Презентация как найти суффикс

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Русский  язык  3  классУМК  «Школа России»Суффикс
(урок 1)

    1 слайд

    Русский язык 3 класс
    УМК «Школа России»
    Суффикс
    (урок 1)

  • Тринадцатое  ноября.Классная  работа.Сижу  правильно, 
пишу  красиво!2

    2 слайд

    Тринадцатое ноября.
    Классная работа.

    Сижу правильно,
    пишу красиво!
    2

  • Какие  части  слова изучили?Состав  словаВспомните, по  какому разделу работа...

    3 слайд

    Какие части слова изучили?
    Состав слова
    Вспомните, по какому разделу работаем на уроках?

  • Определите, верно ли утверждение?Корень – это главная часть предложения
Родст...

    4 слайд

    Определите, верно ли утверждение?
    Корень – это главная часть предложения
    Родственные слова ещё называют однокоренными
    Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?
    Корни в родственных словах пишутся одинаково
    Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
    Корень – это общая часть родственных слов

    +

    +

    +

  • На  какие  вопросы  постараемся  ответить?       СуффиксОпределите,  по  како...

    5 слайд

    На какие вопросы постараемся ответить?
    Суффикс
    Определите, по какой теме будем работать сегодня?
    с. 89 — 90
    Что такое суффикс?
    Как найти в слове суффикс?

  • Какие цели поставим перед собой?Узнать, что такое суффикс.2. Определить его м...

    6 слайд

    Какие цели поставим перед собой?
    Узнать, что такое суффикс.
    2. Определить его место.
    3. Для чего служит.

  • Проведём  исследование!Ёж   ,   ежиха,   ёжик   .   СУФФИКСУпражнение 164

    7 слайд

    Проведём исследование!
    Ёж ,
    ежиха,
    ёжик .
    СУФФИКС
    Упражнение 164

  • Постарайтесь  определить,  что такое  суффикс?с. 89СУФФИКС – это  
часть  сло...

    8 слайд

    Постарайтесь определить, что такое суффикс?
    с. 89
    СУФФИКС – это
    часть слова, которая стоит
    и служит для образования
    значимая
    после корня
    новых слов.

  • Учимся  разбирать  слова  по  составу!Какая  часть  слова   внесла новый  отт...

    9 слайд

    Учимся разбирать слова по составу!
    Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новое слово?
    Упражнение 165

  • Суффикс – это маленькое слово.Суффикс – это часть слова.    Суффикс служи...

    10 слайд

    Суффикс – это маленькое слово.
    Суффикс – это часть слова.
    Суффикс служит для образования новых слов.
    Суффикс служит для связи слов в предложении.
    Суффикс стоит перед корнем.
    Суффикс стоит после корня.
    Суффикс имеет значение.
    Суффикс не имеет значение.
    1)
    2)
    3)
    4)

  • Как  найти  в  слове  суффикс?с. 90
Подобрать  однокоренные   слова   без  су...

    11 слайд

    Как найти в слове суффикс?
    с. 90

    Подобрать однокоренные слова без суффикса;
    Подобрать однокоренные слова с другими суффиксами.

  • Подведём  итоги     работы!С  какой  частью     слова познакомились  на  уро...

    12 слайд

    Подведём итоги работы!

    С какой частью слова познакомились на уроке?
    Что узнали о суффиксе?
    Как работали по теме урока?

  • с. 89, 90  - выучить правила
упр. 167

    13 слайд

    с. 89, 90 — выучить правила
    упр. 167

Краткое описание документа:

Презентация к уроку русского
языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» — первый урок.

Данная презентация предназначена для учащихся 3
класса, обучающимся по учебникам В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого, системы
«Школа России».

Цель урока: Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Данный урок реализован в рамках очного
обучения.

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Деятельностный метод

Тема урока

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Цель урока

Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения.

Планируемый результат

Предметные умения

Состав слова (морфемика)

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • образовывать слова с помощью суффикса, осознавать значение новых слов.

Морфология

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков

Синтаксис

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) члены предложения;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения;
  • опознавать простое и сложное предложения

 Личностные УУД:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

   Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.

  Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

 Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2-е изд. – М. Просвещение, 2013.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в  Power Point;

Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Оргмомент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу в классе.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

2

Мотивация к учебной деятельности

Предлагает прочитать предложение, определить, что записано и объяснить смысл.

