Шаманы якутии как их найти

Рассказываем, кто из современных шаманов пользуется самой большой популярностью, в том числе и у известных людей.

6 самых известных шаманов России и их предсказания

Шаманизм особенно развит в Бурятии, Якутии и Тыве. Там организуются объединения шаманов, проводятся семинары и лекции. До 2013 года одним из наиболее сильных шаманов в России считался Савей, который по иерархии этого верования достиг 12-го неба. Он не оставил детей и прямых потомков, которым бы смог передать свои знания, но у него были ученики, ставшие преемниками после его смерти. Так кто же сейчас претендует на его место?


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бурятские шаманы

Валентин Хагдаев

Родился 27 марта1959 года в деревне Тонта Ольхонского района Иркутской области. Его род Буян насчитывает 19 поколений шаманов. По бурятским поверьям, шаман должен иметь особую метку с самого рождения — такая отметина есть и у Валентина. У него на большом пальце правой руки есть лишняя фаланга, поэтому палец выглядит раздвоенным..

Личная страница в социальной сети Vkontakte


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хагдаев признан верховным шаманом Ольхона и часто принимает у себя знаменитых людей, выполняя их просьбы. Так, в частности, топ-модель Наталья Водянова посетила его со своим супругом лордом Джастином Портманом, чтобы у них родился третий ребенок.

Также известно, что Анатолий Чубайс подарил Валентину квадроцикл. Утверждается, что шамана приглашала к себе и Алина Кабаева, знаменитая гимнастка, а Дима Билан выиграл «Евровидение» в 2012 году благодаря обряду, проведенному Хагдаевым.

Как говорит сам Валентин, древние знания передались ему от многих людей, в том числе от деда, но спокойно относится к тому, что в последнее время появилось много людей, называющих себя шаманами. По его мнению, каждый человек волен делать, что хочет, лишь бы это было не во вред другим:

Не думаю, что в том, что они этим увлекаются, есть что-то плохое, главное, чтобы не выдавали себя за традиционных.

Сам Хагдаев считает себя ортодоксальным хранителем традиций и верований, а шаманизм — долгом человека. Валентин предсказывает будущее, занимается нетрадиционной медициной и проводит обряды по защите и изгнанию «злых духов». Он обучает разных людей, решивших встать на тот же путь, всему, что знает о шаманизме.

Еще в 2012 году Хагдаев предсказал, что с 2014 года станут происходить изменения в политической сфере, поскольку начнется новая эпоха, центром событий в которой станет Москва.

Русалина Селентай

Многие шаманы до того, как стать жрецами северных богов и духов, имели и другие специальности. Так произошло, в частности, с Русалиной. Она родилась 24 июля 1979 г. в городе Свердловске, который сейчас переименован в Екатеринбург. Детство Русалина провела в доме на окраине леса, что внесло свою лепту в ее развитие.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Личная страница в социальной сети Vkontakte

Селентай окончила музыкальную школу по классу скрипки, но спустя некоторое время отдала предпочтение другому инструменту — дан-мой (это разновидность варгана) нередко используется в шаманских ритуалах для впадения в транс. Некоторое время после школы Русалина училась на экономиста, но потом осознала, что это не ее путь.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Она поступила в УрГУ на факультет психологии. Помимо психологии Селентай увлекалась также психотерапией, медицинским гипнозом и изучением этноса разных народностей. Ее учителем и наставником был Хагдаев. Осенью 2008 года Русалина прошла обряд посвящения в шаманы по древней традиции своего народа сувар. Сейчас шаманка совмещает свою духовную практику с выступлениями в качестве певицы.

Русалина рассказывала в «Битве экстрасенсов», что предсказала в 2011 году катастрофу самолета, в которой погиб ярославский хоккейный клуб «Локомотив».

Якутские шаманы


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дмитрий Ильин

В отличие от большинства шаманов, Дмитрий Ильин (Аргыс Туйде) не живет на Севере — он предпочел Санкт-Петербург. У него есть профессиональное образование психолога, как и у Русалины Селентай. Помимо этого диплома, Ильин получил также педагогическое образование и окончил факультет философии. Сейчас Дмитрий является членом Ассоциации профессиональной народной медицины, и руководителем школы шаманских психотехник «Вектор Духа».

Личная страница в социальной сети Vkontakte


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Посвящение в шаманы Ильин проходил в Якутии, проведя несколько лет в качестве ученика у шамана-отшельника Суорун. Целительством Дмитрий занялся еще в перестройку, а в самом начале 90-х учился в школе тибетского бессмертия «Черный Лотос» Рамина Гараева. В 1992–93 годах проходил стажировку в киевском медицинском центре «Алюс», там же принимал участие в закрытых медицинских экспериментах оборонного направления.

С 1993 года консультирует коммерческие организации по различным вопросам организации бизнеса. С 2000 года Дмитрий Ильин начал проводить знахарские семинары, курсы целительства и психологические тренинги. В 2002 году вместе с единомышленниками организовал школу целостного духовного развития. Для слушателей школы ежегодно проводятся эзотерические путешествия по местам Силы. Сам Дмитрий уверен, что он стоит на правильном пути:

Все решения идут от головы, а выбор стать шаманом делают духи. Я не принимал никакого решения относительно выбора своего Пути, хотя в роду у меня действительно были целители.

