Определение сил, нагружающих подшипники
Определение радиальных реакций. Вал на подшипниках, установленных по одному в опоре, условно рассматривают как балку на шарнирно-подвижных опорах или как балку с одной шарнирно-подвижной и одной шарнирно-неподвижной опорой. Радиальную реакцию Fr подшипника считают приложенной к оси вала в точке пересечения с ней нормалей, проведенных через середины контактных площадок. Для радиальных подшипников эта точка расположена на середине ширины подшипника. Для радиально-упорных подшипников расстояние а между этой точкой и торцом подшипника может быть определено графически (рис. 25) или аналитически:
подшипники шариковые радиально-упорные однорядные
а = 0,5[B + 0,5(d + D)tga];
подшипники роликовые конические однорядные
а = 0,5[Т + (d + D)е / 3].
Ширину В кольца, монтажную высоту Т коэффициент е осевого нагружения, угол а контакта, а также диаметры d и D принимают по каталогу.
Рис.25.Расположение точки приложения радиальной реакции в радиально-упорных подшипниках
Реакции опор определяют из уравнения равновесия: сумма моментов внешних сил относительно рассматриваемой опоры и момента реакции в другой опоре равна нулю.
В ряде случаев направление вращения может быть переменным или неопределенным, причем изменение направления вращения может привести к изменению не только направления, но и значений реакций опор. При установке на концы валов соединительных муфт направление силы на вал от муфты неизвестно. В таких случаях при расчете реакций рассматривают наиболее опасный вариант. Возможная ошибка при этом приводит к повышению надежности.
Определение осевых реакций. При установке вала на двух радиальных шариковых или радиально-упорных подшипниках нерегулируемых типов осевая сила Fa, нагружающая подшипник, равна внешней осевой силе FA, действующей на вал. Силу FA воспринимает тот подшипник, который ограничивает осевое перемещение вала под действием этой силы.
При определении осевых сил, нагружающих радиально-упорные подшипники регулируемых типов, следует учитывать осевые силы, возникающие под действием радиальной нагрузки Fr вследствие наклона контактных линий. Значения этих сил зависят от типа подшипника, угла контакта, значений радиальных сил, а также от того, как отрегулированы подшипники (см. рис 22, а-в). Если подшипники собраны с большим зазором, то всю нагрузку воспринимает только один или два шарика или ролика (рис. 22, а). Осевая составляющая нагрузки при передаче ее одним телом качения равна Frtga. Условия работы подшипников при таких больших зазорах неблагоприятны, и поэтому такие зазоры недопустимы. Обычно подшипники регулируют так, чтобы осевой зазор при установившемся температурном режиме был бы близок к нулю. В этом случае под действием радиальной нагрузки Fr находятся около половины тел качения (рис. 22, б), а суммарная по всем нагруженным телам качения осевая составляющая из-за наклона контактных линий равна е’ Fr и представляет собой минимальную осевую силу, которая должна действовать на радиально-упорный подшипник при заданной радиальной силе:
Fa min = е′ Fr. (24)
Для шариковых радиально-упорных подшипников с углом контакта а < 18° Famin = e’Fr , где е’ — коэффициент минимальной осевой нагрузки. В подшипниках такого типа действительный угол контакта отличается от начального и зависит от радиальной нагрузки Fr и базовой статической грузоподъемности Соr. Поэтому коэффициент е’ определяют по формулам:
для подшипников с углом контакта а = 12°
е′ = 0,563(Fr / Cor)0,195; (25)
для подшипников с углом контакта а = 15°
е′ = 0,579(Fr / Cor)0,136 (26)
Для шариковых радиально-упорных подшипников с углом контакта а ≥ 18° е′ = е и Famin = eFr . Значения коэффициента еосевого нагружения принимают по табл. 64.
Для конических роликовых.е’ = 0,83е и Famin = 0,83 е Fr. Значения коэффициента е принимают по каталогу.
Под действием силы Faminнаружное кольцо подшипника поджато к крышке корпуса. При отсутствии упора кольца в крышку оно будет отжато в осевом направлении, что приведет к нарушению нормальной работы подшипника. Для обеспечения нормальных условий работы oceвая сила, нагружающая подшипник, должна быть не меньше минимальной: Fa > Famin.
Это условие должно быть выполнено для каждой опоры.
Если Fa≥ Famin, то более половины или все тела качения подшипника находятся под нагрузкой (см. рис. 22, в). Жесткость опоры с ростом осевой нагрузки увеличивается, поэтому в некоторых опорах, например в опорах шпинделей станков, применяют сборку с предварительным натягом. Для нормальной работы радиально-упорных подшипников необходимо, в каждой опоре осевая сила, нагружающий подшипник, была бы не меньше минимальной:
Fa1 ≥ Fa1 minи Fa2 ≥ Fa2 min
Кроме того, должно быть выполнено условие равновесия вала — равенство нуля суммы всех осевых сил, действующих на вал. Например, для схемы по рис. 26 имеем:
FA + Fa1 – Fa2 = 0
Пример нахождения осевых peaкций опор. В представленной на рис. 26 расчетной схеме обозначены: FAи FR — внешние осевая и радиальная нагрузки, действующие на вал; Fr1 и Fr2 — радиальные peaкции опор; Fa1 и Fa2 — осевые реакции опор.
Решение может быть найдено при совместном удовлетворении трех уравнений:
— из условия Fa≥ Famin в каждой oпоре с учетом (24) следует:
Fa1 ≥ e1′ Fr1, Fa2 ≥ e1′ Fr2
— из условия равновесия вала под действием осевых сил следует:
Рис. 26. Схема нагружения вала и опор с радиально-упорными регулируемыми подшипниками
Для нахождения решения применяют метод попыток, предварительно осевую силу в одной из опор принимая равной минимальной.
1. Пусть, например, Fa1 = e1′ Fr1 .
Тогда из условия равновесия вала имеем
Fa2 = FA + Fa1 = FA + e′Fr1.
Проверяем выполнение условия Fa > Faminдля второй опоры. Если при этом Fa2 ≥ e2‘ Fr2 — то осевые силы найдены правильно. Если Fa2 < е2′ Fr2 (что недопустимо), то нужно предпринять вторую попытку.
2. Следует принять: Fa2 = е2′ Fr2 . Тогда из условия равновесия вала имеем
Fa1 = Fa2 — FA = e2‘ Fr2 — FA.
При этом условие Fa1 ≥ e1′ Fr1 будет обязательно выполнено.
Подбор подшипников
Основной критерий работоспособности и порядок подбора подшипников зависит от значения частоты вращения кольца. Подшипники выбирают по статической грузоподъемности, если они воспринимают внешнюю нагрузку в неподвижном состоянии или при медленном вращении (n≤ 10об/мин). Подшипники, работающие при n > 10об/мин, выбирают по динамической грузоподъемности, рассчитывая их ресурс при требуемой надежности. Подшипники, работающие при частоте вращения n > 10об/мин и резко переменной нагрузке, также следует проверять на статическую грузоподъемность.
Предварительно назначают тип и схему Установки подшипников (см. выше). Подбор подшипников выполняют для обеих опор вала. В некоторых изделиях, например в редукторах, для обеих опор применяют подшипники одного типа и одного размера. Тогда подбор выполняют по наиболее нагруженной опоре. Иногда из соотношения радиальных и осевых сил нельзя заранее с уверенностью сказать, какая опора более нагружена. Тогда расчет ведут параллельно для обеих опор до получения значений эквивалентных нагрузок, по которым и определяют более нагруженную опору.
Расчет подшипников на статическую грузоподъемность
Значения базовой статической грузоподъемности для каждого подшипника заранее подсчитаны по формулам (1)-(4) и указаны в каталоге.
При расчете на статическую грузоподъемность проверяют, не будет ли статическая эквивалентная нагрузка на подшипник превосходить статическую грузоподъемность, указанную в каталоге:
Роr≤ Соrили Poa≤ Coa
При выборе и расчете подшипников следует иметь в виду, что допустимая статическая эквивалентная нагрузка Ро может быть меньше, равна или больше базовой статической грузоподъемности. Значение этой нагрузки зависит от требований к плавности хода, малошумности и к моменту трения, а также и от действительной геометрии поверхностей контакта. Чем выше перечисленные требования, тем меньше значение допустимой статической эквивалентной нагрузки.
Если не требуется высокая плавность хода, то возможно кратковременное повышение Por(Poa) до 2Cor(2Coa). При повышенных требованиях к плавности хода, малошумности и к стабильности момента трения рекомендуют уменьшить допускаемую статическую эквивалентную нагрузку Pоr(Pоа) до Cоr/ S0 (Соa/ S0). Коэффициент запаса S0 = 1,5 для упорных подшипников крановых крюков и подвесов; S0 = 2 для приборных прецизионных поворотных устройств; S0 = 4 для ответственных тяжелонагруженных опор и поворотных кругов.
Пример. Проверить пригодность подшипника 210 для следующих условий работы: вращение медленное (до 1об/мин) эпизодическое при действии нагрузки с составляющими: радиальной Fr = 9000Н и осевой Fo = 1600Н; требования к малошумности и плавности хода — высокие.
