Шаманы хакасии как найти

Большинство людей при слове Сибирь представляют непроходимые чащи, холода, медведей и гнус. Что из этого есть в Хакасии? Буквально ничего, если только вы не турист-экстремал и не решите посетить таежную часть. Кстати, лето в Хакасии такое же знойное, как в Анапе, и там почти столько же солнечных дней в году – 250 (для сравнения, в Москве — около ста).

Добраться в столицу Хакасии Абакан из Москвы можно чартерными рейсами туроператора Anex Tour. Пока программа запланирована до 6 сентября, вылеты осуществляются по воскресеньям. Недельный тур на человека стоит от 26 тысяч рублей.

Наилучшим решением в Хакасии будет взять напрокат автомобиль (цены стартуют от 1,5 тыс. в сутки и доходят до 8 тыс. за мощный внедорожник), или отправиться на исследование достопримечательностей вместе с экскурсией из Абакана. Дорога до интересных мест в целом комфортная, но редко занимает меньше 1-2 часов.

Заповедник «Хакасский»

Что посмотреть в первую очередь? В получасе езды от Абакана находится заповедник «Хакасский» с горным хребтом Оглахты и невероятным, переливающимся всеми оттенками синего Енисеем. Заповедник работает с мая по октябрь, его посещение нужно бронировать заранее, чтобы попасть в экскурсионную группу. Тут также можно поплавать на катерах и яхтах.

Самое интересное в Оглахты – забраться по горной лестнице длиной 965 ступеней к наскальным рисункам Оглахтинского хребта и горы Сорок зубьев. По дороге туристов просят не кричать, потому что это отпугивает диких птиц: на вершинах скал водятся соколы с редким окрасом. Иногда их отлавливают браконьеры, чтобы продать арабским шейхам, цена птенца доходит до 100 тыс. евро.

Если вы всю жизнь мечтали сделать что-то экстремальное, стоит посетить Туимский провал. Когда-то это была гора, в недрах которой велась добыча руды. В один момент центр горы обвалился, и получился кратер с озером на дне. Сегодня с вершины горы можно прыгнуть «в бездну» с тарзанкой, прыжок стоит 4 тыс. рублей. Свободный полет – около ста метров. Кстати, в 2000-х тут снимали передачу «Фактор страха».

Другой вид экстремальной активности на провале – прогулка по шахтам к озеру. Сверху оно выглядит мелким, но на самом деле его глубина – 90 метров, с 30-этажный дом!

Музей «Хуртуях тас»

В Хакасии непременно стоит познакомиться с шаманской культурой и посетить традиционные юрты. Это можно сделать в музее под открытым небом «Хуртуях тас». Юрта – жилище кочевых народов Азии. Количество ее углов – показатель статуса, бедняки часто жили в квадратных юртах, в то время как у богачей число граней доходило до 12.

Внутри юрта поделена на мужскую и женскую половины. В южной мужской части хранятся амуниция и трофеи с охоты, в северной женской – посуда и продукты. Правила этикета у кочевых народов особые: если гостю говорят «проходите» один раз, значит видеть его не очень рады, если говорят трижды – то наоборот. Желанному гостю всегда наливают мало чая, чтобы беседовать с ним и подливать. Другое интересное правило: одна семья – одна кровать. Подросшие дети отправлялись жить в собственную юрту.

А еще «Хуртуях тас» – сакральное место, тут находится Великая каменная мать – изваяние возрастом четыре тысячи лет. Женщины со всей России приезжают к ней, чтобы попросить ребенка. Известны случаи, когда беременели те, кому много лет назад был поставлен диагноз бесплодия. Они принесли детские игрушки, которые находятся за Матерью.

Енисей и Саяно-Шушенская ГЭС

Совсем другая часть Хакасии – за Саяногорском, где на смену степям приходят горы и речные долины. С одной стороны – это прекрасный горный курорт, где хочется задержаться и без спешки любоваться живописными берегами Енисея, а с другой – родина важнейшего для России индустриального объекта, Саяно-Шушенской ГЭС.

Саяно-Шушенская — крупнейшая ГЭС в стране, она обеспечивает электричеством не только Хакасию, но и соседние регионы. При ее строительстве было использовано столько бетона, что хватило бы на автодорогу Петербург – Владивосток. К сожалению, ГЭС может быть и местом для «мрачного туризма». В 2009 году из-за износа оборудования здесь произошла катастрофа, унесшая жизни 75 человек. Дроны над ней запускать строго запрещено.

Если вы в Хакасии с детьми, обязательно загляните в парк отдыха «Тортуга» в 6 км от поселка Черёмушки. Территория парка – как пиратский остров с веревочными мостами, парой вредных гусей, кораблем «Чёрная Жемчужина» и открыточными видами на горы и Енисей. Звезды парка – команда пиратов на корабле, не играйте с ними в кости.

Какие сувениры привезти из Хакасии? Часто они лежат прямо под ногами: горная часть республики богата мрамором. Взять на память белоснежные, розовые и оранжевые камушки можно на Мраморной горе. В сувенирных магазинах продаются унты и одежда из натурального меха, поделки из дерева и рога оленя, различные виды чая, амулеты и обереги. Национальная сладость Хакасии – талган, это зерновые конфеты с добавлением молотой черемухи. Готовые в магазинах их найти сложно, но можно купить муку и слепить их дома.

Мекка всех туристов в Хакасии – горная гряда Сундуки в 200 км к северо-западу от Абакана. Своим названием она обязана форме одной из скал, при этом сама гряда напоминает разверзшееся ущелье, одна сторона которого – отвесная, а вторая – пологая.

Это одно из лучших мест для съемки в режиме «таймлапс» или с дрона. С вершины открываются такие виды, что дух захватывает. Вход на территорию заповедника свободный.

Что попросить у шамана

Кстати, в Хакасии есть свой Стоунхендж – Большой Салбыкский курган. Когда-то он напоминал египетскую пирамиду, сложенную из земляных блоков, и достигал в высоту 25-30 метров. Сегодня от него осталась каменная ограда правильной квадратной формы. Курган – место погребения могущественного вождя, его советников и слуг, которые были отправлены в могилу сразу после кончины правителя. В древнем мире это считалось за честь.

На Большом Салбыкском кургане туристы могут заказать шаманский обряд. Хакасы верят, что шаманы общаются с духами, которых можно попросить о благополучии или изгнании неприятеля. Шаманом становятся по наитию, и часто это люди с очень мощной энергетикой. Обряд на кургане проводит женщина-шаман, он длится три часа и стоит тысячу рублей с человека в группе. По рассказам, не все туристы соглашались идти до конца – не хотели, чтобы им лезли в душу. А вы рискнете?

Портал «Интерфакс-Туризм» благодарит за организацию поездки Ростуризм и туроператора Anex Tour.

Здесь вы сможете увидеть шамана, спуститься в самую страшную пещеру России и попробовать молочную водку.

Когда ехать в Хакасию

Лучше всего ехать весной или летом, стараясь захватить какой‑то из национальных праздников. Например, в марте отмечается Чыл пазы — День молока, или хакасский Новый год. Люди совершают обряд кормления огня, играют в национальные игры и исполняют песни на родном языке.

В июле отмечается Тун‑пайрам — праздник первого айрана. В выездных комплексах устраиваются большие гуляния — как на День города, только в окружении природы и с характерными хакасскими ритуалами.

В августе или сентябре можно попасть на Уртун‑той, где отмечают завершение сельскохозяйственного сезона. Также в это время проводится фестиваль «День минусинского помидора», на котором комиссия награждает хозяина, вырастившего самый большой и тяжёлый томат.

Хакасия. Кадр: Александр Турцин / YouTube

Как добраться до Хакасии

Столица республики — город Абакан. Из Москвы путь сюда на самолёте займёт четыре часа. Цены на билет колеблются в районе 10 000–14 000 рублей.

Ещё можно добраться до Абакана через Новосибирск или Красноярск — крупные сибирские города. Обычно эти авиарейсы дешевле на 2 000–3 000 рублей, чем из Москвы. Из Новосибирска также есть поезд — стоимость места начинается от 2 500 рублей. Путь занимает почти 23 часа.

