Плавают обороты на холостом ходу как исправить

  • 1. Как это проявляется
  • 2. Система зажигания
  • 3. Клапан EGR
  • 4. ДМРВ
  • 5. Датчик РХХ
  • 6. Датчик положения дроссельной заслонки
  • 7. Дроссельная заслонка
  • 8. Датчик температуры
  • 9. Впускной коллектор и патрубки
  • 10. Форсунки
  • 11. Кольца форсунок
  • 12. Распылители форсунок дизеля
  • 13. Электронный блок управления
  • 14. Чем опасны плавающие обороты на горячую?
  • 15. Подводим итоги

Плавающие обороты — очень размытый симптом, который указывает на самые разные неисправности. Это может быть как банальный подсос воздуха в одной из трубок, так и проблемы с цилиндропоршневой группой. В любом случае, если после прогрева двигателя плавают обороты холостого и есть вибрации на кузове, стоит бить тревогу. Вовремя устранив причину, есть шанс обойтись без дорогостоящего ремонта.

Как это проявляется

Не нужно быть специалистом, чтобы заметить «троящий» движок на прогретом двигателе. Запустив автомобиль, вы сразу ощутите нестабильные вибрации по кузову. Меняется тон работы двигателя, а стрелка тахометра скачет то вверх, то вниз. Это значит, что в одном из цилиндров (а иногда сразу в нескольких) отсутствует рабочий ход.

Система зажигания

Проверьте, в каком состоянии свечи. По разным причинам на них может образовываться налет или нагар. Если свечи с нагаром, в масле или залиты бензином, их чистка или замена на новые не решит вопрос — нужно устранять саму суть проблемы.

Свечи зажиганияНагар на свечах зажигания

Чаще всего это может быть:

  • неправильно выставленный угол зажигания;
  • повышенное давление картерных газов из‐за грязной системы вентиляции;
  • износ маслосъемных колпачков;
  • неправильное смесеобразование из‐за неисправного ДМРВ;
  • прогар клапана или залегание колец двигателя.

Следующий этап — проверка высоковольтных проводов и катушек. На современных автомобилях устанавливается одна катушка на каждый цилиндр.

Проверьте, как меняются обороты двигателя при отключении одного из проводов. Отключать стоит на выключенном моторе.

Если провод был исправен, после запуска вибрации усилятся. Если ничего не изменилось, значит, данный провод был поврежден. Также можно проверить сопротивление первичной обмотки катушки — оно колеблется в районе 0,4–2 Ом.

Катушки зажиганияКатушки зажигания и высоковольтные провода

ВВ‐провода и катушки — это те элементы, на которых нельзя экономить. К сожалению, участились случаи брака среди производителей аналогов. Приобретайте те запчасти, на которые предоставляется гарантия.

Клапан EGR

Если ваш мотор имеет систему рециркуляции отработавших газов, нестабильная работа на холостых оборотах может быть вызвана неисправностью клапана ЕГР. Проблема наступает уже спустя 5 лет эксплуатации.

Клапан ЕГРЗагрязненный клапан рециркуляции газов

Клапан рециркуляции покрывается толстым слоем масла и сажи, из-за чего перестает нормально работать. Вместе с этим загорается «Чек» на панели приборов, плавают обороты на горячую. В движении такой автомобиль плохо набирает скорость, заметны рывки при ускорении, а из глушителя выходит черный дым. Иногда можно ограничиться чисткой клапана, но лучше заменить закоксованный элемент на новый. Обратите внимание, что при замене клапана на некоторых авто необходимо его прописать в электронном блоке управления ДВС.

ДМРВ

Датчик массового расхода воздуха сейчас можно встретить не только на бензиновых, но и на дизельных авто. ДМРВ работает вместе с клапаном ЕГР и отправляет блоку управления данные о количестве поглощаемого воздуха. Часто в ДМРВ встроен датчик, который определяет температуру всасываемого воздуха на впуске. На основании этих данных ЭБУ корректирует смесь – в определенных режимах она становится более бедной или богатой. Если ДМРВ или его температурный датчик неисправны, «мозг» двигателя не понимает, сколько воздуха прошло во впуск и сколько топлива нужно подавать. И если на холодную блок еще может как-то урегулировать работу мотора, используя стандартные значения, то на горячую начинаются «качели» с оборотами.

Датчик ДМРВДатчик массового расхода воздуха

Проверку ДМРВ производят мультимером. Исправный датчик при замере напряжения должен выдавать 1В. Если напряжение выше — плавают обороты на прогретом моторе. ДМРВ трудно поддается ремонту. Это же относится и к чистке. К сожалению, чистка сенсора дает только временный эффект — в случае неисправности, ДМРВ следует заменить на новый.

Датчик РХХ

На холодную двигатель работает нормально, но после прогрева тахометр сходит с ума. Это может быть причиной неисправного датчика или самого регулятора холостого хода. Вместе с этим двигатель удается запустить только с нажатой педалью газа, а на ходу при переключении передач мотор глохнет.

Регуляторы ХХЗагрязненный и новый регуляторы ХХ

Из‐за нагара, шток не в состоянии нормально двигаться. Если плавают обороты на прогретом двигателе из‐за датчика РХХ, разборка и чистка механизма с заменой уплотнительного кольца поможет устранить проблему. Но так бывает не всегда — возможно, вышла из строя обмотка, статор или подшипник. В таком случае проще заменить РХХ на новый.

Датчик положения дроссельной заслонки

ДПДЗ влияет на холостые обороты и работу автомобиля в движении. При неисправности ДПДЗ плавают обороты на горячую, мотор троит, глохнет, а при разгоне автомобиль дергается. Блок управления не может понять, в каком положении дроссель и неправильно подбирает смесь.

Датчик положения дроссельной заслонкиУстройство ДПДЗ

Датчик выходит из строя по разным причинам:

  • изношена шестерня привода ползунка;
  • стерт резистивный слой (из-за этого пропадает контакт);
  • потерян контакт на ползунке (часто из-за износа самого ползунка или при обломе иглы).

Исправный датчик должен иметь сопротивление от 2 до 10 Ом в зависимости от положения педали газа (с увеличением нажатия, сопротивление возрастает). Можно попробовать почистить датчик, но если это механическая поломка, поможет только замена.

Дроссельная заслонка

На холостом ходу двигатель поднимает обороты. Это нормально, когда машина не прогрета. Но если обороты не падают на горячем двигателе, нужно принимать меры.

Дроссельная заслонкаГрязная дроссельная заслонка

С пробегом, заслонка покрывается нагаром, который мешает ей полностью закрыться. Чистка заслонки специальным раствором помогает решить проблему, но после сборки нужно обязательно пройти «адаптацию», используя диагностический прибор. Без адаптации мотор будет вести себя хаотично, вдобавок могут появиться разные ошибки.

Датчик температуры

Этот датчик не только показывает температуру мотора на панели, но и помогает блоку управления правильно корректировать смесь в разных режимах. Если датчик неисправен, ЭБУ получает неправильную информацию и ложно корректирует смесь.

Датчик температуры двигателяДатчик температуры ДВС

Она становится слишком бедной или богатой, ввиду чего плавают обороты на горячем двигателе. Вместе с этим ухудшается динамика разгона авто, возрастает расход.

Впускной коллектор и патрубки

С появлением пластиковых впускных коллекторов, владельцы чаще начали сталкиваться с подсосом воздуха. По разным причинам в них образовывались трещины, едва заметные глазу. Но этого вполне достаточно, чтобы после прогрева плавали обороты двигателя.

