Психология как найти подход к детям

Дети — главная ценность в жизни родителей. Взрослые вкладывают ресурсы и знания, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью и в будущем ни в чем не нуждался. Они заботятся о развитии, действуя из самых добрых побуждений, но не пытаются выстроить доверительные отношения с малышом. Родители думают, что в силу возраста дети не все понимают и обязаны слушаться, но ребенок хочет получить собственный опыт, поэтому «пропускает мимо ушей» советы и рекомендации.

Как эффективно повлиять на детей и построить с ними доверительные отношения, рассказал Иван Сорокин — создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение».

1 Сначала отношения, а задачи потом

Психологи уверяют, что 85% человеческого счастья зависит от отношений. Они влияют на эффективность усвоения знаний ребенком, его вовлеченность в процесс обучения. Вспомните себя в школе. Если спросить взрослого, почему в школе ему нравился тот или иной предмет, он ответит: «Потому что нравился учитель». 

Также большую роль играет атмосфера в классе. Когда между учениками формируются теплые дружеские отношения, то на уроки они ходят, как на праздник. Поэтому, прежде чем пытаться повлиять на ребенка, взрослым нужно найти общий язык с ним. 

Чтобы это произошло быстрее родителям и учителям нужно придерживаться 3 компетенций:

  • Построение взаимоотношений с ребенком изнутри

Нужно постоянно внушать доверие своему воспитаннику, тогда малыш не будет ничего умалчивать, и с ним легче будет договориться.

  • Показать выгоду для ребенка, а не преподносить готовое решение «на блюдечке»

Перестаньте мнить себя эталоном мудрости и решать все за своего малыша. Примите и осознайте, что ваши результаты и достижения в жизни могут отличаться от тех, которых хочет достигнуть ребенок. Но для этого ему требуется собственный жизненный опыт.

  • Иметь силу предложить взять на себя обязательства и ответственность

Родители могут порекомендовать малышу, как поступить, но решение ему необходимо принять самому. Он проживает свою жизнь, а они свою.

2 Техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом»

Выполнять технику нужно в том порядке, который будет приведен ниже. Последовательность важна, как при приготовлении какого-нибудь блюда. Представьте, что вам нужно сварить борщ. Если будете строго следовать рецепту, все получится. Но если вы нарушите этапы, то приготовите не борщ, а овощное рагу. Так и в случае общения с ребенком. Переходите по очереди от одного этапа к другому, и у вас обязательно получится наладить с ним отношения.

Установление контакта

Первое, что должен сделать родитель или учитель — вызвать у ребенка доверие, чтобы он не был зажат. Интересно, что эта схема работает и в бизнесе. Не зря большинство переговоров проходят в ресторанах, где партнеры 85% времени посвящают обсуждению личных вопросов и только 15% — непосредственно делам.

Как должен действовать взрослый, будучи на месте переговорщика? Представьте, что ребенок возвращается из школы. Любой маме будет интересно, как у него прошел день, не случилось ли чего-нибудь. Но задавать вопрос с порога будет неверным шагом.

Мудрая мама сначала расскажет, как у нее прошел день, чем она занималась, тем самым располагая ребенка к разговору и формируя атмосферу доверия. Когда он расслабится, можно задавать ему вопросы на отстраненные темы, например, «Кого из знакомых ты встретил по дороге из школы?».

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: @smilefish_official

Учитель тоже должен действовать подобным образом. Хороший педагог с первых дней постарается установить контакт с учениками и создать безопасную атмосферу для всех участников учебного процесса. Возможно, на это уйдет несколько недель, но потом работать будет намного эффективнее. Если вы смогли расположить детей к разговору, получили бонус в качестве доверия, переходите ко второму этапу. 

Разведка

Представьте ситуацию, когда сын приходит домой из школы и объявляет, что получил двойку. Первая реакция самой обычной мамы: «Ты опять всю ночь играл в компьютер!». Дальше пойдут обвинения и наставления. В таком положении ребенок закроется в себе и не захочет рассказывать подробности.

