Ребенок читает справа налево как исправить

Здравствуйте. есть очень хорошая статья, и я решила не пересказывать ее своими словами, а полностью ее Вам прислать. Там очень подробно и доступно рассказано. А если возникнут вопросы, будем разбираться вместе.
Правши и левши-какие они?
Иногда родители замечают, что ребенок одинаково владеет и правой, и левой рукой,
без труда ест или рисует, перекладывая ложку или карандаш из одной руки в другую.
По-видимому, такой ребенок относится к амбидекстрам, или «обоеруким»
(обе руки — как правая).
Амбидекстром был Иван Петрович Павлов — великий русский физиолог.
Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как и у левшей,
но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстра-стресса.
Но это только в том случае, если амбидекстрия у ребенка связана с
генетическими факторами.

Вообще «чистых» правшей или левшей не существует, и если расставить
всех людей по степени праворукости, то у нас получится огромное многообразие
от выраженных правшей через слабовыраженных правшей,
амбидекстров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам.
В том, что у каждого из правшей имеется как бы «скрытое левшество»,
нетрудно убедиться с помощью специальных тестов.
Например, у большинства людей при переплетении пальцев рук в замок
большой палец правой руки оказывается сверху,
но у значительной части правшей сверху ложится левый большой палец.
При переплетении рук на груди, если левое предплечье оказывается сверху,
это указывает на скрытое левшество.

Специалисты, изучающие межполушарные отношения в мозгу человека,
стараются вместо термина «левша» — употреблять слово «леворукий».

леворукий ребенок

Это связано с тем, что у человека, кроме ведущей руки, имеются и ведущий глаз, ухо, нога.
И праворукий человек может быть одновременно, например, левоглазым.
Обычно ведущий глаз можно обнаружить уже у ребенка двух лет.
Исследования показали, что левоглазые люди часто бывают робкими,
хорошо приспосабливаются к деятельности лишь при малом объеме групп и неформальных
межличностных контактах без строгой подчиненности.
По-видимому, такие дети плохо чувствуют себя в больших коллективах
(переполненная группа детского сада или школьный класс) при жесткой регламентации всех действий.

В то же время они отличаются высокой устойчивостью к помехам и работоспособностью.
Часто у них отмечается склонность к невротическим состояниям.

Люди, которые предпочитают правую руку, глаз, ухо (например, при разговоре по телефону),
обычно более устойчивы к невротизирующим факторам, но у них в среднем
чуть ниже интеллект и работоспособность.
Интересно, что левоухие люди испытывают наибольшие трудности при
овладении иностранным языком в школе, но очень легко овладевают им при обучении
так называемым «материнским способом», особенно в дошкольном возрасте,
если общаются с людьми, говорящими на другом языке.
Показана интересная закономерность, что именно из левоухих детей
вырастают хорошие руководители.

Обычно предпочтение правой или левой руки, а тем более ноги, глаза, уха
или скрытое левшество ничуть не мешает ребенку нормально развиваться
в детском саду, если родители или воспитатели не следят слишком
ревностно за тем, в какую руку он взял ложку или карандаш.
Трудности начинаются, когда ребенок приходит в школу,
и связаны с овладением письмом и чтением.

И письмо, и чтение — это асимметричные виды деятельности,
так как письмо осуществляется только одной рукой, и пишут,
и читают в русском языке слева направо.
Кроме того, форма большинства букв асимметрична, и почти все дети
некоторое время пишут часть букв зеркально.
Это связано с тем, что у маленьких детей асимметрия мозга
еще не полностью сформирована и пространственные отношения трудны для анализа.

Позже у большинства детей эти трудности исчезают,
но некоторые еще долго путают симметричные буквы: например, заглавные «Е» и «3»
или прописные «в» и «д» (т.к. письменная «д» — это перевернутая «в»).
Чаще всего это наблюдается у леворуких детей или праворуких с некоторыми индивидуальными
особенностями асимметрии мозга.
Следует помнить, что, когда ребенок устает, а это случается к концу дня, недели, четверти,
он может вернуться к тем ошибкам, которые вроде бы были им уже изжиты
и которые были свойственны ему в более младшем возрасте.

Если ребенок праворукий, но левоглазый, то у него могут быть свои специфические трудности.
Когда такой ребенок пишет правой рукой, то основная информация от руки приходит
в левое полушарие, а от глаза, по-видимому, в основном в правое.
Для того, чтобы осуществлять координацию между движением руки при письме
и зрительными ощущениями от написанного, необходимо сопоставить ту
и другую информацию, перенести ее из полушария в полушарие.

Но у детей до 9-10 лет, особенно у мальчиков, нервные пути, соединяющие
два полушария, еще окончательно не сформированы.
Это создает для детей определенные трудности.
В то же время именно левоглазые взрослые имеют обычно более высокий интеллект,
поэтому очень важно иметь в виду, что если эти дети могут запаздывать на ранних
этапах овладения письмом, то в дальнейшем они не только догонят сверстников,
но, возможно, и перегонят их.

Поэтому надо не торопиться и не сердиться на ребенка
при первых его трудностях, а набраться немного терпения, и помочь ему принять их
как должное, временное и нестрашное.

карандаш в руке

Как ни странно, но именно с индивидуальными особенностями асимметрии мозга связывают то,
как ребенок держит карандаш при письме и рисовании.
Считается, что если центр речи расположен в полушарии, одноименном с пишущей рукой
— у левшей в левом, как у правшей, а у правшей в правом (и такое, хоть и редко, но встречается),
— то нормальным для этих детей и взрослых будет письмо «крюком», то есть когда тупой конец
карандаша или ручки направлен не в плечо, а в противоположную сторону, «от себя».

Если такого ребенка мы будем заставлять держать ручку «как все», то надолго задержим
развитие его способности писать и вряд ли добьемся успеха.
Ведь это тот выход, который дала природа, чтобы информация от руки попала
в то полушарие, где находится центр речи.

Но здесь встает еще одна проблема. Наблюдая за малышами, мы видим, что они часто,
рисуя, поворачивают лист бумаги то горизонтально, то вертикально.

рисовальщик
У более старших детей, лист находится постоянно в одном определенном положении.