Личная страница в социальной сети Vkontakte


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр Артемьев (Кулан)

Савей благословил потомственного якутского шамана Кулана на занятие шаманской практикой. Александр — один из известных шаманов Якутии, автор книг на родном языке и мастер игры на варгане. Его предсказания на 2022 год сбылись очень точно:

Год идет не простой. Сложный, можно сказать. И посвящен он будет взаимоотношениям с близкими людьми. Уж больно чувствительными мы будем, именно к своим близким, знакомым, сородичам…

Личная страница в социальной сети Vkontakte


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кулан является одним из 13 шаманов, которые организовали общество «Монге Дээр»и ежегодный международный этнический фестиваль. По мнению Артемьева, человечеству необходимо готовиться к серьезным испытаниям, и если оно не будет благоразумным, но не сможет пережить грядущее:

Человек, во-первых, должен помочь себе, а не Земле. Наша планета все равно выживет. Человечество выживет или нет – вот этот вопрос сейчас стоит остро. Людям не под силу разрушить Землю. Она будет существовать. А вот будет ли существовать человек?


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр Габышев

Самый скандально известный шаман родился 22 ноября 1968 года. По словам Габышева, он окончил исторический факультет Якутского государственного университета, но работал не по специальности— сварщиком и дворником.

Сейчас Александр находится под принудительным лечением в психиатрической больнице, что связано с его желанием провести обряд на Красной площади. Себя Габышев называет шаманом-воином, получившим задание от Бога, и является двоеверцем.

Всего шаман предпринимал два пеших марша по России, один из которых закончился потому, что его собака попала под машину, а второй — в связи с изменением в первоначальных целях. Сначала Габышев планировал популяризовать культуру своего народа, но затем его намерения поменялись.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тывинские шаманы

Кара-оол Допчун-оол

В 2018 году в Кызыле на первом всероссийском съезде шаманов прошли выборы верховного шамана России. Им стал глава местной религиозной организации шаманов «Адыг-Ээрен» («Дух медведя»), верховный шаман Тывы Кара-оол Допчун-оол, за которого проголосовали 115 коллег из 116.

Весной 1948 года бабушка будущего верховного шамана России Улуг Кара-Хам (Великая черная шаманка) в так называемом месте силы проводила обязательный перед летней кочевкой священный обряд «чалама». И именно в этот момент у матери Кара-оола начались схватки. Через девять месяцев бабушка забрала малыша к себе на воспитание — она решила передать ему свои знания.

В 1953-м в жизни Допчун-оола случилась самая страшная трагедия: дедушку и бабушку сожгли прямо в юрте сотрудники НКВД. Мальчика, оставшегося в живых, забрал к себе брат шаманки. Кара-оол вспоминал:

Черлик-Хам был сильным шаманом, всегда ездил на огромном сером волке. От него я унаследовал силу колдуна. Его звали Дикий Шаман. Он посадил меня на своего волка, завернул в тулуп и отвез к родителям в Ийи-Тал. Вот тогда вся моя радость к жизни угасла и пропала вера в людей.

Заниматься шаманизмом Кара-оол Тюлюшевич начал в 1982-м, проводя обряды 7 и 49 дней после похорон, «разговаривая» с умершими. Через шесть лет к нему явилась бабушка — и он занялся целительством.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 90-х Допчун-оол создал первое шаманское общество «Дунгур», вскоре вслед за ним появилось и второе — «Тос-Дээр». Первое время он занимал пост председателя в этих организациях, но в итоге оставил административную деятельность. В 2000-м Кара-оол Тюлюшевич открыл собственное объединение шаманов «Адыг-Ээрен», специально для этого выкупив бывшую базу Минторга. В 2009-м его избрали верховным шаманом Тывы, а в 2018-м — верховным шаманом России.

Как и другие шаманы, Кара-оол рассказывает о будущем. Он заявил недавно в одной из телепередач, когда его спросили о будущем страны:

Россия будет помогать в возрождении новой хорошей жизни.

Якутский шаман Петр Колесов. Фото: Из архива

Шаманизм, по мнению многих исследователей, является ранней формой религии, которая наблюдалась почти у всех народов мира. В Якутии было время, когда запрещали и преследовали шаманов, но их почитали и почитают до сих пор. Считается, что они умели путешествовать по мирам, общаться с духами, лечить от неизлечимых болезней и перевоплощаться в животных. О легендах, процессе превращения людей в настоящих шаманов и многом другом — в материале ИА YakutiaMedia.

Инициация шамана

Шаман («ойуун» на якутском) является посредником между божествами и духами, с помощью которых ойуун помогал людям. Несмотря на почести, участь шамана была трудной и не самой завидной. Избранного на такую роль начинали посещать духи и уговаривать принять свою долю — долю шамана.

Посвящение в шаманы

Посвящение в шаманы. Фото: Тимофей Степанов

Одним из самых важных моментов обращения человека в шамана было кромсание тела, так называемое «эттэнии». Все начиналось с тяжелой болезни претендента, затем во сне к человеку приходили духи, отрезали ему голову, насаживали на кол, разрезали тело на мелкие кусочки и раскладывали их по разным направлениям. По мнению одних исследователей, таким образом духи считали кости претендента, если их не хватало, то человек мог и не стать шаманом. По другой версии, духи жевали эти куски, и они обязательно должны были достаться всем присутствующим.

Советский этнолог-сибировед Андрей Попов в своих трудах также описывал случай кромсания тела наяву. Так, в Верхневилюйском улусе жил мальчик Оросу — хилый и болезненный. Однажды вблизи озера он встретил трех всадников «на конях рыжей масти с белой полосою на морде». Мальчик пытался от них спрятаться, но его поймали, отрезали голову и посадили на кол.

