Как сделать портфолио школьника, что в него входит и как его лучше вести? Подробная инструкция, примеры, шаблоны
Почти во всех образовательных учреждениях портфолио школьника вот уже несколько лет – обязательная документация. Начиная с начальной школы, портфолио создается и постепенно наполняется новыми материалами. Для того, чтобы оформить портфолио, первокласснику понадобится помощь родителей, т.к. справиться ребенку самостоятельно будет очень не просто.
На самом деле занимаясь оформлением портфолио с 2013 года, я поняла, что и для родителей это нелегкая задача – разобраться в структуре, подобрать фотографии, составить тексты, а затем все это красиво оформить, это отнимает много времени и сил.
Но если разобрать портфолио до мелочей и понять суть его содержания, то можно сделать его совместно со своим школьником. Ребенок может сам подобрать понравившиеся ему фотографии, принять участие в составлении текстов о своей семье, своем городе, своих увлечениях и так далее.
Зачем нужно школьное портфолио
Не все родители согласны с тем, что портфолио необходимо, но современная система образования предъявляет конкретные требования к данной документации и нередко просит ее предъявить при переходе из школы в школу, при поступлении в ВУЗ и во многих других ситуациях.
Но нужно понимать, что нередко портфолио выступает залогом приёма ребенка в хорошую школу — чем аккуратнее и презентабельнее будет оформлен комплект документов, тем выше будет рейтинг ученика.
Кроме того, постоянный сбор материалов для папки с документами, помогает ребенку понять, какие перед ним открываются возможности, и становится для него дополнительной мотивацией к новым достижениям в различных видах деятельности, к развитию своих способностей.
Здесь важно донести до ученика, что его портфолио — это возможность увидеть его собственные изменения и рост в течение всего периода обучения в школе. Задачей портфолио не ставится соревнование с другими детьми, а только с самим собой — он должен стремиться быть лучше сегодня, чем вчера.
Как должно выглядеть портфолио школьника?
Самый удобный способ вести портфолио — купить папку с кольцами и файлами, поместить туда все оформленные листы и в процессе учебы уже под них собирать новую информацию.
Содержание этих листов будет состоять из фотографий, рассказов, грамот и дипломов – всех материалов, отражающих знания ученика, его наклонности, навыки, умения и интересы. В процессе обучения в папку добавляется информация об успеваемости, участии в различных мероприятиях, новых достижениях, фотографии досуга и путешествий, оригиналы и фото творческих работ и многое другое.
Содержание портфолио
Кратко о стандартных разделах школьного портфолио и чем их заполнять я упоминала здесь, сейчас хочу написать обо всем этом подробнее. Примеры листов приведены из портфолио «Космос».
1. Титульный лист
На титульном листе чаще всего размещается фотография, указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, полное наименование школы и название города. В некоторых школах дополнительно просят указывать дату рождения ребенка и дату начала ведения портфолио. |
|
2. Мой мир (раздел)
Этот лист может также называться «Давайте знакомиться» или «Мой портрет». Лучше размещать на нем фотографию, как-то отражающую окружающий или внутренний мир ребенка. Например, на природе, где он любит бывать, за увлечением, которое очень нравится или просто красивую фотографию, которую он выберет сам. На этом же листе пишется девиз школьника. Например: «Я всё смогу! Я всё преодолею!», «Сквозь тернии – к звёздам!», «Гореть самому (самой) и зажигать других!», «Мой девиз — не унывать! Всё пройти и всё узнать!» или другой понравившийся вариант. Лист «Мой мир» открывает целый раздел портфолио куда входит такая информация, как сведения о ребенке, семье, увлечениях, друзьях и другое. |
|
3. Личные данные
Этот лист может также называться «Визитка» или «Обо мне». На нем указываются официальные данные — фотография, фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, домашний адрес, телефон, наименование, адрес и контакты школы. Лист необязательный, поскольку в содержании портфолио эта информация обычно раскрывается в других разделах, но в некоторых школах его требуют. |
|
4. Значение моего имени Не думаю, что содержание этого листа требует разъяснения – значение имени ребенка, его особенности. Информацию можно найти в интернете и взять из нее только то, что подходит. |
|
5. Знак зодиака Аналогично четвертому пункту значение знака зодиака можно найти в Интернете или взять из книги. |
|
6. Моя семья
На листе часто размещается общая фотография семьи или коллаж из нескольких фотографий всех членов семьи. По желанию ребенку можно рассказать о своей семье – о ее традициях, совместной деятельности и досуге. Иногда сюда достаточно подобрать подходящее стихотворение или просто перечислить всех членов семьи. Нередко данный лист заменяется на «Семейное древо» или «Мою родословную». Подбираются фотографии и составляется краткая схема родства – мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки. В расширенный вариант (редко) попадают дяди, тети, прабабушки, прадедушки. Лист может быть как с фотографиями, так и без них. |
|
7. Режим дня Лист требуют далеко не во всех школах. Заполняется расписанием мероприятий на каждый день с указанием времени и занятия. |
|
8. Мои друзья Друзьям посвящается 1-2 листа. Фотографии и рассказы о друзьях могут оформляться по-разному. Можно разместить общее фото друзей или фотографию каждого из них по отдельности. Также как и рассказ может быть общим и неконкретным (обо всех друзьях сразу) или персонально о каждом по 2-3 предложения. Второй вариант оформления обычно выглядит более интересно. |
|
9. Мой город Здесь также можно оформить всего 1 лист с красивой фотографией и кратким текстом о городе или несколько листов с подробным рассказом и фотографиями достопримечательностей города и любимых в нем для школьника мест. |
|
10. Мои увлечения Чем подробнее будет рассказ об увлечениях, тем интереснее будет наполнение этого подраздела школьного портфолио. Хорошо, если есть подходящие фотографии – их тоже предпочтительно использовать. |
|
11. Моя учёба (раздел)
Лист «Моя учёба» может отображаться как лист-разделитель с тематической картинкой, под который вкладываются остальные данные для этого раздела или на него размещается фото ученика за партой, у доски, а также текст – рассказ об учебе в школе или подходящее стихотворение. «Моя учёба» — еще один раздел портфолио, куда входят данные об успеваемости ребенка, результаты контрольных, тестов, зачетов, а также информация об учителях и любимых школьных предметах. |
|
12. Безопасный маршрут от дома до школы Здесь указывается домашний адрес и адрес школы, а также вставляется маршрут. Последний можно нарисовать от руки или сделать скриншот с Яндекс Карт и вставить на лист в графическом редакторе. |
|
13. Моя школа Полное наименование школы, фотография, год основания, контакты и ФИО директора – этого наполнения достаточно. Иногда сюда же размещается более подробная информация, по желанию – история школы, особенности, сколько в ней обучающихся и учителей. |
|
14. Моя первая учительница Фотография и ФИО первой учительницы и 2-3 предложения о ней. В портфолио для средней школы к этому листу иногда добавляется список учителей и предметов, которые они ведут. |
|
15. Мой класс Общее фото класса и подходящее стихотворение или рассказ – по желанию ребенка. Иногда дополняется листом «Список класса». |
|
16. Мои любимые школьные предметы Текст от лица учащегося – какие предметы нравятся и почему. Здесь достаточно описать 2-3 предмета, рассказать, что именно нравится на уроках и какую пользу они приносят. |
|
17. Расписание уроков Этот лист требуется не в каждой школе. Нет необходимости описывать его заполнение – это и так очевидно. |
|
18. Моя успеваемость На листе дублируются данные из табеля успеваемости. В процессе учебы аналогичные листы добавляются. Таблица успеваемости состоит из колонок: предмет, оценки по четвертям, годовая оценка. |
|
19. Моё творчество Лист выглядит как разделитель с тематической картинкой. Под него можно расположить фотографии и оригиналы творческих работ (рисунки, поделки, стихи и рассказы собственного сочинения и др.). Этот подраздел пополняется очень часто, наряду с подразделом «Мои достижения». |
|
20. Мои впечатления Лист аналогично 19 пункту выглядит как разделитель с тематической картинкой. Сюда входят фотографии и рассказы школьника о досуге, путешествиях, экскурсиях и других мероприятиях. Иногда дополнительно делается лист «Мои путешествия». |
|
21. Мои достижения Грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы и другие свидетельства достижений размещаются в «Моих достижениях». Можно заполнять его оригиналами или отсканировать их и оформить как дополнительные листы в стиле портфолио. |
|
22. Участие в олимпиадах и конкурсах На листе заполняется таблица, имеющая столбцы с названиями: класс, дата, предмет, место/баллы, подпись классного руководителя. К этому листу дополнительно можно добавлять материалы с фотографиями. |
|
23. Работы, которыми я горжусь Лист выглядит как разделитель с тематической картинкой. Сюда размещаются фотографии и оригиналы работ, которые учащийся считает лучшими. |
|
24. Отзывы и пожелания Лист с тематической картинкой. Под него вкладывается линованный лист, предназначенный для написания отзывов педагогами, родителями, одноклассниками. |
|
25. Содержание Может располагаться в самом начале или в самом конце папки с портфолио. |
Выше описаны основные листы, чаще всего использующиеся для оформления портфолио школьника согласно ФГОС. Однако листов в школьном портфолио может быть как меньше, так и больше. В каждой школе свои требования. В одной школе важно четко соблюдать определенную структуру портфолио и нельзя сделать и шага в сторону, в другой главным является полнота информации и индивидуальное самовыражение учеников.
