Ромашка вопросов как составить

Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.

Содержание

  • Что такое Ромашка Блума
  • Шесть лепестков – шесть вопросов
    • Простые вопросы
    • Уточняющие вопросы
    • Интерпретационные (объясняющие) вопросы
    • Творческие вопросы
    • Практические вопросы
    • Оценочные вопросы
  • Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
  • Когда вопросы-интерпретации актуальны?
  • Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума
    • Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей
  • Шаблон Ромашки Блума
  • Заключение

Что такое Ромашка Блума

лепестки Блума

Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.

Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:

  1. Знание – простые вопросы;
  2. Понимание – уточняющие;
  3. Применение – практические;
  4. Анализ – интерпретационные;
  5. Синтез – творческие;
  6. Оценка – оценочные.

Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.

Бенжамин Блум

Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:

  • когнитивная («знаю»);
  • психомоторная («творю»);
  • аффективная («умею»).

Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.

Шесть лепестков – шесть вопросов

Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.

Простые вопросы

Простые вопросы

Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.

Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».

Уточняющие вопросы

С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.

Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:

  • «Вы имели ввиду, что …?»;
  • «То есть ты говоришь, что …?»;
  • «Можно ли считать, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы

Интерпретационные вопросы

Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».

Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.

Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.

Творческие вопросы

В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:

  • «Что могло бы измениться …?»;
  • «Придумай, что случится, если …?»;
  • «Какие события произойдут в рассказе после …?».

Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.

Практические вопросы

Практические вопросы

Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:

  • «Предложи, что можно сделать из …?»;
  • «Где еще можно использовать …?»;
  • «Где в жизни можно наблюдать такое явление?».

Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.

Оценочные вопросы

Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».

  • «Поделись, как ты относишься к …?»;
  • «Почему это хорошо, а не плохо?»;
  • «Как определить, каким образом лучше поступить?».

Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.

Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»

Пришвин

Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.

Рассмотрим пример, когда дети в 4 классе работают с рассказом М. Пришвина «Лоси», используя Ромашку Блума.

элемент урока ромашка Блума
Если ученики знакомы с Ромашкой Блума с первого класса, то к четвертому вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.

Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста:

  1. Простые.

Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?

  1. Уточняющие.

Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?

  1. Интерпретационные.

Почему дед решил показаться лосихе из засады?
Почему дед не стал стрелять в лосей?

  1. Творческие.

Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?

  1. Практические.

Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?

  1. Оценочные.

Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?

Таким образом, каждый из учеников усвоил содержание текста и проработал его на разном уровне познавательной деятельности.

Когда вопросы-интерпретации актуальны?

вопросы-интерпретации для детей

Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.

Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.

Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.

Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума

В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).

При работе стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Старайтесь использовать Ромашку Блума в разных вариациях: цветная картинка для фронтальной работы, ч/б рисунок каждому ребенку для индивидуальной работы, преобразование вопросов в обычную таблицу, кубик Блума.
  2. Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести примеры (Приведи примеры однокоренных слов к слову «вода»).
  3. Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний.
  4. Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребенка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.
  5. Вопросы-интерпретации также используйте дозировано. Они должны быть заданы тогда, когда ответ действительно интересно услышать и он даст образовательный эффект (будет не просто тренировкой фантазии).
  6. Важно не только учить детей задавать и отвечать на вопросы, но и различать их типы. Можно предложить ученикам составить вопросы по Ромашке Блума или разделить уже готовые на группы. Но делать это стоит, когда они уже хорошо научились работать с этим приемом.

Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей

эффективность Ромашки Блума для критического мышления детей

Критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.

Прием Ромашка Блума эффективно решает все эти задачи: ребенок находит выход из проблемных ситуаций, опираясь на свой опыт и ранее полученные знания. Необычная форма работы делает процесс обучения интересным и увлекательным. А различные вариации помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого ученика.

Шаблон Ромашки Блума

Шаблон Ромашка Блума

Скачать шаблон Ромашки Блума для заполнения на уроках можно здесь.

