Сикстинская мадонна рафаэля как найти

18 апреля 2020 года весь культурный мир отметит 500-летие со дня смерти гения Возрождения Рафаэля Санти (1483-1520). Живописца при жизни справедливо называли «мастером мадонн». Главный его шедевр «Сикстинская Мадонна» оказался в XVIII веке в Дрездене и обрел здесь второе рождение. В 1945-1955 годах опаленное войной полотно реставрировалось в Москве, где возродилось вновь. Так картина исторически связала Россию и Германию.

РАФАЭЛЬ САНТИ. Сикстинская Мадонна. 1512–1513
РАФАЭЛЬ САНТИ. Сикстинская Мадонна. 1512–1513
Холст, масло. 269,5 × 201
© Галерея старых мастеров, Дрезден

Образ Мадонны, один из самых узнаваемых в мире, изначально был исполнен Рафаэлем по заказу папы Юлия II в 1512-1513 году для алтаря церкви монастыря Святого Сикста (монастыря Сан-Систо) в Пьяченце (Piacenza) под Миланом. По словам историка искусств Дж. Вазари, полотно, получившее название «Сикстинская Мадонна», явилось вершиной творчества мастера — в нем соединились в прекрасное целое божественное и земное. Парадоксально, но почти 250 лет работа оставалась практически неизвестной, пока ее не приобрел саксонский курфюрст Фридрих Август III (1696-1763), заплатив значительную сумму в 25 000 эскудо. В феврале 1754 года полотно доставили в Дрезден и разместили в покоях правителя. В первом «Инвентаре Королевской картинной галереи Дрездена», составленном тогда же Маттиасом Остеррайхом, под №31 значится: «Рафаэль из Урби- но. Богоматерь среди облаков с младенцем Иисусом, перед ней — папа Сикст и святая Варвара коленопреклоненная, в полную фигуру на холсте»[1].

В 1711 году началось строительство Цвингера по проекту архитектора Маттеуса Даниэля Пеппельмана. Картинной галерее отвели перестроенное здание так называемых «конюшен» на Юденхофе. Благодаря сохранившейся гравюре можно представить, как висела «Сикстинская Мадонна» в начале XIX века[2]. Она находилась (с 1817 года) в общей шпалерной развеске, среди других произведений, и открывалась зрителю не сразу. По мнению поэта В.А. Жуковского, картина просто-напросто «терялась»[3]. Перед полотном тогда не предусматривалось никаких диванчиков или стульев. Металлические стойки вдоль стен предохраняли произведения, при желании на них можно было опереться. Любопытную деталь отметил российский скульптор С.И. Гальберг, посетивший Дрезденскую картинную галерею в августе 1818 года: «Есть лестницы на колесах, которые можно двигать по произволу и лезть наверх»[4]. Особо он подчеркивал общедоступность дрезденского живописного собрания. «Галерея, — писал С.И. Гальберг, — не служит украшением дворцовых комнат, король отдал ее народу»[5]. Вход был свободный, посетить собрание можно было «утром с 9 до 1 часу, а после обеда с 3 до 6 часов. За 16 грошей получишь каталог — справляйся и любуйся!»[6].

С.И. Гальберг и еще пять его товарищей, пенсионеров Императорской Академии художеств (ИАХ), были первой группой стажеров, отправленных в Италию после наполеоновских войн. В Дрездене они оказались проездом из Берлина. Здесь главной их целью стал осмотр картинной галереи и особенно «Сикстинской Мадонны». В Эрмитаже тогда (как и сейчас) не было подлинников римского периода творчества Рафаэля — высшего этапа деятельности мастера, ведущего отсчет от 1508 года. Со времен Екатерины II в эрмитажном собрании находились две ранние работы живописца из коллекции Кроза — «Святой Георгий» и «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1506), которая была записана неким французом-реставратором[7].

Российские пенсионеры пробыли в столице Саксонии всего пять дней. Однако на осмотр картинной галереи они оставили целый день. Из всех попутчиков только Гальберг оставил восторженные впечатления от «Сикстинской Мадонны»: «Тут я впервые увидел Рафаэля как величайшего из живописцев. Его Пресвятая Дева, называемая Мадонна di San Sisto, есть истинно Святая Дева: величие небесное сияет в ней; на лице Спасителя, кажется, читаешь высокое Его назначение. Ангелы, находящиеся внизу, невинны, как дети Вечного Света: они достойны быть небожителями»[8].

Такое восприятие «Сикстины» характерно для романтиков начала XIX века, которые открыли для себя и для мира Ренессанс. В 1820 году впервые широко праздновалось 300-летие со дня смерти Рафаэля, в Прусской Королевской академии искусств в Берлине (ныне Академия искусств) была организована специальная выставка. С тех пор началась поистине всемирная слава картины и регулярное паломничество к «Сикстине». Кто только из русских не оставил своих впечатлений «от встречи с прекрасным»! Историк Н.М. Карамзин и будущий декабрист В.К. Кюхельбекер, скульптор Н.А. Рамазанов и художественный критик В.Г Белинский, наконец, революционный демократ А.И. Герцен. В 1824 году в альманахе «Полярная звезда» В.А. Жуковский опубликовал специальную статью романтической прозы, которая оказала существенное влияние на последующие поколения русских романтиков — Н.А. Полевого, А.В. Тимофеева, В.Ф. Одоевского[9].

Копия как самая искренняя форма лести

По мере укрепления в мировом сознании «Сикстинской Мадонны» как культового шедевра стала возрастать потребность в его копировании. Конечно, речь не шла об обмане потенциальных покупателей. Живописная копия рафаэлевской Мадонны ни в коей мере не заменяла оригинал, а имела значение редкостного воспроизведения. Спрос рождал предложение. Популярное полотно Рафаэля, пусть и во вторичном виде, хотели видеть у себя царственные особы и частные лица. Тем более что в начале XIX века произведения Дрезденской картинной галереи были весьма доступны для копирования. С некоторой завистью С.И. Гальберг отмечал, что «всякий художник может, с позволения инспектора, туда (в галерею. — Л.М.) идти, снять со стены картину и тут же копировать. Мы видели их очень много здесь; но одна девица, копировавшая Тициана, кажется лучше их: это стыдно должно быть мужчинам»[10]. Немецкие источники фиксировали, что «Сикстина» чаще находилась на мольберте для многочисленных копиистов, чем оставалась висеть на стене[11].

На протяжении XIX века академическая художественная подготовка обязательно включала копирование великих шедевров художников эпохи Возрождения и барокко. Копии, выполненные непосредственно с оригинала, позволяли живописцу изучить метод работы другого художника, освоить различные подходы к композиции, расположению фигуры в пространстве, к передаче цвета.

Однако «у Рафаэля и самое материальное проявление, самые приемы кисти, как, например, в Сикстовой Мадонне, представляются как бы одухотворенными, — предупреждал молодых художников Н.А. Рамазанов. — Это доказывает, что мало одних наружных, хотя и ловких приемов в искусстве, что недостаточно одного смелого, обширного полета фантазии без участия способности художника глубоко чувствовать и во всей чистоте понимать все возвышенно прекрасное»[12].

Самая ранняя известная нам живописная копия «Сикстинской Мадонны» была исполнена в 1804 году художником Иоганном Фридрихом Бури (Bury) (17631823), учеником И.Г. Тишбейна. Окончив Художественную академию в Дюссельдорфе, Бури отправился на стажировку в Италию. Во время пребывания в Риме молодой художник многократно копировал работы Рафаэля и Микеланджело и, что называется, набил руку на производстве подобного рода произведений. В 1801 году художника пригласили в Берлин, ко двору прусского короля. Здесь Бури давал уроки рисования сестре короля, а также принцессе Августе, которая вышла замуж за гессенского курфюрста Вильгельма II. Бури изобразил принцессу во время копирования «Сикстинской Мадонны»[13]. Она сидит за мольбертом с кистями и палитрой в руках, обратившись к невидимому зрителю. Художник сознательно так строит композицию, что голова художницы-любительницы заслоняет лицо Мадонны и вписывается рядом с младенцем.