И в том, и в другом случае портфолио может быть уникальным, т.к. многое зависит от оформления, наполнения и качества вложенных усилий. Вы можете приобрести один из готовых шаблонов портфолио для школьников и заполнить его самостоятельно. Небольшой мастер класс по созданию портфолио на основе шаблонов здесь.
Если нужна помощь в создании и заполнении портфолио — пишите мне на почту: tormail@bk.ru или Вконтакте (ссылки есть на страничке «Об авторе»)
Доброго времени суток всем читателям блога «Школала». Сегодня продолжаем говорить про портфолио школьника. Подготовила для вас массу полезной информации, которую уместила в одну статью. Чтобы все было в одном месте.
Постараюсь ответить на все вопросы, которые только могут возникнуть у родителей при подготовке этого странного документа для начальной школы. Готовьтесь, будет много фотографий. Давайте начинать.
Титульный лист
О том, что за зверь такой, это портфолио, и зачем оно нужно, мы говорили здесь. Повторяться не буду. Сегодня разберемся с его структурой. Посмотрим, из чего оно состоит, и что должно в него входить. И начнем с начала, начнем с титульного листа.
Итак, основные элементы титульного листа это:
- Само слово «Портфолио», чтобы всем было понятно, что это за документ.
- Имя, фамилия и отчество ребенка, для которого это портфолио и собиралось.
- Номер школы и класса, в котором учится ребенок, так как документ все-таки школьный.
- И период, за который представлены документы.
И первые вопросы возникают уже на этапе подготовки титульника.
К примеру, на титульном листе написано так (смотрите картинку ниже).
Вроде как все понятно, но только до тех пор, пока ребенок учится в 1 классе. А ведь портфолио собирается на протяжении всей его школьной жизни. Как же тогда быть с показателями, которые на картинке выше выделены красным цветом?
Написано, что мальчик в 1 А, а он уже во втором классе или в третьем или даже в четвертом. Написано, что последние документы датируются августом 2019 года, а вы уже до августа 2020 года документы дособирали?
На самом деле, здесь все просто. Титульный лист по мере необходимости просто заменяется, и в него вписываются новые нужные цифры и слова. Пример изменения титульного листа портфолио младшего школьника представлен на картинке ниже.
Получается, что титульный лист — это динамичная, то есть, изменяющаяся часть документа.
Хорошо, с первым листом разобрались, а что дальше?
А дальше собственно, начинается самое интересное. Само портфолио. Давайте разберемся с его структурой.
Структура
Оно имеет довольно простую структуру, четких установленных требований здесь нет. То есть, место для вашего личного творчества при подготовке документа имеется.
В очень упрощенной форме структура документа за период начальных классов выглядит так:
Раздел «Обо мне». На самых первых страницах рассказываем про ребенка, не цепляясь к школе.
Раздел второй — «Первый класс» посвящаем первому классу. Данный раздел делится на несколько подразделов:
- школьная жизнь;
- школьные проекты и конкурсы;
- внешкольная жизнь;
- мое творчество;
- мои награды;
- отзывы обо мне.
Третий раздел призван разъединить между собой 1 и 2 классы и посвящается летним каникулам.
Четвертый раздел — «Второй класс», он также имеет подразделы, такие же как и «Первый класс», только добавляется подраздел «Мои новости».
Пятый раздел посвящен опять же летним каникулам.
Шестой раздел — «Третий класс» со своими подразделами.
Седьмой, опять каникулы.
И восьмой раздел это завершающий «Четвертый класс» начального школьного образования, естественно тоже с подразделами.
Уф, написала. Надеюсь, понятно. Если нет, то на картинках ниже вся структура школьного портфолио представлена в виде наглядных схем.
Продолжение схемы.
Откуда я взяла данную схему, если она нигде и никем не установлена? Все просто, я сама ее придумала. Схема прошла проверку временем. Первое портфолио школьника я сделала, когда моя дочь пошла в 1 класс, а это было в 2012 году.
Кроме того, наше портфолио прошло проверку конкурсом «Ученик года», успешно пройдя свой тур и принеся в результате победу, об этом подробно я рассказывала здесь.
Сейчас я делаю портфолио на заказ и представленная выше структура никогда еще не подводила, претензий со стороны школы не возникало.
Теперь давайте подробнее рассмотрим портфолио ученика начальных классов на реальном примере, познакомимся с образцом заполнения.
Далее будут изображения, которые нужно внимательно рассмотреть, а затем прочесть мои пояснения к изображениям.
Содержание
Приступаем. Ниже картинка, на которой изображены три первые страницы портфолио.
Посмотрели изображение? А теперь мои комментарии к нему.
Лист первый — это тот самый титульник, про который мы уже говорили выше.
Второй лист — знакомство. Так и называется «Знакомьтесь! Это я!» Первая встреча с ребенком на страницах портфолио. Здесь имеется фотография, желательно взять качественное изображение, такое, на котором лицо ребенка хорошо видно. Ведь, как известно, первое впечатление имеет значение. Так же на данном листочке пишем имя и фамилию ученика.
Третий листок называется «Обо мне». Небольшие данные о ребенке, такие как рост, вес, год рождения, цвет глаз и волос и «фишка». Что значит «фишка», и какой она может быть?
«Фишка» — это какая-то особенность, которая выделяет ребенка из компании сверстников. К примеру, «я левша», или «я любознательный», или «я художник», или «я спортсмен».
В общем, фишка может быть абсолютно любой.
