Бюджетные обязательства выделяют под каждый контракт. Если после исполнения договора остались деньги и заказчик их не использовал, то БО отзовут.
Уменьшение и отзыв ЛБО
Бюджетное обязательство по 44-ФЗ — это денежные средства, выделенные для закупок товаров, работ, услуг. В совместном письме Минфина № 02-13-10/141 и ФК РФ № 42-7.4-05/2.3-41 от 21.01.2013 дается определение контрактации бюджетных средств — заключение получателями денег из бюджета контрактов по принципам российского законодательства. Выделяют бюджетные обязательства в пределах лимитов, установленных для конкретного учреждения. А контрактация лимитов БО показывает процентное соотношение сумм контрактов и объемов выделенных ЛБО.
Учреждения закупают по 44-ФЗ нужные им товары, работы или услуги за счет выделяемых и утверждаемых на каждый финансовый год денег из бюджета страны. По правилам заключение контрактов без лимитов бюджетных обязательств невозможно. Заказчики не имеют права использовать средства сверх установленных для них лимитов. Устанавливает их ГРБС. Если до начала нового отчетного (финансового) периода Министерство финансов не составило роспись бюджета, то подведомственные учреждения получают информацию об:
- отсрочке;
- уменьшении ЛБО;
- сроке уменьшения.
Лимиты выделяют только казенным организациям, соответственно, и отзывают ЛБО только у них (п. 6 ст. 161 БК РФ).
ЛБО уменьшают и в связи с низким уровнем финансовых поступлений от налогоплательщиков в казну, причем уменьшают как на государственном, так и на муниципальном уровне. По БК РФ сокращение лимитов бюджетных обязательств, по сравнению с бюджетными ассигнованиями, либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Российской Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, но условия эти оказались невыполненными, — это блокировка расходов (п. 1 ст. 231 БК РФ). ЛБО блокируют 31 декабря по причине окончания финансового года.
Приостановка операций на лицевых счетах и отзыв лимитов бюджетных обязательств у учреждений происходят, если у организации-заказчика есть неиспользованный остаток доведенных ранее лимитов (непринятых обязательств) и она не освоила выделенные деньги.
БО в Единой информационной системе формируется на основании извещения о проведении госзакупки (Письмо Минфина РФ № 07-04-05/14-15692 от 25.07.2018). Постановка БО на учет производится территориальными органами Федерального казначейства (ТОФК).
Что делать заказчику
В процессе исполнения контракта не допускается изменять его основные условия. Вот какие обязанности возникают у казенного учреждения после изменения лимитов бюджетных обязательств по 44-ФЗ в текущем году:
- согласовать с поставщиком новые условия контракта по цене, срокам исполнения, объему поставки (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 6 ст. 161 БК РФ);
- изменить условия заключенного договора по соглашению сторон.
Поставщик вправе потребовать у казенного учреждения возмещения расходов, которые он понес из-за изменения условий исполнения госконтракта (Письмо Минфина № 09-01-11/30530 от 16.04.2020). Для возмещения необходимо предоставить в Казначейство подтверждающий факт и оплату поставки или частичной поставки в КУ товаров, работ и услуг по госконтракту.
Учреждения, которые закупаются на основании субсидий на государственное, муниципальное задание, в обязательном порядке прописывают в контракте, как уменьшить принимаемое бюджетное обязательство, и включают в договоры условия о возможности изменения по соглашению сторон размера, сроков оплаты и объема товаров, работ, услуг в случае, если у ПБС отозвали ЛБО (п. 1, 5 ст. 78.1 БК РФ).
Уменьшение в контракте количественных и ценовых параметров по п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ регламентируется методикой, закрепленной ПП РФ № 1090 от 28.11.2013. Там указано, что делать, если исполнитель повысил тарифы на оказываемые услуги, превышающие лимиты заказчика, — изменять условия госконтракта по соглашению сторон. Если стороны не достигли договоренности о корректировке цены или количества поставляемых на основании контракта товаров, работ или услуг, то применяется пункт 2 методики. Пункты 4–7 методики указывают, что организация-заказчик принимает решение об изменении госконтракта из-за сокращения ЛБО, базируясь на эквивалентности изменения количественных и ценовых критериев ТРУ. Правки вносят, только если контрактные отношения уже вступили в силу: контракт заключен и подписан обеими сторонами.
