Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 839 человек из 76 регионов
- Сейчас обучается 212 человек из 59 регионов
- Сейчас обучается 176 человек из 55 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Создание интеллект карты
Выполнила преподаватель высшей квалификационной категории Ганьшина Н.И. -
2 слайд
«Жизнь — это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».
Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики.
Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. -
3 слайд
Интеллект-карта
—это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека.
Интеллект-карты — это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию интеллектуального потенциала каждого человека вне зависимости от возраста.
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. -
4 слайд
Интеллект карта
– это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. -
5 слайд
карты миллиардера Ричарда Брэнсона
-
6 слайд
Mind-maps
(термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги.
Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде.
и к быстрой утомляемости. -
7 слайд
Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере.
В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости. -
8 слайд
Первые интеллект карты
-
9 слайд
Хотя первые примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену.
Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематики самой известной является — «Научите себя думать» — она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.
-
-
11 слайд
Эффективность интеллект карт объясняется тем, что мыслительные процессы проходят похожим образом. Мозг человека состоит из нейронов, которые соприкасаются между собой отростками – дендритами.
Различные образы стимулируют различные группы нейронов и связи между ними.
Можно представить интеллект карты как фотографию сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей, которые дают нашему мозгу возможность упорядочить и детализировать объекты и явления.
При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление. -
12 слайд
Недостатки традиционной линейной системы ведения заметок.
1.Излишние затраты времени и энергии.
2.Упущение одной информации во время написания другой.
3.Требуется больше времени на чтение и обзор.
4.Ассоциации и связи между ключевыми словами и идеями не очевидны.
5.Внимание легко отвлекается.
6.Отсутствие цвета и других визуальных включений препятствует запоминанию.
7.Традиционные заметки способствуют забыванию. -
13 слайд
Преимущества интеллект карт.
1.Интеллект карты работают подобно тому, как работает мозг.
2.Память естественно ассоциативна, а не линейна. Любая идея, вероятно, имеет тысячи ассоциаций и связей в вашем уме. Интеллект карты позволяют этим ассоциациям и связям быть записанными и усиленными.
3.Ум запоминает ключевые слова и образы, а не предложения. Интеллект карты используют только ключевые слова и ключевые образы, что позволяет вам на одной странице разместить намного больше важной информации. -
14 слайд
4.Поскольку интеллект карты содержать больше красочных рисунков и изображений связей между ключевыми словами, их гораздо легче вспомнить, чем линейные заметки.
5.Создание карты памяти начинается с центра страницы, а не с верхнего левого угла, что позволяет работать во всех направлениях.
6.Организация интеллект карты отражает то, как ваш мозг организует идеи.
7.Интеллект карты легко рассматривать. Регулярный обзор укрепляет память. -
15 слайд
«Научите себя думать»
-
16 слайд
Рекомендации по созданию интеллект карт
Используйте только ключевые слова, или, там где это возможно, изображения.
Начинайте создание карты с центра страницы.
Центр должен представлять собой яркий и сильный визуальный образ, который является общим для всего остального содержимого карты.
Создавайте суб-центры для подтем.
Пишите печатными буквами. Это делает вашу карту боле читабельной и запоминающейся. Нижний регистр букв более отчётливо виден и лучше запоминается, чем верхний регистр.
Используйте цвета, чтобы сделать темы и ассоциации более яркими.
Всё что выделается на вашей странице, будет выделяться в вашем разуме. -
17 слайд
Мыслите трёхмерно.
Используйте стрелки, значки и другие визуальные вспомогательные средства, чтобы показаться связь между различными элементами.
Не заостряйтесь на одной области. Если к вам не приходят мысли в одной ветке, перейдите к другой.
Выкладывайте идеи сразу же, как только они появляются. Не судите и не сдерживайтесь.
Разорвите границы. Если у вас заканчивается свободное место, не начинайте всё заново, на новом листе, просто приклейте к краю вашей карты дополнительный лист.
Проявите творчество. Творчество способствует запоминанию.
