Публицистика стиль как его найти

Публицистический стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая используется средствами массовой информации с целью воздействия на слушателей и читателей при освещении событий общественно-политической жизни.

Узнаем, что такое публицистический стиль речи в русском языке, указав его цель, стилевые черты, жанры, характерные языковые средства, отличающие его от других книжных стилей речи. Приведем примеры текстов публицистического стиля.

Что такое публицистический стиль?

Публицистический стиль — это язык общественно-политической литературы и средств массовой информации: газет, журналов, радио и телевидения.

Публицистику называют летописью современной жизни общества. С этой точки зрения можно утверждать, что она отражает текущую историю.

Публицистический стиль речи

Нет такой темы, которая ни интересовала бы журналистов. Публицистика обращена к злободневным политическим, социальным, культурным, философским, бытовым проблемам общества. С этой позиции отметим, что публицистический стиль речи реализуется для выражения достоверной и исчерпывающей информации читателей о важных событиях общественно-политической жизни.

В Германии завершились парламентские выборы. Как сообщает телеканал ARD, согласно предварительным данным Федеральной избирательной комиссии страны по итогам подсчёта данных всех 299 округов после подсчёта 100% бюллетеней во всех округах победу одержала Социал-демократическая партия Германии — она получает 25,7% голосов ( лидер — Олаф Шольц).

С другой стороны, этот стиль речи призван не только информировать, но и воздействовать на свою аудиторию, формировать у читателей определенный взгляд на обсуждаемые события и животрепещущие вопросы внутренней и внешней политики, экономики, культуры, спорта, то есть в конечном итоге влиять на мировоззрение общества. Учитывая выявленную функциональность, определим, что такое публицистический стиль речи.

Определение

Публицистический стиль — это функциональная разновидность русского литературного языка, которая используется для информирования о важных событиях общественно-политической жизни и создания определенного мнения у читателей.

В связи с задачей воздействовать на людей публицистике присущи характерные стилевые черты:

  • призывность
  • яркость
  • эмоциональность

Этот функциональный стиль речи чаще всего оформляется в виде монолога об описываемом явлении или проблеме. Например, автор статьи о русском писателе Ф. М. Достоевском ведет доверительный разговор со своим читателем.

Герой наших дней

Достоевского массово издают в Китае, Корее, Аргентине, Бразилии, не говоря уж о Европе, где с его романами знакомы уже очень давно. Правда, долгое время Достоевского на Западе полагали автором полицейских и фельетонных романов, которые пишутся за месяц, читаются за вечер и забываются через пару дней. Тех же «Братьев Карамазовых» считали криминальным бытовым романчиком и при переводе выбрасывали из него «Легенду о Великом Инквизиторе». Теперь же на конференции Института русской литературы РАН, прошедшей нынешним летом, швейцарская писательница Ильма Ракуза заявила: «Безусловно герой нашего времени — Иван Карамазов и его «Легенда о Великом Инквизиторе», в которой дан глубокий анализ механизмов тоталитаризма и которая и по сей день остаётся необычайно актуальной».

Основные признаки стиля

Публицистический стиль

Основная функция Воздействовать на общественное сознание, информируя широкие круги населения о важнейших актуальных событиях и проблемах современности, сформировать общественное мнение.
Жанры Информационные: заметка, репортаж, интервью.

Аналитические: корреспонденция, статья, рецензия.

Художественно-публицистические: зарисовка, очерк, эссе.

Выступления на общественно-политические темы, театрально-драматические и музыкальные композиции, направленные на решение социальных проблем.

Основные черты стиля
  • актуальность
  • оперативность
  • информативность
  • объективность
  • призывность
  • сочетание логичности с образностью
  • открытая оценочность
  • рекламность
  • ясность
  • четкость
  • доступность
  • стандартность
  • образ автора
Специфическая лексика
  • общественно-политическая лексика
  • сочетание лексико-стилистической особенности научного сочинения и ораторской речи
  • сочетание непринужденной живой разговорной речи и четкой упорядоченности литературного языка
  • тропы
  • эмоционально-экспрессивная лексика
  • афоризмы
  • чужая речь
Грамматические особенности Разнообразные виды синтаксических конструкций, стилистические фигуры; преобладание именных и глагольных частей речи.

Жанры публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи используется для освещения событий в различных сферах общественно-политической жизни. В соответствии с этим его жанровый диапазон достаточно широк. В устной речи публицистический стиль используется в выступлениях адвокатов, ораторов на митингах и собраниях, выступлениях политических и общественных деятелей по телевидению и радио.