Знания делают человека сильным.

Читают предложение, определяют, что это пословица, объясняют её смысл.

3

Актуализация знаний и пробное учебное действие

А) Минутка чистописания. 

Предлагает определить букву, которую будут писать на минутке чистописания.

В слове «знания» она обозначает согласный, звонкий, парный, твёрдый звук. 

Показывает образец письма на доске.

Предлагает записать пословицу в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу, разобрать предложение по частям речи и охарактеризовать его.

Б) Предлагает подумать, о чем можно рассказать, глядя на схему.

В) Предлагает прочитать стихотворение, найти однокоренные слова и выписать их.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж  – отец, ежиха – мать

И ребёнок – ёжик.

(С.Я. Маршак)

Предлагает объяснить, что ещё объединяет эти слова.

Предлагает выделить корень,  окончание и суффикс в словах.

Учащиеся определяют, что это буква «з».

Работают в тетрадях.

Один ученик комментирует.

Учащиеся объясняют схему.

Называют однокоренные слова и выписывают их.

Учащиеся обобщают по грамматическим признакам.

Учащиеся выделяют корень и окончание, суффикс выделить не могут.

4

Выявление места и причины затруднения

Выявляют причину затруднения.

Я пока не могу выделить суффикс, потому что…

5

Построение проекта выхода из затруднения

Предлагает сформулировать цель урока.

Узнать…

Научиться…

Формулируют цель урока.

6

Реализация построенного проекта

А) Предлагает поработать в группах, ответить на вопросы и создать эталон.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое суффикс?
  2. Где стоит суффикс?
  3. Для чего он служит?

Допишите правило.

Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.

Б) Предлагает прочитать правило в учебнике (с.89) и определить, что увидели нового.

Учащиеся работают в группах, отвечают на вопросы, создают эталон.

1 ученик работает с ЭОР.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a709e48-c5d2-44fc-8c6a-42ff0caa3704/%5BNS-RUS_3-14%5D_%5BQS_156%5D.html

Учащиеся сравнивают свой эталон с ЭОР.

Читают правило самостоятельно и определяют, что суффикс выделяется особым знаком.

7

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Предлагает вернуться к заданию, которое вызвало затруднение.

Предлагает определить, все ли цели урока достигнуты.

Предлагает поработать в группах и составить алгоритм нахождения суффикса в слове.

Составьте алгоритм.

  1.  Подобрать _________________ слова.
  2.  Найти ________, ___________.
  3.  Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

Учащиеся выделяют в словах суффикс.

Определяют, что одна из целей научиться находить в слове суффикс.

Учащиеся работают в группах, составляют алгоритм.

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упражнение 167.

Предлагает прочитать стихотворение выразительно, списать третье предложение, в именах существительных выделить суффикс.

Выполняют задание самостоятельно и проверяют по эталону.

9

Включение в систему знаний и повторение

А) Предлагает поработать в группах и выполнить задание на ноутбуках в электронном приложении к учебнику.

Б) Предлагает ответить на «Хитрые вопросы»:

Как большой дом превратить в маленький?

— Можно ли рыбу превратить в человека?

— Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?

В) Предлагает выполнить тест.

Тест по теме «Что такое суффикс?»

        Выбери верный ответ.

  1. А) Суффикс – часть предложения.

     Б) Суффикс – часть слова.

        В) Суффикс – слово.

2.  А) Суффикс стоит перед корнем.

        Б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.

3.  А) Суффикс служит для образования новых слов.

        Б) Суффикс служит для красоты.

        В) Суффикс служит для связи слов в предложении.

4. Укажи слово с суффиксом –к-.

        А) мак                    

        Б) лапка

     В) язык

     Г) картина        

5*. Разгадай шараду.

        Корень мой находится в цене.

        В очерке найди приставку мне.

        Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

        Вся же в дневнике я и в журнале.

Работают в группах с электронным приложением к учебнику, образовывают с помощью подходящих суффиксов новые однокоренные слова.

Ответы записывают в тетрадь, выделяют в словах суффикс.

Выполняют тест, проверяют по «ключу».

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Предлагает продолжить фразу.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Рефлексируют свою деятельность на уроке.

11

Информация о домашнем задании

Предлагает выбрать любое задание.

