Ребенок медлительный как исправить

Медлительность – это не недостаток, а особенность некоторых детей, которая, как правило, доставляет им и их родителям немало неприятностей. На групповых занятиях малыши не успевают за своими сверстниками, им сложно даются занятия спортом, дома медлительные дети могут часами собираться на прогулку или выполнять простую просьбу. Родители и другие взрослые часто не знают, как правильно реагировать на медлительность крохи, поэтому они торопят его, тем самым делая только хуже. В этой статье мы расскажем Вам о том, в чем причины медлительности у детей и как можно скорректировать эту особенность.

Почему ребенок медлительный?

Большинство возможных причин медлительности можно отнести к категории физиологических, некоторые же связаны с особенностями воспитания и психологией малыша. Давайте остановимся подробнее на каждой из этих причин.

  1. Низкая подвижность нервных процессов. Подвижность — свойство нервной системы, которое определяет скорость и оптимальный темп выполнения какой-либо деятельности. С этим тесно связано понятие темперамента, то есть врожденного качества личности, которое влияет на эмоциональность, импульсивность, энергичность, выносливость человека. Наиболее четко темперамент заметен после 3 лет. К представителям «медлительных» типов темперамента относятся флегматики и меланхолики.

Темперамент не может быть «плохим» или «хорошим», но у него есть сильные и слабые стороны. Мы не можем повлиять на то, что заложено природой, но мы в силах помочь ребенку принять свою индивидуальность, научиться контролировать свой темперамент и развивать положительные качества.

  • Дети-флегматики обладают сильной и уравновешенной нервной системой. Таких малышей часто называют «удобными детьми», ведь они послушны и спокойны, рассудительны и неспешны, могут подолгу заниматься и играть самостоятельно. Они хорошо кушают и много спят, любят рисовать и лепить, читать книжки, играть в спокойные игры. Флегматики – кропотливые труженики. Они не всегда быстро достигают успеха, но занимаются с усердием. Таким детям особенно необходимо принятие и поддержка со стороны родителей. Детям с данным типом темперамента свойственна особенная медлительность и вялость. Особенностью флегматиков является то, что им бывает сложно адаптироваться к новым условиям и влиться в коллектив.

  • Дети-меланхолики, как и флегматики, быстро утомляются, легко отвлекаются, медленно и с трудом обучаются новому. Малыши с данным типом темперамента очень чувствительны и ранимы. Несмотря на то, что ребенок не выражает свои чувства и эмоции ярко, в глубине души он испытывает глубокие и сильные переживания. Больше всего на свете ребенок-меланхолик любит постоянство. К переменам он относятся с недоверием и долго к ним привыкает. Веселым подвижным играм меланхолики предпочитают уединение и спокойные занятия. Они замкнуты и нерешительны.

Степень подвижности нервных процессов передается на генетическом уровне. Но это не означает, что в 7 лет ребенок будет такой же медлительный, как в 3 года, ведь по мере взросления малыш учится компенсировать те особенности, которые ему чем-то мешают.

  1. Недостаток внимания, а именно трудности переключения внимания от одной деятельности к другой. Детям с такими особенностями не просто успевать за быстро меняющейся ситуацией, им нелегко выполнять поручения, состоящие из нескольких пунктов, и, тем более, практически невозможно делать несколько дел одновременно.

  2. Левшество. Результаты некоторых исследований показывают, что леворукие дети медленнее своих праворуких сверстников осваивают какие-либо навыки. Однако серьезных статистических данных на этот счет не представлено.

  3. Ослабленный иммунитет, физическое недомогание также могут оказывать влияние на темп деятельности ребенка.

  4. Если медлительность малыша связана только с определенным видом деятельности, возможно, ему просто не хочется этим заниматься.

  5. Желание привлечь внимание. Ребенок, который недополучает заботу и ласку, скорее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Медлительность может вызывать у взрослых гораздо больше эмоций, чем «хорошее поведение».

  6. Некоторые родители поощряют исключительно спокойные и тихие занятие крохи, так как не выносят шума и беготни. Но в этом случае от природы подвижный и активный ребенок рискует стать медлительным.

Как себя вести, если малыш медлит?

Психологи выделяют несколько важных правил общения с медлительными детьми, придерживаясь которых можно помочь ребенку чувствовать себя комфортно и успешно.