Преобладающей формой публицистики является письменная речь, которая реализуется в жанрах:

  • публицистическая статья
  • очерк
  • заметка
  • интервью
  • репортаж
  • эссе
  • портретный очерк
  • путевые заметки
  • памфлет
  • фельетон

Жанры публицистического стиля

В качестве примера текста приведем отрывок очерка, опубликованного в журнале «Загадки истории», о женщине-танкистке Александре Ращупкиной.

В годы Великой Отечественной войны наравне с мужчинами на защиту Родины встали и женщины. Больше всего их насчитывалось в военно-медицинских учреждениях (70% младшего и среднего персонала), подразделениях связи (до 80%) и дорожных войсках (больше половины). Но вот с женщинами-танкистками все было по-иному: по оценкам ученых-историков в войсках женщин-танкисток насчитывалось не более 20. Поэтому военная судьба Александры Ращупкиной во всех смыслах уникальна. Ведь Александра, или Сашка-сорванец, как называли её сослуживцы, смогла повторить историю «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, участницы войны с французами 1812 года.

Александра начала свой боевой путь в составе знаменитой 62-ой армии генерала Василия Чуйкова, на Сталинградском фронте. Отлично водила танк, и сослуживцы дали ей прозвище Санька-сорванец. Она принимала активное участие в освобождении Украины, Польши, проявляя при этом мужество и героизм. За три года службы женщина-танкист прошла с товарищами огонь и воду. Все это время служила механиком-водителем танка, и никто не догадывался, что рядом с ними находится женщина.

Виктор Приходько

Языковые средства публицистического стиля

Основу публицистики, как и любого стиля речи, составляет общеупотребительная нейтральная лексика русского языка. Вместе с тем публицистический стиль отличают характерные языковые средства.

В связи с освещением важных или злободневных событий для публицистики характерна общественно-политическая лексика (депутат, выборы, парламент, обороноспособность, консенсус), употребление морально-этических слов (согласие, сострадание, милосердие, вежливость), торжественных слов, фразеологизмов и речевых штампов (Отчизна, держава, воспрянуть, преодолеть, одержать победу, стоять насмерть, держать руку на пульсе).

В текстах публицистического стиля для реализации функции воздействия на читателей нередко используются эмоционально окрашенные слова, частицы, междометия, восклицания, риторические вопросы, побудительные предложения. В публицистике часто употребляются повторы и инверсия.

Видеоурок

вернуться на страницу «Стили речи», «Таблицы», «Стилистический разбор»

Основные признаки публицистического стиля речи

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:
1) посетители, зрители, слушатели;
2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи — обще­ственно-экономические,  политические,  культурные отношения.

Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны:
— логичность,
— образность,
— эмоциональность,
— оценочность,
— призывность
и соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.

Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не столько…, сколько).

Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

В публицистическом стиле, особенно в газетных текстах, для выразительности речи нередко используются термины в переносном их значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто • используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Жанры публицистического стиля 

Жанры публицистического стиля – определенные «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы» произведений» (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации.

Обычно выделяют три группы жанров:

— информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);

— аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и

— художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).

Информационным жанрам в большей степени присуща функция сообщения, тогда как аналитическим – функция воздействия.

Модифицируется в жанрах выражение авторского начала. Например, жанр заметки не предполагает открытого проявления авторского присутствия, тогда как в жанре репортажа событие передается через восприятие его автором. Вариативно в разных жанрах действие конструктивного принципа. Так, например, экспрессия возрастает от информационных материалов к художественно-публицистическим, при этом, соответственно, стандарт сокращается.

Рассмотрим стилистические особенности наиболее распространенных жанров газетной публицистики.

Хроника – жанр новостной журналистики, вторичный текст, представляющий собой подборку сообщений, констатирующих наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем. Хроникальное сообщение – текст объемом от одного до трех-четырех предложений с общим смыслом «где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить». Основные показатели времени – наречия «сегодня», «вчера», «завтра», позволяющие соотнести событие с датой сообщения о нем. Временной сигнал может быть имплицитным: смысл «только что, сейчас, скоро» задается самим жанром, его констатирующим содержанием. Точно так же может быть имплицитным указание места, например, в хронике городских событий нет нужды в каждом сообщении упоминать название города (выражение типа «Сегодня состоится велопробег» будет однозначно понято как «состоится в нашем городе«, если в сообщении есть еще одно-два предложения, может появиться более конкретное указание на место действия). Наличие события фиксируется бытийным глаголом в разных формах (состоялось, состоится, открыт, запланировано, происходит, собирается, соберется, работает и т.д.). Типичные формулы в начале хроникального сообщения: «Вчера в Москве открылась выставка», «Сегодня в Екатеринбурге проходит собрание», «Завтра в Перми состоится открытие».

Подборка хроникальных сообщений составляется по тематическому или временному принципу, напр.: «Криминальная хроника», «Актуально», «Официальная хроника», «Новости в середине часа» и др. Заголовок очень часто представляет собой название рубрики и переходит из номера в номер, из выпуска в выпуск.