Как стоит поступить маме в такой ситуации

— Не набрасываться с руганью, а спокойно пригласить к столу, рассказать, как у нее прошел день, отвлекая школьника от насущной проблемы.

— Дальше можно попросить рассказать, какие поступки, по его мнению, привели к двойке. Здесь может выясниться, что ребенок защитил в школе реферат, получил пятерку, от радости запрыгнул на стол и столкнул цветок, поэтому и получил двойку за поведение.

Ругая ребенка, не вникнув в суть проблемы, мы сильно обижаем его. 

— Чтобы лучше прояснить ситуацию и вызвать доверие, можно спросить: «Правильно ли я поняла, что…» и прописать вместе со своим чадом случившееся на бумаге. В ходе рассказа ребенок будет подсказывать свое видение или исправлять искаженные факты. Когда завершите изложение, дайте ему перечитать. Такое поведение закрепит доверие, ребенок почувствует, что вы действительно хотите разобраться в произошедшем. Если он со всем согласится, то это верный признак того, что ваши отношения на правильном пути. 

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: @smilefish_official

Если учителю нужно добиться взаимопонимания с детьми, он может задать несколько вопросов, чтобы выяснить потребности и задачи каждого ребенка. Вопросы могут быть примерно следующие:

  1. «Что тебе больше всего нравится делать?»
  2. «Чем ты увлекаешься в свободное время?»
  3. «Чем бы ты хотел заниматься, когда вырастешь?»
  4. «С какими людьми тебе интересно общаться?»
  5. «Какие таланты в себе ты хотел бы развить?»
  6. «Каким ты себя видишь через 20 лет?»
  7. «Какой цели ты хотел бы достичь в жизни?»
  8. «Чему бы ты хотел научиться?»

Полученная информация поможет педагогу преподнести предметные знания через призму увлечений школьников. Например, одному из них интересен футбол, тогда с помощью уравнений он сможет считать очки во время матча. Главное — показать детям, где в жизни они могут применить полученные знания, и какие преимущества это им дает. Но, чтобы ребенок воспринял информацию, сначала нужно выстроить отношения.

Переходить к третьему этапу можно лишь в том случае, когда получен бонус в виде информации.

Презентация

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: Unsplash (@scoutthecity)

На третьем этапе нужно объяснить ребенку, как ему выгоднее поступить в той или иной ситуации. Но сначала узнайте, нужна ли ваша помощь. Если малыш скажет «нет», это тоже признак формирования отношений, и вмешиваться не стоит. Когда он попросит помочь, говорите о будущем, но не вспоминайте прошлое. Посоветуйте, но не решайте за него. Готовые рекомендации не работают. 

Есть 3 правила, которые запрещены:

  1. оценка («ты двоечник»),
  2. интерпретация («сидел всю ночь за компьютером, вот и получил двойку!»,
  3. совет (пойди извинись), и так далее.

Человек в любом возрасте не любит, когда его оценивают, интерпретируют события или дают рекомендации, поэтому задавайте ребенку вопросы, чтобы он сам принял решение.

Например, такие:
«Как бы ты поступил…?»
«Какие ты видишь варианты решения?»
«Как ты думаешь, тебя устраивают такие взаимоотношения, могут они повлиять на твои оценки и отношения в коллективе?»
«Если ты подойдешь извинишься, как это повлияет на твое будущее?»

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: Unsplash (@dslr_newb)

В этом случае родитель не советует, а с помощью вопросов подталкивает ребенка к определенному решению. Пусть ребенок сам сделает выбор. Тогда в будущем он не будет перекладывать ответственность за свои поступки на учителей и окружающих.

Вернемся к ситуации с двойкой. Можно предложить, попросить извинения у учителя и постараться следовать правилам поведения в школе. Также следует объяснить, что эту двойку исправить уже нельзя, но избежать появления новой в дальнейшем можно. В этом случае родители не навязывают свое мнение, а советуют, как поступить. Если ребенок не примет рекомендации, то тогда следует приступить к четвертому этапу.

