План развития директора как составить

Развитие руководителей

Компетенции современного руководителя

Руководителем может стать каждый, кто имеет желание и прошел конкурсный отбор. Отсутствует какое-либо обязательное обучение, которое есть, например, у докторов или у авиапилотов, и поэтому далеко не у всех руководителей есть необходимые знания. 
Что происходит с руководителями сегодня? Почему они не умеют руководить?
·       Низкий средний возраст. Сейчас руководителем можно стать и в 20 лет, и младше.
·       Вчера эксперт – сегодня руководитель. Как эксперт, он может иметь и 10-летний опыт работы, как руководитель – только начинает.
·       Нет инструментов оценки или диагностики, поэтому многие руководители не знают, что они не знают.
·       Нет как таковых доступных стандартов менеджмента. Исключение, программа MBA. Стоимость ее высока, поэтому не каждому руководителю она доступна.
·       Нет сертификации (кроме PM/Agile).

Мы будем рассматривать компетенцию – руководитель, которую в мире принято называть PeopleManagement.
Что такое People Management
•       Управление развитием персонала, его деятельностью и эффективностью с целью оптимизации использования талантов. 
•       Раскрытие и реализация потенциала сотрудников, как ключ к успеху компании. 
•       Планирование развития, координация действий, инструктирование и пристальное внимание к вопросам эффективности работы и конфликтам как на индивидуальном, так и на организационном уровне. 

Уровни People Management


На каждом уровне есть разный фокус и разные ожидания от работы руководителя.

Уровень 1. Создает эффективный рабочий климат
У руководителя один или несколько сотрудников, которым он ставит задачи. При этом в вопросах приема, увольнения, отпуска участие не принимает.
•       Контролирует и занимается вопросами благополучия на рабочем месте.
•       Измеряет и устраняет раздражающие факторы рабочего климата, которые ограничивают производительность.
•       Решает проблемы трудовых отношений; при необходимости обеспечивает медиацию.
•       Разумно и эффективно управляет рабочей нагрузкой.
•       Решает межличностные или личные проблемы, влияющие на производительность.
•       Максимально снижает стрессовые факторы на рабочем месте.
•       Быстро решает проблемы домогательств или дискриминации.
•       Отмечает и признает хорошую работу.

Уровень 2. Внедряет методы управления персоналом
Например, руководители отделов, которые принимают решение о найме, увольнении сотрудников.
Помимо того, что он должен уметь делать все перечисленное для уровня 1, еще и:
•       Неукоснительно соблюдает руководящие принципы управления персоналом (т.е. в отношении укомплектования штатов, управления служебной деятельностью и т.д.).
•       Обеспечивает справедливые и эффективные механизмы набора персонала, проведение конкурсов и практику подготовки и повышения квалификации.
•       Неукоснительно выполняет обязательства, связанные с ответственностью HRM (управления людьми).
•       Обучает других тому, как важно следовать рациональной практике управления персоналом.
•       Принимает корректирующие меры в тех случаях, когда практика управления персоналом не соответствует политике компании в области управления людскими ресурсами.
•       Обращается за советом к другим людям по поводу того, как решать проблемы внедрения практики управления персоналом и/или как применять кадровые процедуры.

Уровень 3. Привлекает и развивает индивидуальные таланты
Это руководители руководителей, например, начальник управления, директор департамента.
•       Справедливо оценивает индивидуальную работу, принимая во внимание разнообразие.
•       Определяет возможности, которые возникают перед людьми и способствуют их развитию.
•       Работает один на один с сотрудниками, чтобы лучше понять их сильные стороны и вклад.
•       Обеспечивает регулярную обратную связь; признает успех и необходимость улучшения.
•       Уравновешивает потребности сотрудников и организации.
•       Разрабатывает и поддерживает индивидуальные карьерные планы и возможности обучения.
•       Быстро реагирует на неэффективность работы.

Уровень 4. Создает эффективные команды / подразделения
Уровень топ–менеджмента, их еще называют C-Level, это те руководители, которые подчиняются генеральному директору.
•       Координирует работу по максимальному использованию индивидуальных сильных сторон и занимается областями, требующими развития.
•       Оптимизирует разнообразие среди членов команды для создания сильных команд с взаимодополняющими сильными сторонами.
•       Стремится привлечь в команду людей с дополнительными навыками (на перспективу).
•       Тренирует, бросает вызов и создает возможности для роста, выявляя новые назначения в команды или делясь опытом между командами (т.е. работая в качестве теневого тренера, выполняя межгрупповые задания и т.д.).
•       Разрабатывает HR-стратегию планирования замены в отделе.
•       Обеспечивает финансирование для обучения и развития.
•       Создает группы экспертов для решения конкретных или кризисных вопросов.
•       Способствует созданию атмосферы открытости, доверия и солидарности среди членов команды.

Уровень 5. Реализует широкие стратегии управления персоналом на будущее
Уровень генерального директора. Это самый главный руководитель в компании.
•       Реализует стратегию управления персоналом, направленную на обеспечение кадрового потенциала и разнообразия персонала для удовлетворения текущих и будущих потребностей.
•       Разрабатывает стратегию планирования преемственности, которая поддерживает будущий авторитет организации.
•       Ищет и принимает во внимание ранние предупреждающие сигналы, касающиеся ресурсов и планирования преемственности; адаптирует кадровые планы и стратегии по мере необходимости.
•       Укрепляет лидерские качества во всей компании.
•       Обеспечивает работу управленческих групп по развитию персонала на основе оценки, планирования карьеры и развития.
•       Занимается построением эффективной, устойчивой организации посредством управления человеческими ресурсами.
•       Интегрирует потребности планирования людских ресурсов в бизнес-план организации.
•       Укрепляет подотчетность и создает ценность для управления людьми в рамках более широкого организационного сообщества.

Что делают выдающиеся руководители?
Интересное исследование на эту тему есть у компании Google, проект Oxygen, в рамках которого они изучили компетенции, которые нужны успешному руководителю.


10 инструментов People Management, которые должен внедрить HR в компании

1.     Встречи 1:1 + GROW
Регулярные встречи руководителя с сотрудником, желательно 1 раз в неделю для того, чтобы помогать ему двигаться вперед, обсуждать вопросы, развивать. Важно, чтобы эти встречи проходили с элементами коучинга.


2.     Scorecard 🔗
Умение оценивать кандидата по баллам. Это инструмент рекрутинга, когда руководитель принимает решение на основании оценки компетенций.

2.     9boxes
Есть сотрудники:
·       высоко-, средне-, низкопотенциальные;
·       высоко-, средне-, низкоэффективные.
У них разные показатели работы, разный подход к развитию, и с ними нужно по-разному работать. Одних сотрудников нужно оставлять на своей должности, других – развивать, третьих – перемещать на другую должность, пока он не станет эффективен, кого-то увольнять.

Что такое потенциал – это комбинация трех факторов:
Можете ознакомиться с инструментом для оценки потенциала 🔗.