Жанр хроники используется во всех средствах массовой информации, т.е. в газетах, на радио и на телевидении. В форме этого жанра оформляются анонсы и заключения теле-, радионовостей. Констатирующие сообщения часто вводятся в заголовочный комплекс газетных материалов, поэтому газетная страница может быть прочитана как некая рассыпанная хроника, фиксирующая основные актуальные события.

Репортаж – в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия. В радио- и телерепортаже при этом все средства, передающие присутствие говорящего на месте события, используются естественным образом, как единственно возможные, например: «мы находимся в зале областного музея», «сейчас спасатель прикрепляет лестницу», «прямо передо мной» и др. В письменной речи те же средства используются для имитации одновременности события и рассказа о нем: это наст. время глагола в сочетании с перфектом, типа «я вижу, что спасатель уже поднялся на третий этаж», эллиптические и односоставные предложения (мы на каменистом плато, сегодня пасмурно), авторское «я» или «мы» в значении «я и мои спутники».

Композиция репортажа предусматривает фиксацию естественного хода события. Однако очень мало событий, да и то только в электронных СМИ передаются в режиме реального времени от начала и до конца (футбольный матч, военный парад, инаугурация Президента). В других случаях время приходится сжимать за счет отбора эпизодов. При этом возникает проблема монтажа эпизодов. Сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий типа Олимпиады в режиме реального времени передается как последовательность эпизодов разных действий, напр.: «сейчас у российских гимнасток вольные упражнения, на ковер выходит…», «а сейчас нам показывают выступления румынских гимнасток на брусьях». В записи событие также передается как последовательность смонтированных эпизодов, за счет монтажа здесь можно добиться четких акцентов на важных моментах события и расширить авторский комментарий. Письменный текст в принципе не способен отразить событие целиком, поэтому автору репортажа приходится излагать только самые яркие эпизоды события, стараясь эту яркость передать в слове за счет отбора самых значимых деталей. И чем больше роль монтажа, тем все более возрастает возможность включения в текст подробного и развернутого авторского комментария, в результате чего может появиться особая разновидность жанра – аналитический репортаж.

Такой текст представляет собой чередование по репортажному поданных фрагментов события и различного рода комментирующих вставок, рассуждений, которые, однако, не должны заслонять от читателя момент присутствия журналиста на месте события. Репортер может передоверить комментарий специалисту – участнику события, тогда в репортаже появляется элемент интервью по поводу текущего события в целом или по поводу отдельных его моментов. Это важный способ динамизации изложения, обогащения содержания и формы текста. С помощью языковых средств в изложение может вовлекаться адресат, напр.: «мы с вами сейчас…».

В современной журналистике репортажем часто называется такой текст аналитического характера, в котором подчеркнуты активные действия журналиста, предпринятые им для выяснения вопроса, – даже если нет никаких попыток языковыми средствами создать эффект присутствия говорящего на месте действия. Такое произведение включает интервью со специалистами, изложение и анализ документов, часто с сообщением о том, как автору удалось их получить, рассказы о поездке на место события, о встречах с очевидцами. Поскольку репортаж предполагает активные действия автора, композиционным стержнем оказываются событийные элементы, хотя содержательно текст направлен на анализ проблемы. Такой прием динамизации в подаче проблемы обогащает арсенал способов представления аналитического материала читателю.

Статья – аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы. Основной стилистический признак жанра – логизированность изложения, рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов с их аргументами или же от посылок к выводам, также через цепь второстепенных тезисов и их аргументов.

В языковом плане на уровне синтаксиса выделяется обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы, вводные слова логического характера, слова и предложения, обозначающие вид логической связи, типа «приведем пример«, «рассмотрим причины» и др. На уровне морфологии жанр характеризуется грамматическими средствами, позволяющими выразить формулировки закономерностей: настоящее абстрактное, единственное число с собирательным значением, абстрактные существительные. На уровне лексики наблюдается употребление терминов, в том числе и узкоспециальных с пояснениями, а также слов, называющих отвлеченные понятия. Используются, таким образом, средства языка, позволяющие оформить результат аналитической деятельности автора, который вскрывает закономерности развития явления, его причины и следствия, его значение для жизни общества.

Публицистические статьи – это произведения, форма которых разнообразна. Основные источники варьирования формы газетной статьи  – композиция и стилевая ориентация текста. Статья может строиться как рассуждение от тезиса к доказательству или от посылок к выводам. Композиционно статью обогащают различные вставки в виде ярко выписанных эпизодов события, включаемых на правах фактологических аргументов и поводов для рассуждения, или в виде мини-интервью, также выполняющего аргументирующую функцию, ср., например, аргумент «к авторитету».

