Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности составьте план

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Спрятать пояснение

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1.  Угрозы и вызовы современного человечества.

2.  Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

3.  Причины возникновения международного терроризма:

а)  разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;

б)  агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;

в)  политическое доминирование западных стран в глобальном мире.

4.  Особенности терроризма на современном этапе:

а)  наднациональный характер;

б)  использование современных сетевых технологий и ресурсов;

в)  наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;

г)  использование религиозных и социокультурных программных установок.

5.  Основные направления деятельности международных террористов:

а)  организация психологических атак с использованием медиа-технологий;

б)  подготовка и проведение террористических актов;

в)  организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.

6.  Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

7.  Роль РФ в противодействии террористической угрозе. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания ответа на задание 24 Баллы
24.1 Раскрытие темы по существу 3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

ИЛИ

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

2

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

ИЛИ

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла

24.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1

Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей

1

Все иные ситуации

0
Максимальный балл 4

1) Угрозы и вызовы современного
человечества.

2) Международный терроризм как угроза
мировому сообществу.

3) Причины возникновения международного
терроризма:

а) разрыв в уровнях экономического и
социального развития между странами и
регионами мира;

б) агрессивное внедрение ценностей и
норм западного общества в незападный
мир, притеснение незападных культур и
ценностей;

в) политическое доминирование западных
стран в глобальном мире.

4) Особенности терроризма на современном
этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных сетевых
технологий и ресурсов;

в) наличие значительных финансовых,
интеллектуальных, людских ресурсов;

г) использование религиозных и 
социокультурных программных установок.

5) Основные направления деятельности
международных террористов:

а) организация психологических атак с
использованием медиатехнологий;

б) подготовка и проведение террористических
актов;

в) организация атак в Интернете на
крупные финансовые центры, банки.

6) Пути и способы борьбы мирового
сообщества с террористами.

7) Роль РФ в противодействии террористической
угрозе.

10. Социально-демографические проблемы современности.

1) Социально-демографические проблемы
как часть глобальных проблем современности.
/ Сущность социально-демографических
проблем современного человечества.

2) Причины возникновения
социально-демографических проблем:

а) разрыв в уровнях экономического и
социального развития между странами и
регионами мира;

б) изменение образа жизни людей со
вступлением в информационную эпоху;

в) влияние мировых войн и деятельности
тоталитарных режимов в XX веке.

3) Основные проявления глобальных
проблем:

а) неконтролируемый рост рождаемости
в развивающихся странах, неспособность
обеспечить достойный уровень жизни
людей;

б) постарение ряда европейских наций,
снижение рождаемости;

в) высокий уровень смертности вследствие
недостаточного развития системы
здравоохранения и низкого уровня жизни.

4) Пути преодоления социально-демографических
проблем:

а) укрепление семьи, традиционных
семейных устоев;

б) повышение уровня жизни населения в
развивающихся странах;

в) проведение целостной миграционной
политики с учетом интересов стран с
различными демографическими проблемами;

г) совершенствование и развитие системы
здравоохранение и социального
обеспечения..

5) Специфика социально-демографических
проблем в РФ.

11. Процесс глобализации и его противоречия.

1) Понятие о глобализации. / Глобализация
– процесс формирования единого
человечества.

2) Проявления глобализации в различных
сферах жизни современного общества:

а) экономическая глобализация (формирование
единого мирового рынка, единых
наднациональных финансовых центров
(Всемирный Банк, Международный валютный
фонд, Всемирная торговая организация));

б) политическая глобализация (образование
наднациональных центров принятия
политических решений (ООН, «большая
восьмерка», Евросоюз), формирование
единых стандартов демократических
институтов);

в) социальная глобализация (расширение
круга общения, формирование сетевых
социальных сообществ, сближение между
собой стран и народов);

г) глобализация в духовной сфере
(распространение массовой культуры,
единых культурных стандартов).

3) Основные положительные последствия
глобализации:

а) ускорение экономического развития,
распространение экономических новшеств;

б) повышение уровня жизни и стандартов
потребления в мире;

в) распространение универсальных
представлений о гуманизме и демократии;

г) сближение между собой людей разных
стран посредством сетевого общения.

4) Противоречивость и неоднозначность
процессов глобализации:

       а) угроза ряду
отраслей национальных экономик;

       б) вестернизация,
навязывание незападным странам ценностей
и традиций западного мира;

       в) угроза сохранению
ряда национальных языков и культур;

       г) распространение
некачественных образцов и продуктов
массовой культуры.

5) Участие РФ в процессах глобализации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    06.02.20152.17 Mб19Планирование курсовая.rtf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

22. ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Про­бле­ма меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма как гло­баль­ная про­бле­ма со­вре­мен­но­сти». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

По­яс­не­ние.