Решение. Базовая статическая радиальная грузоподъемность подшипника 210 по каталогу Соr= 19800Н. Для шарикового радиального однорядного подшипника в соответствии с табл. 59 X0 = 0,6 и Y0 = 0,5. Подставив в (5) и (6), получим
Por = X0Fr + Y0Fa = 0,6 · 9000 + 0,5 · 1600 = 6200H;
Por= Fr = 9000H.
Принимаем наибольшее значение Por= 9000H. Для шариковых подшипников с высокими требованиями к малошумности и плавности хода можно принять S0 = 2. Для таких условий работы должно выполняться соотношение Роr≤ Соr / S0. После подстановки получим:
9000 < 19800/2 = 9900.
Следовательно, для данных условий работы подшипник 210 пригоден.
Расчет подшипников на заданный ресурс
Исходные данные:Fr1, Fr2 — радиальная нагрузка (радиальная реакция) каждой опоры двухопорного вала, Н: Fa -внешняя осевая сила, действующая на вал, Н; n- частота вращения кольца (как правило, частота вращения вала), об/мин; d — диаметр посадочной поверхности вала, который берут из компоновочной схемы, мм; L’sa, L’sah — требуемый ресурс при необходимой вероятности безотказной работы подшипника соответственно в млн. об.или в ч; режим нагружения; условия эксплуатации подшипникового узла (возможная перегрузка, рабочая температура и др.).
Условия работы подшипников весьма разнообразны и могут различаться по величине кратковременных перегрузок, рабочей температуре, вращению внутреннего или наружного кольца и др. Влияние этих факторов на работоспособность подшипников учитывают введением в расчет эквивалентной динамической нагрузки (19) — (22) дополнительных коэффициентов.
Подбор подшипников качения выполняют в такой последовательности.
1. Предварительно назначают тип и схему установки подшипников.
2. Для назначенного подшипника из каталога выписывают следующие данные:
— для шариковых радиальных и радиально-упорных с углом контакта а < 18° значения базовых динамической Сr и статической Соr радиальных грузоподъемностей;
— для шариковых радиально-упорных углом контакта а ≥ 18° значение Сr, а из табл. 64 значения коэффициентов X радиальной, Y осевой нагрузок, коэффициента осевого нагружения:
— для конических роликовых значений Сr, Y и е, а также принимают X = 0,4 (табл. 66).
3. Из условия равновесия вала и условия ограничения минимального ypoвня осевых нагрузок на радиально-упорные подшипники определяют осевые силы Fa1, Fa2.
4. Для подшипников шариковых радиальных, а также шариковых радиально-упорных с углом контакта а < 18° по табл. 64 в соответствии с имеющейся информацией находят значения X, Yи е в зависимости от
f0Fa / CorилиFa / (i z Dw2).
5. Сравнивают отношение Fa/(VFr) с коэффициентом е и окончательно принимают значения коэффициентов X и Y: при Fa/(VFr)≤eпринимают X = 1 и Y=0, при Fa/(VFr)>eдля подшипников шариковых радиальных и радиально-упорных окончательно принимают записанные ранее (в п.1 и 4) значения коэффициентов X и Y.
Здесь V — коэффициент вращения кольца: V = 1 при вращении внутреннего кольца подшипника относительно направления радиальной нагрузки и V= 1, 2 при вpaщении наружного кольца.
Для двухрядных конических роликовых подшипников значения X, Y и е – по табл. 66.
6. Вычисляют эквивалентную динамическую нагрузку:
— радиальную для шариковых радиальных и шариковых или роликовых радиально-упорных
Рr = (VXFr + YFa) KБKT; (27)
— радиальную для роликовых радиальных подшипников:
Pr =Fr V КБКТ; (28)
— осевую для шариковых и роликовых упорных подшипников:
Pа = Fа КБКТ (29)
— осевую для шариковых и роликовых упорно-радиальных подшипников
Pa = (XFr+ YFa) KБKT. (30)
Значение коэффициента КБ безопасности принимают по табл. 69, а температурного коэффициента КТ — в зависимости от рабочей температуры tраб подшипника:
tраб, °С |
≤100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
КТ |
1,0 |
1,05 |
1,10 |
1,15 |
1,25 |
1,35 |
1,4 |
69. Рекомендуемые значения коэффициентов безопасности
Характер нагрузки |
КБ |
Область применения |
Спокойная нагрузка без толчков |
1,0 |
Маломощные кинематические редукторы и приводы. Механизмы ручных кранов, блоков. Тали, кошки, ручные лебедки. Приводы управления |
Легкие толчки; кратковременные перегрузки до 125% номинальной нагрузки |
1,0-1,2 |
Прецизионные зубчатые передачи. Металлорежущие станки (кроме строгальных, долбежных и шлифовальных). Гироскопы. Механизмы подъема кранов. Электротали и монорельсовые тележки. Лебедки с механическим приводом. Электродвигатели малой и средней мощности. Легкие вентиляторы и воздуходувки |
Умеренные толчки; вибрационная нагрузка; кратковременные перегрузки до 150% номинальной нагрузки |
1,3-1,5 |
Зубчатые передачи. Редукторы всех типов. Механизмы передвижения крановых тележек и поворота кранов. Буксы рельсового подвижного состава. Механизмы поворота кранов |
То же, в условиях повышенной надежности |
1,5-1,8 |
Механизмы изменения вылета стрелы кранов. Шпиндели шлифовальных станков. Электрошпиндели. |
Нагрузки со значительными толчками и вибрациями; кратковременные перегрузки до 200% номинальной нагрузки |
1,8-2,5 |
Зубчатые передачи. Дробилки и копры. Кривошипно-шатунные механизмы. Валки и адъюстаж прокатных станов. Мощные вентиляторы и эксгаустеры |
Нагрузка с сильными ударами; кратковременные перегрузки до 300% номинальной нагрузки |
2,5-3,0 |
Тяжелые ковочные машины. Лесопильные рамы. Рабочие роликовые конвейеры крупносортных станов, блюмингов и слябингов. Холодильное оборудование |
Для работы при повышенных температурах применяют подшипники со специальной стабилизирующей термообработкой изготовленные из теплостойких сталей. Для подшипников, работающих при переменных режимах нагружения, задаваемых циклограммой нагрузок и соответствующими этим нагрузкам частотами вращения (рис. 27), вычисляют эквивалентную динамическую нагрузку при переменном режиме нагружения
где Рi и Li — постоянная эквивалентная нагрузка (радиальная или осевая) на i-м режиме и продолжительность ее действия в млн. об. Если Li задана в ч-Lhi, то ее пересчитывают на млн. об.с учетом частоты вращения ni, об/мин:
Если нагрузка на подшипник изменяется по линейному закону от Рminдо Рmax, то эквивалентная динамическая нагрузка
Рис. 27.Аппроксимация нагрузок и частот вращения
Известно, что режимы работы машин с переменной нагрузкой сведены к шести типовым режимам нагружения (см. ГОСТ 21354-87. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность): 0 — постоянному; I -тяжелому; II — среднему равновероятному; III- среднему нормальному; IV — легкому; V — особо легкому.
Для подшипников опор валов зубчатых передач, работающих при типовых режимах нагружения, расчеты удобно вести с помощью коэффициента эквивалентности КE:
Режимработы |
0 |
I |
II |
III |
IV |
V |
KE |
1,0 |
0,8 |
0,63 |
0,56 |
0,5 |
0,4 |
При этом по известным максимальным, длительно действующим силам Fr1max, Fr2 max, FAmax(соответствующим максимальному из длительно действующих вращающему моменту) находят эквивалентные нагрузки [3]:
по которым в соответствии с пп. 2-6 ведут расчет подшипников, как при постоянной нагрузке.
7. Определяют скорректированный по уровню надежности и условиям применения расчетный ресурс подшипника, ч:
где С — базовая динамическая грузоподъемность подшипника (радиальная Сr или осевая Са), Н; Р — эквивалентная динамическая нагрузка (радиальная Рr или осевая, а при переменном режиме нагружения или РЕа), Н; k — показатель степени: k для шариковых и k = 10/3 для роликовых подшипников; n — частота вращения кольца, об/мин; а1 — коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от необходимой надежности (табл. 68); а23 — коэффициент, характеризующий совместное влияние на ресурс особых свойств подшипника и условий его эксплуатации (табл. 70).
Базовый расчетный ресурс подтверждают результатами испытаний подшипника на специальных машинах и в определенных условиях, характеризуемых наличием гидродинамической пленки масла между контактирующими поверхностями колец и отсутствием повышенных перекосов колец подшипника. В реальных условиях эксплуатации возможны отклонения от этих условий, что приближенно и oценивают коэффициентом а23.
