Правила как найти часть по его целому

Математика

5 класс

Урок № 67

Нахождение части целого и целого по его части

Перечень рассматриваемых вопросов

– нахождение целого по его части;

– нахождение части целого;

– моделирование условий задачи с помощью рисунка.

Тезаурус

Произведение двух дробей – это дробь, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель – произведению знаменателей этих дробей.

Частное дробей – это дробь, которая при умножении на делитель даёт делимое.

Обязательная литература

  1. Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.

Дополнительная литература

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 класс. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. – М.: Просвещение, 2009. – 142 с.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 классы. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже рассмотрели, как выполняют умножение и деление дробей. Сегодня с помощью этих действий мы будем решать задачи.

Рассмотрим две задачи.

Теперь определим, какие условия в задачах одинаковы, а какие различаются.

Общее:

  1. в задачах одинаковые числовые данные;
  2. за целое принята длина всей ленты.

Разное:

  1. в первой задаче целое известно (длина ленты – 18 м);
  2. во второй задаче целое нужно найти.

Значит, в первой задаче нужно найти часть отрезанной ленты, то есть часть от целого; а во второй задаче нужно найти всю длину ленты, то есть целое по его части.

Подобные задачи решаются в соответствие с известными правилами.

  1. Чтобы найти часть от целого, надо целое (соответствующее ему число) умножить на дробь, соответствующую этой части.
  2. Чтобы найти целое по его части, надо часть (соответствующее этой части число) разделить на соответствующую дробь.

Если вы затрудняетесь определить тип задачи, обратите внимание на союз «что» и указательное местоимение «это». Они встречаются в задачах на нахождение целого по его части.

Решение.

Смоделируем условие задачи с помощью рисунка.

После этого мы увидим, что длина целой ленты известна, а длину части следует вычислить. Значит, мы будем находить часть от целого. Используем для этого соответствующее правило. Чтобы найти часть числа, нужно число умножить на дробь. Получим:

Решение.

Опять смоделируем условие задачи с помощью рисунка.

Таким образом, мы увидим, что длина целой ленты неизвестна, а длина части указана в условии. Значит, нам надо вычислить целое по его части. Для этого мы используем подходящее правило. Чтобы найти целое, нужно число, соответствующее части, разделить на дробь.

Получится:

Итак, сегодня на уроке мы научились:

    • моделировать условие задачи с помощью рисунка;
    • устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием;
    • решать задачи на нахождение части целого и целого по его части.

Рассмотрим старинную индийскую задачу XII века.

Из множества лотосов были подарены: богу Шиве – треть всех цветов, богу Вишну – пятая часть, а Солнцу – шестая, четвёртую долю получила богиня Бхавани, а остальные шесть частей – уважаемый учитель. Сколько было всего лотосов?

Сегодня мы с вами научимся решать такие задачи с применением действий умножения и деления, изученных ранее.

Решение.

Смоделируем условие задачи с помощью рисунка.

Общее количество лотосов обозначим за единицу. Также укажем части (лотосы), которые распределялись между всеми, кто указан в задании.

Известно, что часть, доставшаяся учителю, равна шести лотосам. Значит, если мы будем знать, какая это доля от общего количества лотосов, то придём ко второму типу задачи – вычислению целого по его части.

Итак, найдём, какая часть от общего количества цветков досталась учителю.

Для этого вычислим сначала, сколько составляют все остальные части. Сложим все дроби, соответствующие частям, приведя их к общему знаменателю 60.

Ответ: 120 цветков.

Тренировочные задания

№ 1. Какие части изображены на рисунках?

Правильные ответы:

№ 2. Подставьте в текст нужные слова:

При решении задач на ___ сначала нужно определить ___ задачи, а потом применить соответствующее правило.

Типы задач:

  1. нахождение ___ от целого;
  2. нахождение целого по его ___.

Варианты слов для подстановки в текст: части; тип; целого.

Правильный ответ: при решении задач на части сначала нужно определить тип задачи, а потом применить соответствующее правило.

Типы задач:

  1. нахождение части от целого;
  2. нахождение целого по его части.

Задача. В пятом классе (25) учеников.

25

 всех учащихся класса составляют мальчики.