Заключение

Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.

priem_romashka_bluma

Основная сила приема «ромашка Блума» – формирование навыка постановки вопросов. Вопрос – это крючок с наживкой. Не зря он на него похож. Если есть понимание какая наживка какую рыбу привлечет, то вероятность поймать то, что нужно возрастает кратно. Только сначала не помешало бы определиться с тем, какую рыбу будем ловить. Какого рода информацию искать.

voprosy

Когда ребенок буквально вооружен навыком задавать вопросы – изучение материала превращается в увлекательное занятие. И не только.

Этот навык формирует сильное мышление.

Что такое Ромашка Блума/Ромашка вопросов

Ромашка Блума – это прием технологии развития критического мышления. Он систематизирует все вопросы, которые помогают детям изучить материал с разных сторон.

Визуальное выражение – ромашка из 6 лепестков. На каждом из них один тип вопросов. Каждый следующий тип погружает в материал на бОльшую глубину. Там проявляются новые единицы информации, смыслы и связи.

romashka_bluma

Автор приема

Автор приема — одна из важных фигур XX века в педагогической психологии, американец Бенджамин Блум. Он был чрезвычайно образованным человеком. Еще ребенком читал с такой скоростью и обладал такой памятью, что мог взять книги из библиотеки и сдать их уже через несколько часов изученными.

Прием ромашка Блума: 6 типов вопросов, с которыми учиться интересно

Б. Блум

Помимо основной деятельности, он также работал советником правительств Индии и Израиля.

Одно из направлений его исследований связано с талантами и способностями. Ученый утверждал, что на квалификацию специалиста влияет количество усилий, которое человек прикладывает для ее повышения. А совсем не врожденные данные.

Другая, более известная работа Б. Блума – это классификация образовательных целей. Его труд активно изучают и применяют те, кто занимается обучением детей.

Он разделил все педагогические цели на:

  • аффективные — связанные с эмоциональным интеллектом
  • психомоторные – относящиеся к управлению движениями тела
  • когнитивные – касающиеся умственного понимания того, что нас окружает

Прием «ромашка с вопросами» помогает продвигаться по когнитивным/познавательным целям.

Цели Ромашки Блума при работе с текстом

Всего автор выделяет 6 познавательных целей. Они расположены в порядке возрастания по степени сложности.

  1. Знания. Простой уровень. Нужно запомнить факты, термины, события без необходимости их понимания.
  2. Понимание. Это не просто отвечать заученное. Это уметь сравнивать, соотносить с тем, что уже знакомо, выдавать обратную связь.
  3. Применение. После того, как поняли, уметь находить применение новым знаниям, использовать их для решения задач.
  4. Анализ. Понять причины, найти мотивы событий и действующих лиц. Собрать доказательства, определить части и целое.
  5. Синтез. Создать новые взаимосвязи между элементами темы, предположить другое развитие событие.
  6. Оценка. Высший уровень. Подтвердить или опровергнуть достоверность идей и фактов. Сформировать собственные суждения и обосновать их.

kognitivnye_celi

Пирамида Блума

Чтобы достичь этих целей на помощь приходят 6 типов вопросов. Каждый из них цепляет ту информацию, которая необходима для каждого уровня.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) и прием «ромашка Блума»

ТРКМ включает 3 стадии занятия: вызов, осмысление, релаксация.

Ромашка Блума лучше всего применима на стадии осмысления, где ученик принимает и усваивает новую информацию. Одна из задач этого этапа отделить старые знания от только что полученных. Понять, как именно происходит процесс мышления.

stadiya_osmysleniya

Ребенку нужно не только узнать новое, но и:

  • сопоставить, проверить на достоверность и старую, и новую информацию
  • создать связи между тем, что уже знакомо и тем, что только получает, выстроить систему
  • найти применение знаниям в реальной жизни

Используя типы вопросов Блума как инструменты для достижения целей познавательной деятельности, все эти задачи будут решены. Как по лестнице к последней, самой сложной ступени Оценка, ученик подходит подготовленный. У него есть знания, понимание, детальная проработка связей и интерпретация мотивов.

