Ребенок 6 лет картавит как исправить

Дислалия или картавость – это неправильное произношение звуков, замещение их на другие или проглатывание звуков.

Общие сведения о полиморфной дислалии (картавости)

Полиморфная дислалия – это сложная форма речевого дефекта, при котором дети неправильно произносят звуки из разных групп. При этом их интеллектуальное развитие соответствует возрасту, и ребенок хорошо слышит.

Причины картавости

Дислалия у детей может возникнуть в результате функциональных или механических проблем.

Причины:

  1. Неправильное строение языка.
  2. Врожденные заболевания – «заячья губа», «волчья пасть».
  3. Неправильно сформированный прикус, неровные зубы или их отсутствие.
  4. Узкое и высокое небо.
  5. Недоразвитие костей лица.
  6. Короткая уздечка.

Причины функциональных изменений:

  1. Задержка развития речи.
  2. Генетическая наследственность строения артикуляционного аппарата, челюсти.
  3. Ребенок подражает речи других людей или детей.
  4. ЗПР – задержка психического развития.
  5. В семье родители, бабушки или дедушки разговаривают на разных языках.
  6. «Сюсюканье» с ребенком, подражание его речи.
  7. Слабое развитие фонематического слуха.
  8. Физическое состояние здоровья: ослабленный иммунитет, частые простуды.
  9. Изучение иностранных языков детьми до 5-ти лет.

Также причиной нарушенного звукопроизношения является физиологическая дислалия.

Такой вид — распространенное явление у детей дошкольного возраста. Оно связано с незрелостью артикуляционного аппарата.

В возрасте до 6-ти лет повода для беспокойства нет, но дети старшего возраста должны уметь произносить все звуки. Если этого не произошло, то необходимо обратиться к логопеду.

Симптомы картавости

Родители должны обращать внимание на речь детей:

  • на произношение слов в целом;
  • на произношение отдельных звуков.

К симптомам проявления полиморфной дислалии относятся не произношение или проглатывание звуков к определенному возрасту:

  1. Ребенок в 3 года должен произносить следующие буквы и звуки: м — [м], б — [б], п — [п], ф — [ф], в -[в], х -[х], к -[к], г -[г], д -[д], т -[т], н -[н].
  2. К 4-м годам — свистящие звуки и буквы: с — [с], з -[з], ц -[ц].
  3. В 5 лет – шипящие: ш, щ, ж, ч.
  4. К 6-ти годам – сонорные звуки: р — [р], л -[л], й.

Сроки произношения звуков могут немного смещаться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

К 7-ми годам дети должны хорошо произносить все звуки. Родители до этого периода занимаются с детьми для развития их речи. Если ребенок не произносит какие-то звуки или проглатывает их, то это повод заподозрить дислалию и обратиться к специалисту.

Диагностика картавости

Дислалию следует отличать от других речевых дефектов. В основном родителей беспокоит, что над ребенком будут смеяться из-за его плохой речи. И поэтому обращаются к логопедам.

Но причины могут быть различными.

За дислалией могут скрываться другие речевые проблемы: дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи и т.д.

Самостоятельно установить проблему речи у ребенка невозможно. Необходимо обратиться к специалисту.

Логопед проводит следующие этапы диагностики:

  1. Специалист проверяет фонематический слух и проводит функциональные пробы. Для этого ребенок повторяет слова за логопедом или называет их по картинкам. Слова и картинки подбираются так, чтобы все звуки были охвачены – в начале, середине и конце слов.
  2. Проводит уточняющие тесты, чтобы исключить другие дефекты речи.
  3. При необходимости просит предоставить историю заболеваний ребенка и заключения других врачей: психолога, отоларинголога или невролога.
  4. Ребенка мотивирует на занятия, объясняет правила поведения на уроках.

После проведения всех необходимых тестов, специалист составляет план индивидуальных занятий с ребенком. Также определяет, в какой последовательности будет исправлять произношение звуков.

Коррекция картавости

После подготовительных работ, логопед проводит занятия с ребенком. Они должны быть не реже 2-х раз в неделю, иначе не будет результата. При этом родители должны дома повторять упражнения, которые покажет врач.

Корректировка речи при полиморфной дислалии проводится в 4 этапа:

  1. На подготовительном этапе проводятся занятия для развития памяти, мыслительных процессов, внимания. Ребенок учится анализировать и сравнивать. Логопед помогает ему развивать фонематическое восприятие, учит звуковому анализу и развивает речевое дыхание. На этом этапе выполняются упражнения, которые помогают органам артикуляции правильно произносить звуки: для губ, щек, языка, нижней челюсти и неба.
  2. После всех проведенных упражнений, логопед учит ребенка правильно ставить звуки. Постановка происходит в игровой форме, при необходимости используются логопедические зонды. Одновременно ставится только 2 звука.
  3. На следующем этапе ребенок учится автоматизации звуков: в словах, в слогах, во фразах и текстах, а потом и в живой речи. Для закрепления результата упражнения повторяются дома – ежедневно, по несколько раз.
  4. На заключительном этапе ребенок учится разграничивать новый звук с тем, на который он его заменял. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем ребенок снова не картавил.

Для достижения результата, занятия при полиморфной дислалии должны длиться 5-6 месяцев. В большинстве случаев, логопед помогает справиться с проблемой, и ребенок начинает говорить правильно.

Этому способствует положительная атмосфера, хорошие взаимоотношения со специалистом, доверие к нему и интересные занятия.

Профилактика картавости

Для профилактики неправильного произношения звуков необходимо:

  • развивать речь детей с малого возраста;
  • правильно произносить слова в разговоре с маленькими детьми;
  • читать книги детям;
  • развивать мелкую моторику;
  • заниматься интеллектуальным развитием ребенка;
  • проводить игры для развития фонематического слуха;
  • мотивировать ребенка правильно произносить звуки;
  • при анатомических изменениях – своевременно их вылечить.

Родителям не стоит пытаться самостоятельно поставить ребенку звук. Например, многие пытаются заставить его произнести звук [р]. В результате ребенок старается и у него получается горловой [р], который исправить сможет только специалист.

Необходимо выявить проблемы речи до школы и устранить их. Иначе у ребенка могут возникнуть проблемы с усвоением материала, успеваемостью и отношениями с одноклассниками.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

На детской площадке, в автобусе, в детском саду на утреннике везде можно услышать у детей неправильное произношение «р». В народе таких детей называют «картавыми». А можно ли каждого ребёнка, который не может произнести «р» назвать «картавым» или существуют и другие определения данного нарушения? Как бороться у детей с «картавостью»? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Причины и виды нарушения произношения «р»

Причины и виды нарушения произношения «р»

С рождения родители и все родственники малыша ждут первых звуков и слов. И вот, наконец, ребёнок заговорил. В раннем возрасте мы обычно не обращаем внимания на произношение, считая, что с возрастом все звуки ребёнок научится правильно произносить. При нормальном речевом развитии так и должно быть. Примерно к 5 годам у ребёнка в речи появляются все звуки родного языка. К сожалению, в настоящее время детей с чистой речью, даже в подготовительной группе детского сада, все меньше и меньше. Чаще всего, самым проблемным звуком для ребёнка является «р».