Впускной коллекторВпускной коллектор

Проблема может сидеть глубже. Так, нередко воздух подсасывает из‐за поврежденной или банально засохшей прокладки коллектора. Эта проблема актуальна и для пластиковых, и для алюминиевых впускных систем. Плавают обороты на горячую, мотор глохнет и трудно запускается. Похожий эффект дают пробитые вакуумные трубки. Потеря разряжения заметно отображается на работе авто. А если это вакуумная трубка усилителя тормозов, вдобавок будут проблемы с торможением.

Поиски микротрещин могут затянуться надолго, но есть способ, позволяющий быстро найти даже малейшие утечки. Это дымогенератор. Устройство точно находит все утечки, не нанося вреда мотору.

Генератор дымаДымогенератор

Форсунки

Спустя 100-150 тысяч километров форсунки могут перестать правильно распылять топливо. На холодную ЭБУ по умолчанию работает в «прогревочном» режиме, устанавливая одинаковые значения впрыска для всех форсунок. Как только мотор прогревается и поступают правильные значения от лямбда‐зонда, меняется коррекция впрыска. И тут начинаются проблемы. Если вовремя обнаружить неисправность, можно ограничиться чисткой форсунок. Для этого их демонтируют с автомобиля и устанавливают на специальный стенд, где проходит ультразвуковая очистка. Эта технология позволяет удалить все загрязнения и вернуть форсунки в исходное состояние.

Чистка форсунок ультразвукомПрофессиональная очистка форсунок

Однако не всегда проблема в загрязнении. Не исключен обрыв в цепи питания. Чтобы это понять, нужно поочередно отключать каждую форсунку и следить за работой двигателя. Но лучше, конечно, обратиться к опытному диагносту, который определит точное состояние форсунок, их работу и выставит правильные коррекции.

Кольца форсунок

Казалось бы, в чем может скрываться проблема, если форсунки не забиты и правильно распыляют топливо? Больше диагностировать нечего, кроме… уплотнительных колец.

Уплотнительные кольца форсунокУплотнительные кольца форсунок

Со временем материал грубеет, и в камеру сгорания попадает лишний воздух. Помимо плавающих оборотов на горячую и слабой динамики, может вылезти «Чек». После замены колец проблема уходит надолго.

Распылители форсунок дизеля

Если у вас дизельный автомобиль, важно проверить систему впрыска, а именно распылители. Их средний ресурс – 100 тысяч километров. При износе распылителя, плавают обороты на прогретом двигателе, а также исходит белый дым. Также неисправные распылители «закусывает», из‐за чего они издают специфичный щелчок.

Распылители форсунокТопливные распылители форсунок

Выявив проблему, не стоит медлить с ее устранением. Заклинившие распылители смывают защитную пленку со стенок цилиндров, что приводит к образованию задиров. Это влечет необратимый процесс разрушения двигателя с падением компрессии и жором масла.

Электронный блок управления

Это более редкая причина, но и ее не стоит исключать из списка, особенно если авто старше 15 лет. За это время с ЭБУ может произойти все, что угодно — окисление контактов, обрыв дорожек, повреждение конденсаторов и резисторов. Не исключено, что один из поврежденных элементов отвечает за подачу топлива или считывание информации с датчиков. Определить суть неисправности может только опытный диагност. И так как в ЭБУ заложены аварийные значения датчиков на случай неисправности, мотор может нестабильно работать на холостых. Особенно проблема усиливается на горячую и под нагрузкой, так как стандартные коррекции впрыска топлива не годятся в таком режиме работы.

ЭБУЭлектронный блок управления

Что далее? Есть 2 решения проблемы – ремонт старой платы ЭБУ путем перепайки поврежденных деталей, либо замена блока на новый с последующей перепрошивкой. Просто «подкинуть» блок от другой машины не получится – часто требуется адаптация ключа иммобилайзера. Запустить двигатель можно только после «прописки» старого ключа в новый блок.

Чем опасны плавающие обороты на горячую?

В первую очередь, это повышенная вибрация. Чем она сильнее, тем быстрее выйдут из строя подушки двигателя и КПП — элементы, призванные гасить данные колебания. От вибрации раскручиваются компоненты двигателя, клеммы — внезапно перестанет работать важный датчик. В салоне начинает греметь обшивка, появляются скрипы. Управлять таким авто не то, что не комфортно, а просто опасно.

Подводим итоги

Любой поддержанный автомобиль будет требовать внимания. Важно не только его своевременно обслуживать, но и вовремя устранять внезапные поломки. Игнорирование их может привести вплоть до разрушения двигателя (как в случае с распылителями форсунок). Чем раньше будет определена поломка, тем дешевле обойдется ремонт. Обращайтесь к опытным специалистам и ремонтируйте автомобиль в проверенном сервисе DDCAR!

Проблема плавающих холостых оборотов легко определяется по дергающейся стрелке тахометра. В норме холостые должны быть в диапазоне 750–800 об/мин, а при наличии проблем стрелка может то падать до 500 об/мин, то взлетать до 1500 об/мин и выше. Вместе с этим меняется шумность работы ДВС, появляется вибрация по кузову на холостых оборотах.

Почему плавают обороты на холостом ходу

Мотор может начать потряхивать и троить на холостых по многим причинам, из которых самые распространенные — любой подсос воздуха извне, поломки в системе зажигания, выпускной или топливной системах, а также значительный износ цилиндропоршневой группы.

Частые причины плавающих оборотов на холостом ходу инжектора:

  • нарушение герметичности впускной системы,
  • поломка регулятора холостого хода,
  • неисправность клапана вентиляции картера,
  • неисправность датчика массового расхода воздуха,
  • нагар на дроссельной заслонке,
  • загрязнение топливных форсунок,
  • неисправность свечей зажигания,
  • недостаточное давление топлива,
  • низкая компрессия в цилиндрах.

Далее рассмотрим каждую из этих неисправностей подробней.

Нарушение герметичности впускной системы

При нарушении герметичности системы впуска двигатель начинает глохнуть на холостом ходу или вовсе не запускаться.

В случае отсутствия повреждений или микротрещин на самом коллектора, но при наличии плавающих оборотов, следует обратить внимание на прокладку. Вполне вероятно, что со временем она усохла и стала пропускать воздух. Тогда в цилиндры начинает поступать больше воздуха, чем необходимо, и смесь обедняется.

Трещина на впускном коллекторе KIA SportageИменно на пластиковых коллекторах характерно появление трещинок.

Также бывают проблемы с воздушными патрубками — из-за резкого перепада температур они могут засохнуть и начать трескаться.

При наличии в авто системы EVAP стоит проверить клапан продувки адсорбера. При его поломке двигатель работает нестабильно, а сам клапан обычно начинает щелкать. Многие водители решают удалить адсорбер, чтобы не сталкиваться с возможными неисправностями системы.

Клапан адсорбера как причина плавающих оборотовКлапан адсорбера довольно часто доставляет проблемы автовладельцам.

Поломка регулятора холостого хода

Данный датчик (клапан) предназначен для регулировки поступающего воздуха через дополнительный канал в обход закрытой дроссельной заслонки на холостом ходу.

Кроме плавающих холостых, поломка РХХ также может выражаться затрудненным пуском двигателя, остановкой мотора при сбросе газа или переключении передач и в целом невозможностью перейти на холостой ход.

Разобранный регулятор холостого ходаКлапан холостого хода при обслуживании можно промыть очистителем карбюратора.

Что проверить и сделать в первую очередь:

  1. Может быть плохой контакт, из-за чего не идет питание клапану. Стоит осмотреть фишку датчика, почистить от грязи и окисления, проверить напряжение и сопротивление.
  2. При наличии нагара на самом датчике обязательно очистить и его.
  3. Если на регуляторе есть видимые механические дефекты, возможно, его проще сразу заменить новым. В этом случае лучше проконсультироваться с опытными диагностами. Плюс надо выяснить, что привело к его поломке.