Маршруты из Красноярска более вариативны. Поезд отсюда будет в пути 11 часов, а билет на него обойдётся в 1 600–2 000 рублей. Быстрее получится добраться на автобусе: они курсируют практически каждый час и доезжают до Абакана за 7–9 часов. Стоимость места — от 1 300 рублей.

Поездка из Красноярска с BlaBlaCar выйдет ещё дешевле — обычно перевозчики устанавливают цены в районе 700–1 000 рублей. Добраться до столицы Хакасии на машине удастся за 5–7 часов.

Где остановиться в Хакасии

Все экскурсионные туры по Хакасии начинаются в её столице — Абакане. А если вы хотите поскорее вырваться на лоно природы, выбирайте туристические базы и санатории: этноглэмпинг «Кюг» или курорты озера Шира. Стоимость пребывания в них колеблется от 2 000 до 20 000 рублей за ночь.

Отели и хостелы Абакана

Если интересует комфортное проживание, то присмотритесь к гостинице «Чалпан», расположенной неподалёку от зоны отдыха. Рядом есть парк, велозона и пляж. Одноместные и двухместные номера обходятся в 4 200 и 4 800 рублей за ночь.

Другой абаканский отель — «Хакасия» — находится в самом центре столицы, рядом с ресторанами и кофейнями. Из него удобно добираться практически до любой точки города. Стоимость размещения — от 2 950 до 4 550 рублей за ночь.

Спортивный комплекс «Абакан». Зона отдыха. Фото: Юрий Амосов / Wikimedia Commons

Место в хостеле обойдётся дешевле. В «Лукомории», например, можно арендовать кровать за 350 рублей в восьмиместном номере либо снять комнату за 450–1 000 рублей. А «Заезжий двор», стилизованный под европейский городок, предлагает туристам койко‑место за 500 рублей в шести- или девятиместном номере. Также тут сдаются семейные комнаты: для двух персон — 1 400–1 600 рублей, для четырёх — 2 600 рублей.

На Cian есть предложения посуточной аренды жилья. Например, студия в центре города, рядом с парком аттракционов, обойдётся в 1 999 рублей за ночь. А уютная однокомнатная квартира напротив Преображенского парка — в 1 700.

Юрточный отель «Кюг»

Популярное сейчас направление этноглэмпинга развивается в Хакасии очень активно: пару лет назад в центре музея‑заповедника «Казановка» открыли отель «Кюг». Размещение в нём обойдётся в 1 500–3 500 рублей с человека.

Юрточный отель «Кюг». Кадр: Kartazon Dream / YouTube

Номерной фонд состоит из 15 юрт, созданных по подобию национального жилища хакасов. В каждой — по две раздельных кровати, с «женской» стороны и с «мужской». Из удобств — электрические розетки, шкафы, умывальник, обогреватель и зеркало. Туалет, к сожалению, только общий — в отдельном здании.

Отель предоставляет гостям трёхразовое питание, в том числе — национальные блюда хакасов: сметанную кашу потхы, бараний бульон мюн и молочную водку.

В качестве дополнительных услуг администрация предлагает баню, катание на лошадях и развлекательную программу — концерт от национального хакасского ансамбля.

Кроме того, здесь работает шаман, которого можно пригласить для проведения магического ритуала общения с духами. Постукивая в бубен, хранитель древних знаний входит в транс и совершает обрядовые движения у костра. Правда, стоят подобные услуги недёшево — от 15 000 рублей.

Отели и базы отдыха у озера Шира

Обычно туристы размещаются в посёлке Жемчужном — ближайшем к водоёму. Один из популярных санаториев здесь «Озеро Шира». Стоимость одноместного экономномера составляет 1 330 рублей без питания и лечения. Стандартный тариф, в который входят оздоровительные мероприятия и комплексное питание, — 4 370 рублей за ночь.

Если вы не планируете санаторный отдых, можно остановиться на базе «Геофизик». Она предлагает несколько вариантов размещения: в экономвагончике (850 рублей за ночь), в гостиничном номере (950 рублей) или в коттедже (от 1 050 рублей). За 200 рублей можно расположиться на территории базы в палатке.

Один из курортов озера Шира. Кадр: Travel Paxa & Lina / YouTube

Если вы предпочитаете экстремальные условия, можно приехать дикарём и разместиться у самого озера в спальных мешках. Для этого стоит заранее посмотреть прогноз погоды.

Как передвигаться по Хакасии

Хакасия предлагает множество туристических маршрутов, разбросанных на площади в 60 000 км². Поэтому, если вы предпочитаете автономные поездки, задумайтесь об аренде машины — дневная стоимость на специализированных сервисах начинается от 2 400 рублей. На «Авито» можно найти более бюджетные варианты — от 1 000 рублей за сутки.

Кроме того, по республике ходят экскурсионные автобусы из Абакана — посмотреть местные достопримечательности, находящиеся вдали от столицы, можно в составе группы. Стоимость таких поездок варьируется в пределах 850–4 500 рублей.

Добраться до базы отдыха можно на рейсовом автобусе — билеты приобретаются в кассах автовокзала. Администрация отельных комплексов также предлагает свои экскурсионные туры по окрестностям.

Какие достопримечательности Хакасии стоит посмотреть

Запутаться в туристических направлениях очень легко — в республике много памятников культуры и природных объектов, на которые интересно взглянуть туристу. Поэтому мы собрали основные, которые будут служить вам ориентиром.

Хакасский краеведческий музей

Здание выделяется на фоне остальных: оно выполнено в форме большой юрты. В краеведческом музее представлено множество экспонатов. Например, гигантские каменные изваяния — менгиры, возраст которых сопоставим с возрастом египетских пирамид. Или традиционные предметы быта: каменные мельницы, обереги тёси и серебряные украшения.

Хакасский краеведческий музей. Кадр: in Moscow / YouTube

Хакасию называют меккой сибирской археологии — и это неслучайно. Республика считается одной из самых богатых на находки: по подсчётам WWF, здесь обнаружено более 30 000 надземных памятников археологии.

Отдельного внимания заслуживают детские программы музея. На игровом маршруте «Тайные знаки» ребятам предложат разгадать секреты наскальных рисунков, а квест «Юный археолог» позволит участникам почувствовать себя настоящими искателями древностей. Наверняка детей заинтересуют и традиционные хакасские игры — хазых и тобит, правила которых объяснят экскурсоводы.

Гора Самохвал

Здесь расположен мемориальный комплекс, посвящённый памяти воинов, погибших в разные эпохи при защите Отечества. Это место издревле считается сакральным. Раньше оно называлось Ир‑таг, или Мужская гора. Юноши приходили сюда к камням войны докладывать духам о своих победах и просить силы для будущих сражений.

Гора Самохвал. Кадр: видеожурнал «Азимут» / YouTube

Входом в мемориал служат Ворота Халха, пройдя сквозь которые, согласно традиционному верованию, можно очистить душу. За ними находятся площадь Скорби со скульптурой древнего воина, выполненной в бронзе, и аллея Районов, посвящённая памяти павших в годы Великой Отечественной войны.

Однако местные называют Самохвал горой Любви. Молодожёны приезжают сюда, чтобы полюбоваться прекрасным видом на город и повязать ленточку в знак верности.

Саяно‑Шушенская ГЭС

Это самая большая и мощная гидроэлектростанция в России. Высота её плотины достигает 242 м, что выше пирамиды Хеопса почти в два раза. Уникальность конструкции СШГЭС заключается ещё и в том, что она «вмонтирована» в горы.

Для того чтобы реализовать такое инженерное решение, понадобилось огромное количество бетона — его хватило бы на строительство автомагистрали из Москвы во Владивосток.

А ещё на плотину СШГЭС нанесено граффити «РОССИЯ», ставшее самой большой в мире надписью с названием страны — 570 м в длину и 52 м в высоту. Для трёхцветных букв было использовано более 9 000 л краски.