«Несмотря на такое необычное положение, голова, однако, продолжала видеть и слышать. Оставшееся тело всадники разрубили на части и стали откладывать в сторону «…» каждый раз говоря, что это предназначается такому-то духу. Когда таким образом все кусочки были распределены, люди сказали, что не хватило духу болезни расслабления. Затем все кусочки соединили воедино, сняли голову и присадили к туловищу. Оросо стал таким же, как был прежде», — пишет этнолог.

Болезни преследовали и после кромсания. Так, шаман Спиридон Герасимов довольно детально рассказал Попову каждый этап своей инициации. Согласно его истории, ему постоянно что-то мерещилось, от страданий он «рвал зубами свое тело», но не смог решиться покончить с собой и болел три года. «Когда я просыпался, вздувало живот, ломило кости, и я целыми днями не находил себе покоя от невыносимых страданий. Начал безо всякой цели уходить в разные стороны. Домашние разыскивали и находили меня дня через три или четыре лежащим без памяти. Приходя в себя, я вспоминал, что ходил на четвереньках, подражая волкам и медведям, выкапывал из земли червей, ловил гадов: ящериц, мышей — и съедал их». По его словам, он отказывался становиться шаманом, но на третий год он все же взял в руки бубен и колотушку. С тех пор он перестал болеть», — рассказал Герасимов.

Атрибутика шамана

Важной частью шамана были его неизменные атрибуты: костюм и бубен. По словам специалистов, на шаманском костюме всех народов Сибири обязательно были изображения скелета или внутренних органов человека. Также на шаманских нарядах нередко можно было заметить образы солнца, луны, звезд и земли. На якутском шаманском костюме, например, обязательно были металлические подвески, бляшки, изображающие солнце, луну, прорубь — двери в Нижний мир или мать-землю.

«Изображение солнца и земли — эта карта путешествий шамана, — рассказывает профессор кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета СВФУ Луиза Габышева. — Если это карта, то она антропоцентрическая, так как в ее центре стоит человек. По-моему, карта соотнесена с обрядом инициации, ведь части тела разбрасывали по дорогам болезней на все четыре стороны света, его тело как бы проецировалось в космическое пространство. Иначе говоря, сначала тело шамана разбрасывали по космосу, а затем он надевал костюм, на котором сконцентрирован сам космос».

Якутский шаман. 1902. Фото: Архивное фото

Якутский шаман. 1902 г.. Фото: Архивное фото

Якутский шаман. 1902 г.. Фото: Архивное фото

К тому же всегда существовал определенный порядок в расположении изображений. Птицы и знаки солнца всегда располагались в верхней части костюма, тем самым сохраняя трехчастность строения мира. «Костюмы не шили просто так. Обычно шаманы видели его материалы во сне. Наутро они просыпались и говорили, что в стаде есть определенный конь какой-то масти и из него необходимо изготовить костюм. То же касалось и материалов для бубна — они подробно объясняли, на каком холме стоит береза, из которой необходимо сделать ему обечайку», — говорит Габышева.

Что касается костей, исследователь полагает, что они представляют собой первичную материю, из которого возрождается шаман. По другому мнению, они олицетворяют умершего предка — ты не можешь быть шаманом, если у тебя их не было в роду.

Бубен же являлся своего рода транспортным средством (чаще конем) для ойууна, с помощью которого он перемещался между мирами. Его изготавливали из коровьей или козлиной кожи, а колотушку и другие части бубна — из лиственницы, рога оленя или лося. Как говорят эксперты, по своей форме они могли отличаться: у шаманов из западной и центральной Якутии бубны были круглой формы, а у северных на вид они были более овальными и имели заглушку с нижней стороны. Ала ойуун Анатолий Никифоров объяснял это тем, что заглушка блокировала исходящие звуки, потому они не доходили до нижнего мира. К слову, шаманы могли делать обряды и без бубна, но часто жаловались, что нелегко ходить пешком.

Обряды шаманов и удаганов

Одним из самых малоисследованных направлений специалисты считают язык шаманской обрядовой поэзии. Они в основном работали посредством алгыс (обряда благословения) и их было достаточно много.

Якутский шаман. 1902 г.

Якутский шаман. 1902 г.. Фото: Архивное фото

«Лечит ли шаман кого-нибудь, просит ли о чем-то духов, едет ли куда-то, перемещается ли в мирах — на все был алгыс, — объясняет профессор кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ Людмила Ефимова. — Хотя подобные обряды достаточно распространены среди населения, шаманские тексты довольно специфичны и обладают невероятно сложным языком, что резко выделяет их от других. Мы исследовали обращения к духу-хозяину огня, например. Даже они бывают разные и трудны для исследований из-за архаичности выражений. Многие также предупреждают, что вообще опасно сильно увлекаться изучением таких текстов, меня об этом предупредили уже три человека: Мандар Уус, шаман Владимир Кондаков и знакомый алтайский целитель. Еще бы, это ведь тайные знания, которые кому попало не полагается распространять».

По ее словам, у каждого ойууна была своя специализация: кто-то умел общаться с богиней Айыысыт — покровительницей деторождения, кто-то с Байанаем — благодетелем охотников и так далее. Также шаманы могли быть либо белыми, либо черными. Вероятно, это связано с различием, кто может камлать духам из Верхнего мира и Нижнего. Все связано с характером жертвоприношения — они могли быть либо кровавые, либо нет. Праздник Ысыах происходит от слова «ыс» — брызгать, люди брызгали на траву кумыс, что является посвящением богам Верхнего мира. Как правило, черных шаманов не допускали до этого праздника.