Неисправность клапана вентиляции картера

При забитом или плохо открывающемся клапане давление внутри системы увеличивается. Картерные газы начинают поступать в камеру сгорания в повышенном объеме, что можно выявить по подтекам масла, которое они выдавили с прокладок и сальников.

Забитый клапан вентиляции картераЗабитый или неисправный клапан вентиляции картера лучше сразу заменить, этот расходник стоит недорого.

На нестабильную работу ДВС также могут оказывать влияние старые патрубки системы вентиляции, особенно имеющие трещины. Если трубки вдобавок потеряли упругость, то скорей всего в них образовался приличный слой нагара. В зависимости от их состояния делают чистку или замену.

Неисправность датчика массового расхода воздуха

Расположенный между воздушным фильтром и дросселем, ДМРВ служит индикатором для подачи нужного количества воздуха. На основе передаваемых им данных, ЭБУ определяет объем топлива на впрыск.

Проверка напряжения ДМРВНапряжение исправного ДМРВ при неработающем ДВС — 1 Вольт с разбегом до 0,02 Вольта в большую или меньшую сторону. Если значение больше 1,05 или меньше 0,98, датчик подлежит ремонту либо замене.

Часто внутри датчика расхода воздуха выходит из строя термокомпенсационный резистор. Это ведет к неправильному распределению и корректировке объема подаваемого воздуха. Чистка датчика иногда может помочь устранить неисправность, но зачастую его все же приходится заменять новым. Рекомендуем приобретать оригинальные устройства.

Нагар на дроссельной заслонке

Нагар приводит к тому, что заслонка закрывается не полностью и в камеру сгорания поступает излишний воздух, что и приводит к скачкам оборотов на холостом ходу. Проблема образования нагара неизбежна и обычно дает о себе знать при пробеге более 100 тыс. км.

Нагар на дроссельной заслонке из-за ЕГРТак выглядит дроссельная заслонка KIA Sorento 2.2 при пробеге 125 тыс. км.

Если после чистки дроссельной заслонки плавают обороты, значит нужно сделать адаптацию ДЗ. Вообще эта процедура обязательна — она позволяет ЭБУ понять, когда дроссель открыт, а когда закрыт.

Загрязнение топливных форсунок

При загрязнении форсунок топливо начинает распыляться неправильно. Симптомы — возросший расход, падение мощности, плохой пуск двигателя, остановка на холостых.

Самостоятельная чистка присадками малоэффективна, рекомендуем сразу ехать в сервис для профессиональной чистки на стенде.

Чистка форсунок инжектораЧистка форсунок на стенде жидкостью LAVR.

Неисправность свечей зажигания

Если хоть одна свеча выходит из строя, автомобиль начинает вибрировать и выдавать нестабильные обороты. Основные причины выхода из строя свечей:

  • выработка ресурса (обычные служат 20–30 тыс. км, иридиевые — до 100 тыс. км),
  • между электродом увеличился зазор,
  • электрод покрылся слоем нагара, из-за чего не дает искры.

При наличие масляного нагара следует проверить сальники клапанов и поршневые кольца. Также забитая система вентиляции картера может провоцировать заброс масла. Если на свечи попадает бензин, стоит проверить форсунки.

Недостаточное давление топлива

В первую очередь стоит проверить и, если есть неисправность, заменить топливные фильтры (грубой и тонкой очистки).

Также проблема может быть с вакуумным клапаном-регулятором, который расположен в топливной рампе, и самим бензонасосом.

Ремонт бензонасосаРемонт бензонасоса, как правило, требует полной разборки.

Низкая компрессия в цилиндрах

Причинами падения компрессии могут быть:

  • Прогоревшая прокладка ГБЦ в результате перегрева или неправильного сгорания топлива в цилиндре. Если это случилось, в расширительный бак проникает масло, уровень антифриза снижается, а на щупе появляется белый налет (пена);
  • Неверная регулировка клапанов или поломка гидрокомпенсаторов. Эту неисправность легко отличить по характерному металлическому стуку;
  • Залегание поршневых колец. Проблема появляется при редком или некачественном обслуживании автомобиля, а также при использовании плохого масла;
  • Задиры цилиндров. Задиры со временем появляются на любом моторе, обычно после 200–250 тыс. км пробега. Раньше этого срока — из-за перегрева ДВС при заливе некачественного масла или его низкого уровня. Способствовать появлению задиров может система EGR, из-за действия которой на стенках коллектора, трубок и дроссельном узле оседают сажа и другие продукты горения.

Регулировка холостого хода на инжекторе

В отличие от карбюратора, где ручную регулировку ХХ периодически нужно было делать, двигатели с инжекторной системой топливоподачи работают под управлением ЭБУ. Программа блока управления сама корректирует работу ДВС по данным от многочисленных датчиков и других блоков. Поэтому на инжекторе исправление нестабильного холостого хода сводится к устранению неисправностей.

В первую очередь стоит проверить свечи зажигания, это не составит проблемы сделать самостоятельно. Если в наличие есть сканер — подключиться и считать коды ошибок. Не уверены в своих силах, тогда обращайтесь на компьютерную диагностику авто к специалистам.

Отрегулировать обороты инжекторного двигателя также можно с помощью чип-тюнинга. Данная процедура позволяет изменить калибровки в программе ЭБУ, чтобы настроить автомобиль на более динамичную езду, попутно исправляя распространенные заводские «болячки».

Диагностику авто и профессиональный чип-тюнинг вы можете сделать у ближайших партнеров АДАКТ в вашем городе или регионе.

Скидка при записи с сайта 10%

Скидка при записи с сайта 10%

Скидка при записи с сайта 5%

Скидка при записи с сайта 5%

Скидка при записи с сайта 10%

Частые вопросы по проблеме плавающих оборотов

Почему плавают обороты на холодном двигателе?

Чаще всего причина в подсосе лишнего воздуха из-за нарушения герметичности впускной системы. Также может быть неисправность датчиков: положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха, холостого хода, температуры охлаждающей жидкости, кислорода. Если есть поломка в любом из датчиков, ЭБУ не сможет отдавать корректные команды.

Читайте подробнее о причинах проблемного запуска холодного двигателя.

Могут ли плавать обороты из-за аккумулятора?

АКБ, в каком бы состоянии он ни был, не влияет на работу ДВС. Некоторые водители отмечают, что плавающие обороты появляются сразу после замены аккумулятора, а через какое-то время могут прийти в норму. Как вариант быстрого «лечения» в этом случае — скинуть клеммы и поставить обратно. Если это не поможет, стоит ехать в сервис.

Почему при включении кондиционера плавают обороты?

При условии, что система кондиционирования полностью исправна, стоит проверить дроссель и РХХ. В целом же нужно смотреть на характер проявления плавающих оборотов, поэтому все же рекомендуем сразу обращаться на диагностику.

Какие датчики влияют на обороты двигателя?

Если брать основные, то это:

  • датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ),
  • регулятор холостого хода (РХХ),
  • датчик расхода воздуха (ДМРВ),
  • датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

Почему плавают обороты при нажатии на педаль тормоза?

Проблема может быть связана с повреждением вакуумного усилителя тормозов, который связан с впускным коллектором. При потере герметичности воздух из тормозной системы может уходить в топливо.

При этом грешить только на один ВУТ не стоит, причина может быть связана с другими неисправностями.

На чтение 5 мин. Просмотров 16k. Опубликовано 19/03/2019 Обновлено 09/06/2020

Многие водители сталкиваются с такой проблемой и не всегда знают её причины. Плавают обороты на холостом ходу — стрелка тахометра дёргается, показывая то низкие то высокие обороты, а силовая установка синхронно подвывает. Если вы наблюдаете такое поведение двигателя, то, скорее всего, возникает интерес, по какой причине это произошло и как бороться с неисправностью. Современные автомобили имеют довольно сложное устройство, поэтому за устранением неисправности лучше обратиться в сервис, а вот о причинах мы подробно расскажем.

