Пишу безграмотно как это исправить

Меньше на форумах сидите. У меня грамотность начала портиться именно после того, как стала торчать на форумах типа этого Вумана. Тут каждый первый сидит и пишет с ошибками (за редким исключением). Сидите, читаете эту страшную по грамотности писанину — вот мозг и привыкает к ошибкам.
Поколение неграмотных дибилoв, что вы хотите. Причем, это не первое поколение.
Меньше сидите в интернете. Больше читайте советскую литературу.

Кстати, про советскую литературу. Попалась мне тут на глаза книжечка А. Зегерс «Седьмой крест» 1952 года (изд-во Иностранная литература», темная обложка). Так боже ж мой, сколько там ошибок! Прям даже удивительно — советское время, и столько ошибок, в глаза бросаются (самая запоминающаяся — чОрт, когда чертыхаются. Даже глаза режет).

Сколько прекрасных карьер не сложилось, сколько возможностей упущено из-за элементарной безграмотности! Как вы думаете, примет ли серьёзный инвестор «интИресТное прИдложение» о совместной деятельности? И что будет с сотрудником, согласовавшим наружную рекламу с явной ошибкой, которую теперь обсуждает весь город? А согласится ли девушка пойти на свЕдание? Если чувствуете, что орфография не ваш конёк, предлагаем несколько способов её подтянуть.

Если нет времени сидеть над учебниками, можно прокачать знания при помощи онлайн-программы. Как говорится, на войне все средства хороши.

Пройти курс

1. Читайте качественную литературу

Мы пишем правильно не потому, что каждый раз вспоминаем правила, а потому что большинство слов видели сотни раз и запомнили их написание. Поэтому лучшим способом «прокачки» орфографических навыков всегда считалось чтение художественной литературы. Во время этого процесса развивается зрительная память, то есть мозг просто запоминает, как выглядит то или иное слово, и не даст вам ошибиться, даже если вы не помните правил правописания. Но читать нужно качественные книжки, а не переписку в мессенджере или форумы и непонятно чьи тексты в интернете — вот там-то как раз вы рискуете нашпиговать свою голову всеми ошибками, какие только есть в русском языке. Читать желательно с раннего детства. Этот способ хорош ещё и тем, что он не только повышает грамотность, но и обогащает словарный запас.

2. Переписывайте тексты

Нельзя научиться кататься на коньках, не выходя на лёд. Точно так же для грамотного письма недостаточно только читать. Возьмите за правило ежедневно 15–20 минут посвящать переписыванию текстов из художественных или научно-популярных книг. Писать лучше ручкой — так будет срабатывать не только зрительная, но и механическая память. Обычно двух-трёх месяцев занятий хватает, чтобы подтянуть орфографию до приличного уровня.

3. Пишите диктанты

Письмо под диктовку развивает фонематический слух и учит определять ошибкоопасные места. Споткнулись, значит, надо проверить. В век тотальной компьютеризации сделать это можно за считанные секунды, главное, выработать в себе орфографическое чутье, и диктанты этому как раз способствуют. После диктанта делайте полный разбор своих ошибок, и вы увидите, что с каждым новым текстом их будет становиться всё меньше.

4. Повторяйте правила

Нет, заучивать их не нужно. Вы всё-таки не в школе. Правило достаточно внимательно прочитать, осознать, разобрать на примерах и немного попрактиковаться в написании слов с данной орфограммой. В идеале нужно каждый день повторять одно новое правило, но с учётом занятости на работе, дома, можно ограничиться 2–3 занятиями в неделю. На сложные или объёмные правила отводите несколько дней, чтобы закрепить изученное. Заниматься можно по школьным учебникам или использовать специальные книги, где материал обобщён и систематизирован. Например, учебник Дитмара Розенталя «Русский язык» или пособие этого же автора «Пишите, пожалуйста, грамотно!».

5. Смотрите видеоуроки и лекции

Если лучше воспринимаете визуальную информацию, хорошим подспорьем станут видеоуроки и научно-популярные лекции по русскому языку, коих в интернете великое множество. Можно найти уроки по конкретной орфограмме, например о «тся» и «ться», удвоенном «нн» в причастиях, слитном и раздельном написании разных частей речи. Тем, кто хочет улучшить не только грамотность, но и стилистику, рекомендуем послушать лекции известных популяризаторов русского языка Ирины Левонтиной, Анны Валл, Марины Королёвой. Будет не только познавательно, но и очень интересно.

6. Перечитывайте и редактируйте

Привыкли писать в мессенджерах «спс», «пасибки», «я тя лю»? Если хотите повысить грамотность, от такого способа общения лучше отказаться, ведь ваш мозг путается и в неподходящий момент может подсунуть ошибочный вариант. Пишите грамотные сообщения и, прежде чем нажать на Enter, перечитывайте их, исправляйте ошибки. Если сомневаетесь в написании какого-то слова, загуглите его, не знаете, где поставить запятую, — разбейте этот кусок текста на отдельные предложения. Особенно данный навык важен при написании деловых писем. Ещё раз пробежаться глазами по тексту недолго, а ваша репутация не пострадает.

7. Занимайтесь с репетитором или на онлайн-курсах

В любом деле важна система. Если чувствуете, что регулярное самообразование — это не про вас, занимайтесь с репетитором. Особенно этот способ эффективен, когда пробелы в орфографии слишком большие или их нужно устранить в короткие сроки. Личный педагог выстроит индивидуальную программу занятий, поможет быстро и точечно разобраться с основными проблемами. Одновременно он будет тем внешним стимулом, который не даст вам сойти с дистанции. Отметим, что занятия с репетитором стоят недёшево. Если они вам не по карману, вместо реального педагога можно воспользоваться услугами виртуального на какой-нибудь из профильных интернет-платформ.

Например, пройти экспресс-программу можно в онлайн-школе Smart University. Если нужно просто подтянуть письменную речь, выбирайте курс «Орфография для всех», хотите окунуться в языковую среду чуть глубже — запишитесь на курс «Грамотный блогер». Программы состоят из коротких уроков, видео, проверочных тестов. Заниматься в Smart University можно онлайн через компьютер или смартфон. Найти экспресс-программы можно в личном кабинете на сайте в разделе «Курсы без учителя», авторизовавшись по номеру телефона. И помните, учиться никогда не поздно!

