Ребенок букву р говорит горлом как исправить

Нужно ли исправлять горловое Р?

логопед Семейного стоматологического центра Диал-Дент Т.Б. Цукор

Родители гордо называют детей с горловым звуком Р «наша француженка» или «наш француз». Логопеды называют это явление ротацизм. В своей статье логопед «Диал-Дент» Т. Б. Цукор рассказывает о тайнах и загадках горлового произношения звука Р и отвечает на вопрос, нужно ли исправление горлового р.

Горловое произношение звука Р, пожалуй, единственный вариант искаженного произношения звука Р, который большинство родителей принимают за норму, поскольку он наиболее приближен по звучанию к классике. Часть родителей даже считают этот способ произношения пикантным. А кто захочет расстаться с изюминкой? Некоторые предприимчивые родители находят данному способу произношения применение, отдавая детей в немецкие и французские школы. Во всех трёх случаях горловое Р не подвергается исправлению и входит в структуру фонетических представлений ребёнка и затем взрослого человека. Остаётся малая часть родителей, примерно 20 процентов, которым горловое Р их ребёнка режет слух, и они все-таки обращаются к логопеду за его устранением.

Горловое произношение Р, причины возникновения

Хочу сосредоточить ваше внимание на причинах возникновения данного речевого дефекта. Почему, будучи окружённым социальной средой, где нормативным является не горловой звук, ребёнок взял именно это способ произнесения? Значит, что-то поспособствовало? Что же это может быть?

  1. Короткая подъязычная уздечка, которая ограничивает подвижность языка и влияет на прикус.
  2. Хронически увеличенные миндалины, которые держат область корня языка в возбужденном состоянии, и ребёнку легче осуществить смычку с задней частью нёба и корнем языка, чем передней частью языка с передней третью нёба.
  3. Гипотонус или гипертонус языка, который, кстати, часто отражает ситуацию по телу (вы знать не знаете, почему ваш ребёнок неловок, падает на ровном месте, у него все валится из рук, и вам кажется, что это рассеянность, а здесь нужна помощь массажиста или остеопата).
  4. Нарушение фонематического слуха, который не надо путать с физическим слухом, и  который серьезно повлияет в дальнейшем на качество обучения. Например, ребёнок пишет вместо У-О, вместо Б-П, не дописывает окончания и/или пропускает буквы в середине слова.
  5. Вариант органического поражения, которое, помимо звука Р, потянет проблемы неврологического характера: страхи, утомляемость, необоснованную смену настроения, чувствительность к духоте и укачиванию в транспорте.

Точную диагностику проблемы, которая привела к появлению горлового произношения  у ребенка, лучше доверить профессионалам. И начать нужно с консультации логопеда. При необходимости он направит к другим специалистам, например, к детскому ЛОРу или детскому стоматологу. Все нужные специалисты работают в клинике «Диал-Дент». 

Горловое произношение Р, последствия

Если не устранить горловое Р, то мы имеем очевидные и лежащие на поверхности последствия, а также и скрытые, связанные с вышеописанными причинами возникновения.

горловое Р - занятия с логопедом

К очевидным недостаткам горлового Р я могу отнести следующее. Человека с горловым Р могут не «допустить» в ряд профессий, например, актер или диктор радио или телевидения. Могут быть ограничения и по профессиям в системе «человек-человек» (например, учитель, воспитатель детского сада, экскурсовод, адвокат и т.п.). Не подойдёт работа, связанная со значительными нервно-психическими нагрузками, с воздействием выраженного производственного шума, с подачей словесных сигналов. Как вариант, человек выберет специальность в области «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-творчество» и т.п.

Неочевидные последствия — это нарушения прикуса, появление ЛОР-проблем, плохая успеваемость у ребенка в школе и т.п. В данных случаях, горловое Р скорее сигнал, чем симптом, но, тем не менее, родители должны об этом знать.

Надо ли исправлять горловое Р?