В 1804 году Бури по заказу прусской королевы Луизы исполнил копию «Сикстинской Мадонны» в размер оригинала, которая была подарена ею супругу Фридриху Вильгельму III (настоящее местонахождение неизвестно). По его приказу полотно разместили в розовой угловой комнате берлинского дворца. «Сикстинская Мадонна» висела над его письменным столом. На акварели берлинского профессора Леопольда Цильке, представляющей рабочий кабинет короля (1828, Потсдам, Фонд прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга), хорошо видно местонахождение копии: слева от двери, у большого окна. Обращает на себя внимание фигурка короля, сидящего за письменным столом так, чтобы образ Мадонны был всегда перед его глазами.

Любопытно сравнить акварель берлинского профессионала с акварелью «Кабинет-библиотека императрицы Елизаветы Алексеевны в Зимнем дворце» (ГЭ) художницы-любительницы Варвары Николаевны Головиной (1766-1819), фрейлины императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги российского императора Александра I. В эпоху правления Александра I жилой частью Зимнего дворца в Петербурге стал западный фасад, выходящий окнами на Адмиралтейство. Кабинет-библиотека, окна которого выходили на Неву, располагался там, где сейчас зал № 186 современной экспозиции. На акварели кисти В.Н. Головиной скрупулезно выписаны все детали интерьера: скульптура, мебель[14], вазы, канделябры. Особую достоверность происходящему придает фигурка хозяйки, читающей книгу за столиком справа. Обращает на себя внимание большая копия «Сикстинской Мадонны», висящая в центре торцевой стены между зеркалами. Елизавета Алексеевна композиционно расположена так, что неизменно, оторвав взгляд от чтения, она видела перед собой Мадонну. К сожалению, в настоящее время не представляется возможным идентифицировать автора копии, неизвестно также, как копия попала в Зимний дворец.

Варвара Николаевна ГОЛОВИНА. Кабинет-библиотека императрицы Елизаветы Алексеевны в Зимнем дворце. 1810–1826
Варвара Николаевна ГОЛОВИНА
Кабинет-библиотека императрицы Елизаветы Алексеевны в Зимнем дворце. 1810–1826
Бумага, акварель. 29,8 × 41. © ГЭ

В течение семи лет Франц Герхард Кюгельген (1772-1820), придворный портретист и член ИАХ, копировал «Сикстинскую Мадонну», которая была освящена для оформления алтаря Фромборкско- го собора[15]. В настоящее время сохранилась лишь фрагментарная копия мастера (1816, Фонд прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга)[16].

В 1822 году Кабинетом Императорского Двора был командирован в Дрезден «рижский уроженец» Эрнст-Готгильф Боссе (1785-1862). Художник учился в середине 1810-х годов в Дрезденской Академии живописи, скульптуры, гравюры и архитектуры художеству у портретиста Йозефа Грасси. В 1821 году Боссе получил должность придворного живописца в Петербурге. По распоряжению императора Александра I он должен был написать копии с шедевров Дрезденской галереи, которые предназначались для петербургской Академии художеств, «к пользе воспитанников». Приехав в Дрезден, Боссе с семейством обосновался в доме на площади Альтмаркт. Его мастерскую часто посещали немецкие художники-романтики: К.Д. Фридрих, К.Г Карус, а также русские литераторы: В.А. Жуковский, братья Тургеневы. Зимой 1827 года Боссе за несколько сеансов написал портрет Жуковского в рост. В течение восьми лет Боссе переслал в Россию 15 копий, в том числе «большого размера Богоматерь с младенцем с Рафаэля»[17]. Однако Совет ИАХ решил, что только «копия Ессе homo (с Гвидо Рени)[18] может считаться хорошей; остальные посредственны, а последние пять весьма слабы»[19]. Из придворных живописцев Боссе был уволен, за ним оставлено только звание профессора. В 1829 году живописец перебрался в Париж и работал там по поручению российского правительства[20].

А вот другой мастер, Алексей Тарасович Марков (1802-1878), оказался более удачливым. 2 декабря 1830 года Совет ИАХ постановил «отправить в качестве пенсионера художника 14-го класса Алексея Маркова, получившего большую золотую медаль, в Дрезден для усовершенствования в исторической живописи»[21]. Однако главной целью стажировки А.Т. Маркова было написание копии «Сикстинской Мадонны» в натуральную величину. Весной 1831 года художник прибыл в столицу Саксонии, но столкнулся здесь с неожиданными трудностями. «…По случаю перестройки здешней картинной галереи, — сообщал в Петербург в письме от 27 марта / 8 апреля российский посланник Шредер, — никто в оную теперь допущен быть не может»[22]. По прошествии значительного времени русский художник все-таки получил возможность копировать. И тут он снова столкнулся с целым рядом непредвиденных трудностей. Со слов копииста Н.А. Рамазанов записал: «Когда художник наложил прозрачную бумагу на лик Мадонны, дабы прорисовать его, то при всей своей опытности не нашел карандашом контуров; невольно поверишь, что эта картина — повторение Божественного видения! Да, бумага, прозрачная, как чистейшее стекло, не дала возможности опытной руке рисовальщика проследить контуров в лике Мадонны. Это немало поразило художника и достаточно указало на всю трудность близкой копии с необыкновенного произведения»[23].

Более года трудился молодой художник, создавая копию в непосредственной близости от оригинала. В целом Маркову удалось передать общее впечатление от одного из самых загадочных образов мировой живописи. Помимо сходства в размерах и композиционных деталях работа также близка по визуальному воздействию, которое исходит от шедевра Рафаэля. В 1832 году копия была закончена[24] и удостоилась высокой оценки строгих профессоров. По мнению Совета ИАХ, Марков «с весьма похвальным вниманием изучал Рафаэля, и при том именно в тех частях, которые составляют главное достоинство сего великого мастера, и написал свою копию со тщанием, за похвальный труд объявлена благодарность», работа была приобретена у автора для академического музея за 857 рублей[25].

В творческое соревнование с гением мировой живописи вступил гений русской живописи — молодой Александр Андреевич Иванов (1806-1858).

«Здесь (в Дрездене. — Л.М.) в первый раз я был сильно тронут действием изящной кисти Рафаэля, — писал он отцу 13 сентября 1830 года, — я напрягал все свои силы, чтобы сделать очерк сего совершенства, и тут же я узнал, что значит копировать с Рафаэля, и рисунок мой есть не что иное, как памятник слабости против сего великого творения»[26]. В своей копии, выполненной мягким карандашом в манере академических этюдов с натуры (1830, ГРМ), Иванов передал фрагмент картины — голову Марии и младенца. Художник уловил одухотворенную красоту образов Рафаэля. При этом лик его Мадонны — это лицо русской женщины. Копия «Сикстинской Мадонны», которая осталась незаконченной, всегда висела в римской мастерской Иванова «как напоминание о тех высотах, которыми ему самому предстояло овладеть»[27].

Картина в картине

Поистине мирового триумфа картина Рафаэля достигла благодаря репродукционной графике. Вначале это были тиражированные листы офортов и литографий, а затем фотографии. Императорская Академия художеств и Московское училище живописи и ваяния широко практиковали использование гравюры, в том числе с Рафаэлевой «Сикстины», в процессе обучения. Наиболее известны имена мастеров, гравировавших оригинал Рафаэля: Иоганн Фридрих Мюллер (1782-1816) и Кристиан Готтфрид Шульце (1749-1819). Со временем произведение Рафаэля стало доступно широким слоям населения. Сохранилась одна из первых открыток с изображением «Сикстинской Мадонны», гравированная Уильямом Томасом Фрайем (William Thomas Fry, 17891843) в Лондоне в 1825 году. На ее обороте надпись: «Forget menot. A Christmas and NewYear’s present».

