Звук [к] не входит в число наиболее трудных для произношения, но все же и с ним у детей бывают сложности (неверное произношение [к] логопеды называют термином «каппацизм»). Чаще всего этот дефект проходит сам собой, но если в 4-5 лет ребенок не выговаривает букву К, ему помогут занятия с логопедом или домашние упражнения, которые он может делать с родителями.
Причины
Нарушения произношения тех или иных звуков могут быть вызваны особенностями строения речевого аппарата. Чтобы получить звук [к], необходимо задействовать заднюю часть языка и мягкое нёбо (как и для звуков [г] и [х]). Отсюда вытекают основные физиологические причины, способные вызвать подобный дефект речи:
- частичное нарушение подвижности языка;
- индивидуальное строение нёба;
- нарушение слуха, не позволяющее слышать и воспроизводить определенные звуки.
Но в большинстве случаев речь не идет ни о каких серьезных нарушениях. Обычно просто малыш идет по пути наименьшего сопротивления. Он неосознанно облегчает свою речь, заменяя буквы, требующие специального напряжения, теми, что вылетают сами собой. Например, ребенок вместо [к] говорит [т], поскольку ему очень легко это воспроизвести. Потому и возникают ситуации, когда нужно вмешаться взрослым и расставить все звуки в речи малыша по своим местам.
Упражнения
Если у ребенка выявлено хотя бы одно из перечисленных выше нарушений, необходимо обратиться к специалисту и не предпринимать никаких шагов без его рекомендации. В том случае, если речевой аппарат ребенка соответствует норме, для постановки звука вполне можно подобрать ряд нехитрых упражнений, которые малыш будет с удовольствием делать в домашней обстановке.
Прежде всего, взрослым нужно следить за своей речью: чтобы выговаривать все звуки, ребенок должен иметь правильный образец для подражания.
Ставим звук
Чтобы как можно яснее представить себе, что требуется от ребенка, вначале прислушайтесь к себе: встав перед зеркалом, внимательно проследите, как вы произносите звук [к]. Выяснится, что при этом кончик языка спокойно лежит у основания нижних зубов, а задняя часть языка слегка горбится (для этого немного приоткрывается рот) и на мгновение плотно прижимается к нёбу. С силой выдыхаемый воздух, проходя между нёбом и прижатым к нему выгнутым языком, как раз и дает звук [к].
Помните, что буква — это то, что мы видим и пишем, а то, что мы говорим и слышим, — это звук. Научить ребенка говорить букву К — значит поставить соответствующий ей звук.
Для постановки звука [к] логопедами разработаны специальные упражнения. Главное правило при их выполнении — запастись безграничным терпением. Ребенок не должен чувствовать ни малейшего давления со стороны взрослого, для занятий обязательна игровая форма, доброжелательная атмосфера.
Вот несколько эффективных приемов:
- «Борьба с пальцем». Нужно сесть рядом с ребенком перед зеркалом и показать ему правильную артикуляцию звука [к] с широко открытым ртом, чтобы было хорошо видно смычку спинки языка с нёбом и попросить его повторить за вами. С помощью ложечки или чисто вымытого пальца он сам, следуя вашему примеру, может прижать кончик языка вниз, одновременно отодвигая его назад. Язык при этом должен оказывать сопротивление, что заставит его сгорбиться и сомкнуться с нёбом. В этот момент пора выдохнуть воздух — неизбежно должен получиться звук [к]. Останется только добиться чистоты звучания и закрепить в памяти нужное положение языка. С первого раза это получается крайне редко – нужно объяснить это малышу, чтобы он не расстраивался из-за первых неудач.
- В основе другого популярного варианта этого же упражнения лежит умение ребенка правильно произносить звук [т]. Нужно посадить его перед собой и попросить безостановочно произносить слоги: «та-та-та». В это время нужно ложечкой или пальцем осторожно прижать кончик языка книзу и постепенно отодвигать назад, вглубь рта. Спинка языка начинает выгибаться, прижимаясь к нёбу. Произносимые ребенком слоги по мере продвижения изгиба трансформируются: «та-тя-кя-ка». Действовать нужно очень аккуратно, чтобы не доставить дискомфорта малышу и не вызвать рвотный рефлекс. Со временем необходимость помогать языку исчезнет — он научится принимать нужное положение сам.
- «Сердитая кошка». Это задание рассчитано на живость детского воображения: скажите ребенку, что его язычок — это кошечка, которая выгибает спинку и шипит. Если малыш никогда не видел, как это бывает в жизни, можно подобрать и показать ему подходящее видео (выбирайте тщательно, чтобы не напугать малыша!). Рано или поздно попытка выгибать язык и подражать шипению кошки вызовет звук [х]. Теперь нужно заставить кошечку, то есть язык, «сделать хвост трубой»: ребенок приподнимет заднюю часть языка, которая соприкоснется с нёбом, и получится [к].