  • Не торопите кроху. Пожалуй, это самый важный принцип, которому обязательно нужно следовать. При слове «быстрее!» малыши начинают нервничать и суетиться, но от этого их темп не только не увеличивается, но и зачастую снижается. Раздражение и недовольство по поводу медлительности ребенка могут стать причиной невроза.

  • Хвалите кроху даже за небольшие достижения.

  • Не сравнивайте ребенка с его более быстрыми сверстниками. Это сильно отражается на его самооценке.

  • Избегайте ярлыков. Большинство информации о себе дошкольник узнает из уст близких и значимых ему взрослых. Если окружающие постоянно называют кроху лентяем или копушей, у него не возникнет мысли что-то менять.

  • Четко организуйте режим дня малыша. Это поможет облегчить выполнение повседневных дел, так как кроха будет знать, что именно его ждет в ближайшем будущем. Используйте различные наглядные средства (схематичные календари, плакаты с расписанием дел и так далее), они будут служить для ребенка своеобразным ориентиром во времени.

  • Давайте крохе четкие задание и просьбы. Дошкольники обычно воспринимают только одно указание за раз, поэтому нужно стараться максимально четко и конкретно выражать свои требования.

  • Не делайте за малыша то, с чем он способен справиться самостоятельно.

Дайте ребенку возможность «работать» в оптимальном для него темпе, и тогда качество такой работы будет высоким.

Игры для медлительных детей

Дошкольный и младший школьный возраст считается наиболее подходящим временем для коррекции медлительности. Эта черта может быть довольно успешно скорректирована при помощи специальных игр и упражнений. Их суть заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнять задание быстро, так как это может только усугубить ситуацию. Основная характеристика игр для медлительных детей – это резкие переходы между быстрым и медленным темпом работы. Вот несколько таких игр и упражнений.

  • «Аплодисменты». Представьте, что Вы с малышом отправились смотреть спектакль (для антуража можно сесть перед телевизором и включить какую-нибудь передачу). Договоритесь о том, что свои эмоции от увиденного вы будете выражать при помощи аплодисментов. Если вам и ребенку нравится происходящее на сцене, хлопайте интенсивно, если нет – медленно.

  • «Кошечка». Суть этой игры заключается в том, что по команде кроха должен, как кошка, сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Если взрослый произносит слово «солнышко», малыш должен превратиться в кошку, которая нежится на солнце и медленно выпускает свои коготки. Если Вы говорить слово «мышка», то ребенок должен быстро сжимать и разжимать пальцы, как будто кошка хочет поймать добычу.

  • «Бегу, спешу, гуляю». Это упражнение удобнее всего выполнять на улице. Как и в предыдущих играх, ребенок должен по сигналу взрослого менять скорость своих движений. Так, например, если Вы поднимаете руки вверх, малыш должен постараться бежать как можно быстрее, если опускаете руки вниз – идти быстрым шагом, складываете руки на груди – идти медленно, будто прогуливаясь. Какие именно жесты и сигналы использовать – решать Вам, главное, чтобы малышу они были достаточно понятны.

Чтобы добиться результата, игры нужно проводить регулярно (по возможности каждый день по 10-15 минут). При этом малыш должен быть в хорошем расположении духа и играть в удовольствие. Также следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.

  • «Зеркало». В этой игре малыш должен повторять за Вами все движения. Взрослый может придумать самые разнообразные действия, менять скорость своих движений. Также не помешает немного юмора и кривляния.

  • «Запрещенное движение». По сути, эта игра похожа на предыдущее упражнение, но ребенку нужно быть более внимательным, потому что помимо копирования движений, ему нужно вовремя остановиться, когда он увидит «стоп-движение» (оно может быть совершенно любым, главное договориться о нем заранее). Вместо копирования запрещенного движения, малыш должен хлопнуть в ладоши и продолжить игру дальше.

  • «Все наоборот». На первом этапе упражнения кроха должен выполнять прямые команды взрослого: «быстрее», «медленнее», «громче», «тише». Когда ребенок будет хорошо справляться с этим заданием, можно переходить ко второму этапу, где малышу нужно будет все делать наоборот. Например, по команде «громче» — говорить шепотом, по команде «медленнее» — бежать быстро и так далее.

  • «Обмоталочки». Для этой старинной, но очень веселой игры Вам понадобится длинная (не менее 5 метров) веревка, посередине которой завязан узел. Игрокам нужно встать у разных концов веревки и по команде начать обматывать ее вокруг себя. Побеждает тот, у кого быстрее окажется узелок.

