Почему ребенок стеснительный как исправить

Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.

Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция —  «даже не буду пробовать, все равно не получится».

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.

Дайте ребенку право слова

Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».



Казалось бы, невелика проблема — стеснительный ребенок. Ну и что, все мы в детстве стеснялись, и ничего, выросли. Вырастут и все остальные дети, но каким будет их детство? Как пройдет подростковый период? Будет ли это время безоблачно счастливым? 

Причины возникновения застенчивости

Их можно условно разделить на две категории — врожденные и приобретенные. 

Врожденные причины:

  • Тип темперамента. Более стеснительны флегматики и меланхолики.
  • Генетика. Согласно исследованиям, в 30% случаев стеснительность, как черта характера, обусловлена генетически. 
  • Лабильность нервной системы. Высокая чувствительность, низкая сопротивляемость нагрузкам и стрессам. 
  • Особенности организма. Например, слабое зрение, плохой слух. 
  • Расстройства аутистического спектра: синдром Аспергера, аутизм и пр.

Приобретенные:

  • Неразвит навык социального взаимодействия. Например, застенчивый домашний ребенок приходит в детский сад и не знает, как вести себя в коллективе. 
  • Низкий эмоциональный интеллект.
  • Неблагополучная среда обитания: родители-алкоголики и т. п. 
  • Травматические события в прошлом.
  • Психологические трудности: тревожность, мнительность.
  • Проблемы адаптации. Касается значительных изменений в жизни (переезд, развод родителей, смерть родственника). 
  • Недостатки в воспитании: авторитарные родители, гиперопека.

Детскую робость заметно уже с 2 лет, и к 6 годам становится понятно, каким ребенок будет в будущем — стеснительным или бойким. Поэтому важно вовремя принять меры, чтобы преодолеть застенчивость на стадии ее зарождения. 

Не менее важно корректировать стеснительность, которая обусловлена врожденными факторами. Но здесь уже без помощи специалистов (психологи, коррекционные педагоги) не обойтись.

Влияние застенчивости на качество жизни

Родителям замкнутого и стеснительного ребенка может казаться, что эта особенность характера даже полезна. Он не лезет в опасные ситуации, держится возле взрослых, не идет на контакт с чужими людьми. Но на самом деле здесь гораздо больше минусов, чем плюсов. 

В книге педагога Р. Сиренко и психолога Н. Богачкиной «Застенчивый малыш» описаны последствия нескорректированной застенчивости:

  • как только ребенок начинает понимать, что стеснительность — то, что отличает его от большинства сверстников, это становится личной проблемой, которую он остро переживает;
  • ребенка не покидает чувство, что окружающие враждебно настроены против него;
  • снижается самооценка, но при этом углубляется эгоцентризм — дети постоянно оценивают свое «я», занимаются самокопанием;
  • болезненная реакция на критику;
  • стеснительные дети ощущают вину, пребывают в напряжении;
  • негативные эмоции, связанные с застенчивостью, постепенно накапливаются. Жизненные силы уходят на их подавление, а не на продуктивную деятельность;
  • застенчивый ребенок не знает, как преодолеть страх общения, поэтому выбирает легкий путь — оставаться в одиночестве;
  • стеснительность выстраивает невидимый барьер между ребенком и социумом;
  • несамостоятельность таких детей становится патологической: во всем нужно одобрение от родителей, боязнь оставаться в одиночестве;
  • застенчивость блокирует познавательный интерес. Ребенок крайне осторожно исследует мир, не готов на эксперименты, отказывается от незнакомых дел и активностей.

Застенчивость в дошкольном возрасте

Маленькие дети испытывают трудности с описанием собственных переживаний. Особенно если это робкие, замкнутые малыши. Они не могут пожаловаться маме на то, что боятся кататься на карусели, а лишь заливаются горьким плачем при виде аттракциона. При этом они хотят это сделать, и при должной поддержке сделали бы, но… 

Постепенно взрослые привыкают к нерешительности ребенка и перестают предлагать ему попробовать что-то новенькое. Предугадывая негативную реакцию, они не подпускают к малышу незнакомых людей. Более того: увидев, как ребенок стесняется, ёжится от страха и жмется к маме, взрослые стесняются этих проявлений и выбирают совершенно неправильную тактику — оставить ребенка в покое. 

Детский сад и стеснительные дети

Зачастую воспитатели знают, что от замкнутого ребенка не дождешься звонкого прочтения стишка на утреннике, поэтому часто он вообще не получает никаких ролей. Таких детей могут даже не брать в соревнования, потому что робость не позволит им вступить в борьбу с соперниками. Фактически застенчивость становится причиной социальной изоляции. 

По данным исследователей, более 42% дошкольников 4-5 лет демонстрируют стеснительность в незнакомой или не совсем дружественной среде (когда ребенок остается без родителей, один на один с детским коллективом и воспитателями). Поэтому очень важно правильно адаптировать детей к посещению детского сада:

  • постепенно наращивать время пребывания;
  • придумать ритуалы встреч и прощаний с родителями;
  • мотивировать посещение сада;
  • в первое время маме или папе присутствовать в группе рядом с ребенком;
  • наладить контакт с воспитателями и другими детьми.

Застенчивость в школе 

Если проблема стеснительности не решена в дошкольном возрасте, школа для такого ребенка становится настоящим испытанием. В детском саду можно было спокойно сидеть в уголочке и играть с игрушкой, но во время уроков остаться один на один со своими страхами и зажатостью не получится. 

Нерешительность и неуверенность в своих силах нивелируют пользу образовательного процесса.

Для застенчивых детей школа ассоциируется со стрессом. Успеваемость падает: даже легкие задачи даются с трудом, если решать их нужно у доски перед всем классом.

Вдобавок к стеснительности появляется неуверенность в собственных знаниях. Что толку от них, если рассказать миру о своих способностях ребенок не может. 

Что происходит, когда ребенок стесняется в школе

Робкие дети еще в детском саду привыкают к социальной изоляции, поэтому им крайне трудно подружиться с одноклассниками. Если повезет, можно найти компанию среди таких же стеснительных ребят. Но это единичные случаи. В основной массе застенчивые дети продолжают оставаться одни.

Стеснительность накладывает отпечаток на способность коммуницировать с окружающими. Ребенок боится попросить о помощи, задать вопрос учителю или соседу по парте. Это приводит к снижению уровня притязаний. Такому ученику ничего не нужно, ничего не интересно, он инертен и незаинтересован в школьных делах. 

Проблема усугубляется тем, что ребенок постепенно начинает замещать свое мнение мнением окружающих. И действительно начинает считать, что ему ничего не нужно и не интересно. 

Подростковая застенчивость

С 8 лет начинается препубертатный период, когда стеснительный ребенок постепенно превращается в стеснительного подростка. Отмечается это время не только активным физическим ростом, но и изменениями в психологическом плане.

Застенчивость становится постоянной чертой характера. Окружающие, да и сам подросток, к ней уже давно привыкли. Выработались определенные поведенческие модели, которые позволяют находиться в зоне психологического комфорта:

  • ребенок трудно сходится с новыми людьми, поэтому за все школьные годы у него появилось не более 1-2 друзей;
  • он остается в тени на праздниках и других мероприятиях;
  • теряется у доски, поэтому уровень успеваемости средний или ниже среднего;
  • отвергает общение с противоположным полом.