4.   Gallup Q12. Инструмент опроса вовлеченности. 
Так как вовлеченность сотрудников – это прежде всего зона ответственности руководителя, соответственно он должен быть знаком с таким инструментом и знать, как повышать вовлеченность.
Перечислю сами вопроосы:

  1. Знаете ли Вы, что ожидает от Вас работодатель?
  2. Имеете ли Вы необходимые материалы и инструменты для надлежащего выполнения своей работы?
  3. Имеете ли Вы возможность ежедневно делать на своей работе то, что Вы делаете лучше всего?
  4. Получали ли Вы за последние семь дней одобрение или похвалу за хорошо выполненную работу?  
  5. Относится ли Ваш непосредственный руководитель или кто-либо другой на работе к Вам как к личности?   
  6. Кто-нибудь на Вашей работе способствует Вашему профессиональному развитию?  
  7. Принимается ли во внимание Ваша точка зрения? 
  8. Вызывают ли у Вас миссия и стратегия вашей компании чувство значимости выполняемой Вами работы?    
  9. Считают ли Ваши коллеги своим долгом качественное выполнение работы?  
  10. Есть ли у Вас на работе настоящий друг? 
  11. За последние полгода говорил ли кто-нибудь с Вами на работе о Ваших профессиональных успехах и достижениях?                                  

12.  За последний год были ли у Вас на работе возможности для приобретения новых знаний и профессионального роста?

На 3 и 4 уровнях руководителям важно работать с преемственностью (кадровым резервом). Инструмент в помощь – Скамья запасных.

5.   Скамья запасных

6.   Профайл должности
Умение составлять профайл должности.

7.   План развития

8.   OKR
Objectives and Key Results — цели и ключевые результаты.
Одна из современных систем целеполагания. Руководителю важно прописывать OKR и помогать составлять их сотруднику.
Цели
•       Чтобы я хотел достичь 
•       (что-то, что заставляет вставать утром с кровати)
Которые измеряются:
•       КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•       Как я этого достигну
9.   EVP
Employee Value Proposition — ценностное предложение сотруднику.
У руководителя должно быть понимание того, что не только из-за зарплаты приходят люди на работу, не только ей мотивируются и из-за нее уходят. Есть огромное количество факторов, которые рассматривают сотрудники, поэтому их все нужно учитывать.

10.      Обратная связь
Мощный инструмент управления эффективностью – умение давать обратную связь.

Инструментов менеджмента много, вот еще:

Как обучать руководителей?
Есть разные форматы и варианты обучения руководителей.

Роль HR в отношениях между руководителем и сотрудником
Важно понимать, что у HR и руководителя довольно схожие задачи. Я часто встречаю ситуации, когда HR«довыполняют» работу руководителей. Это не очень правильно. Посмотрите, как распределяются зоны ответственности.

Распределение зон ответственности


Зачем нужно развивать руководителей
Руководители должны понимать, что их главная роль — управление командой. Каждая компания, которая стремится занять лидерские позиции, зависит от способностей руководителей управлять своей командой.

Пример программы развития лидеров, которую я составлял в своей практике.
Вот вам модель, что такое быть руководителем:


Для руководителей я прописал несколько составляющих компонентов и мои комментарии.

Разберем каждый компонент.

Амбиции

Амбиции в основе пирамиды лидерства. Если ты не хочешь чего-то большего, то ты ничего не будешь делать.

Ценности
Любой руководитель должен быть представителем ценностей компании. Он может быть классным руководителем в другой компании, но не в этой, если его ценности с этой компанией не совпадают.


У руководителя должны быть правильные для руководителя Таланты.
У компании Gallup есть крутое исследование на тему таланты руководителя. В их исследовании участвовало более 5 млн руководителей.

Какие 5 талантов делают руководителя суперклассным?


Таланты либо есть, либо нет. Если их нет, то руководителю необходимо много дорабатывать и окружать себя людьми с этими талантами. Мое мнение, во многом востребованность HR в том, что у руководителя редко встречаются все 5 талантов. Согласно исследованиям Gallup, только 1 из 10 руководителей обладает всеми пятью талантами и 2 из 10 – имеют 4 таланта. Поэтому для руководителя важны: хороший HR, знания (если нет таланта, знать, как ту или иную компетенцию применять) и вспомогательные системы (автоматизированные, например, HR-системы).
Для многих компаний руководитель должен быть экспертом в своем деле. Не все компании идут по этому пути, для них важно, чтобы он хорошо руководил.
Пирамида зрелости руководителя

Если у руководителя в подчинении сотрудники, то он будет β –Leader. Руководители руководителей должны уже заниматься расстановкой людей на правильные позиции.

Руководителю необходимо знать стили лидерства

Зачем нужны все стили лидерства?
Есть разные подходы, и важно уметь применять каждый стиль ситуационного руководства.

Для современного руководителя важно обладать цифровыми навыками (Digital skills / Automation)Было бы полезно, чтобы руководители умели выстраивать, оптимизировать и автоматизировать процессы.
Как развивать лидеров и роль HR в нем

Рассмотрим пример программы развития руководителей, которую я составлял.

Общие принципы
·       Лидерство – это осознанный выбор. Выбор должен быть сделан до начала развития.
·       Выбор без выбора. Или ты на 100% принимаешь все или нет, здесь нет места компромиссам.
·       Становится и быть лидером – это работа, это требует воемени (до 30% в неделю).
·       Это про долгосрочные инвестиции в себя и себя в компанию (равно как и компания в нас).
·       Это то (и только то), что приведет нас к 1+20+70.

Способы развития

Чему обучать лидеров
Амбиции
2018 Работа с коучем.
2019 Поиск персонального наставника (локальный + глобальный).
2019 INSEAD Leadership program (лидерские программы).
2019 Management trainee program start (программы управления стажировкой).
2020 Management tour to Silicon Valley (менеджмент туры).
2021 MBA reimbursement program (программы возмещения расходов на обучение MBA).
2022 Product Owner role with P&L responsibility (возможность стать партнером компании, отвечая за финансы, иметь некоторую долю в бизнесе).

Ценности
Квартальные ревью + тренинги:
·       Критическое мышление – тренинг по ТРИЗ.
·       Принятие решений – тренинг по design thinking.
·       Прозрачность – тренинг «одноминутный менеджер».
·       Командность – тренинг «пять пороков команды».
·       Превосходить ожидания – тренинг по инновациям.

Таланты
·       Тестирование на выявление талантов Strengthsfinder.
·       Персональная и групповая обратная связь.
·       Start/Stop/Continue.

Экспертиза
·       Профессиональные тренинги и конференции.
·       Написание минимум 1 статьи на Habrahabr/DOU/AIN/Medium like сайтах в месяц.
·       Выступление на 1 конференции/митапе в квартал.

Стили
·       Оценка текущих стилей.
·       Тренинг по стилям лидерства.
·       Полугодовая оценка лидерских стилей.

Инструменты
·       21 мини-тренинг на тему использования инструментов.
·       Тренинг по оценки кандидатов.
·       Полугодовая оценка на предмет использования инструментов.

Digital skills
·       Тренинг по оптимизации процессов.
·       Тренинг по оптимизации процессов.
·       Обязательное демо тулзов 1 раз в месяц.

Оценка руководителей
Вопросы из анкеты для оценки руководителей, которые компания Google использует на регулярной основе для оценки своих руководителей:
1.     Мой руководитель дает мне эффективную обратную связь, которая помогает мне улучшить свою работу.
2.     Мой руководитель – не микроменеджер (т.е. не вдается в детали, которые обсуждаются на других уровнях).
3.     Мой руководитель относится ко мне как к личности.
4.     Своими действиями мой руководитель показывает, что он объективно оценивает мой опыт, который я приношу в команду, даже если он отличается от его собственного.
5.     Мой руководитель держит команду сфокусированной на приоритетных результатах/конечном результате.
6.     Мой руководитель регулярно делится необходимой информацией от вышестоящих руководителей.
7.     У моего руководителя был важный разговор со мной о профессиональном развитии за прошедшие шесть месяцев.
8.     Мой руководитель транслирует ясные цели для нашей команды.
9.     Мой руководитель обладает необходимыми техническими знаниями (например, в сфере ИТ – написание кода, в области международного бизнеса – продажи, в финансах – отчетность), чтобы эффективно управлять мною.
10.  Я рекомендовал бы моего руководителя другому сотруднику компании Google.
11.  Я доволен общей результативностью работы своего руководителя.
12.  Последние два вопроса являются открытыми:
13.  Что бы вы порекомендовали своему руководителю продолжать делать?
14.  Что бы вы изменили в своем руководителе?
Для проведения анкеты можете использовать готовую форму Оценки работы руководителей 🔗(перейдите по ссылке и нажмите Создать копию).