Будьте вовлечены в процесс. Получайте от него удовольствие. -
18 слайд
Техника составления интеллект карты:
-
19 слайд
Возьмите лист бумаги и нарисуйте блок (произвольной формы, это может быть круг, овал, квадрат, любое другое изображение или текст) в центре листа:
-
20 слайд
Внутри блока напишите название темы, с которой вы хотите работать:
-
21 слайд
Ваша основная тема может иметь несколько ассоциаций, допустим, для начала их будет четыре, рисуете линии для каждой идеи. Подпишите каждую линию:
-
22 слайд
Не тратьте слишком много времени на создание аккуратного рисунка с прямыми линиями, большее значение здесь имеет скорость, а не опрятность.
-
23 слайд
Поскольку каждая дополнительная идея (ассоциация второго уровня) может иметь свои ассоциации, расширьте вашу интеллект карту, создав линии (ассоциации) от новой идеи или подтемы. Это будут ассоциации или идеи третьего уровня:
-
24 слайд
За короткий промежуток времени ваша карта разума начнёт обретать форму, не беспокойтесь о том, что ваш рисунок начинает походить на сеть, ветви которой расползлись по всему листу. Интеллект карты отражают ваши мыслительные процессы, и, как правило, это что-то личное для каждого человека.
-
25 слайд
Интеллект карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей.
И это понятно, ведь создание интеллект карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Тем более что применение интеллект карт возможно в различных сферах нашей жизни.
У нас в училище, интеллект карты уже давно получили популярность.
Краткое описание документа:
«Жизнь — это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».
Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики.
Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека.
Интеллект-карты — это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию интеллектуального потенциала каждого человека вне зависимости от возраста.
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 268 722 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 25.04.2015
- 784
- 0
- 25.04.2015
- 928
- 0
- 25.04.2015
- 2304
- 0
- 25.04.2015
- 1139
- 0
- 25.04.2015
- 3917
- 45
- 25.04.2015
- 2066
- 9
- 25.04.2015
- 937
- 0
Интеллект — карта, или карты мышления (mind-maps) — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Я использую такие карты на разных этапах урока и в качестве домашнего задания.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Как составить интеллект- карту»»
Как создать интеллект-карту
Интеллект-карты
- удобный способ отображения информации. Очень часто он значительно лучше подходит для нашего мозга, чем текст, таблицы, и т.д.
Правила создания интеллект-карт:
- Для создания карт используются цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть изогнутыми , а не прямыми (как ветви дерева). Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово . Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры , чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове . Рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден — рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово.
Слайд 1
Создание интеллект-карт средствами программы XMind
Слайд 2
Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа Идея. 1 уровень Идея. 1 уровень Идея. 1 уровень Идея. 1 уровень 2 уровень 2 уровень 2 уровень 2 уровень 2 уровень 2 уровень 2 уровень 2 уровень 2 уровень 2 уровень 1 2 3 4 Интеллект карты – это метод графического выражения процессов восприятия обработки и запоминания информации теоретических задач.
Слайд 3
Основные правила создания ментальных карт . З апишите все мысли и идеи, приходящие в голову, даже самые нелепые. В этом процессе нет места критике и ограничениям От центральной темы сделайте ветви и запишите идеи, связанные с основной целью и сгенерированные во время брейн-сторминга Вам следует отложить карту как минимум на 2 часа, а лучше всего — на 2 дня — и тогда вернуться к ней. Таким образом произойдет фиксация идей в сознании
Слайд 4
Формировать орфографические и пунктуационные навыки Обогащать словарный запас Разработка презентаций Разработка проектов Написание проектов Формировать ОУ навыки Повышать качество знаний Повышать работоспособность Задействовать оба полушария головного мозга Преимущества интеллектуальных карт в обучении Помогают обучающимся Адаптироваться к условиям экзаменов 1 2 3 4 Запоминание Конспектирование Аннотирование Выявлять слабые места 5 Учиться самостоятельно 6 Развивать мышление, интеллект, речь 7 8 9 10
Слайд 5
Свойства интеллектуальной карты Наглядность Своевременность Творческий характер Возможность пересмотра Запоминаемость Привлекательность
Слайд 6
Результативность использования ментальных карт конкурентоспособная активная жизненная позиция глубокие, прочные знания сформированность компетенций и компетентностей учебно-интеллектуальные умения и навыки способы учебной деятельности высокая организация совместного учебного труда взаимная ответственность за результаты деятельности
Слайд 7
Шаг 1
Слайд 8
Шаг 2
Слайд 9
Шаг 3
Слайд 10
Шаг 4
Слайд 11
Шаг 5
Слайд 12
Шаг 7
Слайд 13
Шаг 6
Слайд 14
Шаг 8
Слайд 16
Спасибо за внимание!!!