Особенно разнообразны статьи по стилевой ориентации. Статьи, ориентированные на научный стиль, выдерживают эту направленность чаще всего только в плане логизированности текста. Рассуждение в них может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.

Широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.

Аналитические статьи критического характера могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.).

Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.

Тематически очерки весьма разнообразны: они могут быть, напр., проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку очерк – это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы. В тексте очерка гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы героев и глубокие, доказательные рассуждения. Объединение событийных, предметных и логических элементов очеркового содержания зависит от ряда факторов. Прежде всего, оно определяется тем, какой тип композиции избран очеркистом. Если используется событийная композиция, тогда очерк строится как рассказ о событии, в изложении которого, как и в художественном рассказе, выделяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Авторские рассуждения, описание героев прерывают действие на какое-то время, но потом развертывание текста вновь подчиняется ходу события. Если используется логическая композиция, построение текста определяется развитием авторского рассуждения, эпизоды одного события или несколько разных событий включаются в изложение как повод для рассуждения, аргумент тезиса, ассоциация по сходству или контрасту и т.д. Изредка используется в очерке эссеистская композиция, при которой развертывание текста осуществляется за счет ассоциаций, резких переходов от одного предмета речи к другому. Надо, однако, учитывать, что внешне хаотичное изложение скрывает целеустремленное развитие авторской мысли, ход которой читатель должен уяснять за счет интерпретации ассоциативных связей текстовых элементов.

Помимо типа композиции на объединение, а также на языковое оформление содержательных элементов очерка влияет тип повествователя. Используется повествование в форме третьего и в форме первого лица. В форме третьего лица повествователь может выступать как закадровый наблюдатель или закадровый комментатор. В первом случае событие, о котором ведется рассказ, предстает перед читателем протекающим как бы само по себе, авторское присутствие обнаруживается только косвенно – в выборе слов, обозначающих детали очеркового мира и оценивающих их, в приостановке повествования для введения формулировок, раскрывающих журналистскую концепцию. Повествователь – закадровый комментатор более активен. Не раскрывая себя в форме «я», он может энергично вмешиваться в действие, прерывая его отступлениями в прошлое (ретроспекциями) или забеганием вперед (проспекцией, т.е. изложением будущих событий, о которых герой пока знать не может). Такой повествователь часто весьма пространно комментирует происходящее и выносит ему оценку.

Наиболее разнообразны функции повествователя в форме первого лица. Иногда журналист использует «я» героя, т.е. очерк строится как рассказ героя о самом себе. Но чаще всего используется авторское «я», при котором повествователь выступает как текстовое воплощение реальной личности журналиста. Функции такого повествователя разнообразны. Так, он может выступать как участник события, анализу которого и посвящен очерк. Больше же всего привлекает журналистов форма повествователя-исследователя. В этом случае в основу компоновки очеркового материала кладется рассказ об исследовании события, которое в результате развертывается перед читателем не так, как оно происходило на самом деле, а в том порядке, как о нем узнавал исследователь.

Таким образом, очерк может строиться, во-первых, как рассказ о реальном событии, которое развертывается в своей естественной последовательности или с ее нарушением в виде ретроспекций и проспекций и которое прерывается или обрамляется авторскими рассуждениями, доносящими до читателя журналистскую концепцию. Автор при этом может выступать как закадровый наблюдатель, закадровый комментатор, участник события, собеседник героя, рассказывающего о событии. Во-вторых, очерк может строиться как рассказ о журналистском расследовании, и в форме изложения бесед с героями, содержания прочитанных документов и соображений по поводу увиденного читатель узнает о событиях и людях, в них участвовавших, а также о проблеме, которую журналист усматривает в приводимых фактах. В-третьих, очерк может представлять собой эмоционально окрашенное рассуждение журналиста о проблеме. По ходу рассуждения излагаются события, описываются герои, что позволяет такому размышляющему повествователю раскрыть проблему на наглядном жизненном материале.

Очерк характеризуется изобразительным письмом: для представления героя и события требуются конкретные, яркие, наглядные детали, которые в ряде случаев и рисуются как реально наблюдаемые повествователем в ходе исследования, путешествия, встречи с героем и т.д.

И наблюдающий, и комментирующий, и участвующий в событии, и исследующий ситуацию повествователь не может быть бесстрастным. Актуальная общественная проблема, события и люди предстают перед читателем в свете эмоциональной авторской оценки, в результате чего очерковый текст бывает окрашен той или иной тональностью.

При разных типах повествователей по-разному строится общение с читателем. Изложение в форме третьего лица или в форме «я» героя обходится без прямого обращения к читателю. Напротив, авторское «я» чаще всего сочетается с активным общением с читателем, особенно в форме «мы» со значением «я, автор, и мой читатель».