Сколько мальчиков в классе?

Вопросы к задаче Ответы
1. Какая величина принята за целое?

1. За целое принято количество всех учеников класса

2. Известна ли целая величина? 2. Целое известно: (25) учеников
3. Какую величину нужно найти? 3. Количество мальчиков в классе, или часть от целого
4. Как найти величину, которая приходится на 15?

4. (25 : 5 = 5) учеников

5. Как найти величину, которая приходится на

25

?

5.  (5 · 2 = 10) мальчиков

Ответ: в пятом классе (10) мальчиков.

Чтобы найти часть от целого, нужно число, соответствующее целому, разделить на знаменатель

и результат умножить на числитель дроби, которая выражает эту часть.

Пример:

23

 от (39) будет (39 : 3 · 2 = 13 · 2 = 26);

34

 от (60) будет (60 : 4 · 3 = 15 · 3 = 45.)

§ 1  Правила нахождения части от целого и целого по его части

В этом занятии сформулируем правила отыскания части от целого и целого по его части, а также рассмотрим решение задач с использованием этих правил.

Рассмотрим две задачи:

Сколько километров прошли туристы в первый день, если весь туристический маршрут 20 км.?

Найдите длину всего пути туристов.

Сравним эти задачи — в обеих за целое принят весь путь. В первой задаче целое известно – 20 км, а во второй – неизвестно. В первой задаче необходимо найти часть от целого, а во второй — целое по его части. Величина, известная в первой задаче 20 км, неизвестна во второй задаче, и наоборот, известное во второй задаче – 8 км, в первой необходимо найти. Такие задачи называются взаимно обратными, так как в них известные и искомые величины меняются местами.

Рассмотрим первую задачу:

Знаменатель 5 показывает, на сколько частей разделили целое, т.е. если целое 20 разделить на 5, узнаем, сколько километров составляет одна часть, 20: 5 = 4 км. Числитель 2 показывает, что туристы прошли 2 части пути, значит 4 надо умножить на 2, получится 8 км. В первый день туристы прошли 8 км.

Получилось выражение 20 : 5 ∙ 2 = 8.

Перейдем ко второй задаче.

Следовательно, одна часть будет равна частному 8 и 2, получится 4, знаменатель 5, значит, всего частей 5.

4 умножить на 5, получится 20. Ответ 20 км длина всего пути.

Запишем выражение: 8 : 2 ∙ 5 = 20

Используя смысл умножения и деления числа на дробь, правила отыскания части от целого и целого по его части можно сформулировать так:

Чтобы найти часть от целого, надо число, соответствующее целому, умножить на дробь, соответствующую этой части;

чтобы найти целое по его части, надо число, соответствующее этой части, разделить на соответствующую части дробь.

Соответственно решение задач можно записать теперь по другому:

для первой задачи 20 ∙ 2/5 = 8 (км),

для второй задачи 8 : 2/5 = 20 (км).

Чтобы не было затруднений, решение подобных задач записываем так:

Целое: весь путь, известно – 20 км.

Ответ: 8 км.

Целое: весь путь – неизвестно.

Ответ: 20 км.

§ 2  Алгоритм решения задач на нахождение целого по его части и части целого

Составим алгоритм решения подобных задач.

Сначала проанализируем условие и вопрос задачи: выясним, что является целым, известно оно или нет, далее выясним, как представлена часть целого и что нужно найти.

Если необходимо найти часть от целого, то целое умножим на дробь, соответствующую этой части, если надо найти целое по его части, то число, соответствующее части разделим на дробь, соответствующую этой части. В результате получим выражение. Далее найдем значение выражения и запишем ответ, прочитав перед этим еще раз вопрос задачи. 

Итак, прежде чем решать подобные задачи, необходимо ответить на следующие вопросы:

Какая величина прията за целое?

Известна ли эта величина?

Что требуется найти: часть от целого или целое по его части?

Подведем итоги: в этом уроке Вы познакомились с правилами отыскания части от целого и целого по его части, а также научились решать задачи по этим правилам.

Целое и часть

Нахождение части по целому

Целое и часть

Для того чтобы найти некоторую часть числа, это число умножают на дробь, которое выражает эту часть.