Содержание

  1. Почему плавают обороты на холостом ходу
  2. Скачки оборотов мотора: как исправить
  3. Подсос воздуха
  4. Регулятор холостого хода
  5. Клапан вентиляции картера
  6. Замена ДМРВ
  7. Дроссельная заслонка
  8. Регулировка холостого хода двигателя
  9. Электромагнитный клапан карбюратора
  10. Жиклёр холостого хода
  11. Обработка лопастей ТНВД от коррозии

Почему плавают обороты на холостом ходу

Предлагаем перечень возможных проблем, чтобы автовладелец имел возможность определиться в каком направлении искать неисправность и самостоятельно выявить проблемный узел. Такие знания необходимы не столько для самостоятельной починки транспортного средства, сколько для понимания сути. В таком случае в сервисе будет меньше шансов навязать водителю ненужные услуги.

Самые частые причины можно условно разделить на простые и сложные. Первые диагностируются довольно быстро и исправляются без особых затрат и затруднений. К ним относятся:

  • лишний воздух во впускной системе (подсасывание), он появляется при неплотном соединении, трещинах в трубопроводе и так далее;
  • загрязнение форсунок, а также их изнашивание;
  • неисправность проводов;
  • зазоры или нагар на свечах зажигания и другие их дефекты;
  • недостаточное давление топлива, этот становится следствием неисправности бензонасоса, загрязнения фильтров;
  • плохое топливо, присутствие воды в бензине, как правило, смена заправочной станции решает проблему полностью;
  • снижение компрессии в цилиндрах, эта проблема более серьёзная и требует немедленной починки. Чтобы не усугублять ситуацию;
  • отсутствие герметичности в системе вентиляции картерных газов.плавают обороты на холостом ходу

Есть и более сложные причины, которые не всегда удаётся диагностировать на глаз и с первого раза. К ним следует отнести:

  • некорректная работа электронного блока управления;
  • неисправности датчиков положения дроссельной заслонки, регулятора холостого хода, абсолютного давления и температуры воздуха на впуске;
  • загрязнение датчика массового расхода воздуха или его полный выход из строя;
  • проблемы с датчиком положения коленвала или распределительного вала;
  • катушка зажигания не в порядке;
  • фазы газораспределения нарушены;
  • при условии механического привода, дроссельная заслонка может заедать;
  • неисправны регулятор давления топлива, гидрокомпенсатры или датчики концентрации кислорода.

Всё вышеперечисленное гарантировано приведёт к частой смене оборотов двигателя. В целом, автовладелец с уверенными навыками автомеханика справится с проблемами самостоятельно, как это сделать читайте дальше. Всем остальным настоятельно советуем обратиться к специалисту, если у вас плавают обороты на холостом ходу.

Так же не лишним в данной ситуации будет самостоятельная диагностика с помощью ODB-2 сканера.

сканер корейской разработки Scan Tool Pro Black Edition

сканер корейской разработки Scan Tool Pro Black Edition

Устройство поможет более точно выявить неисправный элемент, после чего осмотр следует начать именно с него. Особенностью Scan Tool Pro является диагностика не только двигателя, но и других агрегатов автомобиля (ABSSRSESPкоробки передачтрансмиссии и т.д.). Сканер имеет русифицированное ПО (расшифровка всех имеющихся ошибок на русском языке), достаточно прост в эксплуатации и работает без потерь связи с любыми устройствами на базе ios, android, windows.

Скачки оборотов мотора: как исправить

Теперь давайте поговорим о том, что может предпринять подкованный в автомеханике владелец транспортного средства.

Подсос воздухаПодсос воздуха

Как мы уже упоминали выше, это явление наблюдается при условии плохой герметизации. Её то и нужно проверить в первую очередь. Можно снимать по отдельности каждый шланг магистрали подачи воздуха к впускному коллектору и продувать его. Чтобы упростить задачу можно обработать шланги WD-40. На месте испарения состава будет трещина. Шланг лучше заменить.

Регулятор холостого ходаРегулятор холостого хода

Состояние этого прибора измеряется мультиметром. Необходимо снять показания сопротивления, если они в пределах от 40 до 80 Ом, то требуется замена.

Клапан вентиляции картераКлапан вентиляции картера

Он имеет свойства загрязняться со временем и оказывать влияние на число оборотов двигателя. Чтобы прочистить клапан, необходимо разобрать масляный картер и извлечь его. Промывка в керосине избавит от масляного шлама. После процедуры необходимо просушить запчасть и установить обратно.

Замена ДМРВЗамена ДМРВ

Датчик массового расхода воздуха очень деликатный и в случае поломки ремонту не подлежит. Его можно только заменить.

Дроссельная заслонкаДроссельная заслонка

Этот случай характерен для механического привода заслонки. Если она заедает, то для того чтобы исправить ситуацию её нужно извлечь и промыть, а затем установить обратно, выставив правильное положение. Есть вариант промывки без демонтажа. Для очистки используется специальный аэрозоль, который можно найти в любом магазине автозапчастей.

Регулировка холостого хода двигателя

Это стоит делать только в том случае, если вы точно уверены в своих силах. Сотрудникам автосервисов нередко приходится исправлять результат действий неопытного наладчика. Процесс выполняется при помощи отвертки, ей регулируются винты количества и качества оборотов.

Электромагнитный клапан карбюратораЭлектромагнитный клапан карбюратора

Если эта часть установки неисправна, то двигатель может работать только на подсосе воздуха. Ремонту не подлежит, только замена.

Жиклёр холостого ходаЖиклёр холостого хода

Водители с большим стажем могут сказать, что чистка этой детали очень трудоёмкий процесс. Утверждение давно потеряло свою актуальность, сегодня не требуется извлекать жиклёр для того, чтобы привести его в порядок. В него вливается специальное чистящее средство и оставляется на несколько минут. Затем жидкость сливается, а остатки грязи выдуваются напором воздуха.

Обработка лопастей ТНВД от коррозииОбработка лопастей ТНВД от коррозии

Эта процедура также выполняется специальным чистящим составом. Его просто распыляют на горловину топливного бака перед его заправкой. Других действий не требуется.

Теперь вы знаете почему плавают обороты на холостом ходу и как можно исправить ситуацию. Но хотим повторить ещё раз, при возникновении такого явления, не затягивайте и обязательно обратитесь в СТО. Это позволит решить проблему на ранней стадии и не усугубить ситуацию, последнее может повлечь значительное увеличение стоимости ремонта. Если остались вопросы, пишите их в комментариях. Делитесь статьёй и оставайтесь с нами.

Мотор – «сердце» автомобиля, и как у сердца человека, в работе этого «органа» иногда случаются перебои. О проблемах с двигателем нам становится известно по ритму его «сердцебиений» — оборотам. Если обороты силового агрегата начали плавать – мотор дает нам сигнал о том, что с ним что-то неладно. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем, на какие поломки намекают скачущие обороты мотора, как их правильно диагностировать и ремонтировать.

Плавающие обороты Hyundai

Плавающие обороты Hyundai

Причина появления плавающих оборотов

О том, что у мотора что-то не так с оборотами, водитель может узнать, взглянув на тахометр. При нормальной работе силового агрегата на холостом ходу стрелка этого прибора держится на одном уровне (обычно в пределах 750-800 об/мин), а если у двигателя проблемы, то стрелка то падает, то поднимается (диапазон от 500 до 1 500 об/мин и выше). Если в машине нет тахометра, то плавающие обороты можно уловить на слух: рокот двигателя то возрастает, то уменьшается. А еще – по нарастающим и ослабевающим вибрациям, проникающим в салон машины из моторного отсека.