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тестs на тему Публицистический стиль

вернуться на страницу «Стили речи», «Таблицы», «Стилистический разбор»

Публицистический стиль называют официальным стилем СМИ (средств массовой информации), в том числе – статей, репортажей, заметок, интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.

Примеры публицистического стиля: пример 1, пример 2.

Публицистический стиль: черты и примерыОбщими чертами этого стиля можно назвать:

  • эмоциональность и образность речи – для создания необходимой атмосферы;
  • оценочность и уверенность – для заинтересованности;
  • логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания речи достоверности и информативности;
  • призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;
  • легкое и внятное изложение.

Стилевые черты проявляются на языковых уровнях следующим образом:

  • в лексике (употреблении слов) – эмоционально-экспрессивные и разговорные слова, фразеологизмы и устойчивые выражения, диалектные или жаргонные слова – в зависимости от специфики аудитории;
  • в морфологии (использование частей речи) – обилие прилагательных, местоимений и наречий, глаголы в настоящем времени;
  • синтаксисе (построение определенных типов предложений) – короткие и неполные предложения чередуются с тяжелыми сложноподчиненными, построение предложение – разговорное, простое для восприятия.

Публицистический стиль: черты и примеры

Публицистический стиль: разбор примера

Рассмотрим, как используются компоненты публицистического стиля, на примере.

Отрывок из статьи:

Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.

1. В лексике этого примера можно выделить такие пласты:

  • слова общего употребления: экзамен, человек, обед, вечер;
  • термины: классная комната, Интернет, меловая пыль;
  •  разговорные слова: образование, дом, обозначил;
  • жаргонные слова: зачетка;
  • речевые клише: давать урок, сдавать экзамен, входит в Интернет, не последний человек;
  • фразеологизмы: дышать полной грудью, грызть гранит науки.

2. Морфология данного отрывка:

  • тематика текста диктует совмещение морфологических черт публицистического стиля с чертами других;
  • использование отвлеченных существительных, стоящих в родительном, дательном и винительных падежах: процесс получения, перерыва на обед, образования;
  • можно выделить использование глаголов в 3 лице единственного числа и настоящего времени, которые несут обобщенное значение субъекта действия: так не думает, садится, уже спит.

3. Синтаксис:

  •  предложения короткие, простой структуры;
  • интонация, цель высказывания – повествовательная и побудительная;
  • неполные предложения: «Сдавать экзамен без зачетки в кармане?»

Публицистический стиль: черты и примеры

Научно-публицистический стиль: разбор примера

Публицистический стиль – один из самых развивающихся и «подвижных»: он активно заимствует черты других стилей, в том числе лексику (научные термины, клише официально-делового стиля), добавляя выразительность и эмоциональность художественного стиля для лучшего восприятия и воздействия.

Из подобного синтеза в публицистическом стиле образуются подстили:

  • собственно публицистический;
  • научно-публицистический (научные статьи);
  • художественно-публицистический (статьи развлекательного характера).

Рассмотрим пример научно-публицистического стиля.

Отрывок из статьи:

Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их?

Черты научного стиля:

  1. Терминологичность (падение рубля, цент, экономические реформы, вкладчики, приватизация).
  2. Среди существительных встречаются те, которые обозначают признак, состояние (падение, преступность).
  3.  Количество существительных и прилагательных значительно выше, чем глаголов (“…здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок“).
  4.  Множественное употребление отглагольных оборотов и слов (падение, образование, преступность, приговоры).
  5.  Глаголы в настоящем времени, встречающиеся в тексте, часто имеют «вневременное» значение, другими словам, их лексико-грамматическое значение времени, лица, числа ослаблено (мы знаем, скрывают).

Черты публицистического стиля:

  1. Коммуникативными целями текста, в первую очередь, являются информационная и воздействующая.
  2.  Так же присутствует официальность, которая подчеркивает важность и особое значение фактов, приводимой информации («Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен»).
  3. Широкий диапазон лексики: начиная с научных и технических терминов и заканчивая словами обыденной просторечной лексики (дикость, разграбляются, падение рубля, цент, экономические реформы, грозные приговоры);
  4. Наличие категорических оценок, поданных через нестандартные лексические сочетания (национальная катастрофа, какая дикость, скандальные случаи приватизации, грозные приговоры, катастрофически падает);
  5. Непринужденное использование одновременно экспрессивных и обычных языковых средств (грозные приговоры, тогда это авантюра);
  6.  Сочетание в лексике абстрактных и конкретных понятий (национальное достояние, государство, рубль равен центу);
  7. Принципиальное отождествление автора с рассказчиком;
  8. В синтаксисе следует отметить правильность и четкость строения предложений, а также их простоту и ясность.