- Метод активного обучения
Интеллект-карта — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
- Интеллект-карта — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
- Интеллект-карту можно применять для:
- создания новых идей,
- фиксации идей,
- анализа и упорядочивания информации,
- принятия решений,
- развития творческих способностей.
- Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.
- Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.
- Он достиг потрясающих результатов,став
- одним из лучших студентов. Т.Бьюзен
- превратил процесс обучения в
- увлекательное и, что главное, очень
- эффективное занятие. Потом он стал
- факультативно заниматься с
- неуспевающими школьниками, которых
- все считали безнадежными, и с каждым
- из них достиг потрясающих результатов.
- Один из таких школьников воскликнул:
- «Я не был неспособным к учению — у
- меня просто не было настоящего учения!»
В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.
- В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.
Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.
- Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.
В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться.
- В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться.
- Цвет мы воспринимаем
- мгновенно, а на восприятие
- текста нужно время.
- Разные цвета могут
- по-разному восприниматься
- и имеют разное значение в
- разных культурах и у
- разных людей.
На сегодняшний день создано множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой.
- На сегодняшний день создано множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой.
- Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.
Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.
- Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.
Рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.
- Рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.
- Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней.
- Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.
- Используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.
- Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.
- Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
чистые белые листы, желательно минимум формата А3, а лучше формата А1 или А0;
- чистые белые листы, желательно минимум формата А3, а лучше формата А1 или А0;
- цветные фломастеры, лучше — цветные карандаши, так как их можно стирать ластиком, благодаря чему можно корректировать и видеть ход мысли. Чем больше цветов, тем лучше;
- ластик;
- стикеры, желательно разных цветов и размеров;
- скотч. Если вам не хватит одного листа бумаги, вы можете прикрепить к нему еще один.
Как вариант рефлексии может быть повторное обращение к составленной интеллект-карте после изучения дополнительного материала или ознакомление с интеллект-картами других студентов.
- Как вариант рефлексии может быть повторное обращение к составленной интеллект-карте после изучения дополнительного материала или ознакомление с интеллект-картами других студентов.
- Спасибо за внимание
1. Интеллект-карты
Интеллекткарты
2.
3.
4.
5.
6.
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
• эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
• мыслить, используя весь свой творческий и
интеллектуальный потенциал.
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения
таких задач, как проведение презентаций, принятие решений,
планирование своего времени, запоминание больших объемов
информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ,
разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие,
и многих других.
7.
Области применения Интеллект-карт:
Обучение
• создание ясных и понятных конспектов лекций;
• максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
• написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.
Запоминание
• подготовка к экзаменам;
• запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…
Презентации
• вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше
понимают и запоминают;
• проведение деловых встреч и переговоров.
Планирование
• управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
• разработка сложных проектов: нового бизнеса,…
Мозговой штурм
• генерация новых идей, творчество;
• коллективное решение сложных задач.
Принятие решений
• четкое видение всех «за» и «против»;
• более взвешенное и продуманное решение.
8. Обучение
В контексте обучения, интеллект-карты можно использовать
для следующих задач:
Конспектирование
Учебников, книг, статей
Лекций на слух
Написание статей/рефератов/курсовых
Анализ/понимание
Запоминание
…
9. Конспектирование
«В одно ухо влетело, из другого вылетело». Как часто бывает,
что прочли учебник, вроде все поняли, но за 2-3-4 недели
промежутка между прочтением и сдачей экзамена все
вылетело из головы. И часто, чтобы вспомнить весь материал
необходимо заново прочитать 200-300 страниц учебника.
А хотелось бы просмотреть 2-3 страницы конспектов,
которые бы с 90% точностью позволили бы восстановить в
голове информацию о прочитанных 200-300 страницах.