  1. С. 90 упр.166
  2. «О чём может рассказать суффикс?» Сочинить сказку о суффиксе и его роли.

Выбирают вариант домашнего задания, записывают в дневник.

МБОУ СОШ МО « Ладушкинский городской округ»
Урок русского языка по теме
« Что такое суффикс? Как найти суффикс?»

класс: 3 А

Подготовила и провела учитель начальных классов Селемет С.В.
2014г.

Вспомните части слова. Дайте определения

корень

приставка

окончание

— это главная часть однокоренных слов

— это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

— это изменяемая часть слова

САД

САДИК

ПОСАДКА

САДОВЫЙ

РАССАДА

САЖЕНЦЫ

САДОВНИК

С А Д

Распределите слова на два столбика

домик, пригород, берёзка, приход, отлёт, рыбак

  • Трудолюбивый за что ни возьмётся — всё заблестит.
  • 2) Потрудишься, так и хлеба поешь..

Столик,

пенёк,

лётчик.

Тема урока

«Что такое суффикс?

Как найти в слове суффикс?»

Суффикс – это неизменяемая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов и форм слова:

барабан — барабанщик

Шарады

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале.

Корень — с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же — в космос проник.

О-ЦЕН-К-А

с-пут-ник

Ваше настроение

Литература:

1. Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание,1995.

2. Нефёдова Е. А., Узорова О. В. 350 правил и упражнений по русскому языку, 1-5 класс/ Пособие для начальной школы. – М.: Издательство «Аквариум», ЗАО «Премьера», Издательство АСТ, 2000.

Интернет-сайты:

http://youperm.ru/1-fevralya-armii-snegovikov-uzhe-ne-budet.html

http://www.xrest.ru/preview/121097/

http://classveg.ucoz.ru/index/ehto_interesno/0-25

briticat.rusmail/birds/birds1.html

 http://www.citytoys.ru/news?month=11&year=2007

1. Есть 2 безударных гласных в корне слова: а) грузовик б) ветерок в) вечерний г) прочитал

1. Есть 2 безударных гласных в корне слова:

а) грузовик

б) ветерок

в) вечерний

г) прочитал

2. К слову сер е бро проверочным словом будет слово: а) серый б) серебристый в) серебряный г) посеребрить

2. К слову сер е бро проверочным словом будет

слово:

а) серый

б) серебристый

в) серебряный

г) посеребрить

3. В каком слове букв больше, чем звуков: а) листья б) ясный в) пальто г) поют

3. В каком слове букв больше, чем звуков:

а) листья

б) ясный

в) пальто

г) поют

4. Есть 2 безударных гласных, проверяемых ударением в корне слова: а) соловьиный б) воробьиный в) соколиный г) ястребиный

4. Есть 2 безударных гласных, проверяемых

ударением в корне слова:

а) соловьиный

б) воробьиный

в) соколиный

г) ястребиный

5. Буква И пишется в слове: а) вел_ кан б) веч_рок в) дер_вушка г) леб_диный

5. Буква И пишется в слове:

а) вел_ кан

б) веч_рок

в) дер_вушка

г) леб_диный

6. Сложным является слово: а) медуница б) Пилюлькин в) Торопыжка г) Синеглазка

6. Сложным является слово:

а) медуница

б) Пилюлькин

в) Торопыжка

г) Синеглазка

7. Соединительная буква О есть в слове: а) снеговик б) снегопад в) снеговой г) снеговичок

7. Соединительная буква О есть в слове:

а) снеговик

б) снегопад

в) снеговой

г) снеговичок

8. Букву Ш нужно писать в слове: а) подру_ ка б) стару_ ка в) кни_ ка г) сне_ ки

8. Букву Ш нужно писать в слове:

а) подру_ ка

б) стару_ ка

в) кни_ ка

г) сне_ ки

9. Найди «лишнее» слово: а) милосердный б) добродушный в) слабовольный г) заботливый

9. Найди «лишнее» слово:

а) милосердный

б) добродушный

в) слабовольный

г) заботливый

Найдите слова с приставками, выделите корень и приставки. Баиньки, баиньки,   Прибежали заиньки,   Сели на скамейку,   Попросили лейку,   Поливали огород,   Где капуста растет .