Саяно‑Шушенская ГЭС. Кадр: НАД ГОРАМИ / YouTube

До 2021 года туристы не могли попасть на СШГЭС. Сейчас это возможно, но только в составе группы от аккредитованной турфирмы. Поэтому на СШГЭС часто ездят экскурсионные автобусы из Абакана.

Здесь можно сделать фото на смотровых площадках, посетить музей гидроэлектростанции, машинный зал и форелевую ферму, а также покататься на катере по водохранилищу. Кстати, из ближайшего посёлка до СШГЭС ходит единственный в Хакасии трамвай, и он бесплатный.

Форелевая ферма. Кадр: Kartazon Dream / YouTube

Музей‑заповедник «Казановка»

В 5 минутах от юрточного отеля «Кюг», о котором мы писали выше, располагается музейный комплекс. Экскурсия по нему обойдётся в 600 рублей. В процессе покажут, как выглядело раньше традиционное жилище хакасов, дадут помолоть ячмень для приготовления талкана и объяснят, как обычные люди могут стать шаманами.

Музей‑заповедник «Казановка». Кадр: TV Extra / YouTube

А ещё поведают легенду про старика Апсаха и старуху Иней, которые поссорились так сильно, что превратились в камни. На месте их раздора установлен менгир Ах‑тас — изваяние, которое, согласно хакасским верованиям, улучшает здоровье.

Для того чтобы попросить у камня силы, нужно подойти к нему, поклониться и три раза обойти его: женщинам — с южной стороны, мужчинам — с северной. Затем прикоснуться к менгиру и загадать желание.

Ах‑тас. Кадр: TV Extra / YouTube

Экскурсоводы предупреждают, что находиться рядом с камнем более 10 минут не рекомендуется: Ах‑тас стоит на месте геомагнитного разлома, и здесь наблюдается повышенный уровень радиации.

Музей «Улуг Хуртуях Тас»

Недалеко от села Аскиз расположен музей Большой каменной старухи. Центральная фигура в нём — изваяние богини Ымай, покровительницы материнства. Её возраст сопоставим с возрастом Великой Китайской стены.

Легенда гласит, что Улуг Хуртуях Тас была обычной женщиной, которой пришлось увидеть смерть собственных детей. Она обратилась к духам, умоляя их унять её страдания. Те услышали её и превратили в камень.

Теперь со всей России к нему стекаются женщины‑паломницы, которые просят богиню о детях и об избавлении от бесплодия.

Слева: Улуг Хуртуях Тас в музее. Фото: Anadolu‑olgy / Wikimedia Commons. Справа: шаманка совершает обряд кормления Улуг Хуртуях Тас. Фото: Wikimedia Commons

В музее можно провести ритуал обращения к Ымай: для этого рот Хуртуях Тас нужно смазать сметаной, а затем налить на него араку (молочную водку), всё время проговаривая свою просьбу.

Сотрудники музея могут устроить торжественную встречу гостей в хакасской одежде и по национальным обрядам, организовать экскурсии по территории и даже провести свадебную церемонию с заключением брака.

Озеро Шира

Шира — это популярное в Хакасии озеро. К нему прилегает множество санаториев и отелей. Первые здравницы появились здесь в 1891 году, и место стало первым курортом в Енисейской губернии. Отсюда начинаются некоторые экскурсионные программы — например, в древнюю обсерваторию предков или в самую страшную пещеру России.

Шира — русифицированное хакасское слово «Сыра», что в переводе означает «Лекарственное». И неспроста: за счёт своего уникального состава вода оказывает целебное воздействие на людей с заболеваниями ЖКТ, костно‑мышечного аппарата, мочеполовой, нервной систем и других. Её даже сравнивают с водой Баталинского источника на Кавказе. Концентрация соли в них почти одинаковая — 17–20 г/л.

Озеро Шира. Фото: Арина Ахметова / Wikimedia Commons

На Шира также проводятся развлекательные мероприятия: экскурсии, вечеринки, квесты. У отелей часто установлены теннисные столы, натянуты волейбольные сетки, обустроены детские игровые площадки.

Туимский провал

Это глубокая впадина в горе, частично заполненная водой необычного ярко‑бирюзового цвета. Раньше здесь находилась шахта, в которой добывали вольфрам, медь и молибден. Однако в 1974 году основные запасы иссякли и рудник закрыли.

Вскоре подземные горные каналы начали обваливаться и на вершине образовалась впадина диаметром 6 м. Она постоянно расширялась, и туда стали падать животные. Во избежание несчастных случаев гору взорвали — образовался провал, который затем оградили барьерами.

Туимский провал. Фото: Dmitriy Burmatov / Shutterstock

Сейчас сюда приезжают любители экстремального спорта: бейсджамперы, банджи‑джамперы, дайверы. Летом здесь устанавливают тарзанку и проводят экскурсии.

За отдельную плату можно попасть на дно провала — спуститься с вершины по специально оборудованной лестнице либо пройти по полузатопленному тоннелю, использовавшемуся во время работы рудника.

Неудивительно, что в 2000‑х здесь снимали программу «Фактор страха».

Кашкулакская пещера

Считается одной из самых жутких пещер мира. Сюда часто не допускают детей и беременных женщин. Особо впечатлительным людям тоже советуют избегать подобных экскурсий.

Дело в том, что Кашкулакская пещера овеяна множеством мифов. На протяжении 2 000 лет она была культовым для шаманов местом: здесь они взывали к духам предков и совершали жертвоприношения — в том числе и человеческие. Из‑за проводимых обрядов с использованием огня стены гротов покрыты окаменелой копотью.

Многие путешественники, учёные и даже бывалые спелеологи рассказывают, что испытали в этой пещере необъяснимый страх: нервозность переходила в панику.

Например, участник одной из исследовательских экспедиций И. Барановский вспоминал«Загадки пещеры Чёрного дьявола» / Газета «Социалистическая индустрия» от 16 сентября 1989 года., что людей вдруг охватывал ужас и они со всех ног мчались к свету, обгоняя друг друга и бросая снаряжение. Некоторые видели галлюцинации — Белого Шамана, который звал их за собой.

Кашкулакская пещера. Фото: STJUHA/Shutterstock

Несмотря на это, Кашкулакская пещера — популярный туристический маршрут. Экскурсию можно заказать на курорте «Озеро Шира» и в посёлке Жемчужном. Либо пойти в составе независимой спелеологической группы.

Путешественников обычно водят по верхнему ярусу, в том числе в самый популярный грот — Храмовый. Именно там находится большой фаллический сталагмит — символ плодородия у хакасов.

Тропа Предков

Это скальный массив протяжённостью примерно 5 км около села Ефремкино. Оригинальное название на хакасском языке звучит как «Тогыз аз» — то есть «Девять ртов». Дело в том, что на пути тропы расположены девять больших гротов, похожих на раскрытые пасти. В некоторых из них жили люди эпохи неолита — об этом свидетельствуют наскальные рисунки возрастом 4,5 тысячи лет.

Для местных тропа носит сакральный характер: считается, что пешая прогулка по ней очищает душу и дарует силы. Некоторые думают, что шаманы до сих пор проводят здесь ритуалы.

Тропа Предков. Кадр: Kartazon Dream / YouTube

Под конец маршрута туристы сталкиваются с самыми сложными участками: каменистая дорожка превращается в скользкий спуск к пещере. Нужно зайти в неё, умыться водой и выйти с другой стороны. С помощью этого обряда, согласно легенде, можно совершить духовное перерождение.

Но даже если туристов не привлекает эзотерическая сторона вопроса, пройтись по тропе всё равно будет интересно: с вершин хребтов открывается великолепный вид на долину реки Белый Июс. Кроме того, эта прогулка действительно помогает отвлечься от будничных мыслей.

Горная гряда Сундуки

Своё название массив получил из‑за вершины одной из гор, издали напоминающей огромный параллелепипед. Хакасы именуют это место «Хызыл хая» — «Красная скала». Всё благодаря характерному цвету девонского песчаника, из которого состоят горы. Обычно выделяют пять Сундуков — все они располагаются в долине Белого Июса, недалеко от села Ефремкина.

