Ребенок живет в виртуальном мире как исправить ситуацию

Милана, здравствуйте! К сожалению, сейчас такая реальность, дети все больше и больше уходят в виртуальное пространство и живут в нем жизнью, полной страстей. Именно там все друзья. К этому привело много факторов, например, дети сейчас не гуляют во дворах , после уроков бегут во всевозможные секции, кружки, а ведь совместная детская игра без участия взрослых -очень мощный фактор, дети прежде всего учатся общению, принятию решений, компромиссам. Упор на раннее развитие тоже влияет на эмоциональную сферу. У большинства школьников, которых родители приводят ко мне на приём одна и та же проблема-не умеют общаться, нет друзей. Заберёте компьютер-что дадите взамен? Конечно, Вы правы, надо обратиться к психологу, таким детям полезна групповая терапия, где они приобретают навыки общения со сверстниками. Ещё совет. Когда Вы спрашиваете :»Как прошёл день?», то ответ можно перевести «оставь меня в покое», в Вашем случае это говорится прямым текстом. Поэтому попробуйте считать её настроение, и применять технику активного слушания. Например:

— я вижу, ты грустная

в ответ злобное бурчание

-ты грустная, наверное что-то случилось

— злобно:ничего не случилось

-но тебе грустно, я вижу, я могла бы помочь

-тут может пойти ответ, а может буркнуть. Но шанс разговорить появляется. 

Подросток в доме-практически незнакомый человек. С ним уже нельзя, как с ребёнком. Есть хорошая книга «Ваш беспокойный подросток» Байярд. Там, конечно, ничего нет про уход в виртуальное пространство, но даётся понимание того.0, что с ними происходит.

Терпения Вам и здоровья!

Суржина Оксана Федоровна, психолог, г.Воронеж

Доброе время суток. Компьютер — другая реальность. И первый вопрос, который нужно задать себе — почему мою дочь не устраивает та реальность, которая ее окружает? 

Дети — зеркало родителей. Они отражают основные стратегии поведения — другими словами просто копируют вас. Почему у вас сложились такие отношения с дочерью?

Что заставляет ее ограждать собственное пространство? Каким образом она могла получить навыки общения, если ее этому никто не обучал?

С уважением, Полоненко Евгений Владимирович, Уссурийск

Подросток почти не выходит из своей комнаты и отказывается разговаривать? Возможно, он нуждается в помощи

Казалось бы, стремительное проникновение в нашу жизнь высоких технологий облегчает контакты между людьми. Но эти виртуальные контакты иногда полностью вытесняют реальное общение. В крайних своих проявлениях это явление называется хикикомори или, сокращенно, хикки — добровольное заточение наедине с интернетом на месяцы и годы. Как вовремя заметить, что ребенок утрачивает связь с родными и друзьями вне сети, и что делать, чтобы вернуть его в общество?

Как выглядит цифровое отшельничество

Одним из первых явление хикикомори описал в начале 1990-х годов японский психиатр, специалист по подростковому возрасту Тамаки Сайто в книге «Социальная абстиненция: подростковый возраст без конца». Сам термин тоже происходит от японского слова, которое означает примерно «отползти и залечь/засесть где-нибудь». Сайто заметил тенденцию: некоторые подростки (в основном мальчики) из обеспеченных семей постепенно становятся апатичными и замкнутыми.

Они забрасывают учебу, обрывают привычные социальные связи и начинают проводить дни и ночи напролет за играми и онлайн-общением. В результате длительной самоизоляции от общества они постепенно теряют навыки социальной жизни.

По примерным оценкам (хикки не особенно любят участвовать в соцопросах) сегодня в 127-миллионной Японии такой образ жизни ведут около миллиона подростков и молодых людей; чаще всего возраст хикки — от 15 до 35 лет.

На рубеже веков цифровые отшельники появились в Южной Корее и на Тайване, затем в Китае, Гонконге и Сингапуре, а в последние годы это явление распространяется по всему миру — в том числе и в России. В крупнейшем тематическом сообществе «ВКонтакте» состоят более 700 тысяч участников. Конечно, не всех этих людей действительно можно причислить к хикки, но это дает представление о масштабах явления.