Кстати, в Украине провели опрос среди подростков и юношей от 14 до 18 лет. По полученным данным, 40% из них страдает повышенной стеснительностью. Девушки примерно на четверть чаще, чем парни. 

Чувство одиночества у подростков

Боязнь проявить свои лучшие навыки и произвести хорошее впечатление приводит к изолированности, которая принимает иную форму, чем в детстве. Один из главных трансформационных процессов у подростков — необходимость чувствовать себя частью группы. Это дает ощущение защищенности, раскрепощает, позволяет проявить свою идентичность. Но застенчивому ребенку крайне трудно приобщиться к какому-либо сообществу, поэтому природный процесс нарушается, чувство одиночества обостряется в разы.

Подросток болезненно переживает изолированность. Может стать изгоем в классе, подвергаться буллингу. В итоге развивается целый комплекс психологических проблем, возникает повышенная тревожность, депрессия.

Мы рассмотрели влияние стеснительности на детей из разных возрастных групп, и напрашивается вывод — с этим качеством нужно бороться! Но важно подойти к этому максимально деликатно. 

Приводим 14 советов, как побороть стеснительность у ребенка:

  1. Не заостряйте внимание на застенчивости, этим вы только прибавите комплексов.
  2. Не обсуждайте недостатки ребенка в присутствии других взрослых, особенно посторонних. 
  3. Уделяйте ему как можно больше внимания, привлекайте к делам и развлечениям всех членов семьи.
  4. Низкая оценка себя — верный спутник застенчивости. Работайте и в этом направлении: хвалите ребенка, давайте ему возможность проявлять свои лучшие качества и таланты.
  5. Учите навыкам общения на практике: буквально объясняйте, что и в какой момент нужно говорить.
  6. Никогда не заставляйте ребенка делать то, чего он боится. 
  7. Постепенно расширяйте круг общения, учите знакомиться с людьми, делать комплименты.
  8. Прививайте ребенку самостоятельность, чтобы повысить его самооценку. Чем больше он будет уметь и лучше справляться с задачами, тем быстрее почувствует уверенность в своих силах. 
  9. Кружки по интересам и спортивные секции очень полезны для стеснительного ребенка: начинать их посещать лучше не позже 6-7 лет.
  10. Интересуйтесь, какие ситуации за день вызвали страх и смущение у сына/дочери. Проигрывайте их дома, находите оптимальные варианты поведения.
  11. Поддерживайте ребенка во время адаптации к любым изменившимся условиям: перевод в другой класс, переезд, поездка на отдых. 
  12. Общайтесь в чате, переписывайтесь в соцсетях или мессенджере с подростком в течение дня. Вы должны быть доступны для экстренной поддержки.
  13. Рассказывайте про свой опыт общения с противоположным полом. Выражайте понимание чувств подростка, который робеет перед девочкой или мальчиком, вызвавшим симпатию.
  14. Запаситесь терпением и не стесняйтесь демонстрировать любовь и принятие. Стеснительным детям они жизненно важны.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

«ЗАСТЕНЧИВЫЕ ДЕТИ: ЧТО ДЕЛАТЬ И КАК ПОМОЧЬ»

Консультация для родителей и педагогов

В психологии известно о застенчивости немного. Единственный человек, который попытался осветить данный вопрос объемно и целиком – это Филипп Зимбардо, известный американский психолог, профессор Стэндфордского университета. Он провел социально-психологический анализ застенчивости, где раскрыл ее роль в процессе общения между людьми.

Известно, что застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Лишь очень немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для большинства людей застенчивость – это трудность, которая не дает им жить полноценной жизнью.

Проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, и самое главное – не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов.

Понятие детской застенчивости

Застенчивость — понятие растяжимое, у нее очень много разновидностей. В Оксфордском словаре английского языка сказано, что первое письменное употребление данного слова отмечено в англосаксонском стихотворении, написанном около 1000 г.н.э.; там оно означало «легкий испуг». В русском языке слово «застенчивый» образовано от глагола «застить» и толкуется словарем В. И. Даля как «охотник застеняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый».

Застенчивость — комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах: это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

Застенчивость – это состояние стеснения в присутствии других людей. Застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся.

«Быть застенчивым» значит быть ребенком, с которым трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости, необщительности и склонности к уединению.

Все же точного определения застенчивости нет, потому что разные люди понимают под этим словом разные вещи.

Застенчивость у детей дошкольного возраста – это такая внутренняя позиция ребенка, если он чересчур обращает внимание на мнения других людей. Ребенок становится излишне чувствительным к осуждению его людьми вокруг. Отсюда — желание оградить себя от людей и ситуаций, которые потенциально угрожают критикой по поводу его внешности или поведения. Как следствие, ребенок старается держаться в тени, избегать отношений, которые могут привлечь излишнее внимание к его личности.

Смущение может расцениваться в качестве добровольного лишения себя свободы. Большинство людей, так или иначе, испытывает стеснение. Оно является определенным естественным защитным устройством, которое позволяет оценить возможные последствия того или иного поступка до его совершения. Обычно застенчивость у детей идет наряду с низкой самооценкой. Даже не считая того, что застенчивым детям под силу оценить ряд некоторых своих качеств или способностей, в основном они чрезвычайно самокритичны. Одна из причин низкой самооценки — чересчур высокие требования к себе. Они все время немного не дотягивают до уровня, который сами от себя требуют.

Идеальные отношения родителей и детей должны развивать у детей дошкольного возраста индивидуальность, твердую уверенность в собственной значимости. Когда любовь дарится не безвозмездно, если она предлагается в обмен на что-либо, например, на «правильные» поведение, то ребенок каждым своим поступком будет подавлять собственное «я» и самоуважение. Посыл таких отношений с ребенком очевиден: ты хороший ровно настолько, насколько значительны твои достижения, и ты ни за что не прыгнешь выше своей головы. Вот так чувства любви, одобрения и признания делаются потребительскими товарами, которые можно выторговать в обмен на «хорошее поведение». И самое ужасное – при самом незначительном проступке можно их лишиться. А неуверенный, стеснительный человек воспринимает такой порядок вещей за абсолютно нормальный: он якобы не заслуживает лучшего. Тогда как человек, которому дарят безусловную любовь, даже после нескольких неудач не теряет веры в свою первичную ценность.https://bubblemom.ru/wp-content/uploads/2019/09/zastenchivyiy-rebyonok-1-696x522.jpg

Застенчивость у ребенка — это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность. Так создаются маски, за которыми почти не видно сущности, истинного характера ребенка, а также тормозится его становление в обществе как личности.