При ана­ли­зе от­ве­та учи­ты­ва­ют­ся:

— на­ли­чие пунк­тов плана, обя­за­тель­ных для рас­кры­тия пред­ло­жен­ной темы;

— кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме;

— со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.

Фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, име­ю­щие аб­стракт­но-фор­маль­ный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие спе­ци­фи­ки темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оце­ни­ва­нии.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы.

1. Угро­зы и вы­зо­вы со­вре­мен­но­го че­ло­ве­че­ства.

2. Меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм как угро­за ми­ро­во­му со­об­ще­ству.

3. При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма:

а) раз­рыв в уров­нях эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия между стра­на­ми и ре­ги­о­на­ми мира;

б) агрес­сив­ное внед­ре­ние цен­но­стей и норм за­пад­но­го об­ще­ства в не­за­пад­ный мир, при­тес­не­ние не­за­пад­ных куль­тур и цен­но­стей;

в) по­ли­ти­че­ское до­ми­ни­ро­ва­ние за­пад­ных стран в гло­баль­ном мире.

4. Осо­бен­но­сти тер­ро­риз­ма на со­вре­мен­ном этапе:

а) над­на­ци­о­наль­ный ха­рак­тер;

б) ис­поль­зо­ва­ние со­вре­мен­ных се­те­вых тех­но­ло­гий и ре­сур­сов;

в) на­ли­чие зна­чи­тель­ных фи­нан­со­вых, ин­тел­лек­ту­аль­ных, люд­ских ре­сур­сов;

г) ис­поль­зо­ва­ние ре­ли­ги­оз­ных и со­ци­о­куль­тур­ных про­грамм­ных уста­но­вок.

5. Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти меж­ду­на­род­ных тер­ро­ри­стов:

а) ор­га­ни­за­ция пси­хо­ло­ги­че­ских атак с ис­поль­зо­ва­ни­ем медиа-тех­но­ло­гий;

б) под­го­тов­ка и про­ве­де­ние тер­ро­ри­сти­че­ских актов;

в) ор­га­ни­за­ция атак в Ин­тер­не­те на круп­ные фи­нан­со­вые цен­тры, банки.

6. Пути и спо­со­бы борь­бы ми­ро­во­го со­об­ще­ства с тер­ро­ри­ста­ми.

7. Роль РФ в про­ти­во­дей­ствии тер­ро­ри­сти­че­ской угро­зе. Воз­мож­ны дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в на­зыв­ной, во­прос­ной или сме­шан­ной фор­мах.

От­сут­ствие 2-го, 3-го и 4-го пунк­тов плана в дан­ной или близ­кой по смыс­лу фор­му­ли­ров­ке не поз­во­лит рас­крыть со­дер­жа­ние этой темы по су­ще­ству.

План №106: «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности»

(возможны другие варианты формулировки темы: «Терроризм как глобальная проблема человечества»)

1) Разновидности терроризма:

— индивидуальный, коллективный;

— организованный, неорганизованный;

— национальный, религиозный, социальный.

2) Некоторые формы и методы терроризма:

— взрывы, захват заложников;

— политические похищения;

— использование отравляющих веществ;

— организация атак в Интернете.

3) Особенности терроризма на современном этапе:

— наднациональный характер;

— использование современных сетевых технологий и ресурсов;

— наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;

— использование религиозных и социокультурных программных установок.

4) Некоторые способы международного противодействия терроризму:

— сотрудничество стран в сфере международной безопасности;

— контроль над производством и распространением оружия и взрывчатых веществ;

— пропаганда объединения всех людей в борьбе с терроризмом.

5) Основные принципы противодействия терроризму в РФ:

— обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

— законность;

— неотвратимость наказания;

— системность и комплексное использование различных мер противодействия терроризму.

Наличие 1, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Терроризм, а также его последствия являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Реалией настоящего времени является тот факт, что терроризм все больше угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами может стать любая страна, любой человек. Проблема терроризма на рубеже XX- XXI вв. обрела особое значение в силу его глобализации, повышения активности, а следовательно, и роста масштабов угрозы.

Наибольшее развитие терроризм получил с 60-х годов XX века, когда целые регионы мира были покрыты зонами и очагами активности различных по своей ориентации террористических организаций и групп. Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. С 1968 по 1980 г. ими было совершено около 6700 террористических актов, в результате которых погибло 3668 и ранено 7474 человека.

Беспрецедентный рост террористических актов пришелся на последнее десятилетие XX в. За десять лет совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тыс. человек, пострадали более 11 тыс. человек. Жертвами террора оказались тысячи простых граждан в разных городах мира, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Буденновске, Первомайске, Грозном, в ряде районов Дагестана.

В настоящее время наблюдается рост общественной опасности терроризма как для международных отношений, так и для национальной безопасности, конституционного строя и прав граждан самых различных по своему уровню стран мира. Терроризм становится долговременным фактором в современной политической жизни. Кроме того, продолжается и усиливается связь между государственным и внутренним терроризмом.