Учитывая все большую распространенность хикки в мире, их восприятие в обществе начало меняться. Поначалу отшельников считали маргиналами, но сегодня такой образ жизни частично получил признание — особенно в молодежной среде. В то же время радикальная самоизоляция все чаще рассматривается как психическое расстройство, появляются клиники и врачи, специализирующихся на лечении и ресоциализации таких людей, а также группы поддержки для их родителей.

Почему подростки запираются в своей комнате

Социальное давление

Хикикомори обычно начинается с отказа от посещения школы из-за постоянного давления учителей, родителей и в целом общества, нацеленного на успех. При этом сравнение себя с другими провоцирует страх не оправдать ожидания. И тогда уединение в своей комнате становится формой эскапизма, бегства от ожиданий других людей. Вместо того чтобы раз за разом принимать сложные решения, хикки выбирает не принимать вообще никаких.

К добровольной изоляции подростка подталкивает также контраст между реальными чувствами и необходимостью демонстрировать определенное поведение на публике.

Например, если он испытывает постоянную неуверенность в себе, но в среде сверстников принято «быть успешным».

Слишком благополучная жизнь

Определенное значение имеет и финансовое положение семьи. Если родители могут позволить себе обеспечить уход за взрослым «ребенком», тому не нужно напряженно думать о собственном будущем и искать возможности заработка. Хотя такой образ жизни вполне могут начать и подростки из самых обычных семей, довольствуясь оплатой интернета и дешевым кофе.

Отношения между членами семьи тоже могут стать одной из причин затворничества. Иногда родители достаточно поздно распознают изменения в поведении своего ребенка или воспитывают его в атмосфере гиперопеки, мешая развитию самостоятельности. Например, в семьях с единственными детьми все усилия и чаяния родителей сосредоточены на одном человеке, все его желания по возможности исполняются. В такой ситуации дети одновременно чувствуют большую ответственность перед семьей и в то же время не умеют преодолевать трудности.

Страх перед будущим

Постоянные изменения на рынке труда, вызванные глобализацией и экономическими кризисами, также не внушают молодым людям веру в свои профессиональные перспективы. В то время как предыдущие поколения могли работать на одном месте до выхода на пенсию, сегодняшняя молодежь часто не может найти работу.

Страх неудачи в профессии заставляет пересматривать жизненные цели, и карьера занимает в них далеко не первое место.

Богатство сетевых возможностей

И конечно, популяризация образа жизни хикки не была бы возможной без распространения интернета. Современные технологии развенчивают представление о хикки как об одиноких людях, которые решительно отказываются от общения с кем бы то ни было. Хикикомори находят друг друга в закрытых группах соцсетей, обмениваются впечатлениями, рисунками и фотографиями на форумах, обсуждают музыку и события своей жизни, играют в онлайн-игры и устраивают коллективные просмотры фильмов. К тому же интернет открывает все больше возможностей для работы из дома. Получается, что иногда хикки могут быть социализированы даже лучше «обычных» людей — но по-своему.

На что обратить внимание родителям

Один из первых сигналов неблагополучия — если после возвращения из школы подросток не стремится на улицу и все время проводит в своей комнате, не пытаясь пойти на контакт с другими членами семьи и сверстниками. Возможно, он просто интроверт или проходит через сложный период взросления. В такое время ребенок особенно нуждается в поддержке и понимании, хотя родителям кажется, что он уходит от общения и пытается сохранять максимальную дистанцию. Подобное поведение — тоже часть осознания себя как самостоятельной личности и психологического отделения от родителей. Будьте внимательнее и старайтесь избегать барьеров на пути к доверительному общению.

«Спусковым крючком», ведущим к затворничеству, может стать что угодно: неудачные романтические отношения, ссоры со сверстниками или буллинг в школе, неудачи в учебе.

Помочь ребенку выйти из самоизоляции

Попробуйте обсудить ситуацию, дайте понять, что вы на его стороне. Разговаривать нужно на равных, не принижая его из-за возраста, не подчеркивая статус «иждивенца», ведь он только учится быть взрослым.