4 компетенции лидера по Кеннету Бланшару


Одноминутная цель
•       Цель – наиболее сильный мотиватор в инструментарии лидера
•       Она обеспечивает назначение, вызов и смысл. 
•       Цели — это путеводные ориентиры на пути, благодаря которым оживает убедительное видение. 
•       Цели заряжают людей энергией. 
•       Конкретные, четкие, сложные цели приводят к большим усилиям и достижению, чем простые или расплывчатые цели.
Количество целей
•       От 3 до 5
•       Обязательно должны быть записаны
•       SMART

Одноминутная похвала
•       Самая сильная активность, которой может заниматься руководитель.
•       Поддерживает поведение, которое приближает сотрудника к цели.
•       Попробуйте «словить человека, который что-то делает правильно» и сразу же дайте ему одноминутную похвалу.
Немедленная и конкретная
🎯 Говорите о чем-то очень конкретном.
•     Не ждите и скажите сразу, как только сможете.

Одноминутная коррекция (ранее называл «одноминутный выговор»)
•       Если человек делает что-то не так, объяснить, что он делает не так и подчеркнуть его ценность.
•       Альтернатива выговору.
•       Выговор нужен тем, кто не хочет.
•       Коррекция нужна тем, кто не знает как.
•       Это отображение сегодняшних изменений в работе, ты можешь быть экспертом в одном деле, но очень быстро оказаться не компетентным в другом – новом.
Как это работает
•       Прежде всего необходимо убедиться, что ясна цель.
•       Если не ясна – лидер должен взять на себя за это ответственность и прояснить цель.

Одноминутное извинение (4 секрет, которую Кеннет Бланшер добавил в свою модель)
•       Лидеры не всегда правы
•       Нужно покорно признавать ошибки
•       Признать, что ошибка это не вы, что вы хотите быть лучше, чем эта ошибка
•       Требуется возместить ущерб человеку, которого вы обидели
•       Пообещайте больше не повторять ошибку и держите обещание
Пример
Вы много раз перебивали сотрудника во время его выступления
💬 «Я получил некоторые отзывы о том, как я продолжал прерывать тебя на сегодняшнем собрании и не давал тебе закончить». 
Я хочу извиниться, потому что я узнал правду в этих отзывах и чувствую себя плохо. 
Это не то, кем я хочу быть. 
На самом деле, я думаю, что я лучше этого. 
Я обещаю, что больше никогда этого не сделаю. 
Как я могу загладить свою вину за то, что сделал сегодня?»
Это новый подход. За последние 10 лет лидерство меняется, есть структуры, когда нет классической иерархии. Поэтому среди навыков руководителя нужно уметь «снять корону» и извинится.

А научиться развивать руководителей можно на курсе
Развитие руководителей

Мы поговорили об индивидуальных планах развития (ИПР) с Анной Михмель, специалистом по оценке и обучению компании HT Lab. Анна рассказала, зачем нужен ИПР, как правильно его составить и как давать обратную связь после выполнения плана.

Если нет времени читать всю статью — в самом конце приведены основные тезисы.

Зачем нужен индивидуальный план развития

ИПР — это стратегия развития сотрудника для достижения его личных карьерных целей и целей компании. Это может быть: новая должность, повышение квалификации, развитие корпоративных компетенций у персонала или переход сотрудников на более автономный режим работы, без постоянного контроля руководителя.

ИПР создаётся, чтобы удовлетворить потребности и сотрудника, и работодателя. Глобальная цель индивидуального плана — это «win-win»: сотрудник чувствует свою ценность для компании, не страдает от однообразной работы, а развивается и двигается по карьерной лестнице; а работодатель создаёт себе команду лояльных профессионалов, готовых трудиться и приносить прибыль бизнесу.

В теории звучит хорошо, а на практике: чтобы вложенные время и средства не пропали зря, чтобы ИПР не стал «пыльным» документом в дальней папке и был действительно полезен, — нужно погрузиться в интересы сотрудника, его способности и на этой основе точно определить компетенции для развития.

Тут важно не только разложить всё по пунктам в плане, но и регулярно возвращаться к этому документу. Например, обсуждать с сотрудником: что получается, а что нет; нужна ли помощь; поменялись ли цели; есть ли трудности с обучением или применением полученных знаний на практике.

«У российской железнодорожной компании была сформирована собственная модель корпоративных компетенций, по которой составлялись индивидуальные планы развития для сотрудников. Но у компании не было чёткого понимания, какие компетенции у персонала развиты на достаточном уровне, а какие требуют улучшения. Из-за этого ИПР составлялись «вслепую», процесс занимал много времени и не приносил особых результатов. Такое нередко случается в организациях.

Иногда руководители поручают сотрудникам самостоятельно составить свой ИПР, но ведь и они сами часто не знают, куда им нужно развиваться и что для этого делать.»

Как составить индивидуальный план развития сотрудника

Как правило, составлением ИПР занимаются: руководитель, HR-менеджер и сам сотрудник. Вот пять шагов, которые могут помочь составить грамотные планы развития.

Шаг 1: определить цели компании

В идеале индивидуальный план развития нужен всем сотрудникам компании, но мы понимаем, что численность штата и ресурсы, выделяемые на персонал, у каждой организации разные. Поэтому, на первом шаге, рекомендуется определить цели компании и категорию сотрудников, которых нужно развивать, чтобы эти цели достичь. Например:

  • Развитие руководящего состава — прибыльность компании зависит от эффективности руководителей отделов. Чем компетентнее руководитель, тем сильнее его команда и тем успешнее сам бизнес;
  • Развитие талантов — сотрудники с высоким потенциалом могут помочь компании выйти на новый уровень: расширить клиентскую базу, перейти к омниканальности, открыть новые филиалы или магазины;
  • Развитие всех сотрудников — каждый сотрудник талантлив в чём-то своём и может повысить результативность компании, если выбрать для него правильную должность. Нужно сначала вложиться в раскрытие потенциала каждого сотрудника, а затем уже сотрудники будут работать на успех бизнеса.

Шаг 2: оценить потенциал сотрудника

Выбор программы развития для ИПР сотрудника напрямую зависит от его потенциала, сильных и слабых сторон. Можно бесконечно водить человека на тренинги, давать практические задания, ругаться и наказывать рублём, но если, например, у сотрудника нет способностей к аналитике данных — он не сможет сделать качественный конкурентный анализ, несмотря на все старания.

Для оценки потенциального уровня развития компетенций персонала используется профессиональное тестирование. Этим занимаются специальные компании-провайдеры тестовой оценки.

Как правило, используется комплексное тестирование, где работник оценивается по трём основным направлениям:

  1. Мотивация (чего человек хочет?);
  2. Интеллект (что человек может?);
  3. Личность (к чему человек склонен?).

