Сдвг как найти подход к ребенку

В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга. Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

Что такое гиперактивность

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

  • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

  • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

  • Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Когда проявляется

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

Норма или патология. Ложная гиперактивность

Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

Диагностика

Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
Диагностика включает в себя три этапа:

  1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка, об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
  2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
  3. Электроэнцефалограмма. Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

Признаки

Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

  1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью. Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
  2. Не может усидеть на месте, если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
  3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
  4. Не может тихо сидеть. Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
  5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
  6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками. Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
  7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
  8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции. Часто устраивает скандалы и истерики.
  9. Сон ребенка неспокойный, днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
  10. Быстро теряет интерес к занятиям, перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
  11. Ребенок рассеянный и невнимательный, не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

Иногда вызывающее поведение может быть обусловлено возрастными изменениями, к примеру часто двухлетние малыши перестают слушаться родителей, а трехлетки закатывают истерики по любому поводу. 

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

  • Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола. На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

  1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола – это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
  3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

Также различают простую форму заболевания и осложненную. При осложненной форме СДВГ к симптомам добавляются другие признаки: нервный тик, заикание, энурез, головные боли.

Лечение

К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Что делать родителям, воспитателям и учителям

Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви. Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

При обучении гиперактивных детей обычно возникает много сложностей

Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

Важно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

В данной ситуации вам также будут полезны материалы: почему ребенок нервный и агрессивный, как наказывать за плохое поведение. И обратите внимание, причины “непослушания” в разном возрасте могут быть разными – в 2, в 3, и в 4 года происходят значительные изменения в развитии ребенка и он может стать более капризным.

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

  • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

  • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

  • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

  • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Советы психологов

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

Итак список мультфильмов:

  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Петя Пяточкин»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Непослушный котенок»
  • «Непоседа»

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

№ 2, 2016

Соколова Ирина Ивановна старший преподаватель кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования Минского областного института развития образования

Как помочь ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью?

Период школьного детства — один из важнейших периодов в жизни человека, который накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Сколько радужных надежд связано у семьи с поступлением ребёнка в школу: каждый малыш хочет учиться только отлично. Однако уже в начальных классах многие дети испытывают не только трудности в обучении, но и в соблюдении правил поведения и работы в классе. Кроме того, у них возникают проблемы при общении со своими одноклассниками.

Что делать, если ребёнок постоянно находится в движении, не может спокойно играть со своими сверстниками, легко отвлекается, забывчив и невнимателен, моментально переключается на любую постороннюю мелочь и, кажется, совсем не учится на своих ошибках, действует импульсивно, не думая, что это приводит ко многим неприятным ситуациям и замечаниям в его адрес? Что кроется за этим: вариант нормы или патология?

Весь этот перечень отклонений объединяется общим названием — «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — нейропсихологическое детское расстройство, которое входит в число самых распространённых хронических состояний детей школьного возраста. Это серьёзная проблема как для медицины, так и для общества в целом, так как она связана с заболеванием и нарушением трудоспособности детей и подростков. СДВГ не относится к числу лёгких расстройств, он может стать причиной разрушительных проблем. В результате дополнительного изучения клинических случаев выявлено, что дети с СДВГ чаще бросают школу, реже заканчивают вуз, имеют меньше друзей или вообще их не имеют, учатся ниже своих способностей, бывают вовлечены в антисоциальную деятельность, употребляют алкоголь и наркотики, переживают депрессивные состояния и расстройства личности. У девочек с СДВГ чаще регистрируется беременность в подростковом возрасте. Необходимо помнить, что СДВГ — это не результат плохого семейного воспитания, а заболевание, занесённое в Международный классификатор болезней десятого пересмотра в раздел F90-F98 (Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте) под шифром F90 (Гиперкинетические расстройства).

Раннее распознавание, постановка диагноза и вовремя оказанная помощь могут направить в другое русло обучение и психосоциальное развитие детей с этим заболеванием. Однако, несмотря на его серьёзные последствия, необходимое лечение и помощь получают минимальное количество нуждающихся детей.

В Беларуси синдром дефицита внимания стал диагностироваться не более пятнадцати лет назад после проведённых исследований европейскими и американскими учёными. Вначале его рассматривали только в сочетании с гиперактивным поведением, описывая двигательное беспокойство ребёнка и невозможность длительного сосредоточения на каком-либо объекте. Изучались дети с нормальным интеллектом, так как учащиеся этой категории часто оказывались неуспевающими или относились к «проблемным» детям. В это время СДВГ рассматривался как вид задержки психического развития или вариант минимальной мозговой дисфункции (ММД). Такой подход был обусловлен тем, что причинами возникновения ММД и СДВГ являлись одни и те же остаточные явления раннего органического поражения головного мозга ребёнка в перинатальный период или в первые месяцы его жизни. Несколько позже специалисты сделали заключение, что синдром дефицита внимания можно наблюдать также и у детей без признаков гиперактивного поведения.

Надо заметить, что в Республике Беларусь психологическая диагностика СДВГ разработана слабо: диагноз «синдром дефицита внимания» врачи ставят детям и с интеллектуальной недостаточностью, и с психопатией, и даже больным шизофренией. Обусловлено это тем, что нарушение внимания диагностируется практически при любом виде детской психопатологии: когда нарушен ход психического развития ребёнка в той или иной форме нарушаются разные стороны внимания: концентрация, распределение, переключение, объём. При нарушении развития произвольности психических процессов, естественно, страдает и произвольное внимание. При органических повреждениях головного мозга страдает непроизвольное внимание, связанное с нарушением ориентировки в окружающем мире. Поэтому в настоящее время диагноз СДВГ ставится детям с проблемами в обучении, имеющими нормальный интеллект, в том случае, когда трудности, возникающие при их обучении, можно объяснить особенностями поведения: плохим сосредоточением, отвлекаемостью, неусидчивостью.

Ребёнок с СДВГ может вносить в учебный процесс и в семейную жизнь разрушительную стрессовую атмосферу. К сожалению, это мало зависит от того, насколько родители и учителя пытаются сделать «всё правильно». Такие дети продолжают нарушать дисциплину в классе, забывать записывать, выполнять и приносить даже выполненные домашние задания, не соблюдать ни дома, ни в школе режимные моменты. Часто своим поведением они отличаются друг от друга. Это связано с тем, что существует несколько типов СДВГ: гиперактивность без синдрома дефицита внимания, синдром дефицита внимания без гиперактивности и самый распространённый вариант: синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью.

Гиперактивные дети без синдрома дефицита внимания проявляют агрессию и эксцентричное поведение, они импульсивны и очень подвижны. Они более шумные, буйные, суматошные, безответственные и незрелые в своём поведении, чем их сверстники, поэтому они подвержены серьёзному риску возникновения агрессивного поведения, бунтарского проявления протеста, совершения антисоциальных или насильственных поступков.