Он готов к третьей стадии ТРКМ — Релаксация. Готов дать собственное оценочное суждение с аргументацией. И защитить его.

Простые

Простые вопросы связаны с целью – знания. Именно их чаще всего используют учителя в школе и взрослые дома.

Кто?
Что?
Где?
Сколько?
Когда?
Кого встретила Красная Шапочка в лесу?
Что КШ несла бабушке?
Когда пришли охотники в дом бабушки?

Отношение к знанию фактов сейчас двоякое. Кто-то говорит, что Интернет знает все и надо просто спросить у него. Другие утверждают, что без знаний в голове не могут проходить никакие мыслительные операции: сравнение, классификация, анализ. Да и творчества без знаний нет.

Если говорить об изучении нового материала, то конечно, без знаний следующих целей не получится достичь. Поэтому сначала задаем вопросы по тексту простые. Пусть даже источник с ответами будет перед глазами. Или его только что прочли.

prostye_voprosy_priem_romashka_bluma

Уточняющие

Для понимания входящей информации важно не подгонять ее под свою «картину мира». Стараться принимать ее так, как говорят. Услышать то, что имеет в виду автор.

Самый эффективный способ свериться, сопоставить то, что понял с тем, что дали — получить обратную связь.

Ошибок нет – есть обратная связь

пресуппозиция НЛП

Об нее корректируются убеждения, открываются законы мироздания, познаются чувства свои и других людей.

Ученик имеет возможность получать обратную связь, уточнять свое понимание у автора сообщения. Формулировка для такой цели начинается со слов:

Так ли я понял, что…?
Т. е. ты думаешь, что…?
Правда ли, что…?
Правильно ли я понимаю, что Красная Шапочка настолько смелая, что не испугалась волка?
Т. е. ты думаешь, что КШ просто не знала ничего про волков?
Действительно ли волк похож на бабушку?

Такие вопросы формируют навык вести дискуссию и активно слушать собеседника. А также находить общие идеи, точки соприкосновения.

При работе с текстом уточнения позволяют утвердиться в правильности своего понимания/обнаружить неверное.

Важный момент для учителя/взрослого
Нельзя критиковать. Даже если все неправильно. Для достижения цели «Понимание» ребенок учится обобщать, выражать мысли своими словами, поэтому нужно аккуратно помогать: «Если я тебя правильно поняла, то…?» Часто, после обратной связи ребенок слышит свою ошибку сам.

utochnyayushchie_voprosy_priem_romashka_bluma

Практические

Любые знания нужно «заземлять» на практику, действие. Тогда они надолго задержатся и принесут пользу своему владельцу.

Практические вопросы связаны с последующим действием, хотя бы на уровне представления. Они должны быть максимально точными и содержать проблему, которую предстоит решить.

Как сделать?
Где можно применить?
В каких случаях?
Какие правила общения с незнакомыми людьми можно вывести из сказки про Красную Шапочку?
Как понять можно ли открыть, когда стучат в дверь?
Обманывал ли кто-нибудь тебя, смог ли ты вывести его на чистую воду?

Когда перед учеником стоит познавательная цель: применить свои новые знания – интерес к их усвоению сильно возрастает. У ребенка появляется мотивация, он отвечает на запрос: «Зачем мне это нужно изучать?»

prakticheskie_voprosy_priem_romashka_bluma

Интерпретационные (объясняющие)

Этот тип вопросов помогает найти причинно-следственные связи. Можно мысленно превращаться в детективов и проводить расследование.

Почему он это сделал?
Из-за чего это произошло?
Зачем ты так сказал?

Для анализа текста нужно не только выяснить причины событий и поступков, но и мотивы поведения.

Детям нужно объяснять разницу между вопросами «Почему?» и «Зачем?»

Красная Шапочка спросила волка: «Почему у тебя такие больше зубы?» В ответ она услышала: «Чтобы съесть тебя!»

Но это ответ на вопрос: «Зачем тебе такие большие зубы?»