Все изменения оформляются в виде дополнительного соглашения сторон (п. 1 ст. 452 ГК РФ) и обязательно вносятся в реестр контрактов, который заказчик ведет в ЕИС (п. 8 ч. 2, ч. 3, 7 ст. 103 44-ФЗ). Сведения в реестр вносят в течение трех рабочих дней. Изменения в контракте публикуются в ЕИС в течение одного рабочего дня после даты утверждения изменений (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
Минфин разъясняет, как проводить возврат незаконно отозванных ЛБО (восстановление) под неисполненный контракт в текущем году (Письмо Минфина № 09-01-09/49997 от 10.06.2020). Срок расчетов по переходящим госконтрактам, не исполненным в предыдущем году, увеличивается до 1 октября текущего финансового периода. Этот срок не распространяется на контракты, заключенные в текущем году из-за расторжения предыдущих.
Если нет лимитов бюджетных обязательств в текущем периоде, то получатель средств вправе оплатить госконтракты, не исполненные в 2022 году, за счет лимитов, доведенных в очередном периоде финансирования, то есть в 2023 году.
Дополнительное финансирование запрашивают по форме, утвержденной ГРБС. Вот примерный образец повторного запроса ЛБО у главного распорядителя:
Можно ли заключать контракты в период отзыва лимитов
На основании изменений, внесенных 178-ФЗ в статью 72 БК РФ, у заказчиков появилась возможность заключать контракты в момент отзыва ЛБО.
По п. 2 ст. 72 БК РФ организация-заказчик заключает госконтракты в соответствии с утвержденными планами-графиками закупок товаров, работ, услуг и не превышает доведенные ЛБО (исключение — п. 3). Если уменьшение или отзыв провели, чтобы привести ЛБО в соответствие с ассигнованиями, то у заказчика появляется возможность заключить необходимые контракты в объемах, не превышающих обязательства, поставленные на учет в определенном финансовом году.
А вот как аннулировать денежные обязательства в ЕИС в 2023 году при ошибочных сведениях:
Шаг 1. Перейти в личный кабинет заказчика в Единой информационной системе.
Шаг 2. Найти карточку нужного контракта.
Шаг 3. Выбрать вкладку «Документы» и действие «Аннулировать».
После аннулирования сформируется новая версия сведений о БО и отобразится страница сведений об обязательствах бюджета.
А в Приказе Минфина № 258н от 30.10.2020 разъясняется, как отменить бюджетное обязательство в Электронном бюджете, — самому заказчику это сделать сложно. По правилам сведения о деньгах по принятым БО формируют только органы Федерального казначейства (п. 22 Порядка № 258н). Но есть ряд исключений. Получатели самостоятельно формируют денежное обязательство (ДО) в случае:
- его неоднократного исполнения;
- подтверждения поставки товаров, работ, услуг по платежам, которые произвели ранее, но требуют подтверждения;
- исполнения ДО, которые возникли на основании документа о приемке из ЕИС одним распоряжением, сумма которого равняется сумме ДО, подлежащего постановке на учет;
- исполнения ДО в период, который превышает срок, установленный для его оплаты по правилам санкционирования;
- исполнения ДО, которое возникло на основании акта сверки взаимных расчетов, решения суда о расторжении госконтракта или уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта через 30 дней со дня его размещения заказчиком в реестре контрактов, в рамках полностью оплаченного БО в отчетном финансовом году.
Если заказчик ошибся в формировании или учете БО, то он обязан уведомить Казначейство и попросить аннулировать такое бюджетное обязательство. Самостоятельно инициировать и проводить аннулирование не допускается. Все действия необходимо согласовывать с вышестоящим финансовым ведомством.
Руководство пользователей по принимаемым и принятым бюджетным обязательствам в ЕИС
Особенности формирования сведений о бюджетных обязательствах в ЕИС
Разъяснения о работе с бюджетными обязательствами в ЕИС
Лимиты бюджетных обязательств выделяют для финансирования казенных учреждений. Получив ЛБО, заказчик планирует расходы на закупочную деятельность. Правила работы закреплены в БК РФ, а за нарушения грозит административная ответственность.
Что такое ЛБО
По статье 6 БК РФ ЛБО в бюджете — это сумма финансирования, которая доведена до подведомственной организации. По сути, это объем прав в денежном выражении. В пределах лимитной суммы учреждение принимает обязательства и исполняет их в текущем финансовом году.
Учреждение не вправе принять обязательства сверх доведенного лимита. Простыми словами, бюджетники не смогут заключить договор или контракт на сумму больше, чем довел ГРБС на финансовый год. Что делать, если остаток ЛБО 0, а в лимитах есть остаток: контракт не можем принять, в программе пишет превышение средств — передвинуть средства из другой статьи расходов, если на ней остались средства, или же отказаться от контракта. Заключать контракт под нулевые лимиты нельзя. Казначейство не подпишет акт проверки ЛБО с договорами, заключенными с превышением. Принятие БО сверх доведенных лимитов — это прямое нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ.