Пожалуй, нарушение произношения «р» является одним из самых многочисленных. Перечислим их.

  • Звук произносится горлом. Выдыхаемый воздух не попадает на кончик языка.
  • В речи «р» не произносится вообще, а вместо него слышится «а» или другой гласный.
  • Образуется хлюпающее звучание, когда малыш пытается сказать слово с «р».
  • Звук произносится за счет движений губ, а не языка.
  • «Ветерок воздуха» проходит через нос при попытке сказать «р»
  • Кончик языка один раз ударяется по твердому небу и получается короткий звук, а не протяжный, как необходимо.
  • Если ребёнок говорит «лыба» вместо «рыба», значит, воздух в момент произношения звука проходит по бокам языка.
  • Бывает, что язык у малыша поднят наверх, но получается не «р», а «д». Воздух как будто прорывается сквозь отверстие, образованное между языком и верхними зубами, но вибрации кончика языка не происходит. Ребёнок говорит не «рама», а «дама».
  • Хотелось бы сказать «розы», а получается «гхозы». Язык в данном случае напряжен.
  • В речи вместо «р» появляется «й».
  • Выдыхаемый воздух в момент призношения звука не встречает преграды, потому что кончик языка втянут в рот. Малыш говорит не «игра», а «игыа».
  • Нижняя губа у малыша выдвигается вперед и поднимается наверх, а язык не работает, звук «р» не образуется. Ребёнок говорит «Вома», вместо «Рома».

Самым распространенным является «горловое» произношение «р».

Основы исправления произношения «р»

Основы исправления произношения «р»

Как же мечтают родители, чтобы ребёнок поскорее научился произносить «р». Просят, а порой настойчиво заставляют малыша сказать «рыба» или «рак». А непослушный язык отказывается работать. Из−за этого расстраиваются родители и дети. После множества неудачных попыток родители обращаются к «заговорщикам» или «чудо−специалистам», которые будто бы учат произносить трудный звук за пару сеансов. Но и в этом случае звук ребёнок не произносит, а деньги потрачены впустую.

Что же делать? Во-первых, успокойтесь и не паникуйте. Нужно набраться терпения и если вашему малышу всего 3 года, значит, он в силу незрелости языка не может пока произносить «р». А вот если вы уже отметили пятый день рождения, а звука так и нет, следует забеспокоиться. Имейте в виду, что если вы сами «картавите» и убеждаете своего ребёнка, что данное нарушение — это «семейный» рок, больших усилий для произношения «р» ваш ребёнок не будет прилагать. Во-вторых, необходима сильная мотивация, потому что работа над произношением «р» достаточно трудная и длительная и требует немалых сил от ребёнка. Но хотим вас обрадовать, что при правильно организованных занятиях, дети без труда справляются с произношением «р».

Упражнения, которые научат ребёнка говорить «рыба» и не только

Мы расскажем вам приемы, которые помогут исправить неправильное произношение «р». Следует начать с гимнастики для языка. Только игровые моменты, интересные сюрпризы, активность родителей помогут ребёнку выполнять ежедневно данные упражнения.

Предлагаем вам 2 комплекса упражнений. Один из них больше понравится мальчикам, а другой девочкам.

Упражнения для губ и языка для мальчиков

Отправляемся в дорогу, нужно нам убрать тревогу!

Мы ворота открываем и на машине выезжаем (широко открыть и закрыть рот).

Солнце светит ярко, стало очень жарко.

Для машинки вот бензин, а для водителей апельсин.

Вы на него нажимайте, и сок получайте (надуть−втянуть щеки).

Улыбаемся с машинкой, вместе едем по тропинке (улыбнуться с зубками и без них).

Направо есть широкая дорога (положить на нижнюю губу широкий язык),

А налево узкая тропа (высунуть узкий язык)

Куда нам ехать, не знаем мы пока.

Вот стучит машинка (поднять язык к верхним зубам и постучать «д» в «бугорочки» у верхних зубов).

Едем по тропинке!

Вот колеса закрутились (облизывать губы по кругу слева направо и наоборот),

У деревни остановились!

Дальше путь наш не прост,

Камней целый воз (толкать кончиком языка правую−левую щеки).

Вот и тучи набежали,

И машинку закачали (двигать языком вправо−влево и касаться уголков рта).

Солнышко вышло опять,

Путь домой пора держать.

В горку быстро поднялись, затем весело скатились вниз (поднять широкий язык к верхней губе, затем опустить к нижней).

Встретили табун лошадок, проскакали, видно надо (цокать языком)!

Экскаваторы в работе, у них важные заботы.

Ковш песка поднимают и яму засыпают (показать язык в виде «ковша», с ямкой в центре).

Поломались, неудача, как же быть, как капот нам открыть (присосать язык к верхнему небу, открывать и закрывать рот)?

Наконец, мы починились, и домой весело покатились (языком провести по верхним, затем по нижним зубам)!

Все ребята удальцы, молодцы!

Упражнения для губ и языка для девочек

Упражнения для губ и языка для девочек

Сказку слушать не ленись,

Язычком ты потрудись!

Рот пошире открывай,

В домик звуки ты пускай.

Фея улыбнулась,

Язычком потянулась,

Носик свой достала

Но играть не перестала!

Трубачи трубят,

В гости созывают всех ребят (вытянуть губы вперед)!

Золушке помочь решила,

Тыкву крупную купила (надуть щеки)!

А сейчас садись скорей

На волшебных ты коней (поцокать языком)!

Здесь ковер ты расстилай (показать широкий язык),

Иголку доставай (показать узкий язык).

Иголка вправо, иголка влево (двигать языком, касаясь уголков рта),

Сошьем платье, будешь словно королева!

Ночь наступает, прохлада подступает (стучать языкам по небу «д»)

Нужно чаю нам попить и вареньем закусить (показать язык в форме «чашки», облизать верхнюю губу).

Утром зонтик мы возьмем и гулять опять пойдем (присосать язык к верхнему небу)!

Выполняйте гимнастику для губ и языка каждый день, утром и вечером. Каждое упражнение повторяйте по 3−5 раз.

Особое место в подготовке ребёнка к произношению «р» занимают дыхательные упражнения. Обычно детям очень нравится надувать резиновые игрушки, воздушные шарики, дуть на рыбок в игрушечном аквариуме.

Постановка и закрепление звука «р» в домашних условиях

Постановка и закрепление звука «р» в домашних условиях

Существует множество разных способов постановки «р» у детей. Расскажем вам самые действенные из них.