Пройти курс

Урок 6. Избавление от безграмотности на письме. Преодоление нежелания заниматьсяМногие детишки никак не могут понять, почему так важно быть грамотным и писать грамотно. Они спокойно пишут «арел», «мыш», «орбуз», и все в порядке – какая разница – «а» или «о» в слове, ведь и так всем ясно, о чем речь. Исходя из этого, первое, что нужно сделать, – это самому ребенку объяснить важность грамотности.

Грамотность, и в частности – грамотность на письме, является сегодня признаком образованности человека. Школьнику же быть грамотным необходимо по той причине, что письменные задания и работы есть во всех предметах, а это значит, что грамотность нужна всегда. К тому же одноклассники, а в некоторых случаях и учителя, часто шутят над детьми, не умеющими грамотно писать, и подтрунивают над ними. А кому приятно, когда его «тыкают носом» в его же ошибки, да еще и ерничая при этом?

Что же касается взрослых, то и для них умение грамотно писать крайне важно. К примеру, если человек пишет на «своем» языке, делая неправильные окончания, ставя в слова не те буквы и т.д., его попросту могут не принять всерьез – не принять на работу, не обратить внимания на заявление, пренебрежительно отнестись к составлению договора и т.д.

Чтобы ваш ребенок лучше уяснил для себя значение грамотности в жизни, попросите его самому назвать вам несколько примеров, где может понадобиться умение грамотно писать. Вполне возможно, он придумает реальные ситуации, но если у него возникнут затруднения, задайте ему несколько наводящих вопросов:

  • Ты бы хотел, чтобы тебя уважали одноклассники и учителя?
  • Ты бы хотел уметь доходчиво и правильно доносить свои мысли до других?
  • Ты бы хотел, чтобы тебя считали способным и умным человеком?
  • Ты бы хотел быть успешным в жизни и всегда добиваться целей?

Объясните, что все это зависит от многих факторов, и грамотность занимает среди них далеко не последнее место. А когда проведете небольшую познавательную беседу, попробуйте определить, насколько грамотен ваш ребенок, чтобы понять, как выстраивать обучение дальше.

Содержание:

  • Показатели грамотности для детей разных возрастов
  • Орфографические упражнения и игры
  • Что делать, если ребенок не хочет заниматься
  • Правильная работа со словарем
  • Как выполнять домашние задания

Показатели грамотности для детей разных возрастов

Показателем грамотности для любого ребенка является, как правило, его способность правильно писать слова, которые он знает (изучает в школе). Но нередко детей оценивают и по их умению предполагать написание незнакомых слов с основой на опыт и правила орфографии. Если же обобщить требования к грамотности вообще, для детей разных возрастных групп они могут немного разниться:

  • Дети в 6 лет должны правильно писать простые слова, которые пишутся так же, как и слышатся, например: «лесом», «полем», «стадо», «ручка», «рукавица» и т.п.
  • Дети в 8 лет должны правильно писать словарные слова (слова, не предполагающие проверочных слов, например: «багровый», «береза», «аллея» и т.п.) и слова с двойными согласными, например: «рассказ», «группа», «балл» и т.д.
  • Дети в 10 лет должны правильно писать всевозможные термины и исторические слова.

На эти показатели должны ориентироваться и вы – они сразу же дадут вам понять, в каком направлении двигаться, чтобы не повторять пройденный материал, идти вперед и избавляться от безграмотности. А в самом процессе вы можете использовать специальные орфографические упражнения и игры.

Орфографические упражнения и игры

Игры – один из самых интересных, веселых и эффективных методов обучения любому навыку, и грамотное письмо – не исключение. Упражнения и игры, о которых мы расскажем, подходят детям от 6 лет. Всего же мы предлагаем 5 игр.

1

Игра «Юный следопыт»

Первая игра относится к категории настольных. Для нее вам нужно приготовить словарь, карандаши и два листа бумаги. Попросите ребенка открыть словарь, найти любое длинное слово и выписать его на лист большими буквами, например, слово «аквариум». После этого вместе с ребенком ищите маленькие слова, которые можно составить из букв основного. В нашем случае это могут быть слова «аква», «рим», «мир», «рак», «мука», «рука» и т.д.

2

Игра «Догадайся или сдавайся»

Играть в эту игру можно и дома, и на улице, и в автобусе и в любом другом месте. Один из вас загадывает слово и обрисовывает в общих чертах смысловую категорию. Затем он называет первую и последнюю буквы загаданного слова. Если второй игрок догадался, он по буквам говорит, что это за слово, и называет количество букв. Советуем вам иногда поддаваться, чтобы ребенку было легче играть.

3

Игра «Буквы-карточки»

Играя в такую игру, ваш ребенок быстро выучит сложные и проблемные в написании слова. Для игры вам нужно на отдельных листах бумаги написать все буквы алфавита (в качестве альтернативы подойдут и карточки с буквами, которые можно найти в любом книжном магазине).

Вы называете слово, а ребенок выбирает из набора буквы и выкладывает в нужном порядке. Если слово составлено неверно, узнайте, где ошибка. Если все верно, переверните одну букву и попросите ученика назвать ее. Также можно усложнять задачу, переворачивая сразу несколько букв.

Затем можете попросить ребенка написать новое слово в тетрадке. Если при написании будут допущены ошибки, вернитесь к карточкам, сымитируйте ошибку и попросите ребенка исправить ее. После этого снова приступайте к написанию слова.

4

Игра «Веер слов»

Еще одна игра из категории настольных. Приготовьте карандаши и два листа бумаги, и придумайте задание для отбора слов. К примеру, вы можете выбрать слова:

  • С конкретным количеством букв
  • С началом на конкретную букву
  • С окончанием на конкретную букву
  • Относящиеся к конкретной группе (герои сказок, профессии, страны, животные и т.д.)

Теперь вы и ребенок должны написать по одному слову на своих листах, а затем сложить гармошкой. Точно так же пишутся и остальные слова. В итоге из листа должен получиться веер. Как только это будет сделано, меняйтесь листами и проверяйте правильность написанных слов, ставя возле написанных неверно вопросы (можно специально делать ошибки, проверяя внимательность ребенка).

Если ученик сам видит ошибку, вы ничего не делаете, но если он ошибку не видит, рядом с неправильным вариантом (на другой стороне веера) вы пишете правильный, но уже другим цветом. Смысл игры – сделать так, чтобы с одной стороны веер остался абсолютно чистым.