Итак, исправлять горловое Р или не исправлять — решать вам! Но обратите внимание, что наличие горлового Р может указывать на вышеописанные нарушения и не стоит их игнорировать. Если вы хотите обсудить это проблему с логопедом — записывайтесь на консультацию. В клинике «Диал-Дент» есть все необходимые специалисты, работающие комплексно — детские стоматологи, детский ЛОР, детский ортодонт. Пусть горловое Р не встанет на пути у вашего ребенка!

Про постановку и автоматизацию звука «Р» читайте тут.

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в VK.

«Наш француз»: чем опасен горловой «Р» и нужно ли его исправлять


Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Далеко не все родители расценивают горловой «р» (разновидность картавости) как нарушение. Детей с таким произношением ласково называют «наш француз»/«наша француженка», не осознавая, что неправильный звук «р» может стать не только «изюминкой», но и причиной многих проблем в будущем. О том, почему возникает это нарушение, чем оно грозит и как его исправить, рассказывает специалист центра Mylogoped Эльвира Торба.

Почему появляется горловой «р»

Последние звуки-соноры — «л» и «р» — ребенок начинает произносить к пяти — пяти с половиной годам. Многие родители считают, что они появятся сами собой, но по ряду причин  с ними чаще всего и возникают логопедические проблемы. Например, «р» превращается в горловой, если:

  • У ребенка слабые артикуляционные мышцы/язык/речевой выдох.
  • У ребенка короткая подъязычная уздечка.
  • Есть нарушения фонематического слуха: малышне слышит различия между горловым и обычным «р». 
  • Родители/бабушки/дедушки часто просят «порычать».
    Это «упражнение» очень вредно: язык ребенка может быть еще не готов к произношению звука «р», и, чтобы выполнить просьбу, малыш задействует горло, закрепляя неправильное произношение. 

Чем горловой «р» опасен 

С этим нарушением к логопеду приходят и дошкольники, и школьники, и взрослые. Исправить его можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. И вот почему:

  • Детей с неправильным произношением часто дразнят.
  • Это мешает карьере.
    Горловой «р»  —  разновидность картавости. С ней придется отказаться от профессии актера, диктора и многих других специальностей, которые связаны с голосом и речью.
  • Это приводит к стойким психологическим проблемам.
    Дети с горловым «р» иногда стараются заменять слова, чтобы избежать сложного для них звука. В моей практике была клиентка, которая сохранила эту привычку во взрослом возрасте и разговаривала, стараясь избегать слов со звуком «р». Поставить правильный звук ей удалось довольно быстро, а вот избавиться от многолетней привычки и перестать бояться слов с «р» оказалось гораздо сложнее.   

Как исправить это нарушение

Избавиться от горлового «р», как правило, не очень сложно. Обычно для этого нужен курс на два-три месяца, с двумя-тремя занятиями в неделю. Иногда  логопед дополнительно направляет ребенка к другим специалистам. Например, к ортодонту в случае с короткой уздечкой или на физиотерапию, массаж. Но в моей практике прибегать к посторонней помощи для постановки «р» почти никогда не приходилось.  

Очень важно, чтобы родители помогали ребенку: делали с ним домашние задания, артикуляционную и дыхательную гимнастику. А самая главная проблема, с которой я сталкиваюсь при работе с родителями  —  неверие в своего ребенка. Побороть это недоверие  —  главная задача логопеда, без этого все прочие усилия не принесут результатов. 

Запишитесь на бесплатное занятие-диагностику в логопедический онлайн-центр «Мой логопед». Специалисты центра подготовят для вас:

— результаты анализа речи ребенка, произношения звуков, артикуляционного аппарата;
— анализ текущих навыков и возможностей ребенка;
— индивидуальные рекомендации и упражнения для работы дома.

Родители, которые запишутся на онлайн-занятие до 1 сентября получат бесплатную дополнительную неделю занятий с логопедом.

