Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Русский язык 3 класс
УМК «Школа России»
Суффикс
(урок 1) -
2 слайд
Тринадцатое ноября.
Классная работа.Сижу правильно,
пишу красиво!
2 -
3 слайд
Какие части слова изучили?
Состав слова
Вспомните, по какому разделу работаем на уроках? -
4 слайд
Определите, верно ли утверждение?
Корень – это главная часть предложения
Родственные слова ещё называют однокоренными
Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?
Корни в родственных словах пишутся одинаково
Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Корень – это общая часть родственных слов
—
+
—
+
—
+ -
5 слайд
На какие вопросы постараемся ответить?
Суффикс
Определите, по какой теме будем работать сегодня?
с. 89 — 90
Что такое суффикс?
Как найти в слове суффикс? -
6 слайд
Какие цели поставим перед собой?
Узнать, что такое суффикс.
2. Определить его место.
3. Для чего служит. -
7 слайд
Проведём исследование!
Ёж ,
ежиха,
ёжик .
СУФФИКС
Упражнение 164 -
8 слайд
Постарайтесь определить, что такое суффикс?
с. 89
СУФФИКС – это
часть слова, которая стоит
и служит для образования
значимая
после корня
новых слов. -
9 слайд
Учимся разбирать слова по составу!
Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новое слово?
Упражнение 165 -
10 слайд
Суффикс – это маленькое слово.
Суффикс – это часть слова.
Суффикс служит для образования новых слов.
Суффикс служит для связи слов в предложении.
Суффикс стоит перед корнем.
Суффикс стоит после корня.
Суффикс имеет значение.
Суффикс не имеет значение.
1)
2)
3)
4) -
11 слайд
Как найти в слове суффикс?
с. 90Подобрать однокоренные слова без суффикса;
Подобрать однокоренные слова с другими суффиксами. -
12 слайд
Подведём итоги работы!
С какой частью слова познакомились на уроке?
Что узнали о суффиксе?
Как работали по теме урока? -
13 слайд
с. 89, 90 — выучить правила
упр. 167
Краткое описание документа:
Презентация к уроку русского
языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» — первый урок.
Данная презентация предназначена для учащихся 3
класса, обучающимся по учебникам В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого, системы
«Школа России».
Цель урока: Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Данный урок реализован в рамках очного
обучения.
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет |
Русский язык |
Класс |
3 |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Технология построения урока |
Деятельностный метод |
Тема урока |
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? |
Цель урока |
Создание условий для овладения обучающимися знаниями о суффиксе; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения. |
Планируемый результат |
|
Предметные умения Состав слова (морфемика)
Морфология
Синтаксис
|
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная |
Книгопечатная продукция: Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2-е изд. – М. Просвещение, 2013. Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point; Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. |
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Оргмомент |
Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу в классе. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
2 |
Мотивация к учебной деятельности |
Предлагает прочитать предложение, определить, что записано и объяснить смысл. Знания делают человека сильным. |
Читают предложение, определяют, что это пословица, объясняют её смысл. |
3 |
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
А) Минутка чистописания. Предлагает определить букву, которую будут писать на минутке чистописания. — В слове «знания» она обозначает согласный, звонкий, парный, твёрдый звук. Показывает образец письма на доске. Предлагает записать пословицу в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу, разобрать предложение по частям речи и охарактеризовать его. Б) Предлагает подумать, о чем можно рассказать, глядя на схему.
В) Предлагает прочитать стихотворение, найти однокоренные слова и выписать их. Всей семьёй идут гулять Ночью вдоль дорожек Ёж – отец, ежиха – мать И ребёнок – ёжик. (С.Я. Маршак) Предлагает объяснить, что ещё объединяет эти слова. Предлагает выделить корень, окончание и суффикс в словах. |
Учащиеся определяют, что это буква «з». Работают в тетрадях. Один ученик комментирует. Учащиеся объясняют схему. Называют однокоренные слова и выписывают их. Учащиеся обобщают по грамматическим признакам. Учащиеся выделяют корень и окончание, суффикс выделить не могут. |
4 |
Выявление места и причины затруднения |
Выявляют причину затруднения. — Я пока не могу выделить суффикс, потому что… |
|
5 |
Построение проекта выхода из затруднения |
Предлагает сформулировать цель урока. Узнать… Научиться… |
Формулируют цель урока. |
6 |
Реализация построенного проекта |
А) Предлагает поработать в группах, ответить на вопросы и создать эталон. Ответьте на вопросы:
Допишите правило. Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов. Б) Предлагает прочитать правило в учебнике (с.89) и определить, что увидели нового. |
Учащиеся работают в группах, отвечают на вопросы, создают эталон. 1 ученик работает с ЭОР. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a709e48-c5d2-44fc-8c6a-42ff0caa3704/%5BNS-RUS_3-14%5D_%5BQS_156%5D.html Учащиеся сравнивают свой эталон с ЭОР. Читают правило самостоятельно и определяют, что суффикс выделяется особым знаком. |
7 |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Предлагает вернуться к заданию, которое вызвало затруднение. Предлагает определить, все ли цели урока достигнуты. Предлагает поработать в группах и составить алгоритм нахождения суффикса в слове. Составьте алгоритм.