5

Игра для устранения пунктуационных ошибок

Затруднения с расстановкой знаков препинания – одна из самых распространенных проблем среди детей. Если и вам это знакомо, можете поступать следующим образом: вместе с ребенком пишите небольшие рассказы на любую тему, состоящие из 5-6 предложений. Во время написания и вы, и он специально должны делать ошибки в пунктуации. После написания меняйтесь рассказами, перечитывайте и исправляйте ошибки цветным карандашом. Любая ошибка должна быть обоснована – почему должна стоять запятая, двоеточие, кавычки и т.п.

Помимо вышеперечисленных игр, если ваше чадо уже показывает на письме определенные успехи, можете приобрести такие популярные игры, как «Эрудит» или «Скрэббл» (о других настольных играх для детей читайте здесь). Лучше и веселее играть парами, в каждой из которых по одному ребенку и взрослому.

Но игры – играми, а занятия все-таки есть занятия. Бывает так, что дети играть-то не хотят, что уж говорить об учебе. Вполне вероятно, что и у вашего ребенка не всегда есть желание садиться за занятия. Может быть, он вообще не хочет заниматься правописанием, и все ваши попытки усадить его за стол и взяться за уроки тщетны. Чтобы повлиять на ситуацию в положительном ключе, возьмите на вооружение несколько советов.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься

На помощь родителям детей, не желающих учиться правописанию, придут следующие рекомендации:

  • Чтобы заниматься ребенку было приятно, все упражнения должны начинаться с легкого позитивного напутствия. Это благоприятно воздействует на самооценку ученика, поднимает настроение и мотивирует к учебе.
  • Заниматься следует систематически, но не долго. Хороший вариант – 10-15 минут в день. А чтобы ребенок не думал, что вы вводите его в заблуждение, можете засечь время и установить будильник. Но смотрите, чтобы ученик не видел таймер, т.к. он постоянно будет его отвлекать. Носите часы с собой или положите туда, где они будут незаметны. Заканчивать занятия нужно со звонком будильника, даже если задание не завершено.
  • В процессе изучения правил не возбраняется использование интернета. В Сети есть множество упражнений с наглядными примерами, поговорок и стишков, делающих запоминание информации значительно легче.
  • Чтобы слова лучше отпечатывались в сознании ребенка, называйте ему схожие по звучанию слова, например, к слову «мозг» подойдут слова «воск», «лоск», «киоск» и т.п.
  • Чтобы нагрузка на детский мозг была меньше, эффективно использовать ассоциации. К примеру, к слову «тайна» можно ассоциативно подобрать слова «тайно», «тайный», «втайне», «тайник», «потаенный», «таинственный» и другие. Эти слова можно записывать и составлять предложения с ними.
  • Если ребенок пишет не очень красиво, не обращайте на это его внимания, иначе он будет отвлекаться на правильное выведение букв, а не на грамотное написание. Оставьте написание на другое время, а ребенку давайте задания выкладывать слова карточками с буквами.
  • Как можно чаще хвалите свое чадо за любые успехи. Написал правильно какое-то слово – похвалите, вспомнил трудный термин – похвалите, не ошибся там, где ошибся вчера – похвалите! Помните, что похвалы много не бывает.
  • Чтобы ребенок был горд за свои достижения, найдите работу, где он не совершил ни одной ошибки, и сфотографируйте ее. Можно даже поставить ее в рамочку для фотографий. А когда кто-то будет приходить в гости – демонстрируйте успех ученика. Одобрение окружающих мотивирует очень хорошо.
  • Если ученик противится занятиям, попросите его обосновать свое нежелание, а затем согласитесь с ребенком. К примеру, скажите: «Прекрасно тебя понимаю. У тебя вчера не получилось написать диктант. Но чего ты боишься? Что не выйдет снова? Ну и пусть не выйдет, ты ведь еще только учишься, а я постоянно замечаю у тебя прогресс». Ребенок должен осознать, что вы его понимаете, и что все неудачи – это лишь вопрос времени и занятий.
  • Ни в коем случае не рассказывайте своему чаду о собственных ошибках. Не приводите отрицательных примеров. Делайте наоборот – рассказывайте об успехах: как учились вы, как стала грамотной бабушка, как знание русского языка помогло в жизни папе и т.п. Старайтесь приводить примеры с людьми, знакомыми ученику и служащими для него авторитетом.
  • Сделайте словарь настольной книгой ребенка. Давайте ему задание ежедневно читать по странице из словаря. На этой уходит не больше 5-10 минут, а результат с лихвой оправдает затраченное время и усилия.

Кстати, по поводу словаря тоже следует поговорить отдельно, ведь множество детей воспринимают эту полезную книгу, как какого-то «кровного врага», а не помощника. Но словарь – это один из тех мощных инструментов, используя которые ребенок может очень быстро «поднатаскаться» в русском языке и стать настоящим грамотеем.

Правильная работа со словарем

Некоторые мамы и папы, увидев в «писанине» своего подопечного какую-то ошибку, указывают властным перстом на толстенный словарь и заставляют искать проблемное слово. Такая «методика» действует на психику ребенка раздражающе, вследствие чего он, естественно, терпеть не может словари. К тому же со словарями нужно долго возиться, а это ужасно скучно.

Чтобы ваш доморощенный ученик начал воспринимать словарь в качестве помощника, вы должны помочь ему перестать испытывать по поводу него негативные эмоции. Для этого нужно-то всего лишь раз в неделю ради интереса вместе с ребенком листать страницы «заветной книги». Попросите его помочь вам найти какой-то термин, сказать, как он правильно пишется или что означает. Охотно помогая вам, ребенок, сам того не осознавая, поймет пользу словаря, и в случае затруднения будет к нему обращаться. Вам останется только купить для него новенький красивый словарь и положить на стол. Можно даже ничего не говорить по этому поводу.

Что же касается техники использования словаря детьми, то здесь основная причина затруднений состоит в том, что в словарях, как правило, не всегда легко сориентироваться. Научите ребенка открывать словарь на страницах с конкретными буквами, расскажите, для чего пишутся слова наверху каждой страницы, объясните удобство этого приема.

Отличный вариант словаря для ребенка – это его собственный словарь. Возьмите красивую толстую тетрадь с тематической обложкой и записывайте в нее проблемные для вашего чада слова. Приучите ученика самостоятельно вносить в словарь слова, с которыми у него возникают затруднения.