Когда одна из попыток увенчается успехом, не стоит проявлять нетерпение и требовать от малыша немедленно повторить результат. Возможно, это получилось у него случайно. Нужно терпеливо повторять упражнение, и случайный успех превратится в осознанное действие.
Занятия не должны утомлять ребенка и длиться дольше 15 минут. Для того чтобы они принесли желаемый эффект, никто из участников не должен отвлекаться на посторонние предметы и звуки (игрушки, радио, телевизор, телефон).
Автоматизируем звук
Полученный четкий звук закрепляется, автоматизируется путем многократного его использования в словах. Для этой цели подойдут стихи, песенки, скороговорки. Можно предложить ребенку самому придумывать слова со звуком [к], описывать картинки, разгадывать загадки и т. д.
Необходимо проследить, чтобы нужный звук присутствовал в разных частях слов, сочетался с разными другими звуками, был твердым и мягким. Для этого также существуют логопедические упражнения на звук [к].
Обычно такие занятия проводятся с маленькими детьми, которые еще не умеют читать, поэтому необходимо использовать картинки:
- произносите название изображенного предмета без последнего звука, чтобы ребенок мог закончить слово. Например: ковши(к), слони(к), рожо(к);
- попросите назвать пропавший звук или слог слове: (ка)рандаш, (ки)сточ(к)а, (к)раб, (к)ля(к)са;
- называйте слова, которые начинаются c других звуков, а ребенок должен подобрать к ним слова на звук [к]: ноготь – коготь, нора — кора, волос – колос;
- называйте большой предмет, а ребенок пусть делает из него маленький: рука — ручка, нога — ножка, лапа — лапка.
Дополнительные упражнения по развитию речевого аппарата
Развитие мелкой моторики тесно связано с речевой функцией, поскольку в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом – это научный факт. Чем сложнее и точнее движения рук и пальцев, тем быстрее и лучше ребенок начинает говорить.
Поэтому, подбирая малышу игрушки, следует отдавать предпочтение именно тем, которые требуют работы пальцами: конструкторам, играм-шнуровкам, пазлам, резинкам для плетения, пальчиковому театру. Помимо развития мелкой моторики, активизации речевой функции и обогащения словарного запаса, подобные игрушки способствуют развитию:
- кругозора;
- памяти;
- воображения;
- творческих способностей;
- пространственного мышления;
- усидчивости.
Речь человека, в том числе и ребенка, целиком отражает степень его развития. Системный подход к воспитанию, включающий и физические упражнения, и чтение книг, и занятия творчеством, дает ключ к красивому и правильному произношению.
Неправильное произношение заднеязычных звуков редко встречается в детской речи. Но если у малыша сложное речевое нарушение, то может быть искажение заднеязычной группы.
Если вы заметили в речи отклонение от правильного произношения, обратитесь к логопеду. Специалист сможет определить причину речевого нарушения и составить план коррекционной работы, учитывая особенности развития ребенка.
СодержаниеСвернуть
- Особенность артикуляции заднеязычных и виды нарушений
- Причины нарушений
- Диагностика звукопроизношения
- Артикуляционная гимнастика
- Способы постановки
- Рекомендации родителям по автоматизации и дифференциации
Особенность артикуляции заднеязычных и виды нарушений
При произнесении К губы принимают форму последующего гласного или полуулыбки, зубы разомкнуты. Кончик языка находится внизу, а сам по форме похож на горку. Задняя часть спинки должна касаться задней части неба.
Боковые края языка должны быть прижаты к верхним боковым зубам. Когда вы говорите К, голосовые связки не работают, не сомкнуты. Выдох должен быть сильным, чтобы получилось разомкнуть смычку, которая образуется между задней частью языка и небом.
Неправильное произношение этого звука называется каппацизм, а его замена на другой − паракаппацизм. Есть несколько разновидностей данных нарушений:
- Вместо К получается гортанный щелчок. Он образуется в результате того, что голосовые связки смыкаются, и во время дыхания получается дополнительное давление на них. Когда ребенок говорит К, воздух выходит с шумом, что и добавляет гортанный щелчок.
- В речи происходит замена на Т.
- Заменяет на Х.
Если в речи есть какое-либо из этих нарушений нужно провести диагностику, выполнить коррекцию звукопроизношения.
Причины нарушений
Обычно дети учатся правильно произносить с помощью звукоподражания. Но если в строении и работе артикуляционного аппарата есть отклонения, то произношение определенной звуковой группы (или нескольких) будет нарушено. В случае каппацизма − это неправильная форма твердого неба, которая вызывает затруднение в образовании смычки, необходимой для правильной артикуляции.
Кроме того, причиной может быть слабый или повышенный мышечный тонус языка. Тогда язык не может занимать, удерживать нужное положение, что также влияет на произношение. Причина появления паракаппацизмов − это недостаточная сформированность фонетико-фонематических процессов.