Так же на данной страничке размещаем девиз, с которым ребенок идет по жизни. С девизом сложности возникают, конечно. Редко встретишь ребенка, который с уверенностью просветит вас на счет своего девиза. Поэтому приходится искать более менее подходящий. А найти его не так уж просто.
В интернете девизов много, но они как-то больше для взрослых подходят. Так что можно мне смело писать еще одну статью конкретно про девизы для младших школьников. Позже этим займусь. А пока двигаемся дальше. Следующее изображение.
Страница «Моё имя». Посвящена, как вы понимаете, имени ребенка. Указываем, что оно означает, и еще рассказываем о знаменитых тезках ребенка.
Следующий лист «Мой день рождения». Указываем дату рождения, рассказываем о знаменитостях, родившихся в тот же день года, что и хозяин портфолио, а также о том, какие качества приписывают людям, родившимся в этот день. Всю эту информацию легко найти в интернете, естественно выбираем только самые лучшие качества.
Далее рассказываем про знак зодиака ребенка. Упоминаем о знаменитостях, родившихся под тем же знаком зодиака, и даем краткое описание человека родившегося под данным зодиакальным знаком.
Если вы являетесь категорическим противником разных там астрологий и гороскопов, то этот лист вполне можно не включать в портфолио.
Здесь только вы решаете, каким листам быть, а какие исключить. Сейчас основная задача наполнить портфолио и рассказать о маленьком школьнике как можно больше, то есть набрать объем.
Переходим к следующей картинке.
Первый лист на ней называется «Я люблю». Согласитесь, то, что нравится человеку, довольно хорошо его характеризует. На листе своеобразная анкета, вопросы, на которые ребенок отвечает. Какой твой любимый фильм, какая сказка больше всего нравится, какая еда? Ну и так далее.
Список вопросов можно формировать самостоятельно. Не обязательно его делать точно таким же. Ну а снизу предусмотрены окошки для еще нескольких любимых дел вашего мальчика или девочки.
Следующая страничка «Мои мечты». Классная страничка.
Только представьте, как интересно будет читать эту страницу вашему уже взрослому ребенку, лет в 20 или 30, или 40. И вспоминать, о чем мечталось в 1 классе.
Далее идет «Моя семья». Сюда помещаем фотографию семьи, желательно, чтобы на ней были все, кто окружает ребенка в повседневной семейной жизни. Под фото расписываем, кто есть кто. Имя отчество родителей, братьев, сестер. Рассказываем об их основных качествах.
Едем дальше.
Продолжаем семейную тему, говорим о семейных традициях. Можно и сюда прицепить фоточку и подробно расписать ваши традиции. А можно сделать проще, как у меня на картинке, коротко ответить на несколько вопросиков в окошке.
Так как наши домашние животные частенько являются самыми настоящими членами семьи, для них выделена отдельная страничка «Мой питомец». Сюда, если есть, тоже вешаем фотографию любимца, и немного о нем рассказываем. Если питомцев несколько, то и страниц можно сделать несколько.
Лист «Моя Родина». Считаю, что в портфолио школьника он должен быть обязательно. Здесь на странице флаг и герб Российской Федерации. Можно было бы и гимн постараться вместить на этот лист или расположить его на отдельном листе. Но я не стала. А вы смотрите сами, как вам будет угодно.
Следующее изображение.
Про страну поговорили, теперь сужаем географию до «Моего города», ну или села, или деревни. Можно разместить на листе фотографию города, написать его название, год основания и перечислить основные достопримечательности.
Если вы живете, к примеру, в селе, и у вас там с достопримечательностями не густо, то можно расписать историю села или просто указать любимые места ребенка, например, берег реки или площадка перед домом культуры и т.п.
С географией разобрались, начинаем разбираться с увлечениями. На листе «Мои увлечения» я разместила 4 окошка, по одному на каждое увлечение. Если увлечений больше, то и окошек можно сделать больше. Если увлечений меньше, то… следует просто хорошенько подумать, наверняка вы найдете хотя бы четыре увлечения ребенка.
Может быть, он любит смотреть на звезды, или рисовать мелом на асфальте, или прыгать на скакалке. Думаем и заполняем страницу.
Единственное, сюда лучше не вписывать те занятия, которым ребенок уделяет много времени на секциях или кружках. Этому будет посвящена специальная страница.
А теперь про «Мои достижения» говорим. Ну какие там достижения могут быть у ребенка, который только из детского садика выпустился? Ой, самые разные! Вполне понятно, что писать на этом листе, если у вас растет спортсмен, уже активно участвующий в разных соревнованиях и завоевывающий места и разряды, или танцор, имеющий опыт выступления на конкурсах.
А что если нет? Тогда ищем достижения более простые, но не менее важные. Плавать научился! Самостоятельно дерево посадил! Научился заваривать чай! Это для нас ничего такого, а для первоклашки вполне себе достижение. Вот их на листочке и перечисляем.
На этом первый раздел портфолио заканчивается. Если вам очень хочется добавить в него еще какой-нибудь лист, не отказывайте себе, добавляйте. А мы переходим к следующему разделу под названием «Первый класс» и разбираемся с тем, как нам его красиво оформить.
На картинке выше первый лист является листом-вкладышем или можно его еще назвать листом-разделителем, который дает понять, что сейчас речь пойдет именно о первом классе. Никакой контентной нагрузки он не несет. Просто написано «Первый класс» ну и еще здесь размещен «первоклассный» стишок.
Следующий лист также является разделителем, указывающий на начало подраздела «Школьная жизнь»
А с чего начинается школьная жизнь первоклашки? Правильно, с первого сентября. Дню знаний посвятим отдельный лист. Поместим сюда красивую фотографию с первосентябрьской линейки, а ниже напишем о впечатлениях ребенка от праздника.
Следующим делом рассказываем о «Моей школе». Можно и фотографию школы на данной странице разместить и об истории ее написать. Но в моем варианте все проще. Немного статистических данных про школу, которые я обычно беру на сайте школы и стихотворение про школу.
Про безопасность тоже не забываем. Чертим на следующем листе схему безопасного пути ребенка от дома до школы.
А вот и «Мой класс». Обязательно нужна фотография ребенка вместе с одноклассниками. Здесь указываем какой конкретно класс у вас 1 А, 1 Б или 1 В. И сколько в классе всего учеников, сколько девочек и сколько мальчиков. Эту информацию можно уточнить у вашего учителя, не думаю, что он откажет, узнав, что она нужна вам для портфолио.
Ну а если учитель узнает, что одна из страниц портфолио будет посвящена ему, то наверняка он очень обрадуется. На листе «Мой первый учитель» можно разместить фотографию учителя, если она есть, но это не обязательно, все-таки это портфолио ребенка.
ФИО учителя указываем. Можно указать какие-то качества учителя, если уже успели об этих качествах узнать, ну или просто, как у меня в примере, разместить стихотворение про первого учителя. Этого будет вполне достаточно.
Конечно, школа это не только уроки. Это еще и общение. Представляю лист «Мои школьные друзья». Выбираем несколько человек из класса, с которыми ребенок больше всего общается и рассказываем о них в окошках. Пишем имя и три основных качества каждого друга. Если хочется рассказать о каждом друге подробнее, то не стесняйтесь, рассказывайте.
Всегда помните, что автор этой школьной книги вы, и вам решать, что и каком количестве здесь будет присутствовать.
Важный школьный элемент «Расписание уроков». Думаю, что пояснения по данному листу излишни и так понятно, как его заполнять.
Следующий лист является еще одним разделителем, обозначающим начало нового подраздела посвященного «Школьным проектам и конкурсам».