Записаться

С какими заблуждениями родителей я чаще всего встречаюсь на своей практике:
 

  • «Это наследственное».
    Картавость наследственная, родителю ее исправить не смогли, поэтому он испытывает вполне объяснимый скепсис к работе логопеда.

    На самом деле определить, наследственное нарушение или нет, очень сложно. Часто ребенок начинает картавить потому, что с пеленок слышит горловое произношение от родителей. В любом случае, даже если наследственность имеет место, это совершенно не значит, что ее нельзя исправить.  

  • «Нам уже поздно».
    Например, ребенку уже девять лет, и родители считают, что поезд ушел.

    Как говорилось выше, это неправда: картавость можно исправить даже у взрослого человека.

  • «Ничего не получается».
    Родители бросают занятия из-за того, что долго (по их мнению) не видят результата. Например, прошло пять уроков, а горловой «р» никуда не делся.

    Нужно быть готовым к тому, что у кого-то звук встает на место быстро, а кому-то потребуется гораздо больше времени. Никаких «правильных», стандартных сроков в работе горловым «р» нет.

  • «Все равно это вернется».
    Часто родители боятся, что после окончания занятий с логопедом картавость проявится снова. 

    Логопед видит, когда звук укреплен, когда происходит автоматизация произношения. Он дает домашние задания для закрепления результата. Если вы не бросите занятия на полпути, вероятность, что горловой «р» вернется, ничтожно мала.

  • «Исправить горловой „р“ онлайн невозможно». 

    Это не так. Есть миф, что, если отвести ребенка к логопеду, он залезет ему в рот палочкой и все там волшебным образом «исправит». Действительно, есть логопедические проблемы, при которых нужно работать с логопедом очно. Но горловой «р» к ним не относится. 


Материалы по теме:

  • 5 неочевидных признаков того, что у ребенка есть нарушения речи
  • Можно ли заниматься с логопедом в онлайне? Памятка для родителей   
  • Чек-лист для родителей дошкольников: готовимся к онлайн-занятию с логопедом 

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 с.Заветное

Постановка звука Р при горловом произношении, различные способы при индивидуальном подходе

Составила:

Воспитатель: Ерко Т.Ю.

2020 год

 Очень часто логопеды сталкиваются с проблемой горлового произношения р. Иногда в редких случаях оно устраняется без специальной помощи, и если его не исправить, может остаться на всю жизнь. Горловое произношение отличается от правильного произношения тем, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягким небом.

Однако такое произношение звука р считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

Что бы понять как ребенок произносить звук р нужно всего лишь попросить ребенок длительно произнести звук р. При этом сказать правильно р малыш не сможет, а горловой произносится свободно.

Правильная артикуляция звука р.

По артикуляции звук Р напоминает шипящие звуки. Только кончик языка больше напряжен и вибрирует в точно направленной на него воздушной струей.

Положение губ, а так же расстояние между передними зубами зависит от следующего звука
Положение губ, а так же расстояние между передними зубами зависит от следующего звука

Положение губ, а так же расстояние между передними зубами зависит от следующего звука.

Кончик языка принимает форму «ложечки» и вибрирует у альвеол.

Боковые края языка прилегают к коренным зубам, корень языка опущен;

Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют (приложив руку к гортани, можно почувствовать вибрацию), выдыхаемая стуя воздуха всегда сильная.

Коррекция горлового произношения звука р производится в несколько этапов.

Подготовительный этап.

Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков ш и ж, следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Специальные упражнения для произношения звука Р:

Упражнение «Лошадка» – поцокать языком, как лошадка замедляя и ускоряя темп.

Упражнение «Присоска» — язык присосать к твердому небу и до предела растянуть уздечку, удерживать ее в таком положении как можно дольше, затем щелкнуть языком и повторить упражнение несколько раз.

Сидя перед зеркалом, тянуть кончик языка к альвеолам.

Упражнение «Пулеметчик»: ребенок сидит перед зеркалом и, широко открыв рот удерживая кончик языка у альвеол и быстро подряд произносить звук д-д-д-д-д-д. важно, чтобы ребенок видел быстрые удары кончика языка. Темп ударов должен постепенно учащаться, а ритм колебания языка изменяться.