При выборе коэффициента а23 различают следующие условия применения подшипника:
1 — обычные (материал обычной плавкой, наличие перекосов колец, отсутствие надежной гидродинамической пленки масла, наличие в нем инородных частиц);
2 — характеризующиеся наличием упругой гидродинамической пленки масла в контакте колец и тел качения (параметр Δ ≥ 2,5); отсутствие повышенных перекосов в узле; сталь обычного изготовления;
3 — то же, что в п.2, но кольца и тела качения изготовлены изстали электрошлакового или вакуумно-дугового переплава.
70. Рекомендуемые значения коэффициента
Подшипники |
Значения коэффициента а23 для условий применения |
||
1 |
2 |
3 |
|
Шариковые (кроме сферических) |
0,7 … 0,8 |
1,0 |
1,2 … 1,4 |
Роликовые с цилиндрическими роликами, шариковые сферические двухрядные |
0,5 … 0,6 |
0,8 |
1,0… 1,2 |
Роликовые конические |
0,6 … 0,7 |
0,9 |
1,1 … 1,3 |
Роликовые сферические двухрядные |
0,3 … 0,4 |
0,6 |
0,8 … 1,0 |
71. Рекомендуемые значения расчетных ресурсов для машин и оборудования
Машины, оборудование и условия их эксплуатации |
Ресурс, ч |
Приборы и аппараты, используемые периодически (демонстрационная аппаратура, бытовая техника, приборы) |
300 … 3000 |
Механизмы, используемые в течение коротких периодов времени (сельскохозяйственные машины, подъемные краны в сборочных цехах, легкие конвейеры, строительные машины и механизмы, электрический ручной инструмент) |
3000 …8000 |
Ответственные механизмы, работающие с перерывами (вспомогательные механизмы на силовых станциях, конвейеры для поточного производства, лифты, нечасто используемые металлообрабатывающие станки) |
8000 … 12000 |
Машины для односменной работы с неполной нагрузкой (стационарные электродвигатели, редукторы общепромышленного назначения) |
10000 … 25000 |
Машины, работающие с полной нагрузкой в одну смену (машины общего машиностроения, подъемные краны, вентиляторы, распределительные валы, конвейеры, полиграфическое оборудование) |
-25000 |
Машины для круглосуточного использования (компрессоры, шахтные подъемники, стационарные электромашины, судовые приводы, текстильное оборудование) |
≥40000 |
Непрерывно работающие машины с высокой нагрузкой (оборудование бумагоделательных фабрик, энергетические установки, шахтные насосы, оборудование торговых морских судов, карусельные печи) |
-100000 |
Здесь Δ — параметр режима смазки — характеризует гидродинамический режим смазки подшипника (относительную толщину смазочной пленки). Расчет Δ приведи, например, в [1, 2].
Формулы расчета ресурса справедливы при частотах вращения свыше 10об/мин до предельных по каталогу, а также если Pr (или Pa), а при переменных нагрузках Рrmax(или Pamax) не превышают 0,5Сr (или 0,5Ca).
8. Оценивают пригодность намеченного размера подшипника. Подшипник пригоден, если расчетный ресурс больше или равен требуемому:
Lsah≥ Lsah′.
В некоторых случаях в одной опоре устанавливают два одинаковых радиальных или радиально-упорных однорядных подшипника, образующих один подшипниковый узел. При этом пару подшипников рассматривают как один двухрядный подшипник. При определении ресурса по формуле п. 7 вместо Сr подставляют базовую динамическую радиальную грузоподъемность Сrсум комплекта из двух подшипников: для шарикоподшипников Сrсум = 1,625 Сr, для роликоподшипников Сrсум = 1,714Сr. Базовая статическая радиальная грузоподъемность такого комплекта равна удвоенной номинальной грузоподъемности одного однорядного подшипника C0rcум = 2С0r.
При определении эквивалентной нагрузки Рr значения коэффициентов X и Y принимают как для двухрядных подшипников: для шарикоподшипников по табл. 64; для роликоподшипников — по табл. 66.
Рекомендуемые значения ресурсов подшипников различных машин приведены в табл. 71.
Пример 1. Подобрать подшипники качения для опор выходного вала цилиндрического зубчатого редуктора (рис. 28). Частота вращения вала n = 120об/мин. Требуемый ресурс при вероятности безотказной работы 90%: L10ah′ = 25000ч. Диаметр посадочных поверхностей вала d = 60мм. Максимальные, длительно действующие силы: Fr1max=6400Н, Fr2mах = 6400Н, FAmax= 2900H. Режим нагружения — II(средний равновероятный). Возможны кратковременные перегрузки до 150% номинальной нагрузки. Условия применения подшипников — обычные. Ожидаемая температура работы tpаб = 50°С.
Решение. 1. Для переменного типового режима нагруженияII коэффициент эквивалентности КE = 0,63 (см. п.6).
Вычисляем эквивалентные нагрузки, приводя переменный режим нагружения к эквивалентному постоянному:
Fr1 = KEFr1 max = 0,63 · 6400 = 4032Н;
Рис. 28. Расчетная схема к примеру 1
Fr2 = KEFr2max = 0,63 · 6400 = 4032Н;
FA = KEFAmax = 0,63 · 2900 = 1827Н.
2. Предварительно назначаем шариковые радиальные подшипники легкой ceрии 212. Схема установки подшипников: 2а (см. рис. 24) — обе опоры фиксирующие; каждая фиксирует вал в одном направлении.
3. Для принятых подшипников по каталогу находим: Сr — 52000Н, Соr = 31000H, d = 60мм, D = 110мм, Dw= 15,88мм.
4. Для радиальных шарикоподшипников из условия равновесия вала следует Fa1 = FA= 1827Н, Fa2 = 0. Дальнейший расчет выполняем для более нагруженного подшипника опоры 1.
5. По табл. 58 для отношений Dwcosа / Dpw = 15,88cos0° / 85 = 0,19 находим значение f0 = 14,2; здесь Dpw= 0,5(d + D) = 0,5(60 + 110) = 85мм. Далее по табл. 64 определяем значение коэффициента е для отношения f0Fa1 / Соr = 14,2 × 1827 / 31000 = 0,837 : е = 0,27.
6. Отношение Fa / Fr = 1827 / 4032 = 0,45, что больше е = 0,27. По табл. 64 для отношения f0Fa1 / Cor = 0,837 принимаем Х = 0,56, Y= 1,64.
7. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка по формуле (27) при V = 1 (вращение внутреннего кольца); КБ = 1,4 (см. табл. 69); КТ = 1 (tраб < 100°С)
Рr = (1 · 0,56 · 4032 + 1,64 · 1827) 1,4 · 1 = 7356Н.
8. Расчетный скорректированный ресурс подшипника по формуле (31) при а1= 1 (вероятность безотказной работы 90%, табл. 68), а23 = 0,7 (обычные условия применения, табл. 70), k = 3 (шариковый подшипник)
9. Так как расчетный ресурс больше требуемого: L10ah > L10ah′ (34344 > 25000), то предварительно назначенный подшипник 212 пригоден. При требуемом ресурсе надежность выше 90%.
Пример 2. Подобрать подшипники для опор вала редуктора привода цепного конвейера (рис. 29). Частота вращения вала n = 200об/мин. Требуемый ресурс при вероятности безотказной работы 90%:
L10ah′ = 20000ч. Диаметр посадочных поверхностей вала d = 45мм. Максимальные, длительно действующие силы: Fr1max= 9820Н, Fr2max = 8040Н, FAmax= 3210Н. Режим нагружения — III (средний нормальный). Возможны кратковременные перегрузки до 150% номинальной нагрузки. Условия применения подшипников обычные. Ожидаемая температура работы tраб = 45°С.
Решение. 1. Для переменного типового режима нагруженияIII коэффициент эквивалентности КE= 0,56 (см. п.6).
Вычисляем эквивалентные нагрузки, приводя переменный режим нагружения к эквивалентному постоянному:
2. Предварительно назначаем конические роликовые подшипники легкой серии — 7209А. Схема установки подшипников: 2а (см. рис. 24) — обе опоры фиксирующие: каждая фиксирует вал в одном направлении.
3. Для принятых подшипников из каталога находим: Сr = 62700Н, е = 0,4, Y = 1,5.
4. Минимально необходимые для нормальной работы радиально-упорных подшипников осевые силы:
Рис.29. Расчетная схема к примеру 2
Находим осевые силы, нагружающие подшипники.
Примем Fa1 – Fa1 min = 1826Н; тогда из условия равновесия вала следует: Fa2 = Fa1 +FA= 1826 + 1798 = 3624Н, что больше — Fa2min= 1495Н, следовательно, осевые реакции опор найдены правильно.
5. Отношение Fa1 / Fr1 = 1826 / 5499 = 0,33, что меньше е = 0,4. Тогда для опоры 1: Х = 1, У = 0.
Отношение Fa2 / Fr2 = 3624 / 4502 = 0,805, что больше е = 0,4. Тогда для опоры 2: X = 0,4, У = 1,5.
6. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка для подшипников при V = 1; КБ = 1,4 (см. табл. 69) и КТ = 1 (tраб < 100°С) в опорах 1 и 2.