Именно это и позволяют сделать Интеллект-карты.
10.
11.
12. Написание статей/рефератов/курсовых
Как часто бывает, что смотрим на белый лист бумаги, ждем
когда же придет муза, а ее все нет и нет… Или пишем,
пишем текст, и вдруг попадаем в тупик… текст дальше не
льется… Что делать, как вырваться из творческого тупика?
Хороший вариант: сначала набросать план вашей статьи в
виде интеллект-карты. И потом уже на этот скелет
наращивать весь остальной текст.
13.
14. Анализ/понимание
Бывает так, что прочли страницу текста, и брррр…. Ничего не
понятно. Прочли еще раз…. Опять непонятно. Или у автора
слишком сложные мысли, или они слишком перепутаны…
Возникает желание разложить эти мысли по полочкам, чтобы в
них не плутать, а четко и ясно понимать, что из чего следует.
Использование карт позволяет
А) Лучше понять ход мыслей автора.
Б) Увидеть логические ошибки и противоречия, которые автор
допускает.
В) Лучше проанализировать текст.
Г) Дополнить своими мыслями.
Д)…
15.
16. Запоминание
Иногда требуется запомнить какую-то информацию (перевести ее в
долговременную память). Для этого также отлично подходят интеллекткарты, т.к. требуется запоминать не 100 страниц текста, а 100 ключевых слов.
Что гораздо проще!
Для того, чтобы карта отложилась в долговременной памяти необходимо
ее повторить несколько раз.
По Тони Бьюзену: После одного часа учебной работы оптимальными
интервалами времени для повторения пройденного материала являются
следующие:
Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут
В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной
памяти.
17.
18. Презентации
При подготовке и проведении презентации интеллект-карты
помогают практически на каждом этапе:
Сбор и анализ материала
Подготовка плана выступления
Использование интеллект-карт, как наглядного материала
(плакаты, слайды)
Раздаточные материалы в виде интеллект карт
…
19.
20. Планирование
Интеллект-карты прекрасно подходят для планирования своей жизни.
Очень часто в море деталей мы теряем видение всей картины целиком,
и составление плана в виде интеллект-карты позволяет вернуть
обратно целостное видение ситуации.
Планирование проектов
Разбиение проекта на основные этапы и подэтапы. Представление
этих этапов на карте. Можно запланировать проекты начиная с
празднования своего дня рождения или похода в магазин, завершая
проектом открытия своей компании…
Планирование времени
Составление плана на день, неделю, месяц, год, жизнь…
Простановка приоритетов по делам. Понимание того, насколько план
сбалансирован и затрагивает разные аспекты жизни.
Планирование бюджета
Когда бюджет прорисован в виде карты – видна вся картина
целиком. Легко проставить приоритеты по важности трат. Легко
корректировать бюджет. Легко отслеживать его выполнение.
21. Планирование проектов
Любой проект – разбивается на этапы. Эти этапы разбиваются на
подэтапы… Если информация по проекту прописана в виде текста или
таблицы, то часто в этих этапах и подэтапах легко запутаться.
Представление проекта в виде интеллект-карты — позволяет увидеть и
удержать в голове всю картину целиком.
План в виде Интеллект-карт дает нам ряд преимуществ:
• Легко отслеживать, что уже сделано, а что нет. Просто выделяем
текстовыделителем выполненные шаги и сразу видим что уже
сделали.
• Легко дополнять план. Если нужно добавить новый шаг – просто
рисуем новую ветку и план становиться более подробным.
• Легко увидеть первоочередной фронт работ. Когда все шаги перед
глазами – то меньше шансов, что завязнем в мелких,
второстепенных шагах. И не выполним самые важные!
• …
22. День рождения
23. Списки дел
24. Техническое задание
25. Строительство бани
26. Планирование времени
Интеллект-карты позволяют составить удобный план работы на день, неделю, месяц, год…
Основные преимущества:
Мы видим всю картину целиком. Не закапываемся в деталях, а четко и ясно в
целом представляем свои планы.
Реалистичность плана. Часто мы планируем много дел. Так что их нереально
выполнить. Если сделать план в виде карты, то уже сразу понятно, что мы хотим
вместить 50 часов работы в 1 день. И уже на этапе планирования мы вынуждены
вносить коррективы, делая план более реалистичным.