На основе результатов тестовой оценки можно понять, какими способностями обладает сотрудник и в чём его потенциал. А дальше нужно дать сотруднику ту работу, где его потенциал раскроется на полную мощь, где он будет получать удовольствие от процесса, а, следовательно, будет эффективен и полезен компании.

Для оценки топ-менеджмента и руководителей среднего звена часто используются гибридные технологии: тестирование + интервью с экспертом. Тест покажет потенциальный уровень развития компетенций, а эксперт, в личной беседе, определит уровень его наблюдаемых компетенций, то есть каких успехов руководитель добился на текущий момент. По результатам оценки руководитель увидит, где он силён, а над чем ещё стоит поработать.

Шаг 3: определить цели сотрудника

После оценки потенциала сотрудников становится понятно: какие у каждого из них есть способности, личные особенности и что мотивирует их к работе. Определить цели ИПР и программу развития становится проще.

Отметим, что мотивация — важный момент в постановке целей для индивидуального плана развития. Если не учитывать желания сотрудника — весь процесс может пойти по негативному сценарию. Например, человек может обладать управленческим потенциалом, но не иметь потребности руководить людьми. И если, вопреки желанию сотрудника, назначить его лидером команды — он не будет успешен на этой должности, он будет просто стараться на ней «выжить». Неудовлетворённость от работы начнёт накапливаться, а это прямой путь к выгоранию и уходу из компании. Поэтому стоит учитывать мнение и мотивирующие факторы сотрудников при постановке целей ИПР. Сотрудник должен быть заинтересован в своём развитии и готовым нести ответственность за весь процесс.

«Рекомендуется ставить не больше двух целей на год, чтобы сотрудник, в комфортном для себя режиме, мог двигаться к их достижению. Кроме обучения и развития у сотрудника есть ежедневные рабочие задачи, на всё нужно найти силы, время и, при этом не перегореть»

Что ещё важно в индивидуальных планах развития:

  • Конкретность в описании целей: “улучшить клиентоориентированность, чтобы сразу понимать запрос клиента и давать всю необходимую информацию для решения его задачи”; “улучшить навык переговоров с поставщиками”; “перейти на должность старшего специалиста”; “развить стрессоустойчивость, чтобы не терять работоспособности при стрессовых ситуациях”.
  • Измеримость достижения цели. Все участники процесса — руководитель, HR-менеджер и сотрудник — должны понимать, как будет оцениваться достигнута цель или нет. Например, «прошёл все тренинги по программе развития» достижением цели не является, а «прошёл обучение; выдвинул идею, как повысить продажи на 20%; оформил идею в проект и самостоятельно составил работоспособный план реализации проекта» — вполне. Теорию обязательно нужно подкреплять практикой, иначе пройдённые тренинги быстро забудутся и результат от обучения будет нулевым.
  • Баланс интересов. Хорошо, когда цели соотносятся с возможностями компании, потребностями бизнеса и личными целями сотрудника. Тогда цели имеют все шансы быть достигнутыми, а все участники процесса получат от этого максимальную пользу.

Шаг 4: продумать программу развития для достижения целей

Когда цели определены, можно приступать к составлению программы развития. Здесь важно выбирать только те тренинги и информационные ресурсы, которые будут работать на достижение поставленных целей. Дополнительное обучение, вроде лекций по выгоранию, личной осознанности или тайм-менеджменту, — исключительно по желанию сотрудника. Ведь задача индивидуального плана не в том, чтобы перегрузить человека информацией, а чтобы помочь ему раскрыть свой потенциал.

Например, если стоит цель “перейти на должность старшего специалиста”, то в программу развития могут войти: тренинги с приглашёнными экспертами, бизнес-литература по теме, участие в новых проектах и практические задания под контролем старшего коллеги, который готов стать куратором для сотрудника на время обучения. Если в компании есть своя база знаний, то можно порекомендовать сотруднику изучить обучающие материалы оттуда, или самостоятельно предоставить ему все необходимые ссылки.

Шаг 5: поставить сроки выполнения плана

Обычно индивидуальный план развития составляется на год или полгода, зависит от конкретной компании и целей сотрудника. Главное, чтобы план было реально выполнить в указанный срок.

Когда программа развития составлена, организуйте личную встречу с сотрудником и ещё раз проговорите все пункты индивидуального плана. Это нужно, чтобы синхронизировать понимание всех заинтересованных сторон о: целях ИПР, методах достижения и критериях оценки выполнения плана.

Если руководитель планирует промежуточные встречи для обсуждения текущего процесса выполнения ИПР — предупредите об этом сотрудника. Ведь работник может двигаться к целям в своём режиме и не догадываться о «дне Х», когда с него спросят за промежуточный результат. Сотрудник окажется к этому не готов, а у руководителя может сложиться впечатление, что работник ничего не делает, чтобы выполнить ИПР.

Также сразу обговорите, что получит сотрудник при успешном выполнении индивидуального плана. Это может быть: получение новой должности, повышение зарплаты или премия. Так ко внутренней мотивации сотрудника (профессиональное развитие) добавится ещё и внешняя мотивация (материальная выгода).

Обратная связь после выполнения индивидуального плана

После выполнения ИПР рекомендуется организовать личную встречу с руководителем, сотрудником и HR-менеджером, дать обратную связь и подвести итоги.

В ИПР баллы по достижению каждой цели сначала проставляет сам сотрудник, затем оценка корректируется с учётом мнения руководителя и отзыва коллеги-куратора, и выводится финальный результат.

Если какую-то из целей удалось достичь частично или не удалось достичь вообще — обсудите причины с сотрудником. Возможно, отменились тренинги, не хватило практики или у коллеги-куратора не нашлось времени, чтобы помочь сотруднику с обучением.

Вне зависимости от результата ИПР, похвалите сотрудника за работу и дайте рекомендации для дальнейшего развития. Это может добавить стимула сотруднику продолжать совершенствовать свои качества и навыки.

Формат индивидуального плана развития

Обычно ИПР составляется в виде эксель-таблицы, но формат можно выбрать любой, главное, чтобы с планом было удобно работать.

У некоторых компаний есть свой корпоративный портал, он работает как соцсеть. У сотрудника есть личная страница, где указано: ФИО, день рождения, должность, отдел, в котором он работает, и трудовой стаж. На этой же странице размещена отдельная вкладка с индивидуальным планом развития. Туда можно выгрузить результаты тестовой оценки, добавить программу развития и цели сотрудника с итоговыми баллами по каждому пункту, — всё находится в одном месте, это удобно.

Что запомнить

  1. Индивидуальный план развития нужен сотрудникам, чтобы прокачать необходимые навыки для достижения карьерных целей, например: получения новой должности, повышения квалификации, развития управленческих компетенций или перехода на автономный режим работы, без постоянного участия руководителя в процессе.

  2. Для компаний введение практики ИПР полезно для: развития HR-бренда, формирования лояльности персонала, экономии времени и денег на поиск специалистов на рынке, за счёт развития внутреннего ресурса компании.
  3. Чтобы составить работоспособный план развития сотрудника, нужно: определить цели компании, оценить потенциал сотрудника, определить его цели и мотивацию, продумать программу развития и поставить сроки выполнения плана.
  4. Когда план готов, руководителю рекомендуется лично встретиться с сотрудником, чтобы обговорить все пункты ИПР и обозначить, что получит сотрудник при успешном выполнении плана.

