежать нарушений при отражении операций в финансово-хозяйственной деятельности учреждений бюджетной сферы.

консультант плюс 30 лет

Типовые ситуации в СПС КонсультантПлюс позволят бухгалтеру быстро решать вопросы, с которыми он сталкивается ежедневно.

подробнее

Автор: преподаватель-бухгалтер «Что делать Консалт» Улжан Даулетбаева

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г.
Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, smi@4dk.ru

Как бюджетные, так и автономные учреждения обязаны утверждать план ФХД. Начиная с 1 января 2023 г. отражение таких операций происходит по-новому. В этой статье мы разберем основные нововведения, которые касаются данной темы.

  • Кому нужно заполнять план ФХД
  • Как в 2023 г. вносить изменения в план ФХД
  • Основные КБК для планирования доходов, а также выплат по расходам
  • Структура плана ФХД
  • Публикация плана ФХД

Кому нужно заполнять план ФХД

По общему правила план ФХД заполняется только теми учреждениями, которым средства доводятся от учредителя, то есть в одном случае это может быть, когда такой порядок установил сам учредитель, в другом — если на отчетную дату у учреждения существует просроченная кредиторская задолженности и здесь не имеет значения сумма такой задолженности, важен сам факт.

Учредитель вправе устанавливать срок и порядок утверждения плана не позднее начала очередного финансового года, к примеру план ФХД за 2023г необходимо утвердить уже в 2022 г. План ФХД может подписать руководитель учреждения в случае, если нет ни одной вышеперечисленной особенности.

В случае если учреждение является автономным, то составляется лишь проект плана. На первом этапе он рассматривается наблюдательным советом учреждения, на втором — подписывается руководителем. В данной ситуации учредитель не принимает участия в этой процедуре.

Если Ваше учреждение только начало вести свою деятельность, то необходимо создать план как на очередной финансовый год, так и на текущий.

Бывают случаи, когда план финансово-хозяйственной деятельности необходимо откорректировать, в таких случаях необходимо следовать процедуре, которая указана в положении к Требованию № 186н.

Данное положение гласит, что при изменении показателей по выплатам, эта сумма не может превышать сумму плановых поступлений и остатка на начала текущего финансового года. Иными словами — нельзя запланировать расходов больше, чем объём средств, на эти расходы.

Так же в данном положении сказано о необходимости уточнять обоснования плановых показателей по выплатам текущего года включая обязательства, которые приняты и неисполненны на начало текущего финансового года после утверждения годовой бухгалтерской отчетности.

Так же необходимо направить разъяснения учредителю в случае, если в очередном финансовом году и в году планового периода наблюдается изменение показателей больше, чем на 20% в сравнении с отчетным годом.

Узнайте, какие акции и скидки на продукты «1С» доступны для вас прямо сейчас

Узнать

Основные КБК для планирования доходов, а также выплат по расходам

Абсолютно все показатели плана ФХД заполняются на основании ратифицированных кодов бюджетной классификации (КБК).

Показатели по доходной части формируются с использованием кода аналитической группы подвида дохода бюджета.

На основании кодов по виду источников финансирования дефицитов бюджетов заполняются поступления от возврата дебиторской задолженности, а также поступления от возврата денежных средств, которые размещены на депозитах.

При планировании поступлений от возвратов, которые произведены в прошлых учетных периодах, но отражаемые в текущем.

Поступления, которые планируются от возвратов в текущем финансовом году, но произведенные в прошлых отчетных периодах, необходимо учитывать по тому же коду, что и дебиторская задолженность в составе прошлых лет в плане на 2023 год. Такие выплаты относят к отклоненным кредитной организацией платежам учреждения, а также к суммам налогов, пеней и страховых взносов, которые уплачены сверх рассчитанных показателей.

Структура плана ФХД

В таблице ниже приведена структура плана ФХД:

Запланировано доходов Плановые назначения по поступлениям
Запланировано расходов Плановые назначения по выбытиям
Принимаемые обязательства Обязательства, которые собираемся принять по процедуре конкурса
Принятые обязательства Принятые обязательства на основании регистрации и сведений по договорам
Принятые обязательства (с применением конкурсных способов) Принятые обязательства на основании регистрации и сведений по договорам по конкурсу
Принятые денежные обязательства Документы поступления услуг работ, отражение зарплаты в учете и другие документы, где мы указываем принятие денежного обязательства.
Исполнено расходов Документы, которые отражают выбытия денежных средств в счет исполнения расходов.
Исполнено доходов Кассовые поступления, которые отражают доведенные средства до учреждения
Неисполнено обязательств Принятые обязательства за вычетом исполненных расходов
Неисполнено денежных обязательств Принятые денежные обязательства за вычетом исполненных расходов
Полученное финансовое обеспечение Равняется исполненным расходам
Неисполнено финансового обеспечения Запланированные доходы за вычетом полученного финансового обеспечения

По структуре в плане ФХД показатели планируемых выплат формируются в разрезе расходов, возвратов в бюджет остатков субсидий прошлых лет и уплаты налогов, где объектом налогообложением является прибыль учреждения. В таблице ниже подробно указано, из каких документов собирается план ФХД и какие документы необходимо проверить, план формируется некорректно со сторнирующими строками.