Причины застенчивости у детей

Среди основных причин развития застенчивости у ребенка отмечают следующие:

  • Генетическая предрасположенность. Ученые, занимающиеся исследованием наследственности, давно убедились в том, что она зачастую является основным пусковым фактором развития застенчивости. Особенности в ряду поколений со временем накапливаются в виде различных отличительных черт, присущих именно этой родовой ветви. Внимательно изучив своих предков, можно почти со стопроцентной уверенностью говорить о том, какие черты внешности и характера будут преобладать у будущих поколений.
  • Социальная среда. В данном случае речь идет о связи ребенка с окружающим его миром. Основополагающую роль, естественно, играет воспитание в семье. Если родители не могут обеспечить ребенку моральный комфорт и окружить его заботой и лаской в строго требуемом объеме, то это обязательно отразится на его характере и поведении. Не последнее место занимает и взаимодействие со сверстниками. Если ребенок часто сталкивается с человеческой жестокостью и агрессией, то он с большей вероятностью предпочтет замкнуться в себе и не привлекать ненужное внимание.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3eb91cd6bf186d9d820199f3524d0dbd-l&ref=rim&n=13&w=1055&h=1055
  • Проблемы адаптации. Все детство человека напрямую связано с приспособительными реакциями. Сначала он учится ползать, затем ходить, потом он идет в детский садик, а после – в школу. И везде его ждет период адаптации. В ходе привыкания к новым условиям, у ребенка формируются положительные и отрицательные особенности характера, которые необходимы для его дальнейшего взаимодействия с окружающим миром. Если адаптация проходит неудачно, то это ведет к развитию нерешительности и застенчивости.
  • Соматические патологии. В этом случае имеется в виду наличие различных заболеваний, проявления которых могут отличать ребенка от его сверстников. Например, патологии развития, следы от повреждений на коже или врожденные физические недостатки. Нередко внешние отличия от основной группы детей приводят к насмешкам и поддразниваниям. В итоге ребенок ощущает неуверенность, замыкается и предпочитает держаться от ровесников на расстоянии.
  • Повышенная тревожность родителей. Мечтая о спокойном, уверенном поведении своего чада, мамы и папы частенько забывают о собственном поведении. Излишняя тревожность выражается в том, что мелким фактам придается трагическое значение. Это касается учебы, развивающих занятий. Итогом становится страшное беспокойство по поводу незначительного нарушения правил. Забытая дома тетрадь вызывает панику, страх. Малышу кажется, что его поведение – объект пристального внимания всех вокруг.
  • Критические замечания родителей. Для каждого важно осознавать собственную ценность, реализовывать свои амбиции. К сожалению, не все родители такого мнения. Чувствительные дети болезненно воспринимают необдуманные замечания взрослых. Психологи приводят историю женщины, в детстве услышавшей, что у нее полные ноги. Переживания из-за веса преследовали ее всю жизнь. Необдуманные высказывания об умственных способностях, внешности человека способны сильно травмировать. Резкие замечания оборачиваются неуверенностью, желанием спрятаться, избежать всеобщего внимания.
  • Контакты с агрессивными детьми. Многие лидеры детского коллектива ведут себя грубо. От них исходят злые насмешки, унижающие замечания. Могут применяться толчки, удары, о которых другие ребята молчат. Причины подобного поведения могут быть различными. Дети быстро завоевывают лидерские позиции путем применения силы, а другие их поддерживают. Дружелюбный малыш, получив грубый отпор, начинает бояться контактов. Сыплющиеся насмешки вырабатывают чувство собственной неполноценности.http://annabykova.ru/wp-content/uploads/2020/10/5Rdx0sRxqxo.jpg
  • Неправильное воспитание. Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители. Если ребенок растет в условиях гиперопеки, то у него возникают проблемы с развитием самостоятельности. Если же родители относятся к ребенку с излишней требовательностью, то он замыкается в себе и приобретает комплекс неполноценности.

Основные признаки застенчивости у детей

Стеснительных детей иногда называют невидимками – они избегают чужого внимания. Психологи отмечают характерный внешний вид: опущенная голова, прячущийся взгляд, ссутуленные плечи. Со стороны ребята могут выглядеть идеалом воспитанника: тихие, послушные, уступчивые. Для того чтобы понять, как именно можно помочь ребенку преодолеть застенчивость, необходимо ознакомиться с основными ее признаками:

Излишняя осторожность. Застенчивый ребенок весьма осторожен в своих действиях. Вряд ли он упадет при катании на коньках, ведь он скорее предпочтет вообще на них не становиться. Еле слышный голос, учащенный пульс, повышенное потоотделение, дискомфорт в области живота, постоянное волнение – основные виды реакции ребенка на стрессовую ситуацию.

Самокритичность. Стеснительные дети отличаются неуверенностью в себе, которая только усугубляется от постоянной критики к самому себе. Таких детей не устраивает в себе практически все: внешность, черты характера, поведение с друзьями и знакомыми. Ребенок без остановки сравнивает себя с окружающими и приходит к выводу, что он хуже других. В результате неспособность адекватно оценивать себя приводит к отстраненности и отчужденности.

Важно! Постоянное стрессовое состояние, сопровождающее застенчивость, порождает неврологические нарушения. Могут возникнуть нервные тики, заикание.

Скрытность. Любой застенчивый ребенок отличается замкнутостью. Он не может найти в себе силы поделиться переживаниями с другом. В большой компании такие дети стараются не привлекать к себе внимания и держаться на расстоянии.

Пугливость присуща не всем стеснительным детям, но встречается достаточно часто. Такие дети боятся всего нового. Для них любое изменение в жизни ассоциируется с новыми проблемами и сложностями. Смена места жительства, покупка нового гардероба – любое резкое изменение будет приниматься в штыки.

Нарушение речи. Если ребенок не уверен в себе и часто испытывает страх, то это может отразиться на качестве его речи. Заикания, невозможность связно выразить свое мнение, проблемы с дыханием – эти признаки присущи чрезмерно стеснительным детям.

Стеснительность, застенчивость – как определить в домашних условиях?

Как родителям понять, что у них действительно застенчивый ребенок, и каковы пути преодоления застенчивости? Выявить проблему помогут несложные тесты. Диагностика застенчивости у детей дошкольного возраста легко проводится в домашних условиях.

Кукольный тест для дошкольников

Стеснительные ребята избегают обсуждений внутреннего мира, но охотно соглашаются поиграть с родителями. Это хороший прием, помогающий выявить проблему и помочь ребенку преодолеть застенчивость. Выбирается мягкая игрушка (например, мишка). Остальные игрушки – дополнительные персонажи, в главной роли действуют то ребенок, то взрослый. Предлагаются различные сценарии взаимодействия, например:

Давай познакомимся. Ребенок управляет игрушкой. Медвежонок смелый, веселый, ему предстоит первым подойти к играющей компании, поздороваться, познакомиться. Задаются вопросы:

  • Что будет делать мишка, если не примут играть?
  • Что скажет другим игрушкам, чтобы войти в игру?
  • Примет ли приглашение в игру, в гости?

Давай поиграем. Роли меняются. Теперь взрослый управляет действиями главного героя (медвежонка). Зверек «отказывается» играть, общаться. Взрослый задает вопросы типа:

  • Почему медвежонок отказался играть?
  • Он любит игры?
  • Ему нравится быть одному?
  • Почему он отказался пойти в гости?

Ответы застенчивого ребенка будут подробными и информативными, в какой-то степени раскроют глубину проблемы.

Важно! Стеснительные ребята, играя, часто представляют собственных персонажей общительными и дружелюбными, умеющими поддержать беседу. Именно на эти качества нужно обратить внимание дошкольника, чтобы показать застенчивому ребенку, как преодолеть страх общения.