Учитель обычно закрепляет это положение, требуя, чтобы все дети клали тетрадку
перед собой одинаково: правым верхним углом кверху.
Действительно, для большинства детей такое положение тетради является оптимальным,
но не для всех.

Но мы договорились с вами, что нас интересует не только то, что есть у большинства,
а беды, проблемы и радости каждого ребенка.
Так вот, если ребенок-левша, пишущий «крюком», положит тетрадь таким образом,
то он постоянно будет загораживать себе рукой и смазывать уже написанное.
Чтобы видеть то, что он написал, — а для целостного восприятия слов и фраз
это необходимо,— он вынужден почти
ложиться на парту и подглядывать под свою руку.
При этом страдает и осанка, и зрение.

В этом случае очень легко помочь ребенку, попробовав поварьировать положение листа бумаги,
угла, под которым он лежит, или направления наклона.
Не следует этого бояться.
Ничего страшного не произойдет, даже если тетрадка окажется лежащей почти
под углом 90° к обычному положению.
Ваш ребенок индивидуален, неповторим, и эту индивидуальность надо уважать,
тем более, что она основана на законах природы, законах работы мозга.

Иногда таким простым приемом удавалось сразу резко повысить успешность обучения ученика,
причем необязательно левши, но и праворукого ребенка с необычным положением руки при письме.
Переучивание таких детей может привести к невротизации, ребенок может даже начать заикаться.
Бывает, что положение карандаша при письме или рисовании как бы промежуточное и конец
карандаша смотрит вбок, параллельно строчке.
Это может означать, что нервные пути между полушариями еще не созрели и с возрастом
ребенок повернет карандаш и начнет писать либо обычно, либо «крюком».

А может быть, всю жизнь будет писать именно таким способом — параллельно строчке.

Правило обучения здесь опять, то же самое: попробуйте мягко и неназойливо показать ребенку
наиболее распространенное положение руки и карандаша, но не усердствуйте чрезмерно и,
как только убедитесь, что это именно тот тип написания, который соответствует физиологическим
особенностям организации мозга вашего ребенка, оставьте попытки переучивания.

При параллельном положении карандаша есть свои трудности и специфические ошибки:
рука ребенка находится не под строчкой, а на строчке, и он заранее не видит линейки поля
или края листа, замечает эту линейку лишь тогда, когда думать о правильном переносе
уже поздно, и часто вылезает за поля.

Это не вина ребенка, а его беда.

я стараюсь написать

Со временем он научится контролировать перенос, а пока придется с этим примириться
и не требовать жестко от ребенка того, на что он пока не способен.

Среди множества тестов на так называемое: «скрытое левшество» есть тест на кручение.
Попробуйте, не отрывая карандаша от бумаги, нарисовать на одном и том же месте много
накладывающихся один на другой кружков.
Отметьте, как вы производите движение: по часовой стрелке или против.
Обратите также внимание, в каком направлении вы размешиваете сахар в чашке чая,
или рисуете циркулем, или мешаете на столе одной рукой костяшки домино.
У некоторых это направление разное, но у большинства преобладает одно.
Дети, приходящие в первый класс, в основном делятся на две почти равные группы:
предпочитающие направление по часовой стрелке и предпочитающие противоположное направление.

Никакая из этих групп не имеет преимущества перед другой в развитии речи, интеллекта или других качеств.
Но вот начинается обучение письму, и оказывается, что при существующей системе письма
и существующей методике обучения в русском языке почти все буквы пишутся против часовой стрелки.

Так мы и учим детей писать в прописях.
При предпочтении движения руки по часовой стрелке ребенка могут ждать трудности на первых этапах освоения письма.
Для детей, которые как раз и предпочитают это направление
(его, как ни странно, принято трактовать в тесте на кручение как скрытое левшество),
и для тех, у которых слабо выражено предпочтение направления кручения, не составляет особого
труда выработать навык общепринятого направления написания букв.

Значительно сложнее тем детям, для которых выбранное в методике обучения письму
направление является неудобным и противоестественным .
Автоматизм в написании букв таким способом вырабатывается у них более длительно и трудно
или не вырабатывается совсем, и не их вина, что мы когда-то приняли именно эту систему
начертания букв из нескольких возможных.

После того, как работа с прописями закончится, и дети начинают писать много и быстро,
для некоторых постоянный контроль за неестественным для них направлением письма
становится сдерживающим и мешающим письму фактором, и они переходят на свойственное
им направление написания: пишут буквы и некоторые цифры (например, 6 и 9) по-своему, по часовой стрелке.

Как отнестись к этому взрослым, предлагаем решить вам самим, основываясь не на сомнительном
тезисе «правильно то, что делает большинство», а на любви к детям и глубоком понимании того,
что ребенок — это неповторимая индивидуальность, которую надо уважать и не нарушать
при этом гармонию физиологических механизмов психики и их поведенческих проявлений.

Еще один фактор, влияющий на легкость обучения письму и чтению, — это предпочтение
направления слева направо или справа налево.

В русском языке принято читать и писать слева направо, но это совсем не значит,
что в природе человека заложено предпочтение этого направления.
Хотя и существует исследование, в котором показано, что в наскальных рисунках в неолите
чаще встречаются сцены, в которых развитие событий происходит в направлении слева направо,
чем наоборот (например, в сценах охоты люди и животные чаще бегут именно в этом направлении),
однако более весомых доказательств в литературе не приводится.

Напротив, известно, что огромное число людей на земном шаре, во всяком случае —
не меньше миллиарда, пишет и читает справа налево или сверху вниз, как например:
китайцы, японцы, арабы, евреи, афганцы и т.д.

При этом книгу приходится читать от последней страницы к первой, а каждую страницу — справа налево.

Следует знать, что существуют методические рекомендации, выпущенные министерством
здравоохранения еще в 1985 г., в которых говорится о запрещении переучивания левшей и
о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей:
допустимы вертикальное написание или наклон почерка влево.
При обучении письму леворукий школьник должен сам избрать тот способ письма,
который более удобен.
Поэтому действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку «за почерк», неправомерны.