Возражения

Что нужно делать в этом случае

Родителю нужно помочь ребенку, будучи максимально лояльным, открытым. Не спорить, не давить, не указывать, а дать понять, почему поступить нужно именно таким образом. Важно снова деликатно поговорить, не показывая недовольства и сопротивления. Возможно, у малыша появятся вопросы и уточнения. Стоит разобрать каждое возражение, чтобы исчезли сомнения в правильности ваших советов.

Можно согласиться с мнением ребенка и вместе поразмышлять, действительно ли учитель отнесся к нему предвзято. Узнайте у малыша, каким он видит себе разрешение конфликта, постепенно переходите в дискуссию. Если вы правильно построили разговор, и в нем не было критических ошибок, ребенок придет к правильному решению.

Сделка

В раннем возрасте нужно давать детям возможность ошибаться. Если он примет неправильное решение, следствие будет не таким опасным, важным и категоричным. Ошибаясь, малыш получает новый опыт. У него в голове формируется причинно-следственная связь: за каждым действием идет следствие — позитивное или негативное. Родитель должен как модератор направлять и сопровождать ребенка, давая ему возможность получать личный опыт и учиться на своих ошибках.

Эту технологию из пяти шагов учителя могут использовать в профессиональной деятельности, родители — дома со своим сыном или дочерью. Не давайте ребенку правильных ответов, наладьте с ним взаимоотношения — и в семье воцарится счастье.

Иван Сорокин

Автор

Создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение»

Перейти к содержимому

От младенца до подростка — как найти подход к ребенку

  • 2 года назад
  • Время на прочтение: 1мин

От младенца до подростка — как найти подход к ребенку

Каждый ребенок уникален, как уникален и каждый детский возраст, каждый этап развития ребенка. В процессе взросления дети меняются, переходя от одной стадии развития к другой, у ребенка появляются новые потребности и задачи, что-то уходит на задний план, а что-то встает во главу угла. Согласно теории А.Н. Леонтьева, советского психолога, философа и педагога, каждому возрастному периоду развития ребенка присуща своя ведущая деятельность, то есть та деятельность, в которой и возникают основные изменения в психологических особенностях, в личности ребенка, в его психических процессах. Именно благодаря ведущей деятельности ребенок развивается и растет, получает новые навыки и познает окружающий мир. Но ведущая деятельность не появляется сама по себе, она формируется в процессе обучения и воспитания ребенка.

В каждом возрасте к ребенку нужен особенный подход, учитывающий особенности его развития в тот или иной возрастной период. Задача родителей – помочь ребенку познать мир, преодолеть трудности, вырасти здоровым и гармоничным человеком, а главное – не навредить своими действиями ребенку. Давайте попробуем разобраться в том, что важно для ребенка в том или ином возрастном периоде, как строить взаимодействие со своим малышом и способствовать его развитию.

Младенческий возраст – от рождения до 1 года

Ведущая деятельность младенческого возраста — непосредственное эмоциональное общение со взрослым. Ребенок неразрывно связан с матерью, вся его жизнь опосредована взрослым человеком. В этом периоде формируется привязанность и базовое доверие к миру, задача взрослого сейчас – создать атмосферу любви и заботы.

  1. Для ребенка важен физический контакт с родителем. Берите ребенка на руки, обнимайте, смотрите ему в глаза, улыбайтесь
  2. Разговаривайте с ребенком, даже если он пока не понимает слов. Говорите спокойно и нежно. Таким образом вы проявляете заботу, любовь и тепло, малыш это чувствует
  3. Не игнорируйте плач ребенка. Если младенец плачет, значит ему действительно что-то нужно
  4. Вовремя удовлетворяйте потребности ребенка, не оставляйте его одного голодным или в грязных памперсах. Игнорирование потребностей ребенка может понести за собой непоправимые последствия
  5. Поддерживайте распорядок дня, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Выработайте режим сна и бодрствования, режим питания и совместного времяпрепровождения
  6. Создайте безопасную среду для малыша, в которой он сможет изучать мир

Раннее детство — 1-3 года

Ведущая деятельность в раннем детстве – предметно-манипулятивная. Ребенок учится говорить, учится отделять себя от других, у ребенка появляется местоимение «Я», он начинает стремиться делать что-то самостоятельно. Взрослый выступает сейчас как помощник при взаимодействии и изучении окружающего мира.