  • «Дятел». Горизонтальной и вертикальной линией разделите лист бумаги на четыре равные части. За минуту малыш должен, стуча карандашом или фломастером, постараться оставить в первом прямоугольнике как можно больше точек. Затем можно переходить к следующим прямоугольникам. В этой игре малыш соревнуется сам с собой, сравнивая, количество точек в разных частях листа.

Выводы

Медлительность – это не недостаток ребенка, а его особенность. Если не торопить кроху и позволить ему действовать в удобном темпе, качество выполнения «задания» будет на высоте. Так как в школе медлительным детям приходится нелегко, очень важно вовремя начать корректировать это свойство при помощи специальных игр и упражнений. Но самое главное, в чем нуждается каждый малыш — это безусловная любовь, принятие и поддержка со стороны близких.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Автор: Большакова Ольга Юрьевна

Консультация для родителей:

«Медлительный ребенок»

Всех родителей, которые жалуются на медлительность у детей, можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся те родители, в семье которых растет задумчивый и неторопливый ребенок с флегматичным типом характера, который любит помечтать. Кажется, что он  буквально спит на ходу. Но на самом деле ребенок совершенно нормальный, даже намного более скрупулезный и рассудительный, чем его ровесники.

Вторая группа родителей – это те, которые столкнулись с реальной проблемой. И в данном случае то, что ребенок очень медлительный, является следствием проблем в его нервной системе, деятельность которой замедленна.

Поговорим  о том, что делать, если ребенок медлительный от природы, и это никак не связано с его воспитанием и отношениями в семье. Родители, у которых растет медлительный ребенок,  сталкиваются с множеством трудностей. Начинается все с того, что ребенок очень долго одевается, ему нужно много времени, чтобы утром проснуться и привести себя в порядок, и еще больше времени, чтобы вечером собраться ко сну. В детском саду воспитатели  говорят медлительный малыш, так как кроха очень медленно есть, ему нужно помогать одеваться, он устает от подвижных игр с другими детьми. Некоторые родители очень часто не обращают на это особого внимания.

Подгонять медлительного ребенка бесполезно. Его нервная система устроена таким образом, что увеличение нагрузки приводит к замедлению ее работы. А постоянные окрики и упреки приведут только к возникновению невроза.

Смеритесь с тем, что ребенок выполняет всю работу ровно в два раза медленнее остальных.

Также медленно ребенок переключается от одного вида деятельности на другой. Он может нормально усвоит материал, только дайте ему время переключиться.

Медленнее не значит хуже! Медленная нервная система никак не препятствует аккуратному и правильному выполнению заданий.

Говорите помедленнее. Ребенок будет лучше Вас понимать. Подходите к воспитанию медлительного ребенка творчески. Придумайте короткие стихи, чтобы он одевался, или, например, нарисуйте рисунки, чтобы он быстро выполнял все действия одно за другим.

Чтобы найти правильную тактику поведения с медлительным ребенком, надо понять причины его медлительности.

Чтобы найти правильную тактику поведения, надо понять причины медлительности ребенка. Они могут быть более глубокими, чем кажется на первый взгляд.

Часто проблема начинается уже в дошкольном возрасте. Под понятием медлительный ребенок могут скрываться разнообразные проблемы, связанные с обстановкой в семье и здоровьем ребенка. Поэтому детский психолог используют системный подход в исследовании детской психики, то есть рассматривают все системы организма во взаимосвязи. У одних детей медлительность может быть связана с особенностями нервной системы, у других — с органическими изменениями структуры мозга, полученными например, в результате родовой травмы и т.д. Иногда ритм и темп деятельности у ребенка меняется из-за неблагополучного климата в семье, конфликтными отношениями между родителями и ребенком.

Медлительный ребенок: причины

Повышенная утомляемость ребенка после перенесенного острого заболевания или наличие хронического заболевания может вызвать замедление темпа и ритма деятельности малыша. Для таких детей необходим адаптационный период и их медлительность естественно закончится после полного выздоровления и восстановления сил. В этом случае медлительному ребенку и его родителям помогут педиатры, наблюдающие кроху с момента его рождения. В некоторых случаях бывает достаточно провести общеукрепляющую витаминную терапию.