Исследователи считают, что гряда — самая древняя в Азии обсерватория под открытым небом. Об этом назначении места говорят отверстия и проёмы в скалах, ориентированные на точки восхода и захода небесных светил. Преимущественно такие детали встречаются на Первом Сундуке.

Горная гряда Сундуки. Фото: Purgin_Alexandr / Pixabay

Интересный факт: в дни равноденствия и солнцестояния здесь можно встретить последователей нью‑эйджа. Они водят хороводы и совершают другие эзотерические ритуалы.

У Пятого Сундука можно увидеть древние солнечные часы — одни из первых на Востоке. Вот как они выглядят: на одной из скал изображён дракон, рассечённый на шесть частей. До полудня тень от стены движется слева направо, проходя одно деление за час. В 12 камень освещён полностью. А к вечеру тень от стены идёт справа налево.

Горная гряда Сундуки. Кадр: Kartazon Dream / YouTube

Четвёртый Сундук тоже представляет большой интерес: на его склонах сохранились уникальные петроглифы — эдакие хакасские комиксы, повествующие о быте и верованиях предков. Здешним изображениям в среднем около 4 000 лет.

Самый знаменитый рисунок находится на склоне горы Солбан — «Белая лошадь». Ему как минимум 16 000 лет. Это единственное настолько древнее изображение в России, сделанное в подобной технике. Другие можно увидеть только в Европе.

Наскальный рисунок «Белая лошадь». Фото: Лера Бабицкая / Лайфхакер

С Сундуков открывается живописный вид на степь, реки и систему оросительных каналов, часть из которых строилась ещё в раннее Средневековье.

Какие сувениры привезти из Хакасии

Печатная продукция

Здесь большой ассортимент открыток и закладок с качественно сделанными репродукциями писаниц — древних наскальных рисунков.

Также можно приобрести детские раскраски со стихами на хакасском языке и книги, издаваемые в местной типографии. Например, сборники сказок, в которых, помимо историй на национальном языке, есть художественный перевод на русский.

Статуэтки и куклы

Местные ремесленники изготавливают небольшие фигурки менгиров, шаманов, воинов, тотемных животных — таких, как медведь, лось или волк. В качестве материалов используются рог марала, мрамор, жадеит и глина.

Кукла в хакасском национальном костюме ручной работы. Кадр: ГТРК Хакасия / YouTube

Кукольные коллекционеры обрадуются товарам ручной работы — можно найти как тряпичные игрушки, сделанные из лоскутков, так и высокохудожественные образцы с тонкими фарфоровыми лицами в национальных костюмах.

Украшения

Испокон веков серебро в Хакасии ценилось выше золота: считалось, что оно наполняет человека жизненной силой. Поэтому здесь встречается множество сережёк и колец с этническими орнаментами, дизайн которых сильно отличается от ассортимента в обычных ювелирных магазинах.

Также можно привезти в подарок национальное украшение — пого. Это нагрудник, который защищает свою обладательницу от злых чар. Он украшается бусинами и ракушками.

Конфеты из талкана

Эти национальные сладости продаются в абаканских кондитерских магазинах — например, в «Малинниках». Друзьям и родственникам можно привезти экземпляры в красивых подарочных коробках, на которых написаны местные легенды и интересные факты о Хакасии.

Если же вы хотите попрактиковаться в приготовлении этого десерта самостоятельно, купите талкан отдельно — он продаётся практически в каждом продуктовом магазине.

Таёжные продукты

Кедровые шишки и орехи — сибирская фишка. Они здесь стоят дешевле, чем в европейской части России. Также стоит присмотреться к вареньям и джемам из таёжных ягод, бальзамам и косметическим средствам. Высоко ценятся и травяные чаи из хакасских растений.

Мёд в сотах. Фото: Pass the Honey / Unsplash

Также популярный сувенир — таёжный и луговой мёд. Лучше всего покупать его на рынке у местных пасечников. Там он чаще всего натуральный и недорогой — от 500 рублей за килограмм.

Национальные музыкальные инструменты

В Хакасии своя узнаваемая музыка. Профессионалам будет интересно ознакомиться со струнным чатханом и смычковым хомусом — это сложные инструменты, игре на них необходимо специально обучаться. Продаются они не во всех магазинах.

А вот варган довольно распространённый и лёгкий в освоении язычковый идиофон. Он чаще всего изготавливается из стали, за счёт чего его звук ниже, чем у алтайской собрата. Многие также привозят в подарок шаманские бубны — их легко найти в сувенирных магазинах.

Источник lifehacker.ru

Евгения Саражакова, МоскваХакасия

Имеет сертификат РАМН (народный целитель). Владеет традиционной хакасско-монгольской техникой вхождения духа (онгона). Помощь в таких вопросах: возвращение и собирание утраченной энергии; отсоединение энергетических вампиров; энергетическая защита; возврат энергии инь, ян; работа с родовыми духами… Читать дальше

Добавить себя в список.

Если вы не нашли интересующего вас консультанта, сообщите нам об этом пожалуйста.


* Звёздочки у консультанта — это сборная оценка пользователей портала и оценок за его консультации (в соотношении 30% на 70%).

По теме: Хакасы, а также ещё о народах Сибири

«Шаман — лицо ответственное»
Как стать хозяином своей родины

Объяснить в двух словах, кто такой Леонид Горбатов и чем он занимается, довольно трудно. ©


Основатель нескольких музеев, политик, культуролог, бизнесмен, знаток хакасского языка, целитель и психотерапевт, урбанист, борец с тучами, научный сотрудник, медиатор между земным и трансцендентным, консультант по всем вопросам… Короче говоря, шаман.


Напротив выхода из аэропорта Абакана стоит странное фаллическое сооружение — резной столб, разделенный на три секции. С разных сторон к столбу привязаны веревки. Веревки обвешаны ленточками: яркие тесемки, черно-оранжевые георгиевки, обрывки старых джинсов и даже полоски из пластиковых пакетов — в ход идет все, у каждой ленты своя история. Это сооружение выглядит грубовато и немного наивно, но очевидно, что к нему часто подходят люди.

— Это пай-сарчин, — обстоятельно говорит Леонид Горбатов, — место, где человек может совершить внутренний ритуал породнения с духами — хозяевами этой земли. Мы останавливаемся, чтобы засвидетельствовать духам свое почтение. Нет такого правила, что нужно обязательно кинуть монету или выдернуть волос из кобыльего хвоста и повязать. Просто немного почтения.

Это ритуальное сооружение — как и многие другие, раскиданные по Хакасии, — дело рук Горбатова. Как-то раз директор аэропорта Кочетков, будучи еще замом главы республики, пригласил местных ремесленников, культурологов и шаманов «на общение». Нужно было поставить нечто значимое и интересное перед зданием аэропорта.

— Были разные предложения: какие-то замысловатые памятники, еще что-то мудреное. Я предложил действовать просто, и вот уже два года пай-сарчин стоит и обрастает ленточками.

Леонид объясняет, что этот столб — не какая-нибудь фигня для туристов, а важная и функциональная вещь, которая помогает путникам найти общий язык с новым местом:

— Ведь это ось мира — откуда все начинается и где все заканчивается. Вот ты прилетел в Хакасию — у тебя здесь началась своя история. Здесь же она и закончится.

«Внук шаманки, видит мертвецов, болтает всякое»

— Я родился в семье, где шаманизм не воспринимался как нечто экстраординарное. Моя бабушка была знатной шаманкой. К ней обращалось очень много людей — кому-то помочь родить, кому-то голову поправить. В свое время бабушка была сослана за знахарство. В ссылке у нее отобрали всю атрибутику и запретили рассказывать «небылицы», считали шаманизм антисоветской пропагандой. Конечно же, тайком она все равно проводила ритуалы, — рассказывает Леонид.

Долгое время он жил с мамой и бабушкой в удаленном горном поселке Сыры (в переводе с хакасского — деревня драконов) и думал, что кроме Сыров в мире особо ничего и нет. Из неместных там был только его отец — ссыльный белорус. Имя Горбатову придумала бабушка, когда он был еще в утробе. Леонид говорит, что имя выбрали максимально близкое по звучанию к фамилии советского вождя.