Якутская шаманка. 1902 г.. Фото: Архивное фото

Якутская шаманка. 1902 г.. Фото: Архивное фото

К вопросу об удаганках (шаманках), многие считают, что они были сильнее шаманов мужского пола. Считается, место их силы было гораздо больше. Профессор рассказала случай с участием удаганки, произошедший в ее родном крае: «У меня на родине было две удаганки, обеих звали Фекланой, они обычно помогали при сложных родах и других трудностях. Врачей не было, потому до 1954-го года по всей местности родами занимались только они. Отец рассказывал мне только об одной из них, которая всегда была одета в белое. В 1940-ых годах одна жительница поселка осталась беременна, когда муж уехал на фронт. Рассказывают, что она никак не могла родить, и ребенок умер у нее внутри. Помочь больной позвали Феклану, которая как всегда явилась во всем белом. Я встречалась с той женщиной, ее зовут Татьяна. Она вспоминала, что болела несколько дней, а живот буквально горел изнутри. Придя на помощь, Феклана смазала руки маслом, начала греть их перед камельком и начала петь. Татьяна рассказывала, что она невероятно красиво пела, и, заслушавшись, она заснула, а когда проснулась, живота уже не было. Впоследствии женщина смогла родить пятерых детей».

Другой случай своей встречи с удаганкой рассказал доцент кафедры археологии и истории Северо-Востока России исторического факультета СВФУ Анатолий Алексеев. По его словам, 107-летняя шаманка заменила его больное сердце на сердце оленя:

«До этого я более двадцати дней лежал в кардиологическом отделении городской больницы, где меня лечили от последствий инфаркта. Узнав о существовании могущественной шаманки Кульбертиновой, я вылетел в Нерюнгри и оттуда доехал до села Иенгра. Она, увидев мое состояние, вызвала помощников и сказала, что рано утром будет менять мне сердце. Шаманка провела обряд и заменила мое больное сердце на сердце молодого оленя. Главным инструментом виртуальной операции был шаманский бубен. Я не рассказывал о случившемся много лет, потому что в те времена люди могли подумать, что я сумасшедший. Да и кто мог поверить, что шаманы проводят операции, ведь в советское время мы все были атеистами, притом воинствующими. Мы не верили ни в черта, ни в бога. Советская власть почти искоренила шаманизм у сибирских и северных народов. С ним борются все мировые религии и по сей день. Для них это чертовщина, сатанизм и бесовство».

Шаманизм — религия?

До сих по ведутся споры по вопросу является ли шаманизм религией. «Я бы назвал шаманизм детством человечества, — говорит доцент кафедры восточных языков и страноведения Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ Федот Желобцов. — Все народы мира прошли через этот этап. Это касается и корейцев, например. Однако на данном этапе шаманизм у них больше развит, в конце года они даже вручают награды лучшим шаманам. У нас такого почему-то нет».

В основном эксперты связывают это с гонениями шаманов во времена СССР — у них отбирали атрибуты и запрещали камлать. Поэтому со времен христианизации и становления СССР в Якутия стали забывать древние умения.

Якутские шаманы

Якутские шаманы. Фото: Архивное фото

«Многие забывают, что самое главное в шаманизме — это попросить, — считает кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Любовь Колодезникова. — Если человек проводит обряд алгыс и подключает при этом свои чувства, сердце, душу, то алгыс должен получиться. Как правило, духи никогда не отказывают человеку в помощи».

Мнения исследователей разнятся в вопросе о существовании сегодня настоящих шаманов. Человек не может назвать себя шаманом, если он не проходил обучение у другого, поэтому многие сомневаются в их существовании из-за малого их количеством в целом. По другому мнению, есть и другой способ прохождения обучения — посредством сна, сегодня это называют «неошаманизмом».

Якутский шаман

Якутский шаман. Фото: Архивное фото

Как бы то ни было, специалисты рекомендуют не забывать свои корни и традиции.

«Однажды в интервью англичанка спросила у народного целителя, чем отличается любовь якута к природе от любви англичанина. В Якутии ведь постоянно говорят об этом, но в Англии люди тоже часто выбираются на природу», — рассказывает Любовь Колодезникова.

По ее мнению, в отличие от европейских понятий у якутов природа живая, мы ей поклоняемся, просим благословения, общаемся с ней и проводим обряды. Мы позиционируем себя как часть ее, а не королями и венцом ее творения.

Айсен Протодьяконов

Монстры, духи и шаманы: как «подружиться» и как от них спасаться на родине первых людей Якутии

Woman.ru продолжает проект «Путешествие с преданиями». Мы поможем вам лучше узнать Россию и познакомим с таинственными, пугающими, странными и завораживающими легендами и верованиями, существующими в регионах нашей большой страны.

 34 397 1116 ноября 2020

О некоторых туристических направлениях России знает абсолютно каждый из нас — и регулярно направляется туда, чтобы насладиться размеренным пляжным отдыхом. Однако о более отдаленных уголках нашей страны слышали только самые любопытные — те, кто предпочитает активный отдых. А ведь эти места способны подарить не менее острые впечатления и особенно заинтриговать тех, кто любит все таинственное и неизведанное. Ничего, что заграничные поездки пока на паузе. Перед нами простирается вся страна — такая огромная и страшно интересная!