В наше время представить школу без всяких конкурсов и проектов невозможно. Их много в школе и лучше бы вам в них участвовать. Во-первых, ребенку интересно и познавательно, а во-вторых, будет, о чем в портфолио рассказать. Следующие листы нашего примерного портфолио именно конкурсам и проектам посвящены.
Лист «Битва хоров». Мальчик участвовал в данной битве вместе с классом. О чем и рассказал на данной странице.
Если есть фотографии, то просто супер! Если фотографию с конкурса заполучить не удалось, то вместо нее можно просто красиво написать название конкурса.
Следующий лист «Осень золотая» сделан по такому же принципу, как и предыдущий, только здесь речь уже идет о школьном конкурсе рисунков.
На изображении выше представлены страницы портфолио также посвященные конкурсам и проектам: «Экологический модный приговор», «Проект по математике «Числа вокруг нас» и веселые старты «Папа, мама, я — спортивная семья».
Еще один лист про школьный проект по чтению «Моя любимая сказка», здесь дано изображение рисунка ребенка и чуток раскрывается суть проекта. Зачем расписывать так подробно все эти моменты? А чтобы тот, кто будет просматривать портфолио вашего ребенка, видел, что мальчик или девочка ведет себя довольно активно и в сторонке не отсиживается.
Следующий лист представляет собой сводную таблицу «Участие в школьных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях».
Сюда заносим все, о чем мы рассказывали на предыдущих листах за исключением проектов.
Ведь проекты — это как часть урока все-таки и здесь мы их не указываем. Не забываем в табличке написать даты и результаты (места или баллы).
Далее следует лист-разделитель открывающий новый подраздел «Моя внешкольная жизнь». Зачем этот подраздел нужен? Затем, чтобы показать, что ребенок у нас занят и активен не только в школе, но еще и вне ее.
Начинаем с листа «Мои кружки и секции», в котором упоминаем все внеурочные занятия ребенка и даем их краткое описание в окошках.
Ну а потом рассказываем о самых важных и интересных событиях, которые случились с ребенком вне школьных стен. В рассматриваемом образце это лист «Аттестация по айкидо». Мальчик занимается этим видом единоборств и получил красный пояс. Важно? Конечно! Здорово, если есть фотка.
Еще одно событие — это викторина, состоявшаяся в клубе любителей английского языка, который посещает ребенок.
И еще пара событий из внешкольной жизни, это турнир по шахматам и мастер-класс по гончарному мастерству. И опять же здорово, когда у ребенка есть время и возможность посещать так много кружков и секций, когда его жизнь изобилует событиями, о которых можно рассказать. Но ведь так бывает не всегда. Как тогда быть? О чем писать в портфолио?
Здесь важно помнить, что и занятия, и события могут быть разными. Например, вы можете вместе с ребенком в один из выходных дней отправиться на прогулку по городу, сделать там хорошую фотографию и рассказать об этой прогулке.
Или событием может являться день рождения друга или пересадка домашних растений в новые горшочки, или совместное изготовление пирога с капустой. Так что в этом подразделе всегда есть, о чем рассказать.
Каждый ребенок творец, кто-то лепит, кто-то рисует, кто-то фенечки плетет или скворечники вместе с папой делает. Этому посвящен следующий подраздел «Моё творчество».
Сюда собираем всю ту красоту, которую создал ребенок, рисунки, поделки, фотографии и т.п. Можно представить их в таком же виде как в портфолио-образце (смотри изображение выше). А можно, к примеру, просто вложить в портфолио настоящие рисунки на листах формата А4.
На картинке выше мы видим еще один лист из подраздела «Моё творчество».
А далее лист разделитель, оповещающий о начале нового подраздела «Мои награды». И мой вам совет, каждый диплом, каждую грамоту, сертификат, благодарность, полученную ребенком, бережно храните и не теряйте, все они нам пригодятся.
Мы берем и просто вкладываем их в натуральном виде в портфолио. Правда если у вас есть медали или кубки, то в натуральном виде их в портфолио вложить будет сложновато, тогда просто фотографируйте ребенка с наградами и оформляйте в виде странички с фотографией.
В портфолио-образце его хозяину Андрею Семёнову удалось за первый класс получить аж 7 грамот и дипломов и все они представлены в его документах.
И последний лист раздела «Первый класс» называется «Отзывы обо мне». Вообще этот лист делать не обязательно, нам он потребовался только для участия в конкурсе «Ученик года». Ну и в портфолио-примере я его решила оставить. Мне кажется, он не помешает. Отзывы о ребенке могут писать как его друзья, так и родители, учителя, администрация школы.
Ну а сейчас, товарищи, «Ура! Каникулы!» Добро пожаловать в летний раздел. Первый лист раздела является листом-разделителем, на котором указано лето какого года у нас случилось, и написан летний стишок.
Следующий лист «Моё летнее приключение».
У каждого маленького школьника летом обязательно должно случиться приключение. Большое или маленькое, но должно.
Если вам удалось вместе с ребенком вырваться в отпуск, отлично! Будет о чем написать.
А если не удалось, то, как заполнить этот лист? А в этом случае ищите приключение неподалеку. Сходите в лес. Сходите в парк. Сходите на какую-нибудь экскурсию в вашем городе. Найдите что-нибудь интересное и об этом напишите на данной странице.
Летний раздел совсем небольшой. Предпоследний лист раздела — «За лето я успел». Предлагаю заполнить четыре окошка и указать, на сколько сантиметров вырос ваш малыш за лето, в скольких новых местах побывал, сколько книг прочитал и сколько новых друзей завел. Заполняя данный лист, помните, никто эту информацию проверять не будет. Сильно к цифрам не придирайтесь.
Новыми могут быть не только те места, в которые нужно ехать на поезде или лететь на самолёте, но и соседняя улица, на которой ребенок почему-то до сих пор не бывал и дом ваших знакомых, где он побывал впервые, и новый музей.
Так что считайте с удовольствием.
Страница «Моя летняя библиотека». А вот здесь с указанными данными нужно быть построже. Указываем в таблице только те произведения, которые действительно успели прочитать за лето. Эту информацию как раз можно проверить, устроив устный опрос ребенка по поводу содержания прочитанных книжек. Не факт, что это случится, но шанс, как вы понимаете, есть.
И мы переходим во «Второй класс». Открываем новый раздел нашего портфолио листом разделителем с красивым стихотворением.
И сначала давайте расскажем о тех новостях, которые случились в жизни ребенка. Ведь за год многое могло поменяться. Раздел «Мои новости» открывает лист разделитель с красивым «новостным» стихотворением.
Как вы понимаете, по данному разделу общих шаблонов быть не может. У кого-то новости случились в семье, у кого-то в спорте, у кого-то еще где-то.
При разработке данных страниц ориентируйтесь на своего ребенка.
В представленном на ваш суд портфолио, есть страница «Новости семьи», так как у мальчика родился братик и об этом хочется рассказать.
Еще у мальчика появились новые увлечения, которым посвящена отдельная страница «Мои новые увлечения».
А еще у Андрея Семёнова появился новый питомец — котенок, о котором он также решил рассказать. На этом с новостями все.
И с помощью следующего разделителя мы перемещаемся в следующий раздел «Моя школьная жизнь».
И дальше идем так же, как и в разделе «Первый класс». Сначала рассказываем про «День Знаний».
Затем про «Расписание уроков». Потом у нас идет рассказ о «Школьных проектах и конкурсах».
Каждому также посвящаем отдельный лист.