  5. Организовывайте с сотрудником промежуточные встречи, чтобы обсудить, как продвигается процесс, поменялось ли что-то в целях, есть ли трудности в обучении или в практическом применении полученных знаний.

  6. Давайте сотруднику обратную связь по финальным результатам выполнения ИПР.

Планирование рабочего дня руководителя с примерами

Планирование рабочего дня руководителя — это навык распределения целей и задач по времени, учитывая их приоритетность, необходимые ресурсы и разделение зон работы и отдыха. Управленцу, чтобы составить план на рабочий день или неделю нужно сформировать общий список дел и попытаться разнести дела таким образом, чтобы хватило времени на выполнение деловых задач и уделить кусочек времени лично себе, чтобы сохранить эмоциональное и физическое здоровье. Навык эффективного планирования рабочего времени нарабатывается постепенно и в этой статье я вам расскажу про несколько правил и методов эффективного планирования и тайм-менеджмента.

Как планировать руководителю рабочий день

Тайм-менеджмент — это набор специальных инструментов для более эффективного управления временем, чтобы больше успевать в условиях нехватки рабочих часов. Методики тайм-менеджмента позволяют распределить задачи таким образом, чтобы достичь выполнения большей части из них в намеченные сроки и не «увязнуть в текучке». Искусство тайм-менеджмента стало интересовать управленцев начиная со второй половины двадцатого века, когда Джеймс Маккей издал книгу под названием «Управление временем». Именно благодаря этой книге данный термин сильно распространился, а в наше время «ускоренной жизни» превратился в отдельную дисциплину. Руководящая должность возлагает на плечи управленца серьёзную ответственность, что влечёт за собой необходимость быстрого и, часто, одновременного выполнения сразу большого количества задач. Постоянный режим многозадачности при неправильной расстановке приоритетов в делах и неумении пользоваться достижениями науки приводит к эмоциональному выгоранию управленца, физической и психологической усталости, снижению продуктивности не только у него, но и у всей команды. Ошибки и способы качественного управления временем разбираются в нашем авторском тренинге тайм-менеджмента более подробно, чтобы:

  • избежать ошибок и прийти к цели в более короткий.
  • сохранять точность и пунктуальность
  • выполнять задачи эффективно и без спешки
  • уделять время и работе, и восстановлению сил.

правила тайм менеджмента руководителя

правила тайм менеджмента руководителя

Тайм-менеджмент руководителя: в чем причины сбоя

В современных условиях появление дефицита времени и его нехватка на качественное решение запланированных целей преследует многих управленцев. Можно очень стараться переделать массу дел в течение рабочего дня, но никак не получится увеличить количество часов в сутках. Постоянная переработка тоже не вариант, так как быстро накапливается хроническая усталость, а как следствие выгорание на рабочем месте и потеря вообще какой-либо концентрации. Основные причины дефицита времени:

  1. Суета — это черта, которая преимущественно проявляется у личностей с импульсивным характером
  2. Отсутствие плана. Некоторые неопытные руководители считают, что без плана они сами «раскидаются» с любыми задачами и как следствие получается скопление недоделанных задач.
  3. Демотивация время от времени проявляется у любого человека, который стремится к осуществлению крупных планов. Но, если она начинает быть постоянной, то долго сохранить внутренний покой не получится.
  4. Страх, что никто лучше меня не справится и от этого появляется «мандраж» делегировать часть поручений или поделиться полномочиями, чтобы найти время для более важной работы.
  5. Энергия. Авральная динамика на рабочем месте способна сломить даже самого «стойкого» директора. Нужно вводить в практику передышки во время рабочего дня и двигательную активность, что является залогом сохранения бодрого самочувствия без которого невозможно продуктивная деятельность.

Важным элементом в построении графика рабочего времени для любого начальника является помощь со стороны сотрудников, которые готовы поддерживать и выполнять указания. Для этого вам необходима сплоченная и мотивированная команда. Смотрите мою уникальную технологию объединения коллектива и применяйте.

Организация рабочего дня руководителя

Я предлагаю вам рассмотреть несколько важных правил эффективного планирования рабочего дня, которых стараются придерживаться начальники по всему миру. Что является основой для планирования рабочего времени:

  1. Старайтесь просыпаться и начинать работу в одну и то же время. Настроенные биологические часы — залог успешного начала дня. Если ложиться и вставать всегда в разное время, организм начинает истощаться и куда быстрее уставать.
  2. Вставайте заранее, чтобы собраться без спешки, сбивающей весь рабочий настрой.
  3. Группируйте стоящие перед вами задачи по тому или иному принципу. Например, по размер или по скорости приближения дедлайна.
  4. Распределите время на работу, домашние дела и отдых, что нужно для снижения частоты переключения внимания.
  5. Устанавливайте для команды чёткие даты. Они помогают избежать пустой траты ресурса и мотивируют.
  6. Применяйте правило Парето, гласящее, что лишь 20% самых крупных и сложных задач составляют 80% от результата. Поэтому вместо того чтобы  день работать на пределе, сосредоточьтесь на самом важном.
  7. Не забывайте про перерыв. Отдых обязательно должен присутствовать, так как работа на износ приводит лишь к негативным последствиям.
  8. Свободное время старайтесь занять чем-то полезным, но в то же время доставляющим удовольствие: чтением книги, прогулкой.
  9. Не забывайте про принцип делегирования обязанностей. Руководитель не должен самостоятельно выполнять абсолютно все поставленные задачи. Делегировать можно: небольшие и рутинные дела, задачи, не требующие для их решения специальных навыков, срочные дела и др.
  10.  В конце рабочего дня сверяйте полученные результаты с ожидаемыми, проводите работу над упущениями и планируйте то, что предпримете завтра.

Кроме советов от исследователей, существуют несколько методов распределения времени. Они представляют собой упорядочение дня с помощью соблюдения определённых техник. Методов существует более двадцати, но нами будут рассмотрены те, что доказали свою работоспособность на практике.

Как руководителю научиться управлять временем

Как руководителю научиться управлять временем

Как правильно распланировать свой рабочий день

Важнейшим правилом разработки рабочего расписания на день, неделю, месяц является концентрация управленца на выполнении каждой задачи с максимальной проработкой, чтобы не «оставлять хвостов». Выделяю следующие приниципы ведения рабочего расписания:

  • каждый день/неделя/месяц должны заканчиваться планирование следующего
  • проверяйте актуальность задач и если она потеряна, вычеркивайте ее
  • устанавливайте измеримые сроки
  • расставляйте приоритеты
  • выделяйте ключевые направления деятельности

Составление плана рабочего дня руководителя

план рабочего дня руководителя

Примеры планирования рабочего дня руководителя

Чтобы рассматривать планирование рабочего дня руководителя с примерами нужно сказать, что в тайм-менеджменте очень важна специфика вашей должности. У кого-то работа связана с офисом и телефоном в более менее спокойном режиме, а у кого-то с постоянными разъездами и решением конфликтных ситуаций или нахождением на опасном производстве с риском для здоровья. Это накладывает отпечаток на общую картину составления графика и должна быть вами самим скорректирована, учитывая предлагаемые ниже методики тайм-менеджмента. Давайте для начала обсудим планировщик дня в виде вот такого бланка, который позволяет:

  • составить хронологию выполнения дел
  • учитывать временные ресурсы на звонки, совещания и поездки
  • увидеть на что более всего уходит время
  • скорректировать и более грамотно расставить приоритеты

Матрица Эйзенхауэра

Давайте выделим типы задач при планировании рабочего дня, которые принято использовать в тайм-менеджменте. Диверсификация целей была оформлена в виде матрицы президентом США, предложившим делить все дела и задачи на четыре группы:

  • Срочные важные. Согласно теории, эти задачи могут на многое повлиять, поэтому «закрывать» их необходимо в первую очередь, причём независимо от размера. Так, например, покупка билетов на самолёт может отнять у вас всего 10 минут, но откладывать подобную задачу, если у вас деловая встреча в другому городе, точно не стоит
  • Срочные не важные. Дела, дедлайн которых ещё не поджимает. Рекомендуется  и претворять в жизнь постепенно и постоянно отводя им время в своем расписании;
  • Несрочные важные — старайтесь делегировать сотрудникам;
  • Несрочные неважные. Дела,  не приносят никакой пользы. Сюда относится рутинная работа, просмотр телевизора, социальных сетей и прочего. Их Эйзенхауэр рекомендует вычеркнуть из списка вовсе.