С середины XIX века в моду вошло украшать интерьеры частных домов и усадеб репродукциями картины Рафаэля. Салоны и гостиные, кабинеты и мастерские заполнились многочисленными изображениями Мадонны. Произведения иностранных и русских художников того времени наглядно иллюстрируют это увлечение: Н.И. Подключников «Интерьер в квартире А.М. Филамофитского в Москве» (после 1835 г., Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени), П.А. Федотов «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант» (1844, сепия, ГТГ), М. Гофман «Рабочий кабинет Вильгельма Гримма в Берлине» (1860, Нюрнберг, Германский национальный музей), Ж. Мейблюм «Курительная комната в Строгановском дворце» (1860-е, ГЭ), А. Брендель «Вид квартиры художника» (1884, частное собрание), С.А. Виноградов «В доме» (1910, Калужский музей изобразительных искусств).

Один из первых и единственный в своем роде дагерротип «Сикстинской Мадонны» был снят Германом Кроне в 1850 году (Технический университет, Дрезден). Он был миниатюрного размера (11 х 8), да еще и в зеркальном изображении. Ранние фотографии, отражавшие скорее изобразительный метод, а не художественное видение, были еще некачественны. Однако не прошло и десятка лет, как фотографии стали весьма доступны и даже продавались в Галерее старых мастеров в Дрездене. Примером тому может служить пожелтевший отпечаток в альбоме художника А.А. Попова, уроженца Тулы[28]. В 1863 году по дороге на стажировку в Париж он остановился в Дрездене. С восторгом художник писал о том впечатлении, какое на него произвела «Сикстинская Мадонна»: «Смотря на нее, мне представился целый ряд великих художественных до- стоинств»[29]. На память А.А. Попов купил фотографию полюбившегося шедевра.

В Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля бережно хранятся несколько фотографий с картины Рафаэля, приобретенных Анной Григорьевной Достоевской во время ее проживания с Ф.М. Достоевским в Дрездене. Известно, что писатель мечтал о хорошей репродукции с картины.

Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой

Ф.М. Достоевский впервые побывал в Дрездене проездом из Берлина 22 июня 1862 года. Потом был еще несколько раз: то по пути в Вену, то в Петербург. Несколько месяцев Федор Михайлович прожил в столице Саксонии вместе с молодой женой летом 1867 года. Здесь 26 сентября 1869 года родилась их старшая дочь Люба. Начавшаяся война между Германией и Францией заставила семейство покинуть Дрезден 17 июля 1871 года. По воспоминаниям Анны Григорьевны, Достоевский входил в число почитателей «Сикстинской Мадонны» и мог ее разглядывать «часами, умиленный и растроганный»[30]. Для этого он не стеснялся брать стоявший в зале стул и забираться на него с ногами. Самые известные упоминания о Мадонне даны Достоевским в романе «Бесы», где полотно Рафаэля воплощает образ красоты и духовный идеал старшего поколения героев литературного произведения. Писатель чутко уловил период, когда романтический образ начинает высмеиваться и цинично поносится молодым поколением. «Нынче никто, никто уж Мадонной не восхищается и не теряет на это времени, кроме закоренелых стариков. Это доказано»[31].

Однажды в разговоре с С.А. Толстой, вдовой А.К. Толстого[32], Федор Михайлович признался в большом значении для него «Сикстины». В 1879 году Владимир Соловьев по поручению графини приехал с пакетом, в котором находилось поколенное изображение Мадонны, без окружающих фигур. Литография неизвестного художника середины XIX века была подарена писателю ко дню рождения и украсила собой его петербургский кабинет. Последний год его жизни любимая Мадонна была с ним рядом, висела над диваном, где Достоевский любил отдыхать и где скончался. На фотографии Владимира Таубе, заказанной вдовой Достоевского, запечатлен подарок С.А. Толстой. В настоящее время в Музее-квартире Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге представлен другой экземпляр.

Л.Н. Толстой впервые попал в Дрезден 5 августа 1857 года по пути из Берлина. Уже на следующий день он уехал, успев посетить картинную галерею, и «остался холоден ко всему, исключая мадонны»[33]. Так писатель записал в своем дневнике. Отметим, что Достоевский и Толстой видели «Сикстину» на новом месте, во вновь отстроенной по проекту архитектора Готфрида Земпера картинной галерее, открытой в 1855 году. Понимая историческую значимость «объекта», организаторы экспозиции отвели полотну Рафаэля центральное место.

Вторично Лев Николаевич оказался в Дрездене четыре года спустя, весной (18-21 апреля) 1861 года. Тогда он интересовался постановкой школьного дела и обучением взрослых в Саксонии. Какие-либо отзывы тех лет по поводу Мадонны Рафаэля нам неизвестны. А вот мнение Л.Н. Толстого позднего периода творчества узнаем из записок С.Н. Булгакова: «Пример подобной же изощренной грубости относительно Мадонны я имел еще в беседе с Л. Толстым, в последнюю нашу встречу в Гаспре 1902 года, когда он оправлялся после опасной болезни. Я имел неосторожность в разговоре выразить свои чувства к Сикстине, и одного этого упоминания было достаточно, чтобы вызвать приступ задыхающейся, богохульной злобы. Глаза его загорелись недобрым огнем, и он начал, задыхаясь, богохульствовать. <…> И он искал еще новых кощунственных слов — тяжело было присутствовать при этих судорогах духа»[34].

Интерьер кабинета Л.Н. Толстого в Музее-усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области
Интерьер кабинета Л.Н. Толстого в Музее-усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области
Современная фотография

Тем не менее изображение Мадонны находилось в кабинете Толстого. Впрочем, чрезвычайная переменчивость суждений писателя хорошо известна. Одно из объяснений этому факту находим в книге потомка: «И здесь, в Ясной Поляне, и в Петербурге, в доме Достоевского, висят старинные литографии «Сикстинской Мадонны” Рафаэля. Они были подарены обоим писателям одним и тем же лицом — Александрой Андреевной (ошибка. — Л. М.) Толстой, теткой Льва Николаевича. Толстому — в молодости, а Достоевскому, кажется, за год до его смерти. А они так и не познакомились друг с другом»[35].

Советская история Мадонны

Начну с ранних детских воспоминаний. Мне четыре года, над моей кроваткой приколоты для красоты цветные вырезки из журнала «Огонек». На одном из разворотов — необыкновенно красивая мама с ребенком на руках. Но на лицах ни тени улыбки, в них светится печаль. «Почему она так печальна?» — я задавала себе этот вопрос. Смысл жертвенной материнской любви раскрывался мне во всей полноте по мере взросления.

Сейчас понимаю, что публикация репродукций картин Дрезденской картинной галереи была связана с выставкой, которая развернулась в Москве летом (со 2 мая по 20 августа) 1955 года. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, выстояв огромную очередь, десятки, а может, и сотни тысяч советских граждан стремились увидеть Мадонну Рафаэля и проститься с ней. Привезенная в Советский Союз в 1945 году среди других трофейных шедевров «Сикстина» после проведенной в Москве реставрации возвращалась в Дрезден. Огромную роль в возрождении шедевра Рафаэля сыграл художник-реставратор Павел Дмитриевич Корин. Впервые он увидел «Сикстинскую Мадонну» в 1932 году, когда вместе с братом Александром поехал на стажировку в Италию. Как и в дореволюционные времена, путь молодых художников лежал через Дрезден. В маленькой записной книжечке Павла Дмитриевича сохранился быстрый набросок картины с обозначением цветовых соотношений и точной датой исполнения — 22 июня 1932 года. Тогда братья Корины и представить себе не могли, при каких драматических обстоятельствах они снова встретятся с «Сикстинской Мадонной».