Как правило, нестабильные обороты двигателя проявляются на холостом ходу. Но и на промежуточных оборотах работы мотора можно зафиксировать провалы или взлеты стрелки тахометра – это характерно для дизельных двигателей. Рассмотрим эти два случая отдельно, чтобы понять, по каким причинам эти явления происходят.

Скачки оборотов на холостом ходу

Плавающие обороты на холостом ходу наиболее часто проявляются на инжекторных двигателях. Связано это с особенностью регулирования работы системы холостого хода электронным блоком управления двигателя (ЭБУ). Электронные «мозги» автомобиля постоянно считывают информацию о работе холостого хода, и если она нарушается, то дают команду ответственным за корректное функционирование системы датчикам исправить положение. Нарушаться работа холостого хода может по причине попадания лишнего воздуха в топливную систему, а конкретно – в цилиндры двигателя. В таком случае датчик массового расхода воздуха сигнализирует ЭБУ о поступлении в камеру сгорания излишка воздуха. Чтобы выровнять количество воздуха и горючего, образующего вместе топливовоздушную смесь, «мозги» дают команду клапанам инжектора открыться и впустить в цилиндры больше топлива. В этот момент обороты двигателя резко возрастают. Затем ЭБУ «понимает», что подал в цилиндр слишком много топлива, и ограничивает его подачу – в этот момент обороты резко падают.

Вторая причина плавания оборотов на холостом ходу – выход из строя регулятора холостого хода (РХХ).

Сняли регулятора холостого хода (РХХ)

Сняли регулятора холостого хода (РХХ)

Он представляет собой электродвигатель, в конструкцию которого входит конусная игла, а функция его – стабилизировать обороты мотора, когда тот работает вхолостую. Основная причина его поломки – износ элементов РХХ (обрыв провода, изнашивание направляющих или привода конусной иглы и прочие) вследствие длительной эксплуатации автомобиля на некачественном топливе. Когда регулятор ломается, двигатель, оставшись без «стабилизатора», начинает непроизвольно повышать или понижать обороты.

Третья причина скачков оборотов – неисправность клапана вентиляции масляного картера.

клапан вентиляции масляного картера

клапан вентиляции масляного картера

В процессе работы мотора в картере скапливаются отработавшие газы (их еще называют картерными). Если двигатель новый, то объем таких газов в картере сравнительно небольшой, а у мотора с большим пробегом количество картерных газов повышенное. Избыток этих газов выводится через систему вентиляции к впускному коллектору и дроссельной заслонке, где они участвуют в образовании топливовоздушной смеси в камерах сгорания двигателя. Если клапан вентиляции картера заклинивает (обычно это случается из-за отложения на его стенках остатков масла, содержащихся в составе газов картера), во впускной коллектор поступает меньшее количество картерных газов, ТВЗ не обогащается в полной мере, обороты двигателя начинают плавать – от средних (1100 — 1200) к низким (750-800).

Четвертая причина появления плавающих оборотов на холостом ходу – выход из строя датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) Лада 2110

датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) Лада 2110

Он, как и клапан вентиляции картера, может в процессе длительной эксплуатации покрываться грязной масляной пленкой, что, в конце концов, приводит к его поломке. Довольно редко в ДМРВ ломается термоанемометр — элемент, ответственный за измерения объемов воздуха, поступающих в камеру сгорания двигателя. ЭБУ в этом случае не получает корректных данных о массовом расходе воздуха и требует его подачи в цилиндры, что отзывается на скачках оборотов мотора.

Пятая причина – некорректная работа дроссельной заслонки, функция которой состоит в регулировании давления воздуха, подающегося в цилиндры мотора.

дроссельная заслонка

дроссельная заслонка

Она может заклинивать по двум причинам: на внутренней поверхности «пятака» заслонки появляется масляный налет, не дающий заслонке нормально закрываться и открываться, а также из-за неисправности привода дроссельной заслонки. Отметим, что это наиболее часто встречающаяся причина работы мотора с плавающими оборотами на холостом ходу, характерная и для карбюраторных двигателей.

Говоря о карбюраторных двигателях, перечислим причины, по которым у них могут возникать скачки оборотов на холостом ходу. Это а) некорректная регулировка холостого хода мотора; б) поломка электромагнитного клапана карбюратора; в) засорение жиклера холостого хода продуктами сгорания топлива.

Карбюратор

Карбюратор 21073 Солекс

Скачки оборотов на промежуточном ходу

У дизельных двигателей плавающие обороты на промежуточном ходу в основном возникают по причине образования ржавчины на лопастях в топливном насосе высокого давления. Коррозия этих деталей насоса возникает из-за наличия в составе топлива воды. Кстати, по этой же причине обороты дизельного мотора скачут и на холостом ходу.

ТНВД Bosch - вид на центробежный регулятор

ТНВД Bosch — вид на центробежный регулятор

У всех перечисленных выше причин появления нестабильных оборотов двигателя имеется несколько последствий: повышенный расход топлива, выброс в атмосферу выхлопных газов с высоким содержанием СО, износ элементов топливной системы и системы подачи воздуха двигателя. Чтобы не допустить этого, необходимо периодически проверять работу перечисленных выше систем и датчиков, а если беда все же случилась, и обороты «лихорадит» — немедленно чинить все поломки.

Диагностировать причину или предотвратить её появление заранее можно с помощью мультимарочного сканера Rokodil ScanX.

Диагностический сканер

Диагностический сканер Rokodil ScanX

Сравнивая показания со спецификацией от производителя можно заведомо определить, работает ли система исправно. В случае обнаружения ошибок после диагностики Rokodil ScanX более точно укажет на проблемный элемент и откуда в первую очередь стоит начать осмотр. Например, ошибки P0100-P0104 укажут на неисправность связанную с ДМРВ, P0518 укажет на РХХ и т.д. Данная процедура поможет более точно узнать причину неисправности и сэкономить время
на ее обнаружение.

Исправляем плавающие обороты мотора

1. Подсос воздуха в цилиндры двигателя. Нужно проверить герметичность магистралей системы подачи воздуха к впускному коллектору. Для этого можно снимать каждый шланг в отдельности и продувать его при помощи компрессора или насоса (трудоемкий процесс), а можно обработать шланги WD-40. На том месте, где «вэдэшка» быстро испарится, можно будет обнаружить трещину. В этом случае рекомендуем не заклеивать ее изолентой, а заменить изношенный шланг на новый.

2. Замена регулятора холостого хода. Состояние РХХ проверяется при помощи мультиметра, которым замеряем его сопротивление. Если мультиметр показывает сопротивление в диапазоне от 40 до 80 Ом, то регулятор вышел из строя и его придется заменить.

3. Чистка клапана вентиляции картера. Здесь не обойтись без разборки масляного картера – только так можно добраться к его вентиляции и извлечь клапан. Промываем его в керосине или любом средстве для очистки деталей двигателя от следов масляного шлама. Затем просушиваем клапан и устанавливаем его на место.

4. Замена датчика массового расхода воздуха. ДМРВ – деталь деликатная и в большинстве случаев ремонту не подлежит. Так что если причиной плавающих оборотов на холостом ходу стал именно он, его лучше заменить, а не ремонтировать. Тем более, что исправить вышедший из строя термоанемометр невозможно.

5. Промывка дроссельной заслонки с последующей установкой ее правильного положения. Есть два способа очистить дроссельную заслонку от масляных отложений – со снятием заслонки и промывка ее без снятия с автомобиля. В первом случае отсоединяем все шланги и провода, ведущие к заслонке, ослабить ее крепления и вынуть. Затем положить в емкость и залить специальным аэрозолем (например, Liqui Moly Pro-line Drosselklappen-Reiniger).