Следующий этап – это этап постановки звука р. Я предлагаю вашему вниманию следующие способы.

1 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

2 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

3 способ постановки звука [Р]: Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

4 способ постановки звука [Р]: Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

5 способ постановки звука [Р]: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!

6 способ постановки звука [Р]: При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх. Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

7 способ постановки звука [Р]: В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

8 способ постановки звука [Р]: Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика. а) Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай ,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти. б) Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

9 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

10 способ постановки звука [Р]: Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

11 способ постановки звука [Р]: Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

12 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] от звука [Ж]. Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

13 способ постановки звука [Р]: Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

14 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

При горловом р я использую следующий способ, в случае если у ребенка есть звук ж. Я начинаю с того что мы учимся говорить сочетание дж. Это помогает ребенку сформировать правильный уклад для дальнейшего произношения звука р. Также мы делаем на данном этапе упражнение «пулемет» (произносим ддддддддддд……), я придерживаю вверху язык за края с двух сторон пальцами. Затем, когда кончик языка окрепнет и привыкнет к правильному положению я использую способ «моторчик». После постановки звука я перехожу к его автоматизации.

Автоматизация звука.

Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.

Не всегда у малыша формируется правильная речь. В некоторых случаях у него может страдать произношение некоторых звуков. Поэтому родителям нужно знать, как поставить букву Р ребенку в домашних условиях, упражнения какие лучше использовать.

Как научить ребенка говорить звук [Р]

Во взрослом возрасте дефекты речи тяжело исправить. Поэтому родителям нужно внимательно смотреть за развитием ребенка и своевременно исправлять нарушения.

Что делать, если малыш не говорит звук [Р]?

Обычно нарушения звукопроизношения становятся очевидными к шестилетнему возрасту. В этот период разница с нормально говорящими детьми становится очевидной.

Картавость может послужить причиной развития комплексов и ограничить выбор профессии

При выявлении проблемы нужно сразу обратиться за консультацией к логопеду. Специалист проведет полноценную диагностику и сделает полноценное заключение.

Важно! В некоторых случаях, родители не замечают, ничего кроме проблем со звукопроизношением. Но нарушена может быть и лексика, грамматика, просодика и т. д.

Не стоит затягивать с исправлением дефекта, так как в дошкольном возрасте легче все исправить.

Возрастные нормы

Прежде чем решать, как научить ребенка говорить букву Р, нужно определиться с тем, когда это делать. Каждый малыш осваивает звуки постепенно. К четырем годам он осваивает группы свистящих ([С], [Ц], [З]) и шипящих ([Ш], [Щ], [Ч], [Ж]).

Соноры ([Р], [Л] и мягкие пары) появляются примерно в пятилетнем возрасте. До этого времени их отсутствие считается нормой. Поэтому можно не беспокоиться.

Физиологические причины картавости

Ребенок может не произносить звук из-за неправильного развития артикуляционного аппарата. В первую очередь это касается подъязычной уздечки.

В норме малыш должен поднимать язык к небу и дотрагиваться кончиком до верхних зубов

В случае, когда уздечка короткая, язык ограничен в движениях или вовсе малоподвижен. Проверить ее размер очень легко. Достаточно попросить ребенка открыть рот и предложить коснуться кончиком языка верхних бугорков за зубами.

Сложно произнести звук [Р] из-за дефектов зубочелюстной системы. Если отсутствуют два-три верхних зуба, ребенку сложно удерживать язык наверху и это негативно скажется на произношении.

В каких случаях нужна консультация логопеда

Выговаривания звука [Р] должно быть сформировано к школе. Иначе дефект негативно скажется на формировании навыков чтения и письма.

Поэтому если у родителей есть сомнения насчет того, правильно ли их ребенок говорит, то им стоит обратиться к логопеду. В шестилетнем возрасте картавость уже не считается нормальной. Если, помимо звука [Р], страдают и другие звуки, то нужно срочно обращаться к специалисту.