Соблюдение матрицы помогает верно расставить приоритеты.

планирование рабочего дня по матрице эйзенхауэра

техники майм менеджмента
планирование матрица эйзенхауэра
пример матрицы эйзенхауэра

Методы «Альпы»

Получил данный метод управления временем своё название за метафоричное сравнение крупных задач с горами Альпами. Согласно данному методу, необходимо разбить одно большое дело на несколько задач. При этом большую часть — 60% — уделить необходимым делам, а остальную часть оставить внезапным и непредвиденным. Метод предполагает соблюдение следующего плана действий:

  • — выбор наиболее приоритетной задачи;
  • — составление прогноза;
  • — её включение в расписание;
  • — разделение задачи на несколько задач поменьше и прогнозирование сроков их выполнения;
  • — отслеживание выполненных пунктов.

  Оставлять место для решения задач рекомендуется с небольшим запасом.

планирование дня метод альпы

планирование дня метод альпы

ABC- или АБВ-анализ

Анализ — матрица Эйзенхауэра, соединённая с принципом Парето. В этом случае дела делятся на три группы:

  1. Приоритетные задачи, не приносящие организации 65% от достижения цели.
  2. Важные задачи, занимающие около 20% от планов. Часть таких задач рекомендуется делегировать.
  3. Несрочные и маловажные дела, значимость которых составляет не более 15%.

абв анализ времени в тайм менеджменте

абв анализ времени в тайм менеджменте
пример abc анализа управления временем
пример abc анализа управления временем

Как находить время с помощью жесткого тайм-менеджмента

Помните, что ошибки бывают у всех, но есть правила, которые позволяют улучшить личный тайм-менеджмент и сократить «тушение пожаров»:

  1. Оставляйте запас минут на непредвиденные обстоятельства. Попытка перевыполнить план и сделать как можно больше задач в короткие сроки. Даже если в теории всё складывается отлично, непредвиденные обстоятельства могут кардинально поменять ваш план действий. В итоге останутся невыполненными все задачи: и срочные, и те, что менее важны.
  2. Относитесь к себе более строго. Выполнение несрочных задач откладывается на долгий период. Не стоит допускать подобную ошибку, так как невыполнение подобных заданий повлечёт за собой последствия, которые могут нарушить дисциплину и утянуть вас в «болото» операционки из которого сложно выбраться.
  3. Не ждите пока все начнут работать идеально. Отсутствие налаженной коммуникации с сотрудниками. Не позволяет делегировать обязанности и наладить коммуникацию в команде. Для улучшения отношений в коллективе необходимо применять техники формирования команды, тимбилдинги и давать возможность подчинённым проявлять себя, чтобы команда работала, как механизм и могла пережить даже кризисные времена.

Вывод:

Использование методик тайм-менеджмента позволяет организатору не только быть эффективным, но и не перегружать мозг запоминанием большого количества  задач. Методичное управление временем помогает рассчитать дедлайны и справиться со всем в более короткие сроки, сохраняя при этом продуктивность. Использование перечисленных советов и техник позволит вам научиться грамотно распределять задачи и достигать целей куда быстрее и продуктивнее, чем раньше. Удачи!

#статьи

  • 17 авг 2022

  • 0

Лидерам тоже нужны знания и поддержка. Но как дать максимум и при этом не перегрузить тех, кто и так загружен?

Иллюстрация: Artem Riasnianskyi / Unsplash / freepik / macrovector / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

Анна Судейская

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Вопрос подготовки и обучения руководителей всегда сложный — люди эти часто слишком занятые, да и обычный курс им не всегда предложишь. Поэтому приходится выкручиваться.

Собрали ключевые советы экспертов о том, как учить лидеров (особенно в трудное для компании время) и как их растить:

  • от генерального директора eLearning center и автора канала «Живое обучение» Елены Тихомировой (на основе её выступления по теме «Как вырастить руководителя: обучаем навыкам лидера» на HR support conf);
  • от партнёра и тренера по коммуникациям в Esprezo Лилии Бикбовой (по следам её доклада на тему «Как поддержать руководителей в 2022 году. Какие навыки и форматы обучения помогут справиться с нагрузкой» на митапе Employee centered L&D Meetup, организованном экспертами из LLLab, Esprezo, Pobudilnik, Ikra Group и School of Education).

Они объяснили:

  • зачем руководителям свобода выбора и группа поддержки;
  • почему по верхам учить не получится и какие форматы обучения сработают лучше всего;
  • какие качества развивать руководителям;
  • как понять, кого именно учить, и не отбить у потенциальных руководителей желание учиться.


Навязывать руководителю обучение — дело неблагодарное и бесполезное, считает Елена Тихомирова. Как и в других рабочих вопросах, лидер должен проявлять автономность, то есть самостоятельно подбирать себе нужное направление. Проще говоря, руководитель должен сам определить, когда и в каком направлении ему нужно развиваться.

Фото: Just Life / Shutterstock

Этот принцип в кризисных ситуациях становится ещё актуальнее. Так, Лилия Бикбова отмечает, что в критические моменты или во время перегрузок не стоит настаивать, чтобы руководители срочно прошли какой-нибудь обязательный курс.

«Просто не трогайте. Возможно, через какое-то время они придут, потому что немножко разберутся со своими делами и [поймут]: „Окей, я теперь готов“. А если мы человека тащить будем силком, он будет упираться», — считает эксперт.

Хорошо, а как же тогда мотивировать, чтобы руководители захотели учиться? Про это — совет номер два.


К руководителям стоит отнестись так же, как и к потенциальным покупателям, — то есть «продать» им обучение, показав его реальную пользу и эффективность. Тогда это будет добровольный выбор, а не типичная принудиловка, следовательно, и результаты будут другими, объясняет Лилия Бикбова.

Полезное обучение — то, которое помогает решать насущные задачи здесь и сейчас. Темы, полезные на «когда-нибудь потом», будут особенно плохо работать во времена турбулентности. «Горизонт планирования очень маленький, не сильно разбежишься, поэтому постарайтесь помочь с текущими вызовами», — объясняет Лилия Бикбова.

Эксперт рекомендует с помощью исследований выяснить:

  • что в данный момент важно руководителям в компании;
  • какие проблемы или трудности руководители испытывают в данный момент. Если обучение поможет решить их проблемы, они будут по-настоящему благодарны за него.

Когда боли выявлены, можно на понятном руководителям языке донести ценность обучения.


Очевидный факт: для действительно хороших результатов на обучение нужны время и ресурсы — а если их нет, никакая мотивация не сработает. Поэтому руководителям, объясняет Лилия Бикбова, нужно выделить отдельное время для учёбы и создать определённый ритм — когда у них будет теория, когда практика, а когда корректировочные встречи.