Эти выводы подтвердили события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. Данные террористические акты являются наиболее дерзкой и масштабной акцией международных террористов, в результате которой сразу оказались уничтоженными несколько тысяч человек.

Терроризм – явление многоплановое: в нем переплелись политические, правовые, психологические, философские, исторические, технологические и иные аспекты. Не случайно мировому сообществу так и не удалось выработать общеприемлемое определение этой важной политической категории.

Террор как особая форма политического насилия характеризуется жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью. Эти особенности предопределили широкое использование террора на протяжении человеческой истории в качестве средства политической борьбы в интересах государства, организаций и отдельных групп людей.

«Террор» в русском языке определяется как устрашение противника путем физического насилия, вплоть до уничтожения, а терроризм — это практика террора. Действия террористов не всегда связаны с убийством, но всегда подразумевают насилие, принуждение, угрозу. Различными могут быть и цели: сугубо корыстные, в основе которых жажда наживы; политические, в том числе от узкокорпоративных до свержения государственного строя. Террористические действия совершаются и ради идеи. Поэтому те, кто разделяет идеи террориста, нередко называют его патриотом, борцом за свободу, оппозиционером и т.д.

В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористических актов. Согласно исследованиям ряда российских ученых и данным зарубежных исследовательских центров, совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд долларов.

Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. В 80-90-е гг. XX столетия он уже стал явлением мирового масштаба. Это объясняется расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях.

Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террором.

Ежегодно в различных уголках планеты в результате проведения террористических актов гибнут сотни и даже тысячи людей. Как правило, это мирные граждане, ставшие невольными заложниками чьей-то злой воли.

Так, в течение двух суток, с 1 по 2 сентября 2004 г., в спортзале школы № 1 г. Беслана (Республика Северная Осетия – Алания) террористами удерживались учителя, ученики и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва, осуществленного террористами, произошло обрушение крыши спортзала. Погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка, 559 человек получили ранения.

Возрастает многообразие террористической деятельности, которая все больше увязывается с национальными, религиозными, этническими конфликтами, сепаратистскими и освободительными движениями.

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется:

— широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями;

— жесткой организационной структурой, состоящей из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия;

— жесткой конспирацией и тщательным отбором кадров;

— наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах;

— хорошим техническим оснащением, конкурирующим, а то и превосходящим оснащение подразделений правительственных войск;

— наличием разветвленной сети конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов.

Характерно, что, получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках.

На сегодня терроризм – это уже не только и не столько диверсанты одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Современный терроризм – это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Примеры Афганистана, Таджикистана, Косова, Чечни и стоящих за ними мощных покровителей и доноров показывают, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористическую войну, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым «рынком труда» (наемники и прочие) и приложения капитала (поставщики оружия, наркоторговля и др.).

Особую тревогу вызывает активизация международного терроризма и расширение его связей с транснациональной организованной преступностью, наркобизнесом, «отмыванием» денег, закупкой больших партий оружия и боеприпасов, а также ядерных, химических, биологических и других опасных материалов для борьбы против различных стран и народов в современном мире.

Отличительными особенностями современного терроризма являются:

— формирование международных и региональных руководящих органов для решения вопросов планирования террористической деятельности, подготовки и проведения конкретных операций, организации взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции;

— возбуждение антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть;

— проникновение в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры;

— создание разветвленной сети центров и баз по подготовке боевиков и обеспечению операций в различных регионах мира, создание сети подполья, тайников и складов оружия и боеприпасов в различных странах и регионах;

— создание сети фирм, компаний, банков, фондов, которые используются в качестве прикрытия террористов, финансирования и всестороннего обеспечения их операций;

— концентрация финансовых средств в руках террористов в связи со срастанием терроризма с наркобизнесом и торговлей оружием;

— использование права на политическое убежище, проживание, деятельность и базирование, предоставляемое рядом государств;

— использование конфликтных и кризисных ситуаций для распространения своего влияния.

Террористические группировки активно используют в своих интересах современные достижения науки и техники, получили широкий доступ к информации и современным военным технологиям. Терроризм приобретает новые формы и возможности в связи с усиливающейся интеграцией международного сообщества, развитием информационных, экономических и финансовых связей, расширением миграционных потоков и ослаблением контроля за пересечением границ.

Терроризм ищет новые, все более жестокие и масштабные способы устрашения. Террористы переступили принципиальный рубеж – прибегли (в японском метро) к использованию средств массового уничтожения. По оценкам зарубежных экспертов, террористы и прежде не раз уже делали попытки «нащупать» пути к оружию массового уничтожения, пытались овладеть им или его изготовить, проникнуть в ядерные учреждения или на объекты, применить сильнодействующие токсические средства, совершить диверсии против действующих и строящихся атомных установок и АЭС. Общественное мнение ряда стран постоянно будоражат слухи о хищениях и нелегальных коммерческих сделках с расщепляющимися материалами, их тайной переправке за рубеж.