Павел Корин и Прасковья Корина перед картиной Рафаэля. ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва. 1945–1946
Павел Корин и Прасковья Корина перед картиной Рафаэля.
ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва. 1945–1946. Фотография

Выставка 1955 года возродила интерес к образу «Сикстинской Мадонны» в советской культуре. Писатели и журналисты (В.С. Гроссман, Л.Н. Волынский) связывали с ней личную судьбу и судьбу народа. Очерки и повести вдохновили советских кинематографистов на создание фильмов, а живописцев — на создание полотен в стиле соцреализма, посвященных спасению шедевра. Так, Юлий Николаевич Ятченко в своей картине «С мечтой о мире. Спасение шедевров Дрезденской галереи в 1945 году»[36] изображает первую встречу бойцов с картиной Рафаэля. Откинув полог занавеса, один из них освещает лик Мадонны фонариком. Другой, опустившись на колени, также подсвечивает поверхность холста. «Явление Мадонны» заставляет каждого по-своему реагировать. Художник лишь намечает их лица, но фигуры и позы изображенных хорошо проработаны.

Чрезвычайно выразителен офорт Владимира Дайчмана «Сикстинская мадонна», выполненный в духе «сурового стиля». Вертикальный формат листа подчеркивает узкое пространство бункера, где в варварском небрежении складированы холсты. Ступени пыльной лестницы ведут вверх. Там, в проеме распахнутой двери, — красноармеец с автоматом. Лучи солнечного света выхватывают из темноты лик Мадонны с ребенком. Динамичность сцене придают разворот фигуры солдата, контраст яркого света, льющегося с улицы, и темноты помещения, особый характер штриха.

Михаил Филиппович Володин в полотне «Спасение картин Дрезденской галереи» (1972-1978, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва) применяет кинематографический прием остановленного кадра. Прямо на зрителя идут солдаты, несущие полотно на руках. Они в буквальном смысле на наших глазах спасают картину. А вот Михаил Владимирович Корнецкий в картине «Спасенная Мадонна» выбирает момент, когда юная девушка-реставратор, больше похожая на медсестру в белом халате, пристально осматривает в лупу красочный слой полотна. Справа и слева от картины замерли в почетном карауле спасители.

Монументальное полотно Мая Вольфовича Данцига «И помнит мир спасенный» (1985, Фонд Art Russe) отличается экспрессивностью живописной манеры и философским прочтением исторического события. Белорусский художник работал над картиной более 10 лет и завершил ее в год 40-летия Победы. Название картины, взятое из популярной песни, переводит акценты от спасенной Мадонны Рафаэля к спасенному миру.

Судьба «Сикстинской Мадонны» по-особому переплелась с судьбой президента Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирины Александровны Антоновой, которая в августе 1945 года была среди сотрудников, принимавших коллекцию Дрезденской картинной галереи на хранение в музей. В одном из своих интервью она сказала: «Война (и это не пустые слова) глубоко повлияла на жизни и сердца людей моего поколения. Для меня, специалиста по итальянскому искусству, «Сикстинская Мадонна» никогда не будет лишь шедевром Рафаэля. Эта картина навечно слилась в моем сознании и в моей памяти с героическим спасением моей страны и моего народа от уничтожения, слилась с героическим поступком матери, которая пожертвовала жизнью своего сына».

  1. Matthias Oesterreich. Inventarium von der Konigli- chen Bildergalerie zu Dresden, gefertiget Mens Zulij & August1754, fol.5 Nr 31 // Die Sixtinische Madonna — Raffaels Kultbild wird 500. Munchen, 2012. S. 229.
  2. Неизвестный художник первой половины XIX века. Интерьер Дрезденской галереи в бывшем конюшенном дворе. 1830. Бумага. 19,8 x 25. Гравюрный кабинет, Гос. собрание Дрездена. Инв. А 131532.
  3. В апреле 1821 года В.А. Жуковский впервые прибыл в «прелестный Дрезден», где шесть раз посетил картинную галерею.
  4. Скульптор Самуил Иванович Гальберг в его заграничных письмах и записках. 1818-1828 / Собрал В.Ф. Эвальд // Вестник изящных искусств: Приложение к 2-му тому. Вып. 1-3. СПб., 1884. С. 29. (Далее: Гальберг).
  5. Там же. С. 28.
  6. Там же. С. 29.
  7. В 1836 году император Николай I приобрел «Мадонну Альба» Рафаэля, проданную в 1931 году. «Мадонну Конестабиле» (1502-1504) Рафаэля император Александр II купил в 1871 году для личных покоев императрицы Марии Александровны.
  8. Гальберг. С. 31.
  9. Жуковский В.А. Рафаэлева «Мадонна» (Из писем о Дрезденской галерее) // Жуковский В.А. Эстетика и критика. М., 1985. С. 307.
  10. Гальберг. С. 29.
  11. Die Sixtinische Madonna- Raffaels Kultbild wird 500. Munchen, 2012. S. 250.
  12. РамазановН.А. Материалы для истории художеств в России: Статьи и воспоминания. СПб., 2014. С. 377. (Далее: Рамазанов Н.А.)
  13. Бури И.Ф. Принцесса Августа копирует «Сикстинскую Мадонну». 1808/1809. Холст, масло. 90,5 x 71,5. Кассель, Museumlandschaft Hessen Kassel.
  14. Семенова Т.Б. Два столика работы Генриха Гамса из покоев императрицы Елизаветы Алексеевны в Зимнем дворце // Звезда Ренессанса. № 28-29. 2019. С. 39-41.
  15. Фромборк — город на берегу Вислинского залива Балтийского моря, Восточная Пруссия (ныне Польша). Собор и картина сгорели дотла в апреле 1945 года.
  16. Kugelgen, Gerhardvon. Madonna und Kind. Teilkopie der Sixtinische Madonna. 1816. Ol auf Leinwand. 101 x 81. Stiftung Preu&ische Schlosser und Garten Berlin-Brandenburg.
  17. В настоящее время местонахождение этой копии неизвестно.
  18. В настоящее время находится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств в Санкт-Петербурге (НИМ РАХ). Копия «Святой ночи» Корреджо — в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко.
  19. Рамазанов Н.А. С. 582-583.
  20. Архив внешней политики Российской Империи (АВПРИ). Ф. СПБ. Главный архив II-10. Оп. 84. 1831. Ед. хр. 5. Л. 3.
  21. Там же. Ед. хр. 14. Л. 2.
  22. Там же. Ед. хр. 14. Л. 4 об.
  23. Рамазанов Н.А. С. 377.
  24. Марков А.Т. Мадонна со святым Сиксом и Варварой. 1832. Холст, масло. 272 * 200. НИМ РАХ.
  25. Канон красоты по Рафаэлю. Эпоха Рафаэля и русская художественная школа: Каталог выставки. СПб., 2008, С. 28.
  26. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. М., 2001. С. 50.
  27. Алпатов М.И. Александр Иванов. Жизнь и творчество. М., 1956. Т. 1. С. 48.
  28. МаркинаЛ.А. Графический альбом художника А.А. Попова // Третьяковские чтения-2019. М.,
  29. 2019. С. 89.
  30. РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Ед. хр. 70 «П». Л. 11.
  31. Достоевская А.Г Воспоминания. М., 1987. С. 148-149.
  32. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. Т. 7. Л., 1990. С. 54.
  33. Толстая Софья Андреевна (1827-1895), урожденная Бахметева, в первом браке Миллер; графиня, жена поэта, прозаика и драматурга А.К. Толстого.
  34. Хексельшнейдер Э. Дрезден — сокровище в табакерке: Впечатления российских деятелей культуры. СПБ., 2011. С. 175.
  35. Булгаков С.Н. Две встречи (Из записной книжки) // Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996. С. 393.
  36. Толстой И. Свет Ясной Поляны. Тула, 2014. С. 59.
  37. Ятченко Ю.Н. С мечтой о мире. Спасение шедевров Дрезденской галереи в 1945 году. 1959. Холст, масло. Местонахождение неизвестно.