А как обстоят дела с предпочтением направления при письме у детей?
Семилетняя дошкольница нарисовала змею и написала, как она шипит.
Но справа написано «ши-и-и», если читать слева направо, а слева «и-и-иш».
Мама, которая сама учит детей в школе, сразу заметила эту «несуразность» и спросила дочку: «Почему?».
«Ну как же ты не понимаешь?! Шипение не может в рот идти, оно идет изо рта».
Логика ребенка вполне понятна.

Эта девочка уже умеет читать, и все же в конкретной ситуации ей важнее сохранить
образ вытекающего изо рта змеи шипения, чем направление письма.

Оказалось, что дети, впервые приступившие к обучению чтению, могут иметь свое индивидуальное
предпочтение направления.
У части из них оно совпадает с общепринятым, и трудностей в этом плане при обучении не возникает.
А как же быть с теми детьми, которые предпочитают при зрительном восприятии,
при рисовании и раскладывании предметов направление справа налево?
Эти дети могут читать некоторые слова наоборот: вместо «он» — «но»,
вместо «то» — «от», вместо «ток» — «кот». Иногда они пытаются начать чтение строки справа.

По-видимому, им легче было бы овладеть, например, арабской грамотой, так же,
как и некоторым маленьким арабам больше бы, вероятно, подошел наш тип чтения и письма.
И это как раз тот случай, когда мы вынуждены идти против индивидуальных особенностей ребенка.
Если необычное положение руки или листа бумаги при письме, необычное направление написания букв
никак не влияет на способность детей научиться писать и быть при этом понятыми теми,
кому адресуется письмо, то написание слов справа налево сразу исключает возможность
выполнения главной цели письма — передачи сообщения другому человеку, так как тот его просто не сможет прочитать.

Поэтому надо бережно отнестись к таким детям, а их немало.
Эти ребята поставлены в неравные условия с другими, и им значительно труднее овладеть письмом и чтением.
Вместе с тем, надо помнить, что это трудности временные, и если не зафиксировать внимание ребенка
на его «отставании» от других, то через непродолжительное время он ничем не будет от них отличаться.
Но в начале обучения такие дети, конечно, будут отставать в скорости чтения, и это вполне объяснимо.

Важно понимать; что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом.
При некоторых поражениях мозга такая регуляция может разладиться.
Так, известен случай, когда больная эпилепсией (с поражением левой височной зоны)
вдруг обнаружила, что легко может произносить и писать фразы не только слева направо,
но и справа налево, например так: «Сачйес я юатобар ан едоваз, алачан ьтатобар».

Мы пока не знаем, как все это происходит в мозгу, а тем более, у ребенка,
когда функциональная организация мозга еще только начинает формироваться.
Но ребенок не может ждать, когда мы с этим разберемся, мы должны помочь
ему сейчас, а главное — не навредить. Поэтому не надо пытаться «переделать» природу — она умна.

Наберитесь терпения и оптимизма: чуть раньше или чуть позже все дети научатся читать
и писать так, как у нас принято: слева направо.
А существуют ли различия в овладении асимметричными видами деятельности,
в формировании асимметричного мозга между мальчиками и девочками?
Да, существуют. Во-первых, среди левшей больше мужчин, чем женщин.
Кроме того, считается, что у детей разного пола скорость созревания мозга различна.
У мальчиков, по-видимому, медленнее созревает левое полушарие, а у девочек — правое.

Это согласуется с данными о том, что девочки до десяти лет лучше запоминают цифры
и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей.
Однако у них быстрее завершается развитие памяти.
Кроме того, если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно-временной
ориентации имеется уже в шесть лет, то у девочек ее еще нет даже в тринадцать.
То есть можно сказать, что в детстве мальчики как бы более правополушарные,
чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального
развития начинает лидировать, мужчины обгоняют женщин и становятся
как бы более левополушарными, чем женщины.

Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола.

потягушки

Показано, что у мальчиков при этом «больше страдают левополушарные процессы
(связанные с речевым мышлением, логическими операциями),
а у девочек — правополушарные (образное мышление, пространственные отношения,
эмоциональное самочувствие).
Родители, имеющие детей разного пола, и наблюдательные педагоги обычно замечают
эту разницу и по-разному строят занятия с мальчиками и девочками с тем, чтобы в конце
занятий шли задания, на выполнение которых утомление оказывает меньшее влияние.

я зеваю

К сожалению, в школьном классе осуществить такой дифференцированный подход
к мальчикам и девочкам довольно трудно.
Сложность учета полового фактора состоит еще и в том, что группы и мальчиков,
и девочек сами по себе очень разнообразны и частично поведенческие типы перекрываются,
т.е. некоторая часть мальчиков, при утомлении ведет себя скорее по женскому типу,
а девочек,— по мужскому.
Можно думать, что и отношения между полушариями мозга, в целом свойственные, например,
мальчикам, встречаются и у девочек, и наоборот.

Если проследить за формированием предпочтений одной руки, правой или левой,
начиная с самого младшего возраста, то мы увидим, что степень праворукости
(или леворукости) с возрастом увеличивается, и ребенок все чаще начинает предпочитать
во всех действиях одну руку, используя ее в качестве более активной, тогда как вторая рука выполняет подсобную роль.
Казалось бы, отсюда можно сделать вывод, что чем выше степень праворукости,
тем лучше, тем более развит ребенок, тем легче ему будет в первом классе.

Однако исследования показали, что это не совсем так.
Оценив в процентах степень праворукости у детей перед поступлением в школу,
обнаружилось, что лучшие показатели школьной успеваемости были у детей-правшей
с меньшим предпочтением правой руки, то есть у тех, которые иногда при действиях
двумя руками более активную роль отдавали левой.

Этот факт, а также некоторые другие исследования могут говорить о том,
что у этих детей правое полушарие достаточно активно участвует в организации произвольной деятельности.

Вообще в мире сейчас существует такая точка зрения, что общество переоценивает
роль левого полушария в становлении мыслительной деятельности ребенка, а следовательно,
и роль рационального, логического мышления. Методики обучения в начальной школе, а частично,
по-видимому, уже и в детском саду, тренируют главным образом левое полушарие,
игнорируя половину умственных возможностей ребенка.
В то же время известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческой интуиции.
Основным типом мышления шестилетнего ребенка еще является наглядно-образное,
тесно связанное с эмоциональной сферой, а значит, оно предполагает активное участие правого полушария в обучении.