Таким образом, терроризм оказался непосредственно связанным с проблемой выживания человечества, обеспечения безопасности государства. Он не склонен останавливаться ни перед чем для достижения своих целей. В международном масштабе терроризм распространился как страшная эпидемия.

Растущая активность терроризма требует уже сейчас принятия экстренных мер в международном масштабе.

Борьба против терроризма, как показывает международный и отечественный опыт, может быть эффективной, если она строится на следующих принципах:

— упреждения террористических актов за счет правильно поставленной оперативной деятельности, планирования и подготовки к срыву намеченных террористических действий;

— минимальных уступок террористам. В ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия для проведения наиболее эффективной операции в создавшихся условиях;

— минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции;

— неотвратимости наказания за террористическую деятельность.

В настоящее время борьба против терроризма, в зависимости от его конкретных форм и исторических особенностей, должна осуществляться комплексно, по нескольким основным направлениям:

1. Путем совершенствования деятельности специальных структур, на которые возложена прямая обязанность вести борьбу против терроризма. В современных условиях резко повышается роль разведывательных мероприятий, которые способны предвосхитить, т.е. предупредить террористический акт.

2. С помощью проведения войсковых операций.

Международное право считает допустимым ответные силовые действия против террористов, когда исполнитель террористического акта не вызывает сомнений. Кроме того, ответный удар должен быть соизмерим с нанесенным террористами ущербом, жертва терроризма должна искать и другие средства для воздействия в отношении непосредственных исполнителей и соучастников террористических действий, чтобы не допускать их повторения в будущем.

3. С использованием переговорного процесса, направленного на прекращение террористической деятельности, постепенное решение острых социальных проблем и установление прочного мира в стране или в регионе.

Международный опыт свидетельствует, что переговоры с террористами могут иметь определенный успех.

1. В связи с превращением международного терроризма в глобальную угрозу необходима координация усилий стран мира для борьбы и противодействия этому злу.

Трагические московские события 23-26 октября 2002 года в культурном центре на Дубровке и 1-2 сентября 2004 г. в Беслане еще раз напомнили о том, что с терроризмом необходимо вести беспощадную борьбу. Для обеспечения необходимой эффективности этой борьбы требуется одновременное целенаправленное воздействие на социальные факторы и условия, которые детерминируют терроризм и благоприятствуют его распространению. В решении задач, предназначенных для осуществления социальной, криминологической и специальной профилактики, должен участвовать широкий круг государственных органов с привлечением общественности.

Вступивший в силу 4 августа 1998 г. Федеральный закон « О борьбе с терроризмом» впервые в истории нашей страны законодательно закрепил систему мер противодействия этой угрозе.

По Закону субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в Российской Федерации, являются: Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство внутренних дел (МВД), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), Министерство обороны (МО), а субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (п.3 ст.6 Закона).

Стратегия отпора терроризму включает в себя:

— идеологическое, информационное, организационное противодействие формированию у граждан террористических намерений и настроений;

— правовое, информационное, административное и оперативное противодействие возникновению террористических (экстремистских) групп и организаций;

— недопущение приобретения оружия, боеприпасов и иных средств осуществления преступных действий лицами, вынашивающими террористические намерения;

— предупреждение террористических действий на стадии их подготовки и покушения;

— оперативное, боевое, уголовно-правовое пресечение террористических действий на стадии их реализации.

За последние годы особое значение приобретает выявление очагов терроризма в дальнем и ближнем зарубежье, угрожающих интересам России и ее национальной безопасности. Особую угрозу представляют экстремистские и террористические организации мусульманского мира, добивающиеся своих целей путем развертывания подрывной работы, в том числе вооруженной борьбы на территории России и в ее ближнем зарубежье.

Находящиеся в Чечне радикальные мусульманские организации получают финансовую помощь от своих организаций в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Катаре, Египте, Иордании, Пакистане. Одним из спонсоров является саудовский миллиардер Усама бен Ладен. Деятельность исламистских организаций в Чечне поддерживается на постоянной основе украинскими националистами из организации УНА – УНСО.

Такова не полная картина деятельности международного терроризма, все настойчивее пытающегося превратить постсоветское пространство, особенно Россию, в зону своих активных действий. Только жестокая и бескомпромиссная борьба с террором обеспечит России и ее гражданам уверенность в будущем.

Россия готова внести свой вклад в общие усилия антитеррористической коалиции, несмотря на то, что многие участвующие в ней западные государства еще недавно резко критиковали нас за действия федеральных сил в борьбе против боевиков в Чечне.