  • В момент, когда ребёнок сидит перед вами и поднимает язык к верхним зубам, попросите его произнести многократно «д». Пальцем ребёнка или соской проведите под языком, вы услышите «др». Нужно часто выполнять данное упражнение и вскоре ребёнок научится протяжно говорить «дрын». Если пока не получается сказать «р», значит мышцы языка недостаточно натренированы. Продолжайте заниматься до получения раскатистого звука «р».
  • Попросите ребёнка присосать язык к верхнему небу и с силой выдохнуть, получится звуки «др». Добивайтесь, чтобы малыш как можно длительнее их произносил. После нескольких таких повторений «др» перейдет в «р».
  • Если ребёнок правильно говорит «ж», скажите, чтобы он широко улыбнулся, и в момент произношения звука водите пальцем под языком. Очень скоро, вы услышите «жр». Через некоторое время малыш научится говорить «р».

Для того чтобы ребёнок смог научиться говорить мягкий «рь», стоит лишь пошире улыбнуться и отодвинуть язык немного за верхние зубы.

Когда ребёнок научится произносить «р» и «рь», начните повторять слоги, затем слова и словосочетания с этими звуками. Обязательно играйте с малышом и никогда не заставляйте заниматься. Будьте уверены, что когда ребёнок заметит свои успехи и за это его похвалит вся семья, он сам захочет вновь приступить к занятиям! Терпение и усердие непременно принесут результат!

Ротацизм

Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Наблюдается при дислалии, ринолалии, дизартрии. Вместо полноценного раскатистого [Р], образующегося при вибрации кончика языка, произносится искаженный (горловой, двугубный, щечный и т.д.) звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильного артикуляционного уклада, развитие силы и направленности воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь. Устранение причины звукоискажения может потребовать участия стоматологов, неврологов.

К недостаткам произношения звуков [Р] и [Р′] относятся их отсутствие, искажение (ротацизм) и замена (параротацизм). Звук [Р] – самый сложный по способу артикуляции: требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного по силе речевого выдоха. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% от всех нарушений звукопроизношения у дошкольников; при стертой дизартрии этот показатель еще выше – 43-53,5%.

Причины ротацизма

Наиболее частыми речевыми нарушениями, сопряженными с дефектным произношением [Р] и [Р′], являются артикуляторно-фонетическая и механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия. Искажение звука встречается у детей с фонетическим, фонетико-фонематическим нарушением, общим недоразвитием речи. Самые распространенные причины ротацизма:

  1. Аномалии языка. Укороченная подъязычная связка препятствует подъему кончика языка, не позволяет ему занять правильное положение за верхними зубами. Проблему для нормативного произношения также могут представлять микроглоссия, макроглоссия, раздвоенный кончик языка.
  2. Аномалии зубочелюстной системы. Небные расщелины обусловливают носовой оттенок при произнесении всех ротовых звуков, в том числе [Р]. При открытом боковом прикусе утечка воздуха сквозь щель между коренными зубами способствует боковому произношению. Затрудняет правильную артикуляцию высокое твердое небо.
  3. Слабость артикуляционных мышц. Недостаточно сильные и дифференцированные движения мышц языка приводят к приблизительной артикуляции звуков и не обеспечивают их нормативное звучание. Причиной отсутствия достаточной вибрации языка выступает слабая струя выдыхаемого при фонации воздуха.
  4. Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок попросту не отличает на слух правильного произношения от неправильного. Как причина ротацизма встречается редко, чаще приводит к звуковым заменам.
  5. Дизартрия. При спастичном состоянии артикуляторной мускулатуры отмечается увулярный и велярный ротацизм. Паретичность мышц языка, щек чаще вызывает боковое искажение.
  6. Подражание и двуязычие. Ребенок может принимать за норму дефектное звукопроизношение, если кто-то из членов семьи картавит, не следит за своей речью. При билингвизме происходит усвоение фонетических особенностей вариантов звука, заимствованных из других языков (увулярный [Р] – из французского, гортанный – из немецкого).

Фонетическая характеристика звука [Р]

Звук [Р] – согласный (по наличию преграды), сонорный (по участию голоса и шума), переднеязычный (по месту образования), дрожащий, или вибрант (по способу образования), ротовой (по месту выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука [Р] необходимо:

  • раскрыть губы;
  • разомкнуть зубы;
  • поднять язык в форме «чашечки» за верхние зубы на альвеолы;
  • с напором выдыхать воздух на кончик языка, вызывая его вибрацию.

Во время фонации мягкое небо поднимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки сомкнуты, колеблются – звук получается звонкий. При произнесение мягкого [Р′] кончик языка продвигается ближе к резцам, спинка языка выше поднимается к небу. Звук получается коротким, одноударным.

Ротацизм

Ротацизм

Виды ротацизма

Мнения исследователей относительно форм ротацизма и их количества в отечественной логопедии разнятся. Некоторые авторы выделяют свыше 30 вариантов нарушения звука. Наиболее частотными и признаваемыми большинством ученых видами ротацизма являются:

  • Увулярный. При фонации дрожит увулярный отросток (маленький язычок). Слышится «грасси­рующее» [Р], акустически наиболее близкое к нормальному звуку.
  • Велярный. Вибрирует мягкое небо, вследствие чего возникает грубый рокот. Велярный и увулярный ротацизм иногда называют горловым [Р], или картавостью.
  • Боковой. Отмечается вибрация боковых краев языка. Слышится звукосочетание «РЛЬ»
  • Щечный. Струя воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая колебания одной или обеих щек. При этом виде ротацизма к тону голоса примешивается шум.
  • Одноударный (проторный). Язык занимает правильное положение, однако вибрация не возникает. Получается звук, акустически близкий к английскому [D].
  • Двугубный (билабиальный, «кучерский»). Вибрируют губы, язык неподвижен. При двугубном ротацизме слышится «ПРР».
  • Носовой. Струя воздуха выходит через нос, кончик языка не задействован в артикуляции. Слышимый звук приближен к искаженному сочетанию «НГ».
  • Гортанный. Близок к велярному ротацизму, однако звук более приглушенный, похожий на щелевой звук [Г].

Диагностика

Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с родителями ребенка или взрослым, страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед выясняет анамнестические сведения, языковой статус (монолингвальный, билингвальный). Затем последовательно осуществляется:

  1. Обследование органов артикуляции. В ходе осмотра оценивают строение губ, зубных рядов, языка, твердого и мягкого неба. Имеющиеся отклонения (отсутствие зубов, аномалии прикуса, короткая уздечка, лицевые расщелины и пр.) указывают на причину ротацизма. Затем определяют мышечный тонус: наличие спастики, парезов мышц оральной и мимической мускулатуры, дистонии.
  2. Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Для артикуляции сонора [Р] важны точные движения языка, губ. В ходе выполнения специальных упражнений определяют объем, темп, точность, переключаемость движений, способность удерживать артикуляционную позу.
  3. Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротацизма (моторной или сенсорной недостаточности), выявления вторичного нарушения слуховых дифференцировок выполняют проверку речевого слуха. Исследуют дифференциацию звуков изолированных, на уровне слогов, слов.
  4. Обследование звукопроизношения. Наличие и правильность произнесения звуков проверяют изолированно и в разных позициях в слове. В ходе диагностики необходимо точно определить вид ротацизма – от этого будет зависеть коррекционный маршрут.