Иногда такая особенность ребенка рассматривается как этап нормального развития в раннем возрасте. В этот период (от 1,5 до 3 лет) медлительность ребенка может быть связана с естественным недоразвитием моторики. Особенно это касается моторики пальцев рук, которые еще не позволяет действовать быстро, четко и красиво. Дети изо всех сил стараются завязывать шнурки, застегивать пуговицы, но руки и пальцы еще не обладают той гибкостью и проворностью. Такая «этапная» замедленность у каждого ребенка с возрастом проходит. Темп и ритм жизни взрослых людей, вынужденных решать за день множество задач, просто непостижим для ребенка младшего дошкольного возраста. И от терпимости мамы и папы зависит, станет ли он самостоятельным или останется зависимым от взрослых. Так некоторые родители, утомленные своими проблемами, и не справляющиеся с раздражительностью, перестают «слышать» ритм своего малыша и начинают делать большинство дел за него, искренне полагая, что тем самым облегчают ему жизнь. Возможно, родители даже не подозревают, что таким образом оказывают ребенку «медвежью услугу», провоцируя у него развитие пассивности и безынициативности.

Родителям следует помнить, что темперамент ребенка — это врожденная черта (как и цвет глаз, форма носа), которую в своем малыше нужно научиться принимать.

Медлительный ребёнок: советы родителям

Взрослым важно помнить, что медлительный ребёнок не виноват в своей нерасторопности.

С медлительным ребёнком играют в игры, способствующие повышению его активности, но в доступном для малыша темпе. Можно познакомить своего ребёнка с понятием времени и учить его распределять свои дела, выделять главное и второстепенное, более трудное и более легкое. Важно также приучить малыша к соблюдению режима дня, который поможет ему создать ощущение постоянства, к которому он так стремится.

Включение медлительного ребёнка в игры соревновательного типа заранее обречены на неудачу, поэтому воздержитесь от них. Лучше ободрять его, поощрять, хвалить за успехи, которые он может сравнить со своими прошлыми результатами или действиями взрослого: «Сегодня это получилось у тебя быстрее и лучше, чем вчера», «Вот ты уже научился быстро кушать, как я», и т.д. Сравнение успехов ребенка с успехами других детей болезненно для медлительного малыша.

Медлительным детям требуется постоянное внимание со стороны взрослых, ненавязчивая помощь от мамы или папы, их участие и сочувствие. Эти малыши, как правило, не уверены в себе и в отношении к ним людей, поэтому необходимо поддерживать их убежденность, что все в результате получится хорошо.

Иногда медлительный ребёнок не может приступить к выполнению задания из-за опасения неудачи. Достаточно предложить ему помощь, и он наверняка сделает все сам. Для него важнее всего ощущение, уверенность в том, что он не один, он получит поощрение и поддержку.

Наказания и одергивания медлительного ребенка могут привести только к отказу от выполнения любых действий.

Как бороться с медлительностью?

Вы можете использовать игры со сменой скорости движений:

Необходимо знать: тренировка с помощью постепенно ускоряющихся движений мало успешна; использование предельных скоростей эффективней, но приводит к утомлению. Наиболее успешна работа с использованием приема «медленно-быстро»: в игры включаются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно; а время от времени даются и предельные скорости движений.

Вы можете использовать игры со сменой скорости движений:

1) ходьба-бег-ходьба медленная

2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно

3) «бег» пальчиками медленно-быстро-медленно (большим и указательным, другими)

4) сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым

5) прыгать через прыгалку, меняя темп

6) стучать по столу или на барабане медленно-быстро-медленно (всеми пальцами или одним)

7) чертить палочки и ставить точки

8) то же задание, но усложненное — ставить точки, чертить палочки и считать: «Один, два, три…» — до десяти.

Когда ребенок научится работать в определенном темпе и замедлять его, можно попробовать игры с максимально быстрыми движениями. Не огорчайтесь, если вначале на ваше «Быстрее!» может выйти еще медленнее, особенно для тех движений, которые выполняются руками, пальцами. На начальном этапе не стоит играть  в «кто быстрее».

Когда играть в эти игры?

В любое время дня, главное, чтобы они были систематичными, не нудными, а интересной, веселой игрой.

Знайте, что движения, подвижные игры, гимнастика, упражнения с мячом и скакалкой не только укрепляют ребенка физически, но и снимают напряжение, дают необходимую разрядку.