Публицистический стиль: черты и примерыПублицистический стиль, пожалуй, является сегодня одним из самых используемых и распространенных. О его особенностях важно знать не только журналистам, рерайтерам или блогерам, но и писателям. Мы постоянно слушаем репортажи или читаем новости, на подсознательном уровне усваивая лексику и речевые обороты из СМИ, чтобы после также подсознательно использовать их при написании книг. Однако далеко не все, что используется в языке СМИ, годится для художественных текстов, для которых предназначен свой стиль.

О том, какие языковые средства не стоит использовать при работе над книгой, мы поговорим в соответствующей статье.

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Как определить публицистический стиль

Слово «публицистика» произошло от латинского publicus, что означает общественный. Публицистический стиль употребляется для агитации и пропаганды общественно-политических идей в газетах и журналах, на радио и телевидении.

Как определить публицистический стиль

Инструкция

Отличие публицистического стиля от научного, официально-делового, художественного и разговорного вытекает из его функций: информационной и воздействующей. Специфика информационной и воздействующей функций заключается в характере информации и адресате. Публицистические произведения, как правило, не описывают то или иное явление всесторонне, а выделяют те стороны жизни, которые интересны широким массам. Воздействует он при этом не только на разум, но и обязательно затрагивает эмоции и чувства адресатов.

Публицистический стиль характеризуется образностью, полемичностью изложения, популярностью и яркостью выразительных средств, положительной или отрицательной экспрессией.

В лексике этого стиля широко используются общественно-политические термины: «партия», «митинг», «демонстрация». Не редкость в нем эмоционально-оценочные слова: «новатор», «передовик», «доблестный», «вдохновляющий». Употребляются в публицистическом стиле экспрессивные словосочетания и фразеологизмы: «уверенной поступью», «плечом к плечу», «белое золото», «зеленый друг».

Морфологическими средствами публицистического стиля являются приставки: «анти-», «нео-», «псевдо-». И суффиксы: «-ация», «-фикация», «-ист», «-изм». Публицисты часто употребляют в текстах сложные прилагательные, такие как «массово-политический», «агитационно-пропагандистский».

Для синтаксиса публицистического стиля характерны риторические вопросы, для подчеркивания акцента и усиления используются повторы слов, обращения, короткие предложения, восклицания.

Публицистический стиль реализуется в жанрах политического трактата, доклада, памфлета, газетных и журнальных очерков, репортажа, фельетона.

Видео по теме

Обратите внимание

Главное назначение публицистического стиля — поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни.

Полезный совет

Обычная форма выражения публицистического стиля — письменный или устный монолог.

Источники:

  • Русский язык и культура. Публицистический стиль.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Особенности публицистического стиля речи

Содержание статьи

  • Особенности и средства публицистического стиля речи
  • Стилевые черты публицистического стиля
  • Языковые средства публицистического стиля речи
  • Жанры публицистического стиля речи
  • Подстили и жанры публицистического стиля
  • Примеры публицистического стиля

Название «публицистика» происходит от латинского слова «publicus» — общественный. Типичными примерами публицистического стиля речи являются газетные, журнальные и интернет-статьи, репортажи на радио и телевидении. Это одна из разновидностей русского литературного языка, цель которой заключается в освещении общественных и политических событий и привлечении к ним внимания, а также в воздействии на аудиторию и побуждении к действию. Иными словами, информационная функция в таких текстах сочетается с задачей найти достаточно аргументов, чтобы убедить читателя/слушателя и повлиять на его мнение по тому или иному вопросу.

Что такое публицистика

Особенности и средства публицистического стиля речи

Нередко публицистику называют летописью современности, т. к. она ярко отражает текущую историю и насущные проблемы общества. Такие тексты, как в письменной, так и в устной речи, посвящены злободневным темам – политике, культуре, социальным, философским и бытовым вопросам. И именно целью и сферой употребления и обусловлены основные особенности публицистического стиля:

  1. Информативность. Функция информирования присуща всем стилям речи, но для каждого существуют свои способы ее реализации. Принадлежность текста к публицистике предполагает освещение проблем, которые близки и интересны большей части общества. При этом сообщение не только описывает факты, но и содержит их анализ, оценочные суждения, мнение автора, а нередко и других людей, по обсуждаемому вопросу.
  2. Яркость. В публицистике допустимы эмоциональные речевые обороты, восклицательные предложения, эпитеты, метафоры и проч. Это то, чем отличается публицистический стиль от, к примеру, научного. Ведь его задача не только донести информацию, но и сформировать у читателя/слушателя определенное отношение к ней, «зацепить» аудиторию, вызвав те или иные эмоции.
  3. Побудительность. Эта черта проистекает из другой функции публицистических материалов – функции воздействия. Задача публициста состоит еще и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости действия, принятия решения, т. е. побуждает к определенной реакции на проблему. В связи с этим тексты и предложения в публицистическом стиле характеризуются полемичностью, в них прослеживаются пропагандистские тенденции.