Публикация плана ФХД

Начиная с 14 июля 2022 года с учреждений сняли обязанность публиковать утвержденный план ФХД. Но, как и прежде такой план необходимо предоставлять казначейству.

Можно сказать, что план ФХД является достаточно важным документом и к его заполнению необходимо отнестись со всей ответственностью.

Не нашли ответа на свой вопрос в наших статьях?

Обратитесь за помощью к нашему специалисту. Быстро ответим и поможем решить проблему.

Обратиться

При формировании плана финансово-хозяйственной деятельности существуют две главные проблемы: отсутствие полноценных инструментов для его формирования и отсутствие средств автоматизации процессов. Имеющиеся в распоряжении учреждений государственные системы (Электронный бюджет, bus.gov.ru, www.cbias.ru и другие ГИС), способны работать только с готовыми цифрами (набивалки). Но ведь цифры еще нужно как-то получить, а, самое главное, — обосновать!

А что делать, если у учреждения есть филиалы? Согласно Приказу Министерства финансов № 186н от 31.08.2018 ПФХД необходимо формировать с учетом взаиморасчетов между головным учреждениями и филиалами. Также по каждому филиалу нужно сформировать отдельный ПФХД, затем проверить, утвердить и разместить на портале открытых данных bus.gov.ru. Непростая задача, если процесс затягивается из-за отсутствия автоматизации.

Давайте разберемся в этапах формирования ПФХД и тех решениях, которые сократят трудозатраты в разы и позволят избежать многих ненужных ошибок.

Нормативка

Основополагающий документ по ПФХД — вышеуказанный Приказ № 186н. При этом каждый учредитель должен составить внутренний приказ, определяющий особенности формирования ПФХД в конкретной сети учреждений, сроки предоставления плана и его утверждения.

Показатели ПФХД и обоснования (расчеты) плановых показателей формируются по соответствующим кодам бюджетной классификации в части: планируемых поступлений, планируемых выплат, перечислений средств в рамках расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями.

Приказом № 168н (зарегистрирован в Минюсте РФ 11.09.2020) вносится требование к федеральным бюджетным и автономным учреждениям размещать ПФХД в системе «Электронный бюджет». Однако, это также работа с готовыми цифрами, и для того, чтобы их рассчитать и обосновать, инструментов автоматизации у учреждений не имеется. Особенно трудоемкий процесс — расчет обоснований доходов и расходов, который является неотъемлемой частью ПФХД (отметим, что на момент написания статьи даже верхний уровень обоснований, утвержденный Приказом 158н (Приложение 2) в системе Электронный бюджет, просто отсутствует).

Обоснования доходов

Обоснования необходимо формировать в разрезе видов доходов. Для этого данные оформляются в виде таблиц.

В таблицах, в частности, отражаются доходы: от использования собственности (например, арендная плата), оказания услуг (выполнения работ), компенсации затрат учреждений (включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания), безвозмездные поступления, целевые субсидии и другие.

То есть требуется детально просчитать получение доходов учреждения от различных источников на текущий/следующий год и плановый период. А это достаточно трудоемкий процесс, отнимающий определенную часть времени специалиста.

Обоснования расходов

Обоснования плановых показателей выплат также формируются на основании расчетов соответствующих расходов.

Конечно, и эти данные необходимо формировать в виде таблиц в разрезе КОСГУ и видов расходов. В план включают информацию о таких расходах как: оплата труда и страховых взносов, выплаты по социальному обеспечению и иные выплаты населению, налоги, сборы, другие аналогичные платежи в бюджет, приобретение товаров, работ, услуг и прочие расходы.

Чтобы расчет расходов был обоснованным, необходимо применять нормы трудовых, материальных и иных ресурсов. При этом соблюдая требования, установленные законодательством, к примеру, ГОСТами, СНиПами, различными порядками и регламентами оказания госуслуг (работ). Также необходимо детально просчитать расходы учреждения в разрезе КВР и КОСГУ по различным источникам финансирования на текущий/следующий год и плановый период. Это еще более трудоемкий процесс, для которого, по нашему мнению, существует только одно средство автоматизации в настоящее время, вы сейчас о нем читаете.

Разработчики системы РАМЗЭС постоянно проводят анализ актуальных требований различных федеральных НПА, Приказов Минфина РФ, Постановлений Правительства РФ и т.д., и регулярно обновляют систему, поддерживая актуальные изменения.