Найдите слова с приставками, выделите корень и приставки.

Баиньки, баиньки,  Прибежали заиньки,  Сели на скамейку,  Попросили лейку,  Поливали огород,  Где капуста растет .

Спишите слова. Выделите в них корень. Столик, пенёк, лётчик. Сформулируйте тему урока.

Спишите слова. Выделите в них корень.

Столик, пенёк, лётчик.

Сформулируйте тему урока.

Разберите слова по составу. Выделите корень и приставку.  выход  приход  перелёт  вырос  унёс  вылез  покос

Разберите слова по составу. Выделите корень и приставку.

выход

приход

перелёт

вырос

унёс

вылез

покос

Выпишите только те прилагательные, в которых есть суффикс. Выделите его. Песня: весёлая, тихая, солдатская, туристская, тоскливая, задушевная. Ветер: сильный, слабый, порывистый, штормовой, холодный, тёплый.

Выпишите только те прилагательные, в которых есть суффикс.

Выделите его.

Песня: весёлая, тихая, солдатская, туристская, тоскливая, задушевная.

Ветер: сильный, слабый,

порывистый, штормовой, холодный, тёплый.

Какая часть слова пропущена в родственных словах? Допишите слова. Ужин - ….ать, город – городк… , жёлтый – жёлт… ий, пахучий - ….пах, река – реч…а .

Какая часть слова пропущена в родственных словах? Допишите слова.

Ужин — ….ать,

город – городк… ,

жёлтый – жёлт… ий,

пахучий — ….пах,

река – реч…а .

Составьте текст, используя следующие слова. Полянка в лесу, колокольчики, весёлые звоночки, наклонили головки, тихо позванивают.

Составьте текст, используя следующие слова.

Полянка в лесу, колокольчики, весёлые звоночки, наклонили головки, тихо позванивают.

Что такое приставка? Для чего она служит? Что такое суффикс? Для чего он служит? Оцените свою работу на уроке.

Что такое приставка?

Для чего она служит?

Что такое суффикс?

Для чего он служит?

Оцените свою работу на уроке.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова  Урок русского языка в 3 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение лицей № 4 города Данкова

Урок русского языка в 3 классе

» Что такое суффикс?

Как найти в слове суффикс?»

Учитель — Балашова Маргарита Валентиновна

Составь предложение С, удачи, успех, малой, начинается ! С малой удачи начинается успех!

Составь предложение

  • С, удачи, успех, малой, начинается !

С малой удачи начинается успех!

«Красиво писать – красоту творить»  Мир освещается солнцем, а человек — знанием. н Н Нн находка, навесной, написать

«Красиво писать – красоту творить»

  • Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

н Н Нн

находка, навесной, написать

Блиц-турнир Что является значимой частью в слове?  Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое.  окончание Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу. Какой смысл в каждом предложении, Я всем и сразу расскажу.

Блиц-турнир

  • Что является значимой частью в слове?
  • Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое.

окончание

  • Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу. Какой смысл в каждом предложении, Я всем и сразу расскажу.

Я и часть, я и предлог. Без меня никто не смог. Я и слово, и добавка, Называюсь я… приставка Часть я очень главная, В слове я живу. Без меня нет смысла Ни розе, ни ежу. Корень

  • Я и часть, я и предлог. Без меня никто не смог. Я и слово, и добавка, Называюсь я…
  • приставка

Часть я очень главная, В слове я живу. Без меня нет смысла Ни розе, ни ежу.

Корень

Без окончания, часть слова. Называюсь я… основа Слова объяснение Словарь зовет... значение Если корень выделяем, Окончанье обведем. Наши действия — не вздор, По составу то... разбор

  • Без окончания, часть слова. Называюсь я…

основа

Слова объяснение Словарь зовет…

значение

Если корень выделяем, Окончанье обведем. Наши действия — не вздор, По составу то…

разбор

Словарная работа Русская красавица  Стоит на поляне  В зеленой кофточке,  В белом сарафане.

Словарная работа

  • Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане.

Все в покое, замер ветер  И деревья все молчат...  Нет, не все еще - у этих  Листья тихо шелестят.

  • Все в покое, замер ветер И деревья все молчат… Нет, не все еще — у этих Листья тихо шелестят.

Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы.