В ряде случаев для выработки правильной стратегии устранения ротацизма требуется проведение дополнительного стоматологического обследования (телерентгенография, снятие диагностических слепков) или неврологической диагностики (ЭНМГ, МРТ головного мозга).

Логопедический массаж

Логопедический массаж

Коррекция

Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров. Коррекция дизартрического компонента в речи ребенка более эффективна на фоне медикаментозной терапии, назначаемой неврологом.

Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.

Подготовительный период

Ребенка или взрослого, страдающего ротацизмом, знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Для этого используют наглядность (артикуляционные профили, муляжи полости рта). Логопед неоднократно произносит изолированный звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».

Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха. Основные задачи артикуляционной гимнастики:

  • выработка верхнего подъема языка (упражнения «Маляр» «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк»);
  • активизация кончика языка («Дятел», «Чистим зубки», «Утюжок»);
  • вызов вибрации языка («Комарик»);
  • растяжение подъязычной связки (упражнения «Грибок», «Парус», «Лошадка», «Гармошка»).

Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день. Подготовительный этап продолжается до тех пор, пока ребенок не научится удерживать нужную артикуляционную позу и выдыхать сильную направленную воздушную струю.

Постановка звука

При различных вариантах ротацизма целесообразно использовать дифференцированные приемы звукопостановки. Нормативного произношения можно добиться следующими способами:

  • по подражанию (изобразить карканье вороны, рев мотора, рычание тигра);
  • от опорных звуков [Д], [Ж], верхнеязычного [З];
  • от звукосочетаний «тд», «дж», слога «за»;
  • от артикуляционных упражнений («Грибок», «Парус», «Дятел», «Верблюд»);
  • с механическим пособием (чаще всего). Вибрация кончика языка вызывается с помощью постановочного зонда либо зондозаменителя.

Иногда (например, при щечном ротацизме) звук ставят в 2 этапа: вначале добиваются проторного звучания, затем переходят в выработке вибрационного компонента. В крайних случаях (при недостижимости нормативного звучания) прибегают к компенсаторной артикуляции. Мягкий звук [Р′] вызывается после автоматизации твердой фонемы путем ее соединения с йотированными гласными или [И].

Автоматизация

Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды (прямые, обратные, со стечениями согласных). Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях (в начале в ударной позиции, конце и середине слова). Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р]. В заключении в работу берут стихи и рассказы.

Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать в широком диапазоне (от 1,5 до 3 мес. и дольше). Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей ребенка, заинтересованности родителей, регулярности занятий, мастерства логопеда, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.

Картавое произношение или ротацизм — речевое нарушение, которое часто встречается у детей и взрослых. Дефект проявляется в неправильном произнесении звука «р». В потоке речи «рычащий» согласный может искажаться, заменяться другими фонемами («коробка» — «ковобка», рука — «лука») или вовсе отсутствовать («рыба»- «ыба», «рост» — «ост»).

Причины и особенности

Звук «р» («рь») считается одним из самых сложных для артикуляции. Чтобы его выговаривать, нужно иметь хорошо развитые лёгкие и мышцы языка. Вот основные причины возникновения ротацизма:

  • аномалии языка и зубочелюстной системы;
  • нарушение фонематического слуха;
  • слаборазвитый артикуляционный аппарат;
  • наследственная предрасположенность;
  • подражание неверному произношению.
  • Многие малыши картавят до 5-6 лет, пока артикуляционный аппарат находится в состоянии формирования, а потом радуют маму и папу правильным звукопроизношением. К сожалению, так происходит не у всех — кто-то всю жизнь разговаривает с «французским акцентом».

Специфичная манера говорения выделяет картавящего человека и может восприниматься окружающими как милая особенность, в которой есть что-то детское и трогательное. Но нельзя отрицать, что ротацизм приносит много неудобств. Во-первых, картавый выговор бывает непросто разобрать — к нему нужно привыкать, приноравливая слух к пропадающему или искажённому звуку «р». Восприятие речи затрудняется и коммуникация серьёзно «провисает». Во-вторых, даже если картавинка вызывает у слушателей умиление, не факт, что сам говорящий мечтал произвести именно такое впечатление. В первую очередь это касается делового общения, когда хочется выглядеть презентабельно и звучать уверенно, а не вызывать ассоциации с милым ребёнком. Наконец, многие люди стесняются своего неправильного произношения и чувствуют себя неловко, когда дело доходит до публичных выступлений.

Эффективный метод коррекции

Если для вас картавость — не изюминка, подчёркивающая индивидуальность, а проблема, которая мешает свободно общаться, её можно и нужно оставить в прошлом. Ротацизм успешно исправляется в любом возрасте, надо только правильно подобрать методику коррекции и упорно работать над постановкой заветного «р»: выполнять логопедические упражнения, делать массаж языка и дыхательную гимнастику. Но помимо анатомо-физиологической стороны проблема имеет ещё и психологический аспект, которому необходимо уделить внимание — снять внутренние зажимы, тревожность и неуверенность.

Специалисты ораторской школы «The Performance Club» знают, как исправить картавость у взрослого, убрать скованность и поставить чёткую речь. Базовый курс «Психофизика лидера» поможет распрощаться с надоевшим дефектом раз и навсегда — вы будете говорить чисто, правильно и красиво. Публичные выступления перестанут быть тяжким испытанием и начнут приносить радость. Занятия проводят опытные педагоги по технике речи — преподаватели топовых театральных вузов.

Программа курса включает эффективные упражнения на укрепление дыхательного аппарата, постановку правильной артикуляции и выразительного звучного голоса. Под чутким руководством наших мастеров вы не только скорректируете картавость и улучшите дикцию, но и разовьёте естественный артистизм, а также овладеете тонкостями статусной коммуникации. «Психофизика лидера» даёт много ценных навыков для личностного роста и достижения успеха в бизнесе.

Артикуляционная гимнастика

Обладатели «французского» произношения часто задаются вопросом: как исправить картавость самостоятельно? Можем порекомендовать следующие упражнения.