По уставу сообщества, для того чтобы отчетное собрание являлось полномочным, присутствие на нем должно составлять, как правило, не менее двух третьих от общего числа персонала компании. В организации, проводящей данное собрание, общее число работающих в ней сотрудников составляет 120 человек. Требуется установить, при каком числе пришедших допускается проведение собрания?

Количество участников должно составить восемьдесят человек, что является двумя третями от ста двадцати человек:

Нахождение целого по части

Чтобы, найти целое число по значению данной его части, эту величину делят на дробь, которая выражает её часть.

Вес обработанной туши животного составляет три пятых общего живого веса. Нужно определить какой должен быть живой вес животного, чтобы его заготовленная туша весила 420 кг?

Живой вес животного составляет семьсот килограмм по отношению к туше:

Выражение части в долях целого

Чтобы выразить необходимую часть в долях целого, эту часть делят на исходное целое.

Чтобы узнать, какая часть сотрудников отсутствует, если известно, что четыре человека находятся вне расположения предприятия, а общее их число составляет 30, нужно разделить четыре на тридцать:

4 : 30 =

4

30

=

2

15

На уроке математики, на улице, в магазине, в быту и профессиональной деятельности, науке и технике часто приходится встречаться с дробями и решать различные задачи с ними.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Так, например, в кулинарии очень часто используют дробные числа, отмеряя те или иные ингредиенты в соответствии с рецептом: пол чайной ложки соли, треть стакана, четверть пачки, полкилограмма сахара и т.д.

Определяя время по часам, приходится находить часть от часа, от минуты, например, 30 минут равняется ½ часа, четверть часа (15 минут)- это ¼ часа, 30 секунд равняются ½ минуты, 15 секунд составляют ¼ минуты.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

В медицине и фармацевтике используют дробные числа.

В состав лекарственного средства чаще всего включают дробное количество различных действующих и вспомогательных веществ.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Для корректного лечения врач устанавливает эффективную дозировку лекарственного препарата, которая иногда представлена в виде дробного числа.

Дозировку или концентрацию лекарственного средства приходится выражать в виде дроби: полтаблетки (1/2), четверть (1/4) таблетки и т.д.

Особенно важно учитывать количество медицинского препарата для пациентов детского возраста.

Часто дозировку лекарства для детей рассчитывают относительно взрослой дозы на основе данных о массе ребенка, количестве лет и др.

Обыкновенные дроби широко используются в строительстве и архитектуре.

Создавая надежную конструкцию, важно соблюдать соизмеримость и определенные соотношения частей сооружения.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Начертить чертеж, построить здание, возвести мост, положить асфальт, приготовить бетонную смесь невозможно без знаний о дробях.

В спортивных состязаниях вам, наверное, не раз приходилось слышать такие фразы: «состоялся четверть финал» или «полуфинал чемпионата», «одна восьмая финала».

Дроби используют в искусстве, например, в музыке, живописи и др.

Одним из примеров внедрения дробей в музыкальное искусство может служить нотная грамота.

Еще древнегреческий ученый Пифагор установил связь между длительностью музыкального звучания и дробей.

Дроби применяют для обозначения длительности нот.

Так, например, существует длинная нота.

Кроме нее есть половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и т.д.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Такое обозначение нот удобно, так как явно видно насколько одна нота длиннее или короче другой.

Существует еще одна важная роль дробного числа в музыке.

Музыкальный размер (количество ритмических единиц в такте) так же обозначают в виде дроби (только без дробной черты) вначале нотной строки.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

С помощью музыкального размера музыканты понимают с каким ритмом и темпом нужно играть музыкальное произведение.

В картографии и географии с помощью дроби указывают масштаб карты.

Деление целого на доли встречается в юридической практике при делении наследства.

В повседневной жизни мы часто делим целое на части, например, плитку шоколада ломаем на дольки, чтобы угостить друзей, режем на кусочки торт на празднике, делим мандарин на дольки и т.д.

Мы можем привести бесконечное множество примеров деления чего-либо на части.

Сегодня на уроке вспомним, что называют долей числа и, что представляет собой дробь от числа.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Научимся решать задачи, в которых необходимо находить часть от целого и целое по его части.