Благодаря ежедневной методологической работе создан инструмент, который подойдет любому ведомству и сети подведомственных учреждений. Если же понадобятся индивидуальные настройки, связанные с территориальными или отраслевыми особенностями, это займет минимум времени. Специалисты РАМЗЭС в самые короткие сроки произведут настройку системы под отраслевые требования, требования субъекта РФ или муниципалитета.

Автоматизация формирования ПФХД

Формировать, обосновывать, загружать в bus.gov.ru ПФХД учреждение может с помощью системы РАМЗЭС 2.0, если точнее, с электронным веб-сервисом ПФХД-2020. А если финансовое планирование построено совсем разумно, и ваше учреждение работает в ОИР, то согласование и утверждение плана учредителем — тоже вопрос нашей системы.

Система позволяет проводить качественное планирование, учитывая распределение финансового обеспечения по филиалам и взаиморасчеты внутри сети учреждений в разрезе видов финансового обеспечения. Аналогов данному функционалу мы пока не видели.

РАМЗЭС 2.0 не только рассчитывает, но и обосновывает (детализирует) каждую из статей расходов и доходов ПФХД. (рис. 1-3)

Рисунок 1

При этом сведения загружаются в систему в автоматическом режиме с помощью импорта словарей и уже имеющихся расчетов в таблицах Excel. Это позволяет значительно сократить время работы, по сравнению с ручным вводом информации.

Заполнив лишь раздел «Обоснования расходов», все данные можно перенести в ПЛАН ФХД и в раздел «Закупки» с помощью Импорта данных (рис.1). Автоматизация процесса налицо и никакой двойной работы.

Рисунок 2

Рисунок 3

Ускорение процессов по работе над ПФХД

Насколько можно ускорить процесс формирования ПФХД, давайте посмотрим на примере внедрения системы в Министерстве культуры и архивного дела Сахалинской области. Мы писали об этом проекте недавно в нашем блоге.

Вот как выглядит процесс формирования ПФХД до внедрения РАМЗЭСа:

Затраченное время — от 17-ти (минимум) до 24-х дней.

А теперь посмотрим, что происходит после внедрения системы в Министерстве:

Теперь минимальный срок составляет 1 день 8 часов! Экономия в 14 раз!

Плюс ушел ряд серьезных проблем, которые носят постоянный характер, если нет средств автоматизации этого процесса.

Все благодаря тому, что с РАМЗЭС 2.0 можно:

  • вносить корректировки в ПФХД, сохраняя историю изменений и все предыдущие редакции плана;
  • проводить моментальный системный анализ;
  • сократить объем бумажного документооборота при переходе на ЭДО;
  • в десятки раз сократить время обработки типовых операций по составлению, формированию, проверке и согласованию документов (если работаете в ОИР).

Исключены ошибки при планировании закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ и законодательных изменениях. Работать над планом ФХД можно с любого устройства, имеющего доступ в интернет. Система может использоваться как отдельным учреждением, так и ГРБС со всей подведомственной сетью (ОИР, о чем мы уже писали).

РАМЗЭС 2.0 совместим с другими системами и, конечно, из него можно провести выгрузку на портал bus.gov.ru.

По стоимости система РАМЗЭС 2.0 ПФХД-2020 сравнима с услугами консультантов 1C, при этом вы получаете не только сам веб-сервис, но и круглосуточную поддержку наших экспертов. На «горячей линии» вам ответят специалисты с высшим экономическим образованием, отлично знающие специфику бюджетного учета.

Внедрение

Система проста и интуитивно понятна, мы пока не видели экономистов, у которых бы возникали сложности в работе. Но главный плюс в другом. Экономист, как мы считаем, должен заниматься в системе именно планированием, а не настройкой, загрузкой справочников, форм и т.п. кастомизацией.

Всю настройку, в том числе для отдельного учреждения, делает наша команда. Это означает следующее:

  • Формы ПФХД настроены в соответствии с региональной или ведомственной спецификой.
  • Вы видите реквизиты, цифры и данные своего учреждения, актуальные на момент приобретения лицензии.
  • Вы работаете с вашим перечнем услуг (работ) и прочими справочниками.

РАМЗЭС 2.0

Разумное финансовое планирование

Хотите узнать больше о РАМЗЭС 2.0 или заказать демонстрацию?

Оставляйте свои контактные данные в форме ниже и мы вам перезвоним:

Планировать закупки на 2022 год следует после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). Этот документ отражает ключевые показатели экономической деятельности организации и является основополагающим.

Какими нормами руководствоваться

План ФХД формируется в электронном виде и подписывается электронной подписью. Такой порядок действует с 2021 года.