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Агибаловская  средняя школа» Холм – Жирковского района

Смоленской области

Итоговый проект по обществознанию

на тему: «Терроризм – глобальная проблема современности»

Жманкова Дмитрия                                                                                                                                                                                                                                                                      

ученика 9 го класса                                                                

МБОУ « Агибаловской  СШ»

Холм — Жирковского района

                                                            Руководитель: Зуева Елена  

Николаевна, учитель

обществознания

                                                            МБОУ « Агибаловской  СШ»        

Холм — Жирковского района

Агибалово, 2018 г

Оглавление

I. Введение……………………………………………………………….  3-4 стр.

II. Основная часть ……………………………………………………… 5-9 стр.

2.1. Так что же такое терроризм?……………………………………………… 5-6 стр.

2.2. Классификации терроризма …………………………………… 7 стр. 

2.3. Самые кровавые теракты в России……………………………………………….. … 8-9 стр.

III. Исследование на тему: «Терроризм – глобальная проблема современности» …………………………………………………………………………..10-12 стр.

IV. Заключение …………………………………………………………… 13стр.

Список  литературы ………………………………………………………14 стр.

Приложения

I. Введение

Терроризм –это ненависть.

Человека к человеку.

Человека к человечеству.

М.Болтунов

Терроризм в последние годы стал одной из главных проблем мирового сообщества. Могущественные государства, способные организовать экспедицию на Марс, оснащенные ядерными арсеналами и баллистическими ракетами, оказываются бессильными перед группой людей с автоматами, которые готовы убивать заложников, взрывать здания.

В последнее время мы все чаще слышим страшные сводки о произошедших в нашей стране и в мире террористических актах.

Все более ясным становится, что терроризм влечет за собой огромные человеческие, политические и экономические потери. Жертвой терроризма может стать любой гражданин.

Тема терактов очень актуальна не только в мире, но и в России, особенно в последние лет 20…

 Когда с нелогичной периодичностью в нашей стране происходят взрывы — в метро, общественном транспорте, жилых домах[1][И-2].

Актуальность темы: Терроризм -чума XXI века, это обусловлена тем, что за последние несколько лет число данного вида преступления резко возросло.

Цель проекта: выявить причины терроризма и найти пути решения для предотвращения террористических актов.

Задачей проекта является изучение такого вида общественно опасного деяния как терроризм.

Объект исследования: обучающиеся6 и 7 классов МБОУ « Агибаловской  СШ»

Предмет исследования: глобальная проблема терроризма в наше время.

Методы исследования:

  • Изучение проблемы терроризма
  • Проведение анкетирования среди обучающихся МБОУ « Агибаловской  СШ» на тему понимания проблемы терроризма.
  • Подведение итогов

Гипотеза: не все обучающиеся нашей школы близко знакомы с темой «Терроризм», эта работа поможет ближе узнать о проблеме терроризма у нас в стране.

Практическая значимость данного проекта определяется тем, что материалы работы могут быть использованы на классных часах на общешкольных мероприятиях  посвященных теме «Терроризм».

II. Основная часть

2.1. Так что же такое терроризм?

Терроризм глобален по масштабам, «порочен» по природе, безжалостен к врагам и стремится контролировать все сферы жизни и мысли[2] [Л-3].

В настоящее время проблема терроризма приобретает глобальный характер и это связанно прежде всего с тем, что нарастающая кризисная ситуация в мировом сообществе способствует активизации деятельности террористических группировок. Терроризм  в той или иной мере всегда присутствовал в социальной жизни, именно современный терроризм по масштабам и формам встал в ряд с такими глобальными проблемами нашего общества, как экономика, экология, политика, демография.

Так что же такое терроризм?

Существует множество определений этого понятия:

  • Терроризм – это одна из форм организованного насилия;
  • терроризм – это использование силы в политических целях, специфическая форма политического насилия;
  • терроризм – акции, сопряженные с применением насилия или угрозой насилия, сопровождаемые выдвижением конкретных требований;
  • терроризм — это заранее продуманное и подготовленное противозаконное применение насилия или вероятность такой акции в отношении личности или ее собственности, с целью вынудить правительство (общество, государство) принять решение, отвечающее требованиям противоправных сил[3] [Л-2].

С  данной темой можно связать следующие понятия:

Террор и терроризм – это разноуровневые явления в иерархии общественных событий по своей сущности и по значимости тех последствий для общества,

которые они могут причинить[4]. [Л-1]

Террористы — это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие.

Террор – это явление которое прямо или косвенно касается каждого из нас. Массовое насилие в последние годы стало, к сожалению, неотъемлемой частью нашего социального бытия. В настоящее время по всему миру насчитывается около сотни террористических организаций.

Террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.[5] [И-1]

2.2. Классификации терроризма

В настоящее время по всему миру насчитывается около сотни террористических организаций.