Сам подросток может и не видеть в своем уединении никакой проблемы. Объясните, как вы видите ситуацию. Проявите участие и не дайте ребенку повода думать, что вы считаете его «ненормальным».

Выясните, что происходит в жизни подростка, вместе решите, какие перемены пойдут ему на пользу. Если добровольное заточение затягивается на недели, ребенок стал замкнутым и постоянно норовит запереться в своей комнате, а попытки пойти на контакт вызывают агрессию и еще большую отрешенность, то это повод записаться на прием к психотерапевту. Хорошие специалисты часто способны быстрее и эффективнее помочь подростку и вернуть его в общество.

Кроме похода к психологу, хорошим решением может стать общение в небольших группах по интересам. Концерты, выставки и другие события, не требующие обязательного личного контакта с людьми, но создающие ощущение причастности, тоже помогут разрушить ту стену, за которой подросток пытается спрятаться от мира.

Источник:

А. Войскунский, Г. Солдатова «Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен» // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 22–43.

Школы снова перешли на удалёнку. Современных детей и так с трудом можно отогнать от компьютера и гаджетов. Как понять, что у школьника появилась зависимость и вернуть его в реальность?

Какие звоночки?

«Отойди ты от этого компьютера! Лучше с друзьями погуляй», – порой в сердцах бросают родители, когда видят, что ребёнок долго сидит перед экраном.

В жизни современных детей и подростков Интернет играет большую роль. И это уже не изменить. Именно поэтому важно вовремя заметить, когда у ребёнка наступает зависимость от виртуальной жизни. Педагог-психолог городского психологического центра Наталья Дворянинова говорит, что сильную зависимость заметить не так сложно – уж очень явными будут признаки. Сигналов в этом случае будет сразу несколько. Если есть всего один-два, то это повод присмотреться повнимательнее, чем живёт ребёнок.

Всё запретное привлекательно. Особенно для подростков, которые всё делают с точностью до наоборот.

«Ребёнок меньше общается на отвлечённые темы (например, говорит только о любимой игре), его перестаёт интересовать учёба, он прекращает посещать дополнительные занятия, всё время проводит за компьютером, появляется сильная, беспричинная раздражительность, – рассказывает о признаках зависимости Наталья Дворянинова. – У подростков психика подвижная, и у зависимых от компьютеров ребят могут быть частые и резкие перепады настроения – от сильного возбуждения до апатии. Они не могут контролировать время за компьютером, у них нарушается порядок сна и бодрствования, быстро уменьшается круг друзей, нарушается краткосрочная память. Ребята категорически запрещают трогать свои вещи, отказываются проводить время с родителями. Следствием того, что ребёнок проводит слишком много времени в соцсетях, может стать интерес к оружию, психоактивным веществам, аниме (это больше характерно для детей младше до 15-16 лет). Дети до 14 лет вдруг начинают использовать непонятные слова, смысл которых не могут объяснить, слушать деструктивную или агрессивную музыку, начинают следить за калориями и усиленно худеть. Многое может рассказать внешность – макияж, пирсинг, тату, странный стиль в одежде. Эксперименты с внешним видом, конечно, особенность возраста, но когда прибавляются другие перечисленные факторы, то есть повод задуматься». 

Дети, перегруженные Интернетом, становятся рассеянными, невнимательными. Если у них отбирают гаджет, то это вызывает бурю протеста. Они теряют интерес к обычным играм, спорту, кино. По словам педагога-психолога Анны Левицкой, стоит обратить внимание на состояние ребёнка. Зависимые от компьютера ребята становятся тревожными.

О чём говорят игры?

Понятно, что крайних случаев не так уж много, однако и у обычного ребёнка в трудный для него момент жизни могут «сбиться ориентиры». Почему же у детей формируется такая зависимость? О чём могут сказать виртуальные увлечения?