Крайний Север — земля, об истории которой мало кто знает. Веками на ней проживали лишь редкие потомки первых, допотопных людей, хранившие в тайне ото всех богатства родной Саха. Однако с приходом к престолу Романовых дальний край начали завоевывать казаки. Присягнувшие государю воины променяли свои жизни на призрачную надежду отыскать край, богатый драгоценностями и мехами. Десятилетиями не сдавалась заснеженная якутская земля и не открывала пришлым людям своих тайн, наземных и водных путей. И до сих пор сюда есть дорога только самым искушенным путникам, готовым встретиться с пустотой и вечной мерзлотой — но зато своими глазами увидеть самую раздольную часть России, запасы которой и сегодня остаются сказочно внушительными.

Добраться до столицы Якутии (или республики Саха, как называют ее местные), почти одноименного Якутска, легче и быстрее всего самолетом. С недавних пор в Центральной Якутии появилось и железнодорожное сообщение с целым рядом городов России. Из Иркутска можно доплыть до Саха на теплоходе или пароме — а в зимнее время воспользоваться ледовой переправой. Впрочем, из-за сурового, резко меняющегося климата и критически малой заселенности путникам рекомендуют все же отказываться от подобных вариантов в пользу авиарейсов — особенно в зимнее время года. Безопасность превыше всего! И яркие эмоции от увиденного могут в таком случае немного подождать.

Борьба за жизнь

Издревле в народе повелось считать Якутию краем бриллиантов — а также русской столицей долгожительства. Несмотря на скудный рацион, мрачную погоду и почти не выходящее солнце, именно здесь еще во времена Российской империи регистрировали рекордное количество старцев преклонного возраста. Причем многие из них до своих последних дней были деятельны и не сидели на месте. Все-таки в реалиях Крайнего Севера обратное просто недопустимо.

Сами якуты всегда были уверены, что каждый человек должен прожить на свете как минимум 70 лет. Если же по каким-то причинам якут умер раньше этого юбилея, то можно смело предположить, что в его смерти виноваты… коварные абасы, все стремления которых направлены против рода человеческого.

Абасы — это самый распространенный вид нечисти в якутской мифологии. Существует поверье, что большую часть этой земли населяют не реальные люди, а бесплотные духи, главной целью которых является защита несметных богатств края от простых смертных.

В каждом деревце, холме, озере или реке края живет свой добрый дух, благословляющий редких кочевников, которые держат путь мимо них. А вот абасы днями и ночами рыщут по пустынной тундре, чтобы найти новых жертв. По легендам, они питаются душами людей и животных, насылают беды и болезни и подстрекают на страшные преступления.

Бороться с абасы могут только шаманы, которые в обмен на возвращенную человеческую душу преподносят им особые дары — или же вступают в жестокую ментальную схватку с ними. Но лучше до этого не доводить и стараться обходить духов смерти стороной.

Тем более говорят, что увидеть их среди пустынных просторов Якутии не так уж и сложно, ведь главная отличительная черта абасы— это отсутствие… ног.

По преданиям, чтобы завлечь путников, абасы могут превращаться в любое живое существо, которое те желали бы увидеть. И спасет в такой ситуации лишь зоркий взгляд, определяющий, есть ли конечности у существа впереди. А если получится, то сконцентрируйтесь и начните глубоко дышать — ведь считается, что абасы пахнут смертью. А если быть точнее, то ни на что не похожей мертвечиной.

Убежать от левитирующих в воздухе абасы не получалось даже у воинов из древних легенд. Куда действеннее постараться защититься от них, имея при себе… нет-нет, не острые копья и стрелы, а всего лишь колючую веточку шиповника.

Вот, что пишут об этом в местных сказаниях: «Шли как-то человек и абасы рядом по дороге, и разговор зашел о том, чего боятся люди и чего боятся абасы. Последний, явно со злым умыслом, спросил у человека: ‘’Чего вы боитесь больше всего? ’’ Но человек был догадлив и смекнул, в чем дело, да и говорит: ‘’Люди боятся жира, мяса и масла’’. И в свою очередь спросил: ‘’А чего боятся абасы? ’’ Абасы по своей прямоте сразу же признался, что они боятся колючих кустов боярышника и шиповника.

Немного погодя абасы накинулся на человека: ‘’Я тебя хочу съесть! ’’ Человек убежал и спрятался среди кустов шиповника. Абасы, желая его оттуда выжить, стал кидать кусочки масла, жира и мяса. Человек же спокойно сидел за кустами и делал вид, что боится, — а сам уплетал то, что ему бросали. Ждал, ждал абасы, закармливал человека, да так и не дождавшись ушел ни с чем».

Двуликий господин

Не все абасы похожи друг на друга. Говорят, у них есть своя «ранговая», девятиступенчатая система, исходя из которой одни способны только пожирать души, а другие могут еще и насылать проклятья и страшные болезни. Объединяет всех абасы одно: подчинение могучему Улу Тойону — богу смерти, который живет в самых высоких и заледенелых горах Саха.

Сегодня нам уже сложно понять, кем именно является Улу Тойон, имя которого в переводе с тюркского звучит как «великий господин». С одной стороны, это именно он вдохнул жизнь в Якутию и наделил здешних смертных сакральными знаниями шаманизма — а также подарил им то, что сегодня мы все называем душой.

Впрочем, в то же время именно по его приказам абасы и другие жуткие существа вершат вокруг смерть. Да и сам Улу Тойон продолжает творить злые дела. Якуты верят, что он съедает сердца принесенных ему духами людей — а затем превращает их тела в яростных медведей, которые нападают на заблудившихся путников.