И, подводя итог этому большому уроку, мы расскажем вам о принципах, на которых должно выстраиваться выполнение ребенком домашних заданий. Это будет полезно и если ребенок уже ходит в школу, и если он только готовится к первому классу.

Как выполнять домашние задания

Нижеизложенные принципы были составлены известным педагогом с многолетним опытом работы и основателем и директором центра «Как воспитать ребенка, который слушает, слышит и понимает» в Лондоне – Ноэль Дженис-Нортон (для интереса и пользы можете почитать ее книгу «Престаньте кричать, заставлять и упрашивать или домашнее задание без слез и нервотрепки»).

Педагог считает, что выполнение любого домашнего задания должно строиться на трех этапах:

  • Мозговой штурм
  • Самостоятельная работа
  • Исправление ошибок

В ключе темы правописания каждый из этапов может выглядеть так:

1

Мозговой штурм

Для начала вам нужно подготовить личный словарь своего ребенка, где собраны все сложные для него слова. Делая уроки, ребенок должен всегда фиксировать этот словарь в поле зрения. Далее вы читаете задание, которое нужно выполнить, и выясняете, какие у ученика есть вопросы или сложности с его выполнением. Узнав эту информацию, спросите, как он планирует решать проблему, и дайте несколько советов. Затем пусть ребенок приступает к работе.

2

Самостоятельная работа

Когда ученик выполняет задания, вы не должны ему помогать, даже если он что-то спрашивает (изначально предупредите его об этом). В доступе ребенка есть его помощник – словарь, которым он может свободно распоряжаться. Вы не должны давать даже намека на правильные ответы. Это позволит ребенку, во-первых, почувствовать спортивный интерес к уроку, а во-вторых, укажет ему на то, что он несет полную ответственность за свои действия.

3

Исправление ошибок

Помните, что открыто демонстрировать ребенку его ошибки нельзя. Поэтому работу над ошибками следует начинать с указания на то, что выполнено верно, и только потом переходить к ошибкам, указывая на них как можно мягче и тактичнее. Так вы заинтересуете ученика процессом и добавите ему уверенности в своих силах. Когда же дело дойдет до недочетов, пусть ребенок старается сам их исправить. А новые слова вместе с ним заносите в словарь.

Представленный метод вполне применим не только к правописанию, но и к чтению, счету и другим направлениям обучения. Помните о том, что грамотность не всегда бывает врожденной, но, по сути, это навык, а значит, ее всегда можно развить и закрепить, одновременно прививая ребенку тягу к знаниям и стремление к успеху.

После освоения основных составляющих письма самое время переходить к написанию сочинений – это умение можно назвать заключительным. Поэтому в восьмом уроке мы расскажем, с чего начинать обучение ребенка написанию сочинений, по какому алгоритму проходит работа над сочинениями, а также представим особенности разных видов сочинений и подскажем, как научить ребенка работать с материалами из интернета.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

5 Писать грамотно7 Учимся писать сочинения →

Здравствуйте!

Вы знали, что в русском языке содержится около полумиллиона слов? Такое разнообразие, а мы в повседневной жизни используем менее 1 % от этого числа. Но запомнить правильное написание даже 5 000 слов – уже проблема для большинства людей.

В современном мире обязательно нужно быть грамотным человеком. С помощью этого качества можно выстроить доверительные отношения с собеседниками, поддерживать свой имидж, устроиться на хорошую работу и т. д. Умение правильно писать и разговаривать нужно практически во всех сферах жизни.

Поэтому сегодня мы поговорим, как повысить грамотность по русскому языку детям и взрослым. Если вы решитесь следовать рекомендациям, описанным ниже, то помните, что ваш путь будет длинным. Это не одна-две недели, а намного дольше. Готовы к путешествию? Тогда начнем.

Причины безграмотности

Под грамотностью понимается высокий уровень владения родным языком, т. е. человек должен уметь выражаться устно и письменно без грамматических, орфографических, стилистических, речевых, орфоэпических и других видов ошибок. Повышая грамотность, человек расширяет границы собственных возможностей.

Однако принято считать, что в последнее время всеобщая грамотность падает. Почему в век, когда у человека под рукой есть все средства для улучшения навыков, он деградирует?

Над этим вопросом ломали головы филологи, лингвисты, социологи и другие ученые. В результате были сделаны выводы о возможных причинах безграмотности. Разберем их:

  • Последствия реформы

Первая причина, которая стала “почвой” для распространения безграмотности среди современных людей, дала ростки еще в 1918 году. В это время была проведена реформа, в результате которой из русского языка исчезли некоторые буквы, а также поменялась часть правил.

Народу, привыкшему к определенным нормам, было сложно перестроиться. Их не брали на работу, не выдавали дипломы и другими способами наказывали за ошибки. А ведь совсем недавно “правильное” было “неправильным”.

У реформы была благородная цель – облегчить населению путь к грамотности. Однако люди решили, что писать и разговаривать правильно – занятие неважное и даже ненужное. С этой мыслью население России вступило в новый век.

  • Отсутствие желания читать

Не зря нам с детства говорят о том, как важно читать книги. Но сплошь и рядом люди, которые этого не делают. Самое страшное, что данный факт касается не только детей и подростков, но и взрослых. Более того, некоторые личности, в том числе и публичные, с гордостью заявляют, что в своей жизни прочитали не больше 5 книг.

Также могут подрывать авторитет книг и родители. Они заставляют своих детей читать через силу, тогда как их самих с книгой в руках не увидишь, а ведь воспитывать нужно своим примером. Вот так и получается, что поколение за поколением привычка читать вырождается.

Распространена и другая ситуация. Люди выбирают не книги, а литературную макулатуру. Это произведения, в которых точно не найдешь грамотно написанной речи.

  • Интернет-общение

Посмотрите на свои сообщения в социальных сетях. Насколько правильно вы пишете? Используете ли сокращения и сленг, например, “щас”, “кринж”, “жиза”, “лол”, “спс”, “лс” и другие? Не коверкаете ли специально слова, потому что так якобы прикольнее?

Ставите ли все запятые или считаете, что это пустая трата времени? Уверены ли, что если, не дай бог, в конце предложения точку поставить, то собеседник точно решит, что разговор стал чересчур серьезным?

Все эти ошибки постепенно переносятся из личных сообщений в официальную речь.