«Если ребёнок замкнутый и неуверенный в себе, то будет играть в игры, где будет чувствовать себя героем. То есть будет компенсировать то, что не получает в реальной жизни. Когда вы с искренним любопытством и спокойно спросите у ребёнка, который увлечён играми, почему они ему интересны, он вам сам всё расскажет. Например: «Мне нравится побеждать врагов. Мне нравится, что я тут главный». Он проговорит все свои основные потребности. И можно будет понять, чего ему не хватает в реальной жизни. Если он увлечённо играет в SIMS (игра, где можно строить социальные отношения. – Авт.), то ему, возможно, не хватает общения. Тогда надо отвести ребёнка в кружок, чтобы расширить круг его знакомых. Увлекается танками, роботами? Можно предложить кружок робототехники. Общается в соцсетях, но нет друзей в реальной жизни? Возможно, его игнорируют сверстники в школе или ему не хватает внимания родителей. Мамам и папам нужно задуматься, сколько любви они дарят своему ребёнку? Почему за вниманием он идёт в соцсети?»

Анна Левицкая добавляет, что дети не отдают себе отчёт, что в виртуальном мире образ собеседника часто идеализирован. Вживую с тем или иным человеком он бы, возможно, не стал поддерживать отношения.

Родителям стоит контролировать, с кем общаются дети в Интернете.

«У родителей есть заблуждение: если ребёнок общается в Интернете, то у него должны быть навыки общения. Это не так. Таким детям сложнее воспринимать собеседника, у них может быть неадекватный уровень самооценки (как завышенный, так и заниженный), – говорит Анна Левицкая. – Излишнее увлечение виртуальным миром может привести к снижению критического мышления. В Интернете много ложной информации, но так как многие люди её поддерживают и распространяют, то он начинает ей безоговорочно верить. Поэтому задача родителей и школы – дать ему «фильтры».

Если у ребёнка богатая социальная жизнь (есть интересы, кружки) и при этом он умеренно общается в Сети, то это не так плохо. Порой это может стать способом поддержания и развития сети контактов.

Чем помочь?

Психологи говорят, что избавить ребёнка от интернет-зависимости может искренний интерес родителей к нему и к тому, чем он увлекается. Мало ограничить пользование компьютером – нужно предложить что-то взамен.

«Нагружать в освободившееся время домашними обязанностями – не вариант. Это же его свободное время. Можно попросить ребёнка в том же Интернете поискать информацию о том, что ему интересно. Например, откуда появилось аниме или кто придумал «Майнкрафт» (популярная компьютерная игра. – Авт.), – говорит Наталья Дворянинова. – Самое главное – не осуждать и не оценивать. От родителя ребёнку нужно внимание. В этом случае дети становятся более уверенными в себе, успешными. У них меньше времени остаётся на пребывание в виртуальном мире. Рекомендую родителям не указывать, а говорить: «Я за тебя переживаю. Мне страшно, потому что Интернет небезопасен. Я беспокоюсь за твоё здоровье». Ребёнку будет приятнее выполнять просьбы мамы, которая тревожится, а не требует или раздаёт приказы. Сокращать время в Интернете нужно постепенно – минут на 15. При этом обязательно благодарить ребёнка, когда он это сделает. В поисках причины ухода ребёнка в виртуальную реальность родители забывают взглянуть на себя: дети повторяют то, что видят».

Зачем нужен Интернет?

Эксперт в сфере образования, преподаватель педагогического университета РИНО ПГНИУ Владимир Факторович:

«Дистанционное обучение и интернет-зависимость не связаны между собой. Зависимость формируется не в связи с учёбой, а в свободное время. И она мешает учиться онлайн. Когда дети включают смартфоны и компьютеры, у них возникает когнитивный диссонанс. Они привыкли там играть и общаться, а им задания предлагают выполнять. Это одна из проблем, почему не так просто идёт дистанционное образование – в особенности это касается учеников начальной школы.  Объяснять практически бесполезно, поэтому лучший способ – это показать образовательные возможности Интернета на собственном примере. Сесть за компьютер (когда ребёнок вас видит) и прочитать образовательную статью, пройти тест. Если родитель покажет, что он не только сидит в Инстаграме, а использует компьютер для поиска информации и образования, то будет толк. Самое полезное, что могут сделать родители, – договориться с ребёнком о здоровом режиме дня. Но родители тоже должны соблюдать режим. Если ребёнку дают на компьютер полчаса, а он видит, что мама приходит с работы и сидит там часами, то это плохой пример».