В противоположность им, дети с синдром дефицита внимания без гиперактивности (в основном они невнимательны) обычно бывают тревожными, стеснительными, необщительными, не пользуются популярностью у сверстников, не делают больших успехов в спорте. Они часто сидят, «уставившись» в одну точку, или грезят на ходу и имеют низкую успеваемость в школе, часто забывчивы, недостаточно энергичны, вялы и медлительны. Эти ученики нередко теряют мысль; апатичные, сонные; в силу этого часто получают прозвища «тюфяк» или «мямля». Они менее агрессивны, импульсивны и подвижны в школе и дома, чем дети с синдромом гиперактивности, у них возникает меньше проблем в общении со сверстниками. Родители таких детей и учителя редко обращаются за помощью к специалистам, в силу чего чаще всего они остаются один на один со своими проблемами.

Наибольший процент из обследованных детей (тех, кто обратился за помощью) сочетают в себе черты невнимательности и гиперактивности. Они проявляют большинство признаков дефицита внимания: делают ошибки по невнимательности, не могут сосредоточиться на деталях, легко отвлекаются на посторонние раздражители; но в дополнение к этому они обладают чертами гиперактивности / импульсивности: беспокойно ёрзают, не зная, куда девать руки и ноги; не способны усидеть на месте; постоянно находятся в движении, перебивают других, не могут дождаться своей очереди. Во время урока детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя, часто не могут завершить работу, мешая при этом одноклассникам. Ребёнок с СДВГ уже на седьмой-восьмой минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь быть замеченным педагогом и одноклассниками, он добивается внимания взрослого и сверстников единственным известным и доступным ему способом: исполняя роль «классного шута».

Следует отметить, что все дети бывают иногда невнимательными, импульсивными или очень активными. Однако для ребёнка с СДВГ характерно тотальное проявление данных характеристик. Такое поведение является неотъемлемой частью его повседневной жизни, а не исключением. Ребёнок проявляет одни и те же качества и дома, и в школе, и в гостях, и на улице при общении со сверстниками. Более того поведение такого ребёнка среди незнакомых или большого количества людей ухудшается.

Учителя должны хорошо запомнить, что СДВГ редко проявляется в одиночку, часто ему сопутствуют следующие нарушения: тревожные расстройства, депрессивные состояния, расстройства поведения (агрессивное поведение), биполярные расстройства, синдром Туретта, тики, энурез.

Несмотря на то, что СДВГ — одно из наиболее тщательно изучаемых нарушений в школьном возрасте, точные причины этого заболевания пока ещё не установлены. Проведённые исследования говорят о скрытых биологических причинах: при проведении электроэнцефалографического обследования дети с СДВГ показывают меньшую электрическую активность мозга и меньшую реактивную способность на стимуляцию в одной или более областях головного мозга. Нейротомографические исследования также демонстрируют меньшую метаболическую активность этих же структур. Таким образом, в основе СДВГ лежат функциональная незрелость или нарушения работы подкорковых ядер головного мозга и лобных областей коры головного мозга. У детей с СДВГ лобные доли коры головного мозга, отвечающие за контроль поведения, формируются позднее, чем у их сверстников, поэтому они, имея нормальный и даже высокий уровень развития интеллекта, не обладают способностью к самоконтролю (И. Н. Садовникова, 1997). Это затрудняет процесс их обучения и вынуждает педагога искать способы, позволяющие помочь таким детям. На первых этапах это может быть индивидуальная, затем — групповая работа. Кроме того, СДВГ входит в число наиболее общепризнанных генетически обусловленных расстройств в психиатрии.

В результате проведённых исследований выявлены следующие причины СДВГ:

  • генетические (наследственная предрасположенность);
  • биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
  • социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания);
  • химические токсины (алкоголь, никотин, наркотики и др.).

Однако на данный момент не существует какого-либо простого теста или медицинского описания физиологического состояния, которые могли бы чётко указать на то, что ребёнок страдает СДВГ. Постановка диагноза — сложный процесс, для этого нужен опытный специалист в области медицины: детский психиатр или детский психоневролог. Важно заметить, что школы не могут провести диагностику СДВГ, так как это медицинский диагноз, который выходит за рамки компетенции работников школы.

Обследование должно быть комплексным: его проводят психолог и детский психоневролог. Правильно поставленный диагноз должен включать в себя данные, представляющие различные аспекты из жизни ребёнка. Особую роль при этом играет психолого-педагогическая характеристика учащегося из того учреждения образования, где он обучается; а также информация, полученная в результате клинической беседы с членами семьи ребёнка.

Алгоритм комплексной диагностики гиперактивности:

  • наблюдение за ребёнком;
  • данные анамнеза;
  • анкетирование родителей;
  • анкетирование педагогов;
  • анализ успеваемости;
  • беседа с психоневрологом (с психиатром), наблюдающим данного ребёнка;
  • опросник для учителя по психологической адаптации ребёнка в школе;
  • беседа с логопедом, работающим с данным ребёнком;
  • диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности);
  • диагностика подвижности нервной системы;
  • углублённая диагностика внимания.

Как известно, главный метод в работе психолога — это метод наблюдения. Рассмотрим основные критерии, на которые следует обратить внимание учителю и родителям ребёнка.

Диагностические критерии СДВГ.

Особенности поведения: появляются до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении, дома, в труде и в играх); не обусловлены какими-либо психическими расстройствами; вызывают психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

А. Невнимательность (из нижеперечисленных признаков минимум шесть должны проявляться непрерывно не менее полугода):

  • – неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • – неспособность вслушиваться в обращённую речь;
  • – неспособность доводить выполняемую работу до конца;
  • – неспособность организовать свою деятельность;
  • – отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;
  • – исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т. д.);
  • – забывчивость в повседневной деятельности;
  • – отстранённость от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.

Б. Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум шесть должны проявляться непрерывно не менее полугода):

Гиперактивность. Ребёнок:

  • – суетлив, не может сидеть спокойно;
  • – вскакивает с места без разрешения;
  • – бесцельно бегает, ёрзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях;
  • – не может играть в тихие игры, отдыхать.

Импульсивность. Ребёнок:

  • – выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • – не может дождаться своей очереди;
  • – часто вмешивается, прерывает;
  • – резкие смены настроения;
  • – не подчиняется правилам поведения или игры;
  • – имеет разный уровень выполнения заданий, на одних занятиях спокоен, на других — нет.

Следует сразу заметить, что не существует никакого быстродействующего лекарства или средства для устранения СДВГ. Однако существуют многочисленные стратегии и методы, помогающие улучшить поведение, самооценку и общее качество жизни ребёнка с СДВГ.

Эти средства вмешательства делятся на пять категорий:

  • общее информирование родителей об СДВГ и коррекция процесса воспитания;
  • обучение ребёнка самоконтролю, регуляции внимания, принятию решений и социальным навыкам;
  • медикаментозное лечение;
  • адаптация процесса обучения к ребёнку с СДВГ.