Иногда дошкольник меняет звук [Р] на [Л] или искажает его. В таком случае тоже нужна консультация логопеда.

Быстрые техники обучения

Родителей может обеспокоить, что ребенок не выговаривает букву Р, упражнения для постановки звука можно выполнять в домашних условиях. Это позволит быстрее исправить дефект и вызвать нормативное произношение.

Важно! Срок коррекции зависит от индивидуальных особенностей дошкольника. Процесс может занять до года.

Необходимо каждый день делать артикуляционную и дыхательную гимнастику — это позволит вызвать звук. После того, как ребенок начнет уверенно все делать, то используют специальный зонд с шариком на конце. Его заводят под язык и быстро раскачивают с его помощью орган — это позволяет вызвать вибрацию.

Можно ли научить говорить [Р] по подражанию

Некоторые звуки возможно поставить по образцу. То есть достаточно объяснить дошкольнику положение органов артикуляции, и он легко скажет все правильно. Но звук [Р] таким способом вызывать невозможно, так как должна быть вибрация языка.

Иногда родители неправильно учат ребенка, и он начинает говорить горлом или «по-французски». Такое произношение не считается нормативным и его нужно исправлять.

Подготовка к постановке звука [Р]

Чтобы малыш научился дома правильно говорить, потребуется подготовить его артикуляционный и дыхательный аппарат. Без этого будет невозможно сформировать произношение.

Артикуляционная гимнастика

Весь комплекс упражнений направлен на выработку тонких движений кончика языка. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы челюсть ребенка оставалась неподвижной.

Все упражнения проводятся строго перед зеркалом — это нужно для того, чтобы дошкольник мог себя контролировать.

Подготовка к постановке сложного звука [Р] всегда начинается с артикуляционной гимнастики:

  1. Рот приоткрыт и широкий язык нужно присосать к небу, в таком положении удерживать 5 секунд.
  2. Поцокать языком.
  3. Кончиком языка, при открытом рте, облизать верхнюю губу.
  4. При широко открытом рте водить кончиком языка по небу вперед-назад.

Важно чтобы родитель контролировал процесс выполнения каждого упражнения. Нельзя допускать того, чтобы движения делались с ошибками, тогда от них не будет пользы.

Дыхательные упражнения

Для произношения звука [Р] требуется сильная воздушная струя. Для ее выработки есть разные тренажеры, которые можно сделать своими руками.

Важно! При выполнении любого упражнения нужно следить за тем, чтобы ребенок не надувал щеки.

Научиться правильно дышать не так просто. Можно сделать небольшие бумажные мячики и предложить малышу задувать их в ворота. Еще вариант тренажера — это картинка, которая закрыта дождиком. Дошкольнику нужно сдувать ленточки, и он увидит, что они скрывают.

В случае затруднений ребенку объясняют, как правильно делать упражнение. Полезны ветродуйчики, султанчики и перья. Обязательно нужна визуализация, иначе дети не понимают, что от них требуется.

Упражнения для растяжки уздечки

Прежде чем начинать учить дошкольника правильному произношению нужно растянуть его уздечку. Некоторым родителям операция по подрезанию кажется излишней мерой. Поэтому им придется самостоятельно исправлять дефект.

Учим ребенка произносить букву Р в 5 лет

Важно! Манипуляции не должны приносить дискомфорта и болезненных ощущений.

На занятии нужно аккуратно взять кончик языка, поднять его к небу и двумя пальцами легко поглаживать уздечку снизу-вверх и немного вытягивая ее. Указательный и средний палец можно подложить под корень языка, другой рукой чуть вытягивают кончик языка наружу. Еще одно упражнение — это аккуратно водить язык из стороны в сторону.

Советы логопеда для домашних занятий

Многим родителям интересно, как научить быстро ребенка говорить букву Р в домашних условиях. Заниматься нужно каждый день и к постановке звука переходить только после того, как ребенок начнет хорошо выполнять гимнастику.