  • Ухудшение уровня подготовки в школах и вузах

Педагоги в большинстве своем не пытаются привить ученикам и студентам любовь к русскому языку. Все сводится к автоматическому написанию, зазубриванию правил без понимания их смысла и нежеланию детей и подростков осваивать основы грамматики, пунктуации, орфоэпии и пр.

Педагоги, как это ни печально, могут быть не самыми грамотными людьми. Их скрытый недостаток знаний выливается в большую проблему для молодого поколения.

Способы повышения грамотности

Каждый из перечисленных ниже методов по-своему эффективен и интересен. Можно их внедрять по отдельности или комплексно, все зависит от ваших целей. Поэтому сначала определитесь, какой именно пробел вам нужно заполнить. Эти советы подойдут и взрослым, и детям.

У вас “хромает” пунктуация? Или вы никак не можете запомнить, как произносятся “тОрты” или “тортЫ”, “звОнит” или “звонИт” и прочие коварные слова? А может, вы не знаете, когда нужно писать “ться”, а когда “тся”?

Какой бы ни была ваша проблема, ее нужно обязательно выявить, чтобы знать, что именно подтянуть: орфографию, пунктуацию, стилистику или что-то другое.

Чтение книг

Это первый и один из самых эффективных способов повышения уровня грамотности. Чтение развивает зрительную и слуховую память, а также помогает:

  • запоминать, как пишутся слова и выражения;
  • правильно строить предложения;
  • “чувствовать” стилистику;
  • пополнять словарный запас;
  • расширять кругозор;
  • видеть сочетаемость слов;
  • развивать красноречие;
  • повышать эрудированность;
  • запоминать, как и где нужно расставлять знаки препинания и многое другое.

Но не пойдет читать лишь бы что-нибудь. Журналы, новостная лента, посты в социальных сетях или записи на форумах никак вам не помогут. Для развития речи, как устной, так и письменной, мы рекомендуем читать классическую литературу.

Вспомните школьные годы: Лермонтова, Толстого, Пушкина, Чехова, Достоевского, Булгакова – все это примеры авторов, произведения которых обогатят вашу речь. А если вам больше по душе зарубежная классика, то почитайте Дюма, Ремарка, Остин, Гюго и пр.

Выбирайте, какой жанр вам по вкусу: любите фэнтези – берите произведения Толкиена, жаждите приключений – почитайте “Графа Монте-Кристо” или “Робинзона Крузо”, не можете жить без романтики и драмы – возьмите “Грозу” или “Гранатовый браслет”, нравятся произведения в стихах – наслаждайтесь “Евгением Онегиным” или “Горем от ума”.

Мы, например, очень любим детективы и с удовольствием читаем работы Артура Конан Дойла.

Можно, конечно, читать и современников, но их произведения нужно тщательно выбирать, чтобы процесс был не только интересным, но и полезным.

Также советуем обратить внимание на профессиональную литературу. Она поможет обогатить речь специализированными терминами и расширить кругозор. Можно читать доклады, рефераты, диссертации и другие научные работы.

Кроме того, есть книги, вышедшие из-под пера людей, которые профессионально занимаются редактурой, корректурой и писательством. В пример могу привести “50 приемов письма” Р. Кларка, “Как писать хорошо” У. Зинсера, “Слово живое и мертвое” Н. Галь, “Как писать книги” С. Кинга, “Дзен в искусстве написания книг” Р. Брэдбери.

Выбирая книги, учитывайте ваш возраст или возраст вашего ребенка. Для малышей лучше читать что-то попроще, чтобы они понимали смысл прочитанного. Также полезно расспрашивать детей о том, кто был главным героем, где он жил, с кем дружил, как закончилась книга, что хотел сказать автор и т. д. Ответы должны быть полными и логичными, не односложными.

Помимо того, что именно читать, важно разобраться, как это делать. Если вы хотите повысить свою грамотность, то читайте вслух. Можно и шепотом, но только не про себя. Чтение вслух развивает слуховую память, помогает эффективнее запоминать написание слов, улучшает дикцию, расширяет словарный запас и даже позволяет перенять некоторые особенности стиля автора.

Можно использовать специальную технику чтения. Это так называемое орфографическое или побуквенное чтение, суть которого заключается в произношении слов так, как написано в тексте, а не как мы привыкли их говорить.

При чтении вслух обязательно нужно соблюдать интонацию и делать нужные паузы, которые соответствуют знакам препинания. Также важно правильно расставлять ударения. Если не знаете, как именно произносится то или иное слово, посмотрите в интернете или в словаре.

Ежедневное чтение даст результаты уже через пару недель, а через месяц вы заметите значительный прогресс. Достаточно уделять книгам 20 минут в день.

Прослушивание аудиокниг

Не только обычные, но и аудиокниги могут способствовать улучшению грамотности и слуховой памяти. При их прослушивании человек запоминает, как произносятся слова и куда надо поставить ударения, перенимает логику и ритм изложения, обращает внимание на паузы, которые делает диктор.

Несмотря на то, что слушатель не видит текста, он все равно может на слух определять, где поставить запятые и другие знаки препинания. Как мы уже писали, пунктуация тесно связана с расстановкой пауз при чтении текста. Да, это научит ставить знаки препинания интуитивно, но после можно дополнить умение знанием правил, чтобы понимать, почему там должны стоять запятые, тире и пр.

При этом желательно слушать не любительские записи, а профессиональные, чтобы речь была “живой” и правильной.

К этому пункту мы можем отнести и записывание своей речи на диктофон. Слушая собственный голос, вы сможете понять, какие ошибки были допущены при произношении.

Аудиокниги удобнее слушать через приложения. На блоге мы сделали подборку лучших платных и бесплатных сервисов.

Выполнение практических заданий

На практике человек всегда учится быстрее и качественнее. Под практическими заданиями мы подразумеваем прохождение тестов по русскому языку, выписывание сложных для запоминания слов, написание диктантов и собственных сочинений, переписывание текстов, а также их последующую проверку и исправление ошибок.

Как и в случае чтения, написанию текстов достаточно уделять минут 20 в день. Возьмите художественное произведение или найдите в интернете специальные тексты для диктантов. Их можно переписывать или попросить кого-нибудь вам надиктовывать предложения. Также существуют специальные видео, где слушателям помогает диктор.

Кроме переписывания и диктантов, можно еще самостоятельно сочинять тексты. Напишите, как прошел день, о чем был просмотренный вечером фильм, как вы видите свою жизнь через 10 лет. Подойдет все что угодно. Можно даже вести дневник. Это тоже помогает.