Организуя образовательный процесс для ребёнка с СДВГ необходимо помнить, что при увеличении нагрузок на нервную систему, а образовательный процесс способствует этому, симптомы СДВГ могут проявляться и усиливаться, в результате чего происходит разбалансировка психических процессов, что негативно отражается на процессе обучения (Т. А. Аристова, 1998). В следствие этого, нежелательно перегружать ребёнка занятиями с репетитором, переписыванием неаккуратных работ, бесконечными работами над ошибками, длительным выполнением домашних заданий. Принимая всё это во внимание, при выборе школы родителям лучше остановить свой выбор на обычном классе, а не на классе с усложнённой программой. Получая комплексную помощь (медицинскую, педагогическую, психологическую), ребёнок быстрее адаптируется к школьной жизни, находясь в комфортных для него условиях; а при соответствующем режиме обучения (без переутомления) работа мозга полностью нормализуется (Л. А. Ясюкова, 1997). В противном случае интеллектуальные и физические перегрузки только усилят симптоматику СДВГ, и ребёнок, даже обладая большим потенциалом, не сможет соответствовать школьным требованиям.

Особо следует остановиться на медикаментозном лечении. Для многих родителей сама мысль об этом кажется непереносимой: одни готовы водить ребёнка к «бабкам», другие уповают только на занятия с психологом. Однако при органических нарушениях любые, даже очень эффективные психологопедагогические методы будут работать вполсилы. Медикаменты, назначаемые психиатром, всегда бывают окружены множеством мифов и ложных утверждений, один из которых гласит, что детям назначают психотропные препараты или нейролептики. Эти препараты назначают детям очень редко в случаях тяжёлых форм шизофрении, эпилепсии и т. п. Проведённые исследования говорят о том, что наиболее существенным компонентом в лечении СДВГ являются успешно подобранные и правильно применяемые медицинские препараты.

Хотя медикаментозное лечение было признано наиболее эффективным, чем поведенческая терапия, однако комбинация этих методов приводила не только к стойким улучшениям, но и к снижению доз употребляемых медикаментов. Лекарства сами по себе не помогают ребёнку заводить дружбу и не учат его решать конфликты приемлемыми способами. Ребёнка с СДВГ необходимо обучать социальным навыкам и контролю над вспышками гнева.

Только комплексный подход приносит длительный и стойкий эффект. Медикаменты не сделают ребёнка умнее и не заставят его себя хорошо вести во всех ситуациях, но они уменьшают трудности с концентрацией внимания и помогают успешнее справляться со своими проблемами.

Одной из основных проблем ребёнка с СДВГ является отсутствие специальных программ обучения для детей данной категории. Многие родители, пройдя полное комплексное обследование и придя в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, получают только общие рекомендации для учителя и психолога об учёте индивидуальных особенностей ребёнка, который затем оказывается полностью зависим от того, как и насколько будут учтены эти индивидуальные особенности в школе и дома.

Учитывая, что самому ребёнку с СДВГ трудно структурировать своё время, на первых этапах обучения (как и на любом другом этапе, если это не было сделано раньше) родители должны помочь ему так распределить время, чтобы не было перегрузок, а школьные задания были выполнены.

Даже отдавая изрядную долю ответственности за обучение самому ребёнку, родители всё же должны контролировать выполнение им домашних заданий на протяжении всех лет обучения в школе. Недостаток понимания и помощи со стороны взрослых (родителей и учителей) может привести к проявлениям агрессивности со стороны ребёнка, к отказу выполнять учебные задания или к выполнению их только под страхом наказания. Необходимо заметить, что занятия ребёнка с гиперответственным родителем, которому хочется добиться идеального выполнения им домашних заданий, может привести к снижению мотивации, агрессивным вспышкам и, как следствие, конфликтам в семье.

Коррекция детей с СДВГ должна включать упражнения на развитие произвольности и самоконтроля, элиминации импульсивности, дыхательные, глазодвигательные упражнения и др. (А. Л. Сиротюк, 2001; Л. С Сиротюк, 2000). Часть упражнений можно выполнять на занятиях с психологом, часть — на уроке со всем классом, часть — дома. Важно отметить, что на начальных этапах обучения у таких детей отсутствует учебная мотивация, поскольку мотивационный уровень обучения обеспечивается лобными долями коры головного мозга, которые формируются у детей этой категории позже, чем у их сверстников. Поэтому одним из важнейших направлений работы с учащимися с СДВГ является формирование учебной мотивации.

Необходимо помнить, что меры педагогического воздействия будут эффективны только при систематическом их применении. Единичные мероприятия, даже с участием медицинских специалистов, педагогов, родителей и психологов, не приведут к ожидаемому результату, так как детям с СДВГ трудно самим структурировать время и пространство, они должны знать, что на каждое их действие следует определённое педагогическое воздействие. Причём для ощущения безопасности ребёнок должен быть уверен, что данное воздействие не зависит от настроения родителей, психолога, учителя, а является постоянным правилом.

Для коррекции поведения ребёнка с СДВГ родители должны соблюдать следующие правила:

  1. Не концентрируйте внимание на негативных формах поведения ребёнка.
  2. Постоянно поощряйте его, отмечайте успех. Не сравнивайте его с другими более успешными детьми, сравнивайте с прошлым результатом.
  3. Исключите такие методы воспитания, как эмоциональная взбучка, крик, физические наказания. Ребёнок внутренне ещё более дезорганизуется и теряет способность правильно себя вести.
  4. Гипервозбудимость ребёнка усиливается в местах скопления людей, поэтому не рекомендуется оставлять его в группе продлённого дня. Желательно предоставить ему возможность побыть дома без других детей и дозировать его пребывание в ситуациях, где много взрослых и детей.
  5. Дети с СДВГ больше, чем другие, нуждаются в физическом контакте с родителями, и этот контакт является для них эмоционально поддерживающим и физически исцеляющим.
  6. Следите за своей речью, говорите спокойным тоном.

Для предупреждения переутомления необходимо выполнять следующие правила:

  1. Поддерживайте в семье устойчивый режим занятий и отдыха, так как он поддерживает здоровье.
  2. Укладывайте ребёнка спать в одно и то же время. Ребёнку нужна большая длительность сна, чем взрослому человеку.
  3. В период засыпания ребёнка не включайте телевизор, если у родителей нет отдельной комнаты.
  4. Ограничивайте для ребёнка просмотр телепередач и видеофильмов.
  5. Следите за тем, чтобы питание ребёнка было полноценным и в нём присутствовали продукты с витаминами группы В, достаточное количество белков и полностью исключите быстрые углеводы (белый сахар, пшеничная мука, картофель, рис, виноград, изюм), заменив их на медленные (все каши, кроме манной и рисовой), а также за тем, чтобы ребёнок достаточно проводил время на свежем воздухе, так как для детей с СДВГ характерны затруднения мозгового кровообращения, а значит и с доставкой кислорода к клеткам мозга. Пребывание на свежем воздухе облегчает эту проблему без лекарств.
  6. При выполнении домашних заданий освободите ребёнка от вспомогательной, несущественной оформительской работы, такой, например, как расчерчивание полей в тетради и т. п.
  7. Выполнение домашних заданий поздно вечером вредно для ребёнка.
  8. Если у ребёнка болит голова, если он пережил стресс и не может сделать домашнее задание сегодня — не упорствуйте в желании добиться от него результата. Сообщите учителю о проблеме, а ребёнка уложить спать пораньше.