При составлении ПФХД на 2022 год, плановый период 2023 и 2024 года следует руководствоваться общими правилами, установленными приказом Минфина № 168н от 17.08.2020.

Федеральным учреждениям следует учесть новые коды бюджетной классификации- КБК (приказ от 08.06.2020 № 99н) и новые подстатьи КОСГУ (Порядок № 209н).

Региональным и муниципальным учреждениям при согласовании плана ФХД 2022 следует учитывать, что:

  1. План ФХД 2022 следует утвердить до начала нового финансового года.
  2. Форму документа скорректировали. В ней появилась графа «Уникальный код». Она введена для отражения кодов объектов капитального строительства или недвижимости, расходы на которые финансируются за счёт федерального бюджета. Найти код можно в классификаторе системы «Электронный бюджет».

Как составить план ФХД: четыре этапа

Согласно общему правилу, план ФХД формируется в системе «Электронный бюджет». Госорганы субъектов РФ могут использовать муниципальные или региональные информационные системы. Также можно использовать специальный программный комплекс, который сформирует документ по заданному шаблону.

План ФХД следует составлять пошагово:

  1. Сформулируйте обоснование поступлений и выплат
  2. Сформируйте проект и направьте его учредителю организации. Его задача — рассмотреть план ФХД и расчёты плановых показателей. Учредитель установит правила, сроки, может внести правки. Все требования следует учесть в документе.
  3. На основании согласованного проекта составьте план ФХД на будущий год либо на будущий год плюс плановый период (в зависимости от сроков действия закона о бюджете).
  4. Утвердите документ:
    • Федеральные органы должны утвердить документ в срок до 10 рабочих дней после подписания соглашения о получении субсидий.
    • Для региональных и муниципальных учреждений сроки доводит учредитель. Но утвердить план следует до начала следующего финансового года.

Важно! Если сведения содержат гостайну, документ составляется на бумажном носителе. Для согласования и утверждения его можно записать на съёмный носитель с соблюдением законодательства о гостайне.

Как составить проект ПФХД

Формировать проект плана ФХД следует одновременно с проектом бюджета на плановый период. В основе составления проекта лежит кассовый метод. Нужно указать кассовый объём доходов и расходов, включая доходы от коммерческой деятельности и субсидии.

Если у компании есть обособленные подразделения, проект следует составить для головного учреждения и одновременно отдельные планы для обособленных.

Какие доходы и расходы нужно учесть при обосновании плана

Перечни доходов и расходов, которые нужно обосновать при составлении плана ФХД 2022 приведены в таблице 1.

Таблица 1. Доходы и расходы, которые нужно обосновать в ПФХД 2022

Доходы

Расходы

  • от коммерческой дельности — исходя из планируемого объема;
  • от использования собственности — исходя из планового объема имущества и его плановой стоимости;
  • от операций с активами;
  • субсидии, гранты, иные безвозмездные поступления;
  • штрафы, пени и т.п. — при наличии решений суда, ФНС и других госорганов.
  • по перечисленным авансам;
  • излишне уплаченным налогам, пеням, штрафам;
  • принятым обязательствам.

Плановые доходы рассчитываются на основании расчётов соответствующих доходов с учётом возникших на начало финансового года задолженностей пред учредителями и полученных на начало текущего финансового года предварительных платежей по контрактам.

При расчёте расходов следует учитывать нормы трудовых, технических, материальных ресурсов, требования законодательства и иных правовых актов (ГОСТов, СНиПов и т.п.).

В расчёты на оплату труда следует включить пособия, компенсационные выплаты и страховые взносы. Траты на обеспечение матзапасов рассчитываются исходя из имеющихся остатков и планируемого объема на будущий год, а расходы по закупкам следует запланировать в соответствии с утверждённым планом-графиком.

Налоги рассчитываются на основании планируемой налоговой базы с учётом действующего бюджетного и налогового законодательства.

В какие сроки публиковать и можно ли корректировать

Опубликовать план ФХД следует в течение пяти рабочих дней после подписания документа учредителем.

Корректировки в план ФХД можно при реорганизации учреждения, при планировании использования остатков денежных средств на начало года, при необходимости корректировки объёма планируемых поступлений. Например, если изменились размеры субсидий, возникла экономия и т.п.

Вопросы общей методики и практики планирования, нюансы формирования показателей и расчетных обоснований в плане ФХД в увязке с отражением соответствующих показателей в бухгалтерском учете и на счетах санкционирования разберём на семинаре: «Планирование и осуществление финансово-хозяйственной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений на 2022 год (плановый период 2022-2024).»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить таблицу пищевой ценности продуктов
  • Ошибка 8 на ваз 2114 на панели приборов как исправить ошибку
  • Как ты меня нашла песня скачать бесплатно
  • Как найти что нибудь дома
  • Как найти ускорение в данный момент времени