Почему у тебя такие большие зубы?
Потому что я хищник и моя природа так устроена, чтобы я мог прожевать сырое мясо.
Чтобы съесть тебя
Почему? Зачем?
Ответ начинается со слов Потому что + объяснение Чтобы + мотив (что будет после действия?)
Вопрос Почему Красная Шапочка понесла пирожки? Зачем Красная Шапочка понесла пирожки?
Варианты ответов • Потому что ее попросила мама, а КШ привыкла ее слушаться.
• Потому что бабушка сама не может за ними прийти.
• Потому что Красная Шапочка хотела погулять одна по лесу.
• Чтобы бабушка поела.
• Чтобы Красную Шапочку похвалили.
• Чтобы мама не выглядела в глазах бабушки неблагодарной.
Какая разница между словами Почему? и Зачем?

После ступени с практикой анализ информации даст больше ответов и, как результат этой цели – больше связей.

Уточнение: ответа на интерпретационный вопрос в тексте нет. Ребенок находит свой. Иначе этот вопрос становится простым.

interpretacionnye_voprosy_priem_romashka_bluma

Творческие

Задавая творческие вопросы, мы выходим за рамки текста. Собираем из элементов, которые выделили на предыдущем шаге новые идеи, смыслы, прогнозы и предположения.

Цель этих вопросов – пробудить воображение, творческое воображение, то которое находит необычные связи. В таких вопросах используют условную частицу «бы».

Что было бы, если…?
Как поступила бы, если…?
Что могло бы измениться, если..?
Как продолжилась бы сказка, если бы Красная Шапочка не сказала волку, где живет бабушка?
Представь, что КШ понесла пирожки вместе с мамой, как бы сложилось продолжение сказки?
Как бы ты поступил на месте КШ в лесу?

У нас в голове есть контекст, характеры, реакции персонажей и мы не отклоняемся от них. Предлагаем только другие условия для них. Если добавляем какое-либо качество, признак, то персонаж уже действует с учетом этих введений.

А если бы КШ была мастером по карате, как бы развернулись события в домике бабушки?

Хоть вопросы и творческие, но и они, и ответы на них должны быть логичными и опираться на заданную среду.

tvorcheskie_voprosy_priem_romashka_bluma

Оценочные

Оценочные вопросы не формируют отношение. Их задача помочь осознать уже сложившееся эмоциональное отношение.

Для того чтобы задать такой вопрос или ответить на него нужно, чтобы ученик имел свое мнение, которое базируется на понимании, анализе, синтезе информации.

Как ты считаешь…?
Как ты относишься к…?
Каким образом лучше поступить?
Как ты думаешь, мама КШ правильно поступила, когда отправила ее одну?
Каким образом лучше поступить Красной Шапочке в лесу?
Как ты считаешь, о чем хотел предупредить нас автор, когда рассказал историю про Красную Шапочку?

ocenochnye_voprosy_priem_romashka_bluma

Такие вопросы направлены на высказывание аргументированных суждений выводов и решений.

Пошаговая инструкция для использования Ромашки с вопросами

2 подхода к реализации приема «ромашка Блума» (при желании используйте свой).

  1. Попроще. Вопросы поступают от взрослого/учителя по ходу чтения материала/после прочтения. Дети обсуждают не только ответы, но и классифицируют сами вопросы.
  2. Как продолжение. Дети сами задают другим детям/взрослому вопросы, соответствующие определенной познавательной цели.

Ромашка Блума на уроках (второй подход)

Для сравнения, пусть ученики зададут вопросы к тексту без приема. А затем примените метод «ромашки Блума». Вы увидите, насколько вопросы по ромашке более разнообразные, осмысленные, полезные.

Шаг 1. Подготовьте модель ромашки с вопросами

Ее можно скачать ниже или сделать самому. Поясните что значит каждый тип вопросов. Вместе сформулируйте несколько вопросов по теме для примера.

Шаг 2. Разделите класс на 6 групп и раздайте каждой свой лепесток

На лепестках уже есть опорные конструкции вопросов, поэтому ученикам остается применить их к материалу.