Иллюстрации

РАФАЭЛЬ САНТИ. Сикстинская Мадонна. 1512–1513. Фрагмент

РАФАЭЛЬ САНТИ. Сикстинская Мадонна. 1512–1513. Фрагмент

РАФАЭЛЬ САНТИ. Сикстинская Мадонна. 1512–1513. Фрагмент: ангелы

РАФАЭЛЬ САНТИ. Сикстинская Мадонна. 1512–1513. Фрагмент: ангелы

РАФАЭЛЬ САНТИ. Сикстинская Мадонна. 1512–1513. Фрагмент: святая Варвара

РАФАЭЛЬ САНТИ. Сикстинская Мадонна. 1512–1513. Фрагмент: святая Варвара

Иоганн Фридрих МЮЛЛЕР. Сикстинская Мадонна

Иоганн Фридрих МЮЛЛЕР. Сикстинская Мадонна
Гравюра резцом. 88.3 × 67,3
© Гравюрный кабинет. Дрезден

Ангел. Литография с фрагмента картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». Середина XIX века

Ангел. Литография с фрагмента картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». Середина XIX века
Бумага. 48 × 53
© ГМПЗ «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Тульская область

Мадонна с младенцем. Литография с фрагмента картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». Середина XIX века

Мадонна с младенцем. Литография с фрагмента картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». Середина XIX века
Бумага. 81 × 65
© ГМПЗ «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Тульская область

Герхардт фон КЮГЕЛЬГЕН. Мадонна с младенцем. 1916

Герхардт фон КЮГЕЛЬГЕН. Мадонна с младенцем. 1916
Копия фрагмента картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». Холст, масло. 101 × 81
© Потсдам, Фонд прусских дворцов и садов Берлина – Бранденбурга

Варвара Николаевна ГОЛОВИНА. Кабинет-библиотека императрицы Елизаветы Алексеевны в Зимнем дворце. 1810–1826. Фрагмент

Варвара Николаевна ГОЛОВИНА. Кабинет-библиотека императрицы Елизаветы Алексеевны в Зимнем дворце. 1810–1826
Бумага, акварель. Фрагмент

Неизвестный мастер. Внутри здания галереи в бывшем конюшенном дворе. 1830

Неизвестный мастер. Внутри здания галереи в бывшем конюшенном дворе. 1830
Офорт на желтой бумаге. 19,8 × 25
© Государственные художественные собрания Дрездена

Мастерская Франца Герхардта фон КЮГЕЛЬГЕНА в Дрездене

Мастерская Франца Герхардта фон КЮГЕЛЬГЕНА в Дрездене
Современная фотография

Фердинанд ЦАПФ. Сикстинская Мадонна. 1830–1850-е

Фердинанд ЦАПФ. Сикстинская Мадонна. 1830–1850-е
Копия фрагмента картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». Фарфор, муфельные краски, роспись. 42,2 × 34,2. Частное собрание, Москва

Фердинанд ЦАПФ. Сикстинская Мадонна. 1830–1850-е

Фердинанд ЦАПФ. Сикстинская Мадонна. 1830–1850-е
Общий вид в раме

Герман КРОНЕ. Сикстинская Мадонна

Герман КРОНЕ. Сикстинская Мадонна
Дагерротип. 11 × 8. На паспарту, под дагерротипом, белым мелом надпись: Первая фотогр. «Сикстин. Мадонны» 1850
© Коллекция Германа Кроне, Технический университет, Дрезден

Павел Андреевич ФЕДОТОВ. Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант. 1844

Павел Андреевич ФЕДОТОВ. Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант. 1844
Бумага на картоне, сепия, кисть, перо. 31,3 × 45,6
© ГТГ

Павел Андреевич ФЕДОТОВ. Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант. 1844. Фрагмент

Павел Андреевич ФЕДОТОВ. Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант. 1844
Фрагмент

Альбом художника Андрея Попова. 1863–1867. Лист 16

Альбом художника Андрея Попова. 1863–1867. Лист 16
Фотография. Фотобумага
© ГТГ. Публикуется впервые

Сергей Арсеньевич ВИНОГРАДОВ. В доме. 1910

Сергей Арсеньевич ВИНОГРАДОВ. В доме. 1910
Холст, масло. 87 × 70
© Калужский государственный музей изобразительных искусств

Жюль МЕЙБЛЮМ. Курительная комната в доме П.С. Строганова в Петербурге. 1863–1865

Жюль МЕЙБЛЮМ. Курительная комната в доме П.С. Строганова в Петербурге. 1863–1865
Бумага, акварель. 40 × 59
© ГЭ

Николай Иванович ПОДКЛЮЧНИКОВ. Интерьер в квартире Алексея Матвеевича Филамофитского в Москве в Антипьевском переулке (?) около улицы Волхонки. После 1835

Николай Иванович ПОДКЛЮЧНИКОВ. Интерьер в квартире Алексея Матвеевича Филамофитского в Москве в Антипьевском переулке (?) около улицы Волхонки. После 1835
Холст, масло. 76,2 × 92,8
© Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Николай Иванович ПОДКЛЮЧНИКОВ. Интерьер в квартире Алексея Матвеевича Филамофитского в Москве в Антипьевском переулке (?) около улицы Волхонки. После 1835. Фрагмент

Николай Иванович ПОДКЛЮЧНИКОВ. Интерьер в квартире Алексея Матвеевича Филамофитского в Москве в Антипьевском переулке (?) около улицы Волхонки. После 1835. Фрагмент

Интерьер столовой Дома-музея В.М. Васнецова в Москве

Интерьер столовой Дома-музея В.М. Васнецова в Москве
Современная фотография

Квартира Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге. Конец XIX века (слева) и Современная фотография (справа)

Слева: Квартира Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге. Конец XIX века
Фотография, сделанная по заказу А.Г. Достоевской, вдовы писателя, Владимиром Таубе
Справа: Интерьер кабинета Музея-квартиры Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге
Современная фотография

Интерьер кабинета Музея-квартиры Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге

Интерьер кабинета Музея-квартиры Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге
Современная фотография

Интерьер кабинета Л.Н. Толстого в Музее-усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области

Интерьер кабинета Л.Н. Толстого в Музее-усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области
Современная фотография

Картина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» в экспозиции Галереи старых мастеров в Дрездене после возвращения. 1950-е

Картина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» в экспозиции Галереи старых мастеров в Дрездене после возвращения. 1950-е
Фотография

Павел Корин перед картиной Рафаэля. ГДР. 1956

Павел Корин перед картиной Рафаэля. ГДР. 1956
Фотография

Павел Дмитриевич КОРИН. Сикстинская Мадонна. 1945–1955

Павел Дмитриевич КОРИН. Сикстинская Мадонна. 1945–1955
Копия с картины Рафаэля Санти. Бумага, темпера. 23 × 17
© ГТГ

Май Вольфович ДАНЦИГ. «И помнит мир спасенный». 1985

Май Вольфович ДАНЦИГ. «И помнит мир спасенный». 1985
Холст, масло. 375 × 700
Фонд Art Russe

Владимир ДАЙЧМАН. Сикстинская Мадонна. 1967

Владимир ДАЙЧМАН. Сикстинская Мадонна. 1967
Бумага, офорт, акватинта, сухая игла. 82 × 50
© ГМИИ Республики Татарстан, Казань

Сотрудники технической службы монтируют «Сикстинскую Мадонну» в новую раму ручной работы в Дрезденской галерее старых мастеров 23 мая 2012 года

Сотрудники технической службы монтируют «Сикстинскую Мадонну» в новую раму ручной работы в Дрезденской галерее старых мастеров 23 мая 2012 года
Фото: Sean Gallup/Getty Images

Михаил Владимирович КОРНЕЦКИЙ. Спасенная Мадонна. 1984–1985

Михаил Владимирович КОРНЕЦКИЙ. Спасенная Мадонна. 1984–1985
Холст, масло
© Латвийский национальный музей, Рига

Курфюрст-коллекционер

Август II Сильный, может, и обладал физической мощью, но не сильным характером. Курфюрст саксонский и король польский, союзник Петра Великого в Северной войне, он постепенно попал в полную зависимость от России и Пруссии, довёл Речь Посполитую до междоусобных войн и кровавых беспорядков, а Саксонию — до тяжких экономических нужд. В молодости отчаянно нуждавшийся в деньгах, Август собирал в Дрездене алхимиков со всей Европы, требуя, чтобы они научились создавать в своих лабораториях золото. Разумеется, все попытки были тщетны. Зато самые успешные экспериментаторы Иоганн Бётггер и Эренфирд Чирнхаус в конце концов сумели получить формулу фарфора, который до того в Европе делать не умели. С этого момента, как считается, и началась любовь Августа к прекрасному. Курфюрст создал собственную галерею и занялся покупкой произведений искусства. Деньги на них он брал из карманов польских налогоплательщиков.