Процессы чтения и письма у ребенка опираются совсем на иные закономерности,
чем у взрослого, и требуют участия иных физиологических механизмов.
Для этого необходим определенный уровень развития не только левого, но и правого полушария.
Но у детей эти уровни могут быть различными, как в силу разного воспитания и обучения,
так и в силу врожденных индивидуальных их особенностей.

Условно всех людей можно разделить на две большие группы:
тех, у кого преобладает левое полушарие, и тех, у кого сравнительно лучше развито правое.
(Часто их обозначают как «мыслителей» и «художников».)

Первые будут характеризоваться рациональным типом мышления,
аналитическим складом ума, склонностью к словесному оформлению своих мыслей,
рассудочностью и одновременно некоторой заформализованностью, слабой эмоциональной отзывчивостью.
«Правополушарные» люди, напротив, более эмоциональны, склонны к образному,
интуитивному мышлению, могут сразу схватывать явление в целом, без выстраивания
логической цепочки и анализа деталей.
Это как бы крайние типы, а между ними возможны самые разные промежуточные варианты.
В этом действительно есть большая доля истины.

Однако в жизни все значительно сложнее.
Среди художников, музыкантов, поэтов встречаются не только «правополушарные»,
но и «левополушарные» типы. И это очень отчетливо проявляется в их произведениях.
Если, например, Скрябина и Чайковского с большой долей вероятности мы можем отнести
к «правополушарным», то Бах и Шостакович — это скорее «левополушарные» композиторы.

Интересные результаты получили французские ученые.
Исследуя асимметрию мозга у профессиональных музыкантов и людей без музыкального
образования при восприятии мелодий, они показали, казалось бы, парадоксальный факт:
«немузыканты» воспринимали мелодии преимущественно правым (эмоциональным) полушарием,
а музыканты — левым (логическим). Можно предположить, что если «немузыканты» просто наслаждались музыкой,
то музыканты анализировали как саму музыку, так и качество ее исполнения.

Определить, к какому типу относится ребенок, иногда можно, вслушиваясь в то, что он говорит.
Вот девочки-близнецы. Они очень похожи, но нейропсихологические исследования показали,
что Машу можно отнести к левополушарникам, а Катю — к правополушарникам.
Представьте себе такую картину из их жизни: Катя смотрит в окно и говорит:
«Мама, смотри, весна: сосульки тают, с крыши капает».
Маша ее перебивает: «Какая же весна — сейчас февраль».
Действительно, для левополушарницы, если февраль зимний месяц,
то весны в феврале быть не может, даже если глаза говорят об ином.
Для нее весна — это время года, включающее только три месяца.

Для правополушарницы важнее не обозначение, а образ.
Весна для нее — это, в первую очередь, явление природы (солнце, капель, ручьи),
и нет ничего странного в том, что весна наступает в феврале.
Какой же тип лучше? И тот, и другой хороши по-своему, у того и у другого есть свои плюсы и минусы.
В одних ситуациях больше пользы приносит левополушарная стратегия мышления,
а в других — выгоднее правополушарная.
Давая разным детям одни и те же задания, мы можем адресоваться к разным полушариям,
восприятие и переработка информации этими детьми будет совершенно различна, несмотря на то,
что видимый нами результат может быть одним и тем же (нарисовал, написал, прочитал, слепил, прослушал и т.д.).
Каждый человек сам выбирает пути решения какого-то вопроса или задания.
Стиль деятельности при этом может быть различным, мозговые механизмы,
реализующие эту деятельность, тоже неодинаковы.

Другое дело, что взрослый человек свободен в выработке своей стратегии решения,
а ребенок часто может действовать только в узких рамках, задаваемых нашей методикой обучения.
Кроме того, взрослый выбирает свой путь на основании собственного жизненного опыта,
знания своих сильных и слабых качеств, оптимального для него соотношения в работе
правополушарных и левополушарных механизмов мозга, хотя чаще всего он даже не осознает этого.
Такой выбор позволяет ему компенсировать недостатки своего психического развития
(например, плохую зрительную или слуховую память) и даже небольшие мозговые дисфункции.

Ребенок пока еще не способен таким образом регулировать свою психическую деятельность,
выбирать оптимальный режим для работы собственного мозга.
И любой недостаток развития какой-либо функции, являющийся даже не патологическим,
а лишь вариантом нормы, может создать огромные трудности на определенном этапе обучения при условии,
что имеющаяся методика подразумевает опору именно на эту функцию.
При возможности гибкого варьирования методик, коррекции их в соответствии с индивидуальными,
возрастными или половыми особенностями развития психических функций
(разных видов памяти, внимания, помехоустойчивости, типов мышления, особенностей эмоциональной сферы и т.д.)
таких трудностей можно избежать и оптимизировать процесс обучения для конкретного ребенка.

Итак, даже рассматривая развитие психики ребенка только под одним углом зрения: асимметричного распределения функций между двумя полушариями мозга, неравнозначности в работе правой и левой руки, глаза, уха, мы приходим к выводу о том, что процесс обучения уже ребенка-дошкольника, а тем более школьника, должен учитывать его индивидуальные особенности.

Мы живем в асимметричном мире, и наша культура, наши традиции углубляют асимметричность
той внешней среды, в которой живет и развивается ребенок.
Его окружают несимметричные предметы, приспособленные к игре и работе с ними правой рукой.
Мир книг требует возрастания односторонней ориентации в деятельности нашего зрительного анализатора.
Научение письму окончательно нарушает симметрию нашей зрительно-моторной системы координации.
Все это тесно связано с закономерностями работы двух полушарий нашего мозга.

Но все мы разные, и каждый вписывается в этот асимметричный мир по-своему.
И долгий путь формирования мозга и психики у каждого, вступающего в этот мир, свой.
Но, к несчастью, мы ведем ребенка к знанию часто совсем не той дорогой.
А дорога эта одна — общепринятые в данное время и в данном детском учреждении программы и методики обучения.
И счастлив тот ребенок, воспитатели которого ищут, протаптывают для него ту единственную тропинку,
которая именно его быстрее всего приведет к цели. Это трудный путь для любого родителя и педагога,
но его итог — здоровье и успехи нашего ребенка, его будущее.