Шаг 3. Ученики составляют несколько вопросов и выбирают 2-3 лучших.

Шаг 4. Команды задают вопросы друг другу.

Очередность вопросов лучше ставить по мере продвижения по когнитивным целям. От простых к оценочным. Можно чтобы одна из команд спрашивала, а желающие отвечали.

Продвинутый вариант применения ромашки Блума

Каждая команда составляет опрос/тест из 10-12 вопросов различного типа в нужной последовательности.

Затем команды обмениваются и отвечают на них.

Таким образом ученики не только досконально изучают материал, но и узнают какие вопросы можно задать еще. Акцент в задании все-таки на вопросах, поэтому и фокус внимания обращен именно к ним.

Пример применения приема

Для примера взяли текст из учебника Окружающий мир 2 класса. Задавали вопросы по очереди с помощью модели Ромашки. Взрослый и ребенок. Такая бомбежка из вопросов позволила не только найти множество связей и смежных тем для разговора, а и надолго запомнить обсуждаемую информацию.

rabota_s_tekstom

Простые

Кто летал по комнате?
Что она пыталась поймать?
Чего испугалась Лена?

Уточняющие

Так ли я понял, что это произошло во сне?
Правильно ли я понял, что Лена была в газообразном состоянии?
А что, действительно жидкость в невесомости принимает форму шара?

Практические

Как сделать так, чтобы взлететь как Лена?
Где можно применить невесомость?
Когда мы в жизни сталкиваемся с силой притяжения?

Интерпретационные

Почему дом полетел?
Из-за чего Лена почувствовала легкость?
Почему ей приснился сон? (это простой вопрос, т. к. ответ есть в тексте)

Творческие

Если бы ты был на месте Лены, чтобы ты сделал в первую очередь?
Что случилось бы, если бы Лена улетела в космос?
Как бы ты поступил, если бы увидел летающую собаку?

Оценочные

Как ты считаешь, хорошо ли поступила Лена, что заснула и не выучила урок?
Как ты относишься к невесомости?
Как ты думаешь, что лучше невесомость или гравитация?

<

Выводы:

  1. С помощью приема «ромашка Блума» можно изучать не только параграф, но и большой тематический блок.
  2. Когда знаем типы вопросов, то применяем их для получения нужного уровня ответы.
  3. Осознанно подходим к изучению материала. Понимаем что делать. Это увеличивает интерес к учебе и повышает КПД.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Возьмите текст, прочитайте его и задайте все типы вопросов приема «Ромашка Блума». Взрослый задает — ребенок отвечает. И наоборот:)
Жду вашу работу.


Прием ромашка Блума: 6 типов вопросов, с которыми учиться интересно

«Ромашка Блума»

Требования
современного образования, обозначенные во ФГОС, нацеливают на принцип «учить
не науке, а учить учиться
«.

 Такую задачу
ставит технология развития критического мышления. Критическое мышление
это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который
характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к
окружающему его информационному полю.

В педагогике – это
мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой
информации на жизненный личный опыт.

 А как развивать в ребенке навыки
критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

Сегодня я хочу вам продемонстрировать один
из популярных приемов развития критического мышления, разработанных
американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.  Бенджамин Блум
известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.
Предложенная им теория, или «таксономия», разделяет образовательные
цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти
цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и
«Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А
он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Этот прием
называется «Ромашка  Блума» или «ромашка вопросов и ответов». 
Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан
на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на
различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не
только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

Главным в работе с
текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у
современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы.  Одним из
основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и
поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при
формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?  Перефразируя
высказывание Элисон Кинг можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют
мыслить» .

Научить ребёнка
мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума»
помогает научить  детей задавать вопросы.  

«Ромашка»
состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип
вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

                                
https://fs00.infourok.ru/images/doc/299/298847/img21.jpg

1. Простые
вопросы
— вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты,
вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?»,
«Когда?», «Где?», «Как?». Вопрос следует начать
со слова — назови …

2. Уточняющие
вопросы
. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты
говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу
ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является
предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что
он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации,
отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Вопрос
следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные
(объясняющие) вопросы
. Обычно начинаются со слова «Почему
и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья
на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из
интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный
тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент
самостоятельности.