По преданиям, простые люди могут увидеть «великого господина» только в обличье ворона — никогда не спящего и видящего все, что происходит в данный момент на земле и в других, не ведомых нам мирах. Приблизиться к его пониманию реальности можно, лишь поймав ворона и съев его глаз. Но произвести этот мистический ритуал дозволено даже не всем шаманам.

А вот своими глазами смертные могут наблюдать не самого Улу Тойона, а его верную дружину. По поверьям, иногда люди Улу Тойона спускаются на землю, чтобы «поохотиться». Их жертвами становятся местные девушки. Они околдовывают красавиц мощнейшими чарами и соблазняют. И увы, далеко не всегда после такой любовной связи девицы остаются в живых…

Бывшие люди

Еще одни яркие представители якутских земель — это злобные гномы рэккены. Они также считают своим предводителем всевидящего Улу Тойона и обрели миссию развозить на невидимых повозках по землям горести и болезни. Говорят, местные жители особенно боятся встречи с рэккенами — ведь для северного воина нет ничего страшнее, чем слечь и умереть не за делами, а в своей теплой постели.

Рэккены только рады воплощать тревожные ожидания народа — ведь когда-то они и сами были частью его. По преданиям, в таких гномов после смерти превращаются самые жадные и трусливые люди, которые так и не смогли побороть свою жажду наживы, находясь в богатых серебром и алмазами местах. Из-за этого у них даже образовалась отдельная пасть с клыками в районе живота, которая всегда испытывает голод до ужасов и потрясений.

И все же не стоит считать, что Якутия полна лишь невиданными монстрами, защищающими свои богатства от таких, как мы. Имеются в Саха и добрые существа — но говорят, что и с ними лучше всегда быть начеку. 

Благостнее других к народу относятся сюлюкюны — озерные чудища, размер которых не превышает одного аршина (0,71 м — прим. Woman.ru). Конечно, они всегда не прочь как-нибудь напакостить людям, тревожащим их водоемы, или даже утащить в свою заводь и утопить поддавшихся на их уговоры…

Впрочем, один раз в год сюлюкюны становятся менее опасны. В зимние праздники, на второй неделе после Нового года, чудища вылезают из озер и гуляют по местным селениям в надежде встретить какого-нибудь разудалого гуляку и поживиться им.

В старину считалось, что в это время стоит как можно тише разговаривать и стараться не смеяться, прислушиваясь к шепоту собравшихся вокруг сюлюкюнов, которые умеют предсказывать человеческую судьбу.

По преданиям, слушать разговоры озерных чудищ следовало за гаданиями, принцип которых немного похож на наши обряды в Святки. К таинству приглашалось нечетное число участников. Многие очень ответственно подходили к такому гаданию: три дня не умывались, не ели мяса и ни с кем не разговаривали. Также молча, в назначенное время, они по одному выходили из дома: один из участников выходил последним. Обычно в одной руке он держал короб с зернами пшеницы, а в другой — кочергу. Он двигался в сторону проруби спиной, посыпая дорогу за собой зернами и приговаривая какие-то таинственные слова. Собравшись вокруг проруби, люди накрывались одеялами и слушали предсказания сюлюкюнов. А самые смелые из них решались даже занырнуть в ледяную прорубь: чтобы в момент, пока чудища отвлеклись на свои беседы, попробовать украсть у них спрятанные драгоценности.

Конечно, сегодня вряд ли кто-то решится искать несметные дары тундры в январские морозы — как на вечно промерзлой суше, так и в воде. Однако именно в зимнее время взору людей чаще открывается другое главное богатство Якутии — северное сияние. И как минимум из-за этого чуда стоит поехать в далекую республику: представить себя героем преданий прошлого, загадать заветное желание и понять, что невероятный отдых возможен не только под палящими лучами солнца на морском пляже.

Фото: Getty Images, PhotoXPress.ru

В 2008 году на жителей небольшой деревни Бетюнь в Амгинском улусе Республики Саха (Якутия) свалилась напасть. Их дома стали уходить под землю, а на поверхность начали один за другим выходить гробы. Сельчане пришли в ужас от нашествия мертвецов и дружно вспомнили о проклятии, которое наложили на Бетюнь шаманы.

ГРОБЫ КАК ГРИБЫ

Жители деревни вспоминают тот год с ужасом. Покойники возникали в самом центре Бетюни! То черепа, то кости, то скелеты. Такого страху все натерпелись, что словами не передать. А случилось все после того, как летом в Якутии наступила небывалая жара. Казалось бы, при чем тут мертвецы? Оказывается, посреди деревни в многолетнемерзлых породах образовались так называемые клинья вечной мерзлоты. При высокой температуре впервые за много лет они принялись таять, земля стала опадать, в ней образовались провалы. Сначала на деревню обрушилась одна беда — в провалы падали дома. А потом на краю провала сошел небольшой сель, и из открывшейся породы начали выпадать гробы. Они летели на дно увеличивающегося прямо на глазах оврага. Гробы бились о землю, раскалывались, из них вываливались человеческие останки. Деревенские собаки грызли кости и разносили черепа по Бетюни. Ближе к осени природа одумалась, и в Якутии ударили привычные морозы.Гробы вмерзли в землю. Зрелище не для слабонервных: прямо из земли торчали черепа с пустыми глазницами. Голливуд с его ужастиками отдыхал.