Эти виды нарушений звукопроизношения могут быть признаками следующих речевых нарушений:
- дислалии − простой и сложной формы;
- дизартрии;
- ринолалии;
- алалии.
Если есть сложное речевое нарушение, то необходимо предоставить комплексную помощь, которая включает в себя не только занятия с логопедом, но и с дефектологом, и консультацию невролога.
Диагностика звукопроизношения
Логопед оценивает звукопроизношение, смотрит на состояние артикуляционного аппарата, фонематических процессов. Сначала специалист изучает анатомическое строение органов артикуляции, затем оценивает их работу. Для этого логопед просит выполнить упражнения на удержание определенного положения, дает задания на моторику (поднять−опустить язык, показать лошадку и другие).
Затем специалист предлагает малышу сказать нужный звук. Сначала он произносит его без сочетания с другими звуками, в слогах с гласными, другими согласными. Потом в словах, фразах, предложениях, связной речи. В заданиях для оценивания связной речи нужно составить рассказ по картинке, рассказать о любимой игрушке или мультфильме или на любую другую тему.
Цель заданий на фонетико-фонематическое восприятие − выделяет ли ребенок в речевом потоке К, не путает ли со схожими по акустическим признакам звуками. Логопед произносит разные звуки, ребенку нужно выделить нужный. Затем материал усложняют − произносят его в словах, слогах. Взрослый может попросить назвать все предметы, в которых есть К. Хорошее задание распределить картинки по группам на определенный звук.
Специалист обращает внимание на то, в какой речевой среде растет ребенок. Если у кого-то из взрослых из его окружения есть каппацизм или паракаппацизм, то либо ему нужно также исправлять произношение, либо стараться при общении с малышом использовать меньше слов со звуком К.
Артикуляционная гимнастика
Задача подготовительного этапа − это подготовить органы артикуляции для произношения заднеязычных. Обязательное упражнение – «покашливание». С помощью него ребенок лучше освоит механизм произношения этой звуковой группы. Подойдут упражнения на удержание языка за зубами и нижнего положения. Также нужно делать «Горочку» − язык упирается в нижние зубы и по форме напоминает горку. Кроме того, в комплекс артикуляционных упражнений включают базовые на удержание позы и моторику.
Способы постановки
Самый простой способ постановки в домашних условиях − это по звукоподражанию. Для этого попросите ребенка покашлять (кхэ). Вы должны широко открывать рот, чтобы малыш видел правильную артикуляцию. Покашливать нужно с маленьким выдохом, чтобы не было ярко выраженного Х между К и Э.
Потом предложите покашлять шепотом. Это поможет убрать призвук Х, в результате должен получиться слог КЭ. Потренируйте этот слог, затем предложите малышу соединить с другими гласными. Попробуйте проговорить звук изолированно.
Но звукоподражательный способ не всегда помогает в случае сложных речевых нарушений. Для таких вариантов есть другие способы постановки заднеязычной группы звуков:
- Постановка на вдохе. Взрослый просит спрятать язык как можно дальше. Обязательно покажите малышу, как это делать. На таком вдохе нужно произносить слоги, наподобие КА. Потренировавшись, усложните задание: делайте такой вдох, на выдохе говорите этот слог. Когда заднеязычный звук будет получаться четким, отрабатывайте его произношение изолированно.
- Механический способ. Для этого вам нужен логопедический шпатель. Попросите малыша произносить слоги ТА-ТА-ТА. Вы нажимаете шпателем на кончик языка и осторожно проталкиваете вглубь рта. Перед этим обязательно предупредите ребенка о том, что вы будете делать, попросите его, чтобы он не убирал язык. Когда вы услышите четкий К, акцентируйте внимание малыша на его звучании. Пускай ребенок попробует его произнести без помощи взрослого. Конечно, у него может и не получиться сразу произносить его самостоятельно, и взрослому нужно будет ему помогать. Когда ребенок научится говорить его самостоятельно, приступайте к закреплению в слогах.
Это были способы постановки звука К самостоятельно дома. Чаще всего его удается поставить при помощи звукоподражания, потому что артикуляция заднеязычных имеет одинаковую базу. И если у ребенка есть один из звуков этой группы, то он довольно легко усвоит артикуляцию других заднеязычных.
Родители обращаются с вопросом к логопеду: «Ребенок не выговаривает букву К, как быстро ему выучить правильную артикуляцию?» Во-первых, логопед ставит звуки, буквы учат на занятиях по обучению грамоте. Во-вторых, продолжительность коррекционной работы зависит от речевого нарушения и индивидуальных особенностей ребенка.
Рекомендации родителям по автоматизации и дифференциации
После того как вы поставили правильное произношение, его нужно закреплять в речи. Начинать работу по автоматизации нужно с простого − со слогов, постепенно усложняя речевой материал до составления рассказов и пересказов. Если кроме каппацизма, у ребенка есть паракаппацизмы, то при подборе слов для закрепления будьте аккуратными: в словах не должно быть звуков, похожих по акустическим признакам.