Когда начинать занятия

Если кроме дефектного произношения [Р] проблем нет, то приступать к коррекции можно после шестилетнего возраста. Некоторые начинают проводить подготовительные мероприятия уже в 5 лет.

Упражнения для постановки звука [Р]

Традиционно звук вызывают от «Моторчика». Для этого потребуется специальный зонд или шпатель с детской соской.

Ребенку вводят инструмент под язык и просят произносить «ДДДДДД», взрослый в это время раскачивает орган

Другой вариант — постановка с помощью пальца ребенка. Он упирается указательным пальцем в язык, произносит быстро «ТТТТТТТ» и быстро раскачивает язык.

Со временем удастся вызвать «Трррр» или «Дррррр». На основе этих сочетаний начинают автоматизацию.

Упражнения для автоматизации

Ребенку легче всего произнести прямые слоги: тра-тро-тры-тру или дра-дро-дру-дры. Процесс может сопровождаться выкладыванием камушком или монеток, наматыванием ниток на картонную основу.

Упражнения для буквы Р для детей старше 4 лет направлены на закрепление правильного произношения. После прямых слогов переходят к обратным, постепенно призвук в виде [Д] или [Т] уйдет.

Важно! Постепенно начинают вводить слова, где звук [Р] стоит в начале.

Упражнения для правильной автоматизации звука [Р] у детей нужны для тренировки навыка самостоятельной речи. Для начала придется контролировать произношение и поправлять в случае ошибок. Помимо того, что это применяется на уроке, родители должны следить за этим в повседневной жизни.

Разделяем звуки [Р] и [Л]

Логопедические упражнения на разделение звуков [Р] и [Л] нужны для того, чтобы ребенок научился их различать. Это важно, когда дошкольник склонен менять звуки в речи.

Для этого проговариваются слоговые дорожки — Ла-ла-ра, ра-ла-ла, ла-ра-ла и т. п. Можно неправильно называть слова и предлагать ребенку исправить ошибку.

Для чего нужна логопедическая палочка для звука [Р]

Мало просто разговаривать с ребенком, иногда для постановки звука требуется механическая помощь. В продаже можно найти специальный логопедический зонд.

Инструмент выглядит просто — на кончике находится небольшой шарик, который позволяет раскачивать язык

Логопедическая палочка для постановки буквы Р легко заменяется соской или пальцем ребенка. Механическая помощь нужна для поддержки правильного положения языка.

Постановка звука [Р] занимает время, но это позволит убрать искаженное произношение. Родители могут дома заниматься с ребенком, но предварительно лучше проконсультироваться с логопедом.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Как в домашних условиях научить ребенка выговаривать звук «Р»

Навыки звукопроизношения у ребенка формируются на протяжении всего дошкольного возраста. У каждого малыша свой индивидуальный темп речевого развития. В 2 года кто-то только начинает произносить некоторые звуки, а кто-то уже читает стихи. Известно, что звук «Р» является сложным для произношения. Он появляется у детей одним из самых последних, а неумение ребенка его выговаривать часто вызывает тревогу у родителей. В каком возрасте отсутствие этого звука в речи нужно считать патологией? Как в домашних условиях помочь ребенку научиться выговаривать звук «Р»? В этой статье Вы найдете ответы на эти и другие вопросы, связанные с развитием речи у детей дошкольного возраста.

Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Прежде чем начинать занятия с малышом дома, необходимо выяснить причины нарушения речи ребенка и трудностей звукопроизношения. Для этого стоит обратиться к логопеду. Специалисты детского развивающего центра «Созвездие» помогут выявить причину дефекта и может выстроить индивидуальный план занятий.

Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста

К основным причинам речевых нарушений у детей можно отнести следующее:

  1. Социальные причины

  • Педагогическая запущенность. Проблемы с развитием речи у дошкольников могут возникнуть из-за недостаточного внимания к ребенку. Такое обычно происходит в неблагополучных семьях, или в семьях, где взрослые вынуждены слишком много работать.