Промывка дроссельной заслонки

Промывка дроссельной заслонки

Если масляный шлам на ее поверхности застарел, его можно аккуратно очистить при помощи щетки. Затем поверхности заслонки промокнуть чистой сухой ветошью и установить ее на место, подсоединив все шланги и провода. Во втором случае промывка дроссельной заслонки проводится на горячем двигателе таким же аэрозолем. Перед нанесением чистящего средства заслонку нужно обесточить. Сначала заливаем аэрозоль внутрь заслонки, ждем пару минут и заводим двигатель. При работающем моторе продолжить обработку заслонки аэрозолем. Если при этом от нее повалит белый дым – не страшно, это удаляется масляный шлам. По окончании процедуры подсоединяем провода, и при помощи компьютера перепрограммируем алгоритм ее работы, устанавливая нужный зазор открытия заслонки.

6. Регулировка холостого хода двигателя. Эту операцию можно провести при помощи отвертки, регулируя винты количества и качества оборотов.

Регулировка холостого хода двигателя

Регулировка холостого хода двигателя

7. Замена электромагнитного клапана карбюратора. При поломке этого клапана двигатель может работать только на подсосе воздуха. Поэтому для устранения скачков оборотов рекомендуем заменить электромагнитный клапан на новый.

Проверка электромагнитного клапана карбюратора

Проверка электромагнитного клапана карбюратора

8. Чистка жиклера холостого хода. Лет двадцать назад очистка жиклера от масляного налета была трудоемкой операцией. Сегодня не нужно извлекать жиклер из системы – достаточно влить в него специальный аэрозоль для чистки карбюраторов и оставить средство там на пять минут. По прошествии этого времени следует очистить жиклер от остатков грязи сжатым воздухом.

Извлекли жиклер холостого хода

Извлекли жиклер холостого хода

9. Обработка лопастей ТНВД от коррозии. Для этого понадобится средство от коррозии (например, XADO VeryLube), которое можно просто распылить в горловину топливного бака перед заправкой. Очистку лопастей насоса от коррозии это средство выполнит самостоятельно. Для профилактики коррозии лопастей насоса можно залить в бак 200 мл моторного масла, которое в процессе езды создаст на поверхностях лопастей защитную пленку.

Запомните: при появлении скачков оборотов двигателя на холостом ходу необходимо обратиться на СТО и провести детальную проверку работы указанных систем двигателя. Своевременная диагностика избавит вас от серьезных поломок узлов мотора.

Сегодня рассмотрим одну из распространенных проблем, с которой многие автомобилисты сталкиваются — плавание оборотов двигателя на холостом ходу.

Это явление может вызвать некоторые трудности в работе двигателя, такие как частая остановка его работы, повышенный расход топлива и другие неприятные моменты.

Причины

Плавающие обороты – проблема, которая часто встречается на авто с пробегом, причем как с инжекторными, так и с карбюраторными моторами. Это может быть не только отечественные модели, к примеру, Лада Приора, Калина, ВАЗ 2107, 2114 8 клапанов, 2112 16 клапанов, но и иномарки от японских, немецких, корейских, китайских производителей.

Причем, обороты могут плавать как на холодном, так и на прогретом моторе. Наиболее распространенные причины, которые могут привести к данной проблеме перечислены ниже.

На инжекторном моторе

Распространенные причины:

  1. Загрязненный или неисправный дроссельный узел: нарастание нагара и загрязнений на дроссельной заслонке может привести к неправильному подаче воздуха, что вызывает плавание оборотов.
  2. Неисправный датчик положения дроссельной заслонки (TPS): если датчик не работает должным образом, это может привести к неправильному распределению воздуха и топлива.
  3. Вакуумные утечки: утечки воздуха из вакуумных шлангов, прокладок или разъемов могут привести к нарушению правильного воздушно-топливного смешения и вызвать плавание оборотов мотора.
  4. Неисправный датчик расхода воздуха (MAF): если датчик вышел из строя или загрязнен, он может передавать некорректные данные ЭБУ о потоке воздуха в двигатель, что приведет к описываемой ситуации.
  5. Проблемы с системой впрыска топлива: забитые или изношенные форсунки, неисправный регулятор давления могут вызвать неравномерную подачу топлива.
  6. Забитый топливный фильтр: снижает давление в системе и количество постигаемого топлива.
  7. Проблемы с системой зажигания: неисправные или неработающие свечи, высоковольтные провода, катушки зажигания могут вызвать непостоянную работу двигателя.
  8. Неисправный клапан рециркуляции выпускных газов (EGR): если клапан EGR застревает или неисправен, это может вызвать изменение оборотов двигателя на холостом ходу.
  9. Неправильная настройка холостого хода в меньшую или большую сторону.
  10. Неисправный контроллер холостого хода (IAC): этот контроллер отвечает за автоматическое поддержание уровня оборотов на холостом ходу при неактивной педали газа. Если он неисправен, это может вызвать нестабильность в работе мотора.
  11. Загрязненный или неисправный клапан PCV (клапан системы продувки картера): если клапан PCV забит или не работает должным образом, это может вызвать утечку вакуума и привести к плаванию оборотов на холостом ходу.
  12. Неисправный датчик кислорода (O2): мониторит содержание кислорода в выпускных газах и корректирует воздушно-топливное смешение. Если он выходит из строя, это может привести к неправильной настройке смеси и к описываемой в статье проблеме.
  13. Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT): если он передает неправильные сигналы, двигатель может работать на холостом ходу с неправильной топливо-воздушной смесью.
  14. Проблемы с системой выпуска: забитый или поврежденный катализатор, а также утечки в системе выпуска, могут привести к нарушению работы двигателя.
  15. Проблемы с компьютером управления двигателем (ECU): в редких случаях плавание оборотов может быть вызвано сбоями или неисправностями в ECU, которые могут привести к неправильному управлению системами двигателя.
  16. Низкая компрессия в цилиндрах (залегание поршневых колец, прогар прокладки ГБЦ, поломка гидрокомпенсаторов или неправильная регулировка клапанов, задиры в цилиндрах).

Неисправный клапан EGR

Читайте также:

На карбюраторном двигателе

Многие из них схожи с причинами, характерными для инжекторных моторов, такие как: вакуумные утечки, неисправные свечи зажигания, неисправны клапана EGR и PCV, датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT), низкая компрессия, забитый топливный фильтр или топливные линии и т.д.

Другие причины характерны для карбюраторных двигателей:

  1. Неправильная настройка карбюратора: может привести к изменению оборотов на холостом ходу.
  2. Загрязненный или изношенный карбюратор: нагар и отложения в узле могут вызвать неправильное смешивание топлива и воздуха.
  3. Проблемы с механизмом холостого хода: изношенный или неправильно отрегулированный механизм может привести к непостоянной работе двигателя.
  4. Проблемы с системой зажигания: неправильно установленный момент зажигания или изношенный ротор распределителя зажигания.
  5. Неправильный уровень топлива в поплавковой камере.
  6. Нарушение целостности прокладок: поврежденные или изношенные прокладки между карбюратором и впускным коллектором могут вызвать вакуумные утечки, что приведет к плаванию оборотов на холостом ходу.
  7. Проблемы с системой выпуска: забитый или поврежденный глушитель, а также утечки в системе выпуска, могут привести к нарушению работы двигателя.

Однако стоит учесть, что могут существовать и другие редкие причины, которые вызывают такую проблему и диагностика которые потребует квалифицированного подхода.

На холодном двигателе

Часто обороты плавают на холостом ходу, когда двигатель еще холодный и по мере его прогрева ситуация исправляется.

Большая часть причин уже описывались в изложенном материале, все 23 пункта для карбюраторных и инжекторных моторов смотрите выше.