И закрывает раздел «Школьные проекты и конкурсы» сводная итоговая табличка.
Прежде чем перейти к следующему подразделу «Моя внешкольная жизнь», вставляем в портфолио еще одну таблицу «Итоговые оценки». В разделе «Первый класс» такой не было, так как и оценки в первом классе не ставят. А во втором уже знания оцениваются и такая табличка в портфолио не помешает.
Затем у нас идет лист-разделитель «Моя внешкольная жизнь».
И страница «Мои кружки и секции». Такая же страница была и в первом классе, и мы ее уже заполняли. Зачем же опять? Ну, во-первых, ребенок мог найти себе новый кружок или секцию, а если даже остался на старых местах, то все равно нужно о них напомнить и рассказать о своем прогрессе, это покажет, что ребенок молодец, не бросает то, что начал.
Далее, как и в прошлом году, рассказываем о самых важных внешкольных событиях на отдельных листах.
Раздел «Моё творчество» оформляем также, как и раньше. Вставляем рисунки, фотографии поделок и другой красоты.
Все оставшиеся разделы «Мои награды», «Отзывы», «Ура! Каникулы!» оформляем по уже знакомому вам принципу.
Вот и все! И ничего сложного и все очень даже интересно.
Выше представлено портфолио ученика начальной школы за два класса. Третий и четвертый делаются по той же схеме, что и второй класс, с теми же подразделами.
Теперь у вас есть реальный образец заполнения портфолио школьника и теперь вы представляете, как оно выглядит. А сейчас разберемся с тем, как его собрать воедино.
Собираем портфолио
Собирается портфолио не все сразу, а постепенно. Случилось какое-то событие, школьное или внешкольное, сделали страничку, вставили в файлик, вложили в папочку. Получили грамоту, вставили в файл, вложили в папку. Случилась новость, написали и рассказали. Ребенок ваш растет и развивается, а вместе с ним и портфолио растет.
Например, для портфолио моей дочери одной папки оказалось недостаточно, очень уж она у меня активная, там одних только грамот и дипломов штук 60.
Так что наше портфолио с 1 по 4 классы живет в двух папках, красной и желтой.
Как сделать портфолио
Ну вот, с содержанием портфолио ученика начальных классов разобрались. Но вопросы еще остались. Например, как сделать такое портфолио чисто технически?
Тут есть несколько вариантов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы:
Вариант 1.
Сделать всё своими руками. То есть, берем белые листы бумаги, чертим рамочки по линеечке, пишем слова, вклеиваем фотографии и т.д.
- Плюсы: очень творческая и интересная работа, к которой можно привлечь ребенка. Такого портфолио как у вас больше не будет ни у кого.
- Минусы: прошлый век, огромные временные затраты.
Вариант 2.
Сделать все самостоятельно с помощью специальных программ. Подходящие для данной работы программы это Adobe Photoshop, PowerPoint, Canva.
- Плюсы: получится красиво, нет ограничений в плане оформления и дизайна.
- Минусы: необходимо учиться работать в перечисленных программах, программы (Adobe Photoshop, PowerPoint) необходимо устанавливать на компьютер.
Вариант 3.
Купить готовые шаблоны портфолио в магазине и заполнить их от руки.
- Плюсы: все просто, получится красиво.
- Минусы: ограничение по количеству страниц, на 4 класса не хватит точно.
Вариант 4.
Портфолио на заказ.
- Плюсы: есть такие мастера, которые сделают вам супер-портфолио, учтут все ваши рекомендации, подберут желаемые фоны и дизайн.
- Минусы: к мастеру придется обращаться регулярно, так как портфолио требует постоянного обновления, добавления и продолжения, а будет ли мастер готов действовать быстро, еще неизвестно. Это недешево.
Вариант 5.
Сделать портфолио младшего школьника с помощью готовых шаблонов от блога «ШколаЛа»
- Плюсы: 8 разных шаблонов. Для мальчиков и для девочек. Лаконичные красивые дизайны, не отвлекающие от главного — от контента. Вы получаете шаблоны в электронном виде. Прекрасно смотрятся при печати как на цветном, так и на черно-белом принтере. Каждый шаблон представлен в трех вариантах: «Максимум», «Стандарт» и «Минимум». Выбирайте, тот который больше подходит. Шаблоны, которые позволят вам продолжать самостоятельно наполнять портфолио столько времени, сколько нужно, без посторонней помощи. Вы ни от кого не зависите. Недорого!
- Минусы: не обнаружены!
Выбирайте!
Дизайн портфолио школьника
В завершении хотелось бы остановиться подробнее на дизайне портфолио. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет. Но все-таки, мне кажется, что перебарщивать в дизайне с декоративными элементами не стоит. Ведь мы же теперь школьники, а не малыши из детского садика. Поэтому я считаю, что всяким там тачкам, феечкам, Губкам Бобам и Свинкам Пепам на страницах школьного документа не место.
Цвета лучше выбирать спокойные, декоративные элементы лаконичные, такие, которые не будут отвлекать читателя от контента. Вместо мультяшных персонажей лучше разместить на листах пословицы, поговорки, стихотворения, умные и красивые фразы, подходящие под содержание страницы.
Всем этим требованиям соответствуют дизайны, которые предлагает вам «ШколаЛа». На сегодняшний день разработано 8 дизайнов, они представлены ниже.
Дизайны для девочек
«Листопад»
Портфолио в спокойных приглушенных оранжево-зеленых тонах. Эдакая осенняя тема для романтических натур.
«Бабочки»
Серо-голубые тона. Красивые яркие бабочки создают оптимистичное настроение у читателя портфолио и в то же время не отвлекают от текста.
«Цветочная поляна»
Дизайн, созданный специально для маленьких любительниц лета. Цветы в красно-оранжевых тонах создают отличное теплое настроение и подталкивают к новым свершениям.
«Радужные истории»
Основа дизайна — геометрические формы, выполненные в голубых, розовых, оранжевых и желтых тонах. Дополняют портфолио и помогают настроиться на рабочий лад глобус, микроскоп и циркуль, расположенные в правом нижнем углу. Все довольно ярко, но в тоже время лаконично и сдержанно.
Дизайны для мальчиков
«Космос»
Для юных школяров, очарованных звездами и грезящих о полетах в другие галактики. Контент гармонично окружен светилами и планетами, которые совсем не отвлекают от главного, от содержания.
«Спорт»
Дизайн для юных спортсменов и непосед. Рамка состоит из спортивных мячей: баскетбольного, футбольного, волейбольного, теннисного и мяча для регби. Спокойные цвета успокоят даже самого непоседливого непоседу)
«Подводный мир»
Обрадует маленьких «Кусто». За рамкой портфолио бушует синее море, а на дне кораллы, водоросли и тропические рыбки. В распечатанном виде смотрится очень гармонично.
«Атмосфера»
На основе данного дизайна выполнено портфолио-образец, размещенное в статье на иллюстрациях выше. Сине-голубые тона. Атмосферный, легкий дизайн.
Выбирайте тот шаблон, который понравится вашему ребенку, приобретайте и создавайте свое неповторимое портфолио.
Стоимость шаблона портфолио зависит от его формата:
- формат «Максимум», содержащий 100+ листов — 420 рублей;
- формат «Стандарт», содержащий 50 листов — 370 рублей;
- формат «Минимум», содержащий 30 листов — 320 рублей.
После оплаты шаблон будет отправлен вам на электронную почту в электронном виде. Его нужно будет скачать на компьютер, заполнить и распечатать.