  • Двуязычная семья. Ребенок может испытывать трудности при звукопроизношении, если члены семьи говорят на разных языках. Причем в некоторых языках определенных звуков просто нет, поэтому ребенок, попав в среду, где говорят на другом языке, может путаться в звуках.

  • Разговоры с ребенком на «детском» языке. Многие родители неосознанно начинают сюсюкаться с ребенком, искажая слова. Существует мнение, что так дети лучше понимают обращенную к ним речь, да и просто «сюсюканье» звучит забавно и добавляет положительных эмоций. Однако, если ребенок не слышит правильное произношение слов, это значительно замедляет темпы его речевого развития.

  • Дефекты речи у окружающих. Дети копируют произношение близких людей. Если кто-то из тех, кто проводит с ребенком много времени, имеет дефекты речи, скорее всего, они проявятся и у ребенка.

  1. Особенности артикуляционного аппарата. Вследствие перенесенных заболеваний у детей могут возникать такие симптомы, как вялость и малоподвижность мышц челюсти, языка и губ. Также к нарушению речи приводят особенности строения артикуляционного аппарата: расщепление нёба, неправильный прикус, укороченная уздечка языка и т.д.

  2. Трудности фонематического восприятия. Возможно, ребенок неверно произносит звуки из-за того, что неправильно их слышит. Часто дети путают твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

  3. Нарушения слуха.

  4. Особенности дыхания. Неправильное звукопроизношение может быть результатом нарушения дыхания, например, при гайморите или аденоидах.

Перед тем как начать делать упражнения для развития правильного произношения дома, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом по поводу возможных причин дефектов речи малыша.

Варианты неверного произношения звука «Р»

Варианты неверного произношения звука «Р»

  • Отсутствие звука в речи (например, «гром» — «гом» или «борода» — «боода»);
  • Подмена звука «Р» на более легко произносимые звуки «л», «г», «в» (например, «огурец» — «огулец», «огород» — «огойод»);
  • Смягчение (вместо звука «Р» ребенок произносит «Рь»)

Как организовать занятия в домашних условиях

Если Вы хотите самостоятельно поработать над звукопроизношением ребенка и добиться хороших результатов, необходимо правильно организовать пространство и форму проведения занятий. Вот какие элементы необходимы, чтобы научить ребенка выговаривать звук «Р» в домашних условиях:

  1. Зеркало. Чтобы ребенок мог лучше контролировать работу своего артикуляционного аппарата, он должен видеть как движения своего рта, так и вашего (как образец для подражания).
  2. Расслабленная поза. Лучше всего делать упражнения сидя (при этом тело достаточно расслаблено), максимально концентрируясь на работе мышц рта.
  3. Игровая форма занятий.
  4. Регулярность упражнений. Добиться успеха помогут регулярные занятия, длительность которых не утомительна для малыша (10-15 мин в день).
  5. Развивайте мелкую моторику.
  6. Хвалите ребенка за успехи.
  7. Терпение. Звук «Р» является сложным для произношения, поэтому не ждите быстрых результатов. У каждого ребенка своя динамика развития.
  8. Не заставляйте малыша заниматься, если он этого не хочет. Выждете некоторое время и попробуйте подобрать ключик к ребенку.

Как организовать занятия в домашних условиях

Правильная работа артикуляционного аппарата

Перед тем как проводить с ребенком специальные упражнения для развития речи, необходимо познакомится с тем, как должны располагаться органы артикуляции при произнесении звука «Р». Вы можете изучить это на себе, понаблюдав за собой в зеркале.

  • Зубы должны быть разомкнуты;
  • Рот приоткрыт;
  • Кончик языка расположен на верхних альвеолах (перед зубами);
  • Края языка прилегают к молярам;
  • Основная часть языка приобретает форму ложечки;
  • Корень языка приподнят;
  • Верхушка (кончик) языка при произнесении звука должна вибрировать.