Некоторым из нас приходилось видеть детей, читающих снизу-вверх и справа налево, переставляющих буквы при чтении, смешивающих или путающих слоги.

Часто родители или учителя ругают такого ребенка, считают, что он ленится или невнимателен, «считает ворон» на уроках. Но может быть, ребенок вовсе не виноват. Он не лодырь и двоечник, просто страдает расстройством, называемым «дислексия».

История дислексии

Уже более 130 лет понятию «дислексия» уделяется большое внимание. Впервые этот вид нарушения речи был открыт в Берлине офтальмологом Рудольфом. Это произошло в 1887 году. В то время врач познакомился с мальчиком, у которого было полноценное интеллектуальное развитие. Однако ребенку не давалось чтение.

Сначала врач подумал, что проблема со зрением.

Но в наше время современные технологии позволили доказать, что дислексия и зрение, а точнее визуальное восприятие, совершенно не связаны друг с другом.

Один из наиболее известных дислектиков – голливудская звезда Том Круз. Во времена его детства понятия «дислексия» еще не было, и Тома считали просто двоечником. Каких проблем в жизни удалось бы избежать Тому и многим другим людям с расстройством навыков чтения, если бы с их проблемой справились в детстве, мы можем только предполагать.

Понятие дислексии

Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Дислексия — это нарушение речи, при котором постоянны ошибки при чтении. Главной причиной можно назвать то, что у ребенка (или уже во взрослом возрасте) не сформированы психические процессы, которые задействуются в процессе чтения.

Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:

  1. проблемы с овладением навыком чтения;
  2. проблемы с овладением навыком письма;
  3. проблемы с грамотностью;
  4. проблемы с овладением арифметикой;
  5. проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
  6. проблемы с поддержанием внимания.

По другому определению, дислексия – это расстройство навыков чтения, которое вызвано слабой сформированностью или разрушением функций психики, которые участвуют в усвоении навыка чтения, от кодировки до понимания текста. Человек, страдающий дислексией, не способен правильно распознать знаки и символы.

Поэтому он не может повторить и усвоить прочитанное. Часто такое расстройство сопровождается дисграфией (неспособностью научиться писать) и дискалькулией (невозможностью освоить математические действия). Обычно такое нарушение встречается у детей, но иногда бывает и у взрослых, которых не лечили вовремя.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

Ученые выделяют несколько причин возникновения дислексии.

Нейроанатомические причины

Ученые считают, что возникновение дислексии связано с уменьшением активности зоны средней левой височной извилины. Также в структуре мозговой ткани у таких пациентов имеются участки повышенной плотности.

Для них характерны бОльшая активность правого полушария головного мозга, чем левого и, как следствие, нарушенное равновесие между полушариями. Причиной этого могут быть:

  1. Нарушения родовой деятельности: асфиксия младенца при родах, отслойка плаценты.
  2. Инфекционные заболевания, которыми переболела мать во время беременности. Такие заболевания кажутся совсем неопасными: краснуха, герпес, ветрянка.
  3. Употребление при беременности наркотических веществ, алкоголизм, курение.
  4. Перенесенные в младенчестве и раннем детстве черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, например, менингит.

У детей со стандартным интеллектом дислексия встречается в 4% случаев. Каждый пятый ребенок с ЗПРР страдает такими нарушениями. У мальчиков оно наблюдается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Генетические причины

У зарубежных исследователей очень популярна теория о наследственной предрасположенности к дисграфии и дислексии у людей с более развитым правым полушарием. Кое-кто из авторов считает такое нарушение характерным для явных и латентных левшей.

Также считается, что 6 из 15 генов связаны с дислексией, в частности DCDC2, KIAA0319 и DYX1C1.

Влияние факторов окружающей среды

Большую роль в развитии дислексии и дисграфии играют и социальные факторы.

Среди них:

  • педагогическая запущенность ребенка либо другая крайность – чрезмерные учебные нагрузки;
  • неблагополучная семья;
  • дефицит речевого общения со сверстниками;
  • изучение двух языков;
  • рано начатое обучение письму и чтению.

Не стоит слишком рано начинать заниматься с ребенком, обучать его грамоте, его психика должна созреть для учебного процесса.

Не смотрите на соседского Петеньку, который научился читать в четыре года. Каждый человек индивидуален, совершая насилие над природой, можно создать большие проблемы своему ребенку.

Факторы, утяжеляющие ситуацию при дислексии

Сложность работы по коррекции речи у людей с дислексией вызывается биологическими и социальными факторами. Давайте коротко рассмотрим их.

Биологические факторы

Биологические факторы представляют собой либо недоразвитие мозга с рождения, либо его поражение позднее. Это могут быть проблемные роды с возможной травматизацией плода.

Последствия биологических факторов весьма грустные. Тут как лёгкие формы дислексии, так и полная задержка психомоторного развития с признаками умственной отсталости.

Социальные факторы

Социальные факторы, в отличие от биологических, легче устраняются. К ним относят:

  • завышенные требования к ребёнку — можно найти более щадящий режим работы с малышом;
  • возраст — стоит немного подождать, а лишь затем делать выводы по симптоматике дислексии;
  • методы и темп обучения — не нужно торопить ребёнка усваивать правила, возможно он успешно достигнет результатов при замедленной работе, здесь можно предложить разработку индивидуального плана работы с таким ребенком.

Классификация и основные формы дислексии и виды дислексии

Не все люди, страдающие дислексией, имеют одинаковые признаки заболевания. Существует шесть видов этого расстройства. Среди них:

  1. Оптическая дислексия. Ребенок может читать зеркально, соскальзывать на другие строчки, не разбирает буквы, состоящие из похожих элементов (например, П и Н).
  2. Фонематическая дислексия. Это наиболее частая проблема младших школьников: перестановка слогов в слове, искажение и путание структуры слова при чтении.
  3. Аграмматическая дислексия. Это неразвитая речь, ошибки в грамматическом построении предложения (например, «белый курица», «я хочу идти дом» и т.д.)
  4. Семантическая дислексия. Ребенок читает бегло, но не воспринимает прочитанное слово как часть текста и не понимает смысла прочитанного.
  5. Мнестическая дислексия. Выглядит как сложности в распознавании букв при произношении слова. Пациент не связывает звук и букву, которая его обозначает.
  6. Тактильная дислексия. Этот тип расстройства характерен для слепых людей. Пациент путает буквы в процессе чтения по Брайлю.