Помимо ЛБО, подведомственным учреждениям выделяют и ПОФ — предельный объем финансирования. ПОФ утверждают на определенный период времени — месяц, квартал (Приказ Минфина № 204н от 21.12.2015). ПОФ и лимиты — это разные понятия: лимиты бюджетных обязательств — это сумма, на которую принимают контракты, договоры. А ПОФ — фактическое количество денег, которое вправе потратить учреждение.
Еще по теме:
- когда и как нужно утвердить план-график закупок;
- как работать с планами финансово-хозяйственной деятельности по новым правилам;
- инструкция по работе с расходным расписанием: как заполнить и опубликовать;
- инструкция по заполнению бюджетной сметы госзаказчика;
- как связаны субсидии на госзадание и госзакупки.
Порядок утверждения и изменения
По определению БК РФ бюджетные ассигнования — это максимальный объем средств, который предусмотрен для исполнения учреждением своих обязательств. Ассигнования выделяют на (ст. 69 БК РФ):
- оказание государственных и муниципальных услуг;
- социальное обеспечение;
- предоставление бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов;
- субсидирование юридических лиц;
- предоставление платежей субъектам международного права и обслуживание госдолга.
Ключевые отличия бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств связаны с их назначением: ЛБО — это объем прав в денежном выражении, а ассигнования — предельный объем фактически выделенных денег. Каждый ГРБС разрабатывает и утверждает собственный порядок, как распределяются и принимаются ассигнования на 2023 год. Несмотря на полномочия ввести индивидуальные правила, утвержденные порядки редко отличаются друг от друга. Единые нормативы закрепляет БК РФ. Распорядители не имеют права уклониться от исполнения действующего бюджетного законодательства.
Вот кто утверждает ЛБО для главных распорядителей средств федерального бюджета на различных уровнях:
- На федеральном уровне финансирование определяет министр финансов. Процедура производится в рамках соответствующих видов расходов. Затем ЛБО передают в Федеральное казначейство для дальнейшего доведения лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений через ГРБС.
- На региональном и муниципальном уровнях объем определяет финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования.
Главный распорядитель формирует плановые показатели на основании сводных расчетов (обоснований), которые составляются по потребностям получателей средств бюджета. Утверждение ЛБО по подведомственным учреждениям производится в рамках доведенных лимитов по конкретному ГРБС. Изменения в утвержденные лимиты вносятся органом Федерального казначейства или финансовым органом на основании предложений ГРБС. Затем идет принятие бюджетных обязательств — это доведение расходных показателей до получателя и постановка их на бухгалтерский учет.
Порядок доведения
Средства бюджета имеют строго целевой характер. Получатель (ПБС) самостоятельно определяет, для каких целей учреждению могут быть выделены из бюджета лимиты бюджетных обязательств: целевое финансирование тратят только по направлениям, напрямую связанным с деятельностью организации. К примеру, для образовательных учреждений допускается закупка учебников и мебели, канцелярских и хозяйственных товаров, обслуживание и ремонт здания школы (детского сада). Для медучреждений — закупка лекарств и оборудования, диагностика и обслуживание медизделий, ремонт. Все направления затрат фиксируются в плановых документах учреждений.
Порядок, по которому производится учет ЛБО, устанавливает местный финансовый орган. Например, финансовый отдел муниципального образования или департамент финансов субъекта РФ. Чиновники предусмотрели единый алгоритм:
- ГРБС распределяет свободные лимиты бюджетных обязательств по подведомственным ему нижестоящим распределителям и получателям средств (пп. 5 п. 1 ст. 158 БК РФ).
- ГРБС вправе довести объем финансирования только до тех учреждений, которые включены в перечень подведомственных ему распорядителей, получателей средств бюджета (ст. 38.1 БК РФ).
- Лимиты финансирования доводятся до конкретных получателей с указанием целевого назначения использования (ст. 38 БК РФ).
Финансовый орган, главный и нижестоящий распорядители составляют и направляют ГРБС, РБС, ПБС уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) по форме 0504822, если иное не установлено порядком доведения указанных ассигнований и ЛБО до главного распорядителя.
На федеральном уровне регламент установлен следующими нормативными актами:
- порядок доведения лимита — Приказом Минфина от 30.09.2008 № 104н;
- меры исполнения бюджета — постановлением правительства от 09.12.2017 № 1496.