В идеале нужно ещё и сопровождать этот процесс.

«Не надейтесь, что руководители (и любые учащиеся) будут всё помнить. Не будут, у них голова забита 25 задачами. Поставьте напоминалки, сами напомните: „У тебя через недельку вот это“. Информируйте, потому что человек, скорее всего, забыл, особенно когда у него всё время цейтноты и нет на это фокуса», — комментирует Бикбова.

Лидерам также очень пригодится помощь кураторов и менторов, чтобы поддерживать учебный процесс.

Всё это сформирует хороший сервис и достойный уровень заботы. Однако они не должны быть равны гиперопеке, предостерегает эксперт. Чрезмерное внимание может «инфантилизировать» руководителей, а вы ведь совсем не к этому стремитесь.


В обучении руководителей оптимальный формат — тот, что предполагает дискуссии и общение, считает Елена Тихомирова.

«Руководитель потом всё, что он изучил, должен передать своим сотрудникам. Значит, в обучении мы должны натренировать этот навык аргументации, обсуждения, передачи информации», — объясняет она.

В качестве примеров спикер приводит деловые игры и симуляции, но оптимальным форматом считает peer-to-peer — когда руководители учатся друг у друга. В этом случае процесс не перегружен теорией, сконцентрирован на общении и обмене практическим опытом.

При этом, какой бы формат вы ни выбрали, программа должна быть достаточно глубокой. Упрощённые материалы, в духе несложных карточек и сторис, не принесут результата — они просто не дают почвы для анализа и нужных выводов, не наталкивают на новые мысли и идеи, уверена Елена Тихомирова.

«Короткое обучение создаёт иллюзию беглости, ощущение „я всё понимаю, мне всё понятно, тут всё просто, и я пойду делать“. И человек идёт, делает это, но делает необдуманно, неглубоко, не принимает взвешенные решения. Ему просто показалось, что так правильно. Это очень опасно», — предупреждает эксперт.

Как и в случае с линейными сотрудниками, чем больше будет практики и реальных кейсов в обучении руководителей, тем лучше, уверены эксперты. В кризисные моменты руководителям особенно подойдут разборы ситуации на рынке и понятные новые алгоритмы работы.

При этом стоит ценить время руководителей, напоминает Лилия Бикбова: предлагать им изучать теорию в удобное время, а вот очные встречи посвящать практике, тренировкам, общению или обратной связи от экспертов.


В корпоративных университетах и базах знаний обычно накапливается масса курсов и материалов, поэтому периодически их стоит обновлять — просто чтобы руководителям не пришлось тратить время и силы на ненужные препятствия, считает Лилия Бикбова.

С программами сторонних провайдеров стоит поступать так же, говорит спикер. Например, крупные годовые программы можно корректировать по кварталам — и ориентироваться на текущие запросы.

«Сделайте ритм корректировки. У вас прошёл блок [обучения] — посмотрели, что хорошо, что плохо, что делаем дальше, — скорректировали. Без этого знания будут неактуальные и, соответственно, бесполезные», — объясняет спикер.


По наблюдениям Лилии, руководителям поддержка особенно нужна, и в идеале хорошо бы организовать для этого небольшое сообщество — место, где сотрудники, находящиеся на одном должностном уровне, смогут поделиться друг с другом проблемами, пожаловаться, обсудить накопившиеся вопросы.

Елена Тихомирова предлагает также почаще подбадривать руководителей. Они видят достижения своей команды, результаты выстроенного ими процесса — но нередко задаются вопросом, а действительно ли в этом есть их заслуга тоже?

«Очень тяжело признавать свои достижения, их принять, что они есть. Это нужно обязательно делать, если мы это не делаем, не показываем это, то лидеры начинают немножко загибаться, если можно так сказать», — говорит специалист.


Елена предложила такую формулу развития и обучения руководителей: люди + процессы + эффективность. По-настоящему эффективный лидер умеет коммуницировать с людьми и сопереживать им, строить и анализировать процессы, а затем «он должен непрерывно думать об эффективности и людей, и процессов», считает спикер.

Лидерство, по мнению спикера, опирается на две составляющие: эмоциональный интеллект и критическое мышление. Эмпатия сказывается на качестве управления — помогает чувствовать настрой команды, принимать чужое мнение и эмоции. А критическое мышление позволяет эмоциям не поддаваться, взвешенно подходить к своим решениям, принимать свои ошибки и так далее. Эти две составляющие создают образ сбалансированного лидера, считает Елена.

«Если баланса нет, мы либо занимаемся только людьми, и у нас не очень хорошие решения, либо мы принимаем суперрациональные решения, но при этом абсолютно не задумываемся о том, как люди себя в этом процессе чувствуют», — объясняет она.

Схожего мнения придерживается и Лилия Бикбова. У руководителя, по её мнению, есть три основных инструмента — «люди, мозг, рот», поэтому и навыки нужно развивать соответствующие:

  • Коммуникационные навыки, то есть ту же самую эмпатию — умение услышать и понять позицию другого человека, договариваться, объяснять.
  • Ресурсность — проще говоря, гибкость и устойчивость, чтобы поддерживать команду.
  • Командность — умение сообща решать проблемы и двигаться к цели. Причём нужны эти навыки для работы не только с подчинёнными, но и с коллегами на одном должностном уровне, то есть такими же руководителями.

Среди других, менее очевидных навыков, которые стоило бы развивать в лидерах, Елена Тихомирова называет:

  • Чтение. Конечно, речь идёт о чтении для дела — руководитель должен уметь выбирать нужную информацию, развиваться через книги, использовать их как источник идей для развития бизнеса.
  • Работа с задачами. То есть анализ и расстановка приоритетов.
  • Делегирование. «Заваленный делами руководитель — плохой руководитель, потому что он не видит людей, он не видит задачи, он не может ничего анализировать, он вообще ничего толком делать не может», — подчёркивает Елена.
  • Управление изменениями и контроль качества. Любое нововведение в компании тянет за собой множество последствий, с которыми лидеру придётся работать. Так что если не прокачивать эти навыки, то велик риск неэффективности и ошибок.

Конечно, многие компании предпочитают растить руководителей из своих сотрудников, целенаправленно развивая лидерские качества. Однако не все обладатели таких качеств действительно годятся на руководящие роли, равно как и не все хотят их занять. Поэтому, прежде чем растить и учить лидеров, их нужно грамотно выбрать, подчёркивает Елена Тихомирова.

Фото: Just Life / Shutterstock

Она выделяет несколько ключевых качеств, которые нужно искать в будущем руководителе:

  • Желание руководить. Не каждый готов управлять другими, раздавать задачи и переходить на другой уровень отношений с коллегами.
  • Умение брать на себя ответственность и понимание, что это непросто. Жить с этим пониманием нелегко, и с психологическим давлением справится не каждый.
  • Базовое уважение к другим. Если руководитель ставит себя выше других, неспособен проявить чуткость и эмпатию, это неизбежно приведёт к конфликтам, а значит, и предсказуемым проблемам.
  • Понимание управленческих моделей. Главное, чтобы человек на лидерских позициях понимал ценность таких моделей. Ведь есть те, кто вообще не признаёт чужой опыт, — а когда человек просто отказывается перенимать отработанные годами практики, это опасная ситуация.
  • Уверенность в себе. Казалось бы, очевидная, однако критически необходимая для успешного и качественного делегирования задач вещь. При этом научить уверенности в рабочем процессе или с помощью внутреннего обучения крайне сложно. «Это больше про поход к психологу или к коучу», — считает эксперт.
  • Потенциал к гибкости и адаптивности. Хотя можно попытаться предсказать, сможет ли человек быстро перестроиться и удержаться на плаву в критической ситуации, сделать это не так-то просто. Поэтому и искать можно скорее потенциал, чем реальные качества, но для эффективного лидера они обязательны.
  • Самоорганизация. «Если человек не умеет сам себя организовать, он никогда не сможет организовать всех остальных, это просто невозможно», — подчёркивает спикер.
  • Саморазвитие. Только тот, кто постоянно учится и развивается, может транслировать идею обучения другим. Если же такого желания нет, то и ничего хорошего из управления не выйдет.