Ребенок вместо К говорит Т − это одна из наиболее часто встречающихся форм паракаппацизма. Вообще, замены одной звука на другой могут быть из-за отсутствия одного из них. На этапе дифференциации обязательно проговаривайте с ребенком артикуляцию смешиваемых звуков и делайте акцент на их отличиях.
Проводить дифференциацию начинайте с изолированного произношения. Когда ребенок сможет безошибочно определять нужный звук, усложняйте речевой материал. Но смешиваемые звуки должны находиться в сильной позиции, чтобы ребенок мог их четко слышать. Данный этап нужно отрабатывать только тогда, когда у ребенка исправлено звукопроизношение и идет этап автоматизации в слогах и словах, тогда коррекционная работа будет эффективной.
Методическая разработка
Программа коррекции
произношения звука К (замена К на Т)
Правильная
артикуляция
1. Губы находятся в положении следующего за К гласного, не
напряжены.
2. Расстояние между резцами зависит от следующего за К гласного.
3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части
стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом.
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
5. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком
и нёбом, в результате образуется характерный шум.
Артикуляция звука:
губки слегка в улыбке; зубки сближены; кончик язычка за нижними зубками, спинка
язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит
воздушная струя; мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа;
горлышко «работает». Артикуляция звуков к’ отличается от
артикуляции звука к подъемом средней части спинки языка. Таким образом, в
группе заднее-язычных звуков основной является артикуляция звука к, и значит,
он будет базовым в этой группе.
Характеристика звука:
звук согласный (язычок создает преграду воздуху), задне-язычный, взрывной,
глухой, твердый или мягкий в зависимости от последующего гласного.
Замена звука К на звук Т относится к
акустико-фонематической (сенсорной) дислалии. Если фонемы к, к’ заменяются другими фонемами, например: к
— т (кот — «тот»), такие нарушения называются паракаппацизмами.
Звук К нарушается реже. Его дефектное
произношение чаще всего сводится к замене на разные согласные г,
Сбой в артикуляции : Твердый звук К нарушаются
чаще, чем х, так как при артикуляции х не происходит полного смыкания задней
части спинки языка с мягким нёбом. Мягкие звуки к’, г’, х’ обычно нарушаются
все вместе, поскольку их произношение обусловлено дополнительной артикуляцией —
подъемом средней части спинки языка, что и может вызывать затруднения.
Среди предрасполагающих факторов неправильного
произношения заднеязычного звука К могут быть такие причины:
— слишком высокое и узкое твердое нёбо,
что затрудняет образование смычки между ним и языком;
— слабость отдельных групп мышц языка;
— нарушение фонематического слуха.
Подготовительный этап. Цель
его – устранение патологического механизма.
I этап: дифференциация
неречевых звуков.
На этом этапе в процессе
специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и
различать неречевые звуки.
На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что
шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто
разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и
определить, какие звуки
доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
На данном этапе можно использовать следующие игры:
Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и
постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги,
отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит
те же действия и по возможности называет их.
Игра «Тишина»
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину».
Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они
услышали.
Игра «Угадай, на чём
играю»
Цель: развитие устойчивости
слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Игра
«Шумовые баночки».
Цель:
упражнять в определении на слух вид крупы.
II
этап: дифференциация звуков по долготе, силе, высоте, тембру голоса.
Дифференциация
звуков по долготе:
Игра
«Близко – далеко».
Логопед
издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) —
далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким
голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .
Дифференциация
по силе голоса:
Игра
«В лесу»: Оборудование: картинка с изображением
леса, две игрушки (медведь и медвежонок).
Ход
игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит:
«Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».
Когда
он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и
определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово
«мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его
имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит
это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В
конце игры появляется медведица и благодарит ребят.
Эту
игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя
перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия,
«провожая домой» сказочного героя.
Дифференциация
голосов по тембру:
Игра
«Угадай, чей голос?»
Ход
игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до
кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его
позвал.
Дифференциация
по высоте:
Игра
«Угадай, кто сказал».
Описание
игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из
текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так
говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в
сказке.
III
этап: дифференциация слов
1.Слова
разные по длине и разные по звукопроизношению:
Игра
«Лишнее слово». Логопед произносит слова и предлагает
ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
мак,
бак, так, банан;
сом,
ком, индюк, дом;
лимон,
вагон, кот, бутон;
2.Слова
одинаковые по длине и разные по звукопроизношению :
Игра
«Назови одним словом». Логопед предлагает детям
прослушать слова и назвать одним слова, которые звучат похоже (мышка, мишка,
зайка ; Маша, Саша, Даша и т. д.).
Игра
«Будь внимателен» (Оборудование: предметные
картинки: банан, альбом, клетка.)
Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают
внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку
—
ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный. Произносимые слова:
баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом,
альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка,
тлекта, кветка.
3.Дифференциация
в словах квазиомонимах .
Игра
«Чем отличаются слова». Логопед предлагает детям рассмотреть пару
картинок и назвать изображенные на них предметы. Дети должны определить с
помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.
а)
Дифференциация гласных звуков: кит—кот,
палка-полка, дом-дым, сок-сук , бутон-батон
и т.д.
б)
Дифференциация сонорных и шумных звуков: класс-квас,
речка-печка, Маша-каша
в)
Дифференциация шумных звуков: бинт-винт,
бочка-дочка
г)
Дифференциация между сонорными звуками: игла-игра,
коробок-колобок
д)
Дифференциация мягких и твердых звуков: лук-люк,
мышка-мишка
е)
Дифференциация звонких и глухих звуков :горка-корка,
игра-икра
ё)
Дифференциация свистящих и шумных звуков: санки-танки,
Сеня-Веня
ж)
Дифференциация внутри свистящих звуков: коза-коса,
зуб-суп
з)
Дифференциация шипящих и шумных звуков:
шапки-танки, шина-тина
и)
Дифференциация шипящих внутри шипящих звуков:
шар-жар, лещ –лечь
к)
Дифференциация шипящих и свистящих звуков:
мишка-миска
IV
этап: Дифференциация слогов.
Игра
«Поймай слог ». Логопед произносит ряд
слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог К…(а, о,у, ы).
—
КА-ТА-ЙА-ПА КО-ЙО-ПО-ТО ТУ-ЙУ-КУ-ПУ
ПЭ-ЙЭ-КЭ-ТЭ ( гл. взр.)
-ФА-ХА-ЙА-СА-ША(гл.
щел.)
-ГА-БА-ЙА-ДА(зв.
взр.)
-ВА-ЙА-ЖА-ЗА
(зв. щел.)
-РА-ЛА-МА-ЙА-НА
(сонор.)
V
этап: Дифференциация фонем
На
пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно
обязательно с дифференциации гласных звуков.
Игра
«Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям
картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у –
у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем логопед попеременно
произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у
или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают
соответствующие картинки.
Затем
эта игра должна усложняться следующим образом:
1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет
детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и],
зеленый – звуку [у].
Игра
«Поймай звук ». Логопед произносит ряд слогов.
Ребенок должен хлопнуть, когда услышит звук К
Да-
ра-ко-со Са-ло-ку-мы
Ам-да-ка-он
ку-ро-ло-кы
VI
этап: Формирование элементарных форм фонематического анализа и синтеза.
Задачей
последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков
элементарного звукового анализа.
Игра
«Выбери правильно» Среди пяти-шести
картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
Игра
«Слово рассыпалось» Произносятся три звука,
например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы,
они быстро составляют слово – СОК.
-Игра
« Разложи картинки». Выбрать те картинки, в
названии которых есть заданный звук й
Игра
«Найди картинки с заданным звуком . Ребёнку
предлагается отобрать картинки с заданным звуком в начале слова, конце,
середине.( В начале даются слова легкими звуками: рука-пар-ворона
) йод-воробей-чайка
.
Лото
«Необычные цветы»
На доске
прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей находятся
лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те
изображения, в названии которых есть заданный звук. Выбранный лепесток
прикрепляется к контуру цветка.
Игра
«Светофор»
Используется
бумажная полоска, разделенная на 3 части: красная левая часть -начало слова,
средняя желтая — середина, зеленая правая — конец. Педагог называет слово. В
зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, дети ставят фишку на
красную, желтую или зеленую часть полоски.
Для постановки звука К используют следующие артикуляционные
упражнения:
— «Мостик»
языком; — присасывание спинки языка к нёбу, при этом кончик
языка удерживается внизу.
«Мостик построим — мостик разрушим»:
Ставлю я язык «дугой» и кладу — даю покой.
Описание. Улыбнуться, установить
кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика
или горки, затем расслабить его. Удерживать каждую позицию 3-5 секунд.
«Горка»
— Рот открыть. Кончик языка упереть в
нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!
«Кошка сердится»
— язык выгибается, конец его смотрит вниз.
Улыбка»
(«Лягушка»)
Цель.
Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,
обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их
подвижность.
Описание.
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны
передние верхние и нижние зубы, как бы беззвучно произнося звук и. Удерживать губы в
таком положении под счёт от одного до пяти, десяти.
Внимание!
1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не
подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно
научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это
упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её.
Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо
вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.
Подготовительными
упражнениями к постановке звука й могут служить следующие
движения: кончик языка упирается с напряжением в нижние зубы, причем выгибается
кверху передняя часть спинки языка; если дотронуться до выгиба языка, он должен
быть твердый, напряженный, затем напряжение расслабляется (язык делается
мягким, выгиб снижается).
Этап
формирования первичных произносительных умений и навыков.