7. Для подшипника более нагруженной опоры 2 вычисляем по формуле (31) расчетный скорректированный ресурс при а1 = 1 (вероятность безотказной работы 90%, табл. 68), a23 = 0,6 (обычные условия применения, табл. 70) и k = 10/3 (роликовый подшипник)
8. Так как расчетный ресурс больше требуемого: L10ah > L10ah′ (21622 > 20000), то предварительно назначенный подшипник 7209А пригоден. При требуемом ресурсе надежность несколько выше 90%.
Пример 3. Подобрать подшипники для опор вала червяка (рис. 30). Частота вращения вала 920об/мин. Требуемый ресурс при вероятности безотказной работы 90%:
L10ah′ = 2000ч. Диаметр посадочных поверхностей вала d = 30мм. Максимальные, длительно действующие силы: Fr1 max = 1000Н, Fr2 max = 1200Н, FAmax = 2200Н.
Рис. 30. Расчетная схема к примеру 3
Режим нагружения — 0 (постоянный). Возможны кратковременные перегрузки до 150% номинальной нагрузки. Условия применения подшипников — обычные. Ожидаемая температура работы tраб = 65°С.
Решение. 1. Для типового режима нагружения 0 коэффициент эквивалентности KE= 1,0.
Вычисляем эквивалентные нагрузки:
2. Предварительно назначаем шариковые радиально-упорные подшипники легкой серии — 36206, угол контакта α = 12°. Схема установки подшипников: 2а (см. рис. 24) – обе опоры фиксирующие; каждая фиксирует вал в одном направлении.
3. Для принятых подшипников из каталога находим: Сr = 22000Н, Сor = 12000Н, d= 30мм, D = 62мм, Dw = 9,53мм.
4. Минимально необходимые для нормальной работы радиально-упорных подшипников осевые силы в соответствии с формулами (24), (25):
для опоры 1
Находим осевые силы, нагружающие подшипники.
Примем Fa1 = Fa1 min = 347Н, тогда условия равновесия вала следует: Fa2 = Fa1 + FA = 347 + 2200 = 2547Н, что больше Fa2min= 431Н, следовательно, осевые реакции опор найдены правильно.
5. Дальнейший расчет выполняем более нагруженной опоры 2. По табл. для отношения Dwcosα / Dpw = 9,53 × cos12°/46 = 0,2 находим значение f0 = 14 , здесь Dpw= 0,5(d + D) = 0,5(30 + 62) = 46. Далее по табл. 64 определяем значение коэффициента е для отношений f0iFa2 / Сor = 14 · 1 · 2547 / 12000 = 2,97 : е = 0,49 (определено линейным интерполировав для промежуточных значений «относительной осевой нагрузки» и угла контакта). Отношение Fa2 / Fr2 = 2547 / 1200 = 2,12, что больше е = 0,49. Тогда для опоры (табл. 64): Х= 0,45; Y= 1,11 (определеным линейным интерполированием для значений «относительной осевой нагрузки» 2,! и угла контакта 12°).
6. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка по формуле (27) при V = 1, КБ =1,3 (см. табл. 69) и КТ = 1 (tраб < 100°С)
7. Расчетный скорректированный ресурс, при а1 = 1 (вероятность безотказной работы 90%, табл. 68), а23 = 0,7 (обычные условия применения, табл. 70) и k = 3 (шариковый подшипник)
8. Так как расчетный ресурс больше требуемого: L10ah > L10ah′ (2317 > 2000), то предварительно назначенный подшипник 36206 пригоден. При требуемом ресурсе надежность несколько выше 90%.
Пример 4. Вычислить скорректированный расчетный ресурс роликовых конических подшипников 1027308А фиксирующей опоры вала червяка (рис. 31). Частота вращения вала n = 970об/мин. Вероятность безотказной работы 95%. Максимальные, длительно действующие силы: Frmax = 3500Н, FAmax = 5400Н. Режим нагружения — I(тяжелый). Возможны кратковременные перегрузки до 150% номинальной нагрузки. Условия применения подшипников — обычные. Ожидаемая температура работы tраб = 85°С.
Решение. 1. Для переменного типового режима нагруженияI коэффициент эквивалентности KE = 0,8 (см. п.6).
Вычисляем эквивалентные нагрузки, приводя переменный режим нагружения к эквивалентному постоянному:
2. Для роликоподшипника конического с большим углом конусности — условное обозначение 1027308A- по каталогу Сr= 69300Н, е = 0,83.
3. Подшипниковый узел фиксирующей опоры червяка образуют два одинаковых роликовых радиально-упорных конических подшипника, которые рассматривают как один двухрядный подшипник, нагруженный силами Fr и Fa = FA. Для комплекта из двух роликоподшипников имеем Сrсум = 1,714Сr= 1,714 · 69300 = 118780Н.
4. Отношение Fa/ Fr = 4320/2800 = 1,543, что больше е = 0,83. Определим значение угла контакта α (табл. 66):
α = arctg(e / 1,5) = arctg(0,83 / 1,5) = 28,96°.
Тогда для двухрядного роликового радиально-упорного подшипника:
Х= 0,67;
Y=0,67ctgα = 0,67ctg28,96º = 1,21.
5. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка по формуле (27) при V = 1; КБ = 1,4; КТ = 1
6. Расчетный скорректированный ресурс а1 = 0,62 (вероятность безотказной работы 95%, табл. 68), а23 = 0,6 (табл. 70) и k = 10/3 (роликовый подшипник)
Рис. 31. Расчетная схема к примеру 4
Расчет допустимой осевой нагрузки для роликовых радиальных подшипников
Роликоподшипники с короткими цилиндрическими роликами, как правило, применяют только для восприятия радиальных сил. Способность роликовых радиальных подшипников выдерживать осевые нагрузки зависит от конструкции подшипника и качества их исполнения.
Подшипники типов 12000, 42000, 62000 и 92000 помимо радиальной могут также воспринимать бортиками колец и торцами роликов относительно небольшие осевые нагрузки, которые в определенных допустимых пределах не вызывают снижения расчетного ресурса, при вычислении которого учитывают лишь радиальные силы. Это обусловлено тем, что радиальные силы воспринимают образующие роликов, контактирующие с дорожками качения колец, тогда как осевые силы действуют на борта колец и торцовые поверхности роликов.
При этом важную роль имеют характер нагрузки, частота вращения и смазывание подшипника.
Допустимую осевую нагрузку [Fa] можно определить по формулам:
— для подшипников серий диаметров 1, 2, 3 и 4
— для подшипников серий диаметров 5 и 6
где kA и kB — коэффициенты, значения которых приведены в табл. 72 и 73; Сor — статическая грузоподъемность, Н; n — наибольшая частота вращения, об/мин; D и d -соответственно наружный диаметр и диаметр отверстия подшипника.
При малых частотах вращения допустимы случайные кратковременные нагрузки большей величины, но не выше 40% статической грузоподъемности подшипника.
72. Значения коэффициента kA
Условия работы подшипника, смазочный материал (примеры применения) |
kА |
Постоянная осевая сила при высокой частоте вращения и высокой температуре, высокотемпературные масла (не рекомендуется применять роликоподшипники с цилиндрическими роликами) |
0 |
Переменная осевая сила и умеренная температура, пластичный смазочный материал — тяговые электродвигатели Непродолжительная осевая сила и низкая температура, жидкий смазочный материал — коробки передач автомобилей: |
0,02 |
главная передача |
0,1 |
вал шестерни заднего хода |
0,2 |
Случайная осевая сила и низкая температура, пластичный смазочный материал — блоки, электротали, кран-балки |
0,2 |
73. Значения коэффициента kB
Серия подшипника по диаметру (третья цифра справа в условном обозначении) |
kB |
1, 2, 5 |
8,5 · 10-5 |
3. 6 |
7 · 10-5 |
4 |
6 · 10-5 |
Расчет
подшипников на долговечность производится
исходя из динамической грузоподъемности.
Динамической
грузоподъемностью радиальных и
радиально-упорных подшипников называется
постоянная радиальная нагрузка, которую
подшипник с неподвижным наружным кольцом
может выдержать в течении расчетного
срока службы, исчисляемого в 1млн.
оборотов внутреннего кольца.
Динамической
грузоподъемностью упорных и
упорно-радиальных подшипников называется
постоянная центральная осевая нагрузка,
которую подшипник может выдержать в
течение расчетного срока службы,
исчисляемого в 1 млн. оборотов одного
из колец подшипников.
Под
расчетным сроком службы понимают срок
службы партии подшипников, в которых
не менее 90%
одинаковых подшипников, при одной и той
же нагрузке в частоте вращения должны
отработать без появления на рабочих
поверхностях раковин и отслаивания.
Зависимость
между номинальной долговечностью
(расчетным сроком службы), динамической
грузоподъемностью и действующей на
подшипник нагрузкой определяется
формулой:
,
где
С —
динамическая грузоподъемность по
каталогу, Н;
Р
— эквивалентная
нагрузка, Н;
р
— показатель
степени (для шарикоподшипников р=3,
для роликоподшипников
р=10/3).