— Бабушка говорила, что ко мне будет приходить много людей, на меня будут надеяться, как на Ленина. Уважать, как бога, и бояться, как черта, — смеется Леонид.

В детстве Горбатов был более-менее обычным ребенком и особых сверхъестественных способностей не проявлял. Случалось, конечно, что в младших классах он приходил в школу и почти сразу разворачивался и уходил домой, потому что откуда-то знал, что учитель заболел и сегодня его не будет. Одноклассники подолгу сидели за партами, ждали учителя и считали, что Ленька дурак. Но потом приключилось странное.

Однажды в Сырах хоронили односельчанина дядю Толю. Собралась вся деревня. В какой-то момент люди увидели странное завихрение наподобие миниатюрного смерча. Маленький Леонид смотрел туда же, куда и все, но видел нечто совсем другое: дядя Толя поднимается из гроба, идет к речке, зачерпывает воду, пьет и уходит в горы. После того, как мальчик во всеуслышание заявил о том, что мертвый дядя Толя гуляет по селу, взрослые напряглись. Они заперли Леню в сарае и до вечера не выпускали. С тех пор о Горбатове зашептались — внук шаманки, видит мертвецов, болтает всякое.

Спустя некоторое время Леонид уехал из Сыров в село Аскиз, учился и жил в интернате. В его жизни не происходило ничего необычного, пока к нему не наведались странные гостьи.

— Мне было лет тринадцать, когда ко мне пришли три пожилые женщины. Одну из них звали Мария, она была в огромных очках и почти слепая — я хорошо ее запомнил. «Ты должен вылечить эту бабушку», — сказали другие старухи. Для меня это был шок! Как я буду ее лечить, я же просто мальчик! Но старухи говорили серьезно, а в нашей традиции отказывать взрослым нельзя. Я попытался объяснить им, что не знаю, как ее вылечить…

Но тут в голове у Лени помутилось, ему стало нехорошо, с ним случился то ли бред, то ли жар, и он сам не понял, почему он сказал старухам растворить в воде желчь щуки и то ли пить, то ли втирать ее в больные глаза.

— Я слышал, что говорю полнейшую ерунду. Я вел себя как помешанный. Когда я пришел в себя, то извинился и попросил бабушек отпустить меня, потому что я не знаю, как им помочь. Но они сказали, что я все сделал правильно. Старый шаман Саражаков давно предсказывал, что в Хакасии родится великий шаман с лишней костью и русским лицом.

Так Леонид Горбатов узнал, что он шаман.


Шаман Горбатов знает каждую травинку в хакасской степи

«Все, что создано до нас, создано богами»

В «Википедии» о месте шамана в мироздании написано следующее: «Одна из важных задач, которую выполнял шаман, заключалась в защите психической целостности общества. Для людей архаики наличие в племени такого человека значило очень много, поскольку давало им уверенность в том, что они не одиноки и не беззащитны в мире, в котором существуют и демоны, и силы зла». Времена архаики вроде бы прошли, но шаманы никуда не делись, только магический арсенал у них существенно расширился.

Главный инструмент шамана Леонида Горбатова в борьбе за психическую целостность общества — айфон. Он звонит каждые две минуты. А еще названивает другой телефон, попроще. Шамана постоянно приглашают побыть где-нибудь экспертом, обменяться каким-нибудь опытом и кого-нибудь вылечить. Звонят чиновники, звонят археологи, звонят журналисты — всем хочется урвать свой кусок Леонида Горбатова. Он смиренно отвечает на бесконечные звонки и говорит, что шаманство — это история не столько про размахивание бубном, сколько про особую социальную миссию.

— Шаман — лицо ответственное, — загадочно усмехается Леонид.

Сегодня у него тяжелый день — впрочем, как и всегда. С утра нужно завезти сменную одежду для сына-школьника, потом разместить где-нибудь приехавшего издалека пациента, заглянуть в музей, заехать в правительство и министерство культуры, преодолеть несколько сотен километров за рулем и не сойти с ума.

В национальном краеведческом музее имени Кызласова есть просторный темный зал. Там выставлены древние ритуальные камни — какие-то украшены петроглифами, на некоторых выдолблены лица богов. Этим мрачным и таинственным истуканам по не-скольку тысяч лет, и среди них ощущаешь себя особенно мелкой вошью на теле мира. Здесь Леонид Горбатов чувствует себя как дома: почти каждый камень он знает в лицо.

— Вот этот камень был извлечен совсем недавно недалеко от села Усть-Сос, — Леонид рассказывает историю появления в музее очередного древнего памятника. — Долгое время камень был спрятан, и об этом знала лишь одна бабушка. В советское время люди боялись, что власть может забрать языческие памятники и погубить. Поэтому местные попросту прятали их, закапывали в землю. И вот недавно мне позвонила та бабушка, сказала, что устала хранить тайну этого камня и боится забыть место, где он закопан. Она попросила извлечь памятник, ведь он принадлежит народу. У хакасов есть такое правило: все, что создано до нас, создано богами.

«В любой непонятной ситуации строй музей»

Первое правило шамана Горбатова: все, что сделано до нас, сделано богами. Второе правило шамана Горбатова: смотри первое. Третье правило: в любой непонятной ситуации строй музей. Главные шаманские инструменты в деле «сохранения психической целостности общества» оказываются хоть и слегка неожиданными, но вполне светскими. Вопреки типичным представлениям о том, что музей — это пыльно, скучно и сонливо, Леонид Горбатов убежден, что именно с помощью музея можно вывести село из депрессии.

На древних камнях часто встречается один и тот же петроглиф — трехглазое улыбающееся божество. Его еще называют солнцеликим. Изображение божества стало частью нового хакасского бренда — его можно встретить на магнитах, украшениях и одежде. Из рамки за спиной министра культуры Хакасии Светланы Окольниковой тоже широко улыбается солнцеликий дух. Министру очень нравится эта картина и вообще археоарт — художественное переосмысление этнических мотивов и древних образов. Министр увлеченно рассказывает о сохранении аутентичной хакасской культуры, о хакасской моде и традициях; главная гордость Светланы Окольниковой — это музеи. Шамана Горбатова министр называет Ленечкой.

— Шестнадцать музеев под открытым небом — это самая большая сеть в Российской Федерации, аналогов нет. Каждый музей имеет свое лицо, каждый очень индивидуален. Взять хотя бы Ленин: это музей одного камня — бабушки Улуг Хуртуях тас, — восхищенно рассказывает министр культуры.

Тут стоит остановиться и заметить, что многочисленные хакасские музеи под открытым небом — это не какая-то диковинная блажь местных чиновников, а одно из немногих адекватных решений сложной проблемы: в Хакасии куда ни ткни лопату — везде или древнее шаманское захоронение, или еще какой-нибудь местный Стоунхендж.

— У нас больше тридцати тысяч памятников археологии. Наша задача — сохранить их, но в то же время иметь какой-то ресурс для развития территории. У нас вся республика — это музей под открытым небом, ее так и называют, — смеется Окольникова.

«Проводим обряд, и раз-раз-раз — солнышко проглядывает»

Леонида Горбатова в министерстве культуры знают прежде всего как прогрессивного музейщика-активиста, который за счет культурного наследия пытается развивать местную инфраструктуру. Но музеями, конечно, все не ограничивается. Иногда министерство нуждается и в помощи высших сил.

— У нас есть такой мегапроект — крупный экологический фестиваль, в нем участвуют и музыкальные коллективы, и театры. На открытии идет дождь. Проливной дождь, тучи. Что делать? Обращаемся к шаману! — Светлана Окольникова рассказывает о связи министерского и трансцендентного так, словно речь идет о походе к дантисту.

— Серьезно?

— Серьезно! Проводим обряд, и раз-раз-раз — солнышко проглядывает. А потом целых восемь дней такая погода!