  1. Сделайте дом безопасным для ребенка, чтобы он мог изучать мир самостоятельно, без угрозы для здоровья
  2. Устанавливайте четкие правила и границы: что можно и что нельзя, говорите «нет» ребенку, когда это необходимо. Придерживайтесь собственных правил, без исключений
  3. Научите ребенка различать чувства и эмоции других людей и выражать собственные
  4. Позволяйте ребенку испытывать разные чувства и эмоции – и положительные, и отрицательные. Мальчикам тоже можно плакать!
  5. У ребенка должны быть только его вещи, которыми не будет пользоваться никто другой. Обладание своими вещами научит делиться
  6. Выполняйте как можно больше совместных действий с ребенком: то, что сегодня вы делаете вместе, завтра он будет делать самостоятельно
  7. Окружите ребенка речью, проговаривайте вслух все, что делаете. Это расширит словарный запас ребенка, поможет быстрее научиться говорить

Дошкольный возраст — 3-6 лет

Ведущая деятельность дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Перед ребенком открывается мир межличностных и социальных взаимоотношений между людьми, различных видов деятельности взрослых людей. Ребенок хочет быть «как взрослый». Он стремится к самостоятельности, формируется произвольность поведения. Задача взрослого – помочь ребенку освоить социальные нормы человеческих взаимоотношений, научить, «что такое хорошо и что такое плохо».

  1. Позволяйте ребенку принимать самостоятельные решения и научите его нести ответственность за свои поступки
  2. Давайте ребенку поручения и задания, которые он способен выполнить. Обязательно включайте ребенка в свою ежедневную деятельность, дайте понять, что его помощь востребована и полезна для вас
  3. Будьте последовательны в ограничениях и запретах, установите правила и следуйте им
  4. Поддерживайте общение ребенка со сверстниками, инициируйте совместные игры, прогулки на свежем воздухе
  5. Отвечайте на все вопросы ребенка, даже если их слишком много. Если не знаете ответ – ищите его вместе с ребенком
  6. Вдохновляйте ребенка на изучение окружающего мира, на игры, творчество, на занятие всем, что его интересует

Младший школьный возраст — 7-11 лет

Ведущая деятельность младшего школьного возраста – учебная. Меняется привычная форма жизни ребенка, появляется еще один значимый взрослый – учитель. Это период приобретения и накопления знаний. Развивается воля, появляется рефлексия собственных чувств и действий. Задача взрослого сейчас – научить ребенка учиться.

  1. Мотивируйте ребенка на обучение. Помните — ребенок учится для себя, а не для вас. Не требуйте от него невозможного
  2. Поддерживайте режим дня ребенка, периодичность работы и отдыха. Это поможет школьнику быть энергичным и продуктивным
  3. Позволяйте ребенку вам помогать, поддерживайте его инициативность, самостоятельность и собственные решения. Хвалите своего ребенка за то, что он делает хорошо
  4. Помогайте ребенку в учебе, вместе находите ответы на сложные вопросы, но не делайте задания за него
  5. Не давите на ребенка. Каждый развивается в своем темпе. Помогите ребенку определить его способности и предпочтения, вместе с ребенком работайте над их развитием
  6. Научите ребенка определять свои и чужие чувства, справляться с конфликтами и проблемами в школе, в общении со сверстниками и учителями

Подростковый возраст — 12-15 лет

Ведущая деятельность подросткового возраста – интимно-личностное общение. Подростковый возраст полон противоречий. Ребенок ощущает себя взрослым, но пока не может им стать. Происходит половое созревание и физические изменения, формируется полоролевая идентичность. Родителям в этот период важно создать доверительные отношения и помочь ребенку с самоопределением