Легко расставить приоритеты. Важные дела – выделяем на карте так, что понятно,
что они важные. В результате в первую очередь делаем то, что необходимо делать в
первую очередь.
Экология. Составив план в виде интеллект-карты и обозрев его целиком – часто
понимаем, что забыли в него включить такие важные составляющие жизни, как:
здоровье, семья, дети, отдых… И увидев, что запланированная жизнь, не радует,
уже на этапе планирования вносим изменения, добавляя важные для нас дела.
Легко отслеживать что выполнено, а что нет. Выделяя на карте выполненные
веточки мы получаем наглядную картину того, что из запланированного на день мы
успели сделать, а что нет.
Легко корректировать план. Какая-то встреча заняла дольше времени, чем мы
думали. План нужно менять. Что выкинуть? Если план в виде интеллект-карты –
мы видим сразу все варианты, какие дела можно перенести на завтра.
…
27.
28.
29.
30. Планирование бюджета
Расходов почему-то всегда больше чем доходов В начале месяца – денег «куры
не клюют», к концу месяца – приходится занимать в долг. На самые важные
покупки – почему-то всегда не хватает…
Чаще всего – это из-за не умения окинуть сразу целиком всю ситуацию со
своими финансами. И здесь опять таки хорошо помогают Интеллект-карты.
Преимущества планирования бюджета в виде интеллект-карт:
• Можно одним взглядом целиком увидеть весь бюджет.
• Легко понять, насколько сильно расходы превышают доходы, и
скорректировать план.
• Можно понять, все ли ветки/направления в жизни получают одинаковое
финансирование. Или есть 1-2 направления, которые забирают все деньги,
а на все остальное денег не хватает.
• Можно проставить приоритеты по важности трат.
• Легко корректировать план. Появились непредвиденные доходы – вписали
веточку, с доходами. Появились непредвиденные расходы – вписали их, и
сразу отметили за счет каких других веточек у нас пойдут эти расходы.
• …
31.
32.
33. Мозговой штурм с использованием Интеллект-карт
«Одна голова хорошо, а две лучше», гласит народная
мудрость, забывая, что это верно только в том случае, если
эти золотые головы помогают друг другу, а не мешают.
34.
35.
Этап 1-й: Выбор темы
На этом этапе – задается общее направление в котором нужно думать
нашим светлым головам. В терминах Интеллект-карт – мы создаем
центральный образ, символизирующий основную идею. Важно четко
задать рамки, критерии, цели… Чтобы идеи, возникающие в ходе
мозгового штурма работали именно на ту задачу, которую хотим
решить.
Этап 2-й: Индивидуальная мозговая атака
В классике предлагается всем собраться вместе и начать накидывать на
доску все возможные идеи (без критики). На практике, здесь обычно
наблюдаем обратный эффект – из за наличия большого числа людей,
кто-то промолчит, кому-то не дадут сказать, кто-то перетянет на себя
внимание, кто-то уведет обсуждение в дебри… и групповая активность
только мешает.
Лучше каждому уединиться. Поразмышлять над задачей. И записать
все пришедшие идеи в виде интеллект-карты.
По традиции – вначале «извержение идей»: все что приходит в голову
набрасываем на черновике.
Потом уже переписываем на чистовой вариант.
36.
Этап 3-й: Составление коллективной интеллект-карты
Наши три (или больше) умные головы собираются вместе. Каждый
приносит с собой свою карту, созданную на этапе №2. Берут лист
побольше, лучше всего ватман. И теперь создают общую интеллекткарту.
Самое главное на этом этапе:
• Записать на общей карте ВСЕ ИДЕИ, которые есть на
индивидуальных картах!!! Все = все! Ни одну идею, даже самую
«бессмысленную» нельзя отсеять! Без критики. Если что – заводим
на карте ветку «безумные идеи» и записываем туда
• Здесь же можно согласовать цвета, символы, коды, которые будут
использоваться в общей карте.