1.jpg

Август III. (Wikimedia Commons)

Страсть перешла от отца к сыну. В 1733 году на трон взошёл Август III, при котором скупка произведений искусства достигла гигантских размахов. Коллекция галереи старых мастеров (так в Европе в 18-м веке именовали художников и скульпторов эпохи Возрождения) росла не по дням, а по часам. За её пополнение отвечал Франческо Альгаротти, итальянский писатель и путешественник, объявивший себя тонким знатоком искусств, но, судя по всему, сильно преувеличивший свои познания. Август, доверивший управление государством своему советнику графу Брюлю (мздоимцу и казнокраду), всю свою жизнь посвятил коллекции. В собирании картин и скульптур он преуспел, а вот Польшу с Саксонией довёл до полной нищеты и разорения.

Мадонна

Вермеер, ван Эйк, Тициан, Дюрер, Рубенс — вот далеко не полный список художников, чьи картины были куплены Августом. Сюда же попали и «Портрет мальчика» Пинтуриккио, и «Блудный сын» Рембрандта. Дрезден стали называть Флоренцией-на-Эльбе, а Август всё не мог остановиться и хотел ещё и ещё… Жемчужиной коллекции стала «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, которого сам курфюрст считал «королём среди художников» и чьи творения страстно хотел заполучить.

Над «Сикстинской Мадонной» Рафаэль работал больше года. Огромное полотно, в центре которого находится Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, было заказано художнику папой Юлием II. Понтифик не собирался держать картину в Ватикане, он хотел передать её монастырю Сан-Систо в Пьяченце. Почему именно туда? Во-первых, Пьяченца как раз вошла в состав Папской области, во-вторых, святой Сикст, чьё имя носил монастырь, считался святым покровителем семьи делла Ровере, к которой принадлежал понтифик.

3.jpg

«Сикстинская мадонна». (Wikimedia Commons)

Юлий умер, так и не увидев картины, но Рафаэль закончил работу, полотно было передано монастырю и следующие двести лет провело над алтарём одной из его церквей. Вот только дела у святых братьев шли плохо. Монастырь нищал, к середине 18-го века денег не хватало даже на ремонт, так что монахи с радостью приняли щедрое предложение саксонского курфюрста. Двадцать пять тысяч эскудо, и «Мадонна» отправилась из скромной Пьяченцы в купавшийся в роскоши Дрезден.

Картина добиралась до берегов Эльбы с приключениями. По дороге обоз пережил нападения, а полотно чудом уцелело. В 1754 году оно было впервые выставлено в Дрездене, но недолго услаждало взор Августа. В 1756-м грянула Семилетняя война, которая обернулась для Саксонии тяжелейшим поражением, курфюрст бежал в Польшу, вернулся в Дрезден лишь в 1763-м и вскоре умер. Следующие сто лет картины пылились где-то в кладовых дворца, а вспомнили о них лишь в 19-м веке, когда городской совет решил учредить в Дрездене музей.

Вторая мировая

Бомбардировка Дрездена 13−15 февраля 1945 года — одна из известнейших и мрачнейших страниц Второй мировой войны. События описаны в кинематографе и литературе, в первую очередь Куртом Воннегутом, который сам в тот момент находился в Дрездене в качестве пленного. ВВС США и Великобритании сбросили на город около семи тысяч тонн снарядов. Данные о жертвах бомбардировки разнятся, но погибло не менее ста тысяч человек, при том что население города едва превышало 700 тысяч.

2.jpg

Рафаэль Санти. (Wikimedia Commons)

Как же уцелела коллекция, если само здание музея было практически полностью уничтожено? Сам музей закрыли ещё в 1939 году, после чего нацисты изъяли и уничтожили практически все работы немецких экспрессионистов. Каким-то чудом почти все прочие экспонаты были сложены в товарный вагон, который, в свою очередь, спрятали в заброшенной шахте в 30 километрах от Дрездена. Там коллекция курфюрстов и была обнаружена советским лейтенантом Леонидом Волынским, который организовал эвакуацию 478 полотен, в том числе и «Сикстинской Мадонны» (подробнее об этом см. «Дилетант», март 2016 года).

До 1955 года картины хранились в Пушкинском музее и были возвращены в Дрезден по личному распоряжению Хрущёва после его визита в ГДР.

Приблизительное время чтения: 7 мин.


print

Что прячется за зеленым покрывалом, куда смотрит Папа, и в честь чего получила свое название самая известна картина Рафаэля Санти? Отвечает Тимофей Китнис, историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра апостола Фомы в Европе.

«Сикстинская Мадонна»: главные загадки великой картины Рафаэля

Как
Рафаэль получил свое имя?

Всемирно
признанный гений эпохи Высокого Возрождения, прославленный автор «Сикстинской
Мадонны» и множества других знаменитых полотен Рафаэль Санти появился на свет 6
апреля 1483 года. Это была Страстная Пятница, день распятия Иисуса Христа. Для
его отца Джованни Санти, который и сам был даровитым художником, работавшим при
дворе местного герцога (он расписывал алтарное пространство в храмах своего
родного города Урбино), появление сына стало настоящим подарком. Узнав, что
родился мальчик, он был вне себя от радости, и когда его спросили, как назвать новорожденного,
будто бы воскликнул: «Конечно же, как ангела, — Рафаилом!» В итальянском
варианте получилось — Рафаэль.

«Сикстинская Мадонна»: главные загадки великой картины Рафаэля
Автопортрет, Рафаэль Санти

Случай с Рафаэлем — один из редчайших, исключительных, когда в истории закрепилось только имя мастера. Микеланджело (Буонарро́ти), Данте, Рафаэль — вот, кажется, и все. Это свидетельствует об особом, трепетном отношении итальянцев к этим великим сынам своего народа, когда достаточно одного только имени — и сразу понятно, о ком речь.

Ребенком Рафаэль рос в самом деле «ангельским»:
у него были огромные задумчивые глаза, светлые волосы, по натуре он был мальчик
тихий и кроткий, склонный к одиночеству и размышлению. Способствовало этому еще
и то, что Рафаэль рано потерял родителей. Его мама умерла, когда мальчику было
всего восемь лет, а в одиннадцать он лишился и отца.

Таким он, собственно говоря, и остался, даже
когда повзрослел. Впоследствии о Рафаэле много чего насочиняли, будто бы он вел
разгульную жизнь, не отказывал себе в самых разных удовольствиях… А в
действительности вел он почти затворнический образ жизни и искренне веровал в
Бога. Может, он не был таким уж оригинальным религиозным мыслителем, но был настоящим
добрым католиком. Умрет Рафаэль, кстати сказать, тоже в один из дней Страстной
недели, предварительно исповедавшись и причастившись.

Сколько
«Мадонн» написал Рафаэль?

Несколько
лет Рафаэль работал в мастерской Пьетро Перуджино, еще одного знаменитого
мастера итальянского Возрождения. Мастерская была обширная, и великий Перуджино
нередко отдавал своим ученикам дописывать работы, которые ему заказывали.
Доводилось заниматься этим, наверное, и молодому Рафаэлю. Именно здесь, под
руководством — и, наверное, не без влияния — Перуджино, он начал писать своих
«Мадонн». Всего он напишет их за свою жизнь более трех десятков!