Писать лучше ручкой, чтобы развивалась не только звуковая и зрительная память, но и механическая. Чем больше слов вы напишете, тем быстрее вам “въестся” в голову правильное написание. Так процесс дойдет до автоматизма.

Советуем попробовать каллиграфическое письмо. Это неспешное написание текста, при котором необходимо уделять внимание каждой букве, чтобы красиво и аккуратно их выводить. Такой подход поможет не только запомнить правильное написание слов, но еще и развить сосредоточенность.

Во время занятий проговаривайте вслух все слова, которые появляются на бумаге, а также правильно расставляйте паузы в тех местах, где стоят знаки препинания. Когда текст будет написан, прочитайте его еще раз, а лучше выделите из него отдельные слова, которые вызвали затруднения.

После этого важно найти и исправить все ошибки. Определите, почему вы их допустили, есть ли закономерности, к каким правилам относятся ошибки.

Кроме того, полезно сделать специальный словарик, как в школе. Поделите лист на две части, на первой напишите трудное для запоминания слово и его лексическое значение, а на второй – примеры применения в предложениях.

Все слова выписать и выучить невозможно. Но чтобы быть грамотным человеком, достаточно запомнить и научиться правильно писать те выражения, слова и конструкции, которые вы постоянно используете в речи.

Использование онлайн-ресурсов

В интернете не одна сотня площадок, где вы сможете найти полезную информацию и инструменты для повышения грамотности. Это словари, тексты и видео для написания диктантов, сервисы по проверке орфографических и других видов ошибок, материалы с правилами по русскому языку и т. д.

Можем предложить вам ознакомиться со следующими полезными интернет-ресурсами:

  1. Академик и Грамота.ру – словари, в которых имеются лексические значения слов, пояснения, правила, примеры использования и многое другое.
  2. Sinonim.org – хорошая платформа, на которой можно подобрать синонимы, антонимы и ассоциации, узнать лексические значения и увидеть примеры употребления слов.
  3. Therules.ru – сборник правил по русскому языку.
  4. ПишуГрамотно.ру – интересный сервис, на котором можно пройти тесты, узнать правила, задать вопросы экспертам о написании слов или выражений, поиграть в полезные развивающие игры и т. д.
  5. RusTXT, Text.ru, Текстовод, Орфограммка – онлайн-инструменты, с помощью которых можно проверить тексты на различного рода ошибки.
  6. Решу ЕГЭ – хороший онлайн-ресурс, на котором размещены примеры заданий ЕГЭ. Перейдите в раздел русского языка, выберите вариант и начните выполнять задания.
  7. Образование на русском и TextoLogia.ru – онлайн-платформы, на которых есть статьи, правила и учебники по грамматике, пунктуации и другим разделам языкознания.
  8. Викиум – интернет-ресурс, на котором собраны различные тренажеры для мозга, в том числе для развития грамотности.

И это далеко не все полезные платформы. Если хотите посоветовать другим пользователям интересные сервисы, то напишите о них в комментариях.

Когда у вас появляются сомнения в слове, загляните в онлайн-словарь, после написания текстов воспользуйтесь сервисами для проверки, в свободное время можете позаниматься на тренажерах или пройти тест. Все вышеописанные онлайн-ресурсы для этого и предназначены.

Запоминание правил

Перед тем как приступить к изучению правил, сначала надо научиться определять члены предложения, части речи и морфемы слов. Когда вы с легкостью сможете сказать, где находится суффикс и где приставка, находить сказуемое и дополнение, а также без труда различать причастие и деепричастие, тогда учить правила станет намного легче.

И нет, зазубривать их не нужно, ведь есть способ намного более эффективный. Правила нужно внимательно прочитать и понять их суть. При этом не должна на фоне играть музыка или шуметь телевизор. Только тишина и полная сосредоточенность.

Дальше переходите к примерам, где наглядно видно использование правил, если есть схемы, изучите и их. И останется только на практике закрепить полученные знания.

Ни в коем случае не избегайте практики. Ведь важно не только знать правила, но и уметь их применять. Можно самостоятельно придумать слова и предложения, связанные с изученными правилами. Полезным будет выполнение упражнений и тестирований.

Эффективнее всего учить одно правило в день, можно и через день, если правила сложные. Например, уделите 10–15 минут правилу написания суффиксов -ек- и -ик- в существительных. Выучите, попрактикуйтесь, а на следующий день все заново повторите. Послезавтра уже можно переходить к новому правилу.

Использование игрового метода

Дети проще всего запоминают правила или конкретные сложные слова с помощью смеха, игр или ассоциаций. Кстати, этот способ подходит не только малышам, но и взрослым.

Думаем, вы знаете такую игру под названием “Виселица”. Ведущий загадывает слово, после чего пишет его первую и последнюю букву. Остальные буквы заменяются черточками.

Игроки называют буквы. Если они их отгадали, то ведущий пишет их вместо черточек. Если же предположения были неправильными, то рисует части виселицы. Что произойдет раньше: игроки угадают слово или ведущий нарисует виселицу?

Или, например, игра, для которой нужен словарь. Один человек выбирает любое слово, зачитывает его определение, а другие игроки должны угадать, что было загадано.

И таких игр еще очень много: “Балда”, “Эрудит”, “Телеграмма”, “Словастика”, “Из мухи в слона” и многие другие. Для развития грамотности также используйте кроссворды, словесные головоломки, шифры, анаграммы, сканворды, шарады, ребусы и т. п.

Детям будет интересно выписывать сложные слова, а после те буквы, в которых они часто делают ошибки, и как-то их выделять: раскрашивать, пририсовывать глаза, руки и ноги или использовать другой похожий метод.

Работа со словарями

Про словари мы уже упоминали не раз. При любых затруднениях, например, вы не знаете, как пишется слово, что оно означает или как произносится, заглядывайте в словарь. Пользоваться этими источниками информации нужно систематически. Со временем вы будете пользоваться словарями все реже.

Лучшими работами являются книги Д. Ушакова, Д. Розенталя, М. Климовой, В. Руднева, М. Штудинера и др.

Даже человек, считающий себя достаточно грамотным, иногда может ошибаться или не знать написание того или иного слова, особенно если оно относится к определенной сфере деятельности или просто очень длинное и сложное. Например, “диспропорциональность”, “окказионализм” или “ротмистрство” не каждый сможет правильно написать с первого раза.