Почему важен контроль?

Психолог Елизавета Фалина:

«Компьютерные игры, просмотр клипов и видеороликов способны очень быстро вызвать зависимость: идёт сильная стимуляция мозга, причём как затылочной (зрительной), так и височной (звуковой) отделов коры. Мир для ребёнка становится серым и скучным. Наиболее подвержены такому воздействию дети с неустойчивой, незрелой нервной системой, чувствительные, гиперактивные. На них это наиболее пагубно влияет.

Нельзя забывать, что на любом этапе жизни необходим контроль. Родители должны знать, чем их ребёнок занимается в Интернете. Демократии здесь не может быть. В раннем возрасте важны жёсткие запреты, которые трансформируются потом в обязательную фильтрацию того, что закачано в компьютер, какие сайты ребёнок посещает. Для этого на телефон можно установить функцию родительского контроля. Если вы с раннего возраста установите правила и определите время пользования Интернетом, то в подростковом возрасте проблем будет меньше. В любом случае очень важно знать особенности своего ребёнка, искренне интересоваться, чем он живёт, чтобы виртуальная реальность не заменила ему настоящую жизнь».

«Ребёнок в виртуальном мире: развитие или вред. Как предотвратить цифровую зависимость»

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний.

Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем. В использовании гаджетов есть плюсы и минусы. Давайте в этом разберемся. Плюсы: Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте. Минусы: «Однобокость» развивающего эффекта. Раз уж мы заговорили о том, что гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.

Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером/планшетом/ноутбуком сидят часто сутулясь, а это это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем.

Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы. Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.

Психическое расстройство. Если ребенок часто играет в игры где много крови и ужасов, или просто слишком много времени проводит в «гаджете», то у него может развиться нервный тик, появиться агрессивное, неуправляемое поведение, зависимость и т.п. В таком случае ребенка будет очень сложно оторвать от его любимой игрушки. Эмоциональная тупость — этот не совсем корректный с точки зрения психиатрии термин — наверное, как нельзя лучше даёт понимание проблемы вреда гаджетов для детей и подростков. Более научно корректное понятие — «уплощённый аффект», то есть бедность и примитивность эмоциональной сферы. Нет, речь не идёт о контроле над эмоциями, напротив, их просто нет. И тут возникают две проблемы. Во-первых, человек не способен адекватно эмоционально реагировать на происходящее, второе, не способен понять эмоции и чувства других людей. Почему так происходит? Уже стало чуть ли не признаком хорошего тона все проблемы в воспитании детей валить на интернет, компьютер, смартфон и иже с ними. Но на сей раз ситуация обстоит именно так. Онлайн общение и постоянное пребывание в разного рода виртуальной реальности постепенно приводит к эмоциональной тупости.

Как предотвратить цифровую зависимость: Нельзя допускать превышения допустимого времени нахождения за компьютером/планшетом. Для каждого возраста оно своё. Возможно, ребёнок будет протестовать, но родителям стоит проявить твёрдость. Нельзя забывать, что вы – взрослый человек, и ответственность за жизнь и здоровье маленького существа лежит на вас. Необходимо придерживаться возрастных рекомендаций к играм и мультфильмам. Не стоит перегружать ребёнка той информацией, которую он не сможет воспринять. — Нельзя использовать гаджеты чтобы «отделаться» от ребёнка без особой надобности. В каких-то ситуациях они действительно – спасение, но если мама, к примеру, собирается готовить обед или заниматься домашними делами – лучше включить ребёнка в этот процесс, чем включить ему мультик. Что же делать? Да, гаджеты вредны для детей. Как мы можем видеть, это факт, который подтверждается и учёными, и статистическими исследованиями. Проблема гаджетов — это потеря связи с реальностью. Человек начинает жить в виртуальном мире, причём, надо понимать, сформированном не с самыми лучшими побуждениями. Большая часть информации, которую мы потребляем, поставляется теми, кто хочет нам что–то продать, в чём–то нас убедить и так далее. Наша личность — это информация, загруженная в наше подсознание. Никому в голову не придёт есть гнилую пищу, а вот «гнилую» информацию сегодня потребляют многие. И так же, как испорченная пища вредит здоровью, так же и вредоносная информация будет разрушать наше сознание и жизнь.