Классификаций терроризма существует множество:

  • по сфере действия — государственный и международный;
  • в зависимости от идентичности субъекта – этнический и религиозный;
  • по средствам, используемым в террористических актах – терроризм с применением обычных средств поражения и терроризм с применением средств массового поражения;
  • по средствам протекания террористических актов – наземный, морской, воздушный, космический, компьютерный;
  • по социальной направленности – социальный, националистический, религиозный.

Перечисленные классификции современного терроризма на практике редко выступают в чистом виде. Такие примеры дают отдельные группы и личности, представляющие социальный терроризм. Последняя классификация является самой распространенной среди исследователей[6] [Л-4].

.

2.3. Самые кровавые теракты в России в начале XXI века

В  истории нашей  страны в последнее время стало  появляться слишком много черных дат.

23 октября 2002 года в Театральный центр на Дубровке в Москве ворвалась группа вооружённых боевиков. На сцене шёл мюзикл «Норд-Ост». Террористы взяли в заложники более 900 человек и заминировали здание. Они объявляли себя смертниками и требовали вывода российских войск из Чечни. Утром 26 октября спецназ начал штурм, во время которого был применён нервно-паралитический газ. Главарь боевиков Мовсар Бараев и большая часть террористов были уничтожены, трое задержаны. Погибли 130 заложников.

3 сентября в России вспоминают жертв терроризма. В этот день в 2004 году был совершён один из самых чудовищных террористических актов. Это не только самый крупный и кровавый теракт в России, это один из самых крупных терактов в мире за всю историю.

В  школе Беслана боевики захватили более тысячи детей, их родственников и учителей. В результате спецоперации большинство заложников были освобождены, 334 человека погибли, из них 186 детей. Более 800 человек были ранены.

 24 августа 2004 года взорвались два пассажирских самолета. Практически одновременно в результате срабатывания взрывных устройств, которые пронесли на борт террористки-смертницы, разбились самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» и Ту-134 авиакомпании «Волга — Авиаэкспресс». В результате терактов погибли 90 человек.

Авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 года, она стала самой крупной в истории Египта и современной России [7][И-3].

Официальная версия. Спустя две недели после трагедии версию о теракте официально озвучил руководитель ФСБ Александр Бортников во время встречи с президентом РФ. В подтверждение своих слов он привёл следующие доказательства:

  • Американские спутники зафиксировали тепловую вспышку над Синаем во время катастрофы, что говорит о произошедшем взрыве на борту самолёта. Фрагмент фюзеляжа имеет пробоину диаметром около одного метра. Её края выгнуты наружу. Это свидетельствует о том, что источник взрыва находился внутри.
  • При расшифровке самописца, фиксирующего переговоры, перед прерыванием записи слышен посторонний шум, характер которого может быть отнесён к взрывной волне.
  • Авиакатастрофа в Египте вызвала большой общественный резонанс. Спустя время боевики ИГИЛ не только признали ответственность за совершение теракта, но и на страницах журнала Dabig выложили фото самодельного взрывного устройства (СВУ).
  • У части погибших обнаружены травмы, свидетельствующие о гибели от последствий взрыва (ожоги, разрывы тканей).
  • Во фрагментах осколков, багаже и на теле жертв найдены следы взрывчатых веществ – молекулы тротила.

Авиакатастрофа  унесла с собой жизни 217-ти пассажиров, 25 из которых – дети. Погибшие в авиакатастрофе в Египте – это целые семьи, десятки разрушенных любовных историй, младенцы, которым никогда не суждено стать взрослыми. Этим рейсом с родителями летела десятимесячная Дарина Громова. Её фотографию мама выложила в социальную сеть перед вылетом. Девочка стоит в аэропорту лицом к взлётной полосе, а внизу подпись: «Главный пассажир» (см. приложение №1). Эта картинка стала символом трагического рейса, из которого никто не сумел вернуться.

Совсем  недавно произошла трагедия в Санкт-Петербурге  — «2017 год. 3 апреля — теракт в Петербургском метрополитене унёс жизни 15 пассажиров, пострадало 50 человек.

III. Исследование на тему: «Терроризм – глобальная проблема современности»

В ходе проведения исследования были получены результаты,  на основании которых сделаны выводы об актуальности изучения темы (см. приложение №2).  Вопросы были посвящены отношению к терроризму в целом. Терроризм в настоящее время стал широкомасштабным явлением, представляющим угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства.  В анкетировании приняли участие 12 респондентов, которые являются учениками 6-7 классов «Агибаловской СШ»,  при этом исследовались их данные:

  • Пол респондента;
  • Возраст респондента.

Таблица 1. Данные  респондентов

6 класс

7 класс

Пол

мужской

0%

65 %

женский

100%

35 %

Возраст

11 лет

60%

0 %

12 лет

20%

14 %

13 лет

20%

86%

Диаграмма 1. Возраст респондентов

Диаграмма 2. Пол респондентов (6 класс)

Диаграмма 3. Пол респондентов (7 класс)

Обучающимся были заданы 10 вопросов (желтый цвет — ответы учеников 6 класса, голубой цвет – ответы учеников 7 класса).