Как результат – получаем большую карту, которая объединяет идеи
каждого из участников. Если по ходу рисования возникают новые
идеи, то их можно тут же дописать…
Этап 4-й: Инкубация
Самые гениальные идеи часто приходят во сне Поэтому наши три
умные головы отвлекаются на некоторое время. Занимаются другими
делами, отдыхают… А в это время их бессознательное будет
потихоньку работать…
37.
Этап 5-й: Вторая редакция
Повторяем этапы 2 и 3.
На этапе 5.2 каждый участник мозгового штурма уже имеет в качестве
материала: свою карту, карты двух своих напарников, общую карту,
объединяющую их 3 индивидуальные и ряд мыслей, пришедших к нему во
время периода «инкубации».
И наш участник на основе всего этого создает еще раз свою карту, записывая
на нее свои идеи и мысли по поводу обсуждаемой темы.
На этапе 5.3 опять создаем общую карту, объединяющую всю информацию,
которую удалось собрать по поводу обсуждаемой проблемы.
Этап 6: Анализ и принятие решения
Понятно, что сама карта не примет за вас никакого решения. Она соберет всю
информацию о проблеме в таком виде, что ее можно будет обозреть одним
взглядом, и с ней удобно будет работать. А решение принимают уже
участники мозгового штурма сообща, или передав эту карту лицу
принимающему решение, или еще как-то.
Но как показывает практика, если собирать идеи, рождаемые в ходе мозгового
штурма именно в виде интеллект-карт,
• то с ними гораздо удобнее работать,
• ни одна из идей не потеряется в ходе обсуждения,
• легко создаются новые идеи, т.к. карта сама провоцирует на генерацию
новых идей (в результате обсуждение получается более насыщенным и
продуктивным).
38. Принятие решений
Принятие решения в случае дилеммы с помощью Интеллекткарт
Интеллект-карты помогают более взвешенно принять решение в
случае дилеммы: «покупать – не покупать», «ехать – не ехать»,
«менять работу – не менять»…
Интеллект-карты позволяют собрать всю информацию,
относящуюся к задаче на одном листе, и окинуть ее одним
взглядом. Держать в поле зрения все плюсы и минусы того или
иного решения.
Активизация ассоциативного мышления позволяет включить в
рассмотрение важные факторы, которые были бы упущены при
традиционном анализе.
Использование цветов и образов активизирует интуицию.
…
39.
Как рисовать Интеллект-карту:
• Как обычно: в центре яркий образ, символизирующий
дилемму.
• Запускаете поток ассоциаций, которые возникают в связи с
этой дилеммой. Заполняете карту не последовательно, а по
мере появления той или иной мысли. Все, что относится к
одной альтернативе, рисуете одним цветом; все, что
относится к другой альтернативе, – другим.
• Не забывайте активно использовать картинки и символы!
40. Например: кусочек карты при принятии решения, на чем ехать отдыхать: на самолете или на автобусе.
41.
Осуществление выбора:
1. Решение, рождаемое в ходе самого процесса
Во многих случаях сам процесс составления Интеллект-карты приводит человека к требуемому
решению.
2. Метод присвоения числовых весов
Каждому ключевому слову присваивается вес, выражаемый от 1 до 100 (со знаком «+», если этот
параметр в пользу этого выбора, и со знаком «–», если против). После этого производится подсчет
баллов в каждом выборе.
Выбор 1= +10-10+10-10= 0
Выбор 2= +80-60+0+10=+30
Выигрывает выбор с наибольшей суммой баллов.
3. Интуиция
Еще раз посмотреть на карту. Закрыть глаза. Мысленно один выбор положить на одну руку, другой
выбор – на другую. И позволить своему телу, своей интуиции принять решение (подсказка
бессознательного выразится в том, что одна из рук окажется тяжелее).
4. Инкубация
Отложить решение. Заняться чем-либо другим (лечь поспать). Иногда требуется некоторое время
на то, чтобы решение созрело.
5. Воля случая
Если решение все еще не принято, и вес альтернатив оказался одинаковым, то в таком случае
любой из двух возможных выборов является равноценным и вы можете просто бросить монетку.
Во время подбрасывания монетки все равно внимательно прислушивайтесь к собственным
эмоциям. Если выпал «орел» или же «решка» и вашей первой реакцией было разочарование или
облегчение, вы сможете оценить свое истинное отношение к рассматриваемому выбору и уже на
основании этого принимать то или иное решение.