  • Широко откройте рот и поглаживайте нёбо языком не менее 10 раз.
  • Откройте рот, высуньте язык и поглаживайте им нижнюю губу, стараясь одновременно произнести звук «р».
  • Растяните губы в широкой улыбке. Кончиком языка делайте плавные движения вдоль внутренней стороны верхних зубов — вправо и влево, будто чистите зубки щёточкой.
  • Сложите язычок желобком и произнесите звук «ф». Следите за тем, чтобы струя воздуха прошла прямо по желобку.
  • Медленно и отчетливо произнесите слоги «тэ», «лэ» и дэ». Каждый — по 10 раз.
  • Дотроньтесь кончиком языка до верхних альвеол и постарайтесь также неторопливо и четко 10 раз проговорить по очереди «тэ», «лэ», дэ». Затем слейте слоги в сплошное «тэлэдэ» и повторите этот набор звуков 15 раз.
  • Произнесите слова, в которых есть буква «р» («рожь», «рис», «ромашка», «красивый», «круто») тем же способом, что предыдущие слоги — сначала обычно, затем с языком, касающимся внутренней стороны верхних десён.

Завершите артикуляционную зарядку произнесением чистоговорок с «непокорным» звуком. Вот несколько вариантов:

  1. «Рыла свинья белорыла, тупорыла. Полдвора рылом изрыла. Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла».
  2. «Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке».
  3. «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
  4. «Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла».
  5. «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали».
  6. «На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова».
  7. «В недрах тундры выдры в гетрах Тырят в ведра ядра кедров. Выдрав с выдры в тундре гетры, Вытру выдрой ядра кедра, Вытру гетрой выдре морду — Ядра в вёдра, выдру в тундру».

Повторяйте эти фразы 4-5 раз. Начинайте с медленного чтения, проговаривая каждое слово как можно чётче, и постепенно наращивайте темп. Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно по три подхода. Упорно работая над оттачиванием дикции, вы научитесь правильно произносить сложный звук «р».

Если ребенок картавит

Ребенок картавит: что делать?

Малыш учится говорить, изучает возможности своего речевого аппарата, а он его пока частенько подводит…И в этом нет ничего необычного. К 1 году словарный запас крохи составляет немногим более десятка простых слов. Он активно пытается подражать взрослым и повторять слова и звуки. Среди этих звуков «р» — самый «ковар-р-рный»!

Когда ребенок сможет произнести звук «р»?

У некоторых деток это хорошо получается уже в 3 года (особенно у девочек). К 5-6 годам этот трудный звук может произносить большинство ребятишек.
К тому времени, как ребенок пойдет в школу, очень желательно, чтобы он мог произносить все звуки. Около двух процентов детей остаются картавыми…

К кому обращаться за помощью?

Если в 5 лет наблюдаются проблемы с произношением «р», покажите малыша врачу-логопеду. Доктор должен установить причины невыговаривания, и в зависимости от этого дать рекомендации. Среди частых причин – слабые мышцы языка, укороченная уздечка языка, отсутствие необходимых навыков произношения.
И все же, самую большую помощь ребенку можете оказать именно вы!

Очень полезны упражнения для развития подвижности языка

Попросите ребенка в виде игры («А ты так можешь?») выполнить определенные действия:

  • показать, как котик лакает молочко,
  • воспроизвести звук, как цокает копытцами лошадка,
  • «завести мотор» машины.

В последнем случае малышу нужно помочь, чтобы язычок научился вибрировать. Предложите ему сначала произнести «д-д-д…», постукивая кончиком языка по бугоркам возле верхних зубов, а потом попробовать изобразить звук работающего мотора: «др-р-р-р… др-р-р-р… тр-р-р-р… тр-р-р-р…» Ребенок будет стараться — ну кто же захочет, чтобы его машина работала «тл –тл- тл…»?

Ежедневно упражняем артикуляционный аппарат!

На прогулке, при купании, во время поездки, в любой подходящей ситуации ведите с ребенком диалог, вынуждая его упражнять речевой аппарат. Пусть малыш вместе с вами проговаривает скороговорки, стишки с буквой «р». Пусть они будут забавные, смешные и даже нелепые, главное, чтобы ребенку не было скучно заниматься.

Именно так мне и удалось избавить сынишку от картавости! Он повторял за мной всякую всячину, вроде: «Крошка крот вырыл грот», или: «Игривый тигренок крадется: пр-р-рыг!» Вместе и сочиняйте: фантазия работает, глазки сияют, — «Хитрый крысенок хрустит хрящиком: хрум, хрум!» А веселья сколько!

Предложите малышу повторить скороговорки: «На горе у речки уpoдилась гречка.» Кстати придется и загадочная история Карла и Клары: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет!»

Малышам очень нравится скороговорка про Греку-растяпу: «Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!» А нечего руки совать, куда не надо… «Во дворе трава, на траве дрова» — тоже пригодится! В игривом, непринужденном настроении ваш малыш будет активно стараться произносить трудные звуки.

Будьте терпеливы и последовательны, и ваши усилия непременно оправдаются!

Если ребенок картавит

Уважаемые родители!

Если в речи Вашего ребенка отсутствует звук «Р», илиВаш ребенок произносит звук «Р» «горлом» (как говорят «французский «Р»), или заменяет в своей речи звук «Р» на другой звук (вак/рак или колова/корова). То эта информация для Вас!

В русском языке принято за норму, когда звук «Р» произносится посредством вибрации языка. Но это довольно не просто сделать детям, у кого отмечается недостаточная подвижность артикуляционной моторики, у кого не сформировано правильное речевое дыхание, или, если у ребенка имеется анатомический дефект – короткая подъязычная уздечка.

Для того, чтобы научить ребенка произносить звук «Р» нормативно, необходимо устранить у ребенка основные причины формирования неправильного произношения:

  • улучшить подвижность речевых органов;
  • исправить речевой слух;
  • Исправить речевой выдох;
  • растянуть уздечку языка (если это необходимо).
  1. Для улучшения подвижности речевых органов (как следствие, для устранения «картавости»») необходимо ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики. Формирование точных движений губ, языка осуществляется посредством артикуляционной гимнастики. Выполняя специальные упражнения, ребенок должен научиться поднимать язык к небу и удерживать его в этом положении.
  2. Произнесение большинства русских звуков требует направленной воздушной струи, выработка которой производится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи принимают участие щеки, губы, язык. Необходимо сформировать сильный, продолжительный, направленный на язык выдох. (упражнения «Футбол», «Фокус»).
  3. Развитие фонематического слуха на данном этапе предполагает развитие умения ребенка улавливать разницу между правильным и искаженным произношением. Необходимо направить слуховое внимание ребенка на разницу в звучании звуков (искаженного и нормативного) и выpaбатываем стимул для преодоления нарушения. Демонстрируем ребенку звучание «горлового» звука, и звучание «нормированного» звука. НО. Не злоупотрeбляйте данным направлением работы.
  4. Отработка опopных звуков (сходных с нарушенными по артикуляции)– важное направление работы на подготовительном этапе. Работа предполагает уточнение артикуляции опopного звука и его правильное произношение изолированно, в слогах, словах, предложениях. Опopные звуки для звука «Р» – звуки «Д» и «С». («Д» – отpaбатывает подъем напряженного кончика языка вверх, «С» — направленную воздушную струю).