«Сикстинская Мадонна»: главные загадки великой картины Рафаэля
Мадонна с щеглом – одна из лучших работа Рафаэля во Флорентийском периоде

В двадцатилетнем возрасте отправился во
Флоренцию — город, где цвели, казалось, самые прекрасные плоды европейского
искусства. Однако во Флоренции Рафаэль надолго не задержался. Довольно скоро он
обнаружил, что слава Флоренции как культурной столицы мира уже не вполне соответствует
действительному положению дел. Сохранившиеся в этом городе художественные школы
и живописцы зачастую оказывались лишь копиями прославленных мастеров прошлого,
и учиться у них было нечему — во всяком случае, Рафаэлю. Поэтому, когда уже
получившему первую известность художнику довелось познакомиться с Папой Римским
Юлием II и тот
пригласил его в Рим, художник с радостью воспользовался этим приглашением. Со
временем Рафаэль стал главным художником папского двора и всю жизнь пользовался
расположением понтифика, в том числе и после того, как Юлия II сменил
Лев X.

В Риме он и создает самую знаменитую из своих
«Мадонн» — «Сикстинскую».

Что
побудило художника взяться за «Сикстинскую Мадонну»?

Считается,
что это полотно появилось в 1513 году, хотя точная дата неизвестна. Зато
известна предыстория появления этой картины — ее рассказал как-то сам Рафаэль
своему другу. Однажды, еще когда он жил во Флоренции, он долго не мог уснуть, а
когда наконец задремал, то увидел Саму Богородицу, явившуюся перед ним в
неописуемо прекрасном свете. Со временем детали видения в его памяти потускнели,
но на всю жизнь осталось ощущение дивной чистоты и сияния, как бы изнутри
наполнявшего образ Пресвятой Девы. Все «Мадонны», которых писал с той поры
Рафаэль, были последовательными попытками приблизиться к тому идеалу красоты и
чистоты, к той несказанно прекрасной идее, которая была однажды ему открыта.

«Сикстинская Мадонна»: главные загадки великой картины Рафаэля
Сикстинская Мадонна

Почему
эта Мадонна — Сикстинская?

«Сикстинская
Мадонна» предназначалась для алтаря монастырского храма в честь святого папы
Римского Сикста II
в
провинциальном городке Пьяченце, примерно в 60 км от Милана. Сикст II жил в III веке,
еще задолго до разделения Католической и Православной Церквей, и в обеих
почитается как святой мученик. Титул «папа Римский» в те времена означал всего
лишь «епископ города Рима».

«Сикстинская Мадонна»: главные загадки великой картины Рафаэля

Фасад и двор храма св. Сикста II Папы Римского в Пьяченце

Полотно заказал Рафаэлю Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из
своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV, который, в свою очередь, позаимствовал
имя у христианского мученика III
века.

Что
означает жест папы Сикста на картине?

«Сикстинская
Мадонна» располагалась в передней части алтаря, прямо за Распятием. На него-то и
указывает рука папы Сикста, изображенного справа (для зрителей — слева) от
Богородицы. Святой мученик, встретившийся со Христом в увековеченной Рафаэлем вечности,
указывает на Крест — символ страдания, через которое только и может совершаться
спасение человека.

«Сикстинская Мадонна»: главные загадки великой картины Рафаэля

Сегодня, когда полотно находится в Дрезденской
галерее, смысл жеста папы Сикста не столь ясен. А для прихожан церкви в
Пьяченце он был вполне очевиден.

А кто
это слева от Мадонны?

«Сикстинская Мадонна»: главные загадки великой картины Рафаэля

С
левой (для нас с вами — с правой) стороны от Девы Марии Рафаэль изобразил святую
мученицу Варвару — покровительницу Пьяченцы, часть мощей которой покоилась
здесь же в церкви. Характерно, что Богородица и Младенец Христос у Нее на руках
оказываются у Рафаэля вписаны в «мученический» треугольник, что как бы
предвозвещает и Их мученические судьбы.

На что
в картине обратить главное внимание?

«Сикстинская Мадонна»: главные загадки великой картины Рафаэля

Первое,
на что обращает внимание всякий зритель, — это глаза Девы Марии и Младенца
Иисуса, мгновенно приковывающие к себе наше внимание. Это глаза, полные грусти,
глаза, знающие будущее наперед, но при этом нежные и любящие. Поражает не
по-детски серьезный взгляд Младенца, пришедшего в мир спасти людей — тех самых,
которые прибьют Его к Кресту. Поражает и глубина взгляда совсем еще юной Девы,
хорошо запомнившей пророчество Симеона Богоприимца: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет
пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления
многих сердец
(Лк 2:34–35).

Правда
ли Рафаэль писал Деву Марию со своей возлюбленной?

Действительно,
ходили разговоры, будто образ Девы Марии Рафаэль писал со своей возлюбленной, натурщицы
Маргариты Лути (она была дочерью пекаря и потому называлась Форнариной — «булочницей»).
Правда это или нет, сказать невозможно, тем более что не до конца ясно даже, в
каких отношениях состояли художник и Форнарина. Вскоре после смерти Рафаэля эта
женщина была пострижена в монахини «в память о Рафаэле» — вот, по большому
счету, и все «доказательства». Версия о натурщице как прообразе Мадонны выглядит
в целом не более правдоподобно, чем предположение, что в лике Сикстинской
Мадонны художник воплотил свое представление об идеале женственности, отдал
дань памяти своей рано ушедшей матери…

Почему
ангелы на картине такие упитанные?

«Сикстинская Мадонна»: главные загадки великой картины Рафаэля

Невозможно
не обратить внимание на двух упитанных ангелов на первом плане — за прошедшие
столетия их пухлые фигурки сделались чуть ли не «торговой маркой» итальянского
Возрождения. Часто обращают внимание и на Самого Младенца, тельце Которого
выписано тщательно, вплоть до складочек на руках и ногах. Это и впрямь
характерная черта искусства Возрождения — возвращение к античным формам, большее,
чем прежде, внимание к телосложению, к «телесной» стороне. Но это ни в коем
случае не возврат в язычество, как приходится иногда слышать от ревнителей
«чистой» духовности. Античный художественный язык позволяет Рафаэлю
подчеркнуть, что Христос, ни на мгновение не переставая быть Богом, пришел на
землю как истинный Человек, во всем подобный нам, кроме греха. А это уже важная
богословская мысль.

К слову сказать, ангелы у ног Девы Марии — не
единственные представители горнего мира на полотне Рафаэля. Если внимательнее
присмотреться к облакам, на фоне которых шествует Богородица, становится ясно,
что это ангельские лики. Невидимо присутствует на полотне и Сам Господь: колышущиеся
как бы от ветра одежды Пресвятой Девы и плат на Ее голове — не что иное, как
указание на действие Духа Святого.

Что за
занавес изображен на полотне?

«Сикстинская Мадонна»: главные загадки великой картины Рафаэля

Этот занавес из грубой зеленой ткани, как бы обрамляющий собой представляющееся нам небесное зрелище, традиционно вызывал много вопросов. Что это за полотно и для чего оно? На этот счет высказывалось много разных догадок. Самое правдоподобное, на мой взгляд, объяснение заставляет нас вспомнить об Иерусалимском храме и той завесе, которая отделяла его главную святыню — Святая святых — от основного храмового пространства. В тот момент, когда Христос испустил дух на Кресте, завеса, как сказано в Евангелии, раздралась надвое, сверху донизу (Мф 27:51), и доступ в Святая святых, куда прежде мог входить один только первосвященник, и то лишь однажды в году, оказался открыт всему человечеству. Этот зеленый занавес, драпирующий полотно Рафаэля, вероятно, и есть та самая завеса, раздравшаяся посредине в момент крестной смерти Иисуса Христа и открывшая всякому человеку вход в Царство Небесное.