Рассмотрим алгоритм и примеры решения таких задач.

В математике дробью обозначают часть некоторой рассматриваемой величины, часть от целого.

Каждую равную часть одного целого называют долей числа.

Дробь представляет собой число, которое состоит из одной или нескольких долей (равных частей) целого.

Математическая запись обыкновенной дроби оформляется в виде двух чисел, разделенных чертой, которая называется дробной (она может быть горизонтальной и наклонной).

Число, стоящее над дробной чертой, называют числителем.

Числитель показывает, сколько долей взяли от целого.

Число, стоящее под дробной чертой, называют знаменателем.

Знаменатель показывает, на сколько всего равных долей разделили целое.

Зная целое, можно найти его часть.

Рассмотрим такую задачу.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Ленту, длиной 12 дм, разрезали на 2 равные части.

Что значит разрезать на две равные части?

Это значит, что ленту нужно разделить на две доли, каждая из которых является половиной этой ленты.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Итак, каждая доля- это половина всей ленты, по-другому такую часть от целого называют одна вторая часть ленты, обозначают ½.

В нашем примере половина всей ленты, т.е. одна вторая часть ее составляет 6 дм.

Запишем равенство: 12 ÷ 2 = 6 (дм).

Ленту такой же длины разделим на четыре равные части.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Получим 4 доли, каждая из которых равна одной четвертой всей длины ленты, обозначается 1/4.

Четверть (одна четвертая) ленты составляет: 12 ÷ 4 = 3 (дм).

Попробуем найти одну шестую ленты все той же длины- 12 дм.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

1/6 доля этой ленты будет составлять: 12 ÷ 6 = 2 (дм).

Итак, нам становится ясно, чтобы найти долю от числа, необходимо разделить это число на количество долей (равных частей).

Рассмотрим ситуацию посложней.

Полоску бумаги, длиной 15 см, разделим на 5 равных частей (пять долей).

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Определим, чему будет равны (mathbf{frac{3}{5}}) этой полоски бумаги.

Одна доля ((mathbf{frac{1}{5}}) этой полоски)- это 15 ÷ 5 = 3 (см).

Возьмем три таких доли.

Так как одна доля составляет 3 см, то три доли будут равны 3 ∙ 3 = 9 (см).

В данном случае получилось, что три пятых полоски бумаги составляют 9 см.

Сформулируем правило нахождения части от целого.

Чтобы найти несколько долей целого (дробь от числа), необходимо найти величину одной доли, затем умножить ее на количество долей.

Запишем алгоритм нахождения части от числа (несколько долей целого).

1. Найти величину одной доли.

2. Величину одной доли умножить на количество взятых долей.

В буквенном виде данное правило можно представить так:

Пусть А— это исходное число.

В— неизвестная часть числа А, выраженная дробью (mathbf{frac{m}{n}}).

m— числитель, показывает сколько долей взяли.

n— знаменатель, показывает на сколько долей разделили число А.

Чтобы найти часть числа А, необходимо это число А разделить на знаменатель (n) и умножить на числитель (m) дроби, которая выражает эту часть.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

В качестве примера рассмотрим решение нескольких задач.

Задача №1.

Туристы за все время своего путешествия из пункта А в пункт В должны пройти 54 км.

Туристы прошли (mathbf{frac{1}{2}}) всего пути по лесу.

Сколько километров прошли туристы по лесу? Сколько им осталось пройти?

Решение:

Вспомним правило.

Чтобы найти долю от числа, необходимо число разделить на количество долей.

Прошли (mathbf{frac{1}{2}}) всего пути- это значит туристы преодолели половину своего пути.

Разделим весь путь на 2 равные доли, т.е. на 2, в результате получим (mathbf{frac{1}{2}}) пути, которую туристы прошли по лесу.

Этот путь будет составлять: 54 ÷ 2 = 27 (км).

Определим путь, который им осталось пройти, для этого из общего пути вычтем пройденный по лесу путь:

54 — 27 = 27 (км) туристам осталось пройти.

Ответ: 27 (км), 27 (км).

Задача №2

За три дня туристы прошли 54 километра.

За первый день они прошли половину всего пути.