Помощь ребёнку в обучении и выполнении домашних заданий:

  1. Постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть, которая будет его территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в её оформлении. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребёнок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой ничего его не отвлекает.
  2. Учитывая повышенную отвлекаемость ребёнка, помогите ему организовать рабочее место для выполнения домашних заданий. Лишние вещи должны быть убраны со стола, чтобы они не отвлекали внимания, создайте в комнате условия тишины.
  3. Многие дети не могут выполнять домашние задания самостоятельно. Им необходимо присутствие и участие взрослого для того, чтобы сосредоточиться на работе. Присутствие взрослого создаёт необходимые условия для концентрации внимания.
  4. Материал, пройденный в классе, следует повторять так как ребёнок на уроке не всегда сосредоточен и мог что-то пропустить (не обвиняйте его в этом!).
  5. Дети с СДВГ испытывают трудности с записью домашних заданий, так как они обычно задаются в конце урока, когда ребёнок совсем устал. Родители могут сами узнать, что было задано.
  6. Необходимо освободить ребёнка от несущественной работы и сосредоточить его на понимании пройденного материала. Лучше, чтобы эти дети в первом классе как можно меньше писали. Не заставляйте ребёнка переписывать из-за помарок или желания добиться хорошего почерка, которого, возможно, не будет, так как СДВГ часто сочетается с проблемами мелкой моторики руки.
  7. Помогайте ребёнку развивать визуальное мышление и учите использовать его при обучении. При развитом визуальном мышлении ребёнок быстро обучается пользоваться рисунками, чертежами, схемами. Этим снимается нагрузка механического запоминания.
  8. Используйте чёткое структурирование информации, которую необходимо усвоить, разбивайте её на конкретные образные единицы, с последующей её организацией в целостные системы.
  9. Поощряйте чтение вслух дома, рассказывайте истории. Помогите ребёнку овладеть навыком оставаться в пределах одной темы.
  10. Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
  11. Проводите энергичную физзарядку, так как она помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует выработку необходимых гормонов.

Если ребёнок с СДВГ имел индивидуальное сопровождение в воспитании и обучении в дошкольный период (а таким детям противопоказано посещение учреждений дошкольного образования) и в начальных классах, то к 10–11 годам происходит устойчивая нормализация работы мозга, и далее он может учиться в том же режиме, что и его сверстники.

Дети с СДВГ не в состоянии в полной мере соответствовать школьным требованиям, несмотря на часто встречающийся у них хороший общий уровень интеллектуального развития. На уроках таким детям сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они не могут сами организовать и завершить работу.

Навыки чтения и письма у гиперактивного ребёнка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребёнок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.

Мозг таких детей нуждается в постоянных сильных раздражителях — «острых ощущениях». Именно поэтому в детстве они могут часами смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, но не в состоянии 45 минут делать грамматические упражнения или слушать объяснения учителя. Им нужен постоянный эмоциональный «допинг», поэтому подростками они чаще всего увлекаются рискованными видами спорта или придумывают себе опасные забавы.

Процесс коррекционно-развивающего обучения детей с СДВГ состоит из нескольких блоков, каждый из которых, будучи связанным с другими, имеет свою наиболее значимую для данного направления цель. Основные задачи учителя или педагога-психолога на специальных занятиях — создать условия для формирования у учащихся мотивационной обусловленности обучения; развивать объём восприятия, характеристики внимания, памяти, мышления и др.; для осуществления постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю: самостоятельному анализу учебного материала, процессу произвольного выполнения учебных заданий и самоанализу допущенных ошибок; снижения уровня негативных эмоциональных проявлений учащихся к процессу обучения, снижения уровня школьной тревожности как фактора, влияющего на общую успешность и на процесс освоения грамотного письма.

Таким образом, работа по обучению школьников с СДВГ имеет несколько направлений, однако деление на блоки носит условный характер, поскольку в конкретных видах заданий все они являются взаимосвязанными. Например, формирование у учащихся мотивационной обусловленности обучения и снижение негативных эмоциональных переживаний — необходимое основание реализации содержания остальных блоков работы педагога.

Следует отметить, что без индивидуализации обучения (Л. В. Занков, М. В. Зверев, 1973; А. А. Кирсанов, 1963; Г. Б. Монина, 2004) невозможно эффективное формирование учебных навыков. По мнению И. С. Якиманской (1966), образовательная программа должна быть гибко приспособлена к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. В процессе работы всякий педагог стремится, учитывая особенности ребёнка с СДВГ, создать самые благоприятные условия для его обучения. Однако это далеко не всегда приводит к глубокой личностной включённости ученика, поскольку инициатива исходит от учителя. Кроме того, в условиях классно-урочной системы учитель не всегда может уделять индивидуальное внимание столько, сколько необходимо ребёнку с СДВГ. В этом случае усилия учителя должны быть направлены на создание условий для «самоиндивидуализации» ученика, на выявление каждым учеником собственного стиля учебной деятельности и на переход к саморегуляции (И. С. Якиманская, 1999). Таким образом, специфика обучения учащихся с СДВГ заключается в реализации таких принципов, как комплексность, системность, поэтапность, при осуществлении индивидуализации.

Истинная индивидуализация предполагает при выборе конкретных мер педагогического воздействия учителем на каждого конкретного ученика учёт не только индивидуальных особенностей самого ученика, но и учёт индивидуальных возможностей самого учителя. Кроме того, большое значение при выборе стратегии будет иметь цель, которую преследует учитель: профилактическая помощь ребёнку или коррекция уже имеющихся затруднений.

Рекомендации для учителя

  1. Отрицательное поведение ребёнка необходимо предупреждать, обходить, а не заострять внимание, так как дети с СДВГ малочувствительны к замечаниям.
  2. Как можно чаще хвалить ребёнка с СДВГ за хорошее поведение, таким образом, поддерживая и закрепляя его. Обращать внимание на успехи и достижения. Необходимо соблюдать пропорцию: на пять похвал — одно замечание; на одно замечание — пять похвал.
  3. Похвала должна быть конкретной, а не общей. Не рекомендуется хвалить таким образом: «Ты молодец; умница; хороший мальчик (девочка)», лучше так: «Я довольна тобою сегодня. (Если ребёнок не спросил почему, следующий вопрос задаётся вами.) Знаешь, почему (имя ребёнка обязательно), я довольна тобой? (Послушайте ответ ребёнка, что он вам скажет.)» Если он не знает почему, тогда можно смело объяснять, на конкретном примере, а не абстракциями.
  4. Если возникает необходимость говорить о неправильном поступке ребёнка, то следует говорить о его поведении, а не о его личности, с максимально точным описанием происшедшего. Отрицательное описание личности и/или её качеств способствует закреплению негативного качества.
  5. Повышать учебную мотивацию: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания), обучение учащимися более младших школьников, повышение самооценки учащихся (задание «Я — звезда»).
  6. Оценивание ребёнка должно исходить из средних, а не из лучших достижений. Для такого ребёнка страшно услышать: «Вот, можешь, если захочешь/если постараешься». Если он постарался, сделал «как надо» и у него все получилось — это повод для того, чтобы его похвалить и особо отметить, а не повысить планку ежедневных требований.
  7. Проверка знаний должна осуществляться в начале урока.
  8. Необходимо избегать категоричных запретов.
  9. Следует иметь в классе чёткую систему правил поведения, выработанную совместными усилиями. Сразу требуется пояснить, что полагается за каждое конкретное невыполнение каждого правила.