К этому можно добавить:

  1. Проблемы с системой предпускового подогрева: некоторые автомобили оснащены такой системой. Она обеспечивает улучшенное смешивание топлива и воздуха на холодном двигателе. Если эта система не работает должным образом, это может вызвать плавание оборотов на холодном двигателе.
  2. Проблемы с термостатом: отвечает за поддержание оптимальной рабочей температуры ДВС. Если он неисправен или забит, это может вызвать неправильное смешивание топлива и воздуха, что приведет к нашей проблеме.

На прогретом двигателе

Возможные причины все те же, это проблемы с:

  1. Контроллером холостого хода (IAC).
  2. Дроссельной заслонкой.
  3. Датчиками: температуры ОЖ (ECT), массового расхода топлива (MAF), положения дроссельной заслонки (TPS), кислорода.
  4. Блоком управления двигателя (ECU).
  5. Утечки воздуха и вакуума.
  6. Системой впрыска топлива (форсунки и их кольца, распылители форсунок на дизельных моторах).
  7. С выпускных коллектором и патрубками.
  8. Клапаном рециркуляции выпускных газов (EGR).
  9. Системой зажигания, включая и свечи.

Устранение неисправностей

Рассмотрим устранение самых распространенных неисправностей, которые вызывают данную проблему.

Свечи зажигания

Играют важную роль в работе двигателя, поскольку они отвечают за воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах.

Причины:

  1. Износ электродов: могут износиться со временем, что приводит к увеличению зазора между ними и затруднению формирования искры. Это может вызвать нестабильное горение топливной смеси и неровную работу двигателя на холостом ходу. Ресурс обычных свечей зажигания 20-30 тыс. км. пробега, иридиевых до 100 000.
  2. Загрязнение свечей: нагар, масляный налет или другие виды загрязнений могут затруднить формирование искры.
  3. Неправильный тип или размер: использование неправильного типа или размера свечи зажигания может привести к неоптимальному горению топливной смеси, что вызывает плавающие обороты на холостом ходу.
  4. Высоковольтный провод, соединяющий свечу с катушкой зажигания, может быть поврежден, что приводит к пониженному качеству искры.

Если свечи зажигания двигателя в масляном нагаре, то причины могут быть следующими:

  1. Износ, закоксовывание или повреждение поршневых колец: последние служат для герметизации зазора между поршнем и стенкой цилиндра, предотвращая попадание масла в камеру сгорания. Если кольца изношены или повреждены, масло может проникать в камеру сгорания и оседать на свечах, образуя нагар.
  2. Износ или повреждение клапанов и их направляющих: в двигателе клапаны выполняют функцию открытия и закрытия впускных и выпускных каналов. Износ или повреждение клапанов и их направляющих может привести к негерметичности, что вызывает утечку масла в камеру сгорания и образование нагара на свечах.
  3. Износ маслосъемных колпачков: устанавливаются на штоках клапанов и служат для недопущения попадания масла в камеру сгорания. Из-за износа они перестают выполнять свою функцию.
  4. Износ или повреждение сальников распредвала: служат для герметизации вала распределительного механизма. Износ или повреждение сальника может привести к утечке масла в камеру сгорания и образованию нагара на свечах.
  5. Неправильный выбор масла: использование некачественного или неподходящего моторного масла может привести к повышенному потреблению последнего двигателем и, следовательно, к образованию масляного нагара на свечах зажигания.
  6. Забита или неисправна система вентиляции картера. Если клапан EGR неисправен, то в картере создается повышенное давление, которое продавливает моторное масло через маслосъемные колпачки и кольца на поршнях в камеру сгорания с соответствующими последствиями.
  7. Неправильная эксплуатация двигателя: запуск двигателя на холодную, частые короткие поездки и движение на низких оборотах могут привести к недостаточному прогреву ДВС, что вызывает неполное сгорание масла и образование нагара на свечах.

Если свечу заливает бензином, причины:

  1. Неправильная настройка карбюратора или топливной системы: если карбюратор или топливная система (например, система впрыска топлива) неправильно настроены, это может привести к избыточному поступлению топлива в камеру сгорания, что вызывает заливание свеч бензином.
  2. Засоренный воздушный фильтр: если последний забит или грязный, приток воздуха в двигатель снижается, что приводит к обогащению топливно-воздушной смеси и заливанию свечей.
  3. Дефект в системе зажигания: если свечи, провода, катушка зажигания неисправны, то формируется слабая искру, это может привести к неполному сгоранию топлива.
  4. Неисправный датчик кислорода и датчик расхода воздуха: эти датчики определяют содержание кислорода и объем воздуха, поступающего в двигатель, чтобы определить оптимальное соотношение топлива и воздуха. Если датчики не работают должным образом, система управления двигателем может неправильно регулировать подачу топлива, что приводит к заливанию свечей.
  5. Неисправный регулятор давления топлива: если регулятор неисправен, это приведет к неправильному давлению топлива в системе, что вызывает заливание свечей.
  6. Неисправны форсунки: если инжекторы в системе впрыска топлива застревают открытыми, это может привести к постоянному протеканию топлива в камеру сгорания и заливанию свечей.

Читайте также:

Регулятор холостого хода

Находится в системе впуска двигателя и контролирует количество воздуха, поступающего в двигатель при закрытой дроссельной заслонке.

Основные причины:

  1. Загрязнение или износ регулятора холостого хода, что приводит к неправильной работе или заклиниванию штока.
  2. Повреждение или износ вакуумных шлангов, соединенных с регулятором холостого хода, что приводит к неправильному вакуумному давлению.
  3. Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости (ECT) или датчика положения дроссельной заслонки (TPS), которые влияют на работу регулятора холостого хода.
  4. Проблемы с электрическими соединениями и, как следствие, питанием.

Устранение проблем может включать в себя очистку или замену регулятора холостого хода, проверку вакуумных шлангов, замену датчиков или ремонт электрических соединений.

Жиклер холостого хода

Это компонент карбюратора, который отвечает за подачу топлива при работе двигателя на холостом ходу.

Он регулирует смесь топлива и воздуха, которая необходима для стабильной работы двигателя в этом режиме.

Причины выхода из строя:

  1. Загрязнение жиклера холостого хода: регулярная очистка и обслуживание карбюратора помогут предотвратить подобные проблемы. Для этого выкрутите электромагнитный клапан, снимите жиклер и очистителем карбюратора вымойте загрязнения.
  2. Неправильная настройка жиклера: если последний не отрегулирован, это может вызвать неправильное соотношение топлива и воздуха в двигателе, что приводит к нестабильным оборотам на холостом ходу.
  3. Износ или повреждение жиклера: в результате длительной эксплуатации деталь может износиться или повредится, что влияет на его способность регулировать подачу топлива.
  4. Проблемы с другими компонентами карбюратора: неисправность или неправильная настройка, таких компонентов как игольчатый клапан или поплавковая камера, также могут вызвать плавающие обороты двигателя.

Также обратите внимание на уплотнительное кольцо, через которое может подсасываться воздух. После его замены проблема может решиться.

Читайте также:

Нарушение герметичности впускной системы

ЭБУ учитывает только тот воздух, который проходит через датчики во впускном коллекторе.

Частые места проникновения воздуха:

  1. Вакуумные шланги: со временем они изнашивают, трескаются, а значит периодически требуют замены.
  2. Через микротрещины во впускном коллекторе (характерно для пластиковых коллекторов).
  3. Через изношенные, поврежденные шланги и патрубки.
  4. Через прокладку дроссельной заслонки.

Со временем все прокладки, шланги, патрубки усыхают трескаются и требуют замены.

Клапан адсорбера

Если он установлен в авто и плавают обороты, то причина может быть в нем. Замена детали может решить проблему.