— Понимаете, у нас к шаману идут так же, как к врачу, потому что понимают: шаман — лицо ответственное, у него нет права на ошибку, его задача помочь, и этим пользуются если не все, то очень многие, — тоном психотерапевта добавляет Леонид.

Пейзажи Хакасии — это натуральная медитация. Бледно-желтая осенняя степь тянется на десятки километров, кое-где пузырится холмами и курганами, постоянный ветер остервенело шлифует приземистые темные горы.

На границе двух районов, посреди степи стоит еще один пай-сарчин. Сначала это был просто столбик, у которого стали останавливаться путники. Со временем он приобрел популярность, оброс ленточками, местная администрация заасфальтировала площадку вокруг столба и более-менее ее обустроила. Получилась отличная эзотерическая парковка, где можно передохнуть от монотонной дороги. Шаман Горбатов был главным консультантом при обустройстве и этого места — все ведь должно быть по правилам.

Поначалу история с пай-сарчинами и ленточками может показаться игрой, особенно если ты во все это не веришь. Но когда приезжаешь в Хакасию, будь ты хоть трижды атеистом или ортодоксальным хасидом, все равно остановишься у ритуального столба. И подумаешь. Хакасская культура предельно пантеистична — каждая травинка в мире не просто так, каждый камень больше чем камень. Даже для того, чтобы установить вышку сотовой связи, приглашают шамана.

Леонид Горбатов может долго рассказывать о духах воды, гор и прочих трансцендентных сущностях. Для него они так же реальны, как министр культуры и члены хакасского правительства. Шаман знает, что духов надо слушать — в его жизни уже был опыт, когда духам не оказали должного почтения.


Женщины в народных хакасских одеждах

Случай из практики № 1

Миновав очередную речушку, Леонид неожиданно нарушает наше медитативное степное молчание:

— Мы сейчас проехали по мосту времен строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Для хакасов это была большая трагедия. Для нас вода — это живое, у воды есть свой дух Суг-ээзи. Когда загораживают воду, люди говорят, что это плохо. Я знаю одну женщину, мама которой присутствовала при этом загораживании. Она отдала в жертву самое ценное, что у нее было, — красивый японский чайный сервиз. Она бросила его в реку с просьбой простить человеческое невежество. Все понимали, что ГЭС — настоящий прорыв, новые рабочие места, но для многих это строительство все равно было великой трагедией.

Спустя много лет, в 2009 году, на Саяно-Шушенской ГЭС случилась авария, которую многие сравнивают чуть ли не с Чернобыльской — тогда погибли 75 человек; материальный ущерб был колоссальным. Для Леонида Горбатова это еще и личная история. История про ответственность.

— Как-то раз я проходил мимо абаканской городской больницы. Меня окликнули, пригласили внутрь и сказали, что в кардиологическом отделении лежит старик, который хотел бы меня видеть. Я уже привык к такому: иногда шаман должен отпустить человека, выслушать его, ведь возможно, что больной умирает. Я, конечно, не смог отказать. Человек, который хотел меня видеть, оказался Алексеем Султрековым — одним из старейших шаманов Хакасии. Он лежал в отдельной палате. «Знаешь, сынок, нужно проявить максимум уважения к духу воды. Что-то Енисей волнуется», — сказал он. Было уже тепло — апрель или начало мая. «Я уже старый, я, наверное, скоро умру и не смогу, а ты молодой. Я разговаривал с духом Енисея. Надо принести в жертву быка. И сделать это следует прямо на гребне плотины или выше по течению», — продолжил старый шаман. Я понимал, что скорее всего этот обряд буду делать не я. Я все-таки молодой шаман. Я передал эту информацию нашему шаманскому сообществу. Но дело ничем не кончилось — долго думали, решали, совершать обряд или нет, какой именно должен быть бык и где его взять, нельзя ли обойтись курицей или бараном, — Леонид раздраженно морщится. Кажется, у шаманов тоже есть своя бюрократия. — А 17 августа произошло то, что произошло…

После трагедии шаманы, конечно, приняли экстренные меры по успокоению духа воды. Кое-кто из коллег потом пенял Горбатову, что раз он первый услышал про быка, то значит и делать все должен был сам.

— Трудно быть шаманом, за все приходится отвечать, — совсем не весело смеется Леонид.

Случай из практики № 2

Длинная цепь древних ритуальных камней растянулась прямо вдоль аскизской дороги. Каменные ансамбли сменяются бесконечной чередой курганов. Тут нет никаких заграждений или табличек — все и так ясно.

— Как-то раз недалеко отсюда начались раскопки, — рассказывает Леонид. — Строили дорогу, она должна была пройти по курганам. Местные жители взбунтовались и не давали археологам работать: «Зачем вы тревожите наших предков?» Мне пришлось встать между людьми и археологами. Нужно было найти ответ, можно ли здесь копать или нет, и если нет, то почему. И я пошел расспрашивать наших стариков, зачем нужны эти курганы, кто их положил.

Леонид Горбатов, конечно, и сам знал, кто и зачем построил курганы, но искал мудрости и правильных слов.

— Одна бабулька рассказала удивительную вещь, которую давным-давно ей точно так же передали ее старики. Оказывается, эти курганы не просто дома мертвых. Если было бы так, не было бы проблем: местные уже давно привыкли, что куда ни копни, везде или кости, или курган — огороды садить негде. Но та бабулька объяснила, что люди, захороненные в курганах, обычными землянами себя не считали. Они считали себя небожителями. Откуда же у простого человека столько сил притащить с гор эти огромные камни? Представить страшно, сколько морального и физического труда должен был вложить в курган род ради одного умершего человека. Бабулька сказала, что курганы расположены как звезды на Млечном Пути. И если раскопать хоть один из них, на небе погаснет звезда. Мы букашки в масштабах космоса. Но когда мы копаем курганы, мы нарушаем порядок Вселенной. Все, что сделано до нас, сделано богами.

Вери гуд бизнес

Официально Леонид Горбатов — скромный научный сотрудник музея «Хуртуях тас», который он сам и основал неподалеку от Аскиза. Директором музея работает жена Леонида Оксана. Главный экспонат — огромная четырехтысячелетняя каменная стела Улуг Хуртуях тас, что дословно переводится как «каменная старуха». Ее называют матерью Хакасии. Сегодня это самый почитаемый у местных языческий памятник. Камень завален едой и мягкими игрушками, а книга отзывов музея исписана благодарностями счастливых родителей — местные убеждены, что Улуг Хуртуях тас помогает тем, кто не может завести детей.

История возникновения этого музея довольно забавна. Долгое время каменная старуха находилась в центральном абаканском музее. Но совет старейшин и аскизская интеллигенция писала письма властям и требовала вернуть изваяние народу, потому что без него все очень плохо — дети не рождаются, урожаи скудны. Наверное, хакасы так и продолжали бы упражняться в эпистолярном жанре, но губернатор Лебедь залихвацким росчерком пера решил удовлетворить народные чаяния.

Леонид Горбатов любовно обходит музей каменной старухи. Сегодня это целый комплекс юрт, традиционное летнее кафе, реконструкции хакасских обычаев, чайные церемонии и многое другое. Но кажется, что Горбатов больше всего гордится не впечатляющей посещаемостью и неплохим бюджетом музея в удаленной хакасской степи. Больше всего Горбатов гордится своей сувенирной лавкой. Ему удалось заставить односельчан перестать жалеть себя и заняться бизнесом.

— Есть знакомый у меня, Василий. Режет из дерева фигурки, трубки. Он удивляется — кому это может быть интересно, он же балуется для души, потому что делать нечего. Или вот Александр Пешков лепит из глины. Я ему говорю: «А ты можешь сделать нашу великую каменную матерь?» Он сомневается, просит нарисовать, как это должно быть. Я ему говорю, чтобы делал так, как душа просит. Вот приносит он несколько вариантов, а я ему говорю, чтобы теперь сделал таких десять штук — попытаемся продать, — смеется Леонид. В итоге шаман смог организовать целую ремесленную сеть. Кто-то мастерит по дереву, кто-то делает бубны и статуэтки. Туристы охотно покупают весь этот хендмейд.