Тест для младших школьников

Ребятам постарше предлагаются школьные ситуации. Свое волнение по их поводу нужно оценить по шкале от 1 до 10.

Примерные варианты предлагаемых ситуаций:

  • Забытая дома спортивная форма.
  • Предложение участвовать в неизвестной игре.
  • Необходимость войти в класс после звонка.
  • Насмешка одноклассника.
  • Запачканная одежда.
  • Неправильный ответ на уроке.
  • Непонятная новая тема урока.
  • Требования участвовать в школьном мероприятии.

Проставленные баллы позволяют проанализировать степень застенчивости.

Внутренний мир застенчивых детей

Психологи анализируют поведение, образ жизни застенчивых ребят. Выводы касаются внутреннего состояния детей, восприятия мира, познавательных особенностей. Выделяются следующие характеристики:

Интеллект

Робость, речевая неуверенность ошибочно могут быть сочтены проявлениями недостаточного психологического и речевого развития. Большинство стеснительных детей демонстрируют умственные способности выше средних. Чтение, рисование, просмотр развивающих фильмов – способы индивидуального познания мира. Низкая самооценка сопровождается постоянным обдумыванием ситуаций, поведения. Произошедшее оценивается, обдумывается.

Поэтому молчание в ответ на несложный вопрос не должно расцениваться как низкий уровень интеллекта. Отказ участвовать в школьном мероприятии не является проявлением ограниченности. Различие в поведении замкнутых детей требует индивидуального подхода.

Переживания

Причина застенчивого поведения – отсутствие уверенности в себе. Такой человек искренне верит, что хуже других. Он считает себя некрасивым, глупым, неуклюжим, неспособным конкурировать с остальными. Низкая самооценка обычно включает некий эгоцентризм. Это означает убежденность в значимости каждого своего промаха, ошибки, возникшего недоразумения. Как будто весь мир внимательно наблюдает, ожидая повода посмеяться или разочарованно отвернуться. Вынужденно начиная ответственное действие, ребенок страшно переживает. Во-первых, он заранее уверен, что ничего не выйдет. Во-вторых, ждет проявлений разочарования и насмешек по отношению к себе. Любой неприятный случай многократно обдумывается, повторяется в памяти. Психологи подчеркивают, что застенчивый ребенок не знает, как преодолеть страх общения.

Темперамент

Стеснительные люди часто считаются флегматичными. Это не всегда верно. Робкие дети наравне с остальными переживают вспышки гнева, раздражительности. Обычно они не позволяют себе открыто выражать эмоции, боясь вызвать неудовольствие окружающих. Они как будто лишены права проявлять чувства, которое есть у других. Собственное мнение не отстаивается. Застенчивые люди боятся конфликтов, всячески избегая любых споров. Единственное, в чем они способны быть открыто, не согласны с другими, – отказ от общения или выступлений на публике. Такое упрямство может поражать, но это своеобразная защита личного пространства.

Желание общения

Малыш упирается, когда ему предлагают присоединиться к играющим сверстникам. Он упрямо мотает головой на предложение вступить в спортивную команду. Желание одиночества? Вовсе нет. Застенчивость характеризуется стремлением играть, весело проводить время. Хочется иметь друзей. Но страх оказывается сильнее. Они были бы рады легко знакомиться, заводить компании, но не умеют. Вот почему психологическая работа с застенчивыми детьми может оказаться необходимой.

Как помочь застенчивому ребенку: что важно знать родителям?

Не ругать. Крик спровоцирует ещё большую скрытность и стеснительность. Дети будут чувствовать себя виноватыми за такое поведение и в будущем не придут к родителям за советом или помощью. Это только усугубит ситуацию и сузит круг доверия до его полного отсутствия. Такое поведение заставит ребенка замкнуться в себе, и вывести его из такого состояния будет намного сложнее.

Интересоваться личной жизнью. Дети в современном мире — это маленькие взрослые. Не стоит думать, что с ними не о чем говорить. Эти маленькие человечки вмещают в себе огромный внутренний мир переживаний и забот, с которыми они не могут ещё справиться в одиночку. Нужно найти правильный подход к ребенку, расспрашивать, о чем он думает, почему совершает то или иное действие, с кем дружит и о чем грустит. Это очень важно. Если вы сможете стать ему не только родителем, но и другом, сможете самостоятельно избавить его от проблемы.

Уметь слушать. Детей необходимо замечать. Из-за суеты повседневной жизни часто не хватает времени на них. И пока мы имитируем внимательность, дети показывают и рассказывают нам обо всех своих бедах. Но, к сожалению, рано или поздно им надоедает это делать. Они обижаются, уходят в себя и больше не пойдут на контакт. Поэтому каждое слово, произнесенное детьми, имеет свой смысл. Надо уметь не только слушать их, но и слышать, чтобы успеть заметить какие-либо проблемы и откорректировать их.

Поддерживать. Поражения, как и победы, нужно уметь принимать. Дети не всегда умеют сами правильно это делать. Часто только после одной неудачи они больше никогда не решаются попробовать сделать что-то снова. Родительский долг обязывает объяснить ребенку, что его любят таким, каким он есть, и совершенства от него не требуют. Нужно научить его медленно и уверенно шагать к своей цели, несмотря на предыдущие поражения.https://skorohod-nn.ru/wp-content/uploads/3/0/d/30deadc36bb5b5094e337d889b03568d.jpe

Стать примером. Дети — это отображение своих родителей. Ничьи черты не будут в них настолько отражены, как черты мамы у девочек и папины у мальчиков. Сверхвысокая требовательность может привести к возникновению чувства стыда. Ребенок будет стесняться своих ошибок и переживать, что не оправдал надежд. Поэтому родителям в первую очередь нужно уметь признавать свои ошибки и на личном примере показывать, что это не страшно, а лишь стимулирует к дальнейшим действиям.

Поощрять. На самом деле все дети заслуживают внимания родителей, а эти в особенности. Среди наиболее хороших способов есть походы в кафе, парк аттракционов, спектакли. Различные комедийные представления помогут ребенку научиться воспринимать самого себя и не выдавать особенности за странности. Времяпровождения в привычном кругу оказывает общее положительное влияние на детей.

И всё-таки, лучше решать проблему изнутри. Преодоление застенчивости у детей принадлежит им самим. Как бы ни старались окружающие, самый важный шаг они должны сделать сами. Ведь пока ребенок сам не начнет менять свое отношение к действительности, все попытки помочь со стороны будут напрасными.

Чтобы ребенку легче было это осуществить, можно предложить несколько следующих советов для детей и их родителей:

Быть уверенным. Даже если страх не покидает, всегда нужно запрещать ему выражаться каким-либо образом внешне. Чтобы было легче, необходимо расправить плечи, поднять подбородок, сделать глубокий вдох. Это поможет показать окружающим, что никакой паники нет и напротив них совершенно уверенная в себе личность.

Улыбаться. Это беспроигрышный вариант заполучить доверие оппонента. Достаточно легкой усмешки на лице, которая расслабит и будет предрасполагать в последующем к остальным детям.

Смотреть в глаза. Это самое трудное, но самое эффективное средство. Считается, что человек, который способен удерживать взгляд на своем собеседнике, имеет преимущество над ним. Удерживание зрительного контакта также способствует поддерживанию разговора, да и сам человек чувствует себя более уверенно и спокойно.