  1. Научитесь слушать и слышать вашего ребенка. Не вызнавайте секреты, не давите на подростка. Создайте дома атмосферу любви и принятия, чтобы ребенок знал, что с вами можно поделиться самым сокровенным
  2. Не отрицайте эмоции и чувства подростка и не пренебрегайте ими. Выслушивайте ребенка, когда он готов поделиться своими чувствами и цените эту готовность, принимайте и разделяйте его эмоции
  3. Уважайте и поддерживайте увлечения вашего ребенка. Попробуйте включиться в его любимые занятия
  4. Не посягайте на личное пространство подростка. Дайте ему время и место побыть одному
  5. Поддерживайте общение ребенка со сверстниками. Вмешивайтесь только тогда, когда это действительно необходимо
  6. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими людьми, такие сравнения могут сильно оскорбить чувства ребенка, ведь он такой, какой есть. Акцентируйте внимание на его достоинствах, а не на недостатках
  7. Цените своего ребенка, поддерживайте и хвалите его, позволяйте ему делать собственный выбор

В общении и воспитании детей всегда помните, что ваш ребенок – это то, что вы вложили в него с самого его рождения. Ребенок повторяет ваше поведение и ваш взгляд на мир, отражает ваши проявления эмоций и чувств. Ведь народная мудрость гласит: «Хочешь узнать о родителях – посмотри на их ребенка».

Надежда Скрибцова

Привет! Я – детский психолог во взрослом мире. Расскажу вам о том, как пронести частичку детства во взрослую жизнь, как научиться радоваться, как развиваться гармонично и еще много всего интересного!

Кажется, что человека просто невозможно изучить полностью – настолько каждый из нас многогранен и неповторим. Но существует то, в чем мы все так или иначе похожи – наши отношения с другими людьми и наше отношение к себе. Мне нравится искать нестандартные способы решения самых разных проблем с помощью психологии, чем с удовольствием поделюсь с вами!

Психология

Как найти подход к подростку

4 мая
208 просмотров

Часто родители испытывают серьезные трудности в общении с подростками. Или разговор идет не по запланированному сценарию, или ребенок, тот самый, который еще недавно безостановочно болтал и задавал вопросы, вдруг попросту перестает с вами разговаривать. При этом именно сейчас, когда ребенок взрослеет, простые доверительные беседы становятся важны как никогда. Выбрали из новой книги «Этот подросток сведет меня с ума!» несколько советов, о том, как правильно выстраивать коммуникацию со своими подросшими детьми.

Укрепление и поддержание душевной связи

Чтобы сформировать крепкую привязанность между родителями и детьми, детям необходимо общаться с родителями с глазу на глаз — это очень важно для человека в любом возрасте. Узнать человека по-настоящему можно, только побыв с ним наедине. Вы можете чувствовать взаимопонимание с близкими вам людьми, будь то родственники или друзья, но доверительные отношения возникают исключительно при общении в формате один на один. Применительно к взаимоотношениям между родителями и детьми это правило действует так же, как и в случае с любыми другими отношениями. Мы знаем немало примеров того, как менялась жизнь детей, оказавшихся в депрессивном состоянии, если родители, помимо времяпрепровождения в кругу всей семьи, начинали проводить время наедине именно с ними.


Источник

Личное общение с ребенком важно, но не менее важна душевная близость. Показывайте детям, что вам интересно знать, чем они заняты, садитесь рядом с ними, даже когда они собирают пазлы… или, что более вероятно, погружены в видеоигру.

Сопереживание и понимание

Демонстрируя ребенку свое сочувствие, мы максимально сближаемся с ним. Детям необходимо чувствовать, что родители слышат их, и мы удовлетворяем эту потребность, внимательно слушая их и сопереживая вместе с ними. Наши взаимоотношения с детьми укрепляются и тогда, когда мы демонстрируем, что понимаем их опыт.

Может показаться, что проявлять сочувствие и демонстрировать понимание опыта ребенка просто, но в действительности делать это нелегко. Если ребенок ведет себя не слишком хорошо, родители считают, что должны выразить свое неодобрение, иначе, по их мнению, ребенок будет думать, что родители не осуждают такое поведение. Кроме того, если ребенок чем-то расстроен, у родителей может сработать так называемый рефлекс исправления, то есть желание решить любую проблему ребенка с помощью рационального объяснения. Однако логические рассуждения не смогут успокоить эмоции ребенка — сделать это способны ваши сочувствие и поддержка.