— Здесь есть не просто сувениры, а обереги. Человек, перед тем как сделать оберег, постится, день, два, а то и три голодает и только потом берется за работу, — рассказывает Горбатов. Он говорит, что раньше силком заставлял местных подключаться к производству сувениров, приходилось давить шаманским авторитетом — никого другого бы и слушать не стали. Теперь сельчане всерьез конкурируют за право продавать пироги в летнем музейном кафе Горбатова и сами ищут дополнительные рынки сбыта — их изделия можно найти во многих уголках Хакасии.

— Делать так, чтобы в селе было хорошо и царил мир, — это ведь одна из главных задач шамана.

Для министра Светланы Окольниковой музей — досуговое учреждение, очаг культуры. Для хитрого шамана Горбатова музей — это в первую очередь очаг экономического развития территории, безотказный метод вовлечения людей в коммерческие отношения.

Усть-Сос — это звучит гордо

Вот еще одна история о том, как это бывает.

Когда река Абакан меняла русло, жители маленького депрессивного села Усть-Сос обнаружили огромного каменного истукана. Местные быстро припомнили легенду о том, как Улуг Хуртуях тас, спасая своих детей от набега вражеских племен, обратила их в бусины и раскидала по свету. Древний памятник моментально окрестили сыном Улуг Хуртуях тас. Начали думать, что с ним делать. Хотели увезти поближе к столице или поставить рядом с самой Улуг Хуртуях тас. Но на совете старейшин шаман Гобатов, который точно знает, что в любой непонятной ситуации надо строить музей, предложил оставить истукана в Усть-Сосе. Эта идея казалась абсурдной — тут ведь всего пара домов и людей по пальцам пересчитать, дороги нет. Но в итоге за несколько лет к селу провели какую-никакую дорогу, поставили юрты, которые работают и как музей, и как кинотеатр, и как фельдшерский пункт. Сюда поехали туристы, здесь наконец началась жизнь. Теперь Усть-Сос — это звучит гордо.

— Люди поняли, что они не потеряны, не брошены на произвол судьбы. Они почувствовали гордость за то место, где родились, — говорит Леонид.

Недавно под его руководством открылся музей в еще одном далеком селе. Триста тысяч рублей республиканского гранта, несколько сельских добровольцев, пара бизнесменов, один шаман — и музей готов. На этот раз не древних реликвий, а народного хакасского писателя. И даже не важно, какого именно, потому что, конечно же, это только предлог. Горбатов прекрасно понимает, что главное — создать культурное пространство.

В музей привезли швейную машину, и теперь местные женщины шьют там мешочки, в которых по всей Хакасии продаются чаи. Учителя проводят тут занятия, мужики помогают в обустройстве, продают городским картошку и мясо. Жизнь закипела.

Случай из практики № 3

Однажды к шаману Горбатову обратился депутат Госдумы. Он был очень увлечен политической игрой и ничего другого от жизни не хотел. Шаман тогда прописал ему бросить политику и подумать о вечном. Депутат сначала не послушал шамана, но спустя некоторое время полностью изменил свою жизнь — стал сторожем, завел семью и наконец обрел счастье.

Горбатов говорит, что политики вообще частые гости у медиаторов между материальным и трансцендентным.


Чтобы породниться с духами — хозяевами хакасской земли, следует заранее запастись цветной ленточкой

Раб на галерах

Каждый день шаман тратит пару часов на прием пациентов. Кому-то может что-то прописать или подлечить мелкий недуг прямо на месте, кому-то назначает время и проводит отдельное камлание. А некоторых заставляет идти к настоящему врачу. Говорит, что сельчане — народ инертный, к традиционной медицине относятся с подозрением, но его советов все-таки слушаются. Так что шаман в селе — это не хирург-универсал, а прежде всего диагност и психотерапевт.

Денег за свои услуги шаман не просит. Обычно люди сами пытаются его отблагодарить. К материальному Горбатов относится философски: все, что должно прийти, обязательно придет, а если не придет — значит, так тому и быть. А вот то, что по-настоящему гложет Леонида Горбатова, скрыто от стандартного эмпирического постижения мира.

Мы пробираемся по опасной горной тропе. Отсюда открывается совершенно невероятный вид: в центре на сотни метров разливается река Абакан, левее — деревня Усть-сос, справа — бесконечная тайга. Сказать, что дух захватывает, — ничего не сказать. Леонид Горбатов пробирается по узкой тропинке со сноровкой настоящего альпиниста — он давным-давно перещупал здесь каждый камень, прошел каждой извилистой дорожкой. Мы останавливаемся у спрятанного от посторонних глаз края скалы. Вряд ли случайному прохожему взбредет в голову сюда забраться.

— Видишь, вот это шаман, — Леонид берет в руки палочку и проводит по древнему обветренному камню, — он совершает какой-то большой обряд, — палочка Леонида скользит по скале, и я начинаю видеть фигурку человека с бубном. — Он гонит огромное стадо горных баранов. Их приносят в жертву, и они уходят из срединного мира.

Этот древний петроглиф иллюстрирует хакасское представление об устройстве мира — есть верхний, срединный, нижний. После смерти обычный человек покидает срединный мир. Но только не шаман. Душа шамана навсегда остается в срединном мире.

Выцветшая синяя лента медленно ползет по парковке абаканского аэропорта. Ее сорвало сильным порывом ветра с пай-сарчина. Здесь началась эта история, здесь же она и заканчивается. А история Леонида Горбатова не закончится никогда. Горбатов не любит об этом думать — он никогда не увидится с родителями, никогда не сбросит с себя груз ответственности. После смерти он получит новое материальное воплощение и будет и дальше «защищать психическую целостность общества»: каждый день принимать и лечить больных, вразумлять политиков, разгонять тучи на официальных мероприятиях, открывать музеи и приводить в тонус своих сонных сограждан. И я даже не знаю, завидовать ему или нет.

Текст: Владислав Моисеев, фото: Валерий Кламм
«Русский репортёр», 23 октября 2014

«Это похоже на любительский театр в доме для буйных умалишенных». Откровения шамана из хакасских степей

Магия и вера в сверхъестественные силы сопровождала человека со времен палеолита, сидела вместе с ним на коне во время крестовых походов или завоевания Америки, полетела в космос и жива на Земле до сих пор. Раз есть она, есть и ее носители – шаманы, колдуны, маги и прочие чернокнижники. Один этнограф отправился в Хакасию, место, где до сих пор живут шаманы, и стал одним из них. Вот его рассказ.

Шаманские откровения или особенности профессии говорящего с духами

Я назову себя Ах-Тарбаган! Это такой сурок, который живет в Сибири. «Ах» — по-хакасски означает белый. Хакасские шаманы обожают называть себя в честь животных – как минимум двое моих знакомых зовут себя Ах-пуур (Белый волк) и Ах-Аба (Белая медведица). «Белый» в тюркских кочевых культурах – наименование почетное, указывающее на высокий социальный статус. Начиная с Ивана Грозного, «Белым царем» татары, монголы и прочее население Дикого поля называло российских самодержцев, подчеркивая их власть и силу, перешедшую от «Белого хана» Золотой орды.

Так что буду «Белым сурком», потому что я шаман, скромный и без особых претензий, но русский, а значит имеющий право на почетный титул.

Как, вы спросите, этот парень обрел такое странное свойство – говорить с духами? Не скажу. Точнее, это не так важно, достаточно будет сказать, что за мой пятилетний опыт исследовательской работы в качестве антрополога-энтузиаста я в соавторстве с гипнотерапевтом Константином Машкиным провел на себе ряд экспериментов, связанных с воспроизведением отдельных аспектов шаманских техник, включающих в себя пребывание в измененном состоянии сознания (ИСС). Эти навыки позволили мне 9 месяцев работать в одном из шаманских обществ Хакасии в качестве штатного сотрудника и собирать материал для кандидатской диссертации методом включенного практикума.