Исходя из этого, можно выделить основные стилистические приемы, которые используются в публицистике:

  1. Информативный заголовок. Названия таких текстов, как правило, довольно объемные и дают четкое представление о том, чему посвящен материал.
  2. Отсутствие лирического вступления. Уже в первом предложении/абзаце кратко описана суть проблемы.
  3. Конкретика и обилие деталей. Авторы публицистических текстов рассматривают вопрос «со всех сторон», подробно описывая все аспекты.
  4. Средняя длина предложений и абзацев. Поскольку текст ориентирован на широкую аудиторию, он должен быть легко читаемым. Структура его строится так, чтобы материал был максимально удобен для ознакомления.
  5. Порядок изложения по принципу «перевернутой пирамиды». Ценность и полезность сведений убывает по ходу изложения материала. Так, наиболее важная информация располагается ближе к началу, а малозначимая – в последних его частях.

Публицистический стиль гармонично сочетает консервативность и изменчивость. Так, наряду с нейтральными формулировками, в таких текстах встречается лексика, относящаяся к сленгу и жаргону.

Стилевые черты публицистического стиля

Для определения принадлежности текста к тому или иному стилю важно знать его ключевые признаки. Рассмотрим, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю (стоит отметить, что ряд характеристик прослеживается и в других разновидностях устной и письменной речи):

  1. Актуальность. Все жанры публицистического стиля ориентированы на обсуждение насущных, злободневных тем. Отсылки к прошлым событиям могут быть включены в текст лишь в качестве исторической справки, для сравнения нынешней ситуации с тем, что происходило ранее или с целью показать, что данная проблема актуальна во все времена.
  2. Достоверность. Информация должна быть правдивой и подкрепляться доказательной базой. В качестве подтверждения могут использоваться фото- и видеоматериалы, ссылки на авторитетные источники и официальные документы, мнения экспертов, цитаты и проч.
  3. Логичность и последовательность. Это характеристики, которые относятся к любому виду литературного стиля. Информация излагается последовательно, мысль, содержащаяся в каждом последующем разделе, проистекает из предыдущего. Только в этом случае текст воспримется читателем адекватно и нужный эффект от материала будет достигнут.
  4. Образность и эмоциональность. Публицистические материалы создают определенную атмосферу, настроение, и задача их заключается в том, чтобы «достучаться» до аудитории, взбудоражить не только мышление, но и чувства читателя. Это достигается за счет использования эмоциональных эпитетов и ярких образов. Такие тексты могут носить трагическую, лирическую, драматическую или романтическую окраску.
  5. Оценочность. Информация подана в определенном ключе, чтобы у читателя сформировалась нужная точка зрения. События не просто описываются, но и всесторонне оцениваются.
  6. Доступность. Поскольку публицистические тексты рассчитаны на широкую аудиторию, лексика в них общедоступная, а формулировки простые, нередки случаи применения популярных речевых штампов. Материал должен быть понятен представителям разных профессий, социальных и возрастных групп.
  7. Четкое обозначение отношения автора. Это одна из характерных черт публицистики – авторское «я» здесь показано ярко. Автор выступает как представитель общества, давая оценку событиям и фактам, нередко с точки зрения не только наблюдателя, но и участника ситуации.

Основные черты публицистического стиля

Наиболее ярко образы автора прослеживаются в таких жанрах публицистики, как очерки и фельетоны. Менее выражены они в репортажах за счет специфики материала – основная цель здесь сообщить о произошедшем, создавая у аудитории ощущение присутствия в самом центре событий.

Языковые средства публицистического стиля речи

Существует ряд языковых средств, характерных для публицистических текстов. Они прослеживаются как в лексике, так и в морфологии и синтаксисе.

Лексические:

  1. Стандартные речевые формулы, знакомые и понятные любой аудитории. Это своеобразные клише – «пакет предложений», «горячая поддержка», «конструктивная критика» и т. д.
  2. «Театральная» лексика. Такие формулировки позволяют выстроить между автором и потребителем информации отношения наподобие тех, которые возникают у актера и зрителя. Публицист «показывает» читателю происходящее, как представление. Фразы и слова, характерные для публицистики, придают определенную «зрелищность» материалу – «политическое шоу», «популярный трюк», «политическая арена» и т. д.
  3. Эмоционально-оценочные характеристики. Они могут быть как позитивными, так и негативными – «христианское милосердие», «благие помыслы» или «вопиющая несправедливость», «наглая ложь».
  4. Торжественные и патетические формулировки. Они придают определенную «возвышенность» тексту, нередко гранича с пафосом. Типичные примеры – «отчизна», «во имя справедливости», «искупить кровью».
  5. Военная терминология. Эти слова по большей части употребляются не в прямом, а в образном значении – «битва за урожай», «словесная баталия» и т. д.
  6. Архаизмы. Это элементы устаревшей лексики, имеющие синонимы в современной речи. Например, «лекарь», «барыш» и т. д.