Активно вести диалог. Нужно не стесняться спрашивать и охотно отвечать на заданные вопросы. Лучше всего начать с коротких словесных перепалок, и со временем можно будет без трудностей влиться в любой разговор. Важно также показывать окружающим свой интерес с происходящему.

Посещать разные мероприятия. Не самое легкое задание, но имеет  большую значимость. Ведь в широком кругу застенчивый ребенок сможет изначально только слушать и постепенно вливаться в коллектив. Таким образом, к нему не будет привлекаться слишком много внимания, и он сможет самостоятельно раскрыться для окружающих. Подойдут детские дни рождения, праздники.

Поиск хобби. Постараться найти себя очень важно. Для этого можно записаться в различные кружки по творчеству, рукоделию или со спортивным уклоном. В большинстве случаев уже скоро появится любимое дело, в котором можно будет проявить себя и получить от этого массу удовольствия. Одним из наилучших вариантов является театральная студия. В таком месте можно развить огромное количество положительных качеств, а также избавиться от застенчивости, нерешительности и стеснительности.

Бороться со страхами. Для этого нужно решиться сделать то, что пугает больше всего, отважиться на сложные поступки и переступить через свою боязнь. Это всегда составляет много трудностей и препятствий. Но по устранению хотя бы одного страха приходит чувство гордости и радости за себя самого.

Принять застенчивость. Отрицание собственной личности рушит жизни многих людей. С проблемами легче бороться, если их не бояться и принимать. Нужно осознать свою особенную черту и не стыдиться её, а преображать, изменять или избавляться от неё. Как только такое чувство придет, это принесет облегчение в эмоциональной сфере.

Воспользоваться помощью. Близкие люди существуют для того, чтобы помогать нам. Самостоятельность хороша лишь там, где способна уничтожить проблему. В данном случае принять советы со стороны будет правильным решением и поможет быстрее адаптироваться к непонятному.

Заняться спортом. В большинстве случаев такой подход помогает быстрее всего. Физические упражнения не только оказывают общеукрепляющее действие на организм, но и утверждают позиции такого ребенка среди остальных (особенно если это мальчик). Появляются новые навыки и возможности, которыми можно только восхищаться.

Застенчивость у ребенка — это проблема, которая возникает довольно часто и может привести к серьезным последствиям. Большая часть ответственности за детей с такой чертой принадлежит родителям, которые должны не только знать о ней, но и уметь предотвратить. Методы избавления от такого качества также достаточно просты и не требуют применения дополнительных методов лечения, если использованы вовремя. Поэтому следить за детьми — самый главный и полезный совет в данном случае.

Способы преодоления застенчивости

Кукольный театр

Психологи рекомендуют для работы с застенчивыми детьми кукольный театр. Это прекрасное средство поддерживает не только эмоциональный настрой, но и речевое развитие застенчивого ребенка. Сначала дети могут отказаться выступать, даже прячась за ширмой, но к третьему занятию торопят взрослого, желая поскорее начать действо. Хорошо с этой целью использовать перчаточные куклы. Сюжетная линия обязательно соответствует определенной цели. Суть – поведение застенчивого персонажа. Подробные сценарии содержит книга «Расколдуйте невидимку» Т. Шишовой.

Робкие дети охотно соглашаются, видя возможность проявить эмоции. Ребята, втайне желающие лидерства, иногда требуют изменить сюжет. Можно уступить, постепенно возвращаясь к первоначальному замыслу.

Интересные мимические игры

Стеснительные ребята контролируют выражение лица. Их мимику делает невыразительной постоянное напряжение.

Психологи рекомендуют совместные игры для застенчивых детей:

Угадывание эмоций

Ведущий изображает мимикой чувства, игрок должен определить, что демонстрируют. Утрированно воспроизводятся гнев, страх, радость, удивление.

Участники меняются ролями. Оказывается, гримасничать не страшно. Это весело.

Повторяй за мной

Один участник создает определенное выражение лица, другой повторяет. Игра очень забавна. Если рядом нет зеркала, трудно представить свой вид.

Игры для застенчивых детей способствуют раскрепощению. Они поднимают настроение, создают чувство безопасности.

Чего делать нельзя

Низкая самооценка детей – результат воспитания. Родителям рекомендуется пересмотреть поведение, исключая неприятные моменты, провести коррекцию общения с ребенком.

Нельзя:

  • Заставлять общаться.
  • Настойчиво требовать посещения дополнительных занятий.
  • Критиковать внешность, физическое развитие.
  • Жестко контролировать.
  • Проявлять повышенную требовательность.
  • Придавать несоразмерное значение мелким промахам.
  • Демонстрировать недовольство «отсутствием успешности».

Сказки для застенчивых детей

Как Андрюша гостей встречал

         Андрюша – очень смелый мальчик. Он не боялся ни тигра, ни грома, ни даже пылесоса. (Чего он ещё не боится?) Он боялся только гостей – вернее, он их стеснялся! И когда гости приходили к ним домой, он с ними не здоровался, не разговаривал, а прятался под кровать (как ещё он стеснялся?) или закрывал глаза и притворялся чем-нибудь незаметным – шваброй, тумбочкой, велосипедом. Гости очень удивлялись и начинали громко искать его: «Где же Андрюша? Мы его не видим! Где мальчик? И откуда тут взялась тумбочка?»

А один раз, когда пришли гости, Андрюша вдруг превратился в мышку! Увидел норку и кинулся к ней со всех ног – прятаться. Но не тут-то было – к этой же норке вприпрыжку бежал другой мышонок. Андрюша с мышонком столкнулись лбами у самого входа в норку. Сначала оба испугались, а потом обрадовались и подружились.

–      Я удрал от кошки! – пропищал мышонок. – Она хотела поймать меня и съесть! А ты от кого прячешься?

–      Я от гостей, они сейчас сюда придут, – прошептал Андрюша. – Я их боюсь!

–      А кто такие гости? Они очень страшные? Они тоже тебя съесть хотят? – испуганно спросил мышонок.

–      Нет, что ты, – ответил Андрюша. – Они мальчиков не едят. Они со мной хотят поздороваться!

–      Как это? – затрясся от ужаса мышонок. – Как это поздороваться?!

И закричал в норку: «Мыши, спасайтесь, гости идут! Сейчас здороваться будут!!!»

Мыши в норке заметались, в ужасе запищали:

–    Ой, мы пропали! Ужасные гости сейчас с нами поздороваются! Горе нам, горе!https://top-cat.ru/wp-content/uploads/2018/01/ea8d11dbe0ac0678a8c415b18e0db1f2.jpg

Они прятались друг за дружку, закрывали глаза, лезли под кровать (повторить, как ребёнок стесняется).

Андрюше сначала стало смешно, как мышки гостей боятся, глупые трусишки, мелочь с хвостиком! А потом ему стало стыдно – он же и сам от гостей прячется, как будто они его съесть могут.

–      Нет, они не страшные, – попытался он успокоить мышей. – Они даже очень-очень хорошие, не бойтесь, – но мыши не верили. – Ну, хотите, я сейчас к ним выйду, поздороваюсь, и ничего со мной не случится! Честно-честно! А потом мы с ними чай пить будем. С тортиком!