К Этапу постановки звука можно переходить тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное произношение от искаженного.

Читать еще:  Федор: значение и история имени, судьба и характер

Артикуляционная гимнастика

Необходимо знать следующие правила:

1) Выполнять упражнения перед зеркалом, под счет, который ведет взрослый.

2) Нельзя принуждать ребенка заниматься. Занятия должны проводиться в форме игры и быть интересными ребенку.

3) Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, по 5 – 7 минут в день (можно включать упражнения в режимные моменты: например, когда умываемся утром, или когда вечером готовимся ко сну).

Каждое упражнение выполняется не менее пяти раз.

Выполняя артикуляционные упражнения , ребёнок научается управлять своими артикуляционными органами, мышцы языка подготавливаются к произнесению звуков [Р], [Р’].

Упражнения для разминки

Постановка звука Р — это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата.

  1. Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.
  2. Упражнение «Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

  1. Упражнение «Гармошка».

Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов, словно метелкой «выметаем» мусор. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.

  1. «Фокус» — приоткрыть рот, язык чашечкой выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлку.
  1. Упражнение «Звенелочка»/»Злой комарик». Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Упражнения для постановки звука «Р»

ОТ звуков «Д» и «Ж»:

1. Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.

Упражнение «Пылесос»: ребенок произносит звуки «ДЖЖ», длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный «Р».

Механическая помощь: Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук Д или сочетание ДЫ в быстром темпе. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. Язык «стучит» не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук «Д» не четкий. В это время прямым (чисто вымытым) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать ватную палочку, зондозаменители с шариком на конце).
Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к дл (язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста). Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не выpaбатывается очень долго, начинают автоматизацию звука «Р» в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

Если ребенок картавит

Не каждый ребенок может с легкостью пройти все этапы обучения правильной речи и у многих возникают проблемы с произношением некоторых отдельных букв. Картавость ребенка — это проблема, с которой сталкиваются многие мамы. Картавостью называют неправильное произношение буквы «р». Если не исправить эту проблему в положенном возрасте, в дальнейшем она может стать причиной эмоционального дискомфорта ребенка во время общения с другими детьми. Для того, чтобы избежать таких проблем, целесообразно обратиться к специалисту — логопеду.

Читать еще:  Бактериальный вaгиноз при беременности

Что может сделать логопед?

Логопед — это специалист, который помогает как детям, так и взрослым исправить различные дефекты речи. На первом приеме логопед проверяет речь ребенка устным экзаменом, при помощи которого узнает, какие именно проблемы с речью у ребенка. Тест помогает выяснить, какую терапию уместно применять в каждом конкретном случае.

Следует отметить, что у многих детей проблема с произношением буквы «р» самостоятельно проходит с возрастом. Но приблизительно у двух процентов детей картавость остается на всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому важно своевременно обратиться за помощью к специалисту и устранить этот дефект речи до того момента, как все навыки речи полностью сформируются, то есть до достижения ребенком семилетнего возраста.

Причины картавости у детей

Картавость у детей может возникнуть по следующим причинам:

слабость мышц языка;

отсутствие навыка выполнения языком целенаправленных движений;

ограничение движений кончика языка и передней части спинки языка вверх из-за укороченной уздечки;

нарушение фонематического звука.

Способы исправления картавости у детей

Можно выделить много способов исправления картавости у ребенка, однако главное лечение зависит от причины дефекта речи.

Если картавость у ребенка вызвана короткой уздечкой языка, то может потребоваться хирургическое вмешательство, во время которого выполняется надрез уздечки.

Картавость, вызванная другими причинами, лечится при помощи массажа языка, осуществления механической вибрации передней части языка, регулярных упражнений на автоматизацию звука «р», специальной артикулярной гимнастики, тактильного контроля.

К лечению картавости должен быть комплексный подход, который назначает врач-логопед, ориентируясь на возраст ребенка, функциональные особенности артикулярного аппарата и другие факторы.

Самостоятельные упражнения для борьбы с картавостью

К борьбе с картавостью можно также подойти самостоятельно, заставляя ребенка ежедневно выполнять некоторые упражнения.

Первое упражнение называется «Баpaбан». Ребенок должен открыть рот и нащупать языком альвеолы (бугорки, которые находятся на небе за передними зубами). Необходимо ударять кончиком языка по альвеолам, стараясь произносить звук «д».

Второе упражнение — «Воздушный бой». Рот нужно открыть, кончик языка поместить за нижнюю губу, после чего попытаться произнести звук «ф», стараясь сделать струйку воздуха максимально узкой. Это помогает выработке непрерывной тонкой струи, проходящей по центру языка.

Третье упражнение называется «Индюк». С открытым ртом на нижнюю губу кладется широкий язык. В быстром темпе нужно облизывать губу, водя языком назад-вперед, добавляя при этом голос. Получающийся звук будет напоминать болботание индюка.

Упражнение «Лошадка» обычно наиболее любимое детьми: во время выполнения необходимо цокать кончиком кончиком языка, изображая цоканье копыт.

И последнее упражнение называется «чистка зубов». Ребенок должен широко улыбнуться и последовательно пройтись кончиком языка по внутренней поверхности верхнего и нижнего ряда зубов. В начале выполнения упражнения темп должен быть медленным, а затем постепенно ускоряться. Челюсть неподвижна, работает только кончик языка.

Как исправить картавость у ребенка — упражнения

Произношение звука «Р» требует от ребенка одномоментно суметь выполнить несколько точных действий: сделать язык широким, поставить его в правильное положение у альвеол, сильным напором выдыхаемого воздуха заставить вибрировать кончик языка. Неудивительно, что этот звук является самым трудным для произношения звуком русского языка.

Причины картавости

Среди всех дефектов произношения этого звука наиболее распространена картавость, иначе такое произношение называется горловым. В этой дефектной артикуляции язык практически не участвует, а вибрирует маленький язычок (увуля), отсюда и название «увулярное» или грассирующее Р. Существует вариант картавости, когда вибрирует мягкое небо. Это «велярное» Р, при нем слышится грубый рокот.

Причинами этих нарушений могут быть:

  • Короткая подъязычная связка не дает языку подняться вверх;
  • Слишком толстый или слишком узкий язык не может распластаться в нужном положении;
  • Узкое «готическое» небо рассеивает воздушную струю;
  • Передняя часть языка слишком коротка и не дает ему дотянуться до альвеол.

Иногда сложно выявить картавость у ребенка

У детей с хорошим музыкальным слухом дефектное произношение почти не отличимо от правильного. Чтобы удостовериться в наличии картавости, нужно попросить ребенка длительно произнести Р с широко открытым ртом. В таком положении произнести правильный Р не получится, а горловой удастся произнести свободно.