Как же решить эту проблему? В первую очередь, следует избежать главной ошибки — детям ничего не нужно запрещать. Если ребёнок уже «подсел» на гаджет, просто вырвать его из рук не получится. Здесь действует принцип захвата внимания. Нужно просто перенаправить внимание ребёнка на то, что его заинтересует больше. Самые лучшие варианты — это спорт или творчество. Как только ребёнок поймёт, что он способен побеждать не только в каких–то онлайн игрушках, но и в реальной жизни, это станет ему гораздо более интересно, чем какой–то виртуальный мир, который с выключением гаджета исчезает так же, как сон. Поэтому всё, что нужно, — это заменить зависимость от гаджета на зависимость от чего–либо конструктивного. Всё познаётся в сравнении. И реальные результаты своей деятельности всегда приятнее, чем какая–то интернет–иллюзия. Можно быть прокачанным «белым магом 80–го левла» в какой–то глупой онлайн–игрушке, но это никогда не сравнится с победой на спортивных соревнованиях или с признанием таланта художника или писателя. И важно понимать, что талант есть у каждого. Потому что каждый ребёнок приходит на эту землю со своим предназначением и своей задачей, и она явно не в том, чтобы кататься на танке в виртуальной реальности по полям сражений войны, окоченной 80 лет назад. С другой стороны, те же гаджеты можно использовать и с пользой. Планшет, телефон, смартфон — это не «иконы дьявола», как можно подумать исходя из вышеперечисленного. Это просто инструменты, которые можно использовать для своего развития.

Вредоносное влияние гаджетов начинается тогда, когда мы выстраиваем свою жизнь вокруг этого и тратим на него всё своё время. Никогда не поздно всё исправить. Психика ребёнка весьма подвижна, и если он на самом деле увлечётся чем–то полезным, то вырывать у него из рук гаджет просто будет не нужно. Он сам про него забудет.

Как отвлечь ребенка от компьютерных игр: советы психолога

Вместо запретов выясните, зачем ребенок погружается в виртуальный мир

19.01.2015, 09:10Советы

Ребенок целые дни проводит за компьютером, вместо живого общения, свежего воздуха и движения предпочитает стрелялки и бродилки? Эта проблемы знакома практически всем современным родителям. Как правило, уговоры и запреты в такой ситуации помогают мало, ребенок все равно находит возможность окунуться с головой в мир игры. Виртуальные сети все больше затягивают маленького человека, а родители опускают руки. Как бороться с этой проблемой, советует доктор медицинских наук, психотерапевт, заведующая кафедрой педиатрии Амурской государственной медицинской академии Елена Романцова. «Если ребенок играет в компьютерные игры, значит, зачем-то ему это надо! В игре ребенок получает то, что не получает в реальной жизни», — объясняет Елена Борисовна. Вот несколько рекомендаций родителям, которые помогут чаду сменить железного друга на настоящего.

Как отвлечь ребенка от компьютерных игр: советы психолога / Ребенок целые дни проводит за компьютером, вместо живого общения, свежего воздуха и движения предпочитает стрелялки и бродилки? Эта проблемы знакома практически всем современным родителям. Как правило, уговоры и запреты в такой ситуации помогают мало, ребенок все равно находит возможность окунуться с головой в мир игры. Виртуальные сети все больше затягивают маленького человека, а родители опускают руки. Как бороться с этой проблемой, советует доктор медицинских наук, психотерапевт, заведующая кафедрой педиатрии Амурской государственной медицинской академии Елена Романцова. «Если ребенок играет в компьютерные игры, значит, зачем-то ему это надо! В игре ребенок получает то, что не получает в реальной жизни», — объясняет Елена Борисовна. Вот несколько рекомендаций родителям, которые помогут чаду сменить железного друга на настоящего.
Фото: Архив АП

Совет 1: Запреты не помогут

— Первое, что надо очень хорошо для себя понимать: запретами ситуацию не исправить никаким образом, — наставляет Елена Романцова. – Некоторые родители думают, что если отключат компьютер, заберут от него провод, мышку, это поможет. Но практика показывает — ребенок найдет другие способы поиграть, а это значит, что будет юлить, хитрить, всячески обходить жесткие запреты.