За второй день преодолели (mathbf{frac{2}{3}}) оставшегося пути.

Сколько километров туристы прошли в каждый из трех дней?

Решение:

Весь трехдневный путь туристов составляет 54 км.

Первый день туристы прошли половину- это (mathbf{frac{1}{2}}) всего пути.

Выше в задаче №1 мы уже находили (mathbf{frac{1}{2}}) от 54 (км), у нас получился следующий результат:

54 ÷ 2 = 27 (км) прошли туристы в первый день.

Так как в первый день пройдена половина пути, то вторая половина- это оставшийся путь.

Он будет равен: 54 — 27 = 27 (км).

Второй день- это (mathbf{frac{2}{3}}) оставшегося пути, т.е. (mathbf{frac{2}{3}}) от 27 (км).

Чтобы найти дробь от числа, необходимо найти величину одной доли, затем умножить ее на количество частей (долей).

Найдем величину одной доли, для этого весь оставшийся путь (27 км) разделим на знаменатель дроби (в нашем случае это число 3), данное выражение будет описываться выражением 27 ÷ 3.

Полученный результат умножим на количество, пройденных туристами долей, на которые нам указывает числитель дроби (он равен 2).

В результате получим равенство:

27 ÷ 3 ∙ 2 = 9 ∙ 2 = 18 (км) туристы прошли во второй день.

Так как во второй день туристы прошли 18 км от пути, оставшегося после первого туристического дня (т.е. 18 км из 27 км), то за третий день им осталось пройти:

27 — 18 = 9 (км) туристы прошли в третий день.

Проверим полученные результаты.

Найдем весь туристический путь за три дня, он должен быть равен 54 км.

Для этого сложим путь первого, второго и третьего дня.

27 + 18 + 9 = 45 + 9 = 54 (км) прошли туристы за три дня.

Задача решена верно.

Ответ: 27 (км), 18 (км), 9 (км).

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Если известно сколько составляет часть от целого, то по известной части можно найти целое.

Рассмотрим задачу:

Пусть длина (mathbf{frac{1}{2}}) ленты составляет 10 дм.

Определим, чему равна длина всей ленты.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Так как (mathbf{frac{1}{2}}) ленты- это ее половина, и она составляет 10 дм, то вторая половина так же равна 10 дм.

В таком случае, чтобы найти длину всей ленты, мы можем сложить длины этих двух половинок или, заменив сложение одинаковых слагаемых умножением, можем по 10 дм взять два раза, в результате получим равенство:

10 ∙ 2 = 20 (дм) длина всей ленты.

Ответ: 20 (дм).

Рассмотрим еще одну задачу, в которой будет известна длина одной четвертой части ленты.

Ленту подарочную разделили на четыре части.

Длина (mathbf{frac{1}{4}}) ленты составляет 5 дм.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Определим, чему равна длина всей ленты.

Целое, т.е. всю ленту разделили на 4 доли.

Известно, что одна доля- это (mathbf{frac{1}{4}}) ленты, она составляет 5 дм.

Чтобы найти длину всей ленты, необходимо длину одной доли (в нашем случае 5 дм) умножить на количество долей (в нашем примере их 4).

Получим следующее равенство:

5 ∙ 4 = 20 (дм) длина всей ленты.

Ответ: 20 (дм).

Рассмотрев эти два примера, можно сделать вывод:

Чтобы найти неизвестное число по его доле, необходимо долю этого числа умножить на число долей.

Усложним задачу про ленту и попробуем ее решить.

Пусть подарочную ленту разделили на 5 равных частей.

Определим, какова длина всей ленты, если (mathbf{frac{3}{5}}) этой ленты составляет 12 дм.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Из условия задачи известно, что разделили ленту на 5 долей, а 3 таких доли составляют 12 дм.

Для того чтобы найти длину всей ленты, необходимо найти длину одной доли.

Следовательно, известную длину трех долей (12 дм) разделим на количество этих долей (3 доли).

Данное действие будет описывать следующее выражение: 12 ÷ 3.

Затем умножим длину одной доли на количество всех долей (в нашем случае всю ленту разделили на 5 долей).

В результате получим равенство:

12 ÷ 3 ∙ 5 = 4 ∙ 5 = 20 (дм) длина всей ленты.