4. Творческие
вопросы.
Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы»,
элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы
…», «Что будет, если …?», «Как вы думаете, как будет
развиваться сюжет в рассказе после…?».
Вопрос
следует начать со слова – придумай….

5. Практические
вопросы
. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между
теорией и практикой: «Как можно применить …?», Что можно сделать из
…?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?», «Как
бы вы поступили на месте героя рассказа?». Вопрос следует начать со слова
предложи….

6. Оценочные
вопросы
. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных
событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»,
«Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к
поступку главного героя?» и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Варианты
использования «Ромашки  Блума» на уроках

Возможны два
варианта:

•        Вопросы
формулирует сам учитель
. Это более легкий способ, используемый на начальной
стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

•        Вопросы
формулируют сами учащиеся
. Это вариант требует определенной подготовки от
детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот
вопросы-задания требуют определенного навыка.

В старших классах
кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить
таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются
составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

Вопросы на гранях
кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали
все стороны заданной темы.

«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») Учитель русского языка и литературы МАОУ г. Иркутска СОШ №63 Белкина Анна Сергеевна

Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной и коммуникативной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?

На мой взгляд, эту проблему может решить технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМЧП), которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Критическое мышление формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации .Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это: «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями; искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации.

Эффективные приемы технологии развития критического мышления на уроках литературы и русского языка.    На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение — это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

В средней и старшей школе можно работать над формированием стратегий чтения, среди которых можно выделить прогнозирование содержания по заголовку,  рассечение вопроса, мозговой штурм, диалог с текстом, чтение с пометками, «тонкие» и «толстые» вопросы, чтение с остановками, дерево предсказаний, ромашка Блума и т.д.

В том потоке информации, в котором живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.

Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов «Ромашка Блума»

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») . Лепесток-вопрос.

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума». Но подстерегало разочарование: зачастую было сложно четко и однозначно определить, к какому типу — по таксономии Б. Блума — относится тот или иной вопрос. Кроме того многие учителя говорили: «Это все красиво, но для нас полезнее активное изучение практического материала».

Начался этап модификаций: уточнялись формулировки вопросов, придумывались различные способы использования на занятиях самой формы «ромашки». В результате была создана «Ромашка вопросов», которую в России по-прежнему упорно называют «Ромашкой Блума». Сам же перечень вопросов на ее лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс. Уместно спросить: «Кто же автор этого приема?

  1. Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял..?

Применение

Практические

Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь ?

1.Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д. 1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?». Простые вопросы или «тонкие» вопросы. Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала , ориентированы на работу памяти.

2.Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», Ты так считаешь?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о… «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…».Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что. Их задают с целью что-то уточнить.

3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. Объясняющие вопросы или «толстые» вопросы. Обычно начинаются со слова Почему?. Они направлены на установление причинно-следственных связей. Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?).

4.Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, фантазии мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» . «Что будет, если….». – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

5.Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», Чем один герой отличается от другого?. т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем.Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке

6.Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. Начинают их со слов «Как бы вы поступили на месте героя рассказа.: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?». Они направлены на установление взаимосвязи между

теорией и практикой.

Такая классификация помогает мне научить детей задавать вопросы к тексту

самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к

произведению (на любом этапе работы), работу я провожу в парах, группах и

индивидуально. — Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

«Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, осмысления или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.

Использование приема «Ромашка Блума» позволяет мне осуществить дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе . Таксономия Блума — как одна из форм работы по развитию критического мышления.

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Если использовать «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».

Как показывает практика, педагогов, в основном, не смущает «детская» форма этой стратегии. Очень часто ее используют для повторения материала. Обучающиеся составляют вопросы, а затем сами ищут на них ответы, используя различные источники информации. После этой работы попросила их ответить на два вопроса: «Какие вопросы были наиболее сложными?» и «Насколько эта работа была для вас полезна?».