Исправление картавости

На первом этапе коррекции нужно выработать правильное положение языка, увеличить его подвижность, снять напряжение. Для этого существуют такие упражнения артикуляционной гимнастики, как присасывание языка к небу («Грибок»), щелканье из этого положения языком («Лошадка»), поглаживание неба широким языком («Маляр»).

Затем начинается следующий этап коррекционной работы – выработка проторного или фрикативного Р. Это название происходит от слова «проторять», то есть он как бы прокладывает дорогу правильному произношению.

Нужно предложить ребенку поднять язык на «бугорки», то есть на альвеолы, и сказать Ж-Ж-Ж. Для большей образности можно представить, что там поселилась настырная муха. Этот прием нужен для снятия вибрации увули или мягкого неба.

Полученный звук, похожий на английский звук r, многократно повторяют для лучшего закрепления. На этом этапе необходим зрительный контроль движений языка перед зеркалом. Тщательно закрепленный звук включают в речь при отработке слогов и слов со звуком Р (ра-ро-ру-ры, рыба, ракета, рыбак, работа и т.д.).

Читать еще:  Я боюсь рожать: 6 мифов о беременности и родах

Вибрации добиваются путем колебания кончика языка вправо-влево при произношении фрикативного Р. Делать это можно указательным пальчиком ребенка.

Почему ребенок картавит и как с этим бороться?

Интересно ли вам бывать на утренниках в детском саду? Думаю, что большинство из вас скажут: «Да, конечно, там ведь будет выступать мой ребенок!» И мне тоже интересно. Воспитатели у нас в группе – молодцы! Даже если ребенок картавит, то все равно дают роль. Это важно для малышей любого возраста – возможность принять участие в празднике, почувствовать себя маленьким артистом, а не просто быть наблюдателем.

Да, наблюдая за детьми в детском саду, на праздниках или в повседневной жизни, невольно обращаешь внимание, как малыши разговаривают. Могу сказать про себя, что иногда просто ничего не понимаю, что пытается рассказать не мой ребенок, потому что он плохо выговаривает отдельные звуки. Тут, как говорится, родительское ухо плохо настроено на чужую «волну».

Как проявляется картавость?

Педиатры серьезно обеспокоены фактом, что с каждым годом число деток, у которых проявляется картавость, увеличивается. Это простонародное слово, на самом деле, на медицинском языке обозначается как дислалия, то есть нарушение звукопроизношения.

К четырем годам у малышей с относительно хорошим набором слов и при отсутствии патологий со слухом могут возникать трудности с некоторыми звуками. Например, такие звуки, как «р», «л», «ш», «ф», либо совсем не выговариваются, проглатываются, либо произносятся неправильно. Как результат, детская речь понятна только самым близким людям. Окружающие малыша практически не понимают.

Поверьте, малыши искренне переживают эту проблему. И есть два выхода из ситуации, когда родители осознают, что их ребенок картавит.

  • Первый. Если родители серьезно отнесутся к обследованию у детских специалистов и к посещению логопедических занятий, можно исправить речь, и малыш будет разговаривать четко и связно.
  • Второй. Если родителям как-то все равно, то будет упущено драгоценное время, и у повзрослевшего ребенка начнутся проблемы психологического плана, так как сверстники, наверняка, будут или сторониться его, или всячески обижать и кривлять.

Причины нарушений речи у детей

На самом деле, родителям не нужно пугаться диагноза дислалия. Как можно раньше пройдите обследование с ребенком, чтобы установить возможные причины трудностей со звукопроизношением. От этого очень сильно зависит подбор методов коррекции.

Врачи различают два вида нарушения звукопроизношения.

1.Функциональная дислалия связывается с социальными условиями, в которых живет и воспитывается ребенок, и с его физическим состоянием.

Если ребенок картавит, возможно, малыш просто копирует манеру разговора взрослых, которые сами плохо произносят отдельные звуки.

Бывает, что ребенку очень нравятся какие-то мультфильмы, в которых герои говорят на своем упрощенном языке и никак не желают общаться «по-взрослому».

В некоторых семьях родители мало времени уделяют занятиям с ребенком, оставляя их с престарелыми бабушками или дедушками. Другие взрослые, наоборот, слишком коверкают слова, сюсюкаются и употрeбляют неоправданно большое количество уменьшительно-ласкательных форм.

Все это рано или поздно сыграет свою негативную роль.

Частые болезни в раннем возрасте будут влиять на общее развитие ребенка и на тренировку речевого аппарата. Поэтому очень важно укреплять иммунитет, заниматься физическим развитием и гимнастикой с младенчества.

2. Механическая дислалия обусловлена недостатками (дефектами) в развитии губ, языка, неба и зубно-челюстной системы в результате врожденных патологий или приобретенных травм.

Чаще всего проблемы со звукопроизношением возникают, если или уздечка языка недостаточно растяжима, или есть неправильный прикус. Это может определить только опытный специалист.

Тут родители не должны полагаться на свою осведомленность или следовать советам знахарей!

Соответственно, только врач может назначить, как поправить дефекты, нужно ли оперативное вмешательство или будет достаточно регулярных упражнений под руководством логопеда-дефектолога.

Какие бывают занятия и упражнения для исправления речи?

Если вам порекомендуют пройти курс занятий с логопедом, выбирайте педагога с хорошими рекомендациями. И посещайте их не время от времени, а регулярно.

упражнения когда ребенок картавит

И пускай вам не попадется такой «специалист», как в фильме «По семейным обстоятельствам».

Разумеется, если ребенок картавит, родители могут запросто делать дома несложные упражнения, которые направлены на растяжение, укрепление и тренировку мышц лица и языка.

Подберите такое время, когда малыш в настроении, сядьте друг против друга.

Вы можете показать малышу, как сворачивать губы трубочкой, растягивать в широчайшей улыбке, цокать язычком, будто скачет лошадка, высовывать язык сильно вперед и вниз, пробуя показать, как кошка пьет молочко.

Особенно понравится деткам проделывать все это под забавные детские стишки.

А еще можно делать упражнения перед зеркалом – это очень весело!

Взрослые, как правило, понимают, что, если речь у ребенка непонятна, нужно куда-то идти, что-то делать. Понимают, но срочные меры не предпринимают. Не откладывайте!

И в заключении рекомендуем Вам посмотреть видео, где приведена несложная методика постановки звука «Р».