Маленькие дети получают большое удовольствие, когда в игровой форме их действия фиксируют во времени или когда они соревнуются с вами. Когда вам нужно, чтобы ребенок делал что-то быстро, скажите ему: «Давай посмотрим, как быстро ты справишься». Пользуйтесь при этом секундомером, секундной стрелкой часов, песочными часами.  Обязательно похвалите его в случае успеха.

Нельзя полагаться на то, что вот ребенок подрастет и все выправится само собой. Медлительным детям нужна активная помощь со стороны взрослых и систематическая тренировка свойства подвижности и внутреннего торможения.

Истинно медлительный ребенок нуждается не только в тренировке скорости, но и умении снимать напряжение, усталость. Вы должны научить его расслабляться. Для этого подходит дыхательная гимнастика,  прогулки в лесу и все, что помогает снять напряжение.

Будьте терпимее. И Ваш ребенок вырастет умным и здоровым.

image001

Каждая мать любит свое дитя. Но даже родители с ангельским терпением могут впадать в раздражение, когда ребенок каждое утро не успевает собраться в школу, до самой ночи делает домашнее задание, двигается еле-еле. Принято считать, что медлительность – это недостаток, который требует исправления. Но так ли это на самом деле?

Причина — флегматик

Медлительность – основной признак флегматичного темперамента. Людям подобного типа сложно переключиться с одного вида деятельности на другой, в результате чего те действия, которые у остальных людей занимают пару минут, у флегматиков растягиваются на час. Если истинная причина медлительности действительно в темпераменте, то наверняка родители могли наблюдать первые проявления еще в дошкольном возрасте, когда детсадовец никак не мог самостоятельно одеться, путаясь в собственных рукавах.

В школе флегматические признаки усиливаются. Заканчивается это часто тем, что ребенок переключается на какой-то один предмет, по которому у него отличные оценки. Зато остальные дисциплины явно хромают: у школьника на них попросту нет времени. То же самое и с кружками – в свободное время флегматики редко посвящают себя нескольких занятиям.

В чем преимущества

Темпераменты не делятся на плохие и хорошие, и у флегматиков есть скрытые достоинства. Зачастую медлительность идет рука об руку с вдумчивостью, спокойным характером и гибкостью мышления. Вырастая, такие дети не будут принимать скоропалительных решений, и делать поверхностные умозаключения. Их энергия будет направлена на развитие в той сфере, которая им интересна, позволив этим добиться успеха.

Способы разогнаться

Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка-копушу насильно делать что-то быстрее. Еще хуже, когда родитель угрожает наказанием за невыполнение каких-то действий в указанный срок, даже, если они того вовсе не требуют. Такие «пинки» не дадут нужного результата, а лишь приведут к тому, что ребенок замкнется в себе или озлобится. Но в дальнейшем ребенок столкнется с тем, что ему придется учиться самодисциплине и планированию времени. И чтобы этот процесс прошел менее болезненно, можно подготовить почву для него уже сейчас.

Существуют специальные упражнения для того, чтобы разогнать копушу.

  1. Таймер. Погрузившись в какое-либо занятие, ребенок может просиживать за ним часами. Он не замечает, как время уходит, а его силы истощаются. Для того, чтобы предотвратить подобное, установите на часах таймер и договоритесь с ребенком, что он должен сделать перерыв, когда часы прозвенят. Установите количество звонков, после которого время на выполнение действия истекает. Часы не должны стоять у школьника прямо перед глазами. Лучше, если они будут помещены где-нибудь сбоку. Ребенок не будет отвлекаться на них, но зато сможет увидеть, сколько времени у него осталось. За то, что он уложится в указанный срок, обязательно наградите его чем-нибудь. Даже одна сладость или небольшая прибавка к карманным деньгам станут мощной мотивацией для того, чтобы ускорить внутренние ритмы.
  2. Наперегонки со школой. Из-за того, что флегматику трудно привыкнуть к новому учебному году, в первый месяц учебы он будет отставать от учебной программы. В такой ситуации лучшим решением станет покупка учебников еще летом, чтобы ребенок смог ознакомиться с тем, что его ожидает впереди, и подготовился к этому. Плюсом таких занятий является то, что летом у школьника уйма свободного времени. Он сможет перечитывать один абзац столько раз, сколько захочет. А дальше он, возможно, загорится искренним интересом к учебе и с началом занятий будет с удовольствием демонстрировать полученные знания. Когда человек занимается тем, что у него прекрасно получается, это придает желание продолжать дело, не бросая его на полпути.
  3. Соревнования. Флегматика сложно затащить в какую-нибудь секцию, ведь он не привык тратить время на подобное. Но что, если кружок будет предусматривать соревновательный элемент? Бег, плаванье, лыжи – все это не только вырабатывает желание обогнать соперника, но и развивает физическую форму. Спорт придает уверенность в себе и помогает обрести новых друзей в коллективе.