  • Весной зеленела,
  • Летом загорела,
  • Осенью надела
  • Красные кораллы.

Очень густо он растет,  Незаметно он цветет,  А когда проходит лето,  Мы едим его конфеты,  Не в бумажке, а в скорлупке –  Берегите, детки, зубки!

  • Очень густо он растет, Незаметно он цветет, А когда проходит лето, Мы едим его конфеты, Не в бумажке, а в скорлупке – Берегите, детки, зубки!

Стоит чудо-дерево,  На дереве – мячики:  Летом – зеленые,  Осенью – румяные

  • Стоит чудо-дерево, На дереве – мячики: Летом – зеленые, Осенью – румяные

Самопроверка:  Б е реза, о сина, р я бина, о рех, ябл о ня

Самопроверка:

Б е реза, о сина, р я бина, о рех, ябл о ня

Толковый словарь Ожегова .   Рябина  - дерево или кустарник семейства розоцветных с гладкой серой корой, с перистыми листьями, с собранными в кисти горьковатыми  оранжево - красными плодами (ягодами) 

Толковый словарь Ожегова .

  • Рябина  — дерево или кустарник семейства розоцветных с гладкой серой корой, с перистыми листьями, с собранными в кисти горьковатыми 

оранжево — красными плодами (ягодами) 

Почему рябина названа именно так?  Круглый год украшают рябины наши леса, села и города. В парках городов красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому. Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения – белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-желтые, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», – говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра. Ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков. 

Почему рябина названа именно так?

  • Круглый год украшают рябины наши леса, села и города. В парках городов красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому. Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения – белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-желтые, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», – говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра. Ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков. 

Птица -рябчик

Птица -рябчик

Рябчик-растение

Рябчик-растение

Однокоренные слова Рябина, рябые, рябь, рябчики. Цветения, соцветия, цветы. Пестрота, пестра.

Однокоренные слова

  • Рябина, рябые, рябь, рябчики.
  • Цветения, соцветия, цветы.
  • Пестрота, пестра.

Тема урока: «Что такое суффикс?»  После корня он стоит Перед окончанием. Если я его сменю Другое слово получу. Обозначаю уголком Называю «СУФФИКСОМ»

Тема урока: «Что такое суффикс?»

  • После корня он стоит
  • Перед окончанием.
  • Если я его сменю
  • Другое слово получу.
  • Обозначаю уголком
  • Называю «СУФФИКСОМ»

Узнаем: Что такое суффикс? Где стоит суффикс? Что образуют суффиксы? Почему суффикс - значимая часть слова? На какие группы по значению делятся суффиксы?

Узнаем:

  • Что такое суффикс? Где стоит суффикс? Что образуют суффиксы? Почему суффикс — значимая часть слова? На какие группы по значению делятся суффиксы?

СПРАВКА:  Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением .

  • СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением .

Работа в группах Ответить на вопросы и создать эталон . Что такое суффикс? Где стоит суффикс? Для чего он служит? Допишите правило.  Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.

Работа в группах

  • Ответить на вопросы и создать эталон .
  • Что такое суффикс?
  • Где стоит суффикс?
  • Для чего он служит?
  • Допишите правило. Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.

Превратить слова в названия маленьких предметов  Нос- …,  дом- …,  мост- …, рот - … .

Превратить слова в названия маленьких предметов

  • Нос- …,
  • дом- …,
  • мост- …,
  • рот — … .

Превращение слов: в очень большие предметы  Кот - …, слон - ..., хвост -…, дом - … .

Превращение слов: в очень большие предметы

  • Кот — …,
  • слон — …,
  • хвост -…,
  • дом — … .

Сказка о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик.    Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом.  Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт.  - Тортик! – закричал –Ик.  - Тортишко, - промолвил – Ишк.  - Тортище – сказал - Ищ.  - Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно.

Сказка о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик.

  • Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом. Домик — писал – Ик. Домище — писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт. — Тортик! – закричал –Ик. — Тортишко, — промолвил – Ишк. — Тортище – сказал — Ищ. — Тортильщик, — произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно.

История о суффиксе – Чик.     Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.  У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.

История о суффиксе – Чик.

  • Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам. У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.

История о суффиксе – Ёр.  Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр.

История о суффиксе – Ёр.

  • Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр.