Экологи били во все колокола: всему виной бездумное использование природных ресурсов Якутии, а именно то, что в советские годы отсюда грузовиками увозили гравий для строительства новой дороги, вот земля и «прохудилась». Надо срочно принимать меры, засыпать провалы землей, укреплять склон оврага, чтобы не «расходился» дальше. В противном случае, твердили специалисты, на всей деревне можно поставить крест, еще одного аномально жаркого лета она не переживет.

У стариков было свое мнение. Жители Бетюни сами виноваты: не следовало тревожить покой древних шаманов, нашедших последний приют на местном кладбище. Они якобы и прокляли деревню и ее обитателей. Зоя Алексеевна Дуранова, известная якутская предсказательница и шаманка, подтвердила эти подозрения и еще больше напугала местных. По ее словам, земля вот-вот обрушится там, где похоронен великий шаман, и, когда это случится, его дух выйдет наружу, тогда мало никому не покажется.

На деревенском сходе бетюнцы решили срочно принимать меры, не дожидаясь милости от властей. Все ледяные линзы засыпали опилками, сверху закидали землей, овраг укрепили и повторно захоронили вышедших на поверхность покойников. Во время похорон пригласили якутских шаманов для специального погребального обряда. От лица всех сельчан шаман попросил у мертвецов прощения и задобрил духов, с тем чтобы они не гневались на живых и вернулись в свой загробный мир.

ДУХ-ЗВЕРЬ

Якуты — особый народ. Вера в сверхъестественные способности шаманов в Якутии сильна так же, как и в старину. Со смертью шамана его сила никуда не девается, его дух-зверь 300 лет «дежурит» у его могилы, охраняя его покой. Беспокоить старое шаманское захоронение — значит навлечь проклятие. Тогда дух может натворить столько бед!

Места упокоения шаманов считались священными. Народ саха всегда опасался шаманских могил, старался обходить их стороной. Самую большую опасность могилы представляли для тех, кто не являлся шаману родственником.

Захоронения шаманов в земле стали практиковать относительно недавно — лишь с XVII века, что связано с распространением христианства. А до того колдунов хоронили в лесной чаще высоко над землей в специальных деревянных сооружениях — арангасах. Место выбирали глухое, вдали от жилья и дорог. По представлениям якутов, лес считался обиталищем духов природы, тут же находилось пограничье между миром живых и миром мертвых. Для сооружения «воздушной» могилы выбирали четыре рядом стоящих дерева и на высоте примерно полутора метров соединяли перекладинами, предварительно отпилив вершины. На помост ставили гроб, укрепляли его деревянными шестами. Часто шесты украшали скульптурами птиц — символом духа шамана и его грядущего возрождения. Для гроба выдалбливали колоду из двух половинок цельного ствола крупной лиственницы. Шаманов хоронили со всеми атрибутами и одеждой, а бубен, разломав, вешали над могилой.

Тело шамана находилось в лесу до тех пор, пока само собой не разрушалось. На это уходило обычно лет 100. Потомки мага тщательно ухаживали за его захоронением: обновляли фигурки птиц, укрепляли помост, приносили угощение. Если могила приходила в негодность, полагалось хоронить шамана заново по всем традициям.

Новое захоронение строили девять девственных юношей, а также приносили в жертву черного жеребца с белой мордой. На его могиле другой шаман проводил обряд камлания. Через 100 лет останки шамана следовало снова предать захоронению по всем древним обрядам. А в третий раз его прах предавали земле.

НАРУШИТЬ ПОКОЙ

Мертвый шаман считался таким же сильным, как и живой. К его духу взывали о помощи в трудных ситуациях. Тогда любой человек шел к его могиле с дарами и обращался к нему мысленно. Просьбы были разные: родить здорового ребенка, отвести болезнь от близкого человека, наказать врага. Сила шамана была столь велика, что он мог наслать ураган на обидчика и разорить его жилище, поразить его молнией или лишить ума. Самое страшное для якутов — неуважительное отношение к могиле шамана, забвение. Стоило такому случиться, как шаман напоминал о себе — насылал проклятия, болезни, голод, падеж скота.

Но еще страшнее — это беспокойство могилы шамана из праздного любопытства. Всякий якут знает страшную историю о том, как дух обошелся с двумя молодыми парнями, которые ради потехи осквернили его могилу. Компания друзей расположилась в лесу недалеко от места захоронения шамана. Один из парней подначил своего друга посреди ночи пойти к могиле и воткнуть в нее якутский нож. Дабы не показаться трусом, парень так и сделал. Он выполнил условия спора и вернулся обратно к палатке. Затем началось светопреставление: поднялся ветер, завыли волки, а потом раздались странные звуки — пение и удары бубна. Но самое ужасное случилось дальше, когда вокруг палатки начал кто-то ходить и бить колотушкой в бубен. Кошмар продолжался до рассвета. Утром молодые люди выбрались из своего укрытия и бросились в соседнюю деревню. Сельчане открыли рты — все парни как один были седые. Вечером того же дня нарушитель спокойствия погребенного шамана умер от остановки сердца, а вскоре за ним последовали и его друзья из-за разных болезней. Ужас был в том, что все они еще вчера были здоровы и крепки.

Вторая история тоже передается в Якутии из уст в уста. Началось все со строительства в одном рабочем поселке взлетно-посадочной полосы. Старики обратились в администрацию с просьбой прекратить стройку или перенести ее в другое место, потому что тут покоится в земле шаман. Власти поселка не вняли советам старейшин. Взлетно-посадочная полоса была построена в срок. Первый же вертолет с деревенскими и их ребятишками рухнул брюхом на землю. К счастью, никто не пострадал. Это был первый сигнал. Увы, к нему не прислушались. Второй раз вертолет в воздухе потерял высоту и упал, частично развалившись. Пострадали все три человека, находившихся на борту, один из них серьезно, врачи диагностировали у него перелом ребер, сотрясение мозга. Аэродром закрыли, как оказалось, насовсем. Специальная комиссия установила, что он был построен с нарушениями. А позже все его строители, включая бригадира, утонули в речке.