Если не темперамент – то что тогда?

Не всегда флегматический склад характера является причиной медлительности. В некоторых случаях главную роль играет банальный недостаток концентрации, когда ребенок отвлекается на любую мелочь и бросает занятие на середине. Он может играться с находящимися рядом предметами вместо того, чтобы делать уроки. Или сидеть в смартфоне во время сборов в                    школу.

В таком случае поможет разговор с ребенком о его будущем. Надо показать ему последствия хорошей учебы и собранности. Ни в коем случае нельзя его запугивать фразами наподобие: «Вот будешь бездельником – вырастешь в бездомного!». Это вызовет лишь страх, а страх всегда ведет агрессии. Лучше спросите ребенка о том, кем он мечтает стать и чего хочет. Не надо пускаться в пространственные философские размышления об уме – пусть это будет легкая беседа о простых желаниях вроде большого дома или крепкой семьи. Покажите, что цените его взгляды и поможете ему на пути к мечте, но, прежде всего, ребенок должен сам приложить усилия.

В другом случае медлительность является результатом боязни допустить ошибку. Ребенок настолько боится ответственности за неправильный результат, что предпочитает вовсе ничего не делать – боязнь показаться глупым куда как сильнее боязни прослыть ленивым. Иногда это вызывается врожденными чертами характера и искренним стремлением к идеалу. Но чаще всего этот страх формируется под действием угроз со стороны родителей. Наказания за двойку или плохо помытую посуду напрочь отбивают желание делать что-то в следующий раз. Поэтому стоит посмотреть на свое поведение со стороны и постараться скорректировать его.

Гораздо сложнее, если ребенок делает в обычном темпе вещи, которые не связаны со школой. Например, после ужина вся посуда вымыта в два счета, а просьба сходить за продуктами выполняется сиюминутно. Но вот наступает время собираться в школу – и ребенок не выходит из комнаты, пока его не подгонишь, а после занятий с большой неохотой садится за уроки. Возможно, причина подобного поведения кроется в отношении учителей или сверстников. Первые могут повышать голос за любую провинность, вторые – исключить из компании и высмеивать недостаток авторитета. Неуютная атмосфера в коллективе всегда вызывает тревогу.

Кстати, о тревогах – стресс часто приводит к снижению внимательности и собранности. Возможно, ребенок страдает от тех событий, о которых вы знали, но не считали стоящими переживаний. Дети на все реагируют острее, чем взрослые. Это не означает, что стоит носиться вокруг чада по любому поводу, окружая его своим неустанным надзором.

Разговор по душам – вот с чего начинается решение большинства проблем. Расспросите ребенка о том, как проходят его дни, какое у него настроение. Не надо устраивать допрос, если он отказывается идти на контакт. Просто дайте ему знать, что он всегда сможет рассчитывать на вашу поддержку и поделиться своими чувствами.

: Время прочтения:

У меня есть сын, 11 лет. Он всегда был очень… медленным. Умный парень, но если не хочет что-то делать — начинает тормозить. Утренние сборы, чистка зубов, домашние задания — все медленно.

Мы с мужем думаем, что если не будем над ним стоять, то он вообще ничего не будет делать, будет опаздывать в школу и все забывать. Может быть отстать от него, и пусть набьет себе шишек? Я боюсь, что это его ничему не научит, ему будет все равно. Это нормальное поведение для его возраста?

Я постоянно сравниваю его с младшей сестрой, которой 9. Конечно, она девочка и это играет свою роль, но она лет с 5 делает практически все быстрее, чем он! Я очень устала и уже готова опустить руки. Как мне помочь ребенку?

С такими детьми сталкивались многие, если не в своей семье, то где-то еще. Многие взрослые помнят себя такими — как им постоянно делали замечания за «витание в облаках» и «тормознутость». В чем здесь проблема и как помочь?

Ребенок может быть «тормозом» по четырем причинам:

  1. Синдром дефицита внимания без гиперактивности (СДВ)
  2. Тревожное, обсессивно-компульсивное расстройство или фобия
  3. Гиперопека
  4. Это его врожденная черта, особенность

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Первое, что нужно исключить — синдром дефицита внимания без гиперактивности. Мы представляем СДВГ, как внутренний «моторчик», который не дает ребенку концентрироваться на одном деле и приводит к бесконечной неконструктивной активности.