Рекомендации для организации внимания ученика с СДВГ на уроке:

  1. Посадить в первый ряд как можно ближе к учителю желательно одного, в крайнем случае — за второй партой. Нельзя садить ребёнка возле окна, так как он будет постоянно отвлекаться.
  2. Если ребёнок сидит на уроке с отсутствующим видом, следует дать ему возможность отдохнуть в течение нескольких минут, так как сейчас он все равно не в состоянии воспринимать учебный материал. Для детей с СДВГ характерно такое периодическое снижение внимания, в это время у ребёнка восстанавливаются его ресурсы.
  3. Не стимулировать в ребёнке сильные отрицательные эмоции замечаниями, наказаниями и т. п., так как детей с СДВГ стресс ещё более дезорганизует и лишает и без того ограниченной способности воспринимать материал. Отрицательная мотивация (страх наказания, осуждения, неприятия и т. п.) для таких детей не показана.
  4. Часто для защиты собственной самооценки дети с СДВГ играют в классе роль шута. Нельзя давать им превращать урок в цирк, необходимо иметь запасные решения (тактика мгновенного реагирования).
  5. Вовлекая ребёнка в обучение, следует поддерживать его похвалой, признанием успехов, игровой мотивацией, интересом к знанию, выражением веры в его успех, признанием заслуг, совместной с ним деятельностью.
  6. В течение урока должна быть обеспечена смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребёнка. Во время учебного дня, урока необходимо планировать минуты двигательной активности — для всего класса в целом и/или для данного ученика индивидуально. Например, в такой форме: выйти и ответить у доски, раздать учебные материалы, пособия, помыть тряпку для вытирания доски или отнести список учеников в школьную столовую и т. п.
  7. Периодически персонифицированно обращаться к ученику для поддержания личного контакта.
  8. Инструкции учителя должны быть максимально чёткими и немногословными.
  9. В процессе обучения наиболее эффективно применение мультисенсорных техник обучения.
  10. Во время урока необходим постоянный визуальный контакт с ребёнком. Так можно одним взглядом «вернуть» ребёнка с СДВГ «к реальности». Взгляд может пробудить ребёнка от грёз, разрешить задать вопрос или успокоить.
  11. Помните об эмоциональной части учёбы. Детям с СДВГ необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от уроков, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху — желание работать.

Специфичная подд


Ребенок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Все это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог, психотерапевт GMS Clinic Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.

11 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

Физиологическими особенностями детей с СДВГ являются следующие проявления:

1. Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигаться, ему трудно во время уроков сидеть ровно: такие дети отвлекаются, разговаривают на уроках, «крутятся», раскачиваются, сидят, подложив ноги под попу, при утомлении их моторная активность повышается.

Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ, они нуждаются в постоянном поступлении питательных веществ в мозг, которое возможно только при движении. Если ребенка с СДВГ убедить сидеть спокойно, то ему будет труднее думать.

В связи с этим рекомендуется позволять определенный уровень моторной активности ребенку во время урока. В случае если ребенок утомляется, то разрешать ему (находить законный повод) походить по классу или сделать несколько активных упражнений (протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой).

2. Ребенок очень устает от рутины, ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже разобрался.

В связи с этим в мировой педагогической практике принято снижать количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий) для детей с СДВГ на 30%, не требовать от них выполнения всех примеров, в случае, если ребенок уже усвоил тему. Количество повторений у детей с СДВГ никак не влияет на качество усвоения информации.

Кроме того, допустимо, чтобы ребенок с СДВГ мог во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, что никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребенок начинает отвлекать своих соседей, активно двигаясь и разговаривая с ними.

3. Ребенок с СДВГ чаще всего не способен красиво и аккуратно оформлять свои работы, он допускает исправления, помарки, неточное оформление заданий.

Рекомендуется обращать внимание на содержание работы, а не на качество ее оформления, так как регулярное снижение балла за неправильно оформленную работу будет значительно снижать мотивацию к учебе.

4. Дети с СДВГ боятся больших объемов.

Если ребенку с СДВГ сразу предложить выполнить 20 примеров, он испугается и впадет в ступор или отчаяние, так как большие объемы работы их пугают. Однако, если ребенку дать те же 20 примеров на отдельных карточках 5 раз по 4 примера, это заметно улучшит его производительность. Ребенок с удовольствием выполнит все 20 примеров, кроме того, это будет хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. Таким образом, детям с СДВГ необходимо делить большие объемы заданий на несколько маленьких частей.

5. Ребенок с СДВГ может забывать бытовые вещи и часть пунктов при выполнении задания по плану, они даже могут забывать конечную цель деятельности (плохая оперативная память).

Часто детям с СДВГ снижают оценки из-за того, что они забывают выполнять часть заданий в упражнениях. Рекомендуется отдельно концентрировать их внимание на всех пунктах задания в упражнении. Например, спрашивать именно этого ребенка, что нужно не забыть выполнить в задании.

Кроме того, эти дети склонны забывать свои вещи. Поэтому можно им чаще напоминать о них или отдельно поощрять за то, что не забыл все взять с собой. Эффективным оказывается использование «напоминалок» — маленьких записочек, наклеек в пенале или объявлений на стенке, благодаря которым ребенок может вспомнить о необходимости взять с собой вещь, куда-то сходить или что-то сделать.

6. Ребенок с СДВГ часто отвлекается.

Желательно детей с СДВГ сажать ближе к учителю, чтобы им легче было сосредоточиться, а в случае, если ребенок отвлекся, слегка прикасаться к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Возможно специально обсудить с ребенком способы, с помощью которых он сможет не отвлекаться на уроке.

7. Дети с СДВГ плохо ориентируются во времени.

Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребенка. Однако ребёнок с СДВГ часто не замечает, что прошло больше времени, чем он рассчитывал. В результате, дети опаздывают, не успеваю что-то доделать. В таких случаях рекомендуется либо самостоятельно напоминать время, либо научить ребенка ставить таймер, либо ставить таймер или песочные часы так, чтоб их видели дети и могли самостоятельно ориентироваться.