Любой из видов дислексии требует особого внимания специалистов и в первую очередь – родителей. Помните, что дислексия и дисграфия – не признаки отставания в развитии, а всего лишь особенность Вашего ребенка. Большинство таких детей в остальном развитии ничем не отличается от своих ровесников, обладает различными способностями и находит свое место в жизни.

Типы дислексии

Фонологическая дислексия

Это самая распространенная форма расстройства. Она вызывает затруднения при распознавании звуков и объединении их в слова. Такие люди не могут сопоставить звук и букву, его обозначающую. С этим связаны их проблемы с чтением и написанием слова.

Поверхностная дислексия

Люди с поверхностной дислексией не могут прочитать слова, которые написаны не так, как произносятся. Этот вариант относится к зрительному нарушению функций мозга. В русском языке не слишком много таких слов. Гораздо сложнее приходится английским и французским дислектикам.

Дислексия медленного распознавания

Такой вид расстройства тоже часто встречается. Человек медленно распознает письменную букву или цифру. Наверняка, в каждом классе есть не один такой ученик. Это не очень серьезная патология. Проблемы возникают только при быстром чтении или письме, например, во время диктанта или конспектирования.

Смешанная (она же – глубокая) дислексия.

Это самый серьезный вид расстройства. Такие люди не могут понять значения написанного слова. Кроме того, они не способны воспринимать абстрактные слова, предлоги и глаголы.

Как понять, что у ребенка дислексия?

Что такое дислексия у ребенка? Признаки дислексии сугубо индивидуальны. У каждого человека они проявляются по-разному. Рассмотрим по возрастам признаки того, что человеку трудно читать.

Какие симптомы испытывают дети в дошкольном возрасте?

Изредка первые признаки дислексии можно заметить еще до того, как ребенок начнет учиться читать и писать. Такой ребенок может иметь намного меньший словарный запас, чем его ровесники, не понимает и не запоминает детских стихов, загадок, не участвует в словесных играх. Также он не проявляет интереса к изучению алфавита, цифр. Но… точно также может вести себя и обычный ребенок в таком возрасте.

В младшем школьном возрасте симптоматика может проявляться по-другому

Наиболее часто дислексия обнаруживается в возрасте от 6 до 10 лет. Такие дети не могут сопоставить звук и букву. Это ведет к грубым ошибкам во время письма. Например, переставлены буквы или слоги в слове. Техника чтения у такого школьника намного медленнее, чем у его одноклассников.

У подростков и взрослых

Самой большой проблемой является неспособность составить связный письменный текст, даже обладая энциклопедическими знаниями по предмету. Это вызовет затруднения у студента во время конспектирования лекции или на семинаре, у взрослого человека – на рабочем месте. Дислектики стесняются своей проблемы и пытаются максимально обходиться без письма и чтения.

Диагностика дислексии

Как же диагностировать дислексию? В первую очередь, нужно посетить педиатра, чтобы взять направление к логопеду.

Логопед соберет подробный анамнез заболевания. Ему нужно рассказать, как протекала беременность, имеются ли у ребенка наследственные заболевания, как проходило его развитие.

Затем врач выяснит, как развиты у ребенка речь и моторика, навыки письма и чтения, проведет специальные тесты. В случае обнаружения отклонений, он установит тип и вид дислексии.

Коррекция дислексии

Преодолевать эту проблему нужно комплексно, учитывая весь комплекс нарушений речи и психики. Коррекцию дислексии следует доверить логопеду и психологу, не забывая и о домашних занятиях.

Существуют ли меры профилактики?

Как любое другое расстройство, дислексию можно предотвратить или замедлить её развитие вовсе.

Необходимо быть внимательными к своим детям, чтобы не пропустить тот момент, когда речь должна развиваться быстрыми темпами.

Но по каким-либо причинам задержалась.

Мало кто знает, но развитие речи очень сильно зависит от сформированности моторики рук.

Так уж мы созданы, что через нервные окончания на пальчиках рук идут импульсы в мозговые области, отвечающие за речевую функцию человека.

Поэтому детям очень важно заниматься рисованием, лепкой, другими занятиями.

Это сейчас стали использоваться современные методы развития речи через песочную терапию, пластилиновые аппликации и т.п.

Занятия нужно усложнять время от времени, чтобы пальчики ребёнка не успели привыкнуть к однообразным действиям и не перестали развиваться.

Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы не утомить малыша.

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии

1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:

козы – косы

трава – травы

ветер – вечер

взбежал – вбежал

2. «Найди лишнее слово»

(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)

Шляпа шляпа шляпы шляпа

Стол столб стол стол

Дом дом дом ком

Галка палка палка палка

Лапа лапа лапа липа

Попал пропал попал попал 

Мишка Мишка Миска Мишка

ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО

3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

4. Чтение цепочек родственных слов:

вода – водный – подводный

лес – лесной – лесник — подлесок

5. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест – есть

галка – галька

угол – уголь

6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.

Раз – ли – ва – лось          разливалось

Пу –те -шест–во–вать      путешествовать

За – швы – ря — ли             зашвыряли

7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:

поСКАкаЛи

взлеТЕЛ

БРЫЗгаЛИ

ПРОкриЧАли 

Почему пластилин помогает при коррекции дислексии?

Пластилин — единственное средство, которое наиболее эффективно в работе с детьми-дислексиками.

Прежде всего, пластилин помогает выработать силу воли и терпение, потому что не всё и не сразу может получаться.

Но важнее всего то, что пластилин помогает укреплению мышц пальцев, ладоней и рук в целом.

Во время же разминания пластилин нагревается, тепло передаётся пальцам. А это очень благотворное воздействие на нервную систему и мышцы.

Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?