В реальности, гиперактивность встречается не всегда. Такие дети обычно тихие, спокойные, учителя их не замечают. Внимание их рассеяно, и если не помогать им концентрироваться, когда им не очень интересно (на уроках, во время уборки), они бросают попытки и «застывают» на месте.

Чтобы подтвердить СДВ, нужна консультация нейропсихолога и врача-психиатра.

Тревожное, обсессивно-компульсивное расстройство или фобия

Второе, что исключают специалисты, — тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство.

Часто дети замедляются из-за страха совершить ошибку, забыть, недоглядеть, сделать не так и навлечь на себя гнев учителей или насмешки одноклассников.

ОКР и другое психическое расстройство распознает психиатр, но чтобы не пугать себя и ребенка, можно сначала проконсультироваться с психологом.

Гиперопека

Когда исключили СДВ и тревожные расстройства, остается воспитание. Если мама все делает за ребенка — следит за временем, собирает рюкзак, помнит про распорядок дня, напоминает про уроки — зачем ребенку фокусироваться?

В данном случае необходимо медленно ослабить контроль, дать ребенку учиться саморегуляции на пробах и ошибках.

Врожденная особенность

Скорость обработки информации у всех разная. Есть быстрые и медленные люди. Быстрые не всегда «лучше» медленных, они просто разные. Такую особенность нужно принять и научиться с ней жить.

Ребенок-тормоз: порядок действий

  1. Показать ребенка нейропсихологу и психиатру, чтобы исключить СДВ
  2. Исключить тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство, патологические страхи — тоже у психиатра; можно сначала проконсультироваться с психологом
  3. Ослабить контроль, если ребенок ничего не решает самостоятельно
  4. Привыкнуть, что у ребенка есть определенная врожденная скорость, быстрее которой он никогда не «разгонится»

Ваш ребёнок не может или не хочет учиться, неусидчив… Учителя жалуются на плохое поведение, гиперактивность и агрессивность… Учёба даётся с большим трудом — ребенок не понимает или не запоминает информацию, нервничает при выполнении домашних заданий… Выучить с ребёнком пару-тройку четверостиший — просто непосильная задача…

Некоторые родители со временем привыкают винить во всём: учителей, которые слишком много задают, и детей, которые учатся с «недостаточным» рвением.

Дорогие родители!

Мы призываем вас не искать виноватых, а просто немного помочь своим детям. Задумайтесь на секунду: с чего бы это ваше чадо с мученической гримасой на лице трёт лоб или ёрзает по стулу?!

Не стоит всё списывать на лень и поучать ребёнка, говоря «Да я в твои годы…!» Собственно говоря, лень — это вообще нечто для ребёнка не свойственное. Если ленится — значит на то есть серьёзные причины.

Присмотритесь к ребенку: не замечаете ли вы хотя бы два из ниже перечисленных проявлений?

Симптомы переутомления у ребёнка

  • Вялость и сонливость.
  • Или наоборот, повышенная подвижность, возбуждённость.
  • Трудности с засыпанием и невозможность «поднять с утра».
  • Плохая память.
  • Невнимательность.
  • Неусидчивость.
  • Агрессивность (грубит взрослым, дерётся со сверстниками).
  • Раздражительность.
  • Сложности при выполнении домашнего задания.
  • Проблемы с концентрацией внимания (не может сосредоточиться на задании).
  • Плохая осанка (сутулость, кривая спина, перекошенные плечи).
  • Неуверенность в себе и своих способностях.
  • Боязнь или нежелание идти в школу.
  • Тревожное состояние, ночные страхи.
  • Жалобы на боли в спине, в шее, на головные боли.

Почему ребёнок не может учиться хорошо?

Физическая перегрузка. Если ваш сын или дочь помимо школы посещает множество кружков, то возможно ему просто не хватает сил осуществить всё задуманное. Тут может быть два выхода: либо отказаться от посещения каких-то кружков или секций, либо помочь ребёнку правильно распределить время на работу и отдых. Обязательно научите его правильно отдыхать. Объясните в доступной форме, что телевизор и компьютерные игры — это не отдых, а дополнительная нагрузка на глаза, мозг и нервную систему человека. И вместо этого лучше совершить прогулку перед сном.