Номинальная
долговечность в часах:
Эквивалентная
нагрузка для радиальных шарикоподшипников
в радиально-упорных шарико- и
роликоподшипников:
для
роликоподшипников:
для
упорных подшипников:
где
V—
коэффициент вращения;
при
вращении внутреннего кольца V=1,
при вращении наружного V=1,2;
Fr
– радиальная
нагрузка;
Fa
–
осевая;
Кб
– коэффициент безопасности, учитывающий
характер нагрузки на подшипник (табл.
4);
Кt
– температурный
коэффициент, учитывающий рабочую
температуру нагрева подшипника, если
она
превышает 100°С (табл. 5);
X,
У — коэффициенты
радиальной и осевой нагрузок (табл. 6).
Коэффициенты безопасности
Таблица
4
Характер |
Кб |
Спокойная; |
1 |
Легкие |
1,3…1,2 |
Умеренные |
1,3…1,8 |
Со |
1,8…2,5 |
С |
2,5…3,0 |
Температурный коэффициент
Таблица
5
Рабочая |
Кt |
Рабочая |
Кt |
125 |
1,05 |
200 |
1,25 |
150 |
1,1 |
225 |
1,35 |
175 |
1,15 |
250 |
1,4 |
Значение коэффициентов радиальной X и осевой y нагрузок для однорядных подшипников
Таблица
6
Тип |
Угол |
|
|
|
е |
||
X |
Y |
X |
Y |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Шариковые |
0 |
0,014 |
1 |
0 |
0,56 |
2,30 |
0,19 |
0,028 |
1,99 |
0,22 |
|||||
0,056 |
1,71 |
0,26 |
|||||
0,084 |
1,55 |
0,28 |
|||||
0,11 |
1,45 |
||||||
0,17 |
1,31 |
0,34 |
|||||
0,28 |
1,15 |
0,38 |
|||||
0,42 |
1,04 |
0,42 |
|||||
0,56 |
1,00 |
0,44 |
|||||
Роликовые |
– |
– |
1 |
0 |
0,4 |
0,4tgα |
1.5tgα |
Шариковые |
45 |
– |
– |
– |
0,66 |
1,00 |
1,25 |
60 |
0,92 |
1,00 |
2,17 |
||||
75 |
1,66 |
1,00 |
4,67 |
||||
Роликовые |
– |
– |
– |
– |
– |
1,00 |
1.5tgα |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Шариковые |
12 |
0,014 |
1 |
0 |
0,45 |
1,81 |
0,30 |
0,029 |
1,63 |
0,34 |
|||||
0,057 |
1,46 |
0,37 |
|||||
0,086 |
1,34 |
0,41 |
|||||
0,11 |
1,22 |
0,45 |
|||||
0,17 |
1,13 |
0,48 |
|||||
0,29 |
1,04 |
0,52 |
|||||
0,43 |
1,01 |
0,54 |
|||||
0,57 |
1,00 |
0,54 |
|||||
Шариковые |
18-20 |
– |
1 |
0 |
0,43 |
1,00 |
0,57 |
24-26 |
0,41 |
0,87 |
0,68 |
||||
30 |
0,39 |
0,76 |
0,80 |
||||
35-36 |
0,37 |
0,66 |
0,95 |
||||
40 |
0,35 |
0,57 |
1,14 |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Современные механизмы требуют компактных и надежных соединений вращающихся деталей (валов) с неподвижными частями. Валы могут передавать значительные усилия или скорости вращения с помощью специальных технологических изделий – подшипников.
Для оценки надежности подшипников используют принятый во всем мире способ – расчет на номинальную долговечность, динамическую и статическую грузоподъемность. Статья содержит сведения о силах, действующих в сопрягаемых узлах, методах расчета и понятия надежности работы подшипника.
Силы, действующие на подшипник
Для того, чтобы правильно понимать суть темы, необходимо определиться с некоторыми терминами: так, радиальное направление – это вектор силы направленный перпендикулярно оси подшипника; осевое – это направление, которое направлено вдоль оси кольца или подшипника.
Сила, действующая вдоль оси, называется осевой, по направлению радиального вектора – радиальной. Если на узел действует обе силы, то такое действие называется смешанным. Направление сил, действующих на подшипник можно увидеть на рисунке 1.
Одним из основных показателей долговечности в работе является сопротивление усталостному выкрашиванию и пластической деформации. В первом случае дефект вызывает статическая нагрузка, во втором динамическая. Работоспособным подшипник остается если под действием нагрузки у него не происходит деформация тел качения, например, ролика или шарика, не более чем на одну десятитысячную долю миллиметра (0,0001 мм).
Методы расчета
Расчет на долговечность выполняются для подшипников, у которых скорость вращения более 1 об/мин (ω ≥ 0,105 рад/с). Статические (не вращающиеся) или вращающиеся медленнее чем 1 об/мин (ω < 0,105 рад/с) рассчитывается по способу статической грузоподъемности.
Все основные стадии расчёта регламентируются межгосударственным стандартом на подшипники качения по расчёту динамической грузоподъемности подшипника и его расчётного ресурса (долговечности ) ГОСТ 18855-2013. Этот стандарт устанавливает также методы вычисления базового расчетного ресурса, соответствующего 90% надежности.
Статическая грузоподъемность
Если подшипниковый узел нагружен статической нагрузкой – подшипник находится в неподвижном состоянии, вращается менее 1 об/мин или совершает медленные колебательные движения, то это действует статическая грузоподъемность подшипника.
Основное условие, прочности узла, которое должно обязательно выполняться, выражено формулой:
Ро < Со,
где: Ро – эквивалентная статическая нагрузка (радиальная нагрузка); Со – статическая грузоподъемность (выбирается в каталогах на подшипники).
При заданном коэффициенте запаса S0:
S0 = Со / Ро ,
где: S0 – статический коэффициент запаса.
Статическая грузоподъемность – это нагрузка при которой остаточная деформация тел качения или обойм составляет 0,0001мм. диаметра тел качения.
Эта величина определяется по следующей формуле:
Ро = X0∙Fr + Y0∙Fa. (кН); ( см. Рис.1)
где: Хо и Yo — коэффициенты радиальной и осевой статических нагрузок и
подбираются по каталогу. (см. Табл.1)
Таблица1.
Значения коэффициентов радиальной Хо и осевой Yo нагрузок
Тип подшипника | Однорядные подшипники | Двухрядные подшипники | ||
X0 | Y0 | X0 | Y0 | |
Шарикоподшипники радиальные | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,5 |
Шарикоподшипники радиально-упорные с α: | ||||
18 | 0,5 | 0,43 | 1 | 0,86 |
19 | 0,5 | 0,43 | 1 | 0,86 |
20 | 0,5 | 0,42 | 1 | 0,84 |
25 | 0,5 | 0,38 | 1 | 0,76 |
26 | 0,5 | 0,37 | 1 | 0,74 |
30 | 0,5 | 0,33 | 1 | 0,66 |
35 | 0,5 | 0,29 | 1 | 0,58 |
36 | 0,5 | 0,28 | 1 | 0,56 |
40 | 0,5 | 0,26 | 1 | 0,52 |
Шарикоподшипники самоустанавливающиеся и роликоподшипники самоустанавливающиеся и конические |
0,5 | 0,22 ctgα | 1 | 0,44 ctgα |
Для пары одинаковых однорядных радиально-упорных подшипников, установленных узкими или широкими торцами колец друг к другу, следует применять те же значения коэффициентов X0 и Y0, что и для одного двухрядного. Для двух и более одинаковых однорядных радиально-упорных шарикоподшипников, установленных последовательно следует применять те же значения коэффициентов X0 и Y0, что и для одного такого же подшипника. |
Строго радиальная нагрузка в реальных подшипниковых узлах встречается редко, зачастую нагрузка бывает переменной от P min до Р max. При этих условиях величина статической грузоподъемности (при условии постоянной частоты изменения амплитуды) определяется:
Ро = (P min + Р max) / 3; (кН.).;
где – P min, Р max – величина изменяющейся силы.
Динамическая грузоподъемность подшипника и долговечность (ресурс) подшипника
Динамическая грузоподъемность указана в паспортах на каждый подшипник или группу, эта величина устанавливается экспериментально и выражается в постоянной нагрузке, которую подшипник выдерживает течение одного миллиона (1 млн.) оборотов без появления деформации любого вида у 90% из числа испытуемых подшипников. Например, из партии 1000 изделий – 900 выдерживают нагрузку без возникших дефектов. Эта зависимость приводится в каталогах для каждого вида подшипников:
Динамическая грузоподъемность и долговечность связаны между собой зависимостью, которая получила название – эмпирическая зависимость, выражается формулой:
L = (С/Р),
где: L – ресурс в млн. оборотов; С – величина динамической нагрузки.
Силы, действующие на радиальные и радиально-упорные шариковые и роликовые подшипники, расчет эквивалентной нагрузки
Для компенсации осевых нагрузок, действующих на валах, применяются упорные подшипники. Осевая нагрузка – Fx воспринимается роликами, находящимися в обоймах, наклоненных под углом, таким образом передавая нагрузку N на детали корпуса.