«Я убеждена, что настоящий лидер должен быть нацелен на постоянное саморазвитие. И это саморазвитие должно идти в первую очередь по собственной инициативе. Если мы говорим, что отобрали лидера, и мы его „пихаем“ развиваться, постоянно подталкиваем — здесь что-то не то. Человек, который действительно будет качественным руководителем, — это [тот, кто] развивается по собственной инициативе, он понимает, что ему это надо», — объясняет Елена.

Конечно, некоторые из перечисленных качеств можно и нужно развивать — но далеко не все. Если потенциальный руководитель ими не обладает в задатке, то и тратить время на процесс роста, возможно, не стоит.

При этом, чтобы вырастить в компании хороших лидеров, очень важно не только правильно их выбрать, но и не разочаровать их, подчёркивает Елена Тихомирова. А поэтому процесс назначения руководителей должен быть прозрачным. Иначе они просто не будут учиться: «Самое страшное, что вообще отбивает какое-либо желание [роста у сотрудников], когда из некой группы выбрали, скажем, пять-десять человек, и сказали: „Вы кадровый резерв на руководящую позицию“. Их обучили, всё сделали, всё рассказали, а потом на эту позицию назначили кого-то со стороны. Один, два, три таких случая, и вытащить хороших руководителей будет невозможно, потому что они не пойдут учиться, не пойдут развиваться».

Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее

Как составить реализуемый план карьеры руководителя

Время чтения: 3 минут

0

594

У всех амбициозных и результативных людей есть видение процесса достижения целей.

Карьерный план помогает сосредоточиться на главном и направить свой потенциал на то, чтобы добиться максимума в профессии и в жизни быстрее других. Однако только в том случае, если он правильно составлен.

Почему планы остаются планами

  • Не учтены все факторы

    За рабочими стрессами и скоростью жизни не остается времени на размышления и осознание своих желаний. И тогда мы выбираем карьерный путь случайно, просто потому что подвернулась возможность или предложение о работе.

  • Нет привычки планировать

    Это уже особенность нашего менталитета. Одни не верят в планы, потому что «в нашей стране всё непредсказуемо». Другие видят в этом ограничение своей свободы.

  • Нет гибкости

    По мере профессионального и личностного развития у вас могут появится новые идеи и дополнения к плану карьеры. Совершенно нормально менять сроки и приоритеты.

    Сейчас появилась тенденция к смене траектории карьерного развития первых лиц компаний. Около трети руководителей уходят в собственные проекты, а предприниматели становятся наемными менеджерами.

    Более того, в нынешней ситуации в экономике и на рынке труда топ-менеджеру крайне важно быть гибким и оперативно реагировать на изменения.

Что дает вам наличие карьерного плана

Это защитит вас от пустой траты времени в поисках своего предназначения. Вы будете четко знать, какие компетенции развивать, если у вас в планах перейти в другую сферу или на другую должность.

Не выбьют почву из-под ног внезапное повышение или уход из компании. Ведь у вас уже намечены интересные отрасли бизнеса и области, в которых вы хотите развиваться.

А за счет этого вы станете лучше понимать, каким компаниям вы можете быть интересны как руководитель и как выделиться на фоне остальных кандидатов.

Составляя план развития карьеры, определите свои цели на день, неделю, месяц, год. Выполняя их, вы будете видеть прогресс и ощущать, что ваша карьера под контролем.

5 обязательных пунктов карьерного плана руководителя

  1. Параметры карьеры.

    Многие до сих пор под планированием карьеры подразумевают должностной рост.

    Однако кроме продвижения вверх по иерархии вам могут быть важны и другие показатели:

    • повышение квалификации и развитие имеющихся способностей

    • увеличение оклада

    • вклад в выход компании на новые рынки и получение опыта в различных областях

    • творческий характер работы

    • возможность продолжать активное обучение

    • выход ваших публикаций и так далее

  2. Визуализация результата.

    В отличие от простых мечтаний создание ментальных моделей помогает упорядочить мысли и проложить курс к цели. В основе многих прорывов в бизнесе лежит сила воображения.

    Неспроста в последнее время популярен такой метод повышения эффективности работы с командой как визуальная фасилитация.

    Но можно начать и с простого представления наилучшего варианта вашей карьеры. Если при этом вы чувствуете удовольствие от своих достижений, окружения и возможностей, то вы на верном пути.

  3. Мотивация.

    Если сегодня ваша карьерная цель кажется интересной, а завтра вы к ней «остываете», то вы выбрали ошибочное направление. Или поддались влиянию окружения и приняли навязанные цели.

    Не бойтесь возвращаться назад и корректировать план.

    Цель должна быть вдохновляющей, соотносится с вашими ценностями и другими жизненными целями.

    Кроме того, в плане развития карьеры цели нужно формулировать как можно четче. Например, не «продвинутся на более высокую должность», а «стать генеральным директором через 5 лет».

  4. Дисциплина.

    План карьеры должен включать в себя конкретные шаги по достижению цели, которые вы будете методично выполнять.

    Распишите промежуточные шаги, дробите их на мелкие задачи и приступайте уже сейчас.

    К примеру, один из шагов для устройства в иностранную компанию — выучить английский язык.

    Вы не можете выполнить эту задачу за один день, но можете:

    • определиться с форматом обучения (школа, тренинг, репетитор)

    • найти тренера или курсы

    • записаться на занятия

    Постоянно спрашивайте себя, какой шаг вы можете сделать сегодня. И приучите себя реализовать эти действия каждый день. Считается, что привычка формируется за 2-3 месяца. И дальше вы будете двигаться к цели почти «на автомате».

    Кстати, вопрос достижения целей мы уже рассматривали в этой статье.

  5. Окружение

    Хорошо, если рядом с вами будут люди, которые не дадут опустить руки в том случае, если ваш карьерный план пока не реализуется.

    Особенно, если вы уже не один месяц ищете работу и потеряли энтузиазм…

    Именно в таких ситуациях полезно личное участие партнера по развитию карьеры «TakeMyTime», который поможет структурировать ваши карьерные ожидания в пошаговую стратегию и вдохновит на конкретные действия.

    Лучший вариант нашего взаимодействия — личная встреча, возможность попасть на которую бесплатно вы получите после отправки своего резюме.

Автор публикации


0

Комментарии: 0Публикации: 116Регистрация: 24-09-2021

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие
на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью

Оценка

[Всего: 1 Средний рейтинг: 5]

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Информация на сайте не является публичной офертой. Подробнее OK

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти cos прямого угла
  • Как найти по серийному номеру apple watch
  • Как найти своего человека через программу
  • Как найти кишки для домашней колбасы
  • Как найти решение споров в алиэкспресс