Постановка
звука К.
Цель –сформировать первичные умения правильного произношения
звуков.
Сначала пробуют вызвать звук К по подражанию. Логопед показывает
перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает
образец произношения звука, так как, услышав его, ребенок может вернуться к
привычной дефектной артикуляции. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык
«горкой», прижать к нёбу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны
руки, поднесенной ко рту («Ветер сдувает снежинки с горки»). У ребенка при этом
должен получиться звук К. Многократно повторяя упражнение, можно закрепить
изолированное произношение этого звука.
Если вызвать звук К по
подражанию не удается, его ставят с механической помощью. Ребенку предлагают,
достаточно широко открывая рот, произносить слог та (та-та-та…). Кончик языка
поднимается при этом вверх. Потом взрослый нажимает на переднюю часть спинки
языка деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка (рот остается
открытым). Удерживая язык в таком положении, просит малыша произносить слог та
(та-та-та…). Во время многократного повторения ребенком этого слога
воспитатель медленно отодвигает язык назад, равномерно нажимая на его переднюю
часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя и, наконец,
ка-ка-ка.
Нельзя стремиться за
один раз получить слог КА, это может вызвать у ребенка неприятные ощущения,
нежелание выполнять упражнение. Произнесения слога КА добиваются постепенно, от
занятия к занятию, все дальше отодвигая язык назад. Когда ребенок начнет легко
и быстро произносить КА, механическая помощь постепенно устраняется.
Воспитатель, нажимая пальцем ребенка на переднюю часть спинки языка, отодвигает
его назад и предлагает говорить слоги ка-ка-ка. После двух-трех повторений он
убирает палец изо рта, и ребенок продолжает говорить эти звуки уже
самостоятельно.
Затем можно предложить
ребенку «Сдуть снежинки с горки», т. е. правильно сказать изолированный звук к,
давая ему при этом возможность ощутить тыльной стороной руки толчок воздуха.
Когда звук к будет постоянно легко произноситься при сдувании ватного шарика с
руки, воспитатель может сказать: «Воздух сдувает снежинки с горки так, как мы
говорим звук к. Подними язык горкой, скажи к; к-к-к». Соотнеся правильно
произносимое звукоподражание с соответствующим звуком, переходят к следующему
этапу.
После подготовки артикуляции, а иногда и
без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно
присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при
длительном произнесении ййй.
1.Автоматизация в слогах
Ка-кы-ко-ку
ак-ык-ок-ук
Кы-ка-ку-ко
ок-ук-ак-ык
Ко-ку-кы-ка
УК-ак-ок-ык
Чистоговорки
ка-ка-ка, ка-ка-ка
вот течёт река Ока.
ко-ко-ко, ко-ко-ко
там рыбак недалеко.
Ку-ку-ку, ку-ку-ку
Вот подмога рыбаку.
ко-ко-ко, ко-ко-ко
рыба ловится легко,
2.Автоматизация в словах
— в начале слова: кабина, канава,
качели, кабан, камень, калач, калоши, капюшон, колесо, ком, конь, колос, кочан,
колодец, кольцо, колбаса, копье, комбинезон, компас, клумба, клоун;
— в середине: акула, локон, юбка, елка,
собака, яблоко, облако, сумка, булка, полка, маска, миска, лейка, мойка,
булавка, насекомое, одеколон, великан, балкон, флакон, фикус, окунь, окно,
заколка, скамейка;
— в начале и середине: копейка, клубника,
кнопка, коляска, колокол, кукла, клюква; в конце: бак, мак, бык, сок, лук, жук,
сук, паук, маяк, язык, венок, веник, совок, замок, цыпленок, василек, пенек,
звонок, бублик, волк, козырек;
— в начале и конце: колобок, конек,
кулек, колпак, кубик, клубок.
Игра «Кубики с картинками» Цель.
Автоматизация звука К в словах.
Оборудование. Несколько кубиков с наклеенными картинками.
Ход игры. Дети сидят за одним столом и по очереди бросают любой кубик на
стол. Ту картинку, которая окажется наверху, ребенок должен правильно
произнести. За правильное произношение засчитывается очко. В конце игры педагог
подсчитывает очки. У кого очков больше, тот победитель.
3.Автоматизация в словах и фразах
Игра «Скажи, что ему делать»
Цель. Автоматизация звука К в словах и
фразах.
Оборудование: игрушечные машины, мяч,
прыгалки, обруч.
Ход игры.
На полке разложены игрушки. Каждый ребенок по очереди подходит к полке, берет
любую игрушку и предлагает кому-нибудь из детей поиграть с ней. Дети должны
произносить примерно такие фразы: Вася, попрыгай через веревочку; Сережа,
покатай обруч и т.п. После выполнения просьбы ведущего игрушка возвращается, и
игра продолжается.
Автоматизация звука в тексте
Лягушки
Чьи там крики у пруда?
Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода.
И. Токмакова
Круглое стихотворение.
Круглое солнце
С круглой луной
Круглые сутки
Кружат надо мной.
Кружится
Круглая наша Земля.
Кругом лежат по округе
Поля.
Как там большак
Ни кружи далеко,
Круглым колёсам
Крутиться легко.
Если внимательно
Взглянешь вокруг,
Круг –
это наш замечательный друг!
Если ж ты скажешь,
Что это не так –
Кто ж виноват,
Что ты круглый дурак?..
В. Левановский.
4.Дифференциация звуков в произношении:
Дифференциация звуков в произношении
изолированных звуков
Возьми картинки-символы звуков К и
Т . Внимательно послушай и запомни, как стучит молоток (т-т-т),
как шумит чайник (к-к-к).Обрати внимание на положение языка. По очереди
показывая на обе картинки, произнеси соответствующие звуки.
Дифференциация звуков К-Т в прямых
слогах с одинаковыми гласными звуками
Четко проговори сначала по 2, а затем по 3
слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут
произнесены правильно.
Дифференциация звуков К-Т в прямых
слогах с разными гласными звуками
Четко проговори сначала по 2, а затем по 3
слога.
Дифференциация звуков К-Т в разных
словах
Четко повтори пары слов.
В случаях затруднений дайте ребенку
возможность прослушать каждое слово из пары
и, глядя на картинки-символы, назвать
содержащийся в нем звук Т или К.
Дифференциация звуков К-Т в
сочетаниях слов
(местоимение + глагол). Развитие навыков
словоизменения . Возьми картинки мальчика и девочки. Назови, что они делали,
изменив по образцу слово-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4
раза.
Дифференциация звуков К-Т в одном
слове — названии объекта
Четко проговори каждое слово. Если по
одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.
Дифференциация звуков К-Т в разных
словах предложения
Четко проговори предложения. Следи за
произношением звуков К и Т.
Дифференциация звуков К-Т в одном
слове предложения
Четко проговори предложения. Следи за
произношением звуков Т и К.
Дифференциация звуков К-Т в тексте
Молоток
Тук, тук, молоток,
забей гвоздиков пяток.
Тук, тук, тук, тук, тук,
и в подмётку, и в каблук.
Течёт река издалека…
Течёт река… Течёт река…
Как хорошо, когда река
и широка и глубок!
Утята и котята.
Возле речки пять утят
в ряд на камешке сидят.
В воду пять утят глядят,
а купаться не хотят.
Из-за камня пять котят
за утятами следят.
Видно, пять котят хотят
научить нырять утят
Дифференциация звуков К-Т в
рассказах
Это кто?
Ток-ток-ток, ток-ток.
– Это кто, кто, кто?
– Это кот, коток,
Тонкий коготок!
Этот кот – ребенок,
Маленький котенок!
Тик-тик-тик, тик-тик.
– Это кто стучит?
– Это кит, кит, кит.
Это кит стучит!
Этот кит —
ребенок,
Маленький китенок!
Тук-тук-тук, тук-тук.
– Это кто тут?
– Это бык-бычок,
Беленький бочок!
Он совсем ребенок,
маленький теленок!
И. Лопухина
III. Этап формирования коммуникативных
умений и навыков
Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления
звуков речи во всех ситуациях общения.
На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются
различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается
материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит
для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет
работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет
операцией отбора, так как частотность этого в специальных текстах превышает
нормальное их распределение в естественной речи, а ребенок должен научиться
оперировать ими.
Федотова Марина Викторовна
Различаем звуки Т – К.
- Повтори слоги.
ка – ка – та ка – та – ка та – та – ка та – ка – та |
ко– ко – то ко – то – ко то – то – ко то – ко – то |
ту – ку – ту ку – ту – ку ту – ту – ку ку – ку – ту |
ак – ак – ат ак – ат – ак ат – ат – ак ат – ак – ат |
ок – ок – от ок – от – ок от – от – ок от – ок – от |
ук – ук – ут ук – ут – ук ут – ут – ук ут – ук – ут |
- Повтори слова парами.
ком – том куб – тулуп кулон – талон тачка – качка комар – Тамара тумба – клумба кара – тара тонет – колос Коля – Толя копка – топка кочка – точка кучка – тучка качать – тачать так – как крюк – трюк тройка – кройка |
сад(т) – бак бук – пруд(т) совок – сонет самолет – бережок зонт – гонг(к) чайник – тонет пинцет – Бишкек фата – мука потоп – покос петух – пекут бетон – бекон вата – рука манка – манты окоп – утоп винтик – винтит валит – валик |
- Повтори слова.
т – к
тапки, тачка, такси, тарелка, тыкать, точка, Тузик, молоток, моток, платок, веточка, сеточка, цветок, потолок, бутылка, монетка, тыква, толокно, таблетка, табак, танк, тачанка, ток, стакан, ступенька, ветка, нитка, плитка, пятак, напиток.