1.В современном обществе существует проблема терроризма?

55% 6-ти  классников считают, что да, 45% считают скорее да, чем нет;

40% 7-ми  классников считают, что да, 30% считают скорее да, чем нет и 30% респондентов затруднились с ответом.

2. Опасен ли терроризм для общества?

100% 6-ти  классников считают, что да, опасен;

65% 7-ми  классников считают, что да, опасен,  35% считают скорее да, чем нет.

3. Выберите наиболее близкую для Вас формулировку.

А) Терроризм – это насильственный способ достижения собственных целей.

   55% 6-ти  классников и 43% 7-ми  классников считают, что да;

В) Терроризм — это устрашение общества — 45% 6-ти  классников согласны;

Г) Терроризм — это способ борьбы за власть, основанный на применении физического насилия — 23% 7-ми  классников соглашаются с этим;

Д) Терроризм — это физическое и психологическое давление на общество

33% 7-ми  классников соглашаются.

4. Отметьте все характеристики, которые, на Ваш взгляд, подходят к определению терроризма.

А) насилие — 52,5% 6-ти  классников, 100% 7-ми  классников

Б) нарушение закона — 42,5% 6-ти  классников, 90% 7-ми  классников

В) борьба за власть — 32,5% 6-ти  классников, 50% 7-ми  классников

Д) проявление жестокости —52,5% 6-ти  классников, 90% 7-ми  классников

5. Считаете ли Вы, что государство делает всё возможное, чтобы решить проблему терроризма.

33,3% 6-ти  классников считают, что да, 43,3% считают скорее да, чем нет, 23,3% респондентов затруднились с ответом;

47,5% 7-ми  классников считают, что да, 27,5% считают скорее да, и 17,5% респондентов ответили скорее нет.

6. Чувствуете ли Вы себя в безопасности?

65% 6-ти  классников считают скорее да, чем нет, 35% респондентов затруднились с ответом;

65% 7-ми  классников считают, что да; 35% считают скорее да, чем нет.

7. Сочувствуете ли Вы жертвам теракта?

26,6% 6-ти  классников считают да, 26,6% считают скорее да и 46,6% считают скорее нет;

60% 7-ми  классников считают, что да; 20% считают скорее да, 20% считают скорее нет.

8. Опасаетесь ли Вы, что Вы или кто-то из Ваших близких может стать жертвой теракта?

65% 6-ти классников считают да, 35% респондентов затруднились с ответом;

47,5% 7-ми  классников считают, что да, 27,5% считают скорее да, 17,5% считают скорее нет.

9. Когда Вы узнаете об очередном террористическом акте, совершенном на территории РФ, испытываете ли Вы эмоциональное беспокойство?

65% 6-ти классников считают да, 35% считают скорее да;

37,5% 7-ми  классников считают, что да, 27,5% считают скорее да, 27,5% считают скорее нет.

Таким образом, итоги и анализ анкетирования подтверждают, что на сегодняшний день терроризм является главной угрозой для человечества – это угроза номер один. Ученики 6-7 классов «Агибаловской СШ» не остаются равнодушными к проблеме терроризма.

IV. Заключение

Данное исследование посвящено теме «Терроризм – глобальная проблема современности». Работа актуальна, так как изучает глобальную проблему современности. В результате изучения теоретических источников были сделаны выводы о том, что нарастающая кризисная ситуация в мировом сообществе способствует активизации деятельности террористических группировок.

Результаты анкет  и итоги исследования показали, что не все обучающиеся школы действительно близко знакомы с темой терроризм, что и  подтверждает выдвинутую в начале работы гипотезу. Чтобы лучше знать о том, как себя нужно вести, чтобы не стать жертвой террористического акта, о правилах поведения в случае, если они стали заложниками, я распечатал памятки и раздал их ребятам (см. приложение №3-4)[8][И-4]. Надеюсь, они им пригодятся и помогут лучше разобраться с этой проблемой.

Считаю, что задачи исследования выполнены, а цель работы – выявить причины терроризма и найти пути решения для предотвращения террористических актов достигнута.

Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.

Всё мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончится и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.