42.
43. Правила построения интеллект-карт
44.
1. Главное!
1.1. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль,
цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у
вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.
1.2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла.
Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и
продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это
правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете
другую последовательность, обозначайте очередность чтения
порядковыми цифрами.
1.3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда
больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем
мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут
по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных
культурах и у разных людей. Более подробно об этом рассказано ниже.
1.4. Экспериментируйте всегда! В течение своей практики автор
видел множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой
неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого
человека уникально, то и карта как результат мышления тоже
оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь
экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы
представления информации, максимально подходящие именно для вас.
45.
2. Центральный образ
Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без
которого невозможно создание ключевых ассоциаций, из
которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ
должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он
будет являться вашим центром внимания, основной целью
создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте
задачу, используйте при создании центрального образа наиболее
«цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и
рисунки.
46.
3. Оформляйте!
Рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор
очевиден — рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время,
воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное
количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически
мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту
первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия
информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что
там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в
голове тут же всплывет необходимая информация.
Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто
это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного
цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как
личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В разных
культурах у одного и того же цвета могут быть совершенно различные
обозначения. Например, в России цветом траура считается черный, а в
Японии — белый. В зависимости от придаваемого значения цвета
можно существенно упростить и ускорить восприятие информации.
Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно
мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с
интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые
используются в ней. Вы можете придумать свои обозначения или
воспользоваться нижеприведенной трактовкой автора.
47.
Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они
не складывались в законченное предложение. Как вы увидите ниже,
информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг
с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы
читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство
незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций,
продолжающих интеллект-карту.
Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так
как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем
обычный печатный.
Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки
карты или заносите в комментарии вокруг объектов карты (топиков),
которые при бумажном написании удобно делать на стикерах.
Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает
нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать
информацию и создавать целостный образ.
Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а
лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко
воспринимать даже уставший человек.
48.
Цвет
Значение
Красный цвет
Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует
внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть,
если не обратить на него внимание
Синий цвет
Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную
работу. Отлично воспринимается большинством людей
Зеленый цвет
Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно
воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от
оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах
советского типа)
Желтый цвет
Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который
невозможно не обратить внимание.
Коричневый цвет Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности,
уверенности
Оранжевый цвет Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества,
возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание
Голубой цвет
Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском
языке нет отдельного слова для этого цвета (blue понимается как и синий, и
голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю,
к небу, к мечте
Черный цвет
Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания
границ
Скорость
восприятия
Высокая
Средняя
Низкая
Высокая
Низкая
Высокая
Низкая
Средняя
49.
Связи главного топика показывайте с помощью линии, утолщая
ее у основания и постепенно сужая у подчиненного топика.
Если топики из соседних веток связаны друг с другом,
соединяйте их стрелками.
Используйте группировку для обозначения односмысловых
групп.
Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще,
например, две ветки, но никак не будет получаться
сформулировать их название. В таком случае рекомендуется
проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас
сформируется незавершенное действие, и мозг станет
сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и
предложить необходимые идеи.
Попробуйте построить свою первую интеллект-карту с помощью
выполнения первого урока.
50.
Для нарисованных интеллект-карт характерен переформулированный
закон Мерфи: «Интеллект-карта всегда занимает ровно столько места,
сколько ей предоставят, и еще чуть-чуть». Автор не раз убеждался в
справедливости этого закона, когда целиком заполнялись листы
формата А1 и даже А0.
Поэтому вам потребуются:
• чистые белые листы, желательно минимум формата А3. Формата А4
может просто не хватить для буйства ваших ассоциаций;
• цветные фломастеры, лучше — цветные карандаши, так как их
можно стирать ластиком, благодаря чему можно корректировать и
видеть ход мысли. Чем больше цветов, тем лучше;
• ластик;
• стикеры, желательно разных цветов и размеров;
• скотч. Если вам не хватит одного листа бумаги, вы можете
прикрепить к нему еще один.
Лучше всего располагать лист горизонтально. Если лист большой —
можно сразу прикрепить его к стене с помощью скотча.