Работа в парах Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс. Голосок, лисица, солнышко, стульчики, котёнка, хвостиком, школьники  Голос ок , лис иц а, солн ышк о, стуль чик и, кот ёнк а, хвост ик ом, школь ник и

Работа в парах

  • Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс. Голосок, лисица, солнышко, стульчики, котёнка, хвостиком, школьники
  • Голос ок , лис иц а, солн ышк о, стуль чик и,
  • кот ёнк а, хвост ик ом, школь ник и

Самостоятельная работа по выбору   1 уровень Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом. Столик – гвоздик, сынок – ___________ , диванчик – _____________ , учитель – ___________ , маленький – ___________ , осенний – ___________ , медвежонок – __________, стульчик – ___________, котище – ___________ . 2 уровень Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели. Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит. 3 уровень Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс. Сладенький, вкусненький, тортик. Бежала, смотрели, писала. Пленник, мостик, странник Каменщик, бурильщик, учитель.

Самостоятельная работа по выбору

  • 1 уровень
  • Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.
  • Столик – гвоздик, сынок – ___________ ,
  • диванчик – _____________ , учитель – ___________ ,
  • маленький – ___________ , осенний – ___________ ,
  • медвежонок – __________, стульчик – ___________,
  • котище – ___________ .
  • 2 уровень
  • Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.
  • Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.
  • 3 уровень
  • Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.
  • Сладенький, вкусненький, тортик.
  • Бежала, смотрели, писала.
  • Пленник, мостик, странник
  • Каменщик, бурильщик, учитель.

Составьте алгоритм.   Подобрать _____________слова.  Найти ________, ___________.  Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

Составьте алгоритм.

  • Подобрать _____________слова.
  • Найти ________, ___________.
  • Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

Шарада Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. Оценка

Шарада

  • Корень мой находится в цене.
  • В очерке найди приставку мне.
  • Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
  • Вся же в дневнике я и в журнале.

Оценка

Корень с дорогой роднится В сборе приставка таится, Суффикс, как в слове дневник Целым же в космос проник Спутник

  • Корень с дорогой роднится
  • В сборе приставка таится,
  • Суффикс, как в слове дневник
  • Целым же в космос проник

Спутник

Распределить слова в группы Стульчик, огород, рябинка, охотник, перелет, прицеп. Стульчик, рябинка, охотник. Огород, перелёт, прицеп.

Распределить слова в группы

  • Стульчик, огород, рябинка, охотник, перелет, прицеп.

Стульчик, рябинка, охотник.

Огород, перелёт, прицеп.

Тест по теме: «Суффикс ».     Суффикс – это О – часть речи , М – часть слова. Суффикс служит М – для связи слов в предложении, О – для образования новых слов. Суффикс стоит О – перед корнем, Л – после корня. Суффикс – это О – изменяемая часть слова, М – неизменяемая часть слова.   Чтобы найти суффикс в слове, надо: О – изменить форму слова, Д – подобрать однокоренные слова. В каких из этих слов есть суффикс : О – книга, Е – книжный, Ц – книжечка. 

Тест по теме: «Суффикс ».

  •  
  • Суффикс – это
  • О – часть речи ,
  • М – часть слова.
  • Суффикс служит
  • М – для связи слов в предложении,
  • О – для образования новых слов.
  • Суффикс стоит
  • О – перед корнем,
  • Л – после корня.
  • Суффикс – это
  • О – изменяемая часть слова,
  • М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове, надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс :

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 

Молодец!

Молодец!

Интернет-ресурсы Фон – http://img-fotki.yandex.ru/get/6613/159303434.176/0_89517_74ba6f3e_orig.jpg Скрап –набор:  Букет, прозрачный фон – осенние листья, веточка, цветок: http://fotki.yandex.ru/users/ya-svetajud/album/280614 Рамочка с кленовыми листьями - http://img-fotki.yandex.ru/get/9324/58581001.1aa/0_b3a6a_75ee860b_orig.png Источник шаблона: Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна учитель биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ Веселовского района Ростовской области Сайт «http://pedsovet.su/»

Интернет-ресурсы

  • Фон – http://img-fotki.yandex.ru/get/6613/159303434.176/0_89517_74ba6f3e_orig.jpg
  • Скрап –набор:

Букет, прозрачный фон – осенние листья, веточка, цветок: http://fotki.yandex.ru/users/ya-svetajud/album/280614

  • Рамочка с кленовыми листьями — http://img-fotki.yandex.ru/get/9324/58581001.1aa/0_b3a6a_75ee860b_orig.png
  • Источник шаблона:

Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна учитель биологии и ИЗО

МБОУ Верхнесоленовская СОШ Веселовского района

Ростовской области Сайт «http://pedsovet.su/»

Береза - s/search?img_url=http%3A%2F%2Fflatcast.web.tr%2Fimages%2Fimported%2F2014%2F01%2F796.png&text=картинка%20клипарт%20береза&noreask=1&pos=0&lr=20211&rpt=simage Рябина -images/search?img_url=http%3A%2F%2Fs02.yapfiles.ru%2Ffiles%2F950240%2FRowan.png&text=картинка%20клипарт%20дерево%20рябина&norea Осина-https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimage.shutterstock.com%2Fdisplay_pic_with_logo%2F96481%2F116051944%2Fstock-photo-colorful-autumn-aspen-tree-branch-isolated-on-white-background-116051944.jpg&text Орешник -WyjlaMA%2FURZi4YI8ZSI%2FAAAAAAAAtqU%2FLRIpizcrqkk%2Fs1600%2Fcliparts26.png&text=картинка%20клипарт%20дерево%20орешник& Яблоня- http://клипарт.рф/изображение/4347922-изображение-яблоней/ Рябчик- http%3A%2F%2Fi2.guns.ru%2Fforums%2Ficons%2Fforum_pictures%2F002529%2F2529088.jpg&text=картинка%20клипарт%20рябчик&no https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fxn----7sbpmgvjahemmg3e5f.xn--90ais%2Fimage%2Fcache%2Fimport_ files%2F21%2F216769ddf0e411e3aa03e0cb4ef8e798_99816710002e11e4aa01e0cb4ef8e798-500x500.jpg&text=картинка%20клипарт%20рябчик&noreask=1&pos=21&lr=20211&rpt=simage Спутник -https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F4714%2F66124276.24%2F0_645d2_f1aea583_L.png&text=картинка%20клипарт%20спутник&noreask=1&pos=15&lr=20211&rpt=simage

  • Береза — s/search?img_url=http%3A%2F%2Fflatcast.web.tr%2Fimages%2Fimported%2F2014%2F01%2F796.png&text=картинка%20клипарт%20береза&noreask=1&pos=0&lr=20211&rpt=simage
  • Рябина -images/search?img_url=http%3A%2F%2Fs02.yapfiles.ru%2Ffiles%2F950240%2FRowan.png&text=картинка%20клипарт%20дерево%20рябина&norea
  • Осина-https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimage.shutterstock.com%2Fdisplay_pic_with_logo%2F96481%2F116051944%2Fstock-photo-colorful-autumn-aspen-tree-branch-isolated-on-white-background-116051944.jpg&text
  • Орешник -WyjlaMA%2FURZi4YI8ZSI%2FAAAAAAAAtqU%2FLRIpizcrqkk%2Fs1600%2Fcliparts26.png&text=картинка%20клипарт%20дерево%20орешник&
  • Яблоня- http://клипарт.рф/изображение/4347922-изображение-яблоней/
  • Рябчик- http%3A%2F%2Fi2.guns.ru%2Fforums%2Ficons%2Fforum_pictures%2F002529%2F2529088.jpg&text=картинка%20клипарт%20рябчик&no
  • https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fxn—-7sbpmgvjahemmg3e5f.xn--90ais%2Fimage%2Fcache%2Fimport_
  • files%2F21%2F216769ddf0e411e3aa03e0cb4ef8e798_99816710002e11e4aa01e0cb4ef8e798-500×500.jpg&text=картинка%20клипарт%20рябчик&noreask=1&pos=21&lr=20211&rpt=simage
  • Спутник -https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F4714%2F66124276.24%2F0_645d2_f1aea583_L.png&text=картинка%20клипарт%20спутник&noreask=1&pos=15&lr=20211&rpt=simage

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить баланс для снт
  • Найти как завязывать шнурки
  • Как найти массовую долю спирта в смеси
  • Как найти реальную девушку в интернете
  • Как найти свой номер телефона на смартфоне