Помощь родителей

Родителям бывает тяжело видеть, что ребенок испытывает те или иные трудности, но при этом отвергает любые предложения помощи. Мы знаем, что ребенку стало бы легче, если бы он последовал нашему совету и немного попрактиковался, или что ему было бы проще общаться с подругой, если бы он позвонил ей, забыв про ссору, или что он меньше переживал бы, если бы честно поговорил с учителем о своей оценке. Мы страдаем, когда вынуждены наблюдать со стороны за тем, как ребенок понапрасну себя изводит. Соберите свою волю в кулак. Если ребенку не нужна ваша помощь именно сейчас, это не значит, что он никогда не обратится за ней, и ни в коем случае не закрывайте для него двери вашего дома. И пока вы сидите и волнуетесь за ребенка, помните о том, что ваша родительская задача — не убрать все препятствия с пути ребенка, а помочь ему найти верный способ преодолеть эти препятствия и сделать правильные выводы.

По материалам книги «Этот подросток сведет меня с ума!»
Обложка отсюда.


Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Автор Telegram-канала «Учимся учить иначе», просветитель и публицист Светлана Моторина делится алгоритмом, как, отказавшись от шаблонного мышления, найти подход к «трудному» ребенку.

Недавно ко мне обратилась с запросом завуч: в школе есть сильный педагог, у нее классное руководство. Она прекрасно преподает, но часто возникают проблемы с управлением классом. Не очень умеет сдружить класс, управлять конфликтами, корректировать поведение детей. Считает, что это не её зона ответственности. 

Мы начали работать с учителем. Она была готова меняться, но не знала, как. Вместе мы придумали алгоритм, который помог найти подход к ее классу.

Шаг 1: Отказаться от шаблонов

Когда я предложила учителю поговорить об одном из самых «трудных» учеников и причинах его плохого поведения, она сказала: «Все идет из семьи». Это очень распространенное, но неверное убеждение.

Когда мы цепляемся за этот ярлык, мы снимаем с себя ответственность взрослого в школе, который должен (даже согласно закону об образовании) не только обучать, но и воспитывать. Родители могут быть какие угодно, но задача педагога сделать все, чтобы ребенок получил те навыки, с которыми никто не рождается по определению.

Стигма «Все идет из семьи» — это проявление фиксированного мышления. Она переводится как «ничего изменить нельзя, люди не меняются». Это очень ограниченная позиция.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Шаг 2: Понять истинную причину поведения ребенка

Для начала полезно перечислить все возможные варианты причин плохого поведения ребенка:

  • ему не хватает внимания; 
  • у него не развиты навыки общения; 
  • он не чувствует своей ценности; 
  • на него навесили ярлык хулигана и ему остается только его поддерживать;
  • ему сложно учиться;
  • у него конфликт в классе, а может быть, его уже давно травят и т. д.

Чтобы выяснить конкретную причину, придется исследовать ребенка: его опыт, страхи, мечты, цели и потребности. 

Шаг 3: Пригласить родителей к сотрудничеству

Следующий шаг — поговорить с родителями ребенка. Помогут они вам или нет, зависит от того, как вы поведете себя в этом разговоре: поставите себя выше родителей или как равный партнер. Важно помнить, что, возможно, вы не найдёте отклика и родители останутся глухи. Не всё нам подконтрольно, но поверьте, очень многие родители вполне вменяемы, грамотны и хотят лучшего для своих детей.

Читайте также: Как общаться с «неадекватными» родителями учеников

Шаг 4: Мотивировать ребенка

Поведение сложного ученика получится исправить, если он сам станет агентом собственного изменения. Вместо того чтобы указывать ему, что делать, полезнее мотивировать его к переменам. Не надевать на него кандалы, а дать крылья. Есть несколько приемов, которые помогут этого добиться.

  1. Делать положительное подкрепление

Обращать внимание ученика не на то, что не получается, а на то, что удается. Если задача — научить ребенка общаться с помощью речи, а не кулаков, каждый раз, когда это получается, стоит его похвалить. 