Все-все подробности по поводу приобретения шаблона портфолио школьника найдете здесь.
На сегодня все. Надеюсь, в этой статье вы нашли ответы на все ваши вопросы. Если нет, то спрашивайте дополнительно в комментариях. Все обсудим.
До новых встреч!
Ваша «ШколаЛа»
Создание
портфолио ученика
Что
такое портфолио? Это собранные вместе данные обо всём хорошем, чему
научился ребенок, чего он достиг в изучении школьных предметов,
во внеклассной и внешкольной деятельности, в творчестве, спорте,
занятиях музыкой и так далее. Систематизировать эти сведения, красочно
оформить, снабдить фотоматериалом – работа нелегкая.
Таким образом,
портфолио – это собрание документов, фотографий, образцов работ,
иллюстрирующих знания, умения, навыки человека в какой-либо деятельности.
К тому же это сильное средство для усиления мотивации ребенка
в его учебной, общественной деятельности. И этим средством нужно
умело пользоваться.
В начале каждого
учебного года следует определить конкретные цели в разных видах
деятельности ребенка, предусмотреть промежуточные пункты в их достижении.
В портфолио нужно
предусмотреть страницы, посвященные повышению самооценки ребенка. Например,
страничка «Каким меня видят мои друзья» может быть заполнена с помощью
опроса или анкетирования сверстников, что является очень сильным стимулом для
исправления каких-то черт характера, которые осуждаются близкими.
В целом содержание
портфолио ученика должно быть сугубо позитивным. В нем должны
прослеживаться усилия ребенка по достижению поставленных целей, результаты его
самосовершенствования, а также этапы его культурного развития, расширения
кругозора (список прочитанных книг, отчет об экскурсии в музей или
галерею и т. д.). В портфолио каждого ученика должна быть
страничка о занятиях спортом и физкультурой, об участии
в соревнованиях; фотографии, рассказывающие о его победах и
достижениях.
Оформление портфолио
ученика является обязательным. Составлять его необходимо уже в начальной
школе. Ученическая жизнь охватывает 11 лет пребывания ребенка
в школе. Можно предусмотреть портфолио такого объема, чтобы оно вместило
данные обо всех годах школьной жизни. Можно ограничиться годом и собирать
целую библиотеку портфолио – от первого до выпускного класса. Это каждый
классный руководитель решает сам.
Как
выглядит портфолио школьника
Детское портфолио
школьника дает информацию о самом ребенке, его окружении, успеваемости
в школе, участии в различных школьных и внешкольных мероприятиях. Оно
демонстрирует его успехи в творчестве, спорте, увлечении.
Школа поясняет цель
создания портфолио школьника тем, что в процессе работы ребенок
осмысливает свои первые достижения и возможности, у него появляется стимул
дальнейшего развития способностей. Эта работа поможет ему при переходе
в другую школу и дает в дальнейшем больше шансов при поступлении
в высшее учебное заведение.
Существует 3 вида
портфолио:
·
портфолио документов, содержащее материал
о достижениях в виде сертифицированных документов (табели,
сертификаты, премии, награды);
·
портфолио работ – собрание творческих,
учебных или проектных работ школьника;
·
портфолио отзывов – характеристики,
описывающие отношение ученика к видам деятельности.
Наиболее информативным
и распространенным является комплексное портфолио, включающее все перечисленные
виды.
Оформление
портфолио
Портфолио ученик оформляет
в соответствии с установленной структурой, в папке
с файлами. Ученик имеет право включать в портфолио дополнительные
разделы, материалы, элементы оформления и т. п.
При оформлении должны
соблюдаться следующие требования:
·
систематичность и регулярность ведения портфолио;
·
достоверность сведений;
·
аккуратность и эстетичность оформления;
·
разборчивость при ведении записей;
·
целостность и эстетическая завершенность представленных
материалов;
·
наглядность;
·
наличие оглавления, эпиграфа.
Особых требований по
заполнению портфолио не существует. Самым главным в работе считается
возможность продемонстрировать свои способности. Подходить к выполнению
работы следует с творческим позитивным настроем. Администрация учебных
заведений предоставляет родителям ценные рекомендации по оформлению.
Классный руководитель
для систематизации работы с учащимися по созданию портфолио составляет
план мероприятий (см. приложение 1),
с которым знакомит учащихся, родителей, администрацию
школы и др.
В первую очередь
необходимо приготовить много белых листов и каждый из них вложить
в отдельный файл. Сначала нужно красочно оформить титульный лист и
заполнить его соответствующим образом.
Следующий этап –
заполнение содержания портфолио. Дополнять страницы своей папки можно
специальными материалами.
Как
составить портфолио школьника
На титульном
листе для портфолио школьника указывают фамилию и имя, возраст, номер
и название школы, класс (см. приложение 2),
а также добавляют фото.
Далее оформляется
раздел («Мой мир» или «Мой портрет»), включающий
в себя биографию ученика, информацию о его имени, семье, друзьях,
увлечениях, родном городе, школе и т. д. Материал подается
в виде коротких текстов и сопровождается фотографиями.
Следующим составляется
раздел «Моя учеба», в котором отражаются успеваемость,
результаты СОР и СОЧ, описываются учителя и любимые школьные предметы,
прилагаются примеры удачных сочинений, решенных задач.
В портфолио школьника
начальной школы описывается и участие в различных школьных и внешкольных
мероприятиях, конкурсах, спортивных соревнованиях, олимпиадах и
интеллектуальных играх с указанием названия, даты проведения и
прикреплением фото. Обязательно прилагаются оригиналы или копии медалей, грамот
и дипломов, которыми ребенок был награжден. Этот раздел называется «Мои
достижения» (см. приложение 3).
Если ученик увлекается
каким-либо творчеством, это можно отразить в разделе «Мои
увлечения» или «Мое творчество», куда войдут его
собственные стихи и рассказы, фотографии поделок,
рисунков и т. д.
Возможно включение раздела «Мои
впечатления» с описанием посещения выставок, театра, кинотеатра,
экскурсий.
В разделе «Отзывы
и пожелания» прилагаются отзывы учителей, организаторов,
одноклассников.
Обязательным
в портфолио школьника является содержание с указанием
номера страницы каждого раздела.
Со временем портфолио
ребенка необходимо пополнять новыми демонстрациями его успехов и достижений.
Взаимодействие
с родителями
Большинство родителей,
будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в вуз,
очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом
убеждают учителя, мотивируя создавать портфолио детей.
Важно сделать родителей
своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально
стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система
консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению
страничек портфолио.
Важно научить
наблюдать, замечать всё новое и интересное и непременно фиксировать,
записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка
со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может
использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – образа ее
жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе
его создания, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют
налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных
результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и
замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь
могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить
особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Анализ
портфолио
Мотивация.
Каждому ученику должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио.
Определение вида
портфолио. Может быть задан педагогом или выбран учеником.
Определение сроков
сдачи и времени работы над портфолио.
Определение общей
структуры портфолио.
Определение критериев
оценивания. Обсуждается и определяется совместно с учениками (при этом
возможно выделение обязательных критериев).
Определение способов
оценивания. Целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить
с учениками:
·
каким образом будет оцениваться портфолио;
·
все ли материалы рубрики и разделы будут оцениваться;
·
что именно станет объектом оценки.
На обсуждение портфолио
могут быть приглашены учащиеся, родители, семья учащегося и др.