11 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

8. Ребенок с СДВГ может очень чем-то увлекаться, это его сильная сторона, поэтому в случае, если ребенок в чем-то неуспешен, то можно восстановить его авторитет в глазах одноклассников через привлечение его к деятельности, к которой он проявил интерес и показал свою осведомленность.

9. Дети с СДВГ импульсивны.

Ребенку с СДВГ трудно удержаться и не выкрикнуть на уроке, если он знает ответ, ему трудно не вмешаться в деятельность, если происходит что-то для него интересное.

На уроках возможно введение специальных табличек, на которых дети могут фиксировать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. А также возможно введение специального поощрения для ребенка, если он не выкрикнул, проявил терпение. Например, в случае, если ребенок удержался от импульсивного действия, разрешить ему раздать тетради.

10. Дети с СДВГ эмоциональны.

В связи с этим они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (дети с СДВГ очень коммуникабельны: любят поговорить, пообщаться со всеми). В этом случае ребенку нужна поддержка или помощь в налаживании отношений с одноклассниками, можно вмешаться в игру детей и распределить роли, показав ребенку, как он может участвовать в игре. В противном случае могут возникать конфликты между ребенком с СДВГ и другими детьми.

11. Ребенка с СДВГ можно научить выполнять те вещи, которые для него сложны по физиологическим причинам, но для этого ему нужно создать внешнюю мотивацию.

Для этого используется система поощрения (бонусная система). Ее возможно использовать совместно с родителями. Например, вводится несколько правил (3 правила), которые ребенок должен выполнять в школе, за выполнение которых ребёнок получает «плюсики» от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок готовит сам дома, красиво оформляя его). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и т. д. При этом за выполнение правил на каждом уроке ребенок получает плюсики, плюсик ставится каждый раз, когда ребенок выполняет правило. Далее родители награждают ребенка за определённое количество «плюсиков». Для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый «бонус» стоит определённое количество «плюсиков».

Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Это связано с тем, что поведение ребенка с СДВГ такое непоседливое, что «плюсики» он будет терять быстрее, чем их накапливать, и таким образом система перестанет работать, ребенок потеряет к ней интерес и, в результате, невозможно будет ребёнка чем-то замотивировать.

Детей с СДВГ необходимо вести только на системе поощрения, система наказаний либо не работает, либо быстро приводит детей с СДВГ к депрессиям, что также ухудшает их поведение.

12. Система выработки навыка желательного поведения может быть использована и для всего класса в целом (Система Б. Фурмана «Навыки ребенка» (Kid’s skills) — есть такая книга).

В этом случае выбирается один навык, которому учится весь класс. Например, быть готовым к уроку вовремя. Это значит, что, как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять около своей парты, на столе должны лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, то учитель их хвалит и кладет шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной, это означает, что класс освоил навык. За это дети награждаются тем, что они любят: чаепитие, грамота от директора, поход в зоопарк.

Опыт применения такой программы показал, что при выработке одного навыка дети становятся в целом успешнее во всех сферах и их поведение становится лучше в целом.

13. В целом, ребенка можно привлекать к помощи учителю, это его сильно вдохновит, поднимет ему настроение и мотивирует на сотрудничество.

СДВГ – воспитание

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 15 января, 2018

Обновлено: 13 декабря, 2022

Гиперактивные дети – проблемы для родителей

Родители, сталкиваясь с таким диагнозом ребёнка, как СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, в буквальном смысле впадают в панику. Но отчаиваться не следует, так как это расстройство не представляет угрозы для жизни [1]. К тому же – поправимо: для коррекции синдрома нужно грамотно приложить силы, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

В Клинике восстановительной неврологии проводят полную диагностику, лечение, реабилитацию и профилактику таких детей уже 25 лет. Обратитесь к квалифицированному неврологу и соблюдайте его рекомендации.

Содержание статьи:

  • 1 Общие терапевтические подходы
  • 2 Приучать к организации
  • 3 Физическая и социальная активность
  • 4 Правильно питаться
  • 5 Найти занятие по душе
  • 6 Список литературных источников

Общие терапевтические подходы

Сначала организовывается диагностика с целью установить форму патологии, её масштабы. Затем составляют план комплексного лечения, с коррекцией мозговой деятельности.

Как правило, назначаются препараты, нормализующие работу ЦНС и головного мозга. Дополнительно допускается употребление настоев лекарственных трав: пустырника, мяты, валерианы и зверобоя. Они обладают лёгким седативным действием и благоприятно воздействуют на состояние малыша.

Полезно будет поводить ребёнка на массаж, БОС – процедуры биологической обратной связи, рефлексотерапию.

Цель терапевтического комплекса в том, чтобы ребенок успокаивался не только внутри, но и снаружи. Научить его этому – сложно, но выполнимо благодаря целенаправленной работе.

Сеанс биологической обратной связи ребенку с СДВГ

Приучать к организации

Важно, чтобы у ребёнка с диагнозом гиперактивность, был чёткий распорядок дня, что приучит его к организованности и самостоятельности.

Оптимальным вариантом, по мнению докторов, будет план действий на каждый день недели. Составьте его всей семьёй, а ребенок пусть оформит и повесит в детской комнате. Если малыш ещё не умеет читать, то можно обойтись картинками и непосредственной помощью родителей.

Физическая и социальная активность

Деткам с СДВГ не вредят прогулки на свежем воздухе независимо от времени года. Их стоит совмещать с активным отдыхом, но не желательно посещать улицу в плохие погодные условия.

Что касаемо общения ребёнка и родителей. Члены семьи должны понимать, что малыш не виноват в своём состоянии и некоторых неадекватных действиях. От родителей требуется максимальное терпение и ласковая строгость.

Детям с таким диагнозом особо важна похвала от родных. На фоне критики они могут замкнуться в себе, расстройство начнёт прогрессировать. Может трансформироваться в болезнь психики, принося все новые и новые проблемы.

Правильно питаться

Диета при СДВГ на основе кисломолочных продуктов

Статистика показывает, что дети с СДВГ часто страдают проблемами с пищеварением [2]. Поэтому они должны соблюдать диету без продуктов быстрого приготовления, фастфуда и газировок.

Замените эти нежелательные продукты кисломолочными напитками и пищей с высоким содержанием лактобактерий, витаминов и минералов.

Найти занятие по душе

Чтобы закрепить достигнутые успехи, уверенно встать на путь устранения СДВГ или, как минимум, уменьшить негативные его проявления, нужно найти ребенку занятие, способное непросто отвлекать его, но и разряжать.

Хорошим вариантом будет выбор в сторону хореографии, бальных танцев, аэробики, тенниса и плавания. Там дети с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания учатся координации движений, тренируются концентрировать внимание и сбрасывают накопленную энергию.

Естественно, хобби должно соответствовать личным предпочтениям малыша, возрастной категории и его интеллектуальному развитию [3].