–      А ты меня угостишь крошками от торта? – заинтересовался мышонок.

–      Обязательно! – пообещал Андрюша своему новому Другу.

Андрей снова превратился в мальчика и отважно поздоровался с гостями:

–    Здравствуйте! А из норки на него смотрели все мыши и удивлялись, какой это смелый мальчик. Гости тоже удивились, что Андрюша их больше не стесняется. И обрадовались. И все вместе пошли пить чай с крошками от торта. Ой, нет, не с крошками, а с тортом!

Крошки Андрюша мышкам в норку отнес! А маленький мышонок всем хвастался:

– Это Андрюша, мой друг. Он очень смелый! Он не боится ни кошки, ни грома, ни пылесоса. Он даже с гостями не боится здороваться!

Кенгуренок Вася

За глубокими морями, за высокими горами жили-были два пожилых кенгуру. Жили они не тужили, оба были на пенсии. Дом этих кенгуру находился на самом краю леса, и они очень любили ходить туда за грибами и ягодами. Однажды приехал к ним из города внучек Вася. Был этот внучек маленьким и робким кенгуренком. Его родители и другие взрослые кенгуру часто говорили, что из такого слабого и трусливого мальчика-кенгуренка не будет толку. Слушал-слушал Вася такие разговоры, да и стал думать про себя так: раз взрослые говорят, что я плохой и из меня ничего не выйдет, может, так оно и есть. То чашку разобью, то большую собаку испугаюсь, то соседский кенгуренок Дима меня вздует (он уже большой, на год старше меня). Вот с такими грустными мыслями и приехал Вася к бабушке и дедушке.

Однажды уехали бабушка и дедушка на ярмарку в город, а маленького кенгуренка оставили дома. Скучно было кенгуренку одному дома сидеть, и пошел он погулять в лес. Шел он, шел, и не заметил, как заблудился. Испугался кенгуренок и стал кричать. Вдруг появился из-за огромного дуба крошечный старичок с длинной седой бородой.

— Дедушка! Помоги мне найти дорогу домой. Я заблудился и не знаю, как вернуться назад,— попросил Кенгуренок.

Э-эх,— сказал дед,— я то тебе помогу, но тебе нужно будет преодолеть много опасностей на своем пути.

— Что ты, дедушка, я же маленький и слабый. Кто угодно в лесу меня обидеть может. Один я не сумею добраться,— пожаловался малыш.

— Сможешь, ведь я дам тебе волшебный посох,— сказал старичок-лесовичок и исчез, а у Кенгуренка в руке появился посох.

Делать нечего, пошел Вася один через глухой и страшный лес. Ему было очень одиноко и страшно, но нужно было возвращаться домой. Прошло какое-то время, и вдруг Вася услышал жалобный плач. Из гнезда вывалился один из птенцов, а мама-птица никак не могла помочь своему малышу. Кенгуренок посадил птенца на край посоха и поднял его в гнездо. Птички поблагодарили Васю, а он ответил: «Что вы, это не я, это мой волшебный посох помог справиться с бедой». Так они и расстались.

Пошел Вася дальше, устал, лег под дерево и уснул. Проснулся он от шума и запаха дыма. Открыл глаза: звери бегут, птицы кричат. Вскочил кенгуренок и видит, что горит трава в лесу. Схватил Вася свой посох и стал огонь тушить, да так тушил до тех пор, пока последний огонечек не загасил. Увидели лесные жители, что кенгуренок огонь потушил, и стали его благодарить. «Что вы, это не я, это мой волшебный посох помог мне справиться с огнем». Попрощался Вася с лесными жителями и пошел дальше.

Наконец он вышел на огромную поляну, видит — огромный волк хочет маленького зайчика съесть. Не испугался волка кенгуренок, схватил свой посох и давай волка по бокам лупить. Волк был большой, но трусливый. Бросил он зайчика и убежал в чащу леса. Собрались все родственники зайчонка и стали Васю благодарить.

Тут, откуда ни возьмись, появился лесовичок, который кенгуренку посох дал. «Ну, Василий, ты молодец, столько бед в лесу предотвратил. А я уж грешным делом подумал, что ты из лесу совсем не выйдешь» — отдышавшись сказал дедушка. «Меня ведь склероз проклятый замучил. Потому-то я тебе вместо посоха простую палку дал».

Удивился этому кенгуренок и даже немного испугался: «Как же это я справился!? Так значит я не такой плохой и никудышный, как мне взрослые говорят!». Он очень обрадовался и даже стал немного выше ростом. Посмотрел Вася вокруг — рядом уже никого нет, а сам он стоит перед домом бабушки и дедушки. И понял Вася, что сам он превратил простую палку в волшебный посох — тем, что поверил в свои силы.

Скоро пожилые кенгуру приехали с ярмарки. Начал было Васька им о своих приключениях рассказывать, да они ему все равно не поверили. Зато с тех пор кенгуренок всегда ведет себя так, как будто в руках у него волшебный посох. И все теперь в его жизни по-другому — со всем он справляется и все у него выходит как надо. А что не выходит — не беда, сегодня не получилось — получится завтра.

Мультфильмы для застенчивых детей

         Предлагаем небольшую подборку мультфильмов, которые помогут перебороть стеснительность:

— «Спирит: Душа прерий»

— «Бемби»

— «Стальной гигант»

— «Рататуй»

— «Как приручить дракона»

— «Эверест»

Настольная книга для родителей по теме «Застенчивость»

                Не сделанный вовремя шаг, невысказанная мысль, так никогда и не совершенное признание в любви… За этими событиями нашей личной жизни часто скрывается застенчивость.

Социально-психологический анализ застенчивости, проведенный известным американским психологом Филиппом Зимбардо, не только раскрывает ее роль в процессе общения между людьми, но и вооружает читателей практическими приемами, позволяющими преодолеть застенчивость в различных повседневных ситуациях.

Книга Филиппа Зимбардо «Застенчивость».

Мнение ребенка о самом себе отчасти обусловливается ожиданиями, которые на него возлагаются

Ребенок-хулиган и непоседа – головная боль для родителей. Но если ребенок стеснительный и робкий, это тоже деликатный момент, который требует очень аккуратного и не резкого подхода. Как помочь стеснительному ребенку, ведь из-за этого качества могут страдать многие сферы его жизни – от общения со сверстниками до страха рассказать что-то родителям? Разбираемся далее. Так же мы рекомендуем попробовать обратиться за помощью к детскому онлайн психологу.

Ребенок обнимает отца за ногу

Застенчивость у ребенка – норма или нет?

Почему-то принято считать, что застенчивость – это что-то плохое. С этим нужно бороться и менять это качество в ребенке. Если ваш ребенок очень стеснительный, вспомните, что не все дети одинаковы. Не все должны быть энергичными, общительными и игривыми. Все зависит от темперамента ребенка. Некоторые малыши предпочитают побыть в своих мыслях, понаблюдать за происходящим из своей маленькой раковины. 

Возможно, они интроверты, и не стоит пытаться ломать их. Если ребенок стал стеснительным, нужно его поддержать и научить действовать в ситуациях, когда он должен отвечать и коммуницировать, а ему не хочется. Важно научить правильно объяснять, почему ему не хочется, например, играть в школе на утреннике или как правильно отстаивать свою позицию перед ровесниками.