Запоминать все сложные слова не нужно. Если вы не используете в повседневности термин “фиброэзофагогастродуоденоскопия”, то и мучиться, чтобы заучить его правильное написание, постановку ударения и лексическое значение, не имеет смысла. Вместо этого выпишите слова, которые постоянно используете и часто делаете ошибки, и сосредоточьтесь на них.

Как мы уже писали, можно создать собственный словарь и периодически его пополнять.

Подписка на образовательные каналы и сообщества

Листать ленту в социальных сетях может быть не только интересно, но и полезно. Вы, возможно, удивитесь, но сторонников повышения грамотности населения не так уж и мало. Это могут быть редакторы, писатели, копирайтеры, преподаватели и просто пользователи, которые любят русский язык.

Материалы об орфографии, пунктуации, лексике, орфоэпии, синтаксисе можете найти на следующих Телеграм-каналах:

  • Учитель русского;
  • Грамотность на “Меле”;
  • Смысловые галлюцинации;
  • Умный брокколь;
  • Инициал и др.

Поискать подходящие паблики можно и в других социальных сетях.

Установка приложения “Слово дня”

Слово дня (Google Play / App Store) – нехитрое, но полезное приложение, которое помогает обогатить словарный запас. Суть его очень проста и выражена в названии: ежедневно приложение будет показывать вам новое слово и его значение. Установить этот онлайн-инструмент можно на телефон или компьютер.

Кроме обогащения словарного запаса, вы также будете запоминать правильное написание слов, даже если вы их уже знаете. Всего одного месяца будет достаточно, чтобы увидеть результаты.

Есть несколько вариаций этого приложения, они похожи между собой, поэтому можете выбрать любую версию.

Отключение автозамены на телефоне

Наши гаджеты стали настолько умными, что даже уже пишут за нас. В результате собеседник видит уровень грамотности не человека, а его мобильного устройства. Мы даже не замечаем, как именно пишутся слова, этот процесс стал автоматическим.

Попробуйте отключить автозамену и самостоятельно писать все слова. Скорее всего, начнут возникать проблемы с написанием отдельных слов и фраз. Это может заставить вас чаще заглядывать в словари и запоминать правила.

Если же вы не можете с легкостью отказаться от автозамены, то хотя бы обращайте внимание на предложенные устройством варианты написания слов. Запоминайте их, а еще лучше разберитесь, почему нужно писать именно так, а не иначе.

И никаких “поч”, “лю тя”, “прив” и т. п. Сокращения ухудшают культуру речи, негативно сказываются на внимательности и развитии мышления. И точно никак не помогают повысить уровень грамотности.

Обучение на курсах

Не у каждого человека получается своими силами добиться положительных результатов. Иногда лень, нет времени или просто вылетело из головы, что надо позаниматься. Чтобы нейтрализовать отговорки, можно обратиться к репетитору или записаться на курс. Вместе с опытным преподавателем дело пойдет быстрее, интереснее и эффективнее.

Различных обучающих программ в интернете великое множество. Есть отдельные курсы для детей и для взрослых, для школьников есть программы подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Педагоги подберут индивидуальную программу и график обучения, определят основные проблемы, ответят на все вопросы, возникающие в процессе обучения. К тому же занятия будут стимулом, который не даст расслабиться и забыть о своем желании “подтянуть” знания.

Если онлайн-обучение вам не подходит, можете выбрать офлайн-уроки. Практически в каждом городе имеются репетиторы для взрослых и детей.

Заключение

Итак, подытожим. Для того чтобы повысить собственную грамотность, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Читать, в особенности классическую литературу и книги по русскому языку от экспертов.
  2. Слушать аудиокниги, обращая внимание на стиль, интонацию, паузы и ударения в словах.
  3. Ежедневно писать небольшие тексты и проводить работу над ошибками.
  4. Пользоваться онлайн-сервисами и инструментами для тестирований, проверки орфографии и пунктуации, поиска лексических значений, синонимов, антонимов, ассоциаций.
  5. Систематически учить новые правила.
  6. Играть в обучающие игры, разгадывать кроссворды, решать головоломки и ребусы.
  7. Чаще заглядывать в словарь, сделать собственный мини-сборник с самыми употребляемыми словами.
  8. Подписаться на образовательные каналы и паблики.
  9. Установить приложение “Слово дня”.
  10. Отключить автозамену или обращать внимание на то, какие варианты она предлагает.
  11. Записаться на курсы по русскому языку или заниматься с репетитором.

Если выполнять пусть и не все, а хотя бы некоторые из этих советов, то вы через пару-тройку недель заметите очевидный прогресс. Но внедряйте новые полезные привычки постоянно. Пусть вы будете заниматься или читать всего по 10–15 минут, но каждый день.

Почему вы хотите “подтянуть” грамотность по русскому языку? Знаете ли другие способы для этого? Поделитесь мыслями в комментариях.

Русскую грамоту и литературу нам преподавали в школе, но многие были слишком заняты игрою в телефоне, разговорами о тряпках и обсуждениями предстоящей вечеринки, чтобы вникать в «болтовню» учителя. К сожалению, в будущем наша невнимательность оборачивалась безграмотным письмом и неловкостью, связанной с неправильным употреблением слова в контексте. Как часто вы замечаете в переписке эти режущие глаза словечки вроде «спосиба» или «извените».

Ликвидация безграмотности населения – это должна быть одна из важнейших целей государства, однако у него, похоже, совсем другие цели. Выход один – необходимо заниматься самообразованием и восстанавливать речевые и письменные навыки. Вы можете обратиться к книгам и учебникам, популярным онлайн-ресурсам или же репетитору. Главное – не стесняться своего невежества и пожелать стать более образованным и интеллектуальным.

Наша сегодняшняя рубрика предлагает вам 10 способов, как устранить самостоятельно пробелы в грамотности и овладеть родным языком в совершенстве.