  1. Давать качественную обратную связь

Говорить ребенку об ошибках не в формате критики, осуждений и обвинений, а давать качественную обратную связь.

  1. Постоянно рефлексировать вместе с ребенком

После обратной связи полезно пригласить самого ребенка к рефлексии: «Как тебе это удалось? Расскажи свой секрет. Ты сегодня не опоздал, что ты изменил в своем планировании дня?». Или: «Решал вопрос через драку? А что ты отстаивал, что ты хотел донести? Что дал тебе этот опыт?».

  1. Стимулировать целеполагание через вопросы

Направлять ребенка уточняющими вопросами: «Как думаешь, что ещё стоит поменять? Что ещё можно включить в твой день?». Или: «А как иначе можно было бы донести то, что ты отстаивал в драке? А ты пробовал это сказать? А как? Какими словами?».

  1. Компенсировать ущерб

Выводить ребенка на «компенсацию ущерба», когда он ведет себя деструктивно. Побуждать его не только извиниться, но и предпринять реальные действия. Для этого снова пригодятся вопросы: «Как думаешь, как можно было бы загладить вину? Давай накидаем кучу способов и выберем. Шоколадка? Супер. Что ещё? Помочь с домашкой? Так. Ещё. О, донести портфель. Уже три способа. Ещё давай думать». 

Шаг 5: Быть авторитетом

Если у ребенка что-то не получается, всегда хорошо работает фраза: «Я знаю, ты можешь лучше». При условии, что взрослый для него — авторитет. И весь предложенный выше алгоритм работает, если дети вас уважают. Поэтому полезно отказаться от еще одного шаблонного утверждения: «Сейчас для детей авторитетов нет». Есть. Просто дети сейчас задают смыслообразующие вопрос: «Зачем мне это?» Авторитет — тот, у кого есть ответ. 

P. S. С учителем первые успехи уже есть. Поведение в классе начало улучшаться, а главное, сама учительница стала отмечать, что теперь смотрит глубже, видит больше, мыслит шире. Да, она не всемогуща, и что уж говорить, из семьи, действительно, многое идёт, однако в пределах своего класса, своих уроков, она стала замечать положительное действие своей мягкой силы.


Материалы по теме:

  • «Напомните учителю о педагогической этике»: что мешает преподавателям, ученикам и их родителям понять друг друга
  • Как педагогу воспитать самостоятельность в учениках и самому немного отдохнуть
  • Как договориться с подростком: инструкция от психоаналитика                                    

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

То ли затянулся у нас какой-то кризис, то ли такой характер у сына.. Либо мы неправильно что-то делаем?.. Давно уже читаю сообщество, очень много постов про истерики, про непослушание.. Но абсолютно похожих на наш случаев не нахожу.. А дело вот в чём.

Сыну 2,1, замечательный мальчик, очень его любим. До 8-9 месяцев был абсолютно спокойным ребёнком, не капризным, не крикливым. Но физическое развитие не было таким быстрым, как у многих деток сейчас: поздно научился держать головку, сел только ближе к 8 месяцам, сделал первые шаги в год. Потом потихоньку начал проявлять характер: требовать криком, если что-то не дают, игнороровать запреты и т.д. Но тогда ещё можно было переключить его внимание, отвлечь. Самая жесть началась где-то после 1,5 лет. Попытаюсь описать, как малыш ведёт себя сейчас..

Когда что-то не по его (попросили подождать, по каким-то причинам нельзя дать ему что-то, и вообще поводов много) начинает кричать, слёзы градом, швыряется предметами, которые у него в руках или под рукой.. (В год с небольшим таким образом разбил большой телевизор..) Причём, даже если ему уже дать желаемое, не берёт, либо берёт и швыряет, и продолжает истерику.. Так же реагирует, если у него что-то не получается или если его не понимают: расшвыривает, ломает, плачет.. Причём плачет навзрыд, просится ко мне на руки, чтобы пожалела..

Невозможно переключить его внимание, даже до того, как началась истерика. Сильно зацикливается на том, что хочет..

Не понимает запреты.. Точнее, понимает, но чаще всего исподтишка их нарушает.. Ругаем, даже бывает шлёпаем по попе — бестолку..