Детские психологи и неврологи считают, что отличным занятием будут шахматы. Игра научит предугадывать ближайшие моменты и влиять на исход, концовку партии. Помимо этого, шахматы развивают логическое мышление, обучают концентрировать внимание, совершенствуют память.

Любой вид занятий научит вышеописанным возможностям, даст навык выносить поражения, не срываться. Направленная работа с малышом устраняет плаксивость и другие негативные симптомы.

Этот ценный опыт сделает ребёнка закалённым, приспособленным к жизни и её сюрпризам. А также облегчит течение СДВГ, влияние на качество жизни этого расстройства.

Весомым шагом на пути к исцелению считается посещение коррекционных занятий. Упражнения тренируют память, внимание и развивают мелкую моторику, речь и координацию движений. Лучше посещать индивидуальные занятия, на которых ребенку уделяется больше внимания.

Но и групповыми пренебрегать не следует: они также смогут принести результат в виде улучшения состояния.

Психолог занимается с гиперактивным ребенком

Список литературных источников

  1. ^Tarver, J et al. “Attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD): an updated review of the essential facts.” Child: care, health and development 40,6 (2014): 762-74.
  2. ^Rytter, M. Johanne et al. “Diet in the treatment of ADHD in children – a systematic review of the literature.” Nordic journal of psychiatryvol. 69,1 (2015).
  3. ^Robin, Arthur L. “Family therapy for adolescents with ADHD.” Child and adolescent psychiatric clinics of North America 23,4 (2014): 747-56.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

На заметку!

Наиболее активно нервная система ребенка развивается до 10-11 лет и созревание мозга происходит не только под влиянием генетической программы, но и в значительной степени от состояния его здоровья. Зачастую ребенка нагружают различными развивающими кружками и секциями, а у него просто не хватает ресурсов для развития.

В Клинике La Salute предлагается комплексный подход к коррекции нейропсихологических нарушений — над проблемами ребенка комплексно работают невролог, нейропсихолог, педиатр, а при необходимости и другие специалисты.

Узнать подробности

Программа «Здоровье школьника» - пройдите Экспресс диспансеризацию за 1 день!

Рекомендации родителям детей с СДВГ от психолога: как общаться с ребенком, что делать для коррекции поведения

По статистике в России СДВГ страдает до 4% детей. Патология выражается в чрезмерной активности, неусидчивости, невнимательности. Мальчикам в 5-6 раз чаще диагностируют синдром, чем девочкам. Часто у таких ребят процесс обучения в детском саду и школе затруднен. В тяжелых случаях дети вынуждены заниматься на дому.

Родители таких детей нередко растеряны и не знают, как вести себя с малышом, чтобы не усугубить ситуацию. Ниже собраны советы психолога при диагнозе СДВГ у ребенка. Рекомендации помогут как родителям, так и педагогам выстроить гармоничное взаимодействие с детьми.

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог

Стаж работы: более 30 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

Антонова Стелла Леонидовна имеет опыт преподавания в ВУЗе различных направлений психологии. Автор нейропсихологической коррекционно-развивающей программы для детей начальной школы «Движение тела – движение мысли», а также множества статей и публикаций в научно-популярных сборниках. Автор и ведущая программы для специалистов и родителей «Нейропсихологический подход к проблеме эмоциональных нарушений у детей и подростков». Эксперт Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды.

СДВГ: что это такое

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, который является не болезнью, а нейробиологическим состоянием, связанным с нарушениями в работе отдельных структур и систем головного мозга. Проявляется поведенческими и психическими отклонениями, которые возникают в дошкольном возрасте.

Для детей с СДВГ характерны легкие неврологические расстройства, эмоциональная лабильность, нарушения речи и произношения. Люди с таким синдромом могут испытывать дефицит внимания, трудности с восприятием, плохо включаются в учебный процесс, чувствуют повышенную утомляемость. Часто патология сопровождается чрезмерной двигательной активностью, неусидчивостью.

Ребята с СДВГ не могут контролировать свои импульсы, поведение. У них наблюдается нарушение мотивационной сферы и отставание навыков коммуникации. При этом у большинства детей интеллект и физические способности хорошо развиты.

Специалисты выделяют четыре основные причины возникновения СДВГ:

  1. генетические;
  2. биологические;
  3. социально-психологические;
  4. вызванные влиянием окружающей среды.

С медицинской точки зрения СДВГ является стойким и хроническим состоянием, для которого пока не найдено единого лечения. Существует мнение, что дети к подростковому возрасту перерастают проявления или приспосабливаются к взрослой жизни.

Известный педиатр Комаровский считает, что СДВГ в подавляющем большинстве является особенностью характера. Если гиперактивность не мешает ребенку адаптироваться в коллективе, выполнять задания, занимать себя деятельностью, то такое проявление можно относить к норме.

Что делать, если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ

Родители ребят, столкнувшись с диагнозом, часто испытывают самые разные чувства – отрицание, разочарование, гнев, стыд, страх и тревогу за будущее.

Часто к этим проблемам прибавляется эмоциональное выгорание. Папам и мамам приходится тратить значительно больше сил, чтобы усмирить своего «неспокойного» ребенка и выдержать все особенности его состояния.

Коррекция СДВГ всегда подбирается индивидуально и должна быть комплексной исходя из тяжести проявлений. При избрании методики учитывается симптоматика и наличие сопутствующей патологии. Коррекционный комплекс должен включать работу с детским психологом или психотерапевтом, логопедом, дефектологом, а также прием медикаментов.

Методики, помогающие корректировать поведение

Детям с диагнозом СДВГ показана нейропсихологическая коррекция. Это комплекс двигательных и умственных упражнений, который проводится в игровой форме. Такие занятия тренируют базовые психические процессы. С каждым уроком сложность постепенно повышается.

Специалисты клиники La Salute проводят нейропсихологическую коррекцию, используя собственные авторские программы, так и разработанные методики ведущих российских психологов – Семенович А.В., Цветковой Л.С.

Родителям также следует быть максимально вовлеченными в терапевтический процесс. Рекомендуется проводить коррекционные игры в домашних условиях. Они помогут развить внимание, наблюдательность, усидчивость, контролировать импульсивность, движения и активность, соблюдать правила. Рассмотрим некоторые из них.

Игра «Мельница»

Члены семьи собираются в круг и поочередно бросают друг другу мяч, постепенно увеличивая скорость передачи. Тот, кто не поймал мяч, покидает игру. Побеждает человек, который остается последним.

Игра «Найди отличие»

Ребенок должен нарисовать любой предмет – собаку, дерево и т.п., отдать ее взрослому и отвернуться. Взрослому нужно добавить немного деталей, а ребенку после этого необходимо показать, что поменялось.

Игра «Говори»

Детей информируют, что будут задавать им разные вопросы. Но отвечать на них можно только после команды – «Говори». «Какая у меня кофта?» (пауза) – «Говори». «Сегодня солнечно или дождливо?» — «Говори».