|
Учащиеся выделяют в словах суффикс. Определяют, что одна из целей научиться находить в слове суффикс. Учащиеся работают в группах, составляют алгоритм. |
8 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Упражнение 167. Предлагает прочитать стихотворение выразительно, списать третье предложение, в именах существительных выделить суффикс. |
Выполняют задание самостоятельно и проверяют по эталону. |
9 |
Включение в систему знаний и повторение |
А) Предлагает поработать в группах и выполнить задание на ноутбуках в электронном приложении к учебнику. Б) Предлагает ответить на «Хитрые вопросы»: — Как большой дом превратить в маленький? — Можно ли рыбу превратить в человека? — Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? В) Предлагает выполнить тест. Тест по теме «Что такое суффикс?» Выбери верный ответ.
Б) Суффикс – часть слова. В) Суффикс – слово. 2. А) Суффикс стоит перед корнем. Б) Суффикс стоит после корня перед окончанием. 3. А) Суффикс служит для образования новых слов. Б) Суффикс служит для красоты. В) Суффикс служит для связи слов в предложении. 4. Укажи слово с суффиксом –к-. А) мак Б) лапка В) язык Г) картина 5*. Разгадай шараду. Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. |
Работают в группах с электронным приложением к учебнику, образовывают с помощью подходящих суффиксов новые однокоренные слова. Ответы записывают в тетрадь, выделяют в словах суффикс. Выполняют тест, проверяют по «ключу». |
10 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Предлагает продолжить фразу.
|
Рефлексируют свою деятельность на уроке. |
11 |
Информация о домашнем задании |
Предлагает выбрать любое задание.
|
Выбирают вариант домашнего задания, записывают в дневник. |
МБОУ СОШ МО « Ладушкинский городской округ»
Урок русского языка по теме
« Что такое суффикс? Как найти суффикс?»
класс: 3 А
Подготовила и провела учитель начальных классов Селемет С.В.
2014г.
Вспомните части слова. Дайте определения
корень
приставка
окончание
— это главная часть однокоренных слов
— это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
— это изменяемая часть слова
САД
САДИК
ПОСАДКА
САДОВЫЙ
РАССАДА
САЖЕНЦЫ
САДОВНИК
С А Д
Распределите слова на два столбика
домик, пригород, берёзка, приход, отлёт, рыбак
- Трудолюбивый за что ни возьмётся — всё заблестит.
2) Потрудишься, так и хлеба поешь..
Столик,
пенёк,
лётчик.
Тема урока
«Что такое суффикс?
Как найти в слове суффикс?»
Суффикс – это неизменяемая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов и форм слова:
барабан — барабанщик
Шарады
Корень мой находится в цене.
В очерке найдите приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
Корень — с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс как в слове дневник.
Целым же — в космос проник.
О-ЦЕН-К-А
с-пут-ник
Ваше настроение
Литература:
1. Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание,1995.
2. Нефёдова Е. А., Узорова О. В. 350 правил и упражнений по русскому языку, 1-5 класс/ Пособие для начальной школы. – М.: Издательство «Аквариум», ЗАО «Премьера», Издательство АСТ, 2000.
Интернет-сайты:
http://youperm.ru/1-fevralya-armii-snegovikov-uzhe-ne-budet.html
http://www.xrest.ru/preview/121097/
http://classveg.ucoz.ru/index/ehto_interesno/0-25
briticat.ru›smail/birds/birds1.html
http://www.citytoys.ru/news?month=11&year=2007
1. Есть 2 безударных гласных в корне слова:
а) грузовик
б) ветерок
в) вечерний
г) прочитал
2. К слову сер е бро проверочным словом будет
слово:
а) серый
б) серебристый
в) серебряный
г) посеребрить
3. В каком слове букв больше, чем звуков:
а) листья
б) ясный
в) пальто
г) поют
4. Есть 2 безударных гласных, проверяемых
ударением в корне слова:
а) соловьиный
б) воробьиный
в) соколиный
г) ястребиный
5. Буква И пишется в слове:
а) вел_ кан
б) веч_рок
в) дер_вушка
г) леб_диный
6. Сложным является слово:
а) медуница
б) Пилюлькин
в) Торопыжка
г) Синеглазка
7. Соединительная буква О есть в слове:
а) снеговик
б) снегопад
в) снеговой
г) снеговичок
8. Букву Ш нужно писать в слове:
а) подру_ ка
б) стару_ ка
в) кни_ ка
г) сне_ ки
9. Найди «лишнее» слово:
а) милосердный
б) добродушный
в) слабовольный
г) заботливый
Найдите слова с приставками, выделите корень и приставки.