Важно знать родителям о здоровье:

FitoSpray для похудения (Фитоспрей)

FitoSpray для похудения (Фитоспрей)
FitoSpray для похудения ( Фитоспрей) FitoSpray — спрей для похудения Многие мечтают похудеть, стать стройными, обрести фигуру мечты. Неправильное питание,…

21 05 2023 10:53:37

Фитостеролы в продуктах питания

Фитостеролы в продуктах питания
Фитостеролы в продуктах питания Фитостерины Существует много питательных веществ, которые, как утверждают исследователи, могут положительно повлиять на…

20 05 2023 21:32:33

Фитотерапевт

Фитотерапевт
Фитотерапевт Фитотерапевт Я, Ирина Гудаева — травница, массажист, ведущая семинаров по созданию натуральной косметики и курса « Практическое травоведение»…

19 05 2023 23:16:52

Fitvid

Fitvid
Fitvid Брекеты: минусы, трудности, проблемы Брекет-системы помогли избавиться от комплексов миллионам людей. Это действительно эффективный инструмент,…

18 05 2023 5:17:55

Фониатр

Фониатр
Фониатр Фониатрия – один из разделов медицины. Фониатры изучают патологии голоса, методы их лечения, профилактики, а также способы коррекции…

15 05 2023 11:15:11

Форель

Форель
Форель Форель относится к отряду лососеобразных, семейству лососевых. Ее тело удлинено, немного сжато с боков, покрыто мелкой чешуей. Замечательной…

14 05 2023 12:23:54

Формула идеального веса

Формула идеального веса
Формула идеального веса Калькулятор нормы веса Вес 65 кг относится к категории Норма для взрослого человека с ростом 170 см . Эта оценка основана на…

11 05 2023 6:38:14

Формулы расчета идеального веса

Формулы расчета идеального веса
Формулы расчета идеального веса Фoрмулa «идeальнoго вeса» То, что ожирение шагает семимильными шагами по планете – это факт. И, несмотря на то, что…

10 05 2023 10:50:14

Фосфатида аммонийные соли

Фосфатида аммонийные соли
Фосфатида аммонийные соли Аммонийные соли фосфатидиловой кислоты ( Е442) Е442 – это пищевая добавка, которую относят к категории эмульгаторов. Вещество…

09 05 2023 5:25:48

Фототерапия новорожденных

Фототерапия новорожденных
Фототерапия новорожденных Фототерапия новорожденных Применение фототерапии для новорожденных С момента своего рождения организм ребенка начинает адаптацию…

08 05 2023 21:17:41

Фототерапия новорожденных при желтухе

Фототерапия новорожденных при желтухе
Фототерапия новорожденных при желтухе Фототерапия новорожденных После появления ребенка на свет его организм адаптируется к совершенно иным условиям…

07 05 2023 7:46:15

Французская диета

Французская диета
Французская диета Французская диета Эффективность: до 8 кг за 14 дней Сроки: 2 недели Стоимость продуктов: 4000 рублей на 14 дней Общие правила…

06 05 2023 19:28:13

Фрукт Кумкват — что это такое?

Фрукт Кумкват — что это такое?
Фрукт Кумкват — что это такое? Фрукт Кумкват — что это такое? Впервые упоминают необычный для европейцев фрукт китайские летописи 11 века. Португальские…

05 05 2023 0:27:44

Фруктовая диета

Фруктовая диета
Фруктовая диета Фруктовая диета Эффективность: 2-5 кг за 7 дней Сроки: 3-7 дней Стоимость продуктов: 840-1080 рублей в неделю Общие правила Фруктовая…

03 05 2023 9:52:37

Фруктоза при диабете

Фруктоза при диабете
Фруктоза при диабете Можно ли фруктозу при сахарном диабете? Для многих диабет является той проблемой, которая вносит в жизнь ряд ограничений. Так, к…

30 04 2023 18:20:40

Фрукт свити – польза и вред

Фрукт свити – польза и вред
Фрукт свити – польза и вред Свити — что это за фрукт? Что такое свити? Продолжаем разбирать цитрусовые, но как всегда идем не по верхам, а копаем глубже и…

27 04 2023 7:28:56

Фрукты и ягоды

Фрукты и ягоды
Фрукты и ягоды Разница между фруктом и ягодой Фрукты и ягоды любят практически все. Ведь они такие вкусные и полезные! Мы любуемся лежащими на столе…

26 04 2023 17:42:16

Фтизиатр

Фтизиатр
Фтизиатр Врачи фтизиатры Москвы Фтизиатр — это дипломированный специалист в области фтизиатрии. Он специализируется на профилактике, диагностике, лечении…

24 04 2023 5:19:12

Фтор в организме человека

Фтор в организме человека
Фтор в организме человека Фтор в организме человека Дневная норма потрeбления Мужчины старше 60 лет Женщины старше 60 лет Беременные (2-я половина)…

23 04 2023 15:42:33

Боли в спине после рождения ребёнка

Боли в спине после рождения ребёнка
Боли в спине после рождения ребёнка Почему после родов болит спина У мамочек нередко болит спина после родов. Причем, дискомфорт может длиться довольно…

20 04 2023 8:52:43

Фунчоза: польза и вред

Фунчоза: польза и вред
Фунчоза: польза и вред Фунчоза: польза и возможный вред Увлечение восточной кухней год от года растет. Принято считать, что такой рацион полезен для…

19 04 2023 15:22:44

Фундук

Фундук
Фундук В рационе здорового человека обязательно присутствуют орехи в различных вариациях. Среди них выгодно выделяется фундук. Высокая пищевая ценность и…

18 04 2023 1:59:23

Галактоза

Галактоза
Галактоза Галактоза – это представитель класса простых молочных сахаров. В человеческий организм поступает преимущественно в составе молока,…

14 04 2023 6:27:29

Галанга

Галанга
Галанга С древних времен растения играют важную роль в жизни человека, в том числе и для поддержания здоровья. Некоторые травы известны как лучшие…

13 04 2023 3:23:47

Галега лекарственная

Галега лекарственная
Галега лекарственная Галега лекарственная (Galega officinalis) Син: козлятник лекарственный, козлятник аптечный, козья рута, французская сирень, солодянка…

12 04 2023 10:55:42

Боли в суставах при беременности

Боли в суставах при беременности
Боли в суставах при беременности Боли в суставах при беременности В период беременности у женщины могут возникать различные боли в самых разных местах….

09 04 2023 22:57:17

Гастрит и изжога

Гастрит и изжога
Гастрит и изжога Лучшие лекарства от изжоги и гастрита Многие пациенты с гастритом и другими заболеваниями Ж К Т страдают от изжоги. Данный симптом может…

08 04 2023 12:55:51

Где находится ключица у человека на фото?

Где находится ключица у человека на фото?
Где находится ключица у человека на фото? Ключица человека: анатомия, строение, функции Ключица – это единственное костное образование в теле человека,…

05 04 2023 14:57:35

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти комплексную амплитуду напряжения
  • Как найти скорость точки зная ускорение
  • Как исправить нестабильные сектора на жестком диске с помощью victoria
  • Как найти удаленный номер телефона на хонор
  • Как найти пропажу в своей квартире