к – т
каток, ракета, кофта, капитан, Никита, конфеты, катание, катушка, комета, копыто, кроты, кипяток, карта, картон, каста, кусты, котлы, коты, картошка, котенок, Костик, короткий, каталась, кот, котёл, который, щекотали, коротышка, скот.
- Слова со стечением.
Кто, ткань, ткач, ткачиха, нитка, кто-то, кто-нибудь, откинул, под(т)катил, под(т)кинул, чёткий, меткий, бесед(т)ка, коктейль, конфетка.
- Повтори предложения.
Тоня пьёт молоко. Кот спит на кушетке. На столе лежат конфеты. Собака несет тапки. Катя каталась на санках. Тося каталась на самокате. На тарелке лежат конфетки. Никита надел кофту и кепку. Коты спрятались в кусты. На гряд(т)ке выросла тыква и картошка. Таня и Катя идут на каток. Ткач разрезал ткань. В кустах кто-то пискнул. Кто у кота котёнка отнял? Костик прыгнул через мостик. Марта на конверт наклеила марку. Ветер гудит, дождик дождит.
- Повтори чистоговорки.
Та – ка – та – есть усищи у кота.
Кан – тан – кан – на столе стоит стакан.
Ток – кок – ток – у Ивана молоток.
Ат – ак – ат – берём с собой самокат.
Ты – кы – ты – сметану съели всю коты.
- Повтори скороговорки.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Костя ходит в гости. В гости ходит Костя.
Катает кот моток. Паук паутинку ткёт.
Котик ниток клубок
Укатил в уголок,
Укатил в уголок,
Котик ниток клубок.
- Повтори стихотворение – диалог.
– Ты ходил куда?
– Туда.
– Видел ты кого?
– Того.
– Сметаны дал кому?
– Тому.
– Поиграл ты с кем?
– С тем.
– Говоришь о ком?
– О том.
– Кто же этот «тот»?
– Кот, кот, кот!
- Повтори загадки и отгадай их.
Кто у постели больного сидит?
И как лечится, он всем говорит,
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, – разрешит погулять.
(доктор)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные?
(повар)
Куда мне угодно,
Туда полечу,
Там и заговорю.
(эхо)
Лоскуток на лоскутке –
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке.
(капуста)
Топили, сушили,
Колотили, рвали,
Крутили, ткали,
На стол клали.
(лён)
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
(земляника)
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
(ромашка)
Падают с ветки
Золотые монетки
(осенние листья)
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут –
Береток не найдут.
(желуди)
Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает.
(баран)
Стучат, стучат –
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все тут как тут.
(часы)
На ветках –
Плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки.
(почки)
Одежды не шью,
А ткань всегда тку.
(паук)
- Проговаривай стихотворения. Выучи их наизусть.
Молоток.
Тук, тук,
Молоток,
Забей гвоздиков пяток.
Тук, тук,
Тук, тук, тук,
И в подмётку
И в каблук.
В. Лифшиц
Утята и котята.
Возле речки пять утят
В ряд на камешке сидят.
В воду пять утят глядят,
А купаться не хотят.
Из-за камня пять котят
За утятами следят.
Видно, пять котят хотят
Научить нырять утят.
Р. Боробулин.
11. Проговаривай за взрослым рассказ. Ответь на вопросы.
Тётя Катя позвала в гости Тёму, Толика и Никиту. Это её племянники. Тётя Катя с утра готовит угощения. Она испекла вкусный торт, оладьи из тыквы и приготовила напиток из клубники. На стену тётя повесила красивую картину. Там нарисован закат. Кот Тошка тоже рад гостям. Он развалился на тахте и ждет угощений. Тёма, Толик и Никита будут играть с Тошкой в прятки.
- Как звали тётю?
- Как звали ее племянников?
- Какие угощения приготовила тетя своим племянникам?
- Что было нарисовано на картине?
- С кем племянники будут играть в прятки?
Здравствуйте!
Сыну скоро 4 года,заговорил он в 2,2 где- то. Сейчас говорит много,но многие зкуки не выговаривает. Особенно вышеперечисленные. Заменяет ,когда они стоят перед твердыми гласными А,О,У ,Ы. А перед мягкими Я,Ё,Ю,И говорит правильно. Например, не Дом , а Гом; не таракан,а каракан…Но дядя,тетя правильно произносит. Я собиралась к логопеду в сентябре с ним начать ходить. Но на днях воспитательница с укором как-то сказала : -«Вы знаете ,что он у вас зкуки заменяет ? Вам к логопеду надо!». Просто он один из мальчиков стихи рассказывает в группе и сейчас учит роль на праздник весны,но видимо произносит не очень…Но выступать всеравно будет. Я вот думаю не упустила ли я время….Может летом ходить к логопеду? Может кто знает какие упражнения,чтоб самим дома делать..?