Ответ: 20 (дм).

Сформулируем правило нахождения целого по его части.

Чтобы найти целое по его части, необходимо определить величину одной доли, затем полученный результат умножить на общее количество долей (на которое поделено целое).

Запишем алгоритм нахождения числа по его дроби.

1. Найти величину одной доли.

2. Величину одной доли умножить на количество всех долей, на которое разделено число.

В буквенном виде данное правило можно представить так:

Пусть А— это исходное число, оно неизвестно.

В— часть числа А, выраженная дробью (mathbf{frac{m}{n}}).

m— числитель, показывает сколько долей взяли.

n— знаменатель, показывает на сколько долей разделили число.

Чтобы найти исходное число А, необходимо число В, соответствующее части числа А, разделить на числитель (m) и полученный результат умножить на знаменатель (n) дроби, которая выражает эту часть.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Рассмотрим, как данное правило применяется при решении задач.

Задача №1.

Дима потратил на сладости 120 рублей, что составляет (mathbf{frac{2}{4}}) всех накопленных им денег.

Сколько всего денег было у Димы накоплено?

Решение:

Общее количество денег, которое было у Димы не известно.

Известно только то, что 120 рублей- это часть всех денег Димы.

Эта же часть денег выражена дробью (mathbf{frac{2}{4}}) от всех денег.

Знаменатель данной дроби показывает на то, что все накопленные деньги разделены на 4 части, а числитель дроби указывает на то, что две части из четырех составляют 120 рублей.

Найдем величину одной доли (одной части из четырех), т.е. сколько составляет (mathbf{frac{1}{4}}) (четверть) всех денег Димы.

120 ÷ 2 = 60 (руб.) составляет четверть всех денег Димы.

Чтобы найти общее количество денег, которые накопил Дима (а это четыре части по 60 рублей), нужно:

4 ∙ 60 = 240 (руб.) было накоплено у Димы.

Кратко решение данной задачи можно записать следующим образом:

120 ÷ 2 ∙ 4 = 240 (руб.) было накоплено у Димы.

Ответ: 240 (руб.)

Очень часто задачи такого типа имеют более сложные условия и их приходится решать в несколько действий.

Задача №2.

Дима купил шоколадку. Он за нее заплатил 60 рублей, что составило (mathbf{frac{1}{3}}) всех его денег.

От оставшейся суммы (mathbf{frac{2}{3}}) он потратил на мороженное, остальные деньги положил в копилку.

Сколько денег Дима положил в копилку?

Решение:

Первым делом определим первоначальную сумму, которая была у Димы.

Будем считать, что искомое число состоит из трех долей.

По условию задачи одна доля составляет 60 рублей.

Чтобы найти число (целое) по его доле, необходимо долю этого числа умножить на число долей.

В таком случае получаем:

60 ∙ 3 = 180 (руб.) всего было накоплено у Димы- это первоначальная сумма, которая у него была.

Следующим действием найдем часть денег, которые потратил Дима на мороженное.

Из общей суммы денег вычтем 60 рублей, которые были потрачены на шоколадку.

180 — 60 = 120 (руб.) оставшееся сумма денег у Димы.

От полученного остатка найдем (mathbf{frac{2}{3}})

Чтобы найти (mathbf{frac{2}{3}}) от 120 (дробь от числа), нужно число 120 разделить на знаменатель и умножить на числитель этой дроби.

120 ÷ 3 ∙ 2 = 40 ∙ 2 = 80 (руб.) Дима потратил на мороженное.

Из первоначальной суммы (180 рублей) вычтем деньги, потраченные на шоколадку, (60 рублей), вычтем деньги, потраченные на мороженное, (80 рублей) и получим остаток денег, который Дима положил в копилку.

180 — 60 — 80 = 100 — 60 = 40 (руб.) Дима положил в копилку.

Ответ: 40 (руб.)

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Читайте также

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти неопределенную форму местоимения
  • Как найти высоту пирамиды угол грани
  • Как найти кубические сантиметры формула
  • Как можно найти работу в декрете
  • Составь план рассказа используя следующие вопросы как у забавного зверька появилось имя чебурашка