Интересно мнение о взаимосвязи дислексии и интеллекта.

В какой-то степени это верное предположение.

Ведь дислексия проявляется в виде расстройства, при котором человек не может пользоваться своими умственными способностями в полной мере.

Однако какие-то отдельные таланты при этом начинают развиваться с большей силой.

Поэтому и считают, что граница между слабоумием и гениальностью очень размыта.

И чаще всего дислексические расстройства не проходят до конца в течение всей жизни.

Но не мешают многим страдающим жить полноценной жизнью и заниматься каким-то делом вполне успешно.

Многие великие люди страдали дислексией. Например, у Маяковского были большие проблемы с чтением.

А гос.правитель Пётр I вдобавок ещё и почерк имел ужасный.

Методика Дейвиса по устранению дислексии

Методика Д. Дейвиса у меня уже подробно описана в одной из публикаций.

Если вкратце, то уникальность этой методики в том, что у ребёнка искусственным образом отключается дезориентация.

При этом он поощряется фантазировать, что и будет точкой его ориентации.

Ребёнок с помощью образного воображения вступает на путь устранения собственного восприятия.

Сможет ли ребенок с дислексией нормально учиться в школе?

Как разны формы дислексий, так и по-разному они проявляются у разных детей. Но есть общее нарушение — это трудности в письме и и чтении. Когнитивных отклонений может не быть, поэтому вполне допустимо, что на школьных успехах ребенка это сильно не отразится.

Ведь проверять знания возможно не только в письменном виде, но и устно. А для этого дислексические расстройства не всегда являются проблемой.

Но некоторые формы, особенно с сильными проявлениями, могут сказаться на всей успеваемости школьника. На помощь приходят логопеды и психологи. При использовании эффективных методов коррекции обучение в школе может направиться.

Так что, не всё очень уж плохо, но нужно проводить диагностику и проводить коррекционную работу.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Оптическая дисграфия – это расстройство письменной речи, связанное с недостаточностью оптического образа буквы, на фоне недостаточного развития оптических, пространственных и моторных процессов. Характеризуется заменой сходных по воспроизведению букв, отраженным написанием символов или ошибками в изображении отдельных элементов. Оптическая дисграфия в чистой форме диагностируется не более, чем у 2% школьников, а проблемы с правописанием у детей младшей школы, как правило, связаны с недостаточным развитием зрительного восприятия.

Причины оптической дисграфии

Этиология расстройства связана с неумением головного мозга быстро и точно обрабатывать визуальные данные. Это связано со следующими факторами, которые в полной мере не дают ребенку зрительно усвоить, графически воспроизвести буквы:

• неполнота зрительного восприятия;

• десинхронизация зрительно-двигательной координации;

• дисфункция речевого и зрительного анализатора;

• дисфункции таламуса, отвечающего за скорость и качество обработки изображений.

Пусковым механизмом развития патологических трансформаций, которые привели к развитию оптической дисграфии, могут быть следующие причины:

1. Антенатальные. Влияют на ребенка еще в период внутриутробного развития. Это инфекционные заболевания матери, гестоз, тяжелая форма анемии, церебральная гипоксия, резус-конфликт, табакокурение, употребление матерью алкоголя и психотропных веществ.

2. Перинатальные. Вероятность оптической дисграфии возрастает у детей, рожденных на сроке до 35 недель, путем кесаревого сечения или тех, кто получил внутричерепные травмы в процессе родов.

3. Постнатальные. Затрагивают период развития ребенка после рождения. Пусковым механизмом могут стать инфекционные поражения нервной системы, дистрофия, тяжелые черепно-мозговые травмы, острые отравления химическими и токсическими веществами, дисфункции сердечно-сосудистой системы, онкология, тяжелая психическая травма.

Все описанные факторы приводят к истощению нервной системы, торможению ее развития, что осложняет освоение устной и письменной речи. Кроме этого, в группу риска попадают дети:

оптическая дисграфия

• у которых есть родственники с дисграфией;

• левши;

• переученные с левой на правую руку;

• разговаривающие с детства на несколько языках;

• с общим речевым нарушением;

• с замедлением психического развития.

Виды

Классификация оптической дисграфии производится по механизму и типу ошибок. Все подвиды могут сочетаться или развиваться обособлено. Выделяют следующие виды:

Литеральный. Связан с некорректным изображением изолированной буквы;

Вербальный. Характеризуется непроизвольной заменой или соединением сходных букв в слове;

Зеркальный. Проявляется написанием букв зеркальным образом.

Некоторые специалисты выделяют оптическую дисграфию кинетического типа, связанную с неподготовленностью руки к письму, скованностью движений, невозможностью выполнять дифференцированные движения, что ведет к деформации моторной схемы буквы.

Симптомы

Заметить предпосылки расстройства можно еще в дошкольном возрасте – достаточно посмотреть на детский рисунок: ребенок плохо ориентируется на листе, рисует несопоставимые по размерам детали. Уже в школьном возрасте педагог или родитель может заметить у ребенка в тетради зрительные, моторные, пространственные ошибки, которые проявляются следующим образом:

• замена визуально похожих букв, отличающихся надстрочно или подстрочно расположенными элементами;

• замена схожих букв, отличающихся по количеству элементов;

• пропуск или дописывание составляющих буквы;

• зеркальное изображение букв;

• смешение больших и маленьких букв в одном слове или рядом стоящих;

• написание вне строки, постоянная перемена наклона букв или несоблюдение расстояния между словами.

Кроме сложностей с написанием, у ребенка с оптической дисграфией страдает навык чтения – школьник читает справа налево, пропускает слова или буквы, неправильно дифференцирует их.

Неразборчивый почерк, сложности с чтением провоцируют у детей неуверенность в себе и страх ошибок, а неудовлетворительные оценки только усугубляют проблемы. Это приводит к невротизации, потере мотивации к учебе. Нередко оптическая дисграфия сочетается с неврологическими патологиями: снижение памяти, ухудшение внимания, гиперактивность, поведенческие нарушения.

Коррекция оптической дисграфии у детей

В лечении оптической дисграфии центральное место занимает работа с логопедом. Для повышения эффективности терапии, устранения первопричин проблемы, сопутствующих осложнений к лечению подключают психолога, невролога. В работе обязательно участвуют воспитатели, педагоги, родители.