Сикстинская мадонна в Галерее старых мастеров

Сикстинская Мадонна (1513) – самая знаменитая работа Рафаэля. Она вдохновляла писателей и поэтов 19 века. “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о ней. А фраза “Гений чистой красоты” принадлежит Василию Жуковскому. Ее позаимствовал Александр Пушкин. Чтобы посвятить земной женщине Анне Керн.

Многим картина нравится. Что же в ней такого особенного? Почему те, кто видели Сикстинскую Мадонну, не могут её уже никогда забыть?

1. Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.

Пальма Старший Мадонна

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.

Рафаэль Мадонна фолиньо

Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

2. Невесомая красота Сикстинской Мадонны

Рафаэль Сикстинская Мадонна фрагмент

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Почти все Мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх).

Взгляд Мадонны особенный. Грустный. Она знает, что ждёт её сына. Она несёт его нам, людям. В жертву. Нет, она не вцепилась в ребенка. Как это бы сделала любая земная женщина, пытаясь защитить своё дитя. Ребёнок тоже не хватается в тревоге за мать. Они со смирением идут навстречу трагической судьбе.

Рафаэль смог добиться потрясающего эффекта невесомости Мадонны. Обратите внимания, что её босые ступни слегка касаются облаков. В то же время фигуры святых Сикста и Варвары утопают в них. Такой контраст подчёркивает лёгкость главной героини.

Сама Мадонна очень красива. Считается, что моделью для неё послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Я в это мало верю. Если посмотреть на портрет Маргариты, сразу становится понятно, насколько они не похожи с Сикстинской Мадонной.

Возможно, при создании картины Рафаэль и Маргарита ещё и не были знакомы. Похожие на Маргариту образы появляются лишь начиная с 1514 года. Тогда как Сикстинская Мадонна была написана чуть ранее.

Рафаэль Санти Форнарина

Рафаэль святая цецилия

Работы Рафаэля. Слева: Форнарина (Маргарита Лути). 1518-1519 гг. Галерея Боргезе, Рим, Италия. Справа: Магдалена с картины “Святая Цицилия” (модель – предположительно Маргарита Лути). 1514-1516 гг. Национальная пинакотека, Болонья, Италия

Скорее всего Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал в 1515 году своему другу Кастильоне о том, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому чтобы написать красивую женщину, ему нужно многих из них увидеть. И уже потом рождается в голове идея, образ.

Об отношениях Рафаэля и Маргариты Лути читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.

3. Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю  Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).

Сотворение Адама Микеланджело в Сикстинской капелле

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?

Ангелочки Рафаэля

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная  причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Архив статей

Онлайн-курсы

Приобрести картину

Сикстинская Мадонна Рафаэля покорила весь мир. Талант лучшего живописца эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти позволил создать такую картину, которая влечет, вызывает гамму чувств и поражает своей живостью. Полотну более пятисот лет, но техника исполнения столь высока, что воспринимается как 3D-изображение. И, когда стоишь перед картиной, так и кажется, что Мадонна сейчас шагнет навстречу.

Картина Сикстинская Мадонна

Картина вызывает неподдельный интерес. С тех пор, как «Сикстинская Мадонна» в 1754 году поступила в коллекцию саксонских курфюрстов и ее разместили в Дрезденской картинной галерее, картину увидели миллионы человек.

Описание картины и магия восприятия

Не очень большое по размерам полотно 256 см х 196 см каким-то магическим образом удерживает внимание зрителя. Специалисты утверждают, что это особенный динамический круг, который управляет взглядом человека, смотрящего на картину.

Зритель всматривается в образ Богоматери с младенцем на руках, потом его взгляд перемещается на золотистые одеяния Св. Сикста, и, главное, его руку. Святой Сикст протягивает руку в сторону зрителя, как будто включая его в композицию. И зритель невольно следует за взором святого, вновь направляя внимание на Мадонну и младенца.

Далее взгляд скользит к образу Св. Варвары, так как подключается «химия» восприятия схожей цветовой гаммы одеяния. Святая Варвара смотрит вниз, приглашая проследовать за ее взглядом к милым ангелочкам. Но когда глаза зрителя останавливаются на парочке херувимов внизу картины, которые направили все свое внимание вверх, то неизменно продолжают движение к верхнему центру полотна – к образу Марии с младенцем.

Так раскладывает на составляющие магию живописи Рафаэля современная наука. Возможно, что взгляд большей части зрителей именно так и скользит по картине. В зале, где демонстрируется полотно, всегда больше посетителей, чем в других залах. Неискушенный посетитель просто рассматривает картину и впитывает тот посыл, который исходит от композиции. Знатоки особо пристрастны. Их интересует и общее восприятие композиции, и детали.

Мадонна с младенцем, Рафаэль Санти

Из своего опыта скажу, что «Мадонна» Рафаэля воздействует многопланово. Живописное полотно удерживает при непосредственном рассматривании. Хочется вглядываться, но также появляются вопросы… С кого писал автор прекрасный образ?.. Как получилось, что лучшая работа Рафаэля – главного художника Ватикана – хранилась в церкви небольшого городка Пьяченца?.. И почему Август III приобрел для своей коллекции именно это полотно, в то время как Рафаэль Санти многие работы посвятил Мадонне с младенцем?..

История создания картины Сикстинская Мадонна

Некоторые исследователи предполагают, что данный шедевр Рафаэль создавал все же для собора Святого Петра в Риме. Заказ поступил от папы Юлия II. Было предусмотрено и место для картины – в капелле, где был похоронен папа Сикст IV. Но во время перестройки храма было произведено перезахоронение Сикста IV, а великолепное полотно переместить к алтарю не позволяли церковные каноны.

В главной церкви Ватикана эти каноны строго соблюдали, но на периферии, к которой относился город Пьяченца, к подобным правилам относились не столь привержено. Поэтому картину Рафаэля переместили в церковь Св. Сикста при монастыре в Пьяченце.

Творчество знаменитого итальянского живописца не давало покоя саксонскому курфюрсту Августу III, который пожелал дополнить свою коллекцию образом Мадонны кисти Рафаэля. Август III присмотрел полотно «Мадонна Фолиньо», которую автор написал годом ранее – в 1511-12 гг.

Эта картина находилась в Ватикане, и Папа римский противостоял торгу. В процессе длительных переговоров интерес переместился к полотну «Сикстинская Мадонна», и глава римско-католической церкви уступил. Тем более что в храме Пьяченца начиналась реставрация.

Так шедевр оказался в Германии, а с середины XIX века постоянным местом размещения картины является Галерея старых мастеров в Цвингере.

Для современных посетителей важно знать, где именно в галерее находится Сикстинская Мадонна Рафаэля. Это второй этаж (в нашем понимании, а не европейском), где экспонируется живопись, принадлежащая эпохе Высокого Возрождения.

Размещение полотна в Дрезденской галереее

И все же, кто был удостоен чести позировать Рафаэлю при создании образа Мадонны. Все больше источников подтверждают, что это тайная возлюбленная живописца Маргарита Лути. Те же черты, что в образе Мадонны, можно увидеть в портрете «Форнарина» и на картине «Святая Цецилия».

Потрясающе, что гениальный художник, связанный крепкими узами с Ватиканом, не имел права даже на открытые чувства. Его официальной невестой была племянница кардинала Мария да Боббиена. Похоже, ни жениться на ней, ни писать картины с ее лица Рафаэль Санти не собирался…

Возвращаясь к полотну «Сикстинская Мадонна», следует уточнить, что именно в Дрезденской картинной галерее находится оригинал. Существуют и копии картины. В том же городе Пьяченца осталась копия, созданная еще в 1730 году Пьером Антонио Аванзини. А сколько еще найдется менее известных копирований!

Галерея Старые мастера на карте Дрездена

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти рыболовов россии
  • Как найти спутника которого потерял скайрим
  • Как найти кратность молекулы
  • Как исправить рукав в платье тянет рукав
  • Библиотека эпик геймс как найти