Способов сделать это масса: купить вторую мышку, взять провод у товарища или просто начать засиживаться у друга, якобы занимаясь уроками, а на самом деле проводя время за компьютером. Найти возможность погрузиться в виртуальную реальность вне дома в современном мире можно всегда.

— Родители иногда используют ограничения со всяческими угрозами, манипулируя ребенком: если что-то сделаешь, разрешу играть, а не сделаешь, не позволю. Это категорически неправильный путь. Он ведет к агрессии, разрыву взаимоотношений с родителями. К непониманию. В итоге родители становятся первыми врагами, — предупреждает психотерапевт.

Совет 2: Сделайте ребенка победителем

— Надо хорошо для себя понимать: если ребенок играет в компьютерные игры, зачем-то ему это надо. Ребенок находится в пространстве игры, это его реальность. Что-то он там делает, может быть, и не очень замечательные вещи с моральной точки зрения. Но он становится победителем, героем, проходя через серию неудач, совершенствуя свои навыки. В итоге ребенок получает то, чего не получает в реальной жизни — ощущение своей значимости, ощущение победы, ощущение того, что он супер, — говорит Елена Борисовна.

Поэтому условия, в которых ребенок сможет ощутить свою значимость и стать победителем, ему нужно создать в реальной жизни. В этом заключается задача родителей.

— Подросткам нужно получать где-то ощущение своей взрослости, побед. Как правило, родители не стараются смотреть на них как на уже взрослеюших ребят. Они все время чувствуют родительский пресс. Что бы ребенок ни делал, он все равно как-то не дотягивает. И вот эта заниженная самооценка, которую формируют родители, она, конечно, очень угнетает. Зато в компьютерной игре ребенок — герой-победитель, — подчеркивает врач.

Совет 3: Поймите и станьте другом

Дайте ребенку понимание, советует Елена Романцова. Поймите его как личность, именно этого маленькому человеку и не хватает. За этим пониманием он и уходит в компьютерный мир, причем не обязательно погружается в игры, затянуть могут и социальные сети. В виртуальном мире ребенок становится таким, каким хочет быть в реальной жизни.

— Ваш ребенок должен получать понимание и помощь, чтобы стать достойным похвалы и восхищения. Но это нужно делать не через принуждение и понукание, а через дружеское общение. Первое, что должен сделать родитель — стать другом своему ребенку. Причем понимать его нужно не только тогда, когда он успешен в учебе, но и тогда, когда он приносит двойки, а у учителей есть к нему нарекания. Понять ребенка — значит, общаться с ним, уделять больше внимания, — поясняет психотерапевт.

Узнавайте у своего чада, как прошел день, что запомнилось в школе, какие у него проблемы. Общение чрезвычайно важно.

— Когда ребенок будет видеть в родителе не врага и не надзирателя, который ходит и проверяет, сколько времени он уже сидит за компьютером, а увидит в маме или папе человека, желающего его понять, он уже по-другому будет относиться к его словам и начнет прислушиваться, — уверяет Елена Борисовна.

Совет 4: Сыграйте с ребенком

Задача родителя — выяснить, чего ребенку не хватает в реальном мире, зачем он уходит в виртуальный, и дать недостающее. Может быть, стоит даже немного поиграть с ним за компьютером, чтобы это понять, дает необычный совет психотерапевт.

— Самое главное — понять,  что в этой игре, которая так привлекает ребенка, для него важно? Что он выигрывает, играя в нее? Важно, что он там самый смелый, например, или самый ловкий, быстрый? Поговорите с ребенком, выясните, какой он герой в этой игре. И помогите ребенку обеспечить в реальной жизни эту ловкость, быстроту, это ощущение себя героем! — призывает специалист.