Для устойчивой и надежной работы узла с такими действующими на подшипник силами необходимо выполнение условия: Fr 1 ≥ Fx + S2 и Fr 2 ≥ S1+ Fx.
Эквивалентная нагрузка определяется по формуле:
Р0 = (X∙V∙Fr + Y∙Fa)∙Kb∙KT, с по
где: Fr и Fa- радиальная и осевая нагрузки на подшипник;
V- коэффициент вращения кольца (V =1 при вращении внутреннего кольца, V =1,2 – при вращении наружного кольца);
Kb – коэффициент, учитывающий величину нагрузки;
KT – температурный коэффициент.
С последующими выполнением Ро < Со.
Все значения коэффициентов получены экспериментально и приведены в справочных пособиях.
В таблице ниже приведена зависимость серий шариковых радиально – упорных подшипников от нагрузки.
Зависимость серий шариковых радиально -упорных подшипников от нагрузки.
В современных механизмах используется множество видов подшипников, рассчитанных на разную частоту вращения, условия эксплуатации и виды нагрузок. Осевые и радиальные силы – это факторы, действие которых рассматривают в первую очередь. От того, насколько эффективно деталь сопротивляется этим воздействиям, зависит надежность и функциональность узла вращения механизма. Мы рассмотрим, что такое радиальная нагрузка и как она действует на опоры вала.
Как действует радиальная нагрузка на опору?
Радиальной нагрузкой называют совокупность сил, действующих на подшипник перпендикулярно его осевой линии. Как определить радиальную нагрузку на опорную деталь с максимальной точностью? От того, насколько качественно рассчитан подшипник, зависит очень многое, в том числе срок службы механизма и безопасность его эксплуатации. В связи с этим выбор опорного узла считается ответственной задачей, которую должен выполнять квалифицированный специалист.
Расчет радиальной нагрузки учитывает несколько ее составляющих, среди которых наиболее значимыми являются:
• Масса вала;
• Масса оснастки на валу, например крыльчатки, стяжных гаек, обойм, фланцев и других элементов;
• Сила, связанная с действием на вал рабочей нагрузки, например жидкости, давящей на крыльчатку.
Также часто расчет учитывает и менее значимые факторы, например центробежные силы, воздействующие на опору из-за неполной статической уравновешенности оснастки. В зависимости от того, какой подшипник используется, радиальную нагрузку воспринимают разные элементы. В подшипнике качения восприятие происходит через шарики или ролики, передающие нагрузку на наружное кольцо и далее на опору, а в деталях скольжения – на вкладыши, изготовленные из специальных антифрикционных материалов. Большую роль в восприятии сил играет смазка, образующая тонкую и прочную пленку на поверхностях трения изделия.
Если рассматривать стойкость разных видов опор к радиальной нагрузке, то, вне всякого сомнения, лидирует подшипник роликовый. Если радиальная нагрузка шарикового подшипника передается на дорожки точечно, в месте соприкосновения шарика с поверхностью, по которой происходит его качение, то в роликовых опорах контакт происходит вдоль линии. Еще больший коэффициент нагрузки способны выдерживать игольчатые подшипники. Их ролики имеют значительную длину при небольшом диаметре и при достаточном количестве смазки в узле не вращаются под действием радиальных сил, а в совокупности образуют двигающийся вместе с валом элемент, эквивалентный вкладышу. Трение в таких подшипниках жидкостное, что снижает износ элементов и делает такие детали идеальным решением для максимально высоких радиальных нагрузок. Но собираясь использовать деталь с иглами, нужно не забывать, что как упорный элемент он абсолютно не подходит, так как не выдерживает осевых нагрузок.
Особенности использования опор для радиальных нагрузок
Выбирая между шариковыми и роликовыми моделями, нужно учесть, что шариковый подшипник всегда будет более скоростным, чем изделие с роликами. При этом в случаях, когда частота вращения особенно велика и нагрузки несут динамический характер, иногда лучше установить не роликовый узел и не шарикоподшипник, а опору скольжения. При правильном расчете и достаточном количестве смазки радиальная нагрузка на подшипник скольжения воспринимается не его частями, а слоем масла, который при достаточно больших скоростях вращения имеет отличную несущую способность.
Эффективность работы подшипника с радиальными силами, зависит не только от правильного выбора детали по типу и характеристикам, но и от соблюдения технологии монтажа. Не следует забывать, что радиальная нагрузка, действуя на опору, уменьшает натяг, существующий между рабочим валом и внутренним кольцом изделия или наружным кольцом и посадочным местом корпуса. Постепенно эта проблема усугубляется и со временем приводит к образованию зазора. Это чревато тем, что поверхность вала будет проскальзывать по внутреннему кольцу, вызывая повышение температуры и износ, называемый в таких случаях вывальцовыванием. Чтобы этого не произошло, необходимо учитывать при установке опоры то, что чем выше радиальная нагрузка и частота вращения, тем плотнее нужно выполнять посадку колец. Со стороны корпуса механизма некачественный монтаж также способен стать причиной перемещения наружного кольца в процессе работы и, как следствие, повреждение опорной части корпуса, вплоть до его полного разрушения.
Важнейшим условием эффективной и длительной работы любого подшипника, рассчитанного на радиальную нагрузку, является его качество. Известные производители подшипников, такие как SKF, NSK и FAG максимально серьезно подходят к своей работе и используют при производстве своих продуктов специальные стойкие к износу сплавы с минимальным коэффициентом температурного расширения и особые конструктивные решения.
Наша компания предлагает подшипники качения и скольжения разного типа и размера от самых авторитетных компаний, продукция которых высоко ценится на мировом рынке. В каталоге на нашем сайте вы можете быстро и точно подобрать опору для оборудования любого направления и, если нужно, сравнить ее параметры с аналогами от других известных брендов. Выбор подшипника для радиальных нагрузок – это ответственная и сложная задача, поэтому ее лучше доверить специалисту. Квалифицированные сотрудники нашего интернет-магазина готовы оказать помощь при выборе детали, в соответствии с вашими требованиями и бюджетом покупки.
Мы работаем на территории всей России и организуем доставку любых по объему партий подшипников в любой регион страны в максимально сжатые сроки. Все подшипники из нашего ассортимента – это оригинальная продукция с официальной гарантией от производителя, строго соответствующая международным стандартам и требованиям качества. Заказать подшипники на Prom-pod очень просто, так как наш сайт имеет дружелюбный интерфейс, а система оформления покупки максимально упрощена.
Похожие статьи:
-
Как отличить оригинальный подшипник KOYO от подделки
Подшипники японского производителя KOYO считаются одними из самых надежных на мировом рынке….
Далее
-
Выбор подшипника скольжения. Алюминиевый или сталебронзовый
Выбор материала подшипников скольжения актуален для многих сфер человеческой деятельности. Поиск…
Далее
Расчет и подбор подшипников качения на заданный ресурс
Критерии работоспособности подшипников
Основными критериями работоспособности подшипников качения являются сопротивление контактной усталости и статическая контактная прочность.
Природа контактной усталости в подшипниках кроется в циклических нагрузках на крохотные площадки криволинейной поверхности тел качения и колец, вызывающих значительные напряжения металла в зоне контакта из-за его малой площади.
Контактные напряжения имеют циклический (повторяющийся) характер, и приводят к образованию микроскопических трещин на поверхности металла, даже если он очень прочный — металл «устает».
Положение усугубляется наличием смазочного материала, который проникает в микротрещину, и обволакивает ее поверхность благодаря свойству маслянистости. При очередном цикле нагрузки на зону микротрещины смазочный материал полностью не выдавливается из нее, и оставшаяся масляная пленка создает своеобразный клиновый эффект, приводящий к прогрессивному росту трещины. В конце концов с поверхности металла откалывается крохотная чешуйка, образуя маленькую раковину или щербинку.
В процессе интенсивной эксплуатации подшипника поверхности, подверженные контактным напряжениям, постепенно покрываются такими микродефектами, вызывающими отказ подшипника.
Статическая контактная прочность заключается в способности металла выдерживать значительные статические напряжения, обусловленные, опять же, малой площадью контакта между телами качения и кольцами.
Как известно из сопромата, напряжение в сечениях прямо пропорционально нагрузке и обратно пропорционально площади сечения, а при контактном (точечном или линейном) взаимодействии тел криволинейной формы (тела качения, кольца подшипника) эта площадь стремится к нулю, т. е. напряжение может возрастать до огромных значений.
Поэтому, даже если нагрузка носит, преимущественно, статический характер, она может привести к недопустимой деформации тел качения и колец, что приведет к потере работоспособности узла. Деформация проявляется в изменении геометрической формы колец и тел качения, появлении на поверхности деталей вмятин и т. п.
Показателем сопротивления контактной усталости служит ресурс – продолжительность работы подшипник до появления первых признаков усталостного разрушения материала колец или тел качения.