Зачем нужны шаманы и кто к ним приходит

Обычно к шаману в Хакасии, Бурятии, Тыве, да и в других регионах страны люди идут решать практические, повседневные задачи. Муж запил, на работе начальник деньги не платит, жена родить не может, болезни не лечатся, дети куролесят и вместо школы пьют пиво у подъезда – все это поводы для обращения за помощью к потусторонним силам. Можно просить за себя, можно за другого человека.

Шаман сперва проводит диагностическое гадание. В силу эклектичности современных религиозных представлений, в которых переплелись остатки древних верований, анимистических представлений, New Age философии и псевдонаучных теорий, выяснение причины бедствий клиента проводится по-разному. Ах-Аба гадает на обычных картах и скандинавских рунах, Тулгу (хак. Лиса) исследует жизнь человека по кофейной гуще, Ах-Тарбаган применял карты Таро в редакции Алистера Кроули. Иногда применяется традиционное гадание – на камешках хувван’ак или по трещинам на обожженной бараньей лопатке.


В современном дискурсе существует легенда о «настоящем шамане». Дескать, живет где-то в тайге настоящий, сильный шаман, которого не затронула цивилизация. Он знает все как есть, близок он к древним корням. Так вот, в тайге тоже есть интернет. Его тяжело добыть – спутники ловить надо, дизель на генератор тратить, но люди справляются. И, в силу низкого уровня образования, верят всему, что можно прочитать на просторах сети. Один пожилой тувинец уверял меня в том, что в Туве есть особое место, куда приезжает Путин и советуется с духами гор. Отсюда наши победы в Сирии и вообще государственная мощь.

На данный момент наука (в той теоретической парадигме, которой придерживаюсь и я) определяет шамана не столько по его культурной принадлежности, сколько по глубине и интенсивности его ИСС, а также по практическим результатам, которых он может добиться. Физиологические показатели замеряются с помощью функционального МРТ и энцефалографии, а результаты – по тому, может ли шаман оказать влияние на психическое и физическое состояние людей в статистически корректной выборке.


После постановки диагноза – проклятье, порча, гнев предков или что-то еще, шаман выдает рецепт избавления от неприятностей. В сложных случаях собирается кворум из всех членов общества, где все обсуждают проблему, делятся мнениями и приходят к единому выводу. Обычно клиенту прописывают обряд, но могут посоветовать и совершить какие-то бытовые действия, к примеру – уйти с работы или поменять жену.

Обряды бывают большие и малые – последние проводятся на месте базирования общества, в съемном частном домике типа конура алкоголика на окраине города. Принципиально они не различаются, так что перейдем к наиболее яркой части жизни шамана – выезду или большому обряду.

Сверхъестественный пленер или препирательства с духами предков

На большой обряд выезжает клиент и все члены общества. В современной России шаманы-одиночки постепенно вытесняются приверженцами коллективных камланий, которые считают, что гуртом легче договориться с духами. Обычно делегация рассаживается по кортежу из автомобилей, нагруженных помимо людей едой, ритуальной атрибутикой и жертвенными дарами. Последние – масло, молоко, хлеб, водка, сладости и баран будут принесены в дар духам.

Выезд осуществляется за пару десятков километров от городской черты, в степь или горы на священное место. Это может быть родовое капище, закрепленное за кем-то из группы по праву рождения или же «общественное место силы». Таким является ущелье Уй-Так – оно не принадлежит никому. Различаются эти места по характеру духов, их населяющих. На родовом месте живут души предков, а в общественном – духи природы, боги и прочие сверхъестественные создания. Они считаются более сильными и опасными, могут повредить шаману и его клиентам.

Когда все добрались, готовится ритуальная трапеза. Перед обрядом все должны быть сытые, если не сказать наевшиеся до состояния «расстегнул штаны, и все равно не помогает». Иногда пьют водку, но немного – 1 или 2 граненых стакана, налитых доверху, в Хакасии считаются аперитивом, совершенно не сказывающемся на взрослом и уверенном в себе человеке.

После еды начинают готовить жертвы. Барана поят молоком, окуривают дымом тлеющего чабреца или горного можжевельника, шепчут в ухо просьбу, которую он должен передать духам, а потом убивают. Хитрость в том, чтобы сразу после того, как перерезать горло животному, быстро развязать ему ноги, чтобы облегчить путь в потусторонний мир. Затем наступает минута тишины – все слушают, не поднялся ли ветер. Если его дуновение изменилось, то это хороший знак. Иногда клиенту надо особенно постараться – в некоторых случаях он должен найти дерево и развесить на нем легкие, печень или почки животного для того, чтобы избавиться от болезни в своем аналогичном органе. Пока часть мужчин разделывает тушу и варит куски мяса в котле, остальные собирают костер и красиво раскладывают подношения на специальных подносах.

Через некоторое время, когда все отдохнут, покурят трубки с крепким самосадом и наговорятся, шаманы переоблачаются в свои ритуальные одежды, берут бубны, колокольчики и прочие магические инструменты. Начинается камлание.

И вот тут передо мной встает вопрос выбора, поскольку повествование проистекает в двух мирах. Один – земной, второй – сверхъестественный.

На земле шаманы поют заклинания, бьют в бубны, бросают жертвы в костер, пляшут и кричат в небо. Вот видео, кстати.

Основное же действие происходит внутри психической реальности, которая на время ритуала становится основной. В ходе погружения в ИСС шаман испытывает интенсивные психофизиологические переживания экстатического характера. Он буквально проваливается в галлюцинации, в которых ему грезятся миры духов, наслаивающиеся на реальность. Это тяжелое, мощное, очень часто болезненное и изматывающее действо, после которого пару-тройку дней лучше просто полежать на кровати. Более того, ИСС сопровождается конвульсиями, неконтролируемыми движениями и полной дереализацией. Для этого, кстати, на обряде присутствуют специально обученные помощники, которые контролируют происходящее. К примеру, ловят шамана, убежавшего в степь или забравшегося на дерево. В ИСС физические возможности организма довольно велики – можно запросто пробежать пару-тройку километров и очутиться черт знает где.

Но это не все. Во время встречи с ирреальным шаман выполняет работу. Он разговаривает с духами, просит их о помощи, иногда вступает в открытую конфронтацию. Все – на благо клиента. На земле это похоже на любительский театр в доме для буйных умалишенных, а в мире духов, в мире психической реальности – это целая жизнь, адский коктейль из эмоций, образов и видений. За час времени Срединного мира можно прожить полдня по субъективным ощущениям, стать совой, превратиться в огонь и ветер, пару раз умереть и возродиться в новом качестве, отыскать душу клиента и потерять свою, снова её найти и очнуться на коленях, утирающим пену, выступившую на губах.

Итоги плодотворной встречи

Эффективность шаманской работы – тема спорная и, пожалуй, сильно искаженная в сознании обывателя. С одной стороны, вылечить почечную недостаточность или инсульт шаман не способен, по крайней мере, методом ударов в бубен точно. А вот все, что связано с психотерапией, воздействием на глубоком уровне на сознание и подсознание человека ему под силу. Хорошие шаманы могут бороться со стрессом, неврозами, депрессивными расстройствами, различными последствиями житейских потрясений и т.д. Кому интересно именно научное – почитайте работы доктора наук Валентины Ивановны Харитоновой. Там вы найдете все что нужно, в том числе кучу нерешенных проблем.

А я напоследок скажу еще одно. Шаманом можно стать, но нельзя перестать быть. Почему? Путешествия в психической реальности вырабатывают стойкое привыкание, которое тянет туда всю оставшуюся жизнь. По всей видимости, механизмы работы ИСС как-то воздействуют на выработку дофамина и эндорфина, что закрепляет специфические связи в мозгу человека. Глубокое погружение оставляет неизгладимый след, что может привести к достаточно неприятным последствиям. И, если кто-то говорит вам, что это легко и приятно – он либо не знает, о чем говорит, либо врет.

Автор фото — Захар Тыквин

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 0xc000007b при запуске word как исправить
  • Как найти 5пи 3 на круге
  • Как найти файлы оперативной памяти
  • Как составить загадки с метафорой
  • Что такое плохой шлюз 502 как исправить в яндекс