Вот основные результаты этого исследования.

Труднее всего учащимся даются творческие и практические вопросы. Все 56 опрошенных отметили, что работа была для них по-настоящему полезна, и аргументировали это тем, что формулируя вопросы, они лучше поняли и запомнили материал. Благодаря вопросам мы можем научиться лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения.

Рассмотрим несколько примеров.

Вот пример использования ромашки «Блума» на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский». 1 глава Из опыта работы.

1. Простые вопросы. С кем из героев мы знакомимся в 1 главе? Что мы узнаем об их жизни?

2. Уточняющий вопрос. Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давало ему власть?

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему Троекуров, надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского?

4. Творческие вопросы. Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры между

Троекуровым и Дубровским.

5. Оценочные вопросы. Как характеризует Дубровского случай на псарне?

6. Практические вопросы. Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить?

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками. Этот прием требует подготовительной работы: 1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

1. Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); — Динамичный, событийный сюжет; — Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Познакомимся со стратегией на материале  рассказа Ю. Яковлева «Игра в красавицу». (Презентация )

1. Где происходят события рассказа? (СЛАЙД ) Простой вопрос

2. Если мы правильно поняли, то Нина чувствовала себя красивой потому, что ребята говорили о ней красивые слова? (СЛАЙД ) Уточняющий вопрос

3. Почему Нина стала ходить следом за появившимся во дворе мальчиком? (СЛАЙД ) Объясняющий вопрос

4. Как вы думаете, что изменилось в сознании Нины, когда она услышала те же слова в адрес нового участника «игры в красавицу»? (СЛАЙД ) Творческий вопрос

5. Как характеризует такое поведение по отношению к новенькому и к Нине ребят со двора? (СЛАЙД ) Оценочный вопрос

6. Как бы вы поступили на месте Нины (мамы, нового героя)? (СЛАЙД ) Практический вопрос

«Ромашка Блума» («Ромашка вопросов» ) на уроках русского языка.

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков — шести типов вопросов:

1.Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие – это самостоятельная часть речи?»

2. Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»

3.Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно — следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»

4.Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»

5.Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»

6.Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

Прием формирует умение ставить различные вопросы к теме, систематизировать их.

Для оценивания учащимися своей активности и качества работы на уроке предлагаю на листочке условно отмечать свои ответы:

  • «V» — ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный

  • «W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный

  • « | » — ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

  • «+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный

  • «0» — не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты наблюдений, учащиеся смогут сами объективно оценить свою активность и качество работы.

. Свое выступление позвольте закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».

Список литературы:

1.Алимбекова . Как писать изложение в школе? //Русский язык в школе «Первое сентября» 2002. — №29

2.Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12

3.Загашев И.О. Умение задавать вопросы // Библиотека в школе.- 2001.- №12

4.Загашев И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17

5.Загашев И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления. // Библиотека в школе.- 2004.- №18

6.Загашев И.О. Как научиться вести диалог с текстом? // Библиотека в школе.- 2004.- №19

7.Загашев И.О. Стратегии обучения умению решать проблемы. // Библиотека в школе.- 2004.- №20

8.Загашев И.О. Ученик – исследователь. // Библиотека в школе.- 2004.- №21

9.Загашев И.О. Групповые и парные работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №22

10.Загашев И.О. Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №23

11. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПБ, 2003.

12.Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2001.- №12

13.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.

14.Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Библиотека в школе.- 2001.- №12

15.Либерцева В.В. Перекрестная дискуссия как средство развития критического мышления. // Русский язык в школе «Первое сентября». – 2003. -№11

16.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование под редакцией Степановой Е,Н., — М.:- Изд-во «Творческий центр», 2003.

17.Остренко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе. // Перемена. – 2002.- №3

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 1998.

19.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.; — М.: Генезис, 1999. — 272 с.

20Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19

21.Халперн Д. Психология критического мышления, — СПбб.: Изд-во «Питер».2000.