Умственная перегрузка. Некоторым детям трудно даются отдельные предметы, и им приходится прилагать огромные усилия для освоения этих предметов. Одни не умеют пересказывать, поэтому учат большое количество текстов наизусть. Другие, не понимая алгоритмов расчетов, решают примеры и уравнения более сложными путями. Третьи медлительны или наоборот очень активны, и не могут подстроиться под заданный темп урока. Постарайтесь выявить такого рода проблемы. Посоветуйтесь с учителями и найдите вместе способы помочь наверстать упущенное.

Эмоциональная перегрузка. Есть дети, которые очень тяжело реагируют на критику со стороны учителей и сверстников. Либо их слишком часто критикуют родители. У таких детей со временем развивается невроз, который мешает им спокойно воспринимать мир.

Неврологические проблемы. Нередки случаи, когда неврологические заболевания остаются незамеченными в грудничковом возрасте. Тут многое зависит от наблюдательности родителей и врачей. Есть заболевания, симптомы которых практически незаметны, и выявляются такие заболевания только при обследовании. Именно поэтому необходимы осмотры детского невролога в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев.

А в садике всё было нормально… В детском саду требования, предъявляемые к малышам не столь высоки — им не приходится подолгу сидеть за партой, много думать, хранить в голове большое количество не всегда интересной информации. Поэтому внешне кажется, что всё в порядке. В школе резко возрастает объём информации, требования становятся более жёсткими.

Неврологические заболевания, усложняющие жизнь школьника

Все эти заболевания возникают в большинстве случаев из-за проблем во время беременности и/или родов (гипоксия, слишком быстрые или наоборот слишком медленные роды, родовые травмы):

  • Нарушения кровообращения головного мозга. Не нужно пугаться — это не то же самое, что инсульт. Но это одна из причин возникновения головных болей у ребенка.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Задержки речевого развития.
  • Сколиоз.
  • Мышечная гипотония (слабость мышц и связок).

Как помочь ребёнку учиться хорошо и легко?

Рабочее место. Обеспечьте ребёнку комфортное место для выполнения домашних заданий — проверьте высоту стула и письменного стола, проверьте освещение. Убедитесь в том, что размеры стола достаточны для комфортного расположения рук ребенка и учебных принадлежностей.

Осанка. Найдите способ приучить ребёнка правильно держать спину. Это ни в коем случае не должно превращаться в постоянные одёргивания и окрики. Постарайтесь напоминать о ровной спине в игровой форме, ежедневно выполняйте вместе с ребёнком простые упражнения для укрепления мышц спины и вытягивания позвоночника (очень полезно потягиваться, висеть на турнике, стоять у стены, плотно прижавшись к ней пятками, спиной и головой — это просто и доступно каждому).

Объём нагрузок и требования. Иногда приходится решать, что же важнее для ребёнка — работать на износ ради пятёрок в школе и медалей в спортивной секции или учиться на твёрдую четвёрку и заниматься плаванием или танцами что называется «для себя».

Чем может помочь врач?

Если вы замечаете у ребёнка хотя бы два из перечисленных симптомов, необходимо проконсультироваться с детским неврологом.

Очень часто все эти симптомы «вырастают» из проблем грудничкового возраста — недолеченных или вовремя не замеченных (проблемы во время беременности, родовые травмы).

Иногда сказываются заболевания, перенесённые в раннем возрасте, или физические травмы (головы, спины, суставов рук и ног).

Главная задача врача — тщательно обследовать ребёнка и помочь родителям разобраться, где заканчивается лень и несерьёзное отношение к учёбе, и где начинаются проблемы со здоровьем, требующие бережного подхода и лечения.

Детские неврологи (невропатологи) Центра Неврологии и Ортопедии «Алан Клиник» имеют большой опыт диагностики и лечения неврологических проблем детей школьного возраста:

  • Гиперактивность (СДВГ, синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
  • Различные нарушения осанки (сколиоз, кифоз, кифосколиоз и другие виды искривления позвоночника)
  • Головные боли
  • Задержки развития (задержка речевого развития, задержка моторного и психомоторного развития)
  • Логоневроз (заикание)
  • Проблемы с памятью

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти делимое с остатком правило
  • Как найти работу на тибете
  • Как составить психологическую характеристику на семью
  • Потерялся ватсап как его найти
  • Тик ток как найти эффект по названию