Морфологические:

  1. Существительные единственного числа употребляются в значении множественного – «каждый родитель желает добра своему ребенку».
  2. Преобладают существительные в родительном падеже – «реформа образования», «период кризиса».
  3. Форма глаголов преимущественно повелительная – «следите за событиями», «оставайтесь с нами».
  4. Глаголы употребляются в настоящем времени – «в городе открывается музей», «подготовка начинается уже сейчас».
  5. Присутствуют причастия с окончанием –омый – «весомый», «ведомый».
  6. В текст включены производные предлоги – «по пути», «во власти».

Синтаксические:

  1. Риторические вопросы. Этот вопрос, ответ на который не требуется или не предполагается в силу того, что он очевиден – «Выдержим ли мы это?», «Хотим ли мы жить хорошо?».
  2. Восклицательные формулировки, часто с призывом к действию – «Все на уборку урожая!», «Даешь пятилетку в 4 года!».
  3. Измененный порядок слов. Такой прием применяется для того, чтобы сделать повествование более художественным – «борются люди с системой», «ходят автобусы нерегулярно».
  4. Яркие, «рекламные» заголовки. Это способ привлечь читателя сразу, с первых слов. Нередко авторы используют прием «сочетания несочетаемого», чтобы указать на противоречивость – «живой мертвец», «женатый холостяк».

Наиболее ярко признаки проявляются в синтаксисе. Авторы используют выразительные фразы, цитаты, афоризмы, крылатые выражения и прочие фигуры речи.

Жанры публицистического стиля речи

Жанр – это способ организации речи, для которого характерны определенные речевые формы. Публицистический стиль, как и все прочие, имеет систему жанров и подстилей.

Жанры публицистического стиля речи

Подстили и жанры публицистического стиля

Существуют следующие подстили публицистики:

  • Собственно публицистический. Тексты носят информационный, аналитический либо рекламный характер.
  • Научно-публицистический. Используется в статьях, написанных на научные темы, но более доступным, понятным обывателю языком с минимальным количеством специальных терминов.
  • Художественно-публицистический. Такие материалы носят преимущественно развлекательный характер.

Жанровый диапазон публицистического стиля довольно широк, и включает следующие типы материалов:

  • Аналитическая корреспонденция. Не только информирует читателя/слушателя о событии, но и анализирует его причины и возможные последствия.
  • Публицистическая статья. Выражает отношение автора к проблеме, его размышления и аргументированную точку зрения.
  • Очерк. Не только описывает факты, но и включает художественные описания событий/явлений/людей.
  • Рецензия. Отзыв, содержащий оценку и критику произведений искусства, научных достижений и проч.
  • Интервью. Изложенная в формате «вопрос-ответ» информация, полученная в ходе личной/телефонной беседы.
  • Отчет. Детальное сообщение с четкой хронологией событий.
  • Заметка. Краткое и достоверное информирование о новых фактах и событиях.
  • Репортаж. Оперативное и четкое сообщение с места событий, информация подается объективно.
  • Эссе. Сочинение небольшого объема, написанное в свободной форме и посвященное рассуждениям, переживаниям и личному мнению автора.
  • Памфлет. Сатирический материал (статья или произведение), высмеивающий пороки человека, социальной группы или общества в целом.
  • Фельетон. Похож на памфлет, но разница в том, что фельетон – это всегда небольшой текст, направленный на высмеивание «зла» в разных его проявлениях.

Это основные жанры, но существует и ряд поджанров. Например, диалог – одна из разновидностей интервью, где автор не просто общается с героем, но и выступает с ним на равных по опыту и уровню знаний о проблеме. А также портретный очерк, где дается развернутая характеристика героя и мотивы его поступков, или путевые заметки, рассказывающие о путешествии автора и его субъективных оценках.

Речь человека

Примеры публицистического стиля

Пример 1:

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.

Пример 2:

Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их?

Пример 3:

Невероятное открытие! Житель глухой деревни изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он в данный момент находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

Поделитесь записью в социальных сетях!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти диагональ квадрата через синус
  • Как найти дубли в массиве php
  • Как правильно составить список расходов на ребенка
  • Как составить учебный план по литературе
  • Как составить формулу для вычисления периметра многоугольника стороны которого равны