Список

  • 10. Писать
  • 9. Читать
  • 8. Использовать онлайн-сервисы
  • 7. Установить приложение «Слово дня»
  • 6. Проверять и устранять сомнения
  • 5. Перечитывать и редактировать
  • 4. Заниматься с репетитором
  • 3. Учить правила
  • 2. Курс по русскому языку от 4BRAIN
  • 1. Прочие варианты

Самый простой способ освоить новую информацию – фиксировать ее от руки. Очень тяжело отказаться в век развитых технологий от планшетов, телефонов и ноутбуков, однако навык фиксировать информацию письменно поможет улучшить правописание и почерк, грамматику и орфографию, а также укрепить память. Советуем уделять письменной работе хотя бы полчаса ежедневно, и уже через несколько недель вы отметите существенные результаты в грамотности, подтяните пунктуацию, да и узнаете множество новых слов, расширяя лексический запас и кругозор. Во время работы строго уделяйте внимание правописанию и расстановке знаков препинания, а в случае сомнений не ленитесь сделать соответствующую закладку в словаре.

9. Читать

Чтение позволяет активизировать интеллектуальную деятельность, стимулирует работу головного мозга, улучшает память, пополняет лексический запас. Вы заметили, что большинство новой информации мы получаем из внешних источников вроде разговоров, радио, телевизоров и т. д.? Подобная информация закладывается на подсознание и редко осознается, поэтому вы не можете уверенно оперировать новыми терминами, не знаете, как в письменном контексте употребить то или иное заимствованное слово. Регулярное чтение позволяет восполнить эти пробелы и бессознательно запомнить некоторые моменты правописания, что поможет подтянуть орфографию.

8. Использовать онлайн-сервисы

Благодаря доступу к всемирной Сети обучение становится более оперативным и продуктивным, ведь вы можете создать запрос и получить сжатую и доступную информацию по интересующему вас правилу русского языка. Вооружившись онлайн-словарями и корректорами, вы можете отрабатывать навыки набора текста, даже попробовать себя в журналистике или творчестве. Рекомендуем посвятить время специализированным курсам – в этом вам помогут известные платформы «ПостНаука», «Интуит», «Лекторий» и много других. На таких ресурсах вы можете не только получить интересующую информацию, но еще и проверить пунктуацию, орфографию, лексику, грамматику.

7. Установить приложение «Слово дня»

Эффективная программа имеет простой и интуитивно понятный интерфейс, который позволяет быстро пополнять словарный запас. Она устанавливается на любой компьютер и мобильный гаджет. Суть в том, чтобы увеличивать лексический запас человека на одно новое слово ежедневно, что позже позволит человеку оперировать синонимами и аналогами, чаще применять метафоры, правильнее вплетать термины в общий контекст. Если задуматься, за год такое приложение позволяет выучить 365 новых слов, а ведь это уже неплохой результат для носителя языка!

6. Проверять и устранять сомнения

«Повторение – мать учение», и это никто не отменял. Для того чтобы огромный поток информации не осел в голове бесполезным грузом, необходимо активно использовать ее в обыденной жизни, перепроверять и уточнять. Вот вы впервые на практике употребили новое слово (сказали или прочли). Задумайтесь, правильно ли вы использовали его в контексте, произнесли, не допустили ли ошибки при написании. Если вы получите обратную связь от собеседника (критику или замечание), то не спешите вступать в конфликт, а лучше «мотайте на ус».

5. Перечитывать и редактировать

Если вы по работе часто вынуждены составлять письма и документы, участвовать в рассылке или вести деловую переписку, то общая письменная грамотность вам крайне необходима. Не ленитесь перепроверять любой написанный текст, даже если это быстрый ответ на почту в социальном мессенджере. К слову, наибольшее количество грамматических ошибок мы допускаем именно в чатах, так как работаем больше на скорость, чем на качество. Поставьте эксперимент и постарайтесь неделю грамотно писать в мессенджерах, употребляя полные формы слов вместо «лол», «прив», «споки-ноки» и т. д. Также следите за пунктуацией, выделяйте запятыми обращения и прямую речь, ставьте двоеточие перед перечислениями и т. д.

4. Заниматься с репетитором

Отличный выход для людей, у которых проблемы с дисциплиной и самоорганизацией. Возможно, осознание того, что вы с кем-то договорились о встрече, да еще и денежку отнесли, заставит вас наконец-то побороть природную лень и восполнить знания, недополученные в школе. Репетитор обеспечит индивидуальный подход, что позволит усвоить новый материал максимально эффективно и быстро. Также он сможет объяснить некоторые тонкости и спорные моменты, обучит специальным считалкам и ассоциациям для лучшего запоминания правил и словарных слов.

3. Учить правила

Есть люди, которые легче запоминают употребление слов или символов, знаков препинания в контексте. Возможно, у них срабатывает фотографическая память. Но даже таким людям будет не лишним знать общие правила русского языка, которые сразу выдают грамотного человека. В языке есть спорные и очень тонкие моменты, которые специально осваивают филологи и лингвисты, а рабочему человеку достаточно обладать грамотой на уровне делового и повседневного общения. Но даже с этим у современной молодежи наблюдаются серьезные проблемы. Поставьте себе цель – учить минимум 1 новое правило в неделю, закрепляя его активной ежедневной практикой на письме.

2. Курс по русскому языку от 4BRAIN

Портал предлагает различные методики и педагогические материалы для изучения русского языка подросткам и взрослым (от 10-12 лет и старше). Курс обучения включает начальный тест, позволяющий выявить прорехи в знаниях, после чего составляется индивидуальный график с оптимальным лично для вас распределением нагрузки и времени. Также обязательно будут домашние задания и промежуточный контроль усвоения материала, поэтому расслабляться не спешите. В среднем программа позволяет подтянуть родной язык всего за пару-тройку недель.

1. Прочие варианты

Если у вас не хватает времени и сил подойти к своим занятиям со всей ответственностью, то всегда можете найти альтернативные источники обучения языку. Например, дети отлично усваивают новый материал в игре. Возможно, изучение языка на досуге – это вариант для вас. Чаще разгадывайте сканворды и ребусы, участвуйте в онлайн-викторинах, читайте короткие заметки и статьи в соцсетях, проходите увлекательные тесты. Также в качестве развлечения можете записывать и воспроизводить свою речь (или даже песни) на диктофон, что позволит поработать над произношением некоторых слов, устранить слова-паразиты, проследить правильное употребление терминов.

Помните, что скорость и способы освоения грамматики не имеют значения. Важно, чтобы появилось искреннее желание работать над собой, что уже приблизит вас к успеху.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти проводник на компьютере windows 10
  • Найти как работать на 2013 год
  • Как составить at команду для модема
  • Как исправить схему вязания
  • Как найти игру рыбки