По форме это может
быть:
·
организованная защита;
·
выставка;
·
конференция;
·
собеседование и т. д.
Процедура оценивания:
·
Резюме. Деловая информация об учащемся
(возможности и имеющийся опыт). Резюме оценивается максимально в 5 баллов.
·
Автобиография. Оценивается умение
анализировать события собственной жизни и делать логически обоснованные выводы.
Максимальный балл – 5.
·
Жизненные планы. Оценивается конкретность
планов и продуманность действий по их реализации (на 2–3 года).
Максимальный балл – 5.
·
Результаты интеллектуального развития (общий
итоговый балл независимого компьютерного тестирования).
Отзывы (1–5 баллов):
·
рекомендации педагогов;
·
рецензии на исследовательскую работу, проект, статью;
·
благодарственные письма.
Индивидуальные
достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио
в течение года. В конце учебного года проводят анализ портфолио и
исчисление итоговой оценки личных достижений обучающегося
в образовательной деятельности.
Анализ портфолио и
исчисление итоговой оценки осуществляет классный руководитель того класса,
в котором учится обучающийся. По итогам исчисления итоговой оценки портфолио
обучающегося заполняется карта оценки портфолио, которая подписывается классным
руководителем, утверждается директором школы и заверяется печатью школы.
По результатам оценки
портфолио учащихся школы производится годовой образовательный рейтинг, выявляются
обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе.
Ученики, набравшие
наибольшее количество баллов по портфолио в классе, награждаются
грамотами.
Функциональные
обязанности при ведении портфолио
В формировании
портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя-предметники,
педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования,
администрация школы.
Функциональные
обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим
образом:
·
обучающийся ведет работу по
формированию и заполнению портфолио, организовывает его презентацию;
·
заместитель директора школы по УВР организует
работу по реализации в практике работы школы технологии портфолио как
метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся, осуществляет контроль
над деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио
в образовательном процессе школы;
·
классный руководитель оказывает помощь
обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную,
консультативную, диагностическую работу; осуществляет посредническую функцию
между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования;
осуществляет контроль за пополнением портфолио; обеспечивает учащихся
необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы,
табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися;
·
учителя-предметники предоставляют
обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют
проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету; разрабатывают и
внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность; проводят
экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные
работы;
·
педагог-психолог, социальный педагог проводят
индивидуальную психодиагностику, ведут коррекционно-развивающую и
консультативную работу.
Приложение
1
План мероприятий по
созданию портфолио
№ |
Задачи |
Мероприятия |
Сроки |
Результаты |
Ответственные |
||||||
Подготовительный этап |
|||||||||||
1 |
Ознакомить учеников с понятием «портфолио» |
Лекция «Что такое портфолио» |
Сентябрь |
Классный руководитель |
|||||||
2 |
Мотивация к созданию портфолио |
Подготовка рабочих материалов портфолио |
Сентябрь |
Сбор материала |
Классный руководитель |
||||||
3 |
Роль классного руководителя в сборе портфолио |
Собеседование с классным руководителем |
В течение года |
Участие классного руководителя в поисковой |
Классный руководитель |
||||||
4 |
Организовать участие родителей в школьной жизни |
Информирование родителей о значимости портфолио |
Сентябрь |
Участие родителей в школьной жизни детей |
Классный руководитель |
||||||
Информационно-диагностический этап |
|||||||||||
5 |
Развивать навыки рефлексивной и оценочной |
Работа по развитию навыков рефлексивной и |
Сентябрь, октябрь Октябрь |
Определение рефлексивной и оценочной деятельности |
Психолог, классный руководитель |
||||||
6 |
Формирование умения ставить цели, планировать и |
Развитие навыков самостоятельности |
Октябрь, ноябрь |
Составление целей, плана работы |
Классный руководитель |
||||||
7 |
Повышение творческого поиска учащихся |
Организация внеклассных и внеурочных мероприятий |
В течение года |
Проведение различных мероприятий |
Классный руководитель, администрация |
||||||
Аналитический этап |
|||||||||||
8 |
Создание психологического настроя |
Диагностика интересов, потребностей и склонностей: |
В течение года |
Определение интересов, потребностей и склонностей |
Психолог, классный руководитель, родители |
||||||
9 |
Стимулирование учащихся для сбора материала |
Обеспечение официальных документов и творческих |
Февраль, март |
Сбор документов и творческих работ |
Классный руководитель, администрация |
||||||
Обобщающий этап |
|||||||||||
10 |
Стимулирование творческого роста учащихся |
Индивидуальное консультирование учащихся |
В течение года |
Консультация |
Классный руководитель |
||||||
11 |
Стимулирование творческого роста учащихся |
Индивидуальное консультирование родителей |
В течение года |
Консультация |
Классный руководитель |
||||||
12 |
Анализирование результативности |
Обработка результатов |
Апрель |
Индивидуальная работа по обработке результатов |
Учащиеся, классный руководитель |
||||||
13 |
Отбор материала. Повышение образовательного рейтинга |
Отбор материала для определения индивидуального образовательного |
Апрель |
Аргументированный отбор материала ИОМ |
Классный руководитель |
||||||
Заключительный этап |
|||||||||||
14 |
Анализ результативности работы |
Анализ результативности работы по накоплению |
Май |
Классный руководитель |
|||||||
Приложение 2
Титульный лист
портфолио
Приложение
3
Сведения
об участии в мероприятиях
№ |
Вид мероприятия (достижения), грамоты, |
Дата |
Подпись классного руководителя |
1 |
|||
2 |
|||
… |
Сведения
об участии в олимпиадах, НОУ
№ |
Предметные олимпиады (предмет, уровень, |
Дата |
Подпись |
1 |
|||
2 |
|||
… |
Сведения
о спортивных достижениях
№ |
Вид соревнований (уровень, достижение) |
Дата |
Подпись |
1 |
|||
2 |
|||
… |
Сведения
о творческих работах и участии в выставках
№ |
Вид мероприятия (предмет, уровень, |
Дата |
Подпись |
1 |
|||
2 |
|||
… |
Сведения
об обучении в школах, студиях, кружках
№ |
Вид школы |
Вид мероприятия, конкурса |
Дата |
Подпись |
1 |
||||
2 |
||||
… |
Образовательный рейтинг
школьника
№ |
Результаты учебной деятельности |
Отметки |
Общий балл |
1 |
Казахский язык |
||
2 |
Русский язык |
||
… |
|||
Итого |
Сумма отметок по всем предметам |
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев недавно заявил, что портфолио школьника может стать альтернативой ЕГЭ. Разбираемся, насколько реальна такая перспектива, что теперь понимают под портфолио и как его собрать.
Проработку идеи поступления в вуз по портфолио Анзор Музаев озвучил в интервью в декабре 2021-го. По замыслу специалистов, портфолио — не замена, а альтернатива ЕГЭ, единый файл, где учтены не только учебные достижения школьника, но и волонтёрство, спорт, творчество. В отличие от соревновательного режима ЕГЭ, где после нескольких лет подготовки надо выдать результат за месяц, портфолио формируется поступательно на протяжении всего срока обучения в школе. Разберём детальнее, что можно включать в портфолио, каковы его плюсы уже сейчас и как правильно его составить.