Ресурс L подшипников выражают в миллионах оборотов или Lh – часах работы. Связь между этими показателями определяет формула:
Lh = 106L/(60n),
где n – частота вращения подшипника, об/мин.
При проектировании машин подшипники качения не конструируют, а подбирают по таблицам каталога. Методы расчета (подбора) подшипников стандартизированы.
Основные расчетные зависимости для подшипников качения получены на основе экспериментальных исследований и практических испытаний. По результатам испытаний строят кривую усталости (пример такой кривой на рис. 1) в координатах: нагрузка RE, Н, ресурс L, млн. об. Очевидно, что участок получаемой кривой – гипербола.
В общем случае для вычисления ресурса L (млн. об.) в зависимости от действующей на подшипник нагрузки С (Н) используют формулу:
L = (C/RE)p, (1)
где С – динамическая грузоподъемность подшипника, Н;
р – показатель степени кривой усталости (рис. 1); р = 3 для шариковых и р = 3,33 – для роликовых подшипников.
Подбор подшипников на сопротивление контактной усталости выполняют по базовой динамической расчетной грузоподъемности, которая представляет собой постоянную радиальную (или осевую) силу в Н, которую подшипник может воспринимать при базовом расчетном ресурсе, составляющем 1 млн. оборотов одного кольца относительно другого.
Базовую динамическую расчетную грузоподъемность обозначают:
Cr – для радиальных и радиально-упорных подшипников;
Сa – для упорных и упорно-радиальных подшипников.
Значения Cr и Сa для каждого подшипника заранее определены и приводятся в справочных каталогах.
Базовый расчетный ресурс L10 – ресурс в млн. оборотов, соответствующий 90%-ной надежности для конкретного подшипника, изготовленного из обычного материала с применением обычной технологии и работающего в обычных условиях эксплуатации.
При отличии свойств материала или условий эксплуатации от обычных, а также при повышенных требованиях к надежности определяют скорректированный расчетный ресурс Lsa в млн. оборотов или Lsah – в часах.
Скорректированный по уровню надежности и условиям применения подшипника расчетный ресурс Lsah (в часах) определяется по формуле:
Lsah = a1a23(C/RE)p×(106/60n), (2)
где р – показатель степени кривой усталости;
С – базовая динамическая расчетная грузоподъемность (радиальная Сr или осевая Сa), Н;
RE – эквивалентная динамическая нагрузка (радиальная REr или осевая REa), Н;
n – частота вращения кольца, об/мин;
а1 – коэффициент надежности. При определении ресурса, соответствующего 10%-ной надежности, а1 = 1, при 95%-ной – а1 = 0,62, при 97%-ной – а1 = 0,44.
а23 – коэффициент, учитывающий совместное влияние на долговечность особых свойств металла колец и тел качения (обычная плавка, вакуумный или электрошлаковый переплав и т. п.), условия эксплуатации (перекосы колец, наличие гидродинамической пленки масла в контакте колец и тел качения).
При обычных условиях эксплуатации принимают следующие значения коэффициента а23:
— для шариковых подшипников (кроме сферических) – 0,7…0,8;
— для роликовых конических подшипников – 0,6…0,7;
— для роликовых цилиндрических подшипников – 0,5…0,6;
— для шариковых сферических двухрядных подшипников – 0,5…0,6;
— для роликовых радиальных двухрядных сферических подшипников – 0,3…0,4.
Условие пригодности подшипника для данных условий эксплуатации:
Lsah ≥ L’sah, (3)
где Lsah – расчетный ресурс в часах;
L’sah – заданный ресурс, в часах.
Обычно заданный ресурс L’sah соответствует ресурсу машины или наработке между плановыми ремонтами. В зависимости от типа машины и условий эксплуатации заданный ресурс может быть в пределах 4…100 тыс. часов.
Приведенная формула для определения расчетного ресурса Lsah справедлива при эквивалентных нагрузках RE, не превышающих 0,5С (половины базовой динамической расчетной грузоподъемности) и частоте вращения n ≤ 10 об/мин.
***
Эквивалентная нагрузка
В большинстве случаев радиальные и радиально-упорные подшипники подвержены совместному действию радиальной и осевой сил. Кроме того, условия работы подшипников разнообразны, и могут отличаться по величине кратковременных перегрузок, температуре, вращению внутреннего или наружного кольца. Влияние всех этих факторов на работоспособность подшипников учитывают введением в расчет эквивалентной динамической радиальной нагрузки.
Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка REr для радиальных и радиально-упорных подшипников – это такая постоянная радиальная сила, под действием которой подшипник качения будет иметь такой же ресурс, как и в условиях действительного выражения:
REr = (XVRr + YRa)КБКТ, (4)
где Rr – радиальная сила, действующая на подшипник (суммарная опорная реакция), Н;
Ra – осевая сила, действующая на подшипник, Н;
V – коэффициент вращения, учитывающий зависимость ресурса подшипника от того, какое из колец вращается:
V = 1 при вращении внутреннего кольца подшипника относительно вектора радиальной нагрузки, и V = 1,2 – при вращении наружного кольца;
КБ – динамический коэффициент, учитывающий влияние эксплуатационных нагрузок на долговечность подшипника:
при работе без толчков и ударов — КБ = 1,
при умеренных толчках и кратковременных перегрузках до 150% — КБ = 1,3…1,5,
при сильных ударах и кратковременных перегрузках до 300% — КБ = 2,5…3,0;
КТ – коэффициент, учитывающий влияние температуры на долговечность подшипника.
Так, при t ≤ 100 ˚С – КТ = 1,0; при t = 150 ˚С – КТ = 1,1; при t = 250 ˚С – КТ = 1,4 и т. п.
Вращение внутреннего кольца подшипника является более благоприятным, так как число циклов нагружения при этом в два с лишним раза меньше, чем при вращении наружного кольца.
X, Y – коэффициенты, осевой и радиальной нагрузок (приводятся в каталоге подшипников); эти коэффициенты зависят от типа и конструкцивных особенностей подшипника, а также от соотношения осевой и радиальной сил Ra/VRr.
Осевая сила Ra влияет на ресурс подшипника. При действии этой силы кольца подшипника смещаются относительно друг друга в осевом направлении. Происходит выборка радиального зазора между кольцами и телами качения, что до некоторого значении Ra способствует более равномерному распределению нагрузки между телами качения.
Осевая сила Ra не уменьшает ресурс подшипника, пока отношение Ra/VRr не превысит значения е – параметра осевого нагружения (справочная величина, приводится в каталогах).
При Rа/VRr ≤ е коэффициенты X = 1, Y = 0, т. е. при определении RE осевую нагрузку не учитывают.
При увеличении силы Ra, т. е. при Ra/VRr ≥ е, ухудшаются условия работы тел качения и колец подшипника, снижается его ресурс, что и учитывает параметр е при выборе значений коэффициентов X и Y.
При установке вала на шариковых радиальных подшипниках осевая сила Ra, нагружающая подшипник, равна внешней осевой силе Fa, действующей на вал: Ra = Fa. Силу Fa воспринимает подшипник, ограничивающий осевое перемещение вала под действием этой силы.
При установке вала на радиально-упорных подшипниках (рис. 2 и рис. 3) осевые силы Ra, нагружающие подшипники, находят с учетом осевых составляющих Rs, возникающих под действием радиальных сил Rr, из-за наклона контактных площадок.
Эти подшипники при монтаже регулируют так, чтобы осевой зазор в них при установившемся температурном режиме был бы близок к нулю. В этом случае под действием радиальной нагрузки Rr находятся около половины тел качения, а суммарная составляющая Rs равна:
— для шариковых радиально-упорных подшипников с малым углом (α < 18˚) контакта, изменяющимся под действием осевой силы,
Rs = e’Rr,
где значение параметра e’ принимают в зависимости от соотношения Rr/C0r.
В качестве примера в таблице 1 приведена зависимость параметра e‘ от соотношения Rr/C0r для подшипника с углом контакта α = 15˚.
Таблица 1. Зависимость параметра е’ от соотношения Rr/C0r при α = 15˚.
Rr/C0r |
0,1 |
0,3 |
0,5 |
0,7 |
0,9 |
E’ |
0,42 |
0,50 |
0,56 |
0,58 |
0,60 |
— для шариковых радиально-упорных подшипников с большим углом (α ≥ 18˚) контакта, не изменяющимся под действием осевой силы: Rs = eRr
Значения параметра е указаны в каталоге;
— для конических роликовых подшипников: Rs = 0,83eRr.
Величина Rs представляет собой минимальную осевую силу, которая должна действовать на радиально-упорный регулируемый подшипник при заданной радиальной нагрузке.
Для нормальных условий работы осевая сила Ra, нагружающая подшипник, должна быть не меньше минимальной: Ra ≥ Rs.
Расчетную осевую силу Ra на каждый из двух радиально-упорных подшипников определяют по формулам из таблицы 2, полученным из условия равновесия всех осевых сил, действующих на вал.
Таблица 2. Формулы для определения расчетной осевой силы Ra.