Следите, чтобы ребенок приводил язык и губы в нужное положение. Если малыш испытывает трудности, улучшить подвижность мышц помогут разогревающие упражнения.

Правильная работа артикуляционного аппарата

Разминка для органов артикуляции

Каждое разминочное упражнение нужно выполнять 10-20 раз. Исходное положение – улыбка со слегка приоткрытым ртом.

  • Проводим языком по небу вперед и назад;
  • Проводим языком от одного уголка рта к другому;
  • Прижимаем язык к небу и одновременно смыкаем и размыкаем губы (на максимально большой амплитуде);
  • Проводим языком по зубам (с внутренней и внешней стороны);
  • Касаемся языком каждого зуба с внутренней стороны;
  • Высовываем язык максимально далеко;
  • Скручиваем язык в трубочку;
  • Расслабьте губы и высуньте наружу верхушку языка. Постарайтесь произнести звук «З» в таком положении языка и с языком за зубами.

Для разминки артикуляционного аппарата хорошо подходят скороговорки, в которых содержится множество звуков «Р» (например, «Карл и Клары украл кораллы»).

Разминка для органов артикуляции

Упражнения для постановки и автоматизации звука «Р» у детей дошкольного возраста

  1. Заводим мотор. Отработать вибрацию кончика языка, необходимую для правильного произношения звука «Р» можно на более простом звуке «Д». Для того чтобы «завести мотор», нужно прижать кончик языка к основанию верхних зубов и произносить монотонное «д-д-д-д-д». Обратите внимание ребенка на то, что этот звук, так же как и звук «Р», образуется на сильном выдохе.
  2. Попросите малыша на выдохе произнести протяжное «ж-ж-ж-ж-ж». С помощью палочки от мороженого (также можно использовать черенок ложки или специальный шпатель) совершайте колебательные движения из стороны в сторону под языком ребенка. Такие действия также создают вибрацию.
  3. С отставленным назад языком произносим слог «за». Если Вы будете совершать такие же манипуляции, как в предыдущем пункте, образуется звук «Р».
  4. Чтобы научить ребенка произносить мягкий звук «Рь», попросите малыша потянуть слог «зи» и создайте вибрацию при помощи шпателя.
  5. Достигнув правильного произношения звука «Р» у дошкольника, приступайте к отработке произношения слогов и слов, содержащих этот звук.

Выводы

Постановка и автоматизация звука «Р» очень важна для дальнейшего развития дошкольника, ведь правильное произношение звуков является одной из основ чтения и письма. Чтобы научить ребенка выговаривать звук «Р» в домашних условиях, необходимо с умом подойти к организации занятий: использовать зеркало и логопедический шпатель (его можно заменить подручными материалами) и выполнять упражнения регулярно. Занятия с детьми дошкольного возраста не должны быть слишком длительными, чтобы малыш не уставал. Превратите Ваши тренировки в веселую игру, которая будет интересна ребенку. Будьте терпеливыми, замечайте даже самые незначительные успехи малыша и не скупитесь на похвалу. У Вас обязательно все получится!

Выводы

Заключение

Звук «Р» является одним из самых сложных для произношения звуков в русском языке. Чтобы малыш научился его выговаривать, потребуется время. Даже если Вы намерены заниматься с ребенком дома самостоятельно, сначала обязательно проконсультируйтесь с логопедом для выявления причины дефекта. Ускорить процесс развития речи у детей дошкольного возраста помогут систематические занятия с логопедом. Специалисты детского Монтессори-центра «Созвездие» обязательно поделятся с Вами идеями интересных логопедических игр и упражнений и помогут Вашему малышу говорить красиво и четко.

Статью подготовила логопед
Феоктистова Наталья

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти высоту четырехугольной пирамиды зная ребро
  • Как найти собственников бизнеса
  • Как найти майор датри
  • Как можно найти пикачу
  • Как найти дополнительную информацию к найденному фрагменту