Другие дети не интересуют. Пока не начинают пытаться брать его игрушки на площадке.. Тогда сын так же громко плачет, отбирает, может и треснуть. К слову, на чужие игрушки не покушается. Но свои знает до последнего совочка :)

Не получается заниматься с ним никакими развивающими занятиями (рисование, лепка, аппликации и т.д.), потому что он делает всё так, как сам считает нужным. Но получается видимо не так, как он хотел: он психует, кричит, плачет, всё разбрасывает. Мои объяснения и предложения просто игнорирует, а при попытках ему помочь так же психует.

Рисование. Карандаши и альбом дали ещё года в 1,5, тогда не понимал совсем, как держать карандаш, держал его в кулачке, и соответственно нарисовать ничего не получалось. (правильно вложить карандаш в его ручку не получалось, он просто расслаблял её и всё). Просил рисовать маму, папу, бабу, а сам тем временем разбрасывал по всей комнате карандаши. На несколько месяцев карандаши убирали. Сейчас уже держит правильно, но очень сильно нажимает на карандаш и у него получаются только вертикальные линии вверх-вниз. Раскрашиваю его рукой картинку, объясняю, но пока прогресса нет.. После 5 минут рисования-раскрашивания начинаются попытки нарисовать на столе, разбрасывание карандашей, стучание ими по столу и т.д… Пальчиковыми красками просто ужасно балуется, водные раскраски тоже не пошли: сильно давит на кисточку, и много раз проводит по одному и тому же месту, отчего все цвета смешиваются. Объясняла, показывала — бестолку.

Книжки с наклейками. Вроде и любит их, но просто клеит что хочет куда хочет. На мои рассуждения вроде: вот мама-лиса, а это её сынок-лисёнок пришёл, давай наклеим его рядом отрицательно машет головой и реагирует протестующим криком. И занимается сам дальше. Если начну настаивать (давай всё-таки наклеим то-то туда-то потому-то), психует, кричит, разбрасывает.

Лего. Вообще расстройство.. Вместе со мной (а также с папой) строить не хочет, хочет сам. Играть по предложенному мной сценарию не хочет.. Но после непродолжительного времени спокойной игры видимо понимает, что у него что-то не получается так, как он хотел — всё ломает, разбрасывает, плачет горькими слезами. Пытаюсь выяснить, что он хотел, помочь, но расстраивается ещё хуже..

Книжки читать не любит, хотя их много. Сказки слушает только первую минуту. Более-менее пока идут детские стишки, потешки.. Зайчиков- лисичек — собачек по просьбе на картинках показывает.

Без расстройств играет только в пирамидки, рамки-вкладыши, сортеры, мультикуб и тому подобное, Ноев ковчег, катает машинки.. Но машин у нас много поломанных, любит снимать с них колёса.

Очень интересуется папиными инструментами, есть даже 2 его настоящие отвёртки. Иногда получается даже что-нибудь ними открутить, если закручено не туго :)

Любит мультики, «Фиксиков» и «Машу и медведя».

Всё осложняется тем, что сынок не разговаривает. Всего 4 слова (мама, папа, баба, деда), а также «бах» и «дыр» (машина). За нами ничего не повторяет. Общается посредством этих слов, а также жестов и звуков..

Из неумелок: на горшок не просится (в памперсе ходить совсем не против, хотя дома не одеваем, только на улицу и на сон дневной и ночной), сам не кушает (и совершенно не проявляет интерес к этому процессу), из кружки не пьёт..

Читаю про других деток в этом сообществе, и складывается впечатление, что все в плюс-минус нашем возрасте какие-то более взрослые.. И истерики уже вымотали..

Может, было у кого-нибудь что-то подобное? Что это? Характер? Воспитание? Какие-то психические нарушения? А может, это вообще нормально? Или просто нужно подождать, и перерастёт?..

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить кроссворд животные растения умеренных поясов не менее 15 слов
  • Как исправить ярлык мой компьютер
  • Как составить режим новорожденным
  • Как найти подработку в москве мужчине
  • Как составить график производственного контроля