Клапан EGR

Exhaust Gas Recirculation — это устройство, предназначенное для снижения выбросов оксидов азота (NOx) из двигателя.

Он работает, перенаправляя часть выхлопных газов обратно во впускной коллектор двигателя.

Эти газы смешиваются с воздухом и топливом и снова сгорают, что позволяет снизить температуру сгорания и уровень вредных выбросов.

Плавающие обороты могут возникнуть если:

  1. Забитый или неисправный клапан EGR: из-за накопления сажи или отложений, он может не открываться должным образом. Это приведет к повышению давления в системе и попаданию картерных газов в избыточном объеме в камеру сгорания, а также произойдет выдавливание масла в камеру сгорания через маслосъемные кольца поршней и колпачки клапанов.
  2. Утечка вакуума: клапан EGR управляется вакуумом, и, если есть утечка из-за трещины или разрыва в вакуумных шлангах, он может неправильно открываться или закрываться.
  3. Электрические проблемы: некоторые системы EGR используют электрический соленоид для управления клапаном. Если соленоид или его соединения повреждены или окислены, это может повлиять на работу клапана EGR и вызвать колебания оборотов двигателя на холостом ходу.

Уменьшение давление топлива

Причин может быть несколько:

  1. Забитый один или сразу два топливных фильтра, грубой и тонкой очистки. Как правило, первый находится в баке, второй вне бака за топливным насосом. В зависимости от модели авто замена тонкой очистки выполняется каждые 15 – 30 тыс. км. пробега. Грубой очистки, как правило на отечественных авто, представляет из себя металлическую сетку, которая прочищается, но на иномарках он тоже меняется.
  2. Неисправный вакуумный клапан-регулятор в топливной рампе. Как правило выходит из строя на авто с большим пробегом, 200 и более тыс. км.
  3. Неисправен топливный насос. Он может работать, но не выдавать нужного давления. Устройство охлаждается проходящим через него топлива, поэтому не допускается езда с пустым баком.
  4. Неплотные соединения топливной системы: течь через неплотное соединение может вызвать падение давления. Проверка соединений на течь и замена поврежденных компонентов может помочь устранить проблему.
  5. Забитые компоненты топливной системы из-за использования некачественного топлива. И хотя проблему должны решать топливные фильтры, со временем все равно патрубки забиваются. Поэтому важно ездить на качественном бензине или дизеле.

Низкая компрессия в цилиндрах

Низкая компрессия в цилиндрах двигателя может быть вызвана различными причинами.

Вот некоторые из наиболее распространенных:

  1. Износ и залегание поршневых колец: обеспечивают герметичность между поршнем и цилиндром, предотвращая утечку сжатого газа. Их износ или повреждение может привести к низкому показателю компрессии.
  2. Износ или повреждение цилиндров: со временем стенки цилиндров могут изнашиваться или повреждаться из-за трения поршневых колец. Причины могут быть разными, перегрев мотора, езда с низким уровнем или некачественным маслом, забитый клапан EGR, в результате возникшие отложения попадая в цилиндры сгорают при этом образуя задиры.
  3. Неправильная работа клапанов: если они изношены, повреждены или неправильно отрегулированы, они могут не закрываться полностью, что приводит к снижению компрессии.
  4. Проблемы с прокладкой головки цилиндров: обеспечивает герметичность между блоком и головкой цилиндров. Если она повреждена или установлена неправильно, это может привести к перераспределению компрессии из одного цилиндра в другой, к попаданию масла в расширительный бочек, антифриза в масло и другим неприятностям.
  5. Трещины или повреждения головки цилиндров: могут также привести к потере компрессии, особенно если они находятся вблизи клапанов или между цилиндрами.

Для определения и устранения причин низкой компрессии в цилиндрах необходимо провести компрессионную диагностику двигателя.

Неисправность форсунок

Даже одна неисправная форсунка может вызвать плавающие обороты на холостых, не говоря уже про несколько.

Со временем они забиваются отложениями и не правильно распыляют топливо включая и подачу необходимого объема в цилиндры.

Чистка выполняется на специальном стенде и дает хороший результат: нормализуются обороты, снижается расход топлива, повышается мощность двигателя.

Датчик массового расхода воздуха (МАF)

Измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель, и передает эту информацию в блок управления двигателем (ECU).

ECU использует эти данные для определения оптимального соотношения топлива и воздуха, которое необходимо для эффективного сгорания.

Связь между датчиком и плавающими оборотами двигателя на холостых оборотах может быть следующей:

  1. Загрязненный датчик МАF: может передавать ошибочные данные о расходе воздуха в ECU. Это приводит к неправильному соотношению топлива и воздуха, что вызывает колебания оборотов на холостом ходу.
  2. Неисправный датчик МАF: внутри находится термокомпенсационный резистор, который часто выходит из строя. В данном случае проводится замена всего датчика.
  3. Проблемы с электрическими соединениями: если они окислены или имеют плохой контакт, это также может привести к неправильным показаниям.

Для устранения проблемы нужно будет провести очистку или замену датчика МАF, а также проверку и ремонт электрических соединений.

Читайте также:

Дроссельная заслонка

Является ключевым компонентом в системе впуска двигателя и контролирует количество воздуха, поступающего в двигатель.

Связь между дроссельной заслонкой и плавающими оборотами двигателя на холостом ходу может быть следующей:

  1. Накопление грязи, масла или отложений на дроссельной заслонке может вызвать её неправильное открывание или закрывание. Если заслонка не может полностью закрыться на холостом ходу, это приведет к неправильному соотношению топлива и воздуха, что вызывает колебания оборотов на холостом ходу.
  2. Неправильная настройка: если дроссельная заслонка неправильно отрегулирована и не может полностью закрываться на холостом ходу, это также может вызвать проблему с оборотами мотора.
  3. Неисправный датчик положения дроссельной заслонки (TPS): отслеживает угол открытия заслонки и передает эту информацию в блок управления двигателем (ECU). Если датчик TPS неисправен или неправильно откалиброван, это приведет к неправильному управлению дроссельной заслонкой и к описываемой в статье проблеме.
  4. Не выполнение адаптации заслонки после чистки: у некоторых современных авто нужно выполнять адаптацию заслонки после каждой чистки. Для этого используется адаптер с поддержкой CAN.

Для устранения проблемы очистите или замените дроссельную заслонку, выполните регулировку её положения или замену датчика положения (TPS).

Нестабильность оборотов на промежуточных режимах

Тут речь идет про дизельные двигатели, где конструктивно предусмотрен ТНВД (топливный насос высокого давления). Он очень чувствителен к качеству дизтоплива.

Если в солярку каким-то образом попала вода, даже в результате конденсата в баке, то вскоре на плунжере ТНВД образуется ржавчина.

Это приводит к нестабильной работе мотора, повышенному расходу топлива, образованию белого дыма из выхлопной трубы и т.д.

Заключение

В статье были рассмотрены основные причины, вызывающие плавающие обороты двигателя на холостом ходу.

Помимо этого, следует обращать внимание на возможные симптомы, указывающие на проблемы с оборотами двигателя, такие как нестабильная работа, пониженная мощность, увеличенный расход топлива или проблемы с запуском.

В случае возникновения таких симптомов, рекомендуется обратиться к квалифицированному автомеханику для проведения диагностики и своевременного ремонта.

Если же есть желание самому разобраться в проблеме, то всегда идите от простого сложному, к примеру, проще сначала проверить свечи зажигания, чем клапан EGR или выяснять если ли задиры в цилиндрах или вышли из строя маслосъемные колпачки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти произведение нулей функции
  • Как найти человека по включенной геолокации телефона
  • Ошибка crc жесткий диск как исправить с сохранением данных
  • Divinity original sin 2 как найти спутников
  • Как найти восстановленные фото на телефоне