Коррекция проводится по следующим направлениям:

коррекция оптической дисграфии

• Развитие гностических и мнестических функций. Работа направлена на увеличение объема зрительной памяти, уточнение форменного и цветного восприятия. С ребенком работает логопед, который учит узнавать предметы по контуру, выделять похожие изображения, дифференцировать сходные буквы, соотносить их образ с предметами.

• Развитие пространственной ориентации собственного тела, предметов в окружающей среде и на листе. Для этого делается акцент на разграничивании понятий «слева-справа», «вверху-внизу», «спереди-сзади», «над-под», различной локации предметов.

• Развитие графомоторных способностей. Центральное место занимает мелкая моторика, которую активизируют при помощи пальчиковой гимнастики, ручного массажа пальцев, ладоней, кистей или с использованием специальных шариков, резинок и пружинок, лепки, штриховки, конструирования, собирания мозаики. По мере развития моторики, взросления ребенка проводят графические диктанты.

• Развитие способности распознавать, дифференцировать символические знаки, в том числе буквы и цифры, сходные по оптическим и кинетическим признакам. С этой целью используются упражнения по конструированию букв, складывание пазлов, распознавание их на ощупь. После прохождения всех этапов терапии необходимо закрепить полученные знания – связь звука с его графическим символом при помощи специальных упражнений, письма с проговариванием вслух, позже «про себя».

Профилактика

Чаще всего оптическая дисграфия поддается логопедической коррекции. Тяжелые случаи диагностируются крайне редко и, как правило, такие дети обучаются в специализированных дошкольных и школьных образовательных учреждениях, занимающихся речевыми патологиями.

Профилактика расстройства начинается еще задолго до зачатия – будущей маме следует отказаться от вредных привычек и правильно питаться. В период беременности важно исключить стрессы, правильно питаться, много отдыхать и гулять на свежем воздухе, соблюдать рекомендации врачей.

В дошкольном возрасте необходимо развивать мелкую моторику ребенка, зрительное восприятие, пространственное ориентирование. При диагностировании проблем с развитием речи необходимо посетить специалистов, которые назначат лечение, направят ребенка в специальные группы и классы. Ежедневная работа с логопедом поможет справиться с проблемой, вернуться к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Коррекция по методу Рональда Дейвиса

центр коррекции оптической дисграфии в Москве

Учитывая, что данное расстройство сопутствует и часто является следствием дислексии, картина становится менее радужной. Впоследствии, когда чтение и письмо из предмета изучения перейдут в категорию инструмента обучения, у детей возникают проблемы, ведь пока их сверстники усваивают предмет, они будут «бороться с собой».

Дислексия и дисграфия – не следствие недостаточного словарного запаса или отсутствия элементарных навыков. Дети с этими нарушениями думают иначе, чем большинство людей, которые мыслят и образами и словами. А они опираются в основном на образное мышление, поэтому слова, для которых не могут найти образа в воображении, просто не читаются ими.

Рональд Дейвис разработал уникальную программу для учеников: она рассматривает дислексию не как болезнь, а как особое мышление и предоставляет людям, обладающим им, способы, позволяющие справиться со спутанностью сознания, читать, писать, жить, не беспокоясь о трудностях с письменной речью и координацией, добиваясь успеха во многих областях.

Прохождение курса, который длится пять дней, позволит избавиться от проблем, связанных с оптической дисграфией. Важно, чтобы родители не оставляли всю работу на методистов: по окончании курса, дома нужно делать упражнения для закрепления и улучшения результата. Благодаря этому ваш ребёнок преодолеет все свои сложности.

Занятия с логопедом-дефектологом по коррекции дисграфии в Москве

В Центре коррекции дислексии в Москве проходят занятия с логопедом-дефектологом по коррекции дислексии и дисграфии по методу Рональда Дейвиса у детей и взрослых. Для получения первичной консультации и записи на прием звоните по номеру телефона +7(495) 683-31-82 или заполните форму обратной связи на странице сайта. Так же Вы можете связаться с нами в социальных сетях Телеграм и Вконтакте.

Наш Центр коррекции дислексии «Дислексия в России» помог уже многим детям и взрослым принять свою природу и особенность, приобрести ценные навыки управления дислексией, избавиться от страхов и приобрести уверенность в себе и своих силах. Вы можете почитать отзывы о работе логопеда-дефектолога на странице Отзывы.

Дислексия

Дислексия

Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Общие сведения

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

Дислексия

Дислексия

Причины дислексии

Биологические факторы

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:

  1. Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
  2. Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
  3. Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
  4. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:

  • черепно-мозговая травма;
  • нейроинфекции;
  • цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.);
  • истощающие заболевания.

Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Социальные факторы

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи — ФФН или ОНР.

Патогенез

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:

  • зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
  • соотнесение их с соответствующими звуками;
  • слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
  • понимание, осознание прочитанного.

Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическая дислексия

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

Аграмматическая дислексия

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика

Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

  1. Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
  2. Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
  3. Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

  1. При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
  2. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
  3. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
  4. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
  5. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  6. При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Дислексия — лечение в Москве

Добрый день. Сыну 4 года с хвостиком. Заметила, что он «читает» справа налево. Ну понятно, что читать он еще не умеет, но цифры хорошо знает. И вот если видит например 82, то говорит «два восемь» и так во всем. Буквенный ряд перечисляет справа, если что-то считает, расположенное в ряд — тоже справа.
Я пока не сильно акцентирую внимание, но стала задумываться — не будут ли в будущем сложности с чтением у него? Является ли это признаком какой-то проблемы или для этого возраста нормально? У старшего точно такого не было.

Вообще он правша (ест, рисует), но очень многие вещи делает с непривычной стороны. Мяч бьет только левой, велосипед от себя везет слева, на самокате тоже опорная левая. Да даже родился он задом наперед (в тазовом). Не знаю, если ли какая-то связь. В целом развитие нормальное.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу в смоленске водителем
  • Бухтящая стяжка как исправить
  • Как нашли самолет в египте
  • Как найти ростовщика в ростове
  • Rtsuvc sys синий экран как исправить