22.Хаузенблас О. Чтение, письмо, критическое мышление и слоны. // Библиотека в школе.- 2001.- №22

Ромашка Блума
Ромашка Блума
Прием “Ромашка Блума”

“Ромашка Блума” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

Рассмотрим шесть типов вопросов:

  1. Простые вопросы.
  2. Уточняющие вопросы.
  3. Вопросы-интерпретации.
  4. Оценивающие вопросы.
  5. Творческие вопросы.
  6. Практические вопросы.

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”. Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ

Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию.

  1. 1.Спросите у ребят, что, по их мнению, означает это слово
  2. 2.Спросите, где можно узнать значение этого слова.
  3. 3.Попросите детей привести примеры словосочетаний, содержащих это слово.

УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ обычно начинаются со слов:

  •  «То есть ты говоришь, что…?»
  •  «Если я правильно понял, то …?»
  •  «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?»

Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.

ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:
  1. Повторяют сказанное слишком подробно и дословно. Слишком подробное уточнение может вызвать различную реакцию. У кого-то возникнет страх, а у кого-то раздражение.
  2. Некоторые задают не уточняющие, а наводящие вопросы. Их еще называют формирующими
  3. Некоторые просят уточнить то, что им полностью непонятно. Случайно «выхватив» какой-то отрывок информации, некоторые люди задают к нему уточняющий вопрос. Это лишняя трата времени. Если вы не поняли, что вам сказали, то либо вам ничего и не хотели сказать, либо вам следует попросить повторить сказанное еще раз
  4. Некоторые используют негативные мимику и жесты. Уточняя, мы проявляем интерес к точке зрения другого человека, подчеркиваем ее ценность для нас.

Необходимы для формирования у ребенка способности выражать свои мысли. Уточняя, мы обобщаем услышанное и возвращаем свое понимание полученной информации собеседнику. Учащийся узнает о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.

ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.

Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.

Например:

  •  «Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок?»
  •  «Как ты относишься к этому герою?»
  •  «Что ты чувствуешь, решив эту задачу?»
КОГДА НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
  • Когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.
  • Когда вы видите, что мимика и жесты учеников говорят об их желании что-то изменить в уроке (речь идет о мимике скуки, раздражения, возбуждения и т. д.).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ:
  1. Иногда учителя используют оценочные вопросы в пиковые моменты ученической активности. Этого не стоит делать. Активность не снизится, но ее знак может поменяться с плюса на минус.
  2. Нужно уметь распознавать невербальные сигналы, говорящие о чувствах учеников. Затем с помощью оценочных вопросов помочь детям осознать свои чувства.
  3. Не следует задавать формирующие оценочные вопросы. Цель вопросов-оценок состоит в осознании уже сформированных эмоциональных отношений, но не в формировании их.
  4. Ответы на оценочные вопросы должны быть интересны лично вам. Мы уже не раз говорили о необходимости положительного внимания.
  5. Не следует (особенно в начальной школе) учителю первому отвечать на им же поставленный оценочный вопрос.
  6. Не надо злоупотреблять оценочными вопросами. Даже взрослым людям бывает сложно говорить о своих эмоциях.

ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы …”, “Что будет, если …?”, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?”.Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.

ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.

Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются, как правило, со слова «почему».

При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.

КОГДА ВОПРОСЫ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКТУАЛЬНЫ

Начинать использовать вопросы-интерпретации можно с первого класса, но наибольшую актуальность они имеют, начиная с пятого класса и старше.

Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОПРОСОВ-ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
  • Задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы.
  • После своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу.
  • В течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций.
  • За один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов. Не стоит выпускать сразу весь пар — оставьте на потом

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: “Как можно применить …?”, Что можно сделать из …?”, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?”, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”.

Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.

Источники:

  • http://wiki.nios.ru/images/4/44/Trening_KM_06.12.2011.pdf
  • http://festival.1september.ru/articles/625679/

Просмотров: 53438

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти контакты телефона в яндекс
  • Как найти музыку если шазам не находит
  • Как найти такую машинку
  • Как найти мощность словами
  • Как найти верные равенства дробей