Совет 5: Уважайте своего отпрыска

Ребенок, как и любой человек, требует уважительного к себе отношения. Он имеет свои интересы и пристрастия.

— Уважайте ребенка. Не надо его жестко принуждать к чему-то, не поняв, почему ребенок этого делать не хочет. Ведь у нас есть право выбора, оно должно быть и у ребенка. И он может делать что-то другое, помимо того, что вы сейчас ему сказали сделать. В общении с детьми нужна гибкость, понимание и уважение, — учит врач.

Совет 6: Заинтересуйте совместным занятием

Вместо компьютерных игр предложите ребенку другое интересное занятие, найдите общие интересы. Например, организуйте для вас совместное времяпрепровождение на свежем воздухе, займитесь вместе спортом, найдите общее хобби.

— Ребенок будет заниматься тем, что ему интересно. Будет там, где он почувствовуте себя победителем. Ему важно ощущать, что он может победить, может раскрыть свой талант, быть лучшим. И родителю нужно вместо компьютерных игр предложить ребенку что-то иное, что даст такое ощущение, — замечает Елена Романцова.

Правда, если отношения между родителем и ребенком уже разрушены, это не поможет. И призыв «Выключи компьютер, пойдем покатаемся на коньках!» останется без ответа и не даст никакого эффекта. В таком случае нужно прежде всего наладить отношения.

Совет 7: Не справляетесь — идите к психологу

— Если ситуация такова, что родитель видит, что не справляется, надо идти к психологу или психотерапевту.  К компьютерной зависимости нужно относиться как к любой другой: табачной, алкогольной или наркотической. Принцип формирования любой зависимости один — она не возникает на фоне гармонии, а всегда появляется на фоне какой-то пустоты внутри, — подчеркивает Елена Романцова. — Что к алкоголю и наркотикам, что к компьютерным играм человек обращается, когда ему плохо, когда он не видит для себя комфортную ситуацию. И вот к этому комфорту он и приходит через зависимость, и вытянуть его оттуда очень сложно.

Именно поэтому так важно понять, чего ребенку не хватает в реальном мире и почему он уходит с головой в компьютерные игры.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ:

1. Гаджет детям не игрушка: благовещенский школьник объясняет родителям, почему подростки не выпускают из рук свои сотовые

2. Игрушки против планшетов: как отучить ребенка от компьютеров и гаджетов

3. Дети, воспитанные компьютером: мнение журналиста АП

4. Компьютерные страсти: наркомания или спорт?

Возрастная категория материалов: 18+

  • Амурская правда
    от 17.01.2015

https://fartov.org/

Материалы по теме

Олимпиада «Безопасный интернет» стартовала для школьников Амурской областиОлимпиада «Безопасный интернет» стартовала для школьников Амурской области20.12.2022, 06:59
Как помочь ребенку справиться с интернет-зависимостью: для родителей запустили новый полезный проектКак помочь ребенку справиться с интернет-зависимостью: для родителей запустили новый полезный проект20.09.2022, 21:45
Благовещенская школьница научила тамагочи складывать и вычитать цифры10.06.2021, 09:25
Как стать моржом: 7 советов новичкам19.01.2021, 07:05
К 2021 году все социальные объекты Амурской области подключат к скоростному интернету01.09.2020, 17:28
Первая в Амурской области киберарена для геймеров открылась в Благовещенске30.06.2019, 21:43
Благовещенск станет площадкой всероссийского турнира по World of Tanks VR18.05.2018, 09:57
Лайфхак. Выбираем шторы для кухни: тип и дизайн15.08.2017, 11:18
Во всех школах Белогорска проведут уроки кибербезопасности19.10.2016, 10:31
Дети в интернете22.07.2016, 07:58
Ростелеком запустил бета-версию игрового портала Games27.11.2015, 11:25

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти лосей ночью
  • Как найти дельту в линейном уравнении
  • Как найти часы дорогие
  • Как найти человека в гугл спутник
  • Вк как найти свою закрытую группу