Почему ребенок стесняется?

Для стеснительного ребенка рассказать стих гостям и сыграть на пианино на детском празднике может быть настоящей пыткой. Важно понять, что чувствует сам ребенок. Обычно такие дети спокойные, тихие, они погружены в себя и свои мысли. 

Почему ребенок очень стеснительный? Может быть, ребенку комфортно с собой и в своем мире, он таков сам по себе. Насильственные старания изменить натуру чреваты ухудшением ситуации и появлением детских травм. Однако же, если стеснительность – результат ошибок в воспитании, главное – помочь малышу стать смелее. Если он не знает, как завести себе друзей, не может первым начать разговаривать и переживает из-за этого, конечно, необходимо помочь ему.

Застенчивость обычно можно заметить в 3-4 года. Малышу некомфортно в присутствии других людей, он не чувствует себя в безопасности, ему нелегко знакомиться. В теле напряжение, скованность. К возрасту 5 лет эти симптомы могут усилиться и отступить в 7. Есть случаи, когда тревожность остается и к началу школьного возраста, она доставляет неудобство. Стеснительность может усилиться в пубертатный период, когда ребенок начинает смотреть на себя по-новому, ему что-то не нравится в себе.

Есть и другие причины, помимо возраста. Возможно, родители просто не научили его общаться и знакомиться. Либо они сами в присутствии ребенка не спешат общаться с посторонними. Ребенок видит поведение родителей и усваивает, что нужно делать, как они. Когда вы выходите гулять с малышом, предлагайте ему поиграть с другими детьми. Подойти, спросить, как их зовут, представиться самому, может, поделиться игрушкой. 

Еще один вариант – просто черта характера. Может, он унаследовал ее от родителей или просто такой сам по себе. Такие дети очень чувствительны, их нервная система уязвима и восприимчива. 

Приобретенная застенчивость может возникнуть при переезде, разводе, «уколов» от одноклассников, а также, когда родители чересчур строги и часто ругают.

Мальчик и мама в парке

Какие фразы нельзя говорить стеснительному ребенку?

Есть фразы, которые могут усугубить положение и увеличить скованность и неуверенность ребенка в себе.

  1. «Да почему ты такой?» – обычно так говорят, когда ребенок сделает то, что нельзя. Если использовать эту фразу, ребенок начнет задумываться, что он действительно не такой, начнет искать в себе недостатки и найдет.
  2. «Если ты так сделаешь, у тебя будут большие проблемы». Подумайте сами: ребенок не особо в курсе, что означает «большие проблемы». Он понимает лишь, что это что-то страшное. Не стоит пугать малыша, лучше объяснить спокойно.
  3. «Я не смогу простить тебя никогда». Такое точно засядет в голове ребенка на всю жизнь, возникнет детская травма. Это угроза, которая призвана напугать, а результат испуга обычно плачевный. Малыш еще больше замкнется в себе. Не стоит из-за мелочей травмировать психику.
  4. «Сейчас папе все расскажу!» – психологи не приветствуют поддержание порядка в доме путем угрозы перед отцом или вообще кем-либо. Совсем не нужно, чтобы малыш видел, что мама не может совладать с ним самостоятельно и нуждается в помощи. 
  5. «Потому что я так сказала, не обсуждается». Так говорят обычно, когда очень устают и не хотят вдаваться в объяснения. И зря. Представьте, каково вам было бы на месте ребенка? Ощущение необоснованного подчинения и желание поступить наоборот – так чувствует себя малыш. Как бы вы себя не чувствовали, объясните ребенку причину спокойно. Попросите его помощи. Например: «Я не могу отпустить тебя к другу. Не ходи, пожалуйста, к другу, побудь со мной сегодня, я по тебе очень соскучилась».
  6. «Сейчас я пойду домой, а ты тут сиди один». Да, детей сложно вытащить с детской площадки. Просто потому, что ребенок может устать или заиграться. Но ни в коем случае нельзя угрожать оставить его одного, а приводить в действие угрозу – тем более. 
  7. «Ничего не произошло особенного, все с тобой нормально». Поговорите о чувствах и эмоциях ребенка. Нельзя обесценивать его переживания. Дайте понять, что вы готовы помочь.
  8. Замечания по поводу внешности. Учите ребенка, как нужно за собой следить, а не упрекайте его.
  9. «В мире столько людей, которые голодают, а ты не хочешь это есть». Понятно, вы долго готовили, старались, устали. Однако не нужно использовать такие методы, чтобы заставить ребенка покушать. Это грозит расстройством пищевого поведения в будущем. 
  10. «Не плачь, нельзя плакать». Катастрофически неверная фраза! Хоть мальчик, хоть девочка должны понимать, что плакать можно. Нужно, чтобы ребенок выплескивал эмоции и понимал, что это нормально.

Как можно поддержать застенчивого ребенка?

Стеснительный ребенок в классе чувствует себя очень некомфортно. Школьные годы – возраст, когда многое меняется, нужно подстраиваться под события, а когда ты скован, делать это трудно. Приходится через силу с кем-то общаться или перебарывать робость, отвечать у доски. 

Девочка в кабинете психолога

Focus on upset sad small daughter sitting on sofa with mother, mom scold kid for bad behaviour, child psychologist help girl deal with emotional social behavior problems trauma therapy support concept

Итак, у вас стеснительный ребенок – что делать?

  1. Попробуйте не олицетворять застенчивость ребенка со слабостью. В детском саду в первый день адаптации можно заметить, что есть дети, которые смело идут к новым игрушкам, бегают и играют со сверстниками. А есть те, кто неуверенно заходит, озираются по сторонам, пытаются прижаться к маме или папе, ищут глазами поддержку. 

Воспитатели редко встречаются с тем, что родители жалуются, что их ребенок любит быть в центре событий. А вот «тихони» у родителей вызывают беспокойство. И это напрасно, ведь у ребенка могут быть пара-тройка по-настоящему близких друзей, с которыми он хорошо общается и ему комфортно. Стоит поинтересоваться так ли это и просто принять, что такова особенность личности малыша. Интроверты – не значит плохие. Просто они иначе коммуницируют с миром. 

  1. Откажитесь от ярлыков и запретите другим их использовать. Когда ребенок слышит в свой адрес фразы, типа «почему ты такой скромный?», «ты слишком стеснительный», «ты что, дикий?», он начинает замыкаться в себе еще сильнее, считать, что он не такой, он плохой. Он будет прилагать усилия, чтобы измениться и испытывать большие трудности, которые могут вылиться в комплексы. Поймите сами и объясните другим, что у малыша такая природа, он долго привыкает к новым людям.
  1. Не сравнивайте ребенка с другими, лучше дайте попрактиковать навыки общения. Никогда нельзя для этого кидать маленького скромнягу в толпу незнакомых людей, заставляя проявлять себя.  Все должно быть постепенно и дозированно. Можно дать задание поздороваться с продавцом в магазине и купить пакет молока или шоколадку, расплатившись. Можно попросить провести небольшой конкурс на ваш день рождения, объяснять правила гостям будет ребенок – скажите, что больше некому, что вам нужен ведущий. Придумывайте небольшие ежедневные ситуации, которые помогут малышу раскрепоститься и перестать замыкаться.
  1. Задавайте вопросы об ощущениях. Не только о плохом, но и о хорошем. «Что больше всего тебе понравилось в сегодняшнем дне? Что запомнилось на прогулке? Что заставило улыбаться?». Спрашивайте и о чувствах после неприятных моментов.
  1. Не упустите время, когда нужно прийти на помощь ребенку. Чем раньше вы обратитесь к психологу или педиатру, тем лучше. Важно принять ребенка именно таким, а потом работать над проблемой, если она действительно есть. Если малышу реально сложно найти себя в социуме, найти друзей, преодолеть свою стеснительность. Помните, что это не отклонение, просто небольшая особенность, которую поможет выровнять специалист. 