Список  литературы

Литература

1. Комиссаров В.С., Емельянов В.П. Террор, терроризм, «государственный терроризм»: понятие и соотношение //Вестник Московского университета. 1999. №5

2. Миньковский Г., Ревин В. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним //Государство и право. 1997. № 8. – C.89

3. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999. – C.7-26

4. Чуфаровский Ю.В. Терроризм – глобальная проблема современности (методологический анализ) //Следователь. 1998. № 5. – С.36-39

                                                Источники интернета

  1. http://omskmark.moy.su/publ/national_priorities_of_russia/social_humanitarian_problems/2011_lizunov_v_v_problemy/38-1-0-633/
  2. http://droplak.ru/?p=7440
  3. http://fb.ru/article/261934/aviakatastrofa-v-egipte-oktyabrya-goda-prichinyi-reys
  4. http://buckih.ucoz.ru/publ/klassnyj_chas_terrorizm_ugroza_lichnosti_obshhestvu_gosudarstvu/1-1-0-7/

[2] Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999. – C.7-26

[3]Миньковский Г., Ревин В. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним //Государство и право. 1997. № 8. – C.89

[4]Комиссаров В.С., Емельянов В.П. Террор, терроризм, «государственный терроризм»: понятие и соотношение //Вестник Московского университета. 1999. №5

[5]http://omskmark.moy.su/publ/national_priorities_of_russia/social_humanitarian_problems/2011_lizunov_v_v_problemy/38-1-0-633/

[6] Чуфаровский Ю.В. Терроризм – глобальная проблема современности (методологический анализ) //Следователь. 1998. № 5. – С.36-39

[8] http://buckih.ucoz.ru/publ/klassnyj_chas_terrorizm_ugroza_lichnosti_obshhestvu_gosudarstvu/1-1-0-7/

 Составьте
план,
в
соответствии
с
которым
вы
будете
освещать
эту
тему.
План
должен
содержать
не
менее
трех
пунктов,
из
которых
два
или
более
детализированы
в
подпунктах.

Содержание
верного
ответа
и
указания
по
оцениванию
(допускаются
иные
формулировки
ответа,
не
искажающие
его
смысл)

Баллы

При
анализе
ответа
учитываются:

– корректность
формулировок
пунктов
плана
с
точки
зрения
их
соответствия
заданной
теме;  

– соответствие
структуры
предложенного
ответа
плану
сложного
типа.      

Один
из
вариантов
плана
раскрытия
данной
темы:

1)
Угрозы
и
вызовы
современного
человечества.

2)
Международный
терроризм
как
угроза
мировому
сообществу.

3)
Причины
возникновения
международного
терроризма:

а)
разрыв
в
уровнях
экономического
и
социального
развития
между
странами
и
регионами
мира;

б)
агрессивное
внедрение
ценностей
и
норм
западного
общества
в
незападный
мир,
притеснение
незападных
культур
и
ценностей;

в)
политическое
доминирование
западных
стран
в
глобальном
мире.

4)
Особенности
терроризма
на
современном
этапе:

а)
наднациональный
характер;

б)
использование
современных
сетевых
технологий
и
ресурсов;

в)
наличие
значительных
финансовых,
интеллектуальных,
людских
ресурсов;

г)
использование
религиозных
и 
социокультурных
программных
установок.

5)
Основные
направления
деятельности
международных
террористов:

      
а)
организация
психологических
атак
с
использованием
медиатехнологий;

      
б)
подготовка
и
проведение
террористических
актов;

      
в)
организация
атак
в
Интернете
на
крупные
финансовые
центры,
банки.

6)
Пути
и
способы
борьбы
мирового
сообщества
с
террористами.

7)
Роль
РФ
в
противодействии
террористической
угрозе.

Возможно
другое
количество
и
(или)
иные
корректные
формулировки
пунктов
и
подпунктов
плана.
Они
могут
быть
представлены
в
назывной,
вопросной
или
смешанной
форме.

Формулировки
пунктов
плана
корректны
и
отражают
содержание
темы.
Структура
ответа
соответствует
плану
сложного
типа.

2

Отдельные
пункты
плана
не
отражают
содержание
темы.
Структура
ответа
соответствует
плану
сложного
типа.
ИЛИ

Формулировки
пунктов
плана
отражают
содержание
темы.
Структура
ответа
не
полностью
соответствует
плану
сложного
типа
(отсутствует
конкретизация
отдельных
пунктов).

1

План
по
содержанию
и
структуре
не
раскрывает
предложенной
темы

Максимальный
балл

2

С8.1.10. 

 Вам
поручено
подготовить
развернутый
ответ
по
теме

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности».

  1. Что такое международный терроризм?
  2. Причины возникновения международного терроризма:
    1. разрыв в экономическом и др. уровнях развития между странами
    2. агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в мусульманских и др. странах
    3. притеснение незападных (восточных и др.) культур и ценностей и др.
  3. Особенности современного терроризма:
    1. связан в мусульманскими ценностями
    2. наднациональный характер
    3. использование сетевых технологий и ресурсов
    4. значительные финансовые и др. ресурсы
  4. Деятельность международного терроризма:
    1. использование информационных технологий (соцсети и т.д.)
    2. использование политической стратегии
    3. организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки
    4. использование новых видов оружия и т.д.
  5. Способы борьбы с международным терроризмом

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти чек на вайлдберисе
  • Узкая грудь у собаки как исправить
  • Как найти точность приближенного равенства
  • Как найти гипотенузу в треугольнике если известен
  • Как найти человека по фамилии имени казахстан