Игра «Кричалки – шепталки — молчалки»

Для игры понадобятся три ладошки, обведенные по контору и вырезанные из красного, желтого, синего картона. Ведущий должен поднимать их по очереди. Красная ладошка – можно бегать, кричать и шуметь. Желтая – тихо передвигаться и шептать. Синяя – участники должны прекратить активность, лечь на пол и замереть.

Как не допустить выгорания

Родители и близкие родственники часто не умеют справляться с проявлениями СДВГ. Мать или отец жалуются, что невозможно найти ключик к сыну или дочке. Любые попытки заканчиваются срывом. Они находятся в хроническом стрессе, и как следствие испытывают эмоциональное выгорание.

На школьников и дошкольников с СДВГ часто поступают жалобы от учителей и воспитателей. Мамы и папы подвергаются критике, что они недостаточно занимаются детьми. В школах на ребят устраивают травлю. К сожалению, большинство людей в силу своей некомпетентности списывают все проявления синдрома на педагогическую запущенность.

Нередко другие родители также показывают негативное отношение к гиперактивным ребятам, запрещают своим детям общаться и дружить с «непоседами». Дети с СДВГ могут также испытывать сложности во взаимодействии с ровесниками. Во избежание конфликтов родители прекращают гулять с ними на детских площадках, а также перестают появляться в людных местах. Чувство стыда и вины усиливаются, только усугубляя угнетенное психологическое состояние.

Поэтому очень важно мамам и папам не допускать эмоционального истощения и вовремя обратиться к психологу или психотерапевту за помощью. Специалист разъяснит особенности ребенка, поможет лучше понимать его. В совместной работе получится создать индивидуальный подход.

Как наладить контакт с ребенком

Практические рекомендации, которые помогут:

  1. Планировать четкий режим дня и соблюдать его всей семьей.
  2. Следить за выполнением заданий и хвалить ребенка за достижение результата.
  3. Не нужно стремиться делать что-либо за малыша. Можно ему только помогать.
  4. Нельзя проявлять грубость, если что-то не получилось.
  5. Не водить ребенка в места скопления людей, на шумные мероприятия, если он эмоционально восприимчив.
  6. Избегать перевозбуждения. Выполнять домашние задания с перерывом 20 минут.
  7. Хвалить ребенка за самое незначительное достижение.

Мамы и папы должны понимать, что в первые годы обучения придется совместно делать уроки. Задача родителей – контролировать, чтобы все выполнялось до конца. Можно проговаривать упражнения вслух и совместно искать решение.

Очень важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались единого стиля воспитания.

Как правильно разговаривать

Речь взрослых должна быть простой и ясной, особенно, когда озвучивается просьба что-то выполнить. У детей с СДВГ могут быть сложности с восприятием. Например: «сходи на кухню, принеси мне кружку, а потом найди мою книгу» – это неправильное обращение. Малыш выполнит только половину просьбы. Задания необходимо разбивать, чтобы не перегружать ребенка.

Что нельзя делать при воспитании гиперактивных детей

Родителям детей необходимо помнить, что малыши не виноваты в гиперактивности. Бесполезно их ругать и наказывать за это, игнорировать, устраивать бойкоты, унижать, применять грубую физическую силу. Негативные методы воспитания стирают самооценку и формируют чувство вины. Дети бессознательно начинают ругать себя, что они «неправильные» и не в состоянии угодить папе и маме.

В воспитании рекомендуется избегать вседозволенности и завышенных требований. Детям необходимо четко разъяснять правила поведения. Количество запретов и ограничений также должно быть сведено к разумному минимуму.

Нельзя забывать про социализацию, изолировать ребят от игр, кружков, секций, походов по интересным местам.

Можно ли повышать голос

Повышать голос, кричать однозначно нельзя. Дети с СДВГ часто эмоционально лабильны, более восприимчивы и ранимые. Негативные реакции могут закрепиться и только усугубить текущее состояние.

Советы учителям и воспитателям

Стандартные учебные программы могут не подойти для ребенка с диагнозом СДВГ. В зависимости от степени выраженности проявлений может понадобиться коррекционная школа или класс, учебное заведение с инклюзией, где учитывают особенности таких ребят.

Педагогам необходимо относиться с пониманием к детям, которые страдают дефицитом внимания и гиперактивностью. А также быть в постоянном контакте с родителями. Обучающий персонал должен осознать тот факт, что ребенок и родители не виноваты в имеющихся особенностях. Поэтому стоит избегать нравоучительного тона. Необходимо относиться с сочувствием и сопереживанием к таким детям.

Советы, которые помогут школьным учителям, дошкольным воспитателям, частным педагогам лучше взаимодействовать с ребенком в процессе обучения:

  1. «Неусидчивого» воспитанника стоит посадить за первую парту, чтобы лучше контролировать его деятельность.
  2. Можно использовать часы со звонком, чтобы отделить одно задание от другого.
  3. Полезно давать небольшие поручения и вовлекать в общественные мероприятия. Такие меры помогут повысить собственную значимость у школьников и дошколят.
  4. Больше хвалить и поощрять ребенка.
  5. Необходимо проводить двигательные разминки в перерывах между занятиями.

Как обеспечить хорошее будущее детям с СДВГ

Рекомендации родителям детей с СДВГ, которые помогут выстроить комфортное взаимодействие и обеспечить им хорошее будущее:

  1. Если у ребенка имеются признаки гиперактивности и дефицита внимания, нужно обязательно показать его специалисту.
  2. Коррекция состояния должна включать работу с детским психологом или нейропсихологом, лекарственную терапию, по необходимости занятия с логопедом.
  3. Четко планировать распорядок дня.
  4. В домашнем режиме проводить коррекционные игры.
  5. Заниматься с ребенком спортом.
  6. При появлении признаков эмоционального выгорания обращаться к специалистам. Психотерапия поможет родителям сохранить силы для дальнейшего воспитания ребенка.

Медики клиники La Salute специализируются на нейропсихологической коррекции детей с СДВГ. Диагностика направлена на выявление первопричин, которые привели к дезадаптации. Поэтому, если у сына или дочки наблюдаются трудности с усидчивостью, проблемы со счетом, орфографией, восприятием и усвоением материала, врачи и психологи медицинского учреждения помогут разобраться в проблеме и при необходимости проведут нейропсихологическую коррекцию.

Наш специалист – Антонова Стелла Леонидовна более 30 лет занимается решением проблем, связанных с психическими процессами у детей. Нейропсихолог помогает поставить правильный диагноз, разрабатывает индивидуальные программы коррекции.

Комплексные программы

Педиатрия

Здоровье школьника

4 консультации + 8 лабораторных диагностик

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

15 350 ₽
10 745 ₽

Нейропсихология

Школьная успешность

2 нейропсихологических диагностики + 8 занятий и индивидуальный подбор развивающих занятий

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

54 080 ₽
41 600 ₽

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти массу с помощью силы тяжести
  • Как найти банк инвестор
  • Как составить структуру характера
  • Циклическая частота как найти период
  • Как составить вертикальную диаграмму