Соотношение сил |
Расчетная осевая сила Rа |
Rs1 ≥ Rs2, Fa ≥ 0 |
Ra1 = Rs1, Ra2 = Ra1 + Fa |
Rs2 < Rs2, Fa ≥ Rs2 – Rs1 |
|
Rs2 < Rs2, Fa < Rs2 – Rs1 |
Ra2 = Rs2, Ra1 = Ra2 — Fa |
В некоторых случаях в одой опоре устанавливают два одинаковых радиально-упорных подшипника, образующих один подшипниковый узел. При этом пару подшипников рассматривают как один двухрядный подшипник. В этом случае при определении ресурса по приведенной выше формуле (2) вместо Сr подставляют базовую экономическую радиальную грузоподъемность Cr сум комплекта из двух подшипников:
— для шарикоподшипников Cr сум = 1,625Сr,
— для роликоподшипников Cr сум = 1,714Сr.
Базовая статическая радиальная грузоподъемность С0r сум такого комплекта равна удвоенной номинальной грузоподъемности одного однорядного подшипника: С0r сум = 2С0r.
В этом случае при определении эквивалентной нагрузки Rr значение коэффициентов X и Y принимают как для двухрядных подшипников.
Следует отметить, что сдвоенная установка радиальных подшипников не рекомендуется.
***
Расчет эквивалентной нагрузки при переменных режимах работы
В общем случае подшипники качения могут работать при различных по величине нагрузках и соответствующих им частотах вращения. Для расчета ресурса подшипников при переменном режиме работы применяют метод суммирования утомляемости.
Реальный режим нагружения задают циклограммой – графиком изменения нагрузки во времени (пример на рис. 4). Вычисляют эквивалентную нагрузку RE, т. е. нагрузку, которая вызывает такой же эффект усталости, что и весь комплекс действующих сил.
Для шариковых и роликовых подшипников эквивалентная нагрузка определяется по формуле:
RE = 3√(RE13L1 + RE23L2 +…+ REi3Li +…+ REn3Ln), (5)
где RE1, RE2, … REi, …, REn – постоянные эквивалентные нагрузки, действующие в течение L1, L2,…, Li,…, Ln млн. оборотов;
L = L1 + L2+…+ Li+ …+ Ln – общее число млн. оборотов за время действия всех нагрузок.
Если продолжительность работы Lhi на каждом режиме задана в часах, то ее пересчитывают в млн. оборотов:
Li = 60niLhi/106.
По формуле (4) определяют эквивалентную динамическую радиальную нагрузку REr и эквивалентную осевую нагрузку REa, подставляя вместо REi соответственно REri и REai.
Для подшипников, работающих в типовых режимах нагружения, расчеты удобно вести с помощью коэффициента эквивалентности KE, заранее определенного для каждого режима. При этом по известным максимальным длительно действующим на подшипник силам Rr max и Ra mav с учетом режима работы находят эквивалентные нагрузки Rr = KE Rr max и Ra = KE Ra max по которым и выполняют расчет подшипников как при постоянной нагрузке.
Момент Ткач трения качения в подшипнике определяется по формуле:
Ткач = 0,5fkdRr, (6)
где Rr – радиальная сила, действующая на подшипник (суммарная опорная реакция), Н;
d – номинальный посадочный диаметр цапфы, мм;
fk – приведенный коэффициент трения качения; fk = 0,001…0,008 в зависимости от типа подшипника качения (бόльшие значения принимают для роликовых подшипников).
***
Последовательность расчета подшипников качения на заданный ресурс
При расчете (подборе) подшипников качения используют следующие исходные данные:
1. Расчетная схема вала с указанием значения и направления сил.
2. Частота вращения вала n, об/мин.
3. Диаметр цапф вала d, мм.
4. Типовой режим нагружения.
5. Необходимый уровень надежности.
6. Заданный ресурс подшипника L’sah, ч.
7. Условия эксплуатации подшипникового узла (возможные перегрузки, рабочая температура и т. п.).
Последовательность расчета (подбора):
А. Проектировочный расчет.
1. Вычисляют радиальные реакции опор в вертикальной Rв max и горизонтальной Rг max плоскостях от внешних максимально длительно действующих сил.
Находят суммарные реакции Rr max для каждой опоры:
Rr1 max = √(Rв1 max2 + Rг1 max2); Rr2 max = √(Rв2 max2 + Rг2 max2). (7)
При определении опорных реакций радиально-упорных подшипников пролетом между опорами считают расстояние l, полученное с учетом угла контакта α.
Находят эквивалентные силы в соответствии с заданным типовым режимом нагружения:
Rr1 = KE Rr1 max; Rr2 = KE Rr2 max; Ra = KE Ra max.
2. Тип подшипника и схему осевого фиксирования вала назначают, исходя из условий работы, действующих нагрузок и разрабатываемой конструкции.
По каталогу, ориентируясь на легкую серию, по диаметру цапфы вала выбирают подшипник и принимают его характеристики:
а) для шарикового радиального и радиально-упорного подшипника с углом контакта α < 18˚ значения базовых динамической Сr и статической С0r радиальных расчетных грузоподъемностей;
б) для шарикового радиально-упорного подшипника с углом контакта α ≥ 18˚ значения Cr и (по каталогу) значение параметра осевого нагружения е;
в) для конического роликового подшипника значения Сr, е и Y.
3. Принимают расчетные коэффициенты V, КБ, КТ, а23 в зависимости от условий работы; коэффициент а1 – в зависимости от требуемой надежности.
Определяют осевые силы Rа, нагружающие подшипник.
Для шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников вычисляют для обеих опор минимальные осевые силы Rs, а затем по формулам таблицы 2 вычисляют расчетные осевые силы Rа.
4. Для подшипников шариковых радиальных и радиально-упорных с углом контакта α < 18˚ вычисляют значение Ra/C0r и по каталогу принимают значение е.
Сравнивают отношение Ra/(VRr) с параметром е и принимают значение коэффициентов X и Y:
а) если Ra/(VRr) ≤ е, то для всех типов подшипников, кроме сферических, X =1, Y – по каталогу;
б) при Ra/(VRr) > е для подшипников шариковых радиальных и радиально-упорных принимают по каталогу значения коэффициентов X и Y;
в) при Ra/(VRr) > е для конических роликовых подшипников приинмают X = 0,4 (значение Y принято в п. 2, в).
5. Вычисляют эквивалентную динамическую радиальную нагрузку REr по формуле (4).
Б. Проверочный расчет.
6. Определяют скорректированный расчетный ресурс Lsah (2) и оценивают пригодность намеченного подшипника (3).
Если расчетное значение Lsah меньше значения заданного ресурса L’sah для принятого подшипника, то переходят к более тяжелой размерной серии или принимают другой тип подшипника (например, вместо шарикового – роликовый) и расчет повторяют.
В отдельных случаях увеличивают диаметр d цапфы вала с целью перехода на следующий типоразмер подшипника. В этом случае в конструкцию вала вносят изменения.
Если для обеих опор вала принимают подшипники одного типа и одного размера, то расчет и подбор подшипника ведут по наиболее нагруженной опоре. В этом случае уменьшается количество типоразмеров подшипников в конструкции.
***
Расчет (подбор) подшипника качения
на статическую грузоподъемность
Подшипники качения, воспринимающие внешнюю нагрузку в неподвижном состоянии или при медленном вращении с частотой n < 10 об/мин, подбирают по статической грузоподъемности С0 (Н).
Базовая статическая грузоподъемность подшипника С0 – это такая статическая сила в Н (радиальная – для радиальных и радиально-упорных, и центральная осевая – для упорных и упорно-радиальных подшипников), которая вызывает общую остаточную пластическую деформацию тел качения и колец (в виде вмятин) в наиболее нагруженной точке контакта, равную 0,0001 диаметра тела качения.
Значения С0 приведены в каталогах для каждого стандартного подшипника и обозначены:
С0r – для радиальных и радиально-упорных подшипников;
С0a – для упорных и упорно-радиальных подшипников.
Базовую статическую радиальную грузоподъемность С0 используют также для проверки подшипников, подобранных по базовой динамической радиальной грузоподъемности Сr и работающих при резкопеременной нагрузке.
Условие подбора и проверки подшипников:
С0r ≥ R0Er или С0a ≥ R0Ea,
где R0Er и R0Ea – статическая эквивалентная нагрузка соответственно радиальная и осевая, Н.
Статическая эквивалентная нагрузка – это такая статическая сила, которая должна вызвать такие же контактные напряжения в наиболее тяжело нагруженной зоне контакта, как и в условиях действительного нагружения.
Для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников и радиально-упорных роликоподшипников статическая эквивалентная нагрузка определяется по формуле:
R0Er = X0Rr + Y0Ra.
Здесь Rr и Ra – радиальная и осевая силы, нагружающие подшипник, Н;
X0 и Y0 – коэффициенты радиальной и осевой статических сил (справочная величина). Например, для шариковый радиальных однорядных и двухрядных подшипников X0 = 0,6, Y0 = 0,5
Для упорных подшипников:
R0Ea = Ra.
***