Баиньки, баиньки, Прибежали заиньки, Сели на скамейку, Попросили лейку, Поливали огород, Где капуста растет .
Спишите слова. Выделите в них корень.
Столик, пенёк, лётчик.
Сформулируйте тему урока.
Разберите слова по составу. Выделите корень и приставку.
выход
приход
перелёт
вырос
унёс
вылез
покос
Выпишите только те прилагательные, в которых есть суффикс.
Выделите его.
Песня: весёлая, тихая, солдатская, туристская, тоскливая, задушевная.
Ветер: сильный, слабый,
порывистый, штормовой, холодный, тёплый.
Какая часть слова пропущена в родственных словах? Допишите слова.
Ужин — ….ать,
город – городк… ,
жёлтый – жёлт… ий,
пахучий — ….пах,
река – реч…а .
Составьте текст, используя следующие слова.
Полянка в лесу, колокольчики, весёлые звоночки, наклонили головки, тихо позванивают.
Что такое приставка?
Для чего она служит?
Что такое суффикс?
Для чего он служит?
Оцените свою работу на уроке.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение лицей № 4 города Данкова
Урок русского языка в 3 классе
» Что такое суффикс?
Как найти в слове суффикс?»
Учитель — Балашова Маргарита Валентиновна
Составь предложение
- С, удачи, успех, малой, начинается !
С малой удачи начинается успех!
«Красиво писать – красоту творить»
- Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
н Н Нн
находка, навесной, написать
Блиц-турнир
- Что является значимой частью в слове?
- Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое.
окончание
- Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу. Какой смысл в каждом предложении, Я всем и сразу расскажу.
- Я и часть, я и предлог. Без меня никто не смог. Я и слово, и добавка, Называюсь я…
- приставка
Часть я очень главная, В слове я живу. Без меня нет смысла Ни розе, ни ежу.
Корень
- Без окончания, часть слова. Называюсь я…
основа
Слова объяснение Словарь зовет…
значение
Если корень выделяем, Окончанье обведем. Наши действия — не вздор, По составу то…
разбор
Словарная работа
- Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане.
- Все в покое, замер ветер И деревья все молчат… Нет, не все еще — у этих Листья тихо шелестят.
- Весной зеленела,
- Летом загорела,
- Осенью надела
- Красные кораллы.
- Очень густо он растет, Незаметно он цветет, А когда проходит лето, Мы едим его конфеты, Не в бумажке, а в скорлупке – Берегите, детки, зубки!
- Стоит чудо-дерево, На дереве – мячики: Летом – зеленые, Осенью – румяные
Самопроверка:
Б е реза, о сина, р я бина, о рех, ябл о ня
Толковый словарь Ожегова .
- Рябина — дерево или кустарник семейства розоцветных с гладкой серой корой, с перистыми листьями, с собранными в кисти горьковатыми
оранжево — красными плодами (ягодами)
Почему рябина названа именно так?
- Круглый год украшают рябины наши леса, села и города. В парках городов красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому. Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения – белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-желтые, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», – говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра. Ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков.
Птица -рябчик
Рябчик-растение
Однокоренные слова
- Рябина, рябые, рябь, рябчики.
- Цветения, соцветия, цветы.
- Пестрота, пестра.
Тема урока: «Что такое суффикс?»
- После корня он стоит
- Перед окончанием.
- Если я его сменю
- Другое слово получу.
- Обозначаю уголком
- Называю «СУФФИКСОМ»
Узнаем:
- Что такое суффикс? Где стоит суффикс? Что образуют суффиксы? Почему суффикс — значимая часть слова? На какие группы по значению делятся суффиксы?
- СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением .
Работа в группах
- Ответить на вопросы и создать эталон .
- Что такое суффикс?
- Где стоит суффикс?
- Для чего он служит?
- Допишите правило. Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.
Превратить слова в названия маленьких предметов
- Нос- …,
- дом- …,
- мост- …,
- рот — … .
Превращение слов: в очень большие предметы
- Кот — …,
- слон — …,
- хвост -…,
- дом — … .
Сказка о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик.
- Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом. Домик — писал – Ик. Домище — писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт. — Тортик! – закричал –Ик. — Тортишко, — промолвил – Ишк. — Тортище – сказал — Ищ. — Тортильщик, — произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно.
История о суффиксе – Чик.
- Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам. У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.
История о суффиксе – Ёр.
- Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр.
Работа в парах
- Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс. Голосок, лисица, солнышко, стульчики, котёнка, хвостиком, школьники
- Голос ок , лис иц а, солн ышк о, стуль чик и,
- кот ёнк а, хвост ик ом, школь ник и
Самостоятельная работа по выбору
- 1 уровень
- Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.
- Столик – гвоздик, сынок – ___________ ,
- диванчик – _____________ , учитель – ___________ ,
- маленький – ___________ , осенний – ___________ ,
- медвежонок – __________, стульчик – ___________,
- котище – ___________ .
- 2 уровень
- Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.
- Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.
- 3 уровень
- Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.
- Сладенький, вкусненький, тортик.
- Бежала, смотрели, писала.
- Пленник, мостик, странник
- Каменщик, бурильщик, учитель.
Составьте алгоритм.
- Подобрать _____________слова.
- Найти ________, ___________.
- Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.
Шарада
- Корень мой находится в цене.
- В очерке найди приставку мне.
- Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
- Вся же в дневнике я и в журнале.
Оценка
- Корень с дорогой роднится
- В сборе приставка таится,
- Суффикс, как в слове дневник
- Целым же в космос проник
Спутник
Распределить слова в группы
- Стульчик, огород, рябинка, охотник, перелет, прицеп.
Стульчик, рябинка, охотник.
Огород, перелёт, прицеп.
Тест по теме: «Суффикс ».
- Суффикс – это
- О – часть речи ,
- М – часть слова.
- Суффикс служит
- М – для связи слов в предложении,
- О – для образования новых слов.
- Суффикс стоит
- О – перед корнем,
- Л – после корня.
- Суффикс – это
- О – изменяемая часть слова,
- М – неизменяемая часть слова.
Чтобы найти суффикс в слове, надо:
О – изменить форму слова,
Д – подобрать однокоренные слова.
В каких из этих слов есть суффикс :
О – книга,
Е – книжный,
Ц – книжечка.
Молодец!
Интернет-ресурсы
- Фон – http://img-fotki.yandex.ru/get/6613/159303434.176/0_89517_74ba6f3e_orig.jpg
- Скрап –набор:
Букет, прозрачный фон – осенние листья, веточка, цветок: http://fotki.yandex.ru/users/ya-svetajud/album/280614
- Рамочка с кленовыми листьями — http://img-fotki.yandex.ru/get/9324/58581001.1aa/0_b3a6a_75ee860b_orig.png
- Источник шаблона:
Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна учитель биологии и ИЗО
МБОУ Верхнесоленовская СОШ Веселовского района
Ростовской области Сайт «http://pedsovet.su/»
- Береза — s/search?img_url=http%3A%2F%2Fflatcast.web.tr%2Fimages%2Fimported%2F2014%2F01%2F796.png&text=картинка%20клипарт%20береза&noreask=1&pos=0&lr=20211&rpt=simage
- Рябина -images/search?img_url=http%3A%2F%2Fs02.yapfiles.ru%2Ffiles%2F950240%2FRowan.png&text=картинка%20клипарт%20дерево%20рябина&norea
- Осина-https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimage.shutterstock.com%2Fdisplay_pic_with_logo%2F96481%2F116051944%2Fstock-photo-colorful-autumn-aspen-tree-branch-isolated-on-white-background-116051944.jpg&text
- Орешник -WyjlaMA%2FURZi4YI8ZSI%2FAAAAAAAAtqU%2FLRIpizcrqkk%2Fs1600%2Fcliparts26.png&text=картинка%20клипарт%20дерево%20орешник&
- Яблоня- http://клипарт.рф/изображение/4347922-изображение-яблоней/
- Рябчик- http%3A%2F%2Fi2.guns.ru%2Fforums%2Ficons%2Fforum_pictures%2F002529%2F2529088.jpg&text=картинка%20клипарт%20рябчик&no
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fxn—-7sbpmgvjahemmg3e5f.xn--90ais%2Fimage%2Fcache%2Fimport_
- files%2F21%2F216769ddf0e411e3aa03e0cb4ef8e798_99816710002e11e4aa01e0cb4ef8e798-500×500.jpg&text=картинка%20клипарт%20рябчик&noreask=1&pos=21&lr=20211&rpt=simage
- Спутник -https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F4714%2F66124276.24%2F0_645d2_f1aea583_L.png&text=картинка%20клипарт%20спутник&noreask=1&pos=15&lr=20211&rpt=simage