По правилам доведение ЛБО до бюджетных учреждений не предусмотрено действующим законодательством. Финансы доводят только в отношении учреждений казенного типа и органов местного самоуправления. Затем распределители предоставляют финансирование бюджетникам и автономным организациям. Деньги доводят в виде:
- субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;
- целевых субсидий (субсидий на иные цели);
- субсидий на капитальные вложения;
- прочее.
ЛБО для бюджетных и автономных учреждений не предусмотрены нормами БК РФ.
Срок доведения
Распорядитель бюджетных средств обязан довести объем финансирования до начала финансового календарного года, на который предоставляются ЛБО. Объем финансирования 2023 года главный распорядитель обязан довести в 2022-м. Исключением являются действия по временному исполнению бюджета (п. 2 ст. 219.1 БК РФ). ГРБС осуществляет и отзыв лимитов бюджетных обязательств в 2022 году в случае неиспользования средств, выделенных на текущий финансовый год (Письмо ФК № 07-04-05/03-20245 от 20.09.2019).
Федеральные распорядители приступают к распределению финансирования по подведомственным учреждениям с начала декабря года, предшествующего году, на который доводят лимиты. Завершают распределение 31 декабря. Например, ЛБО на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд распорядитель доводит до получателя не позднее 20-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах ГРБС (РБС). В течение года допускается и увеличение лимитов по статьям — за счет дополнительного выделения средств под конкретные потребности или передвижек ЛБО в рамках бюджета учреждения с одной статьи расходов на другую.
ВАЖНО!
За нарушение сроков доведения финансирования до РБС и ПБС распорядителю предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.11 КоАП РФ).
В Федеральной контрактной системе указано, что делать с ЛБО, если заключен договор, а работы не выполнены на конец года: снимать лимиты и расторгать контракт в одностороннем порядке по ст. 95 44-ФЗ. А вот что делать, если остаток ЛБО 0, а в лимитах есть остаток, контракт не можем принять, в программе пишет превышение средств: если остаток ЛБО 0, то это означает, что лимитов по этой статье расходов нет и заключить госконтракт нельзя. Но если на других статьях остались неиспользованные ЛБО, то заказчик вправе перераспределить финансирование, передвинуть лимиты на нужную статью, провести закупку и заключить контракт.
Учет у распорядителей
Правила и особенности ведения учета и составления отчетности в рамках полученных лимитов бюджетных обязательств закреплены п. 315, 316 Инструкции № 157н, п. 129, 130 Инструкции № 162н. Учет ЛБО осуществляется на счете 0 501 00 000, по установленным группировочным счетам:
Номер синтетического счета |
Номер группировочного счета бухгалтерского учета |
---|---|
0 501 10 000 — для текущего финансового года |
|
0 501 20 000 — для первого года, следующего за текущим (очередного финансового года) |
|
0 501 00 000 |
0 501 30 000 — для второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным) |
0 501 40 000 — для второго года, следующего за очередным |
|
0 501 90 000 — для отражения на иные очередные годы (за пределами планового периода) |
Аналитический учет ЛБО ведите в разрезе расходов бюджета по КБК, по требованиям п. 317 Инструкции № 157н. Учитывайте новый порядок составления КБК, приведенный в Приказе Минфина России № 85н от 06.06.2019 (ред.15.04.2021).
Пример проводок в таблице:
Операция |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|
Отражение доведенных (утвержденных) финансовым органом показателей ЛБО на текущий финансовый период |
КРБ 1 501 11 000 |
КРБ 1 501 12 000 |
Отражение сумм лимитированного финансирования, переданных ГРБС подведомственным ему РБС и ПБС: |
||
На текущий финансовый период |
КРБ 1 501 22 000 |
КРБ 1 501 14 000 |
На очередной финансовый год |
КРБ 1 501 12 000 |
КРБ 1 501 24 000 |
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
Инструкция для принятия лимитов | Руководство пользователя от 01.07.2019 |
Скачать |
Об авторе этой статьи
- Наталья Евдокимова
-
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Другие публикации автора
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Уведомление о превышении принятым бюджетным обязательством неиспользованных лимитов бюджетных обязательств
Уведомление о превышении принятым бюджетным обязательством неиспользованных лимитов бюджетных обязательств
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о превышении принятым бюджетным обязательством неиспользованных лимитов бюджетных обязательств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как принять и учесть бюджетные обязательства
(КонсультантПлюс, 2023)Если сумма учтенного бюджетного обязательства, которое возникло по документу-основанию, связанному с капвложениями, превышает сумму неиспользованных ЛБО, то орган Федерального казначейства уведомляет об этом главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств федерального бюджета. В уведомлении указывают срок, установленный Правительством РФ для внесения изменений в документ-основание (п. 17 Порядка N 258н).