Такие рассказы в Якутии не редкость, и это доказывает тот факт, что шаман не утрачивает своей силы и после кончины. Более того, после смерти его связь с космосом усиливается. Именно поэтому даже пожары не приближаются к захоронениям шаманов. Исторический факт: страшные пожары в Вилюйском улусе 1948 года сожгли целые деревни, но обошли могилы великих шаманов стороной.

отсюда

[Spoiler (click to open)]
http://mirchudes.net/mysticism/1689-shamans-yakutia.html

Савей был посвящён во все тайны Мироздания. Незадолго до смерти он сказал:

«Шаманы – это космическое явление. Нас шаманами сделали пришельцы из Космоса. А бубен – это символ Вселенной».

В 2013 году дедушка Савей ушёл к предкам, и многие верят, что он приходит в виде духа помогать своему народу, потому что основная задача каждого шамана – обеспечивать безопасность семьи, рода, народа.

Но прежде чем перейти к удивительным пророчествам сильнейшего якутского шамана, предлагаем вам познакомиться с нашим вторым каналом – Тайны голубой планеты. Там мы, помимо пророчеств, рассказываем о таинственных событиях, загадках истории и встречах с непознанным. Нам очень нужна ваша поддержка, лайки, комментарии и мнение о контенте. Будем рады вашей подписке! Ссылка на канал «Тайны голубой планеты» будет в описании к этому ролику и в первом прикреплённом комментарии.

Якутский отшельник

Якутия раскинулась на огромной территории, и найти человека, если он решит спрятаться, там будет очень нелегко. Дедушка Савей однажды решил, что жить отшельникам намного лучше, чем среди людей.

Пророчества сильнейшего якутского шамана о России и Западе начинают сбываться

Чтобы добраться до его жилища, нужно было постараться – проехать несколько сотен километров по разбитой дороге, затем пройти по непроходимой местности и тайге. Самый сильный шаман Якутии нашёл пристанище на берегу реки.

Когда его спросили, почему он забрался так далеко, он ответил, что среди благ цивилизации ему слишком тяжело. А когда дедушка Савей побывал в Москве, так и вовсе с трудом дышал. Он считает, что только в тайге можно чувствовать себя человеком, размышлять и жить.

Шаманы получают знания о грядущем от духов предков. Для этого они проводят специальные обряды с танцами, которые называются камланием. Дедушка Савей действительно умел общаться с духами, и смог постичь будущее через настоящее.

Дух Огня

Несмотря на то, что шаман постарался оградить себя от цивилизации, его то и дело навещали страждущие, любопытные и журналисты. Не обделяли вниманием дедушку Савея и учёные, изучающие шаманизм и невероятные способности шаманов.

Российский учёный-этнограф Анатолий Алексеев даже принимал участие в камлании, при этом сделал множество фотоснимков. Когда же их проявили и напечатали, то увидели световые вспышки, окружавшие шамана, а также огненное силовое поле вокруг бубна.

Тогда многие скептики начали утверждать, что фотографии специально обработали в фотошопе. Однако, многочисленные экспертизы подтвердили – снимки настоящие. А это значит, что огненные вспышки ничто иное, как дух Огня.

Инопланетное вторжение

Пророчества сильнейшего якутского шамана о России и Западе начинают сбываться

Пока учёные спорят и доказывают друг другу, что инопланетян не существует, гости из космоса довольно вольготно чувствуют себя на нашей планете. Дедушка Савей видел их собственными глазами, а от духов узнал о них много интересного.

По словам шамана, инопланетное вторжение произошло много веков назад. Пришельцы незримо наблюдают за людьми, проводят необходимые исследования и опыты. Увидеть представителей иных цивилизаций могут лишь избранные – от обычных людей они тщательно скрываются.

Дедушка Савей жил в глуши, пришельцы не заметили его присутствия. Шамана удивили их обычаи. Он чётко видел, что среди них есть как мужчины, так и женщины. И у них было запрещено общение между полами.

«У инопланетян такие законы, что мужчины могут общаться только с мужчинами, а женщины с женщинами».

Ещё шаман говорил, что пришельцы верили в Бога и боялись его. В их планах было уничтожить Россию, но она оказалась под мощной Божественной защитой.

«С Россией ничего не будет. Нас хотели разбомбить инопланетяне, но передумали. Инопланетяне летают, каждую ночь летают».

Судьба России

Пророчества сильнейшего якутского шамана о России и Западе начинают сбываться

Но вернёмся к пророчествам якутского шамана. А вот нашей стране дедушка Савей напророчил очень даже благоприятное будущее. Россия выстоит во всех перипетиях, несмотря ни на что останется сильной и благополучной, ведь она находится под защитой Божественных сил.

«Россия обретёт новые границы, говорил шаман. Будут новые воды, очень богатые, будут новые реки, озёра, моря. Самой богатой Россия будет. Духи помогут, поведут. Кто доживёт до середины века, увидит. Других таких не будет. Вот запишите и посмотрите».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу в минске для женщин
  • Как найти валет на солярисе
  • Как найти человека по номеру телефона яндекс
  • Как найти средний цвет картинки python
  • Как найти переменную javascript