Мальчик в школьной форме с отцом

Игры для поднятия самооценки

Существуют игры для стеснительных детей. Они помогают ребенку стать «ближе» к остальным и таким образом, ему становится комфортнее.

  1. Солнышко-дождик. Взрослый стоит в руках с закрытым зонтиком. Говорит «солнце». Дети должны делать вид, что бегают под солнцем. Говорит «дождь» и раскрывает зонтик – дети должны подбежать к взрослому и прижаться друг другу, стоят под зонтом. Важно, чтобы всем хватило место – каждый должен заботиться об этом и следить за теми, кто не может поместиться. 
  1. Магазин игрушек. Взрослый раздает каждому ребенку «роль игрушки», говорит, кто какой игрушкой в магазине будет. Ведущий ребенок заходит и подходит к каждой игрушке, нажимает на живот, как на кнопку, а после этого «игрушки» должны начат показывать свои признаки – мяукать как кот, гудет как трактор и прочее. Ведущий должен угадать, кто есть кто.
  1. Паровоз. На полу разложены круги из бумаги, «станции». На них стоят дети. Взрослый подходит к каждой станции и забирает ребенка. Переходя от одной станции другой, дети берут друг друга за руку, взрослый напевает песенку.
  1. Превращения. Взрослый машет «волшебной палочкой», говоря задания детям, например, нужно превратиться в котиков. Дети начинают изображать котиков. Машет снова – нужно превратиться в машины, дети начинают гудеть и изображать машины и так далее. Через какое-то время можно раздавать каждому задания индивидуально. Кому-то показать чайник, кому-то дерево.

В основном, все игры для стеснительных детей имеют подтекст развития актёрского мастерства. Хорошо, что, если малышу понравится ходить в театральный кружок. Если отправить туда заниматься, побороть застенчивость получится. Специалисты нашего сервиса научат, как вести себя со стеснительным ребенком и помогут преодолеть трудности.

Команда Speak Help помогает людям получать психологическую помощь из любого места и в любое время. Вы можете выбрать квалифицированного специалиста с многолетним опытом работы, который поможет вам с любой проблемой, например, как бороться с суицидальными мыслями. Также много полезной информации, например, как помочь человеку в состоянии панической атаки, вы найдете в наших статьях. Например, здесь мы подробно ответили на вопрос: можно ли избавиться от страха. Читайте эту и другие статьи на на нашем сайте!

Ребенок стесняется. Что делать родителю?

Ребенок стесняется. Что делать родителю?

Стеснительность у детей — это распространенное явление. И она может проявляться в разных ситуациях: при общении с другими детьми, на уроках в школе, в новой компании… Почему ребенок стесняется, и как в этом случае вести себя родителю? Разбираемся в этой статье.

Почему ребенок стесняется

Причины стеснительности у детей могут быть разнообразными и зависят от особенностей характера, возраста и социальной среды, в которой ребенок вырос.

Например, одной из причин стеснительности может быть недостаточная самооценка ребенка. Если ребенок не уверен в своих способностях, то он может бояться неудачи и критики со стороны окружающих. В этом случае родители могут помочь ребенку поверить в свои силы, поддерживая его, улучшая его навыки и помогая ему развиваться.

Еще одной причиной стеснительности может быть опасение оценки окружающих людей, например, если ребенок стесняется говорить. Ребенок может бояться того, что его не поймут или осудят за его поступки. Родители могут помочь ребенку преодолеть этот страх, общаясь с ним и показывая, что они всегда будут на его стороне.

Почему ребенок стесняется

Также важным фактором может быть социальная среда, в которой вырос ребенок. Если он не имел возможности для общения с другими детьми, то у него могут возникнуть трудности в социализации. Для преодоления стеснительности ребенку необходимо иметь возможность общаться с другими людьми и развивать социальные навыки.

Другая причина — за стеснительностью может скрываться сигнал о нарушении личных границ ребенка. Например, когда дошкольного возраста ребенок голый стесняется посторонних — это вполне нормальная реакция, учитывая общественные нормы.

Как помочь ребенку не стесняться?

Вот несколько советов психологов, которые помогут родителям помочь ребенку не стесняться:

  • Создайте доверительную атмосферу. Ребенок должен знать, что он может говорить о своих проблемах и переживаниях, не опасаясь осуждения или критики. Объясните ему, что каждый человек имеет право на свое мнение и чувства.

  • Поощряйте ребенка, когда он выражает свое мнение, и поддерживайте его в этом. Для этого отлично подойдет фраза «я рад(а), что ты высказываешься, мне важно знать, что ты думаешь».

  • Дайте ребенку возможность делать свой выбор в различных ситуациях. Это поможет ему почувствовать себя увереннее, и позволит развивать его самостоятельность.

  • Также неотъемлемой частью успешной решения проблемы является уважение личной жизни ребенка. Разрешите ему некоторую свободу и защитите его право на конфиденциальность.

  • Избегайте критики и осуждения своего ребенка. Вместо этого, обратите внимание на его достижения и успехи, и поощряйте его развитие.

Как помочь ребенку не стесняться?

  • Обучайте вашего ребенка общению и учите его способам выражения своих мыслей и чувств. Помогите ему научиться слушать других и быть внимательным к их потребностям.

  • Учите принимать риски. Популярный способ преодоления стеснительности — это тренировка уверенности через маленькие риски. Предложите ребенка сделать что-нибудь новое или необычное в ближайшее время. Постепенно увеличивайте сложность задач и поощряйте его успешные попытки.

  • Поясните, что важен не результат, а процесс. Чтобы ребенок не боялся действовать, важно донести до него, что без попытки успеха не достичь, и поэтому любое усилие ценно.

Важно подчеркнуть, что стеснительность — не болезнь, а вполне нормальное явление. Родители, педагоги и психологи могут помочь детям преодолеть стеснительность, создавая атмосферу доверия и понимания, и помогая им развивать социальные навыки и уверенность в себе.

Выводы

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком стеснительный, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологам. Они могут провести индивидуальные консультации с ребенком, помочь ему разобраться в своих эмоциях и научиться контролировать их. Также психологи могут провести групповые занятия, где дети будут общаться друг с другом и развивать социальные навыки.

Автор статьи

Кожанов Артем

Содержание статьи

  • Почему ребенок стесняется
  • Как помочь ребенку не стесняться?

Продукты из статьи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти угол ромба если известен периметр
  • Как можно удаление фото найти
  • Как найти информацию на сайте команда
  • Как найти музыку которая нравиться
  • Coreldraw msvcp140 dll что это за ошибка как исправить