Что такое портфолио школьника сегодня
Портфолио будущего в понимании Рособрнадзора — цифровой след, электронная копилка достижений. Сейчас о портфолио беспокоятся в основном старшеклассники, поскольку индивидуальные достижения уже учитываются при поступлении. Однако пока это дополнение к ЕГЭ, позволяющее получить бонусные баллы. Не сильно много — до 10, как и за другие заслуги, но всё же это дополнительная мотивация, чтобы серьёзнее заниматься творчеством или волонтёрством. Требования разных вузов отличаются, поэтому нужно заранее уточнять, какие именно из твоих талантов могут пригодиться. Кроме портфолио дополнительные баллы дают аттестат с отличием, спорт, олимпиады.
Олимпиад, влияющих на поступление, около сотни. До 10 баллов получают призёры регионального этапа Всероссийских олимпиад. 6–8 баллов можно получить за олимпиады и конференции, организованные ведущими российскими вузами. Самый лакомый кусок — поступление без экзаменов вообще. Наиболее действенный вариант — пробиться через Всероссийские олимпиады, которые дают возможность победителям федерального этапа либо поступить без конкурса, либо заработать 100 баллов по профильному предмету. Помимо льгот при поступлении победители Всероса получают и денежный приз.
За спорт массово поощряют владельцев золотых значков ГТО (в зависимости от вуза можно получить от 1 до 10 баллов), а статус призёра Олимпийских, Паралимпийских или Сурдлимпийских игр, чемпиона мира или чемпиона Европы позволяет поступить в спортивный вуз вне конкурса. В других универах за это дадут лишь несколько дополнительных баллов. Блестящий аттестат тоже хорош: в зависимости от вуза золотым и серебряным медалистам прибавляют до 10 баллов.
В перспективе же хотят учитывать достижения, начиная со средней школы. Естественно, то портфолио, что вузы будут готовы рассматривать вместо результатов ЕГЭ, будет включать и аттестацию по школьным предметам, однако подход перестанет быть строго количественным в плане «у кого выше баллы, тот и поступил». Скорее это будет некий пороговый уровень знаний, которому абитуриент обязан соответствовать, а остальное он сможет покрыть за счёт своих личных достижений во внеучебной деятельности.
Какие преимущества даёт портфолио и где его учитывают
Сейчас портфолио обеспечивает тебе преимущество перед другими абитуриентами с такими же результатами экзаменов. Всё просто: при прочих равных возьмут того, чьё портфолио сильнее.
В конечном счёте ЕГЭ — попытка всех уравнять, привести к общему знаменателю, но мы разные. Кому-то действительно сложно проявить себя в жёстко ограниченных рамках нынешнего экзамена, и портфолио даёт возможность творческим детям, спортсменам, тем, кто интересуется общественными инициативами со школьных лет, уделять своим интересам больше времени, не растрачивая его на ненавистную зубрёжку и подгонку своего сознания под шаблон.
Вопрос как минимум дискуссионный: что важнее для будущего менеджера, например, — глубокое знание математики на 95–100 баллов или реальный опыт организации и
проведения мероприятий? И таких примеров в разных сферах можно привести много.
Конечно, портфолио будущего тоже так или иначе формализуют, регламентируют.
Подойдут не любые успехи, а значимые с точки зрения государственных структур в сфере образования — Минобрнауки, Минпросвещения, Минкультуры, Росмолодёжи и т. п. Соответственно, появятся организации, которые будут фиксировать и подтверждать достижения учеников.
Оценивать значимость каждого достижения — трудная задача, так же как сравнивать их между собой. Сложно сопоставить тот же значок ГТО и условное третье место на
олимпиаде по предмету, подборку ярких дизайнерских работ ученика и регулярное участие в волонтёрских проектах. Поэтому вопрос выведения портфолио на уровень реальной альтернативы ЕГЭ остаётся сложным, требует серьёзной проработки и обкатки. Проще и прозрачнее сделать процесс автоматизированным, и здесь мы вновь возвращаемся к теме цифрового следа.
Что нужно для составления портфолио
Сейчас в портфолио принято включать сертификаты об участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях и различных художественных мероприятиях, грамоты с соревнований, сведения о дополнительных курсах — словом, зафиксированные достижения, которые далеко не всегда важны и учитываются вузами, но кажутся важными родителям и самим ученикам.
Для составления актуального портфолио резонно сохранять значимые результаты по всем направлениям, потому что не всегда заранее понятно, какие из них потребуются: меняются критерии университетов и предпочтения самих абитуриентов. Удобнее иметь портфолио как в аналоговой версии, так и в цифровой, чтобы по необходимости оперативно отправить его дистанционно.
Помимо бумажек важно сохранять и менее формализуемые вещи. Если ты рисуешь, то это подборка лучших работ, снимаешь видео — ссылка на канал или блог, участвуешь в экологических или благотворительных мероприятиях — фотографии с них и отзывы. Сертификаты за редким исключением действительно мощных успехов обезличивают образ, создавая лишь иллюзию активности, а более персонализированные и индивидуальные вещи позволяют оценить реальный потенциал выпускника и круг его интересов.
Портфолио школьника на «ЯКласс»
Пока чиновники только рассуждают о формировании автоматизированной системы сбора сведений об успехах и позитивной деятельности школьников, на «ЯКласс» она уже реализована. В личном кабинете есть статистика и информация о твоих достижениях: пройденных курсах, освоенных темах, решённых заданиях. Система рейтингов позволяет сопоставить свои успехи с достижениями одноклассников и сверстников по всей стране. Если чувствуешь, что отстаёшь, можно своевременно наверстать.
Естественно, в процессе формирования электронного портфолио ты и знания подтянешь, ведь баллы начисляются в первую очередь за реальные результаты — правильно решённые тесты, задания. Ситуация в образовании быстро меняется, а наша платформа работает уже с очень многими школами. Как знать, возможно, будущее наступит быстрее, чем все мы думаем, и уже через пару лет твои рекорды на «ЯКласс» также начнут приносить дополнительные баллы при поступлении в вуз.
***
Скорее всего, портфолио не будет массовой историей, а останется лазейкой для 10–15 % действительно нетривиальных выпускников, которым удобнее доказать свою
состоятельность не тестами ЕГЭ, а внешкольными проектами и достижениями. Другое
дело, что жизнь не ограничивается поступлением в вуз, и наше портфолио — это то, что мы принесём или покажем впоследствии на собеседованиях при трудоустройстве. Поэтому привычка отбирать и сохранять самые важные результаты своего труда должна закладываться со школы.
Памятка по оформлению ПОРТФОЛИО ученика начальной школы
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
1.2. Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.3. Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности- учебной, творческой, спортивной и др.
1.4. Портфолио – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.
1.5. Портфолио является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
1.6. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
2. Цели и задачи.
2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
— создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
— поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
— поощрять его активность и самостоятельность;
— формировать навыки учебной деятельности;
— содействовать индивидуализации образования ученика;
— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
— укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
3. Порядок формирования портфолио.
3.1.Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2.Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
3.3.Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
4. Структура, содержание и оформление портфолио.
Портфолио ученика имеет:
титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика) оформляется родителями (законными представителями) совместно с учеником;
основную часть, которая включает в себя:
А) раздел «Мой мир» — помещается информация, которая важна и интересна для ребенка («Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»);
Б)
раздел «Моя учеба» — в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения, творческими работами;
В)
раздел «Моя общественная работа» — все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности относятся к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему;
Г)
раздел «Мое творчество» — в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки и стихи (собственного сочинения). Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию;
Д)
раздел «Мои впечатления» — помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.;
Е)
раздел « Мои достижения» — размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости;
Ж)
раздел «Отзывы и пожелания» — размещается положительная оценка педагогом стараний ученика;